Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Психологические аспекты адаптации детей к лагерю. Программа для адаптации детей в летнем лагере

В период летних каникул многие родители задумываются о том, как сделать отдых ребенка наиболее полноценным и запоминающимся. Сегодня существует масса возможностей подарить ребенку увлекательный отдых, например, отправив его в летний детский лагерь.

Однако следует помнить, что такой отдых имеет как преимущества, так и недостатки. Поговорим о них более подробно.

Отдых в лагере придется по вкусу ребенку, если он...

1.Учитывает интересы ребенка

Каждый ребенок имеет хобби, предпочтения и интересы. Отдых в лагере, который специализируется на его любимых занятиях и развитии нужных навыков, будет для ребенка максимально полезен и интересен.

2. Расширяет кругозор.

В новом месте ребенок получает возможность узнать больше об окружающем его мире. Летние детские лагеря, как правило, расположены в местах, которые отличаются от места его ежедневного пребывания. К примеру, лагерь может располагаться на территории леса, в горах, на побережье и т. д. Такое путешествие поможет ребенку поближе познакомиться с флорой и фауной нового для него региона, получить массу положительных впечатлений от посещения новых мест.

3. Позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным.

Находясь в летнем детском лагере, ребенок учится самостоятельности, ведь в этом случае он оказывается в новой для него среде, в новом коллективе, и ему приходится принимать собственные решения, а также нести за них ответственность.

4. Развивает навыки общения и поведения в коллективе.

Летний детский лагерь помогает развивать ребенку навыки общения. Ребенок взаимодействует с другими детьми, а также с новыми для него взрослыми, адаптируется в новом коллективе, в котором приняты свои нормы и правила поведения.

Недостаток у отдыха в летнем детском лагере, пожалуй, только один: ребенок оказывается далеко от дома, от семьи, поэтому для некоторых детей, привыкших к постоянному присутствию родителей, адаптационный период может проходить достаточно сложно.

Специфика детского лагеря

Детские летние лагеря, как правило, разнопрофильные. Например, это оздоровительные лагеря, в которых особoе внимание уделяется лечению определенных заболеваний либо просто укреплению здоровья детей. Это и тематические лагеря, занятия в которых посвящаются той или иной теме, иногда меняющейся каждый заезд. Это и профильные лагеря, занятия в которых посвящаются определенному направлению, которое не изменяется в течение долгого времени.

Особенности адаптации ребенка в летнем лагере

Ребенок, попадая в новую для себя среду обитания, в новый коллектив, зачастую испытывает определенные неудобства, связанные с адаптацией. Адаптационный период может продолжаться от нескольких дней до 1-2 недель. В это время ребенок привыкает к новому месту, строит отношения с другими детьми, а также с вожатыми.

То, насколько быстро ребенок привыкнет к новым условиям, зависит от особенностей его социального и эмоционального развития, воспитания. Так, дети, привыкшие к детскому коллективу, не испытывающие особых трудностей в общении, активно участвующие в жизни коллектива, гораздо легче адаптируются в условиях лагеря.

Конечно, поначалу многие дети жалуются своим родителям на то, что в лагере им скучно. Как правило, через несколько дней ребенок привыкает, заводит новых друзей, включается в жизнь коллектива, привыкает к расписанию, установленному в лагере. И подобных жалоб больше не поступает.

Для того чтобы адаптационный период прошел как можно безболезненнее, ребенка необходимо подготовить заранее к отдыху в лагере. Так, родители могут научить ребенка заправлять самостоятельно постель, приводить в порядок свои вещи, привить навыки гигиены, рассказать о расписании дня в лагере, постараться соблюдать такой режим дома.

Объясните ребенку, что после его отъезда вы будете очень скучать по нему, и что, скорее всего, первые несколько дней он также будет скучать, и это естественно. Однако, несмотря на это, он не должен бояться знакомиться с другими детьми, играть с ними, участвовать в жизни коллектива.

Также ребенок должен знать, что если у него вдруг возникнут какие-либо проблемы, он всегда может рассчитывать на помощь вожатых. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок всегда мог связаться с вами. Если вы пока не можете доверить ребенку мобильный телефон, дайте ему телефонную карточку либо деньги для ее покупки. Убедитесь, что ребенок умеет пользоваться телефоном и картой.

Когда от поездки в детский летний лагерь лучше отказаться?

Доказано, что дети дошкольного возраста очень привязаны к семье и дому. Поэтому путешествие в летний детский лагерь, когда ребенок оказывается далеко от родителей, может оказаться для него стрессом, справиться с которым будет достаточно сложно.

