Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Тема: Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество»

Особенности подросткового возраста

Что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать и как найти выход из разных трудных ситуаций? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель, когда его ребенок вступает в период полового созревания. Давайте попробуем подобрать ассоциацию к слову подросток и подростковый возраст (трудный ребенок, половое созревание, кризис и т.д.).

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст . Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Из психологического словаря: «Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» .

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса" , которому свойственно:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.

Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели. Возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. А в семье к ребенку продолжают относиться как к "маленькому". Одно он не делает сам, другое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь") и т.д.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

Стремление к самостоятельности. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому, испытывая желание, чтобы все относились к нему, как к равному , взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!". И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.

Больше всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о друге. О таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста.


Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С. Выготский различал три точки созревания - органическое созревание, половое и социальное созревание. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время - социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста (Хрест. 9.4).

Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст впервые возник в XIX в., а XX в. уже стал веком тинейджеров. В настоящее время, когда в развитых странах мира контроль родителей за развитием ребенка продолжается вплоть до брака, этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным, он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет. Л.С. Выготский также подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества. Согласно взглядам Л.С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто "едва приметную полоску" между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости.

В 20-30-е гг. прошлого века в России был собран и проанализирован большой фактический материал, характеризующий отрочество в разных социальных слоях и группах (среди рабочих, крестьян, интеллигенции, служащих, кустарей), у подростков разных национальностей и у беспризорных. Много интересного содержится в работах Н.А. Рыбникова, В.Е. Смирнова, И.А. Арямова и др. Обобщая эти работы, Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка. Он писал: "Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев" (Выготский Л.С., 1929. С. 103) (Хрест. 9.2).

Во второй половине XX в. французский психолог Б. Заззо также изучала подростков из различных социально-экономических слоев общества, чтобы выявить их личные представления о продолжительности подросткового возраста. Б. Заззо показала, что начало отрочества почти все они относят к 14 годам, связывая его с половым созреванием. Однако представления о сроках его окончания расходятся. (цит. по: Гордеева Т.О., 1992).

В России за короткий исторический период произошли глубокие изменения в разных сферах жизни, которые оказали влияние на развивающуюся личность. В результате на глазах одного поколения проявлялись существенные изменения общей направленности личности подростка. Это было хорошо показано в работе Н.Н. Толстых, которая изучала отношение подростков к будущему. Сопоставляя свои данные, полученные в результате обследования школьников с третьего по восьмой класс, с результатами исследований Л.И. Божович и Н.И. Крылова, также посвященных изучению отношения к будущему у детей различных возрастов, Н.Н. Толстых обнаружила интересный факт, касающийся границ подросткового возраста. В исследованиях Л.И. Божович , которые проводились в середине 50-х гг. ХХ в., переломный момент в представлении о будущем наблюдался у учащихся восьмого и девятого классов, т.е. в 15 лет. Десятилетие спустя исследования Н.И. Крылова показали, что профессиональная направленность школьников, выбор будущей профессии, становится актуальным для юношей и девушек только в 16-17 лет. В начале 80-х Н.Н. Толстых отмечает время яркого перелома в отношении к будущему на рубеже шестого - восьмого классов, что примерно соответствует возрасту 13 лет. Такое расхождение результатов можно объяснить изменением в социальной ситуации развития поколений. Это еще раз подтверждает историческую и социальную обусловленность развития личности и отсутствие стабильных границ подросткового возраста.

КЛАССИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.

Ст. Холл по праву назвал это периодом "бури и натиска". Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает "чувство индивидуальности".

Двухтомная монография Ст. Холла о подростковом возрасте впервые была опубликована в 1904 г. и с тех пор многократно переиздавалась. Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первый предложил концепцию, объясняющую данное явление, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. Представления Ст. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.

Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом "бури и натиска", Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".

Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Это возраст мечтаний, неясных стремлений, неудовлетворенности, пессимистических настроений; возраст повышенной нервозности и максимума самоубийств. Э. Шпрангер объясняет это явление тем, что подросток стоит перед близкой перспективой занять определенное, но не удовлетворяющее его положение в обществе.

Поиск биологического смысла подросткового возраста представлен в работе Ш. Бюлер (Бюлер Ш., 1931). Ш. Бюлер выводит из полового созревания все особенности подростка и юноши. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности.

Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности (Штерн Э., 1931 а, 1931 б).

КЛАССИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.

Э. Эриксон , считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.

Анализ биографий выдающихся людей, представленный в книгах Э. Эриксона, показывает, что каждый человек в переходный период от детства к взрослости стоит перед проблемами своего времени и должен совершить выбор. В этой связи Э. Эриксон замечает: "Я без всякого смущения при любом анализируемом материале проявил бы симпатию и эмпатию к молодому человеку (отнюдь не всегда заслуживающему любви), который относится к проблемам человеческого существования с точки зрения новейших идей его времени". И далее он пишет: "В некоторые периоды своей истории и в некоторых фазах своего жизненного пути человек нуждается в новой идеологической ориентации также сильно и остро, как он нуждается в воздухе и пище" (Там же. С. 48). Под идеологией Э. Эриксон как психолог понимает бессознательную тенденцию, свойственную человеку, подгонять в определенное время факты к идеям и идеи к фактам, чтобы создать картину мира, достаточно убедительную для поддержания чувства коллективной и индивидуальной идентичности (Там же).

