Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Уход за недоношенными новорожденными: эффективная программа и этапы выхаживания. Недоношенные дети: выхаживание и вскармливание в первые дни жизни

Этапы выхаживания недоношенного ребенка требуют специфического подхода и внимания. Проблема недоношенности при родах остается и по сей день актуальной бедой материнства, и ставящая жизнь новорожденного в особые рамки развития. Под термином недоношенность подразумеваются в первую очередь ранние роды, когда женщина рожает на сроке ранее 38 недель, этот фактор является перво определяющим. Кроме того, учитывается и весовая категория ребеночка, прямо пропорционально связанная со сроком рождения. Недоношенным с точки зрения веса считается малыш с массой от рождения ниже 2500 гр.

Всего принято выделять аж целых четыре категории этого явления:

  • сильно недоношенные — вес в районе 1000 гр
  • недоношенные 1000-1500 гр
  • умеренно недоношенные от 1500- 2000 гр
  • недоношенные ближе к норме, где вес составляет 2000-2500.

Классификация эта довольно условная, но при этом и довольно показательная. Исходя из всего этого крошка появившийся на свет и попадающий под определенную из этих категорию требует дополнительного ухода и внимания для избежания развития критических ситуаций. Рассмотрим основные особенности выхаживания недоношенных детей и как они проводятся. Любой кроха появившийся на свет раньше 38 недели беременности и имеющий отклонения в весе сразу же подвергается дополнительным процедурам направленных на поддержание его жизни и процессов жизнедеятельности. Всего специалистами принято выделять три основных этапа выхаживания недоношенного ребенка. Сделаем подробный обзор на каждую из них.

  1. Первый. Это наиболее важная и критичная стадия в жизни грудничка. Здесь главную роль играет быстрота принятия решения. кроху сразу же после появления на свет пересаживается в специальную емкость создающую условия максимально приближенные к внутриутробным, особенно это касается температурных условий и влажности, от которых ребеночек значительно зависит. С этой целью новорожденного помещают в подготовленную емкость, а на поверхности остается обычно только голова, которую также нередко дополнительно укутывают. Малыш часто испытывает проблемы с дыханием, и нередко применяются приборы и маски искусственной вентиляции для поддержания процессов жизнедеятельности. Все эти манипуляции и меры проводятся в режиме интенсивной реанимации несколько дней и направлены на исключение развития осложнений и ситуаций представляющих опасность для жизни. Еще у деток нередко отсутствует сосательный рефлекс или он слабо развит, что дополнительно предполагает введение готовых растворов определенным сроком.
  2. Второй. После нормализации ситуации с набором веса ребенка его обычно переводят в палату интенсивной терапии, где продолжается схожее применение мер описанных выше на протяжении периода времени достаточного для обретения полноты естественных функций и переходу на кормление грудью. Ребеночек в большинстве случаев находится под пристальным и регулярным присмотром со стороны сестры или врача. Основа всей этой деятельности направлена на скорейший рост, набор веса и восстановление психосоматической деятельности. Возвращение к нормальным параметрам роста крайне важно для естественного развития и полноты функционирования. Длительность нахождения в палате интенсивной терапии зависит о того насколько быстро младенец набирает вес и отмечаются ли у него дополнительные сложности со здоровьем. Далее обычно следует выписка из отделения интенсивной терапии и ухаживание на дому.
  3. Третий. Предполагает, что критические параметры веса побеждены и не возникает ситуаций представляющих реальную угрозу жизни. В таких условиях выхаживание малыша ведется дома, и направлено оно на добор веса естественным путем с созданием условий способствующих этому. Обязательным моментом является приход к вам домой наблюдающего врача, который констатирует, и отмечает изменения состояния здоровья. Врач должен приходить минимум два раза в неделю на первых порах и проводить осмотр с замерами весовых значений для составления графиков динамики веса, что позволяет оценить скорость роста и темпы развития. Особенности выхаживания недоношенных детей — предполагают наличие обязательных мер исключающих или снижающих конечные риски для новорожденного и способствующие его скорейшему выходу на уровень нормального и естественного развития наряду со сверстниками родившимися с нормативами веса и вовремя.

