Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Воспитание парней, воинов, настоящих мужчин, лидеров. Отсутствие мужского воспитания у мальчика

Время чтения: 7 минут

Чтобы из сына вырос мужчина, хороший отец, достойный член общества, важно знать, как воспитывать мальчика. Представители сильного пола, способные на поступки и признания, уверенные в себе, мужественные и смелые, вырастают из маленьких мальчиков, мама и папа которых нашли правильный педагогический подход. Существует множество тонкостей и нюансов, которые нужно знать, чтобы вырастить хорошего человека, всесторонне развитую личность, настоящего мужчину.

Воспитание мальчиков

В Древней Руси считали, что женщины не должны воспитывать сыновей. Это мужская задача. Для дворянских детей нанимались гувернеры, а малыши из низших сословий вращались в мужской среде благодаря раннему приобщению к труду. Уже с 20 века мальчики все реже воспитываются под мужским вниманием, заботы о детях перекладывается на женские плечи. Недостаток мужского влияния сказывается на манере поведения взрослого сына. Мужчины становятся безынициативными, не могут дать отпор обидчику, не хотят преодолевать трудности.

Психология воспитания мальчиков

Мужественные, сильные и смелые мужчины не рождаются сразу с таким набором человеческих качеств. Характер представителей сильного пола родом из детства. Правильные действия родителей, основанные на особенностях психологии мальчишек, – ключ к успеху, ответ, как правильно воспитывать сыновей. К мальчикам и девочкам нужен разный подход, ведь и психология у них разная. Чтобы сын стал достойным членом современного общества, важно строить с ним уважительные, доверительные отношения.

Правила воспитания

У каждой семьи методы воспитания могут разниться, но если задачей родителей является формирование сильной, ответственной личности, то стоит воспитывать сына, следуя следующим нескольким правилам:

  1. Малыш должен иметь чувство собственного достоинства, а не просто выполнять распоряжения родителей.
  2. Даже дошкольник, не говоря про подростка, должен четко понимать, что все начатое нужно доводить до конца.
  3. Пусть мальчики занимаются спортом. Это нужно не только для физической подготовки, но и для появления самодисциплины.
  4. У ребенка важно воспитывать стойкость при поражениях, при этом трудности нужно преодолевать любыми путями.
  5. У мальчиков нужно воспитывать чувство ответственности, милосердие.

Мужское воспитание

Роль отца в задаче, как воспитывать мальчиков, сложно переоценить. Если до 4-5 лет большее значение для крохи имеет мать, то после – тянется к папе. Только через общение с отцом (или другими мужчинами) мальчик учится мужскому поведению. Дети копируют поведение пап, ведь его нравственные принципы, привычки и манеры являются воплощением эталона мужественности, примером для подражания. Авторитет отца, отношение к матери определяют, насколько мальчик будет любить, уважать свою будущую семью, жену.

Как воспитать мальчика настоящим мужчиной

Мужской характер формируется из-за разных действий родителей. Одни делают акцент на учебе и книгах, другие считают важным этапом формирования личности занятия спортом, для третьих важно воспитывать ребенка, любящего труд. Какой бы путь вы не выбрали, главное – показывать крохе положительный пример. Только ваше трудолюбие, любовь к спорту, ответственность смогут проявить, воспитывать в ребенке такие же качества.

Половое воспитание

Не меньше чем психологические аспекты воспитания, для мальчика важны физиологические. С рождения следите за формированием мочеполовой системы, при обнаружении проблем обращайтесь к специалисту. Причиной могут стать слабое или чрезмерное развитие половых органов, сужение или воспаление крайней плоти, другие нарушения. В детстве закладываются гигиенические привычки. Для мальчиков нечистоплотность может стать причиной воспалений, болей, отеков. Родители обязаны своевременно сформировать, воспитать полезные привычки.

Помимо гигиены, половое воспитание затрагивает и другие аспекты. Задача матери и отца помочь сыну понять свою принадлежность к мужскому полу, научить его адекватно себя вести в отношениях с противоположным полом. Дети должны получать сведения о сексуальной жизни от родителей, а не от сверстников или через интернет. В 7-11 лет мальчики уже должны быть осведомлены о репродуктивной функции и деторождении, наступающем половом созревании и изменениях, которые их ждут. После 12 лет подросткам надо знать:

  • о существовании разных форм сексуальности;
  • о заболеваниях, передающихся половым путем;
  • о сексуальном насилии;
  • о безопасном сексе.