В другой известной научной концепции - концепции Ж. Пиаже - в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания программы жизни необходимо развитие гипотетико-дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. Только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.

Развивая идеи Ж. Пиаже, американский психолог Д. Элкинд выявил новые аспекты подросткового эгоцентризма, в большей степени затрагивающие развитие личности. Он заметил, что формальные операции наделяют подростков способностью к рефлексии и позволяют ему получать представление не только о собственном мышлении, но и о мышлении других людей. При этом подросток еще недостаточно хорошо различает объекты, на которые направлено его собственное мышление, и объекты, на которые направлено мышление других людей.

Развивая идеи Э. Эриксона, американский психолог Дж. Марсиа (Марша) выделил четыре варианта развития идентичности в подростковом возрасте:

неопределенная идентичность характеризуется тем, что человек еще не приобрел четких убеждений и не пережил кризис идентичности;

предрешенная идентичность характеризуется тем, что подросток выбирает свой жизненный путь не самостоятельно, а под влиянием других людей, чаще всего - родителей;

психосоциальный мораторий состоит в том, что подросток переживает кризис самоопределния и выбирает из многочисленных вариантов развития свой собственный путь;

зрелая идентичность означает, что кризис завершен, и человек с полной ответственностью переходит к самореализации в практической деятельности.

Исследования широкого круга проблем из жизни современных подростков, включающих в себя одиночество, образ Я, дружбу, отношения к противоположному полу, детско-родительские отношения, участие в широких социальных группах, показали, что различные проблемы достигают своего пика на разных стадиях подросткового возраста. Так, например, по данным Дж. Коулмена, гетеросексуальные отношения вызывают максимальное чувство тревоги в 11 лет, страх отвержения группой сверстников наиболее велик у 15-летних, а конфликты с родителями достигают своего максимума в 17 лет. Ко времени окончания школы подростки демонстрируют все большую обеспокоенность своим будущим (см. Гордеева Т.О., 1992). Таким образом, разнообразные изменения в подростковом возрасте переживаются не одновременно, что позволяет подростку постепенно решать различные задачи, встающие перед ним на этом этапе жизненного пути.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ОТРОЧЕСТВА (Л. С. ВЫГОТСКИЙ, А.Н. ЛЕОНТЬЕВ, Д.Б. ЭЛЬКОНИН, Л. И. БОЖОВИЧ)

Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития, несмотря на одностороннюю, в основном натуралистическую, биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон для раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества, которые намечаются в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его школы. Мы называем эти тенденции новыми не потому, что они относятся к последнему времени, а потому, что они опираются на новое научное психологическое мировоззрение.

Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Все психические функции человека, по его мнению, на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами (Хрест 9.2).

Интересы, как отмечал И. Кант, есть только у человека, у животных их нет. Именно поэтому Л.С. Выготский считал, что возникновение интересов в большей степени составляет содержание социо-культурного развития ребенка, чем его биологического формирования. По словам Л.С. Выготского, механизмы поведения подростка начинают действовать в совершенно ином внутреннем и внешнем мире, в этом возрасте происходит превращение влечения в интерес. "В высшей форме, становясь сознательным и свободным, интерес предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением к себе (курсив наш - Л.Ф.)" (Выготский Л.С., 1984. С. 19).

Интересы не могут быть поняты вне процессов развития, - подчеркивал он. В подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Так, "если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком" (Там же. С. 26).

Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые, вслед за А.Б. Залкиндом, он назвал доминантами, а именно:

"эгоцентрическая доминанта" - интерес подростка к собственной личности;

"доминанта дали" - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

"доминанта усилия" - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях;

"доминанта романтики" - стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Л.С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления, по Л.С. Выготскому, заключается в овладении подростком процессом образования понятий, что ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, к новым способам поведения. Глубокие, фундаментальные изменения прежде всего происходят в содержании мышления подростка. Переход к мышлению в понятиях раскрывает перед подростком мир объективного общественного сознания, мир общественной идеологии. С образованием понятий подросток начинает лучше понимать и самого себя, свой внутренний мир. Одновременно с этим его внимание во все большей степени начинает направляться на других людей. "Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятиях", - писал Л.С. Выготский (Там же. С. 62). Изменения в содержании мышления неизбежно ведет к изменению его формы. Используя понятия из философии Г.-Ф. Гегеля, Л.С. Выготский подчеркивает: "Мышление ребенка - это рассудочное мышление. Мышление подростка - разумное мышление" (Там же. С. 212). В подростковом возрасте формируется логическое мышление, которое Л.С. Выготский определяет как "понятие в действии". Анализируя чужие исследования (в частности, ранние работы Ж. Пиаже), Л.С. Выготский делает обобщения, опережающие его время; обобщения, к которым цитируемый им автор придет спустя десятилетия.

