Методика подготовки массовых мероприятий с детьми. Развитие ребенка через вовлечение семьи в досуговую деятельность учреждений дополнительного образования Мероприятия по работе с детьми
Ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями и призёрами в творческихконкурсах «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и других конкурсах и олимпиадах. Активно участвуют в НПК. Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и учителей и систематической работе с одарёнными детьми.
Залог успеха при подготовке к олимпиадам и конкурсам – это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия с ним, направленные не только на изучение материала, намного опережающего школьную программу, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя – высокий результат не заставит себя долго ждать.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций МЦ по работе с одаренными детьми |
В течение года |
Руководители ШМО |
|
Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности |
В течение года |
Учителя |
|
Создание банка данных по одаренным детям школы |
В течение года |
Зам.директора по УВР |
|
Расширение библиотечного фонда школы методической литературы с одаренными детьми |
В течение года |
Директор, библиотекарь. |
|
Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения и развития одаренных детей по сферам деятельности. |
В течение года |
Зам.директора по УВР |
|
Участие в работе семинаров по вопросам работы с одаренными детьми |
По графику МЦ |
Зам.директора по УВР |
|
Проведение семинара для учителей по изучению опыта работы с одаренными детьми. |
апрель |
Зам.директора по УВР |
|
Организация работы с учащимися 1-9классов по программе «Развитие творческих способностей школьников» |
В течение года |
Зам.директора по УВР, классные руководители |
|
Создание условий для работы с одаренными детьми и подготовки их к конкурсам |
В течение года |
Директор, зам.директора по УВР |
|
Активизировать работу по участию детей в международных программах и конкурсах «Кенгуру», « Русский медвежонок», «Кит», «Золотое руно», «Британский бульдог». |
В течение года |
Директор, зам. директора по УВЧ, ШМО |
|
Подготовка учащихся всех возрастных группк федеральным, областным и городским конкурсам проектов и творческих работ школьников. |
Сентябрь-май |
Директор, зам. директора по УВР, учителя – руководители проектов. |
|
Организация участия учащихся в творческихконкурсах «Юные интеллектуалы Среднего Урала» |
Сентябрь-май |
Директор, зам. директора по УВР, учителя - предметники. |
|
Подготовка к проведению школьныхпредметныхолимпиадшкольников 5-9 классов |
Октябрь-ноябрь |
Директор, зам. директора по УВР, руководители ШМО |
|
Подготовкаучащихся к муниципальным и областным турам олимпиад. |
Ноябрь-март |
Зам. директора по УВР, учителя - предметники. |
|
Организация и проведение I школьного тура Всероссийских предметных олимпиад. |
Ноябрь-декабрь |
Учителя предметники. |
|
Организация участия школьников в федеральном конкурсе «Русский медвежонок. Языкознание для всех» |
По плану. |
Учителя русского языка и литературы и начальных классов. |
|
Проведение открытых слушаний творческих работ учащихся. |
январь |
Директор, зам. директора по УВР, руководители ШМО. |
|
Организация участия школьников в федеральном конкурсе «Кит. Компьютеры, информация, технология» |
ноябрь |
Учитель информатики |
|
Организация участия школьниковв международном конкурсе «Золотое Руно» |
По плану |
Учителя истории |
|
Подготовка и организация участия школьников в международном математическом конкурсе «Кенгуру -2012» |
февраль |
Учителя математики и начальных классов. |
|
Проведение бесед с родителями одаренных детей. |
В течение года |
Зам. директора по УВР, учителя – предметники, классные руководители. |
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
Государственная молодежная политика – система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны;
Существует классификация объектов социальной работы:
дети - лица до достижения ими возраста 18 лет;
молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
молодые семьи - семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
молодежное общественное объединение - это объединение граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов;
детское общественное объединение, - это объединение граждан, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.
Мероприятия по осуществлению работы с детьми и молодежью осуществляются во всех муниципальных образованиях: поселении, муниципальном районе и городском округе.
Функции по организации мероприятий по работе с детьми осуществляются через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы управления образованием, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения).
