Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

4 этапа жизни человека. Да Лав-Ананда: Семь стадий жизни! (для любителей все классифицировать)

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

05 Янв

Каждая человеческая жизнь уникальна и, вместе с тем, существуют некие универсальные этапы, ступени и кризисы, проживание которых неизбежно для каждого человека. Одним из базовых психологических знаний является понимание психосоциальных стадий развития личности. Наиболее признанной теорией о «возрастах человеческой жизни» стала концепция американского психолога Эрика Эрикосона.

Итак восемь стадий развития человека по Эриксону:

1. Младенчество: доверие / недоверие. Первая психосоциальная стадия - от рождения до конца первого года. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы - способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (скажем, возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.

Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов - взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) - это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие».

2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение . Этот период продолжается от одного до трех лет. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я - то, что я могу».

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

3. Возраст игры: инициативность / вина. В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я - то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

4. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность. Четвертый психосоциальный период проходит в возрасте от 6 до 12 лет. Это выход ребенка за пределы семьи и начало систематического обучения, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).

Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: «Я - то, чему я научился».

Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал - совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

5. Юность: эго – идентичность / ролевое смешение. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность - это возраст окончательного установления до минирующей позитивной Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 - 13 лет до примерно 19-20 в современном западном обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго- идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.

Ритуализация становится импровизационной. Кроме того, в ней вычленяется идеологический аспект. Согласно Эриксону, идеология - это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контркультуры (революционные лидеры, «бритоголовые», делинквентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

6. Молодость: достижение близости / изоляция. Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом - поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.

Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность / изоляция», - это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире - как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7. Зрелость: продуктивность / инертность. Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема - выбор между продуктивностью и инертностъю. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае - чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии - забота.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы - их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление - «кризис старшего возраста» - выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

8. Старость: целостность эго / отчаяние. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго: «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи - только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция (целостность)».

Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти».

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что Жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

В книге «Жизненная вовлеченность в старости» (1986), написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства эго-интеграции. Книга основана на изучении историй многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.

Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной психологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных понятий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую известность, дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям (например, работам Д. Марсиа по изучению предпосылок и последствий формирования идентичности у подростков), нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального консультирования, в сфере образования и социальной работы.

Часть из книги Эрика Эриксона “Детство и Общество”, посвященную этапам человеческой жизни можно прочитать

Категории: / / от 05.01.2011

Чтобы почувствовать полноту жизни, чтобы можно было сказать себе, что вы не зря ее прожили, нужно пройти четыре этапа становления. Узнать себя, свои желания, накопить опыт и знания, передать их другим. Не всем это удается. Но если вы окажетесь в числе тех, кто с успехом прошел все эти ступени, можете считать себя счастливым человеком.

Что же это за стадии?

Первая стадия: Подражание

Мы появляемся на свет беспомощными. Не можем ходить, говорить, прокормить себя, ухаживать за собой.

На этой стадии у нас есть преимущество: мы учимся как никогда быстро. Мы запрограммированы учиться, наблюдая и передразнивая других. Сначала мы учимся ходить и говорить, затем развиваем социальные навыки, наблюдая и копируя поведение сверстников. Наконец, мы учимся приспосабливаться к обществу, соблюдая правила и нормы и стараясь выбирать тот образ жизни, который считается приемлемым для нашего круга.

Смысл Первой стадии − научиться функционировать в обществе. Родители, воспитатели и другие взрослые помогают нам достичь этого, прививая способность думать и принимать решения. Но некоторые взрослые так и не научились этому сами. Поэтому они наказывают нас за желание иметь свое мнение, не верят в нас. Если рядом такие люди, мы не развиваемся. Мы застреваем на Первой стадии, имитируя окружающих, пытаясь угодить всем, чтобы нас не судили.

При хорошем раскладе Первая стадия длится до позднего подросткового возраста и заканчивается при вступлении во взрослую жизнь − примерно в 20 с небольшим. Есть и те, кто пробуждается в один прекрасный день в возрасте 45 лет с осознанием того, что никогда не жил для себя.

