Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

 Как определить, раскрыть и развить талант ребенка. Как распознать и развить способности у детей: талантливый ребенок — это норма

Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына - триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?

Обнаружить в малыше зачатки большого таланта - это лишь полдела. Самое главное - найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!

Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст - пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.

Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка - малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке.

Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери - внимательно, но без фанатизма.

Заметив талант, не спугните его

Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей - не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.

Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше - делайте выводы!

Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.

Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.

Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря - ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.

Детальный анализ

Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка - навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики вместе взятые... Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но - при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.

Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:

  • подробная консультация с родителями и ребенком;
  • поэтапное тестирование малыша;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).

На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.

Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Развитие способностей у детей - дело рутинное

Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее - шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка - это лишь полдела. Самое главное - правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник - тренер, педагог, балетмейстер.

Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.

Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка - мотивацию!

Группа поддержки

Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, - дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить - каприз это или «полный финиш».

Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.

Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?

Как распознать способности в ребенке - прикладные советы ведущих мировых психологов:

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса - диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:

  • продуктивность - количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
  • разработанность образа - полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
  • оригинальность - необычность образов;
  • качество выполнения рисунка - аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.

Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.

Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана

Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:

Тип таланта Что делают дети
Вербально-лингвистический Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
Цифровой Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
Пространственный Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
Физический Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
Личностный Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство.
Межличностный Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант окружающей среды Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.

Талантливый ребенок: работа на результат

Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.

А вот похвала - весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок - это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Творческие способности детей дошкольного возраста проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Добрый день, уважаемые родители и близкие талантливых ребятишек! Как распознать талант у ребёнка? А он точно есть? Как его не пропустить, можно ли его «взрастить» или это дар с рождения? Сегодня мы ответим на эти и другие вопросы.

Из чего состоит талант?

Талантливый ребёнок наделён выраженными способностями в определённой сфере и чуть ли не с первого знакомства с ней проявляет стойкий интерес к занятию и возвращается к нему снова и снова. Если предоставить ему возможность развиваться в этом, то малыш быстро опередит своих менее одарённых ровесников. Поэтому талант состоит из:

  • способностей;
  • заинтересованности ребёнка;
  • развития.

В каком возрасте можно увидеть талант у ребёнка?

Здесь всё очень индивидуально. Некоторые дети ещё до года способны удивить родителей, а другие раскрываются в возрасте 3–4 лет, когда впервые сталкиваются с интересным для них видом деятельности. Внимательность родителей и их усилия по развитию малыша играют решающую роль. Чем раньше взрослые заметят способности ребёнка, тем больше у них возможностей их развить.

Как ведёт себя талантливый малыш?

  • Радуется, улыбается, успокаивается, если предложить ему интересное занятие. Это характерно даже для малышей до 1 года.
  • Подражает взрослым. Например, поёт в импровизированный микрофон, танцует, глядя в телевизор, выразительно рассказывает стих, усердно играет на игрушечном или настоящем музыкальном инструменте, даже не зная нот.
  • Проводит за любимым занятием много времени. Малышам до 5 лет не присуща усидчивость и способность заниматься одним делом дольше 30 минут. А ваш кроха уже 2 часа рисует? Или надолго затих после того, как вы включили классическую музыку? Есть смысл развивать его в этом направлении.
  • Систематично выбирает игрушки определённого направления. Долой машинки, хочу как можно больше конструктора! Хочу много нарядов для Барби и чтобы у неё были длинные волосы, из которых можно делать разные укладки! Хочу футбольный мяч, а лучше два! Важный момент: ребёнок не просто капризничает или коллекционирует игрушки, а подолгу занимается с ними.
  • Задаёт вопросы о любимом занятии. Конечно, это касается деток старше 2-х лет. А из чего он состоит? А как починить? А как накачать мяч? А какой рисунок лучше? А зачем чёрные клавиши на пианино? А можно поиграть на папиной гитаре?

Повезло тем родителям, у которых таланты детей лежат «на поверхности». Но бывают и более скрытые варианты.

Что такое скрытый талант?

Скрытый талант не заметен сразу. Чтобы он проявился, малыш должен попасть в благоприятную для этого среду. И часто так бывает, что негативные моменты в поведении ребёнка - это попросту энергия, которую нужно направить в нужное русло.

