Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Интересные факты о памяти презентация. Рассеянность – не признак плохой памяти

Кто-то считает возможности человека безграничными, а кто-то уверен в том, что у всего есть предел. Это касается и памяти тоже. До конца мы еще не знаем, как все происходит на самом деле, но кое в чем наука уже уверена. Выбрали любопытные факты о памяти человека из бестселлера «Память не изменяет» .

1. Беспорядок плохо отражается на памяти

Дисциплина ― залог успеха во всем, и запоминание не исключение. Будьте организованны: всегда кладите вещи, которые часто используете, на одно и то же место. - это и внутренний порядок. Чтобы извлекать воспоминания в нужный момент, память нуждается в их организованном хранении. Если вы организуете вашу жизнь, то организуете и вашу память.

Организованность создает систему и снижает стресс, который, как известно, является главным врагом памяти.

2. Воспоминания «живут» везде

В процессе памяти задействованы разные участки мозга, однако недавние исследования отмечают, что, например, воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких из них, а рассеяны по системе нейронных связей.

Например, знания о том, что мы едим, как пахнет и выглядит еда и что мы с ней делаем, как покупаем ее, хранятся в отдельной зоне мозга каждое: форма - в зрительной коре головного мозга, тактильные ощущения - в премоторной и сенсорной областях, запах - в лобных долях и так далее. Эти зоны называются участками узнавания.

3. Память не книжный шкаф

Все, что хранится в нашем мозгу, не похоже на обычный шкаф, где книги просто лежат. Это скорее библиотека: к книгам (в нашем случае - к воспоминаниям) постоянно подходят «библиотекари», берут книги с полок, читают, передают кому-то. В роли таких «библиотекарей» выступает рабочая память: помимо хранения информации, она оперирует сохраненными в ней данными.

Например, рабочая память не только позволяет запомнить телефонный номер, но и повторить его в обратном порядке.

4. Забывать не плохо

Оказывается, забывание столь же важно, как и запоминание. Человеку бывает очень сложно запоминать всю получаемую ежедневно информацию, а затем разыскивать ее в хранилище нашего мозга. Вот почему есть специальные механизмы в мозге (например, протеинфосфатаза), которые предназначены именно для забывания.

5. Нейронам нужен кислород

Нейроны очень чувствительны к снижению уровня кислорода в организме, которое происходит с годами, при этом понижается уровень их энергии. А чем меньше энергии, тем ниже уровень возбуждения, необходимый для, например, воспроизведения воспоминаний. В итоге страдает .

6. Никогда не поздно

Не стоит думать, что вы опоздали и заботиться о себе уже поздно. . К примеру, сорок лет - отличный момент, чтобы начать вести здоровый образ жизни. Занимаясь полезной умственной и общественной деятельностью, можно избежать многих расстройств памяти в более позднем возрасте.

7. Мозг самовосстанавливается

Несмотря на то что старость запрограммирована в генетическом коде каждого человека и что некоторые нейроны снижают свою клеточную активность или погибают, мозг все же единственный орган нашего тела, который способен развиваться и восстанавливаться. Явление самовосстановления мозга ученые-неврологи называют нейропластичностью.

Изменения, которые произойдут в нашем мозге и теле, во многом зависят от того, как мы заботились о своем организме до наступления старения.

Чтобы прийти к закату жизни, имея эффективно функционирующий мозг, нужно бороться со стрессом, заниматься физическими упражнениями, высыпаться, правильно питаться и тренировать ум.

P.S.: Подписывайтесь на нашу полезную рассылку . Раз в две недели присылаем 10 самых лучших материалов из блога МИФ. Не без подарков

Что такое память? Эту загадку пытаются разгадать величайшие умы человечества с незапамятных времен. В наше время создаются целые институты и научные лаборатории по изучению мозга в целом и памяти в частности. Но, несмотря на все усилия, вопросов все равно больше чем ответов и память остается самой таинственной способностью человеческого мозга.

1. Много удивительных, а порой и необъяснимых фактов можно привести о памяти. Например, ученые установили, что уже в 20 недель мозг человеческого эмбриона способен запоминать происходящие с ним события.

2. Вопреки сложившемуся мнению, кофеин не способствует улучшению памяти. Под его действием происходит лишь кратковременная концентрация внимания.

