Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Куклы и марионетки. Куклы марионетки

Введение

«… Всё началось с того, что у Надежды родился Марик - её младший сын и «главный помощник». В декрете она научилась вязать, а потом появились сны про больших кукол. (Менделееву ведь тоже приснилось однажды - и стал знаменитым).

Итак, таланту стало тесно, и началось бурное творчество… пряжа, нитки и крючки мелькали в её руках. Одна за другой появлялись всё новые яркие и весёлые игрушки, которым в свою очередь стало тесно дома. Поехали на «Сибирскую ярмарку» - получили серебряную медаль и диплом «Уникальные куклы». Затем побывали в Петербургском музее кукол и в Германии на выставке.

Следующим шагом было получение авторского патента, так как Надежда Боднарь обладает уникальной технологией изготовления кукол: форма головы у них как у человека, есть подбородок, глаза с веками и так далее. Всего один шаг в квартиру удивительного мастера - и будто попадаешь в царство кукол. Они везде: на стенах, на полках, на мебели. Сидят и наблюдают. Надежда берёт марионеток в руки, и они оживают - начинают весело танцевать ламбаду» - это строки из телерепортажа об истории возникновения кукол – марионеток в жизни Надежды Боднарь.

Марионетка – это кукла, которая двигается при помощи нитей.

Кукла, как правило, практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

технологию. Предлагаю Вам научиться изготавливать текстильные куклы – марионетки. А поможет нам в этом: клубочек ниток, маленький крючок и лоскутки ткани, которые таят в себе неограниченные возможности. Технология изготовления кукол на столько проста, что ею может овладеть любой!

Актуальность:

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить.

Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к текстильной авторской кукле, мои коллеги по ДОУ с осторожностью воспринимают куклу – марионетку как привлекательную развивающую игрушку. Я чувствую, что моя авторская технология подтолкнет коллег к изготовлению их своими руками, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков.

И я полна решимости донести ее до как можно большего числа педагогов и детей.

Цель:

Пробуждение интереса к народному творчеству через рождение на свет авторской куклы – марионетки.

Задачи:

Обучающие:

  1. Сформировать основы вязания крючком.
  2. Сформировать навыки шитья.
  3. Сформировать умение самостоятельно создавать эскизы и выкройки одежды куклы – марионетки.
  4. Формировать цветовое представление.
  5. Научить думать самостоятельно, находить способы решения задач по изготовлению собственных моделей кукол - марионеток.
  6. Сформировать навыки создания текстильной скульптуры головы, тела.
  7. Оживить куклу – марионетку.

Развивающие:

  1. Развить художественный и эстетический вкус.
  2. Развивать творческие способности через приобретение ремесленнических навыков художественного труда.
  3. Развить познавательную обучаемость в процессе владения навыками кройки, шитья и вязания крючком.
  4. Развивать сенсорные и моторные навыки.
  5. Развить (повысить) самооценку за счет осознания собственной значимости.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к народному творчеству.
  2. Воспитать чувство собственного достоинства.

Основы вязания крючком

Учиться вязать лучше из светлой или яркоокрашенной пряжи средней толщины. Клубок для вязания должен находиться слева от вас, а нитка - на пальцах левой руки. Основными элементами вязания крючком являются: цепочка (воздушные петли), полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли.

Цепочка служит начальным рядом вязания. На конце крючка надо сделать петлю.

Для этого введите крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверните его вместе с нитью: на крючке образуется петля, а под ним перехлест. Слегка растяните петлю и прижмите перехлест большим пальцем левой руки к указательному. Снова введите крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив ее, протяните в образовавшуюся петлю. Отпустите большой палец с перехлеста и затяните петлю. Так повторяйте до тех пор, пока не свяжете цепочку нужной длины. Вяжите медленно и аккуратно. Если она получилась неровной, не ленитесь, распустите и перевяжите. Ведь от того, какая будет цепочка, во многом зависит красота всей работы.

Полустолбик служит, как правило, для замыкания цепочки в кольцо. Для его провязывания сначала крючок, на котором находится последняя петля в цепочке, введите в первую петлю, на крючке образуется две петли. Затем накиньте нитку на крючок и протяните ее через обе эти петли.

Столбик без накида. Связав цепочку, введите крючок в третью петлю (отсчет ведут на-чиная с петли на крючке) и, накинув нить на крючок, протяните ее через эту петлю. На крючке появятся две петли. Снова накиньте нить на крючок и протяните ее через две петли, находящиеся на нем. Так вяжите до конца ряда, вводя крючок последовательно в каждую петлю цепочки. Поверните вязание и свяжите одну воздушную петлю - это нужно для высоты ряда и еще для того, чтобы край работы был ровным. Дальше все ряды вяжите такими же столбиками.

На схемах петля на крючке и петли для подъема не учитываются.

Столбик с накидом. Связав цепочку, накиньте нить на крючок. Введите крючок в четвертую петлю цепочки, накиньте нить на крючок и протяните ее через петлю цепочки. На крючке три петли: петля, накид, петля. Вновь накинув нить на крючок, протяните ее через петлю и накид, находящиеся на крючке; еще раз накиньте нить на крючок и протяните ее через две оставшиеся на нем петли. Так вяжите до конца ряда. Разверните вязание, свяжите две воздушные петли для подъема и вновь вяжите столбики с накидом.