  • Ваш малыш обладает вспыльчивым нравом? Вы часто выслушиваете жалобы на то, что он дерётся? Отдайте его в секцию борьбы.
  • Ваш непоседа не пропустит ни один турник и часто приходит с содранными коленками? Попробуйте заниматься гимнастикой или акробатикой.
  • Ваша дочурка превратила кусок тюли в свадебный наряд для куклы? Срочно на занятия по рукоделию.
  • Ваш кроха любит изображать животных или очень похоже копирует интонации бабушки? Посетите театральный кружок.
  • Ваши соседи устали от ритмичного стука детского молоточка по маминым кастрюлям? Займите малыша ударными инструментами.
  • Вашего сорванца не оттянуть от компьютерных игр? А, так он ещё и удалил вашу и установил свою? И это в 6 лет? Отдайте его на детские компьютерные курсы, где его научат рисовать мультфильмы, делать видеоролики, работать с информацией и многому другому.

Все ли способности ведут к развитию таланта?

Нет, это не так. Бывает, что ребёнок очень способный, и это воодушевляет родителей. Малыша ведут на занятия, и на первых порах он легко справляется с нагрузкой. Но позже теряет интерес к занятию и выбирает что-то другое. Что делать в таком случае?

  • Попробовать поменять обстановку. Например, малыш любит рисовать, но ему не подходит преподаватель или художественная школа.
  • Способностей может быть много. Поэтому, если ребёнок гибкий от рождения или имеет музыкальный слух, а хочет заниматься футболом, не заставляйте его следовать вашей логике. Без его желания занятия будут неэффективны.

Как помочь ребёнку развить талант?

Важно вовремя распознать талант у ребёнка, но, помимо этого, усердие малыша нужно систематически поддерживать или хотя бы не мешать ему. Часто так бывает, что ребёнок стремится заниматься любимым делом в ущерб учёбе или другим сферам развития. Как вести себя родителям?

Не ставьте свои ожидания и опасения выше его интересов. Иначе можете если не загубить, то надолго затормозить развитие таланта:

  • Какие бальные танцы? Мальчик должен выбирать более мужские занятия!
  • Какое скалолазание? Ещё шею свернёшь!
  • Принесёшь тройку, про гитару можешь забыть!

Это примеры грубых ошибок родителей, которые лишают малыша всякой мотивации двигаться дальше. Но это не о вас, правда?

Но ведь нельзя же столько времени сидеть за рисованием! А как же осанка? Эти и прочие переживания родителей логичны. Спокойно и тактично предлагайте малышу смену деятельности, но не запрещайте заниматься любимым делом и ни в коем случае не манипулируйте им:

  • Отличный рисунок получился. А давай-ка немного разомнёмся и сходим в парк. Там ты сможешь увидеть красивый пейзаж.
  • Ты забил три гола? Молодец. Самое время перекусить и заняться математикой.

Хвалите ребёнка за успехи и напоминайте, что есть и другие важные дела.

Вникайте глубже в интересы ребёнка, даже если вы сами от этого далеки:

  • Предлагайте юному художнику посетить выставку.
  • Водите музыканта или танцора на концерты, балет, театральные постановки.
  • Посещайте спортивные соревнования, смотрите мотивационные фильмы о биографии известных спортсменов.

Приучайте ребёнка к мысли, что над талантом нужно долго и упорно работать. Ведь не секрет, что менее одарённые дети, проявляя трудолюбие, могут достигать больших успехов, чем талантливые дети, которые не сумели преодолеть собственную лень.

Детские таланты: находим, поощряем, развиваем

Распознать и развить таланты ребёнка - не только посильная, но и необходимая задача родителей. Итак, коротко о главном:

  • Проявляем внимание к деятельности ребёнка. Можно даже завести дневник или пройти парочку психологических тестов.
  • Стремимся направить негативную энергию малыша в конструктивное русло.
  • Поощряем успехи и ведём ребёнка к профессионалам.
  • Трудимся вместе с крохой: водим на занятия, поддерживаем его морально, интересуемся достижениями, не допускаем чрезмерной усталости, но и не поощряем лень.
  • Гордимся и хвалим не за медали, а за личные достижения и развитие.

