Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Французские подростки «наехали» на Бессона. Школьник и его проблемы

Подростки из Франции делятся впечатлением о России и русских.

Есть вещи в России, которые в начале вас шокируют, потому что вам никогда бы не пришло в голову делать именно так. Вы себе говорите, что вы никогда к этому не привыкните, в какой-то момент даже приходит мысль что вам всё это надоело, и эти привычки и сама страна с такими привычками: это делается не так, это каким-то странным образом Но наступает момент когда вы начинаете поступать как все, вплоть до того, что французские обычаи вам уже кажутся странными.

Один из обычаев, с которым я столкнулась и который меня вначале меня раздражал – это переодевание. Возвращаясь домой русские переодеваются в свои старые домашние вещи. Мне казалось невежливым принимать друзей у себя в поношенной футболке. А семья, в которой я проживала, постоянно говорила мне, чтобы я переодевалась.Но когда едешь куда-то на год, то не берешь с собой старые вещи, которые скоро износятся, к тому же эти постоянные переодевания отнимают время.

Но на сегодняшний день все эти мои прошлые аргументы ничего не значат для меня, с тех пор как я поняла что означает понятие комфорта в глазах русских: чувствовать себя дома, в удобной одежде, а не в той в общем-то некомфортной, в которой мы ходим на работу, и которая дома напоминает вам о всех проблемах с этой работой связанных. В один прекрасный день мне было дома как-то не по себе, и вдруг я осознала, что просто не переоделась в домашнюю одежду.

Та же история и с обувью. В России, когда люди приходят к кому-нибудь в гости они систематически снимают обувь. Понятно когда идёт снег, но здесь это относится к любой погоде. Считается, что обувь с улицы грязная и нужно одевать тапочки. В каждом доме имеются дополнительные гостевые тапочки. В школу также необходимо приносить сменную обувь и переобуваться на входе. А если вы забыли, то в наказание вам придётся убирать тарелки в школьной столовой.

Есть вещи которые, как мне кажется, свойственны только Москве, как столице. И первое относится к пешеходам. Я полагаю, что у мосвичей самые цепкие пальцы на ногах в мире. С утра надо устоять на ногах в вагоне метро при торможении. Затем на улице заняться эквилибристикой на покрытом льдом тротуаре. Ещё наверное не родился тот москвич, который хоть однажды не подскользнулся. К тому же при пересечении дороги периодически надо определяться: это намерзший лёд, покрытый снегом или запорошенная снегом лужа.

Ещё одна задача новоявленного москвича: научиться спускаться по обмерзшим мраморным ступеням, покрытым тающим снегом, без поручней в спешащей московской толпе. И хотя я лично сама не наблюдала, судя по репортажам в прессе некоторым при потеплении на голову ещё и падают сталактиты с крыш.

Как и в любой столице мира люди здесь вечно куда-то спешат, проводят много времени в транспорте и жаждут скорее добраться до своего комфортного домашнего дивана.




Удивляет невоспитанность людей, особенно вначале. В магазине вам нечасто улыбнутся или скажут здравствуйте. Все ведут себя как-то отстранённо. Но если вы попали к кому – то в гости, даже если вы не знакомы с хозяевами, вас примут очень тепло. .

О школе

В русской школе 11 классов с 6 до 17 лет. И все учатся в одном здании. Вначале это воспринимается как-то странно: видеть бегающих малышей по коридорам. 4 первых классса- начальная школа, три последних соответствуют нашему лицею, и посередине нашему колледжу. Один и тот же преподаватель может давать уроки как в коледже, так и в лицее. Нам преподавали алгебру, геометрию, физику, биологию, химию, информатику, астрономию, русскую и современную международную историю,социологию, историю искусства,спорт, русскую литературу, английский и французский языки. Да, мы всё это изучали, а с учётом того, что школа была спецшколой с изучением франц. языка у нас ещё присутствовали уроки перевода и французская литература и история.

Нужно сказать, что точные науки преподаются очень хорошо. Но подход к гуманитарным наукам для меня, привыкшей к нашему картезианскому мышлению, к нашим школьным диссертациям, мне показался странным. На уроке истории например преподаватель проводит довольно много времени над устным опросом, вместо того чтобы давать нам урок, и это происходит часто.

Расписание уроков с 8,30 до 15.20 или 14.30. Каждый урок длится 40 мин, перемены по 10 мин. 7 или 8 уроков в день. В каждой школе имеется охранник в форме, который стоит на входе и знает каждого ученика,.Есть раздевалка, где нужно оставлять верхнюю одежду и библиотека. (во франц.школах обычно нет раздевалок, библиотек и охранников. прим.переводчика). В столовой малышам дают обед., старшие классы могут купить пирожные, пироги и чай. Но я привыкшая к полноценному французскому обеду вначале не наедалась. Сейчас я привыкла.

Оценки выставляют от 2 до 5 баллов. Мне трудно было понять, как можно оценить работу ученика при такой узкой панели и поставить пятерку за несовершенную работу. Преподаватели проявляют снисходительность к ученикам, дают возможность исправить плохую отметку, если ученик приложит усилия для дополнительной работы, пересдать плохую контрольную. Всё делается в интересах ученика. Это конечно не означает, что ученик волен делать, всё , что ему вздумается, но преподаватели проявляют понимание. Им нравится давать приготовить какой-нибудь доклад, сочинение по литературе или изложение. У учеников очень хороший уровень французского языка, но плохой английский.

