Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как разговорить молчуна — советы для родителей, основные секреты.

Инструкция

Убедитесь, что у вашего молчуна все в порядке со слухом. Обратите внимание, как реагирует на ваши слова. Понимает ли он ваши просьбы? Развита ли у него пассивная речь? Обратите особое внимание на взгляд . Малыш, который плохо слышит, очень внимательно следит за мимикой . Если речь идет о взрослом, задайте себе и ему вопрос, не стал ли он хуже слышать.

Если вы не особенно болтливы, преодолейте свою любовь к молчанию. Побольше разговаривайте с молчуном. Он мог унаследовать молчаливость и от вас. Кроме того, он должен понять, что может быть интересно. Обсуждайте все, что видите вокруг. Рассказывайте малышу, что случилось за день, и не забывайте его спрашивать, как он провел день в яслях или у бабушки. В конце концов малыш поймет, что от него ждут ответа, и начнет говорить. Со говорите об интересных для него вещах. Так вы скорее вызовите желание ответить. Старайтесь быть компетентным в том, о чем говорите.

Создавайте игровые ситуации, в которых молчун должен будет что-то попросить. Например, загородите проход в детский уголок предметом, который ребенок не способен сам сдвинуть с места и не может через него перелезть. Если ребенок просто потянет вас за руку и попытается показать жестами, что нужно предмет сдвинуть - сделайте вид, что вы не . Но слишком не упорствуйте и не доводите ребенка до слез. Не добивайтесь, чтобы он заговорил сразу, а лучше придумайте еще подобные ситуации. Это можно проделывать и со взрослыми, но ситуации, конечно, будут другими.

Не надейтесь, что ребенок сам начнет говорить, если вы будете ему много книжек. Читать, конечно, необходимо, как и показывать малышу мультфильмы. Но все это нужно обсуждать . Задавайте вопросы, на которые ребенок должен будет дать ответ, хотя бы односложный. Со взрослым молчуном просто обсуждайте прочитанное вместе. Старайтесь читать те же книги, что и он, чтобы быть в теме.

Детские руки - ваши надежные помощники. Развитие речи ребенка непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Создайте дома развивающую среду. У него должно быть достаточно игрушек на застежках. Мозаик, конструкторов. Разговорить взрослого помогут любые общие дела, даже уборка в квартире, когда вы вынуждены будете общаться и о чем-то договариваться.

Учтите, что человек охотнее всего говорит о том, что ему интересно. Старайтесь увлечь ребенка разными занятиями. Выбирайте для него книжки с яркими , водите на спектакли. Кстати, взрослый молчун тоже может заговорить, если что-то потрясло его воображение.

Обратите внимание

Бывают дети, которые великолепно манипулируют игрушками и придумывают даже в два года довольно сложные сюжеты, но все это - без единого звука. При этом они отлично понимают, что им говорят. Если же ребенок реагирует на ваши слова неадекватно, нужно немедленно обратиться к врачу. Чем раньше будет выявлена причина нарушения слуха - тем больше шансов, что удастся обеспечить ребенку нормальное развитие.

Никогда не сюсюкайте, даже если ребенок еще очень мал. Говорите понятно и четко, но не подражайте детской речи.

Полезный совет

В разговоре с ребенком старайтесь не употреблять витиеватых предложений и непонятных слов. Конечно, в какие-то моменты новые слова необходимы. Постарайтесь ребенку их объяснить.

Мозаики и конструкторы для маленького ребенка должны быть с достаточно крупными деталями. Детали не должны пролезать в нос или в ухо.

