Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как вырастить ребенка успешным счастливым. Делать то, что от тебя ожидают

Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: "Главный смысл жизни - это воспитание детей, а основу этого воспитания составляют взаимоотношения отца и матери".

К сожалению, современные родители уделяют мало времени , предпочитая большую часть суток проводить на работе. Они ошибочно считают, чтобы стать счастливым человеком надо иметь много денег, а для этого нужно работать и работать.

Годы пролетают незаметно, дети обеспеченных родителей имеют все: от обучения в престижном ВУЗе до роскошной квартиры и крутого авто, но счастливым человеком они себя не считают. Им также как и в детстве не хватает дружеского и теплого общения. Большинство из них глубоко одиноки, так как они не умеют реализовать свой потенциал и приносить пользу другим людям.

Статистика показывает, современные дети за день слышат от родителей в 10 раз больше негативных фраз, чем позитивных. Им не хватает общения с близкими людьми, зато каждый день они становятся свидетелями ссор между родителями, их криков и упреков. Между тем, чтобы вырастить ребенка счастливым человеком, прежде всего, нужно создать в семье искреннюю, доверительную и дружескую атмосферу.

Цените каждое мгновение , проведенное с вашим ребенком, научитесь сдерживать эмоции, будьте терпеливы и жизнерадостны. Ежедневно делитесь с ребенком собственным счастьем, радостью и оптимизмом, тогда он тоже вырастит счастливым человеком. Если же вы стали замечать, что ваш ребенок перестал вас "слышать" и больше не реагирует на ваши слова, то это первые сигналы того, что вы потеряли его уважение.

2. Уважайте мнение ребенка . Не нужно смеяться над словами, высказанными ребенком. Конечно, он еще маленький и его мнение зачастую не совпадает с тем, как родители считают правильным. Ребенок многого еще не понимает, но это не значит, что родители не должны уважать его мнение, выслушать его и без насмешек объяснить ему, как лучше действовать. Ребенок должен не бояться высказывать свое мнение, тогда он и во взрослой жизни сам сумеет принимать решения, не позволяя другим управлять собой.

3. Самостоятельность . В три года дети начинают стремиться к самостоятельности, выводя родителей из себя своим "Я сам!". Конечно, позволять ребенку самому застегивать пуговицы, надевать шапку и сапоги, когда опаздываешь на работу очень сложно, но только так можно научить его быть самостоятельным. Чем больше ребенок проявляет свою независимость от родителей в детстве, тем ответственнее и самостоятельнее он становится в процессе взросления.

4. Хвалите . Родительское одобрение повышает самооценку ребенка, придает ему уверенность в собственных силах и является стимулом для дальнейших достижений. Хвалите ребенка за то, что он сам оделся, убрал игрушки, нарисовал красиво, кушал и так далее. Если вам не нравится, как малыш убирает игрушки, не говорите ему: "Разве так наводят порядок?", а скажите, что он молодец и убрал игрушки, тогда в следующий раз он сам постарается сделать все лучше, чтобы опять услышать вашу похвалу.

5. Избегайте запретов . Даже если возникает ситуация, когда хочет получить свое с помощью криков и плача, старайтесь не ругать его и не требовать, чтобы он немедленно прекратил истерику. Лучше придумайте способ, который поможет отвлечь его на что-нибудь другое. Маленькие дети быстро забывают, что еще совсем недавно хотели получить. У родителей, которые предпочитают запрещать и указывать, вместо спокойных действий и ответов, дети не прислушиваются к их советам и делают все наоборот.

6. Не вешайте ярлыки . Ругая ребенка, можно выражать свое недовольство его поведением, но не обзывать его самого. Фразы: "Ты плохой", "Ты глупый", "Ты плакса" и т.д. снижают самооценку ребенка, и он вырастает неуверенным в себе человеком. Осуждать можно только действия ребенка, но не его чувства. Например, сказать "Ты сегодня вел себя плохо", но не "Ты нехороший".

7. Поощряйте талант . Ребенок сможет стать счастливым, только если сумеет реализовать во взрослой жизни свой талант. Поощряйте ребенка во всех начинаниях, если ему нравится рисовать, запишите его в кружок, и тогда он может стать известным художником. Если он с детства хорошо поет или играет в футбол, помогите ему проявить себя в области музыки и спорта.

8. На ошибках учатся . Не ругайте ребенка за ошибки, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Если он что-то сделал не так, поговорите с ним и вместе обсудите, как ему следовало вести себя, чтобы этого не случилось. В этом случае ребенок не будет в дальнейшем бояться отступиться и принимать самостоятельно решения.

9. Не сравнивайте . Каждый ребенок индивидуален. Существует большая разница между тем, что может сделать пятилетний и шестилетний ребенок. Погоня за достижениями других детей, которые уже читают и пишут, может нанести серьезный вред развитию вашего ребенка. Никогда не говорите своему ребенку: "Ваня такой молодец, так хорошо рассказал стихотворение на утреннике" или "Катя уже умеет читать, а ты еще не знаешь даже буквы".

В дошкольном возрасте дети быстро развиваются и у каждого из них есть свои, только ему присущие особенности.

10. Любите . Можно обнимать и целовать ребенка по десять раз в день, но чувствовать, что вы его любите он будет только тогда, когда вы будете его любить без всяких "если". Фразы: "Если будешь так плакать, я тебя не буду любить", "Если не съешь кашу, ты не будешь хорошим мальчиком" и т.д. дают ребенку понять, что родительскую любовь надо заслужить.

Дети должны знать, что их любят такими, какие они есть. Если вы сначала наказываете ребенка и угрожаете ему, а затем целуете и обнимаете, он поймет, что родители любят его только тогда, когда он своими плохими действиями добьется их внимания.

Чем послушный ребёнок отличается от успешного? Как правильно реагировать на ошибки детей и на свои собственные промахи? В чём глобальное отличие в воспитании мальчиков и девочек? И как научить ребёнка быть счастливым и уверенным в себе? На эти и другие вопросы в своей книге «Дети с небес» даёт ответы Джон Грэй - автор бестселлера «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Самые интересные и близкие нам цитаты из книги - в этом посте.

Материал подготовила: Надежда Назарян

Воспитание детей, которые уверены в себе

«Методы прошлого были нацелены на воспитание послушных детей. Позитивный подход направлен на воспитание отзывчивых детей, которые подчиняются правилам не из страха, но действуют спонтанно и принимают решения, следуя велению сердца. И если такие дети не лгут, то не потому, что это против правил, но потому, что они честны и справедливы. Мораль для них не является чем-то навязанным извне - она идёт изнутри, воспитанная сотрудничеством с родителями».

«Воспитательные методы прошлого были сосредоточены на том, чтобы приучить детей подчиняться. Позитивное воспитание стремится к созданию уверенных в себе лидеров, способных творить свою судьбу самостоятельно, а не просто следовать по стопам тех, кто идёт впереди. Уверенные в себе дети отчетливо осознают, кто они есть и чего хотят добиться».