Как мне кажется, русская школа не готовит ко взрослой жизни, не заставляет думать самому. Но русская школа более relaxe, чем у нас, меньше стресса и больше старается понять ученика.

Почему я выбрала именно Россию

Потому что русская культура мне интересна, я хочу в неё погрузиться и узнать её лучше. Иногда у меня ностальгия по Франции, но я совершенно не жалею о своём выборе. Россия настолько богата в культурном плане...Столько ещё предстоит узнать.

Русские открыты и сердечны, они любят дискутировать, у них на всё есть своё мнение. Они экстраверты и у них есть понимание, что такое семья.

Язык не прост для изучения: масса исключений, труднопонимаемые выражения, но он настолько богат, разнообразен и мелодичен! Читать Пушкина в оригинале- наивысшая награда!

Alexis, студент третьекурсник из города Нант, приехал на год по обмену в 2015 г на учёбу в Бауманском университете Москвы

«Студенты разделены на маленькие группы. Удивило, что преподавание происходит по традиционным методам, с помощью черной доски и немного компьюторных технологий.

Приятным сюрпризом стал тот факт, что экзамены устные: Вытаскиваешь билет с вопросом, 30 мин на подготовку и час на то, чтобы написать ответ. Экзаменатор задаёт много вопросов, но поскольку всё это мы проходили на занятиях, чувствуешь себя уверенно.

Россияне дружественны и доброжелательны. Типичный вечер в гостях начинается в 18ч. и продолжается за столом. Русская кухня проста и вкусна.»

За несколько месяцев Алексис настолько адаптировался к московской жизни, что хочет после защиты диплома вернуться работать в Россию.

Французские десятикласники из г. Бордо в феврале 2017 г. проучились две недели в петербурской школе.

«Основное отличие французской и русской школы, в том что русские чувствуют себя более свободно когда речь идёт об устных предметах. Они чувствуют себя очень уверенно, если нужно взять слово и высказаться, то же самое относится к пению и танцам « (в петербурской школе имеется школьный театр. примечание переводчика)

«У меня создалось впечатление, что русские получают гораздо больше удовольствия от школы. Они занимаются в своей школе танцами, пением и театром, это меня очень впечатлило. Классно.»

Сегодня семья, в которой я живу, отвезла меня на дачу. Я побывала в русской бане. Удивительно, что снаружи в снегу совсем не холодно. Это было весело. Ещё меня удивило, что при таком холоде можно делать на улице шашлыки.

Lou Anne

Санкт Петербург – замечательный город! Меня больше всего потрясли дома пастельного цвета, которые вкупе со снегом создавали впечатление, что ты находишься в волшебной сказке.

Я расстроена тем, что нам пора уже уезжать домой.

То, что я прожила в России, незабываемо

Фантастический опыт: лингвинистический, культурный, гастрономический и человеческий, который навсегда запечатлится в нашей памяти.

Студентка без имени. В 2014 году по европейской программе Erasmus в течении года изучала русский язык в Москве.

Что нужно знать о русских:

Они никогда не улыбаются незнакомым.. Когда их спрашивают почему, они отвечают, что не видят причины, почему они должны это делать

Мужчины чрезвычайно галантны, вежливость на первом месте (например уступить место бабушке в местро)

Несмотря на тот факт, что они галантны, они редко употребляют вежливые формулы пожалуйста или спасибо

У них нет фиксированного времени для приёма пищи как в Западной Еропе. Они едят, когда у них есть время. Обед может быть и в 16 ч., а ужин в 17 ч.

В отличие от американцев, несмотря на то что русские не улыбаются незнакомым, если вы их друг- то это по настоящему и навсегда

И также в отличие от американцев они держат своё слово. Они не делают обещаний, которые не исполняют

Они любят выпить

Время в Москве пролетает очень быстро! Это все могут подтвердить!

Marie- Pierre. Год в московской школе, проживала в русской семье.

Всё стало супер только по истечении двух месяцев. Возможно потому, что закончился период адаптации, выпал снег и всё стало белым бело, я получила первое письмо от папы, а может потому что у меня наконец появилось множество друзей. Может быть моё счастье объясняется именно этим, несмотря на то, что ещё много вещей меня здесь удивляет: например тот факт, что нужно платить за пластиковые пакеты в магазинах или что обед может быть в 16 часов.

Русские красивы. От них исходит красота, добро и спокойствие. Эти люди гордятся своей страной, своим городом, своей зимой. Их мало заботит «а что на это скажут другие?». Да я полюбила этих людей, таких других, но таких самобытных. Я люблю Россию, люблю Москву. Мне нравится снег и чёрный хлеб, чай, который пьют целый день. Мне нравится московская жизнь.

В общем я влюбилась. В Россию.





Метки:

Страница 2 из 2

День во французском детском саду

Как проводят день малыши
День у малышей начинается со свободных игр в специально оборудованных уголках (куклы, одежда для ролевых игр, игрушечный транспорт). Потом детей собирают для речевых занятий (используются считалки, потешки, пальчиковые игры, рассказы и истории, картинки и диапозитивы).
В десять часов - завтрак (стакан молока, бутерброд, кусок сыра); после этого прогулка, а затем мастерские для малых групп по 15–30 минут, в зависимости от возраста (занятия рисованием, языком, нанизывание бус, аппликация); моторное воспитание (в игровом зале дети занимаются физкультурой, после чего обязательно отдыхают, лежа на ковриках); музыкальные занятия (слушание записей, игры с песнями), которые проводит воспитатель (музыкальных работников нет).
Воспитатели используют марионеток, самодельных кукол, чтобы поговорить с детьми 2–4 лет. В ручном труде применяются разнообразные материалы (картон, крафт-бумага, стекло) и инструменты (перья, губки, скалки) для получения изображения; возникают формы: круглые, заостренные, антропоморфные. Традиционно играют в мяч и серсо.
Пространственные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием («Я залезаю под стол, я лезу на стул» и т.п.). Сенсорное воспитание направлено также на опознавание звуков и осознание вкусовых впечатлений.

