Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Формирование творческих способностей дошкольников через театральную деятельность. Общие методические принципы работы

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

Односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В основу моей работы легли методики А.М. Бородич «Методика развития речи», М.М. Алексеевой, Б.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логиновой «Развитие связной речи». Опираюсь на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание».

В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.

Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли, но есть такие дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену. Эту проблему я решила, оборудовав в группе «Уголок уединения», в котором ребёнок может побыть один, вспомнить содержание своей роли.

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание" и т.д.

– На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

– В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Добиться систематичности в моей работе помогают технологические карты, которые включают в себя игры, направленные на развитие речи. Данные игры включаю во все режимные моменты. Также добиться положительных результатов позволил реализованный мною проект «Сказка как источник творчества детей», цель которого направленна на развитие речи детей дошкольного возраста. Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволяет мне успешно решать задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.

Следующий этап моей работы – творческие задания. Например, в игре «Подарок на всех» даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?». Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Также провожу игры на повышение значимости каждого ребёнка, например в играх «Комплимент» и «Зеркало», предлагаю детям сказать фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…», в подобных играх помогаю ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что его принимают партнёры по игре.

Используя в своей работе метод сказкотерапия, развиваю у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности. Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?».

Своеобразная школа элементарных основ актёрского мастерства – театральные этюды. Репетиции над этюдами не менее важны, чем постановка самого спектакля: идёт последовательное знакомство, артистические навыки дошкольников. В игре «Вот так поза», дети учатся наблюдать, развивают логическое мышление, обыгрывая этюд, передают выразительные движения, выражение радости. После драматизации сказок провожу обсуждение, задаю вопросы: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чьё поведение, чьи поступки тебе понравились? И т.д. Отражение эмоционального отношения к произошедшим событиям дети передают через рисование, составление рассказов.

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.

Считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности. На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления, используют различные речевые обороты. В совместной деятельности с детьми провожу логопедические пятиминутки, а в пятницу во второй половине дня «час театра». Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён семинар-практикум «Роль театра в развитии речи детей», который состоял из трёх занятий:

«Театр кукол и игрушек в детском саду» – лекция-дисскусия;

«Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» – мастер- класс;

«Сказки, сказки, сказки…» – занятие-практикум.


Данная работа с родителями эффективна, так как позволяет дать им не только теоретические знания, но и закрепить их на практике. В ходе работы с родителями были предложены беседы:

«Роль родителей в развитии речи ребёнка»;

«Я маленький актёр»;

«Кукольные театры для дошкольников своими руками».

Познакомиться с положительным опытом семейного воспитания по развитию речи, получить рекомендации по работе с детьми в данном направлении, родители могли на родительском собрании «Театр в жизни ребёнка», а также на страницах газеты «Вести из родничка».

В результате проведённой работы её необходимость отметили 70% (на начало года 35%). Родители стали более компетентны в этом вопросе, они предлагают мне свою помощь в подготовке к спектаклям, некоторые родители отметили, что дети дома разыгрывают небольшие сценки на семейных праздниках, при этом очень выразительно передают характеры персонажей. Данную работу проводила в тесном контакте с узкими специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, провели театрализованные представления по сказкам «Репка», «Теремок». Инструктор по физической культуре отработал различные движения, помог в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество. Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


Ольга Величко

Дошкольное детство – самый ответственный период в формировании человека, его внутреннего мира. Дети в этом возрасте – сама непосредственность , верят в чудеса и задача педагога помочь малышам самореализоваться. Я в своей группе организовала театральный кружок . Развиваю интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия . Вызываю желание попробовать себя в разных ролях.

Усложняю игровой материал за счёт постановки перед детьми всё более перспективных художественных задач, смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Во время взаимодействия с детьми создаю атмосферу творчества и доверия , давая каждому ребёнку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

Развиваю умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.

Оказываю помощь при выстраивании линии поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.

Поощряю импровизацию, формирую умение свободно чувствовать себя в роли.