Длинные петли. Свяжите цепочку, а на ней ряд столбиков без накида. Поверните вязание, перед провязыванием второй петли цепочки перехватите полотно правой рукой, а большой палец левой руки подведите под рабочую нить и немного оттяните ее на себя. Перехватите полотно левой рукой так, чтобы конец петли, находящийся на большом пальце, был подведен к крючку, и провяжите столбик без накида, после чего освободите большой палец из петли. На полотне окажетсязакрепленная длинная петля. Затем подхватите полотно правой рукой, большим пальцем левой руки оттяните рабочую нить, образовав из нее петлю, и закрепите ее провязыванием следующего столбика без накида. Так вяжите до конца ряда.

Следующий ряд свяжите столбиками без накида - это закрепляющий ряд. Далее чередуйте эти ряды.

а - образование первой петли; б - цепочка из воздушных петель: в - полустолбик; г - столбик без накида; д - столбик с накидом; с - длинные петли

Вязание по кругу.

Сначала свяжите цепочку из четырех воздушных петель и соедините полустолбиком в колечко. Затем, вводя крючок в колечко и подхватывая нить, свяжите 8 столбиков без накида. Соедините первый и последний столбики полустолбиком. В каждом следующем ряду равномерно увеличивайте число провязываемых столбиков так, чтобы их число было равно числу, указанному на схеме.

Полустолбик с накидом.

Делают накид, затем подхватывают начальную воздушную петлю или петлю предыдущего ряда и вытягивают через нее нить. После этого снова делают накид и провязывают все 3 находящиеся на крючке петли за один прием.

«Рачий шаг»

Вводим крючок в последнюю петлю ряда;
вытягиваем петлю и провязываем петлю подъема (воздушную петлю),
так, чтобы короткий конец нити находился между рабочей нитью и петлей подъема.

Плотность вязания. Плотно связанное крючком должно быть достаточно плотным, иначе наполнитель – синтепух будет проступать сквозь петли. Перед работой свяжите образец. Если Вы вяжите слабо, возьмите крючок более тонкий.

Цвет и сочетание цветов

Цвет играет большую роль в нашей жизни. Чистые, яркие тона веселят глаз, создают хорошее настроение. Мрачные, блеклые, темные, грязные тона могут угнетать, вызывать чувство подавленности. Подбирая пряжу для вязания одежды куклы, учитывайте, что теплые тона кажутся ближе, чем темные и холодные. Теплые тона - желтый, желто-зеленый, оранжевый, красный. Холодные тона – голубой, зеленый, сине-фиолетовый. Каждый цвет характеризуется тоном, яркостью, насыщенностью.

Цветовой тон – это цветность (желтый, синий, красный и т.д.)

Яркость – это близость к белому цвету. Самый светлый – розовый, голубой, желтый.

Насыщенность – это густота цвета. Насыщенные цвета гармонируют с черным и белым, малонасыщенные – с различными оттенками серого.

Материалы:

  • ситец 3х, 4х цветов (для тела клоуна нам понадобиться кругляшки: диаметром 13 см - 40 шт., диаметром 25 см - 24 шт.);
  • синтепух 700 гр.;
  • акриловая пряжа, нить в два сложения:

Красная - 100 гр. (нос, губы, тапочки);

Телесного цвета - 200 гр. (голова, ручки);

Желтая, оранжевая - 150 гр. (для волос);

Бирюзовая-15 гр. (кепка, тапочки);

Белая - 20гр.

  • глазки d = 15 мм;
  • леска d = 0.6 мм;
  • нитки армированные № 10;
  • медная проволока, в оболочке d = 3-4 мм. 30 см.;
  • крючок № 2,5;
  • палка в виде буквы Т. 25 см на 15 см.;
  • ножницы;
  • длинная игла;
  • клей «момент» кристалл - прозрачный.

Алгоритм изготовления куклы – марионетки (клоуна)

  • Изготовление основных элементов для сборки - «кругляшек» (авторское название основного элемента): д - 13 см - 40 шт., д - 24 см -24 шт.
  • Вязание головы по схеме, набивание ее синтепухом
  • Закрепление крючка в голове
  • Изготовление ушей, носа, губ
  • Изготовление и закрепление волос по контуру головы
  • Вязание ладошек - 2 шт.
  • Вязание башмачков - 2 шт.
  • Вязание головного убора клоуна (кепки)
  • Сборка всей куклы - марионетки
  • Изготовление и закрепление палки – «креста» для управления куклой

Изготовление основного элемента

Для одежды клоуна понадобиться вырезать из ткани (ситец), разных цветов «кругляшки»: d = 13 см - 40 шт., d = 24 см – 24 шт. - это зависит от размера клоуна (наживуливаем «кругляшки», отступая на 0,5см от края, наполняем синтепухом, затягиваем, закрепляем узлом 3-4 раза).

Голова клоуна

Основная вязка.

Для изготовления головы понадобятся нитки телесного цвета в два сложения и крючок № 2,5. Основная вязка - столбик без накида.

Вяжем цепочку из 4 х воздушных петель, вводим крючок в 3 петлю, накидывая нить на крючок, протягиваем нить через эту петлю. На крючке появиться 2 петли. Снова накидываем нить на крючок и протягиваем ее через 2 петли, находящиеся на нем. Вяжем по кругу прибавляя в каждом ряду.

Смотрим схему головы. Размер головы зависит от толщины нити, плотности вязания (голова в диаметре 40-45 см.)

Схема вязания головы клоуна

Можно заменить, вязанную голову текстильной (используя капроновые колготки телесного цвета) или слепить голову из самоотвердевающего пластика (папер клей и т. д.). В любом из предложенных вариантов необходимо вставить крючок в голову, так как весь центр тяжести расположен на крючке (для закрепления головы с туловищем и ведущей палочкой «крестом»).

