Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Группы здоровья и группы риска новорожденных. Скриниг-программы у новорожденных

После осмотра ребёнка у педиатра, врач может поставить отметку о состоянии его здоровья. На основании этой информации определяют степень допустимых нагрузок во время обучения.

Довольно часто родители не знают, что значит группа здоровья 2 у ребенка, по каким критериям она определяется. Разберёмся в причинах появления такой отметки, чтобы вы не волновались понапрасну.


Критерии оценки здоровья

Каждый малыш должен полноценно развиваться, для чего специалисты исследуют его здоровье. С помощью периодических диагностик можно вовремя определить начало болезни, не допустить перетекания её в хроническую стадию. На основании всех проверок педиатр делает отметку, благодаря которой грудничок может быть взят под особое наблюдение. К основным параметрам оценки относятся следующие критерии:

  • существуют ли аномалии в развитии;
  • физическое развитие, его степень;
  • уровень развития нервной и психической системы;
  • сопротивляемость болезням;
  • общий анализ внутренних систем и функций;
  • наследственность и хронические заболевания.

По статистике, к первой группе здоровья в России зачислено всего лишь 10% детей. Кроме того, на одном из женских форумов молодая мама рассказала, как спрашивала врача, почему дочке проставлена вторая группа. Педиатр ответил, что такое сейчас всем ставят - лучше перестраховаться, чем недосмотреть.

Как определяется тип группы

Факторы, прогнозирующие вторую и ниже группу после рождения.


Есть три группы факторов, по которым можно предварительно узнать группы здоровья новорожденных: биологические, генетические, социальные.

К биологическим факторам относят следующие отклонения во время беременности:

  • неправильное расположение в утробе;
  • патологии плаценты;
  • отклонения по времени прохождении родов;
  • неестественные роды;
  • длительное нахождение в утробе после того, как отошли воды и другие.

Отдельно выделяются генетические проблемы, могущие передаваться из поколение в поколение.


Ряд специалистов ставит их в первые ряды первичных причин болезней.

К генетическим факторам относят наличие родственников с передаваемыми через поколения болезнями:

  • аллергия;
  • сахарный диабет;
  • сердечные заболевания и другие.

К социальным факторам относят следующие отрицательные явления у родителей новорожденных детей:

  • алкоголизм;
  • их курение;
  • хронические заболевания матери;
  • половые инфекции;
  • длительная работа на вредных предприятиях;
  • несвоевременная беременность;
  • угроза выкидыша или преждевременных родов;
  • несоблюдения назначенного врачом режима во время беременности.

Есть ряд абсолютных критериев, по которым ребенку поставят ту или иную группу здоровья.


Факторы, из-за которых наверняка отнесут ко второй группе.

К ним относятся как особенности внутриутробного развития, так и отдельные патологические состояния.

На основании следующий заключений педиатр обязан внести отметку о второй группе здоровья:

  • многоплодная беременность у мамы;
  • раннее или запоздалое появление на свет;
  • повреждение нервной системы в утробе;
  • инфицирование плода;
  • отклонения в массы тела от рекомендованной после рождения;
  • все стадии проявления рахита;
  • наследственные аномалии;
  • проблемы с сердечно-сосудистой системой (аритмия, шумы, стабильное пониженное или повышенное давление);
  • инвалидность по зрению;
  • пониженный гемоглобин;
  • более четырёх случаев острого респираторного заболевания в год;
  • плохой аппетит, колики в животе;
  • проба Манту положительная;
  • во время периода после излечения от болезни Боткина, пневмонии и других острых заболеваний;
  • во время периода после перенесения срочных хирургических операций.

В основном ко второй группе здоровья относятся дети, у которых могут развиваться хронические болезни.

Подгруппы «А» и «Б»

Самых маленьких детей из второй группы делят на несколько подгрупп.

2-А - устанавливается для детей, которые живут в неудовлетворительных условиях для их развития или имеют плохую наследственность.


2-Б - к этой подгруппе зачисляют всех, кто немного отклоняются от рекомендованных жизненных показателей, часто болеющий младенец.

В младшем школьном возрасте их состояние может не улучшиться до перенесения в первую группу. Тогда, основываясь на осмотре специалистов, делается медицинское заключение о распределении в основную или подготовительную группу для физических нагрузок.

Основная группа состоит из детей с заболеваниями, которые не влияют на возможность ходить. А также к ней относят ребят с небольшими отклонениями в весе, кожной аллергией или незначительным повреждением работы внутренних органов.


Специальная подготовительная группа (СПГ) состоит из отстающих в развитии детей из-за слабого здоровья и детей, сразу после острого заболевания или перетекания его в хроническую стадию. Занятия в такой группе могут помочь нормализовать состояний школьников. Для них разработана программа с меньшим количеством нагрузок и сниженными нормативами. Если ребёнок из такой группы устанет во время занятий, его с пониманием посадят отдохнуть.

Пересмотр состояния здоровья

Если вам нужна информация о том, что у вашего ребёнка 2 группа здоровья, вы можете найти её у медсестры детской поликлиники, это не врачебная тайна. Вам придётся брать справку для его зачисления в специальную группу на физкультуре. Только не ограждайте совсем малыша от спорта, это навредит ему, ведь для него специально разработаны лечащие упражнения.


Из-за риска патологий за группой установлен внимательный медицинский надсмотр. Педиатры практикуют определение группы здоровья путём проведения регулярного осмотра его состояния. Ребёнок может переходить из одной группу в другую благодаря тому, как изменится его характеристика.

На протяжении периода от трёх до семи лет отношение к группе здоровья пересматривается в следующем возрасте:

  • три года или до принятия в детский садик;
  • пять-шесть лет или до принятия в начальные классы;
  • восемь лет или во время окончания первого класса;
  • десять лет или при смене начальной школы на среднюю;
  • двенадцать лет;
  • четырнадцать-пятнадцать лет.

Если после прохождения осмотров выяснится, что жизненные показатели соответствуют показателям групп, выделенных Минздравом России, его туда зачисляют и ставят отметку.

Комплекс упражнений

Для того чтобы не подвергать здоровье школьников риску, классы нужно делить на три части: специальную, подготовительную и основную. На практике педагоги, особенно в маленьких городах, редко обращают на это внимание. В лучшем случае вашему ребёнку дадут распечатку с комплексом упражнений и посадят на лавку, «чтобы не мешал». В худшем - будут заставлять заниматься с основной группой. На всякий случай лично проконтролируйте соответствие проведения уроков рекомендациям терапевта или педиатра, делающих заключение.

Для ребёнка важно постепенно осваивать нужные навыки. Этот комплекс упражнений исключают запрещённые движения (они определяются индивидуально), физическая нагрузка равномерно распределяется. Во второй группе здоровья у детей ничего страшного просто нельзя много нервничать и, соответственно, проходить тесты на уроках. А также противопоказано участвовать в спортивных конкурсах или олимпиадах. Этим можно заниматься дома в спокойной и привычной обстановке.


  • улучшение физического развития;
  • формирование живого интереса к регулярному выполнению лечащих упражнений;
  • освоение значимых двигательных качеств, навыков, умений;
  • закаливание для лучшего противостояния болезням;
  • укрепление здоровья;
  • тренировка силы воли;
  • убеждение в необходимости соблюдения здорового образа жизни;
  • заучивание необходимых упражнений для улучшения адаптации организма к функционированию;
  • закрепление привычки чередования режимов труда и отдыха, получения полноценного питания по распорядку, соблюдения личной гигиены.

Успешное освоение и выполнение этих задач поможет не только улучшить состояние организма, но и адаптироваться к взрослой жизни.

