Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Частный детсад в сша - прибыльный бизнес. Как открыть детский сад на дому в сша

Американские детские садики очень отличаются от российских (или советстких, которые были в моем детстве). Главные на мой взгляд два отличия - нет гос-ных садов и есть сторогие ограничения по кол-ву детей на одного взрослого. Дети в американских садах могут начинать с 6 недель от рождения.

Кол-во детей

Кол-во детей на одного взрослого зависит от возраста детей. Например, во Флориде для детей в возрасте от 6 недель до 1 года один (1) воспитатель требуется на 4 ребенка, для детей от 1 года до 2 лет это 6 детей на одного (1) воспитателя, с 2 до 3 лет - 11 детей, с 3 до 4 лет - 15 детей, с 4 до 5 лет - 20 детей, и далее 25 детей а
1 взрослого.

Надо заметить, что выше преведены минимальные требования, но многие сады более консервативны, например, на 1 взрослого в ясельной группе будет 3 вместо положенных 4 детей.

Размер групп (по кол-ву детей) варьируется от сада к саду. Так как мы имеем непосредственный опыт с ясельной группой (дети до года), я напишу что видела я. Самые маленькие по кол-ву детей группы были по 8 детей на две (2) воспитательниц, и самые большие - по 16 детей на 4 воспитательниц. Мы ходили в такую, где было 8 малышей и 2 воспитательницы.
Потом когда перешли в следуюшую группу максимальное кол-во детей в одной группе выросло до 12 человек на 2 воспитателей.

Парочка слов о расписании. Обычно сады работаю с 6:30 - 7 утра до 6-6:30 вечера. Детей в принципе можно приводить в любое время, как и забирать. Для детей от года практикуется расписание неполного дня, то есть детей можно приводить в сад
несколько раз в неделю на несколько часов (в определенное время) или просто на
почасовой основе с обговоренным минимум (в нашем настоящем саду это 4 часа в
день).

В принципе я бы
поделила все сады на 3 разных вида :

Сад при церкви

Сад домашний/семейный

Сад частный

Сады при церквях обычно отличаются ценой (они дешевле) и очередями в следствии. Среди американцев отношение к таким садам очень доверительное,
ведь там работают люди верующие да и в стенах церкви ничего плохого случиться
не может.

Что я нашла интересным в таких садах, так это то, что их лицензирование и аккредитация проходят по другой схеме. Для них все как-то проще получается, по крайней мере на первый взгляд. Глубже я не копала, но и репортов о состоянии таких садов тоже не видела.

Сады домашние/семейныe обычно существуют в чьих то домах путем
оборудования комнаты (помещения) и уличной игровой площадки по определенным стандартам. Существуют требования, которых должны придерживаться люди, имеющие домашние сады. Они обязаны получить разрешение на свой вид деятельности, пройти курсы (например, первой медицинской помощи), и пройти контроль помещения, чтобы все соответствовало нормам.

Домашние сады могут быть так же 2 видов: Маленькие и Большое. В Маленьких
максимальное кол-во детей - 10 человек (если все дети маленькие, то меньше, то
есть требования по кол-ву детей на взрослого все-равно придерживаются), в
Больших может быть до 12 детей (по такому же приципу).

Сады Частные наверное самые распространенные. Они так же могут быть условно поделены на 2 вида: с использованием известной торговой марки (франшиза) и без таковой. Первые - это сетевые сады. Сетей по всей Америке много, это такие сады как KinderCare, Discovery Point, Bright Horizons, Kids R Kids, Primrose, La Petite, Goddard School, а так же сады по программе Монтессори, и другие. У каждой сети есть свои отличия (по крайней мере их представители так утверждают). Сады одной сети между собой мало отличаются - обычно здания, расположение комнат, декорации, учебные планы и даже игрушки совершенно одинаковые. Отличаются цены, но о них позже. Несетевые сады - это сады, открытые кем-то, со своими учебными планами, подходами, питанием, условиями.

По моим наблюдениям такие вот сады в принципе между собой похожи (кроме
тех, которые по программе Монтессори, о которой я ничего писать не буду).
Кол-во детей в таких садах так же должно соответствовать нормам. Общее кол-во
детей в саду может достигать 200 с лишним человек.

Питание

С этим на мой взгляд очень и очень печально дело обстоит.

Опять же, сады можно поделить на те, в которых еда предоставляется (еда -
это полдник в виде сока и печенюшек в районе 9 утра, обед в районе 11 утра, и
еще один полдник в районе 3 дня (печенюшки-крекеры и сок или вода)) и на те, в
которые нужно приносить свою еду.

Я уже несколько раз поменяла свое отношение к вопросу «Как лучше» и на
данный момент у меня нет единого мнения.

Что мне не нравится с идеей «своей» еды, так это отсутствие холодильника
или микроволновки, то есть все должно быть длительного хранения и не требующее подогрева.
Для меня это полная сухомятка. В принципе существует много разных продуктов,
которые можно дать ребенку с собой на обед, которые не будут портиться, но судя
по тому, что я наблюдала - детям дают с собой чипсы, яблоки или бананы, соки,
йогурты, бутерброды... В принципе ничего плохового наверное в такой еде нет,
но... Если учесть что дети в Америке в садик начинают ходить рано, меня такие
обеды немного настораживают... В моем понимании это даже не обеды получаются.

С предоставляемыми обедами тоже не все так просто. Я обошла очень много
садов, и везде обращала внимание на меню. В большинстве случаев оно выглядело
апетитно и полезно, например, фрикадельки со спагетти, курица в соусе Альфредо,
Мясо Строганоф, макароны с сыром, курица с рисом + на каждый обед еще шли
какие-нибудь овощи, например, фасоль, или горошек, или морковка, или кукуруза,
или картофельное пюре и фрукты - персики, ананасы, груши... Звучит
довольно-таки неплохо, да? Для меня по крайней мере так было, пока ребенок не
вырос из детского питания и не начал есть обычную еду...

На деле все оказалось до безобразия просто. Не смотря на наличие кухни и
такого вот меню, еда в саду не готовилась! Все было из полуфабрикатов (или уже
готовых замороженных продуктов), и всего лишь разогревалось «повором». Все
фрукты и овощи были консервированные....

Уже после этого при поиске другого сада я не просто спришвала про меню и
наличие кухни, а так же про то, из чего еда готовилась - со свежих продуктов
или из полуфабрикатов. Что ж, мне все до единого ответили - из полуфабрикатов.