Функции по организации мероприятий по работе с молодежью должны осуществляться через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы по делам молодежи), организационную структуру и штатную численность которых рекомендуется определять в зависимости от численности молодежи, проживающей на территории муниципального образования и степени отдаленности от центра субъекта Российской Федерации (примерная структура прилагается).
Мероприятия по работе с детьми непосредственно осуществляют образовательные учреждения, учреждения культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания, социальной защиты населения и др.
Мероприятия по работе с молодежью непосредственно осуществляют учреждения органов по делам молодежи во взаимодействии с молодежными и детскими общественными объединениями.
При организации работы с детьми и молодежью рекомендуется привлекать молодежь к формированию и реализации муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью, а также подпрограмм по работе с детьми и молодежью в соответствующих программах социально-экономического развития муниципальных образований и субъекта Российской Федерации.
Цели, задачи, приоритетные направления и основное содержание работы с детьми и молодежью на муниципальном уровне определяются в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2009-2010 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, Федеральной целевой программой «Дети России», Государственной программой патриотического воспитания граждан в Российской Федерации на 2006-2010 годы, Федеральной целевой программой «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы», региональными и муниципальными (местными) программами социально-экономического развития.
Задачами в организации работы в муниципальных образованиях являются:
с детьми - создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав детей, в том числе, находящихся в трудной жизненной ситуации;
с молодежью - вовлечение молодежи в социальную практику и информирование о потенциальных возможностях ее развития в регионе и России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
При определении функций органов по работе с молодежью и учреждений органов по делам молодежи рекомендуется учитывать следующие примерные направления работы:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма:
организация и проведение массовых мероприятий, посвященных памятным датам истории России, государственным символам Российской Федерации;
организация и проведение творческих мероприятий с детьми и молодежью, способствующих воспитанию гражданственности и патриотизма (в том числе по техническим, туристским, военно-прикладным видам спорта, проведение муниципальных этапов оборонно-спортивной игры «Победа», соревнований по программе «Школа безопасности», спартакиад допризывной молодежи);
проведение муниципальных мероприятий с детским и молодежным активом общественных гражданско-патриотических объединений и иных организаций, работающих с детьми и молодежью, по обмену опытом работы;
организация поисковой работы, деятельности по увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества.
2. Поддержка талантливой и способной молодежи, детских и молодежных социальных позитивных инициатив:
реализация мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по поддержке талантливой и способной молодежи;
поддержка объединений обучающихся в системе дополнительного образования детей; научно-технического творчества молодежи;
развитие системы муниципальных культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий, основанных на преемственности культурно-исторических традиций муниципального образования и субъекта Российской Федерации;
развитие муниципальной системы мер поощрения способной и талантливой молодежи (учреждение стипендий, грантов, премий);
стимулирование деятельности юридических и физических лиц, оказывающих поддержку способной и талантливой молодежи;
организация проведения общемуниципальных детских и молодежных праздников;
поддержка развития в образовательных учреждениях объединений обучающихся («малых академий наук», студенческих научных клубов, научных обществ обучающихся и т.д.);
развитие системы конкурсов социальных проектов среди детей и молодежи и поддержка их реализации в муниципальном образовании, по месту жительства, учебы и т.д.;
разработка и реализация системы мер по социально - экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской деятельности молодежи.
3. Организация работы с детьми и молодежью по месту жительства:
создание условий для поддержки и развития сети подростковых, молодежных клубов (центров) по месту жительства;
содействие в организации игровых и спортивных площадок по месту жительства;
повышение квалификации работников подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства;
проведение смотров-конкурсов подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства.
4. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений:
проведение обучения актива молодежных общественных объединений и осуществление подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере молодежной политики;
организация стажировки актива молодежных общественных объединений в органах местного самоуправления;
предоставление грантов и исполнение муниципальных заказов молодежными и детскими общественными объединениями;
проведение семинаров, тренингов, конференций, слетов, смен лагерей, круглых столов с участием представителей молодежных и детских общественных объединений;
развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления; содействие общественным формированиям (детским и молодежным парламентам, ассамблеям, «правительствам», советам, ассоциациям и др.), способствующим гражданскому воспитанию детей и молодежи, защите их законных интересов, формированию правовой, политической культуры и гражданской позиции детей и молодежи.