Заключение

Если вы узнали, что группа здоровья у ребенка не первая, перестаньте паниковать и тем более не считайте его неполноценным. Эти детки ничем не отличаются от остальных, придерживаются такого же распорядка дня, как и все. Единственное, что это может обозначать - необходимость проявления заботы и внимания к их здоровью, во избежание неприятных последствий. Нужно относиться к нему со всех любовью, на которую вы способны. Терпения вам в воспитании маленького чуда.

Здоровье новорожденного малыша, наверное, самое главное, что волнует молодых родителей после его появления на свет. Но, как можно определить, здоровым ли родился малыш, или у него есть какие-либо отклонения? Ведь даже регулярный контроль беременности с помощью УЗИ не может гарантировать, что ребенок абсолютно здоров. Проблемы могут возникнуть и во время родов, что тоже отразится на здоровье ребенка. Что понимают врачи, под словосочетанием «здоровый новорожденный», и в каких случаях здоровье малыша ставится под сомнение?

У медиков существуют определенные критерии, по которым они оценивают здоровье новорожденного. Так, здоровый новорожденный — это малыш, который родился от практически здоровой матери, роды и сама беременность прошли без осложнений, а при рождении ребенок получил оценку не ниже 8-10 по шкале Апгар. Здоровый новорожденный должен весить 3-4,5 кг, а коэффициент роста и веса составляет 60-80%. Допустимая убыль массы тела в период первичной адаптации в роддоме не должна превышать 6-8% от массы тела при рождении. От всех этих факторов зависит здоровье новорожденного в дальнейшем, поскольку малыш сможет полноценно развиваться.

Нужно также разделять доношенных и недоношенных малышей. Дело в том, что когда малыш рождается точно в срок, все его органы и системы уже готовы к иным условиям жизни, вне материнского тела. Для недоношенных детей этот период проходит сложнее, поскольку им нужно сначала «дорасти» до состояния «доношенности». Это, однако, не означает, что недоношенный ребенок будет иметь какие-либо проблемы со здоровьем в дальнейшем.

Доношенный или недоношенный?

В зависимости от срока беременности на момент родов новорожденные делятся на:

  • Доношенных. Такие малыши рождаются на сроке 38-40 недель. Масса тела ребенка составляет не менее 2,501 кг, а рост не менее 47 см. Такие малыши полностью соответствуют тому возрасту, когда их организм уже готов к переходу в автономный режим существования.
  • Недоношенных. Это дети, рожденные на сроке менее 38 недель. Масса тела у них, как правило, не превышает 2,500 кг, а рост меньше 47 см. В зависимости от того, насколько раньше положенного срока родился малыш, новорожденные считаются зрелыми, незрелыми, а также страдающими внутриутробной гипотрофией. Степень недоношенности определяется в соответствии со сроком, когда произошли роды: в 35-37 недель, 32-34 недели, 29-31 недели, менее 29 недель.
  • Переношенных. Такие малыши рождаются на сроке более 42 недель и имеют явные признаки перенашиваемой беременности.

Группы здоровья у новорожденных

Поскольку здоровье новорожденных определяется по определенным критериям, было принято решение выделять группы здоровья у новорожденных, для того, чтобы быстрее ориентироваться в состоянии здоровья новорожденного. На сегодняшний день выделяют 5 групп здоровья у новорожденных.

  • К 1 группе относятся здоровые малыши, рожденные от здоровых матерей.
  • Группа здоровья 2 у новорожденных разделяется на две подгруппы.

Группа 2 «А». К ней относятся дети, родившиеся от матерей с узким тазом, имеющие физиологическую незрелость, недоношенность или переношенность 1 степени, отечный синдром и токсическую эритему.

Группа 2 «Б». В нее входят малыши, матери которых имеют отягощенный анамнез, в котором указаны сердечнососудистые заболевания, заболевания органов дыхания, мочевыделительной и эндокринной системы. Также сюда относятся дети, перенесшие сложные роды, в процессе которых, например, использовались щипцы, либо малыш находился в ягодичном предлежании. Многоплодная беременность, задержка внутриутробного развития, переношенность 2 степени, различные анатомические аномалии дают право специалистам отнести ребенка к этой подгруппе.

Группа здоровья 2 у новорожденных достаточно распространена, поскольку сегодня все больше малышей рождается с теми или иными нарушениями. Однако группа 2 здоровья у новорожденных не говорит о необратимых нарушениях в здоровье новорожденного. Такие дети со временем вполне могут стать здоровыми взрослыми.

  • Группа 3. К ней относятся дети, перенесшие среднюю или тяжелую асфиксию, родовую травму, страдающие недоношенностью 3 степени, которым производилась катетеризация пупочной ранки, перенесшие внутриутробную инфекцию и пр.
  • Группа 4 и группа 5. Сюда относятся дети с врожденными пороками внутриутробного развития, у которых присутствуют признаки выраженной декомпенсации.

Как происходит наблюдение за здоровьем новорожденных?

После выписки из роддома, новорожденного берут на учет в местной поликлинике для того, чтобы контролировать рост и развитие малыша. В зависимости от группы здоровья, к которой принадлежит ребенок, наблюдение за ним ведется в соответствии с определенным графиком:

  • Осмотр новорожденных 1 группы проводится в течение первых 2 дней после выписки из роддома, затем на 14, 21 и 30 день жизни. После чего малыш посещает поликлинику каждый месяц до 1 года.
  • Наблюдение за детьми из 2 группы проводится по тому же графику, что и наблюдение за детьми 1 группы.
  • Дети из 3 группы осматриваются в течение первых суток после выписки, а затем каждые 5 дней до достижения ребенком месячного возраста. Затем ребенка переводят под наблюдение узкого специалиста совместно с педиатром.
  • Малыши, относящиеся к 4 и 5 группам здоровья, осматриваются в первые сутки после выписки, затем в течение первого месяца осмотр проводится 2 раза в неделю, а по достижению малышом месячного возраста, его также переводят по контроль специалиста по основному заболеванию.

Посещение ребенка врачом и медсестрой в первый месяц жизни является важным условием для поддержания здоровья новорожденного и выявления патологий. Поэтому, если вы замечаете, что интерес со стороны медицинского учреждения к вам после выписки из роддома недостаточный, обязательно обратитесь к руководству для выяснения ситуации, тем более, если ваш малыш относится к той или иной группе здоровья.

Углубленное исследование. Во время него оценивается состояние здоровья ребенка в периоды эпикриза с последующими рекомендациями специалистов для дальнейшего полноценного развития малыша.

Выявление на ранних стадиях различных заболеваний и оздоровление ребенка, целью которого является предотвращение формирования хронического заболевания.

Педиатр определяет группу здоровья, принимая во внимание все осмотры специалистов.

Выделяют несколько критериев для того, чтобы оценить состояние здоровья ребенка:

1 критерий - наблюдаются ли отклонения в раннем онтогенезе.

2 критерий - развитие в физическом плане.

3 критерий - нервно-психическое развитие.

4 критерий - сопротивляемость организма различным болезненным факторам.

5 критерий - состояние органов и систем.

6 критерий - есть ли хронические болезни или врожденные заболевания.

Таким образом, определение группы здоровья происходит, исходя из перечисленных выше критериев. Итак, у ребенка 2 группа здоровья. Что это означает?

Характеристики 2 группы здоровья

Нужно понимать, что группа здоровья - это не что иное, как состояние здоровья ребенка и предрасположенность его к различным заболеваниям, а также присутствие врожденных болезней. Ко 2 группе здоровья принадлежат дети, у которых наблюдаются незначительные проблемы со здоровьем. Они, как правило, чаще болеют, например, ОРЗ, может присутствовать лишний вес или вероятность возникновения аллергии.