Пройти Первый этап − значит усвоить стандарты и ожидания окружающих, но уметь действовать вопреки им, когда чувствуем, что это необходимо.

Вторая стадия: Самопознание

На этой стадии мы учимся понимать, что отличает нас от других. Второй этап требует принимать решения самим, испытывать себя, понимать себя и то, что делает нас уникальными. Он включает в себя много проб, ошибок, экспериментов. Мы пробуем жить в новом месте, проводить время с новыми людьми, тестировать свое тело и его ощущения.
Во время своей Второй стадии я отправился в путешествие и посетил 50 стран. Мой брат ударился в политику. Каждый из нас проходит этот этап по-своему.

Второй этап продолжается до тех пор, пока мы не начнем наталкиваться на наши собственные ограничения. Да, ограничения есть − что бы вам ни говорили Дипак Чопра и другие психологические «гуру». Но на самом деле открытие ваших собственных ограничений – это здорово.

Как бы вы ни старались, что-то все равно будет получаться плохо. И вам нужно знать, что это. Например, я генетически не склонен к тому, чтобы стать великим спортсменом. Я потратил много сил и нервов, чтобы понять это. Но как только осознание пришло ко мне, я успокоился. Эта дверь закрыта, так стоит ли в нее ломиться?

Некоторые занятия нам просто не подходят. Но есть и другие, которые нам нравятся, но потом мы теряем к ним интерес. Например, жить как перекати-поле. Менять сексуальных партнеров (и делать это часто), зависать в баре каждую пятницу, и много чего еще.

Ограничения важны, потому что приводят к пониманию, что наше время не бесконечно и мы должны тратить его на что-то важное

Ограничения важны, потому что приводят нас к пониманию, что наше время не бесконечно и мы должны тратить его на что-то важное. Если вы способны на что-то, это не значит, что вы должны это делать. Если вам нравятся определенные люди, не означает, что вы должны быть с ними. Если вы видите много возможностей, это не значит, что вы должны использовать их все.

Есть многообещающие актеры, которые в 38 лет работают официантами и ждут по два года, когда их пригласят на прослушивание. Есть стартаперы, которые за 15 лет так и не смогли создать чего-то стоящего и живут с родителями. Есть люди, которые не могут завязать долгосрочные отношения, потому что их гложет чувство, что завтра они встретят кого-то получше. В какой-то момент мы должны признать: жизнь коротка, не все наши мечты могут сбыться, поэтому мы должны тщательно выбирать, во что стоит по-настоящему вложиться, и довериться своему выбору.

Люди, застрявшие на Второй стадии, проводят большую часть времени, убеждая себя в обратном. «Мои возможности безграничны. Я могу все преодолеть. Моя жизнь − непрерывный рост и развитие». Но всем очевидно, что они просто топчутся на месте. Это вечные подростки, всегда ищущие себя, но не находящие ничего.

Третья стадия: Обязательство

Итак, вы нащупали свои границы и «стоп-зоны» (например, легкую атлетику или кулинарное искусство) и поняли, что некоторые занятия уже не приносят удовлетворения (вечеринки до утра, автостоп, видеоигры). Вы остаетесь с тем, что действительно важно для вас и у вас неплохо получается. Теперь пришло время занять свое место в мире.

Третий этап − время консолидации и прощания со всем, что не стоит ваших сил: с друзьями, которые отвлекают и тянут назад, увлечениями, которые отнимают время, со старыми мечтами, которые уже не сбудутся (по крайней мере, в ближайшее время и так, как мы ожидаем).

Что теперь? Вы вкладываетесь в то, в чем можете добиться наибольших результатов, в отношения, которые вам по-настоящему важны, в одну главную миссию в вашей жизни − победить энергетический кризис, стать великим дизайнером игр или воспитать двух сорванцов.

Третий этап − время максимального раскрытия вашего потенциала. Это то, за что вас будут любить, уважать и вспоминать

Третий этап − время максимального раскрытия вашего потенциала. Это то, за что вас будут любить, уважать и вспоминать. Что вы оставите после себя? Независимо от того, будет ли это прорывное исследование, новый технологический продукт или любящая семья, пройти Третий этап − значит оставить после себя мир немного иным, чем он был до вашего появления в нем.