Первые лечебно-профилактические мероприятия начинаются в родильном зале. Все манипуляции проводятся в условиях, исключающих охлаждение ребенка (температура воздуха не менее 25 о С, влажность 55-60%, пеленальный стол с источником лучистого тепла).

Важное условие успешного выхаживания недоношенного ребенка - дополнительный обогрев с момента рождения!

Сразу после извлечения головки отсасывание слизи из полости рта и верхних дыхательных путей (для предупреждения аспирации).

Прием ребенка в теплые, стерильные пеленки.

Повторная санация трахеобронхиального дерева.

Затем голову и тело ребенка бережно вытирают пеленками. Мягкое (щадящее) поглаживание головы, туловища, конечностей является одним из методов тактильной стимуляции дыхания, в ответ на эти манипуляции, как правило, увеличивается частота и глубина дыхания.

При рождении ребенка в состоянии гипоксии , в вену пуповины вводят смесь, включающую 10% раствор глюкозы, раствор кокарбоксилазы, 5% раствор аскорбиновой кислоты, 10% раствор глюконата кальция.

После первичной обработки и перевязки пуповины ребенка с массой более 2000 г, завернутого в пеленки и байковое одеяло, помещают в кроватку при Т о окружающей среды 24-26 о С, т.к. он в состоянии сам поддерживать нормальный температурный баланс.

Дети с массой более 1500 г выхаживаются в специальных кроватках «Бебитерм» с обогревом и дополнительной оксигенацией (Т о воздуха в палате вначале 26-28 о С, затем постепенно снижается до 25 о С, по показаниям подается теплый, увлажненный кислород, концентрация в пределах 30%).

Недоношенных детей с массой тела при рождении 1500г и менее, а также детей, находящихся в тяжелом состоянии, помещают в кувезы (аппарат, внутри которого автоматически поддерживается определенная Т о С - от 36 о С до 32 о С). В кувезе ребенку обеспечивается оптимальный температурный режим (ректальная температура у ребенка поддерживается в пределах 36,6 о -37,1 о С).

Влажность воздуха в кувезе в первые сутки должна составлять 80-90%, а в последующие дни - 50-60%. Уровень оксигенации подбирается индивидуально - концентрация кислорода должна быть оптимальной, при которой исчезают цианоз кожи и слизистых оболочек, брадипноэ, апноэ, пониженная двигательная активность. Но не рекомендуется поддерживать концентрацию кислорода более 38% из-за возможности токсического воздействия его на ЦНС , легкие и сетчатку глаз. Смена кувеза и его дезинфекция проводятся каждые 2-5 дней (повышенная Т о и влажность создают благоприятные условия для быстрого размножения патогенных микроорганизмов). Длительное пребывание ребенка в кувезе нежелательно. В зависимости от состояния ребенка оно может составлять от нескольких часов до 7-10 дней.


На 7-8 сутки недоношенного ребенка перевозят в специализированных машинах и в кувезах из родильного дома в отделение для выхаживания недоношенных детей.

II этап - наблюдение и лечение в специализированном отделении для недоношенных детей.

Цель : удовлетворение основных жизненно важных потребностей недоношенных детей.

Основные задачи:

Оказание высококвалифицированной медицинской помощи;

Организация сестринского ухода со строжайшим соблюдением правил асептики;

Создание комфортных микроклиматических условий (дополнительное согревание и оксигенация);

Обеспечение адекватным питанием;

Мониторинг состояния;

Обучение родителей приемам выхаживания ребенка в домашних условиях.

Ребенка в отделении переводят из кувеза в кроватку с обогревом только в том случае, если это не приводит к изменению его состояния (Т о тела, окраска кожных покровов и т.д.). Если ребенок в кроватке плохо «удерживает» температуру тела, применяется дополнительное согревание с помощью резиновых грелок (от одной до трех с Т о воды 60 о С, размещая две по бокам и одну в ногах на расстоянии ширины ладони от тела ребенка). Как только ребенок начинает сам «удерживать» Т о тела в переделах 36,5-37 о С, количество грелок постепенно уменьшают. Необходимо помнить, что неумелое согревание ребенка может привести к его перегреванию или переохлаждению.

