Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Одаренные дети – ресурс человеческого потенциала современной России. Детская одаренность Одаренным сыном

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

1.2. Виды одаренности

Выделяют три вида одаренности:

Академическую;

Интеллектуальную;

Творческую.

Академическая одаренность – «умение блестяще усваивать, то есть учиться».

Для академической одаренности значимы следующие слагаемые:

    интеллектуальные способности

    мотивация

    креативность

Психологические особенности детей, демонстрирующих академическую одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об академической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Особое место среди одаренных детей занимают интеллектуальные вундеркинды . Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Творческая одаренность - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.

1.3. Портрет одаренного ребенка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

1.4. Социально-психологический портрет одаренного ребенка

I. Влияние социальной среды на одаренность.

1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: структура и эмоциональный климат семьи, стили родительских отношений, отношение родителей к детской одаренности.

Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.

Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…».

Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого.

Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…».

Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.

Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Типы отношений: отрицательное, игнорирующее, положительное,

II. Особенности познавательной деятельности.

Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

III. Психосоциальная чувствительность.

Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.

Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.

Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

IV. Физические характеристики.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

V. Особенности системы отношений.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра.

У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками развивается потребность в признании их со стороны.

В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей.

Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.

Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми.

Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности.

Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.

Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности.

Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.

VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации.

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.

Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений.

Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.

Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.

Среди младших школьников-отличников есть одаренные дети, но далеко не все дети, успешные в учении, являются одаренными. С другой стороны, не все одаренные становятся отличниками.

По выражению выдающегося швейцарского психиатра, основоположника аналитической психологии Карла Г. Юнга (1875- 1961), "одаренный человек - это с биологической точки зрения отклонение от усредненной меры" . Отклонение прекрасное, лучшее из всех возможных. Кто из родителей не мечтает о том, что их ребенок проявит незаурядные способности? Какой учитель не захотел бы вырастить талант, гордиться достижениями своего ученика? В данном контексте возникает ряд вопросов. Во-первых, что представляет собой одаренность, всегда ли она видна и какой может оказаться динамика ее развития? Во-вторых, приводит одаренность к гармоничному становлению личности или нет и какие проблемы возникают на этой почве в школьные годы?

И в литературе, и в мнениях людей, далеких от психологии, сложились два образа одаренного ребенка. Один из них - худой и бледный "книжный червь". Такой ребенок непременно слаб, физически неразвит, он не может дать сдачи своим менее умным сверстникам и уже успел испортить себе зрение - его обязательным атрибутом становятся очки. Это ребенок не от мира сего, "маленький старичок", с раннего возраста поглощенный решением недетских проблем. Другой образ - прямо противоположный: одаренный ребенок по всем статьям превосходит заурядных детей. Он выше, красивее, крепче сверстников. В общем, идеален.

Конечно, с точки зрения психологической науки оба представления неверны. По физическим параметрам одаренные дети так же отличаются друг от друга, как и дети "средней нормы". Зарубежные психологи отмечают только одну физическую характеристику, отличающую одаренных детей (и то не внешнюю), - высокий энергетический уровень. Он позволяет длительное время заниматься каким-либо делом с полной отдачей, долго бодрствовать и меньше спать. Главным же критерием, позволяющим судить об одаренности, является интеллектуальный коэффициент (англ. Intelligence Quotient - IQ).

Как известно, IQ - показатель, вычисляемый при тестировании. Интеллектуальные тесты, широко распространенные на Западе, известны и у нас. Наиболее часто школьными психологами используются тесты Д. Векслера и так называемая шкала Стэнфорда - Вине. Интеллектуальный показатель вычисляется следующим образом:

Если ребенок решает все задания, предназначенные для его возраста, и его умственный возраст поэтому равен хронологическому, "паспортному", то IQ = 100 баллам. Дети, справляющиеся с более сложными заданиями, рассчитанными на следующий возрастной период, набирают больше 100 баллов. Те, кто получил при тестировании более 120-130 баллов, считаются одаренными.

В школьные годы одаренность обычно проявляется в легком и быстром усвоении учебного материала. Всем известны отличники, которые учатся без особых усилий, без зубрежки, все схватывая на лету. Они не только прекрасно запоминают, запечатлевают материал, но и перерабатывают, обобщают его, находят ему место в уже имеющейся системе знаний и в нужный момент извлекают его и воспроизводят. Таких детей немного, чаще в школах "идут на медаль" те, кто вкладывает в учебу колоссальный труд, полностью подчиняя свою жизнь в этот период одной цели - достижению высокой успеваемости. Они менее способны, но отличаются большой работоспособностью. Отметим, что глубокая и полная включенность в учебную деятельность способствует не только продуктивности неодаренных отличников, но и развитию их способностей.