5 принципов позитивного воспитания

  1. Отличаться от других - нормально.
  2. Совершать ошибки - нормально.
  3. Проявлять негативные эмоции -нормально.
  4. Хотеть большего - нормально.
  5. Выражать своё несогласие - нормально, но помни, что мама и папа - главные.

Они уже хорошие

«Как родители, мы прежде всего должны признавать, уважать и поддерживать процесс естественного роста наших детей. От нас не требуется каким-то образом формировать из них таких людей, какими они по нашему мнению должны стать. Однако мы ответственны за то, чтобы оказать им мудрую поддержку, когда речь идет о развитии их врожденных талантов и сильных качеств.
Детям не нужно, чтобы мы их направляли или улучшали, но их рост зависит от нашей поддержки. Мы должны предоставить плодородную почву, на которой смогли бы вырасти плоды их величия. Все остальное они в силах сделать сами. В яблочном семени таится подробнейший план его будущего роста и развития. Подобным образом в растущем разуме, сердце и теле каждого ребенка есть подробный план его развития. Не думайте, будто вам необходимо сделать своих детей хорошими, - признайте, что они уже хороши».

Мальчикам - больше доверия, а девочкам - больше заботы

«Родителям нужно научиться по-разному проявлять свою любовь по отношению к мальчикам и к девочкам. К примеру, девочкам требуется больше заботы; но, если проявлять слишком много заботы по отношению к мальчишке, ему будет казаться, что вы ему не доверяете. Мальчику нужно больше доверия; но, если проявлять слишком много доверия по отношению к девочке, ей может показаться, будто о ней не слишком заботятся. Отцы по незнанию обычно дают девочкам то, что необходимо мальчикам, а матери склонны окружать мальчиков заботой, которая необходима девочкам. Осознав, что девочки и мальчики имеют разные потребности, родители могут удовлетворять их более полно. Кроме того, у них остается меньше причин для споров по поводу методов воспитания. Папы с Марса, мамы с Венеры».

Не больше, а иначе

«Самая распространенная ошибка родителей состоит в том, что они стараются дать как можно больше. При этом то, что они стремятся предоставить детям в больших количествах, нередко оказывается нецелесообразным: больше денег, больше игрушек, вещей, развлечений, больше образования, внеклассной деятельности, помощи, похвал, больше времени, ответственности, свободы, дисциплины, надзора, наказаний, больше общения и т. д. Однако на самом деле здесь, как и в других областях жизни, «больше» не означает «лучше». Нужно не больше, нужно иначе. Задача родителей не в том, чтобы дать больше, а в том, чтобы подойти к воспитанию иначе, чем наши собственные отцы и матери».

Просьба вместо приказа

«Добиться сотрудничества - значит привить детям желание слушать ваши просьбы и выполнять их. Первый шаг состоит в том, чтобы научиться наиболее эффективно отдавать распоряжения. Жесткие приказы тут не работают. Сами посудите: если бы на работе кто-то командовал вами на каждом шагу, вам бы это понравилось? А день ребенка полон бесконечных указаний. Не удивительно, что матери то и дело жалуются, что дети их не слушаются. А вы сами воспринимали бы человека, который вас постоянно пилит?»

«Позитивное воспитание предлагает заменить приказы, требования и понукания просьбой. Разве вы не предпочли бы, чтобы ваш начальник (или спутник жизни) просил, а не велел? В этом случае вы исполняли бы его распоряжения намного охотнее. То же самое касается вашего ребенка. Это очень простое изменение, но нужно хорошо попрактиковаться. Вместо того чтобы приказывать: «Почисть зубы», - скажите: «Не почистишь ли ты зубы?» Вместо того чтобы говорить: «Не бей брата», - скажите: «Пожалуйста, не трогай брата».

Давай сделаем это

«Самое сильное волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества, - это слово «давай».

До девяти лет у детей обычно еще очень слабо сформировано чувство собственного «я». Постоянно командуя ребенком, вы возводите стену между собой и сыном или дочерью вместо того, чтобы укреплять естественную связь, которая существует между родителями и детьми.

При любой возможности приглашайте детей участвовать в той или иной деятельности вместе с вами. Даже тогда, когда вы просите ребенка выполнить какое-то конкретное задание, например: «Не уберешь ли ты в комнате?» - предваряйте свою просьбу фразой типа: «Давай подготовимся к вечеринке». Если ваша просьба становится частью приглашения к совместной деятельности, дети идут на сотрудничество охотнее».

«Формулу «давай» можно использовать в большинстве ситуаций, пока ребенку не исполнится девять лет. После этого слова «Давай приберем в комнате» прозвучат фальшиво, если вы сами не собираетесь участвовать в процессе».

4 типа темперамента - 4 метода воспитания

«Существует четыре основных типа детского темперамента, - именно поэтому дети требуют различного подхода.

Первый темперамент - сенситивный. Сенситивные дети уязвимы и чувствительны. Они остро осознают собственные реакции на жизненные обстоятельства, касающиеся их потребностей и желаний. Для того чтобы приспособиться к жизни, им необходимо ясно осознавать собственные чувства, - и в этом случае они охот нее осуществляют перемены. Эти дети лучше всего реагируют, когда их слушают и понимают.

Сенситивным детям нужно сочувствие и признание их переживаний и обид.

Второй темперамент - активный. Активных детей меньше заботит собственная реакция на жизненные обстоятельства, их больше интересует способность воздействовать на окружающий мир. Они стремятся действовать и добиваться результатов. Они сами себя побуждают к действию и проявляют наибольшее стремление к сотрудничеству в том случае, когда знают, что делать, или имеют определенный план. Им нужно непрестанно двигаться вперед, лидировать и делать все по-своему.

Активным детям нужно всегда знать план действий, правила игры и кто главный. Чтобы свести сопротивление активного ребенка к минимуму дайте ему возможность руководить.

Третий темперамент - реактивный. Реактивные дети общительны и дружелюбны. Они развивают чувство собственного «я» на основании своих взаимоотношений с людьми и реакций на внешний мир. Они стремятся увидеть, услышать, ощутить и пережить всё, что может предложить жизнь. У этих детей широкие интересы, потому им больше, чем другим, требуется внешняя стимуляция.

Реактивные дети познают себя по собственным реакциям на жизненный опыт.

Четвертый темперамент - восприимчивый. Восприимчивые дети больше других беспокоятся о том, как протекает жизнь. Они хотят знать, что произойдет в следующий момент и чего ожидать от будущего.

Перед таким ребенком необходимо ставить задачи. Без должной поддержки он может вообще не приобрести никаких интересов. Режим, ритуал и ритм создают для него необходимую основу, чтобы идти на риск и предпринимать что-то новое».