Крючок

Для закрепления головы с туловищем необходимо изготовить крючок из медной проволоки в оболочке d = 2-4 мм. (использование более тонкой проволоки приведет к поломке куклы). Длина крючка должна быть равна длине головы. Вставляем крючок в середину головы и одновременно набиваем ее синтепухом, не растягивая изделие. Затем зашиваем отверстие шеи лоскутом (d = шеи + 0,5 см.).

Уши клоуна

Вывязываем уши: набираем цепочку из пяти воздушных петель, связываем по кругу, прибавляя четыре петли в каждом ряду (3-4 ряда, зависит от размера ушей). Пришиваем уши к голове большой иглой, одновременно делая утяжку для глаз.

Нос клоуна

Из красных ниток вывязываем нос: набираем 3 воздушные петли и вяжем по кругу, прибавляя по 5 петель, провязываем 3 ряда, с 4 ряда делаем убавление. Оставляем 30 см красной нити для пришивания носа к голове.

Рот клоуна

Набираем 12 воздушных петель, соединяем в кольцо, обвязываем. Плотно пришиваем потайным стежком, приклеиваем глаза, коричневой нитью вышиваем гладью брови.

Волосы

Яркие, желтые, рыжие волосы эффектно смотрятся на клоуне. Нарезаем нити одинаковой длины. Складываем каждую нить пополам (волосок), вытягиваем петлю, продеваем два конца этой нити, затягиваем. Таким способом оформляем волосами контур головы до полного заполнения.

Подстригаем и расчесываем волосы.

Ладошки

Основная вязка, столбик без накида. Набираем 20 петель, вяжем по кругу пять рядов, прибавляя в каждом по 2 петли, вывязываем большой палец, провязываем два ряда для подъема прибавляя две петли. Делим все петли на четыре пальчика, между ними провязываем по две воздушные петли дополнительно с каждой стороны ладошки, вывязываем с указательного пальца. Ладошку набиваем синтепухом, зашиваем через край.

Башмачки

Подошвы вывязываем в форме вытянутого овала нитью желто-голубого в две нитки. Набираем 12 петель, вяжем по кругу, делаем прибавку, в начале по две петли и на конце две петли, пять рядов по четыре прибавки. Переходим на одну белую нить (голубую), обвязываем подошву по кругу, вытягивая петлю, из края петли подошвы, пять рядов, затем меняем на красный (желтый) цвет, вывязываем мысок.

Мысок - первый и второй ряд из трех петель, зацепляя за края, провязанные белой (голубой) ниткой с левой и справой стороны, мысок составляет 11 рядов, в конце 12 петель. Провязываем голяшку по кругу - пять рядов. Край подошвы обвязываем «рачим шагом».

Набиваем синтепухом, подшиваем.

Для куклы можно использовать готовые пинетки, ботиночки, носочки.

Кепка

Основная вязка – столбик с накидом, два цвета: желтый и бирюзовый. Для вязания кепки набираем цепочку из пяти воздушных петель, вяжем по кругу, прибавляя во 2 и 3 рядах по 3 петли из каждой петли предыдущего ряда. С 4 по 8 ряд вяжем без прибавления, по рисунку попеременно меняя цвет (по 6 петель каждого цвета).

9, 10 ряд – вяжем убавляя до размера головы клоуна, вывязываем козырек, украшаем помпоном. Обвязываем кепку «рачим шагом».

Сборка ног клоуна

Сборку начинаем снизу вверх. Для сборки ног, необходима нить № 10, в четыре сложения, длинной равной 120см.

Первый тапочек прокалываем насквозь, в середине, закрепляем нить. Надеваем 1 большой «кругляшок», 7 – 10 маленьких, 4 больших, 7 – 10 маленьких, 1 большой, второй тапочек прокалываем в середине насквозь, стягиваем, Нить выводим в обратном направлении через большой и маленький «кругляшки» и закрепляем ее. Длина ног зависит от набора «кругляшков».

Сборка тела клоуна

Для сборки тела клоуна необходимо взять «кругляшки» d = 24 – 10 шт., нить в 4 сложения, длинной равной 120- 130см. Ноги разделяем пополам, между двумя большими кругляшками, находящиеся справа и слева, привязываем нить, на иглу этой нити надеваем один большой «кругляшок» туловища, возвращаемся на ноги, прокалывая «клугляшок» иглой в обратном направлении и обматываем этой нитью вокруг нити ножек.

Нанизываем остальные 10 больших кругляшков (туловище). Стягиваем туго, вводим иголку в отверстие крючка головы, закрепляем нить, одновременно затягиваем, возвращаемся на 2 кругляшка вниз от головы и закрепляем нить.

Голову подшиваем потайным стежком (при сборке учитываем воротник, если он имеется).

Сборка рук клоуна

Для сборки рук куклы берем нить в четыре сложения, длиной 120 см. Закрепляем ладошку на нитку и начинаем сборку с большого кругляшка, затем собираем маленькие 7 –10 шт., 3 больших.

Нитку обматываем вокруг тела (под вторым кругляшком от головы) стягиваем, завязываем вместе с ниткой тела, собираем на эту же нитку, вторую руку в обратной последовательности.

Учитываем симметричность «кругляшков» (размер и цвет).

Маленькие тонкости

Маленькой иглой закрепляем потайным стежком крайние большие «кругляшки» рук ко 2, 3 большому «кругляшку» тела.