Как воспитать мальчика смелым

Если с детства мальчик будет всего бояться, высока вероятность, что с возрастом эти страхи только усилятся. Родителям стоит приложить немало стараний, чтобы развить смелость у будущего мужчины. В помощь мамам и папам, желающим видеть своего малыша бесстрашным, несколько рекомендаций:

  1. Для уверенности, воспитания мужественности и смелости ребенку необходима гармония в семье. Когда мама и папа не могут прийти к единому мнению, ребенок находится в растерянности и замешательстве.
  2. Нельзя хвалить и ставить в пример других детей. Такое сравнение может привести к неуверенности.
  3. Опека, переживания о сыне должны проявляться в меру.
  4. Для развития смелости нужны занятия спортом.
  5. Нельзя называть ребенка трусом. Нужно научить малыша бороться со своими страхами, например, с помощью чувства юмора.

Как воспитать хорошего сына

Родители хотят воспитать сына ответственным, проявляющим инициативу, сильным, но вместе с тем любящим, заботливым и внимательным. Эти естественные желания мамы и папы воплотить в жизнь сложно, но есть несколько правил воспитания, которые помогут в этом:

  • поддерживайте проявления самостоятельности, активности и другие черты мужского характера;
  • будьте примером для сына всегда и во всем;
  • приучайте сына к труду с раннего возраста;
  • относитесь к нему с разумной требовательностью.

Как правильно воспитывать мальчика

При решении вопроса, как воспитывать мальчика, важно учитывать особенности возраста ребенка. Начинать нужно с самого рождения, а со взрослением малыша придется прилагать все больше и больше усилий. При правильном подходе ваши труды воздадутся хорошими результатами. На определенных этапах роль матери или отца становится значимее, но оба родителя должны в равной степени прилагать усилия для воспитания.

Воспитание мальчика с рождения

В воспитании ребенка до 3 лет пол не имеет значения. Ребенок в этом возрасте проводит большую часть времени с мамой, связь с которой очень прочна. Папа в этот период играет второстепенную роль. Родители должны себя вести так, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности. Малыш, окруженный любовью и заботой мамы, вырастает уверенным в себе и своих силах. До 3 лет специалисты рекомендуют не посещать детский сад. Дети, почувствовавшие себя брошенными, часто проявляют агрессию, беспокойство. Для поднятия самооценки важно чаще обнимать ребенка и реже наказывать.

В 3-4 года

После 3 лет дети начинают различать людей по половому признаку. Воспитание сына на этом этапе должно проходить с подчеркиванием его мужских качеств – силы, ловкости, храбрости. Мальчикам нужно прилагать больше усилий, чтобы развивать речь. Для улучшения навыков общения родителям стоит больше беседовать и играть с малышом. Для всестороннего развития крохи не ограничивайте его при выборе игр и игрушек. Если мальчику хочется играть с куклами, то это никак не отразится на его социальной общественной роли.

В 5-7 лет

В этом возрасте воспитание мальчиков мало отличается от предыдущего периода. Окружайте ребенка лаской и заботой, дарите ему уверенность, осознание собственных сил. Пусть ваш малыш чувствует себя в безопасности. Напоминайте ему о важных мужских качествах, позволяйте проявлять нежность и собственные эмоции. К концу этого периода мальчики немного отдаляются от мамы и начинают сближаться с отцом.

В 8-10 лет

Чтобы правильно воспитать сына, на этапе от 8 до 10 лет отцу важно активно участвовать в жизни сына. Важно сформировать доверительные отношения, которые явно проявятся в подростковом и старшем возрасте. Папе не стоит быть слишком строгим, так как ребенок может замкнуться в себе, начать бояться отца. Мальчики с интересом относятся к мужским делам, занятиям и поступкам папы. Еще в этом периоде сын может начать отстаивать свое мнение или территорию силовыми методами. Не стоит препятствовать выражению негативных эмоций. Объясняйте, что добиться желаемого можно другими методами.

