Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Пенсионная реформа: последние новости. Пенсионная реформа в России

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.

Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам иобеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалид­ности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, опреде­ляемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зави­симости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пен­сия будет представлять собой часть трудовой пенсии.

Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на ко­торые распространяется обязательное государственное пенсион­ное страхование.

Все участники общей системы трудовых пенсий должны не­сти одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.

Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требова­ниям, вытекающим из принципов социального страхования. Ис­ходным критерием определения размера пенсии станет цена од­ного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработ­ку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет яв­ляться минимальным размером трудовой пенсии.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца бази­руются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В ос­новном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.

Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках систе­мы страхования от несчастных случаев и профессиональных за­болеваний на производстве за счет работодателей.

Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение ре­альной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увели­чения последней.

Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться.

Этому способствует тенденция к снижению численности заня­тых в экономике и сокращению доли заработной платы в струк­туре доходов населения. При отсутствии ассигнований из феде­рального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недоста­точно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.


В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения - низкий уро­вень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страхо­вых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудо­способного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пен­сии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня ми­нимальных пенсий. В последние годы по причине все еще за­ниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциа­ции размеров основной массы пенсий.

Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу - одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциа­цию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вкла­да. Решить эту проблему возможно только путем либо значитель­ного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо ра­ционализации и оптимизации самой пенсионной системы.

Из-за невозможности повышения минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня путем линейной ин­дексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную ве­личину.

В 1994 г. линейная индексация пенсий осуществлялась три раза. Проведенное в 1995 г. повышение размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты имело своей целью дове­дение минимального уровня пенсионного обеспечения до 65% прожиточного минимума пенсионера, но в результате опережающего роста цен и недостаточности выделенных средств не достиг­ло своей цели. В конечном итоге минимальный размер пенсии в 1995г. остался на том же уровне, на котором он находился в 1994 г., - около 52% прожиточного минимума пенсионера.

Предпринимались попытки интегрировать компенсационную выплату в законодательно установленный размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении пенсий это приводит к снижению реального уровня минимальной пенсии.

В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдель­ных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обес­печения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за по­следние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновре­менно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и на­блюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым от­носятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая до­ля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенси­онного возраста.

Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рацио­нализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обес­печения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перерас­пределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.

На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.

Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионно­му обеспечению.

Одна из тенденций - снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирова­ние пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновре­менно невозможно обеспечить повышение минимального уров­ня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим пере­ход к новому порядку исчисления размеров пенсий.

К целям пенсионной реформы относятся:

Финансовая стабилизация пенсионной системы и созда­ние предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

Рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

Совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

Реформирование пенсионной системы предусматривает со­хранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обес­печения.

Концепция реформирования основана на развитии трехуров­невой пенсионной системы, включающей:

1) трудовые и социальные пенсии, выплачиваемые из бюд­жета тем пенсионерам, которые не сформировали достаточные пенсионные сбережения;

2) обязательную систему пенсионного страхования, постро­енную по накопительному принципу - обязательные пенсион­ные взносы работающего населения накапливаются на личных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;

3) добровольные пенсионные сбережения населения в негосударственных пенсионных фондах.

Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.

Вопрос о пенсионной реформе волнует каждого сознательного россиянина. Правительство давно намерено изменить пенсионный возраст и порядок начисления выплат. Изменения вводятся постепенно и в будущем году нас обязательно ждут перемены. Какой будет пенсионная реформа 2017 и что изменится для нас, простых граждан. Последние новости в пенсионной реформе.

Реформа в начислении пенсии

По заявлениям Минтруда серьезных изменений в 2017 году в порядке начисления и выплаты пенсий ожидать не нужно. Все слухи, коими полнится интернет в последнее время, совершенно необоснованны. Пенсионная реформа России 2017 продолжает следовать проектам законов, которые были подписаны еще в 2015 году.

В сети сегодня активно обсуждается вопрос об изменении начисления накопительной пенсии, но М. Топлин официально заявил, что, несмотря на то, что изменения в будущем ввести предполагается, пока этот вопрос не обсуждался с другими ведомствами, а это значит, что никаких изменений в ближайшее время не ожидается.

Сегодня готовится проект закона о том, чтобы изменить порядок накопления пенсионных отчислений. Согласно ему гражданам должны дать право на самостоятельное накопление средств в ПФ. При этом накопления граждан будут застрахованы.

Также эти средства можно будет получить по наследству, в случае смерти накопителя.

Однако законопроект этот находится еще в стадии подготовки, а значит в начале 2017 года, он еще не вступит в силу.

Это изменение планируется ввести к началу 2018 года. Какие же преимущества даст это нововведение? А. Силуанов глава Минфина, заявил, что расширение возможностей накопления пенсионных отчислений даст гражданам дополнительную мотивацию обеспечить для себя безбедную старость и значительно снизит нагрузку на государственный бюджет в будущем.

Однако проект закона гласит, что участие в накоплении собственных пенсионных накоплениях будет добровольным, те граждане, которые сами не позаботятся о своей старости, будут также получать социальные выплаты.

