«Волшебница — вода» — конспект занятия (старшая группа). Конспект занятия «Волшебница - вода» (старшая группа)
Предварительная работа: разучивание стихотворений, загадок о воде.
Развивающая среда :широкие и длинные полоски голубой бумаги, шапочки «капельки», красные и синие карточки, глобус.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам отгадать загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять.
(Вода)
Воспитатель: Правильно, это вода.
(Ребенок читает стихотворение о воде)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по морям и океанам. Начнем мы свое путешествие с реки.
А как же «рождается речка»? Хотите узнать?
(Приглашаю к себе детей, кладу самую широкую и длинную голубые полоски бумаги).
Воспитатель: На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.
Хотите сделать свою большую реку?
Самая широкая и длинная полоска бумаги превратиться в главную речку, остальные в ручейки. Расположите голубые полоски так, чтобы ручейки впадали в большую реку.
Вот так много воды.
У нас есть река с которой мы начнем наше путешествие.
Воспитатель: Ребята, а на чем мы сможем отправиться в путешествие по воде?
Давайте построим корабль.
А чтобы нам не затеряться в морях и океанах, я предлагаю взять с собой глобус.
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем намного больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода, все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша.
Воспитатель: Ребята, как мы используем воду?
Воду пьют все на свете. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города, дороги. А еще вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров. Раньше люди видели в ней первооснову всего существенного на Земле, ей поклонялись, как божеству, дарующему жизнь, ее боялись, как неведомую и опасную силу, ей приписывали магические свойства. С давних времен вода служила для защиты от врагов.
Люди не редко селились не на суше, а на воде, в постройках, возведенных на сваях, вбитых в дно реки или озера. Такой дом был надежно защищен от зверей и врагов. Казалось бы, на Земле много воды, проблем не будет. Но большая часть воды сосредоточена в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. На долю пресных вод приходиться малая часть. Потому воду нужно беречь. Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумаги для книг, ни ткань для одежды, ни конфеты – ничего не сделать без воды! Вот она какая, вода!
Воспитатель: Дети, подумайте, откуда берется вода в кране?
Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.
В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
Загадка:
Кругом вода, а с питьем беда?
(Море)
Незаметно, мы выплыли в открытое море.
(На острове подвижная игра «Ходят капельки по кругу»).
Появляется доктор Айболит.
Доктор Айболит: Ребята, вы знаете, что в морях очень много водорослей, они образуют целый лес. Морские водоросли очень полезные. Это целая аптека с витаминами. А еще из водорослей делают мое любимое лекарство, которого больше всего на свете боятся маленькие дети. Кто догадался, что это за лекарство? (Йод).
Доктор Айболит открывает дорожную аптечку и показывает йод.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад (Возвращаемся через океан).
Океан – это самое большое водное пространство.
Игра «Вода – не вода».
Дети послушав стихотворение, скажите, откуда пришла вода?
Стихотворение о воде.
Спросил на днях малыш соседа
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты? Вода в ответ:
Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу
Росою искрилась поляна.
— Откуда ты? – спросил росу.
И я, дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
— Поверь, и я из океана!
— Ты газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донесся шепот:
— Знай, малыш, и я пришла и океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
В звонкой льдинке и слезинке,
И в дождинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда Океанская вода!
Воспитатель: Жизнь на Земле зародилась из воды. Вода необходима не только, людям, но и растениям, животным – всему живому на земле.
Поэтому ее нужно беречь и охранять.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь не планете не одни!
Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись в наш детский сад.
Понравилась вам путешествие?
Что нового узнали?
воспитатель 1 категории
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 9 «Василек»
г. Грязи Грязинского муниципального района
Липецкой области, Россия
Конспект занятия в детском саду по познавательной деятельности подготовила воспитатель БУРДУКОВА Н. Ю., детский сад «Солнышко», п. Преображение. Тема занятия в детском саду: Вода. Занятие предназначено для детей старшей группы.