Золотой середины в этом вопросе я пока не нашла.

Хочу заметить еще, что для грудничков и детей до года родители должны
предоставлять питание в любом случае - либо грудное молоко в бутылочках, либо
разведенную зарание смесь, а потом когда ребенок подрастает детские пюре. В
группе для самых маленьких есть холодильник и кострюля с водой, в которой
подогреваются бутылочки.

Цена

Этот вопрос наверняка волнует многих. Цены в Америке на сады довольно
приличные. Цена зависит как от штата, так и от района конкретного города. Для
примера, в нашем районе сады для детей до года стоят от 200 до 300 долларов в
неделю. Для детей от года до 2,5 лет это примерно 160-230 долларов в неделю.
Так же каждый год нужно платить по 50-150 долларов за то, что твой ребенок туда
просто ходит.

Если в семье 2 и больше детей, за каждого последующего ребенка платишь на
10-15% ниже (вычитается от отлаты за старшего ребенка).

Платят либо в пятницу за следующую неделю, либо в конце месяца за целый
месяц целиком.

Судя по форумам русских в Америке, цена за сад в неделю доходит до 400
долларов.

Во многих садах даже если не водишь ребенка (по болезни или отпуск) все-равно нужно платить. В некоторых, если ребенок отсутствует целую неделю с понедельника по пятницу - платишь 50%. В некоторых после года прибывания в саду дают одну неделю отпуска - это значит ты можешь одну неделю не водить ребенка в сад и ничего при этом не платить.

Медицина и здоровье

В американских детстких садах нет мед. кабинета с медсестрой. Если у
ребенка температура или еще что-то, звонят родителям и они обязаны в течении
часа забрать ребенка из садика. В некоторых садах я видела «комнаты ожидания»
для больных детей, где они сидят в изоляции и ждут своих родителей.

Каждый ребенок при поступлении в сад должен предоставить от врача 2 формы -
одна об общем развитии и здоровье ребенка, а вторая - история прививок. Не прав
тот, кто скажет, что все дети в садах с прививками. На самом деле это не так.
Существует совершенно законный отказ от прививок, который все, в том числе и
сады, обызаны принимать.

Дети а садах часто болею. Обычно это вирусные инфекции, которые ничем не
лечатся. Первый год ребенка в саду самый тяжелый в этом плане - его организм
встречается с разными бактериями и вирусами и только-только учится вырабатывать
иммунитет. Дети с соплями и кашлем не считаются больными, по-этому сопли и
кашель будет у всех в группе в той или иной степени. Домой отправляют только
когда высокая температура (выше 101 по Фарингейту или 38.3 по Цельсию),
выделения из глаз и другие признаки заразных заболеваний. Возвращаться в сад
после температуры разрешают только когда ее нет более суток без применения
каких либо лекарств по сбиванию температуры. Я думаю, что ни для кого не
секрет, что в Америке больничных мало и положены они далеко не всем. Из-за
этого большинство больных детей возвращается еще не долечившись в сад. По моим наблюдениям американские мамы и папы при подозрении температуры у ребенка дают ему жаропонижающее с утра и отвозят в сад. По-этому дети болеют постоянно.

В саду нет никаких лекарств, только аптечка. Если ребенку нужно давать
какие-то лекарства в течении дня, родитель должен написать заявление с точным
описанием дозировки и расписанием, часто принести справку от врача. Без этого
ничего никто давать ребенку не будет.

В случае экстренных ситуаций вызывают скорую вне зависимости наличия у
ребенка страховки.

Еще я упустила такие сады как при больших организациях (для детей
работников) и про сады при университетах (для детей студентов и работников). В
первых обычно очень хорошие условия, ребенок под боком, цена значительно ниже, а качество выше. Со стороны туда попасть нереально. При университетах сады не такие уж дешевые, а по увиденному мною осавляют желать лучшего.

Проверки

Отдел, занимающийся выдачей лицензий, проводит внеплановые и плановые
проверки частных детских садов (но не домашних и не садов при церквях).
Результаты проверок относятся к публичной информации и найти их можно онлайн (по крайней мере во Флориде точно). Если проверка выявляет нарушения, сначала следуют предупреждения, а потом штрафуют.

Воспитатели

Работа воспитателей не относится к высокооплачиваемой работе. Часто там
работают люди без образования с минимальным набором пройденных ими курсов.
Получают они от 8 до 12 долларов в час во Флориде. Работа с детьми по моему
мнению вобщем-то нелегкая, а за такие деньги (для уточнения, минимальная почасовая ставка по Флориде составляет 7.25 долларов) идут туда работать не всегда люди с призванием, чаще те, кто больше ничего не умеет или не хочет делать.

Очень и очень многое зависит именно от этих людей. Садик может быть
хорошим, а вот если с воспитателем не повезет, можно смело искать другой садик.

В группах постарше есть учителя с образованием.

В группах часто минимум два воспитателя - один лидирующий, и второй
помощник.

Всех воспитателей в садах называют Учителями (teachers).

Садиковские распорядки

Будучи беременной я слышала и читала в разных журналах об очередях в садах.
И за 4-5 месяцев до родов я уже ходила и выбирала сад, чтобы встать на очередь.
Как оказалось очереди были, но не совсем реальные как мне кажется. Директор
каждого сада утверждал, что мест нет, и нужно вставать на лист ожидания (и
платить при этом от 75 до 150 долларов за регистрацию, и деньги эти не возвращаются ни при каких условиях). Так мне сказали в каждом саду, который я
посетила. Но уже через несколько недель мне начали звонить и предлагать места,
якобы только что освободившиеся. При каждой экскурсии меня просили заполнить
анкеты - мое имя и координаты, возраст или предполагаемую дату рождения ребенка и так далее. И вот после предполагаемой даты рождения звонить мне стали со «случайно освободившимися местами» каждый день! Как оказалось после очередей просто не было. То ли это из-за большого кол-ва садов в нашем районе, то ли нам просто действительно так везло.

Но я знаю, что это не везде так. Очереди все же есть, просто мы с этим не
сталкивались пока.

Дети в садиках ходят без сменки. Спят они на ковриках или тоненьких матиках, в одежде и обуви. В течении дня у них проводятся разные занятия. Судя по расписанию на стене они в течении дня рисуют (карандашами, красками или
пальцами), читают книжки, гуляют на улице 1-2 раза в день на специальной
площадке с горками и игрушками для их возраста, и просто играются в группе.

