Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Научные знания о белом цвете. Наука о цвете: радужные перспективы

Цветоведение

Наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

В настоящий момент можно выделить три относительно самостоятельных подхода к определению понятия «Цвет». Это механистический подход И.Ньютона феноменологический подход Э.Геринга и эстетико-феноменологический подход Гёте. Промежуточное положение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов, изучающих воздействия Цвета на человека. Современные учены, вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цвет - характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте.

Данное исследование интересует только подход к цвету с точки зрения художника.

Цвет

Одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

Цвет служит средством общения, самовыражения. Наука Цветоведение состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов, и устанавливаются законы цветовой гармонии.

Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткие сведения, необходимые для начинающего художника.

Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.

В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом - красные цвета.

Цвета радуги - это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).

Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета - холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).

Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом примеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый холоднее золотисто-желтого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.

В спектре нет белых и серых цветов. Белые и серые цвета составляют особую группу. К ним можно еще добавить черные (которых также нет в спектре). Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а все остальные - хроматическими. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты определяется в цветоведении термином насыщенность цвета. Художники словами «насыщенность цвета» обозначают обычно его звучность, глубину.

Светлота (или светосила) также является свойством цвета. К светлым цветам можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным - синий, фиолетовый, темно-красный и т. д. Каждый цвет, конечно, может быть светлее или темнее. Интенсивность цвета зависит как от насыщенности, так и от светлоты (часто художники, не совсем точно, терминами интенсивный и насыщенный цвет пользуются как однозначными).

1.2 Наука о цвете

Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

В настоящий момент можно выделить три относительно самостоятельных подхода к определению понятия «Цвет». Это механистический подход И.Ньютона феноменологический подход Э.Геринга и эстетико-феноменологический подход Гёте. Промежуточное положение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов, изучающих воздействия Цвета на человека. Современные учены, вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цвет - характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте.

Данное исследование интересует только подход к цвету с точки зрения художника.

Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

Цвет служит средством общения, самовыражения. Наука Цветоведение состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов, и устанавливаются законы цветовой гармонии.

Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткие сведения, необходимые для начинающего художника.

Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.

В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом - красные цвета.

Цвета радуги - это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).

Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета - холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).

Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом примеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый холоднее золотисто-желтого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.

В спектре нет белых и серых цветов. Белые и серые цвета составляют особую группу. К ним можно еще добавить черные (которых также нет в спектре). Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а все остальные - хроматическими. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты определяется в цветоведении термином насыщенность цвета. Художники словами «насыщенность цвета» обозначают обычно его звучность, глубину.

Светлота (или светосила) также является свойством цвета. К светлым цветам можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным - синий, фиолетовый, темно-красный и т. д. Каждый цвет, конечно, может быть светлее или темнее. Интенсивность цвета зависит как от насыщенности, так и от светлоты (часто художники, не совсем точно, терминами интенсивный и насыщенный цвет пользуются как однозначными).

Видимый цвет зависит от характера освещения. Искусственный электрический свет гораздо желтее естественного, поэтому лучше заниматься живописью при естественном освещении. Если работать при электрическом освещении, то надо учесть, что красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, а синие, голубые и фиолетовые темнеют; красные цвета выглядят насыщеннее, светло-желтые становятся трудно отличимыми от белых, голубые иногда мало отличаются от голубовато-зеленых, темно-синие - от черных.

Одним из факторов, влияющих на видимый цвет, является пространство. Воздух сам по себе прозрачен, но в нем содержатся мельчайшие частицы пыли, водяных паров, бактерии. Иначе говоря, он представляет собой так называемую мутную среду. Особенность этой среды состоит в том, что красные, оранжевые, желтые лучи проходят сквозь нее свободно, а синие и фиолетовые - отражаются, рассеиваясь во все стороны. Благодаря этому при большом удалении предметов цвет становится холоднее. Кроме того, изменяется и светлота - темные цвета вдали выглядят светлее, а светлые, наоборот, темнее.

