Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Осенние приметы на руси. Праздник Осенины: история, значение, традиции празднования на Руси

Осенние дары приносят здоровье и счастье. Осень ведь не зря называют золотой и щедрой. Красивая листва и плоды деревьев пригодятся и для осенних ритуалов, известных еще нашим предкам и направленных на привлечение счастья в личную и семейную жизнь, удачи в дела. Для наполнения энергией отлично подойдут каштаны и желуди. Первые, кстати, используют для очищения жилища от негативной энергии. А осенний урожай фруктов - атрибутика ритуалов для укрепления семьи и отношений между супругами.

Амулеты из осенних плодов

Чем больше в городе каштанов, тем лучше, ведь они в прямом смысле слова заряжают людей целительной энергией. С этими деревьями полезно обниматься: поток их энергии справится с недомоганиями, связанными с большой усталостью. Шоколадные блестящие плоды каштана защитят от злых сил и сглаза. И всего-то нужно - подобрать парочку на прогулке, положить в карман и носить с собой. Сила амулета будет тем крепче, чем чаще перебирать и поглаживать каштаны в кармане.

Также с помощью этих красивых плодов можно очистить . Для этого понадобится 8 каштанов в их колючей «одежонке». В период с 9 до 11 утра их нужно разложить в разные углы квартиры. Через 10 дней каштаны нужно собрать и кожуру сжечь, а «голые» плоды отнеси и оставить у того дерева, где они были подобраны.

Удивительную по своей силе энергию несут и такие маленькие плоды, как желуди.

Нужно найти несколько крепких свежих желудей и положить их в карман. Считается, что энергия маленьких «деток» дуба настолько сильна, что способна вылечить от бесплодия. И уж точно гарантирована яркая сексуальная жизнь и крепкое здоровье. А если повесить желуди в окне, это защитит дом от недобрых сил.

Цветные листья в ритуале на удачу

Осенью мы, то ли инстинктивно, то ли по традиции, собираем красивые опавшие листья, чтобы положить их между книжных страниц. Так хочется продлить быстротечную красоту этого чуда природы! Кленовые листья могут стать амулетом, который помогает нашим пяти чувствам раскрыться полнее. Тот, кто будет бережно хранить высушенный кленовый лист на видном месте, (но лучше - носить его с собой), станет глубже воспринимать радости жизни и красоту, которая нас окружает.

Такие нехитрые осенние подарки, как желтые и красные листья , а также овощи, фрукты, орехи могут принести удачу, если их правильно использовать в ритуале. Понадобятся также 8 свечей - поровну зеленый и голубых, большая ваза и два листа бумаги.

Голубые свечи будут символизировать события, которые уже миновали, и, сжигая их, эти ситуации отпускаются с миром. Зеленые свечи принесут энергию Земли и все хорошее, что связано с ней.

Листья нужно положить в небольшую корзинку, а вокруг нее разложить овощи, фрукты, орехи. Если есть, уместны будут и злаки нового урожая. Мысленно начертив большой квадрат, нужно поставить по его углам зеленые свечи. Внутри этого квадрата аналогичным способом нужно представить квадрат поменьше и поставить по углам голубые свечи. Затем их следует по очереди зажечь голубые свечи, а затем - зеленые.

Второй этап ритуала с использованием орехов и плодов

Теперь в центре внутреннего квадрата нужно выложить круг из плодов, орехов и листьев. А в центре образовавшегося круга нужно расположить наполненную водой вазу. На одном листе бумаги следует написать слово «Сожаление», а также указать те планы, которые не удалось воплотить в жизнь, а также - несбывшиеся надежды. На втором - нужно написать слово: « а» и указать то, чего удалось достигнуть, свои победы, а также - способы решения имеющихся еще проблем. Листы нужно положить в воду и произнести: «Потери, которые были, и удачи, которые пришли, теперь уравнялись. И воды жизни пусть унесут их теперь».

После этого обряда нужно насладиться дарами Земли, вкушая орехи и фрукты и произнося такие слова: «Спасибо за богатый урожай, который мне дарован. Прощай, Лето, я не печалюсь, что ты прошло». После этого нужно класть в вазу по одному листу, называя одну из своих неудач или неприятностей из списка.

Те листья, которые останутся, нужно развеять на улице по ветру, сопроводив свои действия словами: «Летите, листья, легко и свободно, не стану жалеть ни о чем.

Вернитесь весной, новые листья, принеся радость обновления». Фрукты и овощи также нужно раздать своим родным и друзьям.

Ритуал на счастье

Осенние плоды - дары матушки-Земли, свидетельства ее добрых сил. Вот почему они могут помочь восстановить , дадут прорасти истинно прекрасным чувствам, которых достойны близкие люди и которые по какому-то недоразумению ослабели.

Чтобы начать ритуал, следует наполнить блюдо осенними фруктами: яблоками, грушами, сливами, персиками и другими. Поставив его на стол, нужно расположить вокруг этого символа изобилия свои семейные фотографии. Затем нужно очертить все это кругом из розмарина.