Воспитать успешного человека

«Успех в жизни приходит не тогда, когда человек следует правилам. Успех приходит, когда человек думает своей головой, следуя собственной воле и зову сердца. Эта естественная способность воспитывается тогда, когда вы укрепляете врожденное стремление ребенка к сотрудничеству. Если родители требуют от ребенка покорности, его воля притупляется. Разум и сердце закрываются, и ребёнок забывает о своем потенциале жить той жизнью, которая ему предназначена. Если же напоминать ребёнку, что сопротивляться нормально, но следует помнить, что мама и папа - главные, его разум и сердце остаются открытыми и он развивает в себе способность осознавать свои желания и стремления в жизни».

Значение границ

«Когда ребёнок слишком настойчиво требует своего, значит, он не получает то, что нужно ему на самом деле. Это же касается и взрослых: если человек несчастен оттого, что не получает чего-то во внешнем мире, истинная причина несчастья состоит в том, что ему недостает любви и поддержки. Но любви вокруг всегда достаточно - мы просто не видим её.

Детям необходимы границы, которые они пытаются пересечь. Если границ нет, ребенок становится беспокойным и неуверенным. Когда ребенку слишком часто удается добиться своего, он не бывает удовлетворен обретённым. Мы можем по достоинству оценить то, что у нас есть, только тогда, когда осознаем свои истинные потребности. Сопротивление внешнего мира помогает человеку понять, что же ему на самом деле надо, и не зацикливаться на том, что он хочет».

Совершать ошибки – нормально

«Детям не нужны безупречные родители; им нужны родители, которые делают все, что могут, и берут на себя ответственность за собственные ошибки.

Извиниться позже очень важно. Можно сказать так: «Прости, что я накричал на тебя. Ты не сделал ничего такого, чтобы на тебя кричать. И вообще крик - не метод общения. Это моя ошибка.

Когда ребенок совершил ошибку, это самое неподходящее время напоминать ему об ошибках, совершенных в прошлом.
Наказывая малыша и сердясь на него, вы используете устаревшие методы общения. Наилучшая реакция на ошибки ребенка - безразличный или усталый взгляд. Не нужно обращать много внимания на саму ошибку. Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы перенаправить малыша, попросив его что-то сделать. В данном случае можно попросить ребенка помочь вам собрать осколки».

От невинности к ответственности

«Приблизительно в девятилетнем возрасте у ребенка начинает развиваться чувство собственного «я» как отдельной от родителей сущности. Это время сомоосознания. С этого момента и до восемнадцатилетнего возраста детям требуется больше доверия, хотя и забота тоже по-прежнему нужна.

«Стыдить ребенка всегда нецелесообразно. Только после девятилетнего возраста нужно понемногу предлагать ребенку брать на себя ответственность за ошибки и исправлять их. В первые девять лет жизни ребенок должен развить в себе ощущение невинности, а в следующие девять лет - научиться ответственности. Когда ребенку исполняется девять лет, он уже готов понемногу принимать на себя ответственность за свои промахи и исправлять их. До девяти лет родители должны смотреть на ошибки ребенка сквозь пальцы и относиться к ним нейтрально.

Дети запрограммированы для автоматической самокоррекции после совершения ошибки. Главная причина, почему дети и взрослые не корректируют свое поведение, состоит в том, что они боятся признать свой промах. Естественная самокоррекция требует ощущения, что совершать ошибки - нормально».

Научиться быть счастливыми

«В первые семь лет жизни чувство собственного «я» у ребенка формируется прежде всего под влиянием родителей или непосредственных опекунов. В следующие семь лет (от семи до четырнадцати) роль родителей остается по-прежнему сильной, но теперь на формирование позитивного чувства «я» все большее влияние оказывают братья и сестры, родственники и друзья. На следующем этапе (от четырнадцати до двадцати одного) подростки и молодые люди все в большей степени определяют и развивают свое «я» под влиянием сверстников и людей, стремящихся к тем же целям, что и они.

Слишком нагружать детей в первые четырнадцать лет - ошибка. В эти годы им нужно научиться быть счастливыми. Умение быть счастливым - важнейшее жизненное искусство. Счастье приходит не из внешнего мира, но изнутри. Это - искусство. Счастливые счастливы независимо от внешних обстоятельств».

Японец масару ибука - разносторонний и очень одаренный человек. Серьезный бизнесмен и один из основателей Sony, он глубоко занимался детской психологией и педагогикой и создал уникальную методику раннего развития детей "После Трех уже Поздно".

Он всегда подчеркивал, что развивать малыша нужно совсем не для того, чтобы сделать из него вундеркинда. "Основная цель раннего развития - это воспитание счастливых детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат иностранному языку не для того, чтобы вырастить лингвиста или музыканта. Главное - развить в ребенке его безграничные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни и в мире", - пишет он.

Главные советы от Масару ибука:

1. с самого детства окружите ребенка лучшими достижениями человечества. Слушайте классическую музыку, показывайте произведения искусства, читайте художественную литературу.
2. чаще берите ребенка на руки. Тактильное общение большую роль в умственном развитии ребенка играет.
3. не сюсюкайте с малышом. С ребенком на взрослом языке с самого рождения разговаривайте.
4. занимайтесь с ребенком каждый день. Ведь даже одно занятие в день к удивительным результатам приводит.
5. не ссорьтесь при ребенке. Ваш ребенок очень тонко чувствует негатив и тревогу.
6. разрешайте малышу спать в вашей постели. Совместный сон развивающее воздействие на ребенка оказывает.
7. поощряйте желание ребенка общаться с другими детьми. Это отлично стимулирует ум ребенка, соревновательность, стремление быть первым.
8. не запрещайте ребенку отстаивать свои интересы и даже ссориться. Ссоры навык общения развивают.
9. не ограничивайте ребенка. Все, что ребенок делает руками, развивает его интеллект и творческие задатки.
10. хвалите и наказывайте аккуратно. Хвалите за дело, особенно мальчиков, наказывайте редко.
11. не навязывайте ребенку свои "Хорошо" и "плохо". Пусть ребенок сам наберется жизненного опыта с вашей помощью и со временем сам начнет это различать.
12. побуждайте и поддерживайте интерес ребенка к чему-либо. Для этого необходимые условия создайте.
13. повторяйте пройденный материал. Это формирует правильные схемы в мозгу ребенка. 14. Ребенку нужна не только мама, но и папа. Не должно быть никаких ограничений в общении между папой и ребенком.
15. не считайте детские фантазии глупыми. Способность мечтать и фантазировать формирует творческий потенциал ребенка.
16. не относитесь к ребенку как к своей собственности. Это не так. Кроме того, это может стать причиной неверия ребенка в свои силы.
17. развивайте тактильные ощущения у малыша. Давайте маленькому ребенку трогать предметы из разных материалов - мягкие и твердые, тяжелые и легкие, гладкие и шершавые.
18. не покупайте ребенку все, что он просит. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка, впоследствии ему будет сложно учиться.
19. предлагайте ребенку игрушки из деталей. Ребенок испытает огромную радость от того, что смог собрать все сам. В эпоху готовых игрушек это большая редкость. 20. Развивайте мелкую моторику ребенка - лепкой, аппликацией, вырезанием и складыванием фигур. Как известно, "ум Ребенка - на Кончиках его Пальцев".
21. гуляйте с ребенком пешком. Ходьба очень полезна, ведь во время ходьбы задействовано 400 из 639 мышц тела.
22. когда ребенок чем-то занимается, не придавайте большое значение результату. Ведь для него важен процесс, а не результат. Пусть трудится столько, сколько ему это интересно.
23. не насилуйте волю малыша. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя.
24. стимулируйте проявление нестандартного мышления у ребенка. Стандарты воспитывают стандартного человека. 25. Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей, то есть самих себя.