Источники:

  • Почему ребенок не говорит, или как разговорить молчуна

Всякий ребёнок – личность, которая развивается в строго индивидуальном темпе. Эта непреложная истина относится и к речевому развитию, поскольку один карапуз уже в полтора года сыплет словами, а другой и в четыре годика молчит, словно сыч. Однако имеются определённые возрастные нормы, по которым можно судить, насколько малыш отстаёт или опережает своих ровесников. Например, иной трёхлетка способен выстраивать речевые цепочки с употреблением различных частей речи. Но так случается не со всеми ребятишками, вот почему сегодня мы поговорим о том, что волнует многих родителей: ребенку 3 года – не разговаривает, не поддерживает беседу.

Как в норме развивается речь?

Специалисты выделили несколько нормативных периодов формирования речи, по которым можно судить, как развивается эта высшая психическая функция у ребёнка. Если у крохи имеются какие-либо проблемы с языковыми навыками, необходимо вспомнить, насколько точно он проходил указанные ниже этапы:

8 недель – малыш интонационно выражает радость и недовольство;

3 месяца – появляется агуканье и повторение некоторых звуков;

5 месяцев – кроха начинает повторять слоги;

12 месяцев – в детской речи возникают первые словечки;

24 месяца – маленький говорун произносит предложение из двух-трёх слов;

2, 5 годика – время появления многочисленных вопросов;

3 года – ребёнок обладает словарём в 300-500 слов, выстраивает фразы, которые состоят из различных частей речи, включает в предложения предлоги;

4 года – малыш говорит на понятном взрослому языке.

Безусловно, эти данные являются усреднёнными, однако игнорировать их также не следует, поскольку сравнение с такими показателями позволяет говорить о приблизительном соответствии возрастным нормам.

Что же касается трёхлетнего возраста, то мама и папа уже управляют поведением ребёнка при помощи речи, а не жестового языка или коротких слов («дай», «принеси», «кошка»). Теперь родители могут передавать малышу двухсложную инструкцию. Например, «Сначала сними кофточку, а потом брюки».

Опять же в норме трёхлетка уже должен понимать простую речь окружающих людей. А вот внятное произношение не всегда формируется именно к этому возрасту, поскольку оно возможно, если достаточно развит периферический речевой аппарат, включающий органы дыхания, зубы, язык, мягкое нёбо и т.д.

Если же ребенок не говорит в 3 года, необходимо обратиться к специалистам, установить причину недоразвития речи и выбрать правильную тактику работы с малышом. Ведь затягивание грозит серьёзным отставанием детей от ровесников. А чем старше ребёнок, тем сложнее наверстать упущенное.

Почему ребёнок не разговаривает?

Некоторые «неполадки» в физическом и психологическом развитии протекают совершенно незаметно от родителей и обнаруживаются только на плановом медицинском осмотре. Если же родители замечают отставания в развитии языковых навыков, посещение невролога обязательно. Узкий специалист установит точные причины нежелания или неумения ребёнка общаться.

На дальнейшее формирование речевых функций большое влияние оказывают множественные физиологические факторы, которые к тому же могут ещё и сочетаться. Среди частых причин недоразвития речи выделяют следующие:

Недостаток кислорода в течение всего периода вынашивания малыша или асфиксия во время родов;

Недоношенность или, напротив, переношенная беременности (в первом случае мозговые зоны недостаточно сформированы, во втором – возможны проблемы при родах из-за большой массы ребёнка);

Осложнённая родовая деятельность;

Приём каких-либо серьёзных медицинских препаратов, негативно повлиявших на развитие основных систем органов у плода (особенно опасны лекарства в первом триместре);

Патология органов слуха – речь и слух тесно связаны друг с другом, поэтому часто языковые умения запаздывают из-за проблем со звуковосприятием.

Нельзя отрицать и вероятность так называемой социальной депривации (неудовлетворение жизненно важных потребностей). Если ребёнок с первых недель жизни предоставлен сам себе, то речевые навыки не развиваются из-за недостатка общения и стимулов к коммуникации.

Некоторые родители уделяют время лишь уходу за карапузом, не особо касаясь психологического аспекта. К примеру, работа, личные проблемы переходят на первый план, а малышу достаётся в лучшем случае общение с телевизором. Однако в раннем возрасте, когда речь развивается гигантскими темпами, подобное отношение просто недопустимо.