Воспитываю артистические качества, раскрываю творческий потенциал детей , вовлекая их в различные театрализованные представления : игры, концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставляю детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества . Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка ; способствуют общему развитию ; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия , развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации . Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи , дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театральные постановки формируют внутренний мир ребёнка, отношение малыша к окружающей его действительности.

Приобщают детей к здоровому образу жизни.

Воспитывают чуткое, доброе отношение к пожилым людям.

Помогают детям понять, осознать необходимость прислушиваться к советам близких людей.

Список литературы

1. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника – методическое пособие для воспитателей и родителей – Издательство «Мозаика – Синтез» , 2008. – С. 25.

2. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль – Издательство «Учитель» , 2008. – С. 6.

3. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду – Издательство «Мозаика – Синтез» , 2008. – С. 4-5.


Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Опыт работы Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ».

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством создания мультфильмов. Видео Все дети любят мультики, но все, что они видят - это готовая картинка, интересные герои и продуманный режиссером сюжет. Все же самое сказочное.

Марина Лезина
Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Цель: Создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить участников с изготовлением платковых кукол

Развивающие :

Совершенствовать артистические навыки педагогов в плане переживания и воплощения образа, используя интонации, мимику, пластические импровизации, выражающие разнообразные эмоциональные состояния;

Совершенствовать навыки кукловождения платковыми куклами

Побуждать использовать песенное, танцевальное, инструментальное творчество (детские, нетрадиционные, природные музыкальные инструменты) в своей работе.

Воспитательные:

Вызвать интерес к использованию театрализованной деятельности для развития творческих способностей;

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;

Воспитывать театральную культуру

“Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Вступление

В своей работе я уделяю большое внимание театрализованной деятельности.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Одним из основных направлений в моей педагогической деятельности является – активизация творческого потенциала ребёнка и включение его в театрализованную деятельность.

Я работала воспитателем в разных возрастных группах, и всегда отдавала предпочтение театрализованной деятельности. С детьми ставила небольшие театральные постановки, экологические сказки, играла в театрализованные игры. В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

И познакомить с разными видами кукол для использования в работе. Свою работу начала с детьми 4 лет. Вела кружок «Арлекино»

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей;

Коррекционно-развивающие игры;

Упражнения по дикции;

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения («учим владеть своим телом», образные упражнения;

Упражнения на развитие детской пластики;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

Репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

Использую театрализованные этюды

Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах?

Ожидаемые ответы.

Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.

Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?

Ожидаемые ответы.

Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.

Сегодня мы посмотрим этюд на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда (как и любого другого) требует ряд логических и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах. Но для начала отгадайте, о чем будет наш этюд:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий,

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеется тоже.

. Практическая часть «Работа над этюдами»

Этюд «Зеркало» (парный этюд)

И так, наш этюд называется «Зеркало». Сегодня мы будем работать парами. Один из вас будет «Зеркало», а второй просто «Человеком». В этом этюде будем, прежде всего, следить за взаимосвязью и взаимозависимостью партнеров. Начинаем. Встаньте друг против друга. Решите, кто из вас будет «Зеркало», а кто «Человек». Пусть «Человек» делает то, что обычно делает перед зеркалом: причесывается, примеряет новую одежду, «наводит косметику» и другое.

Чтобы этюд получился содержательным «Человеку» необходима конкретная цель его действий, например:

Умываться, чистить зубы

Кушать вкусный йогурт.

А сейчас предлагаю посмотреть этюд в исполнении детей старшего возраста.

Показ этюда воспитанниками группы №6

Веселая разминка - танец «Две половинки»

Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями.

Я советую вам использовать в своей работе

Ритмопластику-

Игры создающие пластический образ; это выражение своих чувств и эмоций через пластику своего тела; ритмопластика развивает движения и фантазию детей. Н р следующие упражнения:

Котята отдыхают – создание конкретного образа отдыхающих котят – расслабление всего тела.

Полетели птички – движения, имитирующие взмахивания крыльев при полёте птиц.

Как ходят медведи – образ шагающего тяжёлыми шагами медведя.

Как скачет лошадка – создание конкретного образа скачущей лошадки.

Идёт лисичка – образ двигающейся хитрой лисички, виляющей хвостом.

