Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как выглядит новорожденный? Когда у грудничка появляются слёзы и что нужно о них знать? Ребенок плачет без слез: что делать.

Новорожденный ребенок часто выглядит несколько необычно. Странности в его облике или поведении тревожат молодую маму. Об особенностях новорожденного, которые совершенно нормальны, рассказывает врач-неонатолог Московского областного неонатального центра Татьяна Николаевна АНДРЕЕВА.

ГОЛОВА
Голова новорожденного должна быть чуть больше объема грудной клетки или, в крайнем случае, равна ему. Если лоб младенца сильно выступает вперед, а свод черепа слишком велик по сравнению с размерами лица, можно заподозрить гидроцефалию. В случае микроцефалии — все с точностью наоборот. Часто молодые неопытные мамы принимают за микроцефалию обычное сплющивание головы младенца. Оно свойственно любому нормальному ребенку, только что появившемуся на свет. Форма головы зачастую зависит от того, как располагался плод в материнской утробе. Если вас что-то пугает, вам кажется, что голова малыша "имеет дефекты", поговорите с врачом, принимавшим роды. Он знает, как малыш располагался в утробе и как, соответственно, должна выглядеть его голова.

Теперь о размерах.
Средняя величина окружности головы здорового новорожденного ребенка составляет 33-35 см. При этом окружность грудной клетки должна быть 30-33 см. Даже если такое соотношение не наблюдается при рождении, то уже на второй день жизни голова ребенка должна превышать объем грудной клетки на 1-3 см. Это совершенно нормально, и не надо бояться, что головка ребенка кажется "слишком большой".

Осматривая головку, обратите внимание на состояние швов и родничков черепа младенца. Швы на ощупь — обычные трещины между долями черепа, а роднички — широкие, мягкие участки, расположенные в местах соединения швов.

Если вам покажется, что роднички слишком ярко окрашены, а швы выступают на поверхности головы, то можно прояснить этот вопрос с врачом. Скорее всего, доли черепа сместились из-за "сплющивания" головы во время родов. Через два-три дня все встанет на свои места.

КОЖА

Основной показатель состояния младенца сразу после рождения — кожа. После того как с нее удалили специальную природную смазку, с которой малыш рождается, кожа ребенка кажется красноватой, румяной и гладкой. Но ко второму-третьему дню жизни она становится сухой, чешуйчатой на ощупь и розовой. С третьего по седьмой день у нормальных детей, как правило, кожа слегка желтеет. Это физиологическое явление — желтуха новорожденных, пугать оно не должно.

После рождения у малыша могут также быть синеватые ступни и ладошки. Этот цвет изменится спустя некоторое время. Вообще в первые часы жизни малыша синих оттенков бояться не стоит, они могут вызывать беспокойство только по прошествии 12-24 часов. Кроме посинений на теле младенца можно обнаружить еще и самые настоящие синяки. Они, как правило, свидетельствуют о тяжелых родах или неосторожном обращении с новорожденным. В некоторых случаях они указывают на инфекционное заболевание. Поэтому, обнаружив синеватые пятна на теле малыша, нужно обязательно проконсультироваться с врачом. То же касается и крошечных кровоизлияний на коже. Если они не проходят в течение 24 часов, обратите на это внимание неонатолога или педиатра.

Часто молодых мам пугает пушок, который можно заметить на теле новорожденного — тонкие волоски, иногда довольно густые. Ничего страшного в этом нет, пушок бывает у всех новорожденных, а особенно у недоношенных. Как правило, пушок лучше всего заметен на плечах, спине, лбу и щеках. Он исчезает в течение нескольких недель. Неопытную маму могут также испугать и так называемые милии, свойственные всем новорожденным. Это маленькие белые прыщики размером 1-2 мм на подбородке, носу, щеках и лбу. Так выглядят расширенные сальные железы. Они перестанут быть заметными, исчезнут самопроизвольно через несколько дней или недель. Бояться и удалять их не стоит.