Подростка

Воспитывать сына, вступившего в подростковый период, означает прививать ему ответственность, учить видеть последствия своих поступков, соотносить желания с реальностью. Это основные цели, которые должны поставить перед собой родители подростка. Роль отца еще высока, но повзрослевшему ребенку требуется общение со школьными друзьями, сверстниками. Получать мужскую энергию, знакомиться с особенностями поведения можно и при общении со старшими мужчинами, близкими семье подростка.

Как воспитывать гиперактивного мальчика

Когда ребенку сложно усидеть на одном месте, он постоянно отвлекается, действует быстро и импульсивно, высока вероятность гиперактивности. Обратитесь за консультацией к детскому психологу, займитесь самостоятельным изучением вопроса, чтобы правильно воспитывать такого особенного ребенка. При воспитании сына с гиперактивностью уделите внимание организации распорядка дня, найдите ему хобби по душе, поддерживайте и хвалите свое чадо. Важно проявлять нежность, ласку и заботу к сыновьям с такой проблемой.

Как воспитать мальчика без отца

Неполные семьи – частое явление в современном обществе. Мама не должна чувствовать себя виноватой в сложившихся обстоятельствах. Чтобы воспитать мальчика настоящим мужчиной без отца, постарайтесь компенсировать отсутствие в жизни второго родителя вниманием близких родственников – дяди или дедушки. Время, проведенное в мужском обществе, позволит ребенку осуществить самоидентификацию, будет способствовать личностному развитию, укрепит веру в себя и собственные возможности.

Видео

Настоящий мужчина – сильный, уверенный, решительный, надежный и ответственный. Наверное, таким представляется образ идеального мужчины. Являются ли в массе в наше время таковыми представители сильного пола? Многие ответят, что нет. И будут правы. Но почему так случилось? Неужели время героев прошло, и они остались только в мифах? Неужели современные блага цивилизации окончательно испортили мужской характер? Давайте попробуем разобраться в причинах этого явления.

Психологам известно, что характер закладывается в детстве и от того как мы воспитали детей, зависит их поведение и соответственно, судьба. Вспомним, как строилось воспитание в царской России. Принципиальным моментом было раздельное обучение мальчиков и девочек. Такой подход был правильным, потому как позволял юношам сосредоточиться на развитии мужских качеств и навыков, а девочкам - на женских. Кроме того есть также разница в восприятии и потому необходим разный подход к обучению подростков. А современное смешанное обучение приводит к различным проблемам. Во-первых, односторонний подход приводит к плохой обучаемости. Во-вторых, раньше времени включает сексуальный инстинкт. Многим постоянный контакт с женским коллективом может показаться хорошим делом. Но на самом деле, это может привести к обратному эффекту - развитие гомосексуальности. Например, больше всего гомосексуалистов встречается среди тех, чья работа постоянно связана с женщинами. Это танцоры, представители творческих профессий, парикмахеры, массажисты. Для них женщина перестала быть загадкой, они даже прикасаются к ней без сексуального подоплека. Это для них является обыденным делом. Поэтому и теряется к ним интерес. И наоборот, трудно найти представителя нетрадиционной сексуальной ориентации среди брутальных спортсменов- борцов или боксеров.

Еще одна причина ослабления мужчин в России - это отсутствие территориального инстинкта. В связи с тем, что как в царской России, так и при коммунистах большинство людей не имели своего контролируемого участка, что понижало их ранг, самооценку и ответственность. А ответственность – это главное качество мужчины. Если нет своей территории - незачем и некого охранять. Можно и расслабиться.