Зайка испугался – образ испуганного присевшего зайчика, пригнувший ушки к головке.

А также использовать пантомимику.

Пантомимика – это упражнения, развивающие двигательные навыки, воображение, мимические движения

Как качаются веточки у дерева – движения, имитирующие качающиеся на ветру.

Как ходят уточки – движения, изображающие уточек, переливающихся с лапки на лапку.

Как птички пьют водичку – движения, имитирующие птичек, наклоняющих и поднимающих вверх голову.

Как мы делаем зарядку – движения, изображающие движения гимнастических упражнений.

Как летает бабочка – движения, изображающие размах крыльев бабочки.

Игры–драматизации.

Я считаю, что большую роль в творческом развитии детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями.

В нашем театральном уголке много кукол изготовленных своими руками. Я хочу показать вам некоторые из них.

Виды театра

Варежковый театр

Театр кукол би-ба-бо

(или театр «Петрушки»)

Настольный театр, театр игрушек

Теневой театр

Театр на фланелеграфе

Ролевой театр

Театр масок

Театр топотушек

Театр на пластмассовых бобинах (трубках

Платковые куклы – бабочки сделаны из лёгких газовых платков, которые в центре собраны на мягкую резинку. Резинка крепится к кистям рук. А края платка опускаются на тыльные стороны кистей рук. Если кистями делать плавные взмахи, то края платка будут взлетать, как крылья бабочки. Куклы – бабочки развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов.

Платковые куклы

И подробно я хочу остановиться на платковых куклах,т к платковые куклы- яркие и зрелищные, послужат настоящим украшением любой театральной постановки, досуга детей, как яркий сюрприз любого занятия. Платковые куклы - это наглядный материал, доступный метод игры. Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор детей. У платковой куклы вместо рук работают руки кукловода на специальных резинках, пришитых к платью – костюму

Основа имитации платья куклы - треугольник или квадрат из ткани, готовый взрослый платок или косынка. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные движения, действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку, гладить по голове ребёнка и т. д.).

Чтобы изготовить платковую куклу не требуется много времени и больших материальных затрат, её можно сделать из подручного вам материала.

За годы работы я собрала небольшую коллекцию платковых кукол. От наиболее простых до более сложных. Это мое увлечение Я хочу показать образцы таких кукол и вместе с вами изготовить наиболее простые.

Показ кукол.

Для того чтобы сделать платковую куклу – нам понадобятся следующие материалы:

Толстый кусок поролона

Картон и цветная бумага;

Капрон телесного цвета или капроновые колготки;

Моток цветной пряжи или мулине;

Готовые платки или цветная ткань;

Резинка (50 см);

Банты или лента (1м);

Ножницы;

Иголка и нитки;

Канцелярский нож;

Клей (пва, титан);

Декоративные глазки;

Гуашь, кисть.

Я приглашаю желающих попробовать свои силы в изготовлении кукол.

И сейчас, я предлагаю вам отправиться в мастерскую, чтобы научиться изготавливать платковые куклы для сказки «Репка»

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью, то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже,

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство…

Куклы – просто загляденье,

Взрослым всем на удивленье,

Для забавы малышам! Посмотри, как хороши!

Коль хотите научиться этих кукол мастерить,

Вам придется не лениться и старанье приложить!

Все необходимое для создания кукол для спектакля у нас есть. Каждый из вас создаст образ одного из героев. Итак, начнем.

Перед каждым участником набор необходимого оборудования для создания игрушки.

Этапы изготовления куклы: на слайде

Мы будем делать кукол к сказке «Репка»

1 этап - изготовление головы куклы

Из картона вырезаем круг с помощью канцелярского ножа (голова).

На картоне рисуем и вырезаем контуры глаз, декорируем глаза ресничками и декоративными глазками. Делаем ушки животным.

Оформить можно по-разному: пуговицами, лентами, очками кусочками различной ткани и т. д., а можно просто нарисовать лицо.

Изготовление волос. Берётся подходящая пряжа и изготавливается причёска, затем так же пришивается вручную. Можно заплести косы

Вот и голова нашей куклы готова!