3. Регулярная оценка функционального состояния органов и систем (кожи, слизистых, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха и т.д.).

4. Контроль и коррекция питания ребенка соответственно функциональным возможностям и возрасту.

5. Своевременная профилактика рахита , анемии .

6. Обучение и консультирование родителей по вопросам закаливания.

7. Обучение родителей комплексам массажа и гимнастики.

8. Вакцинация по индивидуальному календарю прививок.

9. Осмотр ребенка педиатром и специалистами (офтальмологом, отоларингологом, невропатологом, ортопедом, стоматологом) в декретированные сроки и по показаниям.

10. Лабораторные исследования анализов крови, мочи в декретированные сроки и по необходимости.

Первый этап выхаживания - детская реанимация. В случае значительной незрелости жизненно важных систем новорожденного, он сразу после рождения попадает в отделение детской реанимации. Здесь малыши лежат в специальных кувезах, закрытых прозрачными колпаками с четырьмя отверстиями - по два с каждой стороны (для лечебных манипуляций). Все кувезы снабжены аппаратами искусственной вентиляции легких. Дети, у которых отсутствует или слабо выражен сосательный рефлекс, первые несколько недель получают пищу (оптимально - подогретое материнское молоко, иногда со специально подобранными добавками) через назогастральный зонд. В кувезе поддерживается постоянная температура и влажность воздуха (около 60%), чтобы у ребенка не высыхали слизистые оболочки. Иногда кувезы снабжены водяными матрасами, которые приближают условия к пребыванию в амниотической жидкости. С помощью многочисленных трубок и проводов ребенок подсоединен к мониторам, капельницам и другим аппаратам, контролирующим его пульс, температуру и дыхание, регулярно проводящим анализы крови, вводящим необходимые лекарства и выполняющим множество других важных функций. Если показатели, регистрируемые этими приборами, опасно отклоняются от нормы, раздается сигнал тревоги. Реанимационные процедуры не ограничиваются искусственной вентиляцией легких и подачей пищи через зонд.

Второй этап выхаживания - интенсивная терапия новорожденных. Когда ребенок в состоянии самостоятельно дышать и отпадает необходимость в искусственной вентиляции легких, начинается второй этап выхаживания, который обычно проводится в отделении интенсивной терапии новорожденных. Здесь недоношенные дети тоже помещаются в кувезы. В отличие от отделений реанимации, отделения интенсивной терапии не оборудованы аппаратами искусственной вентиляции легких. Тем не менее, здесь обеспечивается дополнительная подача увлажненного и подогретого кислорода в кувезы, а также оптимальный влажностный и температурный режим. Ребенок находится в кувезе до тех пор, пока не сможет самостоятельно поддерживать температуру тела и обходиться без дополнительной подачи кислорода. Сегодня считается доказанным тот факт, что во время пребывания в стационаре недоношенному ребенку необходимо общение с матерью. Малыш должен слышать материнский голос, чувствовать ее тепло, что достигается при помощи так называемого метода кенгуру.



Третий этап выхаживания - катамнестическое наблюдение. Относительная нормализация основных жизненно важных функций организма не всегда, к сожалению, означает, что недоношенный ребенок окончательно сравнялся со сверстниками в психо-физическом развитии. В катамнестических кабинетах проводится не только наблюдение за детьми, но и планомерная коррекция выявленных у них отклонений.

Первичный патронаж новорожденных

После выписки новорожденного из родильного дома сведения по телефону передаются в детскую поликлинику, где в журнале посещения новорожденных записывают Ф. И. О. матери, адрес и дату рождения ребенка. В течение первых трех дней после выписки из родильного дома участковый врач и медицинская сестра выполняют первый патронаж к новорожденному. Дети с факторами риска, врожденными аномалиями и заболеваниями, недоношенные или переношенные, а также первый ребенок в семье должны быть осмотрены в первый день после выписки из родильного дома.