И третья причина- это феминизация общества, которую начали большевики после революции. Они уничтожили лучших высокоранговых мужских особей - знать, интеллигенцию, духовенство, а также других сильных и независимых представителей из других слоев. Вторым шагом было « уравнение» женщин в правах с мужчинами. Оторвавшись от уютного домашнего очага, женщины ринулись горбатиться на заводы, как и мужчины. Здесь государство убило двух зайцев. Получило дополнительную рабсилу. А также приобрело союзника в борьбе с мужчинами. Правящим кругам не нужны сильные мужчины, потому как если они будут недовольны некоторыми вещами, могут устроить бунт. А чтобы это не было, нужно превратить народ в легко управляемое и внушаемое аморфное стадо. Для этого и была приведена искусственная феминизация общества. Было разработано соответствующее законодательство. В случае чего, женщина могла жаловаться властям или подавать в суд на мужа. И мужское население оказалось между двух огней. С одной стороны государство, а с другой жена, постоянно требующая дополнительных благ и прав. Отсюда и пьянство, которое, кстати, было нехарактерно для царской России. Мужчина в советские времена был практически бесправным. В случае скандала, он априори считался виноватым. А когда пытался отстоять свои права, жена бежала к государственным органам и жаловалась на мужа. Женщина получила также возможность законного шантажа. Достаточно было простого заявления, чтобы осудить вступившего с ней в связь мужчину за изнасилование. Огромное количество мужчин сидело в тюрьмах за то, что применили физическую силу во время семейной ссоры или по ложному обвинению в изнасиловании. И еще большее число мужчин вынуждены были жениться или откупаться от сексуальной партнерши под угрозой тюрьмы.

Еще одна причина вырождения мужских качеств - неправильное воспитание в семье. Это касается в основном матерей. Очень часто мамы, пытаясь уберечь своих чад, огораживают их от внешнего мира и сами делают то, что должен делать мужчина. Тем самым, он лишают возможности развиваться своим сыновьям и те вырастают абсолютно беспомощными и не пригодными к реальной жизни. Достаточно часто можно наблюдать великовозрастных «маменьких сынков», которые без мамы не могут решить ни одной проблемы. Такой человек не состоялся ни как личность, ни как мужчина.

Как мы видим, причины упадка мужской энергетики различны и некоторые тянутся даже с прошлых веков. Чтобы решить данную проблему, нужен комплексный подход. Неплохо было бы вернуть раздельное обучение в школах. Но главную ответственность должны нести родители. Именно они имеют самое большое влияние на ребенка. И при правильном воспитании в семье, можно противостоять негативному воздействию внешних факторов. Самое первое, что нужно сделать - это осознать проблему. Это дает 50% её решения. Ну а далее конечно нужно предпринимать шаги по исправлению ситуации, что намного тяжелее первой стадии. Но только таким образом сообща, мы сможем решить проблемы в сфере личных отношений. В конечном итоге, насколько сильны мужчины и обаятельны женщины зависит не только качество личных отношений, но и общая обстановка в социуме.

Мужское воспитание

Мы живем в удивительной стране – стране несостоявшихся мужчин и нереализовавшихся женщин. В последнее время стало модно обсуждать «войну полов», вопросы секса, демографическую ситуацию…

Но как-то не принято у нас до конца в этом вопросе не хитрить, не кроить, не умалчивать… А ситуация грустная. И грустная она не потому, что в стране смертность среди мужского населения одна из самых высоких в мире, не из-за того, что уже с возрастной отметки 33 прожитых года мужчин становиться намного меньше чем женщин, суть катастрофы в ином.

В стране, исторически, начиная со времен гражданской войны, сложилась ситуация, когда из-за демографического перекоса все больше и больше детей лишены мужского воспитания.

Страна исторически переполнена «женскими» семьями — семьями, где при полном отсутствии мужчин в любом виде (отец , дядя, дед) семейным воспитанием детей заняты исключительно женщины.

Во многих исторических обществах такой ситуации не могло произойти не только наяву, но и в страшном сне присниться.

Ибо древние (и не древние) народы прекрасно знали, что женщина (какая бы она замечательная не была) не способна воспитать истинного мужчину. Мужчину может воспитать только мужчина.

В разные эпохи и при разных обычаях проблема мужского воспитания решалась по-разному: у самых древних было принято с определенного возраста (с 5 или 7 лет) разлучать мальчика с матерью и воспитывать его в мужском коллективе. В других обществах жесткие родовые обычаи определяли, кто из родственников обязан опекать вдову и заниматься воспитанием ее сыновей. Отсутствие отца в такой ситуации не лишало мальчика возможности получить мужское воспитание — им занимался опекун. В этих обществах осознавали, что у женщины и мужчины разные пути реализации в жизни , и мужчина, лишенный мужских ориентиров успеха – а это лидерство, превосходство в конкурентной борьбе, деловые и профессиональные навыки, умение заботиться о своей жене, о своих детях, о своем роде, своем племени, умение обеспечить им определенный уровень достатка, умение обеспечить их безопасность в борьбе с чужаками – не способен стать продолжателем рода.