2 группа здоровья у новорожденных бывает чаще всего. Потому что в настоящее время полностью здоровых детей не рождается, даже если мать не страдает никакими заболеваниями. Отношение человека к той или иной группе здоровья устанавливается не только в но и сопровождает его всю жизнь.

Выделяют еще две подгруппы среди детей, которых отнесли ко 2 группе

2-А - это дети, которые имеют биологические, генетические и социальные факторы для развития заболеваний, но они здоровы по остальным критериям.

Генетические факторы - это наличие родственников с различными заболеваниями, которые могут передаваться из поколения в поколение. Например, сахарный диабет, заболевания сердца, аллергия и прочие.

Биологические факторы - это отклонения, которые возникли в период беременности и родов у матери. Это быстрые или наоборот долгие роды, кесарево сечение, длительное нахождение плода без околоплодных вод, патологии плаценты, неправильное расположение плода и так далее.

К социальным факторам относятся курение, алкоголизм родителей, работа родителей на вредном производстве, заболевания матери хронического характера, слишком ранняя или поздняя беременность. Наличие инфекций, которые могут передаваться половым путем, угроза преждевременных родов или выкидыша у матери. Плохое питание в период беременности и нарушение общего режима.

2-Б - это дети, которые имеют морфологические и функциональные изменения. Новорожденные, которые относятся к этой подгруппе, перенесли какое-либо заболевание в первые дни или часы жизни и после выписки из роддома у них еще сохраняются какие-то отклонения. Такие малыши часто болеют, присутствуют аномалии конституции и другие отклонения в здоровье.

При выписке из роддома указывается группа риска, и, судя по ней, педиатр должен составить план наблюдений, обследований, проводить профилактические мероприятия (закаливание, прививки). При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Наблюдать за детьми, которые принадлежат к подгруппе 2-Б необходимо в домашних условиях до трех месяцев.

Итак, что такое группа здоровья 2, и как можно отнести детей раннего возраста и дошкольников к ней?

Выделяют ряд отклонений, по которым можно судить о состоянии здоровья ребенка:

Многоплодная беременность.

Незрелость переношен, недоношенность.

Поражение ЦНС.

Гипотрофия 1 степени.

Инфицирование в утробе матери.

Небольшой вес при рождении.

Избыточный вес при рождении (4 кг и более).

Начальный период рахита, 1 степень рахита и его остаточные явления.

Присутствие аномалий в конституции.

Изменения, которые касаются сердечно-сосудистой системы, изменение артериального давления, пульса.

Частые заболевания, в том числе респираторные.

Нарушения функций ЖКТ - отсутствие аппетита, боли в животе и прочее.

2 группа здоровья у ребенка - это еще не показатель того, все отклонения должны присутствовать в медицинской карте. Достаточно всего одного или нескольких. По самому тяжелому отклонению определяется группа здоровья.

Все родители легко могут узнать, к какой группе здоровья относится их ребенок. Этой информацией владеет каждый участковый врач, и даже медсестра сможет дать пояснения. Ведь группа здоровья ребенка не является врачебной тайной.

Наблюдение за здоровьем детей в детских учреждениях

Информация о детях со 2 гр. здоровья обязательно должна быть у медсестры детского учреждения. Если ребенок принадлежит к этой группе, то на уроках физкультуры ему предлагается специально разработанный для таких детей комплекс упражнений. Нагрузки для них должны быть ниже. Но это совсем не означает отказ от занятий спортом. Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то таким детям часто назначают занятия лечебной физкультурой.

Ко всему прочему необходимо медицинское наблюдение за детьми, которые относятся к этой группе. Так как у них возможен высокий риск развития различных патологий. Основной метод, который позволяет получить оценку состояния здоровья детей - это профилактический осмотр, который проводят медики.

Существует также алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет. Детей осматривают:

В 3 года (перед поступлением в детский сад);

В 5 с половиной или 6 лет (за год до начальной школы);

В 8 лет, когда ребенок заканчивает 1 класс школы;

В 10 лет, когда ребенок переходит в среднюю школу;

В 14-15 лет.

Если в результате осмотра показатели здоровья ребенка имеют отношение к выделенным Министерством здравоохранения РФ классам и группам болезней, то его относят к определенной группе здоровья.

Занятия физкультурой с детьми 2 группы здоровья

Для того чтобы уроки физкультуры проходили эффективно и без риска для здоровья школьников, последних относят к одной из трех групп (основная, подготовительная и специальная). Деление производит педиатр или терапевт в конце учебного года, но окончательный вердикт специалист выносит только после повторного осмотра перед началом следующего учебного года.

Если у ребенка 2 группа здоровья по физкультуре, то он относится к подготовительной медицинской группе. Это практически здоровые дети, но имеющие те или иные отклонения, слабо подготовленные физически. Школьникам можно заниматься но с условием постепенного усвоения необходимых двигательных умений и навыков. Соблюдается дозировка физической нагрузки, исключаются противопоказанные движения.

Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то тогда ему запрещено выполнять тестовые задания на уроках и участвовать в спортивных мероприятиях. Но специалисты настоятельно рекомендуют проводить дополнительные занятия физкультурой дома или в школе.

Задачи школьников, имеющих 2 группу здоровья:

Укрепление и улучшение здоровья;

Улучшение физического развития;

Освоение важных двигательных навыков, качеств и умений;

Улучшение адаптации организма к физическим нагрузкам;

Закаливание и увеличение сопротивляемости организма к болезням;

Формирование интереса к постоянным занятиям физической культурой, развитие волевых качеств;

Воспитание положительного отношения к ЗОЖ;

Освоение комплекса упражнений, которые благоприятно воздействуют на состояние организма ребенка, принимая во внимание имеющееся заболевание;

Соблюдение правильного режима отдыха и труда, гигиены, полноценного питания.

Заключение

Таким образом, 2 группа здоровья у ребенка - это не приговор. Не стоит считать его неполноценным или неизлечимо больным. Принадлежность ребенка к этой группе означает, что ему необходим чуткий уход, нужно постоянно следить за состоянием его здоровья, дабы избежать неприятных последствий.

Дети с такой группой здоровья ведут обычный образ жизни и прекрасно развиваются, они ни чем не отличаются от других малышей.

Группы здоровья риска новорожденных детей – это схема, облегчающая работу педиатров с детьми, особенно в тех случаях, когда дети появились на свет с какими-то патологиями или их адаптация к внеутробной жизни проходила с нарушениями.

Педиатр, осматривая новорожденного, пытается определить все опасности, которые могут подстерегать ребенка. Продолжительная беседа для определения группы риска для малыша является обязательной программой при первом посещении педиатра.

В последнее время выделяют пять основных групп здоровья, хотя их существует намного больше.

I группа – здоровые дети, подлежащие обобщенному медицинскому наблюдению.
II группа - здоровые дети, которые имеют риск проявления какой-либо хронической патологии и склонные к заболеваниям, протекающим с осложнениями и довольно длительно.
III группа – дети с отклонениями в состоянии здоровья, с протекающими хроническими процессами.
IV группа – к ней относят детей с врожденными пороками и субкомпенсированных младенцев.
V группа – дети-инвалиды.

Как правило новорожденные дети попадают вo II группу риска для здоровья. Это объясняется тем, что мало здоровых матерей можно встретить в наше время.

Поэтому 2 группа риска новорожденных делится на подгруппы - вторая А и вторая Б.

Ко второй группе А относятся дети, после рождения которых не развилась четкая клиническая картина болезни, но существуют неблагоприятные факторы в социальном, генетическом и биологическом анамнезе.