Во время первого патронажа новорожденного врач знакомится с условиями жизни семьи. Выясняет наличие факторов риска в анамнезе, проводит тщательный осмотр ребёнка и на основании комплексной оценки определяет группу здоровья младенца. Даёт рекомендации по режиму дня ребёнка, вскармливанию ребёнка и уходу за новорождённым, питанию кормящей матери, определяет сроки последующих патронажных посещений с учётом состояния здоровья ребёнка. Медицинская сестра обрабатывает пупочную ранку и показывает матери все манипуляции по уходу за ребёнком.

При первом патронаже новорожденного необходимо рассказать матери о состояниях, требующих срочной медицинской помощи, и сообщить, куда надо обращаться за помощью при заболеваниях. Провести инструктаж родителей по вопросам ухода за ребенком, вскармливания и воспитания.

Гнойно-септические заболевания периода новорожденных

Основные вопросы:

Общие сведения о гнойно-септической инфекции у детей

Этиология, патогенез, факторы риска сепсиса и локализованных форм гнойной инфекции

Классификация, клиника, критерии диагностики сепсиса

Гнойно-воспалительные заболевания кожи и подкожной клетчатки у новорожденных (везикулопустулез, пузырчатка, псевдофурункулез, флегмона и др.)

Болезни пупочной ранки(мокнущий пупок, омфалит, тромбофлебит пупочной вены)

Лечение и профилактика гнойно-септических заболеваний

Особенности фармакотерапии

Под гнойной инфекцией понимают внедрение и размножение в организме патогенных пиогенных микроорганизмов с образованием гнойных очагов.

Сепсис новорожденных. Этиология и патогенез. Факторы риска

Этиология. Разнообразие возбудителей является одной из основных характеристик сепсиса, что определяет особенности течения септического процесса, так как патогенность различных штаммов микроорганизмов может варьировать. Этиология зависит от срока инфицирования, зрелости ребенка состояния его иммунной системы, источника заражения, эпидемиологической ситуации в регионе и конкретном медицинском учреждении. Так, при рано начавшемся сепсисе – до 5-х суток жизни – возбудителями являются стрептококки группы В, кишечная палочка, клебсиелла, энтерококки, стрептококки группы А, гемофильная палочка, анаэробы. При поздно начавшемся сепсисе – возраст старше 5 сут – возбудителями чаще являются золотистый стафилококк, кишечная палочка, клебсиелла, эпидермальный стафилококк, синегнойная палочка. Считается, что при раннем начале сепсиса чаще возбудителями являются грамотрицательные микробы, а при позднем – грамположительные.У доношенных новорожденных преобладает грамположительная флора, у недоношенных – условно-патогенная, грамотрицательная флора. При нозокомиальном заражении в настоящее время чаще выделяются золотистый и эпидермальный стафилококки, энтерококки, клебсиелла и синегнойная палочка

Факторы риска

Факторами риска возникновения нозокомиальной инфекции являются: возраст ребенка, дефицит массы тела, тяжесть состояния, иммунодепрессия, предшествующая антибиотикотерапия (более 10 дней), пребывание ребенка в отделении реанимации и интенсивной терапии и проведение парентерального питания. В Последние годы отмечается рост частоты внутриутробного инфицирования Плода и новорожденного вирусами простого герпеса, цитомегаловирусом, хламидиями, микоплазмой. Персистирующий в организме беременной и плода инфекционный агент оказывает иммунопатологическое воздействие на организм развивающегося плода и его иммунную систему.

Недоношенный ребенок - это новорожденный, родившийся на сроке до 37 недель, вес которого менее 2,5 кг.

8 месяц. Пытается сам сесть, встает на четвереньки, пробует раскачиваться. Понимает, когда к нему обращаются с просьбой показать что-либо, интересуется слышимой речью, ее тоном и темпом.

9 месяц. В этом возрасте малыш сидит уже более уверенно, пытается ползать, говорит первые слоги, повышается необходимость в общении. Появляются первые зубки, если кроха родилась на 32–34 неделе.