Ученики, которым учение дается легко, обладают высокими способностями к усвоению знаний, или так называемой школьной одаренностью. Иногда их называют интеллектуалы.

Но среди школьников встречаются и одаренные дети, не достигающие высоких результатов в учении.

Американский психолог Элис П. Торранс (1915-2003), тест которого часто используют в современных российских школах, обратил внимание на слабоуспевающих учеников. Среди них он нашел детей, имеющих одаренность другого типа - творческую. Они не способны с легкостью учиться по разным предметам; усвоение большого количества имеющихся данных, чужого но сути опыта для них - вообще большая проблема. Они сильны в другом - в решении сложных задач, поисках нестандартных путей, способов деятельности. Для них характерны оригинальность мышления, созидание нового, креативность.

Что касается IQ, то он высок и у интеллектуалов, и у творчески одаренных, но существует одна интересная закономерность. Высокий уровень креативности сочетается с высоким общим интеллектом: у "творческих" детей IQ тоже больше 120 баллов. Возрастание уровня интеллекта в интервале от 120 до 170 баллов не вызывает соответствующего роста креативности. Очень высокий общий интеллект (/Q = 170-180) не способствует развитию творческих способностей. Взрослый человек, поднявшийся до такого уровня, становится энциклопедистом, систематизатором научных знаний, блестящим аналитиком и критиком. Считается, что излишняя критичность и направленность на усвоение знаний мешают творчеству, созданию принципиально новых идей. Это такое же препятствие для развития творческих способностей, креативности, как и недостаток знаний, невысокий интеллект.

Высокие способности к усвоению знаний и высокие творческие способности определяют два типа одаренности - "хранители знаний" и "генераторы идей". Обществу, конечно, нужны люди с разной одаренностью, но традиционно в европейской культуре особо ценится творчество. Отметим, что, например, восточная культура этого нс предполагает: в такой экономически развитой стране, как Япония, и у школьников, и у взрослых-профессионалов все усилия направлены на усвоение знаний и приобретение умений, позволяющих выполнять работу самым эффективным образом.

Школьная и творческая одаренность - разновидности одаренности умственной. Кроме нее существуют специальные способности, определяющие моторную (ребенок проявляет ее, например, в спорте, танцах), социальную (организаторские возможности) и практическую одаренность (проявляющуюся в самых разных сферах человеческой деятельности - кулинарии, работе с деревом или металлом, шитье, выращивании цветов и т.д.). О социальной одаренности, включающей удивительно широкие возможности общения с другими людьми, К. Юнг писал: "Наряду с даровитостью ума существует даровитость сердца, которая не менее важна, однако се легко упустить из вида. Такие люди часто бывают полезнее и ценнее для благополучия общества в целом, чем прочие дарования" .

Немаловажно отметить следующее: в какой бы области ни проявлялись специальные способности, в основе своей они всегда имеют достаточно развитые общие способности. Именно поэтому большим заблуждением становится расхожее мнение о том, что выдающиеся спортсмены умом не блещут или, скажем, об ограниченности учеников сельской школы, которые затем оказываются прекрасными работниками в сельском хозяйстве. Кроме того, школа выявляет далеко не все виды способностей. Если школьник никак не проявил себя в учении, из этого не следует, что он не обладает потенциальными способностями, не мог бы их проявить в благоприятных условиях и вообще никогда в будущем их не проявит.

В связи с этим возникает следующий вопрос: следует ли считать одаренными только тех детей, которые рано раскрыли свои незаурядные возможности? Какова динамика развития высоких способностей?

Современные российские психологи Н. С. Лейтес, В. Э. Чудновский и В. С. Юркевич, работающие с одаренными детьми, выделяют два основных пути их развития .

Первый путь - раннее развитие. Обычно в детстве начинают интенсивно развиваться умственная одаренность и специальные способности в области искусства и науки (например, музыкальные, математические). При этом ребенок проявляет свои способности ярко, достигает заметных успехов в одной или сразу нескольких видах деятельности. Окружающие его взрослые видят и ценят одаренность, связывают с ребенком большие надежды.