А, чтобы еще более надежно защититься от влияния негативных сил, нужно выложить квадрат из любых синих камней и по углам его положить по одному сухому осеннему листу и поставить по темно-синей свече в подсвечнике.

Делая все эти приготовления, нужно произносить такие слова: «Я вижу, как мою любимую семью окружает свет любви и мудрости. С каждым днем все, кто мне дорог, будут ценить друг друга все сильнее и сильнее. Дружба вновь объединяет членов моей семьи все крепче, а взаимная помощь и поддержка делает недавние обиды ничего не значащими. Все мы счастливы и рады друг другу и любим друг друга все сильнее».

Завершение ритуала - особые замечания

Теперь нужно неторопливо зажечь свечи. Глядя на первую свечу, нужно сказать: «Этот умирающий лист унесет в небытие все плохое из нашей семьи - злобу, соперничество, недоразумения и ссоры» - и сжечь лист, лежащий рядом с ней. На второй свече нужно сжечь следующий лист, говоря: «Этот умирающий лист унесет в небытие , которые имел кто бы то ни было в отношении нашей семьи и сплетни, которые мешают добрым отношениям среди членов нашей семьи».

Сжигая третий лист, нужно произнести: «Этот умирающий лист унесет в небытие все несправедливое, что мы сделали, а также упреки и ссоры между членами нашей семьи, которые угрожают счастью нашей семьи».

Четвертый лист нужно сжечь со словами: «Этот умирающий лист унесет в небытие чувства неприязни членов моей семьи друг к другу. Пусть унесет неприятные мнения каждого из нас друг о друге, вселив чувства защищенности среди родных людей. Да будет так!»

На следующий день за ужином каждый член семьи должен съесть хотя бы по одному фрукту из ритуального блюда.

Яблочная магия

Магическими свойствами обладают и яблоки нового урожая. Эти плоды символизируют блаженство, здоровье и жизненную энергию. Они олицетворяет собой любовь, брак, молодость.

Чтобы дом наполнился гармонией и доброй энергетикой, достаточно поставить на стол блюдо со свежими яблоками. А чтобы восполнить свою собственную энергетику, нужно обратиться непосредственно к яблоне.

Встав неподалеку от нее, нужно закрыть глаза и обратиться к дереву с просьбой, чтобы оно восполнило твои силы. Дышать при этом следует, не торопясь, и представлять, как энергия дерева входит в тело и заполняет поочередно все его части. Вполне достаточно провести на таком свидании с деревом 5 минут.

Еще один ритуал поможет очистить квартиру от . Нужно разрезать яблоко пополам и вырезать сердцевину. Затем с зажженной свечой следует обходить комнаты по часовой стрелке и у каждого угла и дверного косяка проводить свечой снизу вверх по часовой стрелке три раза. После этого расплавленный воск от свечи нужно залить в одну из половин яблока, соединить их обе и плотно скрепив, обмотать ниткой. Подержав яблоко в руках несколько секунд, его нужно вынести из квартиры и выбросить в мусор.

Те, кто хочет найти свою любовь, могут попробовать «поворожить» с помощью яблока. Нужно разрезать его пополам и, удалив сердцевину, вложить внутрь 3 листика крапивы. При этом нужно произнести: «Любовь красивой пусть будет, как этот плод, и обжигающей меня и избранника моего, как крапива. Да будет так!» Яблоко нужно спрятать затем в укромное место, а когда оно высохнет, следует закопать его возле своего дома.

Узелок вяжу - любимого приворожу

Когда все деревья меняют зеленую крону на яркие краски осени, листья ивы остаются серебристо-зелеными, все так же грациозно качаясь на ее плакучих ветвях.

И есть одно простое колдовство . Нужно взять ивовый прутик и в свете молодого месяца завязать на узелок, говоря при этом:

«Я завязываю этот узел,
Чтобы встретить того (ту),
Кто станет моим возлюбленным (моей возлюбленной).

После этого амулет нужно спрятать. Если же отношения станут в тягость, нужно будет развязать узел в свете ущербного месяца. И тогда чувства уйдут без боли, и не будет мучить обида.

Видео к теме «Магические свойства деревьев»

Учебно-методический материал

В помощь руководителю

фольклорного коллектива

Остапцова Татьяна Николаевна

преподаватель фольклорных дисциплин

МАУ ДО города Калининграда «ДМШ им. Р.М. Глиэра»

Понятие «традиция», исходит от латинского traditio, означающему «передавать». Первоначально traditio использовалось в прямом его значении, обозначающее материальное действие: так, в римской империи его применяли при вручении какого-либо предмета и даже, при выдаче дочери замуж. В наши времена, слово «традиция», также имеет связь с прошлым, с тем, что утратило новизну, но, неизменно, не смотря на все исторические катаклизмы, символизирует стабильность их восприятия и соблюдения. Праздников на Руси было великое множество. Сохранились праздники, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая об их происхождении. А ведь существуют праздники, которые вновь применимы и в нашей современной жизни. Возрождаются древние славянские традиции с их неповторимым этническим багажом.