Какие изменения в 2017 году нас ждут

Скорее всего, пенсионная реформа в 2017 году затронет возраст выхода на пенсию и коэффициента расчета выплат. Эти новости появляются в прессе не первый год. Уже в течение нескольких лет в правительстве обсуждается вопрос о том, чтобы увеличить трудоспособный возраст до 65 лет. Однако повышение не будет производиться сразу. Возраст будет увеличиваться постепенно на один год в течение нескольких лет. Сегодня президент еще не подписал данный законопроект, так что люди, которые должны пойти на пенсию в 2017 году могут не волноваться.

Данные изменения планируется ввести, чтобы сэкономить государственный бюджет, ведь в нынешней экономической ситуации этот вопрос для нашей страны особенно актуален.

Также в правительстве обсуждается вопрос об изменении коэффициента начислений пенсионных выплат. Новости сообщают, что теперь при расчете пенсии будет учитываться общий стаж пенсионера, что, по мнению чиновников справедливо. Теперь для того, чтобы получать среднюю пенсию, которая составит примерно 14 000 руб. Необходимо иметь не меньше 8 лет рабочего стажа. Если человек не отработал этих положенных лет, ему будет начисляться минимальная социальная выплата из государственного фонда.

Новости о пенсионной реформе в силовых структурах России

Последние новости России гласят, что в 2017 году не обойдется без изменений в начислениях пенсий и силовикам. Вообще силовые органы претерпят в будущем году не одну реформу, планируется сократить штат сотрудников МВД, увеличить возраст выхода на пенсию и пересмотреть коэффициент начисления выплат из государственного пенсионного фонда.

Сегодня представители ПФР уже сообщили, какие изменения вступят в силу с января 2017 года при начислении :

  • Гарантированная пенсия для сотрудников МВД будет повышена в соответствии с увеличением оклада и текущих надбавок.
  • Первую повышенную выплату пенсионеры МВД смогут получить в феврале 2017 года.
  • Пенсия работникам силовых ведомств будет повышена в среднем на 8%.

О повышении пенсионного возраста работникам МВД уже известно точно. Проект закона о повышении пенсионного возраста лиц, служащих в силовых министерствах России уже одобрен.

Теперь пенсионный возраст сотрудников МВД будет повышаться ежегодно на 6 месяцев.

В 2017 году это изменение точно коснется лишь государственных служащих, но в правительстве уже подсчитали, что эта мера значительно сократит расходы пенсионного фонда, а значит и бюджета страны в целом.

Также проект закона гласит о том, что выслуга увеличивается до 25 лет. Эти меры позволят сократить нагрузку на государственный фонд, а значит, помогут стабилизировать экономику страны.

Конец ХХ столетия стал в мировой экономике периодом активного осуществления пенсионных реформ. Они происходят сегодня с большей или меньшей степенью интенсивности на всех пяти континентах планеты. Каждая реформирующаяся страна выбирает те подходы, которые ближе ей с точки зрения местных исторических политических и финансовых условий. Различна степень радикализма реформ. Различна роль, которую в этих реформах играет государство. Различны последствия реформ для экономики и социальной системы той или иной страны. Но несмотря на все отмеченные различия в реформах есть один существенный общий элемент. Все они в большей или меньшей степени сводятся к введению в пенсионную систему накопительных элементов.

Необходимость пенсионного реформирования обусловлена в большинстве стран, прежде всего демографическими и отчасти экономическими факторами - быстрым старением населения, увеличением нагрузки пенсионных выплат на государственные бюджеты. Но к этим общим проблемам добавляются и свои специфические сложности, связанные с относительно более низкой способностью государств этой группы собирать соответствующие страховые платежи, невысоким уровнем доходов населения, сохранением в составе пенсионных систем многочисленных льготных категорий. Сочетание высоких страховых социальных взносов, ненадежного контроля за их выплатой, низких требований, соблюдения которых было достаточно для получения права на пенсию, а также слабой связи между произведенными взносами и полученными пенсиями самым негативным образом влияли на систему пенсионного обеспечения, подрывая ее жизнеспособность. Из группы бывших социалистических стран наибольший интерес при изучении проблемы причин реформирования представляют те государства, в которых уже не только законодательно разработаны реформы пенсионных систем, но и начался процесс их реализации: Чешская Республика, Польша и Венгрия.

Наиболее важными общими характерными чертами пенсионных систем Чешской Республики, Венгрии и Польши до начала реформирования были:

  • - действие пенсионных систем в рамках общих государственных систем социального обеспечения и финансирование их на основе распределительного принципа совместно с медицинским страхованием;
  • - отсутствие финансовых инструментов и налоговых льгот для развития индивидуального пенсионного накопления;
  • - низкая прозрачность пенсионных систем, финансирование через них ряда услуг непенсионного характера.

Экономические и социально-демографические условия переходного периода: во-первых, резкий рост безработицы и снижение численности плательщиков социальных взносов при ускоренном увеличении численности пенсионеров за счет категорий пенсионеров по инвалидности, ранних пенсионеров; во-вторых, высокая инфляция, снижающая реальную стоимость пенсий, - предопределяли необходимость повышения уровня взносов. А высокие уровни социальных взносов (одни из наиболее высоких в Европе) в свою очередь способствовали развитию "серого" и "черного" рынков, что в итоге сужало базу налогообложения и усиливало нагрузку на централизованные бюджеты.

