Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Конспект нод по духовно - нравственному воспитанию программа "добрый мир". Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Зернышко

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

Занятие на тему:

«Что есть добро, что зло?»

для воспитанников старшей (подготовительной) группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»

Выполнил:

воспитатель МБДОУ №16 «Колосок»

Пушкинского района

Рожко Надежда Григорьевна

Москва 2014

Практико-значимый проект. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Что есть добро, что зло?». По программе «Добрый мир» . «Православная культура для малышей»

Актуальность

Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное. Между тем, детский сад - это первое социальное место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, но от взрослых зависит, каким будет это будущее. Задача современного педагога не только овладевать нормами международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать инновационные процессы в детской среде. Воспитать в каждом ребёнке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека. Младший возраст детей предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослых, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем возрасте и роль педагога в процессе социализации личности огромна.

Цель:

Воспитание духовно-нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.

Задачи:

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

    Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших добрыми поступками.

    Формировать душевные качества: сочувствие, отзывчивость, скромность, доброта, стыд.

    Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, слушать свою совесть.

    Развивать связную речь, совершенствовать речь как средство общения.

    Развивать умение точно характеризовать ситуацию, учить высказывать предположения, делать простейшие выводы.

    Приучать детей к самостоятельности суждений.

    Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, воспитывать способность тонко различать добро и зло.

Предварительная работа :

    Путешествие с книгой, обсуждение поговорки «Добро не умрет, зло пропадет» (с 19 Хр. №2)

    Рассказ «От чего зло» (с 18 Хр. №2)

    Рассказы «Как Ваня хорошие дела делал» (с 19 Хр. №2)

    Рассказ «Хорошо что солнышко светит» (с 20 Хр. №2)

    Работа с иллюстрацией (с 16 Хр. №2)

    Беседа на тему «Добрые дела»

Словарь:

Зло, Страх, Одиночество, Голод, Душа, Совесть, Лень, Лодырь.

Материал для занятия:

Альбомный лист,

Фломастеры,

Простой карандаш,

Ластик,

Салфетки из ткани

Восковые мелки

Акварельные краски

Кисточки

Стаканы с водой

Простые карандаши

Предполагаемый результат :

С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию я надеюсь достичь следующих результатов:

устойчивость навыков поведения;

стабильность психического развития;

целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Музыкальное сопровождение :

    «Если добрый ты» (№30 сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)

    «Дорога добра» (№30 сл. Ю. Энтина, муз. М. Медкова)

Постановка проблемы:

Часто, к сожалению, приходится встречаться с детской жестокостью. Например: во время игры упал товарищ - ему больно, а у детей это вызывает смех; уронил игрушку в лужу – обидно, опять смех; ребенок не слушается маму – равнодушие. Наблюдается явный дефицит сочувствия, жалости, послушания.

Ход занятия :

Приветствие.

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваются: «Доброе утро»

Доброе утро и солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте поздороваемся друг с другом (дети поворачиваются, протягивая ладошки друг другу здороваются под музыку)

У вас у всех ладошки теплые? (ответы детей)

Да, потому что вы все поделились своим теплом друг с другом. У каждого из вас есть своя «дорога добра», моя «дорога добра» ведет меня каждый день к вам в детский сад. А куда ведет вас ваша «дорога добра»? (ответы детей)

1. Воспитатель:

Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по страницам замечательной книги «Добрый мир. Хорошо – плохо» (Хр. №2). Давайте вспомним заповеди для самых маленьких. Самая главная заповедь – послушание.

Есть такая замечательная поговорка «Добро не умрет. А зло пропадет» (с 19 Хр. №2)

А кто знает, что такое добро, зло?

Дети:

Правила жизни, которые определил Бог; нарушение правил жизни, которые определил Бог.

Воспитатель:

А помощь друг другу – доброе или злое дело?

Дети:

Доброе.

Воспитатель:

Послушание родителям и старшим – доброе или злое дело?

Дети:

Доброе.

Воспитатель:

А бывают ссоры меду детьми?

Дети:

Бывают.

Воспитатель:

А какие дела больше помнятся – добрые или злые?