{reklama2}

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года?

Прежде всего, чтобы карапуз залепетал в нормативные сроки, а тем более захотел общаться, необходимо с самого начала жизни формировать точную моторику – именно ручек и пальчиков. Учёные давно доказали, что моторные умения теснейшим образом связаны с речевыми навыками.

Опытные специалисты способны «опознать» неговорящего ребёнка по очень простому тесту с условным названием «Покажи палец». Карапузу предлагают показать сперва один палец, потом два-три, демонстрируя образец. Если пальцы двигаются изолировано, значит, предварительно можно говорить о нормальном развитии, при возникновении трудностей (напряжённые пальчики или чрезмерно вялые) предполагают выраженные нарушения речи.

Вот почему мамы, столкнувшиеся с такой проблемой, как неумеющий или нежелающий говорить ребёнок, должны понимать, что, прежде всего, важно трудиться над совершенствованием мелкой моторики и стремиться к ловкости и координированности в работе пальчиков. Это будет великолепным заделом для успешного развития речи.

В качестве примера приведём самые обыденные занятия, которые могут выполнять родители без специального образования и навыков:

Пальчиковые игры и гимнастика (уже с полугода и даже раньше), сопряжённые с чтением коротких стишков и потешек; ​ обязателен массаж ручек и каждого пальчика в отдельности;

Обучение застёгиванию и расстёгиванию различных застёжек – пуговок, молний, липучек, шнуровок;

Нанизывание на леску или шнурок крупных бусинок, макаронин;

Перебирание и сортировка фасоли, прочих зерён;

Забавы с различными вкладышами;

Разрывание пальчиками бумажек или обычных газетных листов;

Игры с пластилином или мягким тестом.

Как видите, для реализации подобных игр не требуется никаких дополнительных затрат, необходимо лишь желание мамы ускорить детское развитие. Во всех перечисленных развлечениях активнейшим образом участвуют пальцы. Однако важно понимать, что все забавы с мелкими предметами должны проходить под строгим родительским контролем.

Здесь мы намеренно не касаемся медицинских аспектов развития речи, поскольку серьёзные языковые трудности в раннем возрасте ВСЕГДА тянут за собой или являются следствием других психофизических проблем, вплоть до умственной отсталости. Поэтому крайне важно пройти комиссию, состоящую из нескольких специалистов, которые и подскажут конкретные шаги. В некоторых ситуациях приём медицинских препаратов обязателен!

Скорее всего, всё нижесказанное вы уже не раз слышали и читали, однако повторить рекомендации специалистов нужно обязательно. Итак, что же советуют логопеды, неврологи, психотерапевты и дефектологи, чтобы ускорить речевое развитие неговорящего трёхлетки? Ваши действия могут быть следующими:

1.​ Как можно чаще общайтесь с карапузом. Прогуливаясь по парку, объясняйте каждую перемену в погоде и окружающей среде. Во время приготовления пищи рассказывайте о каждом своём шаге, последовательности действий.

2.​ Ваши слова должны быть максимально понятными и чёткими. Предложения формулируйте правильно, говорите медленно, «чеканя» каждый слог. Соблюдайте паузы и промежутки между предложениями. И обойдитесь без сюсюканий. Обязательно задавайте ребёнку вопросы, требующие развёрнутый ответ.

3.​ Откажитесь от излишне частого просмотра телевизора, даже если там демонстрируют развивающие передачи. Для любого карапуза крайне важна живая эмоциональная речь, а для неговорящего – она необходимо вдвойне или втройне. Поэтому читайте сказки, пойте веселые песни, побуждая кроху к вам присоединиться.

4.​ Не торопитесь заканчивать знакомый ребёнку стих или рассказ – произнеся начало строки или предложения, предлагайте ему сказать окончание. Обязательно рассматривайте картинки и изображения в книжках, прося назвать животное или предмет, изображённый на них.

