Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Обучение семьи уходу за больным ребенком. Особенности гигиены детей и уход за ними в стационаре детской больницы

При правильном уходе, соблюдении правил кормления и закаливания ребенок растет здоровым и почти не болеет. Однако иногда болезнь возникает. Ухудшение самочувствия ребенка можно заподозрить по изменению его поведения: вялости, капризам, отказу от еды, плачу и др. Прежде всего надо постараться успокоить его, приласкать, измерить ему температуру, уложить в постель. Необходимо вызвать врача на дом.

Заболевшего следует изолировать от других детей в семье. До прихода врача не следует кормить ребенка (особенно если у него рвота или понос); можно поить его кипяченой водой, чаем или клюквенным морсом.

Рвотные массы, пеленки или горшок с испражнениями необходимо оставить до прихода врача и показать ему.

Уход за больным ребенком требует определенного минимума знаний и навыков, но в большей степени внимания и заботливого отношения. Больному ребенку нельзя давать лекарства без рекомендации врача. Особенно опасны при болях в животе согревающие компрессы, грелки на живот, слабительные.

После осмотра ребенка и установления диагноза врач решает, где лечить больного - на дому или в больнице. Если больной остается дома, то ему должны быть созданы все условия для успешного лечения и надлежащего ухода. Основным помощником родителям при уходе за больным ребенком является участковая медицинская сестра, которая покажет родителям, как нужно выполнять те или иные процедуры, медицинские назначения.

Помещение, где находится заболевший, должно быть чистым, хорошо освещенным и проветриваемым, кровать - удобной. Нельзя укладывать больного ребенка в одну постель со взрослым. Кровать ставят в таком месте, чтобы из форточки или окна воздух не попадал непосредственно на ребенка; прямые солнечные лучи не слепили глаза; нельзя размещать ее также у батарей или других отопительных приборов. Заболевшему выделяют отдельную посуду, горшок с крышкой, тазик для мытья. Для удобства ухода за больным ребенком около кровати необходимо поставить маленький столик или тумбочку, на которую ставят питье, еду. Должно быть приготовлено необходимое количество постельного и нательного белья, а также полотенца, носовые платки и др.

Уборку помещения проводят ежедневно. Во время уборки на 20-30 мин открывают форточку или окно. Вначале удаляют пыль тряпкой, смоченной в воде или дезинфицирующем растворе, протирают батареи отопления, кровать, двери. Предметы ухода за больным и игрушки моют отдельно. Пол протирают влажной тряпкой. Чтобы легче было проводить уборку, все лишние вещи во время болезни ребенка нужно убрать.

Проветривать комнату надо несколько раз в день. Во время проветривания ребенка лучше выносить в другую комнату; если это невозможно, то в холодные зимние дни его можно накрыть дополнительным одеялом, а голову повязать платком. Когда комната хорошо проветрится, окно закрывают, дают воздуху согреться и только после этого снимают с ребенка платок и одеяло.

При сильном порывистом ветре, который нередко наблюдается в осенне-зимний период, особенно в северных районах нашей страны, форточки в окнах затягивают марлей, чтобы холодный воздух не попадал в комнату резкой струей, а распределялся равномерно.

Постель, в которой лежит ребенок, должна быть чистой. Необходимо ежедневно ее перестилать. Если заболевший ребенок - новорожденный, грудного или ясельного возраста, то постельное белье малышу меняют ежедневно. Детям более старшего возраста (если белье не испачкано рвотными массами, мокротой, испражнениями и др.) постельное белье можно менять через 2-3 дня. Застилать кровать надо с особой тщательностью, разглаживая все складки и неровности, поскольку они могут вызвать у больного ребенка раздражение кожи и даже пролежни. Под простыню кладут клеенку (которую ежедневно при перестилании постели протирают влажной тряпочкой). Ребенка накрывают теплым мягким одеялом или простыней в зависимости от температуры воздуха. Пока перестилают постель, ребенка, завернутого в одеяло, держат на руках или укладывают на другую постель, предварительно застелив ее чистой простыней ходить по квартире, лучше всего надевать теплую пижаму из байки или фланели.

Чистое белье хранят в специально предназначенном для этого шкафу. Грязное или испачканное выделениями больного белье сразу же меняют. Белье, загрязненное рвотными массами или испражнениями, складывают в специальный бачок (ведро с крышкой или другую емкость) с дезинфицирующим раствором (0,25 % раствор хлорамина, другой дезинфицирующий раствор, рекомендованный врачом). Перед стиркой белья дезинфицирующий раствор сливают, белье кипятят, затем отстирывают и после тщательного прополаскивания сушат. Белье следует гладить горячим утюгом, разглаживая складки.

При смене нательного белья тяжелобольному, находящемуся на строгом постельном режиме, следует соблюдать некоторые правила: при смене рубашки захватывают ее края, осторожно снимают через голову и затем освобождают руки. Чистое белье надевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, рукав снимают сперва со здоровой руки, затем с больной; надевают рубашку сначала на больную, а потом на здоровую руку.

Больного ребенка умывают каждый день кипяченой водой. Чтобы не намочить постель и нательное белье, вокруг его лица и шеи накладывают полотенце. Влажной ватой протирают лицо, шею, за ушами, складки кожи. Руки ребенка моют несколько раз в день, опуская их в тазик с водой. Сначала руки моют с мылом, затем споласкивают чистой водой и вытирают. Утром и вечером больной должен чистить зубы.

После каждого приема пищи предложите ребенку прополоскать рот теплой водой. Для этой цели лучше использовать воду подсоленную ("/ чайной ложки поваренной соли на стакан воды) или содовую (3-5 г пищевой соды на стакан воды).

Специального ухода за глазами, если нет сопутствующего воспалительного процесса, не требуется. Ребенку промывают глаза во время утреннего и вечернего туалета. Если имеются выделения, склеивающие ресницы, глаза промывают при помощи стерильного марлевого тампона, смоченного теплым крепким чаем. По рекомендации врача глаза промывают 1 % или 2 % раствором борной кислоты или слабым раствором марганца. Для этого заранее приготавливают шарики из ваты (лучше хлопковой); каждый глаз промывают отдельно ватным шариком, смоченным в растворе, в направлении от виска к носу. При сильном выделении гноя из глаз, ребенка укладывают на бок (со стороны больного глаза), при этом под голову на подушку подкладывают сложенное в несколько слоев полотенце.

Перед процедурой следует тщательно вымыть руки с мылом и щеткой, протереть их спиртом. Пипетку для закапывания капель или лопаточку для закладывания мази перед употреблением кипятят. При закапывании в глаза лекарственного средства указательным пальцем оттягивают нижнее веко, другой рукой из пипетки медленно выпускают одну каплю ближе к носу (при этом попросите ребенка отвести взгляд в противоположную сторону), затем капают вторую каплю и предлагают ребенку закрыть глаза. После использования глазную пипетку промывают теплой водой и помещают в специальный футляр. Глазную мазь закладывают при помощи стеклянной лопаточки. Для этого оттягивают нижнее веко, на конъюнктиву помещают мазь, просят ребенка закрыть глаза и осторожными движениями пальцев по веку растирают мазь.

Во время ежедневного утреннего туалета ребенку надо обязательно мыть уши или протирать их влажной ватой, а затем вытирать насухо.