Маленькой иглой потайным стежком закрепляем ножки в двух местах, к 1 большому «кругляшку» туловища.

Палка «крест» для управления куклой

К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепим леску, продевая ее через отверстия так называемого «креста» (25 x16 см), посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

Леску (d = 0,6 – 0,8 мм) равную 40 см (для головы) складываем пополам. Нащупываем рукой крючок в голове. Протягиваем крючком для вязания леску через отверстие крючка головы и закрепляем (как и волосы). Привязываем к палке леску, на расстоянии 15 – 16см. от головы.

Берем леску (d = 0,6 – 0,8 мм) по 60см (для рук), обматываем вокруг рук и завязываем ее. Длина между руками и палкой ровна 45 см.

Оживление куклы - марионетки

Наш клоун-марионетка ожил, у него появились ручки, ножки и весёлый, озорной характер. Он готов к новым приключениям….

Кукла - клоун Клепа станет веселым другом детям и надежным помощником воспитателям и родителям.

Я надеюсь, что у Вас, уважаемые педагоги все получится. Самое главное терпение, старание! Ваш труд не останется незамеченным. Внимательно прочитайте инструкцию от начала до конца и только после этого приступайте к изготовлению куклы.

Желаю удачи!

Литература:

  1. Боднарь Н. Г. «Вязаные объемные куклы крючком», Новосибирск, 2004 г.;
  2. «Википедия. Свободная энциклопедия»;
  3. Йорик. История марионетки. М., 1990. Репринт;
  4. Ярмулавичене О. С. «Вязание крючком», Москва, легкая индустрия, 1978 г.

Вот приблизительно так может выглядеть Ваша кукла-марионетка, конечно если у Вас нет на этот счёт собственных уникальных творческих планов.

За базу, за основу для "психологической" куклы-марионетки, была взята вальдорфская кукла-марионетка. Посмотрите на неё внимательно. Вот примерно это мы и будем делать.

У Вальдорфской куклы нет прорисованного лица. Это для того, чтобы ребёнок или любой играющий с ней мог сам домысливать, допридумывать черты лица кукольного персонажа и менять кукле настроение - от смеха до плача.

В психотерапевтической куклотерапии такое условие не является обязательным.

Итак - изготовление куклы-марионетки - это ни в коем случае не труд швеи-мотористки. Это ПЕРВАЯ ЧАСТЬ психотерапевтической работы это спектакль, особенно если Вы работаете с группой и берёте на себя роль Ведущего.

"Спектакль" означает, что Вы должны работать по некоему сценарию, всё время что-то говорить. То есть, Вы должны дирижировать, создавать в момент работы над куклой сказочную сказкотерапевтическую атмосферу.

Сам "пошив" куклы занимает от силы час или полтора часа. Те, кто имеет навык мастерить и шить, да ещё и взрослые люди, вообще могут изготовить куклу за полчаса - но нам не это требуется.

Создавая куклу, мы отпускаем старое. Или создаём новое - образ будущего. Мы не только творим руками, мы ещё и визуализируем, медитируем, работаем со своими эмоциями, в общем, занимаемся чистой психотерапией...

Куклы, которые мы с Вами делаем, это персонажи нашего Внутреннего Сказочного Королевства.

В процессе изготовления куклы-марионетки, мыперсонализируем , то есть воплощаем в жизнь какую-то потаённую, нереализованную часть себя. Важно не спугнуть этот процесс...

Материалы для куклы-марионетки

  1. Один красивый мелкий камешек, бусина, пуговка. То есть, что-то маленькое и "волшебное", что можно спрятать в "баночку" от киндер-сюрприза.
  2. "Баночка" от киндер-сюрприза.
  3. Чулок телесного цвета (или трикотаж того же цвета)
  4. Ткань белого цвета для "нижней сорочки" куклы. Размер 50х50 см
  5. Ткань для "верхнего платья" куклы Размер 52х52 см
  6. Шерстяная пряжа для изготовления причёски куклы
  7. Игла с большим ушком
  8. Толстая нить
  9. Фурнитура для украшения куклы на вкус...

Куклотерапия: сказкотерапевтическая сессия, день первй, часть вторая

Пролог (сказочный зачин) перед изготовлением куклы-марионетки

Возьмите в руку Ваш камушек или бусинку и под медленную спокойную музыку загадайте то желание, которое Ваша кукла-марионетка должна для Вас исполнить.

Представьте себе,что это желание уже сбылось.

Положите "секретик" в киндер-сюрприз.

А теперь вызовите из Вашего внутреннего волшебного мира образ Той Куклы, которую Вы сейчас будете делать.

(Последнее имеет наибольший смысл только тогда, когда Вы собираете людей, приготовив им много самых разнообразных кусков ткани и фурнитуры, чтобы людям было из чего выбирать и фантазировать. Если же каждый пришёл строго со своим куском ткани,и уже заранее представляет себе - что будет шить, это задание не имеет смысла)

Дайте подсказки для воображения:

  • Кукла-марионетка может быть "мужской" и "женской",
  • кукла может быть ребёнком,
  • животным,
  • молодой или старой,
  • особой королевской крови или простушкой, простачком...

Процесс изготовления куклы-марионетки

Вальдорфскую куклу-марионетку начинают шить с головы.