Социальные – к ним относят вредные привычки - курение, алкоголизм - у родителей, хронические заболевания матери ребенка и ее возраст (самый благоприятный с 18 до 35 лет), работа на вредном предприятии, нехороший акушерский анамнез, а также наличие инфекции половых путей (микоплазмы, хламидии и другие), патологии во время беременности (угроза выкидыша, преждевременных родов, кровотечения, токсикозы), нарушения режима питания при беременности и нарушения общего режима.

Ко второй группа риска новорожденного Б (высокого риска) относят детей, перенесших внутриутробное, интранатальное или послеродовое заболевание, или какие-либо признаки отклонений в состоянии здоровья даже после выписки из роддома. К примеру, дети с внутриутробной задержкой в развитии, энцефалопатией, дети от многоплодной беременности, перенесшие родовую травму, переношенные или недоношенные, с врожденной гипотрофией, с дистресс синдромом, асфиксией и другими патологиями.



Неонатолог указывает при выписке из роддома группу риска, основываясь на которую, педиатр, в свою очередь, составляет план-схему обследования, наблюдения, реабилитации и профилактических мероприятий (закаливание, массаж, физические процедуры, прививки и так далее).

В домашних условиях наблюдают детей, которых по здоровью отнесли ко второй группе Б в течение трех месяцев после выписки их из роддома.

К третьей группе риска относят детей с анемией и с хроническими заболеваниями. Таким детям назначают рациональное питание, не допускается перекорм мучными и молочными продуктами, советуют чаще бывать на свежем воздухе, обязательны гимнастика и массаж. Такие дети наблюдаются педиатром ежемесячно в течение года.

Четвертая группа риска у новорожденных включает детей с врожденными пороками. Особое внимание обращают на эмоциональный тонус, аппетит, наличие рвоты и срыгиваний, состояние лимфоузлов и вилочковой железы, температуру тела и многое другое. Дети этой группы ежемесячно должны осматриваться врачами и должны проходить необходимые процедуры и сдавать анализы.

Группа риска 1 . По па­тологии централь­ной не­рвной си­стемы

Педиатр на 1 году ежемесячно. Невро­патолог по показа­ниям. Дети ИБ гр. здоровья - педиатр ежемесячно, невро­патолог в 1,3,6 мес. По показаниям - окулист, эндокри­нолог, генетик, лого­пед, психолог.

Поза и положение, мы­шечный тонус, рефлек­сы, реакция на звук и свет, активность сосания, наличие и характер срыгивания и рвоты, стиг­мы дисэмбриогенеза, размеры и форму чере­па, размеры и состояние швов и родничков, нару­шение сна, "тревожные" патологические невро­логические симптомы, прибавку в массе, тем­пы нервно-психического развития.

При необходимо­сти нейросонография, рентгено­графия черепа в 2* проекциях, ЭКГ, биохимичес­кий анализ кро­ви на кальций, фосфор, щелоч­ную фосфатазу.

Основные пути оздоровления: Охранительный режим и максимальное пребывание на свежем воздухе, правильный гигиенический уход. При синдроме повышенной нервно-рефлек­торной возбудимости - свободное вскармливание, отказ от насильственного кормления. На первом месяце кормить не менее 7 раз в сутки. Психотера­пия кормящей женщины, соблюдение техники корм­ления; первый прикорм в виде молочной каши (при отсутствии паратрофии). Лечебный массаж, гимна­стика, водные процедуры. Настойчивые занятия по воспитанию и развитию ребенка. Медикаментозная терапия (фенобарбитал и др.) и фитотерапия (сбо­ры из трав: хвощ, мята, пустырник, валериана) - по показаниям. Разрешение прививок комиссионно: педиатр, зав. отделением, невропатолог. При отсут­ствии патологии ЦНС в течение 6 месяцев ребенок переводится в 1 гр. здоровья.

Группа риска 2. По воз­никнове­нию гнойно - воспалительных забо­леваний

Частота осмот­ров специалис­тами: Педиатр первые 7 дней ежедневно, за­тем в 14, 21 день и в 1 месяц. По пока­заниям (локализо­ванная гнойная инфекция) - хирург, ЛОР -врач.

Особое внимание обращается на: Общее состояние, темпе­ратура тела, активность сосания, наличие срыгиваний и рвоты: прибав­ка в массе. Состояние кожи и слизистых, пупоч­ной ранки, пупочных со­судов, состояние лимфоузлов, печени, селе­зенки и др. внутрен­них органов; харак­тер стула, мочеис­пусканий. Невроло­гический статус, ге­моррагические сим­птомы.

Дополнитель­ные методы исследования: Ан. крови в 1, 3, 6, 12 мес. и во время острых интеркуррентных заболеваний. Ан. мочи в 3, 12 мес. и во время интеркуррентных заболеваний. По пока­заниям - моча по Нечипоренко, на бактериурию, кал на копрограмму, микро пей­заж, посев из зева и носа.

Основные пути оздоровления: Соблюдение санитарно-гигенического режима (влажная уборка помещений не реже 2 раз в день, проветривание, гигиенические ванны, кипячение и проглаживание белья, правильное хранение пред­метов ухода за ребенком, правильные обработка кожи и пупочной ранки). Рациональное вскармли­вание, предупреждение запоров и дисфункций кишечника. При отсутствии реализации факторов риска до 4х месяцев и заболеваний ребе­нок может быть переведен в первую группу здоровья.

Группа риска 3. По анемии

Частота осмот­ров специалис­тами: Педиатр на пер­вом году ежемесячно.

Особое внимание обращается на: Общее состояние, вялость, ухудшение аппетита, правиль­ность вскармлива­ния, бледность кож­ных покровов, сли­зистых, состояние желудочно-кишеч­ного тракта, показа­тели гемограммы (гемоглобин не ниже 200 г/л у детей 1-2 мес. и 110 г/л в З-12мес).

Дополнитель­ные методы исследования: Анализ крови доношенным детям 1 раз в 3 мес., недоно­шенным ежемесячно.

Основные пути оздоровления: Рациональное питание, исключение пе­рекорма молочными и мучными продук­тами. Введение овощного пюре с 4 мес., фруктовых соков богатых вит. С, яично­го желтка, гомогенизированного пюре с мясом или печенью - с 5 месяцев Про­филактические дозы препаратов железа - 2-4 мг/кг элементарного железа в сут­ки с 3-х месячного возраста до введения в питание мясных продуктов. Особое внимание уделяется достаточному пре­быванию на свежем воздухе, массажу, гимнастике. При отсутствии анемии, нормальном нервно-психическом и фи­зическом развитии, отсутствии др. фак­торов риска дети к 1 году могут быть переведены в 1 гр. здоровья.

Группа риска 4-5. По хрони­ческим рас­строй­ствам питания (гипот­рофии, паратрофии)

Частота осмот­ров специалис­тами: Педиатр 1 раз в мес. Дети ПБ группы здоро­вья-с 1 до 3-6 мес. осматри­ваются 1 раз в 2 недели, затем 1 раз в мес. Не­вропатолог- в 1, 6, 12 мес. Др. специалис­ты в декрети­рованные сро­ки. Эндокри­нолог по пока­заниям.

Особое внимание обращается на: Аппетит, наличие срыгиваний и рвоты, эмо­циональный тонус. Ди­намику физического развития, состояние кожи, её эластичность, тургор тканей, выра­женность подкожно-жирового слоя, пастозность. Состояние лим­фоузлов и вилочковой железы, ЦНС, темпера­туру тела, появление очагов инфекции.

Дополнитель­ные методы исследования: Антропометрия ежеме­сячно, общий анализ крови 1 раз в 3 мес. Об­щий анализ мочи в 3 и 12 мес., копрограмма. По показаниям кал на мик­ропейзаж, активность трипсина, тест с Дексилозой, определение на­трия в поте (проба с пи­локарпином). При отя­гощенном семейном анамнезе по сахарному диабету- сахар крови 1 раз в 3 мес. (можно че­редовать с определени­ем в моче).