Также к числу экономических факторов относятся следующие: предполагаемая роль других накопительных элементов будущей системы пенсионного обеспечения, включая дополнительные, негосударственные пенсии и любые программы накопительного пенсионного обеспечения, направленные на то, чтобы сохранить для представителей определенных профессий право досрочного выхода на пенсию; бюджетные возможности уменьшения нагрузки на распределительную систему без создания чрезмерно большого нового государственного долга; финансовые требования, связанные с сохранением гарантируемого пенсионного минимума.

Решение финансовых проблем пенсионных систем, как показывает общемировой опыт, могло пойти по двум направлениям:

  • 1) по пути сохранения, правда, в несколько реформированном виде государственной распределительной пенсионной системы и одновременного стимулирования развития дополнительных добровольных частных пенсионных программ;
  • 2) введения новой многоступенчатой распределительно-накопительной пенсионной системы, финансируемой из различных источников.

При осуществлении пенсионной реформы необходимо учитывать экономические, демографические и социальные процессы, происходящие в стране.

Основными целями проведенной пенсионной реформы являются:

  • 1) реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, а также в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях.
  • 2) обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования.
  • 3) адаптация системы пенсионного обеспечения к экономической ситуации в Российской Федерации.
  • 4) создание более оптимальных условий предоставления размеров пенсий.
  • 5) повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления пенсионным обеспечением, включая инвестициипенсионных средств.

Исходя из заявленных выше целей реформа основывается на следующих принципах:

  • 1) Каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение.
  • 2) Каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию.
  • 3) Каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы.
  • 4) Финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.
  • 5) Средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с этими принципами возникла пенсионная система, пенсия в которой складывается из нескольких частей. Первая базовая часть пенсии гарантирована для граждан России, достигших пенсионного возраста. Вторая часть - страховая, это сумма средств, перечисленных на персональный счет пенсионера в период его трудовой деятельности. Третья часть - накопительная: от 2 до 6 процентов (в зависимости от возраста) от фонда оплаты труда, которые работодатель будет перечислять на персональный счет будущего пенсионера. Четвертая часть - профессиональная пенсия. При работе во вредных условиях производства работодатель должен будет делать дополнительные отчисления на формирование профессиональной пенсии.

Для людей старшего поколения, у которых нет времени на длительный период пенсионных отчислений и инвестирования их, выгоднее, чтобы быстрее росла страховая часть, а молодым выгоден более быстрый рост накопительной части, поскольку по установленным процентам за 30-40 лет до достижения ими пенсионного возраста действительно скапливаются приличные деньги.

Предусмотрена возможность выбора пенсионером организации, которая будет осуществлять инвестиции накопительной части пенсии. Некоторые негосударственные пенсионные фонды могут предложить более активные пенсионные пакеты, чем Пенсионный фонд Российской Федерации. Если человек боится рисковать или не может определиться в выборе пенсионного фонда, то будет осуществляться выбор режима по умолчанию. Правительство назначит государственного агента, который, скорее всего, вложит деньги со стопроцентным доходом в нерыночную ценную бумагу, то есть гарантирует вам определенный процент на уровне инфляции. При этом доход будет, конечно, немножко меньше, чем в случае выбора портфеля более активного негосударственного пенсионного фонда.

Проведенная пенсионная реформа была обусловлена объективными процессами в российской экономике и политике. Последствия ее проведения неодинаковы для разных категорий граждан. Так, для людей, уже достигших пенсионного возраста и получающих пенсию на момент принятия пакета новых пенсионных законов, реформа мало что дала. Эта категория людей не может ничего изменить в своей уже законченной трудовой карьере, повлиять на размер назначенной пенсии и полностью зависит от государственной политики в отношении пенсионеров. Мало что могут изменить в размере причитающейся им пенсии и люди предпенсионного возраста. Для них по некоторым позициям, например, периодам деятельности, засчитываемым в стаж, произошли ухудшения. Но для будущих пенсионеров пенсионная система стала логичнее и больше привязана к конкретному вкладу гражданина в собственное пенсионное обеспечение. При выборе вариантов между низким уровнем пенсионного обеспечения сейчас и в будущем, независимо от реального вклада пенсионера, авторы реформы выбрали вариант поэтапного изменения размеров пенсионных выплат. Будущий пенсионер может более активно участвовать в формировании собственной пенсии, выборе инвестиционного портфеля для ее накопительной части. Эта активная позиция требует и иного уровня знания пенсионного законодательства, причем знание это требуется не только в момент достижения пенсионного возраста, а значительно раньше, при формировании накопительной и страховой части пенсии. Идеология инвестирования накопительной части пенсии в экономику связывает пенсионную систему с экономическим состоянием страны и создает предпосылки для повышения жизненного уровня будущих поколений пенсионеров.

Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства.

Пенсионная реформа в Российской Федерации

Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства, невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.

Принятие новых законов в конце 2001 года, которые дали старт новой пенсионной реформе позволяют решить несколько задач.

Первая задача пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части заработной платы здесь возможен рост в 2 – 2,5 раза. И это даёт основание прогнозировать такой же рост пенсий, - естественно, при условии предсказуемого получения доходов.

Без серьёзных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не будут торопиться выводить заработные платы из тени – из конвертов страховых схем и т. п.

Следовательно, второй задачей пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. А для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель, во – первых, учитывает весь денежный капитал, внесённый каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во – вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учётом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.