Осенние традиционные праздники

С приходом осени на Руси в селе подходила к концу уборочная пора, появлялалось больше свободного времени, больше возможности отдохнуть и повеселиться. Даже самый свадебный сезон приходится на осень – на Покрова (14 октября). Но не только на свадьбе народ веселился и справлял обряды.

Первое сентября на Руси называли бабьим летом . В некоторых местах бабье лето начиналось с восьмого сентября. В Саратовской и Пензенской губерниях этот день называли пасековым. Там в это время убирали ульи. В Ярославской и Вологодской губерниях – луковым. В Рязанской губернии – Аспосовым днем.

В селах с этого дня начинались осенние хороводы. В некоторых местах проводили интереснейший обряд с хороводом под именем варить пиво. Молодые женщины выходили с брагою к воротам и угощали прохожих. После этого девушки становились в хоровод – пиво варить. Составив круг, девушки ходили, изображая пьяного:

Ай на горе мы пиво варили,
Ладо мое, ладо, пиво варили!
Мы с этого пива все вокруг соберемся,
Ладо мое, ладо, все вокруг соберемся!
Мы с этого пива все разойдемся,
Ладо мое, ладо, все разойдемся!
Мы с этого пива все присядем,
Ладо мое, ладо, все присядем!
Мы с этого пива спать ляжем,
Ладо мое, ладо, спать ляжем!
Мы с этого пива опять встанем,
Ладо мое, ладо, опять встанем!
Мы с этого пива все в ладоши ударим,
Ладо мое, ладо, в ладоши ударим!
Мы с этого пива все перепьемся,
Ладо мое, ладо, все перепьемся!
Теперь с этого пива все передеремся,
Ладо мое, ладо, все передеремся!

По окончании хоровода, женщины приносили кувшины браги и угощали девушек.
В Туле и Серпухове существовал следующий обряд – похороны мух и тараканов.

На Руси в Семенов день (1 сентября ) бывали постриги и сажание на коня. Этот древний обряд совершали в одних семьях с каждым сыном, в других – только первенца.

Осенний обряд 30 сентября.
Вечером этого дня молодые женщины в селениях сжигали свои соломенные постели. Весь этот обряд совершали от «недоброго глаза». А старушки сжигали одни лапти. Детей купали на пороге из решета. Все это делалось во избежание будущих болезней.

Наиболее значимые православные народные праздники осеннего цикла

Рождество Богородицы (8/21 сентября)

Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин – первой встречи осени и наступления бабьего лета.

Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.

Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.

Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

Праздник «Кузьминки» по народному календарю - первый зимний праздник, встреча зимы. Назвали его в честь святых Космы и Дамиана, особо уважаемых среди людей, которые их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Народ принимал их как покровителей ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали.

Еще было прозвище «кашники», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию».

В этот день отмечали курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё».

В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником и широко отмечался. На день снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам - собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста - она считалась за хозяйку в доме.

Краткая характеристика событийности праздников (языческий и православный смысл праздников)

Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.

День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.

Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.

В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.

В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.

По северорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в «малую птицу с большим шорохом», чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо («рябчиково наследство») поделила между всеми птицами и животными.

К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.

Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на «еврейскую землю» и о взятии в плен «царя Евреина», который отказался сказать, где находятся «кресты честны» и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя «живыми огнями». Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены «кресты честны», о которых говорили апостолы.

Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда»; «Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся»; «У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает».

В летописях этот день именовался «Ставровым днем» (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: «С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет». Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.

В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом «движение», с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится»; «Вздвиженье - хлеб с поля двинулся».

К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (Смоленск.). Отмечалось приближение зимы: «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает»; «На Воздвиженье зазимки - мужику не беда»; «На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу». К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: «Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет»; «Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу».

В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.

К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна («мяли куделю»). Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: «На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!»; «На Воздвиженье первая барыня – капуста»; «Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!». Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»; «На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца».

С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых «капустниками», «капустками», «капустницами», «капустенскими вечерами». Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, надев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест – «капустниц».

Покров Богородицы (Покров день) - народное название богородичного праздника православной церкви - Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 1(14) октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. в царствование византийского императора Льва VI Мудрого.

На Руси праздник был установлен при князе Андрее Боголюбском около 1164 года. Церковному богослужению присвоено в этот день особое «величание»: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». В честь Покрова Божьей Матери существует акафист.

В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей - пророком, пославшим на них «громы-молнии», «огненные и каменные стрелы», «град величиною с человеческую голову», «ливень-дождь». Пожалевшая людей, Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.

Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы - Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба.

Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.

Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: «Какова погода на Покров - такова и зима»; «Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы» (воронежск.); «Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме»; «Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму»; «Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша» (пермск.); «Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная»; характеризовался двойственный характер погоды в этот день: «Покров - первое зазимье»; «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»; «С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен - 6(19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетают морозы»; «Покров не лето - Сретенье (Благовещенье) не зима»; «Покров кроет землю, то листом, то снегом».

Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: «Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же»; «Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе»; «От первого снега до санного пути шесть недель» (Пинежье).

Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался «покровителем свадеб» и девичьим праздником: «Придет Покров, девке голову покроет»; «Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест»; «Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб»; «Если снег выпадет на Покров - счастье молодым»; «Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)»; «Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)».

Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники - положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: «Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися» (ярославск.). При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из «вороженного» льна, то понравившийся ей парень полюбит ее.

После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы - в избу («Покров - конец хороводам, начало посиделкам»), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: «Зазимье пришло - засидки привело»; «С Покрова пряхи по ночам засиживаются».

Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок - обычно рабочих нанимали на год - от Покрова до Покрова; в Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимали новых на следующий год. Устанавливались различные сроки: «От Покрова до Евдокей»; «От Покрова до Крещенья»; «От Покрова до Егорья». После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.

К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка овощей с огородов: «Пречистая Мать (Успенье Богородицы) засевает, а Покров собирает»; «На Покров последний сбор плодов». Во многих местах начинались Покровские ярмарки: «Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке»; «Подожди до Покрова: весь долг выплачу».

Кузьминки (Кузьмодемьянки) - девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна - 1/14 ноября.

В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех; основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером (реже - в течение трех дней) девушки устраивали «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво. Зачастую девушки продавали кашу парням за несколько копеек, накладывая ее в чашки, а полученные деньги делили между собой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках; после чего ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце - блюдо каши со свиным салом. (новгородск.).

После угощения начинались игры молодежи, среди непременных, так называемые «поцелуйные». Так, играя в «Прялицу», играющие становились в круг, и во время исполнения песни: «Прялица, кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» - парень с девушкой кружились в разные стороны, целовались и уступали место другой паре (печорск.).

Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись «на промысел» - воровали соседских кур для изготовления новых блюд (подобные кражи крестьянами не осуждались); после чего веселье возобновлялось.

Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, логично вписывался в осенний свадебный период, когда происходят смотрины невест (говорили: «Подкузьмила девка парня!»), знакомства молодежи (в народной терминологии – «жениханье»), совместные игры и ухаживания, создавая прообраз свадебной игры (так, среди главного угощения кузьминок - свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша), что укладывалось в созданный народом образ святых, как покровителей брака и «свадебных кузнецов».

Цель:

Задачи:

    Воспитание уважение к русской культуре, духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.

Теплая осень - к долгой зиме.
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.
Осенью много паутины – на ясную погоду.

Если на березе лист начал желтеть с вершины, то будущая весна будет ранней, а если снизу - то поздняя.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Пчелы осенью плотнее леток воском залепляют - на холодную зиму, оставляют его открытым - к теплой зиме.
Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к теплу.

Бабье лето Издавна известно, что в середине сентября – начале октября происходит (после первых похолоданий) повышение температуры. Эта пора называется в народе "бабьим летом".
Во время "бабьего лета", пригретые прямо-таки весенним солнышком, вылезают из земли грибы и вновь начинают цвести растения. По народному календарю оно продолжается с 14 сентября – дня Семена летопроводца до 21 сентября – дня Рождества Святой Богородицы.


Иллюстрации Инна Кузубова

Бабье лето наступало не только у славян. У немцев это время называется "старушечьим летом", или "Марьина пряжа", "Марьины паутинки", т.к. в это время на лугах и на деревьях в хорошую погоду носятся тонкие нити паутины. Во Франции период называют "летом Святого Мартина"; в США – "индейским летом".

Почему это явление называют именно "бабьим летом", а не как-нибудь иначе, определенно ответить трудно. Можно только предполагать, что скорее всего, оно связано с жизнью и деятельностью женщины-крестьянки. Во второй половине сентября заканчивались полевые уборочные работы, и женщина, очень занятая в поле, немного освобождалась от тяжелого труда и могла некоторое время почувствовать летний отдых. Совпадение такого периода бытовой жизни с периодами относительно теплой, приятной погоды, очевидно, и послужило причиной названия "бабьего лета". Длительность такого отдыха для женщины была так же коротка, как и периоды возврата летнего тепла. После "бабьего лета" женщины начинали мять и трепать пеньку, мыть ее и стлать лен, возились с холстами и брались за веретено, рукоделья.

сентябрь

Сентябрь – хмурень, верасень. Холоден сентябрь, а сыт.

С сентября огонь и в избе и в поле.

В сентябре одна ягода, и та горькая рябина.

Гром в сентябре – на теплую осень.


Если журавли летят высоко, не спеша и курлычут – к хорошей осени.

Если много тенетника на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.

Богатый урожай желудей на дубах – на теплую зиму (в других источниках – на лютую), а на Рождество (7 января) – много снега.

1(19 авг.) День Андрея Стратила тепляка. Стратилатов день приспел, овес поспел. На Феклу – дергай свеклу.

3(21 авг.) День Бабы Василисы. Убираются последние яблоки, чтобы не истощить дерево. Баба Василиса о льнах радеет.