В отдельных случаях изначально заданный темп развития сохраняется, что приводит к выдающимся достижениям в зрелые годы. Тех, кто рано проявил себя и сохранил свой дар на протяжении взрослой жизни, относительно мало. Среди известных имен - композиторы Вольфганг А. Моцарт и Ференц Лист, ученые Блез Паскаль и Готфрид В. Лейбниц, писатель Александр Грибоедов.

Часто темп развития замедляется, и ребенок в лучшем случае на какое-то время "застревает" на достигнутом. Возможен и медленный, неуклонный спад после быстрого взлета, который в школьные и последующие годы болезненно воспринимается и самим ребенком, и его близкими, ожидавшими от него больших успехов.

Второй путь - одаренность остается не замеченной в детстве и проявляется позднее. За периодом относительно замедленного умственного развития следует бурный подъем, когда ребенок совершенно неожиданно для окружающих начинает опережать сверстников и достигает значительных успехов. Часто это происходит в подростковом возрасте, как, например, у Ньютона, одаренность которого не проявлялась до 11 лет. Пример, ставший хрестоматийным, - биография Альберта Эйнштейна. Его считали совершенно неспособным ребенком и исключили из гимназии в 15 лет. В Высшую политехническую школу в Цюрихе его приняли только со второго раза.

Предполагается, что есть и третий путь, который может быть пройден одаренными. Эти люди, получив от природы богатые задатки, нe смогли реализовать свои потенциальные возможности на протяжении всей жизни. Для развития способностей недостаточно обладать хорошими задатки, нужно еще и трудиться: способности развиваются только в деятельности. Нет полноценно развертывающейся деятельности - и потенциал остается невостребованным, ни о каких значительных достижениях не может быть речи. Неразвитыми, видимо, могут остаться любые способности, но есть основания полагать, что среди не реализовавших свои способности людей особенно много творчески одаренных. Именно творческим натурам труднее всего приспособиться к жизни, найти свое место в обществе, добиться успеха, проявить свою незаурядность. Когда одна из крупных фирм США подбирала сотрудников с творческими способностями, они были найдены среди молодежи, не имевшей квалификации и стабильного заработка.

Рассматривая проблему раннего развития детей и прослеживая их дальнейший жизненный путь, Л. С. Выготский различает так называемых вундеркиндов ("чудо-дeтeй") и детей талантливых, истинно одаренных. Вундеркинд с раннего детства поражает окружающих какими-либо исключительными способностями - музыкальными, художественными, математическими, умением "по-взрослому" рассуждать. Причем удивление вызывают не сами но себе, допустим, математические способности, а то, что они проявляются рано, у настолько маленького ребенка. Такое ускоренное развитие, когда ребенок быстро проживает каждый возрастной этап, постоянно опережая сверстников, нe становится оптимальным, полезным. Большинство вундеркиндов вырастает обычными людьми со средними (или даже ниже чем средними) способностями.

Если вундеркинд восхищает тем, что похож на детей более старшего возраста, то ребенок действительно одаренный, талантливый обращает на себя внимание качествами, свойственными его возрасту, но только исчерпывающе, полнокровно развитыми. Для вундеркинда характерно "забегание вперед", в его развитии присутствуют признаки будущих возрастов. Как отмечает Л. С. Выготский, взрослый гений отличается от каждого из нас нс тем, что в 30 лет проявляет опытность, свойственную 90-летиему старцу, а тем, что те же особенности 30-летнего возраста доводит до гениальных размеров.

Екатерина Кислякова
Одарённый ребёнок

Одар ённый ребенок – ценность общес

Талантливый человек – это особая ценность для общества. Поэтому работа с одар ёнными детьми является актуальной, а понятие «одарённость » рассматривают с разных сторон. Нельзя допустить, чтобы умственные возможности ребёнка остались без внимания взрослого. Сделать это не просто, так как одар ённые дети дошкольного возраста тяжело адаптируются в социуме, и это может негативно сказаться на дальнейшем развитии его таланта.