5.​ Не нужно выполнять за трёхлеткой каждую его просьбу, сопровождающуюся к тому же жестом. Старайтесь добиваться озвученного прошения, иначе вы никогда не добьётесь желания говорить. Зачем? Ведь мамочка и так всё делает.

6.​ Не забывайте, конечно, про пальчиковые игры. Если же проблемы с периферическим речевым аппаратом (например, неправильный прикус), попробуйте поделать миогимнастику. Самый простой способ – «поцелуйчик», когда малыш вытягивает губы и чмокает.

7.​ Обязательно занимайтесь работой с натуральными природными материалами. Это может быть собирание фигурок из камней, шишек, вырезание из овощей. Осязание крайне важно для формирования языковых умений.

Кстати, ребятишки, пошедшие в садик, начинают развиваться быстрее. Связано это с «окунанием» в языковую среду – ребёнок просто вынужден взаимодействовать со сверстниками, а также причиной тому служит отрыв от матери, которая прежде с полуслова и полунамёка понимала своего молчащего карапуза.

Игрушки для неговорящего ребёнка

Формирование речи и мыслительных навыков крайне сложно представить без предметной деятельности, то есть без взаимодействия с игрушками. Даже, казалось бы, обычные и ничем непримечательные погремушки в младенческом возрасте выполняют важнейшую роль – развитие слухового восприятия.

Для ребёночка до года подойдут также кубики из различных материалов (тканевые, деревянные, пластиковые), пирамидки, обязательны также музыкальные инструменты – свистки, дудочки и барабан. Все они формируют звуковосприятие, тактильные ощущения и мелкую моторику.

Годовалому малышу уже вполне можно предоставить безопасную акварель и предложить изобразить что-нибудь необычное. Да, это будут обычные каракули, зато выполненные детскими пальчиками, без помощи взрослых, то есть развивается попутно и самостоятельность.

Трёхлетние детки обычно любят рисовать, выкладывать пазлы, собирать узоры из мозаики, конструировать. Неплохая идея – приобрести электронную игрушку, за которой необходимо повторять какие-либо слова. Однако играть в неё нужно понемногу, поскольку живое общения с мамочками никаким «крутым» гаджетом заменить нельзя.

Если ребенок не говорит в 3 года, не нужно ждать, пока всё «устаканится», а следует незамедлительно обращаться к врачам. Да, каждый карапуз развивается в собственном ритме, отличном от прочих ребятишек, но даже если ваша тревога окажется ложной, вы просто удостоверитесь, что всё хорошо и получите рекомендации, как побудить ребёнка к общению. Если же обнаружится какое-либо отклонение, то следует тут же приступить к лечению и целенаправленным занятиям. А выполняя наши советы, вы поможете своему молчуну скорее заговорить и догнать уже вовсю болтающих сверстников.

Для тех, у кого есть определенные проблемы с речью, существуют свои логопедические диагнозы. К каждому из них нужен свой подход и терпение, ведь к тому моменту, когда ребенок дозреет до полноценного словесного общения с людьми, его психика может быть серьезно и необратимо деформирована. Как этого не допустить, нам рассказала Татьяна Василенко, логопед-дефектолог центра «Всезнайка».

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ. Заподозрить нарушение речи у своего малыша можно с первых месяцев жизни. К примеру, если он к концу 1 месяца никогда не кричит перед кормлением, к концу 5 месяца не произносит отдельных звуков и слогов, например, га-га-га, ма-ма-ма, а к концу 7 месяца не узнает голосов близких и не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком. Ну, а если он к 15 месяцу не научился говорить хотя бы слова «мама» и «папа», не может показать части тела, которые ему называют, то тут уже явно есть повод задумать о визите к логопеду-дефектологу.