4(22 авг.) День Агафона огуменника. Полагают, что в эту ночь леший выходит из лесу и бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. Поэтому его стерегут, тулуп надев навыворот и с кочергою в руках.

5(23 авг.) День Лупа брусничника. На лупа бывают первые заморозки. На Лупа мороз лупит овес.

11(29 авг.) День Ивана Постного. На Ивана Постного собирают коренья Рослые, а на Ивана Купала собирают травы. В этот день не едят ничего круглого, как-то: яблок, картофеля и др. (что напоминает голову), и щей не варят, а также не рубят капусты, не срезывают мака, не рвут яблок, не копают картофеля, не берут в руки косаря, топора и т. п.

14(1) День Семена летопроводца. Начало Старого бабьего лета (обычно до Малой Пречистой). На Семен день до обеда паши, а после обеда руками маши. По Семен день вечерком гасят старый огонь, а утром вытирают новый из дерева. Коли бабье лето ненастно – осень сухая, а коли на Семена ясно – осень ведряная, много тенетника – к ясной осени, к холодной зиме; дикие гуси садятся, а скворцы не летят.

21(8) Малая Пречистая (На Успенье – Большая), Аспасов день. В этот день женщины встречают осень у воды (вторая встреча осени, первая на Яблочный Спас). На Малую Пречистую убирают пчел, собирают лук.

24(11) На Федора всякое лето кончается. Полагают, что в этот день осень ездит на гнедой кобыле. Третья встреча осени.

25(12) День Священномученика Автонома. Считается, что в этот день змея в лесах уходит в землю.

27(14) Вздвижение. На Вздвиженье хлеб с поля двинулся (последняя копна с поля), птица в отлет двинулась, гад не движется.

28(15) На Никиту гуси улетают на юг.


Октябрь
Свадьбы обычно правили с Летопроводца (14 сен. н.с.) до Гурия (28 нояб. н.с.)

Октябрь – позимник, грязник, свадебник.

В октябре на одном часу и дождь и снег.

Октябрьский гром – к бесснежной зиме.

От первого снега до санного – 6 недель.

1(18 сен.) Если на Евмена и Арину отлет журавлей – на Покров мороз. «Колесом дорога!» - кричат журавлям, чтоб их воротить (чтоб подольше остались и зима попозже пришла).

2(19 сен.) Трофимов день. На Трофима не проходит счастье мимо: куда Трофим - туда и оно за ним. С Трофима девушки начинают приглядывать себе женихов. С сего дня по Савватия (10 окт. н.с.) отмечалась пчелиная девятина. В эти дни обязательно должен присутствовать мед. Последний срок сбора грибов-листопадников.


3(20 сен.) Если на Астафия северный ветер – жди стужи, южный к теплу, западный – к мокроте, восточный к вёдру; если тепло и летит паутина – к хорошей осени и нескорому снегу.

8(25 сен.) Сергиев день. Сергия капустника. Путь зимний устанавливается в четыре Семины (седмицы) от Сергия. На Сергия Радонежского рубят капусту. Если на Сергия первый снег, то зима установится на Михайлу (21 ноября).

10(27 сен.) День Саватия пчельника. В этот день убирают улья в омшаник.

14(1) Покров.

Покров не лето, Встретенье не зима. Первое зазимье.

Срок наймам и сделкам.

Матушка Покров, покрой землю и меня молоду.

Снег на Покров - к счастью молодым.

Не покрыл Покров, не покроет и Рождество.

Успенье засевает, а Покров собирает (сбор последних плодов).

Между Покрова и Родительской субботы зима не становится.

Если на Покров ветер с севера – к холодной зиме, с юга к – теплой, с запада – к снежной. Каков Покров, такова и зима.

17(4) Ерофеев день. Полагают, что в этот день лешие дурят по лесам: бродят и кричат, хлопают в ладоши и хохочут, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю. Поэтому люди в лес не ходят: леший бесится.

20(7) С Сергия зима начинается, с Матроны устанавливается.


23(10) На Евлампия рога месяца кажут в ту сторону, откуда быть ветрам; если на север – быть скорой зиме, на юг – скорой зимы не жди, будет слякоть до Казанской (4 ноября).

27(14) День Прасковьи трепальницы. Полагают, что с этого дня должно трепать лен. Прасковьи грязнихи, порошихи. На Грязниху грязь - четыре смены до зимы.

Ноябрь

Ноябрь – листогной. Ноябрь – ворота зимы, сумерки года.

Ноябрьские ночи до снега темны.

В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.

Появление комаров поздней осенью - к теплой зиме.


Желтые листья опадают слабо - морозы наступят нескоро.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Суббота перед Дмитрием. Дзяды. Родительская Суббота. Поминовение усопших. Дмитрова суббота – кутейникам работа.

4(22 окт.) Казанская. На Казанскую добрые люди вдаль не ездят. Если на Казанскую небо заплачет, то следом за даждем и зима придет. Кто на Казанской женится, счастлив будет.

8(26 окт.) Дмитров день. Дмитров день перевоза не ждет. Коли Дмитров день будет по голу, то и Святая, а по снегу, и Святая – по снегу.