Основные пути оздоровления: Устранение причин, способствующих развитию хронических расстройств питания. Рациональ­ное питания. Расчет питания при дефиците мас­сы на долженствующую массу, при избытке массы - по белкам - на фактическую, а по жирам и углеводам - на долженствующую по факти­чески съеденной пище с последующей коррек­цией 1 раз в 1-2 мес. Закаливающие процеду­ры, массаж, гимнастика, достаточное пребыва­ние на свежем воздухе, рациональный уход за ребенком. Обеспечение семьи весами.

Группа риска 6. По рахиту

Частота осмот­ров специалис­тами: Осмотры пе­диатра и вра­чей специали­стов - в декре-тированные сроки. По по­казаниям хи­рург-ортопед, нефролог

Особое внимание обращается на: Состояние костно-мышечной системы: разме­ры большого и малого родничков, состояние их краев: наличие раз­мягчения и деформации костей черепа, грудной клетки, ребер, конечно­стей; тонус мышц; сро­ки и характер прорезы­вания зубов; развитие моторных навыков и умений; состояние нейровегетативной сферы и внутренних органов и систем: сер­дечно-сосудистой, ор­ганов брюшной поло­сти (печени, селезёнки).

Дополнитель­ные методы исследования: Реакция Сулковича 1 раз в месяц.

Основные пути оздоровления: Сбалансированное питание кормящей женщи­ны и ребенка, сохранение естественного вскар­мливания. При искусственном вскармливании - использовать адаптированные смеси; пребы­вание на свежем воздухе в летнее время 8-10 часов в сутки, в зимнее - не менее 3-4 часов; массаж ребенку с 1,5 месяцев, гимнастика в со­четании с массажем с 2,5-3 месяцев; профилак­тика инфекционных заболеваний (острых и хро­нических). Специфическая профилактика рахи­та вит. Д проводится доношенным детям с 3-х недельного возраста ежедневно в течение осеннее- зимне- весенних периодов года на 1 -ом и 2-ом году жизни в дозе 1000МЕ. Допускается курсовое назна­чение витамина Д (3 курса) в течение 2,6,10-го меся­цев жизни; на 2-ом году жизни в зимне- весенние пе­риоды года по 2 курса (30 дней каждый) с интерва­лом между ними не более 3 месяцев. Доза витамина Д на 1 курс колеблется от 60000 до 120000 ME, суточ­ная доза витамина Д составляет от 2000 до 4000 ME. Недоношенным детям в зависимости от срока гестации и установления энтерального питания вит Д на­значается с 10-20 дня жизни ежедневно в течение пер­вых 2-х лет, исключая летние месяцы в дозе 400-500-1000 и 1000-2000 ME. При отсутствии признаков ра­хита на первом году жизни ребенок в возрасте 1 года переводится в I гр. здоровья.

Группа риска 7. По фор­мированию пороков развития тканей вре­менных и постоянных зубов, кари­еса и анома­лий прику­са

Частота осмот­ров специалис­тами: Педиатр на первом году жизни ежемесяч­но, по показаниям -стоматолог, ортодонт

Особое внимание обращается на: Сроки и порядок про­резывания зубов, смена зубов, состоя­ние поверхности про­резавшихся зубов (на­личие налета), актив­ность сосания, появле­ние вредных привы­чек (сосание пальцев, губ, языка), технику кормления грудью и из бутылочки, позу и положение головы ре­бенка во время сна, сомкнутость губ.

Дополнитель­ные методы исследования: По показаниям рентгенограмма челюстей и ан. крови на содержа­ния кальция, фос­фора.

Основные пути оздоровления: Сбалансированное питание, исключение подслащен­ного питья и ограничение приема сладкой пищи. Гигиенический уход за полостью рта. Соблюдение техники кормления, исключение вредных привычек, при выступании нижней челюсти над верхней показано низкое изголовье, если наоборот - высокое изголовье. Сле­дить, чтобы губы ребенка были сомкнуты во время бодрствования и сна. Очищение поверхности проре­завшихся зубов от налета, наложение на них на 2 мин. марлевых полосок, смоченных 10% раствором глюконата кальция (реминерализующая терапия) в течение 10-15 дней каждые 3-4 мес. В первые 6-8 мес. после рождения при сниженном содержании фтора в питье­вой воде (ниже 0.8-1.0 мг/л) назначается "Витафтор" по 1 капле / кг в течение 5-6 мес.

Группа риска 8. По синд­рому уве­личения вилочковой железы

Частота осмот­ров специалис­тами: Педиатр ежеме­сячно на 1 -ом году жизни и ежеквар­тально на 2 году. По показаниям консультация эн­докринолога, не­вропатолога, иммунолога, ЛОР - врача. При первичном выяв­лении тимомегалии - эндокрино­лог, иммунолог и ЛОР в 2, 3 года.

Особое внимание обращается на: Общее состояние, фи­зическое развитие, со­стояние лимфатичес­ких узлов, миндалин, селезенки, наличие аденоидов, размеры сосудистого пучка во 2-3 межрёберье, при­знаки сдавления орга­нов средостения (ка­шель, пероральный цианоз, набухание шейных вен, сосудис­тая сеть на грудной клетке, осиплость го­лоса, упорные срыгивания, рвота), сим­птомы надпочечниковой недостаточности, (пигментация и депиг­ментация, темный от­тенок кожи, мышеч­ная гипотония, общая астения, снижение АД, повышенная тяга к соленому), наличие аллергических реак­ций на прививки, дли­тельный субфебрили­тет.

Дополнитель­ные методы исследования: По показаниям - рентгенологичес­кое или УЗИ обсле­дование, при выяв­лении увеличения тимуса рентгеноло­гический или УЗИ контроль каждые 3-6 месяцев, затем ежегодно до норма­лизации тимуса. Анализ крови в 3, 9, 12 месяцев. По показаниям Т и В лимфоциты, имму­ноглобулины, ис­следование гормо­нальных показате­лей по назначению эндокринолога.

Основные пути оздоровления: Рациональный режим, закаливание. Опти­мальное питание, умеренное употребление жиров, углеводов. Санация хронических очагов инфекции, по показаниям - гипосен-сибилизирующая и иммуномодулирующая терапия. При тяжелых заболеваниях и стрессовых ситуациях (хирургические опе­рации) - заместительная кортикостероидная терапия. При возникновении острых инфек­ционных заболеваний рекомендуется гос­питализация, реже - организуется стацио­нар на дому с ежедневным наблюдением. Снятие с учета после нормализации разме­ров тимуса.

Группа риска 9 . По синдро­му внезап­ной смерти (ВНС)

Частота осмот­ров специалис­тами: Педиатр первые 7 дней ежед­невно, на 14,21 день и в 1 мес., затем 2 раза в ме­сяц до 8 мес. В пос­ледующем - 1 раз в месяц. Не­вропатолог и кардио­лог в 1,3, 6,9,12 мес.; иммунолог и эндокри­нолог в первые 3 мес., а да­лее - по по­казаниям.

Особое внимание обращается на: Условия ухода за ребенком в семье, отношение к нему родственников, наличие клини­ческих признаков незрелости, тимомегалии, надпочечниковой недо­статочности, дисфункции щито­видной и паращитовидной желез, приступов циано­за, апноэ, потери сознания, синдро­ма рвоты и срыгиваний, вегета­тивной дисфунк­ции, немотированных приступов беспокойства и возбуждения, си­нусовой брадикардия, тахикар­дия, аритмия, на­рушения процес­сов реполяризации, удлинения интервала QT.