Дети:

Добрые.

Воспитатель:

Значит – добро не умрет, а зло пропадет.

Я прочитаю вам рассказ «От чего зло» (с 18 Хр. №2), а после мы с вами побеседуем.

Воспитатель:

Почему животные не боялись пустынника?

Был ли он добрым или злым?

Откуда берется зло, по мнению Ворона? Голубя? Змея? Пустынника?

Почему Бог велел человеку думать о душе?

Как человеку следует заботиться о своем добром помощнике?

Воспитатель:

Ребята! Подумайте и скажите, а какие добрые дела мы можем сделать.

(Примеры добрых дел, 2-3 примера)

Вот послушайте ребята рассказ «Как Ваня хорошие дела делал» (с 19 Хр. №2)

Какие добрые дела мама предложила сделать сыну?

Дети:

Позаботиться о младшей сестре, помочь няне, покормить собачку.

Воспитатель:

Я прочитаю ещё один рассказ «Хорошо, что солнышко светит» (с 20 Хр. №2)

Почему плакал Юра?

Какой вывод сделала мама?

А вам ребята понравилось, как поступил Юра?

Каким словом можно охарактеризовать Юру?

Дети:

Лодырь.

Воспитатель:

Кто-то к нам стучит. Это пришел Доктор Айболит и предлагает поиграть в одну замечательную игру.

Д. Айболит:

Я всех животных и детей лечу лекарствами: таблетками, микстурой, уколами.

А каким лекарством можно вылечить:

Злую Бабу Ягу от злости? (кротостью, добротой)

Упрямого козлика, который не хотел уступать дорогу на мостике? (смирение, уступчивость)

Братца Иванушку, который превратился в козленочка? (послушанием)

Будьте здоровы, ребята, не болейте. А если вдруг я понадоблюсь, вызывайте - всегда помогу.

Воспитатель:

Каждое доброе дело имеет свой цвет. И наши добрые дела похожи на радугу (работа с иллюстрацией с. 16 Хр. №2)

Что нарисовано?

На рисунке изображены ступеньки – добрые качества души человека, которые приближают его к Богу. Это – вера в Бога, надежда на Его помощь, любовь к Нему, чистота и смирение (мир души). На вершине – крест, который напоминает о вечной жизни человека с Богом.

Воспитатель:

Выставляется дерево.

Посмотрите, это - то самое заколдованное дерево, о котором говорилось в сказке. Наступила осень, облетели с него волшебные цветы. Дерево, стало похоже на обыкновенное, но на самом деле оно продолжало быть заколдованным. Бывало, путники заходили в этот волшебный лес и присаживались отдохнуть под деревом. А как вы думаете, что становилось с путниками? Какими они становились? Тот, кто садился под «добрую половину» дерева- добрели душой и сердцем. Тот, кто попадал под его «злую половину», становился жестоким, злым и жадным.

Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал становились добрыми. А как мы можем предупредить людей, что нельзя садиться под вторую половину?

Что можно нарисовать (Добрые и злые цветы и развесить их на ветках) Но как же нарисовать добрый цветочек и злой? Чем отличается добрый цветочек от злого? (Цветом, характером, линией) Итак, каждому надо нарисовать один цветочек добрый и злой. Помня о том, что они должны отличаться друг от друга и по цвету, и по контуру. (Мягкому, плавно изогнутому или резкому, изломанному. Показываю образец)

Практическая самостоятельная деятельность. У вас на столах лежат кисти и краски, бумага для рисования. Давайте вспомним, как будем работать. Смочи Кисточку в воде. Излишки воды вытри о край баночки с водой. Набери краску на Кисточку. Накладывать мазки на бумагу следует, держа локоть на столе и придерживая другой рукой лист бумаги.

Не держи долго Кисточку в воде, иначе она искривится.

Проводи Кисточкой по бумаге легко, не нажимая. Сначала кончиком кисти делаем серединку цветка, а затем вокруг нее по кругу "примакиваем" лепестки. Дети выбирают два силуэта и рисуют добрый и злой цветок. Педагог оказывает нуждающимся помощь и напоминает, что цветы отличаются друг от друга. По мере выполнения работы дети наклеивают свои цветы на добрую и злую половину дерева.