Когда следует в экстренном порядке забрать ребенка из лагеря?

  • Eсли адаптационный период у ребенка протекает очень болезненно;
  • если он никак не может привыкнуть к новым условиям;
  • если у него не складываются отношения со сверстниками или вожатыми;
  • если он часто просит забрать его домой.

В этих случаях родителям лучше послушать своего ребенка и забрать из лагеря в экстренном порядке. Также это следует сделать, если ребенок заболел.

В лагере существуют определенные правила поведения, обязательные для всех детей. В том случае, если ребенок грубо и систематически нарушает их, его могут досрочно отчислить из лагеря. И тогда родителям также в срочном порядке придется забрать ребенка домой.

Отправлять или нет?

Принимать решение о том, отправлять ребенка в лагерь или нет, стоит сугубо индивидуально. В этом случае не стоит прислушиваться к мнению друзей и знакомых.

Постарайтесь узнать о лагере и воспитателях как можно больше. Первые заезды в определенные детские лагеря вы даже можете проводить совместно с ребенком.

Самое главное, чтобы он был готов к этому и сам хотел поехать в летний лагерь.

Ольга Леухина, психолог

Программа для адаптации детей в летнем оздоровительном лагере.

ВВЕДЕНИЕ

Настойчивость, целеустремленность, удивление, окрыленность, любопытство в глазах детей, возможность подпрыгнуть от радости, от сознания, что это ТЫ такой умный, сообразительный – вот то, что хотим мы видеть в своих детях.

С помощью чего развивать в детях эти важнейшие качества и их составляющие? Таким очень эффективным средством издавна является игра.

Игра – дело серьезное. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

Игра – это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.

Игра – важное средство самовоспитания. В то же время игра – это азарт, интерес, поиск, неожиданные находки и открытия.

Игра – это способ познания окружающего мира. Играя, можно научиться преодолевать неудачи, достойно встречать поражения, расти и взрослеть.

Игра – любимое занятие детей. В игре часто и сложное становится доступным. Предложите детям игру, и она доставит радость и детям, и Вам, уважаемые наставники детей.

Система психологических тренингов ставит перед собой цель помочь детям и подросткам осознать свои ценности и установить приоритеты, стать более толерантными, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими.

Независимо от специализации занятий: тренинг общения, самооценки и т.п. каждый из них ставит перед собой общие цели :

  • диагностика и исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
  • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
  • развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
  • содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения успеха.

В условиях летних оздоровительных учреждений данный тренинг и сюжетно – ролевые игры можно реализовывать не только в виде тренинговых занятий, но и разрабатывать на их основе игровые вечера, оригинальные отрядные мероприятия, психологические тренинги для детей и подростков.

Размер группы.

Оптимальным количеством участников в группе считается 14 – 18 человек, но группа может быть и больше. 20 человек – максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Любому человеку проще довериться небольшому числу людей. Атмосфера малой группы способствует более быстрому сближению участников и сплочению группы.

Продолжительность тренинга.

Продолжительность одного занятия не более 1,5 часов.

Зависит от целей данного занятия, от возможностей ведущего.

Правила группы.

Правила принимаются всей группой вместе с ведущим в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:

  • мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;
  • не боялся стать объектом насмешки и критики;
  • был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;
  • получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

З анятие 1

ЗНАКОМСТВО

Знакомство

Небольшая вступительная речь-диалог ведущего о целях занятия, его особенностях и т.п.

Упражнение «Ветер дует на…»

Процедура проведения . Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого… есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

Водящего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому .

Упражнение «Дни рождения»

Процедура проведения. Участники молча строятся в шеренгу по дате своего рождения.

Ведущий: « Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы, посмотрите на правила, написанные на доске. Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть, что-то нужно добавить?»

Примерные правила:

  1. Активная работа на занятии каждого участника.
  2. Внимательность к говорящему.
  3. Доверие друг к другу.
  4. Недопустимость насмешек.
  5. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
  6. Право каждого на свое мнение.
  7. Правило ноль-ноль: начинать вовремя .

Разминка

Упражнение «Путаница»

Процедура проведения. Оно выявляет степень групповой сплоченности и настраивает участников на взаимодействие. Участникам предлагается совместно создать на полу 5 точек опоры, затем - 6, 7. Это простое задание. Решение его, как правило, тривиально: четыре точки опоры - это ноги двух участников, пятая - две соединенные руки. Далее «разогрев» продолжается в малых группах по шесть человек. Им предстоит объединиться и создать 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры на полу. После чего всем участникам предлагается встать в центре условного круга, придвинуться как можно ближе друг к другу, закрыть глаза и поднять обе руки вверх. Одной рукой нужно на ощупь найти пару. Другая рука остается свободной. Затем ведущий соединяет свободные руки таким образом, чтобы получилась «путаница». Участникам надо «распутаться» и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные «связи» друг с другом. Это веселое упражнение замечательно настраивает на дальнейшую работу в группе, задает доброжелательный тон.