Вот такие вот детские сады в Америке, или точнее сказать во Флориде.

Кажется, я ничего не упустила.

Большая забота о маленьких. Каждую осень в Украине вспоминают о проблемах дошкольного образования и о нехватке детских садов. А вот в Соединённых Штатах - частный детсад может стать неплохим бизнесом. Взяться за это дело вправе любой американец - конечно, если получит соответствующую лицензию, выполнив ряд условий. О том, как нянчат детвору за океаном, расскажет Максим Драбок.

Американская пенсионерка Ольга Гальперина спустилась со второго этажа на первый - и уже на работе. 5 лет назад она организовала у себя дома в Миннесоте детский садик. Говорит: появились внуки, всё равно с ними сидеть - решила присматривать и за чужими детьми. Ольга Гальперина - в Америке уже 17 лет. В Киеве была учителем математики в старших классах, здесь же работает с малышами. Главное отличие: за этой ребятнёй нужен глаз да глаз.

Вот как раз одна из девочек ушиблась. Её подружка тут же бежит к морозилке и оказывает первую помощь.

- У нас есть такие холодные пакеты - в морозилке лежат. Они уже сами знают: как упал, бежит, берёт и прикладывает. Мы их научили пользоваться этим.

Американские дети часто недополучают тепло и ласку и вырастают более сухими и расчётливыми, говорит Ольга Гальперина и заверяет: в её детсаду царят искренние эмоции - всё по-славянски душевно. Садик так и называется «У бабушки». Здесь в основном дети эмигрантов из бывшего Союза. Но и американская ребятня стараниями заморской бабушки открывает в себе новые таланты.

Чтобы создать садик, хозяева купили большой дом - 640 квадратных метров. На втором этаже живёт Ольга с супругом. На первом - всё для детей: игровые комнаты, просторный двор. За ребёнка до двух лет родители платят 200 долларов в неделю. Старше двух - 180.

Максим Драбок, корреспондент:

- В американском домашнем детском садике очень жёсткие требования к мерам безопасности. Каждая комната должна иметь два выхода, а также специальные размеры окон. Например, вот это в детской спальне было всего лишь на сантиметр Уже по ширине. Пришли с проверкой - потребовали заменить.

Перед тем как открыть частный садик, Ольга окончила различные курсы и тренинги, получила множество справок и самое главное - лицензию. Она выдаётся на два года на 14-ть детей - от полуторамесячных до 10-тилених. На каждого ребенка заведена папочка. Здесь прививки, страховка и бланк для рапорта в специальную службу по защите прав детей - если выявлены факты насилия в семье.

Ольга Гальперина, хозяйка детского садика на дому (штат Миннесота):

- Если я вижу, что ребенок обижен дома, синяки на нём или что. Я должна обязательно позвонить, здесь есть специальные телефоны. Или родители, если он рассказал, что его обижают, даже словесно. Они тоже звонят туда и сообщают. Тьфу, тьфу. У нас такого не было.

Супруг Ольги занимается другим бизнесом, а в свободное время помогает в детсаду - на общественных началах. В гараже мастерская - ремонтирует игрушки. Борис часто вспоминает различные курьёзы с американскими детьми. Одна девочка была в их садике с пяти месяцев - подросла, научилась русскому - и потом с родной мамой случились трудности перевода.

Борис Гальперин, супруг хозяйки детского садика на дому (штат Миннесота):

- Однажды в магазине она матери начала кричать: "Мама, дай!" А по-английски это значит «умри». Мама в ужасе прибежала, типа чему вы её учите? Но оказалось, что дай - это дай, give.

В садике регулярные инспекции. Без предупреждения приезжают проверять, кто за детьми смотрит, какие условия, что едят. Питание здесь пятиразовое. На одного ребёнка примерно 8-9 долларов в день. Государство компенсирует треть этой суммы.

Людмила Потабенко, помощница хозяйки детского садика на дому (штат Миннесота):

- Здесь в Америке есть проблема полноты детей. Очень много употребляют чипсов, сладких напитков, а мы придерживаемся такого полезного питания, как кормили нас бабушки и наши мамы.

Из фастфудов еду не заказывают. В садике с названием "У бабушки" кормят лишь по-домашнему - всё готовят сами. Говорят: дети тогда лучше едят и меньше болеют.

Максим Драбок. Никита Исайко. Американское бюро телеканала "Интер". Миннесота.

1. Общее о системе образования в США

Сразу оговорюсь, что при подготовке данной статьи, я использовала не просто личный опыт, а опыт, основанный на проживании на Северо-Востоке США, в штате Массачусетс. Допускаю, что ситуация может немного отличаться в зависимости от региона (все-таки страна очень разнообразная ). Но все же, верю, что некоторые из приведенных здесь советов, являются общими и позволят вам почти сразу вникнуть в заковыристую сферу дошкольного образования.

Во-первых, если рассматривать детское образование в целом, важно отметить, что здесь существует его три основные ступени:
Preschool – это обыкновенный детский сад с трех месяцев (а иногда и раньше ) до пяти лет.
Kindergarden – это первый класс базового школьного обучения (Elementary School ) для детей, достигших пятилетнего возраста. Это уже не детский сад (как нам преподавали на уроках английского ), а полноценная учебная программа. За детьми приезжает школьный автобус, и они отправляются за знаниями, вплоть до установленного расписанием времени.
School – это последняя «детская ступень», которая состоит из Elementary, Middle и High School. Несмотря на то, что согласно данной классификации, Kindergarden, вроде как, является частью школы, по сути эта ступень обособлена. Можно сравнить с нашими подготовительными классами для дошкольников или другими развивайками. Только здесь, государство снимает с родителей полномочия, и берет на себя ответственность за базовые навыки вроде знания букв, цифр и т.д.

2. Какие бывают сады

Многие утверждают будто все детские сады в США платные. Отчасти, это верно. Но, есть исключения. Практически в каждом штате существует огромное количество социальных программ для малообеспеченных семей. При наличии необходимых документов, подтверждающих легальный статус и низкий доход, можно, относительно легко, получить место в бесплатном саду для ребенка. Обычно этим занимаются в службах, связанных с защитой детства (Department of Early Education and Care ). Также можно получить подробную информацию у консультантов по социальному страхованию, детских клиниках и т.д.