Ухаживающие за больным ребенком должны следить за тем, хорошо ли он слышит. При некоторых заболеваниях (особенно инфекционных) при применении ряда лекарственных средств (например, антибиотиков) из-за образования серной пробки может произойти ухудшение слуха. Чтобы удалить серную пробку, в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора пероксида (перекись) водорода или стерильного вазелинового масла, затем при помощи ватной турунды вращательными движениями удаляют пробку. При закапывании капель в левое ухо голову ребенка наклоняют к правому плечу. Левой рукой оттягивают мочку уха, правой рукой закапывают несколько капель в слуховой проход. После этого в ухо закладывают небольшой ватный тампон на несколько минут или повязывают голову косынкой. Однако прежде чем проводить эту процедуру, необходимо посоветоваться с лечащим врачом.

Во время утреннего туалета необходимо освободить носовые ходы от слизи и корочек. Если ребенок сам не может высморкаться, ему необходимо помочь. Для очистки носовых ходов в них попеременно вводят ватную турунду, смоченную вазелиновым маслом (желательно стерильным), глицерином или другим масляным раствором. При этом голову ребенка запрокидывают назад и через 2-3 мин вращательными движениями удаляют корочки. Очистку носовых ходов необходимо проводить регулярно.

Очень важен уход за кожей ребенка, не только длительное время находящегося на строгом постельном режиме, но и всех остальных.

При ежедневном утреннем туалете кожу протирают влажным полотенцем, после чего лицо, туловище и конечности вытирают насухо. Следите за любыми изменениями на поверхности кожи (опрелостями, трещинами, шелушением). Особое место среди поражений кожи у детей, находящихся длительное время на постельном режиме, занимают пролежни, т. е. некроз мягких тканей (кожи и подкожной клетчатки). Пролежни чаще всего возникают у ослабленных детей в области крестца, лопаток, большого вертела, локтей, пяток, где мягкие ткани сдавливаются между поверхностью постели и подлежащим костным выступом.

Образование пролежней может быть обусловлено плохим гигиеническим уходом за кожными покровами, неудобной постелью, смятым бельем. Все это ведет к нарушению кровообращения в коже и подлежащих тканях. Сначала участки кожи бледнеют, затем краснеют, появляются отечность, а затем и мацерация (отслаивание) эпидермиса. Если процесс не остановить, то возникают пузыри и некроз кожи. В тяжелых случаях омертвлению подвергаются не только мягкие ткани, но даже надкостница и поверхностные слои костной ткани. Это очень опасно, поскольку присоединение инфекции приводит к сепсису.

При уходе с любовью и выздоровление пойдет быстрее; это относится и к вашему больному ребенку. Теперь ему нужны в первую очередь ваша внимательность, ваша близость и ваше тепло. Однако для ухода за больным ребенком требуются и некоторые специальные знания.

Чтобы ухаживать за больным ребенком не нужно учить слишком много нового; ведь ребенок не может жить без вашего ухода даже тогда, когда он вполне здоров. Вы привыкли заботиться о его чистоте, его питании и его здоровье. То же самое, только в гораздо большем объеме, требуется ему и при плохом самочувствии.

Уход за больным ребенком до года

Если ребенок до года лечится дома, то как правило возникает необходимость измерять температуру, давать различные лекарства (причем в разных формах – как твердые таблетки,так и капли).

Как измерить температуру ребенку до года?

Крайне важный этап в уходе за больным ребенком – измерение температуры тела. До пятилетнего возраста измерять температуру тела во рту неэффективно. Помните, что ртутный термометр небезопасен, поэтому самым оптимальным вариантом является использование электронного термометра, место измерения температуры – под мышкой. Возьмите ребенка на руки, успокойте – для более точного значения ребенок должен быть спокоен не менее получаса. Даже если термометр пропищал, не спешите доставать его из-под мышки ребенка, подержите еще 4-5 минут.

Что делать при рвоте у ребенка?

Крайне неприятным проявлением болезни является рвота. Осуществлять уход за больным ребенком нужно так: посадите его на одно колено, и, положив одну руку ребенку на лоб, а вторую на живот помогите ребенку, проследив, чтобы рвотная масса не попала в дыхательные пути. Когда рвота прекратится, умойте ребенка, прополощите ему рот – чтобы убрать неприятный привкус. Ни в коем случае не оставляйте его одного, и в случае повторяющейся рвоты обязательно вызовите Скорую помощь.

Как правильно осуществлять уход за больным ребенком?

Уход за больным ребенком до года включает в себя умение правильно давать лекарства малышу. Если лекарство имеет неприятный привкус, либо растворите его в любимом напитке малыша, либо приготовьте напиток для того, чтобы запить невкусный раствор. Также старайтесь влить лекарство поглубже – на кончике языка самая большая концентрация вкусовых рецепторов, и чем дальше в рот, тем их меньше и вкус чувствуется не так остро.

Как правильно закапать капли ребенку?

Закапать капли в глаз может быть достаточно сложно. Положите ребенка так, чтобы его голова оказалась у вас на коленях, одной рукой раздвиньте веки, а другой закапайте необходимое количество лекарства. Если ребенок уворачивается, попросите кого-нибудь помочь вам.

Ухо – орган, очень чувствительный к разнице температур, и поэтому закапывание холодных капелек может стать очень неприятной процедурой для малыша. Подогрейте флакончик на водяной бане или под струей теплой воды – но не перегрейте, чтобы не вызвать ожог.

Если возникла необходимость закапать ребенку капли в нос, для начала очистите его по-максимуму – ребенок постарше может высморкаться самостоятельно, с малышами придется воспользоваться аспиратором. Запрокиньте ребенку голову, закапайте капли и попросите ребенка вдохнуть.

Как ухаживать за больным ребенком

Как правильно ухаживать за больным грудным ребенком?

Ваш малыш не знает, что с ним случилось. Часто у него нет даже сил, чтобы сообщить о том, что ему нужно.

Из-за болезни он стал еще более пассивным, чем даже был прежде. Поэтому ваша близость и ваша внимательность теперь ему особенно нужны. Хорошо, если вы в это время сможете целиком сосредоточиться на своем ребенке и не отвлекаться. Тогда вы не упустите важнейших вещей, а именно, чтобы было достаточное количество жидкости для питья и чтобы регулярно собирались выделения - полные или по крайней мере мокрые пеленки.

Имейте в виду, что ребенок в это время особенно нуждается в вашей близости (и не забудьте все же несколько уменьшить степень этой внимательности после выздоровления). Обеспечьте ему атмосферу нежности и тепла, потому что каждое ласковое слово, даже просто поглаживание укрепляет волю к жизни и защитные силы организма маленького пациента.

Как правило, болезни маленьких детей безвредны, поэтому не проявляйте излишней боязни и озабоченности. Но когда заболевание принимает серьезный характер, для ребенка оно особенно опасно. Искусство ухаживать за больным ребенком заключается в том, чтобы отличить одно состояние от другого и даже в крайних обстоятельствах сохранять спокойные нервы и поступать правильно. С помощью вашего врача это должно вам удастся.