Упражнение «Зоопарк»

Процедура проведения. Все участники становятся лицом в круг. Одному из них предлагается стать водящим, он приглашается в центр круга. Задача водящего, называя в произвольном порядке определенных животных (слон, бегемот, крокодил, жираф), показывать пальцем на одного из участников, который становится центральной фигурой этого животного. Двое других ребят, стоящих по бокам от центральной фигуры помогают ему дополнить образ данного животного специальными жестами. Тот, кто замешкался или показал несоответствующий этому животному жест, становится водящим.

Основное содержание

Упражнение «Есть или нет»

Процедура проведения. Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет»!

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Упражнение «Мышь и мышеловка»

Процедура проведения. Участники делятся на группы по 4-5 человек. Столько же водящих. Все в малой группе встают в круг и плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка или сеть. Водящие – в кругу. Их задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке. Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например, «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его»

Упражнение «Кочки»

Процедура проведения. Листочки бумаги раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие «лягушки», живущие на болоте. Они запрыгивают на листочки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на оном листочке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.

Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, ведущий помогает найти выход.

Упражнение «Дракон»

Процедура проведения. Все участники встают в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова дракона», последний – «хвост». Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Рефлексия

Занятие 2

ГОВОРЯЩЕЕ ТЕЛО

Разминка

Упражнение «На что похоже настроение?»

Процедура проведения. Участники по очереди говорят, на какое время года похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?». Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д.

Упражнение «Дотронься до…»

Процедура проведения. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Ведущий следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Упражнение «Поварята»

Процедура проведения. Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.

Основное содержание

Упражнение «Запрещенное движение»

Процедура проведения. Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных может быть около 7.

Упражнение «Спиной в круг»

Процедура проведения. Ведущий: «Сейчас один из нас (это может быть доброволец или названный мной участник группы) повернется спиной в круг. После этого я предложу любому участнику описать внешний облик кого-то из нас: я покажу на того человека, которого надо будет описать, не называя его имени (ведущий может написать имя “объекта” описания на листке). Задача отвернувшегося понять, о ком идет речь».

Для усложнения упражнения можно запретить описание одежды, украшений.

В ходе упражнения в роли “узнающего” и в роли “дающего описание” могут побывать несколько человек. Упражнение направлено, с одной стороны, на развитие наблюдательской сензитивности, прежде всего той его стороны, которая касается способности запоминать зафиксированные во внешнем облике других людей признаки. С другой стороны, упражнение развивает умение находить специфическое во внешнем облике и точно его описывать.

Информация о невербальных сигналах в общении

Упражнение «Найди свою стаю»

Процедура проведения. Ведущий раздает участкам карточки с названиями животных (поросенок, котенок, утенок) таким образом, чтобы каждый не видел названия животных у остальной части группы. По команде ведущего все закрывают глаза и начинают издавать соответствующие звуки. Задача – найти своих собратьев. В ходе обсуждения обращается внимание на то, каким образом каждый ориентировался: ждал, когда его найдут или сам активно искал «стаю», издавая звуки.

Рефлексия

Занятие 3

УЗНАЙ МЕНЯ

Разминка

Упражнение «Бабочка - ледышка»

Процедура проведения. По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка. Упражнение способствует развитию воображения, внимания к тактильным ощущениям.

Ведущему следует учитывать, что возможет всплеск агрессивности во время передачи «бабочки».

Упражнение «Бурундуки»

Процедура проведения. Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.

Основное содержание

Групповое рисование по кругу

Процедура проведения. На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве». Данная техника может выявить сильные противоречия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому ведущий должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

Упражнение «Живая скульптура»

Процедура проведения. Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

Ведущий выполняет роль скульптора в течение всего упражнения. Он следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа .

Упражнение «Словесный портрет»

Процедура проведения. Каждому участнику группы выдается карточка с именем кого-либо из членов группы. нужно сесть в специальное кресло и рассказать об этом человеке от первого лица, но не называя по имени. Остальные должны догадаться, о ком идет речь.

Ведущему следует учесть, что ребятам бывает трудно давать положительные характеристики, поэтому если кто-то из участников начал с негатива, следует его попросить все-таки начать с хорошего.