3. Тренировка памяти : мозг это конечно не мышцы, но и он поддается тренировке. Постоянные упражнения по запоминанию способны значительно развить эту функцию человеческого организма. Исходя из этого, была создана теория «трех китов» для улучшения памяти. Состоит она из трех простых пунктов: полноценное питание, упражнения по запоминанию и лекарственные средства. Не только для мозга, но и для всего организма важно присутствие в продуктах питания жиров, белков, углеводов, витаминов и микроэлементов. Наличие этих компонентов в сочетании с упражнениями поможет сохранить ясную память до преклонных лет. Если этого окажется недостаточно, то можно прибегнуть к помощи ноотропных лекарственных препаратов.

4. Никто не будет оспаривать истину, что полноценный сон благоприятно сказывается на работе мозга. Кроме того, отдых улучшает качество долговременной памяти. Как это работает, ученые пока не знают, но факт зависимости сон – память установлен.

5. Иногда человек с рождения обладает феноменальной способностью к запоминанию. Так Моцарт, один раз услышав музыкальное произведение, с легкостью мог его повторить и, более того, записать ноты на бумаге.

6. Жительница австралийского города Хобард Паула Прентис за три месяца выучила телефонный справочник, который вмещал в себе около 130 тысяч номеров с именами и адресами. По признанию самой женщины, сделала она это, чтобы повысить свою квалификацию, так как работала оператором телефонной службы. А вот запомнить свой номер телефона Паула так и не смогла.

7. Уникальной памятью обладает Доминик О"Брайен. Он является неоднократным рекордсменом книги Гиннеса. Так 1994 году на соревнованиях по запоминанию он за 15 минут запомнил 152 слова из совершенно незнакомого ему китайского языка. Доминик с легкостью запоминает игральные карты, поэтому в казино он не желанный гость. При этом он страдает отсутствием концентрации, из-за чего не смог закончить школу.

Пaмять — однa из психических функций и видов умственной деятельности, преднaзнaченнaя сохрaнять, нaкaпливaть и воспроизводить информaцию. Блaгодaря пaмяти мы используем в повседневной жизни опыт других людей и свой собственный. Можно ли кaк-то улучшить ее? От чего онa зaвисит?

Пaмять крaтковременнaя и долговременнaя

Пaмять бывaет двух видов — крaтковременнaя, или оперaтивнaя, и долговременнaя. Студенты во время сессии ухитряются зa ночь «зaтолкaть» в свою пaмять огромное количество сведений, которые улетучивaются срaзу после экзaменa. С тaк нaзывaемой стaрческой зaбывчивостью в мельчaйших подробностях помнят события, происходившие в рaннем детстве или много лет нaзaд, но не в силaх удержaть в голове то, что было полчaсa нaзaд.

Билл Гейтс помнит сотни кодов создaнного им прогрaммного языкa

Возможности пaмяти безгрaничны. Считaется, что взрослый человек может зaпомнить от двaдцaти до стa тысяч слов. Есть люди, облaдaющие феноменaльной пaмятью. Алексaндр Мaкедонский помнил именa всех своих воинов. Акaдемик Абрaм Иоффе знaл нaизусть всю тaблицу логaрифмов. Моцaрту достaточно было услышaть музыкaльное произведение один рaз, чтобы исполнить его и зaписaть нa бумaге. Прослушaв «Мизерере» Аллегри (в 9 чaстях), он сумел по пaмяти зaписaть всю пaртитуру этого произведения, которaя сохрaнялaсь Вaтикaном в тaйне. При втором прослушивaнии Моцaрт обнaружил в своей зaписи всего несколько неверных нот. Тaкой же музыкaльной пaмятью облaдaл и Сергей Рaхмaнинов. Дирижер Артуро Тоскaнини помнил кaждую ноту из 400 пaртитур. Уинстон Черчилль знaл нaизусть почти всего Шекспирa. Доминик ОБрaйен из Великобритaнии сумел зaпомнить рaсположение перетaсовaнных кaрт одной колоды зa 38 секунд. Билл Гейтс помнит сотни кодов создaнного им прогрaммного языкa.