Уход за бальным ребенком - это дело не только вашей жены. Особенно, если вы оба работаете, вам тоже нужно обязательно подключиться к этому. Если ваша жена уже израсходовала свои выходные дни, то теперь очередь за вами. Вы будете нужны и в том случае, если жена больна сама. Принимайте теперь участие в уходе за ребенком в свое свободное время независимо от того, здоров малыш или болен. Тогда в экстремальном случае вы не будете выбиты из колеи. Уже одна уверенность в этом снимет часть груза с вашей жены.

Уход за больным ребенком в домашних условиях

Лучше всего и для вас, и для вашего больного ребенка, если ухаживать за ним будут возможно дома. Потому что в знакомой обстановке он очень хорошо отдохнет, да и вам будет легче работать в собственных четырех стенах. Впрочем, здесь необходима предпосылка - наблюдение за ребенком должно быть круглосуточным. Потому что теперь малыша ни на минуту нельзя оставлять одного.

Разумеется, вас могут подменить муж, ваша мать или подруга, но ребенок будет искать в первую очередь именно вашей близости. Он чувствует себя плохо - и ищет у вас утешения и поддержки. Это не значит, что вы должны неотлучно сидеть около его кроватки, но вы должны держаться поблизости и брать его в комнатную или детскую коляску, передвигаясь по квартире. Включите внутренний телефон, если ребенок находится в другой комнате. И оставляйте малыша на это время спать на ночь в своей комнате около своей постели.

Комната больного ребенка

Малыш лучше всего спит при температуре в комнате 18-20 °С. Ночью температура может быть на 2 градуса ниже.

Свежий, не слишком сухой воздух особенно приятен. Если на улице тепло, можно открыть окно. В холодное время нужно проветривать помещение, когда в нем нет ребенка.

Увлажнитель воздуха распространяет пыль и бактерии по помещению. Чтобы ухаживать за больным ребенком лучше развесить влажные тряпки на батареях и на сушилках.

Если ребенок страдает заболеванием дыхательных путей, вы можете довести до кипения в кастрюле отвар ромашки (экстракт ромашки из аптеки), перемешать его по указаниям на упаковке и продолжать его кипятить в комнате при помощи кипятильника. Такой пар увлажнит воздух и окажет успокаивающее действие на слизистую оболочку ребенка. Поставьте кастрюлю в безопасное место и в это время оставайтесь в комнате.

Уход за больным ребенком имеет ряд особенностей. Персонал детских отделений должен проходить специальную подготовку. Расставание с родными, пребывание в больнице, лечебные процедуры неизбежно травмируют психику ребенка. Задача медперсонала обеспечить уход, который максимально ослабит отрицательное влияние больничной обстановки. При приеме в стационар ребенка необходимо ласково отвлечь его от расставания с родными; узнать о привычках ребенка, режиме, который соблюдался дома; в приемном покое должны быть игрушки (допустимо взять чистые и безопасные моющиеся игрушки).

В палатах должно быть уютно, в арсенале лечебных средств должны быть игрушки, картинки, веселые книжки. Необходимо частое проветривание в сочетании с обеззараживанием воздуха ультрафиолетовым облучением бактерицидными лампами (детям, остающимся в палате, надевают специальные очки). Кровати должны быть с приспособлениями, позволяющими регулировать Высоту изголовья, а для детей раннего возраста - с решётчатыми боковыми стенками, одна из которых откидная. Матрацы лучше волосяные или из морской травы, ваты. Маленьким детям матрац покрывают клеенкой, затем простыней.

Детские отделения должны иметь веранды для дневного сна на свежем воздухе; выздоравливающим детям разрешают прогулки.

Огромное значение имеет режим дня, соответствующий возрасту и состоянию больного ребенка.

Вечером необходимо исключить все моменты, возбуждающие нервную систему ребенка. Режим питания зависит от возраста ребенка и характера заболевания: кормить следует в одно и то же время, небольшими порциями, неторопливо; давать больше жидкости (если нет противопоказаний), витамины; нельзя кормить насильно. Дети должны получать общие гигиенические или лечебные ванны (см. Ванны, для детей). Тяжелобольным утром и на ночь следует протирать лицо, шею, складки кожи ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде. Грудных детей подмывают несколько раз в день, после чего тщательно просушивают тело ребенка мягкой пеленкой, складки кожи смазывают прокипяченным растительным или вазелиновым маслом. Белье и одежда должны быть из мягкой ткани приятной расцветки и тщательно подобраны по размеру и возрасту. Важное значение имеет воспитательная работа. Для детей школьного возраста с разрешения лечащего врача организуют занятия по школьной программе.

Медсестра ведет специальный сестринский лист на каждого ребенка, в котором отмечаются , аппетит, стул и другие сведения.

Таблетки маленьким детям следует размельчать и смешивать с сахарным сиропом. Если ребенок не открывает , можно слегка сжать его нос двумя пальцами, при этом ребенок открывает рот для вдоха, и ему вливают лекарство. Тяжелобольного ослабленного ребенка нужно чаще брать на руки, чтобы не возникали застойные явления в легких. В случае рвоты ребенка надо быстро посадить или уложить на бок; по окончании рвоты - прополоскать ему рот и дать выпить несколько глотков холодной воды. Измерение температуры тела у маленьких детей имеет свою специфику (см. Термометрия тела).

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное Бюджетное Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский Государственный Медицинский Университет»

Кафедра терапии и сестринского дела с уходом за больными

Утверждаю

Зав. кафедрой,

Профессор Назифуллин В.Л.

«___»____________2014 г.

Лекция по дисциплине «Сестринское дело-2»

Тема: «Особенности реализации плана системного ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля»

Тема: Особенности реализации плана системного ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля.

Системный уход включает обслуживание больного, создание наиболее благоприятных условий для его выздоровления, облегчения страданий и предотвращения осложнений.

Уход за больными включает комплекс мероприятий, имеющих целью облегчить состояние больного и обеспечить успех лечения.

В ряде случаев больные нуждаются в применении специальных методов ухода, что зависит в первую очередь от характера заболевания.

На всех этапах деятельности медсестры при осуществлении сестринского процесса обязательными условиями являются:

Профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общение, анализ и интерпретация полученных данных;

Создание доверительной обстановки при общении с пациентом;

Соблюдение конфиденциальности;

Согласие и взаимодействие пациента, планирование и реализация сестринского процесса по организации ухода;

Организация сестринского системного ухода за терапевтическими больными взрослыми и детьми начинается с выяснения жалоб (т.е. расспрос анамнеза заболеваний, анамнеза жизни), выявление проблем пациента, нуждающегося в удовлетворении и оценки общего состояния здоровья.

При оценке общего состояния больного взрослого и ребенка терапевтического профиля медсестра определяет:

    Сознание пациента (ясное, адекватная реакция на окружающую обстановку), ступор (оглушение), сопор (глубокая стадия оглушения, беспамятство), кома (полная потеря сознания, утрата реакции на внешние раздражители).

    Положение больного в постели: вынужденное, пассивное, активное.

    Температура тела: нормальная, субфебрильная лихорадка(36,4-37⁰), гиперпиретическая лихорадка.

    Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки, опорно-двигательного аппарата (цвет, развитие подкожно-жировой клетчатки, тонус, тургор кожи, сосудистый рисунок, отеки и.т.д.).