В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одаренность рассматривается как синдром типичных психофизических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение её по основным показателям развития, прежде всего его интеллекта. Одар ённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребёнок – это ребёнок , который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

В современной психологии термин «одарённость » чаще относят к когнитивным способностям, а термин «талант» относят к творческому развитию ребёнка . Так как творческий потенциал является основой развития одарённости у детей . С. Л. Рубинштейн и Б. В. Теплов попытались сделать классификацию понятий способности, одарённость и талант . Способности-это формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологических особенностей) индивидуально-психологические особенности, которые отличают людей, друг от друга и определяют успешность деятельности. Специальная одар ённость – это качественное своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности определённого вида. Общая одар ённость – это способность к широкому кругу деятельности. Талант – это высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одарённых детей , является вопрос о частоте проявления детской одарённости .Существуют две крайние точки зрения : «все дети являются одарёнными » - «одар ённые дети встречаются крайне редко» . Сторонники первой полагают, что до уровня одар ённого можно развить практически любого здорового ребёнка при условии создания благоприятных условий. Для других одар ённость – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей . Тот или иной ребёнок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельности, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создаёт условия для формирования различных видов одарённости .

Одар ённость часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлечённый техническим конструированием ребёнок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности, в специально организованной деятельности (кружке, секции, студии) . Кроме того, одар ённые дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребёнок , сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать своё увлечение от педагога.

Оценка конкретного ребёнка как одар ённого в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости , проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми . Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ребёнок » следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка » .

Могут быть выделены следующие виды одарённости :

В практической деятельности, в частности, можно выделить одар ённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одар ённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

В художественно – эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость ;

В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость ;

В духовно-ценностной деятельности – одарённость , которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Каждый вид одар ённости предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одар ённость обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе, либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т. д.) . Каждый вид одар ённости по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта – исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники, познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения, в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями, в духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта) .

Классификация видов одарённости по критерию «вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одарённости . Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие : говоря о развитии одарённости , нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т. д.) .

Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности.

Если рассматривать одар ённость как особенность возрастного развития ребёнка ,то можно выделить : раннюю одарённость и позднюю одарённость .

Примером ранней одарённости являются «вундеркинды» . Вундеркинд (буквально –«чудесный ребёнок » ) – это ребёнок , как правило, дошкольного и младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определённом виде деятельности – математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении. Особенное место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет, освоение чтения, письма и счёта. Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т. п.) . Поздняя одар ённость может проявиться в области выдающихся открытий, создании новых методов исследования. Это связано с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых новые открытия невозможны. Исследования психологов подтверждают, что количество одар ённых детей возрастает с каждым годом. Однако педагоги не всегда готовы к общению с одарёнными детьми .

Педагог, обучающий одарённых детей должен :

Обладать креативностью, широтой взглядов и отсутствием жестких стереотипов в мышлении и работе;

Умением различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, учитывая их, вносить изменения в процесс обучения;

Иметь опыт работы в учреждениях для детей дошкольного возраста или взаимодействие со своими детьми;

Разбираться в особенностях психологии одарённых детей , чувствовать их потребности и интересы.

Чтобы увидеть подлинные творческие способности детей, педагог должен предлагать им особую деятельность, в которой дети смогут себя активно проявить. Это нестандартные темы занятий, творческие задания, исследовательские проекты. О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одарённостью . Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьёзные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны взрослых. Их высокие, объективно значимые достижения в определённой предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития.

Итак, любой индивидуальный случай детской одар ённости может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев, классификации, видов одарённости . Одарённость оказывается , таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Поэтому при градации одар ённости следует иметь в виду, что её следует дифференцировать на одар ённость с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одарённых детей . Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы.

Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одарённого ребёнка . С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одарённого , да и любого ребёнка должна быть достаточно сдержанной – нельзя постоянно его хвалить. Необходимо его приучать к мысли о возможности появления неудач. Причём наличие постоянных успехов сам ребёнок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он борется.

Нередко у одар ённых детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер и связанная, прежде всего со сферой их предметного интереса. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний. Так, например, для этих детей характерно принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности, признание, что именно в них кроется причина удач и неудач, что очень часто ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.

Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби» . В общении с ребёнком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность – общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Очевидно, что участие семьи в целом является важнейшим элементом при обучении одарённых детей .

Нам кажется, что мы знаем о своем ребенке всё. Но, попробуйте взглянуть на свое чадо по-другому. Посмотрите внимательно в его глаза, обратите внимание на то, как он говорит, о чем мечтает… и, казалось бы, такой привычный ВАШ ребенок откроется с совершенно необычной стороны. «Оказывается, ОН у нас особенный,» - подумаете ВЫ и с большим интересом захотите узнать его ДРУГОГО как можно лучше. А может перед Вами уникальный одаренный ребенок? Почему бы и нет? Многие известные ученые, музыканты, художники проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Одарённые дети»

1. Паспорт проекта……………………… 3- 6

2. Актуальность проекта…………………… 7-10

3. Выявление цели и задач…………………11-13

5. Этапы и пути реализации проекта……………...15-21

6. Выводы и результаты……………………22-24

7. Мониторинг…………………………………25

8. Приложения………………………………………

2. Актуальность проекта

Одаренность - конечно, дар, Богом данный, данный свыше. Одаренность - это огонь. Не гаси, поддержи его, слышишь? Одаренность - пытливый ум, Почемучка еще с пеленок. Одаренный - философ и шут, В общем, трудный еще ребенок.