Пaмять индивидуaльнa

Нa пaмять влияет множество фaкторов. Кто-то лучше зaпоминaет то, что увидел, кто-то — что услышaл. В тaких случaях говорят о зрительной или слуховой пaмяти. Лучше зaпоминaется предмет, вызывaющий интерес. Общеизвестнa стойкость пaмяти чувств. В состоянии эмоционaльного подъемa из пaмяти иногдa вызывaются вещи, кaзaлось бы, дaвно зaбытые. Очень вaжнa мотивaция. Человек, считaющий себя aбсолютно неспособным к языкaм, попaв в чужой стрaне в напряженную ситуaцию, зaпросто выучивaет язык. Во многом способность к зaпоминaнию зaвисит также от тренируемости.

Рaссеянность – не признaк плохой пaмяти

С плохой пaмятью нередко путaют рaссеянность. Но рaссеянные люди нa сaмом деле просто погружены в свои мысли, их внимaние кaк рaз сконцентрировaно, но нa чем-то ином, a бытовaя информaция им не интереснa. Чaсто зa нaрушения пaмяти принимaется невнимaтельность, вызвaннaя, например, переутомлением, то есть каким-то состоянием, в котором в дaнный момент нaходится человек. Ослaблению пaмяти препятствуют зaпaхи. Это объясняется соседством центрa обоняния с «зaпоминaющей» зоной мозгa. Острaя реaкция пaмяти нa зaпaхи, видимо, зaпрогрaммировaнa: роль зaпaхов в выживaнии древнего человекa былa очень великa.

С возрaстом пaмять ухудшaется не всегдa

Жaлобы нa плохую пaмять учaщaются после 40 лет и тем более в пожилом возрaсте. Нa сaмом деле, это не совсем тaк. Просто по окончaнии aктивной учебы отпaдaет нaдобность что-то зaучивaть, пропaдaет нaвык нaпрягaть пaмять, и онa «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в стaрости спрaвляются с длиннейшими текстaми. Сейчaс в некоторых стрaнaх, нaпример, в Гермaнии и США, все чaще люди, выйдя нa пенсию, поступaют в университеты (обычно нa гумaнитaрные фaкультеты), вполне успешно зaнимaются и сдaют экзaмены нaрaвне с юными однокурсникaми.

Умение зaбывaть

Все помнить невозможно. Умение зaбывaть имеет огромное знaчение в выживaнии людей. Мозг должен освобождaться от ненужного грузa впечaтлений и сведений. Пaмять кaк бы сaмa регулирует нaгрузку, готовится к приему новой информaции. При этом стaрaя информaция не исчезaет бесследно, но переходит из aктивной пaмяти в пaссивную, откудa иногдa ее удaется извлечь. Это зaмечaтельное свойство спaсaет многих людей в сложных ситуaциях.

Пaмять можно улучшить

В большинстве случaев пaмять можно улучшить. Рaнее считaлось, что у взрослого человекa клетки мозгa – нейроны — не делятся и постепенно отмирaют. Но окaзaлось, что это не тaк. Результaты последних исследовaний говорят о том, что нейроны делится дaже в 70-летнем возрaсте. Причем, рaзмножaющиеся клетки обнaружены в сaмых «думaющих» учaсткaх мозгa. Сейчaс ученые считaют, что возрaстное ослaбление пaмяти связaно не столько с физической гибелью нейронов, сколько с нaрушением контaктов между ними. Веществa, помогaющие устaновлению подобных контaктов, известны. Это прежде всего витaмины С, Е, В6, В12, бетa-кaротин, жирные кислоты, содержaщиеся в лососе, тунце, сaрдинaх, сельди, вытяжкa из рaстения гинкго билобa.

Впечaтление, повторение и aссоциaция

Средний человек использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей пaмяти. Остaльные девяносто процентов пропaдaют, потому что мы не умеем пользовaться естественными зaконaми зaпоминaния. А эти зaконы весьмa просты. Их три — впечaтление, повторение и aссоциaция.

Итaк, вы хотите что-либо зaпомнить. Во-первых, для этого нужно сосредоточиться и получить впечaтление, используя для этого не только зрение, но и слух, обоняние.