Не стоит полагать, что данные дошкольные учреждения, многим хуже платных. Поскольку здесь в общей группе содержатся, как «бюджетники», так и детки, получившие места за обыкновенную оплату.

Однако, говоря на чистоту, детские сады в США очень недешевое удовольствие. В среднем, день пребывания ребенка может обойтись в 80$, а если учесть питание, обучающие программы и т.д., выйдет дороже. Но, повторюсь, цены разнятся от штата к штату. Может именно поэтому, американские мамочки если и собираются рожать детей, то как правило, сразу двух, а то и трех. Раз уж все равно сидеть дома. Государство здесь, как известно, не выделяет средства на декретный отпуск. Максимум – три месяца, либо нужно бросать работу.

Среди всех платных детских садов можно выделить те, которые делают упор на обучение и те, в которых за детьми просто смотрят (day care ). Первые, соответственно, дороже, вторые – дешевле. То есть, то что у нас, в отечественных детских садах идет как само собой разумеющееся, здесь считается привилегией. Лепка, рисование, алфавит, счеты – атрибуты садов подороже. Но, как я уже говорила, для дальнейшего поступления в бесплатный Kindergarden не нужно обладать базовыми навыками. Ребенка всему научат, просто немного позже.

3. Особенности американских садов

Говоря об особенностях, замечу, что не для каждого приезжего (в частности, с просторов Постсоветского пространства) придется по душе система воспитания в американских детских садах. Практически все, что служит поводом для создания анекдотов, правда.

Начнем с питания . Это не секрет, что у американцев напрочь отсутствует культура правильного питания. В лучшем случае, на обед в саду ребенку предложат пиццу или пасту, в худшем – ничего. Мы три месяца собирали ланч-боксы (пакеты для еды ), куда складывали снеки, фрукты, соки, но в конце концов терпение лопнуло. Пять дней в неделю ребенок находится в саду. И пять дней в неделю он ест то, что ест. Понимаете, о чем я?

Напрягает немного и сам процесс поглощения пищи. Что-то съедается за столом, а что-то сидя на полу в круге. Представьте, каждый достает из своего СОБСТВЕННОГО ланч-бокса вкусняшки и единолично хомячит. А как же «поделись с другом »?! Такого понятия просто нет.

Сидение на полу – это следующий пункт дискуссии. Да, вы, быть может скажете, что вся Европа так делает и никто себе ничего не застужает. Так вот, друзья мои, отвечу, что вы не правы. Застужают еще и как. Особенно, если на бетоне, да подольше. Просто здесь никто сильно не акцентирует на этом внимание. Ребенок делает то, что ему нравится. Он уже личность.

Такая свобода воли , напрягает особенно. Можно бросаться песком, можно еще много чего делать, просто от того, что хочется. Все очень обезличено. Одна моя близкая подруга, как раз работает воспитателем в американском детском саду. Это ее поражает больше всего. Привязываться к детям нельзя, нельзя проявлять заботу и ласку больше положенного. Понимаете, как бы нет настоящих искренних чувств. Умиления крохам. Все по инструкции.

С первым детским садиком нам повезло очень, поскольку в коллективе было несколько воспитателей – латиноамериканок. Темпераментные бабушки, вырастившие многочисленных внуков, слушались своих наставников, но все равно делали по-своему. Могли, где нужно поругать, и приголубить, если кому-то плохо. За это я им сильно благодарна.

Обеденный сон в американских садиках также имеет свои особенности. Спят детки на полу, на матрасиках, и обязательно обутыми. Это связано с техникой пожарной безопасности. В случае чего, все должны быть готовы к немедленной эвакуации. Это в южных штатах на полу тепло. А у нас здесь на севере бывает ой как холодно. И стены тонкие, и окна негерметичные. Нормальная температура помещения для американцев, примерно 20 градусов Цельсия. Из этого вытекает следующий дискуссионный момент.

Дети ходят в сад и с насморком , и с кашлем , и даже с температурой . А что делать, если больничных нет? Приведут малыша в группу, дав с утра жаропонижающее. К обеду воспитатель снова даст таблеточку. Так и получается, что все малыши вечно болеют.

Ну вот, наговорила кучу плохого. Так сказать, наболевшего. Но, к счастью, с последующими образовательными ступенями дела обстоят гораздо лучше. Детей буквально силой нужно из школы утаскивать. Обычно всем очень нравится учиться.

4. Как найти хороший сад

Ответ на этот вопрос является довольно сложным для многих эмигрантов. Особенно если в новую страну вы приезжаете без друзей, связей и заранее намеченного плана.

Поможет старое доброе сарафанное радио. Садик нужно искать по отзывам. Причем, именно среди русскоговорящего населения. Что бы там ни говорили, но наши знают толк в бытовых вещах. Обычно, центром сбора подобной информации являются русские магазины, рестораны. Хорошо бы в первые же дни найти русскоговорящих друзей из своего города. Есть очень хорошая группа в сети Фейсбук «Между нами Мамочками ». Это закрытый форум для всех русскоговорящих мамочек США. Обычно участницы очень отзывчивые и с радостью дают советы обо всем, начиная от страховок и медикаментов и, заканчивая детскими садами.

Так мы нашли свой русский садик. Решение было принято на основании того, что ребенок за очень короткое время начал говорить по-русски с акцентом. Это может, только кажется, что, когда папа и мама говорят дома на родном языке, чадо, априори, его не забудет. На самом деле, все гораздо сложнее. Важная задача в дошкольный период, максимально сохранить родной язык, и этому я посвящу отдельный пост.

Поэтому, как только вместо простых ответов, в речи нашего ребенка (и это всего за три месяца ) стали проскальзывать YES&NO, а названия любимых мультфильмов сами собой перевелись на английский, мы приняли решение сменить детский сад. Понимаете, все существующие в американских садах проблемы, в основном сглаживаются за счет того, что они дешевле русских. И еще, все приезжие, наивно считают, что ребенка нужно как можно больше адаптировать под местную культуру до того, как он пойдет в школу. Мы, увы, не были исключением.

5. Про детские сады на полдня. Зачем?