5. Обеспечение занятости и трудоустройства молодежи:
создание выездных молодежных, студенческих трудовых отрядов, в том числе международных трудовых отрядов;
организация смен лагерей труда и отдыха дневного пребывания (круглосуточного пребывания);
организация временных рабочих мест для трудоустройства молодежи;
организация занятости молодых людей с ограниченными возможностями.
6. Формирование здорового образа жизни и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи:
развитие и поддержка массовой физической культуры и спорта (проведение соревнований на призы: «Золотая шайба»; «Кожаный мяч», организация соревнований «Веселые старты»; фестиваля-соревнования «Президентские состязания», спартакиад обучающихся, работающей, сельской молодежи, универсиад студентов, соревнований по национальным видам спорта);
сохранение и развитие инфраструктуры загородного отдыха и оздоровления детей и молодежи;
реализация программ по организации малозатратных форм отдыха и оздоровления детей и молодежи (смен полевых лагерей, лагерей с дневным пребыванием на базе учреждений дополнительного образования детей по месту жительства детей и молодежи, а также учреждений органов по делам молодежи);
организация пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи;
организация детско-юношеского туризма и экскурсионная работа с детьми и молодежью.
7. Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи:
развитие межведомственной системы учреждений социальной адаптации и реабилитации детей и молодежи группы риска;
организация антинаркотической пропаганды среди детей и молодежи;
разработка, принятие и реализация муниципальных (местных) программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
пропаганда здорового образа жизни, распространение информации об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;
организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по профилактике наркомании и токсикомании среди детей и молодежи;
участие в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медиков, педагогов (в том числе специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства), психологов, юристов, социологов, социальных работников и иных специалистов, занимающихся профилактической работой по предупреждению наркомании и токсикомании;
содействие общественным объединениям, иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании;
создание постоянных специализированных рабочих мест для незанятой молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
организация сезонной трудовой занятости в лагерях труда и отдыха, трудовых отрядах для детей и молодежи группы риска;
создание и развитие служб молодежных социальных работников для осуществления воспитательного сопровождения и контроля за поведением детей и молодежи группы риска;
развитие форм пропаганды толерантного поведения;
создание мобильных групп по работе с неформальными молодежными объединениями асоциальной направленности.
8. Поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем:
мобилизация внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи;
создание самофинансируемой системы оказания помощи молодым семьям в решении жилищных проблем;
оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем формирования системы ипотечного кредитования;
создание межведомственных структур консультирования молодой семьи (по медико-педагогическим и правовым вопросам).
9. Информационное обеспечение работы с детьми и молодежью:
сбор и анализ информации по всем направлениям молодежной политики;
предоставление информации молодежи, молодежным и детским общественным объединениям, специалистам, работающим с детьми и молодежью;
издание информационных, методических и исследовательских материалов для детей и молодежи;
организация теле-, радиопередач по детской и молодежной тематике;
проведение мониторинга и комплексных исследований по вопросам молодежной проблематики;
поддержка и развитие системы информационных каналов (телефона «доверия», сайтов в сети Интернет, освещающих вопросы работы с детьми и молодежью в муниципальном образовании и т.д.).
При организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью необходимо создавать условия для кадрового обеспечения этой работы, в том числе:
обеспечивать подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для работы с детьми и молодежью;
организовывать стажировку кадров для работы с детьми и молодежью;
организовывать методическую работу по основным направлениям, ;
создавать условия для стимулирования кадров, работающих с детьми и молодежью, повышения престижа их труда.
По решению местных администраций и представительных органов местного самоуправления отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления могут осуществлять и иные полномочия по работе с детьми и молодежью (в т.ч. по кадровому обеспечению работы с детьми и молодежью), участвовать в разработке и реализации муниципальных, межмуниципальных и региональных программ по работе с детьми и молодежью.
Органы местного самоуправления организуют осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах ассигнований, предусматриваемых в муниципальном (местном) бюджете на реализацию работы с детьми и молодежью.