Вся человеческая история – это история борьбы мужских амбиций. Женщины в ней выходили на арену крайне редко, в исключительных случаях.

История борьбы всегда заканчивалась одинаково – проигравшие мужчины либо погибали, либо становились рабами победителей.

А вот женщины побежденных, их жены и их дочери далеко не всегда разделяли участь своих мужчин – увы, женщины, как и иное ценное имущество, достаются победителю, и тут уже зависит и от победителя и от самих женщин дальнейшая участь их совместных детей – вольются ли эти дети полноправными членами в победившее племя или они останутся рабами.

Истории известны разнообразнейшие примеры. Даже из двенадцати колен Израилевых четыре ведут свой род по женской линии от рабынь.

Наверное, евреи единственный народ в мире, чьи старейшины в свое время ради спасения всего племени приняли гениальное решение, позволившее не только выжить этому народу в вавилонском плену, не только сохраниться во всех иных исторических катаклизмах, но и выработать такие национальные традиции семейного воспитания, которые позволили этому некогда крошечному народу в большинстве цивилизованных стран занять позиции лиц, принимающих все основные политические и экономические решения.

«Всякий ребенок, рожденный матерью еврейкой, есть еврей и должен получить соответствующее воспитание» — вот квинтэссенция рецепта, позволившая этому народу стать тем, кем он стал.

Те народы, которые пренебрегли воспитанием детей, а особенно мужчин, исчезли с исторической арены.

Как тут не вспомнить любопытный биологический факт – пол ребенка определяется комбинаций двух хромосом «Х» и «У». Хромосомный набор «ХХ» — девочка, «ХУ» — мальчик.

Получается, что исторически хромосома «У» побежденных мужчин, не имеющих возможности оставить после себя потомство — мальчиков – исчезает с лица земли.

История центральной России, пережившей крепостничество, не являет взору радостную картину.

Судя по сохранившимся бытописаниям, идея построения крепкой семьи, со счастливыми, радостными отношениями между ее членами, воспитания тружеников, создающих материальное – и, прежде всего семейное — благополучие, никогда не являлась целью русской общины.

Сохранившиеся литературные и исторические источники пестрят совершенно не привлекательными фактами царившей семейной жестокости.

Конечно, можно попытаться объяснить это общинной собственностью на землю – мол, что вы хотите от людей, не имеющих в собственности земли…

Но что определяет в самом обществе исторический характер собственности, что определяет наличие или отсутствие традиций наследования, передачи родовой информации, родового опыта?

Что определяет наличие или отсутствие системы воспитания детей ?

Религия? — Похоже, что и роль православной церкви в построении семьи не была значительной – иначе бы у нас, россиян русского (славянского) происхождения, сохранились определенные традиции решения семейных проблем с помощью совета священника, но таких традиций нет.

Национальный характер?

Присутствие или отсутствие института старейшин, способных вырабатывать исторически важные для развития рода, общины, всего народа решения?

Умение вырабатывать и поддерживать традиции существования?

Результат нашей российской исторической «неразвитости» родовых отношений, отсутствия традиции мужского воспитания – это и есть причины современного демографического кризиса.

Можно сколько угодно винить в случившейся демографической катастрофе октябрьский переворот, гражданскую войну, голод, коллективизацию, репрессивную систему, запущенную коммунистами, вторую мировую войну, коммунистический режим…

Да, генофонд русского народа подорван – лучшие, самые смелые, самые работящие и именно мужчины, носители той самой, навсегда утраченной хромосомы «У», погибли.

Но является ли потеря большей (и даже лучшей) части мужчин абсолютно невосполнимой для народа в целом?

Уж если для появления на земле шестимиллиардного человечества понадобился всего лишь один Адам, а все двенадцать колен Израилевых восходят к одному мужчине – Иакову, то так ли плоха и неизменима ситуация с мужчинами в России?