10(28 окт.) День Прасковеи Пятницы, Прасковеи льняницы (мнут лен и приносят первинку в церковь). На Прасковеи молятся о хороших женихах.

11(29 окт.) День Авраамия овчара, Настасьи овечницы. Овчарный праздник. Полагают, что с этого дня должно стричь овец.

12(30 окт.) Юровая. Праздник рыбаков и охотников. Коли на Юровую волки стаями ходят, будет голод, мор, либо война.


14(1) День Кузьмы и Демьяна. Курячий праздник. На Козьмо-демьяна курицу на стол, цыпленка попу. Коли Кузьма и Демьян закует, то Михаил (8-го) раскует (оттепели). На Кузьму и Демьяна лист с дерева упал не чисто, кое-где остался – впереди суровая зима и знойное сухое лето.

19(6) Если на Павла Исповедника снег – вся зима будет снежной, для озимых хорошо.

21(8) Михайлов день. Михайловские заморозки. С Михаила зима не стоит, земля не мерзнет. Михайловские оттепели, грязи. Во что Михаила, в то и Никола. С Михаила зима морозы кует.

22(9) Матренин день. С зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы. С Сергия (8 окт. н.с.) зима починается, с Матрены устанавливается. Иней на Матрену на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям.

24(11) Со дня Федора Студита стало холодно и сердито. Федор Студит землю студит.

25(12) Дождь на Милостивого - оттепели до Введения.

27(14) Иней на Филиппа - урожай на овес.

28(15) День Гурия - зубного целителя. На Гурия и грязь и снег все в перемежку: Гурий ездит на пегой кобыле. Коли снег покровом ляжет, лежать ему до половодья.

29(16) На Матвея бывают оттепели. На Матвея земля преет.

krasota.liveinternet.ru

Фиксировал начало осени запрет на купание : "Вот с Ильина дни вот уж не купа ютцы. Всё говорили...: "Олень в воду напи сал уж, уже нельзя купа тце "" ; "Купаться, ви[ди]шь, ковда оли нь си кнет в воду, дак нельзя" (Мод., Плотичье, КЦНТК: 135-14) .

Как в любой другой значимый праздник, в Ильин день, а нередко еще и последующие два-три дня не работали, чему способствовал и обычай ходить в гости и на гулянья в деревни, в которых справлялся тот или иной праздник: "Ильин день второ ва [августа], дак вот пятница [перед Ильиным днем]... И не робо тали было. Хоть сколько роботы на поле, и не робо тали некогда . Заветная пятница! Все боялись" (Мод., Кортиха, ШТНК: 079-22) ; "Ильин день - праз[д]ник праз[д]новали. Большой праз[д]ник. Наря дныи ходили - пере[о]дева лись [в праздничную одежду]. Праздник большой в Ильин день... Так друг-то к дружке ходили [в гости]" (Мод., Попчиха, ШТНК: 085-29) .

Несмотря на то, что уборка урожая была делом нелегким, как и любая другая крестьянская работа, она вызывала у женщин и девушек только самые положительные эмоции. Этому немало способствовали и частушки, которые во время жатвы пелись на специальный "долгий" напев (№№ 53-58): "Реже на[до] и с таким, с голосом тонким, и с выносом таким" (Никол., Петрово, КЦНТК: 082-24) ; "На жатве так вот пели, таким тоном - долго , протя жныим" (Дуб., Цампелово, 081-16) ; "У миня мама как уйдёт, <...> вот я и распоюсь. Дак рада до темна жать" (Уст., Кормовесово, КЦНТК: 088-67) . Разумеется, в исполнявшихся на поле частушках присутствовали и жатвенные мотивы:

Жала рожь высокую,
Вязала колосиноцкой.
Из-за подружки дорогой
Россталась с егоди ноцкой
(Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-16)

[Рожь зелёная] густая -
Почему не ле стная?
Сейчас любовь не интире сна,
Дальше - неизвестная.
(Никол., Петрово, КЦНТК: 082-22)

Рожь зелёную не жнут,
И мокрую не вяжет-то.
Про миня про молоду
Чёво , чёво не скажут-то.
(Никол., Петрово, КЦНТК: 082-21)

Собранный урожай вывозили в специальные помещения с печками - овины, где его сушили, а затем на расположенном рядом гумне молотили: "Тоже приспособление было такие: "гумно " называлось или "ладонь" - под кры шой. Там очень ровный пол глиняный. Вот развязывали снопы и настилали: один ряд, а потом другой ряд. И вот ходят и ударяют [цепом, молотилом] по этим колосьям. И они должны угадывать, што бы ни одно ва раза дво ё враз не ударили" (Залес., Залесье, КЦНТК: 112-05) КЦНТКпод

Важнейшим событием не только жатвы, но всего годового цикла крестьянина-земледельца были дожинки. Поэтому, конечно же, они обставлялись целым рядом ритуалов, одним из которых, сохранявшихся наиболее долго, было почитание последнего снопа : "Обеза тельно, ковда конча етцы [жатва], кладём в угол снопик такой небольшой. <...> Это самый последний снопо к завя жошь и принесёшь домой" (Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-007) ; "Дожина ём - сноп приносим сюды [= в дом]. <...> Это ишшо единоли шно жили, дак вот: "Пожина льница, - гов[ор]ят, - у миня , конч илась". Пожина льница. Пожина льной сноп в углу стоит" ; "Приносили такую небольшую... - снопо чик овса. Овёс посли дний шёл. Рожь - раньше, яч мень раньше жали, а овёс последний. И вот с овса несут небольшой такой снопо чик - сделают оккура тненькой, симпатич ненькой - и поставят ёво под образа" .