10 месяц. Десятимесячный малыш предпочитает пока ползать, но уже хорошо стоит, ходит, держась за опору. Ему нравится наблюдать за перемещающимися предметами. Он уже знает, как его зовут. У малышей, родившихся до 31 недели, появляются первые зубы.

11 месяц. Ребенок активно ползает. Он уже подолгу стоит без поддержки, делает первые шаги без опоры, хорошо контактирует со знакомыми людьми. Ему интересны кубики, пирамидки, любые перемещающиеся игрушки.

12 месяц. Малыш может начать ходить, иногда это случается чуть позже — в 18 месяцев.
Нервно-психической зрелости такие детки достигают к 2–3 годам. Все это является вариантом нормы.

Особенности ухода

Уход за недоношенным ребенком имеет ряд особенностей:

  1. Одежда . Должна быть из натуральных материалов, с застежками-кнопками, чтобы без труда закреплять медицинские приборы.
  2. Средства по уходу. Должны быть гипоаллергенны и подобраны в зависимости от степени недоношенности ребенка. Кожные покровы недоношенного малыша очень нежные и чувствительные. В отделении больницы и позже дома понадобятся памперсы для недоношенных младенцев. Они бывают «нулевого» размера до 1 кг, а также от 1 до 3 кг.
  3. Температурный режим. Температура воздуха в помещении должна быть 23-24 градуса, вокруг тела ребенка — приблизительно 28 градусов. В случае необходимости можно использовать грелки. Оптимальная влажность воздуха 70%. Такой терморежим нужно поддерживать на протяжении первого месяца.
  4. Купание. Не должно быть резких скачков температуры. Чтобы этого избежать, ребенка нужно завернуть в тонкую пеленку, поместить в ванночку, развернуть ткань и помыть малыша. Температура в комнате должна быть не меньше 25 градусов, воды — не меньше 36 градусов. Заворачивать кроху нужно в теплое полотенце. Лучше, если ребенка будут купать оба родителя.
  5. Прогулки. Ребенка нужно беречь от переохлаждения и резких скачков температуры. Если малыш появился на свет летом и масса его тела более 2 кг, то гулять можно сразу. Прогулки длятся максимум четверть часа, температура воздуха на улице должна быть 25 градусов. Если малыш родился весной или осенью, то гулять разрешается в 1,5 месяца, когда он будет весить 2,5 кг. Когда ребенок появился зимой, то выход на улицу разрешен при массе тела от 3 кг и температуре воздуха максимум -10 градусов.
  6. Массаж и физкультура. Они нужны всем недоношенным младенцам. Желательно, если их будет делать специалист. Физкультура и массаж нормализуют костно-мышечную систему, улучшают метаболизм, пищеварение. С их помощью ребенок в срок сядет, встанет, поползет и пойдет.


Особенности кормления

Грудное вскармливание — лучшее, что может быть для таких детей. Маме нужно как можно дольше кормить малыша грудью. Недоношенному младенцу тяжело сосать грудь, поэтому его нужно докармливать сцеженным молоком.

В продаже имеются специальные смеси для недоношенных детей, если из-за различных обстоятельств естественное вскармливание невозможно, то придется кормить малыша ими, но покупать смесь нужно после консультации со специалистом.

Кормить ребенка в первый месяц нужно от 10 до 20 раз в день, маленькими порциями. Когда кроха прибавит в весе со 2-го месяца, достаточно будет кормить 8 раз в сутки.

Начиная с 7-го месяца питание недоношенных детей должно быть разнообразным, нужно вводить прикорм. Раньше этого делать нельзя, так как органы пищеварения еще не готовы переваривать какую-либо пищу, кроме грудного молока или смеси.

Но и затягивать с прикормом нельзя: ребенку нужны витамины и минералы. Начинать нужно с каш, затем вводить овощи и мясо, свежие соки, и в самом конце — кисломолочные продукты. Сладкие фрукты и сахар давать нельзя.

Рождение недоношенного ребенка — стресс для родителей. Но нужно помнить, что сегодня медицина шагнула далеко вперед и в наши дни возможно выхаживание недоношенных детей, рожденных даже до 28 недель.

Полезное видео о недоношенных новорожденных детях

Ответов



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!