Четырехлетки в детском саду

Для 4–5-летних, более активных фантазеров, добавляются разные формы ручного труда: рисование на ткани, витражи, отпечатки краской от форм на срезе сырой картошки. Строят клетку для кролика, ширму для отгораживания уголка с книгами. При случае стараются обсуждать спонтанно возникающие темы: рождение сестры, посещение рынка, а также специально подготовленные: плакат, серию диапозитивов. Воспитателю рекомендуется исправлять грамматические и артикуляционные ошибки. Дети начинают узнавать свое имя в письменном виде.
На занятиях физкультурой воспитатель выстраивает все более сложные дистанции, когда детям нужно подлезать, пролезать через препятствия, перепрыгивать, балансировать, координировать движения, часто под музыку.
На музыкальных занятиях используется много песен, различных ритмов, ударных инструментов.
Дети учатся определять на глаз расстояние до предмета, его верх и низ, размер, внешний и внутренний вид; сортировать и классифицировать предметы, знакомятся с цифрами и количествами.

Жизнь ребенка 5–6 лет в детском саду
Детям 5–6 лет предоставляется больше свободы в выборе занятий, но воспитательница требует от них усидчивости. На специальном табло отмечают, какими видами деятельности - письмом, чтением, графикой, математикой - занимались в этот день. В классе на всех предметах - этикетки, все происходящее фиксируется в письменном виде. Используется много книг, альбомов, плакатов, журналов, дети рисуют узоры графического характера, готовящие руку к письму. Вырезание, измерение, нахождение аналогий, сходства, различия относятся к развитию математических способностей. Настольно-печатные игры помогают закрепить полученные навыки. Представление о времени формируется при знакомстве с календарем, в процессе группировки серии картинок в временно"й последовательности. На занятиях физкультурой появляются коллективные игры с правилами.
Расписание в старшей группе такое: утром детей принимают в течение 15 минут (им читают, они играют в Лего, рисуют). На 15 минут все собираются вместе, и каждому напоминают о его обязанностях (полить растения, покормить кроликов, написать сегодняшнее число и т.д.). Далее детям рассказывают о занятиях на сегодня, и они распределяются по группам, отправляясь в уголки-мастерские. В течение часа дети занимаются, а потом воспитатель подводит итог сделанному. Затем дети завтракают, в течение получаса занимаются физкультурой, а после нее отдыхают. Тридцатиминутное занятие музыкой посвящено хоровому пению, иногда вместе с другими группами, изучению ритмов, слушанию музыкальных произведений. После прогулки дети обедают (в столовой), затем следуют занятие по развитию речи (30 минут), работа в мастерских малыми группами (рисование, ручной труд, в том числе работа по дереву, лепка и т.д.) - каждый ребенок должен поучаствовать по крайней мере в двух видах работы. Затем следуют прогулка, полдник, час сказки и свободных игр. Во многих учреждениях дети сами выбирают, какими видами деятельности и в какой день они будут заниматься, и отмечают это в специально приготовленной таблице. Но при этом им известно, что в течение недели они обязательно должны позаниматься всеми видами работ, т.е. осуществляется, с одной стороны, право выбора, а с другой - обязательность.

Организация образовательного процесса и контроль за ним

Во Франции существует единая государственная образовательная программа, выполнение которой обязательно для всех учреждений. Работа учреждений тщательно контролируется, особое внимание уделяется негосударственным школам, соблюдению интересов и прав детей. Конкретные методики реализации общей программы разрабатываются методистами, и поэтому они всегда вариативны.
Совершенствование системы идет в направлении меньшей централизации, образования более адаптивного, открытого, привлекательного для учащихся, но сохраняющего высокий академический стандарт. В частности, предлагается разрабатывать мультикультурное содержание обучения, уделять внимание развитию коммуникативной и когнитивной компетенции как следствия социального взаимодействия, кооперации, конструктивной конфронтации, общения между сверстниками. Большое значение придается реабилитации детей с недостатками развития. Специалисты считают, что роль родителей должна быть изучена более глубоко; им должна оказываться всесторонняя помощь.

Школа

В возрасте 6 лет ребёнка отдают в школу, но можно и годом раньше или позже. Учебный год во Французских школах начинается в первый вторник сентября и длится 9 месяцев,после трёх месяцев учёбы следуют примерно двухнедельные каникулы, а на летние каникулы уходят в первую неделю июля.
Во всех школах Франции учёба начинается в 8-30 и длится до 16-30.С 11-30 до 13-30 дети не учатся,в это время они отдыхают, обедают в школе или дома. Урок во французской школе длится 55 минут.