Он заканчивается, когда возникает сочетание двух вещей: вы чувствуете, что сделали достаточно и вам вряд ли удастся переплюнуть свои достижения, и вы постарели, устали и стали замечать, что вам больше всего хочется сидеть на террасе, потягивая мартини и решая кроссворды.

Те, кто зацикливается на Третьем этапе, обычно не могут отпустить свои амбиции и отказаться от постоянного стремления к большему. Это приводит к тому, что и в свои 70 или 80 лет они не смогут насладиться покоем, оставаясь возбужденными и неудовлетворенными.

Четвертая стадия. Наследие

Люди оказываются на этой стадии, потратив около полувека на то, что было самым значимым и важным. Они хорошо работали. Они заработали все, что у них есть. Возможно, создали семью, благотворительный фонд, произвели революцию в своей сфере. Теперь они достигли возраста, когда силы и обстоятельства больше не позволяют взбираться выше.

Цель жизни на Четвертой стадии состоит не столько в стремлении к новому, сколько в том, чтобы гарантировать сохранение достижений и передачу знаний.
Это может быть поддержка семьи, советы молодым коллегам или детям. Передача проектов и полномочий ученикам или доверенным лицам. Это может означать усиление политической и общественной активности − если у вас есть влияние, которое вы можете употребить для блага общества.

Четвертый этап важен с психологической точки зрения, потому что делает постоянно растущее осознание собственной смертности более терпимым. У каждого есть потребность в том, чтобы чувствовать, что наша жизнь что-то значит. Смысл жизни, который мы постоянно ищем, − наша единственная психологическая защита от непостижимости жизни и неизбежности собственной смерти.

Потерять этот смысл или проворонить его, пока была возможность, − значит посмотреть в лицо забвению и позволить ему поглотить нас.

О чем это все?

Каждый этап жизни имеет свои особенности. Мы не всегда можем контролировать то, что происходит с нами, но можем тем не менее жить осознанно. Сознательность, понимание своего положения на жизненном пути − хорошая прививка от неудачных решений и бездействия.

На Первой стадии мы полностью зависим от действий и одобрения других людей. Люди непредсказуемы и ненадежны, поэтому самое важное − как можно раньше понять, чего стоят слова, люди, которые нас окружают, и в чем наши сильные стороны. Этому мы можем научить и своих детей.

На Второй стадии мы учимся полагаться на себя, но все еще зависим от внешнего поощрения − нам нужны награды, деньги, победы, завоевания. Это то, чем мы можем управлять, но в долгосрочной перспективе слава и успех тоже непредсказуемы.

Смысл жизни, который мы постоянно ищем, − единственная психологическая защита от непостижимости жизни и неизбежности собственной смерти

На Третьей стадии мы учимся опираться на проверенные отношения и пути, которые оказались надежными и перспективными на Второй стадии. И, наконец, Четвертая стадия требует, чтобы мы могли упрочить положение и удержать завоеванное.

На каждом последующем этапе счастье становится более подвластным нам (если мы все сделали правильно), основанным на наших внутренних ценностях и принципах и в меньшей степени − на внешних факторах. Если вы определили, на какой стадии находитесь, вы поймете, на чем стоит сконцентрироваться, во что вложить ресурсы и куда направить шаги. Моя схема не универсальна, но она работает для меня. Работает ли для вас – решайте сами.

Об авторе

Марк Мэнсон (Mark Manson) – блогер и предприниматель, известный провокационными постами о карьере, успехе и смысле жизни. Его сайт.

Наверное, вы не раз задумывались о том, почему, живя в одном и том же городе, стране и/или мире, мы живем как-то ну совсем по-разному. Как обитатели одного и того же дома, но весьма даже высотного.

