Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Один отзыв на “Сочинение — анализ сцены «Прощание Катерины с Борисом» (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)”. Переломный момент в жизни Катерины

Почему погибла Катерина и что для этого сделал Борис?

Последнее свидание Катерины с Борисом происходит в третьем явлении пятого действия пьесы «Гроза». Эта сцена имеет важнейшее значение для раскрытия образов Катерины и Бориса. А также именно она является переломной во всем действии. Можно сказать, что эта сцена привела пьесу к трагическому финалу.

Перед последней встречей Катерина уже доведена до отчаяния. Во втором явлении мы встречаем ее в метаниях и мучениях. Она не хочет жить: «А смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит». Но всё-таки в глубине ее израненной души еще теплится надежда: «Ещё кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я видела…». Катерина тоскует по своему любимому и молит, почти по-язычески, «ветры буйные», чтобы донесли они до Бориса ее «печаль-тоску».

И вот происходит чудо: героиня встречает того, ради которого пренебрегла всем, ради которого «душу свою…погубила».

Встретившись, влюбленные плачут, от горя ли, от счастья ли, или от того и другого вместе. Ремарка, данная Островским – «Молчание» – как нельзя лучше описывает внутреннее состояние героев. И вправду, о чем говорить?

Первым нарушает молчание Борис. Ведь он пришел сюда не просто так. Он пришел сказать Катерине, что уезжает: «Далеко…в Сибирь».

Первые фразы Катерины в этой сцене отрывисты и коротки. Как будто она готовится сказать что-то чрезвычайно важное, то, что решит ее судьбу. После того, как Борис сообщает ей о своем отъезде, у Катерины вырывается мольба. Она просит героя взять ее с собой. Это почти крик последней надежды. Фраза «Возьми меня с собой отсюда!» является кульминационным моментом всей сцены. От решения, которое примет Борис, зависит судьба Катерины, да и его судьба тоже.

Что же отвечает ей Борис? Он говорит, что «отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то с тем проститься, где мы с тобой виделись». То, что в такой момент Борис вспоминает дядю, говорит о его бесхарактерности. Он не может сам принимать решения. И отвечает Катерине отказом.

В этот переломный момент Катерина показывает всю широту своей души. Когда рухнула ее последняя надежда и земля начала уходить из-под ее ног, она находит в себе силы сказать Борису: «Поезжай с Богом!». Вместо того, чтобы проклясть бессердечного и бесхребетного Бориса, который оставлял ее на растерзание свекрови и общественного мнения, Катерина говорит ему о своей любви.

А любовь ее, воистину, не знает границ: «Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да еще впереди сколько! Ну да что думать о том, что будет! Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отымут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидеть тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня…»

Читая эти строки, понимаешь, что только великая женщина способна на такую любовь и на такие чувства. Готовая пойти против всех, бросить все и поехать за любимым в далекую и холодную Сибирь, в тяжелую минуту она прощает Бориса. Прощает за все.

Но судорожная мысль всё-таки вертится в голове у Катерины. Она не может найти нужных слов: «Что-то я тебе хотела сказать! Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего».

А Борис, вместо того, чтобы поддержать Катерину, говорит: «Время мне, Катя!»

В следующую секунду идея, которая еще витала в воздухе, и исполнение ее казалось таким невозможным, превратилась в голове Катерины в осознанное и страшное решение. Мы еще не знаем, о чем идет речь, но уже догадываемся. Катерина говорит Борису, чтобы «ни одного нищего» он дорогой не пропускал и всем приказывал, чтобы они молились за ее «грешную душу». Именно в этот момент Катерина решила совершить самый страшный, в христианском понимании, грех, замолить который не под силу и тысяче нищих: самоубийство.

С этой секунды Катерина начинает навсегда прощаться с Борисом, так как поняла, что больше никогда она его не увидит. Борис же, не в силах понять, куда он толкает свою возлюбленную, начинает жаловаться, обвинять всех и вся: «Злодеи вы! Изверги!». И произносит одну из самых важных своих фраз: «Эх, кабы сила!» Он признается в своем бессилии, в том, что он не может сделать ничего, чтобы спасти Катерину. А самое главное, он признается в своем бесконечном эгоизме. Заподозрив, что Катя задумала неладное, он думает не о ней, а том, что он измучается дорогой, думая о героине.