У СПЕЦИАЛИСТА. Есть один нюанс: если логопед не понравится малышу - толку от такого лечения не будет. Поэтому, если вы видите, что контакта между ними нет, ищите другого специалиста. В ходе обследования врач проведет осмотр и оценит степень нарушения речи ребенка. При необходимости он может направить его на дополнительные исследования, например, на ЭЭГ (электроэнцефалограмму), а также на прием к психоневрологу, психологу и ЛОРу. Обычно такого комплекса достаточно, чтобы понять, как лечить молчуна. Лечение специалиста может включать специальные занятия по развитию речи, а также артикуляционный массаж, цель которого - разработать артикуляционные органы. Но много зависит и от родителей - ведь большую часть времени ребенок находится именно с ними.

ВРАЧЕБНЫЕ ХИТРОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Зоопарк. Игра в зоопарк для ребенка - одна из самых развивающих

Народные помощники. Начиная с самого рождения, развивайте слух и лепет малыша. Для этого читайте ему народные потешки, прибаутки, сказки, пойте колыбельные, эмоционально окрашенным голосом. Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много ярких описаний внешнего мира, а рифма и положительная эмоциональная окраска делает усвоение более успешным.

Говорите по-взрослому. Когда малыш начинает пытаться произносить первые звуки, ему нужно помочь сформировать правильное произношение. Постоянное упрощение слов («би-би» - машина, «ав-ав» - собака и т.д.) делает речь малыша неполноценной. Поэтому, показывая своему ребенку мир, старайтесь говорить с ним на равных, избегая сложных предложений и примитивизма.

Выражайте свои чувства словами. Родители часто общаются с ребенком посредством чувств, жестов, прикосновений, улыбок, считая, что малышу этого достаточно, забывая о словах. Эта ошибка может стать причиной задержки речевого развития. Поэтому когда вы целуете или гладите грудничка, объясняйте ему словами свои действия.

1-3 ГОДА

Усики. Ваш малыш уже научился пить с помощью соломинки? Самое время начать тренировать мускулатуру рта. Пока он рисует или смотрит телевизор, пусть держит во рту соломинку для коктейля, словно усики у котенка. Это отлично укрепит мышцы губ, щек и подбородка.

Развиваем уздечку. Причиной шепелявости или картавости, когда малыш не может произнести «верхние» звуки - ш, ж, р, л может быть т.н. короткая подъязычная уздечка. Если язычок ребенка с трудом поднимается к твердому небу, попробуйте «растянуть» уздечку. Для этого давайте малышу вылизывать блюдца или тарелки со сладким вареньем или медом, если он не аллергик. Если за год это не поможет, можно сделать легкую операцию - подрезание уздечки.

Ищем особенности. Это упражнение нужно выполнять при помощи любимой книги малыша. В этом возрасте ему еще сложно описать все, что он видит на картинке, но вполне под силу заметить особенности нарисованных фигур и предметов. Рассматривайте вместе с малышом картинки и просите его описывать то, что он видит. Например: на картинке собачка, она маленькая, она бежит, сидит или есть и т.д. Таким образом вы обогатите словарный запас ребенка и сформируете понятия явлений, предметов, действий.

Повторяем слово. Эта игра подходит для ситуаций, когда вся семья в сборе. Иногда малыш отказывается повторять слова, но с удовольствием делает это, когда повторят не один он. Например, показывая на лампу, назовите громко и четко ее, затем пусть повторит слово папа, бабушка и только потом дойдет очередь до ребенка. Так он будет чувствовать себя членом большой команды и с удовольствием повторит слова.