Главное - помнить: нет неспособных детей, просто любой потенциал нужно развивать. До новых встреч на страницах нашего сайта!

Приветствую вас, дорогие мамы и папы самых талантливых детей! Да, обращаюсь к вам именно так по двум причинам.

Во-первых, для каждого родителя его ребёнок – самый талантливый в мире, и это правильно! Не будем лукавить — мы спим и видим своих чад на больших сценах театров или на пьедестале почёта, их имена непременно должны красоваться среди художников или писателей.

Во-вторых, речь сегодня действительно пойдёт об одарённых детях. А точнее о том, как распознать талант у ребенка, не пропустить тот самый важный момент и направить его развитие в нужную сторону. Чтобы по истечении нескольких лет маленький гений вырос в известного и знаменитого.

План урока:

Руководство к действию, или когда и как правильно искать талант

Существует мнение, что все наши таланты закладываются с детства, а некоторая предрасположенность к чему-либо передаётся ещё и на генетическом уровне. Не будем спорить, скорее всего, это так и есть. Только вот опытные родители советуют не ждать «у моря погоды», когда особые способности, дарованные природой, дадут о себе знать, а поискать их самостоятельно, чтобы не упустить время и дать им полный ход.

Если верить психологам, то у 15% детей ещё в дошкольном возрасте устанавливается заинтересованность к чему-нибудь:

  • некоторые склоняются к рисованию;
  • у иных неплохо получается петь;
  • третьи с вдохновением рассказывают стихи.

При этом большинство видит в детях гениев, но чаще это принятие желаемого за действительное, ведь настоящий талант – врождённые способности. Но как узнать, наделён ли отпрыск каким-либо даром или это обычное увлечение?

Ищем признаки одаренности

Психологи считают, что два первых признака одаренности это:

  1. Скорость выполнения задачи.
  2. Вовлечённость в процесс.

Простым языком: ребёнок регулярно делает то, что ему особо приходится по душе, причём быстрее, чем это обычно делают его сверстники.

Включаем родительскую наблюдательность

Чтобы понять, есть ли предрасположенность у ребенка к чему-то, нужно быть наблюдательным родителем – обращать внимание, как он играет, что ему больше нравится, чем он старается заняться в появившуюся свободную минутку.

Ребёнок клацает по телевизионному пульту в поисках нужно канала? Киньте взгляд на экран, возможно вместо мультика он смотрит какую-нибудь познавательную передачу, а это ещё один ключик к разгадке скрытых талантов. Натолкнуть на мысль смогут и надоедливые вопросы «почему?» и «как?» на одну и ту же тему.

Следим за успехами в школе

Явно выраженные успехи по какому-либо предмету в школе тоже могут многое рассказать о наличии таланта в какой-либо области.

Спросите мнение у классного руководителя или школьного психолога, они наверняка подскажут, к чему более склонен ваш ученик и есть ли у него зачатки талантливых способностей.

Определить до подросткового периода, кем является ваш потомок – технарём или гуманитарием, достаточно сложно, так как в раннем возрасте дети готовы заниматься почти всем. Психологи говорят, что распознать талант до поступления в школу, достаточно сложно, хоть многие и начинают неплохо петь и рисовать в свои 4-5.

Школа помогает выявить именно природные способности, давая разностороннее развитие. Увидеть явные склонности к чему-либо можно уже и в начальных классах, но, как говорят специалисты, оптимальным временем для проведения «талантливой» диагностики является возраст 13 лет.

Внимание! Ошибка! В попытке отыскать в своём маленьком гении скрытый талант, настаивая на определённом кружке/секции, не вдаваясь в интересы ребёнка, родители чаще подспудно желают лишь реализовать свои упущенные в детстве возможности.

Где вы, таланты?

Итак, что поможет родителям увидеть в сыночке или дочке актёрский, писательский, художественный, спортивный или музыкальный талант?

С песней по жизни

Будущего Моцарта можно разглядеть в раннем детстве, когда малыш «торчит» от музыкальных игрушек, начинает проявлять непомерный интерес к мелодиям, на лету их запоминает, воспроизводит при каждом удобном случае и узнает по первым аккордам.