  1. Баночка от киндер-сюрприза оборачивается несколькими слоями ваты или синтепоновой подкладки.
  2. Обтягивается чулком телесного цвета, сшивается в том месте, где у куклы будет "шея".
  3. Обтягивается ещё одним чулком (или тканью) ещё раз. Это будет парадное "лицо" куклы.
  4. У Вас получились: голова и шея. Шея должна быть не короче 5 см.
  5. Теперь берём тот кусок белой ткани, который играет роль "нижней сорочки" и находим у него середину.
  6. Делаем очень маленькое отверстие в середине белого куска ткани и просовываем в это отверстие шею куклы. Пришиваем "нижнюю сорочку" к шее нашей куклы.
  7. Точно по такому же принципу нашиваем на куклу второе - нарядное, верхнее платье.
  8. Руки. Руки делаются из той же ткани, что и лицо куклы - телесного цвета. Вырезаем два кусочка ткани размером 4х7 см, сшиваем "мешочки", набиваем их ватой и пришиваем по бокам куклы к её верхнему платью. Руки готовы.
  9. "Подвязывание" куклы-марионетки. Заправить длинную толстую нить в толстую иглу и проткнуть голову куклы в области висков. Связать нить. Её длина должна получиться около 15 см. Кукла "повиснет" на нити.
  10. Ещё одна нить привязывается (пришивается) к правому и левому запястью куклы.

Кукла-марионетка готова! Теперь осталось сделать ей причёску, нашить на платье аксессуаров, нарисовать при желании лицо. Эти мелочи можно выполнять самостоятельно дома. А можно включить в урок. Всё зависит от того, насколько умелы собравшиеся "кукловоды".

В следующей статье мы разберём третий урок - вождение куклы-марионетки или знакомство с куклой, или "оживление" куклы-марионетки.

Куклы-марионетки для профессионального театра

ЛЕБЕДИНСКИЙ А. М ., художник
1977 г.

М ного веков назад, когда человек создал маску или использовал череп животного с подвижной челюстью, управляемую сухожилиями, родилась марионетка. Свидетельство этому маски и фигурки из терракоты с подвижными частями и отверстиями для. ниточек. Их находят в разных частях света при археологических раскопках.

B музее в Дели хранится маленькая фигура обезьянки из глины c отверстиями для ниточек. Ей около четырех тысяч лет. B Индии найден буйвол из терракоты c подвижной головкой. B Лувре есть фигурка шакала с подвижной головкой, а в Эрмитаже — терракотовый человечек c подвижными частями тела, которого женщины некогда _носили в процессиях в честь бога Нила Асириса.

Маленький театр марионеток найден в Египте. Этот миниатюрный театр, сделанный из слоновой кости и золота, очевидно, был макетом существовавшего театра. Все фигурки имеют подвижные cycтавы, и на них сохранились даже ниточки. Очевидно, такие театры использовались жрецами в религиозных обрядах.

Геродот и Аристотель говорят в своих трудах o существовании кукол на ниточках. O кукольнике — "дергателе ниточек" Патейне, которому разрешалось выступать в театре Диониса, мы узнаем из трудов Атениyса. Это первое упоминание фамилии кукольника. Судя по всем данным, большинство кукол в регионе Средиземного и Эгейского морей были марионетки.

После падения Рима, в Европе кукольное искусство пришло в упадок, но кyкольники продолжали кочевать и ставить спектакли в общественныx местах, часто подвергаясь гонению.

B VII столетии в церквях появились фигуры святых c подвижными головами, руками и ногами. Ими pазыгрывали пантомимы на библейские сюжеты под чтение текстов. Куклы, изображающие сцены рождения Христа, назывались «марионетками», т. e. маленькими Мариями.

B ХI в. кукольники изгоняются из церквей. Тогда их представления появляются на площадях и рынках. Вследствие этого изменилась тематика спектаклей: вместо религиозных появляются сатирические и бытовые сюжеты. B Италии, где куклы были более популярны, родились герои Скарамуче, Панталоне, Пульчинелла и Арлекино, прародители нашего Петрушки.

Из Италии марионетки перекочевали в Англию, Германию и Францию. B середине XV в. во Франции, в Дьепе, в церкви Святого Иоанна было служение мессы, известное как "Мистерия Августа", в которой большие куклы изображали восхождение святой девы в небеса. Это представление марионетками привлекало большое количество паломников из разных стран. Подобные мистepии появились в Англии и в других странах на Западе.

B Индии марионетки считались священными существами, посланными на землю богами, чтобы учить и развлекать людей. Они и по сей день очень попyлярны в этой стране.

B США родоначальником театра марионеток считается Тони Сарж, который в начале века много сделал для популяризации марионеток в стране. Теперь там тысячи кукольников, половина которых работает c марионетками. Наиболее известны Билл Бердс, Даниель Ллордс.

В Чехословакии марионетки очень популярны, и всему миру известен театр Скопы в Праге. B Австрии, в 3альцбурге, существует театр марионеток, котoрый ставит оперы и балеты. Всему миру известен Сицилийский театр марионеток. Большое впечатление произвел на XII конгрессе Международного союза деятелей кукол в Москве Альбрехт Розер из Западной Германии своими эстрадными марионетками.

Baird. Bd. The Art of the puppet. U.S.A. 1965. р. 35.

В наши дни марионетки очень распространены почти во всех странах мира и успешно существуют рядом c другими типами кукол. Все театральные куклы в зависимости от конструкции делятся, в основном, на два типа: "верховые" и «низовые».