В концепции Л.С. Выготского интеллектуальное развитие в подростковом возрасте определяет все без исключения изменения, происходящие в психологии подростка, в его личности и мировоззрении. Психические функции в этом возрасте представляют собой сложную иерархическую систему, где центральной или ведущей функцией является функция образования понятий, а все остальные функции интеллектуализируются, перестраиваются под влиянием мышления. Так, по словам Л.С. Выготского, развитое восприятие накладывает на действительность сетку упорядочивающих логических категорий; это всегда осмысленное восприятие. У ребенка интеллект - это функция памяти, у подростка память - это функция интеллекта. Ребенок думает, припоминая, подросток вспоминает, думая. "Ребенок, становясь подростком, - пишет Л.С. Выготский, - переходит к внутренней психотехнике, которую обычно называют логической памятью или внутренней формой опосредованного запоминания" (Там же. С. 132). Мышление в понятиях, по Л.С. Выготскому, связано со свободой и намеренностью действий. Он повторяет слова философа: "Язык мышления есть язык свободы" (Там же. С. 202). Согласно Л.С. Выготскому, существенные изменения происходят в подростковом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии. Фантазия подростка, по словам Л.С. Выготского, движется от наглядного образа через понятие к воображаемому образу. Однако самой важной особенностью фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Л.С. Выготский отмечает, что фантазия подростка "впервые обращается в интимную сферу переживаний, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя" (Там же. С. 217). Подросток прячет свои фантазии "как сокровеннейшую тайну" и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии. Однако "именно в фантазиях подросток впервые нащупывает свой жизненный план" и "творчески приближается к его построению и осуществлению" (Там же. С. 218) (Хрест. 9.2).

В подростковом возрасте психические процессы впервые приобретают личный характер. Теперь, подчеркивает Л.С. Выготский, "человек сам осознает себя как известное единство". Формирование личности - одно из самых последних изменений в подростковом возрасте - Л.С. Выготский связывает с развитием рефлексии и самосознания. Рефлексия, в понимании Л.С. Выготского, - это отражение собственных процессов в сознании подростка. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с ее возникновением для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Возникновение самосознания, по Л.С. Выготскому, означает переход к новому принципу развития - к овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведения в целом. Л.С. Выготский определяет самосознание как социальное сознание, перенесенное внутрь. Теперь, по его словам, "функции вступили в новую связь через личность". Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды. Именно поэтому личность "не есть что-то постоянное, извечное, само собой разумеющееся, но есть историческое образование, характерное для известной ступени и формы развития" (Там же. С. 240) (Хрест. 9.2).

А.Н. Леонтьев, спустя много лет после смерти Л.С. Выготского, писал, что "личность рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий (феномен "горькой конфеты", потеря непосредственности и подобные им), второй раз - когда возникает его сознательная личность" (Леонтьев А.Н., 1975).

На этапе первоначально формирования личности ребенок является всего лишь объектом влияния социальной среды и существующих в ней отношений, второй переворот состоит в том, что он становится их субъектом. В соответствии с теорией деятельности подлинное рождение личности выступает как событие, которое меняет ход всего последующего психического развития. Теперь на каждом повороте жизненного пути человеку нужно от чего-то освобождаться (может быть, сбрасывать с себя груз своей биографии) и что-то делать из себя, утверждая свою собственную человеческую жизнь. В подростковом возрасте становление личности прямо связано с осознанием себя как личности. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что проблема самосознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание - это осознание себя в системе общественных отношений.

В периодизации Д.Б. Эльконина так же, как и в теории Л.С. Выготского, подростковый возраст, как всякий психологический возраст, связан с появлением нового в развитии. Однако эти новоообразования, по его мнению, возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" ребенка от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Кто я?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. В начале подросткового возраста в системе развивающего обучения (по Эльконину - Давыдову) учебная деятельность переходит на новый, более высокий уровень. Она становится деятельностью, направленной на самообразование и самосовершенствование учащихся.

Особенности развития в переходном возрасте проявляются в следующих симптомах:

Вновь возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

Появляются детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).

Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о "тайных тетрадях и дневниках", в которых подросток находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения.

Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос: "Что я собой представляю?".

Как уже отмечалось, многие авторы сводили эти симптомы к началу полового созревания. Однако, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, в результате развития учебной деятельности, и лишь подкрепляется физическими изменениями, которые делают поворот на себя еще более интимным.

Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование переходного возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость.

Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:

в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;

в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;

в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);

во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи ("модные словечки").

Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:

проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;

желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;

наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников (Эльконин Д.Б., 1989).

Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой. Они многообразны:

Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют "низкой культурой досуга", при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими жизненными ценностями.

Равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины". Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.

Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в различных видах деятельности, когда подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, где фактически подросток оказывается в положении взрослого. Здесь забота о близких, их благополучие принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки - готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста - очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что подростков необходимо включать на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование (Хрест.9.3).

Тема: Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество».

Работа над собой. Нравственное становление личности.

1) продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;

2) отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения;

3) формировать навыки анализа текста с целью выяснения мотивов и причин поступков героев;

метапредметные:

1) развивать навыки самоанализа;

2) развивать речь, память учащихся;

личностные:

1) воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и окружающему миру.

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте. Ребята, а вы относитесь к подросткам?
- Скажите, какими прилагательными чаще всего характеризуется подростковый период?(Трудный период, сложный возраст, переломный момент.)
-Почему это трудный период, сложный возраст? (Потому что в подростковом возрасте человек готовится стать взрослым. Дети в этом возрасте находятся на промежуточном положении, они готовятся стать взрослыми; с одной стороны, это не дети, а с другой стороны, не взрослые).