    Состояние сердечнососудистой системы, и органов дыхания, пищеварения, почек и мочевыводящих путей.

    Функции жизненно-важных органов.

    Характер заболеваний (легкой тяжести, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое течение).

Наблюдая за больными в процессе системного ухода, оценивается общее состояние. Различают:

Удовлетворительное,

Средней тяжести,

Тяжелое,

Крайне тяжелое,

Терминальное,

Состояние клинической смерти.

Системный уход – это поддержание санитарного порядка в помещении, где находится больной, забота о его удобной постели, чистоте белья и одежды, организация питания, помощь при приеме пищи, туалете, физиологических отправлениях и.т.д., выполнение всех предписанных медицинских процедур и лекарственных назначений, а также непрерывное наблюдение за самочувствием, состоянием больного.

Специальный уход включает особенности ухода, обусловленные спецификой того или иного заболевания или повреждения.

Правильно построенный режим обеспечивает пациентам своевременное питание, выполнение гигиенических и лечебно-диагностических мероприятий, полноценный отдых, а также способствует поддержанию соответствующего санитарного состояния в палатах (отделении).

Младшая медицинская сестра обязана следить за соблюдением в отделении тишины, своевременным отключением осветительных приборов, радио, телевизора во время дневного и ночного отдыха. Соблюдать правила внутреннего распорядка необходимо всем медицинским работникам. Четкий режим наряду с другими правилами способствует поддержанию лечебно-охранительного режима в лечебно-охранительном учреждении (отделении).

Каждому пациенту в зависимости от тяжести состояния назначается определенный индивидуальный режим.

Строгий постельный режим . Пациенту не разрешается вставать, садиться, активно двигаться в постели, поворачиваться.

Все гигиенические мероприятия, физиологические отправления больной совершает в постели. Младшая медицинская сестра ухаживает за пациентом, кормит его, следит, чтобы он не вставал, осуществляет все мероприятия, необходимые для выполнения правил личной гигиены тяжелобольного.

Постельный режим. Пациенту разрешается поворачиваться и садиться в постели, но не покидать ее. Кормление и мероприятия личной гигиены ему помогает выполнять младшая медицинская сестра.

Полупостельный режим . Пациенту разрешается передвигаться в пределах палаты, сидеть на стуле около кровати. Кормление происходит в палате. Мероприятия личной гигиены пациент может осуществлять самостоятельно или с помощью младшей медицинской сестры (в зависимости от устройства палаты).

Общий режим . Пациент самостоятельно себя обслуживает, осуществляет мероприятия личной гигиены, свободно ходит по палате, по коридору, в столовую. Ему могут быть разрешены прогулки по территории больницы.

Наблюдение за состоянием больного – важный элемент ухода. Лечащему врачу необходимо сообщать обо всех изменениях, происходящих с больными. Обращают внимание на психику: нет ли нарушения сознания, настораживающих отклонений в поведении, изменений в эмоциональной сфере. Положение тела больного может быть активным, вынужденным, пассивным. Активное – это обычная или достаточная подвижность больного, при пассивном положении отмечается его обездвиженность или малая подвижность. Для некоторых болезней характерно вынужденное положение больного; например, при согнутых в коленях и приведенных к животу ногах уменьшается боль у страдающих некоторыми заболеваниями органов брюшной полости; положения, сидя или полусидя облегчает дыхание при удушье. При ряде заболеваний отмечается судорожные подергивания определенных групп мышц или общие судорожные припадки, при их появлении нужно вызвать врача. Обращают внимание на изменение окраски кожи, повышение или понижение температуры тела, появление высыпаний, зуда, выражение лица, которые могут указывать на улучшение или ухудшение состояния. Бледность, легкую желтизну кожи и видимых слизистых оболочек лучше выявлять при дневном свете. При обнаружении на коже сыпи надо обратить внимание на ее цвет, вид, а также характер распространения. Ценной информацией для врача могут служить данные о резких изменениях цвета мочи и кала больного. Необходимо следить также за переносимостью лекарственных препаратов и при появлении кожных высыпаний, зуда, жжения языка, тошноты, позывов на рвоту надо воздержаться от очередного приема лекарства до консультации с врачом.

Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста. Многие заболевания у людей пожилого возраста протекают атипично, вяло, без выраженной температурной реакции, с присоединением тяжелых осложнений, что требует особого наблюдения.

Пожилые люди нередко проявляют повышенную чувствительность к нарушениям температуры окружающей среды, питанию, к изменению светового и звукового режима, к лекарствам. Подверженность их к инфекциям, воспалительным процессам обязывает к особому тщательному гигиеническому уходу. Эмоциональная неустойчивость, легкая ранимость психики; а при сосудистых заболеваний мозга – резкое снижение памяти, интеллекта, самокритичности, капризность, беспомощность, а подчас и неопрятность, требуют особого внимания и терпения со стороны близких и медсестры.

Учитывая склонность пожилых и старых людей к застойным явлениям, сопровождающимся пневмонией, рекомендуется в пределах допустимого поддерживать их активность (чаще поворачивать и.т.п.). Нередко врач стремится ограничить постельный режим этим больным, назначает массаж, дыхательную гимнастику. Все это надо обязательно выполнять, несмотря на то, что такие процедуры и сокращение срока постельного режима иногда вызывают недовольство больных.

Особенности ухода за больным ребенком. Уход за детьми требует определенного минимума знаний и навыков, заботливого отношения к ним.

Если ребенок заболел, нужно до прихода врача измерить температуру, умыть, надеть на него чистое белье и уложить в постель. Если он не хочет ложиться – постараться умерить его активность, например, удобно усадить, рядом поставить столик и положить на него предметы для рисования, рукоделия, предложить книгу или спокойную, интересную для него игру.

Больному ребенку нельзя давать лекарства без рекомендации врача. Особенно опасно при болях в животе прикладывать грелку и давать слабительное. Если болезнь начинается с рвоты или поноса, до прихода врача кормить больного нельзя, при жажде можно дать лишь кипяченую воду или слегка подслащенный чай. Заболевшему выделяют отдельную посуду, полотенце, горшок с крышкой, чистый тазик. Пеленку или горшок с испражнениями сохраняют до прихода врача. При наличии в семье других детей, заболевшего изолируют от них.

Уход за больным ребенком, помимо применении лекарств, включает соблюдение правил личной гигиен; содержание в чистоте помещения и постели, белья и одежды, правильное питание, предоставление, доступных развлечений и игрушек, ласковое, спокойное, и терпеливое обращение, точное выполнение врачебных назначений.

Каждое утро необходимо умыть ребенка, перестелить постель. Если больному нельзя ходить, его умывают в постели, предварительно подготовив таз, ковш с водой; мягкое полотенце, зубную щетку, зубную пасту и.т.д. При утреннем туалете нос и уши прочищают ватными жгутиками, прополаскивают рот раствором, рекомендованным врачом. Полоскать полость рта желательно также после каждого приема пищи.

Подмывание ребенка в зависимости от его состояния приводят ежедневно утром и вечером, для этого используют тазик, сложенную в несколько раз пеленку, вату или чистую ткань, смочив их в теплой (не горячей) воде.