Куклы, которые кукловод держит над головой, называются «верховыми». Куклы, которые актер приводит в движение сверху при помощи ниточек, называются "низовыми" или марионетками. Они действуют, как живые актеры на сценической площадке: могут парить в воздухе, делать различные трюки и даже на глазах y зрителей перевоплощаться, распадаться на части и собираться в целое. Марионетками можно исполнять эстрадно-цирковые номера, ставить спектакли, оперы и балеты.

Сценические возможности марионеток неисчерпаемы.

В отечественной периодике почти отсутствует литература по изготовлению кукол-марионеток для профессиональных театров. Поэтому для наглядности мы попытаемся c помощью схематических рисунков ознакомить творческих работников кукольных театров c особенностью низовых кукол.

Куклы-марионетки из дерева.

Прежде чем приступить к изготовлению любой куклы надо сделать эскиз ее в цвете, чтобы хорошо представить, какой она должна быть. От этого зависит не только внешний вид, т. e. костюм и пр., но и ее конструкция и, что не менее важно, устройство ваги. По эскизу необходимо сделать в натуральную величину рисунок куклы, чтобы определить размеры головы, торса и конечностей.

Высота куклы во многом зависит от условий, в которых она будет выступать: если перед небольшой аудиторией, то кукла может быть ростом 50-60 см. Вага делается приблизительно в половину куклы. Чем больше зрительный зал, тем крупнее должна быть кукла, чтобы ее можно видеть c последних рядов. Поэтому в современных кукольныx театрах появилась тенденция вводить живых актеров в масках и куклы иногда крупнее человеческого роста.

Пропорции куклы принято делать немного отличающимися от человека. Пропорции человеческой фигуры считаются классическими, если голова составляет 1/8 часть фигуры, в то время как y куклы принято изготавливать головку, равную 1/6 части куклы и даже больше.

Головки, кисти рук и ступни кукол-мариопеток обычно вырезают из твердых пород дерева, a все остальные части — из мягких пород. Если конечности требуются обнаженные, то их можно делать из круглых палок, которые продают для хозяйственных и спортивных нужд.

Чтобы успешно выполнить резьбу по дереву, следует иметь хорошие инструменты: острые стамески, нож, пилу, рубанок и напильнии. Работать надо на верстаке c тисками и в удобных условиях.

На рис. 1 показан принцип, как вырезать головку куклы-марионетки из бруска. Если нет опыта работы по дереву, то рекомендуем вначале нарисовать головку в фас и в профиль в масштабе 1: 1, a затем вылепить ее из пластилина. Это даст большyю уверенность в дальнейшем.

Для изготовления частей куклы, за исключением ступней, подбирают дерево c направлением волокон по вертикали. На бруске, немногим больше по размеру головки, рисуют профиль будущего персонажа. Заготовку зажимают в тиски и ненуж-ные полоски дерева отпиливают. После этого проводят среднюю линию co стороны лица и определяют большие плоскости c фаса и затылка и отпиливают лишнее. Потом стамесками и ножом вырезают крупные формы (нос, челюсть, подбородок, лоб и уши). При этом не следует мельчить плоскости и вдаваться в детали: формы должны быть обобщенные. После этого головку надо обработать напильником и наждачной бумагой, a затем зашпаклевать, приклеить паричок и покрасить.

По такому же принципу делают грудную и тазовые части корпуса и конечности куклы-марионетки.

У очень полной фигуры торс можно вырезать из одного бруска, так как фигура не должна сгибаться в талии. Обычно же торс куклы-марионетки изготавливают из двух частей: грудной и тазовой.



На рис. 2 показано соединение тазовой и грудной частей при помощи дверной петли. Вместо петли можно применить кусочек мягкой кожи или дерматина, который приклеивают и прибивают.

Соединение тазовой части c грудной делается при помощи петель и проволочной скобы, как показано на рис. 3. B основание грудной части ввинчивают два шурупа c кольцеобразными головками и продевают проволочную скобу, концы которой вбиваются в стороны тазовой части.

B соединении торса применяют деревянный валик и три полоски кожи или дерматина, которые прибиваот к тазовой и грудной частям, как показано на рис. 4. Такое сочленение дает большую подвижность, но только в одной плоскости: вперед и назад.



Но можно изготовить торс, который способен сгибаться в любую сторону. Он также состоит из трех частей, имея поясничнyю часть. Все соприкасающиеся плоскости вырезаны конусообразной формы и соединены между собой через три отверстия шнуром или леской (рис. 5).

Очень важно добиться четких и плавных движений рук куклы-марионетки. B этом большое значение имеют подвижные сочленения в плечах, локтях и в кистях рук.

Существует несколько способов соединения суставов рук. Для сочленения леской или шпагатом (рис. ба) в плечах просверливают по два отверстия, что обеспечивает правильное положение рук. Делают сочленения при помощи мягкой кожи или полосок дерматина (рис. б6), которые вставляют в щели между суставами рук, вклеивают и прибивают. Но встречаются и другие сочленения (рис. 6в): в одной части локтевого сустава и кисти вырезают шип, a в другой — проушину, и крепятся штырями, a плечевое сочленение может быть выполнено двyмя шурупами с кольцеобразными головками или кожицей.



По этому принципу сочленяют и нижние конечности куклы-марионетки (рис. 7а, о).

На рис. 7в показано сочленение, которое выполпяется в тех случаях, когда ноги обнажены (балерина, гимнаст) и когда желают скрыть механизм суcтава и создать впечатление коленной чашечки.



Соединений нижних конечностей c тазовой частью несколько: небольшими петлями (рис. 8a), мягкой кожей или дерматином (рис. 8а"), который вклеивают в щели мест крепления и прибивают.