В начальной школе дети учат Французский язык, математику, историю, географию того региона, где живёт ребёнок. Так-же как и в наших школах, много внимания уделяется труду, рисованию и физкультуре.
После окончания начальной школы ребёнок переходит в колледж. Во французских колледжах принят обратный отсчёт(учёба с 6 по 3 класс). Обучение в колледже является первой ступенью среднего образования и заключительной обязательного.
В колледже ученики разделяются по направлениям в зависимости от желания и способностей,которые позволяют либо продолжить учёбу в лицее и получить полное среднее образование, либо выбрать себе какую-нибудь специальность. Наиболее успевающие ученики после третьего класса колледжа переходят в лицей.

Кроме государственных учебных заведений во Франции существуют и частные школы. Их услугами пользуются все слои населения, и цель этих школ дотянуть ребёнка до уровня,позволяющего ему в последствии достичь государственного диплома бакалавра, так как во Франции признаются только государственные дипломы об окончании любых учебных заведений.
Между частными школами идёт серьёзная конкуренция.Множество рекламных проспектов советуют тщательно выбирать школу.
На рекламу уходит до 10% школьного бюджета.

Воспитание подростков во Франции

У подростков во Франции есть возможность заниматься самыми разными видами деятельности, в зависимости от местности, где они проживают: городская или сельская, север или юг. Правительство Франции активно пытается включать подростков в социальную жизнь и деятельность страны.

Для детей школьного возраста действует общегосударственная программа оздоровительных лагерей, открывающих свои двери на протяжении всего учебного года по средам, куда ребенка можно отправить либо на весь день, либо на вторую половину дня, поскольку основная часть школ по средам закрыта. Родители могут выбирать дни посещения, в зависимости от предлагаемых занятий, оплата зависит от доходов родителей.

На время школьных каникул во Франции открывается множество летних лагерей для детей и подростков от 6 до 16 лет, как пансионатного типа, так и дневного пребывания. В интернете можно найти всевозможные лагеря отдыха по интересующим критериям: местоположение, возрастная группа или предлагаемые занятия и деятельность. Местная мэрия или региональное управление по делам молодежи и спорта предоставят исчерпывающую информацию о детских лагерях отдыха в вашем регионе.

Безработица среди молодежи является проблемой на всей территории Франции. Официальные отчеты предполагают, что она также служит причиной молодежной преступности и растущем количестве самоубийств среди молодежи.
Школы подчеркивают важность получения диплома о полном среднем образовании, во Франции приравненного к бакалавриату. Французские школьники заканчивают школу в возрасте 18 лет, и бакалавриат является «пропуском» к высшему образованию.
С правовой точки зрения, вопросы трудоустройства во Франции регулируются французским Трудовым Кодексом. По закону, французская трудовая неделя составляет 35 рабочих часов, с определенной гибкостью касательно графика работы для выработки этих часов. Сверхурочная работа разрешается, но с очень строгими ограничениями.

Подросткам официально разрешено работать с 14 лет, однако только с разрешения родителей. Как правило, работа для подростков является формой ученичества, которое может совмещаться или не совмещаться с обучением в школе либо профессионально-техническом заведении. В случае неудачного прохождения ученичества, до 16 лет у подростка есть возможность прервать его и вернуться в школу.
Молодые люди старше 14 лет имеют право работать во время каникул, однако до достижения 16-летнего возраста у них в обязательном порядке должно оставаться время для летнего отдыха. Кроме того, подросткам разрешается выполнять только физически приемлемые для них работы и работать не более 10 часов в день и без ночных смен. Максимальная длительность рабочей недели для подростков такая же, как для взрослых - 35 часов, и для них действуют ограничения по контрактам и минимальной заработной плате. Для найма работников младше 18 лет наниматель должен получить специальное разрешение.

По всей Франции подросткам, столкнувшимся с проблемами из-за алкоголя или наркотиков, предоставляется бесплатная профессиональная помощь. Социальные работники, работники здравоохранения и местная полиция регулярно посещают многие школы для просветительских бесед о вреде алкоголя и наркотиков. В достаточно крупных городах есть центры помощи для молодежи, куда молодые люди могут обратиться за профессиональной помощью.

Злоупотребление алкоголем остается проблемой для Франции. Статистика показывает, что употребление алкоголя вызывает до 17000 смертей ежегодно, в большинстве случаев в экономически неблагополучных городских и сельских местностях.
Французский закон разрешает употребление алкоголя с 16 лет, однако его выполнение зачастую игнорируется, и в барах можно видеть употребляющих алкогольные напитки подростков младше 16 лет.

Хотя проблема употребления наркотиков во Франции не решена, употребление запрещенных тяжелых наркотиков здесь менее распространено, чем во многих других развитых странах. Ответственность за борьбу с распространением и употреблением наркотиков лежит на французском Министерстве внутренних дел.

Минимальный возраст для вождения транспортных средств во Франции:

  • 14 лет - для мотоцикла или мопеда с объемом двигателя ниже 50 куб. см. и максимальной скоростью 45 км/ч
  • 16 лет - для мотоцикла или мопеда с объемом двигателя от 51 до 80 куб. см. и максимальной скоростью 75 км/ч
  • 18 лет - для машины или мотоцикла с объемом двигателя свыше 125 куб. см.

У многих французских подростков есть скутеры. Скутеры с объемом двигателя менее 50 куб. см. не имеют права выезжать на автомагистрали. В настоящее время в целях снижения значительного числа ежегодных серьезных аварий и смертельных исходов, подростки от 14 лет, желающие ездить на скутере или мотоцикле, обязаны пройти письменный тест и практический экзамен на вождение.