Цель занятия в детском саду
- развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал для занятия в детском саду
- стаканчики с водой;
- емкости с песком и сахаром;
- чайные ложечки;
- термос с кипятком;
- зеркало;
Ход занятия в детском саду
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: — Ребята, какую воду и где вы сегодня видели? (В помещении, на улице) Для чего нужна вода? (Пьём, моемся, стираем, поливаем цветы) Какие свойства воды вы знаете? (Жидкая, без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в которой находится) Как можно изменить цвет воды? А можно ли изменить запах воды? А вкус? А какой песок можно растворить в воде?
Опыт 1:
В один стаканчик дети положили обычный песок, в другой сахарный. Пробуют размешать. Что получается? Сахар растворился, а песок нет. Если бы сахар в воде не растворился, пришлось бы пить несладкий чай или компот.
— Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что в ней растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки и она горькая.)
— А в каком состоянии бывает вода? (В жидком, твёрдом, газообразном.) Какие загадки вы знаете о воде?
Загадки о воде
1. Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
/Дождь/
2. Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.
/Дождевая туча/
3. С неба — звездой,
На ладошку — водой.
/Снег/
4. Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
/Сосулька/
5. Сам вода, а по воде плавает.
/Лёд/
6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
/Роса/
7. Кругом вода, а с питьём беда.
/Море/
Воспитатель: — Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар — это тоже вода.
Опыт 2:
Воспитатель открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает под паром зеркало. На нём выступают капельки воды, показывает их детям.
— А как доказать, что лёд это тоже вода? (Подержать лёд в тепле или в воде, чтобы он растаял.) А в какой воде лёд быстрее растает?
Опыт 3:
Воспитатель даёт детям льдинки, дети опускают их в свои стаканчики с холодной водой. А воспитатель свою льдинку опускает в стакан с горячей водой.
— А пока наши льдинки тают, скажите: откуда берётся вода в кране? (Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
/Водопровод/
Игра ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ
— А в речке откуда вода? Давайте поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по комнате, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
— Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без Вас соскучилась. Полетаем над землёй, а потом я вас опять отпущу.
— А теперь посмотрим, где лёд быстрее растаял, стал ли он водой? (Дети отвечают.)
— А кому, кроме нас, людей нужна вода? Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)
Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.
— Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.
Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.
НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Березовка
Первомайского района Алтайского края
Конспект НОД
в старшей группе «Волшебница вода»
2018 г.
Программные задачи:
Расширить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов, о том, где она встречается в природе.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой.
Развивать мышление детей, любознательность, наблюдательность.
Активизировать слово: бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать интерес к исследованию, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Кому нужна вода». Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Какая она, вода». Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.
Методы и приёмы: Игровой (сюрпризные моменты); наглядный (иллюстрации, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера).
Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, гуашь (красная, синяя, жёлтая, зелёная), ложечки; ёмкости: с солью, с сахарным песком; яйца, кисточки, подставки под кисточки; символы, обозначающие правила поведения в лаборатории, иллюстрации «Вода в природе».
Планируемый результат: непосредственно - образовательная деятельность
по теме «Волшебница вода»
- углубит знания детей о свойствах воды;
Разовьет мыслительные процессы, исследовательские умения и навыки, умение детей выдвигать предположения.
Вызовет интерес к исследованиям, повысит уровень любознательности, самостоятельности детей.
Ход работы:
Звучит мелодия «От улыбки»
В: «Доброе утро солнцу и птицам. (руки к солнцу)
Доброе утро приветливым лицам!
Собрались все детки в круг.
Я твой друг и ты мой друг. (показ руками на себя, на детей)
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!»
Дети садятся на стулья
В: Ребята, закройте глаза, представьте. Много зрителей вокруг, все аплодируют, всё залито светом, это горят софиты, арена, звучит музыка. Ребята, где мы оказались? (В цирке) И сейчас на арену выходит фокусник.Встречайте его аплодисментами. (Входит фокусник, показывает фокусы под музыку.1 фокус - окрашиваем воду (3 ёмкости); 2 фокус -надуваем шарик.
