Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Если ваш ребенок – интроверт: Что делать? Какую роль играют гены? Ваш малыш интроверт, если.

Введите e-mail адрес:

Поведение ребенка приводит вас в замешательство? Он ведет себя не так, как вели себя вы в его возрасте. Он нерешительный, колеблющийся, сдержанный и малообщительный. Вместо того чтобы с головой погружаться в игры, он предпочитает стоять в стороне и наблюдать за другими детьми. При этом его общение ограничено всего несколькими людьми. С вами же он общается совершенно непредсказуемо - иногда без умолку рассказывает интересные истории, а иногда просто замолкает, и вы не можете понять, что происходит в его голове. Много времени он проводит в своей комнате в одиночестве. А его учитель говорит вам о том, что ему нужно быть активнее на уроках. Но что еще более странно при всем этом, так это то, что он, кажется, абсолютно доволен ситуацией. Если вы узнали своего ребенка, поздравляем, у вас интроверт.

Родители-экстраверты часто волнуются по поводу своих детей-интровертов и даже задумываются о том, не является ли их поведение каким-то отклонением от нормы. Конечно, дети могут испытывать тревогу и страдать от депрессии так же, как и взрослые. Здесь важно знать характерные признаки таких состояний, их подлинные симптомы. Так, иногда отказ от общения с друзьями и семьей наряду с низким уровнем энергии и потерей аппетита свидетельствуют о большем, чем просто интроверсия.

Однако многие дети-интроверты вообще не испытывают ни депрессии, ни тревоги. Они так ведут себя благодаря врожденной конституции , особому складу личности. Чем глубже вы примете естественную природу ребенка-интроверта, тем счастливее он будет.

Как заботиться о ребенке-интроверте

1. Знайте, что нет ничего необычного или постыдного в том, чтобы быть интровертом

В мире немало интровертов. В разных исследованиях их число варьирует от 25 до 30-ти процентов. Среди них Фредерик Шопен, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Артур Шопенгауэр, Стивен Спилберг, Джоан Роулинг, Мать Тереза, Махатма Ганди и многие другие выдающиеся и талантливые люди.

2. Поймите, что конституция вашего ребенка обусловлена биологией

В мозге интровертов и мозге экстравертов есть некоторые отличительные особенности. Так, например, у них по-разному проложена нейронная «проводка» и движение нейромедиаторов происходит по несколько отличающимся траекториям. К тому же, в своей работе мозг интровертов и мозг экстравертов склоняется к разным отделам нервной системы (интроверты предпочитают парасимпатическую систему - «отдыхай и переваривай (т. е. анализируй и синтезируй)», а экстраверты - симпатическую - «дерись, беги или замри»). Кроме того, исследования обнаружили, что у интровертов в префронтальной коре (области мозга, ответственной за абстрактное мышление и принятие решений), количество серого вещества больше. Поэтому, если ваш ребенок более осторожен и сдержан, чем его сверстники-экстраверты, будьте уверены, что существует биологическое обоснование такого поведения.

3. Знакомьте ребенка с новыми людьми и обстановкой постепенно

Интроверты часто чувствуют себя встревоженными и взволнованными тем, что могут не справиться как в новых условиях, так и в обществе новых людей. Если вы планируете посетить общественное мероприятие, не рассчитывайте на то, что ваш ребенок немедленно включится в происходящее и начнет общаться с присутствующими там детьми. Если это возможно, приедьте заранее, чтобы он освоился и тоже почувствовал, как другие люди входят в пространство, которым постепенно «овладевают».

Другой вариант - попросить ребенка воздержаться от активного участия в событиях и отойти на комфортное расстояние - возможно стоять радом с вами, где он чувствует себя в безопасности, и просто наблюдать за событиями в течение нескольких минут. Спокойное наблюдение поможет ему осознать происходящее и немного адаптироваться.

Если нет возможности прибыть заранее или наблюдать за процессом со стороны, просто накануне обсудите с ребенком предстоящее событие, поговорив о том, кто будет присутствовать и что, скорее всего, будет происходить, какие чувства у него могут возникнуть и что он может сказать, чтобы завести разговор с тем, кто его заинтересует.

Независимо от того, к каким новым впечатлениям вы приучаете ребенка, помните: двигайтесь медленно, но поступательно. Не позволяйте ему отказываться от нового опыта, однако уважайте пределы его возможностей, даже если они покажутся вам экстремальными. Вместе с ребенком осторожно и деликатно познавайте и осваивайте то, из-за чего он так переживает.

4. Напоминайте ребенку о том, что он может делать перерывы в общении, если чувствует себя перегруженным или усталым

Следует помнить о том, что во время общения экстраверты чувствуют воодушевление и эмоциональный подъем, интровертов же оно, как правило, истощает. Если ваш ребенок уже постарше, он может самостоятельно уйти в тихую часть комнаты или на улицу, тем самым обезопасив себя от растраты последних сил. Если же ребенок еще маленький, он может не заметить момента наступления утомления, поэтому вам самим придется проследить за появляющимися признаками его усталости.

5. Хвалите ребенка, когда он проявляет социальную смелость

Пусть ребенок знает, что вы восхищаетесь тем, как он поступил. Говорите, например: «Вчера я видела, как ты разговаривал с новым мальчиком в вашем классе. Я знаю, как тебе было нелегко, но я горжусь тем, что ты сделал».

6. Отмечайте моменты, когда ребенку начинает нравиться то, чего он поначалу боялся

Говорите: «Ты думал, что ужасно проведешь время на дне рождения своего одноклассника, а в конечном итоге познакомился с новыми друзьями ». Со временем благодаря такому положительному подкреплению ребенок, скорее всего, сможет самостоятельно регулировать возникающие чувства волнения и страха.

7. Помогайте ребенку развивать свои увлечения

У вашего ребенка могут быть глубокие и, возможно, даже уникальные интересы. Предоставьте ему возможность для их практической реализации. Некоторым детям хорошо подходят футбол и музыка, но не забывайте также предлагать своему ребенку такие нестандартные занятия, как писательская студия или лагерь юных естествоиспытателей. Активное участие в их работе приносит счастье, прекрасное самочувствие, эмоциональное равновесие и уверенность , а также предоставляет ребенку возможности для общения с другими детьми, у которых такие же любимые увлечения (и, возможно, схожая конституция).