Разве в других странах мужчины не гибли в результате войн и революций?

Разве не было демографической проблемы в после наполеоновской Франции? В послевоенной Германии?

Давайте вспомним историю белого населения Австралии – в эту Британскую колонию ссылались преступники, каторжники, проститутки…

Наверное, рядом с таким историческим фактом послевоенная ситуация нашей страны уже не выглядит столь безнадежно. Наверное, и нынешняя наша демографическая ситуация, и состояние нашего генофонда не настолько ужасающи, чтобы поставить на себе, как на нации, крест.

Исторически способность народа не просто выжить, но и играть существенную историческую роль, определяет способность народа в критические и кризисные ситуации самоорганизоваться, сплотиться, создать систему противодействия опасности, систему выживания, систему развития, систему разумной оправданной конкуренции

Вначале было слово…

Нация, у которой нет слова – нет национальной идеи – обречена на вымирание.

Национальная идея должна быть разработана… мужчинами. Иными словами — государственными мужами. Если такой национальной идеи нет, любая программа, в том числе демографическая, ни что иное, как бред… Бред животного сивого цвета, сами понимаете какого именно…

Результат нашей российской неспособности самоорганизовываться — то, что мы наблюдаем в настоящее время:

— распад семейных отношений (53% браков заканчиваются разводами),

— преждевременное вымирание и деградация российских мужчин (средний возраст жизни -58 лет),

— вынужденная маскулинизация женщин (я корова, я и бык, я и баба и мужик),

— высочайший процент бездомных детей, лишенных семьи(выше, чем в послереволюционное и послевоенное время!),

— полный беспредел человеческих отношений, творящийся в чисто мужской вотчине общества – в российской армии (вот уж образец способности российских мужчин «самоорганизовать» жизнь!),

— Вымывание во всех значимых областях жизни (в бизнесе, в производстве, в политике, в науке, в общественной жизни)мужчин русского происхождения.

Увы! Следует признать, что наших российских, русских, славянских мужчин, взращенных в большинстве случаев матерями с не сложившейся личной судьбой, наших мужчин, не видевших перед собой нормальных достойных отцов, лишенных мужского воспитания, не имеющих финансовой, моральной, политической поддержки рода (что особенно характерно для выходцев с Кавказа и мусульманских народов), во всех сферах жизни активно теснят другие мужчины.

И не просто теснят – а побеждают в конкурентной борьбе любыми дозволенными и недозволенными методами.

Мы живем в эпоху отсутствия национальной идеи. Исторический опыт наших предков печален и не дает никаких перспектив – это опыт голода, предательства, поражения, бессилия, унижения, полной зависимости от внешних обстоятельств.

Даже величайшая победа во второй мировой войне не стала для нас источником духовного роста и национального возрождения.

Единственное материальное, что смогли нам оставить в наследство наши предки – жалкие метры коммунальных квартир, ибо богатейшие недра нашей земли "прихватизировали" иные люди.

Но наши предки оставили нам и нечто более важное – саму жизнь.

И теперь в первую очередь от нас и наших государственных мужчин будет зависеть, как будет жить Россия, и какие «У» хромосомы будут множиться в нашей стране и править нашей страной.

Краткое содержание: Мужское воспитание. Роль отца в воспитании сына. Воспитание из сына мужчины. Мужской характер. Мужской мир социальных отношений. Передача отцом сыну форм мужского поведения. Отец как модель отношений с противоположным полом.

Отец как проводник в мир социальных отношений.

В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей. В большинстве случаев мать любит своего ребенка безотчетно, ее любовь словно запрограммирована генетически. Любовь же отца всегда предметна. Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации. Особенно ярко это проявляется в процессе воспитания мальчика. Знакомя своего сына с системой ценностей, отец вводит его в мир социальных отношений, где оценка человеком самого себя, своих успехов и достижений во многом формируется под воздействием оценок окружающих. По сути дела, исходя из оценочного подхода к сыну, его мнениям, решениям, поступкам, отец осознанно или неосознанно учит мальчика видеть самого себя и свои действия со стороны, соотнося их с определенной системой социальных оценок, с критериями приемлемости тех или иных поступков в конкретной ситуации. Неслучайно в обыденном сознании существует система двойных стандартов по отношению к поведению мальчиков и девочек. Часто не только от отца, но и от мамы мальчик слышит: "Будь мужчиной!", "Ну что ты расплакался, как девчонка!", "Терпи, ты же мужчина!", "Вот посмотри на папу!" и т.д. Таким образом практически с первых дней жизни ребенок начинает усваивать набор определенных социальных стандартов, которым должен соответствовать мальчик.