Дополнитель­ные методы исследования: Определение груп­пы риска по синдрому ВНС (по скрининг-таблице) при прове­дении первичного патронажа ново­рожденного. Общий ан. крови и мочи в 1,3 и 12 мес. Нейро-сонография и ЭКГ в первые 3 мес. жизни. По показаниям - кардиоинтервалография, холтеровское мониторирование, Эхо-КГ, определение вегетативного статуса. УЗИ тимуса в первые 3 мес. По показаниям УЗИ - др. эндокринных желез. По показани­ям компьютерная томография, ЯМР, исследование элект­ролитов крови, им­мунологического статуса, гормональ­ного профиля.

Основные пути оздоровления: Охранительный режим, хороший уход, более тщательное наблюдение за ребенком со стороны родителей и мед. пер­сонала. Грудное вскармливание, при искусственном - вве­дение смесей, обогащенных ингредиентами, ускоряющими созревание ЦНС. Профилактика дисбактериоза кишечни­ка. Закаливание щадящим методом, щадящий режим физи­ческого воспитания. Рациональное положение ребенка во время сна: в положении на спине или - на боку (при поло­жении на боку рука ребенка должна быть высвобождена, что предупреждает поворот его во время сна на живот). Дети с желудочно-пищеводным рефлюксом, аномалиями верхних дыхательных путей и некоторыми др. заболевани­ями могут спать на животе. Не рекомендуется укладывать детей для сна на мягкие поверхности, Родители должны спать в одной комнате с ребенком и контролировать его состояние, особенно в ночное время, в поствакцинальном периоде и при заболеваниях. Родителей необходимо обу­чить доврачебным реанимационным мероприятиям. При наслоении вирусной инфекции необходимо применять пре­параты, уменьшающие набухание слизистой-носа, снижаю­щие гиперсекрецию слизи, стимулирующие разжижение и отхождение мокроты. Рекомендуется назначение противо­вирусных препаратов, а при затяжном течении - антибио­тиков. Детям с приступами апноэ рекомендуется назначе­ние эуфиллина, особенно на фоне ОРВИ. При тахиаритмии, гастроэзофагальном рефлюксе эуфиллин противопо­казан. В этих случаях назначают соответственно обзидан и церукал. Наблюдение при ОРВИ ежедневное педиатром до выздоровления с обязательной консультацией зав. от­делением.

Группа риска 10. Дети с про­явлениями экссудативно-катарального диате­за.

Частота осмот­ров специалис­тами: Педиатр 1 раз в месяц. В перио­ды активной им­мунизации чаще. По показаниям -аллерголог, дер­матолог. Другие специалисты - в декретирован­ные сроки.

Особое внимание обращается на: Анамнез (аллергические заболевания в семье, злоупотребление пище­выми аллергенами в пос­ледние 3 месяца беремен­ности, прием медикамен­тов, токсикозы в тяжелой форме, недоношенность и незрелость ребенка, раннее искусственое вскармливание, повтор­ные курсы антибактери­альной терапии); состо­яние кожи и слизистых оболочек, тургор тка­ней, анализы крови (лей­копения, эозинофилия, лимфоцитоз), мочи (протеинурия, микрогемату­рия), кала (дисбактериоз), копрограмма (нару­шение переваривания пищи).

Дополнитель­ные методы исследования: Анализ крови и мочи 1 раз в квар­тал. По показаниям анализы кала на микропейзаж и копрограмму.

Основные пути оздоровления: Режим антигенного щажения. Исключе­ние из питания кормящей матери облигатных пищевых аллергенов. Борьба за грудное вскармливание. При искусствен­ном вскармливании введение кисломолоч­ных или низколактозных смесей. Приме­нение с целью витаминизаций только све­жеприготовленных соков (яблочный, ка­пустный, сливовый). Фитотерапия (отва­ры череды, тысячелистника, мяты, кали­ны, березового листа, корня солодки и т. д.). При наличии дисбактериоза - био­препараты (бифидум-бактерин, лакто-бактерин; с 6 мес. возраста - бификол, колибактерин). Борьба с дисфункцией кишечника (запоры, нарушение кишеч­ного всасывания). Активная иммуниза­ция проводится обычными типами вак­цин в декретированные сроки с назначе­нием антигистаминных препаратов за 2-3 дня до и 3-5 дней после прививки. Кроме этого, за 7 дней до и 7 дней после назнача­ются аскорутин, глютаминовая кислота, витамин Е.

Группа риска 11. Дети с про­явлениями лимфатико-гипопластического диатеза

Частота осмот­ров специалис­тами: Кратность на­блюдения педи­атром индивиду­альна. При выра­женных проявлениях диатеза наблюдение эн­докринолога и иммунолога 2 раза в год в первые 3 года жизни, затем 1 раз в год. Дру­гие специалис­ты - в декрети­рованные сро­ки и по показа­ниям

Особое внимание обращается на: Анамнез (избыточное питание беременной, бактериальные заболе­вания во время беремен­ности, наличие у родителей бронхиаль­ной астмы, аденоидита, хроничес­кого тонзиллита, хронического гайморита, сахар­ного диабета, ожирения); боль­шую массу тела, при рождении, физическое раз­витие, двигатель­ную и эмоцио­нальную актив­ность, признаки гипокортицизма (вялость во вто­рой половине дня, гипотермия, капельки пота в области лба и пр.), реакцию ребёнка на острые заболевания, проявления лимфопролиферативного синдро­ма

Дополнитель­ные методы исследования: По показаниям - иммунограмма, ис­следование почеч­ной экскреции 17 ОКС, при подозрении на тимомегалию - рентгенограмма грудной клет­ки; ЭКГ - 2 раза в год. Клинический анализ крови и мочи 1 раз в квартал. По показаниям - сахар крови (при отяго­щенной на­следственнос­ти по сахарно­му диабету) 1 раз в 3 мес.

Основные пути оздоровления: Режим по возрасту с исключением силь­ных психических и физических раздражи­телей. Индивидуальный уход до 3-х лет­него возраста. Естественное вскармлива­ние на первом году жизни. При искусственном вскармливании назначаются кисломолочные смеси. При длительной дисфункции кишечника ограничивают жиры до 4-5 г/кг массы тела. В дальнейшем диета с ограни­чением легкоусвояемых углеводов и жиров. Показано неко­торое ограничение облигатных аллергенов. Питание детей после 3-х лет - по возрасту. Соль не ограничивают, если ребенок испытывает потребность в соленой пище. Медика­ментозная терапия детям с тимомегалией назначается курса­ми 2 раза в год - весной и осенью:

1) короткие курсы десен­сибилизирующих средств и трав (ромашка, тысячелистник, почки и соцветия березы, черемша, черника, облепиховое масло и др.

2) щадящая иммуностимуляция в течение 2-х не­дель (пентоксил, элеутерококк)

3) витамины А; В1,2,5,15;P;C.

4) стимуляция функций коры надпочечников (листья сморо­дины, препараты лакричного корня) на 1-1,5 недели. Адаптогены (настойка женьшеня, пантокрин, золотой корень, заманиха, левзея) при выраженной аретриальной гипотонии. Пастозным детям - тиреоидин. При резко выраженной брадикардии, срыгиваниях, рвоте назначают холинолитики.При наличии симптомов сдавления тимусом жизненно важ­ных органов назначают преднизолон на 7-10 дней. При раз­витии острой тимусно-надпочечниковой недостаточности - неотложная помощь по общим принципам. Щадящие мето­ды закаливания по индивидуальному плану. Терпеливое от­ношение к гиперплазии лимфоидной ткани, аденотомия и тонзилэктомия по очень строгим показаниям. Вопрос о вакци­нации решается строго индивидуально под прикрытием де­сенсибилизирующих препаратов. При наличии признаков тимусно-надпочечниковой недостаточности сроки проф. прививок отодвигаются.