Анализ. – Давайте полюбуемся нашей работай. Можем ли мы продолжить сказку? Как? А если мы перемешаем цветы, сгладим острые углы. Как можно меньше в нас будет злых качеств. Каждый человек будет стремиться быть добрее, а дерево в этом будет помогать.

Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые- дарят тепло и уют,

Добрые- в ногу со слабым шагают

И никогда спасибо не ждут.

Воспитатель:

Вот и подошла к концу наша прогулка по страницам этой замечательной книги. Я хочу вам еще раз повторить нашу поговорку «Добро не умрет, а зло пропадет». Помните эти слова и будьте добрыми.

Конспект НОД в подготовительной группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Спешите делать добро».

Автор: Ефименко Светлана Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №18 "Алёнка" г. Сафоново.

Цель : развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.

Задачи :
Воспитательные :
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
- воспитывать стремление совершать добрые дела
.

Образовательные :
- формировать представление о том, что доброта, есть проявление души.
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- совершенствовать познавательную активность;
- обеспечить введение нового слова «благотворительность» в речевой обиход детей
.

Развивающие :
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей
.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество, музыка.

Методы и приёмы :
Наглядные : демонстрация отрывка мультфильма «Если падают звёзды» по сказке С. Козлова «Как ёжик и Медвежонок протирали Звёзды» .
Словесные : чтение и обсуждение сказки М.Скребцовой «Ежиха - портниха» , беседа, творческие задания .
Практические : работа с раздаточным материалом, метод «одновременной имитации» .

Формы работы :
Игровая, вариативно – информационная (презентация - иллюстрация) .

Словарная работа : активизировать словарь «благотворительность» .

Предварительная работа .
Чтение детям сказок, обсуждение мультфильмов, беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе, разучивание пословиц .

Подготовительная работа :
- презентация, видеоролик;
- подготовка иллюстративного материала;
- подбор материала (произведений художественной литературы, детские песенки, занимательные игры, практические ситуации)
.

Оборудование и атрибуты :
- мультимедиа;
- ватман, с изображение лесной полянки с ромашками, Солнышка и тучек;
- игрушка – Ёж;
-детские песни;
- карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира;
- подарки для детей - диски «Добрые мультфильмы»;
- корзина с бабочками по количеству детей
.:
1 .Воспитатель : Вас так много, а мне хочется познакомиться с вами. Скажите, вы верите в чудеса? Я тоже верю. Каждое утро ко мне приходит волшебник и приносит мне чудесные сказки, а сегодня я сказала волшебнику: " Сегодня я пойду в гости к детям и очень хочу подружиться с ними и узнать, как их зовут" Тогда волшебник подарил мне белый лист бумаги и сказал, что на нем чудеса рядом с нами, только в них надо верить. Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо. (На листе ватмана парафином написаны имена детей. Смоченной в акварели ваткой закрашиваем лист. Когда проступают имена, читаем их: _____ и комментируем).

2 .Воспитатель : А теперь я приглашаю вас в страну Доброты к моему другу Ёжику.

Звучит музыка («Дорогою добра»). Дети идут и рассаживаются на стулья.

Воспитатель : Ёжик почему-то грустный. (На стене прикреплён большой лист ватмана) На его любимой ромашковой полянке солнышко сегодня закрыто тучами.


Дети : Солнышко закрыто тучкой. Солнышко не сияет

Воспитатель : -Дети (По всему ходу занятия воспитатель обращается поименно к каждому ребёнку ), вы хотите помочь ежу? (Выслушиваю предложения). Мне Ёжик подсказывает, что нам с вами надо пройти ряд испытаний, сделать добрые дела и тучки будут исчезать. Согласны?
Вот послушайте сказку о маме нашего Ёжика.

3.Рассказывание сказки «Ежиха - портниха».
Беседа по сказке. (обратить внимание детей, что 1 тучка исчезла).

