Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Фгос дошкольника по экологическому воспитанию. Экологическое воспитание дошкольников с учетом фгос

«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников. Требования ФГОС к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 145 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани Биктова А.Н.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлёпая по лужам, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и с любого дерева всё, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку».

Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота, моря, которые вот-вот взорвутся, уничтоженные за ненадобностью животные, вырубленные леса, опустевшие деревни и сёла – вот наше наследство.

В любой газете, в любом журнале кричим об экологии, призываем оглянуться вокруг и увидеть то, что мы натворили, требуем вернуть нам природу в чистом виде! Не поздно ли? Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. И к великому горю, в нашем обществе именно эти понятия разрушены.

Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни . Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятие. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Для этого необходимо: Формировать у детей элементарные знания о природе… Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Развивать у детей трудовые навыки и умения. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными. 15. Воспитывать у детей любовь к природе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Актуальность темы. Вывод:

  1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
  2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Требования ФГОС к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Сейчас я предлагаю обратиться к нормативно-правовым документам, которые мы должны учитывать при работе с детьми по экологическому воспитанию:

  • Зак он Российской Федерации “Об образовании”
  • Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
  • ФГОС ДО

По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, которая включала в себя экологическое воспитание детей, называлась «Познание». Теперь по новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года, вместо 10 образовательных областей, осталось только пять:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие

Теперь экологическое воспитание мы должны реализовывать в образовательной области, которая называется «Познавательное развитие». ФГОС ДО регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет поиному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Согласно ФГТ содержание данной образовательной области «Познание» было направлено на познавательное, интеллектуальное развитие детей; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора и т.д.

ФГОС ДО ставит целью образовательной области «Познавательное развитие»: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие

Задачи: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира..

В ближайшее время всем вам необходимо будет переосмыслить и продумать содержания нашей работы в соответствии с новыми утвержденными ФГОС ДО. А это означает, что необходимо будет откорректировать основной общеобразовательной программу дошкольного образования вашего ДОО, необходимо будет изменить и содержание образовательной области Познавательное развитие, где в содержательной форме необходимо будет описать систему работы ваших педагогов по экологическому воспитанию, уже в соответствии ФГОС ДО, заложить все специфические особенности обучения и развития детей: варьирование сроков усвоения материалов, систему работы, специальные подходы, методы и приемы экологического воспитания, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. Возможные трудности при реализации ФГОС ДО безусловно возникнут, но вы вместе со своими педагогическими коллективами должны быть настроены оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть. Ведь ФГОС ДО – совершенно новый этап в дошкольном образовании, новый прорыв, который мы надеемся, изменит систему дошкольного образования во благо наших детей


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35 комбинированного вида»

Составитель:

Окунева Т. М.,

воспитатель

Полысаево 2015


«Любовь к Родине начинается с любви к природе»

Е. В. Павленко.

На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культура.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Цель нашей работы является формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

Углубить и расширить экологические знания;

Привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные;

Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;

Сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Всю работу по экологическому образованию осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.

Начиная с 2-3 лет, обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Давали детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И возвращались по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям.

Во второй младшей группе работу продолжили. Ребят привлекали к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т.д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.

В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников использовали различные формы экологического воспитания:

а) массовые;

б) групповые;

в) индивидуальные.

К массовым формам отнесли работу детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, природоохранные праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.

К групповым формам отнесли кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

Индивидуальным формам наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку.

Для каждого наблюдения отбирали небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.

Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения), происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера.

Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили игре. Сюжетно - ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Путешествие к морю».

Подобрали разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие - домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно - не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.

Использовали предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

Играли интеллектуальные игры - «КВН», « Что? Где? Когда?», «Брейн - ринг», у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре.

Особое внимание требует создание условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовление поделок, на подоконниках высадили мини -огород.

Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствовал формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом.

Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы - все это способствовало формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Экологическую информацию взрослые получали:

На родительских собраниях;

В процессе посещения территории детского сада;

Из консультаций для родителей;

В совместной деятельности с детьми.

Помимо традиционных форм работы и ДОУ и семьи, активно используем инновационные формы и методы работы:

1. Круглый стол «Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду»;

2.Тематические выставки: фотовыставка «Домашние питомцы», выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;

3.Семейные встречи экологической направленности: «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади дерево»;

4. Конкурс семейных талантов: «Чудо - овощи», «Сохраним елочку», «Птичья столовая».

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствовала сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.

Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Литература

1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.

2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - С. 171.

3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М., 2009. - С. 57.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Солнышко»

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

г. Осташков 2015г.

