Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

13 лет что можно делать.

Многие специалисты считают, что современные дети достигают гораздо раньше, чем прошлые поколения: не в 13–14, а с 11 до 13 лет. Что такое «быть подростком» понятно каждому, ведь любой взрослый человек проходил этот период.

Именно с 11 до 13 лет родители еще могут повлиять на формирование личности, характера и привычек ребенка. О том, как подготовиться к «самому трудному возрасту», рассказывает Я – Родитель.

Развитие ребенка в 11–13 лет

Физическое развитие ребенка

Тело ребенка начинает стремительно меняться. У девочек этот процесс происходит быстрее, у мальчиков – чуть медленнее. Ребенок может очень резко прибавить в росте, масса тела может как увеличиться, так и снизиться. Начинается половое созревание. У одних детей изменения на физиологическом уровне могут начаться раньше, у других – позже. Из-за того, что тело резко поменялось, у ребенка нарушается координация. Подростки бывают немного неуклюжими, потому что пока только привыкают к своему новому облику.

Интеллектуальное развитие

Ребенок в этом возрасте учится аргументировать, доказывать свою точку зрения, у него активнее развивается абстрактное мышление. Тем не менее, подростки часто живут сегодняшним днем. Они не думают о последствиях своих поступков. Например, могут попробовать курить, хотя знают, как плохо это сказывается на здоровье. Но ребенок не задумывается, что эти последствия коснутся именно его.

Психологическое развитие

Чаще всего ребенок сосредоточен на общении со своими сверстниками. Учеба отходит на второй план. Помимо общения с друзьями может возникать тяга к противоположному полу. Дружба в этом возрасте очень экспрессивна, ее может разрушить любая ссора. В целом ребенок может стать , эмоциональнее. Или, напротив, «уйти в себя».

С 11 до 13 лет с ребенком происходит множество разных изменений. Конечно, взрослеющему человеку хочется быть уверенным, что с ним все в порядке. Многие вещи родители могут рассказать сами. Иногда дети самостоятельно задают вопросы. Но часто мамы и папы боятся перегнуть палку излишними откровениями. Поэтому проще всего подарить ребенку , в которой будет простым языком написано о физиологии подростков.

2. Следите за питанием

При раннем взрослении девочки чувствуют необходимость быть привлекательными для мальчиков, и наоборот. Но на пути к красоте есть препятствия – лишний вес, прыщи. Для подростка очень важно правильно подобрать питание. Следует проследить за наличием в холодильнике большого количества овощей и фруктов. А вот выпечку, жареное и острое лучше исключить. В погоне за идеальным весом подросток может начать голодать – этого лучше избегать.

3. Следите за настроением

Быстро меняющийся под давлением гормонов эмоциональный фон – идеальная среда для . Не «отмахивайтесь» от проблем ребенка, даже если они кажутся вам пустяковыми. В то же время не стоит выводить подростка на разговор «по душам».

Предоставьте инициативу самому ребенку. В случае затяжного плохого настроения уделяйте ему больше внимания, проведите вместе выходной день. Если ребенок ходит угрюмым в течение долгого времени – возможно, это повод для обращения к .

Детям в возрасте с 11 до 13 лет свойственно преувеличивать собственные проблемы. Любой пустяк может оказаться трагедией. Дайте понять ребенку, что все его трудности можно решить. Подберите несколько хороших книг и фильмов о подростках с позитивным окончанием.

Если переживания сильные, вы можете вместе с ребенком сочинить о том, как похожий на ребенка герой находит выход из сложной ситуации.

Какова роль родителей в процессе половой самоидентификации и какие фильмы стоит посмотреть взрослеющим мальчикам, расскажет эксперт сайта, клинический психолог Екатерина Блюхтерова.

5. Выполняйте обещанное

Подростку свойственно во всем сомневаться. Он по-другому осознает окружающий мир. Для того, чтобы сохранить доверие ребенка, взрослым необходимо следить за выполнением своих обещаний. И наказания, и поощрения должны реализовываться в обозначенные родителями сроки. Это касается не только треугольника «мама-папа-ребенок», но и самих родителей, отношений внутри семьи.