При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережения их в банке или страховой компании.

Наконец, третья задача, которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданами по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав – в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиться их изменения.

Решив эти основные и ряд ещё более частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель – более простую, более удобную для расчётов, более понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий – как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

Глава 1. Структура пенсионной системы.

1.1 Виды пенсий

В ходе проведения пенсионной реформы предусматривается, что пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:

Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным и само занятым работникам, а так же страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

1.2 Виды и структура трудовых пенсий.

Наибольший удельный вес выплат из бюджета Пенсионного фонда РФ составляют расходы на выплату трудовых пенсий. Они подразделяются на три вида:

По старости

По инвалидности

По случаю потери кормильца

Лицам, имеющим право одновременно на различные виды пенсий, устанавливается только одна пенсия по их выбору. Данное ограничение связано с тем, что размер страхового обеспечения по определению не может быть выше дохода от трудовой деятельности застрахованных лиц, однако, эта норма не исключает возможности одновременного получения трудовой и государственной пенсий (инвалиды и участники войны, родители и вдовы погибших военнослужащих, участники ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АС).

Трудовая пенсия складывается из двух или трёх частей. Концепция многозвенной пенсии направлена на достижение трёх целей пенсионного обеспечения:

Борьба с бедностью

Компенсация утраченного заработка

Обеспечение материальной достаточности

В отношении всех трёх видов трудовых пенсий существует одно общее назначение – наличие определённой продолжительности трудового стажа, однако, если для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет для приобретения стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее одного дня страхового стажа.

Другое условие всегда является особенным, отличающим данный вид трудовой пенсии от остальных. Для пенсий по старости – это достижение пенсионного возраста (60 – мужчинам и 55 лет – женщинам), для пенсий по инвалидности – наступление инвалидности (независимо от её причины), повлекшие ограничение способности к трудовой деятельности, а для пенсий по случаю потери кормильца – нахождение на иждивении умершего кормильца нетрудоспособного лица, связанного с ним строго определёнными родственными отношениями.

Серьёзной правовой новеллой в новом законодательстве явилось снижение стажевого требования с 25 – 20 до 5 лет, таким образом по существующим сегодня правилам для приобретения права на пенсию по старости достаточно иметь не менее 5 лет трудового стажа. Это позволяет застрахованному получить трудовую пенсию по старости до достижения возраста 60 лет (мужчинам) и 55 лет (женщинам). При отсутствии требуемой продолжительности трудового стажа можно рассчитывать лишь на социальную пенсию, которая устанавливается на 5 лет позже, т. е. в 65 лет (мужчинам) и 60 лет (женщинам).

1.3 Составляющие трудовой пенсии.

Идея лежащая в основе пенсионной реформы проста, пенсия должна складываться из трех частей: базовая, страховая, накопительная.

Пенсия по новой пенсионной модели должна быть не назначена человеку государством, а заработана им.

Базовая часть устанавливается в твердой сумме для всех пенсионеров. По состоянию на 1 января 2002 года она составляла 450 рублей, за прошедший период она трижды индексировалась и на первое февраля 2003 года она составила 553 рубля 74 коп..

Страховая часть устанавливается в зависимости от уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, эта часть пенсии финансируется по распределительному методу (т. е. взносы нынешних работающих граждан распределяются на выплату пенсий нынешних пенсионеров). Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в течении всей его трудовой деятельности делённое на нормативно установленный ожидаемый период выплаты пенсий.

Накопительная часть устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную часть пенсионной системы с учётом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого периода выплаты пенсии.

Из выше указанного следует, что пенсия является трёхуровневой, соответственно, и средства, которые направляются на пенсионное обеспечение работников распределены на три потока.

Первая - часть налог 14 %. Он поступает в федеральных бюджет и направляется на финансирование базовой части трудовой пенсии.

Вторая – страховой взнос (14 %; 12 % - в зависимости от возраста застрахованного гражданина, в зависимости от принадлежности работника к определённой возрастной группы), поступает непосредственно в Пенсионный фонд РФ. Соответствующие суммы отражаются на индивидуальном счёте конкретного работника и направляются на финансирование текущих обязательств пенсионной системы. При выходе работника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учётом роста заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счёт.

Третья часть – страховой взнос (начиная с 2006 года), поступает в Пенсионный фонд РФ, отражается в специальной части индивидуального лицевого счёта конкретного работника и направляется на финансирование пенсий только в момент выхода данного работника на пенсию. Поступившие средства образуют персонифицированный резерв пенсионной системы. Направляемый на инвестирование, доход от которого так же фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц.

Порядок определения трудовой пенсии принципиальным образом отличается от ранее действующих правил. Базовая часть пенсии устанавливается в фиксированном размере, которая дифференцируется в зависимости от возраста пенсионера, степени ограничения к трудовой деятельности и наличия на его иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Страховая часть трудовой пенсии по старости и инвалидности определяется путём деления расчётного пенсионного капитала соответствующего лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии. Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по схожей схеме с той лишь разницей, что во внимание принимается расчётный пенсионный капитал умершего кормильца, который дополнительно делится ещё и на количество нетрудоспособных членов семьи, являющихся получателями пенсий, установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается пенсия данному нетрудоспособному члену семьи.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости после завершения пенсионной реформы составит 19 лет. Вместе с тем установлен переходный механизм, согласно которому с 1 января 2002 года указанный период составил всего лишь 12 лет и он ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 16 лет, а затем на один год до достижения 19 лет.