В соответствии с Законом об образовании, который был принят в декабре 2012г., дошкольное образование становится первым уровнем общего образования и поэтому, как и все другие уровни, должно осуществляться на основе стандарта. Министерством образования и науки РФ разработан и утвержден (17 октября 2013г., № 1155) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который вступил в силу с января 2014г. этот документ определяет работу детских садов как образовательных организаций первой ступени общего образования и ориентирует педагогические коллективы на сохранение уникальности и самоценности детства и всестороннее развитие личности ребенка.

Важным положением документа является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества). По общему признанию и определению ученых, природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. Природа нашей страны выполняет особую функцию: для всей планеты Россия является регионом компенсации глобальных антропогенных нарушений. Леса России – это легкие планеты, они имеют самый высокий комплексный показатель вклада в сохранение устойчивости биосферы – 10% общепланетарного баланса. С одной стороны, этим обстоятельством можно гордиться, а с другой – следует понимать, что на россиянах лежит ответственность за поддержание и сохранение полноценной жизни на Земле. Именно поэтому необходимо экологическое образование всего населения начиная с дошкольного детства и на протяжении всей жизни.

В конце прошлого и начале нового века в стране сложилась система непрерывного экологического образования, которая уже на ступени дошкольного детства ставит своей целью формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры взрослых, их воспитывающих. Новый документ позволяет вписать экологическое воспитание в систему общей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой на основе стандарта.

Экологическое воспитание дошкольников на основе ФГОС ДОЛ может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Необходимо пояснение и напоминание: содержание экологического воспитания опирается на ведущие понятия экологии как науки, адаптированные к психолого-педагогической специфике ребенка – дошкольника и детского сада как образовательной организации. Главным понятием биоэкологи (отрасли естествознания) является «взаимосвязь организма со средой», что означает: ни одно живое существо не может жить вне условий, обеспечивающих его жизнедеятельность и позволяющих удовлетворить его потребности. Каждое растение, любое животное обладают морфофункциональной приспособленностью к своей среде обитания. Каждая экосистема (природное сообщество) обладает необходимым сочетанием населяющих ее обитателей, которые приспособлены жить вместе в одних и тех же условиях неживой природы и взаимодействовать друг с другом. Поэтому любая экосистема обладает таким свойством, как равновесие, которое обеспечивает круговорот вещества и энергии.

Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.

Реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в Стандарте, осуществляется через особые структурные единицы – образовательные области, которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Это означает, что экологическое воспитание должно вписаться в эти образовательные области и осуществляться через них. Рассмотрим, каким образом система экологического воспитания детей по программе «Детство» может быть реализована на практике через обозначенные в ФГОС ДО образовательные области.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде – дети учатся видеть и понимать реальные причины зависимости.

В соответствии с программой «Детство» дошкольники получают разнообразные знания по экологии. Так в младших группах в разделе

ребенок открывает мир природы с детьми осваивают представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т.д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Дают элементарное понимание, что животные живые.

Различают растения ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Дети учатся выделять части растения (лист, цветок).

Им дают знания об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло; понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Дети должны уметь комментировать обнаруженные признаки живого у животных, растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).

Дети постепенно накапливают впечатления о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т.д.), осваивают простейшие способы экспериментирования с водой, песком.

В средней группе происходит:

    Знакомство с новыми представителями животных и растений.

    Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман и т.д.), растений и животных.

    Распознавание свойств и качеств природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т.д.).

    Сравнение хорошо знакомых объектов природы и материалов, выделение признаков отличия и единичных признаков сходства.

Дети этого возраста определяют назначения основных органов и частей растений, животных, человека, (корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой растению и т.д.) в наблюдении и экспериментировании; различают и называют признаки живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут)

У них происходит накопление фактов о жизни животных и растений в разных средах обитания, установление связей приспособление отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т.д.)

Дети наблюдают признаки приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом;

Устанавливают изменения во внешнем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития, некоторые яркие стадии и их последовательность.

В средней группе дошкольники различают домашних и диких животных по существенному признаку (дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит человек и т.д.); распределяют животных и растения по местам их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоема, клумбы и т.д.).

Они должны уметь составлять описательные рассказы о хорошо знакомых объектах природы, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения, использовать слова, обозначающие меру свойств (светлее, темнее, холоднее и т.д.), устанавливать связи, усвоенные обобщения, красоту природы.

В старшей группе увеличивается объем представлений о многообразии мира растений, животных, грибов. Дети умеют видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище); обнаруживают признаки благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной).

Дошкольники этого возраста сравнивают растения и животных по разным основаниям, относят их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства; устанавливают сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т.д.) и отличия (думает, говорит, испытывает чувства и т.д.).

У детей старшей группы имеются представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства), об особенностях жизни живых существ в определенной среде обитания.

Они устанавливают последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей, понимают причины этих явлений.