Ф: А вы хотите научиться показывать фокусы? В каждом фокусе есть секрет, а чтобы узнать эти секреты вам нужно научиться проводить опыты и эксперименты.
В: Ребята, поблагодарим его аплодисментами. (Фокусник уходит).
В: Фокусник с чем проводил фокусы? (с водой)
Давайте поговорим о воде.
Имеет ли цвет вода? (нет, она прозрачная)
Как ещё можно сказать? (бесцветная). (Закрепление слов)
Имеет ли вода запах? (Без запаха).
Имеет ли вода вкус? (Безвкусная).
В:
- Кому нужна вода?
(людям, животным, растениям).
- Где использует человек воду?
(готовит пищу, стирает, умывается, моется, пьёт, тушит пожар…).
- Да, вода нужна всем. Без воды не будет жизни на Земле.
Где в природе вода встречается? (в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах, болотах) . А ещё мы видим воду в виде дождя, льда, снега, тумана - это тоже вода, только в разных её состояниях. (показ иллюстраций)
Воспитатель.
Читает
стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В лес туманом заползает,
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне . Представьте, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды) .
Физкультминутка
Тихо плещется вода
(Плавные движения руками)
Мы плывём по тёплой речке.
(Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
(Руки вверх)
Разбежались, кто куда.
(Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
(Высокое поднимание колен)
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
(Делаем вдох)
И присядем на песок.
(Дети садятся.)
В: -А сейчас приглашаю вас в лабораторию. Я вас научу проводить опыты, чтобы вы потом сами показывали фокусы. Наденем фартуки.
Вспомним правила поведения в лаборатории (показ сигнальных карточек)
1. Не кричать!
2. Не трогать без разрешения!
3. Не пробовать на вкус!
4. Соблюдать осторожность!
В: - Проведём исследования. Перед вами по 2 стакана с водой, по 2 яйца, соль. Берём соль и высыпаем её в стакан с зелёной меткой. Размешиваем.
Какая получилась вода? (солёная).
А теперь послушайте: если мы опустим в каждый стакан по яйцу, они будут плавать или опустятся на дно? (ответы детей). Давайте проверим. Берём яйца и опускаем по 1 в каждый стакан. Смотрите, что произошло. (В стакане с солёной водой яйцо вверху, плавает, а в простой воде опустилось на дно). Знаете, почему?Потому что плотность солёной воды выше, поэтому яйцо не тонет.
В: - Как думаете, где легче научиться плавать - в море или реке? (В море) Правильно, потому что в море вода солёная.
В: Отгадайте загадку.
Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга).
Вспомним о лете и сделаем с вами кусочек радуги.
Каждому лаборанту нужно положить ложкой в маленький стакан с водой сахар. Перемешайте. (дети перемешивают). Берём краску, кисточкой закрашиваем воду. (дети выполняют).
А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара), затем у кого зеленый (3 ложки сахара), жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара)
А сейчас самое интересное. ( В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку - в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана.В стакане образуется 4 разноцветных слоя - самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются). Смотрите, радуга получилась! (читаю стихотворение И.Векшегоновой «Радуга») Стою радуюсь: Радуга, радуга!
Полоса - к полоске, линия - к линии:
Жёлтая, зелёная, красная, синяя…
В: - В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная) . Этот опыт вы еще повторите.
Вам понравилось быть исследователями?
Я благодарю вас за прекрасную работу и дарю вам медали «Юный исследователь» (раздаю медали)
(звонок телефона)
В: Извините, ребята, мне нужно ответить. Это звонит фокусник (показываю на телефоне фото, включаю на громкую связь)
Фокусник по телефону: Ребята, мне очень понравилось быть у вас в гостях.
Вы такие, молодцы!