Работая в должности воспитателя и педагога-психолога, я заметила, что всегда в группе присутствуют дети, которые отличаются остротой мышления, наблюдательностью, развитой памятью, выраженной и разносторонней любознательностью, умением хорошо излагать свои мысли и проявляют исключительные способности. Я посчитала необходимым выделить работу с одарёнными детьми в отдельное направление своей педагогической деятельности. Занялась проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности в ДОУ, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми. Для каждой возрастной группы систематизировала материал по работе с одаренными детьми: создана папка «Одаренный ребенок», где составлен список детей, на основании анкетирования, определены направления «одаренности», составлен перспективный план.

Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей. Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым. Одаренные дети... Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных… Это подарок педагогу или проблема для него?

Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастет. В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Ведь признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными.

Типичные черты одаренных детей

На занятиях все легко и быстро схватывают;

Знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

Быстро запоминают услышанное или прочитанное;

Решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

Задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

Оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

Очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Высоко развитая любознательность, пытливость;

Способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;

Высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

Развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;

Способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;

Раннее развитие сенсорных способностей;

Оригинальность суждений, высокая обучаемость;

Стремление к самостоятельности.

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных критериев. Но также понятно, что это произойдет, если у молодых талантливых людей будет желание это делать.
Повышенный
интерес к детской одаренности стал приметой нашего времени. Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды. возникает вопрос: для чего обсуждать проблематику одаренности?

Ведь одаренность обеспечивает прогресс, высшее достижение, на которое способен человек. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Умственно одаренный ребенок – личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Быть одаренным ребенком – непростая ноша. Одаренные дети – одна из самых чувствительных частей социума, нуждающаяся в особом внимании, серьезных исследованиях и новых формах помощи. А дети , по природе своей – исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Одаренность ребенка нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. В настоящее время я вместе с педагогами нашего дошкольного учреждения, с семьей ребенка, поддерживаем смышленого и любознательного малыша, создаем условия для развития способностей, дарованных природой. И, возможно, одаренных детей станет больше.

3. Цели и задачи

Гипотеза

Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом выявления и развития детей с признаками одаренности, предоставление возможности для творческой деятельности и самореализации личности ребенка, будет способствовать достижению высоких результатов в творческом развитии детей, их успешной адаптации и обучению в школе в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, но и в дальнейшем к жизни.

Постановка проблемы

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Предметом является: выраженные способности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Концепция проекта.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей ребенка.

Цель проекта:

обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования. Повышение профессиональной компетентности педагога в работе с детьми с признаками одаренности.

Задачи:

  1. Формировать мотивацию педагогов на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с признаками одаренности.
  2. Совершенствовать систему выявления и сопровождения детей с признаками одаренности, их специальной поддержки.
  3. Способствовать обогащению и индивидуализации предметно - развивающей среды ДОУ.
  4. Обеспечить эмоциональное благополучие детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса.
  5. Развивать эмоционально- чувственную сферу ребенка и его художественно- образное мышление как основу развития творческой личности.
  6. Создать условия для участия детей и родителей в творческих выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах различных уровней.
  7. Подкрепить мотивацию родителей детей с признаками одаренности на объединение усилий по развитию творческого потенциала детей.
  8. Организовать взаимодействие с социумом с целью дальнейшего развития активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренности:

Непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;

Признание уникальности ребенка исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;

Бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;

Защита интересов ребенка;

Индивидуальный путь развития ребенка;

Учет специфики возрастного и индивидуального развития;

Принцип диалогичности;

Принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;

Принцип построения развивающей работы на основе диагностики;

Основные направления проекта:

Разработка мониторинга определения и развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявления способностей и одаренности;

Создание системы психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка;

Освоение современных педагогических технологий работы с одаренными детьми;

Обобщение и распространение педагогического опыта;

Просветительская и партнерская работа с родителями, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

5. Этапы и пути реализации проекта

Этапы работы с одаренными детьми:

Организационный этап

Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорда и др.

Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей, как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.

1 этап. Первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.

Анкетирование родителей и воспитателей, с целью выявления одаренных детей;

Опрос специалистов ДОУ;

Анализ полученной информации;

Дополнительная психолого-педагогическая диагностика одаренных детей;

Разработка индивидуальных карт развития одаренного ребенка.

Диагностический инструментарий. Используемые методики:

С детьми:

1. Тест креативности П.Торренса « Дорисуй фигуры»

2.Тест Векслера.диагностика структуры интеллекта(детский вариант)

3.Методика В.С.Юркевич «Дерево желаний»

4.Методика «Два домика» (Т. Марцинковская) .

С педагогами:

1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » В. С. Юркевич

2.Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (ЛОСЕВА А.А.)

4.Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»»

3. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя(самооценка)

С родителями:

1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн

2.Методика « Определение склонностей ребенка»

2 этап - представляет собой прохождение трех модулей:

Работа с детьми – уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение комплексного психолого-педагогического обследования.

1.Наблюдение во всех видах деятельности.

2.Выявление уровня способностей по методике А.И. Савенкова «Детская одаренность- развитие средствами искусства»

3. Модифицированная диагностическая методика Н.А. Лепской «Диагностика сформированности художественно-творческих способностей».

4. Методика «Карта одаренности»

5. Одарённых детей условно разделила на 4 группы (по Б.М. Теплову):

Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

Дети с высоким уровнем творческих способностей

Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми; дети, хорошо обучающиеся (академическая одаренность).

Формы работы с одаренными детьми:

Проекты индивидуальные, групповые, семейные;

Конкурсы, викторины, соревнования;

Занятия в кружках, учреждениях дополнительного образования;

Индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;

Опытно-исследовательская деятельность.

Работа с педагогами – повышение профессионального мастерства с целью правильной организации работы с одаренным ребенком.

1.Изучение педагогами проблемы работы с одаренными детьми. Определение специфики и основных направлений.

2. Методические материалы в помощь педагогам.

3.Педсовет «Особенности развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности

4. Консультация для педагогов «Выявление и развитие детских талантов и одаренности»

Формы работы с педагогами:

Педагогическое проектирование;

Открытые показы, семинары-практикумы .

Работа с родителями – помощь родителям в воспитании одаренного ребенка

Модель работы с семьей

1.Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач:

Выявить интересы и предпочтения родителей;

Выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей;

2.Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию одаренности ребенка.

3.Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах развития одарённости в условиях семьи.

4.Мной как педагогом -психологом была разработана пошаговая модель взаимодействия воспитателя и родителей в решении задач активизации потенциальных возможностей ребенка:

Поиск контактов, первые встречи, выработка желания общаться.

Совместное размышление о том, что необходимо развивать в ребёнке, сохраняя неповторимость его индивидуальности.

Установление общих требований к поведению ребёнка.

Упрочение сотрудничества в достижении общих целей.

Реализация достигнутых договорённостей.

Реализация единых педагогических возможностей.

5. Индивидуальные консультации психолога;

6. Детско-родительские проекты.

7. Анкета «Как развита фантазия Вашего ребенка»

3 этап – создание условий для развития одаренного ребенка в ДОУ.

  • предоставить ребенку место исключительно для его занятий;
  • предоставить ребенку возможность строить его собственные планы и принимать решения;
  • снабжать ребенка книгами и материалами для его любимых занятий;
  • внимательно относится к индивидуальным потребностям ребенка;
  • разрабатывать практические эксперименты, чтобы помочь ребенку побольше узнать;
  • в течение дня предоставлять ребенку больше свободного времени для собственных дел.

Эффективным приемом для повышения активности в самостоятельной деятельности, развития интереса к окружающему является прием «Полочка необычных вещей», «Полочка умной книги», «В гостях у профессора», которые способствуют ребенку активизировать поиск информации в процессе самостоятельного изучения литературы, в процессе взаимодействия со взрослым и детьми. В свободной деятельности детей, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивается выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Эффективным приемом является чтение художественной литературы, проигрывание этюдов, драматизация сказок.

Еще одной очень важной стороной обучения является непосредственно образовательная деятельность. В данной форме обучения необходимо придерживаться «гибкости» склонности одаренного ребенка увлекаться каким-нибудь делом больше установленного расписанием времени, а не навязывать предусмотренной смены занятий. При организации НОД необходимо придерживаться таких принципов обучения:

Принцип дифференцированного обучения;

Принцип обогащения;

Принцип ускорения.