ГЛАЗА

Как правило, в первые два дня младенец практически не открывает глаза, так как его веки после рождения опухшие и тяжелые. Но врач, осматривающий ребенка, обязан обратить внимание на состояние глаз. Во-первых, могут быть нагноения, иначе говоря, гнойный конъюнктивит. Он свидетельствует об инфекции, вызываемой стафилококками и другими возбудителями. Ими могли "наградить" как в роддоме, так и до него. Для предотвращения развития инфекции сразу после рождения глазки ребенка протирают стерильной марлевой салфеткой, обильно смоченной вазелиновым или растительным маслом.

Во-вторых, под конъюнктивой, или, попросту говоря, на глазном белке новорожденного, нередко появляются небольшие кровоизлияния. Бывает, что глаз полностью окрашен в цвет крови. Это происходит от повышения давления во время прохождения ребенком родовых путей. Не пугайтесь — это не навсегда, кровоизлияния в течение 2-4 недель рассосутся сами.

РОТ И НОС

Новорожденный малыш умеет дышать только носом, поэтому любые преграды воздуху могут угрожать жизни ребенка. Необходимо рассмотреть его рот и глотку, чтобы выявить отклонения в виде "волчьей пасти" - расщелины неба и "заячьей губы" - расщелины верхней губы. Такие отклонения — явление редкое, и обычно их замечает первым врач-неонатолог. Также нечасто бывают преждевременно выросшие зубы, которые следует удалять, особенно если они расшатаны и могут вот-вот выпасть.

Не стоит пугаться, если во рту малыша вы обнаружили маленькие белые образования, расположенные по одному с каждой стороны от средней линии неба. Это всего лишь "жемчужины Эпштейна", исчезающие через несколько недель после рождения. Такова еще одна нормальная особенность новорожденного.

Не волнуйтесь, если, по словам врача, уздечка языка прикреплена слишком близко к кончику языка. Это явление, как правило, не мешает жизни ребенка, его кормлению и становлению речи. В крайних случаях можно решиться на операцию по подрезанию уздечки. Но спешить с этим без необходимости не стоит. Чаще всего такую операцию проводят уже после двух-трех лет, когда ребенок достаточно окрепнет.

ГРУДЬ

Грудная клетка — один из важнейших показателей состояния новорожденного. Ребра младенца эластичны и только по прошествии некоторого времени принимают привычную для взрослого форму. Вблизи средней линии грудной клетки, ниже либо выше обычных сосков, могут обнаруживаться добавочные грудные соски. Это безвредные розовые или пигментированные пятна, размер которых бывает от нескольких миллиметров до размера нормальных сосков. Не стоит обращать на них внимания. Со временем они исчезнут.

Случается, что молочные железы ребенка набухают. Это происходит, как правило, на третий-четвертый день жизни, а к седьмому дню жизни достигает своего апогея. Затем набухания уменьшаются. Они симметричны, и кожа при этом вокруг соска не изменена. Максимальный диаметр увеличения железы может доходить до 1,5-2 см. Чаще всего этот процесс приводит к выделению молокоподобного вещества, по своему составу приближающегося к молозиву матери. Выдавливать содержимое ни в коем случае нельзя: существует большая вероятность занести инфекцию, что приведет к еще большему опуханию и выделению гноя. Лечение обычно не требуется, но при тяжелом состоянии стоит наложить теплую стерильную повязку, чтобы предохранить кожу от раздражения одеждой. При любых осложнениях следует обратиться к специалисту.

Новорожденный ребенок должен дышать диафрагмой, а не грудной клеткой. Частота дыхания у здоровых детей колеблется от 40 до 60 в минуту. При этом сразу после рождения частота дыхания очень велика, что естественно после пережитого ребенком родового шока. В любом случае в течение этого времени за ребенком должен наблюдать врач-специалист, чтобы точно определить, нормально ли дышит ребенок или по какой-то причине дыхание его нарушено.