6. Интересуйтесь жизнью ребенка

Родителям подростка стоит интересоваться не только оценками в школе, но и другими делами, которые волнуют ребенка – отношениями с друзьями, учителями, его первой любовью. Не стоит навязывать ребенку откровенный разговор, а потом, узнав что-то, что не с лучшей стороны характеризует подростка, ругать его. Цените любую доверительную беседу с ребенком. Если он о чем-то рассказывает, это действительно важно.

7. Позволяйте ребенку принимать решение

Самый большой талант родителя – это умение вовремя начать отпускать своего ребенка. Конечно, дети с 11 до 13 лет еще требуют опеки и контроля. Тем не менее, есть решения, которые подросток должен принимать самостоятельно. Ведь именно в этом возрасте формируется личность ребенка. Позволяйте школьнику самому выбирать себе одежду, оформлять интерьер своей комнаты, прислушивайтесь к его мнению.

8. Следите за соблюдением режима сна

Подросткам необходим сон на протяжении восьми-девяти часов. Без соблюдения режима сна невозможно учиться и выполнять физические нагрузки в том количестве, которое приходится на этот возраст. Сам подросток может этого не понимать. Чтобы не идти на конфликт, стоит обозначить внутри семьи. Одно из них – время «отбоя». Важно, чтобы родители тоже соблюдали это правило. Слова «мы взрослые, а ты должен слушаться» только увеличат пропасть между родителями и ребенком.

9. Проведите профилактику вредных привычек

К сожалению, табакокурение, наркомания и токсикомания в России постоянно «молодеют». В первый раз сигарету или психоактивные вещества дети часто пробуют именно в 12–13 лет.

Не стоит начинать подозревать ребенка на пустом месте. Не нужно ругаться и пугать страшными последствиями. Все разговоры на «острые» темы должны быть уравновешенными и происходить в те моменты, когда и родители, и ребенок спокойны и эмоционально расслаблены.

10. Не переставайте проявлять вашу любовь

Конечно, подросток должен осознавать, что он взрослеет, увеличивается его ответственность. Но это не повод для родителей дистанцироваться от ребенка. Родители могут называть школьника ласковыми словами, как и раньше, и ненавязчиво проявлять свою заботу. Подросток нуждается в любви не меньше, чем маленькие дети. Часто именно эта любовь и служит надежным тылом, который позволяет ребенку противостоять проблемам, соблазнам и расти уверенным в себе взрослым человеком.

Елена Кононова

Вопрос: Моему ребёнку 13 лет. Расскажите подробней о кризе этого возраста.

Говоря о подростковом возрасте, мы, чаще всего, имеем в виду проблемы физиологического характера, безусловно, оказывающие влияние на поведение подростка. Однако, целесообразнее учитывать целый комплекс физиологических, психологических, морально-нравственных проблем, которые, накладываясь, усугубляя друг друга, определяют жизнь подростка в определенном возрасте.

К числу наиболее острых таких кризисных периодов относится период, условно называемый «13 лет». Понятно, что в различных условиях этот возраст может быть иным. Проявления этого кризиса тоже могут быть различными в конкретных ситуациях. Однако, существует некая вполне конкретная, типичная, так сказать, данность которую и стоит учитывать.

Кризис «13 лет» — один из самых серьезных возрастных кризисов подростка. Он, к тому же имеет ряд выраженных проявлений, которые позволяют родителям отследить его наступление, чтобы адекватно отреагировать на возникшую проблему. Среди таких проявлений не только падение успеваемости, но и вполне заметное снижение общей работоспособности, некая дисгармония в структуре личности. Эти внешние проявления свидетельствуют о наступлении некоего внутреннего кризиса, отчасти, физиологического (в литературе описывается как негативная фаза полового созревания), но, в большей степени, социального. Никогда еще разрыв между «Я» и «общество» не был так силен, как в этот период, никогда еще ребенок не боролся так отчаянно за свой социальный статус, самостоятельность, «отдельность» социальной функции.