Воспитатель : - Какие добрые дела могут совершить дети? (Ответы детей)
- Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными)

Нацелить детей на то, чтобы они не забывали делать добрые поступки по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым людям, животным
Подвожу детей к понятию «Благотворительность»
.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что означает слово «благотворительность»? (Предположения детей) «Благотворительность» состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» - «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро».

А как поступила сорока в сказке «Ежиха - портниха»?(Ответы детей) .
-Можем мы ей чем-то помочь, чтобы она стала добрее? (Тучка исчезла)
Дети : подарим улыбки и развеселим.

4.Творческое задание «Доброе дело» .

Воспитатель : А Сорока тем временем нам уже новое задание принесла - картинки с изображениями предметов. Вам надо рассказать о доброте того, что изображено у вас на картинке. Например: Карандаш добрый потому, что он помогает создавать нам красивые рисунки. (Каждый ребёнок рассказывает о доброте того, что изображено у него на картинке. (Тучка исчезла).

5 .Воспитатель : А теперь Ёжик предлагает посмотреть небольшой мультфильм про то, как он со своим другом Медвежонком протирал звёзды.

Просмотр отрывка мультфильма «Как ёжик и медвежонок протирали звёзды».(По сказке С. Казакова.)

Подвести детей к выводу, что чистые звёзды это тоже наша доброта .

Воспитатель : Я предлагаю нам всем вместе тоже протереть звёзды.

6.Динамическая пауза под музыку .

Предложить детям под ритмичную музыку протереть звёзды. Проигрывание сюжета по сказке
(предполагаемый результат – чистые звезды – добрые сердца детей.) Воспитатель вместе с детьми выходит на ковёр и под ритмичную музыку (импровизируя) повторяет сюжет просмотренного мультфильма.

Воспитатель : Мы с вами и улыбаемся. Значит нам хорошо. Верно? А что нам помогает радоваться (Доброта, мы совершили хороший поступок) . (Тучка исчезла)

7 . Воспитатель : Я рада вашему веселью и улыбкам. Давайте мы сейчас сделаем одно общее доброе дело. Вот смотрите,Ёж принёс нам корзину, а там бабочки (Бабочки изготовлены в технике квиллинг).

Раздать детям по бабочке, предложить приложить их к сердечку, наполнить своей добротой, а потом прикрепить бабочку на ромашку, и при этом рассказать о сделанном добром поступке или о том, что собираешься сделать для других.




(Исчезает последняя тучка).
В результате «рождается» украшенная бабочками ромашковая поляна.
Засверкало солнышко
.


Ёж : посмотрите, ребята, как весело отвечает на ваши улыбки солнышко! Давайте постараемся его сберечь.
Воспитатель : Какие чувства вы испытывали, делая общее доброе дело?
Дети : Делать добро радостно и приятно.
Воспитатель : Чаще говорите вежливые слова и делайте добрые поступки, и тогда многие ваши желания будут исполняться.
Ёж : Как красиво, какая яркая, нежная получилась у вас «Ромашковая поляна». Спасибо вам за такой подарок. Я тоже хочу вас порадовать и дарю вам диски «Добрые мультфильмы».


Воспитатель : Дети, что важное для себя Вы сегодня узнали? Где Вы это можете применить?
Дети : Надо быть добрым и вежливым. Быть веселым. Помогать людям. Если ты будешь хорошим, то у тебя будет много друзей. Доброта - это украшений нашей жизни.

Воспитатель :Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее .
Звучит песня "Дорогую добра".

Номинация « Лучшая разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию»

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

для детей второй младшей группы

«Доброта спасет мир!»

МБДОУ Тарасихинский детский сад «Рябинка», г.о. Семеновский, Нижегородской области

Воспитатель: Иванченко М.Н.

2017 год.

Пояснительная записка.

Актуальность: В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. Задачи духовно-нравственного воспитания ставились и ранее, во ФГОС они поставлены в области: социально- коммуникативное и познавательное развитие, и предполагают формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о ценностях нашего народа, традициях и праздниках.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.

Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами, педагогами, является развитие культуры чувств у детей.

Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно – уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют каждому ребёнку почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для него в этом мире.

Цель:

Духовно – нравственное развитие личности младшего дошкольника.

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения.

Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность).

Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.

Задачи:

Образовательные: формировать желание совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.

Развивающие: развивать эмоционально - чувственный мир детей. Расширять словарный запас, активизировать речь детей.

Воспитательные: воспитывать чувство доброты, сопереживания, дружелюбия; желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, проявить заботу.

Интеграция образовательных областей:

«Социализация»

«Познание»

«Художественное творчество»

«Коммуникация»

«Музыка».

Предварительная работа:

Чтение сказок, беседы на нравственные темы;

Прослушивание музыки «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика, Барбарики «Доброта»);

Рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций;

Беседы о православии, о православных праздниках, о добре и зле;

Просмотр мультимедийных презентаций.

Материал и оборудование: лепестки из цветного картона; бумага белая, цветные карандаши, свеча, картинки (зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка), диск с фонограммой песни «Улыбка».

Методы и приемы.

Наглядный: (показ, демонстрация)

Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра, драматизация.

Ход занятия:

(Дети заходят в группу под музыку, на экране изображено солнышко.)

Воспитатель:

Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному…

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Небу ясному…

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Люди взрослые и малыши…

Дети:

Вам привет от всей души!

Воспитатель:

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?

Ответы детей.

Воспитатель:

Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята знаете о ком или о чем можно сказать «добрый» – о человеке, людях и их поступках, о пути, встрече.

Воспитатель:

Добрый человек добрый, значит он еще какой?

Дети:

Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.

Воспитатель:

А если человек недобрый, он какой?

Дети:

Злой, грубый, жадный.

Воспитатель:

Ребята, доброту потрогать нельзя, у нее нет ни запаха, ни вкуса. Но доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека.

Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.

Воспитатель:

Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас послушать стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?

Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.

Воспитатель:

Прекрасное стихотворение. Ребята, когда вы сегодня проснулись, у всех было хорошее настроение? (ответы детей). Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам что настроение у вас хорошее. Оно улучшилось. Хотите, я отгадаю почему? (ответы детей). Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала? (ответы детей). А кто такие друзья? (дети с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением). Ребята, а какими должны быть ваши друзья? (дружные, хорошие, веселые, вежливые и так д.). А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга? (обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и так далее).

Воспитатель:

Я предлагаю вам поиграть в уже нам знакомую игру «Цветонастроение». И тогда нам сразу станет ясно у кого какое настроение. (Предлагаю детям выбрать такой цвет лепестка, который соответствует их настроению, а остальные дети угадывают. Лепестки собираем в «ромашку настроения»).

Воспитатель:

Ой, ребята, смотрите, к нам в гости пришел зайка. Да что-то он не веселый. Давайте спросим его, что с ним случилось?

Заяц:

Я ищу себе друзей. Можно я останусь с вами?

Воспитатель:

У нас все дети дружные, они не обижают друг друга. Давайте примем его в свою группу? Посмотри, зайка, какая у нас группа светлая, большая, уютная. Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем.

Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?

Дети:

Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.

Воспитатель:

Дети, а что может обидеть человека? (несправедливость, грубость, ложь, неуважительное обращение).

Можно обиду потрогать? (Нет).

Есть ли у неё запах, вкус? (Нет).

Ребята, а что может обидеть лично вас? Испытывали вы когда-нибудь обиду? (Рассказы детей).

Воспитатель:

А как вы думаете, кто наносит обиду? (Человек, его действия и поступки, его слова).

Воспитатель:

А может ли быть нарушена дружба, если кто-нибудь из ребят обзывает другого обидными словами? (Ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, а что следует сделать, чтобы восстановить дружбу? (попросить прощения, не говорить грубых слов).

Воспитатель:

Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру « Мы с тобой одна семья».

Игра «Мы с тобой одна семья»

Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Воспитатель:

Ребята, нашему зайке тоже понравилось играть, а давайте его пригласим ещё к нам в детский сад (ответы детей).