И напоследок еще одна отличная цитата Масару ибука:

"Самое лучшее воспитание для ребенка - это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей - это воспитание детей. В том случае, если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?

1-я подсказка – дать ребенку возможность развиваться свободно

Свобода не означает вседозволенность или безразличие. Это возможность ребенка самому проявлять свой потенциал, свои способности, интеллект.

Основной огромный скачок в развитии происходит как раз в детстве. Ребенку важно испытать свои силы, узнать свои возможности, понять «что будет, если». Благодаря таким исследованиям он развивается.

Как часто мы стремимся оградить ребенка от всего, внушаем, что мир не безопасен? Но без базового доверия к миру счастье ребенка весьма условно.

Дети любят задавать вопросы, познавая мир и социальные законы. Есть даже такой возраст «почемучек».

Когда взрослый говорит: «Зачем ты это делаешь, это ерунда, тебе рано это знать», он может вызвать отторжение процесса познания. Так происходит обесценивание потребностей и желаний ребенка. Он теряет склонность к исследованию мира и анализу, привыкая жить по отмашке родителя.

2-я подсказка – избегать двойных стандартов

Термин «двойные стандарты» означает, что нет единой системы воспитания и требований в семье к ребенку. Сегодня это можно, завтра – нет. Мама говорит одно, бабушка – другое.

Важен личный пример поведения взрослого. Например, не стоит ругать ребенка за беспорядок, если сами родители мусорят и не моют посуду. Ребенок ориентируется не на слова, а на действия.

Ситуация двойных стандартов губительна для психики ребенка. У него не формируются границы, он не понимает, что можно, а что нельзя. Нет чувства безопасности, так как он не знает, как сегодня мама отреагирует на его поступок.

Нормы и правила должны быть едины у всех членов семьи.

3-я подсказка – позволить ошибаться

Разумеется, если ситуация не экстренная и не влияет на безопасность.

Например, когда, играя, ребенок испытывает затруднение, реакция родителя – прийти на помощь. Тем самым мы лишаем его возможности анализировать свои действия, учиться на ошибках, постепенно вырабатывать верное решение и самое главное – радости от своих побед.

Если ребенок чем-то занят, не вмешивайтесь. Дайте ему возможность самому добиться успеха, не критикуйте, не решайте за него.

Это отбивает желание что-то делать и чего-то достигать. Пусть сам завяжет шнурок, хоть и не с первого раза, но это будет еще один шаг к самостоятельности и самодисциплине.

4-я подсказка – понять потребности ребенка, учитывать их

Речь идет не только о базовых потребностях, но и о желаниях, способностях, склонности ребенка.

Потребности меняются по мере взросления, но если взрослый умеет их слышать с детства, то это способствует доверительным отношениям.

Интересуйтесь, чем живет и увлекается ребенок, что для него и для его ровесников сейчас важно. Это поможет создать общность интересов.

Вырастить детей счастливыми – задача сложная, но решаемая. И это станет вполне реальным, если мы будем помнить о себе, работать над собственными установками, убеждениями. Для ребенка важно видеть личный пример родителей.

Хотите воспитать счастливого ребенка – начните с себя.

1. Если вы хотите вырастить успешного человека, вам стоит позаботиться о том, чтобы ваш ребенок получил в детстве много любви для своего гармоничного развития. Недолюбленные дети страдают низкой самооценкой, повышенной тревожностью, различной степени неврозами, что сказывается на их жизни далеко не лучшим образом. Чаще говорите детям, что вы их любите, чаще обнимайте и будьте с ними нежными, ласковыми. Не заставляйте «заслуживать» любовь, ребенок должен чувствовать, что он ценен сам по себе, а не только тогда, когда ведет себя хорошо.

2. Прививайте любовь к учебе. Успешный ребенок, а впоследствии взрослый успешный человек любит учиться. И речь не столько о школьных предметах, сколько в общем и целом о познавательной активности в любой сфере жизни. Можно чем-то интересоваться и вне школы: дополнительные факультативы, спортивные секции, художественные школы и просто любые курсы и самостоятельное обучение по интересной теме. Не отмахивайтесь от своих детей, поддерживайте интерес и помогайте учиться задавать правильные вопросы и искать правильные ответы.

3. Чтобы вырастить успешного ребенка, необходимо обратить внимание на его способности к коммуникациям. Необязательно всем и каждому становиться экстравертами с сотнями друзей. И даже необязательно быть любимчиком и лидером. Гораздо важнее, чтобы ребенок просто чувствовал себя уверенно во взаимодействии с людьми, не избегал общения. Стоит прививать навыки доброжелательности, но при этом и умение отстаивать свои интересы.

4. Целеустремленность – вот важное качество успешного ребенка. Можно многое знать, много хотеть, много планировать, но если нет умения дойти до этой цели, мало чего в жизни добьешься. Для будущей успешности своих детей хорошо развивать в них силу воли и дисциплину, а гораздо эффективнее использовать для этой цели пряник, а не кнут. Больше мотивируйте своих детей, чем наказывайте. Постарайтесь найти то, что ребенок хочет получить настолько сильно, что готов приложить усилия. Для этой же цели подойдет и какой-то спорт, где ребенок сможет по возрасту учиться достигать результатов. Важно только, чтобы этот спорт был ребенку на самом деле интересен.

5. Умение находить творческий подход. Для воспитания успешного ребенка необходимо поощрять его способность нестандартно мыслить. Уметь создавать что-то новое и авторское ценилось во все века, не исключение и наше время. Не надо думать, что умение творить – это лишь дар избранным. Творчество может выражаться в чем угодно. Одни красиво пишут картины, а другие придумывают нестандартное решение задач. Одни сочиняют потрясающие рассказы, а другие организуют веселые праздники. Помогите найти своему ребенку то пространство, где он способен создать что-то уникальное. И поощряйте каждую его творческую искру в любом деле.