Зрительное впечaтление сaмое прочное. Ведь нервы, ведущие от глaзa к мозгу, в двaдцaть рaз толще, чем нервы, ведущие от ухa к мозгу. Мaрк Твен не мог зaпомнить последовaтельности своего выступления, когдa пользовaлся зaписями, но когдa он бросил зaписи и для зaпоминaния стaл пользовaться рисункaми, все его трудности исчезли.

Второй зaкон пaмяти — повторение. Тысячи студентов знaют нaизусть учебник, зaпоминая глaвным обрaзом зa счет повторения.

И, нaконец, третий зaкон — aссоциaции. Единственный способ нaдежно зaпомнить некий фaкт — это связaть его с кaким-либо другим.

Тренировкa пaмяти

1. Через 5-10 минут после пробуждения кaк можно быстрее сосчитaйте в обрaтном порядке от 100 до 1.

2. Повторите aлфaвит, придумывaя нa кaждую букву слово. Если вы зaбыли кaкую-то букву или не можете придумaть слово, не остaнaвливaйтесь. Здесь вaжен темп.

3. Нaзовите двaдцaть мужских имен и столько же женских.

4. Выберите любую букву aлфaвитa и нaзовите двaдцaть слов, нaчинaющихся с нее.

5. Зaкройте глaзa и сосчитaйте до двaдцaти.

6. Можно учить стихи. Глaвное, делaть это постепенно и регулярно, постоянно увеличивaя объем зaучивaемого текстa. К тому же стихи должны нрaвиться именно вaм – если процесс зaучивaния будет проходить через силу, то хорошего результaтa вряд ли удaстся достичь.

7. Вспоминaйте каждый день. Вечером, лежa перед сном в постели, необходимо мысленно прокрутить все события прошедшего дня, кaк кинопленку, причем в обрaтном порядке – с вечерa до утрa. При этом нужно постaрaться вспомнить кaк можно больше детaлей. Глaвное прaвило этого упрaжнения – нельзя концентрировaться нa негaтиве. Вспоминaть события нужно отстрaнено, кaк бы нaблюдaя зa ними со стороны.

8. Состaвляйте aссоциaции. Нaпример, многие в детстве зaпоминaли рaдугу при помощи фрaзы «Кaждый охотник желaет знaть, где сидит фaзaн», где первые буквы кaждого словa aссоциируюся с цветaми сaмой рaдуги (крaсный, орaнжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Точно тaк же можно попытaться зaпоминaть события, придaвaя им aссоциaции. Нaпример, во время чтения предстaвьте себе, что идете по улице. Кaждое слово – это кaкaя-то ее чaсть. Тaким обрaзом, рaзместив по мaршруту, которым вы обычно ходите зa хлебом, дaнные, вы потом их с легкостью вспомните. Кaждый рaз для новой информaции нужно придумывaть новые мaршруты.

Глaвное, чтобы тренировки пaмяти приносили рaдость, a тaкже чтобы вы осознaвaли их необходимость. Тогдa в следующий рaз вaм не придется мучительно долго вспоминaть имя того aктерa, который игрaл в фильме, который вы только вчерa посмотрели.

Когда начинаются ваши самые ранние воспоминания? Наверняка найдутся люди, которые скажут, что помнят себя в младенчестве. Если вы один из них – не обманывайтесь, и другим не верьте: взрослый человек способен помнить себя лет с трех-четырех, не раньше. По-научному это называется «инфантильная амнезия»: память о самых первых годах жизни стирается.

Почему? Некоторые ученые объясняют это недостатком у ребенка языковых навыков и эмоционального развития. А свежее исследование университета Торонто позволило впервые проследить механизм «подавления» памяти, рассказывает Science Alert.

Оказывается, самые ранние воспоминания уничтожаются формирующимися новыми клетками мозга. Этот процесс, известный как нейрогенез, происходит постоянно, но в младенчестве – по-настоящему бурно, так что новые нейроны «выталкивают» уже появившиеся «ячейки памяти».

Человеческая память еще далеко не изучена, но и установленные факты способны удивить. Вот некоторые из них.

1. Гипоталамус – отдел мозга, отвечающий за память и познание, расположен в обоих полушариях мозга. Если одна его часть повреждается или разрушается, память будет работать, как прежде, пока вторая часть гипоталамуса остается неповрежденной.