При назначении трудовой пенсии по старости позднее 60 – 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии по старости сокращается на каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидается период выплаты пенсии по старости, применяемый для расчёта размера страховой части пенсии по старости. Не может составлять менее 14 лет, в течении переходного периода – 10 лет.

Данная мера, экономически стимулирующая более поздний выход на пенсию, позволяет обойтись без принятия непопулярного в обществе решения об увеличении пенсионного возраста.

Накопительная часть трудовой пенсии по старости и по инвалидности определяется путём деления пенсионных накоплений соответствующего лица, учтённых в специальной части индивидуального лицевого по состоянию на день, с которого назначается пенсия, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости. Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается не ранее дня достижения инвалидом пенсионного возраста.

Размер трудовой пенсии определяется путём суммирования всех составных частей соответствующего вида пенсии. Новым законодательством определён порядок перерасчёта и индексации (корректировки), установленного вида пенсии. Перерасчёт производится при наступлении обстоятельств, индивидуальным образом влияющих на изменение размера пенсии, как в сторону его увеличения, так и снижения. Это может иметь место при достижении пенсионером возраста 80 лет, изменение группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей пенсии по случаю потери кормильца. Кроме того, если пенсионер проработает после назначения или предыдущего перерасчета страховой части пенсии по старости или по инвалидности, то приобретет право на перерасчет пенсии с учетом дополнительного капитала.

Дополнительный капитал можно не только «заработать» и «сэкономить» в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (полностью или в определенной пенсионером части) не менее чем в течение 12 месяцев со дня назначения или предыдущего перерасчета пенсии.

Принципиально важно то, что при перерасчете страховой части пенсии по указанным основаниям ожидаемый период выплаты пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части пенсии. Пари этом применяются те же ограничения, которые действуют при сокращении указанного периода в случае более позднего назначения страховой части пенсии.

Индексация, или корректировка, осуществляется только в общем для всех пенсионеров порядке и не может повлечь за собой уменьшение размера пенсии (за исключением одного случая). Размер страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточнения по результатам данных индивидуального (персонифицированного) учета ранее представленных страхователем сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в ПФР, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение или перерасчет пенсии.

Порядок индексации зависит от частей трудовой пенсии.

Базовая часть трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год.

Страховая часть трудовой пенсии индексируется по смешанному механизму (путем авансирования и путем доплаты).

При росте цен за календарный квартал не менее чем на 6 % страховая часть трудовой пенсии будет индексироваться раз в три месяца - с первого числа очередного квартала. При меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 % за полугодие - раз в шесть месяцев. В случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 % индексация страховой части трудовой пенсии производится один раз в год с 1 февраля.

В том случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит общий (суммарный) коэффициент произведенной индексации по ценам за предшествующий год, то с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части пенсии на соответствующую разницу, которое не может превышать индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера.

Что касается накопительной части трудовой пенсии, то она подлежит как перерасчету, так и индексации, которые производятся в совершенно особом порядке.

При назначении трудовой пенсии, в состав которой входит накопительная часть, средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного, списываются с этого счета и не принимаются во внимание при перерасчете данной части пенсии.

В случае продолжения трудовой деятельности после назначения пенсии, в состав которой входит накопительная часть, один раз в три года производится перерасчет этой части пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета за период, истекший с даты назначения указанной пенсии либо последнего перерасчета ее накопительной части.

Перерасчет накопительной части трудовой пенсии производится путем суммирования накопительной части трудовой пенсии по состоянию на дату, с которой производится соответствующий перерасчет, с результатом, получаемым при делении суммы дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета за период, истекший с даты назначения трудовой пенсии, в состав которой входит накопительная часть пенсии, либо последнего перерасчета этой части пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, определяемого по состоянию на день, с которого производится указанный перерасчет. При этом дополнительные средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, списываются с этого счета.

Кроме того, накопительная часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.

Итак, модифицированный порядок назначение пенсии даёт явные преимущества над старой моделью. Сегодня заработная плата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа, тогда как в старой – заработная плата свыше 2000 рублей при назначении не учитывалась и направлялась на перераспределение – в пользу тех, кто получал меньше. Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсий зависит от заработной платы.

Глава 2. Конвертация пенсионных прав в капитал

В целях реализации положений Программы пенсионной реформы в Российской Федерации в части обеспечения равных возможностей для разных возрастных групп населения предусматривается оценить приобретенные ими пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 года, гарантированные действовавшим до этой даты пенсионным законодательством, путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

1.1 Основные положения конвертации

Начальный пенсионный капитал (ПК) определяется исходя из расчетного размера пенсии по старости (РП) при ее условном установлении 1 января 2002 года всем застрахованным лицам по формуле (1):

ПК = (РП - БЧ) x Т, где

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по старости на момент введения нового пенсионного законодательства, составляющий 450 руб.,

Т - ожидаемый период выплаты пенсии - 19 лет (228 месяцев).