Есть в этой сцене удивительный момент. В последний раз Борис хочет обнять Катерину, но она…не подпускает его к себе. Поверить в то, что, не обидевшись на отказ Бориса сразу, она решила обидеться сейчас, невозможно. Да и не укладывается это в образ Катерины. Просто, решив совершить самоубийство, она не может позволить любимому прикоснуться к ней – страшной грешнице. Кроме того, Катерина торопит Бориса: «Ступай, скорее, ступай!».

Поступок Бориса можно назвать предательством. Он, в данной ситуации, преступник и грешник, а не Катерина. Он предал самое святое и ценное чувство, ради которого люди готовы принять смерть, – любовь. И, уходя, Борис желает Катерине гибели: «Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!».

Вот какой участи хочет он для Катерины! Вот каким он видит решение проблемы! И мы понимаем, что не помог он Катерине не потому, что был бесхребетным и безвольным человеком, а потому, что не хотел!

Кто знает, как повернулась бы судьба героев, если в ту важнейшую минуту Борис согласился взять Катерину с собой. Да, героев ожидали бы страшные трудности. Быть может, она разочаровалась бы в своем выборе. Но Борис не мог, а точнее, не смог поступить по-другому.

Простившись с Борисом навсегда, Катерина бросается в Волгу, унеся с собой свою огромную любовь к человеку, не захотевшему ее спасти.

Драма “Гроза”, написанная А.Н. Островским в 1859 году, по своему жанру - социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал - самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины. Как тонкий мастер-психолог, рисует автор глубокие переживания героини, ее страдание, смену настроений. Так же ослепительно и трогательно рисует он последнее свидание Катерины с Борисом, заставляя читателей сочувствовать героине в той сложной ситуации, в которой она оказалась. Признавшись публично в своем грехе- измене безвольному слабому мужу, не сумевшему понять Катерину и не дать в обиду ее от нападок свекрови, - Катерина вызывает на себя шквал упреков и унижений, всеобщее осуждение. Тихону жалостно ее, но больше всего жалостно ему себя, поэтому он только пьет и жалуется на жизнь. Бориса отсылают на три года “в Тяхту, к китайцам”, в контору знакомого купца. Он плачет и только просит не мучить Катерину, но не дать в обиду ее не может никто. Героине так тяжело, что она меч-

тает о смерти как о единственном избавлении от страданий, и единственное, что ещё могло бы хоть как-то ее утешить - это увидеть Бориса. Любовь к нему осталась в ее сердце. “Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!”- это поэтическое причитание Катерины сродни народному фольклору. Словно в ответ на ее призыв “Откликнись!” появляется Борис, услышавший звук героини. Их радость от встречи искренняя и непосредственная, но это, скорее, последняя вероятность для Катерины поплакать на груди у любимого человека, и мало в этой встрече радости. Катерина просит прощения у Бориса, что выдала тайну их любви, что не смогла скрывать это в своей душе. Она себя считает во всем виноватой, от всего сердца желая Борису “не тужить” о ней продолжительно. Ей очень тяжело дома, и она бесхитростно рассказывает об этом: свекровь мучает ее, запирает, муж то сердится, то ласков, да “ласка-то его… хуже побоев”. Единственная просьба ее к Борису - взять ее с собой. Но Борис так же слаб и безволен, как и Тихон. Завися от дяди материально, он не может его ослушаться: “Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду…” Когда-то он не хотел мыслить о том, что предстоит им с Катериной: “Ну, что об этом мыслить, благо нам теперь-то хорошо!” Теперь же он страдает: “Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!” Он беспокоится прежде всего о себе, боится, чтоб их не застали. Осознавая свою слабость, проклиная тех, от кого зависит, он в отчаянии восклицает: “Эх, кабы сила!” В этой сцене Катерина нравственно намного выше Бориса: она готова и к любви, и к самопожертвованию. “Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо”. Ее внутренний мир немаловажно богаче, тоньше, наполнен более сильными чувствами. В самоотверженной любви для героини главное - чтобы не сердился на нее, не проклинал ее Борис, его счастье и сердечный покой ей дороже собственного. Поэтому после расставания с ним ей нечего больше ожидать от жизни. Борис заподозрил что-то неладное, у него более того появилось предчувствие, что Катерина что-то задумала. Но, попросив, чтоб он подавал по дороге милостыню всем нищим с наказом молиться за ее грешную душу, Катерина настаивает на скорейшем прощании. Уезжает рыдающий Борис, и теперь Катерина остается одна, и ожидать ей от жизни больше нечего.