8. Поговорите с учителем об интроверсии вашего ребенка

Это поможет учителям правильно истолковывать его поведение. Некоторые педагоги ошибочно полагают, что дети-интроверты не часто высказываются в классе, потому что им не интересно или они не уделяют занятиям должного внимания. Наоборот, ученики-интроверты могут быть весьма внимательными и сосредоточенными, но зачастую предпочитают слушать и наблюдать, а не активно участвовать. Кроме того, если учитель знает об интроверсии вашего ребенка, он сможет деликатно помочь ему наладить взаимодействие с одноклассниками, участие в групповой работе или просто обычное пребывание в классе.

9. Учите ребенка стоять за себя

Ребенка младшего возраста научите четко и выразительно говорить «стоп» или «нет», когда другой малыш пытается отобрать у него игрушку. Если ребенок уже старше и подвергается издевательствам или несправедливому отношению в школе, поощряйте его четко и ясно высказывать свою позицию обидчику или, если необходимо, взрослому. Для начала ему нужно объяснить, насколько важными являются характеристики его голоса: тон, громкость, интонации и т. д. Порой даже более важными, чем слова.

10. Приложите все усилия, чтобы ребенок чувствовал себя «услышанным»

Прислушивайтесь к своему ребенку и задавайте вопросы, которые помогут вовлечь его в разговор. Многие интроверты - и дети, и взрослые - борются за то, чтобы их «услышали». Ведь интроверты живут внутренней жизнью и им необходимо, чтобы кто-то вызывал их на откровенность («выманивал» из их крепости). Без родителей, которые слушают и откликаются, как эхо, на то, о чем они думают, такие дети могут заблудиться в собственных мыслях.

11. Помните: ваш ребенок может и не обратиться за помощью

Интроверты, как правило, впитывают проблемы (трансформируют их в свое внутреннее «приобретение», придавая им субъективный характер). Ваш ребенок может и не рассказать вам о сложной ситуации в школе или конфликте с другом, хотя желает этого и/или может получить пользу от наставничества взрослого. Поэтому задавайте вопросы и искренне слушайте, при этом ничего не выпытывая и не превращая беседу в допрос.

12. Не называйте ребенка «застенчивым»

«Застенчивый» - это слово, имеющее негативный оттенок. Если ваш ребенок-интроверт довольно часто слышит слово «застенчивый», он может поверить в то, что его дискомфорт при общении с людьми - это неизменная («пожизненная») черта характера, а не чувство, которым он может научиться управлять. Более того, слово «застенчивый» отражает сдерживание и подавление, которое испытывает ребенок, и не помогает ему понять истинную причину своего внутреннего состояния - конституционную интроверсию. К тому же то, что зачастую выглядит как застенчивость , в случае с ребенком-интровертом застенчивостью может и не являться и зачастую не является.

13. Не переживайте о том, что у ребенка всего несколько близких друзей

Интроверты ищут в отношениях глубину, а не ширину. Они предпочитают маленький круг друзей и, как правило, им не интересно быть в центре всеобщего внимания сверстников.

14. Не принимайте на свой счет и не расстраивайтесь, если ребенок хочет проводить время в одиночестве

Все, что вытягивает ребенка из его внутреннего мира, например, походы в школу, общение или даже привыкание к новому расписанию, - истощает его. Если он проводит время в одиночестве в своей комнате, возможно, читая книгу, играя на компьютере или просто размышляя о событиях своего дня, не обижайтесь и не делайте из этого вывод, будто ребенку не нравится быть со своей семьей. Скорее всего, как только он зарядится энергией, он захочет снова проводить время с родными и близкими.

15. Радуйтесь конституции вашего ребенка

Не просто принимайте ребенка таким, какой он есть; цените и дорожите тем, какой он. Дети-интроверты зачастую добры, вдумчивы, сосредоточены и, когда их окружение приятно и вызывает доверие, могут быть очень интересными собеседниками.

Оцените публикацию

Вконтакт

Родители всеми силами пытаются его «исправить», сделать общительным, веселым, напористым. Это большая ошибка, утверждает психотерапевт Марти Лэйни, ведущий специалист по интроверсии в США. Марти Лэйни – сама интроверт, мама и бабушка интровертов. Она знает, как нелегко приходится таким людям в мире экстравертов. Но надо ли ломать ребенка, пытаясь его переделать?

Марти Лэйни убеждена, что ничего, кроме страданий и чувства неполноценности, это детям не принесет. В своей книге «Мой ребенок – интроверт. Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе» (Манн, Иванов и Фербер, 2014) она предлагает родителям подумать о сильных сторонах ребенка-интроверта и опираться на них в его воспитании.

1. У интровертов богатая внутренняя жизнь

Дети-интроверты отлично знают, что у них есть собственный внутренний мир. Он отличается необычайной живостью. Вместо того чтобы оглядываться на других, они опираются на внутренние ресурсы и руководствуются собственными представлениями. Поэтому они устойчивы к давлению со стороны и редко поддаются стадному чувству. Они всегда хотят проникнуть в суть вещей.

Погруженность в себя – источник их силы, но она же может привести к чувству одиночества. Они стремятся познать не только себя, но и других людей, понять, что ими движет.

Что делать: родителям нужно помочь маленьким интровертам научиться выражать мысли, овладевать искусством общения. Без контакта с единомышленниками – детьми или взрослыми – дети-интроверты начинают думать, что другим совершенно чужды и незнакомы их переживания, что от окружающих их отделяет непреодолимая стена. Надо оберегать внутренний мир маленького интроверта. Делитесь с ним мыслями и чувствами, спрашивайте, что он о них думает, но не торопите с ответом, дайте ему время на размышление.

2. Интроверт умеет «нюхать розы»

Другими словами, дети-интроверты умеют жить и наслаждаться настоящим, ценить мелочи, детали, мимо которых экстраверты проходят, не повернув головы. Часто таким детям даже не нужно выходить из дома, чтобы найти интересное занятие. Они получают удовольствие от неторопливого ритма жизни и придают большое значение простым радостям.