Заяц:

Ой спасибо, ребята, мне так у вас понравилось. Я очень рад, что нашёл много друзей. Я к вам обязательно приду ещё, сейчас мне пора к мамочке. Спасибо вам и до свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель:

Ребята, а сейчас посмотрите вот на эту картинку. [ 1, с.69 ] .

Что нарисовано на картинке? (Девочка молится. Она о чём–то просит Матерь Божью).

Воспитатель:

Мы не знаем, о чём она просит, но, возможно, она просит научить её прощать обидчиков.

Воспитатель:

А ещё я хочу вам рассказать о таком дне как Прощёное воскресенье. Это последний день перед Великим постом. В этот день в народе принято просить прощения перед всеми родными, близкими и просто знакомыми людьми за мелкие грехи, недоразумение или обиды. Такое воскресенье бывает всего раз в году и считается святым. Только раз в году нам даётся Божий шанс научиться прощать и просить прощения.

Дидактическая игра «Парные картинки».

Воспитатель:

Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов (показать картинки) – зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?

Дети:

Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.

Воспитатель:

Молодцы ребята!

Воспитатель:

Ребята, давайте все улыбнемся друг другу, посмотрим нежно в глаза, попросим друг у друга прощения и забудем все обиды.

Воспитатель:

Ребята, давайте сядем за столы и нарисуем улыбку ваших родных и близких, друзей.

Творческая деятельность «Улыбка».

(Дети под музыку песни «Улыбка» рисуют портреты).

Итог занятия:

Воспитатель:

Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве-доброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!».

Рефлексия .

А теперь рассмотрим все рисунки и выберем самые лучшие.

Запомните, ребята, вот эти добрые слова, которые помогают мириться и прощать все обиды.

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Список литературы:

  1. Хрестоматия 2, с. 69
  2. Шевченко Л.Л.«Добрый мир» по духовно-нравственной культуре

Организация: МБДОУ Д/с №86

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Программное содержание:

Обучающие задачи: уточнить представление детей о весенних изменениях в природе. Учить разгадывать загадки о признаках весны.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство радостного ожидания весенних перемен и праздников.

Развивающие задачи: развивать мышление и связную речь детей: отвечать на вопросы, давать развернутые объяснения. Развивать наблюдательность, способности примечать новое, необычное в привычных явлениях, любоваться красивым, трогательным в природе. Развивать способности передавать свои впечатления и чувства в художественной форме.

Материал к занятию:

  1. Иллюстрации весенних пейзажей, иллюстрация детей сидящих на заборе, иллюстрации праздников «Пасха», «Вербное воскресенье», «Георгий Победоносец», «Жены-Мироносицы», «Троица», «Рождество», «Новый Год».
  2. Колокольчик для каждого ребенка.
  3. Специально подготовленная дидактическая игра «У всего свое место».
  4. Видео-презентация подснежника.
  5. Пластиковые крышечки от коробочек из-под пищевых продуктов.
  6. Цветной пластилин, дощечки для лепки, салфетки для каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент:

Загадка: Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей.

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весной)

Познавательная беседа с детьми.

Как называется первый весенний месяц? (Март)

В народе его называют «утром года». Как вы думаете, почему? (Это особое время года, когда пробуждается и обновляется природа).

С давних времен праздновали встречу весны. Дети закликали весну, забираясь повыше на заборы и крыши домов. Давайте и мы с вами позовем весну.

Приди к нам, весна, с радостью!

С великой к нам милостью!

Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем.

Март, март – солнцу рад!

Апрель, апрель – откроет дверь!

Май, май – сколько хочешь гуляй!

Но весна неторопливо разворачивает свое шествие. Как мы узнаем, что идет весна? (По приметам)

Назовите первые весенние приметы (Звенит капель, чернеет и тает снег, голубое небо, солнце высоко, день становится длиннее, на деревьях набухают почки, появляются первые весенние цветы)

Развивающая игра «Узнай праздник»

Дети рассматривают иллюстрации с изображением православных праздников. Когда видят весенний праздник – звонят в колокольчики.