Разберемся подробнее в проявлениях этого периода, попытаемся разобраться в том, как помочь, не навредив.

Интенсивное самовосприятие, общее падение успеваемости имеет, как правило, достаточно четкое проявление в том, что ребенок, по-прежнему способен качественно выполнять механические задания. Однако, при получении творческого задания, например, сочинения, начинает испытывать серьезные затруднения. Это вызвано тем, что в этом возрасте ребенок переходим на новую систему мышления: от конкретной к абстрактной, аналитической. Мыслить в старых мерках он уже не может, а оперировать новыми понятийными системами еще не научился. Этот период считается одним из наиболее важных для развития человека. Это не просто количественное накопление знаний, а качественный переход на новый уровень интеллекта, новую модель поведения, новый способ мышления. Вы легко заметите начало этого периода: ребенок уже не верит вам на слово, он требует доказательств и оценивает их убедительность. В его вкусах происходят серьезные перемены: он перестает любить конкретное, например, — футбол, и начинает увлекаться абстрактным, например, музыкой. Подросток открывает для себя мир психологический, философский. С развитием мышления развивается познание мира собственных переживаний, подросток углубляется в исследование себя. Это приводит к некоторому отстранению от объективной действительности. Мир внутренних переживаний может стать ярче, чем эта реальность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Нужно понимать, что мышление в подростковом возрасте, это не одна из многочисленных функций, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Однако, наиболее ярким признаком этого кризиса является негативизм. Отрицание всего и вся. Ребенок словно противопоставляет себя всем, становится враждебен, неконтактен, склонен к конфликтам. Он стремится к одиночеству. Этот период одиночества подростку необходим, чтобы понять, что с ним происходит, как жить с этим новым пониманием жизни и себя. В случае спокойного, доверительного отношения в раннем детском периоде, и в этот сложный период подросток входит спокойнее. Случается, что негативизма можно вообще избежать.

Как-то в разговоре взрослая коллега, вспоминая школу (которую, к слову, очень любила), сказала, что из всего периода той жизни с особой нелюбовью вспоминает себя в 12-13 лет. «Ощущала себя уже достаточно взрослым и самостоятельным человеком, - сказала она, - а мамины запреты и ограничения оставались все теми же, из детской жизни. И это было ужасно. Маму иногда хотелось ненавидеть…». На самом деле этот период вхождения в подростковый возраст своих детей болезненно переживают и сами родители.

Как-то в разговоре взрослая коллега, вспоминая школу (которую, к слову, очень любила), сказала, что из всего периода той жизни с особой нелюбовью вспоминает себя в 12-13 лет. «Ощущала себя уже достаточно взрослым и самостоятельным человеком, - сказала она, - а мамины запреты и ограничения оставались все теми же, из детской жизни. И это было ужасно. Маму иногда хотелось ненавидеть…». На самом деле этот период вхождения в подростковый возраст своих детей болезненно переживают и сами родители. Дети начинают активно (а то и агрессивно) демонстрировать свою взрослость, а родители видят лишь появившуюся неуправляемость. Подростковый кризис. Что это? Как с ним справиться?

Тело обгоняет голову

Известный отечественный психолог Лев Выготский, рассматривая возрастные кризисы у детей, назвал этот период «кризисом 13 лет». Российская психологическая школа также выделяет младший подростковый возраст (период от 10 до 12 лет) и старший - от 13 до 15 лет. Такую периодизацию психического развития школьников выдвинул психолог Даниил Эльконин.

Постепенное взросление у каждого ребенка происходит по-разному: у кого-то на это уходит несколько месяцев, у кого-то - несколько лет. Влияющих факторов много: это особенности семьи, окружения, социальной обстановки, культурные традиции. Но факт остается фактом: подростковый кризис неизбежен, это не болезнь, не напасть, это нормальное развитие личности, его важный этап, через который нужно пройти с наименьшими потерями для психики. Причем, пройти не только ребенку, но и его родителям.