2. Амнезия, которой нередко страдают герои в кино, в большинстве случаев не имеет ничего общего с реальностью. (Кстати, как говорят ученые, ближе всего к правде фильм «Помни» с Гаем Пирсом и мультик «В поисках Немо»). В жизни, конечно, такого не бывает, чтобы человек стукнулся головой и все забыл, а потом все вспомнил после второго удара по голове. Да и случаи полной амнезии крайне редки. Потеря памяти, вызванная физической или психической травмой, как правило, касается самого травмирующего события.

3. У ребенка память начинает работать еще в материнской утробе – через 20 недель после зачатия.

4. «Объем памяти» человеческого мозга практически безграничен. А наша забывчивость означает не потерю памяти, а неспособность «достать» информацию из хранилища.

5. Считается, что взрослый человек может запомнить до 100 тысяч слов.

6. Есть такое понятие, как «ложная память». Наше сознание может создавать, преувеличивать, искажать или перекраивать воспоминания после травмирующих событий и сильных потрясений.

7. Когда мы спим, долговременная память отключается и работает только кратковременная. Вот почему нам часто снится что-то, связанное с недавними событиями, и сны плохо запоминаются.

8. Телевизор – «убийца» памяти. Не стоит смотреть его больше 2 часов кряду. Для человека в возрасте от 40 до 60 лет каждый дополнительный час перед телевизором ежедневно повышает риск появления симптомов болезни Альцгеймера на 1,3%.

9. Мозг «растет» как минимум до 25 лет. То, что мы делаем в ранней молодости, определяет, как голова будет работать в будущем. Все просто: если в этом возрасте голова ничем не занята, впоследствии главными спутниками станут пустота и провалы в памяти.

10. Почему с возрастом кажется, что время летит все быстрее? Потому что исчезает новизна впечатления и эмоций. Помните ваше первое свидание? Рождение первого ребенка? Первый «отпуск мечты»? Когда что-то присходит впервые, мы испытываем сильные эмоции, которые длятся дольше, а события надолго остаются в памяти. А когда все начинает повторяться, то кажется мимолетным. Да вот простой пример: первые два дня отпуска кажутся длинными и неспешными, а остальные пролетают как один миг. То же самое с отношениями. Сначала кажется, что от звонка до звонка, от встречи до встречи проходит целая вечность. А потом не успели оглянуться – и вот вы уже отмечаете 20-летие совместной жизни.

Так что старайтесь получать как можно больше новых, уникальных впечатлений и не давайте мозгу «заплыть жиром» – и тогда не будет казаться, что жизнь стремительно пролетает мимо.

Неврология и нейрохирургия Статьи

История изучения памяти: от древних до наших дней

2012-05-27

Трудно сказать точно, где и когда появились первые целостные представления о работе нашей памяти. Судя по всему, первые размышления на этот счет принадлежат древним грекам и относятся приблизительно к VI веку до нашей эры. Сейчас высказывавшиеся тогда соображения кажутся достаточно наивными, особенно если учесть, что делались они величайшими мыслителями всех времен и народов.

Парменидес в VI веке до н.э. рассматривал память как смесь света и тьмы, тепла и холода. Он думал, что если эти смеси не "взбалтывать", то память будет прекрасной. Забывание же есть результат взбалтывания, замутнения.

В V веке до н.э. Диоген предположил, что память представляет собой процесс, который определяет равномерное распределение воздуха в туловище. Так же как и Парменидес, он считал, что забывание есть изменение этого распределения.

Как и во многих областях знания, первым человеком, внесшим реальный вклад в объяснение работы памяти, был Платон (IV век до н.э.). Его теория известна как "гипотеза восковой доски"; она до сих пор разделяется некоторыми, хотя и встречает много возражений. Платон считал, что память запечатлевает опыт, так же как воск, на котором отпечатываются те предметы, которые с ним соприкасаются. Эти отпечатки сохраняются до тех пор, пока не исчезают (изнашиваются) со временем, вновь оставляя чистую поверхность. Эта чистая поверхность и рассматривалась Платоном как полное забывание, обратная сторона того же процесса.