Что делать: не смейтесь над способностью вашего маленького интроверта получать удовольствие от неспешной прогулки, от строительства палатки из одеяла, от сидения дома за раскрашиванием картинок. Найдите время, отвлекитесь от суеты и разделите минуту спокойствия с ребенком. Наши маленькие интроверты напоминают нам, что жизнь состоит как раз из таких моментов.

3. Дети-интроверты любят учиться

У них неподдельная жажда познания, но им нередко трудно показать это в школе, в окружении шумных, активных одноклассников. В вузе им будет легче: там система обучения больше соответствует характеру интроверта. Многие интроверты хорошо пишут, нередко ведут дневник втайне от окружающих.

Обычно они получают большое удовольствие от чтения. Им нравится читать вслух самим или слушать, как читают им. Они ведут непрекращающийся внутренний диалог и постоянно сравнивают усвоенную информацию со своим мнением и своими реакциями.

Что делать: поощряйте и развивайте его интерес к учебе. Без постоянного притока информации, дающей толчок мышлению, ребенок может заскучать и даже впасть в депрессию. Запишите его в библиотеку, водите его туда регулярно и не торопите при выборе книг.

Обсуждайте с ним книги и фильмы. Пусть он поймет, что это не просто развлечение, а средство познания окружающего мира и связи с ним. Помогайте ему найти книги и фильмы по его интересам.

4. Интроверты способны нестандартно мыслить

Дети-интроверты умеют творчески подходить к решению проблем. Они обычно выслушивают и впитывают всю информацию, некоторое время ее обдумывают и наконец выдают неожиданный, но, как правило, разумный ответ. Дети анализируют обстоятельства в контексте своего индивидуального мышления, нередко высказывая при этом свежие и оригинальные идеи.

Что делать: всячески поощряйте творческое мышление малыша. Спрашивайте его мнение по разным вопросам. Советуйтесь с ним относительно проблем, с которыми сталкиваетесь сами. Если у него неприятности, ищите творческий путь к нестандартному решению. Например, попросите ребенка нарисовать картину, сочинить рассказ, стихотворение, пьесу или песенку о том, что его тревожит. Пусть он увидит, что сам процесс творчества может привести к интересным результатам.

5. Интроверты – творческие личности

Творчество – близкий родственник нестандартного мышления. Недаром среди интровертов много писателей, художников, танцовщиков, актеров, музыкантов. Творческий человек воспринимает мир как огромную мозаику. Складывая ее элементы по-своему, он создает нечто новое и необычное.

Что делать: поощряйте творческие способности вашего маленького интроверта. Покупайте ему краски, карандаши, пластилин и не бойтесь грязи. Пусть у вашего ребенка будут музыкальные инструменты – не бойтесь шума. Пусть ребенок фантазирует – не критикуйте его. Предложите ему описать его самые сильные творческие переживания. Пробуйте увлечь его танцами, пением, игрой на музыкальном инструменте или в любительском театре. Водите в музеи, на концерты, спектакли, на блошиные рынки – пусть он наблюдает как можно больше способов творческого самовыражения.

6. Интроверты обладают высоким эмоциональным интеллектом

Они хорошо разбираются в своих чувствах. Но родители не всегда это понимают, так как эмоциональные реакции у таких детей запаздывают. Когда происходит какое-то событие, ребенок-интроверт внешне кажется спокойным, холодным и даже нерешительным. На самом деле он берет паузу, чтобы разобраться с мыслями и чувствами, понять суть события, обдумать и выработать нужную реакцию с учетом возможных последствий.

У интровертов рано вырабатывается способность формулировать нравственные суждения, они могут быть не по годам мудрыми. Понимая свои чувства, они обычно способны и к сопереживанию.

Что делать: по достоинству оценивайте их развитые чувства. Помните, что участки мозга, ответственные за эмоции, формируются в последнюю очередь, – навыки общения оттачиваются и шлифуются годами. Если он спрашивает о ваших чувствах, отвечайте честно, чтобы не исказить его восприятие. Если он добр и щедр к другим, похвалите его, пусть он поймет, что сочувствие и сострадание – хорошая черта.

7. Интроверты – прирожденные собеседники

Да, неразговорчивый в школе и на детских праздниках ребенок может оказаться мастером содержательной беседы. Интроверты – прирожденные слушатели. Они надежны и прямодушны, им можно полностью довериться. Они задают важные вопросы, не перебивают собеседника, делают проницательные замечания, помнят сказанное другим и с полуслова понимают намеки.

Что делать: хвалите их способность слушать, задавать вопросы и поддерживать разговор. Подчеркивайте разницу между пустой болтовней и честным, откровенным разговором – основой настоящей дружбы. Помогите маленькому интроверту найти друзей, способных обсуждать вместе с ним важные темы.

8. Интровертам не скучно наедине с собой

Они любят и ценят уединение. Им не нужны активные действия для того, чтобы чувствовать себя занятыми. Дети-интроверты обладают удивительной способностью к концентрации внимания и иногда просто отключаются от внешнего мира, погружаясь с головой в какое-то дело.

Что делать: пусть ваш маленький интроверт узнает, что умение не скучать наедине с собой – неоценимый дар. Такой человек по-настоящему свободен, он не зависит от других. Это фундамент многих профессий, в которых могут быть успешны интроверты. Научите ребенка оценивать и распределять свободное время. Если он хочет побыть в одиночестве, когда вокруг царит веселье, успокойте его и скажите, что с друзьями он сможет увидеться в другой раз.

9. Интроверты отличаются скромностью

Многие дети сегодня вовлекаются в «вульгарную конкуренцию» – в спорте, во всевозможных телешоу, конкурсах красоты. Виной тому родительское тщеславие, влияние телевидения и шоу-бизнеса. Дети-интроверты не участвуют в борьбе амбиций. Их не привлекает мирская слава и свет софитов. Они предпочитают роли зрителей, а не актеров. От чрезмерного интереса к их персоне они могут испытывать даже физическое недомогание. Хотя в подходящей обстановке и при соответствующем настроении они рады чужому вниманию.