Отчего живущие внизу нюхают помойки, а обитающие в пентхаусе наслаждаются пейзажами и свежим воздухом… Так вот, если, отбросив привычное «потому что воры!» или, что интереснее, копнуть в том числе и в этом направлении (почему одни смогли, а другие нет?), получится, что при прочих равных (т.е. исключив несправедливость, связанную с клановой принадлежностью и прочей круговой порукой), те, кто преуспел, отличаются какой-то ну очень повышенной живучестью, и, точнее, выживаемостью (чуть позднее вы поймете, почему я использовал именно это слово). Что в интегральном нейропрограммировании получило свое выражение в концепции витальности: некоторой обобщенной способности к жизнедеятельности как таковой (во всех порой ну очень сомнительных прелестях сопровождающих ее условий и обстоятельств).

Используемая нами (в основном для иллюстрации) формула этой самой витальности проста, но, простите, мудра

V – собственно витальность некой системы I – информация, ею используемая E – энергия, которую тратит эта система на свое содержание .

Потому что любому, пусть даже и совсем неискушенному читателю ясно, что, например, витальность на дороге (обычной, а не жизненной) у опытного водителя куда выше, чем у «чайника». Ибо первый «ведет» ПЯТЬ машин: свою, две сбоку и еще по одной спереди и сзади. Тогда как второй только ОДНУ: собственную, да еще и с большим трудом. Это – пример для I (информации), где, естественно, работает принцип «чем больше ты ее осознаешь (не просто знаешь, а именно осознаешь), тем лучше для тебя, причем в любой ситуации» (кстати, осознание это должно быть бессознательным, а то сработает «эффект сороконожки», каковая, если вы помните, после попытки сознательно ответить на вопрос «Какой ногой ты ходишь первой?» просто разучилась ходить…).

Теперь о Е , или энергии. Здесь можно просто продолжить «дорожный» пример. Потому что даже «ежу понятно» (интересно, а почему именно ему – ведь в символодраме, например, это символ мужчины, о которого женщина «укололась», да еще и всерьез…), что при прочих равных (в данном случае – объема бензобака) более экономичная машина, управляемая к тому же умеющим ездить в экономном режиме водителем, будет более витальна, чем какая-то другая: неэкономичная и в руках неэкономного. Ибо сможет уехать куда как дальше (на некоторых последних моделях автомобилей подобное превратилось почти в компьютерную игру, которую можно назвать «Добавь себе километры»). Да и сохранится в лучшем виде куда как подольше…

Соответственно, у каждого из нас есть как бы две стратегии увеличения витальности. Повышения количества и качества используемой информации. И понижения суммарных энергозатрат на поддержание себя в необходимой форме. Первую обычно выбирают люди К (т.е. идущие к чему-то хорошему). А вторую – люди ОТ (т.е. уходящие от чего-то плохого)… Однако странно-односторонний выбор «витальности для» работы либо с информацией, либо с энергией (и К и От) определяется не только психологическими причинами, но и уровнем вашей экзистенции.

Поясню этот свой тезис. В принципе, задолго до меня психологи различных стран, народностей и направлений отмечали, что у человека есть как бы два варианта прожития собственной жизни. Которые несколько условно можно было бы назвать так: социализационный и самоактулизационный (в первом вы служите в основном обществу, а во втором – более уже себе). Причем варианты эти обычно даже противопоставлялись друг другу как совершенно несовместимые! Так, известнейший психоаналитик Ж. Лакан сформулировал сие в виде дилеммы «Кошелек или жизнь?» И подробно разъяснил, что ежели вы выбираете кошелек – благо, даруемое обществом (которому нужно служить и перед которым – выслуживаться), даже не надейтесь на этакую свободную и радостную жизнь (концлагерь есть концлагерь: пусть даже он зовется по-иному…). Потому как если вы все-таки выберете эту самую свободную и радостную жизнь, про «кошелек» можете просто даже забыть – причем напрочь. Так что служа кошельку якобы ради жизни (и даже став олигархом), вы все равно останетесь рабом своих денег, которые продолжите (зачем?) все так же истово и неистово получать и зарабатывать. Ценою своей не очень-то удавшейся в плане подлинного счастья и истинного самовыражения жизни…

Так вот, получилось так, что в интегральном нейропрограммировании я просто поставил все это не вместе, а как бы одно за другим. То есть предположил, что только некая условно первая половина жизнедеятельности человека должна быть посвящена «социальному служению» в режиме этакого непрерывного выживания (по обобщенным данным где-то до 42 лет…). Потому что вторая ее половина задумывалась Высшими силами именно как самоактуализация – но не просто, а как бы в режиме «жизни как таковой» – упоительной и сладкой.