Это вопрос, на который я не перестаю отвечать. Действительно, в нашем детском саду, также, как и в большинстве других, существует «опция» оставлять ребенка до обеда. Сразу скажу, что это удобно только для неработающих мамочек. И преимуществ у такого ополовиненного пребывания, как минимум, два.
1. Банально, это гораздо дешевле (логично).
2. Без сада нельзя – нужно общение.

Это в наших странах очень легко выйти на детскую площадку и встретить миллион друзей. В США детская площадка в лучшем случае, будет километрах в двух от дома, в худшем – в другом городе. И не факт, что там найдутся дети. Да и потом, язык. Русскоговорящий контингент здесь дорогого стоит.

6. Про наш детский садик

Русский детский сад США

Ну и наконец, расскажу о самом интересном. Наш детский садик – это домашний садик. Всего шесть детей в группе, которые с восьми утра до часу дня находятся в частном доме, аккредитованном американскими стандартами на пригодность для ведения подобной деятельности. Работает садик только четыре дня в неделю, со вторника по пятницу. И каждый день соответствует определенному предмету или точнее, образовательной деятельности.

Предметы ведут четыре разных приглашенных преподавателя, в то время как, воспитатель, координирует общую творческую программу.
Во вторник у нас проходят уроки математики.
В среду – русский язык и иногда логопед.
В четверг – гимнастика.
В пятницу – музыка.

Помимо этого, поскольку директор садика – бывший преподаватель художественной школы, различные виды прикладного творчества доведены до совершенства. Дети делают все. И даже больше.

Самое важное, что общение со сверстниками происходит именно на родном языке и, опять же, в рамках, «нашей» культуры. Несмотря на то, что контингент довольно разнообразен – Израиль, Россия, Украина, Белоруссия…
За то время, пока детки находятся в саду, они успевают дважды поесть: на завтрак – кашу, сырники или блинчики и на обед – обязательно что-то жидкое, второе и компот (!).

Во время прогулки всем обязательно надевают шапки . И это тот пункт, о котором я совсем забыла сказать, когда описывала американские детские сады. Не важно, какая температура на улице. Детей почти всегда выводят на прогулку без шапок, с грудью нараспашку.

Причем, это не проблема одного конкретного коллектива, а распространено повсеместно. Мне часто приходится видеть картину, когда при минусовой температуре, родители облачаются в полное обмундирование, а ребенку даже не удосуживаются застегнуть курточку.

Не могу объяснить сей феномен. Просто радуюсь, что, хотя бы до Kindergarden это специфическое закаливание удается на время отложить.

А какие у нас великолепные утренники! Я, честно скажу, не поклонница Halloween – party. Вернее, в России-то конечно, все это казалось веселеньким действом. Возможностью лишний раз принарядиться. Но здесь с праздником явно перебор. Костюмы уж очень реалистичны, на придомовых участках делают декорации с торчащими из земли руками покойников, а в школах по коридорам развешивают отрубленные окровавленные руки. Ну, весело же… И даже наш педиатр (американец, между прочим ) сказал по секрету, что после таких празднований он выписывает в несколько раз больше снотворных и успокоительных препаратов для детей. Вот, подумайте только!

Именно поэтому я радуюсь, что в нашем русском садике ничего подобного нет. Есть осенние и весенние утренники, есть Новый год с Дедом морозом и Снегурочкой. И, поверьте, это очень важно. Потому что контакты с Санта Клаусом у ребенка будут на протяжении, как минимум двенадцати последующих лет (или пока верить не перестанет ). И вот поди потом попробуй объяснить, что есть еще какой-то Дед Мороз!

Заключение

Друзья мои, я так много здесь написала. И даже боюсь – не походит ли это на выдержки из личного дневника истеричной многодетной мамочки. Но все же, главной целью статьи была именно помощь всем тем, кто стои́т на распутье и только выбирает варианты дошкольного образования для своего часа в нашей далекой заокеанской стране.

Приятных вам эмоций, семейной гармонии и творческого запала!

О ДЕТСКИХ САДАХ США

Дорогая Ольга! Высылаю Вам зарисовку, как мне пришлось поработать в детском саду по своей специальности, конечно уже тяжело все описать, но я попыталась. Все, что описано ниже, исходит только из моего личного опыта и общую оценку состояния дошкольного воспитания в США не отражает. И пользуясь случаем поздравляю всех своих коллег с прошедшим праздником, Днем Учителя.

Детский сад! Как много и как мало этим сказано. Много в том отношении, что маленький человечек проводить все свою жизнь-детство в этом саду, а сад, потому что он помогает развить способности этого человечка, и как важно, чтобы весна у ребенка была бы действительно цветущей и счастливой.

Российский детский сад, в котором я работала во времена ранней перестроечной эпохи назывался "Дом радости", и действительно, этот детский сад был показательным со всех сторон: новое типовое здание, новые игрушки, молодые специалисты, желательно только с высшем образованием, по-новаторски настроенная заведующая. Все были готовы предоставить детям не только счастливое пребывание в детском саду, но и всесторонне-гуманитарное образование, несмотря на маленькую зарплату. И хоть и был у нас праздник, который назывался День Учителя, нас в этом саду мало кто считал педагогами. Приходилось доказывать – да, мы именно педагоги, а не няньки.

В холле красовался девиз "Творчество во всем!", поощрялись любые новшества в работе, каждое занятие должно было выглядеть как праздник, а показательные занятия были переплетены с отличным знанием методики, отточенной техникой в работе и энтузиазмом, - как со стороны детей, так и воспитателей. ОХ, как это было давно. Думала ли я, что когда-то мне придется работать в США, по этой же специальности!

Мои мытарства в поисках работы не принесли никакого удовольствия и надежд, а срок разрешающий мне работать, уже приходил к концу, и я с ужасом думала: неужели все напрасно, зачем я потратила деньги на эту "авторизейшн емплоимент", который дает мне право работать, но не работу! А оказалось, что не обязательно бегать со своими резюме, а просто нужно знать людей, - так мне было сделано приглашение на работу от бывшей мужниной коллеги по школе, где они вместе работали. Она, женщина умная, решила открыть свое дело - детский сад, и ей нужны были люди.

Интервью я прошла чисто символическое, где она мне много рассказала о своей семье: о дочке, сыне, о новом молодом муже... И мы с ней пришли к обоюдному выводу, что все мужчины одинаковы - ничего не понимают в детях! Потом последовало ознакомление с Day Care Center (Д. С. С.)