Все материалы взяты из открытых источников

Российские дипломаты не рекомендуют россиянам посещать четыре парижских округа, а также два пригорода — Клиши и Сен-Дени. С таким заявлением сегодня выступило посольство России во Франции. Но у французских властей есть, чем успокоить гостей и сограждан: этой ночью в стране было сожжено вдвое меньше машин («всего» 617), а арестованы почти две тысячи поджигателей. Свои действия они координируют по Интернету, а группировки часто соревнуются: если одна спалила 50 машин, другая старается её обогнать.

Репортаж корреспондента НТВ Вадима Глускера .

Подростки в парижском пригороде Савиньи боятся выходить на улицу. В их городе с 10 вечера до 6 утра введен комендантский час.

Полицейские агенты в штатском патрулируют Савиньи всю ночь — ни одного поджога автомобиля или стычки с полицией. Первая относительно спокойная ночь за последние две недели.

Мишель Сапэн, префект департамента Сомма: «Власти нужен был сильный ход, и она его нашла. У меня теперь в руках все рычаги — юридические, административные — чтобы успокоить ситуацию и спасти республику».

Несмотря на явные показатели снижения преступности, о чем беспрерывно сообщают все центральные каналы телевидения, при этом продолжая отказываться от публикаций точных данных о сожженных автомобилях. Непонятно, правда, почему они все-таки сообщают о всех крупных и исключительных поджогах или столкновениях, которые имели место по большей части в регионах, удаленных от Парижа.

Так, например, история с разбитым автомобилем съемочной группы телеканала «Россия», которую забросали камнями, когда оператор попытался снять последствия ночного пожара в Лионе. Или, например, рассказ о событиях в Тулузе, куда лично приехал следить за соблюдением комендантского часа министр внутренних дел Николя Саркози.

За те полчаса, что Саркози был в городе, который накануне был одним из центров насилия во Франции, машин здесь никто не сжег, но баллоны с зажигательной смесью в полицейских все-таки бросили.

Неожиданно для многих сегодня против министра внутренних дел выступил кумир подростков, культовая фигура французского спорта, игрок национальной сборной по футболу Лилиан Тюрам.

Лилиан Тюрам, футболист: «Я сам жил в пригородах и помню, как нас называли „сбродом“. А я хотел бы одного — работать и вырваться из нищеты. А сейчас таких, как я, Саркози обвиняет и смешивает с грязью».

73 процента французов, согласно последнему опросу, поддерживают введение комендантского часа, 98 процентов требуют немедленно покончить с насилием. Французские власти очень долго сомневались, стоит ли вводить режим чрезвычайного положения на территории страны. Тем более, что с самого начала волнений на этом просто настаивал лидер ультраправого национального фронта Жан-Мари Ле Пен.

Сегодня на улице Ле Пена настоящий праздник. Он говорит, что впервые за все годы его участие в большой политике идеи ультраправого «Национального фронта» совпали с идеями правительства. Жан-Мари Ле Пен говорит, что чрезвычайное положение — это мера эффектная, а не эффективная. В интервью НТВ он рассказал, что нельзя останавливаться на достигнутом.

Жан-Мари Ле Пен, лидер партии «Национальный фронт Франции»: «Когда корабль тонет, вы не ищете ведро, чтобы черпать воду. Мы должны заделать пробоину. Так и в нашем случае. Вся проблема в иммиграции. Я требую покончить с практикой предоставления французского гражданства новым эмигрантам. А тех, у кого оно уже есть, но кто не разделяет наши французские ценности, немедленно его лишать».

Комендантский час продлится 12 дней. Сейчас он, безусловно, остановит насилие, но, как полагают местные обозреватели, это только на время. Силовые меры не решат проблемы в бедных пригородах, где взрывоопасная ситуация вряд ли быстро погаснет.

Листаю школьную тетрадь девятилетней Клод Моэм из Амьена. Тетрадь называется «Рассказы о жизни». Из нее можно узнать, как Клод впервые ходила на каток, что дома у нее есть два кролика, что новая учительница ей очень понравилась... Незамысловатые истории из жизни французской школьницы, одной из миллионов мальчишек и девчонок, которые живут в почти трех миллионах французских семей. В 465 тысячах этих семей - один ребенок, в 1 миллионе 450 тысячах - два или три, в 600 с лишним тысячах - четыре и больше. Двести дней в году дети свободны от учебных занятий. Как проводят они это время? Социологи выяснили, что почти все свободное время дети предоставлены сами себе. Они мало играют, читают, посещают театр и кино; восьми детям из десяти все это заменяет телевизор.

В столичном парке Монсури, неподалеку от озера, где горделиво плавают общие любимцы - лебеди, есть укрытый плющом уголок. Отсюда в погожие выходные дни нередко слышен дружный ребячий смех - это заезжие актеры дают кукольный спектакль. Но и таких временных театриков в стране не столь уж много. Постоянных актерских трупп, которые ставили бы спектакли для детей, нет вообще. Вот малыши и довольствуются немногим, что им дарит город: игрой музыканта в метро или представлением уличного фокусника.