Упоминание отца в этом контексте не случайно, ведь именно отец вводит сына в мир социальных отношений. Своим поведением, своим отношением к миру и к окружающим людям отец предоставляет сыну первоначальный образец и в течение долгого времени, возможно всей жизни сына, является для него непосредственным примером для подражания. Взаимоотношения сына с отцом, каких бы сфер они ни касались и в какой бы форме ни проявлялись, всегда социально ориентированы. Еще более четко это стремление адаптировать мальчика в широком мире проявляется в непосредственном общении между отцом и сыном. Беседы отца с сыном, совместные игры и увлечения - все это имеет четкий социальный подтекст. Во всех формах общения отец на основании своего опыта учит сына эффективно действовать в определенных жизненных ситуациях, причем действовать так, как подобает именно мужчине, в соответствии с принятыми нормами поведения. Этот процесс обучения жизни многообразен и многосторонен. Он включает развитие навыков самообладания, умения взаимодействовать с людьми, прикладных умений, связанных с выполнением практических действий (использование инструментов и различные работы по дому, ремонт технических устройств и т. д.), специфических "мужских" увлечений (охота, рыбалка, посещение спортивных состязаний).

Такие воспитательные воздействия формируют мальчика как представителя мужской субкультуры, дают ему знания о распределении ролей и обязанностей между полами, создают направленность его интересов и путей их реализации, соответствующую общепринятым представлениям о том, чем должен увлекаться и заниматься мальчик. Именно поэтому большинство отцов крайне негативно относятся к проявлениям у их сына неподобающих, с их точки зрения, игр, увлечений и интересов: играм в куклы, использованию женских образов в ролевых играх, пристальному слежению за модой, повышенному интересу к собственной внешности и т.д. Также предметом раздражения отцов может стать отсутствие у сына интереса к технике, ремеслу и т.д. Такие негативные эмоции вполне объяснимы: в этой ситуации отец на каком-то подсознательном уровне ощущает, что не справляется с функцией, которую он должен выполнить, - подготовить своего сына к жизни в обществе, где заранее определены параметры восприятия мужчины.

Вот почему с самых ранних лет ребенка отец должен участвовать в процессе его воспитания. В обыденном сознании бытует мнение, что в раннем детстве ребенок целиком и полностью принадлежит матери, а отец приступает к воспитанию уже подросшего малыша. Такой подход опасен тем, что сферы интересов мальчика, его манеры поведения будут излишне подвержены материнскому влиянию. В отсутствие уравновешивающего воспитательного воздействия отца это может привести к социально нежелательным деформациям интересов, увлечений и поведения ребенка. Только под непосредственным руководством отца, видя перед собой наглядный образец мужского подхода к решению жизненных проблем, мальчик сможет сформироваться и реализоваться как мужчина - в соответствии с ожиданиями общества.

Привитие сугубо мужских форм поведения происходит не только через обучение ребенка каким-либо умениям или демонстрацию ему образца поведения, но и с помощью прямой трансляции системы жизненных ценностей и взглядов на жизнь от отца к сыну. Особую роль здесь играют беседы отца и сына по широкому кругу проблем - как общечеловеческих, "философских" , так и затрагивающих сферу собственно мужских интересов (принятие решений и действия в сложных жизненных ситуациях, организация досуга, отношение к противоположному полу, сексуальная жизнь и т. д.).

Самостоятельно мальчику, растущему мужчине, очень сложно принять решение о том, какая модель поступка отражает собственно мужские черты. В этом случае отец задает наиболее действенный пример, в сравнении с которым или на него ориентируясь сын будет определять свое собственное поведение. В трансляции сыну форм и способов реализации мужского поведения отец обязан принять на себя функции опосредующего звена, которое отвечало бы требованиям общества, с одной стороны, и соответствовало бы личным представлениям отца об идеале мужского поведения, с другой. Это комплексное воздействие формирует мальчика как представителя именно мужского сообщества.