Как наша небольшая беседа связана с темой урока?

Обратиться к словарю: значение слова «отрочество».

Отрок – подросток, мальчик или девочка, находящийся в подростковом возрасте;
2. Актуализация знаний.

Знакомство с особенностями жанра автобиографической повести.

Автобиография – повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии.

Автобиографическая повесть – художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла.

Проверка первичного восприятия. Вопросы к учащимся:

Чем автобиография отличается от автобиографической повести?

(В о снове автобиографии лежат реальные факты жизни писателя в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, впечатления писателя).

Каковы основные особенности автобиографической повести?

(Наличие художественного вымысла, передача эмоций, мыслей, чувств писателя, отражение его взглядов на окружающую действительность).

Слово учителя: Повести Л.Н.Толстого «Детство» (1852) , «Отрочество» (1854) и «Юность» (1856) составляют автобиографическую трилогию.В ней отразились многие факты личной жизни Л.Н.Толстого.Сегодня мы познакомимся с главами из повести «Отрочество» Л.Н.Толстого и ответим на вопрос: как автор рассказывает о переходе своего героя из детства в отрочество?

Главным героем автобиографической трилогии является Николенька Иртеньев. Что вы можете сказать о нем на основании повести «Детство», изученной нами в прошлом году? Ответ подготовленного ученика

Работа с таблицей: выберите из данных ниже слов те, что характеризуют детские годы героя.

Детство 1.Счастливая и невозвратимая пора. 1.Разлад со старшим братом
2.Беззаботная жизнь в деревне 2.Жизнь в городе. Необходимость образования.
3.Домашнее обучение 3.Неумение общаться
4.В семье мир, покой и гармония 4.Любопытство
5.Любимая маменька 5.Повышенный интерес к себе.

Лексическая работа:

Гармония – согласованность, стройность, мир и взаимопонимание.
После выполнения проверяем.
- Какими красками вы бы нарисовали детство Николеньки? (теплые: желтый, оранжевый, красный, золотой). А настроение как бы вы определили?(Мажорное – веселое, радостное).
В какой момент мы встречаемся с Николенькой в повести «Отрочество»? (Герой со своей семьей едет в Москву)

    Изучение нового материала.

Итак, Николенька с Катенькой едут в бричке. Давайте послушаем, о чем они говорят.

Инсценирование главы III «Новый взгляд»

Комментируемое чтение главы «Новый взгляд».

Почему 3 глава называется «Новый взгляд»? Что и почему поразило Николеньку в словах Катеньки?(Слова Катеньки «Вы богаты - мы бедны» поразили героя, подобно раскатам грома. Он впервые сознательно полностью отдал себе отчет в том, что существует на свете сила, которая разделяет людей, делает их чужими друг другу, даже если они и хотели бы оставаться близкими. Осознал те вещи, которых раньше не понимал и не признавал.)

Какой момент считает Николенька началом отрочества? Можно ли сказать, что состояние гармонии уходит, появляется чувство тревоги? (Происходит перелом в мировоззрении)

Какие черты Николеньки вам показались привлекательными? (Желание размышлять, стараться понимать других людей, сопереживать их бедам. Он старается совершенствоваться, меньше быть эгоистом.)

Слово учителя.

В детстве, когда герой был окружен только близкими людьми, единство мира, гармоничность его представлялись ему как нерушимая норма. Теперь, когда он увидел самых разнообразных людей и самые различные картины действительности, гармония его духовного мира была нарушена. Причина этого - переворот в сознании героя, открывшего несовершенство человеческих отношений.

Н. Г. Чернышевский утверждал: «Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс... его формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином" Н. Г. Чернышевский

Что значит «диалектика души»?( Лексическая работа: Диалектика – движение, развитие.)

Комментируемое чтение главы 19 «Отрочество»

В чем отличие главы от других глав повести? Только ли поступки героя интересуют автора? Интересует ли Толстого также и нравственный смысл этих поступков?

Работа с текстом: проверка домашнего задания.

Вопросы

Текст повести (Ответы для учителя)

Почему размышленя героя были странными?) + Что такое, по-вашему, моральная деятельность?

Едва ли мне поверят, какие были любимейшие и постояннейшие предметы моих размышлений во время моего отрочества, – так они были несообразны с моим возрастом и положением. Но, по моему мнению, несообразность между положением человека и его моральной деятельностью есть вернейший признак истины.

Какие строчки свидетельствуют об одиночестве героя?

Какие вопросы волнуют героя?

В продолжение года, во время которого я вёл уединенную, сосредоточенную в самом себе, моральную жизнь, все отвлечённые вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представились мне; и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы, предложение которых составляет высшую ступень, до которой может достигать ум человека, но разрешение которых не дано ему.

Как вы понимаете высказывание, что каждый человек открывает все истины для себя?

Мне кажется, что ум человеческий в каждом отдельном лице проходит в своём развитии по тому же пути, по которому он развивается и в целых поколениях, что мысли, служившие основанием различных философских теорий, составляют нераздельные части ума; но что каждый человек более или менее ясно сознавал их ещё прежде, чем знал о существовании философских теорий.