Что делать: уважайте нежелание маленького интроверта быть в центре внимания. Можно напоминать ему, что нет ничего зазорного в нежелании выставлять себя напоказ. Но следует помнить, что и такие дети любят, когда воздают должное их достижениям, особенно когда они сами считают успех заслуженным. Но, как это ни парадоксально, скромность положительно влияет на их уверенность в себе.

10. Интроверты склонны к здоровым привычкам

Экстраверты часто оказываются неспособными сбавить бешеный темп жизни и восстановить силы. Интроверты так быстро не сгорают, потому что предпочитают не спешить. Это одна из причин их долголетия. Такие черты характера интровертов, как надежность, последовательность, упорство, гибкость, честность, отсутствие тщеславия, следование принципу «сначала подумай, потом сделай», помогают им сохранять здоровье.

Что делать: поддерживайте стремление маленького интроверта следовать здоровым привычкам. Дети-интроверты часто рано ложатся спать, и такой сон способствует восстановлению сил. Они охотно следуют правилам здорового питания, если понимают, в чем их смысл. Возможно, им хочется есть чаще, но понемногу, – в этом случае проявите гибкость и пойдите им навстречу.

11. Интроверты умеют дружить

Они верные, заботливые, сострадательные, понимающие. Превосходные слушатели. Это делает их поистине бесценными друзьями. Интроверту не так просто сойтись с другим человеком, но если это происходит, отношения будут прочными и долгими. Они не склонны к конфликтам и соперничеству, разрушающим детскую дружбу. Друзей у них мало, но тем больше они ими дорожат.

Введите e-mail адрес:

Существует важная характеристика личности ребенка, называемая «темпераментом». Темперамент - это предрасположенность человека действовать и реагировать определенным образом, опираясь на индивидуальные особенности, присущие ему с рождения. Экстраверсия и интроверсия при этом являются своего рода «южным и северным полюсами темперамента», как выразился в свое время один из ученых.

Самая известная шкала оценки личности - это «Идентификатор типов Майерс-Бриггс» (опросник MBTI), основанная на «психологических типах» Юнга, описанных им в книге с аналогичным названием.

Юнг предположил, что все мы имеем естественную склонность либо к экстраверсии, либо к интроверсии, комбинируя в себе определенные предпочтения к четырем основным психическим функциям, таким как «мышление», «чувство», «ощущение» и «интуиция». Шкала Майерс-Бриггс определяет эти предпочтения и предлагает шестнадцать различных профилей личности, которые отображают склонность человека к экстраверсии или интроверсии в зависимости от его конкретных предпочтений в пользу мышления или чувств, ощущения (сенсорики) или интуиции, оценки (суждений) или восприятия.

Для родителей знание темперамента своего ребенка может быть очень полезным для понимания того, какие виды деятельности и ситуации могут наилучшим образом раскрыть его природные таланты и предпочтения, а также какие виды ситуаций являются для него трудными, а иногда и истощающими. Вооруженные этой информацией, родители могут лучше понять, почему ребенок действует определенным образом, а также направлять его на достижение успеха . Родителям также полезно понимать особенности своего собственного темперамента и оценивать то, как они гармонируют или диссонируют с темпераментом ребенка. Это станет яснее позже в процессе прочтения данной статьи. Итак, тема обсуждения: склонности к экстраверсии и интроверсии.

Экстраверты

Каждый способен быть одновременно и экстравертом, и интровертом, поскольку во многих случаях способ наших действий продиктован ситуацией, в которой мы находимся, и непосредственно тем, что от нас требуется. Например, если у вас работа, которая требует большого количества встреч и взаимодействия со многими людьми и, возможно, участия в групповых проектах, вы будете использовать экстравертный подход, т. е. такой, какого требует ситуация. Но при этом вы можете иметь конституциональное предпочтение к интроверсии. Дело в том, что у всех нас есть предпочтение одного или другого типа, которое становится очевидным, когда мы рассматриваем способы восстановления собственной энергии или, говоря иначе, способы подзарядки энергией.

Экстраверт черпает энергию или заряжается ею от других людей. Он обожает ситуации, которые предполагают большое количество взаимодействия, деятельности и стимуляции . Таким образом, экстраверты, как правило, довольно компанейские и общительные люди и имеют врожденную способность знакомиться с новыми людьми. Они чувствуют себя комфортно в группе, умеют быстро сближаться с людьми, включая незнакомцев, и получают удовольствие от работы в оживленной деловой среде. И наоборот, они могут чувствовать себя унылыми и опустошенными, если им приходится проводить много времени в одиночестве.

Экстравертов можно охарактеризовать словом «экспрессивный» («выразительный»). Они склонны направлять свою энергию наружу, в действия и речь. Желание взаимодействовать и предпочтение деятельности могут заставлять их совершать поступки, прежде чем подумать о них. Это связано с тем, что они обрабатывают информацию и получают энергию посредством межличностных взаимодействий и перед общением или взаимодействием с кем-либо не прибегают к внутренней обработке информации. Экстраверты воспринимаются доступными и открытыми людьми, на них часто обращают внимание из-за их легкости в общении и явного удовольствия, которое они получают, разговаривая и взаимодействуя с другими. Им нравится находиться в центре общественного внимания, они тяготеют к деятельности, способствующей взаимодействию или происходящей в больших группах.

Интроверты

В отличие от экстравертов, интровертов может утомлять большое количество взаимодействия. Они черпают энергию из своего внутреннего мира мыслей, эмоций и идей. Они более склонны к созерцанию и любят уединенную деятельность, которая позволяет им работать спокойно и наедине с собой. После того как они посещают общественные мероприятия или участвуют в групповых занятиях, им требуется время, чтобы побыть в одиночестве, дабы зарядить себя энергией. Они, как правило, раньше всех уходят с вечеринок и празднеств, тогда как экстраверты остаются до последнего.