Финансирование организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью осуществляется за счет средств муниципального (местного) бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в его расходной части, и средств регионального бюджета, выделяемых на реализацию программ и проектов межрайонного уровня на территории субъекта Российской Федерации, и внебюджетных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Организация мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселениях, городских округах и муниципальных районах может осуществляться в форме разработки и реализации комплексных муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью и целевых муниципальных (местных) программ, разделов в программах (подпрограммах). При разработке данных программ (подпрограмм) рекомендуется учитывать предложения молодежных и детских общественных объединений, иных организаций, работающих с детьми и молодежью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, обеспечивает основы политики и практические руководящие принципы для деятельности на национальном уровне и международной поддержки с целью улучшения положения молодых людей. Программа действий нацелена на укрепление национального потенциала и расширение количественных и качественных возможностей для эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни общества. В процессе реформирования России предпринимаются попытки применить опыт зарубежных стран к российской действительности. Появилось осознание того, что значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления. Главный аспект в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления. Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются: · создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
· выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
· оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
· увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
· достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).
Несмотря на создание и расширение сети социальных служб различного профиля, сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них. Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10 % нуждающихся в социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.
Список использованных источников
1. Системный подход в социальной работе: Методологический семинар/ Составитель – редактор В.В. Колков. – М.: Институт социальной работы/, 1997 г.
2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие/ Отв. ред. д.и.н., Е.И. Холостова; д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2001. – (Серия «Высшее образование»).
3. Социальная служба: состояние и перспектива – М.: Изд-во СТИ МГУС, 2001 г.
4. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство «Союз», 1994 г. (Часть 1).
5. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М., 2001 г. – (Серия «Высшее образование»).
Приложение
Примерная структура отраслевых (функциональных) органов местной администрации (органов по делам молодежи)
Численность молодежи, проживающей на территории муниципального образования (человек) | Организационная структура | Штатная численность, единиц | |
Поселение | |||
1 | свыше 10 тыс. | Отдел по работе с молодежью | 3-5 |
2 | от 5 до 10 тыс. | Отдел по работе с молодежью | 2-3 |
3 | от 2 до 5 тыс. | Специалист по работе с молодежью | 1 |
4 | до 2 тыс. | Совмещение работы с молодежью с дополнительными функциями | 0,5 |
Муниципальный район | |||
6 | свыше 50 тыс. | Отдел по работе с молодежью | 3-5 |
7 | от 10 до 50 тыс. | Отдел по работе с молодежью | 3 |
8 | от 3 до 10 тыс. | Отдел по работе с молодежью | 2 |
При определении функций органов по работе с молодежью и учреждений органов по делам молодежи рекомендуется учитывать следующие примерные направления работы:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма:
организация и проведение массовых мероприятий, посвященных памятным датам истории России, государственным символам Российской Федерации;
организация и проведение творческих мероприятий с детьми и молодежью, способствующих воспитанию гражданственности и патриотизма (в том числе по техническим, туристским, военно-прикладным видам спорта, проведение муниципальных этапов оборонно-спортивной игры «Победа», соревнований по программе «Школа безопасности», спартакиад допризывной молодежи);
проведение муниципальных мероприятий с детским и молодежным активом общественных гражданско-патриотических объединений и иных организаций, работающих с детьми и молодежью, по обмену опытом работы;
организация поисковой работы, деятельности по увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества.
2. Поддержка талантливой и способной молодежи, детских и молодежных социальных позитивных инициатив:
реализация мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по поддержке талантливой и способной молодежи;
поддержка объединений обучающихся в системе дополнительного образования детей; научно-технического творчества молодежи;
развитие системы муниципальных культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий, основанных на преемственности культурно-исторических традиций муниципального образования и субъекта Российской Федерации;
развитие муниципальной системы мер поощрения способной и талантливой молодежи (учреждение стипендий, грантов, премий);
стимулирование деятельности юридических и физических лиц, оказывающих поддержку способной и талантливой молодежи;
организация проведения общемуниципальных детских и молодежных праздников;
поддержка развития в образовательных учреждениях объединений обучающихся («малых академий наук», студенческих научных клубов, научных обществ обучающихся и т.д.);
развитие системы конкурсов социальных проектов среди детей и молодежи и поддержка их реализации в муниципальном образовании, по месту жительства, учебы и т.д.;
разработка и реализация системы мер по социально - экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской деятельности молодежи.