Но об этом, похоже, просто не желают сообщать. И, возможно, потому, что человек, покончивший с «социальными иллюзиями», и начавший всерьез задумываться о смыслах своей экзистенции (т.е. не только немного тупо делать, но уже и серьезно думать: «осмысливать бытие»), как-то незаметно даже для самого себя, вступает в некую конфронтацию с обществом. Нет, он далеко не всегда пополняет ряды всяких там «бунтарей» (я к любым «революционерам» отношусь крайне скептически), но от социума точно отходит. Становясь этаким аутсайдером (по определению – стоящим в стороне, а вовсе не отстающим, как это принято у нас считать). Потому что хорошо понимает, что предложенная нынешним обществом модель успеха в виде денег, материального благополучия, статуса, власти и чувственных удовольствий, просто убога (в самом худшем смысле этого слова). И, более того, либо сама собой прекращается и самоуничтожается по достижении достаточного уровня всего вышеописанного («истинно счастливым является тот человек, который осознает, что все, что у него есть, это и есть все, что ему надо» - примерно так говаривал великий наш Л. Толстой), либо превращается в манию (и зависимость), которую, увы, никто не лечит (точнее, мы лечим – но ведь не хотят…). А столь желанные на первой стадии жизни ЦЕЛИ (пресловутые здоровье, взаимоотношения, любовь, секс, работа и материальные блага) оказываются всего-навсего СРЕДСТВАМИ. Для счастливой, радостной и, главное, полной вновь открытых смыслов экзистенции…

Ну так вот, «социальная» половина жизни как раз и связана с, увы, повышением собственной витальности за счет только лишь совершенствования своих программ и/или «экономии» энергии (тот же дауншифтинг). Тогда как «экзистенциальная» ее часть – с квантовыми скачками информированности посредством обновления карт.

Причем здесь программы и карты? А что – не ясно? Ведь витальность можно «сформулировать» и по-другому.

V = (всеобъемлимость карт реальности) х (уровень программ, их реализующих)

и тогда вполне понятной станет и будет давешняя моя мысль о том, что благополучие суть производное от, во-первых, счастливости, а, во-вторых, эффективности.

Благополучие = (счастливость) х (эффективность)

А значит, как-то так и получается, что первую половину жизни мы, как зачарованные странники (или все-таки «землепроходимцы»?), посвящаем эффективности и обусловливающим ее программам. Добиваясь приемлемой витальности за счет все-таки ухода от излишних трудозатрат. И на том часть и заканчиваем, даже не пытаясь дожить до счастливости. Каковая задается уже другим: некой позитивной истинностью наших карт реальности: себя, других, Мира и Бога. Связь здесь проста и недвусмысленна: если, продолжая аналогию с той же дорогой, вы имеете прекрасный автомобиль и хорошие навыки вождения (программы), но притом считаете себя невезучим, других «козлами» и «обезьянами с гранатой», мир (в данном случае улицы) – весьма опасным местом, а Бога (покровителя водителей) чудаком на букву «М», далеко вы не уедете. Потому что уж качество ваших карт не позволит вам их качественно же изменить, да и просто использовать. Так что дело тут не только в количестве, но и в качестве. Что прошу вас учесть. В том числе – и в аспекте количественности первой половины жизни и качественности – второй… Где воистину просто обязан произойти этакий переход количества в качество. Но из-за низкого качества накопленного количества вовсе даже и не происходит…

Почему? Да потому, что в этой жизни нельзя оставаться неизменным, даже обретя все блага мира. Ибо в этом случае вы все равно сделали только два шага к блаженству. И не дошли до оного, потому что шагов этих четыре. Каковые в сути своей есть стадии человеческой жизни, которые нам нужно пройти и завершить, дабы больше не возвращаться на данный план (плоскость) реальности…