Пожилые исполнители еще помнят и изготовление пожинальницы в виде антропоморфного существа: "[Последний сноп] или бабушкой [нарядят], или шапку оденут, <...> на пере жнёй угол поставят, и стоит в пере днём углу" (Никиф., Даниловское, КЦНТК: 089-07) .

Принос пожинальницы домой сопровождался символическим выгоном из дома насекомых - тараканов, блох, мух: "Мама идёт, этим снопоч ком машет:

Тараканы, мухи, блохи,
Уходите все вон!
Вы лето летова ли,
Нам зиму зимовать. -

Сходит везде:

Тараканы, мухи, блохи,
Уходите все вон с дома!
Вы летом летова ли,
Нам зиму зимовать. -

<...> Она идёт, везде маха ёт потихоньку так, оккура тненько, и пригова риваёт. <...> Это потому "лето [летова ли]", што лето целое дома-то мало находишься, всё в поле, в поле: то сенокос, то жатва, то посевная, то уборка... - и всё на поле. А зимой нич ово [не делают] - скотину уберут да опять на печ ку. Вот поэтому - "вы лето летова ли"" (Уст., Кузьминское, КЦНТК: 083-37) .

Последний сноп стоял в переднем углу избы до Покрова. А в Покров, день, в который обычно заканчивалась пастьба , его во дворе делили по всей имеющейся в хозяйстве скотине - закармливали скотину на зиму : "Мама утром встаёт, берёт пожина льницу из угла , где образа ... и несёт в хлев. Ло шаде даст - ча сточку скормит, коровушкам, теляткам. Эту пожина льницу обязательно нужно скормить скотине" (Уст., Кузьминское, КЦНТК: 083-37) . "Это мы закармливали их: ...там овцы, дак овца м, корова, дак корове, - всем [делили]. Это как уж на место [= на зиму скотина встаёт]. <...> Пожина льница - это закармливаем мы скотину... Небольшой снопо к так и стоит до са мово Покро ва" (Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-007) .

Празднование дожинок и закармливание на зиму скотины продолжалось и в колхозное время: "А в колхозе пожина льница: пива навари т придсида тель. До люшки даст - там ково -то заколет. Молочка даст. Война шла, бедно жили-то. Ну, покормят нас. Это называлась "пожина льница"" (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-74) ; "Это овёс жнём, и гов[о]рят: "Это надо корове загове тцы, - ну, по пя сточке [дадим]. Хоть и в колхозе. Э сли я дояркой [работаю], дак из колхо знова поля последнюю горсть возьму - скормим. [Это] закармливают коров к зи ме - вот так называлося. Вот осенью закармливают... Обшественную коровушку [надо] накормить: принесла последнюю горсть, [взяла на поле] где дожинают бабы, и накормила ие . Это гов[ор]ят: "Закормила я коровушку сево дни овсом"" (Там же, КЦНТК: 079-74) .

Специальные обряды совершались раньше и при завершении уборки льна. Одним из таких обрядов было выстилание льна кружком - "зеркалом" или "солнышком", как это здесь называлось: "Когда кончишь поле-то стлать, и вот на конце-то и [делали "солнышко"]... штоб лён бели лсы" (Уст., Деметьево, КЦНТК: 088-33) . В старину изготовление "солнышка" сопровождалось кувырканием женщин на выдерганном льне: "Я-то уж советская, дак постелем [лён], да и драка домой. Старухи которые, [те] делали "со лнышок"... - как солнышко ходит вот кругом. И говорит [старуха]: "Ты не сделала, Анна, солнышка-та?" Я говорю: "Ни чёрта не сделала. У миня биле е ва шова будет". Вот так. А другая старуха: "Да надо бы, надо бы, - го[вор]ит, - сделать-то".

Они и кувыркались [с приговором]:

Кукури ку-намани ку,
Потеряла Манька си ку.
Кукури ку на лицё,
Отдала дружку кольцё. -

Да и побежит. Старуха уж это [делала], ста рей которая миня . Кувыркалась кве рьху ногам. Ноги кве рьху. Кувы рнётцы кве рьх ногам: "У миня , - го[вор]ит, - лён бе лой бу дёт. <...> Сте лём лён-то. Ко нч им это всё. Бабы говорят: "Я покувыркалась сево дни, што бы у миня на полосе лён-то [лучше выбелился]". Это раньше..." (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-74, 75) .