6. Успешный человек уже с детства учится брать на себя ответственность. Начиная с уборки игрушек и заканчивая ответственностью за всю свою жизнь. Учится не перекладывать всю вину за неудачи на кого-то другого, а понимать, что очень многое зависит именно от него. От того, как поведешь себя, как будешь действовать и что будешь уметь. Ответственный человек - не раб, а хозяин своей жизни, и именно поэтому ему гораздо легче добиться успеха.

Как воспитать ребенка лидером

  • Любить не значит баловать. Не позволяйте ребенку все по первой же его истерике. Регулируйте желания ребенка, отказывайте аргументированно и говорите с ребенком, мотивируя его.
  • Не считайте своего ребенка идеальным. Хвалите его за достижения, но не превозносите над другими детьми. Иначе малыш может загордиться и даже относиться с пренебрежением к другим детям. Радуйтесь успехам ребенка как своим собственным, но похвала всегда должна быть по поводу.
  • Помогайте ребенку. Да, мы говорили о том, что малыша надо приучать к самостоятельности, но, если вы видите, что без вашего вмешательства проблему не решить, помогите.
  • Не используйте деструктивную критику. А даже если и приходится критиковать, то критикуйте не самого ребенка, а его действия и поступки. Разбил вазу? Пожалуйста, будь аккуратнее в следующий раз. Если ребенок никак не может выучить стихотворение, переключите его внимание, а затем продолжите учить. Принятие ребенка и любовь к нему – это основа его уверенности в будущем. В случае, когда ребенок постоянно слышит лишь критику, он опускает руки и не хочет добиваться своего.
  • Пол ребенка играет роль в воспитании. Девочке нужно больше внимания и заботы, а мальчику – доверия и восхищения. Ведь однажды из девочки вырастет женщина, а из мальчика – мужчина. Женщина тоже может быть лидером. Но ее лидерство заключается не в том, чтобы пахать как лошадь, взваливая все на себя. А в том, чтобы уметь вдохновлять, быть мудрой и гибкой, влиять на других, но не подавлять их.
  • Возраст имеет значение. Чем старше ребенок, тем более серьезные решения он принимает.
  • Верьте в ребенка и не требуйте от него больше, чем он может на самом деле. Формирующейся личности важна поддержка близких и принятие малыша таким какой он есть.

Как научить ребенка справляться с трудностями

Каждый разговор взрослых рано или поздно сводится к обсуждению чужих успехов – сослуживцев, бывших одноклассников, соседей… Спросите себя, что именно выносят ваши дети из этих разговоров? Когда вы говорите о достижениях другого человека, делаете ли вы упор на то, что ему просто «подфартило», или акцентируете внимание на его усердном труде?

Если постоянно говорить о том, что Петров получил должность, потому что его бабушка была первой учительницей начальника, а Иванова купила квартиру, потому что ей повезло с работой, у ребенка сформируется стереотип «легких достижений».

То есть успех приходит не к тому, кто усердно трудился и добился цели, преодолев множество препятствий, а к тому, кто был ловчее и удачливее. Посмотрите, что показывают в детских фильмах и телепередачах, – победителем всегда выходит не самый умный и трудолюбивый, а самый наглый и хитрый. Детям просто неоткуда взять правильную установку на достижение успеха.

Как исправить ситуацию? Прежде всего, обратите внимание на то, что вы говорите при детях, ведь вы для них пока единственный авторитет. За каждое достижение хвалите ребенка, но похвала не должна быть искусственной. Даже если работа выполнена из рук вон плохо, найдите в ней плюсы, и лишь потом укажите на ошибки.

И помните, даже за самое большое достижение нужно хвалить правильно – делать упор не на природный талант ребенка, а на то, что ради этого успеха он хорошо потрудился. Так вы мотивируете ребенка на еще большее стремление к труду, а не к безделью («Я же талант! Я и без труда рыбку достану!»)

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал успешным. Чтобы хорошо учился, много знал и умел, чтобы можно было им гордиться. И в стремлении сделать ребенка успешным, родители начинают усиленно обучать ребенка различным премудростям, водить на курсы и секции. Но всегда ли это приносит ожидаемые результаты?

Предлагаю Вам обсудить этот вопрос в рамках данной статьи. Как добиться, чтобы ребенок стал успешным?

Часто ли Вам приходилось встречать очень умного дошкольника, который затем в школе превращался в самого заурядного середнячка? Мне, в моей практической жизни, такие дети встречались часто. Почему же так происходит? Почему в школе вроде бы умненький ребенок учится с трудом и потом вообще теряет интерес к учебе?

И проблема здесь не в школе, как думают многие родители, и не в учителях, а в семье. Ведь в любом классе есть ученики, которые учатся отлично, ходят в школу с удовольствием и все время стремятся к новым знаниям. И учитель у всех детей один, и учит он всех одинаково, и оценки ставит по одним и тем же критериям. А результаты разные. В одном и том же классе есть успешные дети, а есть неуспешные.

Причина этого не в умственных способностях ребенка, а в умении трудиться. Сомневаетесь? Тогда как объяснить, что неподготовленный к школе ребенок, который нигде не учился до школы, которого никто не готовил к школе, неумеющий ни писать, ни считать становится очень хорошим успешным учеником, если старательно работает на уроках. Вот эта старательность, умение работать и делать то, что требуется помогают ребенку стать успешным.

Предлагаю Вам посмотреть диалог специалистов в психолингвистике внимательно. На 21 минуте Вы узнаете главное условие реализации способностей ребенка.

Единственное качество, необходимое для реализации способностей ребенка - умение трудиться.

Применительно к школе - это умение выполнять требования школы и учителя. В последнее время все чаще можно встретить родителей, которые считают, что ребенку не надо, то что задают в школе, что стать можно умным и не зная таблицу умножения, и правила языка... Многие родители ругают школу за проверку техники чтения, считают, что это травмирует ребенка и не влияет на успеваемость ребенка. Вот отсюда и идет множество проблем на пути в успешному ребенку.

Когда приходит умненький малыш в школу, у него есть определенный багаж знаний. Но ведь эти знания надо научиться применять! Кроме этого надо научиться получать новые знания и умения, а это возможно только тогда, когда ребенок умеет принимать эти знания и думать! А вот думать наши дети часто не умеют и не хотят. Гораздо легче просто повторить за кем-то ответ, чем придумать его самому. А родители, сами того не ведая, поддерживают ребенка в этом нежелании, когда говорят "Зачем тебе это надо?", "Глупости какие-то вам задают". И возмущаются школьными правилами.

Есть еще один подводный камень на пути к успеху, который замечают немногие. Это умение ошибаться. Но об этом в другой раз.