Особенно тщательно должен быть гигиенический уход за ребенком грудного возраста. Чтобы не причинять болевых ощущений и не утомлять малыша, который болезненно реагирует на каждое прикосновение.

Особенности ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля при различных заболеваниях.

Особенности системного ухода за больными с заболеваниями органов дыхания.

Заболевания органов дыхания занимают первое место среди всех болезней, встречающихся в детском возрасте. Чаще всего дети болеют острыми респираторными вирусными бронхитами, пневмониями, аллергическими заболеваниями (респираторные аллергозы), бронхиальная астма и др.

При поступлении в больницу детей с заболеваниями органов дыхания, их помещают в светлые, хорошо приветриваемые палаты. Дети грудного возраста, особенно новорожденные, госпитализируются в баксы.

Основными симптомами (существующими проблемами) заболеваний органов дыхания являются кашель (продуктивный, непродуктивный), затруднение дыхания, повышение темературы тела (лихорадка) , боль в грудной клетке, одышка, слабость. Потенциальными проблемами являются – осложнение заболевания, переход в хроническую форму.

Наблюдение за дыханием пациента следует вести незаметно и считать число дыханий положив руку на конец грудины при одышке и приступах удушья (астмы) число дыханий возрастает. В этих случаях, чтобы облегчить состояние, следует освободить грудь больного от стесняющей одежды и тяжелых одеял, придать ему полусидящее положение, создать доступ свежего воздуха, применять кислородо-терапию.

При кашле необходимо проследить за его характером и помочь больному придать такое положение при котором будет лучше отходить мокрота, медсестра должна определить цвет мокроты (гнойная, слизистая, кровянистая), пользоваться индивидуальной плевательницей с плотной крышкой.

При кровохарканье (выделение крови или мокроты с примесью крови из дыхательных путей при кашле) обеспечить им полный покой, помочь пациенту принять удобное полусидящее положение с наклоном в пораженную сторону, во избежание попадания крови в здоровое легкое, на больную половину грудной клетки кладут пузырь со льдом.

При появлении боли в грудной клетке (чаще при плеврите), необходимо помочь выбрать удобное положение, хорошо укрыть, поставить горчичники. Если боли не уменьшаются, то в результате отвлекающей терапии, тогда осуществляется обезболивающая терапия.

При повышении температуры тела, сопровождающейся ознобом, сестра обязана:

Положить теплые грелки к ногам;

Напоить теплым крепким чаем;

При появлении одышки или удушья специалист сестринского дела должен немедленно сообщить врачу свои наблюдения; за характером одышки, частотой дыхания и принять меры для облегчения состояния больного: создать вокруг больного обстановку покоя, успокоить и помочь больному принять удобное возвышенное (полусидящее) положение, приподняв головной конец кровати или подложив под голову и спину подушку; освободить от стесняющей одежды, обеспечить доступ свежего воздуха, при наличии назначения врача дать карманный ингалятор и объяснить, научить как им пользоваться, по показаниям ингаляции и оксигенотерапии.

В процессе ухода наблюдают за пульсом и артериальным давлением, чтобы своевременно предупредить развитие осложнений со стороны ССС (острой сосудистой и сердечной недостаточности).

При крупе – необходима безотлагательная помощь. Существующие проблемы при крупе: приступообразный лающий кашель, затруднение вдоха.

Сестринское вмешательство: немедленно вызвать врача, успокоить пациента, обеспечить приток свежего воздуха, дать теплое щелочное питье, провести отвлекающие местные процедуры (ножные ванны, горчичники на грудную клетку, теплые щелочные ингаляции), при развитии удушья немедленно проводят ИВЛ.

При острой дыхательной недостаточности помощь заключается в проведении оксигенотерапии, респираторно-ингаляционная терапия, ИВЛ.

Одышка по происхождению:

Легочная;

Сердечная;

Центральная (черепно-мозговая травма и др.);

Психогенная.

Первая помо щь при одышке:

    Вызвать врача.

    Ограничить физическую активность.

    При тяжелой одышке усадить пациента в кресло или в кровать.

    Придать возвышенное (сидячее) положение, подложив подголовник или несколько подушек под спину, или приподняв верхнюю часть функциональной кровати.

    Успокоить пациента и объяснить ему, что после того, как начнется лечение, одышка уменьшится.

    Постараться переключить внимание пациента.

Астма, или удушье (греч. аsthma – тяжелое короткое дыхание) – общее название остро развивающихся приступов одышки различного происхождения. Приступ удушья лёгочного происхождения вследствие спазма бронхов называют бронхиальной астмой. При застое крови в малом круге кровообращения развивается сердечная астма.

При появлении у больного одышки или удушья медсестра должна немедленно сообщить врачу свои наблюдения за характером одышки, частотой дыхания, а также принять меры для облегчения состояния больного:

    Создать вокруг больного обстановку покоя, успокоить его и окружающих.

    Помочь больному принять возвышенное (полусидящее) положение, приподняв головной конец кровати или подложив под голову и спину подушки.

    Освободить от стесняющей одежды и тяжелых одеял.

    Обеспечить доступ свежего воздуха в помещении (открыть форточку).

    При наличии соответствующего назначения врача дать больному карманный ингалятор и объяснить, как им пользоваться.

Пользование карманным ингалятором при бронхиальной астме:

    Снять с мундштука баллончик с аэрозолем защитный колпачок.

    Повернуть баллончик вверх дном и хорошо встряхнуть его.

    Попросить пациента сделать глубокий выдох, взять мундштук в рот, зажав его плотно губами.

    После начала вдоха нажать на ингалятор.

    Продолжать медленно вдох до заполнения лёгких.

    Задержать дыхание на 10 секунд или долго, как пациент может вытерпеть без неприятных ощущений.

    После этого попросить пациента вынуть мундштук изо рта и сделать медленный выдох.

Количество доз аэрозоля определяет врач. После вдыхания глюкокортикоидов больной должен прополоскать рот водой для профилактики развития кандидоза полости рта. Глюкокортикоиды – гормоны коры надпочечников.

Боли в грудной клетке. При заболеваниях органов дыхания болевой синдром чаще всего связан с вовлечением в патологический процесс плевры (плеврит, плевропневмония, пневмоторакс, карциномитоз плевры и др.). Плевральные боли провоцируются дыхательными движениями, в связи с чем больные стараются дышать поверхностно.

Уход: придание больному удобного, ограничивающего дыхательные движения положения (на больном боку), выполнении по назначению врача простейших физиотерапевтических процедур (постановки горчичников и др.). При повышении у больного температуры тела выше 38 о С любые физиотерапевтические процедуры противопоказаны.

Необходимо по назначению врача обеспечить больному прием обезболивающих препаратов и лекарственных средств, уменьшающих кашель. При наличии у больного экссудативного плеврита (воспаления плевры с пропотеванием жидкости (выпотом) в плевральную полость) по назначению врача ему проводят плевральную пункцию.

Организация системного ухода за больными взрослыми и детьми при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Наиболее частыми симптомами заболеваний органов кровообращения являются боли в области сердца, отдышка и удушье (сердечная астма), головные боли, отеки и др.