Все старались, не ленились
И, играючи учились!
От меня за труд такой
Вам подарок небольшой!
Вы меня не подводите,
А скорей его найдите:
Не далеко, не близко,
Не высоко, не низко,
Не в шкафу он, не в руке,
А в волшебном сундучке!
(Дети и воспитатель находят сундучок с мыльными пузырями)
Наталья Канева
Конспект интегрированного занятия «Вода и её свойства» (старшая группа)
.Конспект интегрированного занятия «Вода и её свойства »
Цели и задачи :
Интеграция О . О :
ОО «Познавательное развитие»
Развивать познавательно – исследовательский интерес
Показать важное свойство воды - давать жизнь живому.
Показать, что вода может быть в трех состояниях : жидком, твердом, парообразном.
Развивать любознательность, мышление
Воспитывать бережное отношение к природе
ОО «Речевое развитие»
Ввести в активный словарь детей слова : глобус,пресная, жидкость, прозрачная.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности
Учить детей рисовать облака, используя нетрадиционный прием «рисование свечкой»
Развивать способность всматриваться в объекты природы, замечать их изменения.
ОО «Физическое развитие»
Развивать мелкую моторику рук
Выполнять движения в соответствии с текстом,
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Развивающие : развивать мышление и творческое воображение;
Воспитывающие : воспитывать интерес к природе и отражению полученных представлений в изобразительной деятельности.
Материалы : Глобус, яблоко,нож для разрезания яблока, «облако» ,картинки с изображение состояния воды в разное время года, фонограмма песни «Облака –белогривые лошадки» . Стаканчики с соленой и пресной водой, одноразовые тарелки, губки, лист бумаги, акварельные краски, свечи, кисточки, подставки под кисточки,салфетка - на каждого ребенка.
Предполагаемый результат :
Образовательные :
Закрепление представлений детей о природном объекте воде;
Формирование познавательного интереса ;
Обогащение словарного запаса;
Формирование некоторых обследовательских действий
-.интерес к рисованию свечой .
Воспитательные :
Воспитание бережного отношения к воде;
Предварительная работа.
1. Чтение потешек, сказок познавательного характера о воде.
2. Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду) .
3. Беседы на темы : «Где можно встретить воду» , «Кому и чему нужна вода » , «Для чего нужна вода » , «Кто живёт в воде» .
Ход НОД:
Здравствуйте, ребята!
Дети : Здравствуйте!
В. Если мы внимательно посмотрим вокруг, то увидим, что нас окружает мир воды. Река или озеро, в котором мы купаемся, - это вода . Когда наступают морозы, на траве по утрам появляется иней, речка прячется под лед, а сверху ее укрывает пушистое одеяло – снег. Это тоже вода , только замерзшая, твердая. По небу неторопливо плывут облака – вода , превратившаяся в пар. Наше тело наполовину состоит из жидкости. Вся жизнь на Земле когда- то, очень давно, зародилась в океане. Вода нужна растениям и животным. Одним словом,вода- это жизнь !
Воспитатель берет глобус и спрашивает у детей :
Вы знаете что это? (ответы детей) .
Воспитатель просит ответить ребят :
Почему на глобусе различные цвета и что они обозначают?
Ответы детей : Голубой цвет – это вода , а коричневый – суша, земля.
Воспитатель.: Чего больше у нас : воды или суши? (ответы детей)
Представьте, что это яблоко (показывает) наша планета Земля. Оно такое же круглое и немного сплющенное сверху и снизу (воспитатель разрезает яблоко на 4 части.) Одна часть- это суша, а три других - вода . Дети делают вывод : на нашей планете воды много.
Воспитатель : У вас на столе стаканчики с водой. Возьмите белые стаканчики и попробуйте воду. Какая она? (соленая) . А сейчас попробуйте воду из прозрачного стаканчика. Какая она на вкус? (не соленая, пресная) . Какую воду мы используем для питья и приготовления пищи? (ответы детей) .