Дети имеют представления о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на севере (особенности климата, особенности приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на Севере).

Устанавливают стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста.

У дошкольников происходит развитие представлений о природных сообществах растений и животных (лес, водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин их совместного существования (в лесу растет много деревьев, они создают тень, поэтому под деревьями произрастают тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т.д.).

Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая ценности, природа как среда жизни человека). Осознание правил поведения в природе.

В подготовительной группе наблюдение является способом познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), исходя из наблюдений дети учатся выделять особенности их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Дети узнают о небесных телах и светилах.

Самостоятельно (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментируют по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т.п.) с использованием разных способов проверки предположений, формулируют результаты.

Дошкольники учатся сравнивать объекты и явления природы по множеству признаков сходства и отличия, классифицируют их.

Пробуют выявлять благоприятное и неблагоприятное состояние растений (завял, пожелтел и т. п.) подбирают соответствующие способы помощи.

У детей происходит развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата).

Они устанавливают цикличность сезонных изменений в природе (цикл года, как последовательная смена времен года).

Имеют представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признак живого, последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах.

У дошкольников этого возраста происходит обобщение представлений о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют).

К семи годам дети накапливают представления о городе как сообществе растений животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. У них происходит понимание, что Земля - общий дом для всех растений, животных, людей.

Дети осваивают особенности поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), знают о природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники).

У дошкольников происходит раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).

Дети высказывают предположения о причинах природных явлений, рассуждают о красоте природы, обмениваются догадками о значении природы для человека, составляют творческие рассказы, сказки на экологические темы.

К концу обучения у детей уже проявляется осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»

Известно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы (картины, книги, телевизор, театр, экскурсии) и практическую деятельность. Известно также, что все эти формы познания сопровождаются речью (беседы, обсуждения, вопросы-ответы, чтение, рассказы), т.е. параллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализуется образовательная область «Речевое развитие». Познавая природу, дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств. Например, традиционное для детского сада сенсорное обследование овощей и фруктов побуждает детей не только запомнить, но и активно употреблять в своей речи их названия и названия их признаков (зеленый, удлиненной формы, гладкий или с пупырышками, твердый, вкусный, с запахом свежести – огурец; оранжевый, круглый, большой, мягкий, тяжелый, с ароматом – апельсин и т.д.).

Рассматривая картины, на которых изображены домашние или дикие животные, дети учатся повествованию, связной речи, упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм. Дети учатся понимать вопрос и точно отвечать на него, слышать ответы других ребят. Большое значение для развития мышления, объяснительной речи имеют обсуждения фактов, отражающих взаимосвязи в природе. Отвечая на вопросы «зачем?», «почему?», дошкольники устанавливают причинно-следственные связи, учатся выстраивать логическую последовательность природных явлений и событий. Например, наблюдая с детьми за птицами на кормушке во время зимней подкормки, воспитатель задает вопросы: «Кто прилетел на кормушку? Зачем прилетели птицы? Почему их надо подкармливать зимой? Почему птицы могут летать? Зачем им крылья? Зачем хвост? Почему воробьев хорошо видно на снегу и плохо видно на земле, в кустах, в жухлой траве?» отвечая на такие вопросы, дошкольники отыскивают причины, строят предположения, устанавливают взаимозависимость явлений.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Система экологического воспитания хорошо согласуется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Выращивая растения, ухаживая вместе со взрослыми за обитателями уголка природы, дети на конкретном уровне усваивают моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного, бережного обращения с любыми животными существами), учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных, на сохранение природных экосистем. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе, уголке природы, т.е. в природном пространстве, в котором живут дети, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации. Воспитатели с детьми в течении года проводят разные экологические акции: «Елочка – зеленая иголочка», «День Земли», «Украсим Землю цветами» и др.

Все эти мероприятия в единстве с познавательной областью к концу дошкольного возраста формируют у детей начала экологической культуры – социокультурное новообразование личности, позволяющее им правильно ориентироваться и взаимодействовать с ближайшим природным окружением.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Несомненно, что образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» является очень важной. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает, в частности, в том случае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Следует иметь в виду, что красота живой природы – это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они хорошо себя чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке и др.), в которой они осмысленно отражают свои переживания красоты.

В системе экологического воспитания в технологиях для детей старшего дошкольного возраста предусмотрены комплексные мероприятия, на которых дети осмысливают красоту пейзажей, представленную на репродукциях картин знаменитых художников. Эти мероприятия проводятся в конце каждого сезона – они опираются на опыт восприятия детьми красоты природы, которую наблюдают ежемесячно в недели, посвященные наблюдениям за сезонными явлениями и работе с календарем природы. Комплексное мероприятие состоит из нескольких частей: сначала дети рассматривают модель сезона, представленную на трех страницах календаря (три месяца одного сезона), обсуждают, как выглядели деревья, кустарники, покров земли, какая была погода, объясняют причины, почему природа выглядит именно так, подводят итог – делают обобщение о сезоне. Затем рассматривают лучшие пейзажные работы, дети любуются красотой природных явлений данного сезона, сказывают оценочные суждения. И наконец сами отражают на бумаге запечатленную в наблюдениях красоту природы данного сезона.