3. Организация работы с детьми и молодежью по месту жительства:
создание условий для поддержки и развития сети подростковых, молодежных клубов (центров) по месту жительства;
содействие в организации игровых и спортивных площадок по месту жительства;
повышение квалификации работников подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства;
проведение смотров-конкурсов подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства.
4. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений:
проведение обучения актива молодежных общественных объединений и осуществление подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере молодежной политики;
организация стажировки актива молодежных общественных объединений в органах местного самоуправления;
предоставление грантов и исполнение муниципальных заказов молодежными и детскими общественными объединениями;
проведение семинаров, тренингов, конференций, слетов, смен лагерей, круглых столов с участием представителей молодежных и детских общественных объединений;
развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления; содействие общественным формированиям (детским и молодежным парламентам, ассамблеям, «правительствам», советам, ассоциациям и др.), способствующим гражданскому воспитанию детей и молодежи, защите их законных интересов, формированию правовой, политической культуры и гражданской позиции детей и молодежи.
5. Обеспечение занятости и трудоустройства молодежи:
создание выездных молодежных, студенческих трудовых отрядов, в том числе международных трудовых отрядов;
организация смен лагерей труда и отдыха дневного пребывания (круглосуточного пребывания);
организация временных рабочих мест для трудоустройства молодежи;
организация занятости молодых людей с ограниченными возможностями.
6. Формирование здорового образа жизни и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи:
развитие и поддержка массовой физической культуры и спорта (проведение соревнований на призы: «Золотая шайба»; «Кожаный мяч», организация соревнований «Веселые старты»; фестиваля-соревнования «Президентские состязания», спартакиад обучающихся, работающей, сельской молодежи, универсиад студентов, соревнований по национальным видам спорта);
сохранение и развитие инфраструктуры загородного отдыха и оздоровления детей и молодежи;
реализация программ по организации малозатратных форм отдыха и оздоровления детей и молодежи (смен полевых лагерей, лагерей с дневным пребыванием на базе учреждений дополнительного образования детей по месту жительства детей и молодежи, а также учреждений органов по делам молодежи);
организация пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи;
организация детско-юношеского туризма и экскурсионная работа с детьми и молодежью.
7. Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи:
развитие межведомственной системы учреждений социальной адаптации и реабилитации детей и молодежи группы риска;
организация антинаркотической пропаганды среди детей и молодежи;
разработка, принятие и реализация муниципальных (местных) программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
пропаганда здорового образа жизни, распространение информации об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;
организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по профилактике наркомании и токсикомании среди детей и молодежи;
участие в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медиков, педагогов (в том числе специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства), психологов, юристов, социологов, социальных работников и иных специалистов, занимающихся профилактической работой по предупреждению наркомании и токсикомании;
содействие общественным объединениям, иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании;
создание постоянных специализированных рабочих мест для незанятой молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
организация сезонной трудовой занятости в лагерях труда и отдыха, трудовых отрядах для детей и молодежи группы риска;
создание и развитие служб молодежных социальных работников для осуществления воспитательного сопровождения и контроля за поведением детей и молодежи группы риска;
развитие форм пропаганды толерантного поведения;
создание мобильных групп по работе с неформальными молодежными объединениями асоциальной направленности.
8. Поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем:
мобилизация внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи;
создание самофинансируемой системы оказания помощи молодым семьям в решении жилищных проблем;
оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем формирования системы ипотечного кредитования;
создание межведомственных структур консультирования молодой семьи (по медико-педагогическим и правовым вопросам).
9. Информационное обеспечение работы с детьми и молодежью:
сбор и анализ информации по всем направлениям молодежной политики;
предоставление информации молодежи, молодежным и детским общественным объединениям, специалистам, работающим с детьми и молодежью;
издание информационных, методических и исследовательских материалов для детей и молодежи;
организация теле-, радиопередач по детской и молодежной тематике;
проведение мониторинга и комплексных исследований по вопросам молодежной проблематики;
поддержка и развитие системы информационных каналов (телефона «доверия», сайтов в сети Интернет, освещающих вопросы работы с детьми и молодежью в муниципальном образовании и т.д.).
При организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью необходимо создавать условия для кадрового обеспечения этой работы, в том числе:
обеспечивать подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для работы с детьми и молодежью;
организовывать стажировку кадров для работы с детьми и молодежью;
организовывать методическую работу по основным направлениям, ;
создавать условия для стимулирования кадров, работающих с детьми и молодежью, повышения престижа их труда.
По решению местных администраций и представительных органов местного самоуправления отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления могут осуществлять и иные полномочия по работе с детьми и молодежью (в т.ч. по кадровому обеспечению работы с детьми и молодежью), участвовать в разработке и реализации муниципальных, межмуниципальных и региональных программ по работе с детьми и молодежью.
Органы местного самоуправления организуют осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах ассигнований, предусматриваемых в муниципальном (местном) бюджете на реализацию работы с детьми и молодежью.
Финансирование организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью осуществляется за счет средств муниципального (местного) бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в его расходной части, и средств регионального бюджета, выделяемых на реализацию программ и проектов межрайонного уровня на территории субъекта Российской Федерации, и внебюджетных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Организация мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселениях, городских округах и муниципальных районах может осуществляться в форме разработки и реализации комплексных муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью и целевых муниципальных (местных) программ, разделов в программах (подпрограммах). При разработке данных программ (подпрограмм) рекомендуется учитывать предложения молодежных и детских общественных объединений, иных организаций, работающих с детьми и молодежью.
Подготовка массовых мероприятий для детей, с чего начать.Опыт проведения массовых мероприятий показывает, что наиболее удачными и интересными получаются те программы, где весь игровой материал подается через образное решение конкретной темы. Например, программа по сказкам, где дети совершают воображаемое путешествие в мир сказок, встречаются со сказочными героями и т.п. Таким образом, формы проведения массовых мероприятий могут быть самыми разнообразными: путешествия, игры с эстрады и с залом, игровые КВН, соревнования команд, групп, викторины и др. При выборе формы следует учитывать возраст играющих детей и место проведения игры (зал, класс, поляна и т.д.)
Работа над сценарием.
Праздник – это результат большого труда и проводиться он может не чаще одного - двух раз в четверть. В основе любого мероприятия лежит сценарий, в который включаются игры, песни, танцы и пр. Такая подборка игр, сочетающаяся с театральным действием, оказывает на детей большое эмоциональное воздействие.
При составлении сценария и организации игровых программ рекомендуется учитывать следующие требования:
- игровая программа должна иметь конкретную тему, цель и задачи;
- в основе программы должна лежать активная деятельность зрителей-ребят;
- содержание программы, подбор игр, загадок, конкурсов должен соответствовать возрасту детей;
- при построении программы важно соблюдать цепочку: завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал;
- следует соблюдать строгую регламентацию времени;
- продумывая оформление тематической программы, заранее подобрать костюмы, реквизит.
Успех мероприятия во многом зависит от подготовки ведущих. Вести программу может один человек-массовик или группа ведущих. К подготовке и проведению программ для младших привлекаются ребята среднего и старшего школьного возраста, а так же ребята, занимающиеся в различных кружках (танцевальных, театральных, музыкальных и т.п.) Ведущих надо учить свободно держаться, уметь объяснить предлагаемую игру, пользоваться микрофонами, при необходимости проявить находчивость и т.д.
Сценарий каждого праздника и обряда предусматривает точно выстроенную систему развернутых во времени и пространстве действий, раскрывающих его идейно-тематический замысел, как основу потребностей общности детей в деятельности по поводу конкретного события.
Сценарист и режиссер массового праздника – это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организация не спектакля, а именно массового действия в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. Задача его состоит не только в организации материала, но что особенно важно, в организации аудитории. Особо необходимо остановиться на использовании в праздниках возможностей света и звука, которые придают большую эмоциональную насыщенность, дополняют систему реальных образов художественными.
Главным компонентом, создающим новый сплав, выступает единый сценарный замысел. Оригинальность, неповторимость сценария – первый залог успеха и заинтересованности участников праздника. Необходима особая точность отбора материала, который используется в сценарии, высокий художественный вкус авторов, исключение соблазна, «работы на публику», что особенно просто сделать в условиях коллективного восприятия.