Группа риска 12 . Дети с прояв­лениями нервно - артри­тическо­го диатеза.

Частота осмот­ров специалис­тами: Кратность наблюдения педиатром индивиду­альна. Пока­зано наблю­дение невропатолога и эндокрино­лога. Другие специалисты - в декретированные сроки и по показаниям.

Особое внимание обращается на: Анамнез (отягощенная наследственность по на­рушениям солевого обме­на, гастроэнтерологичес­кой патологии, эндокрин­ным заболеваниям, миг­рени), повышенное ис­пользование беременной женщиной (особенно в последний триместр) в пищу продуктов, бога­тых пуриновыми основа­ниями, щавелевой и ас­корбиновыми кислотами, кофеина, жиров; призна­ки повышенной нервной возбудимости, характер психического развития, симптомы сенситивной акцентуации характера, интеллект, наличие рвоты, вегетоневроза, артритизма, аллергоидных реак­ций (отек Квинке, кра­пивница, астмоидный синдром, аллергодерматоз и пр.), склонность к болевым симптомам (по­чечная, кишечная коли­ки).

Дополнитель­ные методы исследования: Концентра­ция моче­вой кисло­ты в сыво­ротке кро­ви, анализ мочи не реже 1 раз в 6 мес. По показаниям - моча на ацетон.

Основные пути оздоровления: Режим - охранительный, не увлекаться пытливостью и быс­тротой психических реакций у этих детей, развивать у них тормозные реакции. Диетотерапия - преимущественно молочно-растительная, обогащенная солями калия, повышен­ное кол-во жидкости (отвар шиповника, сиропы с клюквен­ным, брусничным вареньем, сок облепихи, яблочный сок). Ограничение пуриновых оснований и некоторое ограниче­ние белка. Исключается или ограничивается телятина, пти­ца, субпродукты; мясо - в отварном виде. Элиминируются колбасы, грибы, бульоны, студень, некоторые овощи (ща­вель, шпинат, ревень, цвет, капуста), дрожжи, овсяная крупа, полированный рис, соус, бобовые, кофе, какао, крепкий чай, пряности, специи. Диетотерапия в п-д ацетонемических кри­зов - разгрузочные дни - яблочный, арбузный, картофель­ный и др. -1 -2 раза в неделю. При ацетонемической рвоте на 10-12 часов голодная пауза, жидкость ч/з рот или парен­терально (физ., рингеровский р-ры, 5% р-р глюкозы). Внутрь - молочно-кислый натрий. Коррекция РН мочи для профилактики уролитиаза. При кислой реакции - вит. В1 и В6, щелочные минеральные воды, цитратные смеси блемарен, магурлит, солимак, уролит-5 и др. При кислой реакции мочи ниже 5.7 назначают - пепсин 3 раза в день в течение 10 дней. Показаны гимнастика, водные процедуры (ванны, об­тирание теплой, затем холодной водой, души). Фитотера­пия (корень валерианы, трава пустырника, трава пассифло­ры или комбинированные препараты - пассит и велоседан). При усилении невротических реакций - транквилизаторы (сибазон, диазепам, реланиум, седуксен) Курс 10-14 дней.. Активная иммунизация проводится в декретированные сро­ки.

Группа риска 13. Дети из социально не­благополуч­ных семей **

Частота осмот­ров специалис­тами: Педиатр первые 7 дней после выписки из роддо­ма - в 14, 21 день и 1 ме­сяц. С 1 до 6 месяцев -1 раз в две недели, с 6 до 12 месяцев - 1 раз в ме­сяц. По показаниям - чаще. Специалисты - в за­висимости от ведущих факторов риска (окулист, логопед, психоневролог, генетик, врач ЛФК).

Особое внимание обращается на: Анамнез. Общее состоя­ние. Правильность корм­ления и ухода за ребенком. Динамику роста, веса, раз­меров головы, психомо­торного развития. Нали­чие врожденных заболева­ний, аномалий развития, стигм дисэмбриогенеза. Особенности поведения и сна. Наличие необходимых для ребенка принадлежно­стей, игрушек.

Дополнитель­ные методы исследования:

Основные пути оздоровления: Совместная работа участково­го педиатра, юрисконсультов, комиссий охраны материнства и детства и комиссий по делам несовершеннолетних, органов народного образования, внут­ренних дел, социального обес­печения, администрации и об­щественных организаций по месту учебы или работы роди­телей, направленная на оздо­ровление быта и взаимоотно­шений в семье.

* Таблица составлена в соответствии с Методическими указаниями "Дифференцированное медицинское наблюдение на педиатрическом участке за детьми первого года жизни, отнесенными к II-ой группе здоровья", утвержденными ГУ ЛПП детям и матерям МЗ СССР, Москва, 1987г.

** К числу социально неблагополучных семей относятся семьи, имеющие трудности в воспитании детей (неполные, многодетные, малообеспеченные семьи, где родители инвалиды, несовершеннолетние, ведущие аморальный образ жизни, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками, жестоко обращающиеся с детьми, из плохих бытовых условий).

8)Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми 1 года жизни.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2007 г. N 307 «О стандарте диспансерного(профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни» определены стандарты плановых осмотров детей до года

Диспансеризация здоровых детей - это система активных мероприятий, включающих динамическое наблюдение медицинскими работниками за детьми: проведение профилактических мер, направленных на предупреждение инфекционных и соматических заболеваний; раннее выявление болезни и лечение больного до его полной реабилитации; наблюдение за здоровьем матери во время беременности.

Контроль за ростом и развитием ребенка является основной профилактической работой врача-педиатра в детской поликлинике. Основными задачами контроля являются:

Тщательное и углубленное обследование ребенка в определенные возрастные периоды;

Оценка состояния здоровья ребенка;

Раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка и проведение своевременных корригирующих лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения формирования хронических заболеваний.

К группам высокого риска можно отнести:

· новорожденных детей, перенесших внутриутробно или сразу после рождения какое-либо заболевание, патологическое состояние (дети с внутриутробным инфицированием, после асфиксии, родовой травмы, гемолитической болезни)

незрелых детей

переношенных детей

детей от многоплодной беременности

К группе повышенного риска можно отнести детей, не имеющих после рождения явной клинической картины заболевания, но с неблагоприятными факторами в биологическом и генеалогическом анамнезах. К таким факторам относятся:

профессиональные вредности и алкоголизм родителей

экстрагенитальные заболевания матери

нарушения режима и питания матери во время беременности

возраст матери моложе 18 и старше 30 лет к моменту рождения ребенка

патология беременности: токсикозы, угрозы прерывания, кровотечения, инфекции

затяжные, стремительные роды, длительный безводный промежуток, оперативные вмешательства, патология плаценты и пуповины, неправильное положение плода, крупный плод

наличие в родословной родственников с аллергической патологией, метаболическими нефропатиями, эндокринными заболеваниями, поражениями костной системы, нервными и психическими болезнями, онкологической патологией, иммунодефицитными состояниями и др.

Наличие этих факторов в анамнезе позволяет распределить новорожденных по следующим группам риска.

1. Группа – новорожденные с риском развития патологии ЦНС

2. Группа – новорожденные с риском внутриутробного инфицирования

3.Группа – новорожденные с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий

4. Группа – новорожденные с риском развития врожденных пороков органов и систем

5. Группа – новорожденные из группы социального риска

41 Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

Ребенок от многоплодной беременности,

Недоношенность, переношенность, незрелость,

Перинатальное поражение ЦНС,

Внутриутробное инфицирование,

Низкая масса тела при рождении,

Избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),

Рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),

Гипотрофия 1-й ст.,

Дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,

Аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),

Функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,

Частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,

Понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,

Тимомегалия,

Дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.