Эта сцена глубже раскрывает внутренний мир обоих героев: слабость, бессилие и себялюбие Бориса и глубокое страдание и самоотверженную любовь Катерины. Раскрывается также нравственное превосходство героини: ясно, что Борис не герой, и прав был Н.А. Добролюбов, утверждая, что полюбила его Катерина больше “на безлюдье”. Но, кроме более полного раскрытия характеров героев, эта сцена важна и ещё по одной причине: она психологически мотивирует последующее самоубийство Катерины, подготавливая читателя к восприятию дальнейших событий. Все это дает нам основание сделать вывод о важности и значимости сцены в трагедии, а также о ярком мастерстве Островского-драматурга, создавшего многие незабываемые шедевры русского театра.

Главные герои повести Бондарева «Батальоны просят огня»... О полковнике Гуляеве говорилось как о достаточно известной, ставшей традиционной фигуре «отца-командира», неравнодушного к молодежи. Ерошина - «мальчи...

Поэтизация любви и радости жизни в лирике Сапфо и Анакреонта... Алкей известен, в основном, из отрывочных цитат, целых стихотворений сохранилось немного. Алкей пишет о борьбе с тиранами, о героях, защищает интересы...

/ / / Свидание Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза»)

Пьеса Островского « » не утратила своей актуальности и в наше время, ведь в ней подняты вечные темы любви, счастья, нравственности.

Действие пьесы разворачивается вокруг душевной трагедии главной героини, перед которой стал не простой выбор – идти по зову сердца или остаться верной собственным жизненным принципам.

Росла свободным ребенком. Родители растили ее в заботе и любви, не обременяли тяжелым трудом. Главная героиня выросла верующим человеком и свято чтила божьи заповеди. Она мечтала о дружной семье, заботливом муже и любящих детях. Но эти мечты так и остались мечтами.

Очутившись в доме Кабановых, Катерина попала в «темное царство». Ее безвольный муж жил по указу своей матери. Целыми днями главная героиня чувствовала унижения и оскорбления со стороны свекрови. Эта угнетающая атмосфера убивала Катерину. Единственной радостью для девушки стали светлые чувства к Борису.

Борис был племянником купца Дикого, имел хорошее образование и воспитание. В нем Катерина увидела того человека, который способен осуществить ее мечту о идеальной семье.

Стоит отметить, что главная героиня долго не решалась завить о своих чувствах. Ее воспитание не позволяло опозорить мужа и его семью. Катерина гнала прочь мысли о Борисе. Но жизнь в доме мужа с каждым днем становилась все тяжелее и тяжелее. Она не получала от Тихона той любви и ласки, которую хотела. В конечном итоге, Катерина решается пойти на свидание с Борисом.

С первых минут свидания Катерина, потупив глаза, пытается прогнать молодого человека, говоря ему, что он довел ее до греха. Но это была лишь маска, девушка давно уже все решила. Борис не может понять, почему его прогоняют. Он признается Катерине в любви и не разделяет ее сомнительного настроения. Главная героиня бросается на шею к Борису и тоже признается в своих чувствах. Борис, пытаясь немного успокоить девушку, говорит ей: «Никто и не узнает про нашу любовь». Катерине не страшен людской суд, она понимает, что сотворила грех, за который не простит себя никогда. Еще перед свиданием с Борисом Катерина сказала сама себе: «Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить».

Но в минуту свидания главная героиня решила отдаться чувства и не думать о последствиях.

Нужно сказать, что Катерина, ослепленная чувствами к Борису, не разглядела его безвольную душу. Он был таким же, как Тихон, зависел от своего дяди Дикого. Борис жил по принципу : «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Более того, отношения с Катериной были для него простым увлечением, он просто наслаждался отсутствием Тихона.

Свидание стало ключевым моментом в судьбе главной героини. В Борисе Катерина искала любовь и счастье, понимание и заботу. Понимая всю греховность своего поступка, девушка не предала свою мечту и свои чувства, заплатив за нее очень дорогую цену.


Анализ третьего явления пятого действия драмы «Гроза».

Драма «Гроза» - одна из самых ярких и интересных пьес А.Н. Островского. Она была написана в предреформенный период творчества писателя, когда начинали появляться образы из таких слоев русской жизни, как купечество, чиновничество.

Действие «Грозы» происходит в небольшом городе Калинове, который стоит на берегу Волги. Хотя природа города живописна и необычна, нравы его жителей не соответствуют пейзажу.