В США существует два типа дошкольных учреждений Children Day Care Center и Pre-School.

Д. С. С. на первый взгляд произвел впечатление серьезного заведения, были вывешены работы детей из макаронных изделий и это назвалось креативные работы детей, 4 геометрических фигуры, названия четырех основных цветов дублировалось оригиналом, стульчики и столики для детей были подобраны по возрасту, но без учета техники безопасности, там были: уголок сюжетно-ролевых игр, телевизор, стерео система, и как-то странно одно помещение от другого было отделено всего лишь перегородкой. Я не особенно придала значение перегородкам, так как тут во многих местах используются перегородки вместо стен, я это впервые заметила в стамотологической клинике.

Хозяйка повела меня в комнату, где находились самые маленькие детки-ясельки, я была удивлена тем, что детки слишком самостоятельные, даже самый маленький 3-х недельный малыш самостоятельно пил из бутылочки свою смесь, положенную рядышком с ним на подушечке (такой трюк с детьми грудного возраста не рекомендуется повторять), а темнокожая малышка 5-ти месяцев уже сама держала свою бутылку и жадно пила из нее содержимое, кто-то ползал по комнате, а кто-то сидел на стульчике. Сомовыживание!

Наверное так и надо, эти малыши уже с младенчества знают, что нужно самому на этом свете пробовать выживать, а тем более в их стране. Дети в возрасте до 1-го года не дополучают необходимого эмоционального тепла со стороны родителей, что очень важно именно в этом возрасте, возможно отсюда и исходит наше недопонимание друг друга и разный менталитет, такие мужья не всегда ласковы и не каждый из них умеет ухаживать за женщиной, отсюда скупость, как эмоциональная, так и финансовая, нередко они не понимают, как можно посочувствовать другому, сухость, жесткость, расчетливость. Им никто не дал достаточно тепла именно в сенситивный период этого проявления, поэтому и ждать щедрости души от них не стоит, остается только пожалеть их.

Такой важный момент как контроль собственных желаний начинается с умения вовремя пользоваться туалетом, а когда это умение запаздывает, мы во взрослой жизни имеем кучу проблем. Не каждый 3-х летний американский ребенок видел унитаз, их родители хорошо научились пользоваться памперсами и переучиваться не собираются. Я обратила внимание, что у девочек процесс отвыкания от памперсов происходит более безболезненно, чем у мальчиков.

Режимных моментов, как таковых, не существует, так как не нужно носить в кухню данные о детях - никто им обеды не готовит, едят они, в основном, то, что родители приносят, зачастую это чипсы, лапша быстрого приготовления, в лучшем случае - деньги на Макдональдс, и педагог, который не имеет права оставлять детей одних, будет вынужден бежать в соседний Макдональдс за обедом для ребенка. Я иногда с горестью смотрела на этих детей, и они у меня вызывали ассоциацию с маленькими химическими заводами по переработке вредных продуктов питания.

Утренний прием детей производится менеджером, она же и хозяйка, она должна узнать все о ребенке, в группу ребенок заводится, иногда без родителей, с рук менеджера. Никаких данных на ребенка, такие как: сведения о родителях, телефон, домашний адрес, с кем ребенок живет... у педагога нет - все находится в офисе у менеджера, об этом педагогу не обязательно знать, по многим причинам.

Прием детей в детский сад зависит от того, как работают родители детей; это время может колебаться от 5. 30 утра до 2 часов по полудню. Хотя существует расписание, но это простые формальности. Чтобы оформить ребенка в детский сад достаточно увидеться с хозяйкой заведения и обговорить все пункты контракта, который нужно будет подписать как родителям, так и менеджеру заведения, специальных медкомиссий или справок от врача приносить и доказывать, что ваш ребенок не был в контакте с инфицированными людьми, не надо.

Медперсонала в детских садах тоже нет. Просто пришел, договорился с нужными людьми и оставил свое чадушко; конечно, все зависит ещё от оплаты, а платить нужно 1 раз в неделю от 75 долларов за школьников и до 150 долларов за грудничков. Поэтому мы уже могли прогнозировать, сколько детей у нас будет в течение недели. Например, если ребенок появился в заведении в понедельник или во вторник - он будет ходить всю неделю, даже если будет с высокой температурой или тяжело больным, - за него уплачено и никаких возражений по этому поводу быть не может.

Питание детей тоже зависит от того, какой контракт подпишите, иногда они предлагают завтраки и соки на полдник, но всему верить нельзя, поэтому родители приносят всю еду с собой. Я знаю случай, когда родителям был обещан для ребенка обед из ресторана, но в нужный момент обед не был куплен хозяином заведения.

Зачастую, при приеме детей в детский сад, даются всякие обещания, но на самом деле они не всегда выполняются. Родители, как видно, знают о добродетелях такого рода и иногда приходят во время обеда или полдника с целью навестить ребенка, а заодно и посмотреть, что происходит. Но такое может себе позволить только не работающий родитель, а тот, кто работает, уйти с работы, чтобы навестить ребенка, не имеет возможности.

Посещаемость детей фиксируется инспекторами из штата, но они, обычно, это делают 1 раз в 2-3 месяца, и делается это для того, чтобы в группах детей было ровно столько, сколько положено по закону. Так в группе детей до 1 года, детей не должно быть более чем 4, а в группах детей от 2-х до 5-ти лет не более чем 7 человек на одного педагога, но бывают и отступления в зависимости от причин.

В обязанности педагога входит: занятия с детьми, подготовка к ним, планы уроков, ответственность за жизнь детей и уборка помещения. Здесь воспитатель, няня и уборщик в одном лице и называется: teacher (учитель). Принято писать "рапорт" за каждый инцидент среди детей, в нем указывается дата, помещение, имя педагога, и при каких обстоятельствах, по какой причине, произошло недоразумение между детьми (имена детей, участвовавших в недоразумении не указываются), и каким увечьем закончилось (царапина, . . . .), какой вид медицинской помощи был оказан ребенку (обычно, это прикладывание льда, больше ничего нельзя), звонили ли домой по этому поводу.

Занятия, которые проводятся с детьми, отличаются от наших тем, что перед занятием никто не приводит помещение в порядок (влажная уборка, подготовка к занятию…), во время занятий не учитываются возрастные особенности нервной системы, никто не следить за осанкой детей, никому не интересно с какой стороны падает свет. Боюсь даже, что не каждый "сертифицированный" педагог знает об этом. Радует одно, что образовательные занятия по телевидению имеют общую основу с нашими, российскими, значит есть надежда, что через много лет будут и здесь правильно поставленные занятия с детьми. Думаю, что в дорогих, престижных детских садах все уже есть, но не каждый ребенок может там находиться.