Работа над сценарием имеет последовательные этапы, которые позволяют организовать и упорядочить весь процесс творчества сценариста. Начинается она с определения темы и идеи.
Тема - это общих характер события, без конкретизации составляющих его частей. Тема бывает очень широка для восприятия и сложна, необходимо выделить более узкую тему. Очень важно, чтобы организаторы мероприятия с самого начала четко представляли, о чем они собираются вести речь. При выборе темы следует тщательно уяснить, чем она может быть интересна детям, что нового и полезного они смогут узнать. Определяется тема в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью детей. В центре темы находится человек или герой, или группа людей, которые являются значимыми героями для детей определенного возраста. Определение темы, ее осмысление помогает сформулировать идею.
Идея - основная мысль, главный вывод содержания замысла, оценку отображаемых событий, явлений. Точно сформулированная идея дает толчок верной реализации цели праздника, отсюда его действенность и качественность. Идея – это вывод, а к выводу надо органично подвести весь ход сценарного действия. Необходимо уяснить, какие мысли нужно внушить детям.
Тема и идея праздника – это не одно и то же. Тема обычно известна детям либо задолго до праздника, либо в самом начале его, а идея – это вывод, к которому должны прийти участники праздника.
Аудитория.
Любое мероприятие с детьми должно быть рассчитано на конкретный возраст, аудиторию. Поэтому необходимо знать возрастные, социальные, образовательные особенности будущей аудитории, учитывать интересы и цели участников.
Выбор формы, а затем и жанра мероприятия, в первую очередь, соотносится с его идейно-тематическим замыслом и целью.
Форма - это структура мероприятия, организация материала и аудитории. Далее определяется жанр мероприятия. Это может быть: устный журнал, встречи со сказочными героями, обрядовое мероприятие, игра-путешествие, спортивное мероприятие и т. п.
Другой неотъемлемой частью работы над сценарием является поиск интересного сюжета. Сюжет - это действие, которое развивается в ходе праздника, система событий, мыслей, идей, в которых раскрывается содержание программы, история судеб героев и их характеров.
Основные элементы сценария насыщаются в ходе разработки сюжета действенным содержанием. Как цементирующее средство, сюжет сводит все компоненты в единое целое. Будучи организованным в связанную систему материал легче воспринимается и запоминается. Сюжет, а значит и весь праздник становится особенно ярким и увлекательным, когда действию есть противодействие. Различные приключения, участниками которых становятся дети, делают сюжет увлекательным, побуждают всех ребят включаются в действие. Найти сюжетный ход – это значит выяснить, чем и как можно объединить вычлененную в эпизоды информацию. В ряде случаев организаторы прибегают к художественной персонификации, когда основное действие развивается при помощи сказочных героев, или от лица ведущего.
Наиболее распространенная форма сюжетного хода – конфликты. Он является отображением противоборства двух противоположных героев, чья борьба, в конце концов приходит к тому или иному финалу. Восприятие напряженного противоборства всегда связано с яркими переживаниями и сопереживаниями, которые нельзя никак игнорировать. Простая житейская истина: чем труднее борьба, тем дороже победа – и здесь остается в силе.
Многие организаторы объединяют сценарий, превращают его в план проведения отдельных игр с детьми, ничем не объединенных. В сюжете мероприятия должны быть отражены интересные конкретной аудитории события и действия, связанные между собой и последовательно развивающиеся. Но конфликт остается важным требованием. Очень часто конфликт используется в Новогодних представлениях. Детям интересно самим бороться с Бабой Ягой или другими злыми силами, сотворившими скверный поступок, освобождать сказочных героев или искать посох Деда Мороза.
После определения сюжета начинается подбор и обработка материала. Существует несколько источников. Немаловажным является и наша действительность. Помимо всего прочего это могут быть книги, фильмы, мультфильмы, интернет и пр.
Каждый сценарий должен иметь четкое композиционное построение.
Композиция - одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить имеющийся материал. Любое мероприятие должно состоять из взаимосвязанных частей. Для того чтобы эти части наилучшим образом выражали идею и раскрывали тему, их необходимо расположить в определенной последовательности. Композиция включает в себя следующие элементы: экспозицию или пролог, завязку действия, само действие, его кульминацию, развязку и финал.
