Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Эссе на тему "Для чего я изучаю педагогику?". Нужно ли изучать, как правильно воспитывать детей

только что из под пера, сегодня идет на сдачу. хочу получить зачёт....

Для чего я изучаю педагогику?

А для чего собственно? Именно для чего я изучаю педагогику? Этот вопрос сле-дует скорее задавать тому, кто изучает её уже продолжительное время и использует полу-ченные знания повсеместно в жизни. Согласитесь, странно задавать вышеуказанный воп-рос студенту математического факультета, у которого курс педагогики составляет чуть меньше 10 часов в общем. Но вопрос поставлен, посему на него следует ответить или хотя бы постараться ответить, потому как академическую задолжность никому иметь не хо-чется. Вот для этого уже мне потребуется заполнить нижеуказанные строчки осмыслен-ным текстом, который и должен представлять собой ответ на вопрос: «Для чего Я изучаю педагогику?»
Прежде, видимо и самый простой способ, следует обратиться к определению науки. Итак, педагогика – это наука о законах и закономерностях воспитания, образова-ния, обучения, социализации и творческого развития человека. Уже туман чуть рассеян и можно приступать к обдумыванию главного вопроса. Но опять же, сразу же стоит обра-тить внимание на то, что определение, которое указано выше, подходит только для об-щего случая, считай для общества, а мне нужно ответить за себя, а не за общество.
Для меня самое привлекательное в определении педагогики, конечно, то, что касается творческого развития человека. Остальные сферы этой науки мне пока не близки, потому как воспитанием я не занимаюсь, только пытаюсь воспитывать себя; образование и обучение у меня уже почти закончились; социализация – соответственно, что и предыдущий пункт. Вернемся к творческому развитию. Почти каждый человек в мире участвует в творческом развитии какого-то человека, чаще всего это его ребенок(дети). Получается, с рождением ребенка и с достижением его примерно 3хлетнего возраста мы становимся педагогами – согласен, звучит страшно, но это вытекает из определения. Но не все же родители кидаются сразу к книгам и проводят мониторинг всех доселе известных педагогических систем, и уже после прочтения многих книг они могут выбрать ту или иную систему, для (как уже было обговорено, я касаюсь только одной сферы педагогики) воспитания своего ребенка. Этих людей мы назовем традиционными занудами, и они не представляют для настоящего изложения никакого интереса. Что же делают остальные? Более смышленые вспоминают кое-какие сведения из прошлого насчет воспитания, остальные придумывают способы сами, не называя при этом это занятие и исследование тех или иных вопросов, связанных с воспитанием, педагогикой. Последние более ближе к современным молодым людям, но здесь их упоминание будет лишним. Остаются, те, которые вспомнили что-то о педагогике из прошлого, другими словами, я могу оказаться в числе оных, потому как я все таки чуть затронул в своей жизни педагогику.
За прошедший курс мы изучили несколько педагогических систем, их название и их авторов уже помнить не обязательно, главное улавливать главные принципы оных. После этого постараться посмотреть «сверху» на все эти принципы и вычеркнуть их них ненужные. Каждый человек вычеркнет свои ненужные принципы. В результате мы имеем личный набор нужных принципов, коии были сформулированы известными педагогиками и успешно ими освоены. Их мы каким-то образом запоминаем, ну или потом придем к ним снова в ближайшем будущем – кому как повезет. Но, главное теперь у нас есть малый, но нужный запас из этой, непонятной студенту математического факультета, науки. Потом эти знания можно использовать, как я уже сказал, при воспитании своего ребенка, ну или при воспитании других взрослых людей – да-да, это иной раз приходится делать в нашей жизни, правда в большинстве случаев, взрослые уже не поддаются практически воспитанию.
Ответ был изложен почти в одном абзаце. Можно было, конечно, привлечь к ответу такой интересный предмет, как психология, но вопрос стоял ясно – для чего я изучаю педагогику, а не для чего я изучаю все интересные гуманитарные науки.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе (Бордовская Н. В., с. 20).

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях (Подлысатый И. П., с. 10-12).

Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным. Педагогика изучает следующие проблемы: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание; определение целей восприятия; разработка содержания воспитания; исследование и разработка методов воспитания. К категориям любой науки относят наиболее емкие понятия, отражающие, ее сущность и наиболее часто ею использующиеся. Основные категории педагогики: воспитание; развитие; образование; обучение. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду. Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека. Образование - это система внешних условий, специально организуемая обществом для развития человека. Обучение - процесс передачи знаний от педагога ученику.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях

Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса.

Таким образом, педагогика - это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. Об этом же писал известный публицист и педагог С. И. Гессен: «Педагогика - наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом. В этом смысле педагогика является одной из наук о человеке, а именно - о его образовании, становлении как личности.

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда" – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".

Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает "детовождение". Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Как отдельная наука , педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:

    формируется под влиянием потребностей общества;

    любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования – способы решения научно-педагогических задач.

Объект педагогики – человек.

А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):

Теоретические функции:

    обогащение, систематизация научных знаний;

    обобщение опыта практики;

    выявление закономерностей в педагогических явлениях.

Практические функции:

    повышение качества воспитания;

    создание новых педагогических технологий;

    внедрение итогов педагогических исследований в практику.

Прогнозирование:

Задачи педагогики:

    Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

    Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

    Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

    Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

    Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

    Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

    Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Педагогика - это слово мы слышим с раннего возраста. Но вот что оно означает?

Во-первых , педагогика - это наука. Наука о воспитании человека. Слова «воспитание» подразумевает под собой передачу определенного багажа знаний от старшего поколения к младшему.

Во-вторых , педагогику мы можем рассмотреть как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле мы можем рассматривать педагогику, как влияние внешней среды на личность. В узком смысле - это целенаправленная деятельность педагогов.

Педагогика - это не просто наука о воспитании

Передать свои знания - это еще полдела, а вот сформировать полноценную личность, способную думать, делать что-то, радоваться, жить - это самое сложное. Цель педагогики состоит в том, чтобы каждый мог реализовать себя в том или ином деле. Педагогика позволяет раскрыть свою личность.

Как и в любой науке в педагогике существуют определенные понятия, термины и знания, но в отличие от других наук они имеют свойство меняться. Так как мы живем в 21 веке, и наш мир изменчив, то и науки открывают все более новые понятия. А человек как существо биосоциальное меняется под влиянием общества, следовательно, меняется и наука воспитания. Если мы сравним педагогику 16 века и педагогику 21 века, то найдем достаточно отличий, чтобы утверждать об изменчивости данной науки.

Но как данная наука может повлиять на воспитание человека?

Во-первых, она формирует некое мировоззрение человека, а также нравственное, умственное и, конечно, физическое и эстетическое воспитание.

Во-вторых, при помощи педагогики мы получаем определенные знания, т.е образование. Образование так же бывает разным, но в основном это определенный процесс усвоения системы знаний.

Для чего нужна педагогика?

Как было уже сказано, педагогика нужна для воспитания. Человек в своей жизни проходит несколько стадий образования.

Первая стадия - это стадия предшкольная. Все мы когда-то были маленькими и многие даже не помнят этого, но это не означает, что на этом этапе мы не воспитывались. Данная стадия проходит в возрасте ребенка до 3-х лет.

Вторая стадия - формирование определенного сознания ребенка дошкольного возраста. Это самая важная стадия развития личности, т.к. в этот период формируются взгляды ребенка, от которых в дальнейшем зависят его психическое состояние, его мировоззрение и т.д.

Третья стадия - стадия школы. Тут очень важно не разрушить хрупкую пленку взглядов ребенка, на этой стадии нужно направить ребенка в нужное русло.

Продолжать можно бесконечно , т.к. в течение всей жизни мы пытаемся учиться и совершенствоваться. Даже взрослые люди, достигшие 50 лет, иногда поступают в институты, они идут в ногу со временем за новыми знаниями.