Зоопарк. Эта игра развивает воображение и артикуляцию малыша, учит отличать взрослых животных от детенышей. Приготовьте картинки с изображением животных и их детенышей. Рассмотрите их вместе с ребенком. Затем покажите ребенку картинку с одним из зверьков. Спросите у него, как это животное «разговаривает». После того, как ребенок изобразит его «голос», спросите, как называется детеныш этого животного. На этом этапе дети часто придумывают несуществующие понятия (например, конь-коненок). Исправляйте ребенка и просите повторить правильный ответ. Затем спросите, как делает детеныш. Иногда различия могут быть значительными и ребенок должен это знать (например, курочка - «ко-ко-ко», а цыпленок - «пи-пи-пи»).

Посмотри и расскажи. В этом возрасте малыш уже может связно рассказать о том, что он видит на картинке. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка или пазлы. Ваша задача - втянуть ребенка в игру «вопрос-ответ». Задавайте разные вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: что, где, куда, откуда, как, когда, зачем, почему и др. Используйте фразы: «а как ты думаешь, может быть здесь имеется в виду.., или, а как бы ты поступил…». Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Это помогает ребенку научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.

Интервью. Предложите ребенку взять интервью, как настоящий журналист. Вы можете стать любым кумиром малыша (героем из мультиков, сказок), с которым ему было бы интересно пообщаться. Ваша задача - включить свою фантазию и давать развернутые ответы. А задача ребенка - правильно задать вопрос (на неправильные вопросы вы отвечать не должны). Так вы не только научите малыша отвечать на вопросы, но и разовьете диалогическую речь малыша.

Загадки. Загадки разносторонне развивают речь детей. В них в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Но, чтобы такое занятие не надоело ребенку, требуйте у него доказательства правильного ответа. Например, если малыш легко отгадал загадку о морковке (красна девица сидит в темнице, а коса на улице), попытайтесь его запутать. Например, скажите, что малина тоже красного цвета, может это и есть правильный ответ? Если малыш скажет, что «в темнице» означает в земле, а малинка растет на кусте, предложите ему редиску и т.д. Ребенок должен понять, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в правильном ответе.

Скороговорки. Если у вашего ребенка проблемы с дикцией, попробуйте проговаривать с ним скороговорки. У дошкольников еще недостаточно скоординирован речевой аппарат и некоторые из них нечетко выговаривают слова, глотают окончания или, наоборот, излишне растягивают слова. Скороговорки могут исправить эти нарушения и выработать правильное произношение.

Одним словом. Поиграйте с ребенком в игру, которая обогащает словарный запас, развивает внимание и логику. Для этого вам нужно загадать слово и дать ребенку его описание, не используя самого названия. А ребенок должен отгадать это слово. Например, яркий, красочный, бумажный предмет, в котором много букв и картинок (книга).

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Многие считают, что если ребенок молчун, значит у него робкая и слабая натура. На самом деле это далеко не так, а даже наоборот. Для того, чтобы все время молчать, и при этом внимательно слушать, улавливая ход окружающих событий, нужно быть сильным, упрямым и обладать невероятной волей. Стоит единожды присмотреться к молчуну и уловить его взгляд, вряд ли в нем имеется робость, скорее читается полноценная стратегия, которую вырабатывает ребенок, дабы заполучить желаемое.

Несомненно, еще одной причиной молчаливости ребенка может быть его неумение выговаривать правильно буквы и звуки. Если у ребенка сильно развит интеллект или же он родился с сильной гордыней, он будет молчать, чтоб не поставить себя в неловкое положение и не вызвать насмешек.

Конечно же, переделать полностью ребенка молчуна не получиться, как бы родители не старались. Но все же, изменить некие стратегии своего поведения маме и папе придется, ведь гордыня и скрытность не лучшие качества человека и жить с ними ребенку будет очень, не просто, учитывая, что ему необходимо научиться социализироваться и выстраивать отношения с окружающим миром.

Что делать родителям?