Важно в этот период не забывать о периоде собственного взросления и понимать, что у подростка в определенном возрасте происходит гормональный скачок: биологически человек взрослеет и формируется быстро, тогда как мозг, психика «отстают от тела». И получается диссонанс: организм вроде как уже и не детский, а мировоззрение еще не сформировалось; потребности появились, а возможностей нет (мешает социум, собственные страхи, запреты взрослых). Между физической возможностью и психологической и психосоциальной готовностью нет знака равенства, следствием чего и становится конфликт подростка с обществом.

“Первый раз ребёнок обнаруживает себя отдельно от остального мира в 3 года. Второй раз – в 12-13 лет. Только теперь «обнаружение себя» знаменуется вопросами «Кто я?», «Для чего я живу?», «Зачем я здесь?», - говорит психолог Мария Зоря. - Подросток подводит первые итоги детства и делает шаг в сторону взрослости. Принципиальное осмысление данного этапа в жизни любого человека – подчеркну, именно любого, поскольку через это неизбежно проходит каждый – состоит в осуществлении выбора: Я для кого-то или Я во имя себя? Я должен всем вокруг – родителям, воспитателям, государству - или Я должен сам себе?”.

“О, дайте, дайте мне свободу!»

В психологии есть такой термин как “новообразование” - новые черты личности, возникающие на определенной стадии развития. Психологическое новообразование - это свидетельство нового этапа в жизни, следствие прожитого, вывод. Главным новообразованием подросткового возраста является ощущение себя взрослым и появление самосознания как высшей психологической функции. Взросление подразумевает свободу во многих сферах. Вот здесь и возникает камень преткновения между подростком и родителями: первый считает, что ничьи советы ему не нужны, со всем он может справиться сам, а вторые боятся слишком высокой цены возможных подростковых ошибок и стараются свободу ребенка ограничить (в каждой семье степень ограничения своя).

Как быть? Вроде бы и запрещать всего нельзя, но, с другой стороны, любое расширение зоны свободы исключает родительский контроль и, следовательно, чревато. Вроде бы и можно отпустить дочку в 13 лет погулять до десяти вечера, если все это - в своем районе (вспоминаешь ведь себя - как сильно хотелось подольше побыть на улице в этом возрасте), но криминальная хроника отбивает последние демократические аргументы… Да, сложно – и отпускать, и доверять, и адекватно оценивать возможности подростка. Здесь единственный выход - наладить с подростком диалог, стать ему другом, наставником. Демократия, а не тоталитаризм - залог успеха в период взросления. Но мало просто дать свободу подростку, важно, чтобы он сам понимал, что получил ее заслуженно.

Вспоминает Ирина Валентиновна, мама двоих дочерей: “Когда моей Лене было 12 лет, я никуда не отпускала ее на общественном транспорте. И вот как-то в августе отправила ее в магазин, расположенный в нашем районе. А она смоталась с подружкой в центральный универмаг и сама купила к школе тетради, дневник и прочую канцелярию. Пришла ко мне и говорит: вот видишь, я съездила в центр, и ничего не случилось; значит, теперь ты можешь отпускать меня на большие расстояния. Мне ничего не оставалось, как признать расширение некоторой ее географической самостоятельности”.

Другая сторона вопроса - засилье этой самой ответственности. “Когда подростка задавливают чувством ответственности, убеждают, что у него есть только право на вину, но нет права на подлинное самовыражение, он и продолжает жизнь под знаменем вины и ложного долга, стремясь доказать, что он достоин любви и понимания, что он хороший и замечательный, - продолжает психолог Мария Зоря. - Сверхзначимость оценок в школе, поступления в конкретный вуз (выбранный родителями), круга «приличных» друзей и так далее – это всё для кого делается, на самом-то деле? Вот о чем следует задуматься родителям”.