Формула (1) вытекает из нового порядка определения размера трудовой пенсии по старости (П) суммированием размеров ее базовой, страховой и накопительной частей: П = БЧ + СЧ + НЧ, где

БЧ - базовая часть пенсии по старости,

СЧ - страховая часть пенсии по старости,

НЧ - накопительная часть пенсии по старости.

На 1 января 2002 г. ни у одного из застрахованных лиц не будет пенсионных накоплений, отражаемых в специальной части лицевого счета. Поэтому «заработанная» накопительная часть трудовой пенсии на эту дату составит НЧ = 0 рублей. Размер страховой части трудовой пенсии по старости по новым правилам определяется по формуле:

При этом расчетный размер пенсии, «заработанной» на 31 декабря 2001 г. в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному страхованию в течение трудовой деятельности до 01. 01. 2002 г., должен быть равен размеру пенсии, определяемому по новой формуле, т. е.

РП = П = БЧ + СЧ = БЧ + ПК/Т.

Отсюда путем несложных преобразований и получается формула (1).

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц, включая подсчет «заработанного» размера условно назначаемой пенсии (РП), осуществляется исходя из следующих основных положений и принципов.

Первое. Размер установленных по состоянию на 31 декабря 2001 г. государственных пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), сохраняется (не уменьшается) при перерасчете пенсий по новым правилам с 1 января 2002 г.

Второе. Застрахованным лицам, имеющим полный общий трудовой стаж (мужчинам - не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет), расчетный размер пенсии определяется по действующим на 31 декабря 2001 года нормам исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Третье. Среднемесячный заработок определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 24 последних месяца перед датой конвертации (1 января 2002 года), в его отсутствие - за любые 60 месяцев подряд (в т. ч. на основании справок с места работы). Для пенсионеров при массовом перерасчете пенсий 1 января 2002 года также может быть взят заработок, из которого исчислена пенсия, на основании сведений, имеющихся в пенсионном деле.

Четвертое. Расчетный размер пенсии при полном стаже не должен быть менее минимального размера совокупной выплаты, установленной на 31 декабря 2001 года (660 руб.).

Пятое. В отношении лиц, имеющих неполный трудовой стаж, должна определяться величина расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, уменьшаемая пропорционально имеющемуся и полному стажу по нормам исчисления пенсий при неполном общем трудовом стаже.

Шестое. Необходимый для назначения пенсии по старости минимальный стаж (5 лет) при расчете начального пенсионного капитала не требуется. Достаточно иметь хотя бы один месяц общего трудового стажа.

Седьмое. Для оценки пенсионных прав застрахованных лиц, занятых в условиях труда, отклоняющихся от нормативных, по повышенным нормам учета стажа и заработка, должно быть предоставлено право рассчитать пенсионный капитал в едином порядке, но исходя из имеющегося и требуемого полного специального трудового стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.

Восьмое. Оценка пенсионных прав и расчет начального капитала в переходный период до 2013 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением трудовой пенсии. По истечении указанного срока осуществляется конвертация в отношении остальных застрахованных лиц, не достигших пенсионного возраста. В течение переходного периода в целях расчета размера трудовой пенсии и пенсионного капитала применяется меньший ожидаемый период выплаты пенсии по старости (в 2002 г. 12 лет (144 месяца)) с его поэтапным увеличением (на 6 месяцев за год до достижения 16 лет (192 месяцев), затем на 12 месяцев за год) до установленной величины 19 лет (228 месяцев).

Девятое (базовый принцип). Расчетный размер пенсии в части, связанной с пенсионными правами, которые приобретены застрахованным лицом до 1 января 2002 г., не должен зависеть от даты проведения конвертации и вида назначаемой пенсии.

Переход к новой системе исчисления трудовых пенсий и фиксацию приобретенных пенсионных прав можно проиллюстрировать следующим образом.

По действующим нормам размер пенсии определяют четыре основных фактора: имеющийся стаж, заработок (за 2 последних года или за любые 5 лет подряд), а также жизненные обстоятельства (инвалидность, наличие иждивенцев, достижение определенного возраста и т. п.) и минимальные гарантии (минимальный размер пенсии, минимальная совокупная выплата, размер компенсации) - на момент установления пенсии.

Два последних фактора в новой системе учитываются при определении размера базовой части трудовой пенсии.

Страховая часть новой трудовой пенсии определяется из суммы уплаченных после 01. 01. 2002 г. страховых взносов. Кроме того, к этому сформированному капиталу добавляется сумма «стартового» капитала, исчисленного из заработка и стажа до 01. 01. 2002 г., которые в дальнейшем перестают играть какую-либо роль в определении размера пенсии.

Разумеется, все суммы «осовремениваются», т. е. увеличиваются на общий индекс роста страховой части трудовых пенсий за период с момента зачисления суммы на индивидуальный счет застрахованного лица до момента установления пенсии. В частности, в связи с принятым решением по индексации страховой части трудовых пенсий с 01. 02. 2002 г. сумма «стартового» пенсионного капитала, определенного по состоянию на 01. 01. 2002 г., и сумма взносов, поступившая на индивидуальный счет застрахованного лица в январе 2002 г., увеличивается в 1,065 раза.

Вся сумма уплаченных взносов, в том числе «начального» взноса («стартового» капитала, в который преобразуются имеющиеся к началу реформы стаж и заработок), должна быть возращена застрахованному лицу в виде выплаты страховой части трудовой пенсии в течение ожидаемого периода такой выплаты.