Благодаря тому, что холодные цвета связываются с представлением о дали (а также в связи с некоторыми анатомическими особенностями нашего глаза), существует следующее цветовое явление: если смотреть на поверхность (холста или бумаги), покрытую пятнами теплого и холодного цвета, то кажется, что теплые по цвету пятна ближе, чем холодные. Теплые и светлые цвета во многих случаях воспринимаются ближе своего фактического местоположения, то есть выступают, а холодные и темные - как бы отступают. В живописи свойства выступающих и отступающих цветовых тонов имеют большое значение. Однако всеми общими правилами изменения цвета нельзя пользоваться механически. Видение художника обусловлено бесконечно разнообразными условиями наблюдения натуры, индивидуальным восприятием и творческим замыслом.

Основные понятия в науки «Цветоведение».

Смешанные цвета – это те цвета, которые получают путем смешивания основных цветов.

Ахроматические цвета – (неокрашенные) это белый, черный и серый.

Хроматические цвета - (окрашенные) это все цвета, кроме белого, черного и серого.

Теплые и холодные цвета – это деление цветов «по температуре» связанно с эмоционально-психическими особенностями восприятия человеком того или иного цвета. Теплой считается красно-желтая гамма, холодной – сине-голубая.

Для характеристики каждого цвета применяют три объективных показателя, которые входят в международные стандарты на цвет: цветовой тон, насыщенность, светлота.

Цветовой тон – это качество цвета, которое определено его названием.

Насыщенность – степень выраженности определенного цвета.

Светлота – относительная яркость цвета по отношению к образцу, которая может быть выражена в количестве белой или черной краски, добавленной в основную.

Контрастные цвета – противоположные по качеству цвета.

Колорит – (от латинского color - цвет) это взаимосвязь цветовых элементов, создающих определенную цельность произведения и отвечающих его художественным задачам. При контрастном цветовом сочетании каждый цвет сохраняет свои особенности, и они не поглощают друг друга (желто-красное, красно-синее). При нейтральном сочетании цвета «растворяются» друг в друге, и их трудно различить (зелено-желтые, сине-зеленые). Гармоничные цветовые сочетания составляют цвета, которые взаимно дополняют друг друга (красно-зеленое, желто-фиолетовое).

Палитра – 1) небольшая дощечка, на которой художник смешивает краски во время работы; 2) перечень красок, которыми пользуется художник в своей творческой работе.

Для педагога, работающего с дошкольниками, в первую очередь важны эстетические законы восприятия цвета, характеристики самих цветов и их оттенков. Взаимоотношение цветов друг с другом, ведь удачно найденное цветовое сочетание может сделать детскую работу красивой и выразительной. На занятиях педагог вместе с детьми, как начинающий художник, открывает секреты цвета.

И наличием этих средств образности в тексте русской народной сказки, выявим возможности использования русской народной сказки как средства развития образной речи у старших дошкольников. 1.3 Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является...




Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта. Глава 2 . Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста 2. 1. Описание и обоснование методов исследования Данное эмпирическое исследование проводилось в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 127 « ...

Такое восприятие цветов заложено в нашей культуре и одновременно отражает их природные свойства. Характеристики основных цветов являются универсальными. Например, белый цвет символизирует чистоту и свет; красный - цвет плоти и крови, активности и плодовитости; черный - цвет земли и смерти. Но природа дает невероятное изобилие оттенков, а человек добавляет к этому новоизобретенные цветовые нюансы анилиновых, флюоресцентных красок. А также высокочувствительные приборы, способные различать и регистрировать невидимые глазом цвета - от инфракрасного излучения до загадочного цветного ореола человеческой ауры. Установив связи между цветами и нашими эмоциями, сможем ли мы воспользоваться их физическими (или даже магическими, как утверждают некоторые) свойствами, чтобы улучшить самочувствие и настроение ?

Анализируя радугу

Цветовой тест Люшера - один из самых популярных экспресс-методов оценки психоэмоционального состояния личности*. Им пользуются психиатры, консультанты по вопросам брака, криминалисты, врачи, психологи и кадровые агенты. Для составления этого теста Макс Люшер в течение нескольких лет проводил эксперименты более чем с четырьмя тысячами оттенков, в результате чего выбрал восемь основных и несколько десятков дополнительных цветов, имеющих универсальное смысловое значение. Например, синий символизирует покой, красный - импульс к действию. Полный вариант теста состоит из семи таблиц, на которых 73 цветных поля; есть и упрощенные варианты. В ходе теста пациент последовательно выбирает цвета - от наиболее предпочтительных к наименее приятным. Исходя из его выбора и расстановки приоритетов, специалист делает выводы о душевном, а иногда и о физическом состоянии человека, поведенческих особенностях и присущих ему страхах, склонностях и отношениях с окружающим миром.