В заключение хочу отметить еще раз. Если Вы хотите, гордиться своим успешным ребенком, чтобы он учился с интересом, научите его трудиться. И лучше всего это делается во время выполнения домашних заданий.

Следуйте простым шагам!

Все родители хотят, чтобы их дети выросли успешными и трудолюбивыми. Но как этого добиться, к сожаления, знают немногие. Этот непростой секрет давно раскрыли в Японии. Чтобы ребенок рос успешным, нужно развивать его с самого раннего возраста, сочетая элементы традиционного воспитания и современные методики. Каждое занятие должно быть построено по принципу «от простого к сложному». Именно он лежит в основе обучения детей в Японии. И результат такого подхода превосходен - японские дети быстро приобретают необходимые для учебы навыки и успешно учатся.

Хотите, чтобы и ваши дети стали успешными? Следуйте простым шагам.

1. Помогайте ребенку развиваться с детства

По данным исследований Глена Домана в Филадельфийском Институте развития человеческого потенциала, 80% всей основной информации человек получает в раннем детстве. В дошкольном возрасте процесс обучения протекает стремительно. Если родители в это время начнут помогать ребенку - скорость обучения окажется просто невероятной.

2. Используйте метод «шаг за шагом»

Это - то, что нужно маленьким детям. Если родители хотят развить конкретный навык (научить ребенка хорошо держать карандаш, проводить линии, писать, считать, вырезать), можно воспользоваться готовыми программами развития.

Именно на обучении «шаг за шагом» основана программа развития по японским тетрадям Kumon.

Занятия основаны на многократном выполнении однотипных заданий, которые, постепенно усложняясь, позволяют ребенку без труда освоить и закрепить приобретенные навыки. Двигаясь вперед небольшими шажками, ваш ребенок, несомненно, добьется успеха. Он сможет не только приобрести определенные навыки, но станет внимательнее, самостоятельнее, приобретет уверенность в своих силах. А сами занятия доставят ему немало удовольствия. Оценить эффективность японских тетрадей можно даже по нескольким заданиям, например по краткой версии тетрадей.

3. Хвалите даже за маленькие достижения

Даже небольшое достижение - огромный шаг на пути к успеху. Не забывайте хвалить ребенка и фиксировать его достижения. Многие развивающие книги предусматривают специальные вкладки с грамотами или систему баллов. Такие маленькие награды не только повышают мотивацию ребенка, но и улучшают его самооценку.

4. Занятия должны быть интересными и игровыми

Ни для кого не секрет, что мы лучше запоминаем то, что нам интересно. Поэтому любое занятие должно вызывать интерес у ребенка. Лучше всего дети усваивают информацию в игре. Очень важно, чтобы все занятия так или иначе включали в себя игровые элементы, были интерактивными. Например, можно просто рассказать ребенку о том, как определять время, а можно воспользоваться интересными игровыми заданиями со стрелками часов. Во втором случае малыш гораздо скорее освоит новый навык и захочет продолжать обучение.

5. Поощряйте детскую самостоятельность

Уже в три года ребенок пытается отстоять свою самостоятельность, то и дело заявляя «Я сам!». Не мешайте ему, напротив, старайтесь всячески поощрять его стремление делать все самому. Когда он рисует, лепит или играет, старайтесь не вмешиваться в процесс и тем более не пытайтесь что-то поправить или добиться идеального результата. Каждый самостоятельный шаг и каждая ошибка - путь к будущему успеху.

Видео Как воспитать успешного ребенка. Психология успеха.

Санкт-Петербугр


Когда берешь в руки книгу с таким названием, ожидаешь увидеть пошаговую инструкцию, но не все так просто. Книга эта вообще выглядит подозрительно... Молодая американская авантюристка (и вообще-то, модель) из семидесятых бросает универ и уезжает в Европу на поиски себя, затем внезапно оказывается в Венесуэле с целью поиска уже не себя, а алмазов, и вот, обосновывается на несколько лет в деревне индейцев Екуана, наблюдая за которыми, делится своими выводами о правде жизни.

Жан Ледлофф написала всего одну книгу, но эта книга реально впечатлила человечество. «Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга перед вами», — писал о ней известный американский психолог Джон Холт. В 75-ом, когда она вышла, это было, должно быть, как ведро холодный воды на голову. Тогда американские родители еще на полном серьезе читали доктора Спока...

Купииь книгу «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности» Жан Ледлофф

на Озоне – 253 рубля

в My Shop – 302 рубля

в Лабиринте – 329 рублей

В начале книги Жан Ледлофф рассказывает свою историю: «Даже в свои восемь лет я осознавала, что огромное количество понятий и ценностей, исходивших от моих родителей, учителей, других детей, нянек, вожатых и прочих, вовсе не продвинет меня в понимании жизни, а лишь усугубит мое замешательство.»

Мне знакомо это чувство, я испытала его в пятнадцать лет. Это чувство заставляет тебя делать много глупостей и принимать опасные для жизни решения, но именно оно приводит тебя к чему-то действительно значимому и делает тебя тобою.

Большую часть своей сознательной жизни я относилась к идее деторождения со страхом и неприятием, но где-то в глубокой глубине я догадывалась, что сложившийся в моей голове образ родительства не может быть правдой. Может, я и наблюдаю это вокруг себя всю жизнь: орущие младенцы, равнодушные матери, невозможность взаимопонимания между ними, — но это не может быть правдой. И, прочитав эту книгу, я поняла, наконец, почему. В этот момент мне захотелось подарить по экземпляру каждой своей подруге (и моей маме). Я правда считаю, что ее должна прочитать каждая женщина.

А суть книги проста как дважды два. То, что «наши» перевели как «вырастить ребенка счастливым», в оригинале – «In search of lost happiness», — «в поисках утраченного счастья». Человечество променяло мудрость инстинктов, которые вырабатывались тысячелетиями, на блага цивилизации. Огромное количество страхов, предрассудков, эгоистичных желаний и надуманных правил скрывают от нас встроенное эволюцией понимание, как воспитывать детей, как жить здоровой и счастливой жизнью.

Живя среди индейцев, которые ведут первобытный образ жизни, Жан Ледлофф смогла наблюдать человека разумного в его первозданном виде на том этапе его развития, когда Ева еще не сорвала яблока с древа познания, а Адам еще не купил айфон и не зарегистрировался в Инстаграме. Особое внимание Жан сосредоточила на принципах воспитания детей и подробно описала существующие практики, которые сегодня являются основой естественного родительства.

Даже если вы и так знаете, почему после родов нельзя разлучать мать с новорожденным, почему малыш должен спать с рядом с мамой и в первые месяцы жизни находиться преимущественно у нее на руках, все равно рекомендую прочитать вам эту книгу хотя бы из-за ее стройной логики и изящного слога. Получите большое удовольствие).