Боли в области сердца – один из наиболее характерных признаков многих заболеваний. В одних случаях это проявление тяжелых органических заболеваний сердца и коронарных сосудов (стенокардия, инфаркт миокарда), в других – менее опасных болезней (кардионевроз). Боли в области сердца при острой коронарной недостаточности обусловлены спазмой или тромбозом коронарных артерий.

Запомните! При острой коронарной недостаточности характерны следующие признаки:

    Приступообразный характер боли;

    Локализация боли за грудиной (или несколько влево от нее);

    Иррадиация боли в левую руку, лопатку, плечо, шею;

    Быстрое прекращение или ослабление боли после приема нитроглицерина (за исключением случаев инфаркта миокарда, когда боли купируются только наркотическими анальгетиками);

    Однотипность условий, вызывающих боли (например, быстрая ходьба по лестнице, ночные боли и т.д.).

При инфаркте миокарда боли за грудиной с иррадиацией в левую руку и лопатку могут длиться от 20-30 минут до нескольких часов. Они более интенсивны, нередко купируются только после введения наркотических анальгетиков и часто сопровождаются страхом смерти.

Сестринское вмешательство: При возникновении у больного болей в области сердца следует немедленно вызвать врача, до прихода которого сестра должна оказать первую помощь.

Последовательность действий:

    Усадить или уложить больного, обеспечив ему полный психологический и физический покой.

    Дать больному нитроглицерин (1 таблетку под язык или 1-2 капли 1% раствора нитроглицерина на сахаре или на таблетке валидола) и 30-40 капель корвалола или валокардина.

    Поставить горчичники в области сердца и на грудину.

При оказании больному неотложной доврачебной помощи следует помнить, что действие нитроглицерина наступает быстро – через 1-3 минуты. У некоторых больных нитроглицерин вызывает сильную пульсирующую головную боль, которую можно предотвратить или уменьшить, дав вместо нитроглицерина 3-5 капель ментолового спирта и нитроглицерина на сахаре. Легкая головная боль и головокружение, шум в ушах не являются противопоказаниями к назначению нитроглицерина.

Если купировать боль не удалось, то дальнейшее лечение приводится по назначению врача.

Медицинская сестра в критических для больного ситуациях должна проявить выдержку, работать быстро, уверенно, без излишней поспешности и суетливости.

Необходимо помнить, что больные, особенно с заболеваниями органов кровообращения, мнительны. Поэтому сообщать больному обо всех обнаруженных у него изменениях надо достаточно тактично и осторожно, иначе состояние больного может резко ухудшиться. Не следует перешептываться за спиной больного, так как это часто воспринимается как желание скрыть от него что-то опасное.

Головная боль может быть симптомом многих заболеваний, при которых необходимо оказание экстренной помощи. Пульсирующая, давящая боль, часто локализующаяся в области затылка, является одним из первых симптомов гипертонического криза. Гипертоническим кризом называют резкое повышение у больных гипертонической болезнью артериального давления, сопровождающееся головной болью, головокружением, шумом в голове, тошнотой, иногда рвотой, мельканием «мушек» перед глазами. Медицинская сестра должна уметь оказать доврачебную помощь при гипертоническом кризе.

Последовательность действий:

    Вызвать врача;

    Уложить больного в постель с приподнятым изголовьем, обеспечив ему полный физический и психический покой;

    Обеспечить ему доступ свежего воздуха (можно ингаляции кислорода);

    Поставить горчичники на затылок и икроножные мышцы;

    Сделать горячие или горчичные ножные ванны, теплые ванны для рук, холодный компресс к голове;

    Приготовить необходимые лекарственные средства.

Удушье (сердечная астма) – один из грозных симптомов острой сердечной недостаточности. Приступ удушья появляется внезапно: дыхание становится частым (30-50 в минуту), клокочущим, слышимым на расстоянии, иногда выделяется пенистая розовая мокрота. Больные занимают вынужденное сидячее или полусидящее положение в постели, несколько облегчающее дыхание.

Возникновение приступа удушья требует оказания больному экстренной медицинской помощи.

Последовательность действий:

    Вызвать врача;

    Измерить артериальное давление;

    Придать больному полусидящее положение (при гипотензии) или сидячее (при гипертензии) положение;

    Если систолическое давление у больного не ниже 100 мм рт.ст., дать ему нитроглицерин;

    Начать оксигенотерапию с пеногасителем через маску или носовой катетер. Самым простым пеногасителем являются пары этилового спирта: 96% спирт наливают в дозиметр или специальный увлажнитель и пропускают через него кислород, идущий от баллона или по централизованной системе через носовой катетер. Более активным пеногасителем, который применяется тем же способом, что и спирт, является 10% спиртовой раствор антифомсилана;

    Через 5-10 минут после перевода больного в полусидящее (сидячее) положение наложить венозные жгуты на конечности (часть крови при этом депонируется в конечностях, уменьшается объем циркулирующей крови и облегчается работа левого желудочка).

В качестве жгутов можно использовать резиновые бинты или резиновые трубки. Накладывают их одновременно на три конечности: на ноги жгуты накладывают приблизительно на 15 см ниже паховой складки, на руку – примерно на 10 см ниже плечевого сустава. На руку вместо жгута можно накладывать манжетку от тонометра, нагнетая в нее воздух и одновременно используя ее для периодического контроля за уровнем артериального давления. Через каждые 15-20 минут один из жгутов снимают и накладывают его на свободную конечность.

Если приступ сердечной астмы или отек легких развился дома, больного госпитализируют в специализированной машине скорой помощи в кардиологическое отделение. При транспортировке больного головной конец носилок должен быть приподнят.

Обморок – это кратковременная потеря сознания, обусловленная остро возникшей недостаточностью кровенаполнения сосудов головного мозга. Обморок наступает обычно при сильных нервно-психических воздействиях (испуг, резкие болевые раздражения, вид крови), при переутомлении, волнении, в душном помещении.

Больной чувствует головокружение, тошноту, у него темнеет в глазах, он теряет сознание. Отмечается резкая бледность кожных покровов, холодный пот, похолодание конечностей, слабый частый пульс.

В неосложненных случаях обморок длится не более 20-40 секунд, после чего сознание полностью восстанавливается. Медицинская сестра должна уметь оказать больному помощь до прихода врача.

Последовательность действий:

    Уложить больного горизонтально (без подушки!) или приподнять ножной конец кровати;

    Открыть окно;

    Расстегнуть стесняющую больного одежду;

    Обрызгать лицо и грудь больного водой;

    Поднести в носу больного тампон или вату, смоченную нашатырным спиртом;

    Потереть им виски;

    Растереть виски и грудь больного руками;

    Похлопать больного по лицу ладонями или смоченными в холодной воде полотенцем;

    Положить грелки к конечностям и укрыть больного одеялом;

Коллапс – это клинические проявления остро развивающейся сосудистой сердечной недостаточности с резким понижением артериального давления и расстройствами периферического кровообращения. Наблюдается при инфаркте миокарда, острой кровопотере, травме и т.п.

В большинстве случаев коллапс развивается остро, внезапно: появляются выраженная слабость, головокружение, шум в ушах. Больные отмечают «пелену перед глазами», снижение зрения, похолодание конечностей. Сознание чаще всего сохраняется, но больные заторможены, безучастны к окружающему, почти не реагируют на внешние раздражители. В тяжелых случаях сознание постепенно затемняется и исчезает, могут наблюдаться судороги мышц лица и конечностей. Зрачки расширяются, сердечная деятельность ослабевает, это состояние может закончиться смертью.