Возросшее самосознание позволяет ребенку исследовать свой внутренний мир, формировать осознанные интересы, проявлять себя в творчестве. А это значит, что подросток становится субъектом волевого действия. И уже к 17 годам он приобретает такое новообразование как самоопределение. А это уже новая, более зрелая форма самосознания. То есть, самостоятельная полноценная личность не появляется вдруг на первых курсах университета. Она либо формируется постепенно при грамотном, правильном прохождении через кризис подросткового возраста, либо не появляется вообще. А если у подростка нет возможности выбора, его поведение зачастую становится девиантным, то есть, отклоняющимся от общественных норм.

Играй, гормон, и игра в демократию

Одним из центральных интересов любого подростка в этом возрасте является половое развитие. Организм перестраивается, соответственно новая сфера требует исследования и понимания. Подросток озабочен своими физическими данными и презентацией себя как полноценного представителя мужского или женского пола. Критерии оценки себя и своих данных формируются из сравнения с окружающими, с идеалами, господствующими в данной среде (или, например, навязанными СМИ). Эмоциональный фон нестабилен, перепады настроения так же непредсказуемы, как погода в Петербурге. Родителям в этот период важно следить за ключевыми тенденциями в подростковом обществе, чтобы, например, вовремя объяснить дочери, что если в сериале девятиклассница свободно занимается сексом с половиной школы, то это вовсе не пример для подражания...

Постоянное сравнение себя с другими также обуславливает формирование молодежных субкультур. Подростки - народ чрезвычайно конформный, и если даже они декларируют абсолютную свободу от общественных норм, то все равно сбиваются в стайки и, как вариант, выбривают одинаковые ирокезы, носят одинаковые куртки-косухи, красят волосы в черный или выстригают затылок. Через эту не признаваемую им конформность подросток проявляет свою независимость. По этой же причине у него появляются кумиры, которым он стремится подражать.

Как результат – снижается и успеваемость, и сам интерес к устоявшимся формам обучения. Любимое времяпрепровождение - “тусовка” со сверстниками. Общение, причем, общение на равных, становится ключевым механизмом взаимодействия подростка с обществом. Если учитель в средней и старшей школе сможет заинтересовать подростка своим предметом через адекватное, двустороннее демократическое общение, то обучение в школе сохранит для подростка свою ценность. Если нет - то даже круглый отличник может скатиться в двоечники. На смену авторитетам власти приходит авторитет личности. Это касается и семейных отношений.

Лев Выготский отмечал, что подростку свойственна не слабость воли, а слабость целей. Энергию, которая в подростковом возрасте бьет через край, важно направить в правильное русло, тогда результат оправдает ожидания и подростка, и взрослых.

А родителям снова дает совет психолог Мария Зоря: “Всё, что подростку необходимо на этом жизненном этапе – это вера в него, в его силы, в его возможности, таланты. Понимание, принятие, доверие. Ему нужно, чтобы рядом находился человек, который его понимает. Кто выслушает и не осудит. Кто просто возьмёт за руку и помолчит, и не будет требовать выворачивать душу наизнанку”.

Ну, вспомнили свои 13 лет?

Сегодня практически каждая девушка, подходя к моменту полового созревания, знает, что такое менструация, чего нельзя сказать о взрослых женщинах, ведь раньше было не принято, чтобы родители разговаривали со своими детьми на интимные темы. Поэтому, если мама поговорила со своей дочерью, рассказала ей все особенности менструального цикла, начало месячных не будет для девочки таким большим стрессом. И будет очень хорошо, если доверительная беседа будет именно с мамой, а не с подружкой. В каком возрасте начинается менструации у девочек? Что считать нормой, а что отклонением? Нужно ли предпринимать какие-либо действия, если в 13 лет нет менструации?

Когда начинается менархе?

В медицинской практике первые месячные у девочек называются менархе. Наиболее часто это время припадает приблизительно на 12-14 лет в жизни каждой девочки. С началом менструации начинается гинекологический возраст юной леди, это явление говорит о становлении менструального цикла и половой зрелости организма.

Менструация может начаться и раньше 12 лет, а может и позже 14. Чтобы определить причину таких отклонений, нужно посетить гинеколога.