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ

У нормального новорожденного мальчика крайняя плоть полностью покрывает головку полового члена, так что может быть не видно мочеиспускательного канала. Так половые органы могут выглядеть довольно долго, до четырех-шести месяцев, а то и дольше. И не вздумайте "помогать" малышу и оттягивать назад крайнюю плоть силой. Как правило, все проходит само собой.

У младенцев мужского пола, родившихся в срок, яички находятся в мошонке. При этом мошонка большая и свободно висит на большом расстоянии от промежности. Если же ее совсем не видно, то следует проконсультироваться с врачом. И еще: мошонка не должна вплотную прилегать к промежности у нормальных детей, рожденных в срок. Это бывает у недоношенных детей. А теперь о девочках. Когда все в норме, большие половые губы выступают над малыми. Но иногда может быть и наоборот. Однако это еще не повод для беспокойства — в скором времени все станет на свои места. Если же размер клитора настолько велик, что вы вначале решили, будто у вас мальчик, то стоит насторожиться. Не оставляйте малышку без надзора врача.

Для девочки, рожденной в срок, абсолютно нормальным является то, что свободный конец девственной плевы высовывается из наружного отверстия влагалища и исчезает только через несколько недель. В первую неделю жизни могут появляться молочно-белые слизистые выделения, иногда окрашенные кровью. Не бойтесь — просто ваши материнские гормоны "взяли свое", и через два, максимум три дня все должно пройти.

Это проявление полового созревания в миниатюре, которое бывает у двух девочек из трех. Такое состояние биологически целесообразно. По мнению психиатров, оно играет важную роль в развитии мозга.

РУЧКИ, НОЖКИ...

Ступни и ладони малыша нужно осмотреть, чтобы исключить пороки развития или травматические повреждения.

Иногда бывает, что шестой, лишний палец прикреплен к боковой поверхности мизинца и похож на тоненькую ножку. Как правило, его удаляют хирургическим путем, и в дальнейшем кисть руки или ноги выглядит, как и у нормального человека. Сращение пальцев наблюдается чаще на ногах. Это тоже несложно поправить путем хирургического вмешательства.

Родители должны знать, что все изменения в строении кистей рук или ног — явление по большей части наследственное. И чтобы не падать в обморок при виде неожиданного шестого пальца, разузнайте у бабушек и дедушек, мам и пап, были ли у них такого рода проблемы.

Юлия УШКОВА
"Женское здоровье"

У малышей до 4 месяцев не бывает температуры при прорезывании зубов - просто потому, что они начинают появляться позже. А у годовалого ребенка никогда не возникнет физиологическая лихорадка, которая наблюдается у новорожденных деток в первые дни жизни, когда кожа и слизистые оболочки активно заселяются нормальной микрофлорой.

Вот почему, пытаясь найти причину подъема температуры, всегда нужно учитывать возрастной фактор и идти от простого к сложному . Сначала исключить перегревание, а потом уже думать о гриппе, который у грудничков и встречается гораздо реже, чем у взрослых, и зачастую протекает при нормальных показаниях термометра: такова особенность этой инфекции в младенчестве.

Термометр под рукой

Груднички обычно неплохо переносят температуру до 38°. Наблюдая за ребенком, никогда не подумаешь, что у него жар . Поэтому при простуде, кишечной инфекции, прорезывании зубов и в первое время после прививки обязательно измеряйте малышу температуру 2–3 раза в день. Лучше всего для этой цели подойдет электронный термометр с насадкой для ушка, тогда не придется разворачивать ребенка, чтобы поставить ему градусник. Да и измерение такой прибор производит практически мгновенно: всего за несколько секунд.