А сейчас посмотрите на эти 3 кусочка яблока. Что они у нас обозначали. Правильно. Воду. Я отрежу от одного из них небольшой кусочек. Оставшиеся кусочки - это столько на земле соленой воды, непригодной для использования. А маленький кусочек - это пресная вода , вода , которую можно пить. Дети делают вывод : воды на планете много, но чистой, питьевой мало. Вывод : воду надо беречь.
В : Вода – настоящая волшебница, она умеет быть разной. Отгадайте, пожалуйста, загадки о разных состояниях воды в природе.
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно (Лед)
Крупно, дробно зачастил,
И всю землю напоил (Дождь)
Какой это мастер на стены нанес
И листья и травы, и заросли роз. (Мороз, морозные узоры)
Дети рассматривают картинки, на которых изображены разные состояния воды. Воспитатель еще раз подчеркивает, что снег, дождь, туман, иней, сосульки, лед, морозные узоры – это все вода .
Посмотрите, к нам с неба спустилось облако. Хотите отправиться в путешествие на нем? Запрыгивайте на него. Путешествие начинается. Облако плавно поднимается вверх, все выше и выше. (Звучит песня «Облака - белогривые лошадки» ). Облако перенесет нас в лабораторию
В : Ребята, давайте сегодня превратимся в ученых и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол) .
В. Перед ними лежат тарелки слегка влажными губками.
В. Вы знаете, как образуется дождь? (После ответов детей) . Высоко в небе плывут облака. А облака - это много- много- много крошечных капелек воды. Когда капелек в облаке собирается много, они становятся тяжелыми для него и поэтому выпадают на землю дождем. И мы с вами попробуем сделать дождь.
В. На что эти губки похожи? (ответы детей) Они вам не напоминают пушистые облака, которые будто спустились к нам с неба? Потрогайте губку сверху и снизу. Сверху она сухая и слегка влажная снизу, как настоящее облако.
В. Сожмите губку. Почему из такого «облака» не идет дождь? (ответы детей) Потому что в «облаке» капелек мало.
Воспитатель показывает, как добавить в «облако» немного воды (наливает из стаканчика немного воды на губку) . Дети повторяют за действиями воспитателя.
В. Что произойдет, если сжать губку? (Дети проверяют свои предположения опытным путем)
В. Получается дождь, но он пока несильный. А если вылить на «облако» всю воду? (Дети выливают на губку всю воду из стаканчика)
В. Что произойдет, если сжать «облако» ? (Дети высказывают свои предположения и затем проверяют их, осторожно поднимая «облако» над тарелкой.)
В. Обратите внимание, как много капелек воды собралось в губке. Они становятся слишком тяжелыми для «облака» и выпадают дождем. Если губку сжать, получается дождь. (Дети могут опыт повторить несколько раз)
Воспитатель. Какой дождь получился? (сильный) Вот так все происходит и в природе : соберутся капельки воды вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождем. А зимой бывают снежные тучи, из них сыплется снег.
Воспитатель. Высушите, пожалуйста, руки салфеткой. Давайте отдохнем.
Игра «Дождь»
Ведущий показывает и рассказывает движения :
дождь шумит (дети потирают ладони- шуршат ими) ;
дождь капает (дети щелкают пальцами) ;
дождь идет (хлопают в ладоши) ;
дождь льет (ударяют себя ладонями по бедрам)
После разучивания этих движений воспитатель называет действия дождя (например, капает, дети выполняют движения (щелкают пальцами) и т. д.
Дети садятся за столы.
Я предлагаю вам нарисовать чудесное творение природы – облако не простым способом, а свечками.
Как вы думаете, какую форму имеют облака (Ответы детей) .
Сейчас я вам покажу, как нарисовать свечкой. Берем свечку и рисуем сильно прижимая облако, форму вы выберите сами во весь лист. Затем берем кисточку и закрашиваем только облако, чтобы не осталось белых пятен. Вот и стали видны наши облака. Они все разные, как и в природе.