Интровертов можно охарактеризовать словом «сдержанные». Они, как правило, держат при себе мысли и идеи, внимательно слушают, что говорят другие люди, и вдумчиво обрабатывают и принимают предлагаемую информацию. У экстраверта, наоборот, есть потребность в самовыражении и он стремится высказать то, что у него на уме вместо того, чтобы слушать. Экстраверт хорошо говорит и плохо слушает, а интроверт много слушает и мало говорит.

Интроверты предпочитают взаимодействие один на один или в небольших группах. Им лучше с людьми, которых они хорошо знают; они получают большое удовольствие от глубоких разговоров, сосредоточенных на идеях, концепциях и размышлениях. Они умеют концентрироваться и наслаждаться содержанием такого взаимодействия в отличие от экстравертов, которые больше наслаждаются энергией общения, а не его содержанием. Интроверты - это закрытые люди, которым требуется время для знакомства.

Дети-экстраверты

Ребенок-экстраверт, как правило, очень энергичен и любит взаимодействовать с родителями. Такие дети любят партнерство, интерактивные игры и часто разыгрывают сценки, они не любят подолгу играть в одиночку в своей комнате. Такие дети практически не умеют занять самих себя и, с позиции стиля обучения, лучше учатся с помощью взаимодействия и разговоров. Подростки-экстраверты любят обучение в группах, так как они учатся, объясняя другим людям то, что знают сами, или слушая, как другие люди объясняют им изучаемый материал. В общем, этим детям нравится взаимодействовать с другими детьми, они заряжаются энергией во время занятий в группе.

Подходящие занятия для ребенка-экстраверта

Детям-экстравертам могут нравиться любые из следующих видов деятельности:

  • Участвовать в пьесах, кукольных спектаклях или в эксцентрических комедийных постановках и, соответственно, переодеваться в костюмы - им нравятся актерская игра и участие в любых театрализованных представлениях.
  • Говорить в микрофон или обращаться к аудитории.
  • Строить что-то.
  • Заниматься рисованием и поделками.
  • Заниматься командными видами спорта.
  • Участвовать в клубах по интересам.
  • Посещать библиотеки, музеи или научные выставки.
  • Ходить на пикники или в походы.
  • Свободно разговаривать на темы личного интереса.
  • Обсуждать идеи и будущие цели с заинтересованными слушателями.
  • Заниматься физической деятельностью, например, прыжками на батуте.

Ситуации, которые подавляют экстраверта

Экстраверты начинают скучать, если проводят слишком много времени в одиночестве. Благодаря своей интерактивной, взаимодействующей природе им необходимо большое количество точек выхода собственной энергии и творческого самовыражения на художественном, физическом или интеллектуальном уровне. Кроме того, они нуждаются в обратной связи с окружающими и предпочитают демонстрировать свои таланты другим людям, а не самостоятельно наслаждаться чувством удовлетворения достигнутым результатом. Поскольку у экстравертов есть сильная потребность выражать свои идеи и взгляды, их очень стесняют критика и большое количество возражений, поступающих в процессе их самовыражения. Им также не нравятся рутина или проекты, длящиеся неопределенный срок. Экстравертам необходима регулярная стимуляция, их опустошают долгосрочные обязательства, которые блокируют их потребность в разнообразии. Это не означает, что они не способны к долгосрочным личным обязательствам во взаимоотношениях или личных целях, но им необходимо находить способы привносить в эти ситуации разнообразие и волнение.

Успокаивающие занятия для экстраверта

Ванна с пеной и большим количеством игрушек, время, чтобы просто пообщаться и высказаться, прогулки и разговоры на природе с любимым человеком или чтение увлекательного рассказа - все это успокаивающие мероприятия для экстраверта. Экстраверту важно наличие партнера или помощника, который посодействует в выполнении утомительной работы и с которым можно обсуждать новые идеи. Иногда для лучшей концентрации экстраверту нужна физическая активность, которая предполагает плавные, размашистые движения тела, например, водная аэробика или йога. Прежде всего экстраверту очень важно иметь возможность преследовать свои собственные цели и интересы, что требует терпения и поддержки родителей.

Дети-интроверты

Ребенку-интроверту могут нравиться некоторые из тех занятий, которые любят экстраверты, но интроверты уделяют больше внимания исследованию самого себя, а не самовыражению. Это особенно заметно при занятиях деятельностью, связанной с актерским, исполнительским искусством.

Интровертам нравится:

  • Вести дневник.
  • Заниматься писательством, включая написание рассказов, прозы и поэзии.
  • Заниматься драматическим искусством.
  • Живопись, графика, скульптура.
  • Искусство и ремесла.
  • Играть в одиночку, особенно в воображаемые игры с куклами, или играть в школу или магазин.
  • Читать.
  • Посещать библиотеки.
  • Строить различные конструкции, собирать паззлы, играть на компьютере.
  • Глубокая реализация или изучение одного предмета или идеи.
  • Проводить долгое время в одиночестве в своей комнате, занимаясь уединенной деятельностью.
  • Проводить время с одним или двумя хорошими друзьями.
  • Играть рядом с другими детьми.

Ситуации, которые подавляют интроверта

Больше всего детям-интровертам надоедают любые ситуации или занятия, которые их перевозбуждают. Они обычно очень чувствительны к шуму, толпам людей и слишком большому количеству мероприятий, происходящих в одно время. Если такие дети долго находятся в обществе, не имея возможности подзарядиться энергией наедине с самими собой, они становятся истощенными, что может проявляться в виде капризности, усталости или физически такими симптомами, как боль в животе, головные боль и тому подобное. Они не любят часто менять один вид деятельности на другой и очень чувствительны к постоянным или резким изменениям. Вообще, интроверты любят свою независимость и бывают недовольны, когда внешние ситуации или посторонние люди мешают удовлетворению этой потребности.