Дидактическая игра «У всего свое место»

Дети подходят к картине, на которой изображен весенний пейзаж: на лужайках тает снег, с крыши деревенского дома свешиваются сосульки, на проталинках появляется первая зеленая травка, кое-где распустились первые цветы. Птицы вьют гнезда.

В специальные прорези вставлены кружочки, на которых изображены характерные детали общего пейзажа:

Распустившиеся на проталинке подснежники;

Собака, сидящая у будки;

Кошка, греющаяся на заборе;

Курица с цыплятами;

Летящие по небу птицы;

Птица, сидящая в гнезде;

Сосульки на крыше.

На панно устроить «смешную путаницу»: картинки поместить не на свои места (цветы подснежника – на дерево и т.д.)

Посмотрите, что не так не картине? Объясните, почему так не бывает и поместите картинку туда, где она должна быть.

Физминутка «Цветы выросли»

Раз, два, три – выросли цветы,

К солнцу потянулись высоко (поднять руки вверх, встать на носки)

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал,

Стебельки качал. (Наклоны туловища вправо и влево)

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не ломай! (Бег на месте)

Пусть они цветут, растут,

Всем радость несут!

Общение с детьми о весенних первоцветах

Предложить детям перечислить весенние первоцветы. (одуванчик, мать и мачеха, подснежник)

Попробуем разобраться почему подснежник получил такое имя. (Потому что это первый весенний цветок, который из под снега тянется к солнцу – это маленькое растение может выдержать большой десятиградусный мороз.)

Чтение стихотворения П.Соловьевой «Подснежник» с презентацией подснежника и последующей беседой (читает ребенок)

В саду, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил: «Я вижу: погода тиха и ясна;

Скажите, ведь, правда, что это весна?»

Почему цветок подснежника можно сравнить с «голубым глазком», с «зеленой ножкой»?

Почему подснежник «потягивается», как будто после сна? (растет, тянется к солнцу)

Продуктивная деятельность

Дети делают поделку: «рисуют» пластилиновые картинки с белыми подснежниками на голубом фоне. (Звучит произведение П.И. Чайковского «Подснежник»)

Правила поведения в природе

Чтобы подснежники нас всегда радовали, что нам нужно делать? (любить природу, не срывать и не топтать цветы, а любоваться их необыкновенной красотой)

Читает воспитатель: Если Я сорву цветок,

Если Ты сорвешь цветок

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только Я и ТЫ

Если МЫ сорвем цветы…

Рефлексия.

Литература:

  1. Гладких, Л.П. Основы православной культуры: научн-метод.пособие для педагогов детских садов/ Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), Е.М. Меньшиков: Курск. Гос.универс. – Курск, 2008.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е \. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Издательство «Учитель» 2013г.
  3. Хрестоматия по детской литературе. Издательство «Просвещение», 1988.

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие по духовно-нравственному воспитанию: Путешествие в «Добросветию»

Цели: способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств

Способствовать формированию творческого воображения;
- вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

Задачи:

Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках;
- познакомить с техникой рисования «монотипия»;
- формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.

Ход НОД.

Дети заходят в группу и встают в круг.

Доброе утро, дорогие дети, я рада видеть вас.

Сегодня мы отправимся в страну Добросветию. Но сначала нам нужно поздороваться, поприветствовать друг друга, можно сказать (Продолжают дети: «Здравствуйте», «Привет», «Доброе утро» и т д.) Все верно, ребята. А можно поприветствовать друг друга без слов, давайте попробуем.
- Протянем и пожмем друг другу руку.
- Обнимем друг друга за талию
- Кивнем головой.
- Вам понравилось здороваться?
- А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Там на опушке Радости, у Приветливой Речке, рядом с Улыбчивой поляной в Заботливой чаще есть страна Добросветию. А отправимся мы туда на облаках Добра.
(Звучит минусовка песни Шаинского «Облака»)

Дети садятся на облака (обруч и на нем голубое покрывало, расположенные на ковре.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке, похожем на мягкую гору пушистых подушек. Ваши облака медленно поднимаются в небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Вы проплываете мимо ласкового лучика солнышка, которое касается вас своими лучами. Оно решило поиграть с вами. Щекочет ваши носики и ушки, погрейтесь под его лучиками.
(открываем глазки)
Ну вот мы с вами и очутились в стране добра и дружбы

Воспитатель:

Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?