Скудость духовной пищи для юных признают и официальные власти. Чтобы как-то исправить положение, министерство просвещения в январе 1979 года учредило бюро по организации театральных зрелищ. Однако досуг школьников не стал намного богаче. По-прежнему львиная доля его приходится на кинематограф и телевидение. Национальное телевидение делает попытки занять ребят. Популярностью у школьников пользуются передача, сходная с нашей программой «В мире животных», приключенческие ленты. В последние годы сделано несколько интересных фильмов для подростков. Что касается кинолент для детей младшего возраста, то их ничтожно мало. За двадцать последних лет отсняты всего два фильма-сказки: «Волшебная лампа Аладдина» и «Шкура осла». Разумеется, во Франции не перевелись талантливые режиссеры детского кинематографа. Просто кинодельцам невыгодно выпускать детские фильмы. Вот и смотрят маленькие французы фильмы на манер «Войны звезд», «Человека-паука», которые заставляют содрогаться от омерзения и ужаса не только малолетних.

Говорят, что статистика знает все. О французских подростках ей известно, что треть из них в свободное время предпочитает ходить в кино, половина - заниматься спортом, остальные - играть, посещать театры, музеи.

Помню полный зрительный зал парижского театра «Вест», школьников, жадно следивших за спектаклем. Шла пьеса Брехта «Пунтила и его слуга Матти». Симпатии зала явно были на стороне ловкого, смышленого Матти. Но приобщиться к искусству подростки могут не часто. Ведь театральный билет стоит не менее 25 франков.

В культурном центре им. Помпиду в Париже в начале 1978 года состоялась выставка «Детство». Здесь демонстрировалась кинолента, на которой скрытой камерой запечатлен день подростка. Воспользуемся и мы подобным приемом, мысленно представив день подростка в современном французском городе. В 16 часов 30 минут он выходит из школы. Что делать? Оставаться на улице? Некуда идти, да и небезопасно - вполне можно угодить под автомобиль. Тогда, может быть, в сквер? Но бдительные служители начеку. На траве скверов можно играть только малышам. Идти домой и сидеть в пустой квартире неинтересно. Так город «отторгает детство», что приводит порой к самым плачевным результатам: подростки сбиваются в банды, среди них быстро растет все дурное.

Усилия общественности, отдельных энтузиастов, направленные на организацию досуга школьников, оказываются далеко недостаточными для того, чтобы улучшить положение в целом. Как уже говорилось, по инициативе родителей, учителей в ряде городов создаются Дома детства. Левые муниципалитеты организуют музыкальные, спортивные занятия для детей. Так, в Сен-Кентене открыты детская балетная студия, секции спортивной борьбы, в Гренобле - музыкальная школа. Но посещать эти занятия могут далеко не все: ведь за них надо платить 400-500 франков в месяц.

В официальных кругах любят повторять, что Франция - страна высокой цивилизации, где эксплуатация детского труда запрещена. Действительно, такие законы имеются. И приняты они были в свое время под напором демократического, рабочего движения. Но далеко не всегда эти законы соблюдаются. Обратимся к свидетельству буржуазной газеты «Монд» за 6 сентября 1979 года. Здесь говорится, что детский труд повсеместно эксплуатируется в так называемых «малых профессиях»: дети работают подносчиками на рынке, сортировщиками, сборщиками мелких деталей. Работу школьники выполняют во время, которое отведено им для отдыха, то есть в каникулы и выходные дни.

Для французского подростка город - огромный лабиринт, выходы из которого для него заперты. У подавляющего большинства французских школьников нет возможности отдохнуть во время каникул. Частные пансионаты достаточно дороги. Летние лагеря («колонии для каникул»), «снежные», «морские» классы ежегодно охватывают всего около полутора миллионов ребят. Остальные одиннадцать с половиной миллионов этой возможности лишены. Организованный отдых - дорогое удовольствие во Франции. Скажем, один день пребывания в «снежных классах» сейчас обходится семье школьника без учета стоимости проезда в 50 франков. Государственные ассигнования на организованный отдых детей мизерны; родителям приходится брать все расходы на себя.

Особенно остро стоит проблема отдыха и досуга во время каникул школьников в крупных городах. Что, например, делают почти 400 тысяч учащихся французской столицы?

«Помещайте своих детей в «зеленые центры»!» - советует объявление парижского муниципалитета. В «зеленых центрах», расположенных в парковых массивах города, каждое лето отдыхает около 10 тысяч ребят из тех, кто не смог выехать за город. Здесь дети заняты различными играми, соревнованиями. Тут же за плату они обедают. «Это все же лучше, чем оставить детей на улице», - говорит директор «зеленого центра», который расположен в Венсенском лесу.

«Зеленые центры», однако, не снимают остроты проблемы: ведь их мало, и рассчитаны они лишь на детей до четырнадцати лет. «Зеленые центры» лишены необходимых бытовых помещений, нередко здесь нет даже водопровода.

Детям с четырнадцати лет не дано и того, чем располагают те, кого принимают в «зеленые центры». Ведь нельзя всерьез принимать чуть больше десятка детских клубов, работающих в Париже во время каникул.

В итоге без присмотра остаются тысячи юных парижан.

Во французских городах открываются для ребят «приключенческие площадки», где можно поиграть, пообщаться с друзьями. Но участь этих площадок часто незавидна. С какой помпой была открыта парижским муниципалитетом «приключенческая площадка» на улице Сен-Поль в июне 1972 года! Устроители рисовали радужные перспективы повсеместного создания таких площадок. Но этому не суждено было сбыться. А площадку на улице Сен-Поль спустя два года закрыли, так как ее территорию продали под строительство отеля.