2 этап – изготовление туловища (платья) куклы

Вот наша платковая кукла для театрализованной деятельности готова! Персонажи сказки готовы. Теперь каждый из вас сыграет свою роль в соответствии с содержанием. Я буду говорить слова автора, а участники мастер-класса играют роли.

Начинаем наше представление. Сказка «Репка»

Педагог. Вот мы с вами и побывали в мастерской кукольника, и в заключении мне бы хотелось прочесть стихотворение.

Хорошо живётся куклам в кукольном театре стройным, тощим или пухлым, Из соломы, ватным, из папье-маше, тряпичным или из фарфора…

Все они – народ отличный, славные актёры

не житьё, а загляденье,

всё легко и просто,

А хозяин заведенья тот, кто выше ростом.

Для спектакля на потеху он раздаст всем роли

– Слов и пауз, слёз и смеха, радости и горя.

Рефлексия.

Теперь, уважаемые коллеги, подарите окружающим свою добрую улыбку, а для себя выберите улыбку из этого подноса. Помните, что обозначает каждый цвет круга:

улыбка на красном круге - все удалось, очень интересно.

улыбка на желтом круге - удалось, но материал часто используемый

улыбка на синем круге - скучно, не интересный материал.

Музыкальное творчество детей –

самый действенный способ их развития.

Б. В. Асафьев

Жизнь в современном информационном обществе новой культуры сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, стремительным увеличением его объемов, что требует от сегодняшних детей, завтрашних взрослых членов общества, таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Поэтому проблема развития творческих способностей детей и воспитания активной личности на протяжении всего детского периода жизни человека остается актуальной на современном этапе и внимание к ней усиливается во многих странах мира.

Детское творчество, по мнению ряда психологов и педагогов – это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом становится возможным, когда ребенок сам оказывается в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности.

Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одно из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина, Л.И.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и другие.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Занятия театральной деятельностью помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Отечественная и зарубежная практика исследований убеждают, что художественная деятельность в дошкольном образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребёнку доступных для этого средств. Театр является синтезом искусств, он полностью удовлетворяет все указанные требования.

Современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, о бладающей высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и так далее). Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что театральная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся развития творческих способностей, развития речи, художественно-эстетического и интеллектуального воспитания.

Положительный результат в организации театральной деятельности гарантирован при условии полного взаимопонимания между воспитателями и музыкальным руководителем. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем уделяют большое внимание созданию предметно-развивающей среды в каждой группе детского сада по театральной деятельности (наличие в группах различных видов театра, ширмы, уголка ряжения, шапочек-масок для игр драматизаций, дидактических игр, музыкальных инструментов). Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению детей к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада. Постоянно родители принимают активное участие в проведении праздников. Родители не только исполняют роли на праздниках, но и своими руками шьют костюмы для детей.

Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на музыкальных занятиях в детском саду. В детском саду без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон. Дети не только участвуют на празднике, утреннике, но и показывают мини-сценки детям младших групп.

Начиная с младшей группы, нужно чаще использовать элементы театрализации на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В младшей группе уделять большое внимание отражению сказочных образов животных, анализировать характер движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использовать упражнения по психогимнастике: идёт дождик, дует ветер, выглянуло солнышко, налетела туча. Предлагать детям игрушки, атрибуты для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Проводить индивидуальную работу с детьми, поощрять участие детей в инсценировках, желание играть небольшие роли. С возрастом задачи по театрализованной деятельности необходимо усложнять.

Дети средней группы инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения, при этом большое внимание уделять речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь.

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто-то показывает себя в большей роли, кто-то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два-три человека).

Использование элементов театрализованной деятельности на музыкальных занятиях и в досуговой деятельности позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей;

Коррекционно-развивающие игры; упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

Ритмические минутки (логоритмика);

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

Театральные этюды;

Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Необходимо приобщать родителей к подготовке спектаклей: они могут помогать в создании костюмов, в разучивании наиболее сложных диалогов. Родители являются зрителями, которые искренне переживают за своих маленьких актёров.