С целью эффективного развития одаренных детей, совершенствования их интеллектуальных способностей в работе целесообразно использовать наглядное моделирование, знаково-символическую деятельность, алгоритмы, схемы, условные обозначения, головоломки, кроссворды, логические упражнения различной степени сложности.

Важно создать необходимые условия для проявления одарённости ребёнка не только на уровне группы, но и на уровне общественной жизни детского сада. То есть его участие во взрослой жизни с единомышленниками. Выводим ребёнка на тот уровень, где он может развивать свои способности на равных со взрослыми. Применять различные пути вовлечения родителей в процесс обучения их детей, и оказании помощи в процессе взаимодействия с ребенком. Эффективными приемами работы являются совместные организации персональных выставок ребенка, совместные выполнения домашних заданий. Целенаправленно создаваемая среда для одаренных детей в интегративном воспитательном пространстве на основе личностно-ориентированного подхода может рассматриваться как самостоятельное звено развивающей системы, позволяющее выявлять, учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

4 этап – мониторинг.

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований: 1)комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; 2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); 3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.)

На первоначальном этапе диагностики одаренности мною было взято 60 детей и проведены специальные исследования. Эти исследования выделили признаки одаренности:

Одаренность

Ярко выраженная

Скрытая

Академическая одаренность

Коммуникативная одаренность

Психомоторная одаренность

Творческая одаренность

На втором этапе я выделила признаки одаренности в зависимости от предпочитаемой деятельности:

Одаренность

Составляющие

Количество детей

Академическая одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Способности к обучению

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная одаренность

Лидерская одаренность

Психомоторная одаренность

Спортивная одаренность

Хореографическая одаренность

Творческая одаренность

Литературная одаренность

Вокальная одаренность

Художественная одаренность

Для снижения вероятности ошибки, которую можно допустить в

оценке одаренности ребенка промежуточный мониторинг развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявления способностей и одаренности, мною запланирован на февраль 2015 года.

6.Выводы и результаты

Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

По проведению мониторинговых исследований, разработке

Индивидуальных траекторий развития детей с признаками

Одаренности.

2. Создание банка данных детей с признаками одаренности.

3. Овладение педагогами образовательными технологиями

Работы с детьми с признаками одаренности.

4. Создание индивидуализированной предметно-развивающей среды в

Группах ДОУ.

5. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа

Таких детей.

6. Повышение уровня индивидуальных достижений детей

В образовательных областях, к которым у них есть способности.

Реализация творческого потенциала.

7. Объединение усилий педагогов и родителей для развития

Способностей детей, создание атмосферы общности интересов.

8.Успешная социализация детей с высоким уровнем развития творческих

способностей в социуме.

9. Повышения имиджа ДОУ в глазах родителя

10. Повышения имиджа ДОУ в городе

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам, либо в процессе индивидуализированного образования. Работа по проекту дает свои результаты. Анализ реальной ситуации в нашем дошкольном учреждении свидетельствует о достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. В дошкольном учреждении на сегодняшний день работают опытные, творческие педагоги, которые в системе ведут воспитательно- образовательную деятельность. В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей. Обучение ведется в таких кружках и студиях: Кружок краеведенья «Родничок», Кружок по привитию детям навыков самообслуживания «Я сам», Театральная студия «В гостях у сказки»», Студия психологической разгрузки «Игралочка» . В результате нашей совместной деятельности произошла активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысился профессиональный уровень педагогов. Воспитатели ведут целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявляют признаки одаренности, и тем самым помогают родителям создать все необходимые условия для развития таких детей. Роль семьи в развитии одаренности ребенка, на мой взгляд, является решающей. Однако практика работы с родителями показала, что они неодинаково относятся к своим одаренным детям. Одни считают, что не надо обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность - это особенности возраста. Другие, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, подчеркивая тем самым, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии.