Если трудовая карьера завершена до 01. 01. 2002 г., а трудовая пенсия с применением индивидуального коэффициента пенсионера назначена, то ее размер, пересчитанный по новым правилам (через капитал), должен сохраниться.

Если трудовая карьера не завершена, а пенсия не назначена, то застрахованному лицу должен быть сохранен размер «заработанной» им на 01.01.2002 г. пенсии по действующему законодательству (за вычетом 450 рублей) и обеспечены с учетом имеющегося стажа минимальные гарантии на размер будущей трудовой пенсии не менее 660 руб., если будет выработан полный трудовой стаж.

В переходный период (до 1 января 2013 г.) сохраняется именно эта величина (пенсии), в то время как величина расчетного пенсионного капитала в части денежного выражения приобретенных пенсионных прав до 01. 01. 2002 г. будет связана со сроком назначения пенсии и ее видом.

1.2 Формула конвертации

Исходя из ныне действующего порядка исчисления пенсий с применением ИКП, расчетный размер пенсии при полном общем трудовом стаже определяется по формуле (2):

РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 и 2001 годы (у пенсионеров - также может заработок, из которого ранее исчислена пенсия) либо за 5 лет работы подряд;

ЗП - среднемесячная заработная плата в стране за тот же период (за период 2001-2002 годы этот показатель составил 1494 руб. 50 коп.);

СЗП - утвержденная Правительством Российской Федерации среднемесячная заработная плата в стране за III квартал 2001 года для исчисления и увеличения государственных пенсий, которая составляет 1671 руб.;

СК - стажевый коэффициент:

при полном общем трудовом стаже (мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет) - 0,55, который повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого стажа, но не более чем на 0,2;

для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени (III группы) - 0,3.

Максимальный стажевый коэффициент, таким образом, составит 0,55+0,2=0,75, как и предусматривается действующим пенсионным законодательством.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране (ЗР/ЗП)

учитывается в размере не свыше 1,2.

Таким образом, проведение конвертации пенсионных прав позволит каждому работнику располагать информацией о размере своей пенсии по состоянию на 1 января 2002 года, при достижении пенсионного возраста будут исключены проблемы по подтверждению стажа и заработка различными справками.

Глава 3. Персонифицированный учет как основа пенсионной реформы.

Реально возможность учесть каждый рубль, внесенный каждым гражданином за каждый год и месяц его трудового стажа и, кроме того, закрепить их в виде обязательства государства персонально перед каждым работником, дает индивидуальный (персонифицированный) учет. Понятие это вошло в нашу жизнь в 1997 году как организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования. Персонифицированный учет предполагает регистрацию граждан в Пенсионном фонде в качестве застрахованных лиц, присвоение каждому застрахованному лицу страхового номера и открытие индивидуального лицевого счета, на котором отражаются сведения о застрахованном лице, и строится на следующих принципах:

единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования;

доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем;

использования сведений о застрахованных лицах исключительно для целей пенсионного обеспечения;

соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета и фактически перечисленным этим плательщиком суммам страховых взносов;

осуществления учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования его для назначения пенсии. Основными целями персонифицированного учета являются:

создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства РФ;

упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам

Таким образом, цели персонифицированного учета тесно переплетаются с задачами пенсионной реформы в целом. В пенсионном законодательстве персонифицированный учет определен как информационная основа для реализации всей пенсионной реформы. Готовность системы персонифицированного учета выступить в этой базовой роли можно определить с учетом нескольких основных моментов. Это, во-первых, полнота регистрации застрахованных лиц, во- вторых, отражение на лицевых счета сведений о стаже и заработке граждан, в-третьих, назначение пенсий по данным персонифицированного учета.

С 1 января 1997 года на каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет (ИЛС) с постоянным страховым номером в целях сбора и хранения информации, необходимой для пенсионного обеспечения. В процессе трудовой деятельности сведения ИЛС систематически уточняются и дополняются.

Одной из важнейших задач персонифицированного учета является назначение пенсий по данным персонифицированного учета. Отработана и успешно действует технология представления индивидуальных сведений для назначения пенсий. В настоящее время система персонифицированного учета устойчиво работает и информационная база для реализации пенсионной реформы в России практически сформирована.

При переходе к формированию пенсионных прав на основе фактически уплаченных страховых взносов, а также в связи с введением накопительной части трудовой пенсии значительно возрастает роль персонифицированного учета. Назначение страховых взносов - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Размер этой пенсии будет зависеть от суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете. При выходе сотрудника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учетом роста заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счет. Страховые взносы на накопительную часть пенсии отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета. Поступившие средства образуют персонифицированный резерв пенсионной системы и направляются на инвестирование, доход от которого также фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц. Работодателями страховые взносы начисляются отдельно по каждому застрахованному лицу, в зависимости от возраста работника и, кроме того, дифференцированно для мужчин и женщин, уплата производится раздельно на страховую и накопительную части пенсии. Чтобы в полном объеме учесть все эти факторы, не обойтись без стройной и четкой системы персонифицированного учета. Одна из задач, которую должна решить пенсионная реформа, - это обеспечение прозрачности пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. Новая пенсионная система предполагает заинтересованность и контроль граждан за теми сведениями, которые повлияют на размер их будущей пенсии. А система персонифицированного учета дает возможность осуществлять этот контроль. Работодатели обязаны информировать работников о сведениях, представленных ими в Пенсионный фонд. Кроме того, и в Пенсионном фонде застрахованные лица должны получать отчет о состоянии заработанных ими пенсионных прав: в каком объеме перечислены взносы за него работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, в каких объемах он индексировался.