Что делать, если температура у грудничка упала ниже 36° и не поднимается? Это уже повод для беспокойства: малыш ослаблен, его должен осмотреть врач

Только из животика

Измерили температуру малышу сразу после появления на свет, а она у него повышена: 37,2°! Мама в панике: неужели ребенок больным родился? С внутриутробной инфекцией? Да ничего подобного! Подумайте сами: малыш находился у вас в животике, а там теплее, чем снаружи, поэтому превышение нормы (36,6°) на 0,1–0,6 градуса вполне допустимо. Через полчаса-час температура начнет постепенно снижаться , и в ближайшие часы она может упасть на 1,5–2,5 градуса. Это тоже в порядке вещей. Система терморегуляции у новорожденного еще не совершенна, поддерживать температуру тела на уровне 36,6°, когда вокруг от силы 23–24°, ему еще сложновато, отсюда такие перепады. Достигнув своего минимального значения, температура у ребенка понемногу начинает повышаться. У здоровых детей через 12–24 часа она приближается к 36,6–37°. Заметьте: 37° у новорожденного - это верхняя граница нормы, а не патология!

Слишком жарко!

В первые 3 месяца жизни система автономной терморегуляции - самостоятельного поддержания температуры тела - еще только формируется. А главное - механизмы теплоотдачи пока очень несовершенны. Взрослый человек, когда ему жарко, начинает активно выделять пот - при его испарении кожа охлаждается . Кроха так не может, у него еще не развиты потовые железы. Он перегревается, но не потеет, а мама думает, что с ним все хорошо и на всякий случай укрывает его потеплее. Взрослым почему-то кажется, что малыш все время мерзнет, и они стараются включить обогреватель в детской, положить поверх одеяла пуховый платок. А ведь перегревание груднички переносят тяжелее, чем холод ! Оно ведет к обезвоживанию, нарушению циркуляции крови, снижает иммунитет. Не говоря уже о том, что слишком тепло одетый кроха начинает температурить, даже не будучи простуженным. В таких случаях он просто пышет жаром: бывает горячим даже на ощупь, личико малыша краснеет, дыхание становится учащенным.

Транзиторная лихорадка

В ночь с 3-го на 4-й день жизни (а иногда чуть раньше или позже) температура у грудничка может подскочить до 39–40°. Правда, ненадолго - всего на 3–4 часа. Если малыш их благополучно проспал, то скачок температуры остается незамеченным. Если же проснулся, заплакал, а мама лежит с ним в одной палате или они оба уже выписаны домой из роддома, начинается паника. Хотя родителям трудно в это поверить, но такая лихорадка - нормальное, физиологическое явление, и лечения она не требует. Это тот редкий случай, когда все проходит само собой. За свойство быстро исчезать без какой бы то ни было помощи эту разновидность лихорадки новорожденных называют транзиторной - то есть временной, скоротечной. Здоровый малыш легко ее переносит, разве что может покапризничать немножко, съесть меньше положенного или вовсе отказаться от кормления. Температура повышается в тот момент, когда происходит максимальная потеря веса. А он у новорожденных, как известно, уменьшается на 6–9% от первоначальной величины - в первые дни жизни это тоже нормально.

Реакция на прививку

Многие трехмесячные детки температурят после плановой вакцинации, направленной против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС) или дифтерии и столбняка (АДС). Это не повод для волнений, а нормальная реакция - при условии, что температура поднялась в первый день после прививки и нормализовалась на следующий.

А годовалых малышей прививают против кори и эпидемического паротита (свинки). В этом случае повышение температуры иногда происходит с 5–6 дня, а на 8–10 день она может быть очень высокой. Это тоже нормально! Вы должны знать об этом и не пугаться. Главное - чтобы состояние ребенка на фоне температуры оставалось удовлетворительным. Оно ухудшилось? Вызывайте врача!

Зубки режутся

Первый из них - нижний резец, как правило, появляется у малыша в полгода. А дальше, что ни месяц, вырастает новый зубик, а то и два сразу! О том, что он вот-вот прорежется, взрослые нередко узнают по повышению температуры , которое может сопровождаться ухудшением аппетита, жидким стулом, беспокойством ребенка. В такие моменты у него слабеет защитная система, поэтому младенец с легкостью подхватывает инфекцию.

Диатез начинается!