Упражнение «Строим цифры»

Процедура проведения. Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2,3,4,5 и т.д.)», - дети выполняют задание.

Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

Рефлексия

Занятие 4

СЛАДКОЕ СЛОВО

Разминка

Упражнение «Ворона»

Процедура проведения. Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

«Ворона сидит на крыше,

Ощипывает она свои крылышки.

Сирлалала, сирлалала!»

Затем очень быстро и неожиданно:

«А кто раньше сядет?»

Затем:

«А кто раньше встанет?»

Кто опоздал выполнить команду – выбывает из игры.

Упражнение «Гнездышко»

Процедура проведения. Участники присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!». Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Водящий командует: «В гнездо!». Опять приседают. Кто не успел – водящий.

Основное содержание

Упражнение «Найди друга»

Процедура проведения. Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

Упражнение «Комплименты»

Процедура проведения. Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Важно помнить, что некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

Если ребенок затрудняется сказать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

Упражнение «Скоростное путешествие»

Процедура проведения. Участники группы стоят по кругу. Ведущий: «Сейчас мы будем ходить по комнате. Сначала я, а потом тот из нас, чье имя я назову, предложит ситуацию, в которой каждый попробует себя представить, постарается в нее включиться и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают, итак, я начну: мы идем по густой чаще леса...

Далее через каждые двадцать-тридцать секунд ведущий называет имя следующего члена группы. После завершения упражнения можно задать вопросы: “Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях?”, “В какой из предложенных ситуаций вам было легче всего себя представить, в какой - сложнее?”

В ходе обсуждения имеет смысл обратить внимание на следующие моменты:

  • одна и та же ситуация вызывает у разных людей очень разные, порой полярные состояния;
  • люди обладают разной способностью переходить от одного состояния к другому, и эту способность можно развивать;
  • легче представить себя в тех ситуациях, которые чаще всего встречались в жизни;
  • воспроизведение характерных для той или иной ситуации жестов, походки или позы облегчают погружение в нее, осознание специфических состояний и чувств, которые в ней возникают.

Примеры ситуаций, предложенных участникам:

  • спешим в театр,
  • оказались на приеме у английской королевы,
  • идем по лесу, где очень много комаров,
  • ходим по картинной галерее,
  • в магазине пробираемся в толпе к прилавку,
  • идем по узкой тропинке

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Процедура проведения. Ведущий: «Сейчас я скажу “раз”, и мы все закроем глаза, а на счет “два” встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева и справа от вас. Во время выполнения задания я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак, “раз” (пауза), «два».

Если всем удалось самостоятельно найти новое место, ведущий может предложить сделать еще одну попытку.

Упражнение требует от участников ориентации на тактильные и звуковые сигналы. Кроме развития взаимодействия сенсорных каналов, оно дает хороший групповой эффект, способствует сплочению группы и увеличению доверительности групповой атмосферы.

Модификация

Ведущий: «На счет “раз” каждый, сидя на своем месте и молча, выбирает себе пару. На счет “два” мы все закрываем глаза, встаем и находим свою пару. Открыть глаза можно только после моей команды».

Ведущий следит за ходом упражнения и дает команду открыть глаза только после того, как все пары объединились

Рефлексия

Занятие 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разминка

Упражнение «Олени»

Процедура проведения. Участники образуют два круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?». Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершении приветствия нужно потопать ногами! После этого внешний круг смещается на одного человека, а церемония повторяется. Передвижение повторяется до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

Если ведущий замечает, что группа достаточно разрозненна или в ней затруднены телесные контакты, то данное упражнение необходимо заменить.

Упражнение «Рычи лев, рычи, стучи поезд, стучи»

Процедура проведения. Ведущий говорит: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание» .

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это – паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

Основное содержание

Упражнение «Зеркало»

Процедура проведения. Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая – разные зверушки.

Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек .

Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»

Процедура проведения. Участникам раздается по листу бумаги и одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После чего рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает прекрасный рисунок. Так проводится весь круг. Рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается.

Упражнение «Смешной рисунок»

Процедура проведения. Лист ватмана прикрепляется к стене. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т.д.

Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали. Получается очень смешная картина.

Упражнение «Секрет»

Процедура проведения. Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, игрушку из киндер-сюрприза и т.п.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

Рефлексия

Завершающий круг (подведение итогов)

Заполнение анкет

Сюжетно – ролевые игры.

Упражнение «Немое кино».

Необходимое время: 40 минут.