Какой он, сегодняшний французский подросток? Чем живут, о чем мечтают пятнадцати-семнадцатилетние французы? Кто они, эти ребята в синих джинсах, черных суконных куртках с металлическими пуговицами, на мопедах и в касках, которые делают их похожими на космических пришельцев? О подростках во Франции пишут книги, снимают фильмы, ведут бурные споры. Активен и сам подросток. Все чаще рядом с извечными темами первого чувства у него рождаются иные темы - протеста против окружающей жизни. Вот что пишет школьница Хюгет в стихах, которые можно назвать своеобразной исповедью сегодняшнего французского подростка:

Я прохожу по городу среди шума и куда-то спешащих людей. Все они заключенные - Заключенные у жизни, привычек, родителей, жен, общества... Рабы золота, они подвластны только ему. Я призываю этих людей жить иначе - не быть равнодушными, не замыкаться в своем тесном мирке. Я призываю этих людей взглянуть на других, понять других, остановиться подле умирающего на тротуаре. Я призываю их... Но не похожа ли я сама на этих людей?!

Это было в Лиможе на встрече с местными лицеистами. Среди множества вопросов выделялось несколько: «Есть ли у вас автомобиль?»; «А своя собака?»; «А к морю вы ездите каждый год?» Разумеется, нет ничего предосудительного в таких вопросах. Настораживало иное: чувствовалось, что для тех, кто их задавал, в безмятежности и праздности и заключался смысл жизни.

Молодости свойственны высокие порывы. Но их глушит пресс «общества потребления». Данные многочисленных опросов свидетельствуют о распространенности среди учащейся молодежи во Франции настроений индивидуализма и конформизма. «Средний лицеист считает, что единственно правильный в жизни путь - приспособление» - таков вывод анкеты журнала «Гид студента» за 1977-1978 годы. Шестьдесят процентов учащихся восьми лицеев, опрошенных в 1975-1976 годах, не смогли ничего сказать о своих политических убеждениях. Из тех, кто пытался ответить, половина заявила, что испытывает безразличие к внутриполитическим проблемам страны. Из пяти тысяч учащихся коллежей и лицеев, которые были опрошены в 1978-1979 годах, каждый второй признал, что испытывает разочарование в таких ценностях, как гуманность и прогресс. Большинство опрошенных зимой 1979 года лицеистов из Орлеана смотрят в будущее с «крайним пессимизмом».

Безрадостные настроения старшеклассников объяснимы. Не случайно директор лицея в Сен-Дени свое учебное заведение назвал одной из «фабрик для подготовки безработных». Вспоминаю девчушку-флейтистку лет шестнадцати в переходе парижского метро, где она игрой зарабатывала на жизнь. Всплывает в памяти и иная картина: светящиеся лица юных музыкантов на отчетном школьном концерте в Гренобле. Не ожидает ли и их участь этой девушки? Не ожидает ли безработица тысячи других выпускников школы? Ведь даже по официальным данным, в 1977 году десять процентов юношей и девушек, закончивших технические коллежи, не смогли найти работу. «Мужайтесь и не теряйте надежды» - вот все, что мог сказать им тогдашний министр просвещения Р. Аби.

Все больше старшеклассников испытывают отвращение к буржуазной государственной машине. По данным «Гида студента», четверть опрошенных этим журналом учащихся отказалась принять участие в голосовании на последних парламентских выборах.

Некоторые педагоги объясняют поведение молодых «естественной враждой к взрослым». Но ведь мир взрослых как раз и порождает подобное поведение. Идеи, мораль этого мира все более противоречат гуманным принципам. Буржуазная «массовая культура» навязывает подростку бездушные образцы - имиджи. Непристойные фильмы, наркотики делают свое дело. В очередном циркуляре министра просвещения вновь содержится призыв усилить борьбу с наркоманией среди учащейся молодежи. Наркомания среди учащихся приобрела такие масштабы, что министерство просвещения предприняло ряд особых мер: в 1978/79 учебном году начата специальная кампания в школах по борьбе с употреблением наркотических веществ; в программы четвертого и третьего классов средних школ по биологии введен раздел, посвященный вредным последствиям употребления наркотиков; рекомендовано создавать при учебных заведениях «клубы здоровья». Но что может поделать школа, если наркомания превратилась в национальное бедствие?!

Еще недавно в консервативных кругах с удовлетворением отмечали спад гражданской активности учащихся-старшеклассников. Как писала «Монд», старшеклассники будто впали в спячку. Но таков ли на самом деле французский подросток, как уверяют многие буржуазные журналисты, социологи, педагоги? Не выдается ли желаемое за действительное?

«Беспокойным поколением» называет французских подростков коммунист-педагог М. Люмброзо. Подростки, говорит он, убеждаются, что общество, где они живут, делается все более жестоким, враждебным прогрессу. Подростки жаждут изменить это общество, но часто ощущают свое бессилие.

Вот лишь некоторые выступления учащихся. Октябрь 1978 года. Делегаты от шестидесяти лицеев учредили «национальный комитет действия». Ноябрь 1978 года. Закрыт лицей в Верхней Гаронне; повод - выступление учащихся. Февраль 1979 года. Состоялась пресс-конференция, где объявлено о решимости учащихся добиваться более широкого участия в классных советах. Март 1979 года. Многотысячные демонстрации учащихся лицеев и коллежей в Париже, Марселе, других городах. Октябрь 1979 года. Состоялись выборы в классные советы; делегация лицеистов требует от министра просвещения реальных прав в этих органах...

Что значит быть молодым в России, во Франции, что общего и в чём различия? Наверное, многие из нас спрашивали себя, как живут их сверстники в других странах? Чем их повседневность отличается от нашей? Какие проблемы их волнуют?