Также эта книга — абсолютный «маст рид» для всех, кто серьезно относится к психологии, вне зависимости от того, есть у них дети или нет. «Эта книга объясняет суть вещей, и поэтому достойна всеобщего внимания», — из рецензии газеты Conservation News, Лондон.

Кстати, Жан Ледлофф не всю жизнь провела в индейской деревне. Вернувшись в Штаты, она стала известным психотерапевтом. Свою работу она построила на открытым ею принципе преемственности, изложенном в одноименной книге. Биографию и статьи Жан вы можете найти на официальном сайте http://www.continuum-concept.org/ (английский язык).

Цитаты

Я выбрала для вас несколько показательных цитат, чтобы вы могли оценить, будет ли вам полезна книга:

«Привычным является мнение о том, что ребёнок для молодой семьи — большое испытание: он плачет, будит родителей по ночам, а когда начинает ползать и ходить, всё норовит сломать и опрокинуть. Мы списываем это на то, что „все дети такие“, и даже не замечаем, что у кошки, которая никогда не читала умных книг по уходу за котятами, котята плачут куда реже, чем у нас человеческие детёныши.»


«На руках у матери ребенок чувствует, что все так, как должно быть. О себе он ничего не знает, кроме ощущения своей правильности, привлекательности и желанности. Без этого убеждения человек любого возраста ущербен: он не верит в свои силы, чувствует себя обделенным, ему не хватает спонтанности и грации. Все дети правильные, но сами они могут это знать только через отражение, через то, как с ними обращаются.»

«Хулиганское поведение некоторых самых отчаянных и «непослушных» детей - на самом деле лишь мольба о том, чтобы им показали, как правильно себя вести. Постоянное потакание детям лишает их примеров из жизни взрослых, где они могут найти свое место согласно естественной иерархии взрослых и малышей и где их желательные действия принимаются, а нежелательные действия отвергаются, но они сами всегда принимаются такими, как есть.»

«Ребенок ожидает увидеть сильную, занятую, доминирующую личность, по отношению к которой он может быть второстепенным, а взамен получает эмоционально слабого, раболепного человечишку, заискивающего перед ним и старающегося выудить из него благосклонность или одобрение.»

И напоследок, фото с киской:

Жан Ледлофф умерла в 2011 году.

Rest In Peace <3

Искренне ваша, Елена Калашникова

Представьте себе такую картину. Детский день рождения. Хозяйка выносит десерт – два вида мороженого на выбор: с кусочками печенья и фруктовое. Одна маленькая гостья, хорошенькая семилетняя девочка, неожиданно поднимает крик. Причина – она хочет мороженое с шоколадной крошкой. Которого нет. Остальные гости – и дети, и взрослые – недоумевают. Истерика набирает обороты. Девочка заходится криком, брыкается и дерется, требуя во что бы то ни стало мороженое с шоколадной крошкой. Все ждут реакции мамы. Та в замешательстве. Она пытается успокоить дочку, уговорить ее попробовать то мороженое, которое есть. Безрезультатно. В конце концов мама сама спешно запихивает себе в рот злосчастное мороженое с бис­квитом, а ее чадо продолжает истошно реветь. Атмосфера праздника подпорчена.

Вам приходилось когда-нибудь наблюдать нечто подобное? Мне – да! И даже приходилось участвовать в таких ситуациях самой, пытаясь воззвать к разуму своего капризничающего малыша. И тоже без особых успехов.

Эту сцену (позаимствованную из собственных наблюдений) описывает на первых страницах своей книги американская писательница Робин Берман. Она – практикующий психолог, профессор психиатрии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и мама троих детей. Ее книга «Баловать нельзя контролировать: Как воспитать счастливого ребенка» вышла и в России. (Если честно, ее английское название мне нравится чуть больше: Hate Me Now, Thank Me Later – «Ненавидишь меня сейчас – поблагодаришь потом».) На Западе эту книгу, за несколько недель ставшую бестселлером, уже окрестили Библией современного родительства, а саму Робин – главным семейным гуру. Ею зачитываются в том числе и знаменитости. Например, актриса Риз Уизерспун, у которой тоже трое детей (двое из них посещали тот же детский сад, что и дети Берман), при каждом удобном случае всячески расхваливает эту книгу, предлагая положить ее в каждую послеродовую палату.

Сама автор пишет, что, годами собирая материал – из собственного опыта, из многолетней практики семейного консультирования, данных исследований, а также сотен интервью родителей и детей, – она создала «средство профилактики родительских ошибок». Главный посыл: современные родители потеряли ориентиры в воспитании и, сами того не желая, нередко портят жизнь детям. «В прежние времена дети боялись родителей, сегодня с успехом подавляют их», – утверждает Робин Берман. В числе главных ошибок пап и мам XXI века – гиперопека, когда мы все решаем за детей, пытаемся предвидеть и проконтролировать каждый их шаг; чрезмерная лояльность и отсутствие четких границ, когда, пытаясь переписать историю своего детства, мы позволяем отпрыскам садиться на шею и эмоционально нас подавлять; перфекционизм, когда мы пытаемся навязать детям собственные нереализованные амбиции и заставить их соответствовать каким-то стандартам...

И отсутствие прочной эмоциональной связи – безусловной любви, без которой ребенку крайне сложно вырасти полноценной личностью и установить доверительные отношения с миром.

Признаться, у меня эта книга тоже в последнее время стала настольной. Особенно та часть, где говорится про границы. Я отчаянно не хотела бы копировать традиционный советский стиль воспитания – он мне кажется чересчур карательно-подавляющим. Но моей собственной стратегии не хватает твердости и последовательности. Масла в огонь подливает чувство вины, что я не провожу с ребенком столько времени, сколько ему бы хотелось. Последнее актуально для многих работающих мам. Подруга, мама трехлетнего сына, которой периодически приходится пропадать на работе и в командировках, признается, что редко приходит домой без подарка – у нее заранее закуплен арсенал маленьких машинок, зверюшек и т.п. Малыш теперь каждый раз требует подарков не только от мамы, но и от всех, кто приходит в дом. Поэтому я уверена: 10 главных правил воспитания от Роберт Берман будут полезны для многих сегодняшних мам.

1. Не пытайтесь дружить с детьми

«Мы – поколение угодливых родителей, которыми помыкают собственные дети», – пишет Берман. По ее мнению, детям в лице родителя в первую очередь нужен «великодушный диктатор» – лидер, авто­ритет, эмоционально устойчивый человек, который может понять, поддержать и направить в нужную сторону. И в случае необходимости сказать твердое «нет». «Дети не обязательно должны понимать причины ваших поступков. В отличие от них, вы обладаете опытом, знаниями и способностью видеть перспективу, что детям пока недоступно», – объясняет психолог. Одно дело – уважать чувства и потребности детей, другое – потакать любому их капризу.