Молодцы. Покажите все свои рисунки. Какие замечательные облака у нас получились.
А гостям мы дадим задание угадать, на что похожи ваши облака.
Конспект занятия «Волшебница - вода» (старшая группа)Андреева Анжелика Николаевна
Старший воспитатель
МАДОУ № 23 г. Армавир
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, еще низок уровень восприятия экологических проблем, как личностно значимых. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка, оберегающее и ответственное отношение к ресурсам и объектам окружающей природы.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не гарантирует успешного обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
При взаимодействие с природными материалами у дошкольников из стихийного и случайного любопытства, возникает потребность в познании природы, понимании ее, стремление проникнуть за пределы увиденного и узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью и чувством удовлетворенности. В ходе образовательной работы по экологическому образованию детей использую экспериментирование, как специально организованную деятельность, которая способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и формированию основ культурного познания окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Очень интересны были опыты с водой. Каждый день наблюдали за происходящими изменениями, пробовали на вкус. Проведение опытов способствовало возникновению интереса к собственным открытиям через исследование и экспериментирование.
Таким образом, использование разнообразных, интересных методов и приемов организации поисково - познавательной деятельности детей, способствует всестороннему развитию ребенка, расширяет его кругозор, формирует осознанное, бережное отношение к окружающей природе.
Конспект занятия «Волшебница - вода»
Подготовила:
Андреева А.Н. старший воспитатель первой категории
МАДОУ №23 г.Армавир
Программные задачи:
Формировать знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде
Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Материал:
Демонстрационный: Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды; плакат «Круговорот воды в природе»; иллюстрации к рассказу; термос с горячей водой; стекло
Раздаточный: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая), 4 стакана с водой, на каждый стол, кусочки льда, комочки снега, блюдечка на каждого ребенка,
Предварительная работа: Беседы о воде, её роли в жизни человека; проведение занятий - экспериментирований с водой; рассматривание иллюстраций на тему "Вода"; чтение и отгадывание загадок о различных агрегатных состояниях воды; чтение художественной литературы:А.Яким «Облака», Андрей Богдарин «Дождик», «Снежинки»,Т.А.Шорыгина «Ключевая вода»; просмотр мультимедийной презентации «Капитошка»,использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "куда спряталась вода", "Разрезные картинки" и др..
Ход занятия:
Ι .Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуты расчесывала косу, да так и застыла, превратилась в красивую снежинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признать в капельке и «паринке» родных сестер.
Ребята, помогите! Докажите, что мы снежинка, капелька и «паринка» – родные сёстры.
II. Сообщение темы занятия
Воспитатель: Хотите помочь? О чем они вас просят?
Дети: Доказать, что снежинка,капелька и «паринка» - родные сестры
Воспитатель:Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры, нам нужно вспомнить как мы исследовали свойства воды.
ΙΙΙ. Экспериментальная деятельность
Опыт №1: « Вода не имеет формы»
Воспитатель: А есть ли форма у воды?
Дети: .
Воспитатель: Как доказать что вода не имеет форму?
Дети: перелить воду в посуду другой формы. (переливают)
Воспитатель: Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
Вывод: Вода не имеет формы»
Опыт №2: «Вода жидкая, может течь»
Воспитатель: Как доказать, что вода жидкая?
Воспитатель: вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. (дети выливают воду на блюдечко)
Воспитатель: Почему вода растеклась по блюдечку.
Дети: Вода жидкая
Вывод: «Вода жидкая»
Опыт №3: «Вода прозрачная»
Воспитатель: Какого цвета вода?
Дети: У воды нет цвета.
Воспитатель: На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. (дети выполняют)
Воспитатель: Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?
Дети: Нет.
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №4: « У воды нет вкуса»
Воспитатель: Знаете ли, вкус соли, сахара, лимона?
Дети: Да, мы знаем вкус соли, сахара, лимона.