Межличностные отношения между коллегами строятся по принципу "кто ближе к начальству", никого не волнуют твои трудовые и творческие успехи. Начальство же всегда приветливое и доброжелательное, но это никогда не сказывается на оплате, - чем меньше платит, тем больше улыбается.

Так однажды, приняв вместе с хозяйкой детей, при этом обнимаясь и целуясь с ней (она нас каждое утро встречала с широкой улыбкой и объятиями), мы разошлись по своим рабочим местам, а через несколько минут её 13-ти летний сын принес нам всем контракт, который мы должны были подписать, если собираемся дальше с ней работать.

Чем американцы отличаются от русских? Ничем и всем. Попытаемся раскрыть этот противоречивый тезис на конкретном примере.

Все малыши в конечном счете превращаются во взрослых, но у маленьких детей в Америке несколько иной путь адаптации к самостоятельной жизни. В данной публикации речь пойдет об американских детских садах.

Меньше всего хочется здесь приводить скучные цифры и статистику. Ограничимся одним, но принципиальным соображением: американская система дошкольного воспитания кардинально отличается от российской.

Начнем с того, что в Америке детсады называют preschool, что дословно переводится как «до школы», но уже здесь возникает путаница, потому что в них принимаются дети от двухмесячного возраста и до пяти лет. А с пяти лет начинается kindergarten, что переводится с немецкого как «детский сад», но это уже, собственно, двухлетнее учебное заведение, после которого ребенок отправляется в школу. С пятилетнего возраста посещение учебных заведений в Америке обязательно, а что касается собственно детских садов (preschool), то здесь ситуация обстоит следующим образом.

(Сразу оговорюсь, что речь идет о реалиях Лос-Анджелеса - мегаполиса, который насчитывает почти 17 миллионов жителей. Это огромный суматошный город-дорога, разделенный на множество районов, каждый из которых по количеству населения вполне потянет на средний российский областной центр.)

В США есть бесплатные государственные (муниципальные) детские сады. Есть. Но их очень мало. Они переполнены в районах, где рождается много детей, и пустуют в тех частях города, где младенцев настолько мало, что в эти детсады принимают детей, проживающих далеко от дислокации дошкольного заведения.

Вся штука в том, что ребятишки находятся здесь примерно 4-5 часов в сутки. Почему, удивленно спросите вы? Да потому что в детских садах дети не спят. То есть ты можешь привести своего малыша в девять утра, например, и забрать в половине двенадцатого либо привести в половине двенадцатого и забрать в пять часов вечера. Как известно, маленькие дети без сна больше не выдерживают, поэтому по окончании этого срока вам торжественно вручат вашего ребенка.

Почему дети не спят в детских садах? Исходя из двух резонов. Первый: Лос-Анджелес относится к городам, находящимся в активной сейсмической зоне, поэтому детей не укладывают спать из соображений безопасности. Эвакуировать спящих ребятишек во время землетрясения представляется крайне безнадежным делом. Второй резон заключается в том, что таким образом соблюдается принцип социальной справедливости, поскольку мы в данном случае говорим о бесплатных дошкольных учереждениях. Если район изобилует маленькими детьми, то такой подход позволяет охватить большее количество нуждающихся. Да, и еще очень важный момент: в Лос-Анжделесе очень дорогая земля. Поэтому помещения под детсады, мягко говоря, не поражают воображение размерами. За их аренду платит государство, у которого, как известно, денег ни на что не хватает. Хоть в Америке, хоть в России.

Детей в детских садах не кормят. Да, да - я тоже схватилась за сердце, впервые узнав об этом. Родители обязаны покормить своего ребенка дома и вручить ему какую-либо еду, которая состоит из соков, сырных палочек, печенья - все это обязательно в герметичной фабричной упаковке. Разрешаются мытые и порезанные на дольки фрукты. Звучит жутко, верно? Но при этом в детских садах США не происходит массовых отравлений еще и по этой причине. Детей не кормят централизованно, поэтому шансы ребенка подхватить сальмонеллу из-за плохо прокипяченного молока ничтожно малы.

В американских детских садах нет медицинских сестер или медработников. Звучит дико, но это так. И вот это чудовищная проблема. Потому что несчастные родители, которым просто некуда деваться, бегут на работу и приводят заболевшего ребенка, у которого задавлены симптомы вирусного заболевания каким-нибудь «талинолом» (это такая детская микстура для снижения жара). Поэтому - да, дети в детских садах болеют. И болеют часто. Но прагматичные американские педиатры усматривают в этом плюс. Считается, что с чем большим количеством вирусов ребенок познакомился во время болезней, тем интенсивнее строится его иммунная система. Я не специалист - ни возразить, ни опровергнуть эту теорию не могу.

Но не все так плохо. Дело в том, что детские сады как институт социализации и присмотра за детьми появились сравнительно недавно. В 60-е годы прошлого века американские женщины массово пошли на работу, до этого времени работающая женщина вызывала довольно жесткий общественный остракизм. И возникла проблема. Так, где-то к 70-му году была налажена система детских муниципальных садов. Надо добавить, что это событие совпало с ростом движения хиппи. Довольно закономерное совпадение, не правда ли?

А потом произошло вот что. Делать бизнес на чем угодно - это присуще американцам, это часть их культуры. Поэтому случилось то, что мы наблюдаем и по сей день. Подавляющее число детских садов в Америке - частные. Да, их обязывают иметь десятки лицензий, их мучают постоянными проверками, но факт остается фактом: родители платят владельцу детского сада за то, что он присматривает за их ребенком, пока они работают.

Частные детские сады в Лос-Анджелесе делятся на три основных категории. Очень дорогие и избыточно перегруженные развлечениями - туда направляет своих детей состоятельная публика: актеры, врачи, адвокаты. Вторая категория - это детские сады, востребованные средним классом. А также так называемые этнические детские сады.

Детские сады «для богатых» очень разнятся в цене. Но начинается она где-то с двух тысяч долларов в месяц. Среднему классу присмотр за ребенком обойдется от 250 долларов в неделю. Этнические детские сады находятся в той же ценовой категории, но отличаются от них.