Успокаивающие занятия для интроверта

Интроверты любят проводить много времени в одиночестве, чтобы исследовать идеи, созерцать или полностью погружаться в какое-либо занятие. Они целыми днями могут работать над проектом и расслабляются, если никто и ничто не вмешиваются в их работу. Интровертам нравится проводить время в мечтах и погружаться в чтение книг, рисование или собственные мысли. Им нравится спокойная обстановка, они предпочитают все планировать заранее, чтобы иметь возможность эмоционально подготовиться. Для них не менее важно иметь четко понимаемые ожидания, прежде чем приступать к какой-либо деятельности. Имейте в виду, что интроверты любят сначала обрабатывать всю имеющуюся информацию, а лишь затем действовать, а также работают лучше, когда могут определить и понять взаимосвязь между идеями. Некоторые дети-интроверты демонстрируют желание заниматься уединенной деятельностью или хобби уже в самом раннем возрасте.

О вашем темпераменте

Размышляя о том, к темпераменту какого типа относится ваш ребенок, при прочтении этой статьи вы, несомненно, задумывались о собственном типе темперамента. Это важно не только для того, чтобы помочь вам сформировать и подтвердить то, что вы уже знаете о себе, но и для того, чтобы помочь вам понять различия и сходства, которые существуют между вами и ребенком. Если вы родитель-интроверт, а ваш ребенок экстраверт, вы, скорее всего, часто чувствуете себя истощенным его постоянной потребностью в вашем участии в его занятиях, даже таких простых, как пролистывание новой книги. И наоборот, если вы родитель-экстраверт ребенка-интроверта, вы можете быть озадачены его потребностью в одиночестве в течение длительных периодов времени или его раздражением, когда вы говорите слишком долго или привлекаете его к участию в большом количестве мероприятий вне дома.

Что вы можете узнать из любой из этих ситуаций, так это то, как изменять свою стратегию воспитания, чтобы справляться с определенными моделями поведения ребенка. Вновь обретенное понимание того, как ваш ребенок подпитывается энергией, может помочь вам создать лучшие условия и придумать наиболее полезные занятия для ребенка, а также поможет вам находить время в своем расписании для удовлетворения собственных потребностей.

Родители не должны приписывать все виды поведения и тенденции упрощенным категориям темперамента. Важно держать в голове общую картину, когда речь идет о личностях и подходящих им видах деятельности. В формировании типа поведения вашего ребенка наряду с темпераментом играют роль и другие факторы, такие как возрастное развитие, домашние условия, стрессы и взаимоотношения в семье. Эта статья призвана лишь привлечь внимание родителей к значению, которое может иметь врожденная конституция ребенка, чтобы вы могли использовать эту информацию, чтобы помочь ему в достижении успеха.

Оцените публикацию

Вконтакт

«Тихий, стеснительный, необщительный» - как часто вы говорите или думаете так о своем ребенке? Эти черты считаются в обществе скорее недостатками, кто-то пытается с ними «бороться». Родители опасаются, что дети-интроверты не заведут друзей и всегда будут на вторых ролях. Зря.

На самом деле быть застенчивым - это нормально. В каждом интроверте скрыта могучая сила, хотя ее непросто обнаружить. Сьюзан Кейн - сама интроверт. Несколько лет назад она написала книгу для взрослых «Интроверты: как использовать особенности своего характера» . Книга стала бестселлером, ее перевели на 40 языков. Вдруг оказалось, что вокруг много талантливых и успешных интровертов! Просто они не так громко о себе заявляют.

Главное, чему учит книга, - любви к себе и принятию себя таким, какой ты есть. В жизни это помогает.

Невидимки в школе

Подростки еще пока не знают, что важно быть собой. И поэтому, пытаясь прикрыть свой «недостаток», притворяются более общительными, веселыми - им не хочется быть невидимками. «Все люди должны быть разговорчивыми, шумными, - думают они. - Это круто». Книга покажет, что круто ценить себя.

Интроверт может оставаться таким, какой он есть от природы.


Интроверт в школе

Наблюдательность, умение слышать других и чувствовать их потребности - качества, которые часто встречаются у интровертов, - мощный инструмент при общении с людьми и залог успеха.

Как интроверты меняют мир

Даже тихий школьник может проявить себя, если будет тратить время не на вымученное хождение по вечеринкам в надежде «выйти из своей раковины», а на то, что ему действительно интересно. Посмотрите хотя бы на Стива Джобса и Apple!

Интроверту важно найти дело, которое ему интересно. Когда он приступает к новому занятию, стоит начинать с того, что у него лучше всего получается: заучить роль, погрузиться в проблему, провести анализ. В книге есть советы и упражнения, которые помогут найти любимое дело и определиться с профессией, исходя из ребенка.


Сьюзан Кейн на конференции TED. Ролик с ее участием стал одним из самых популярных в истории. Более 19 миллионов просмотров!

Яркий пример - сама Сьюзан Кейн. Она написала книгу (занятие как раз для интроверта), а теперь уверенно выступает перед огромными аудиториями.

Эта книга написана специально для подростков, но ее полезно прочесть и родителям. Кто, как не вы, способен помочь ребенку использовать сильные стороны? Вот стратегии, которые можно применить прямо сейчас.

  • Поощряйте ребенка на поиск хобби

Жизнь интроверта естественным образом организуется вокруг любимых дел. Сосредоточенность помогает росту мастерства, а с ним приходит - никак не наоборот. Ребята интровертного склада часто находят друзей через общие увлечения.

  • Разберитесь с собой

Многое зависит от вашего типа личности. Родители-интроверты могут чрезмерно драматизировать ситуацию: они боятся, что их болезненный опыт повторится в жизни ребенка.

Поговорите с психотерапевтом, помедитируйте - взрослым интровертам тоже важно справиться со страхами.

Родители-экстраверты могут стать хорошим примером для подражания и научить ребенка легкости в общении. Но им могут быть совершенно непонятны его переживания и опыт. Не навязывайте свои взгляды ребенку, найдите золотую середину.


Иллюстрация из книги

  • Следите за уровнем тревожности ребенка

Детям нужно помогать выходить из зоны комфорта, но избегайте сильного стресса. В сложные моменты просите ребенка оценить уровень тревожности по шкале от 1 до 10. В норме должно быть 4–6 баллов; 7–10 - уже почти приступ паники.

  • Давайте ребенку время на восстановление

Родители не всегда легко принимают стремление детей к одиночеству. Не бойтесь, что ребенок проведет лучшие годы жизни, запершись в комнате. Только уединившись он получает столь необходимую ему передышку.