Для кукол-марионеток акрoбатoв и гимнастов (рис. 8в) рекомендуются проволочные скобы, на которые навешиваются из кожи или дерматина дужки от ног с целью создания большей подвижности в бедренных соединениях.

Для кукол-марионеток танцоров или гимнастов, которым при исполнении эстрадных номеров или упражнений придется двигать ноги вперед, на зад или в сторону, бедренные сочленения делают из парных шурупов с кольцеобразными головками (рис. 8г).

Для более четких движений конечностей и торса требуется несколько утяжелить некоторые части куклы: в предплечьях и голенях надо просверлить отверстия и вложить кусочки свинца. Если кукла-марионетка должна садиться или сгибаться, то к тазовой части прибивают пластинку свинца. Все эти места обозначены на рисунках темными кругами c белыми полосками.



При изготовлении куклы-марионетки с открытой шеей, последнюю вырезают вместе c плечевой частью. B головке вытачивают выемку, в которую выставляют верхушку шеи c шурупом c кольцеобразной головкой и крепят штырем (рис. 9). Выемка должна быть достаточно свободной, чтобы легко поворачивалась головка во все стороны. Обычно же в плечевой части делают углубление, в которое крепят кольцо y верхней части шеи (рис. 10). Отверстие вытачивают достаточно широким, чтобы обеспечить поворот и наклон головки во все стоpоны.

Когда кукла-марионетка собрана и покрашена, приклеен паричок и надет костюм, ее можно подвесить к ваге. На каждой ваге крепят крючок или петельку из кожи для подвески куклы-марионетки в нерабочем положении.


Для управления движениями куклы-марионетки используют рыболовную леску 0,3-0,4 мм или черные нитки Ns 10. Чтобы установить длину лески или нитки для крепления куклы к ваге, надо учитывать расстояние между полом, на котором будет играть марионетка, и руками кукловода (рис. 12).



Порядок подвешивания куклы-марионетки к ваге следующий (рис. 13) : крепят нитку к одному плечу куклы, продевают ее в отверстие в нижнем конце ваги и прикрепляют ко второму плечу, чтобы марионетка стояла на основании станка. Потом привязывают по одной нитке немного выше ушей куклы к нижней планке на вате, чтобы головка куклы держалась ровно и прямо, к пояснице и к планке на ваге. затем крепят нитки к коленям и к верхней планке ваги. Эти лески или нитки должны быть слегка натянуты, чтобы при покачивании планки ножки приводились в движение. И, наконец, прикрепляют нитку y большого пальца одной руки куклы, протягивают ее через обе дужки на ваге, и прикрепляют к другой руке y большого: пальца. При этом обе руки должны быть в опущенном положении.

При работе c куклой вагу надо держать в руке так, чтобы указательный и большой пальцы находились под верхней планкой.

При неаккуратном обращении c куклой нитки могут запутаться. Куклу и вагу, если они не в работе, надо подвесить или убрать. Держа вагу в одной руке, другой рукой закручивают куклу, чтобы все нитки скрутились в жгутик. После этого весь пучок ниток обматывают вокруг куклы и привязывают вагу к кукле. Желательно иметь для каждой куклы мешочек или лоскуток ткани.

При таком уходе за куклой-марионеткой она всегда будет в сохранности.

Будет продолжение.

Игрушка-марионетка – это кукла, которой можно управлять при помощи ниток, резинок или проволок. Первая такая игрушка была изобретена в XVI веке итальянским мастером Мариони. С тех пор эти куклы прочно вошли в мир театрального искусства и восхищают зрителей своей оригинальностью.

Создание куклы-марионетки своими руками не требует особых усилий, а если вы привлечете к этому процессу своего ребенка, то сможете хорошо провести с ним время, получив в результате совместного творчества в домашних условиях забавную куклу, которая приведет в восторг как взрослого, так и ребенка.

Кукла-марионетка в домашних условиях может быть сделана из разных материалов, а именно: бумаги, пластилина, дерева, ниток и множества других предметов.

Как сделать марионетку в домашних условиях, вам подскажет этот мастер-класс, результатом которого будет созданная своими руками оригинальная кукла, а именно страус из помпонов. Управлять таким страусом можно с помощью четырех лесок, веревок или резинок, которые соединяются с головой, хвостом и лапками игрушки.

Итак, в процессе мастер-класса нам понадобится:

  • плотная бумага (картон);
  • нитки (акрил или шерсть);
  • пластилин (для глазок);
  • ножницы;
  • леска или резинки;
  • катушечные нитки;
  • швейная иголка;
  • клей ПВА.

Этапы выполнения работы:

  • Для начала нужно сделать 4 помпона: два больших, из которых будут сделаны голова и туловище страуса, и два маленьких (две лапки). Для этого из бумаги (плотного картона) вырезаем два круга, которые имеют посередине круглое отверстие. Соединяем их и наматываем равномерно на них нитки так, чтобы они проходили через центральное отверстие (чем больше ниток мы намотаем на круг, тем пышнее будет помпон). Разрезаем ножницами намотанные нитки между заготовками из бумаги. После этого берем катушечную нитку и крепко связываем разрезанные нити посередине между заготовками из бумаги. Затем убираем картон и придаем помпону форму шара. Оставшиеся три помпона делаем аналогично.

  • Для ножек и шеи страуса из ниток (желательно ириса) сплетаем косички в количестве три штуки длиной 15-20 сантиметров.