На уровне инстинкта

Почему некоторые цвета считаются стимулирующими, а другие расслабляющими? Оказывается, такое действие цвета связано с функционированием гипоталамуса и симпатической и парасимпатической нервной системы. Это подтверждают многочисленные эксперименты с цветом*. Красно-желтая часть спектра активизирует симпатическую нервную систему, отвечающую за реакции борьбы или бегства: учащается пульс, растет уровень сахара в крови, усиливается кровоснабжение мышц, все чувства обостряются. Синий и зеленый цвета, напротив, подавляют активность симпатической нервной системы, но при этом активизируется парасимпатическая. Организм получает сигнал к отдыху и расслаблению: пульс и дыхание замедляются, кровь приливает к органам пищеварения.

Предположительно, такой механизм реагирования на смену цветов сформировался за многие тысячелетия человеческой эволюции, когда вся деятельность человека была подчинена ритмичным сменам дня и ночи. На цвета красно-желтого спектра организм реагирует как на наступление рассвета, подготавливающее его к активности, а сине-зеленый воспринимается как сумерки, сигнал к отдыху. Эта примитивная модель - самое простое объяснение того, почему для каждого из нас в разные моменты жизни предпочтителен определенный цвет: испытывая необходимость в отдыхе, релаксации, мы выбираем голубой, а желая получить заряд бодрости, активности, предпочитаем оранжевый или красный. Самые известные работы в области цвета и психоэмоционального состояния принадлежат известному швейцарскому психиатру Максу Люшеру (Max Luscher), разработавшему на основе своих многочисленных исследований особую систему цветовой психодиагностики личности.

Цветное лекарство

Впрочем, диагностика и лечение при помощи цвета существовали в древней медицине всегда. В аюрведе семь цветов радуги связаны с цветами семи чакр, каждая из которых отвечает за определенные свойства и психоэмоциональные характеристики личности. В древнекитайской медицине - с цветами пяти элементов: огня (красный и оранжевый), земли (желтый), дерева (зеленый), воды (голубой, синий, фиолетовый и черный) и металла (белый). Каждая из стихий оказывает влияние на определенную систему органов. Скажем, при проблемах с почками врач мог порекомендовать отказаться от черного в одежде. Подобные приемы использовались и в народной медицине кельтов и славян. Самый известный пример - повязка из красной ткани против зубной боли. То, что выглядит как чистой воды предрассудок, оказывается вполне возможным с точки зрения науки: каждый цвет имеет определенную длину волны, которая воспринимается любой живой клеткой. И зрение - лишь одна из возможностей организма воспринимать цвет. Своего рода доказательством этому является тот факт, что слепые способны различать яркие цвета, прикасаясь пальцами к лоскуткам ткани.

Краски ауры

Увидеть ауру
У современной науки уже имеется инструмент, позволяющий увидеть цветное гало, окружающее тело человека. Биоэлектрография дает возможность зарегистрировать этот эффект на фотопленке или на экране компьютера. Этот метод основан на эффекте Кирлиана*, названном по имени русского изобретателя, примерно 70 лет назад впервые обнаружившего, что, если руку или ногу человека поместить в сильное электрическое поле, вокруг нее возникает свечение. Семен Кирлиан изобрел и первые приборы, способные зарегистрировать ауру. С тех пор техника шагнула далеко вперед, а многочисленные эксперименты с аура-камерами показали, что аура есть не только у человека, но и у растений и даже у физиологических жидкостей, например крови. Также было установлено, что ауры здорового и больного человека различаются - объемом, насыщенностью цветов, более ровными или, наоборот, рваными контурами. В человеческой ауре представлены все цвета радуги, они меняются в зависимости от эмоционального состояния, и огромная база изображений разных людей позволяет строить предположения о том, что может означать тот или иной цвет. Возможно, в недалеком будущем изображение ауры будет использоваться и для диагностики, и для контроля за лечением разных заболеваний.