Мысли эти представлялись моему уму с такой ясностью и поразительностью, что я даже старался применить их к жизни, воображая, что я первый открываю такие великие и полезные истины.

Правильно ли то, что человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив, как вы считаете? Помогали ли эти действия автору?

Раз мне пришла мысль, что счастье не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним, что человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив, и, чтобы приучить себя к труду, я, несмотря на страшную боль, держал по пяти минут в вытянутых руках лексиконы Татищева или уходил в чулан и верёвкой стегал себя по голой спине так больно, что слёзы невольно выступали на глазах

Как вы думаете, прав ли автор, что человек не может быть иначе счастлив, как пользуясь настоящим и не помышляя о будущем? Как вы думаете, велика ли была сила счастья автора, когда он, лёжа на постели, наслаждался чтением какого-нибудь романа и едою?

Другой раз, вспомнив вдруг, что смерть ожидает меня каждый час, каждую минуту, я решил, не понимая, как не поняли того до сих пор люди, что человек не может быть иначе счастлив, как пользуясь настоящим и не помышляя о будущем, – и я дня три, под влиянием этой мысли, бросил уроки и занимался только тем, что, лёжа на постели, наслаждался чтением какого-нибудь романа и едою пряников с кроновским мёдом, которые я покупал на последние деньги.

То раз, стоя перед чёрной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражён мыслью: почему симметрия приятна для глаз? что такое симметрия? Это врождённое чувство, отвечал я сам себе. На чём же оно основано? Разве во всём в жизни симметрия? Напротив, вот жизнь – и я нарисовал на доске овальную фигуру. После жизни душа переходит в вечность; вот вечность – и я провёл с одной стороны овальной фигуры черту до самого края доски. Отчего же с другой стороны нету такой же черты? Да и в самом деле, какая же может быть вечность с одной стороны, мы, верно, существовали прежде этой жизни, хотя и потеряли о том воспоминание.

Почему одна лишь улыбка старшего брата помогла опровергнуть умственные построения главного героя? Выскажите свои предположения.

Это рассуждение, казавшееся мне чрезвычайно новым и ясным и которого связь я с трудом могу уловить теперь, – понравилось мне чрезвычайно, и я, взяв лист бумаги, вздумал письменно изложить его, но при этом в голову мою набралась вдруг такая бездна мыслей, что я принуждён был встать и пройтись по комнате. Когда я подошёл к окну, внимание моё обратила водовозка, которую запрягал в это время кучер, и все мысли мои сосредоточились на решении вопроса: в какое животное или человека перейдёт душа этой водовозки, когда она околеет? В это время Володя, проходя через комнату, улыбнулся, заметив, что я размышлял о чём-то, и этой улыбки мне достаточно было, чтобы понять, что всё то, о чём я думал, была ужаснейшая гиль (ерунда) .

Что особенно увлекло героя? (словарная работа) Прозу Л.Н.Толстого отличает психологизм. Покажите это на примере из данного отрывка.

Я рассказал этот почему-то мне памятный случай только затем, чтобы дать понять читателю о том, в каком роде были мои умствования.

Но ни одним из всех философских направлений я не увлекался так, как скептицизмом, который одно время довёл меня до состояния близкого сумасшествия. Я воображал, что, кроме меня, никого и ничего не существует во всём мире, что предметы не предметы, а образы, являющиеся только тогда, когда я на них обращаю внимание, и что, как скоро я перестаю думать о них, образы эти тотчас же исчезают. Одним словом, я сошёлся с Шеллингом в убеждении, что существуют не предметы, а моё отношение к ним. Были минуты, что я, под влиянием этой постоянной идеи, доходил до такой степени сумасбродства, что иногда быстро оглядывался в противоположную сторону, надеясь врасплох застать пустоту (neant) там, где меня не было.

Жалкая, ничтожная пружина моральной деятельности – ум человека!

Рефлексия – внутренний самоанализ человека.

Приведите в пример строчки, где герой анализирует свои привычки?

Как льстили самолюбию героя философские открытия, которые он делал? Как вы думаете, почему ему кажется странным то, что он робел и стыдился за каждое своё самое простое слово и движение?

Слабый ум мой не мог проникнуть непроницаемого, а в непосильном труде терял одно за другим убеждения, которые для счастья моей жизни я никогда бы не должен был сметь затрагивать.

Из всего этого тяжёлого морального труда я не вынес ничего, кроме изворотливости ума, ослабившей во мне силу воли, и привычки к постоянному моральному анализу, уничтожившей свежесть чувства и ясность рассудка. Отвлечённые мысли образуются вследствие способности человека уловить сознанием в известный момент состояние души и перенести его в воспоминание. Склонность моя к отвлечённым размышлениям до такой степени неестественно развила во мне сознание, что часто, начиная думать о самой простой вещи, я впадал в безвыходный круг анализа своих мыслей, я не думал уже о вопросе, занимавшем меня, а думал о том, о чём я думал. Спрашивая себя: о чём я думаю? – я отвечал: я думаю, о чём я думаю. А теперь о чём я думаю? Я думаю, что я думаю, о чём я думаю, и так далее. Ум за разум заходил…

Однако философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто воображал себя великим человеком, открывающим для блага всего человечества новые истины, и с гордым сознанием своего достоинства смотрел на остальных смертных; но, странно, приходя в столкновение с этими смертными, я робел перед каждым, и чем выше ставил себя в собственном мнении, тем менее был способен с другими не только выказывать сознание собственного достоинства, но не мог даже привыкнуть не стыдиться за каждое своё самое простое слово и движение.