В 2002 году Пенсионный фонд начал кампанию информирования будущих пенсионеров о состоянии их пенсионных счетов. В октябре прошлого года письма с подробным состоянием лицевого счета получили граждане, которые по возрасту должны выйти на пенсию в 2003-2004 гг. Эти граждане получили Выписку из своего лицевого счета, в которой указаны все сведения о стаже и заработке, начиная с 1997 года. В дальнейшем будет продолжена разъяснительная кампания среди работающего населения. В текущем году уже все граждане будут ознакомлены с состоянием своего лицевого накопительного счета и информированы о порядке инвестирования средств.

Индивидуальный учет нужен прежде всего каждому работающему, чтобы сохранить данные о пенсионных правах, на основе которых ему будет назначена пенсия, поэтому каждый из нас должен быть заинтересован в открытии лицевого счета и наполнении его информацией. В то же время индивидуальный учет является обязательным для каждого работающего, и это определено законодательством.

В случае изменения законодательства, касающегося пенсионного страхования, накопленные раньше сведения будут сохраняться на индивидуальном лицевом счете неизменяемыми, а для учета новых сведений будут вноситься необходимые изменения в технологию персонифицированного учета.

Таким образом, система персонифицированного учета позволяет осуществить:

учет трудового стажа, заработной платы и обязательных сборов в Пенсионный фонд;

исчисление размеров пенсий на основании продолжительности трудового стажа, размеров заработной платы и обязательных отчислений;

открытие индивидуальных пенсионных счетов в системе обязательного государственного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения;

увеличение поступлений денежных средств в Пенсионный фонд и ликвидацию задолженности по пенсиям;

ликвидацию трудовых книжек и заинтересованность в мобильности трудовых ресурсов;

создание системы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов;

В системе персонифицированного учета созданы условия для правильного назначения пенсий, обеспечена достоверность сведений о стаже, заработке и пенсионных страховых взносах, упрощен порядок и процедура назначения пенсий.

Главным критерием пенсионной реформы, одним из важнейших инструментов которой является персонифицированный учет, является повышение финансовой обеспеченности пенсионной системы и своевременное получения всеми пенсионерами пенсии в полном объеме.

Одной из главных задач пенсионной реформы максимально упростить формулу назначения пенсий, порядок предоставления документов и достоверность предоставления информации о размере заработка и количеством отработанных гражданином лет. Эти проблемы и позволяет на сегодня решать, созданная система индивидуального (персонифицированного) учёта.

Заключение

Любая пенсионная система – это система социального вспомоществования. Её задачами является обеспечение средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности. Социальная функция пенсии, также должна обеспечивать достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких заработных плат и не смог заработать большую пенсию. Поэтому в пенсионная модель имеет функцию перераспределения.

Новая пенсионная модель призвана в большем объёме учитывать пенсионные обязательства государства перед теми. Кто больше зарабатывает и больше вносит в общие средства пенсионной системы. А для этого – хотя бы частично персонифицировать средства, которые перечисляются в виде пенсионных платежей за каждого конкретного работника. Иными словами, в новой пенсионной системы объём перераспределяемых средств должен отчасти уменьшится.

Новая модель, учитывая в большей мере обязательства государства перед каждым конкретным работником, в то же время при исчислении пенсий сглаживает различия в уровнях их доходов на протяжении трудовой деятельности.

Один из механизмов, позволяющих обеспечить это, - разделение пенсионного тарифа. Ведь персонифицированные права учитываются только в той части, которая поступает в бюджет Пенсионного фонда в виде страховых взносов, и составляет 14 % от общего фонда оплаты труда. Вторая же половина – 14 % взимается в форме налога, проводится через государственный бюджет и направляется на перераспределение. Да и страховые взносы направляются на финансирование текущих пенсионных выплат. А это означает, что новая пенсионная модель остаётся в значительной мере распределительной, основанной на солидарности поколений. И, если говорить о базовой пенсии, то источником её финансирования, конечно же, являются налоги с заработной платы более высокооплачиваемых.

Таким образом, новая пенсионная модель, не ухудшая положение менее оплачиваемых, бедных, должна заинтересовать более оплачиваемых, богатых не скрывать свои доходы и платить с них налоги и взносы в Пенсионный фонд.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании».

2. Федеральный закон РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

3. Федеральный закон РФ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

4. Федеральный закон РФ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

5. Пенсионная реформа в России. Под редакцией М. Ю. Зурабова. – М.:2002

6. Соловьёв А. К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2001.

7. Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина – М.: Просвещение, 2002.

9. «Достоинство» Cт «Взамен лоскутного одеяла…». От 2001 года № 33.

11. Приложение политико – экономического еженедельника «Интерфакс время». Cт. «Каждый человек, выходя на пенсию, должен знать размет своего начального капитала». От 4 сентября 2002 года.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!