Почему нет месячных в 13 лет? Беспокоиться раньше времени не стоит, ведь в большинстве случаев это явление может быть физиологическими особенностями организма. Так, если девочка опережала своих одногодок в развитии, то, вероятнее всего, месячные у нее начнутся раньше сверстниц. И наоборот. При отставании физиологического развития, менструальный цикл может начаться позже, нежели у других девочек такого же возраста.

Почему не начинается менструация в 13?

Как уже было сказано, отсутствие менструации у девочки в 13 лет, вполне допустимо, ведь она может начаться в 12-14 лет. Это говорит о неполном формировании репродуктивной системы и не достижения гормонов определенного уровня. Другими словами, организм девочки еще не готов перейти к новому этапу своего развития. Именно под воздействием гормонов происходит дозревание яйцеклетки в яичниках, а если не произошло зачатие, она выводится из организма вместе с менструальной кровью и отторгнутым эндометрием матки.

Развитие каждого организма индивидуально, поэтому и менструация может начаться в разном возрасте. Так, у одних девочек это произойдет в 13 лет, а у других в 14.

Не стоит также паниковать, если месячные не регулярны (каждый месяц приходят в разное время). Как правило, стабилизация цикла происходит за год-полтора.

Патологические причины задержки менархе у девочки?

Одной из главных причин отсутствия менархе в 13 лет, можно назвать задержку полового созревания. Созревание девочки происходит одновременно в физическом и половом плане. Так, внешний вид девочки, а точнее ее рост, вес, объем груди, таза соответствует определенным нормам, согласно возрасту. Половое же созревание — это появление вторичных половых признаком. Так, в приблизительно в 10 лет начинают развиваться молочные железы, через 2 года начинают появляться волосы на лобке, а приблизительно через год начинается менструация.

На задержку полового созревания в 13-летнем возрасте указывают определенные признаки:

  • молочные железы остаются плоскими;
  • отсутствует волосяной покров на лобке;
  • молочные железы начали расти, появилось оволосение лобка, но потом процесс остановился на пару лет.

Причины отставания полового созревания могут крыться в дисфункции половых желез либо гипофиза и гипоталамуса.

Иногда причиной отсутствия менструации в 13 лет также могут быть проблемы гинекологического характера, а именно:

  • Ложная аменорея. Возникает из-за аномального строения внутренних половых органов, к примеру, матка работает нормально, а влагалища нет.
  • Аплазия. Врожденная патология, когда у девочки нет матки.

Общее состояние здоровья девочки оказывает влияние и на гормональный фон. Отсутствие менструации может быть связано с такими факторами:

  • воспаления органов мочеполовой системы;
  • инфекционные болезни;
  • расстройства в работе нервной системы;
  • сбои в работе эндокринной системы;
  • восстановление после тяжелой болезни либо перенесенного хирургического вмешательства.

Другие факторы отсутствия менструации в 13 лет

Среди других факторов, которые могут стать причиной отсутствия менархе в тринадцать лет, можно выделить такие:

  • образ жизни. Постоянное нервное напряжение, стрессы, неполноценный сон, вредные привычки могут оказать влияние на начало менструального цикла. Отсутствие менструации также может быть вызвано сидячим образом жизни, что нарушает кровообращение;
  • питание. Гормональный фон организма зависит от потребляемой пищи. Строгие диеты, вредная пища, постоянные переедания могут негативно отразиться на работе всего организма, а не только гормонального фона;
  • физические нагрузки. Изнурительные тренировки, профессиональные занятия спортом изнуряют организм и могут повлиять на начало менархе;
  • особенности климата. При резкой смене климатической зоны, менструация у девочки может начаться позже 13-летнего возраста.

Конечно, если все эти причины устранить, менструация не начнется, но правильное питание и здоровый образ жизни избавит от многих проблем со здоровьем в будущем.

Отсутствие менструации в 13 лет также объясняется наследственностью. Так, если у мамы менархе было в 14 лет, то вероятность того, что так будет и у дочки, достаточно высокая.