Рефлексия – внутренний самоанализ человека.

Психологизм - углублённое изображение душевных переживаний героя.

Скептицизм (от греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий) - филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента.

Слово учителя:

Рост аналитической силы ума как будто сближал героя с миром, поскольку таким путем герой все больше погружался в действительность. Знакомство с этим миром, первые смутные и мутящие душу влечения и пытливые философские искания порождали множество непроясненных, сумбурных мыслей. Николенька видит, что гармонии нет и в устройстве всей жизни людей.

Урок по обществознанию на тему «Особый возраст: отрочество»

Цель: познакомиться с основными чертами подросткового возраста, рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

Предмет: обществознание.

Составитель: учитель обществознания

Дата проведения: 09.12.2010 г.

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам.

Чем отличается дошкольник от школьника?

Выберите высказывание, которое, по Вашему мнению, характеризует подростка. Приведите примеры из собственной жизни.

1. Подростки – народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.

2. Подросток – человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться.

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Легко ли быть подростком

Давайте познакомимся с подростковым периодом жизни человека – возрастом интересным, особенным, не похожим ни на детство, ни на взрослость. Узнаем особенности детей 10-15 лет, то есть познакомимся с самими собой.

Подростковый период делится на два этапа (два разных отрезка времени): младший подросток (к этой группе относятся школьники 5-6 классов) и старший подросток (школьники 7-9 классов). Этот возраст не случайно называют вторым рождением: человек переходит из детства во взрослую жизнь. Любой подросток мечтает о том, чтобы скорее стать взрослым. Но переход к взрослости не происходит спокойно.

Отрочество (так издавна называли этот период жизни человека) связано с возникновением новых чувств, переживаний, с самыми разными настроениями. Детство заканчивается, но ещё многие его черты остаются в поведении подростка. Почувствовав себя не ребёнком, подросток хочет приобщиться к миру взрослых, узнать о нём как можно больше, стать его равноправным членом. Общение с взрослыми (и Вы сами об этом знаете) становится более привлекательным, чем общение с детьми.

Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других возрастных периодов?

В этот период начинаются серьёзные изменения в организме, завершается путь к биологической зрелости, то есть готовности организма стать взрослым. Прежде всего, мальчики и девочки быстро растут. Подростков не даром называют «длинноногие». Пожалуй, за всю свою жизнь человек не растёт так бурно, как в этот период, длина его тела увеличивается на 5-8 см в год! А знаете ли вы, что вначале девочки растут быстрее, чем мальчики, последние начинают обгонять девочек чуть позже, после 15 лет. Увеличивается и масса тела. Прибавка в весе составляет у девочек 4-8 кг в год, а у мальчиков 7-8 кг. Очень быстро растёт и скелет, поэтому многие подростки кажутся нескладными, угловатыми, отдельные движения их скованны.

Одна из черт людей этого возраста – резкая смена настроений. Вот только что подросток был весел, улыбался и шутил, с удовольствием общался и вдруг притих, насупился, на вопросы не отвечает. В это время он может даже сказать какую-нибудь грубость или ответить невежливо. Всё это определяется состоянием нервной системы, ведь именно она даёт организму различные команды. Под влиянием проходящих в организме изменений нервная система не всегда правильно реагирует на поступающую информацию, что немедленно отражается на поведении человека. Но это не беда, если об этом подросток знает и старается сдерживать себя – не поддаваться плохому настроению, заняться интересным делом, не винить окружающих в своём дурном расположении духа.

Наверное, вы замечали и другую особенность своего возраста: быструю утомляемость, усталость. Поэтому больше внимания обращайте на режим дня, на правильное распределение труда и отдыха, на чёткую организацию своей жизни. Ставя перед собой небольшие цели, старайтесь их достигать, не прибегая к помощи взрослых, но и не отказывайтесь от их совета, помните, что у ваших взрослых друзей большой жизненный опыт.

Знаете ли вы, что любая деятельность влияет на физическое состояние организма? Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски или контрольная работа приводит к учащению пульса на 15-30 ударов. Чем более спокоен и уверен в себе человек, тем менее реагирует его организм: не изменяется давление крови, не дрожат руки, не болит голова и т. д. Оказывается, существует прямая зависимость между готовностью ученика к деятельности в классе и его самочувствием. Так что готовьте вовремя уроки, и не будете чувствовать себя плохо!

Отрочество – пора мечтаний

Вы умеете мечтать? Случалось ли с вами то же самое, что с вашим сверстником – героем романа «Подросток»?

«Я… порешил уйти в свою идею окончательно… Она создавалась у меня ещё с шестого класса гимназии. Она поглотила всю мою жизнь. Я до неё жил в мечтах, с самого детства в мечтательном царстве, но с появлением этой главной и всё поглотившей идеи мечты мои скрепились и разом отлились в известную форму; из главных сделались разумными».