Английский фармацевт Вики Уолл (Vicki Wall) была современницей Люшера - его знаменитый «цветовой тест» еще не был опубликован, когда, благодаря ряду счастливых случайностей и вдохновению, она изобрела собственную систему диагностики при помощи цвета. Это открытие сделало ее всемирно знаменитой, но не в научных кругах, а в области нетрадиционной медицины. Вики, потомственный натуропат, унаследовавшая знания о полезных свойствах растений и минералов от своего отца, работала под руководством доктора Эдварда Хорсли (Edward Horsley), специализировавшегося на создании лекарственных средств на основе природных ингредиентов. Она потеряла зрение, но не оставила свою работу в области натуропатии. Более того - обнаружилось, что ее восприятие цветов удивительным образом обострилось. Уже будучи слепой, она создала систему диагностики здоровья и психоэмоционального состояния при помощи разных цветов, только роль «цветных карточек Люшера» в ней играют флаконы с растворами и настойками цветных минералов, цветков, листьев и коры разных растений. Точно так же как в тесте Люшера, человеку предлагается выбрать несколько предпочтительных для него цветных образцов. По теории Вики Уолл, человек выбирает именно тот цвет, которого в данный момент недостает в его ауре, интуитивно пытаясь добиться равновесия, гармонии в своей энергетической системе. Для того чтобы скорректировать этот энергетический дисбаланс, методика Вики Уолл под названием «Аура-Сома» предлагает использовать соответствующие по цвету растворы: ароматерапевтический концентрат для вдыхания, средство для нанесения на определенные зоны тела и нечто вроде гомеопатических капель - под язык. Эффективность этого метода в лечении разных нервных расстройств и психосоматических заболеваний оказалась весьма высока, благодаря чему он применяется во многих клиниках альтернативной медицины по всему миру.

Цветотерапия и цветопунктура

Лечение при помощи излучения разной длины волны - ультразвука, инфракрасного цвета или лазера - достаточно широко распространено и в академической медицине. Что касается собственно целительной силы цвета, существует масса теорий о том, как это работает, но большинство из них пока ищут своего подтверждения, поэтому сейчас мы можем полагаться лишь на положительные результаты многочисленных экспериментов. Цветом лечат депрессию, нервные расстройства, болезни опорно-двигательного аппарата и сосудистой системы. Одно из открытий последнего времени заключается в том, что узкий направленный пучок света определенной длины волны (то есть определенного цвета) способен действовать на биологически активные точки. Эта методика получила название цветопунктуры, а самые выдающиеся достижения в этой области принадлежат известному немецкому натуропату Петеру Манделю (Peter Mandel). Используя свои знания в области акупунктуры, изучению действия которой он посвятил несколько десятков лет, Мандель изобрел бесконтактный световой прибор, способный действовать не менее эффективно, чем классические иголки. И даже лучше, потому что не имеет многих противопоказаний, существующих для классической акупунктуры и, как правило, связанных именно с тем, что иголки проникают в кожу. Существуют и российские разработки в этой области, например цветоимпульсная терапия радужной оболочки глаза, тоже представляющей своего рода «энергоинформационную карту» всего организма.

Полноцветная гармония

Аюрведическое толкование цветов чакр, значение оттенков в рамках древнекитайской философской системы фэн шуй или их символика по Люшеру действительно отражают универсальные свойства цвета. Вероятно, разные цвета и в самом деле могут поддерживать, ослаблять или стимулировать жизненную энергию, наполняющую и окружающую нас. Проникая в их символическую суть, обнаруживая свои пристрастия или неприятия, мы обретаем еще один способ познать себя и выстроить свою собственную полноцветную гармонию.

Общие сведения о цвете

Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, химии, физиологии, эстетики и психологии .

Физика учит, что в основе цветовых явлений лежат световые волны различной длины, что они преломляются, отражаются и поглощаются. Различное поглощение световых волн обусловливает различную окраску предметов.

С помощью химии стало возможным изготовление красок на основе изучения состава и строения красящих веществ.