Экспозиция - вступительная, исходная часть сценария – дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях и т.д. Экспозиция может и не быть непосредственно связана с сюжетом, а потому и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она обязательно должна. Например, выставка детских рисунков на определенную тему. Распространенным является вариант, когда в экспозиционной части ставится вопрос, а весь дальнейший ход представления служит ответом на него. Задача экспозиции – дать эмоциональный настрой. Обязательным элементом каждого мероприятия является завязка. Ее задача пустить действие в ход, вводить детей в курс дела. Завязка мероприятия – важное условие его успеха. Это может быть мажорная песня, поэтическая заставка, сюрпризное действие (появление какого-либо персонажа и т.п.), свето- и звуковые эффекты и пр. Прекрасным организующим началом является музыка.
Если завязка приводит участников к постановке действа, задает тон празднику, то основное действие сосредотачивает в себе весь круг событий, о которых сценарист ведет речь. В основной части сосредоточена художественно-образная, оценочная информация, раскрывающая характер героев, возникающие отношения, происходит развитие событий. В какой-то момент действие достигает наивысшей точки напряжения – кульминации, в которой заостряется идея всего действа, поставленной проблемы. Например, в новогоднем представлении победа сказочного героя над злыми силами, освобождение Снегурочки или сказочного героя.
Кульминация в праздниках обычно перерастает в финал, который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде, подчеркивает живую связь времен и поколений. Финал поэтому должен превращаться в коллективное действие, окончательно завершающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом может стать коллективное исполнение песни, коллективная игра и т.п. Завершающая часть массового мероприятия – эпилог.
Монтаж эпизодов.
Важный этап. Мероприятию необходимо придать «восходящий» характер. Умелый монтаж делает раскрытие сюжета живым, динамичным. Монтажная работа – это длительный и трудоемкий процесс с многочисленными прикидками и поправками. В ходе ее организатор должен определить, что в мероприятии лишнее, и чего не хватает, насколько удачно стыкуются друг с другом отдельные куски, какие из них следует исправить. Обязательным условием является выстраивание эпизодов по восходящей линии, по нарастанию действия. В ряде случаев установление смысловой связи между эпизодами вызывает необходимость в тексте ведущего, дающего возможность сцепить смежные эпизоды.
Говоря о методике организации массового праздника необходимо остановиться в них на построении музыкально-ритмического действия, особенно характерного для детских и юношеских праздников. Ребятам, как никому другому присуща потребность выражения своего эмоционального отношения к происходящему событию.
Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица детей после праздника убедительно свидетельствуют, как дети любят эти праздники. Потому что они создают радостное настроение, обогащают детей впечатлениями, вызывают у низ разнообразные эмоции, способствуют их общему развитию и эстетическому воспитанию. У детей должно быть больше праздников интересных, ярких и содержательных.
Наталья Шубина
«Музей ветра». Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего
дошкольного возраста по теме "Музей ветра"
Сентябрь
Проведение серии опытов и экспериментов:
«Воздух. Некоторые свойства воздуха».
Дать представление о воздухе, как газообразном веществе.
Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.
«Где же пятый океан?», «Воздушный шарик в бутылке».
Показать зависимость живых объектов от воздуха.
Показать, что в пустой бутылке есть воздух.
Анкетирование родителей. Привлечение родителей к участию в создании мини-музея «Ветер».
Определить уровень знаний детей о музеях.
Октябрь
"Изготовление вертушки"
Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха.
Ноябрь
"Изготовление воздушных змеев"
Продолжить знакомство со свойствами воздуха.
Декабрь
Беседа с детьми «Носы нужны не только для красы»
Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.
Январь
"Мобиле: Винни Пух и пчелы"
Закрепить знания детей о насекомых и способы работы с бумагой.
Февраль
"Парашютный десант". Задачи:
Познакомить детей с воздушными родами войск.
Март
"Веер – друг ветерка".
Закрепить знания детей о способах использования ветра человеком.
Апрель
"Рисование при помощи мыльных пузырьков". Задачи:
Учить детей рисовать в нетрадиционной технике; развивать фантазию, воображение.
Май
8 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей ветра для детей средних и старших групп.
Развитие познавательных процессов дошкольников.