2. «Нет» значит «нет»

«Ребенок имеет право на любые чувства, но не на любое поведение», – настаивает Берман. Поэтому четкие границы и дисциплина – фундамент правильного воспитания. А вот от политики кнута и пряника лучше воздерживаться. Страх, стыд и постоянная критика – так же, как и попытки «задобрить», подкупить ребенка, – одинаково разрушают личность. «Ваша задача – учить и вдохновлять, а не стыдить и карать», – пишет психолог. Но при этом ребенок должен верить вашему «нет», которое означает не «может быть», а – «торговаться бесполезно». В случае с девочкой, закатившей маме истерику на детском дне рождения, Берман рекомендует следующую тактику: признать чувства ребенка, но сразу обозначить границу, сказав, что так себя вести нельзя; дать возможность выбрать самой стратегию поведения, а в случае непослушания – увести ребенка с праздника, чтобы это послужило ему уроком.

3. Позвольте детям получить собственный опыт

Спотыкаться, падать, разбивать коленки, драться с другими детьми, совершать ошибки, проваливать экзамены – и самостоятельно справляться с разочарованием. Чтобы в будущем они смогли взять ответственность за свою жизнь. На детской площадке я часто встречаю мам, которые ни на минуту не вылезают из песочницы, активно вмешиваясь в занятия двухлеток. «Если вы относитесь к детям так, будто они сделаны из стекла, они действительно окажутся слишком хрупкими при столк­новении с реальностью», – предупреждает Берман. Увы, во многом благодаря гиперопеке родителей дети сегодня гораздо меньше приспособлены к жизни – они стали более зависимыми, эгоистичными, чаще страдают тревожными расстройствами и во что бы то ни стало стремятся избегать рисков.

4. Не перебарщивайте с похвалой

Особенно фальшивой. Или незаслуженной. Безусловно, малышей надо всячески поддерживать, но – соблюдая меру. Берман, например, вообще предлагает убрать слово «самый» из арсенала комплиментов в адрес ребенка. Есть исследования, что дети, которых перехвалили в детстве, во взрослом возрасте пасуют перед трудностями, плохо воспринимают критику и в целом очень зависимы от чужого мнения.

5. Позврослейте сами

Ничто так не бьет по психике детей, как эмоциональная незрелость родителей. «Станьте таким родителем, о котором всю жизнь мечтали, – сначала для себя самого, а потом и для детей», – советует Берман. Это сложно – особенно если мы в детстве чего-то недополучили и всю жизнь неосознанно пытаемся это компенсировать. Наши собственные неврозы и проекции часто мешают почувствовать душу ребенка, его истинные желания и потребности. Но работать с этим можно – прежде всего, через познание себя.

6. Фильтруйте речь

В первые шесть лет жизни малыши с трудом отличают реальность от вымысла. Поэтому все, что говорят родители, глубоко западает им в душу. «Если вы называете ребенка непослушным, эгоистичным, ленивым, высока вероятность того, что он поверит вам. Эти слова окажутся встроены в его личность раньше, чем он сможет задаться вопросом, правда это или ложь», – пишет Робин Берман. Точно так же следует как можно раньше научить детей выражать свои чувства, никого не обвиняя и не обзываясь. Берман в частности советует запретить им фразу «это все из-за тебя».

7. Не сокращайте детям детство

У многих современных детей практически нет свободного времени – их с раннего детства без конца таскают по всевозможным занятиям и секциям, а нагрузка в школах с каждым годом растет. Да, им некогда скучать – и в этом кроется проблема. «Скука – кладезь возможностей, – пишет Берман. – Как дети смогут разобраться в себе, если у них нет времени побыть наедине с собой?» Сегодня родители часто одержимы идей не упустить ни одной возможности, которую можно предоставить детям. А ведь им просто нужно наше внимание и время, и ни один модный кружок не заменит неспешного семейного общения, игр на природе и прочих атрибутов мира детства.

8. Сохраняйте семейные традиции и ритуалы

Семейные ужины, совместные просмотры фильмов и приготовление еды, поездки... Все это – основа базовой безопасности, та самая почва, которая будет поддерживать ребенка всю жизнь. «Ребенок с ясным ощущением “мы” становится способен развить в себе четкое понимание своего “Я”», – настаивает Берман.

9. Будьте честными и последовательными

Безусловная любовь к ребенку – основа для формирования адекватной личности. Но при этом дети должны вам верить. Берман, например, советует исключить из арсенала воспитания угрозы, которые никогда не выполняются: «Будешь плохо себя вести – уйду, и ты останешься один» или «Еще раз сделаешь так, и я...»

10. Меньше слов

Берман считает, что сегодняшние родители ведут с детьми слишком много разговоров, нагружают детей слишком большим количеством информации, а еще часто ставят их в позицию выбора, который малыши еще не в состоянии сделать сами. «Говорите меньше, сужайте пространство выбора, выбирайте простые формулировки», – советует она. Один из ее любимых методов разрешения капризов и споров – reverse negotiation, «переговоры наоборот». Спокойно заявите ребенку, что не собираетесь с ним торговаться (внутренне заранее смирившись с его недовольством). Если в ответ возникает бунт, то говорите, что он не получит не только того, на что надеется, но и того, что было обещано с самого начала. Не поверите, но такая стратегия работает – я много раз проверяла».

Работа над ошибками

Елена Разухина, педагог-психолог, преподаватель Образовательного центра «Аристотель» (aristotel-arbat.ru), – о том, как избежать двух главных промахов современных родителей.

Гиперопека

Малыш не успел сказать, что хочет пить, а ему уже несут стакан воды. Не успел подойти к лестнице, а уже слышит: «Подожди, там можно споткнуться, я тебе помогу». В итоге у ребенка формируется представление, что близкие знают, чего он хочет. Он лишается инициативности, растет с ощущением, что кругом опасность, а справиться с ней может только взрослый. И в его жизни не появляются маленькие победы.

Что делать?

Дослушивайте просьбы детей до конца и по возможности вовлекайте их в процесс: «Ты возьми стакан, а я налью тебе воды».

Не запрещайте, а объясняйте. Если у вас подвижный ребенок, в ваших силах обезопасить его, не превращаясь в личного телохранителя.

Научите, как правильно спускаться с лестницы, переходить дорогу, забираться на горку и т.д.

Доверяйте ребенку. Если малыш не хочет есть, это не значит, что он заболел. Может, он действительно не успел проголодаться, даже если «прошло два часа после обеда».

Отстраненность

Современные родители часто слишком рано перекладывают ответственность и принятие решений на детей. Это не дает им шанса научиться сотрудничеству и взаимопомощи, почувствовать заботу и участие семьи.

Что делать?

Разделите все дела на три группы: «вместе», «сам», «взрослые».

Помогайте ребенку вопросами: «Что могло бы помочь тебе сделать…», «Давай подумаем, как можно…»

Фото: архив пресс-служб, Getty Images



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!