Когда ребенок молчун, мама должна посмотреть на их отношения. Зачастую ребенок, особенно сын, совершенно не может без матери, ведь именно она связывает свое чадо с внешним миром. Конечно же, некоторых мам подобное отношение удовлетворяет, ведь ребенок без нее не может, и все время нуждается в маме. Но, зачастую это быстро утомляет, ведь у мамы совершенно нет времени на себя. Она не может отойти от ребенка даже на 10 минут. Естественно, где-то подсознательно мама начинает понимать, что это не совсем правильно, но старается успокоить себя тем, что со временем это пройдет. Вот только, если ничего не изменить, то ситуация будет только ухудшаться.

  1. Именно поэтому родители, в первую очередь, должны пересилить себя и предоставить ребенку возможность быть самостоятельным, ни смотря на то, что он может протестовать. Необходимо переворачивать привычные для ребенка жизненные ситуации, таким образом, чтоб ему приходилось общаться с людьми для достижения своих целей. При этом, стоит делать это регулярно и не вестись на эмоции ребенка, как бы он не упрашивал родителей поступить по-другому.
  2. Кроме того, родители могут сказать ребенку, что молчание стало заразительным, и теперь они тоже будут молчать. Вряд ли ребенку понравиться, что родители перестали вести с ним желаемый диалог или монолог, ведь если чадо не отвечает, это не означает, что он не слушает. Мама может отказаться читать сказки на ночь, ведь разучилась говорить и, конечно же, она не может отправиться на прогулку, ведь без общения с окружающим миром, прогулки не получиться.

Несомненно, когда ребенок повзрослеет и пойдет в школу, он научиться разговаривать по необходимости, но вряд ли его социализация будет легкой. Если сложить руки и ничего не делать, можно травмировать психику малыша, что приведет в будущем к серьезным проблемам, исправить которые будет очень не просто.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 11 минут

А А

Малышу уже почти 3 года, а его никак не разговорить? Такая проблема сегодня встречается довольно часто. Мамы нервничают, паникуют и не знают, куда «бежать». Что делать? В первую очередь — выдохнуть и успокоиться, лишние эмоции в этом вопросе ни к чему.

Разбираемся в вопросе вместе со специалистами…

Тест на речь ребенка 2-3 лет – нормы речи для этого возраста

Молчание ребенка — это просто его особенность или все-таки пора бежать к доктору?

Прежде всего, следует разобраться, что именно должен уметь малыш к этому возрасту.

Итак, к 2-3 годам кроха

  • Действия (свои и чужие) сопровождает (проговаривает) соответствующими звуками и словами. Например, «чух-чух», «би-би» и др.
  • Практически все звуки произносит грамотно. Пожалуй, за исключением самых сложных — «р», «л» и шипяще-свистящих.
  • Способен назвать действие, предметы и качества.
  • Рассказывает маме с папой сказки, различные истории и читает мини-стихи.
  • Повторяет за родителями слова или целые фразы.
  • За исключением деепричастия с причастием, использует в разговоре все части речи.
  • Словарный запас уже довольно большой — около 1300 слов.
  • Способен назвать практически каждый предмет с картинки, состоящей из 15 в среднем предметов.
  • Спрашивает о незнакомых предметах.
  • Складывает слова в предложения.
  • Чувствует мелодию, ее ритм.

Если хотя бы по половине пунктов вы, вздыхая, ставите знак «минус», есть смысл проконсультироваться у своего педиатра (для начала).


Причины, почему ребенок в 2-3 года ещё не говорит

Для молчания малыша есть немало причин. Можно условно разделить их на «медицинские» и «все остальные».