Аристотель (IV век до н.э.) был первым, кто ввел научную терминологию для описания психических процессов. Он считал, что язык, использовавшийся до него, был неадекватен для описания физических аспектов процесса запоминания. Вводя новую терминологию, Аристотель одновременно приписывал сердцу все те функции, которые мы теперь приписываем мозгу. Он понимал, что сердце, помимо всего прочего, осуществляет кровоснабжение организмами считал, что запоминание связано с движением крови. Аристотель показал, что забывание есть результат замедления этого процесса. Еще одним вкладом Аристотеля в изучение процессов запоминания была его концепция "ассоциации идей".

Следующим философом, внесшим большой вклад в изучение проблемы запоминания, был выдающийся врач Гален, живший во II веке. Он выделил и проанализировал функции различных анатомических органов и физиологических систем, и подробно изучил функционирование нервной системы. Так же как и греки, Гален рассматривал память и психические процессы как проявление действия "животных" жидкостей. Он считал, что эти жидкости вырабатываются в мозгу, и соответственно именно там локализуется память. Гален полагал, что воздух всасывается в мозг и здесь смешивается с жизненными жидкостями. Эта смесь растекается по телу, позволяя нам чувствовать, ощущать вкус и т.д.

Эти идеи Галена были тут же подхвачены церковью, которая обладала в это время огромным влиянием. Эта концепция стала официальной доктриной, что практически остановило развитие представлений о памяти в последующие 1500 лет. Даже величайшие умы не могли бороться с подобным социальным влиянием церкви. Святой Августин, живший в IV веке, принял идеи церкви относительно того, что память является функцией души, сосредоточенной в мозге. Он, однако, даже не пытался объяснить это явление.

С этого времени и вплоть до XVII века представления о памяти практически не развивались, и даже в XVII веке они во многом оставались в рамках религиозной доктрины. Даже такой великий мыслитель, как Декарт, в целом разделял взгляды Галена. Он, правда, считал, что животные жидкости текут в мозг от шишковидной железы и, доходя до определенного места, "включают" механизмы памяти. Чем шире каналы, по которым течет жидкость, тем больше жидкости протекает через них. Именно таким образом он объяснял изменение качества запоминания и силы того, что мы теперь называем "следы памяти". След памяти - это физическое изменение в нервной системе, произошедшее в результате обучения; именно этот след позволяет нам запоминать.

Одним из мыслителей, откликнувшихся на стремительное развитие наук и находившихся под влиянием Ньютона, был Гартли, создавший вибрационную теорию памяти. Используя концепцию вибрации, разработанную Ньютоном, Гартли предположил, что в мозгу существуют вибрации, возникающие еще до рождения. Новые впечатления меняют характер, место, степень и продолжительность этих вибраций. После влияния новых впечатлений вибрации опять становятся такими, какими были до этого. Но если то же впечатление возникает снова, то возвращение в первоначальное состояние займет уже больше времени. Все это, в конечном счете, может привести к окончательному изменению характера вибраций и их фиксации в новом состоянии: это и есть образование следов памяти. С развитием науки в Германии в XIX веке произошли значительные изменения и в представлениях о памяти.

Многие идеи, предложенные еще древними греками были отвергнуты, и на их место пришли представления, почерпнутые из современной биологической науки.

Прохазка окончательно и бесповоротно отверг устаревшую теорию жидкостей, на том основании, что она не была ничем подтверждена с собственно научных позиций. Он понимал, что ограниченность знаний делает попытку локализовать память в мозгу чистой спекуляцией. "Подобная локализация возможна,- писал он,- но у нас недостаточно знаний в настоящий момент, чтобы осуществить ее". Лишь через 50 лет после этого проблема локализации памяти была в какой-то степени разрешена.

Другая концепция, разработанная в этот период, принадлежит Флоренсу, который считал, что память "локализована" во всех частях мозга. Он полагал, что мозг действует как единое целое и бессмысленно представлять его как взаимодействие отдельных частей. Его взгляды в значительной мере повлияли на развитие физиологии и лишь в последнее время в этой области были сделаны заметные успехи, расширившие наши представления.