Непереносимость белка коровьего молока , которая часто встречается у грудничков, или других продуктов, ведущая к диатезу (появлению молочных корочек на головке под волосиками, покраснению щечек, зудящим высыпаниям на кожице) часто сопровождается не слишком высокой температурой (субфебрилитетом). Удивляться этому не приходится: ведь в основе любой аллергической реакции лежит воспаление, а его главный приз - повышение температуры. К тому же пораженная диатезом кожица сильно зудит, малыш расчесывает ее и заносит инфекцию. Потому поскорее покажите его педиатру и детскому аллергологу!

Белковый прикорм

В детское питание во втором полугодии один за другим вводят белковые продукты: творожок, желток, кефир, а дальше доходит очередь и до мясного прикорма. Все это - источники столь необходимого младенцу белка. Но когда белковое питание становится усиленным (творожок, кефир, яйцо, мясное пюре, да ведь он еще и молочко получает!), а поить малыша водичкой забывают, на фоне обезвоживания у него может развиться белковая лихорадка, тождественная транзиторной, которая подстерегает деток в период новорожденности.

Проблемы с микрофлорой

Небольшая или, как говорят врачи, субфебрильная температура (около 37,5°) может указывать на нарушение микрофлоры кишечника - дисбактериоз. При этом место погибших по какой-то причине полезных микробов занимают вредные. Они вырабатывают токсические вещества, которые всасываются в кровь, заставляя детский организм повышать градусы. А неустойчивый стул и плохой аппетит, которым обычно сопровождается дисбиотическое состояние у грудничков, наводят на мысль о кишечной инфекции. Уточнить диагноз поможет анализ на дисбактериоз.

Кишечная инфекция

Острые желудочно-кишечные заболевания, как правило, начинаются с повышения температуры, и лишь через несколько часов появляются характерные признаки таких расстройств - тошнота, рвота и жидкий стул. Помогите педиатру сориентироваться в происходящем! В первые часы, когда кроме высокой температуры у ребенка еще нет никаких других симптомов, даже опытному доктору бывает трудно прояснить картину заболевания, поэтому маме, как бы она ни нервничала, нужно взять себя в руки и отвечать на кажущиеся ей порой бессмысленными врачебные вопросы: «Есть ли насморк? Кашель? Рвота? Головная боль? Какой у крохи стул? Болел ли животик? Не отказывается ли от еды? Нет ли задержки мочи?» Эти сведения помогут правильно поставить диагноз!

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru/Pixabay.com

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.

Период, когда режутся зубки, запоминают все родители. Возникают изменения в поведении и нарушения в работе органов. Зная признаки прорезывания зубов, можно вовремя помочь ребенку справиться с болью и избежать осложнений.

Первые зубки появляются в возрасте около 6 месяцев. С того момента, как появятся первые признаки, и до времени появления зуба может пройти 2 месяца.

Понять, что у грудничка прорезываются зубки, помогут следующие симптомы:

  • перед выходом зубов десна выглядят воспаленными, отекшими;
  • повышается слюноотделение;
  • ребенок начинает все предметы, игрушки тянуть в рот;
  • плохо кушает;
  • сон становится прерывистым, часто просыпается с плачем.

Поведение ребенка при прорезывании зубов тоже подвергается изменениям. Малыш становится капризным, возбудимым, часто просится на ручки.

Не переносит резкие звуки и яркий свет. Наблюдаются резкие перепады в настроении: от апатии до повышенного желания, чтобы на него обратили внимание.

Признаки прорезывания зубов, которые напоминают начало простуды и нарушения в работе кишечника:

  1. частые срыгивания;
  2. повышается температура до 38 градусов;
  3. расстройство стула (запор или понос);
  4. насморк;
  5. кашель;
  6. сыпь на щеках.

Не обязательно, что все эти симптомы будут обнаруживаться сразу. У одних малышей может возникнуть только понос, у других просто текут слюни. Когда лезут верхние зубы, часто поднимается температура.

Во время того, как режутся зубки, особенно верхние, травмируется десна. Поэтому на ней можно наблюдать кровь. Она может менять запах изо рта.