Хотите узнать, от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Шапокляк.

Дети: Письмо прислала Шапокляк.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось с Шапокляк?

Дети : Да, она улетела на воздушных шариках.

Воспитатель: Посмотрим, что же эта дама нам пишет.
Воспитатель зачитывает письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в этот город. Но и тут мне встречаются злые жители. А дом добра, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так трудно одной, помогите мне, пожалуйста. Я больше никогда не буду злой старухой, вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.

Воспитатель: Как же мы можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление.
А давайте мы ей поможем построить дом Добра.

Воспитатель: Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич - это часть дома, нашего дома Добра.

Ребята, посмотрите вокруг.

Ой, что это случилось с цветами, я знаю ребята, это злой ветер налетел на страну доброты, сорвал все лепестки и разбросал их повсюду, что же делать? Надо помочь собрать цветы. Хорошо каждый возьмёт сейчас 1 лепесток решит пример, который на нем написан, найдёт правильный ответ и встанет рядом со своим лепестком

Воспитатель: Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем заложить первый кирпич дома Добра.
На полу выкладываем из коробок дом (1 коробка)
Пока вы собирали цветы я на полянке что - то интересное нашла, посмотрите, что это?

Дети: Очки.

Воспитатель: Да это очки, они не простые, а волшебные, все кто их надевает, становится добрым и начинает говорить всем комплименты. Давайте проверим.
Стоя в кругу, коммуникативная игра «Комплименты» (дети говорят друг другу комплименты и передают очки по кругу, одевая их на глаза)
Ну что, мы можем продолжить строительство дома. Закладываем следующий кирпич
- А сейчас немного отдохнем. У меня есть необычный мяч (полукругом, сидя на стульчиках) - это «Мячик добрых дел». Давайте поиграем. Я буду бросать мяч и называть недобрые дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот, т. е. антоним. Дети играют, подбирают антонимы.

Разорвать книгу - склеить
Толкнуть - обнять
Грустить - радоваться
Улыбаться - плакать
Нагрубить - извиниться
Ссориться - мириться
Отнять - отдать
Обидеть - пожалеть
Добрый - злой
Ну что, вы заработали ещё один кирпичик. Наш дом растёт.

4. Воспитатель: - Ребята посмотрите, что это? (солнышко без лучиков) .Нашему солнышку не хватает лучиков и чтобы они у него появились нам необходимо ему помочь, а как вы узнаете из следующего задания. Слушайте внимательно. - Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. С каждым добрым вашим делом у солнышка будут отрастать лучики.
Ответы детей.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили за последнее время
Я думаю, что мы заработали ещё один кирпич. Ребята, а дом наш снова подрос.

5. Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать добрые ли?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек добрых слов», который я передам Оле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?

Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?

Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.

Воспитатель: Пятый кирпичик дома добра мы заложили.

Открывают лепесток с буквой Р.
- На наше волшебной поляне остался последний лепесток с цифрой 6 (Дети отвечают 6). На нем задание «Доскажи словечко». Я начну, а вы заканчивайте, подняв руку, отвечайте.

Растает ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)
Если ругают за шалости, надо сказать (Простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду (Помоги ему)
Решай споры словами, а (не кулаками)
Ну, что достраиваем крышу нашего дома. Дом готов.

Игра «Добрый - недобрый»
Музыка включается.
Ну, что достраиваем крышу нашего дома. Дом готов. А нам пора возвращаться в детский сад. Я думаю, что мы не в последний раз посетили страну «Добросветию» и в следующий раз наш дом добра будет обязательно заселён добрыми персонажами из сказок.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (подаю детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки).

Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам? Скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу?
(Звучит песенка Кота Леопольда «Если добрый ты!»)

Спасибо за внимание!

Федорина Юлия Викторовна, МДОУ детский сад «Малыш», Ульяновская область, село Репьёвка, воспитатель

Чтобы скачать материал или !

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!