Таким образом, именно на плечи отца возлагается эта нелегкая, ответственная, но почетная обязанность - ввести сына в мир социальных отношений, научить его по-мужски реагировать на те вызовы, что бросает жизнь, помочь ему проявить и реализовать себя как мужчине. В этом состоит одна из основных функций отца в воспитании мальчика - но не единственная.

Отец как модель отношений с противоположным полом и сексуальности.

Еще одна чрезвычайно важная функция отца - организация сексуального воспитания мальчика. Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом.

В возрасте от 3 до 5 лет каждый маленький мужчина переживает так называемый Эдипов комплекс - стремление сконцентрировать любовь и внимание матери на себе, в то время как отец рассматривается в качестве соперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в ребенке негативные эмоции по отношению к нему. Эту ситуацию можно рассматривать как один из этапов психосексуального развития ребенка, на котором он с помощью доступных ему поведенческих средств впервые заявляет о своей половой принадлежности и активно демонстрирует ее.

С точки зрения психологии в этом нет ничего противоестественного, однако для многих отцов такое поведение сына становится неожиданным и неприятным сюрпризом. И это вполне объяснимо, ведь противодействие отцу может принимать самые различные формы - от желания постоянно находиться вместе с мамой и ограничить ее общение с отцом до открытых проявлений вербальной и невербальной агрессии. Такое поведение сына большинству отцов кажется необоснованным и необъяснимым: ласковый и послушный сын вдруг становится неуправляемым и агрессивным. Однако излишне драматизировать события не стоит - все это временно. Обычно к 5 - 6 годам Эдипов комплекс разрешается через формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, и принятие отца в качестве основного объекта для подражания.

Однако следует обратить внимание на то, что эффективное разрешение Эдипова комплекса, равно как и нормальное развитие половой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения может иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установления отношений с представительницами противоположного пола до сексуальной дезориентации и сексуальных проблем.

Так ли важен отец?

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что роли и функции отца в воспитании мальчика сводятся к двум основным обязанностям, имеющим чрезвычайно важное значение для его (мальчика) будущей жизни.

Отец вводит ребенка в мир социальных отношений, учит его адекватно воспринимать и оценивать себя и других, способствует становлению сына как представителя мужской субкультуры. Все это определяет личностное и социальное развитие мальчика.

Отец помогает сыну в осознании себя как мужчины, что предопределяет нормальное психическое развитие мальчика и предотвращает проблемы в сфере взаимоотношений полов.

Неучастие мужчины в выполнении этих важнейших функций может послужить источником самых разнообразных проблем в жизни мальчика:

Он может стать изгоем в среде сверстников, приобретя ярлык "маменькиного сынка", только потому, что у него перед глазами не было примера мужского поведения, мужского способа решения жизненных проблем;

Мальчик может стать предметом насмешек по причине незнания каких-либо реалий мужской субкультуры;

Его общение с представительницами противоположного пола также может быть отягощено большим количеством проблем в связи с неумением завязывать контакты и выстраивать систему взаимоотношений.

Корни всех этих затруднений обычно лежат в том, что в соответствующие моменты развития сына отец не уделил необходимого внимания его воспитанию, посчитал ненужной простую искреннюю беседу с сыном либо, что чаще всего случается, на это просто не хватило времени. В современном мире отцы семейств часто видят свой долг в обеспечении материального благополучия семьи - и это ни в коей мере нельзя считать неверным. Проблема заключается в том, что только этим роль отца в семье, тем более - в воспитании мальчика, не ограничивается. Недостаток материальных средств воспринимается очень болезненно, но отсутствие отцовского воспитания может иметь просто катастрофические последствия для будущей жизни мальчика. Именно поэтому при всех трудностях и невзгодах любящий отец должен помнить, что счастье его сына зависит не столько от тех материальных средств, которые отец вложил в своего ребенка, сколько от того, насколько эффективно он, отец, справлялся со своими воспитательными функциями.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!