Здесь мне поневоле придется перейти на этакую скороговорку, потому что концепция стадий жизни человека (они же уровни его развития) столь глобальная и всеобъемлюща, что я посвятил ей целую книгу («Как жить, чтобы жить»), но уже сейчас вижу, что книгу эту можно (и нужно!) дописывать и переписывать. Ибо новый материал так и «прет» - буквально из всех «щелей» человеческой жизнедеятельности…

Итак, в основе концепции стадий жизни (они же, напоминаю, уровня развития) лежит идея о том, что лучше всего их можно представить в виде некоторых четырех, последовательно сменяющих друг друга (если – сменяющих…). Почему? Да потому, что так называемая четвертица (или квартерность) – понятие, которое ввел К. Юнг, - куда лучше описывает любой процесс или явление, чем пресловутая триада (по сути, все современные науки охотно признают именно троичность как основу иерархии исследуемого феномена, даже не подозревая, что все это идет аж от Святой Троицы). Ибо включает некий четвертый элемент, который завершает или объединяет первые три (по принципу 3+1 равно целостной и равновесной структуре) – кстати, четвертым элементом для триады Бог-отец, Бог-сын и Бог – Святой дух Юнг считал Богоматерь (что, по-моему, вполне логично). Поэтому три стадии жизни, каковые традиционно используют в современной психологии (досоциальная, социальная и постсоциальная) были мною дополнены так называемой стадией надсоциальной (а там, где третьей была надсоциальная, я дополнил иерархию стадией постсоциальной…).

У каждой из этих стадий наличествует одна, так сказать, Главная Задача – весьма отличающаяся на каждой из них. На досоциальной стадии вам надлежит осуществить адаптацию к жизнедеятельности. На социальной – социализироваться до устраивающего вас (а не некоего усредненного) уровня, приобретя желаемый набор жизненных благ. Традиционно считается, что успешное прохождение данных стадий и есть практическая реализация лозунга «Жизнь удалась!». Но это глупости, потому что пока – даже будучи хорошо социализированным – вы просто все еще выживали. Жизнь как таковая – во всей ее красоте и блеске, радости и счастье, вдохновении и смыслах – начинается у нас, людей, только на постсоциальной стадии/уровне (неслучайно небезызвестный почтальон Печкин утверждал, что он, дескать, только жить начинает, потому что на пенсию вышел). Ибо только здесь происходит то, что можно назвать экзистенциализацией: превращение жизни из обыденной «тягомотины» во вдохновляющий и неизбывно удовлетворяющий вас процесс. А заодно, ибо только здесь вы и творите так же легко, как дышите – в факт Вселенского масштаба.

Написал «неизбывно удовлетворяющий вас процесс», я, пожалуй, сгоряча. Потому что это не так. Рано или поздно на самой что ни есть счастливой стадии осуществления экзистенции возникает… Нет, не совсем пресыщенность и усталость, а, скорее, четкое понимание того, что настало время идти дальше. На четвертую стадию, которая посвящена уже нашей трансперсонализации: мучительно-прекрасному узнаванию и освоению того, что ждет нас Там, на Другой Стороне Бытия. В следующей нашей жизни, которая обязательно будет (пока – достаточно об этом…).

Дальше – заметно проще. Стадия адаптации суть, увы, несколько гниловатое царство самоутверждения . Социализация предстает уже областью самовыражения . Экзистенциализация сопровождается спонтанным самоосуществлением . А трансперсональная – единственно только! – дарит возможности самораспространения : выходы за пределы себя и своей реальности…

С точки зрения типологии Юнга (сенсорный, логичный, чувственный и интуитивный типы) на первой стадии жизнедеятельности мы должны ощутить эту нашу жизнь. На второй – ее осмыслить. На третьей – эмоционально-чувственно принять. А на четвертой – интуитивно осознать, дабы потом идти дальше…

В связи (или просто так) с этим, в индусской концепции целей и содержания жизни первую ее стадию в нашей трактовке можно связать с Камой (чувственными удовольствиями). Вторую – с Артхой (обеспечением себе на жизнь). Третью – с Дхармой (нахождением смысла жизни). И четвертую – с Мокшей (обретением космического сознания).