Мяли лен там же, где до этого обмолачивали зерно, на гумне. На по мочи, как правило, собирали девушек и женщин: "На[д]о позвать там баб семь-восемь - мнём лён. Изомнём. А на второй день зовёт нас жо - трепа ть" (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-76) ; "Раньше мялкой мяли [лен]... девки. По мочь делают девки... Все вми сте на ладо не соберу тцы... И я мяла то жё коне шно - лет двина дцеть, тринадцать, пятнадцать [было] - мяла льни во всю . Полотно-то надо обработать. Там изомнём, там тре плём, - всё молодёжь. Ну, старухи заведуют ладо нью-то... А как же! А [то] я наделаю дело в-то - изомну -ту не так. Надо погледе ть, штоб он измят был. <...> [Песни тут не поют]. Помни -ко попробуй, вот волокно-то запеха й вот в мялку-ту, да: хоп, хоп, хоп... Тут не до пе сён, как рот те сён. <...> [А когда] бабка сде ла[е]т стол вечером, напоит пивом, дак поём и пля шом - лён мяли" (Там же, КЦНТК: 079-76) .

Окончание уборки и обработки урожая крестьяне старались приурочить к престольным праздникам, которые осенью справлялись в каждой деревне: "Ковда всё на полях уберут... - Бог оро дицын день - товда всё с полей уберут, и в этот день гуляли" (Залес., Залесье, КЦНТК: 112-01) ; "[Дмитриев день] - ч ётвё ртово октября - ч ово -то у нас престол, в деревне праздник у нас... Как вроде уж урожай убера ли, дак вот гуляли... два-три дня. Гуляли, веселились... Святой Дми трей - именинник, дак вот [столы] накрывали, гуляли, веселились" (Мод., Попчиха, ШТНК: 083-27) .

ВОЗДВИЖЕНЬЕ. В Воздвиженье, по народным представлениям, змеи свиваются в клубки и уползают на зимовку: "В Вздви женье в лес не ходим. Нельзя ходить в лес. Там змеи собера ютцы, - говорят, - в куч и. Хто дак и верно говорят, што пришёл в лес да так и убежал - змеи куч ам" ; "[Мужик пришел в лес. Там] как змеи-то да куч ам. <...> В это Вздви женьё собера ютцы змеи в о[д]нно место на зимовку. <...> В Вздви женье нельзя ходить в лес никак" (Никиф., Волосово, КЦНТК: 084-12) .

Выделяется Воздвиженье и тем, что в этот день, как и в некоторые другие важнейшие праздники народно-православного календаря, нельзя работать: "В Вздви женье овины не сушат, бани не топят, в лес не ходят. [Если будешь работать] - тоже привиде нье како ё-то" (Мод., Слуды, КЦНТК: 136-07) .

В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз -14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома. К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки. Например, вот такую:

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
Тараканы пошли вон
Вы лето летовали
А нам зиму зимовать.

Второй раз осенины справляли 21 сентября , в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Рано утром 21 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине. К этому времени весь урожай бывал уже убран, и крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное. В народе эти осенние месяцы носили другое название.

СЕНТЯБРЬ - хмурень, ревун, заревник.

ОКТЯБРЬ - позимник, листопад, грязник.

НОЯБРЬ - полузимник, грудень.

Народные приметы, пословицы, поговорки?

  • Гром в сентябре предвещает (сухую осень);
  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет (ранняя, а если снизу – поздняя) ;
  • Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);
  • Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);
  • Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);
  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);

В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование.

27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. Начиналась одна из самых важных работ - рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься “С БОГОМ!” Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: “Жвакает, будто по снегу рубят”. А как появился первый огород? Спросите вы, а я вам отвечу. Было это давным – давно. Наши предки жили в шалашах да в землянках, а рядом с жилищем выбрасывали мусор, сюда вместе с объедками попадали спелые семена овощей. Они дали всходы, и наши предки убедились, что собирать урожай у порога дома очень удобно и выгодно, так 2 тысячи лет назад наши дедки посадили первые репки. А чтобы никто не затоптал всходы, они стали огораживать посевы, отсюда и пошло наше русское слово «огород». Сейчас при слове огород мы представляем себе грядки с овощами. Но в старину трудно было отличить сад от огорода. Хозяин огорода старался посадить возле своего дома всё, что ему было нужно для еды, лечения, и красоты. Поэтому в русском саде-огороде по соседству с морковью и репой росла смородина, цвели мята и мак. Осень очень щедрая пора. Она дарит нам и овощи, и фрукты, и грибы, и ягоды, но самый ценный, самый дорогой подарок, это …хлеб.

Ведь недаром говорят, что

Хлеб – всему голова.

Хлеб на стол – и стол – престол,

Хлеба ни куска – и стол – доска.

Плох обед, коли хлеба нет.

Нелегко вырастить хлеб, но зато сколько радости, когда урожай собран.
Теперь вы знаете, как раньше на Руси встречали Осень.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!