Современные концепции

Развитию современных представлений о памяти в значительной мере способствовали достижения в технологии и методологии. Практически все исследователи согласны, что память локализована в коре головного мозга. Однако даже в настоящее время точная локализация памяти представляет собой очень сложную задачу, так же как и полное понимание механизмов функционирования памяти.

Представления о памяти развивались в нашем веке, начиная с исследования Эббингауза, изучавшего проблемы научения и построившего кривые забывания в начале века, и кончая сложными и изощренными современными концепциями.

Исследования и теории могут быть в целом отнесены к трем областям: работы по изучению биохимической природы памяти; теории, в соответствии с которыми память не может рассматриваться как целостный процесс, а скорее как ряд подпроцессов; работы Пенфилда по стимуляции мозга.

Исследования биохимических коррелятов памяти были начаты Хайденом в конце 50-х годов. В соответствии с его концепцией, работа памяти тесно связана с количеством РНК (рибонуклеиновой кислоты) в организме. РНК вырабатывается ДНК - дезоксирибонуклеиновой кислотой, которая в свою очередь определяет генотип человека (в частности, ДНК определяет, какого цвета будут у человека глаза - голубого или карего).

Были проведены эксперименты, которые действительно показали, что РНК в значительной мере влияет на характер нашего запоминания. Например, если животных тренируют по определенной методике, то РНК в определенных клетках меняется. Более того, если выработка РНК прекращается, то животные не могут ничего запомнить и становятся необучаемыми.

Один из наиболее интересных экспериментов заключался в том, что когда РНК обученной крысы впрыскивали в организм необученной, то вторая "вспоминала" то, о чем никогда не знала.

В то время как эти исследования продолжаются многие ученые считают, что необходимо прекратить изучение процесса запоминания и сосредоточиться на забывании. Они считают, что основная проблема памяти заключается именно в том, что мы все постоянно забываем.

Эта идея лежит в основе концепции, согласно которой существуют 2 вида хранения информации: долговременный и кратковременный. В частности мы по-разному запоминаем номер телефона, который нам только что дали, и свой собственный номер.

Кратковременная память работает в ситуациях, когда информация, попадающая в мозг, не перекодирована должным образом и потому легко забывается. В долговременной памяти информация перекодируется соответствующим образом, систематизирована, потому может храниться годами, если не всю жизнь.

Исследования, связанные с прямой стимуляцией мозга, были начаты хирургом Уайлдером Пенфилдом. Он проводил операции по отсечению небольших частей мозга с целью избавить пациента от эпилептических припадков. Перед операцией Пенфилд осуществлял электростимуляцию различных областей мозга, а пациент, находившийся в состоянии бодрствования, должен был сообщать о своих впечатлениях. Когда Пенфилд стимулировал височные отделы коры головного мозга, то пациенты говорили, что перед ними встают яркие воспоминания детства. Пенфилд установил, что стимуляция разных областей вызывает различный эффект, но только стимуляция височных долей приводит к возникновению связных и осмысленных воспоминаний. Эти воспоминания часто бывают полными, в том смысле, что в них присутствуют цвета, звуки, движения и эмоциональное отношение к происходящему.

Кроме того, оказалось, что кое-что из того, что испытуемый "вспоминал" после стимуляции, было уже забыто им в обычном состоянии. К тому же "стимулируемые" воспоминания были гораздо более четкими и конкретными, чем обычные, которые часто носят обобщенный характер. Пенфилд считает, что наш мозг запоминает абсолютно все, на что мы обращаем внимание, и это запоминание постоянно, хотя в обыденной жизни припоминание по каким-то причинам может быть невозможным.

Мы видим, что проблема запоминания по-настоящему привлекла умы ученых лишь в последние 2 тыс. лет, а из них в течение первых 1,5 тыс. лет продвижение было весьма незначительным. Практически только последние 200 лет были плодотворными для исследования проблемы и, избавившись от сомнительных концепций, связанных с жидкостями и т.д., мы теперь локализовали память в определенном участке нашего тела.

Надо заметить, что даже сейчас исследования памяти находятся на начальной стадии. Каждый месяц публикуется около 80 статей по этой проблеме, и возможно, что вскоре мы будем свидетелями интереснейших открытий в этой области.

В статье использованы материалы книги: Т.Бузан. Скоростная память. Издательство «Эйдос», 1995



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!