Цель: расширение сенсорного осознания, развитие межличностного доверия, лучшее знакомство и возможность экспериментирования с вербальным и невербальным общением. Можно использовать на ранних стадиях развития группы.

Процедура проведения Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.

Инструкция: Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и “говорить” по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. (Предварительно ведущий договаривается с 3-4 участниками группы. Одного из них ведущий просит “поговорить” по телефону с ребенком младшего возраста, другого - с учителем, третьего - с другом или любимым человеком и т.д.) Наша задача постараться понять, с кем и о чем идет разговор.

Каждый разговор длится около минуты. После этого ведущий просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения ведущий может задать вопрос: “На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (например) Таня?” С этим вопросом лучше обратиться к тем участникам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения.

Во время обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром для определения того, с кем “разговаривает” человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными, прежде всего мимическими проявлениями.

Упражнение «Наблюдатель»

Необходимое время: 40 – 60 минут.

Процедура проведения. Для проведения упражнения необходимы карточки, на которых написаны имена участников группы. Ведущий: «Сейчас я дам каждому карточку, на которой написано имя одного из участников группы (ведущий раздает карточки). Посмотрите на свои карточки так, чтобы никто не видел, чье имя на ней написано. Далее, вам надо будет сделать следующее: на счет “раз” (считать буду я) вы начинаете незаметно наблюдать за человеком, чье имя написано на карточке; при этом, не переставая вести наблюдение, каждый время от времени, но не очень часто, делает два каких-нибудь выбранных заранее движения: например, качает головой, потирает руки и т.д. Когда я скажу “два”, а это произойдет через три минуты, вам надо быть готовым к ответу на два вопроса: “Кто наблюдал за вами?”, “Какие два движения делал человек, за которым вы наблюдали?"».

Через три минуты ведущий обращается к одному из участников группы с вопросами, которые были сформулированы в инструкции. Сначала он спрашивает: «Кто наблюдал за тобой?» и, если ответ правильный, то следует второй вопрос - уже к наблюдателю, который должен ответить, какие два движения выполнял его подопечный.

Упражнение «Слепой, и поводырь»

Необходимое время: 1 час.

Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В помещении, где проходят занятия, расставляются стулья на расстоянии полутора-двух метров друг от друга.

Ведущий: «Один из участников пары закрывает глаза как-будто он слепой, а другой будет поводырем. Его задача провести партнера по комнате между расставленными стульями. (В некоторых случаях, если помещение, где проходят занятия, позволяет, можно предложить участникам группы выйти в коридор, спуститься - подняться по лестнице и т.д.) После того, как вы пройдете весь путь и вернетесь туда, откуда начинали, поменяйтесь ролями».

После того, как задание выполнено, ведущий может задать группе следующие вопросы:

  • Какие у вас были трудности в процессе выполнения упражнения?
  • Как вы себя чувствовали, когда были в роли слепого и в роли поводыря?
  • На что вы ориентировались, выбирая средства “управления” слепым? и т.д.

Первый из перечисленных вопросов дает возможность отвечающему отреагировать эмоциональную напряженность, которая могла возникнуть в ходе упражнения, а также сделать шаг на пути осознания тех своих качеств и особенностей поведения, которые могут затруднять взаимодействие с другими людьми.

Ответы на второй и третий вопросы позволяют перейти к обсуждению характера взаимодействия в паре, выявить те факторы, которые способствуют выбору подходящих средств взаимодействия: это прежде всего понимание и чувствование партнера. Бывает так, что один слепой говорит о том, что ему хотелось бы, чтобы им управляла более твердая рука, чтобы ему оставалось меньше свободы, а другой, наоборот, сообщает о том, что испытал дискомфорт от излишнего давления. За тем и другим впечатлением стоит непонимание со стороны поводыря, проявленное по отношению к ведомому.

Кроме того, отвечая на вопрос, участники развивают свою способность выражать вербально свои чувства и состояния, свои рефлексивные способности.

Упражнение «Таможня»

Необходимое время: 1 час.

Процедура проведения . Группа делится на пары. Если количество участников нечетное, ведущий также принимает участие в упражнении. Ведущий: «Сядьте так, чтобы каждая пара могла говорить, не мешая другим. Сейчас каждый по очереди расскажет своему партнеру пять коротких эпизодов, часть которых должна соответствовать действительности, а часть - нет. Как именно будут распределены истинные и ложные эпизоды, каждый решает сам. Те, кто сначала будет слушать, после каждого рассказанного эпизода сообщают рассказчику, соответствует ли он, по их мнению, действительности или нет. Когда все пять эпизодов прозвучат, поменяйтесь ролями».