Психофизиология нашла объяснения эмоциональному действию цветов.
Эстетика изучает законы гармонизации (согласования цветов), объясняющие нам, почему одни цвета нам нравятся, а другие производят неприятное впечатление.

Цветоведение изучает основные характеристики цвета, основные, составные и дополнительные цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний и многое другое.

Наука о цвете возникла давно. В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика, которая повлияла на цветовую культуру Европы и Азии.

В эпоху античности цвет впервые стал рассматриваться как категория эстетики. Еще в IV веке до нашей эры, древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. В средние века познание цвета происходит в русле метафизических религиозных учений.

Выдающиеся художники и теоретики эпохи Возрождения: Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472), Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Джорджо Вазари (1511 – 1574), Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) в своих трактатах о живописи писали о цвете. Альберти и Леонардо да Винчи открывают законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой индукции (это изменение цвета под воздействием другого цвета), предлагают новое толкование цветовой эстетики. Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников нашего времени. «Он образовал цветоряд из шести цветов, привязал их к природным стихиям: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода, синий – воздух, красный – огонь, черный – тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды, например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый - черный, синий – желтый, красный – зеленый. Именно тогда фактически зародилась наука о цвете.

Цвет исследовали такие корифеи науки, как Ньютон (1642 – 1727), Ломоносов (1711 – 1765), Гельмгольц (1821 – 1894). Ломоносову принадлежит открытие трехцветной основы зрения. Гёте (1749 – 1832) написал специальный труд «Учение о цветах».

Идею шестицветного цветоряда по-своему интерпретировали и развивали Ф.Рунге, А.Шопенгауэр, У.Адаме, Э.Делакруа, Ван Гог, В.Кандинский и другие.

И.Ньютон закладывает «физический» фундамент цветоведения. Он провел эксперимент с преломлением луча света через призму, выделил семь цветов спектра и освободил цвета от конкретной символической привязки. Каждый из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической системы – в зависимости от условий цвет может приобретать то или иное состояние и эмоциональную характеристику. В дальнейшем французский ученый Роже де Пиль доказывает, что цвет, а не рисунок имеет важнейшее значение для живописи.

М.В.Ломоносов предложил гипотезу трехкомпонентности цветового зрения. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности, то есть для наших глаз необходим цветовой баланс.

Глаз воспринимает не цвета, а длину волны, из которой эти цвета состоят и все многообразие цветов, воспринимаемое глазом происходит благодаря сослагательному смешению трех основных вышеперечисленных цветов.

Как человек воспринимает цвета? Возьмем к примеру яблоко. В полной темноте яблоко не имеет цвета. Для того, чтобы получить вос- приятие цвета, нам нужен источник света.
Отраженный от поверхности объекта свет попадает в глаза,

Рисунок 2 – Трехкомпонентность цветового зрения

информация о нем передается в мозг, который воспринимает цвет. Яблоко имеет красный цвет, потому что его поверхность отражает красную составляющую и поглощает остальную часть светового спектра .

Крупные открытия в области цвета происходят в XX в. На их основе создаются лазеры, голография, компьютерная графика. Результаты научных исследований все более целенаправленно используются в цветоведении, обучении живописи, влияют на творчество художников различных направлений (кубизм, кинетическое искусство и др.)

«Цвет – это ведущее начало, организующее пространство, способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет – не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение, самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и подтвержден современными исследованиями». Знание основ цветоведения необходимо многим специалистам, которые по роду своей творческой и производственной деятельности имеют дело с цветами, красками, расцветками, орнаментами.

В повседневной работе сталкиваются с цветами не только художники изобразительного искусства и работающие в промышленности, архитекторы, дизайнеры, декораторы, оформители, а в последнее время – работники кино, специалисты в области рекламы, фотографы и многие другие.

Эти знания помогают специалистам, занимающихся отделкой зданий и помещений, создающим художественные произведения искусства и предметы народного потребления, разобраться во многих процессах, связанных с цветами. Различные явления, с которыми мы повседневно сталкиваемся в природе и практической деятельности.

Изучение цветоведения дает возможность специалистам расширить и углубить свои знания, повысить мастерство.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!