Медицинские причины:

  • Алалия. Данное нарушение представляет собой грубое недоразвитие речи или же и вовсе ее отсутствие по причине поражения конкретных центров головн/мозга. Диагностикой в данном случае занимается невролог.
  • Дизартрия. Это нарушение — результат неполадок в работе ЦНС. Из проявлений можно отметить нечеткость речи, недоразвитие мелкой моторики и ограниченную подвижность органов речи. Чаще всего данная болезнь сопровождает ДЦП, а сам диагноз ставит логопед и только после длительного наблюдения за ребенком.
  • Дислалия. Этот термин применяют при нарушении произношения звуков — как одного, так и нескольких. Исправляется обычно с помощью логопеда с 4-х лет.
  • Заикание. Наиболее известное нарушение, совпадающее с периодом психического активного развития и появляющееся после испуга крохи либо проблем в семье. Исправляют этот «дефект» вместе с неврологом.
  • Поражение слуха. К сожалению, при данной особенности речь окружающих кроха воспринимает весьма плохо, а при глухоте и вовсе искажает слова/звуки.
  • Наследственность. Конечно, факт наследственности имеет место быть, но если к 3-м годам ребенок так и научился складывать слова хотя бы в простые предложения, то причина для беспокойства у вас есть — следует обратиться к специалисту.

Другие причины:

  • Перемены в крохиной жизни. Например, новое место жительства, адаптация в д/саду или новые члены семьи. На время привыкания малыша к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается.
  • Отсутствие необходимости в речи. Бывает и такое. Например, если ребенку общаться совершенно не с кем, если с ним общаются крайне редко, или же когда родители все говорят за него.
  • Дети-билингвы. Такие малыши нередко начинают говорить позже, потому что мама с папой говорят на разных языках, и освоить сразу оба крохе сложно.
  • Малыш просто не торопится. Такая вот индивидуальная особенность.

Обращаемся за помощью к специалистам – какое обследование необходимо?

Если, сравнив «показатели» речи своего малыша с нормой, вы нашли повод для беспокойства — значит, пора нанести визит доктору.

К кому идти?

  • Сначала — к педиатру. Врач осмотрит малыша, проанализирует ситуацию и даст направления к другим специалистам.
  • К логопеду. Он проведет тестирование и определит — каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
  • К лору. Его задача — проверка взаимосвязи между задержкой речи и имеющимися проблемами артикуляционного аппарата (в частности, укороченная подъязычная уздечка и пр.). После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
  • К невропатологу. Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит — есть ли проблемы по его профилю.
  • К . Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.
  • К сурдологу. Этот специалист проверит — нет ли проблем со слухом.

В комплексную диагностику обычно входит осмотр и возрастное тестирование (прим. — по шкале Бейли, раннего речевого развития, денверский тест), определение моторики лицевых мышц, проверка понимания/воспроизведения речи, а также ЭКГ и МРТ, кардиограмма и др.

Что могут назначить врачи?

  • Лекарственная терапия. Обычно препараты в такой ситуации назначают психиатр либо невролог. Например, для питания нейронов мозга или активизации деятельности речевых зон (прим. — кортексин, лецитин, когитум, нейромультивит и др.).
  • Процедуры. Для восстановления полноценной работы определенных центров мозга используют магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Правда, у последней есть ряд противопоказаний.
  • Альтернативное лечение. К нему можно отнести иппотерапию и купание с дельфинами.
  • Педагогическая коррекция. Здесь работает дефектолог, который должен откорректировать негативные тенденции общего развития и предотвратить новые отклонения с помощью различных реабилитационных мер и в индивидуальном порядке.
  • Логопедический массаж. Весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка. Также возможно назначение массажа по Краузе, Приходько или Дьяковой.
  • И, конечно — упражнения , которые будут выполнять дома с малышом его родители.

Занятия и игры с ребенком-молчуном – как разговорить малыша, который в 2-3 года не говорит?

Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной .

Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?

  • Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз крохи. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих кроху к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
  • Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
  • Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
  • Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу.
  • Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
  • Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
  • Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами , мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
  • Зарядка для языка. Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки , по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки.

Обращайте внимание — правильно ли произносит малыш звуки. Не поощряйте искривление слов и звуков — сразу поправляйте чадо, и сами с ребенком не сюсюкайтесь.

Сайт сайт предупреждает: информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях, и не является врачебной рекомендацией. При возникновении проблем с речью у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!