  • Приступаем к сборке страуса: для этого к маленьким помпонам пришиваем один конец веревочек (это будут лапки). Второй конец веревочек пришиваем к туловищу страуса. Низ игрушки можно утяжелить при помощи пластилина, прикрепив его к низу лапок. С помощью оставшейся веревочки соединяем голову и туловище.

  • Из плотной цветной бумаги вырезаем крылья, хвост и клюв для страуса. Затем приклеиваем вырезанные детали крыльев и хвоста к туловищу, а клюв к его голове. Из пластилина делаем глаза кукле, для чего придаем необходимую форму пластилину, покрываем его обычным лаком для ногтей и закрепляем с помощью клея на голове страуса.

  • Заключительным этапом является крепление всех частей туловища к леске или резинкам, закрепленным на крестовине из дерева. При этом ноги куклы, а также туловище и голова соединяются с противоположными концами крестовины.

Мастер-класс завершен, и забавная кукла-марионетка страуса готова! Чтобы сделать такую игрушку своими руками в домашних условиях, нам понадобился материал и инвентарь, который найдется в каждом доме.

Существует еще много способов сделать куклу-марионетку страуса своими руками с помощью подручных материалов. Например, такую игрушку можно пошить из любой ткани, использовав синтепон или вату для ее наполнения и декоративные перья для крыльев и хвоста. Крепления к крестовине можно сделать из лески, веревок или резинок.

Такую куклу своими руками можно сделать из пластилина, сформировав из этого материала как отдельные детали игрушки (например, лапы), так и полностью всю фигуру (голову, туловище и лапы).

Также в качестве головы и туловища страуса можно использовать пенопластовые шарики (по одному для головы и туловища, три – для шеи, и один разрезанный напополам – для лап). Эти детали необходимо соединить между собой при помощи резинок или крепких нитей. При этом хвост и крылья можно сделать из пластилина.

Надеемся, этот мастер-класс поможет вам создать оригинальную игрушку. Созданная своими руками кукла-марионетка принесет только положительные эмоции вам и вашему ребенку!


Игрушка-марионетка – это кукла, которой можно управлять при помощи ниток, резинок или проволок. Первая такая игрушка была изобретена в XVI веке итальянским мастером Мариони. С тех пор эти куклы прочно вошли в мир театрального искусства и восхищают зрителей своей оригинальностью.

Создание куклы-марионетки своими руками не требует особых усилий, а если вы привлечете к этому процессу своего ребенка, то сможете хорошо провести с ним время, получив в результате совместного творчества в домашних условиях забавную куклу, которая приведет в восторг как взрослого, так и ребенка.

Кукла-марионетка в домашних условиях может быть сделана из разных материалов, а именно: бумаги, пластилина, дерева, ниток и множества других предметов.




Как сделать марионетку в домашних условиях, вам подскажет этот мастер-класс, результатом которого будет созданная своими руками оригинальная кукла, а именно страус из помпонов. Управлять таким страусом можно с помощью четырех лесок, веревок или резинок, которые соединяются с головой, хвостом и лапками игрушки.

Итак, в процессе мастер-класса нам понадобится:

  • плотная бумага (картон);
  • нитки (акрил или шерсть);
  • пластилин (для глазок);
  • ножницы;
  • леска или резинки;
  • катушечные нитки;
  • швейная иголка;
  • клей ПВА.

Этапы выполнения работы:

  • Для начала нужно сделать 4 помпона: два больших, из которых будут сделаны голова и туловище страуса, и два маленьких (две лапки). Для этого из бумаги (плотного картона) вырезаем два круга, которые имеют посередине круглое отверстие. Соединяем их и наматываем равномерно на них нитки так, чтобы они проходили через центральное отверстие (чем больше ниток мы намотаем на круг, тем пышнее будет помпон). Разрезаем ножницами намотанные нитки между заготовками из бумаги. После этого берем катушечную нитку и крепко связываем разрезанные нити посередине между заготовками из бумаги. Затем убираем картон и придаем помпону форму шара. Оставшиеся три помпона делаем аналогично.

  • Для ножек и шеи страуса из ниток (желательно ириса) сплетаем косички в количестве три штуки длиной 15-20 сантиметров.

  • Приступаем к сборке страуса: для этого к маленьким помпонам пришиваем один конец веревочек (это будут лапки). Второй конец веревочек пришиваем к туловищу страуса. Низ игрушки можно утяжелить при помощи пластилина, прикрепив его к низу лапок. С помощью оставшейся веревочки соединяем голову и туловище.

  • Из плотной цветной бумаги вырезаем крылья, хвост и клюв для страуса. Затем приклеиваем вырезанные детали крыльев и хвоста к туловищу, а клюв к его голове. Из пластилина делаем глаза кукле, для чего придаем необходимую форму пластилину, покрываем его обычным лаком для ногтей и закрепляем с помощью клея на голове страуса.

  • Заключительным этапом является крепление всех частей туловища к леске или резинкам, закрепленным на крестовине из дерева. При этом ноги куклы, а также туловище и голова соединяются с противоположными концами крестовины.

Мастер-класс завершен, и забавная кукла-марионетка страуса готова! Чтобы сделать такую игрушку своими руками в домашних условиях, нам понадобился материал и инвентарь, который найдется в каждом доме.

Существует еще много способов сделать куклу-марионетку страуса своими руками с помощью подручных материалов. Например, такую игрушку можно пошить из любой ткани, использовав синтепон или вату для ее наполнения и декоративные перья для крыльев и хвоста. Крепления к крестовине можно сделать из лески, веревок или резинок.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!