Я, например, столкнувшись на одном из курортов с французскими подростками, была немного удивлена. Прежде всего, в большинстве своём, французская молодежь ничем не отличается от русской, да и, наверное, от молодых людей в других странах. Но некоторая разница всё же имеется.

Во-первых, коммуникабельность. Подростки, незнакомые друг с другом, легко находят общий язык. Приехав из разных уголков Франции: из Парижа, из Меца, из Нанси, а также из Бельгии, они быстро подружились и, через несколько дней казалось, что они сто лет друг друга знают. Они легко приняли и меня в свою компанию, так как я могла общаться с ними на одном языке. Это доказывает, что нет какого-то пренебрежительного отношения к русским, наоборот им интересно общение с молодежью из любых стран. Хотя они и приехали со своими семьями, но с родителями они лишь жили в одном номере, в остальном предпочитая общение со сверстниками. Да, основной критерий, по которому они делятся – это возраст. Те, кому лет 13-15 «тусовались» отдельно от тех, кому 16 и больше.

Надо сказать, что отдыхавшие там же русские, да и немцы общались только теми компаниями, какими приехали, очень неохотно идя на контакт с «чужаками». Эту черту не могли не отметить французы, они сказали, что русские неприветливые и хмурые, что относилось и к взрослым тоже.

Во-вторых, поведение. Несмотря на то, что в России весьма неодобрительно относятся к подросткам, называя их невоспитанными и наглыми, французы «затмевали» всех. Начиная от прыганья с громким криком и тучей брызг в бассейн и заканчивая игрой в пинг-понг до часу ночи (что, понятное дело, было далеко не бесшумно). Они это делали, потому что им было весело, потому что они приехали отдыхать, и дело вовсе не в их воспитанности, в общении они были довольно приятны и начитаны. В беседе с ними, я смогла выяснить много нового и интересного об их жизни, о системе образования, об их планах на будущее. Что, кстати, интересно, каждый из них знал, кем хочет стать в будущем, причем они называли конкретные профессии, а не то, куда хотят поступать (некоторые мои одноклассники, например, даже в 11 классе не знают, кем они хотят быть).

Система образования во Франции некоторым образом отличается от российской. Прежде всего, в их школе 12 классов и поступают они в двенадцатый класс, а заканчивают первый. Сначала детей отдают в L ‘é cole maternelle (детский сад), который не является обязательным. Потом начинается обязательно образование, которое, надо отметить является бесплатным. Начальная школа или L ‘é cole é l é mentaire (12-8 класс) дает начальные знания по математике, французскому языку и окружающему миру. Далее ученик переходит в среднюю школу или Le coll è ge , где добавляются иностранные языки, химия, физика и начинается профессиональная ориентация. В конце обучения в коллеже, комиссия, состоящая из учителей, родителей и учеников, рассматривает кандидатуру каждого ученика и дает ему направление на дальнейшее обучение. Это может быть лицей общий, технологический или профессиональный. В первых двух обучаются по три года, и они дают право поступления в высшие учебные заведения, в то время как обучение в профессионально коллеже («аналог» советского ПТУ) занимает всего два года, дает определенную специальность, но закрывает дорогу в вуз. Следует отметить, что во Франции, гораздо большее внимание уделяется изучению иностранных языков, в том числе латыни и древнегреческого, нежели математике, физике и другим точным наукам. И что немаловажно, в отличие от российских школ, ученик сам может выбрать иностранный язык, который он хочет изучать.

В отличие от молодежи в России, французским подросткам очень интересна политика. Они много расспрашивали меня о нашем политическом строе, о нашем президенте и жизни в стране. Меня удивило, что у них довольно смутные представления о России. Помимо общепринятых стереотипов о нашей стране (медведи на улицах, холод, шапка-ушанка и т.д.), французские подростки, абсолютно не смущаясь (в отличие от взрослых), спрашивали, а правда ли, что у нас два президента, а, услышав в ответ, что у нас он один – Путин, тут же поинтересовались: «У вас что, диктатура?». Имя Владимира Владимировича было им знакомо, хотя их представление о его политике было не совсем верным.

Интересно, что французы очень гордятся своими национальными достижениями, все они с восхищением говорили о Париже, хотя большинство из них не являлись парижанами. У нас, в России, нечасто встретишь провинциала, который любит столицу.

Особой гордостью французов является виноделие. Меня поразило, что когда речь зашла о французских винах, мальчик 14-ти лет (заметьте, не пьющий, спортсмен, и из благополучной семьи) за пять минут прочитал целую лекцию о французских винах, их производстве, качестве и стоимости. Увидев мое удивление, его мама пояснила, что производство вин является частью культуры Франции, и детям рассказывают об этом в школе.

Конечно, молодежь во Франции, как и в других странах разная. Здесь описаны мои наблюдения и впечатления от встреч с французскими подростками, и, разумеется, это не дает представления о всех слоях французской молодежи и о всех проблемах, которые её волнуют.

Если опираться на французские СМИ, то можно сказать, что проблемы молодежи во Франции мало чем отличаются от проблем молодежи в России. Это и трудность найти работу, после получения высшего образования, это и проблема употребления наркотиков, алкоголя т.д.

Именно благодаря общим проблемам и интересам, молодые легко находят общий язык, и хочется надеяться, что это в будущем поспособствует лучшему взаимопониманию между нашими странами.

Жанна Каздым

.
.
.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!