При коллапсе кожные покровы и видимые слизистые оболочки вначале бледные, покрыты холодным липким потом. Вскоре губы, пальцы рук и ног становятся синюшными, затем цианоз распространяется на кисти рук, стопы. Черты лица больного заострены, глаза тусклые, запавшие, взгляд безразличный. Пульс на лучевых артериях учащенный, слабый, иногда с трудом ощутимый (нитевидный). Систолическое артериальное давление ниже 80 мм рт.ст., а диастолическое определить не удается.

Последовательность действий:

    Немедленно вызвать врача;

    Обеспечить больному полный покой, горизонтальное положение в постели без подголовника, с несколько приподнятыми ногами;

    Укрыть больного одеялом, к ногам положить грелки;

    Обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляции кислорода;

    Подготовить необходимые лекарственные препараты.

Заболевания, связанные с недостаточностью кровообращения:

Одним из тяжелых осложнений многих органических заболеваний сердца является хроническая недостаточность кровообращения. Она обусловлена прогрессирующим снижением сократительной способности сердечной мышцы, застоем крови в малом и большом круге кровообращения и задержкой жидкости в организме.

Наиболее характерными симптомами хронической недостаточности кровообращения являются:

    Одышка и периодически возникающие приступы удушья (приступы сердечной астмы);

    Отеки на ногах и в области поясницы;

    Выраженный цианоз (синюшное окрашивание кожи) конечностей, губ, ушных раковин, кончика носа;

    В тяжелых случаях – скопление жидкости в полости плевры (гидроторакс), в брюшной полости (асцит), в полости перикарда (гидроперикард);

    Прогрессирующее снижение функции всех органов: легких, печени, желудка, кишечника, ЦНС, почек.

В зависимости от выраженности тех или иных симптомов уход за больными с хронической недостаточностью кровообращения отличается некоторыми особенностями. Больные с преобладанием симптомов застоя в малом круге кровообращения (в легких) почти постоянно нуждаются в приподнятом положении верхней половины туловища, так как в этом положении несколько облегчается одышка или удушье.

Осуществляя уход за больными с хронической недостаточностью кровообращения, следует помнить, что сердечные отеки на начальных стадиях заболевания могут быть скрытыми. В этих случаях задержка жидкости в организме проявляется быстрым увеличением массы тела и уменьшением выделения мочи.

Очень важно у больных с хронической недостаточностью кровообращения ежедневно определять количество выделенной за сутки мочи (суточный диурез), сопоставляя его с количеством выпитой и введенной парентерально жидкости (водный баланс). При подсчете количества выпитой жидкости учитывается не только чай, вода и т.п., но и супы, фрукты, овощи. Масса съеденных фруктов и овощей принимается целиком за количество поглощенной жидкости.

Для определения суточного диуреза пользуются специальными градуированным сосудом.

Последовательность действий:

    Мочу, выделенную больным в 6 часов утра, вылить (она не учитывается);

    Определять количество выделенной в течение суток мочи (до 6 часов утра следующего дня);

    В течение суток фиксировать количество выпитой жидкости (влючая овощи и фрукты) и количество вводимых парентерально растворов;

    Данные, полученные при определении водного баланса, записать в температурный лист.

Суточный диурез должен составлять не менее 70-80% от всей потребляемой больным за сутки жидкости. Если больной в течение суток выделяет мочи меньше, чем потребляет жидкости (отрицательный диурез ), значит, часть жидкости задерживается в организме, увеличиваются отеки и накапливается жидкость в полостях (водянка полостей). Если моча выделяется за сутки больше общего количества выпитой жидкости, говорят о положительном диурезе . Он наблюдается у больных с недостаточностью кровообращения в период схождения отеков, при приеме мочегонных препаратов.

Состояние водного баланса организма можно контролировать также путем взвешивания больного: увеличение массы тела свидетельствует о задержке жидкости.

Следует помнить, что в связи с необходимостью строгого соблюдения постельного режима и более частого мочеиспускания (прием мочегонных!) больные должны быть обеспечены мочеприемниками.

У больных с хронической недостаточностью кровообращения, как правило, отмечаются выраженные трофические изменения кожи, особенно в области развития отеков: на ногах, в области поясницы, крестца, лопаток и т.д. В этих местах легко возникают пролежни. Поэтому особенно важны для этих больных уход за кожей и профилактика пролежней.

Диета больного должна быть достаточно калорийной, легкоусвояемой, с включением растительной клетчатки, с повышенным содержанием витаминов и значительным ограничением соли и жидкости (диета №10, №10а). Лучше готовить пищу без соли, а соль выдавать на руки 3-5 г в сутки. Пища должна содержать продукты, богатые солями калия (картофель, капуста, курага, инжир) и кальция (молоко и молочные продукты), обладающие мочегонным эффектом. Целесообразно дробное питание: 5-6 раз в сутки. Режим питания и питья имеет большое значение в борьбе с отеками и застоем жидкости во внутренних органах.

Оказывая помощь больным с хронической недостаточностью кровообращения, медицинская сестра должна следить за работой кишечника : при запорах больному с отеками нужно ставить гипертоническую или масляную клизму.

При выполнении ежедневных плановых назначений врача может возникнуть необходимость в производстве срочной инъекции, во внутривенном капельном вливании или кровопускании и т.д. Умение выполнить все эти манипуляции является необходимым условием работы любой медицинской сестры, особенно обслуживающей больных с заболеваниями органов кровообращения.

Системный уход за больными взрослыми и детьми с заболеваниями органов пищеварения

Ведущая роль в структуре заболеваемости органов пищеварения принадлежит болезни желудка двенадцатиперстной кишки. Болезни органов пищеварения у детей и взрослых широко распространены как в качестве самостоятельного заболевания, так и в качестве сопутствующего при других заболеваниях. В последние годы у детей в 2,5 раза увеличился удельный вес тяжелых форм гастрита, гастродуоденита и язвенной болезни желудка. Чаще наблюдается у детей в возрасте 5-6 и 9-14 лет, что связано с периодами наиболее интенсивного роста и развития всех органов и систем. Также на рост частоты заболеваний органов пищеварения немаловажное значение оказывают ухудшения экологической обстановки, увеличения частоты аллергических заболеваний, режим повышенной нервно-психической нагрузки, малоподвижный образ жизни, нарушение режима питания.

Вот почему вопросы профилактики, ранней диагностики, лечения, организации ухода заболеваний органов пищеварения, особенно у детей, представляют собой сложную и большую медико-социальную проблему.

Основные симптомы (проблемы пациента):

Резкие боли различной локализации, чаще в верхней половине живота, в эпигастральной области;

Чувство тяжести в подложечной области;

Тошнота, отрыжка воздухом, может присоединиться неоднократная рвота (рвотные массы кислые с остатками непереваренной пищи); после рвоты, как правило, наступает облегчение;

Нарушение питания, сна;

Дисфункция кишечника (стул неустойчивый);

Общая слабость, вялость, снижение аппетита и др.;

Страх перед обследованием;

Риск возникновения осложнений.