Воспитатель: Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. (Дети пробуют)
Воспитатель: Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?
Дети: Нет, вода безвкусная
Вывод: Вода не имеет вкус.
Опыт №5: «У воды нет запаха»
Воспитатель: Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издаю духи. А понюхайте воду, чем она пахнет.(дети нюхают воду)
Дети: у воды нет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6: «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Возьмите кусочки льда. (Дети берут) Подержим лед в руке.Что происходит?
Дети: Лёд тает и превращается в воду.
Воспитатель: Возьмите комочки снега и опустите в воду . (Дети выполняют) Что произошло?
Дети: Снег тает и превращается в воду.
Вывод: лед и снег – твердая вода.
Опыт №7: «Пар - это тоже вода»
Воспитатель: : На наше занятие я принесла термос с кипятком. (Воспитатель открывает термос)
Воспитатель: Что это поднимается над термосом?
Дети: Это поднимается пар.
Воспитатель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в термос наливала только воду. А вы не знаете?
Дети: При нагревании вода превращается в пар.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Воспитатель: На стекле появилась вода.
Вывод: пар это тоже вода.
Воспитатель: Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сёстры?
Дети: Снежинка, капелька и «паринка» – это вода, значит они родные сестры.
Воспитатель: Вода в окружающей среде бывает разной. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь. Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.
Она прозрачна, не имеет формы, вкуса и запаха. (Показ мнемотаблицы). Хоровое и индивидуальное проговаривание.
ΙV Физминутка
Вы ребята поднимайтесь
И в снежинок превращайтесь
Закружились, завертелись
Белые снежинки
Вверх взлетели белой стаей
Легкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга
Улеглись повсюду.
Заблестели, словно жемчуг,-
Все дивятся чуду
Заискрились, засверкали
Белые подружки.
Заспешили на прогулку
Дети и старушки
Покружитесь и в ребяток превращайтесь.
V .Чтение сказки
Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю удивительную сказку «Зайчик и капелька», послушайте.
«Жил - был Зайчик-попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику - попрыгайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.
Чего пригорюнился, Зайчик-попрыгайчик? – раздался веселый голос. Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.
Эй,Зайчик-порыгайчик, не печалься – опять раздался голос, похожий на журчанье ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.
Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Зайчик-попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается.
Здравстуй, Зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.
А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.
Давай, - согласился Зайчик-порыгайчик.
И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздорова-лись, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили остановиться и передохнуть. Зайчик-попрыгайчик в тени широкой ели и задремал.
Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо Зайчишке. Оглянулся по сторонам, а капельки и след простыл.
Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отозвался.
Пригорюнился зайчик и сел под елью.
Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А Ка-пелька улыбнулась.
Ты как туда забралась? – спросил Зайка
Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.
Конечно,- обрадовался зайчик.
И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать спокойной ночи, глянул на небо, а её там нет.
Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.
Друга своего, Капельку, - ответил заяц.
Да вот же я! Взгляни на листочки, на травку.
Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
Как же так? – удивился зайчик.
А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла бы пролиться дождичком. Вот так-то.
Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька.
Спокойной ночи, Зайчик-попрыгайчик!»
V Ι Беседа .
Воспитатель :Как называется сказка?
Дети : «Зайчик и капелька».
Воспитатель:Что случилось с капелькой днем?
Дети: Она испарилась и стала облачком?
Воспитатель: Где зайчик увидел капельку вечером?
Дети: На листочках.
Воспитатель: (показ плаката «Круговорот воды в природе») Капелька воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то на землю упали в виде дождя, снега.
V ΙΙ Вывод.
Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.
Дети: Вода это жидкость; не имеет собственной формы, цвета,запаха и вкуса. Вода может нагреваться, быть горячей.
Воспитатель: А,что еще вы узнали о воде?
Дети: Вода может превращаться в пар,лед и снег.
Воспитатель: Вот так
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает – и снова в поход
По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьётся
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.