Ему присуще природное чувство ритма и тонкий музыкальный слух. Он не только слышит музыкальные произведения, он пытается сам их сочинять, получая от этого процесса удовольствие. Итак, если детские ушки всегда настроены на нужную мелодичную волну – это повод, чтобы пойти в музыкальном направлении.

Ценитель прекрасного

Почти все дети любят рисовать, но вот если ваш ребёнок умеет не только «палку, палку, огуречик», а создаёт художественные образы, вместо активных игр предпочитает поелозить карандашом по бумаге, во время задумчивого безделья вечно что-то чертит на любом свободном кусочке тетрадного листа, то стоит задуматься, а не пойти ли в художники.

Выбор вместо «Кататься на горке!» — «Пойдём, там выставка открылась!», полный дом аппликаций, рисунков и ручных поделок — вот ещё пунктики в доказательство того, что стоит попробовать раскрыть талант.

Будущий Пушкин или Толстой

Для новоиспечённого писателя и поэта совсем не обязательно фантазировать на каждом шагу. Но бесспорно одно – он очень любит рассказывать, причём в подробностях, выстраивая историю в сюжетную линию. Для него важны детали. Ну а стихи – это привычная форма общения, рифмы так и складываются из простых слов.

Если это всё про вашего ребёнка, то пора записаться в драматический кружок.

Артист да и только!

Любит кривляться, стоя перед зеркалом и всё время корчит рожицы? Да все они так делают!

А вот если стихи на одном выдохе да с жестами, с эмоциями и с выражением до мурашек – это оно, актёрское мастерство!

Умеет спародировать вашего друга или рассказать историю так, что как будто сам там был?

Выступает перед большой аудиторией и «тащится» от восторженных взглядов слушателей и аплодисментов?

Побежали в театральную студию!

Никуда без спорта!

Ваш ребёнок готов ежедневно вставать в пять утра, мчаться на тренировку, отдаваться там по полной, а потом бежать на уроки, да и синяки-то не пугают, и разбитый нос не останавливает?! Ему с первого раза поддаётся велосипед, ноги сами закручиваются буквой «зю» вокруг тела, на коньках он уверенно стоит с первой вылазки на лёд или направленный мяч точно летит в ворота? Точно стоит задуматься: а вдруг?!

Причём, совсем не значит, что выбранная вначале секция – то, что требуется. Обычно, как у поварихи: первый блин комом, но, как правило, дети сами находят, где бы они хотели состояться как великие спортсмены.

Талантливые стихии

Обрисовали портрет своего ребёнка, вроде решили, что можно попробовать заняться чем-то более профессионально, но какая-то тень сомнения ещё присутствует? Как насчёт астрологии? Может она рассеет ваши сомнения и поставит в вашем решении жирную точку.

По дате рождения ребёнка можно узнать, что ему предсказано звёздами. Энергетика стихий, под которыми рождён человек, задаёт особенности его характера и оказывает влияние на способности и таланты.

Огонь

Огненные дети – Овны, Львята и Стрельцы. Очень активные дети, поэтому чаще всего из них получаются хорошие спортсмены, они с удовольствием занимаются лыжами, футболом и лёгкой атлетикой. Любят демонстрировать все свои достоинства, поэтому будут востребованы в театре, стремятся в кино и шоу-бизнес.

Воздух

Воздушные Близнецы, Водолейчики и Весы любят общение, ум их быстро работает, а у любопытства нет границ, поэтому они «на ура» сочиняют и красиво рассказывают. Так что закупите побольше бумаги и ручек – эти дети готовы писать целые романы и поэмы!

Умеют они и красиво рисовать, обладая чувством стиля и творческим взглядом на окружающий мир, отлично дружат с фотокамерой, поэтому могут стать рисующими на холсте художниками или знаменитыми фотографами.

Земля

Приземлённые Козерожки, Тельцы и Девы – самые терпеливые и трудолюбивые, поэтому лепят и мастерят они, не отвлекаясь. Это будущие скульпторы, архитекторы и строители. Могут и них получиться и отличные спортсмены.

Вода

Водные Раки, Скорпиончики и Рыбки живут эмоциями, поэтому для них самое то – музыка. Кроме того, они неплохо рисуют пейзажи и натюрморты. Если вы решили отдать водного ребёнка на танцы, то выберите балет, народные или диско.