Вираж туберкулиновых проб

Состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),

Состояние после неотложных хирургических вмешательств

Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

Таким образом, тактика ведения ребенка с лихорадкой определяется такими факторами, как клинический диагноз, возраст, наличие сопутствующей патологии и собственно значения температуры тела. Так, лихорадка 39,5-40°С для здорового ребенка старше 2-3 мес не таит в себе особой опасности и сама по себе не является абсолютным показанием для снижения температуры тела. Устранение лихорадки как таковой не должно быть самоцелью – в тех случаях, когда снижение температуры показано, ее вполне допустимо снизить на 1-1,5 градуса, что не приведет к подавлению иммунных реакций и в то же время обеспечит улучшение самочувствия ребенка. У здоровых детей в возрасте до 2 мес обязательного снижения требует температура выше 38°С. При изолированной лихорадке у здоровых детей старше 2 мес следует снижать температуру 39-39,5°С. У детей из групп риска (патология ЦНС, декомпенсация соматических заболеваний) необходимо начинать прием жаропонижающих средств при температуре 38,5°С и выше.

Безусловно, жаропонижающие препараты – одни из наиболее широко используемых в детском возрасте лекарственных средств. При этом главным критерием выбора жаропонижающего средства прежде всего является их без-опасность, а не сила действия. Обладающие выраженной антипиретической активностью препараты нередко вызывают у детей состояние гипотермии с температурой 34,5-35,5°С, а иногда – и коллаптоидное состояние. В настоящее время в качестве жаропонижающего средства первого выбора с полным правом рассматривается парацетамол – анальгетик-антипиретик центрального действия, не оказывающий раздражающего действия на слизистую оболочку желудка. Стандартная разовая доза парацетамола, используемая в педиатрической практике, составляет 15 мг/кг массы тела, суточная – 60 мг/кг. Действие препарата при приеме внутрь начинается через 30 минут. Важно отметить, что эффективность парацетамола у детей зависит от следующих факторов:

– правильности дозировки (при изначальном назначении препарата в недостаточной дозе его клинический эффект может оказаться слабее ожидаемого, что заставляет родителей применять дополнительные дозы или комбинировать парацетамол с другими жаропонижающими, что может привести к передозировке и повышению риска нежелательных реакций);

– способа дозирования (так, использование родителями чайной ложки вместо специальной мерной может обусловливать снижение фактически получаемой ребенком дозы препарата, так как многие выпускаемые в настоящее время чайные ложки имеют объем менее 5 мл);

– вкуса и лекарственной формы препарата (нередко дети выплевывают толченые таблетки).

Парацетамол – препарат с высоким профилем безопасности, однако следует помнить, что при его передозировке (возникающей вследствие применения препарата в дозах, превышающих максимальную суточную; при назначении детям лекарственных форм, предназначенных для применения у взрослых; очень длительном применении; приеме в сочетании с активаторами цитохрома Р-450, алкоголем и др.) возможно развитие тяжелого токсического поражения печени и почек (D.W. Smith et al., 1986; K.V. Blake et al., 1988).

Парацетамол выпускается в различных лекарственных формах (суспензия, сироп, растворимый гранулят, таблетки, свечи), каждая из которых имеет свои преимущества. Так, сироп парацетамола для перорального применения легко дозируется, быстро оказывает клинический эффект, не содержит сахара, обладает приятным вкусом, его можно добавлять в детское питание. Действие парацетамола в форме ректальных суппозиториев начинается позже, но длится дольше, поэтому их целесообразно назначать на ночь.

В качестве жаропонижающего средства в педиатрической практике также широко применяется ибупрофен, однако на фоне его применения побочные реакции (диспепсия, нарушение функции печени и почек, головная боль, головокружение и др.) развиваются чаще, чем при назначении парацетамола. Педиатрам следует помнить о том, что при назначении ибупрофена детям с ветряной оспой возможно развитие стрептококкового некротизирующего фасциита (Grammolini et al., 1990; E. Autret еt al., 1997; L. Voss, 2000; D.M. Zerr et al., 1999).

В настоящее время общепризнанным фактом является недопустимость назначения детям в качестве жаропонижающих средств следующих препаратов:

– ацетилсалициловой кислоты (опасность развития синдрома Рея при ОРВИ, ветряной оспе);

– метамизол (опасность агранулоцитоза, стойкой гипотермии);

– амидопирин (высокая токсичность);

– нимесулид (гепатотоксичность, летальные исходы).

Важным практическим вопросом остается проблема одновременного назначения детям с инфекционными заболеваниями жаропонижающих средств и антибиотиков. Из нашего опыта, при отсутствии абсолютных показаний к снижению температуры тела, при проведении антибиотикотерапии желательно избегать назначения жаропонижающих средств, поскольку при этом возможно маскирование неэффективности антибиотика, возникновение у врача и пациента чувства «ложного благополучия», а также снижение активности ряда антибактериальных препаратов.

И наконец, рассматривая проблему гипертермического синдрома у детей, нельзя забывать о так называемой «лихорадке без видимого очага инфекции» (ЛБОИ), под которой подразумевают острое заболевание, проявляющееся только повышением температуры тела выше 39°С (у детей в возрасте 3 мес-3 года) или 38°С (у детей в возрасте до 2 мес) при отсутствии на момент обследования симптомов конкретного заболевания, очага инфекции или неотложного состояния, требующего интенсивной терапии (резкое нарушение общего состояния, отказ от питья, нарушение дыхания, цианоз). В группу больных с ЛБОИ входят дети с некоторыми вирусными инфекциями (энтеровирусная инфекция, герпетическая инфекция, вызванная герпесвирусами 6 и 7 типа), а также с оккультной бактериемией, в том числе с тяжелой бактериальной инфекцией (пневмонией, менингитом, остеомиелитом, сепсисом), не имеющей на ранней стадии яркой клинической симптоматики. Постановка клинического диагноза ЛБОИ у ребенка в возрасте до 3 лет с высокой температурой тела основывается прежде всего на данных осмотра (отсутствие сыпи, катара верхних дыхательных путей, одышки, очагов инфекции на коже и в лимфатических узлах, изменений миндалин, диареи, менингеальных знаков, симптомов раздражения брюшины), аскультации и перкуссии (отсутствие патологических феноменов), отоскопии (нормальная картина). Далее врачу необходимо исключить изменения со стороны мочевыделительной системы (общеклинический анализ и посев мочи), легких (рентгенография органов грудной клетки). При отсутствии каких-либо изменений на данном этапе диагностического поиска вероятным остается диагноз вирусной инфекции и бактериемии. На возможное наличие бактериемии указывает токсикоз, повышение температуры тела выше 40°С; также может косвенно указывать отсутствие реакции на антипиретики, хотя данное обстоятельство и не является надежным ее предиктором (W. Bondano et al., 1993; N. Kupperman et al., 1998). Все это справедливо и в отношении лейкоцитоза – показано, что у каждого 5-го ребенка с бактериемией имеет место лейкоцитоз ниже 15х109/л (G.M. Lee, M.B. Harper, 1998). Гораздо более точными маркерами бактериального воспаления являются С-реактивный белок (выше 70 мг/л) и прокальцитонин (выше 2 нг/мл). По нашему мнению, детям с ЛБОИ назначение эмпирической антибактериальной терапии показано при токсикозе и высокой температуре (выше 40°С у детей в возрасте 3 мес-3 лет, выше 39°С – у детей в возрасте до 3 мес), высоком лейкоцитозе и/или нейтрофилезе (>15х109/л и >10х109/л), повышении содержания С-реактивного белка (>70 мг/л) и прокальцитонина (>2 нг/мл)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!