Подведем итог

Педагогика - это не просто наука, которую преподают нашим учителя и педагогам, чтобы они нас правильно учили, а это целая система знаний, которая сопровождает нас всю жизнь, а не только в учебных заведениях. На протяжении всей жизни, начиная с момента, когда мы издали первый крик, и, заканчивая моментом, когда мы издаем последний стон, мы учимся. Мы пытаемся учиться чему-то новому, необычному или обычному для нас. В детстве нас учат, как правильно говорить и ходить. В школе - писать, читать. В институте - обучают навыками, которые пригодятся нам для будущей профессии. На работе мы учимся находить общий язык с людьми, техникой и т.д. В дальнейшем мы сами начинаем кого-то учить. Можно сказать, что наша жизнь - это циклический процесс, который во многом завязан на таком маленьком, но таком обширном слове педагогика.

Редакция "сайт"

План

1.1. Педагогика как наука, еë предмет и задачи.

1.2. Фундаментальные категории педагогики (воспитание, обучение, образование).

1.3. Структура педагогической науки.


Изучение любой дисциплины требует понятия общетеоретических положений, лежащих в основе данной отрасли знаний. Вот почему кафедра профессионально-педагогической подготовки аграрного университета первым издала учебно-методическое пособие "Введение в профессионально-педагогическую деятельность", а затем подготовила данный учебно-методический комплекс. Изучение педагогики, как любой другой науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования.

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда" – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".

Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает "детовождение". Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Как отдельная наука, педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:

  • формируется под влиянием потребностей общества;
  • любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования – способы решения научно-педагогических задач.

Объект педагогики – человек.

А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования . Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):

  1. Теоретические функции:
    • обогащение, систематизация научных знаний;
    • обобщение опыта практики;
    • выявление закономерностей в педагогических явлениях.
  2. Практические функции:
    • повышение качества воспитания;
    • создание новых педагогических технологий;
    • внедрение итогов педагогических исследований в практику.
  3. Прогнозирование:
    • научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.

Задачи педагогики :

  1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
  2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
  3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
  4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
  5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
  6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
  7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание , образование , обучение . Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как "развитие" и "формирование". К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, достаточно общие понятия, как "педагогический процесс", "самовоспитание", "самообразование", "саморазвитие", "продукты педагогической деятельности" и др.

Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.

В широком социальном значении:
– это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);

В узком социальном значении:
– это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).

В широком педагогическом значении:
– специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);

В узком (локальном) педагогическом значении:
– это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

Образование

Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола "образовывать" и имеет значение "создавать", "формировать", "выращивать", "развивать ментально", "давать вид, образ" (В. Даль), создавать нечто новое, целое.

Понятие "образование" впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.

Долгое время понятие "образование" употреблялось как синоним понятия "воспитание" в широком смысле.

В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.

Сегодня образование понимается как:

Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания) .

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: "Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается".

Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.

Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение.

Обучение

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося .

В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента – преподавание и учение.

Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;

Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Существует точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика.

Обучение – особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения "учитель-ученик", результат этой деятельности – обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками. В процессе обучения происходит управляемое познание .

Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки :

  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность ученика и учителя;
  • руководство со стороны учителя;
  • специальная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  • управление развитием и воспитанием учащихся.

Развитие

Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);

Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.

Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)

Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

  • уровень актуального развития – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
  • зону ближайшего развития – зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

Формирование

Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека – личность.

Человек – существо, обладающее мышлением, речью, способностью трудиться и познавать.

Личность – субъект и объект общественных отношений, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя завершить образовательную реформу, совершенствовать деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодежи.

Второстепенное влияние на развитие педагогики оказывают:

  • связь педагогики с другими науками;
  • исследование педагогических процессов и явлений;
  • инновационное обогащение педагогических методов.