На видео отличное дополнение по нашей теме от профессионального психолога.

На этом я с вами прощаюсь с пожеланием удачи в воспитании талантливых гениев. Будут ждать от вас новостей. Как вам удаётся открывать природные способности, так сказать, в домашних условиях?

Всего вам доброго!

Детишкам привет!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Нередко можно услышать выражение «этот ребенок очень одаренный». По сути, все мы от рождения имеем свои способности и чем-то одарены, мы все уникальны. Вопрос лишь в том, помогут ли нам взрослые на это обратить внимание и помочь развить. Именно в раннем детстве нужно заметить их и направить ребенка, чаще всего такие моменты просто не замечаются. В итоге ребенок оставляет свой врожденный дар пылиться на полке жизни.

6 185816

Фотогалерея: Как определить талант ребенка

Два американских психолога Г. Каф и А. де Хаан длительноевремя работали над изучением врожденных способностей и в итоге разработалиуникальную анкету-вопросник, которая поможет выявить способности ребенка. Этаанкета протестирует способности ребенка по основным направлениям человеческойдеятельности.

Пять признаковмузыкального дара

    мелодии легко запоминаются, он быстро подхватывает ихритм, вслушивается в звуки мелодии, причем это должно происходить ненавязчиво илегко;

    когда ребенок всегда тянется к музыке, использует любуювозможность послушать ее;

    может сочинять свои мелодии, которые частенько напевает;

    в случае, когда ребенок очень любит игру на инструментах илина каком-то определенном. Можно заметить у ребенка музыкальный азарт и рвение кигре, он очень чувственно подходит к этому вопросу и без остатка выкладывается;

    возможно, он с большой тягой учится играть на инструментеили уже научился, особенно если это происходит без посторонней помощи.

Пять признаковтехнических способностей

Ваш ребенок может иметь хорошие технические наклонности,когда у него проявляются следующие признаки:

    бурный интерес к машинам и различным механизмам. Здесь важноне путать заинтересованность, т.к. практически всем детям интереснопонять, как это работает. Но не каждый будет стремиться вникнуть в суть, причемс постоянной тягой;

    когда ребенок рисует механизмы, иногда даже с подобиемчертежей;

    особенно если он постоянно работает с конструкторами,собирает электронные схемы. Любит разбирать разные поломанные механизмы ивникает в проблему, разбирается в их устройстве и пытается починить;

    нередко такие дети могут заинтересоваться техническойлитературой, которая доступна для понимания взрослых;

    ребенок может разбирать механизмы и оборудование, чтобы потом собрать какой-то свой прибор.

Шесть признаков тягик научной работе

Научная работа может быть его призванием, обратите вниманиена следующее:

    если у ребенка хороший словарный запас, используя который,он сможет донести вам свои мысли, чужие объяснения или растолковать некоторыенаблюдения. Очень часто такие дети или ведут дневники с записями, или просятродителей что-то записать;

    иногда, не прибегая к объяснениям в книгах, они саминачинают объяснять причины событий, тех или иных явлений;

    если у ребенка хорошо развито абстрактное мышление, он умеетразвить тему, которая обобщена;

    увлекается сбором или созданием каких-либо схем иликоллекций;

    особенно если ребенка интересуют научные статьи, когда онвникает во взрослые журналы и книги, при этом сверстники явно остаются позадиего в развитии;

    он не будет остывать к начатым делам слишком быстро, и дажепосле того, как над ним могут посмеяться.

Семь признаковталанта артиста

Возможно ваш ребенок прирожденный актер или артист какого-либожанра:

    не имея к чему-то словесных объяснений, он сможет это выразить жестамиили мимикой;

    правильно оценивает красивую и необычную одежду;

    такой ребенок может часто оказываться в центре вниманиявзрослой аудиторией, при этом будет без стеснения петь, читать стихи иликак-нибудь иначе обращать на себя внимание;

    ищет все новое в каком-то творческом направлении, оченьпластичен;

    следит за реакцией и эмоциями людей, стремится вызватьбурную реакцию в рассказе;

Девять признаковнезаурядного интеллекта

Не пропустите интеллектуальные способности у вашего ребенка:

    у ребенка очень хорошая память;

    когда ребенок задает много вопросов, при этом они в тему иочень похожи на вопросы взрослого человека;

    различает правильные и обоснованные поступки людей отбезрассудных, у ребенка очень ясный ум, даже если тема не высказана до конца,он ее уже понимает, хорошая рассудительность;

    на фоне сверстников такой ребенок будет ярко выделятьсяинтеллектом. Это не значит, что он будет отличник в учебе. Просто ему скучно науроках, т.к. он все это знает и понимает намного глубже;

    часто такие дети читают много литературы, которая несоответствует их возрасту, и забегают вперед в учебной программе;

    любой материал в школе он воспринимает с легкостью и хорошоего запоминает;

    такие дети очень хорошо, больше чем сверстники,информированы о процессах и событиях, которые касаются их самих, развития,жизни или здоровья;

    наблюдательны и очень восприимчивы к новинкам, которыевлияют на окружающую жизнь;

    нередко у таких детей очень высокий уровеньрассудительности, чувство собственного достоинства мешает им в общении со сверстниками,отмечена хитрая расчетливость.

Восемь признаковспортивных талантов

Физически дети очень быстро развиваются, важно не пропуститьи выявить спортивные таланты ребенка:

    смелость толкает его на необдуманные поступки, несмотря нассадины и синяки;

    у ребенка просто море энергии;

    даже в поздний вечер у ребенка не заметна усталость;

    в соревнованиях, играх и даже дворовых стычках он всегдапобеждает;

    он пластичен, физически развит лучше сверстников, у него хорошаякоординация движений;

    такие дети быстро и самостоятельно осваивают умение кататьсяна коньках, лыжах, роликах или же умеют хорошо плавать, хотя их этому никто неучил;

    вместо спокойного чтения книги или сидения за компьютером,его тянет на улицу в движение;

    такие дети находят себе в раннем возрасте спортивныхкумиров, как правило, именно в этом виде спорта он двигается.

Пять признаковлитературного дара

Как и все другие дары, литературный, также проявляется сдетства:

    ребенок может хорошо развивать сюжет, добавлять своифантазии, но при этом они будут соответствовать теме;

    в спокойной обстановке его часто можно застать за написаниемрассказов или сказок собственного сочинения;

    когда он о чем-то повествует, то всегда делает это слаженно,придерживается сюжета, описания могут быть очень чувственные и яркие;

    созданные своим воображением персонажи, он наделяет жизнью всвоих рассказах;

    очень хорошо умеет подобрать правильные слова, которые яркои эмоционально выразят ситуацию.

Шесть признаковхудожественных способностей

Такое пропустить трудно, художественные способности оченьзаметны:

    такие дети вместо многословия начинают выливать свои слова иэмоции на бумагу или же на материал для лепки, вырезание и т.д.;

    часто может высказать свое мнение по поводу той или инойработы известного деятеля искусств;

    с увлечением и серьезно относится абсолютно ко всемпроизведениям. Очень часто уходят в себя, наблюдая пейзажи, интересующие ихпредметы или картины;

    если ребенок рисует сюжет, то он в мелочах отображает все,что видит, не останавливается на рисовании только одного человека, стараетсяотразить в рисунке весь свой взгляд;

    таких детей тянет создавать что-то полезное и красивое,например, поделки для дома;

    все свое свободное время такие дети посвящают рисованию,лепнине, поделкам и прочим видам искусства.

Теперь зная, как правильно оценить таланты своего ребенка,отразите в виде балов от 2 до 5, те или иные таланты, которые вы заметили усвоего ребенка. Оценивать нужно отдельно каждый из признаков в группе, затемсложите сумму балов. Полученную сумму нужно разделить на количество признаковв группе (5, 6, 7, 8 или 9). Оценку нужно делать с помощью графика осикоординат. На горизонтальной установите число талантов в группе, в данном тесте,их 8. А вертикальная ось, это баллы от 2 до 5, и так для каждого таланта, когдалинии проекций пересекаются, ставьте точки, а затем соедините их в график.

График оценкиодаренности

Такой график поможет вам правильно оценивать разнообразныенаклонности ребенка, что в свою очередь поможет выбрать для него болееинтересные увлечения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!