Я через различные нетрадиционные формы работы с родителями такие как: родительские клубы, совместные детско – родительские проекты, аукционы, досуги, оказываю им помощь в развитии у детей, каких-либо талантов и способностей. Взаимодействие с социумом – позволяют показать достижения наших воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня. Талант - присущие от рождения определённые способности, и я стараюсь раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребёнок знал, на что он способен, нашёл своё место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем . Вместе с тем были выявлены противоречия между:

разнообразием видов одаренности, особенно наличием скрытой одаренности и большим количеством противоречивых т теоретических подходов и методов к их раскрытию;

возрастающими требованиями к деятельности и личности воспитателя и фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к работе с одаренными детьми;

необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и отсутствием системы мониторинга индивидуального личностного развития;

стандартизированными подходами к образованию дошкольников и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником. На разрешение данных противоречий и будет направлен этот проект.

Исходя из этого, я, буду продолжать работу по разработанному проекту, создавая условия для реализации и развития творческого потенциала одаренных дошкольников.

7. Мониторинг

Получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

Дополнительная психолого-педагогическая диагностика одаренных детей.


Мы дошли до очень интересной группы нестандартных детей. Это одаренные дети.

Как только их не называют: ботаники, очкарики, индиго, гиперактивные. Да, гиперактивных некоторые считают не бесталанными. Существуют разные мифические представления об этих детях. Самое распространенное: очень умные, послушные, хорошо учатся. С ними нет никаких хлопот – сплошной предмет родительской и учительской гордости. На самом деле все далеко не так радужно. Какими качествами обладают представители этой группы, и как мы частенько ошибаемся в их выявлении почитайте

Виды талантов по сфере проявления

Так кто они – одарённые дети, эти странные владельцы Эльдорадо? Какой бывает одаренность ?

1. Интеллектуальная – врожденная познавательная способность, в основе которой лежит, главным образом, талант к обучению (усваивать, анализировать информацию). Она имеет следующие отлично развитые базовые компоненты:

  • объем памяти,
  • скорость восприятия,
  • время удержания информации в памяти.

2. Творческая. Ее автор П. Торренс считал: главное не то, как обучается ученик или дошкольник. Главное – степень оригинальности, нестандартности его мышления, нешаблонность восприятия. Творческая одаренность проявляется очень рано. Малыши начинают "идти не в ногу" уже в 3-5 лет. Подробнее о феномене

3. Академическая. Самая благополучная в нашем обществе. Ею обладает большинство учеников-отличников. Лёгкое усвоение программы достигается приличным развитием внимания, памяти, трудолюбием. Колоссальное трудолюбие - их характерная черта.

4. Художественная. Музыкальные и художественные таланты. Считается, что их не бывает при умственной отсталости. Но вот что интересно. У многих аутистов , в большинстве обучающихся по программам для умственно отсталых, такие способности имеют место. Объяснить можно только тем, что на самом деле это не школьники умственно отсталые, а специалисты, определившие их уровень развития, недостаточно квалифицированы, или методы тестирования применяются слабые.

5. Лидерство – умение общаться, организовать и вести за собой. Лидерство можно воспитывать с дошкольного детства. Существуют воспитательные системы, позволяющие любому малышу побывать в роли лидера . И понять: для меня это или нет

6. И, наконец, психомоторная – основа спортивных достижений.

Одарённость по характеру проявления

  1. широкой (например, Леонардо да Винчи) и узкой;
  2. разной по уровню: от просто повышенного развития способностей до гениальности (вот здесь значительно сказывается отсутствие любви матери);
  3. разной по времени начала развития: вундеркинд – антивундеркинд .

Вундеркинды – это ученики и дошкольники с ранним и быстрым развитием. Они обычно первые или последние по рождению в семье (по биографиям исторических личностей), или одиночные дети. У них огромная уверенность в себе, доходящая до самоуверенности. Об антивундеркиндах следует поговорить отдельно.

Отношение к одаренным детям проявляется в обучении. В разных странах свои подходы. В скандинавских странах, Франции одарённых детей отдельно не обучают, чтобы не нарушать принципа равенства. В рамках образовательной системы все равны.

Объясняется такой подход еще вот чем. Одаренные дети могут перестать быть таковыми. И тому действительно есть много примеров, порой оказывающихся трагичными (пример Ники Турбиной). Однако это не отражается на учениках. Классы маленькие, обучение идет по индивидуальным программам. Летом талантливые ученики собираются в лагеря.

Надо ли работать с ними специально? Во многих странах, в том числе и нашей, считается, что надо. Однако у нас часто школы и классы для продвинутых школьников превращаются в таковые для благополучных учащихся (= школьников из "хороших семей"). Печально, потому что это не одно и то же. В последние годы в российской образовательной системе появились центры для талантливых. Туда собираются действительно одарённые дети.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!