Это действительно так: подросток любит мечтать. Он уже умеет заглядывать внутрь себя, прислушиваться к своим чувствам и ощущениям, замечать в окружающем мире то, что ещё вчера оставалось вне его внимания. Вот высказывания ваших сверстников:

«Вчера я задумался и вдруг услышал пение птиц, которого раньше не замечал, обратил внимание на бегущие облака – вот это похоже на корабль, а это – на старика с длинной косматой бородой…» (Миша, 11 лет.)

«Когда я читаю, то обращаю внимание не только на сюжет, но и на характер героев, их настроение. Придумываю, как бы я повела себя, если бы была этой героиней». (Мила, 12 лет.)

Дети этого возраста задумываются над своим будущим, строят планы, кем быть, где учиться. Эти планы быстро меняются, но это и понятно, ведь с каждым днём школьники приобретают больше знаний о труде людей и профессиях, о различных сторонах окружающей жизни.

Подростки понимают юмор, острое слово, сами не прочь пошутить. Это особенность детей 10-12 лет. Вот какой весёлый стишок сочинила Мария:

Жила-была муха, по имени Берти,

Сидела в каком-то сладком десерте…

Не в своём интересе

Прибавила в весе…

Что ж, муха – маньяк, а пирожное – жертва?

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

М. Лермонтов

Это стихотворение Михаил Юрьевич написал, когда ему не было и 18 лет. Какие чувства волновали поэта?

Жил на свете человек

В 1822 году в Германии в семье священника Шлимана родился мальчик. Его назвали Генрихом. Он рано научился читать, и его любимыми книгами стали «Илиада» и «Одиссея» великого поэта Древней Греции Гомера. Мальчик не сомневался, что всё, что описал поэт, происходило в действительности, и мечтал увидеть город Трою, где происходили события поэмы «Илиада». Но родители Генриха считали, что история Троянской войны – плод фантазии Гомера: Трои никогда не существовало, так же как не существовало никого сокровищ троянских царей.

Генрих было разочарован, но свою детскую мечту не оставил. Он стал археологом и осуществил её в 1871 году. Много лет он занимался различным трудом, чтобы скопить Деньгина экспедицию в район легендарной Трои. Шлиман нашёл древний город Трою именно в том месте, которое описывал в своей поэме Гомер. Немецкий учёный откопал и сокровища троянских царей, которые теперь хранятся в музее. Г. Шлиман внёс большой вклад в археологию , обогатил литературу и историю. А ведь всё начиналось с мечты мальчика-подростка из скромной семьи немецкого священника.

Самостоятельность – показатель взрослости

Прошёл снегопад, и отец попросил десятилетнего Мишу и восьмилетнего Серёжу сгрести с дорожки снег. «Сколько ты нам заплатишь?» - спросил Миша. «Почему я должен вам платить?» - удивился отец. «Всем взрослым платят за работу!» - ответили мальчики.

Выскажите своё мнение: правильно ли эти мальчики понимают самостоятельность и взрослость?

Чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. Конечно, речь идёт не об умении одеваться, умываться, выполнять поручения взрослых без их помощи, а о привычке самостоятельно принимать важные решения, оценивать результаты своего труда, учёбы, отношений со сверстниками.

Чтобы стать самостоятельным, нужно начинать с малого и несложного: с организации своего дня, с выполнения несложных обязанностей в семье.

Самостоятельность – это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело. Нужно воспитывать у себя стремление отказываться от помощи, пользоваться ею только в крайних случаях, развивать волю и целеустремлённость.

Некоторые подростки думают, что самостоятельность – это непослушание, стремление всё делать по-своему. Это неверно. Дисциплинированность, умение подчиняться разумным требованиям взрослых без понукания тоже проявление самостоятельности, взрослости человека. А для того чтобы послушание не превращалось в тяжкую обязанность, нужно самому себе ответить на вопросы: «К чему приводит неорганизованность, отсутствие порядка и дисциплины?», «Готов ли я во всём быть самостоятельным или в чём-то мне нужна помощь взрослых?».

А как определить, сможете ли вы самостоятельно выполнить данное задание? Сначала ответьте самим себе на вопрос: «Хочу ли я добиться успеха?»

Потом определите, как говорят, шансы на успех. Затем представьте в последовательности все свои действия по выполнению задания, разберитесь во всех деталях.

Художник изображал различные сценки из жизни купцов, обедневших дворян, людей простых сословий. Рассмотрите репродукуию. Можно ли этого взрослого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? Предположите, какой образ жизни он ведёт. Каким он был в детстве. Серьёзно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?

III. Итог урока.

Вопросы самоконтроля:

Кого называют отроком?

Оценивание ответов учащихся.

Лев Николаевич Толстой - один из самых знаменитых русских писателей. Наиболее известными его романами являются «Анна Каренина», «Воскресенье», «Война и мир», а также трилогия «Детство, отрочество, юность». Многие произведения великого писателя экранизировались, поэтому в наше время мы имеем возможность не только читать, но и видеть героев романов воочию. Одной из экранизированных книг является полная интересных событий трилогия «Детство, отрочество, юность». Краткое содержание романа поможет лучше понять проблематику произведения. Возможно, у кого-то повится желание прочитать роман в полном объеме.