Таким образом, художественно-эстетическое развитие имеет глубинную связь с экологическим воспитанием – его хорошая постановка обеспечивает взаимнообогащенное развитие личности ребенка.

Образовательная область «Физическое развитие»

Эта область также связана с физическим воспитанием, но совершенно иным образом – через предметно-развивающую среду, в которой живут дети в детском саду. Но об этом поговорим подробнее на следующем семинарном занятии.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • исследования;
  • игры;
  • труд;
  • художественно-эстетическая практика;
  • знакомство с природоведческой литературой;
  • занятия физкультурой и спортом.

Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

  • на обучающих занятиях;
  • в повседневной жизни.

Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.

Формы экологического воспитания

Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.

К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.

В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.

Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями :

  • консультации ;
  • конкурсы;
  • семейные встречи;
  • выставки детских работ;
  • методические бюллетени;
  • праздники.

Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.

Методы экологического воспитания дошкольников

Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС , нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.

Наблюдение

Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.

Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.

При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:

  • объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
  • время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
  • нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.

Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:

  • восприятие объектов природы;
  • исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
  • творческое отображение полученной информации.

Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.

Игра

Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.

Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.

Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.

В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры- иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.

Проектная деятельность

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.

Создание экологической среды

Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.

Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними.

Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.

Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: МБДОУ №9 «Улыбка»

Населенный пункт: Свердловская область, с. Черноусово

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение педагога сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада - еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей: в старших группах - 8-10 наблюдений. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня.

Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения могут проводиться в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время. Например, наблюдения за особенностями питания животных проводятся всегда утром, так как лучше всего наблюдать голодных животных, но держать их без еды до обеда - негуманно. Наблюдать за тем, как спят рыбки, птицы, конечно, лучше вечером в сумерки. Наблюдать за тем, как морская свинка с радостью поедает листья одуванчиков, принесенные ей детьми с улицы, следует после прогулки.

На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными рыбками (октябрь - ноябрь); за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке и птицей в клетке (январь - февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль - март); за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель - май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время). Обозначенные циклы наблюдений типичны для подавляющего большинства дошкольных учреждений России, их осуществление создает у детей прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней.

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.

Поход - это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход - это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых - эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Воспитатель вместе с экологом и методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Инструктор по физвоспитанию и медсестра обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследование и изучено взрослым, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Правильно спланированная и организованная подготовка создает хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей), а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, "Зеленая елочка - живая иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году.

Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережно и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

Один из наиболее значимых - праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе, как ее важной части.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегали к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого переодевался педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. По методике экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.

В проекте могут участвовать дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.

Сроки проведения экологического проекта - не менее года, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни изучаемого объекта в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например в августе - сентябре, октябре - ноябре, марте - апреле (в разных регионах это время приходится на разные месяцы). Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы.

Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", воспитатели учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Посещение ребенка на дому - давно забытая форма работы, а как она сближает воспитателя с семьей! Такое посещение помогает спланировать и провести беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю, посоветоваться, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п.), различные диафильмы.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В дошкольных учреждениях заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Могут быть проведены выставки: "Лучший осенний букет", "Дары осени", "К нам сказка пришла", "Это поможет природе" и т.д.

Хорошей традицией может стать забота о зимующих птицах. В этой работе может сложиться определенная система:

1. В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам "Помогите синицам", "Птицы и люди", "Они остались зимовать, мы им будем помогать".

2. Ежегодно нужно проводить экологический праздник "День птиц". В программе праздника - конкурс "Лучший домик для птиц"; выставки "Корм для разных птиц", "Лесная столовая", "Чей корм вкуснее". Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.

В помощь родителям оформляется "Экологический стенд", где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

Воспитатели готовят консультации для родителей, например о лечебных свойствах лесных ягод: "Как правильно приготовить варенье, соки, не потеряв витамины", "Ежевика - источник здоровья", "Малина - в каждом доме" и т.д. Можно завести папку-копилку, в которую вместе с родителями собирать рецепты лечебных напитков, "бабушкины советы".

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, можно провести анкетирование.

Что такое экология?

Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

Посадили ли Вы дерево?

Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?

Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначат проблемы, требующие педагогической помощи, и лягут в основу создания книги "Природа и мы", с которой может познакомиться каждая семья.

Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!