Опасные признаки болезни

В момент, когда режутся первые зубки, иммунитет ребенка снижается. Организм ослабевает и становится восприимчивым к микробам и бактериям. Родителям следует вовремя определить симптомы болезни.

Для того чтобы понять, у ребенка начинается простуда или у него просто режутся зубки, важно знать какие симптомы, характерные для обоих случаев.


Если иммунитет у ребенка слабый, то во время появления зубов могут возникнуть болезни ротовой полости.

  • Молочница. Это грибковое заболевание. Симптомы заболевания: десна и язык покрываются белым налетом, появляется зуд, происходит потеря аппетита. Боль усиливается. Необходимо обратиться к специалисту.
  • Стоматит. Симптомы: в ротовой полости можно обнаружить язвочки, ранки.
  • Кариес. Появляется на зубках, которые имеют слабую эмаль. Требуется обязательное вмешательство стоматолога.

Сроки прорезывания

У всех детей первые зубки лезут в разные сроки. Но уже с 1-го месяца начинается рост внутри десны. Зубки могут выходить рано – в 3 месяца, а могут появиться с опозданием – в 10-11 месяцев. Чаще всего первый зуб можно наблюдать в 6 месяцев.

Раннее появление зубов у младенцев (3 месяца) связывают с приемом витаминов и минералов в период беременности. Если зубки появились до 3-х месяцев, ребенка нужно обследовать. Это может быть причиной эндокринных заболеваний.

В норме к году должен быть хотя бы 1 зуб. В том случае, когда зубы долго не выходят, ребенка надо показать врачу для исключения патологии развития.

Причины, по которым зубы у грудничков прорезываются поздно:

  • рахит;
  • ослабленный иммунитет;
  • эндокринные нарушения;
  • несбалансированное питание, поздние прикормы;
  • рождение раньше срока;
  • адентия – отсутствие зачатков молочных зубов.

Схема, по которой прорезываются верхние зубки у большинства детей, следующая:

Схема прорезывания зубов нижнего ряда у многих детей выглядит следующим образом:

У некоторых детей меняется схема появления зубов, например, первыми выходят не резцы, а клыки. Эта индивидуальная особенность, которая ничего плохого не несет.

Консультация стоматолога необходима в том случае, когда нарушена парность прорезывания: один зуб из пары появился, а другой – нет, при этом режутся другие зубки. Это может свидетельствовать о врожденной аномалии развития.

Неприятные симптомы и боль сопровождают период, когда лезут клыки. Это связано с тем, что эти зубки имеют острые, широкие и неровные края.

Верхние зубы часто сопровождаются насморком. Это происходит из-за распространения отека и воспаления слизисто носовой полости. К 3-м годам у малышей должно быть 20 молочных зубов.

Нельзя игнорировать профилактические осмотры у стоматолога. Первое посещение – в 1 год. Только специалист может вовремя определить проблемы ротовой полости.

Оказание помощи

Смягчить симптомы прорезывания можно с помощью повышенного внимания и ласки. Нужно чаще ребенка брать на руки, играть с ним, разговаривать, читать книжки. Так малыш чувствует заботу и отвлекается.

Взрослым надо знать, какие мероприятия помогут облегчить состояние:


Проблемы, которые возникают с первыми зубами

Цвет первых зубов может рассказать о состоянии здоровья ребенка.

  • Если основание имеет черноватый оттенок, то это свидетельствует о приеме препаратов железа. Такой цвет можно наблюдать при хронических воспалительных заболеваниях.
  • Желтовато-коричневый оттенок говорит о приеме антибиотиков мамой во время беременности, либо самим ребенком во время появления зубов.
  • Желтовато-зеленый оттенок говорит о нарушениях крови.
  • Красный оттенок появляется во время врожденного нарушения обмена пигмента порфирина.

Когда режутся зубки, родители могут помочь ребенку. Главное вовремя понять признаки и обратиться к врачу. Забота и внимание – самые лучшие лекарства для малыша в это время!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!