Роман «Детство, отрочество, юность»

Лев Николаевич писал свой роман пять лет. Произведение « Детство, отрочество, юность» повествует о жизни мальчика в разных периодах его жизни. Книга описывает переживания, первую влюбленность, обиды, а также чувство несправедливости, которые переживают многие мальчики в периодах взросления. В этой статье мы поговорим о трилогии, которую написал Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» - произведение, которое точно не оставит никого равнодушным.

« Детство, отрочество, юность».Краткое содержание. Книга первая. "Детство"

Роман начинается с описания Николеньки Иртеньева, которому некоторое время назад исполнилось 10 лет. Карл Иванович, учитель, ведет его с братом к родителям. Николенька очень любит своих родителей. Отец объявляет мальчикам, что он забирает их с собой в Москву. Дети расстроены таким решением отца, Николеньке нравится жить в деревне, общаться с Катенькой, своей первой любовью, и ходить на охоту, а еще он очень не хочет расставаться с мамой. Уже полгода Николенька живет у бабушки. На ее день рождения он читает ей стихи.

Вскоре герой понимает, что влюблен в Сонечку, с которой недавно познакомился, и признается в этом Володе. Внезапно его отец получает письмо из деревни о том, что мать Николеньки больна и просит их приехать. Они приезжают и молятся о ее здоровье, но все без толку. Через некоторое время Николенька остался без матери. Это оставило в его душе глубокий след, так как на этом его детство закончилось.

Книга вторая. «Отрочество»

Вторая часть романа « Детство, отрочество, юность» описывает события, которые произошли после того, как Николенька с братом и отцом переезжает в Москву. Он ощущает перемены в себе и в своем отношении к окружающему миру. Николенька способен теперь сопереживать и сочувствовать. Мальчик понимает, как страдает бабушка, потерявшая дочь.

Николенька все глубже уходит в себя, считая, что он некрасив и не достоин счастья. Он завидует своему красавцу-брату. Бабушке Николеньки сообщают, что дети играли с порохом, хотя это была только свинцовая дробь. Она уверена, что Карл состарился и плохо смотрит за детьми, поэтому она меняет им гувернера. Детям тяжело расставаться со своим учителем. Но новый учитель-француз не нравится Николеньке. Мальчик позволяет себе дерзить ему. По непонятной причине Николенька пытается открыть ключом портфель своего отца и при этом ломает ключ. Он думает, что все настроены против него, поэтому ударяет гувернера и ругается с отцом и братом. Его закрывают в чулане и обещают, что высекут розгами. Мальчик чувствует себя очень одиноко и униженно. Когда его выпускают, он просит прощения у отца. У Николеньки начинаются конвульсии, что повергает всех в шок. Проспав двенадцать часов, мальчик чувствует себя лучше и ему приятно, что все беспокоятся за него.

Через некоторое время брат Николеньки, Володя, поступает в университет. Вскоре у них умирает бабушка, вся семья тяжело переживает утрату. Николенька не может понять людей, которые ругаются из-за бабушкиного наследства. Еще он замечает как постарел отец и делает вывод, что с возрастом люди становятся спокойнее и мягче.
Когда остается несколько месяцев до поступления в университет, Николенька начинает усиленно готовиться. Он знакомится с Дмитрием Нехлюдовым, знакомым Володи по университету, и они становятся друзьями.

Книга третья. «Юность»

Роман « Детство, отрочество, юность» в третей части повествует о времени, когда Николенька продолжает готовиться к поступлению в университет на математический факультет. Он ищет свое предназначение в жизни. Вскоре молодой человек поступает в университет, и отец дарит ему экипаж с кучером. Николенька чувствует себя взрослым и пробует закурить трубку. Его начинает тошнить. Он рассказывает об этом случае Нехлюдову, который в свою очередь говорит ему о вреде курения. Но юноше хочется подражать Володе и его другу Дубкову, которые курят, играют в карты и рассказывают о своих любовных похождениях. Николенька идет в ресторан, где пьет шампанское. У него происходит конфликт с Колпиковым. Нехлюдов успокаивает его.

Николай решает поехать в деревню, чтобы навестить могилу своей матери. Он вспоминает детство и думает о будущем. Его отец снова женится, но Николай и Владимир не одобряют его выбор. Вскоре отец начинает плохо ладить со своей женой.

Учеба в университете

Учась в университете, Николай знакомится со многими людьми, смысл жизни которых - только получать удовольствие. Нехлюдов пытается вразумить Николая, но тот поддается мнению большинства. В конечном итоге Николай проваливает экзамены, а утешение Дмитрия расценивает как оскорбление.

Однажды вечером Николай находит свою тетрадь с правилами для себя, в которой писал еще очень давно. Он раскаивается и плачет, а позже начинает писать для себя новую тетрадь с правилами, по которым собирается жить всю жизнь, не изменяя своим принципам.

Заключение

Сегодня мы рассказали о содержании произведения, которое написал Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» - роман с глубоким смыслом. Прочитав его краткое содержание, каждый читатель сможет сделать определенные выводы, несмотря на то, что не читал его в полном объеме. Роман « Детство, отрочество, юность» учит нас не замыкаться в себе со своими переживаниями, а уметь сочувствовать и сопереживать другим людям.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!