Время «для себя» наполнит его энергией, нужной для раскрытия потенциала и жизни в удовольствие.

Что еще в книге

Книга начинается с Манифеста, цель которого - принять себя настоящим. В интроверте спрятана суперсила, и книга поможет раскрыть этот талант. А еще расскажет, как стеснительным действовать в разных ситуациях.


Из книги ребенок узнает:

  • как «выжить» в школе и перестать бояться отвечать на уроке;
  • как почувствовать себя комфортно на вечеринках, где много людей;
  • где искать друзей;
  • как побудить других прислушаться к себе;
  • что делать, если нет сил на общение;
  • как добиться успеха в любимом деле;

… десятки стратегий и историй, которые вдохновят и поддержат на пути к самому себе.

Книга «Тайная сила» не поможет подростку стать кем-то другим. Она научит применять те замечательные качества и навыки, которыми он уже обладает. Только так он сможет раскрыться и стать по-настоящему счастливым.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Что может беспокоить взрослого бездетного человека? Тысячи вещей. А родителя? Ну конечно, его ребенок: здоровье, аппетит, сон, успеваемость в учебе и еще масса всего. И в эту массу нередко входит беспокойство по поводу чрезмерной замкнутости ребенка, его нежелании общаться с другими детьми, его повышенный интерес к книгам и машинкам, а не к пряткам и догонялкам.Вы узнаете себя? Ваш ребенок в компании других детей предпочитает наблюдать, а не участвовать? Ваша малышка с удовольствием собирает паззлы дома и не терпит, когда ее прерывают? После школы ваш ребенок раздражителен и требует, что бы его оставили одного? Вам все больше усилий приходится прилагать, что бы подружить ребенка с новыми однокласниками? Спокойно, вполне возможно, что ваш малыш интроверт.

Для многих слово интроверт и интроверсия все еще звучат как медицинские приговоры. Часто на консультациях родители делают большие глаза и спрашивают зловещим шепотом: «И как с этим бороться?» Спрашивали так, как будто интровертный темперамент - это какая то стыдная болезнь, наподобие вшей. Милые родители маленьких интровертов, сейчас я расскажу вам, какое сокровище, на самом деле, живет у вас под боком.

Исторический ликбез

Что бы не быть голословной, но и не впадать в излишнее занудство, я расскажу, как появился этот термин и что же он все-таки значит. Итак, интроверсия - это тип темперамента. То есть то, чем наделен каждый человек с самого своего рождения. Впервые термин был введен Юнгом и доработан впоследствие Айзенком. Но со времен первого определения, это понятие было дополнено, расширено и изучено со всех сторон.

Главная и отличительная особенность интроверта — в источнике энергии. В отличие от общительного и дружелюбного экстраверта, который «питается» энергией толпы, интроверту нужно побыть наедине с собой, что бы восстановить жизненные силы. Толпа высасывает из интровертов энергию настолько же легко, насколько «питает» ею экстравертов.

В мире около 75% людей экстраверты и, соответственно, весь мир поневоле подстроен под их нужды и стандарты. Именно поэтому нам кажется, что стеснительным и замкнутым в себе людям нужно сочувствовать и помогать. Особенно это касается детей. И это — самое главное заблуждение. Вместо того, что бы признать за ребенком право на периодическое одиночество, некоторые родители силком волокут отпрыска в компанию, что бы тот справился с излишней застенчивостью.Отчего вызывают у ребенка еще большее отвращение к людям.

Надо помнить, что шкала экстраверсии-интроверсии похожа на линию. И мы как точки на ней. Совсем, как на математическом графике. С одной стороны экстраверсия, а с другой интроверсия. И одни люди ближе к одному полюсу, а другие - к другому. А есть и те, кто находится ровно посередине - амбиверты, люди обладающие чертами как экстра-, так и интровертов. То есть нельзя сказать, что у интровертов нет экстравертных черт. Есть, но у некоторых очень-очень немного.

Как распознать?

В первую очередь, родители жалуются на излишнюю застенчивость ребенка. Малыш может предпочитать игры наедине или в компании одного-двух закадычных друзей. В более многочисленной группе маленький интроверт зачастую будет наблюдать за играми других детей и может раньше остальных попроситься домой. Но давайте сразу определимся с термином застенчивость. Застенчивость - это излишняя тревожность, страх быть отвергнутым в толпе. Застенчивые дети часто не умеют налаживать социальные контакты, а после провала сильно ругают сами себя и расстраиваются. Интровертные дети же довольно хорошо обладают навыками социальных взаимодействий и с удовольствием участвуют в групповых занятиях. Просто им нужно больше времени, что бы освоиться и начать играть и возможно, они быстрее устают и становятся раздражительными, если им надо общаться со многими людьми одновременно. И если интровертного ребенка постоянно критиковать за это, то и у него может развиться застенчивость. Как, кстати, и у экстраверта.

Интровертные дети уже с самого детства обладают потрясающей способностью «отключаться» в толпе. Вот он только что смотрел и слушал, и даже улыбался, и тут же его, как будто бы и нет. Сидит, уткнувшись в книжку, или катает машинку.

Вот список высказываний из замечательной книги Лейни «Непобедимый интроверт», которые могут помочь многис родителям распознать темперамент ребенка.

Если ваши дети в основе своей интровертны, они, вероятно:

  • наблюдают и слушают, перед тем как присоединиться к какому-то действию;
  • глубоко сосредотачиваются на предмете своего интереса;
  • радуются, когда остаются в одиночестве в своей комнате, заряжаясь через самонаблюдение;
  • говорят только после того, как продумают тему;
  • обладают ярко выраженным чувством личного пространства и не любят, чтобы кто-то сидел слишком близко или входил в их комнату без стука;
  • уединяются в своём личном пространстве, и, чтобы узнать, что они думают и чувствуют, их нужно об этом спросить;
  • им необходимо подтверждение собственной нормальности, они могут иметь иррациональные сомнения в самих себе;
  • много говорят, если предмет их интересует или если им комфортно с людьми

Важно помнить, что среди детей нечасто встретишь так называемые «чистые» типы экстраверсии и интроверсии. А возрастные кризисы могут смешивать карты и еще сильнее путать родителей.