Менархе — важный момент в жизни каждой девочки, поэтому перед мамой стоит важная задача: обеспечить психологическую поддержку, уделить максимально внимания. Очень важно, чтобы девочка не осталась наедине со своими тревогами и переживаниями. Также мама или близкая родственница должна подсказать девочке, какие средства гигиены лучше использовать, а при необходимости проконсультироваться с детским гинекологом.

Ребенок в возрасте от 13 до 14 лет: кризис личности

Изменение мышления заставляет ребенка снова искать собственное «я» – теперь уже в отношении к социуму. Маленький человек словно второй раз рождается на свет, подвергая резкой критике все вокруг.

Физиологическое развитие в 13 лет

Стремительное взросление организма продолжается. Происходит резкий скачок роста, меняются пропорции фигуры и черты лица. В течение года происходит набор веса от 3 до 5 кг.

Изменения в организме девочек очень заметны: продолжает формироваться и наливаться грудь, бедра приобретают мягкие плавные линии. У нее увеличивается густота локонов, растут волосы в паховой области. В периоды менструации характерны боли в груди и в области живота, свидетельствующие о перестройке репродуктивных органов.

Мальчики развиваются медленнее: укрепляются верхние и нижние конечности, меняется форма грудной клетки, плечевой пояс расширяется.

Но фоне резко повзрослевших одноклассниц мальчишки кажутся щуплыми. Мужской организм только готовится к активному наращиванию мышечной массы: серьезные перемены придут позже.

Психологическое развитие в 13 лет

Наиболее показательные изменения происходят из-за перестройки нервной системы: начинается переход от конкретного мышления к логическому. Сиюминутные желания отходят на второй план: тинейджеров интересуют философские вопросы бытия, длительное раздумывание, негативизм в мышлении. В процессе адаптации к новому восприятию маленький человек теряет интерес даже к любимым занятиям и школьным предметам.

Новое «я сам!»

Развитие ребенка на этом этапе напоминает линию поведения трехлетнего малыша: стремление к самостоятельности играет ключевую роль в выработке поведенческой стратегии. Тринадцатилетний возраст часто называют этапом «второй перерезки пуповины». Подросток стремится принимать важные решения без участия родных и близких, всеми силами старается укрепить свое место в социуме и доказать самодостаточность. Показная «взрослость» не должна вводить в заблуждение: окрепший сын или дочка все также нуждается в опеке и поддержке, хотя осознание этого придет позже.

Смена приоритетов

Школа теряет значение места учебы и становится площадкой для социального взаимодействия. Во время перемен уясняются неписанные нормы поведения, законы и моральные устои общества. Проявляется склонность к вольному поведению, построению собственной системы мотивации и доказательной базы. Вчерашняя умница готова до хрипоты отстаивать убеждения, идти на открытые конфликты с учителями, старшими наставниками, домочадцами.

На тринадцатилетний возраст припадает вторая, самая сложная стадия подросткового возраста. Контролировать процессы взросления помогут общепринятые нормы, согласно которым дети должны:

  • находится в хорошей физической форме;
  • иметь отменный аппетит;
  • быть уверенными в себе, энергичными и изобретательными, разрабатывать разные стратегии исполнения задуманного;
  • охотно участвовать в развлекательных мероприятиях;
  • развивать природные таланты
  • в случае необходимости – идти на компромиссы;
  • следить за порядком в своем личном пространстве (на столе, в комнате);
  • стремиться помогать во «взрослых» делах (ведение домашнего хозяйства, уход за машиной);
  • заботиться о своем здоровье и красоте без напоминаний.

Родителям на заметку

Желание скорейшего приобщения к взрослой жизни толкает на эксперименты с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, а также курением. Введение строжайших запретов и постоянного контроля может возыметь обратное действия: юный бунтовщик будет делать все назло родным, нанося здоровью непоправимый вред. Необходимо воздействовать положительным примером, например, ввести запрет на бесконтрольное употребление спиртного в семье. Следует давать ребенку возможность проявить самостоятельность другим способом – в процессе активного отдыха, на спортивных соревнованиях. Ощущение успеха дарит силы устоять перед соблазнами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!