Своеобразными «регуляторами» нашего поведения и деятельности на разных стадиях жизни выступают также совершенно разные вещи. Суетные эмоции и желания – на первой. Уже более «близкие к истине» потребности и мотивы – на второй. Подлинные ценности и верования – на третьей. И истинный Смысл жизни (и входящие в него «подсмыслы») – на четвертом.

Как результат (или просто – очередная закономерность) на досоциальной стадии мы внешне мотивируемся статусом. На социальной – деньгами и матблагами. На постсоциальной нам становятся интересными уже не эти «мелочи», а человеческие взаимоотношения. А на надсоциальной – уникальность всего и вся, а также всевластие открывающихся возможностей.

Что может быть представлено и более научно: с точки зрения трех моцивационных факторов Д. Маккиланда, дополненной четвертым, их объединяющим

Если же подходить с точки зрения регуляторов уже, так сказать, морального толка, то они тоже – колоссально и кардинально! – различны для разных стадий. На первой «работает» только примитивная эгоистическая «совесть» , которая контролирует ваше пребывание в некой группе (бандитов, чиновников и т.п.), перед которыми нам как раз и совестно, что мы, будучи ими, в чем-то не такие как они (но только потому, что это, так сказать, чревато…): машина похуже, денег пожиже и т.п. На второй –конвенциальная мораль из серии «Ты мне – я тебе». На третьей – подлинная нравственность , предполагающая равенство другого тебе и вашу обоюдную ответственность за это равенство. На четвертом – истинная духовность , опирающаяся на нашу личную ответственность перед Создателем и благодарность ему за все («благодарю тебя за то, что я есть то, что я есть…»).

И это опять-таки не случайно. Ибо только на первых двух стадиях вашего существования главными рабочими «инстанциями» (кстати – действующими на бессознательном уровне) является Тело и Ум, в общем-то, «включающиеся» почти у всех и каждого. На третьей и четвертой в вас должны проснуться имманентно присущие каждому из нас, но вовсе не у каждого «просыпающиеся» Душа и Дух, без раскрытия и познания которых мы никогда не завершим ЭТОТ жизненный цикл. Но Душа буквально требует нравственности, а Дух – духовности…

Пожалуй, хватит. Потому что, если не остановиться, я вывалю на вас еще сотню-другую подобных вышеприведенных таблиц, описывающих человеческую жизнь в самых различных ее проявлениях и ипостасях. Так что напоследок ограничусь только тем, что весьма даже жизненно (т.е. имеет отношение к вашей жизни), а не, скажем так, эзотерично…

С точки зрения, так сказать, стиля жизни первая стадия жизнедеятельности обычно протекает в режиме этакого аскетичного самоограничения (проматывание всего и вся на ней трудно признать экологичным). Каковой на второй стадии сменится сознательной деятельностью и этаким «необходимым самосовершенствованием». На третьей стадии все как по волшебству изменится: вы как-то вдруг входите в состояние приятнейшего гедонизма с активным или нет, но пользованием мира. А на четвертой, подустав от суеты, занимаетесь созерцанием и познанием Вселенной, частным случаем которой является наша Земля.

Между прочим, даже в отношении к деньгам у каждого из нас будет наглядно и точно проявляться стадия жизни, которой он достиг (или на которой – застрял)… На первой на финансовые кризисы и вызовы вы будете реагировать минимизацией затрат . На второй – максимизацией доходов . На третьей – опять-таки максимизацией, но уже полезности (как известно из следствия закона Парето 20 % дел приносят 80 % дохода – вот ими вы безошибочно и будете заниматься). А на четвертом вашей стратегией станет минимизация усилий , ибо деньги, действительно необходимые вам, будут буквально приходить сами: да так, что вы даже не будете знать, что с ними делать и куда – деть…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!