Что делать и как обеспечить маленькому интроверту достаточный уровень комфорта?

Многие интроверты во взрослом возрасте жалуются на непонимание со стороны близких. Они с каким-то особенным чувством вспоминют жуткие моменты, когда их силой выпихивали в центр комнаты и заставляли отвечать на многочисленные вопросы двоюродных тетушек. Некоторые мои друзья откровенничали, что веселые и шумные родители даже немного стеснялись их, тихих и необщительных детей.

Поэтому так важно знать о темпераменте ребенка и обеспечить ему в семье обстановку, в которой бы он не терял, а восстанавливал свою жизненную энергию.

Интровертные дети критически нуждаются во времени для себя. Они как бы создают вокруг себя пузырь, доступ в который весьма и весьма ограничен. И этот пузырь помогает им мысленно перезагрузиться и начать новую деятельность с новыми силами.

Жизнь у наших современных детей до краев наполненна социальными событиями. Мир, в котором ценности определяют экстраверты, диктует необходимость обладания навыком общения. И интровертным деткам не так то просто отстоять свое право на одиночество.

Верный признак, что такому ребенку нужно побыть одному, - это изменение настроения в худшую сторону.

Дети сами могут не подозревать об особенностях своего темперамента. И тем более заглянуть настолько глубоко в самих себя, чтобы оценить момент, когда уже довольно. Для этого им нужны взрослые. Очень чуткие взрослые. Вы, папы и мамы, как никто другой зная своего ребенка, можете подсказать ему и научить его, как и когда делать перерыв от шумного общества. Вы можете указать ему, когда он начинает злиться или отключаться, что нужно делать. Например, маленьким интровертам можно предложить почитать книгу в тихом месте. Или прихватить с собой плеер с его любимыми мелодиями и, в периоды особого напряжния, просто надеть на него наушники и нажать на кнопку «плей».

При этом интровертный ребенок, и в целом интровертная личность, может очень даже стремиться в общество. И ребенок может запротестовать, когда вы предлагаете ему чуть-чуть отдохнуть. Тут стоит мягко, по-доброму увести ребенка, постоянно повторяя, что это только на пять минут и потом он сможет вернуться обратно в игру.

Возвращение в игру, как, кстати, и начало игрового процесса, не самый простой момент для малыша интроверта. Он может долго переминаться с ноги на ногу, не решаясь подойти и заговорить, взвешивать все «за» и «против», мысленно репетировать первую фразу. И тут вы снова должны ему напомнить, что для начала он может просто постоять и понаблюдать. И никто не торопит его поскорее присоединиться к группе детей. Ваша поддержка, а самое главное, принятие его медлительности в этом вопросе, может быть ключевым моментом в ваших отношениях.


Пространство - очень важное понятие для всех интровертов. И для маленьких интровертов в том числе. И это пространство должно быть у малыша в полной мере. И физическое и ментальное. Если вы экстравертная личность, то вы удивитесь, узнав, что ваш малыш терпеть не может таких вещей, как несанкционированное прикосновение. Да-да! Думал, он морщится от восторга, когда ваша дружелюбная подруга расцеловывает его в обе щеки? А еще все эти игры с толканием, пиханием и борьбой, которые так популярны у мальчишек. Они могут приносить малышу почти физические страдания. Даже простой момент, когда сосед вашего ребенка в классе сидит, задевая его ногой, может быть очень неприятен и стать причиной для конфликта. Важно, очень важно, слышать ребенка, когда тот жалуется на подобные вещи.

Ментальное пространство выражается в том, что вашему чаду нужно время, чтобы обдумывать мысли. И дело не в том, что он тугодум. Просто мыслительные процессы у интровертов протекают несколько иначе, чем у экстравертов, которые готовы мгновенно выпалить первое, что приходит им на ум. Ребенок интроверт довольно часто задумывается и, если его подгонять с ответом, то это создаст значительное напряжение, которое может вылиться во вспышку гнева.

Читая все это, может показаться, что интроверты - сплошное наказание или хрупкая ваза, которую нужно постоянно оберегать. Но это не так.

Ваше сокровище

Ребенок интроверт полон удивительных качеств и достоинств.

  1. Он, остро нуждаясь в пространстве, ценит его как никто другой. И никогда не напрыгнет на вас, когда вы очень устали и просто не способны к физическому контакту.
  2. Ребенок интроверт - это вдумчивый собеседник и прекрасный слушатель. Вы можете быть уверены, что все ваши рассказы о том, как делают стекло, будут услышаны. И по окончанию рассказа, вам будут заданы умнейшие вопросы, ответы на которые вы и сами не прочь бы знать.
  3. Ребенок интроверт, вследствие своей способности глубоко погружаться в суть вопроса, может быть очень успешным в точных науках. Да в принципе в любых науках, в которых экстраверту не хватит терпения.
  4. Дети интроверты последовательны и любят планы. Это чудесно в нашей хаотичной жизни!
  5. Ребенка интроверта очень редко нужно развлекать. Он не будет часами ходить вокруг вас, гнусным голосом твердя, что ему скучно.
  6. У интровертов отличная долгосрочная память, поэтому они действительно помнят, в каком ящике комода у бабушки лежат иголки. Хоть вы и были у бабушки полгода назад.
  7. И еще: тип темперамента сам по себе никак не связан с будущей успешностью ребенка. Видали мы как очень успешных, социальных интровертов, так и совершенно не приспособленных к жизни экстравертов.

Мы, родители, больше всего хотим, чтобы наши дети были счастливыми. И знаете что? Мы в силах это сделать. Чуток наблюдательности, немного информационной поддержки, и любой, кто воспитывает маленького интроверта, будет с гордостью рассказывать о своем сыне или дочке удивительные вещи. И мир станет лучше, когда каждый ребенок будет расти с ощущением своей целостности, гармонии с самим собой, и конечно же, с бесконечной любовью и принятием со стороны папы и мамы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!