Возможна модификация упражнения. Группа делится на таможенников и путешественников (1/3 - таможенники). Незаметно для таможенников ведущий передает монетку одному из путешественников. Это «контрабанда». Задача таможенников определить того человека, который везет «контрабанду». Они могут задавать вопросы всем уезжающим, беседовать с ними и на основании их невербальных сигналов «задержать», т.е. определить «контрабандиста». Осматривать и обыскивать путешественников запрещается.

При обсуждении упражнения выделяются признаки, на которые ориентировались слушавшие, делая заключение о правдивости рассказа.

Упражнение «Что это? Кто это?»

Необходимое время: 40 минут.

Процедура проведения. Участники делятся на группы по 4-5 человек и становятся полукругом так, чтобы у каждой было достаточно пространства для работы. Перед каждым полукругом ставится стул. Ведущий: «Сейчас все по очереди побывают в роли “слушающих”. “Слушающий” должен будет постараться услышать и понять все, что будет происходить за его спиной, в то время, как он сам будет сидеть на стуле перед своей подгруппой. Каждому “слушающему” дается три минуты. Остальные в это время будут совершать различные действия и по окончании их задавать “слушающему” вопросы о характере действия, о том, кто его исполнят и т.д». Например, после приседаний следует вопрос: “Что мы делаем?”, после манипуляций с листком бумаги - “Что это было?”, после тихого (шепотом) разговора двух участников группы - “Кто это был?” и т.д. Если слушающий ошибается, его надо поправить, рассказав ему, что было на самом деле.

В ходе обсуждения участникам могут быть заданы вопросы о действиях, которые они производили за спиной “слушающего”, о характере ошибок, о том, что понималось сразу же и о возникших трудностях.

Упражнение «Пум-пум-пум»

Необходимое время: 1 час.

Процедура проведения. Ведущий загадывает признак, которым некоторые участники группы обладают, а некоторые – нет. Это объективный признак, наличие или отсутствие которого однозначно могут признать все, например, какой-то элемент в одежде (шнурки на обуви, свитер и др.), украшения (серьги, кулон).

Каждый из участников по очереди задает вопрос: «А у меня есть пум-пум-пум?». Ведущий, который загадал, например, что «пум-пум-пум» будет кулон, отвечает тем, у кого сегодня есть кулон: «Да, у тебя есть «пум-пум-пум», - а тем, у кого нет кулона: «Нет, у тебя нет «пум-пум-пум». После этого группа должна решить, что же это за «пум-пум-пум». Например, участники могут объединяться в две подгруппы и внимательно посмотреть друг на друга.

Можно вначале загадывать «легкие «пум-пум-пум», вроде кулона или красного цвета в одежде, а затем более «трудные пум-пум-пум»: например, улыбку в тот момент, когда задает вопрос, получает ответ: «Да, у тебя есть «пум-пум-пум»; а тот ученик, кто в этот момент не улыбается, получает ответ: «Нет, у тебя нет «пум-пум-пум».

Для того, чтобы решить подобную задачу, участникам предлагается задавать открытые или пробные вопросы. Например,:

Если соединить все «пум-пум-пум», то, что получится?

Как ты относишься к моему «пум-пум-пум»?

Этот «пум-пум-пум» отражает личностные свойства?

Упражнение «Берлинская стена»

Необходимое время: 60 – 90 минут.

Материалы : веревка или достаточное количество стульев (5-7)

Процедура проведения. Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку одним концом держит ведущий, а другим концом привязывает к чему-нибудь в помещении; расстояние от пола 0,5 м.). Группе предлагается перебраться на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно. Веревку, по решению ведущего, можно поднять на любую высоту. В зависимости от особенностей группы возможен вариант проведения игры в один или два этапа.

Т.е. «стена» может стать значительно выше и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен, если в процессе знакомства и выработки правил, группа проявила разлад, соперничество, склонность к «навешиванию ярлыков». Завершив игру, ведущий вместе с участниками обсуждают стратегию решения проблемы или причину ее отсутствия. А также оговаривает с участниками, из-за чего у них возникали проблемы и какие еще стратегии могли быть избраны группой.

Упражнение «Консьерж»

Необходимое время: 1 час.