Сестринский процесс:

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую поддержку больным и членам семьи.

Сестринское вмешательство:

До выявления причины, диагноза не следует давать болеутоляющие и слабительные средства, ставить клизмы, грелки, искусственно вызывать рвоту. Рвотные массы и испражнения лучше сохранить до прихода врача. При хронических заболеваниях ЖКТ (гастрита, колита, панкреатита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки) рекомендуется строго соблюдать диету и назначения врача.

Информировать родителей и ребенка, если позволяет возраст, о факторах риска развития заболевания, клинических проявлениях, принципах лечения, профилактики, возможных осложнениях.

При обострении гастродуоденита, язвенной болезни госпитализировать пациента в гастроэнтерологическое отделение.

Создать атмосферу психологического комфорта. Вовлекать ребенка и его родителей в планирование и реализацию сестринского ухода.

Определить пульс, АД, характер боли, рвоты, физиологических отправлений и др.

Соблюдать тишину и охранительный режим.

Успокоить ребенка, придать удобное положение.

После рвоты помочь умыться, дать прополоскать рот теплой водой и выпить несколько глотков кипяченой воды.

Обеспечить пациента лечебным питанием.

Ознакомить родителей ребенка с особенностями диеты, №1а, №1, №5, №10, с правилами приема минеральной воды.

Соблюдать правила применения лекарственных средств, раздражающих слизистую оболочку желудка.

Обучать родителей, правильно оценивать, своевременно и качественно выполнять назначение врача и подготовить к инструментальным и лабораторным методам исследования.

Оценивать состояние ребенка, вносить изменения, в план ухода в зависимости от наличия болевого синдрома, общего физического и психического состояния ребенка, вносить изменения в план ухода в зависимости от наличия болевого синдрома, общего физического и психического состояния, заботиться и поддерживать у ребенка положительного эмоционального тонуса.

Оказать содействия по формированию и поддержанию здорового образа жизни всеми членами семьи.

Особенности ухода за больным ребенком.

Одним из важнейших вопросов в лечебном процессе является организация ухода за больным ребенком. Уход включает в себя выполнение врачебных назначений, гигиенический режим, соблюдение диетического питания, помощь при отправлении физиологических потребностей, подготовку больного к выполнению лечебных и диагностических процедур, создания благоприятных психологических условий пребывания в стационаре и т. Большая часть заболеваний сопровождается ограничением физической активности, поэтому нуждается в посторонней помощи. Как правило, уход за больным ребенком осуществляет средний и младший медицинский персонал под контролем врача. Правильный уход обеспечивает более быстрое выздоровление больного ребенка.

Особенности ухода за младенцем.

У новорожденных детей все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому даже незначительные колебания условий окружающей среды могут привести к нарушению важнейших процессов жизнедеятельности. Основой ухода за младенцем является строгое соблюдение чистоты. Комната, в которой находится ребенок, должна быть в особой чистоте и порядке, хорошо проветриваться. Кроватка должно стоять ближе к окну. Под голову кладут плоскую маленькую подушку (не пуховую). Постельные принадлежности ежедневно проветривают, а клеенку моют с мылом.

Детское белье после стирки обязательно гладят горячим утюгом с обеих сторон. Младенцев ежедневно купают в кипяченой воде (температура 37 ° С), затем обливают водой, температура которой на 1 ° С меньше. Температура в помещении, где купают ребенка, должна быть 22-23 ° С. Лучше купать ребенка вечером за 1 час до кормления, пользуясь 1 раз в неделю детским мылом. Подмывать ребенка нужно каждый раз после акта опорожнения кишечника, лучше под проточной водой. Подмывают спереди назад (от половых органов к заднему проходу), чтобы не занести инфекцию в мочевые пути и половые органы. После туалета кожные складки смазывают стерильным растительным маслом. Ногти на руках и ногах осторожно обрезают маленькими ножницами 1 раз в 7-10 дней.

Дети 1-го месяца жизни очень восприимчивы к инфекции, поэтому нужно оберегать их от контакта с посторонними людьми. Тому, кто ухаживает за ребенком, следует придерживаться строгой гигиены. Соски и пустышки необходимо часто кипятить. В связи с неустойчивостью терморегуляции новорожденные дети легко охлаждаются или перегреваются, поэтому температура в комнате должна быть в пределах 20-22 ° С. Пеленают ребенка перед каждым кормлением.

Особенности ухода за ребенком грудного возраста.

Нормального развития ребенка грудного возраста можно достичь при создании оптимальных условий окружающей среды и правильно организованной воспитательной работе. С первых недель жизни ребенка нужно придерживаться строгого режима, то есть чередование сна, активности, кормления. Для ребенка организуют детский уголок - это самая, хорошо проветриваемая часть квартиры с яркими рисунками на стенах, любимыми игрушками, специальными детскими мебелью, манежем. Этого же принципа придерживаются в яслях, детских садах, при организации детской палаты в больницах. Ласковое обращение матери, отца, обслуживающего персонала способствует развитию положительных эмоций, хорошему настроению. У ребенка раньше развиваются навыки опрятности, быстрее закрепляются условные рефлексы и формируется вторая сигнальная система.

Закаливание ребенка начинают с первых месяцев жизни. Оно включает систематическая тренировка организма ребенка различными температурными воздействиями свежего воздуха, воды, солнечных лучей. Чтобы приучить ребенка к прохладному воздуху зимой, сначала организуют прогулки в комнате при открытой форточке, затем ребенка выносят на улицу: на 1-м месяце жизни при температуре воздуха не ниже -5 ° С на 5-10 мин, в возрасте 2-б мес - не ниже за -10 ° С по 20-30 мин 1-2 раза в день. К концу года дети могут гулять при температуре -15 ° С до 2-3 ч в защищенном от ветра месте. В летнее время дети 1-го года жизни должны проводить на свежем воздухе большую часть дня. Начиная с 2-3 мес жизни, рекомендуют воздушные ванны, которые сначала проводят под контролем врача. Полезно сочетать их с массажем, гимнастикой, а во втором полугодии - с игрой. Температура воздуха при этом сначала должна быть не ниже 22 ° С, а к концу года - 20 ° С. Продолжительность процедуры составляет сначала 2-3 мин, к концу года она увеличивается до 30 мин.

Дети не должны находиться под прямыми солнечными лучами. Летом лучше быть в тени деревьев.

Водные процедуры для детей 1-го года жизни - это гигиенические ванны, умывание, обтирание. В первом полугодии температура воды равна температуре тела (36-37 ° С), во втором - 36 ° С. Обтирания рекомендуют начинать с 6-месячного возраста сначала теплой водой (35-36 ° С), через неделю и далее температура воды может постепенно снижаться до 28-30 ° С. Продолжительность процедуры - 3-5 мин. Обливания и душ обычно назначают детям после года.

Особого внимания заслуживает одежда ребенка 1-го года жизни. Нельзя туго пеленать малыша, уже с первых дней жизни можно оставлять на время свободными руки, рекомендуют пользоваться специальными кофточками с зашитыми (нижними) концами рукавов, а позже ползунками, обеспечивающих возможность активных движений.

Выполнение основных положений по уходу несомненно обеспечит правильный, гармоничное развитие ребенка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!