Структура педагогической науки

  1. История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
  2. Общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом).
  3. Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).
  4. Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика ПУ; средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.
  5. Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).
  6. Социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.
  7. Коррекционная педагогика (специальная) – изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).
  8. Этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
  9. Сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах мира.
  10. Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
  11. Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

Итак, основу педагогической специальности, педагогической профессии составляет особая наука - педагогика.
Казалось бы, зачем нужна еще одна наука, если есть физиология, психология, медицина, антропология (ант-ропос - человек), психолингвистика, социология и, наконец, философия, изучающие человека всесторонне, с разных позиций. Может быть, для получения педагогической
8
профессии достаточно этих наук? Ведь физиология выявляет закономерности развития организма ребенка, того естественного начала, которое заложено в него еще до рождения; психологов интересует формирование психических качеств личности, таких как восприятие, ощущение, память, мышление, эмоции, характер, темперамент и др. Медицина имеет своей целью охранять, лечить, формировать здорового человека; психолингвистика изучает закономерности становления речи ребенка как средства общения, выражения мысли, степени сформированности памяти; антропология исследует человека как целост-ность; социология рассматривает человека как члена различных групп, коллективов, общностей; философия интересует человека как активного участника общественного, исторического развития. И, конечно, нельзя в этом списке забывать биологию, где человек выступает как часть природы. А есть еще экология, кибернетика,
бионика и т. д. и т. п.
Да, человек присутствует в любой науке, даже в таких, как математика, физика, химия. В них он - ученый-первооткрыватель, изобретатель и творец.
Но ни одна из названных выше наук не отвечает на очень важные вопросы: «Какова цель развития человека, зачем его надо обучать и воспитывать? Чем человек биологически отличается от других живых существ?»
Оказывается, только педагогика может ответить на вопрос о целях и задачах обучения, воспитания ребенка, конкретно выражая разрабатываемый философией общечеловеческий идеал.
Являясь социальной наукой, педагогика раскрывает закономерности учебно-воспитательного процесса, подчиненного общественным, социальным целям формирова-ния не только человека, уникальной творческой личности, но и самого общества, членом которого является воспитываемый человек.
Педагогика и должна помогать будущему учителю и воспитателю знаниями о том, как организовать качественно и эффективно учебно-воспитательный процесс в детском саду, школе и любом другом учреждении, занимающемся обучением и воспитанием детей, подростков, юношества.
Педагогика отличается от других, выше перечисленных наук о ребенке и человеке в целом тем, что она теснейшим образом связана с обществом, с его развитием, потребно-стями. Действительно, например, физиологии безразлич-
9
но, в какой стране растет и развивается ребенок: в России ли, в Африке, в США или какой-либо другой стране. Развитие человеческого организма подчиняется общим закономерностям природы человека, его сущности как одного из представителей, обитателей земного, а может быть, и космического мира. Это развитие не зависит от того, какой общественный, социальный строй имеет государство, в котором родился ребенок. На его физиологическое развитие влияет только природная среда, питание, медицинское обслуживание и другие естественные факторы. Физиология изучает человека и его развитие в том виде, в каком его создала природа, эволюция.
Педагогика же имеет дело с человеком не только как с природным, естественным существом, не только как с частью мира (хотя она обязательно должна учитывать природные задатки, индивидуальные особенности нервной организации и т. п.), а как с существом деятельным, творческим, активным, способным предвидеть, прогнозировать, планировать свою деятельность и поведение в зависимости от других людей, конкретных условий жиз-ни, своих личностных интересов. Ведь человек только тогда становится человеком, когда он живет в коллективе других людей - в человеческом обществе. Доказательством тому служат судьбы маленьких детей, по несчастному стечению обстоятельств выросших среди животных. Такие случаи в истории известны, и одну из них в художественной форме описал Р. Киплинг в великолепнейшей повести «Маугли». Мальчик рос, развивался, приобретая повадки зверей, но не человеческие привычки, поведение, ценности. В человеческом же обществе ребенок развивается и как обычное живое природное существо, но и как существо общественное, в обществе себе подобных людей, обучающихся, трудящихся, общающихся друг с другом, создающих великие художественные произведе-ния, шедевры техники. Растущий ребенок должен войти в этот мир, созданный человеком, должен к нему приобщиться и стать его активным членом, продолжающим дела своих предшественников.
Одновременно ребенка надо научить жить в обществе людей.
Вот отсюда и следует основная задача педагогики как науки - сделать «человека человеком», или, как говорил наш философ Э. В. Ильенков, она должна помочь «. . . лич-ности выделаться».
10
Руководство к педагогике, или науке воспитания



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!