Совместные мероприятия взрослых и воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Шоколева Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ «Школа №3» СП д⁄с «Березка»
Населённый пункт: город Тольятти
Наименование материала: Мастер – класс для родителей
Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Дата публикации: 04.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей по теме: «Развитие творческих

способностей у детей дошкольного возраста через

театрализованную деятельность»

Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески

подходить к решению различных задач и без труда находить выход из

сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. В условиях

современного общества значение приобретает формирование человека не

только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует

развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей.

Развитие творческих способностей современного дошкольника - это

актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько

сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой

самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной

стороны нашего общества.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности

ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его

реализации, в умении комбинировать свои знания и представления,

искренней передачи своих чувств.

Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре

следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает

открывать для себя окружающий мир.

Важная роль в процессе развития творческих способностей отводится

эстетическому

воспитанию,

занятиям

дошкольного

возраста

различными видами искусства и театрально-игровой деятельности, так как

творчество – постоянный спутник детского развития. В работе с детьми

возраста

предпочтение

отдаётся

театрализованной

деятельности,

потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши

охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются

в котят, собачек, маленьких козлят и т.д.

Игра-наиболее

доступный

интересный

переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная

игра как один из её видов является эффективным средством социализации

дошкольника.

театрализованной

осуществляется

эмоциональное

развитие, так же она способствует и речевому развитию, так как является

средством самовыражения и самореализации ребёнка. Театр является одной

красочных

доступных

восприятию

дошкольника

искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому

развитию

разностороннее

театрализованной

деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, не

ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при

этом удовольствие, радость.

Воспитательные

возможности

театрализованной

деятельности

усиливается тем, что их тематика практически неограниченна. Она может

удовлетворить разносторонние интересы детей.

Игра- драматизация близка и понятна детям. Литературное произведение

нравственную

направленность

честность,

смелость).

Благодаря

сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Каждая сказка

проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз

другая сказка) до тех пор, пока каждый ребёнок не проиграет все роли,

которые он хочет. С целью эмоционального восприятия и яркого проживания

героев сказок дети слушают произведения устного народного творчества,

литературные произведения. А так же рисуют и лепят сказочных героев.

В возрасте 4-5 лет ребёнок осваивает разные виды настольного театра:

мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки

и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а

к концу учебного года – и с ширмой). Театр ложек и пр. Существенно

усложняются

театрально-игровые

дошкольников.

дошкольном возрасте дети стремятся создавать свои сказки, с интересом

готовят атрибуты к ним. Детям интересно самостоятельно делать персонажи,

маски, а потом обыгрывать их, придумывая новые сюжеты, диалоги. Иногда у

детей не хватает умений сотворить куклу (зверушку) для театральной игры

взрослые.

поддержке

взрослого

ребенок всегда чувствует себя успешным, а это важно для дальнейшего

развития личности.

стремится

счастливым,

возвысить

приобщить

творчеству,

удовлетворить

внутренние

потребность

любви, истине, справедливости.

Мастер – класс для родителей по теме «Развитие творческих

способностей у дошкольников через театрализованную

деятельность и ручной труд»

Цель: распространение и передача опыта, обучение техники изготовления

настольного театра из полосок бумаги.

Задачи:

- знакомство родителей со способами развития творческих способностей в

домашних условиях.

Научить делать настольный театр из полосок цветной бумаги.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход мастер – класса:

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это

И это станет моим навсегда»

Пошаговый процесс изготовления бумажных кукол

1шаг: приготовить бумагу нужного цвета, нарезать полоски разного размера

для разных частей тела (для туловища - самая большая, для головы

Поменьше, для лап, ушей и хвоста - маленькие)

2 шаг: нанести на полоске, которая предназначена для головы, глаза, нос и

3 шаг: склеить детали туловища, головы и лапок в цилиндры, уши хвосты в

петельки или вырезать их отдельными деталями

4 шаг: соединить детали между собой

5 шаг: обыграть изготовленную куклу

«Ушла зима надолго, а с нею холода,

Но ручкам умелым не скучно никогда»

Желаю всем творческих успехов!!!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!