Процедура проведения. Среди участников группы выбирается водящий, он будет консьержем одного отеля. Остальные участники группы – приезжие, которым необходимо разместиться в отеле. Причем в отеле есть только один номер люкс, остальные номера ниже классом. Задача участников состоит в том, чтобы быть максимально убедительным в том, что ему необходимо отдать ключ от люкса.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось-89,1997.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению; характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития,1997.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М.: Генезис, 1998.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990.
  1. Большаков В.Ю. психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб. «Социально-психологический центр», 1996.
  2. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Ось,1989.
  3. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.,1990.
  4. Докучаев В.Ю., Пахомов Ю.В., Цзен Н.В. Психотехника. – М., 1980.
  5. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
  6. Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрусинского// в четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994.
  7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1990.
  8. Кржижановская Ю.с., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.
  9. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб. 1993.
  10. Педагогический вестник. Специальный выпуск. Игровые методы в обучении и воспитании (психокоррекционные упражнения и развивающие (креативные) игры). – Ставрополь, декабрь, 1993, № 19 (50).
  11. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород: Ай Кью, 1993.
  12. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.

Мало что способно так быстро и так сильно преобразить подростка, как летний лагерь. Отпуская детей на три-четыре недели, родители никогда не знают, какими они вернутся и обрадуют ли их перемены. Как подготовить ребенка к поездке и самим пережить ее без лишних нервов, – расскажет детский психолог.

Подготовка родителей

Стоит предупредить юного путешественника и о том, как избежать конфликтов и проблем: не ябедничать, не ругаться с окружающими, уметь делиться и трудиться в коллективе. Ребенок должен подготовиться к тому, что долгое время он будет постоянно в окружении посторонних людей. Этот очевидный факт может всерьез напугать тех, кто впервые оказался вдали от родителей.

Еще до поездки было бы неплохо познакомиться с вожатым группы, чтобы знать его стиль поведения и методы воспитания, убедиться, что ребенка не шокирует, что новый наставник «совсем не такой, как мама и папа».

Первые пару дней будут для ребенка самыми сложными – он может постоянно звонить, проситься домой, рассказывать о проблемах, которые не способен решить. В этом случае лучше созвониться с воспитателем и узнать, действительно ли сын или дочка столкнулись со сложностями или просто тяжело переносят разлуку с домом. Но при первой же возможности лучше съездить в лагерь и навестить поселенца.

Забирать его домой – крайняя мера. Родителям нужно помочь ребенку справиться, пережить этот первый момент самостоятельной жизни, поддержать, поговорить, вместе обсудить трудности. Уже через неделю после приезда в лагерь большинство детей полностью адаптируются, на смену сложностям приходит радость от общения с новыми друзья. Отпрыск перестает звонить домой, вызывая у родителей панику.

«Лучше еще дома договориться с ребенком, как часто вы будете созваниваться. Как правило, ему нужна регулярная связь с родителем, но частота звонков не должна тревожить ни его самого, ни взрослого», – отмечает детский психолог Мария Ломакина.

Следует подготовиться к тому, что ваше воспитанное, образованное, благоразумное чадо вернется домой с целым ворохом вредных привычек и дурных словечек. Вряд ли за пару недель, проведенных вдали от дома, характер ребенка кардинально изменится. Поэтому, скорее всего, вредные привычки исчезнут так же быстро, как и были приобретены.

Задача родителей – спокойно проявлять неприятие, но не самого сына или дочки, а его нового образа. Ребенок должен понимать, что его любят, как раньше, но бранная или малограмотная речь, грубое поведение расстраивает родителей. Тогда он самостоятельно откажется от накопленного в лагере негативного опыта.

Несмотря на помощь воспитателей, даже маленьким детям в летнем лагере потребуется некоторая доля самостоятельности. Без посторонней помощи дети должны уметь одеваться, умываться, чистить зубы. Возможно, придется подготовить памятку о том, какую одежду при каком случае и какой погоде надевать.

Детям постарше было бы неплохо научиться самим стирать носки и белье, заштопывать дырки, которые появятся за время активного отдыха. И тем и другим придется заправлять постель и следить за личными вещами.

С самостоятельностью связана и другая лагерная проблема – умение управлять своим временем, жить по установленному распорядку. Чтобы потренировать этот навык, можно за пару недель до отъезда начать жить по расписанию: гулять, есть и спать по часам, собираться, одеваться и проводить гигиенические процедуры в определенное время. Благодаря такой репетиции школьник привыкнет и легко адаптируется в реальных условиях.

Избежать тоски по дому и страха одиночества можно, если до отъезда постоянно напоминать ребенку, что остальные члены семьи его любят и будут скучать, что в случае возникновения трудностей взрослые приедут, помогут или вовсе заберут домой. Это поможет не чувствовать себя ненужным, отвергнутым, отправленным в ссылку.

Не стоит планировать путешествие в периоды сложностей в семье. Например, во время развода.