Ни для кого не секрет, что в Лос-Анджелесе проживает огромное количество людей, приехавших из разных стран. Они имеют обыкновение селиться рядом. Так вот, в местах крупных этнических скоплений давно появились частные детские сады, удовлетворяющие культурным традициям и запросам граждан, приехавшим, например, из Кореи. Или из Израиля. Или из России. Это довольно странная смесь национальной самобытности и американского формализма.

Там, где живут выходцы из России - этот район называется Вест Холливуд, - вы обнаружите с десяток детских садов с названиями «Just like mom», что означает «Как у мамы» или им подобными. Эти дошкольные учреждения практически полностью копируют российские (советские) детские сады. Дети там спят, их кормят четыре раза в день. Там есть медсестра, которая меряет температуру ребенку каждое утро, обязательно наличие музыкального работника, который поет и пляшет с детьми.

С ними говорят по-русски. Все воспитательницы русские. Книги и мультфильмы на русском языке тоже помогают маленьким американцам не забыть родной язык.

Я специально поинтересовалась, как обстоят дела, например, в корейских детских садах. Там меня вежливо попросили ничего не фотографировать, но с удовольствием разрешили понаблюдать за карапузами, которые лихо управлялись палочками, вылавливая лапшу из бульона. Под картинками с кошечками и собачками пестрели иероглифы. С детьми говорили на корейском языке.

Есть два важных момента, которые хотелось бы отметить. В свое время я искала детский сад для ребенка и попала в один из детских садов, который обучает детей по системе Монтессори. Знаете, как бы ни была привлекательна система такого интегрирования в жизнь маленького человека, у меня не хватило духу даже представить, что каждый день моя дочка будет проводить шесть-восемь часов в подвальном помещении церкви с часовой прогулкой на улице.

Да, дорогая земля. Поэтому меня довольно скоро перестали удивлять детские сады, в которых дети спали на маленьких матах, которые они после сна, раскрасневшиеся, чуть взъерошенные, сворачивали и складывали в угол совсем небольшой комнаты. Как сейчас помню, тот детский сад стоил бы мне 800 долларов в месяц.

Если ты, например, задерживаешься и не можешь забрать своего ребенка вовремя, тебе пойдут навстречу. С ним останутся хоть до полуночи, но ты потом заплатишь за каждую экстра-минуту, которую твое чадо провело в детском саду.

Теперь о том, что же такое американский детский сад как единица, с которой начинается социальное внедрение ребенка в общество. Американцы - прагматики. И довольно успешно интегрируют выводы социальной психологии в жизнь. Каждому психологу известно, что дети до трех лет предпочитают так называемые одиночные игры. Им не требуется партнер в наращивании своих навыков. В основном в это время развивается моторика и, как следствие, когнитивные функции. С этой точки зрения становится понятным, почему американский детский сад не ставит своей целью привитие культурных навыков и образование ребенка.

Если вы ознакомитесь с требованиями, которым должен соответствовать ребенок, идущий после детского сада в настоящую школу (помните, фактическая обязательная школа начинается с пяти лет?), то очень удивитесь. Ребенок должен различать цвета, геометрические фигуры и знать хотя бы половину букв алфавита. Немного, правда? Детей научат вырезать, малевать человечков и котят, лепить и клеить, но никто не станет упираться рогом, чтобы образовывать вашего ребенка сверх оговоренной нормы.

Нет ничего странного в квадратной снежинке, утверждает детский сад. Не имеет смысла это отрицать сейчас, говорят американцы, вот начнется школа, там и научим. А если вас это не устраивает, то это ваша проблема.

Грубо говоря, выглядит сие так: предположим, что ребенок должен съесть в день сто граммов овсяной каши. Вот он ее и съест, ни граммом больше. Если он не усваивает это количество, то воспитатели обратят внимание и приложат все усилия, чтобы он ее все-таки съел. Речь идет о метафоре, которая включает в себя содержание дня, проведенного в детском саду.

Если ребенок ведет себя невыносимо, дерется и плюется, никто не станет специально тратить на него время. Его потерпят пару недель, а потом вам пришлют вежливое письмо, которое сухо проинформирует о том, что «нахождение вашего ребенка в нашем детском саду затрудняет жизнь другим». И вы отправитесь искать другой детский сад.

Воспитатели в preschool - это отдельная история. Среди них попадаются совершенно изумительные, теплые, гуманные личности, но в силу того, что работа малооплачиваемая, чаще всего это молодые люди, которые находятся в процессе учебы в университете. Они уже получили лицензию на работу с дошколятами, но не являются еще полноценными учителями.

Есть еще один важный аспект - это мультикультуральность населения Лос-Анджелеса. Не люблю этого слова, но оно здесь уместно. Дети приходят из совершенно разных культурных групп, и одна из задач американского дошкольного учреждения - нивелировать естественные различия. И это довольно легко происходит, потому что когда каждый день дети пьют одинаковый сок, грызут одни и те же печенья, воспитателям остается только приучить их к американским нормам поведения. Для американского детского сада, например, совершенно неприемлема драка между детьми. Детям запрещено решать конфликты самостоятельно. Для этого есть воспитатель, к которому ребенок обязан обратиться в случае возникновения любой проблемы. Гражданское фискальство является одним из важных пунктов в американской системе ценностей.

Резюмируя вышесказанное: американский детский сад - это ни хорошо, ни плохо. Это часть системы, которая построена исходя из не идеальных, но насущных потребностей американского гражданина. Соответственно, и является мини-моделью американского образа жизни.

Да, кстати. Отправляя ребенка в здешний детский сад, вы можете не беспокоиться, что он нахватается там дурных слов или неприличных жестов. Первое, что он расскажет вам по возвращении, будет «Рledge of allegiance» - «Клятва верности флагу США». Его заставят вызубрить эту клятву назубок в первую неделю.

С этим здесь все в порядке.

Ольга КОРЧНЕВА (Лос-Анджелес)

Этой публикацией «Вечерка» открывает серию материалов о том, как устроена жизнь муниципалитетов в США. Вы узнаете об организации дорожного движения, работе публичных библиотек, полиции, мэрии. Да практически о чем угодно: просто отправьте свой вопрос в редакцию или на сайт , и мы передадим его нашему лос-анджелесскому корреспонденту.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!