Чтобы оградить ребенка от детей-хулиганов, которые могут натолкнуть на мысль о курении, алкоголе или даже наркотиках, расскажите о последствиях таких экспериментов. Вне зависимости от возраста дети должны научиться отказываться от вредных предложений и твердо говорить «нет», когда им что-то не нравится.

Если ваш отпрыск гиперактивен, задирист и вспыльчив, с ним также нужно провести несколько бесед, чтобы в лагере ребенок не спровоцировал конфликт.

Детский психолог Мария Ломакина считает, что родителям таких проблемных ребят не следует отказываться от летнего лагеря: «Иногда детям с особенностями в поведении бывает полезно оказаться в условиях строгой дисциплины. При этом важно, чтобы ими руководил опытный и авторитетный взрослый, который сможет найти подход, помочь раскрыться лучшим сторонам личности, но строго следить за соблюдением правил. Задиристый и вспыльчивый дома ребенок в другой обстановке и с другими людьми может вести себя иначе. Но проблемы в поведении всегда свидетельствуют о том, что что-то в жизни ребенка идет не так».

В таких случаях нужно обращаться к специалисту, который поможет адаптироваться к предстоящей поездке. Поэтому, чем раньше начнется процесс подготовки к поездке в лагерь, тем больше вероятность того, что она пройдет интересно для школьника и безболезненно для родителей.

Понравится ли малышу отдых? Насколько быстро он сумеет привыкнуть к новой обстановке? Сильно ли будет скучать по родителям?

Вместо того чтобы терзаться этими вопросами, постарайтесь подготовить ребенка к поездке. В ваших силах сделать так, чтобы адаптационный период в лагере прошел с наименьшими потерями, а отдых удался на славу.

1. Скорректируйте распорядок дня

Как показывает практика, детям, особенно в новой для них обстановке, бывает довольно сложно выдерживать определенный режим дня. Психологи советуют начать приучение к лагерному распорядку за пару недель до отъезда. После покупки путевки, уточните режим, принятый в отрядах, узнайте, чем занимаются дети. Постарайтесь ввести этот распорядок дома, впоследствии он не покажется неудобным и непривычным.

2. Расскажите, как завести друзей

Если ваш ребенок не слишком общителен, отдых в лагере может стать для него толчком к развитию коммуникативных навыков. Главное, настрой на нужный лад. Объясните ему, что все дети вокруг будут в такой же ситуации - незнакомы между собой, возможно, стесняются или волнуются. Скажите, что не стоит бояться проявлять инициативу при знакомстве, ведь ребята будут только рады с ним подружиться.

Особо застенчивых малышей хорошо отправлять в лагерь с кем-то знакомым - братом или сестрой, другом по двору или детскому саду, одноклассником. Психологи утверждают, что в таком тандеме ребятишкам будет проще адаптироваться к новой ситуации.

3. Научите не поддаваться на провокации

В каждом отряде обычно находятся свои заводилы, которые подбивают остальных детей к нарушению дисциплины. Чаще всего это происходит в отрядах средней возрастной группы - от 10 до 13 лет. Драки, вылазки за территорию лагеря, несоблюдение режима - все это обычно предлагается зачинщиками «на слабо». Проговорите с ребенком, каким образом вести себя в такой ситуации, подумайте вместе, что ответить заводиле, чтобы сохранить свой авторитет, но не поддаваться на провокацию.

4. Объясните роль вожатых

Маленькие дети могут переживать, что останутся в лагере одни, без защиты родителей. Расскажите, что рядом с ним будут взрослые, которые сумеют помочь в любой трудной ситуации, защитить, поддержать советом. Заранее поселите в ребенке доверие к вожатому, и на протяжении всей лагерной смены ребенок будет чувствовать себя более уверенным.

5. Внушите веру в себя

Дайте малышу понять, что в таком серьезном деле, как поездка в лагерь, вы ему полностью доверяете. Расскажите, как вы рады тому, что он уже такой взрослый и может провести две недели без родителей. Дайте ребенку почувствовать ответственность за себя и свое поведение. По оценкам психологов это становится лучшей мотивацией к быстрой адаптации в летнем лагере.

Но не переусердствуйте, чтобы не вызвать ощущение, что его бросают на произвол судьбы. Обязательно расскажите, что родные (родители, дедушки и бабушки) будут скучать по нему. Начните психологическую подготовку малыша хотя бы за пару недель до отъезда. И тогда период адаптации в летнем лагере пройдет для него легко, а сам отдых принесет только приятные впечатления и воспоминания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!