В городе правит тирания: так называемые «хозяева жизни» всячески унижают людей, которые ниже их по социальному положению, и даже членов своей семьи. В такой семье, где власть принадлежит старшим, живет главная героиня пьесы – Катерина. Она постоянно терпит нарекания свекрови – купчихи Кабановой. Ни муж, ни кто другой не может ей помочь.

Пьеса заканчивается самоубийством Катерины. Н.А. Добролюбов писал, что именно такой конец бросает «вызов самодурной силе». Ничто бы так не потрясло жизнь города, как этот «страшный вызов».

Перед смертью Катерина встречается с Борисом, своим возлюбленным.

Эта сцена, на мой взгляд, является решающей в судьбе героини. Встреча героев происходит случайно: Катерина сбегает из дома Кабановых, приходит к берегу Волги, куда приходит и Борис.

Увидев любимого, Катерина бросается ему на шею, ее сердце переполнено счастьем: «Увидала-таки я тебя! (Плачет на груди у него)».

Этот жест показывает, насколько сильно она любит этого человека. Дальше Катерина хочет узнать, не сердится ли Борис на нее, просит у него прощения: «Ну прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила». Ее нельзя обвинять, она со своей благородной натурой не могла поступить иначе. Рано или поздно это случилось бы.

Потом, узнав, что Борис уезжает, Катерина просит его взять ее с собой. Но на это Борис Григорьевич отвечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы». Возлюбленный оказывается таким же слабым, как муж. Отличие состоит лишь в том, что Борис рос и воспитывался не в Калинове. Надежда получить наследство для него оказывается сильнее, чем желание спасти женщину, которая пожертвовала всем ради любви к нему.

После ответа Бориса Катерина, на мой взгляд, окончательно разочаровывается в жизни, больше не находит в ней смысла: «Поезжай с богом. Не тужи обо мне». Из ее уст мы узнаем о том, что Кабанова мучает ее, о том, какие страдания Катерина испытывает: «Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и сеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают».

А муж, как обычно, пьет, топит горе в бутылке. Думаю, он был абсолютно растерян, не знал, что ему делать, и только выполнял поручения матери: «То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев».

На эти слова Борис отвечает: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»

Мне кажется, насчет своих мучений он преувеличил, ведь сам до этого говорил: «Я – вольная птица». А желание бежать говорит о его трусости и безволии. Но Катерина по-прежнему любит его, ее любовь выдерживает все разочарования: «Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась».

«Время мне, Катя!», «Не застали бы нас здесь!» - беспокоится Борис. А Катя всего лишь хочет, чтобы он выполнил последнюю ее просьбу: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу». Даже после этого Борис не задумывался о судьбе Катерины. И только после того, как она говорит: «Дай мне поглядеть на тебя в последний раз», Борис начинает догадываться о ее намерениях: «Не задумала ли ты чего?» но ответ Катерины удовлетворяет его, он и не желает препятствовать: «Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго! Прощай!» на этом и заканчивается прощание Катерины с Борисом.

Сцена прощания, по-моему, помогает более глубокому раскрытию характеров персонажей и их любви. Мы видим, что Борис не достоин Катерины, но она любит его, потому что желание любить было в ней сильнее чувства долга, сильнее всего. И любовь ее была сильна и самоотверженна. Думаю, слова Катерины о любви Бориса будут пророческими: «Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь».

На мой взгляд, настоящая любовь была только со стороны Катерины, потому что любовь не останавливается ни перед чем: ни перед страхом быть посмешищем, ни перед мыслью, что это грех, ни перед долгом, ни перед материальными проблемами.




Жизнь Катерины в доме Кабановой 1. Жестокое отношение Кабанихи 2. Непонимание натуры и стремлений Катерины Тихоном Следовательно: 1. Постоянный духовный бунт 2. Осознание своей обречённости семейной жизни 3. Страстное стремление к свободе, любви, счастью


IV действие Явл. 3. О чём узнаём из разговора Варвары и Бориса? Явл. 4,5. Проследите, как раскрывается душевное состояние героини, нарастает напряжённость в развитии действия, чем мотивируется покаяние Катерины. В чём разница в душевном состоянии Катерины в I и IV действиях? Явл. 6. Определите разницу состояний Катерины в сценах с ключом, свидания и покаяния. Чем мотивируется раскаяние героини?


IV действие I действиеIV действие Пророчества барыни носят обобщённый характер Пророчества обращены к Катерине «Ах, как она меня испугала!»«Ах! Умираю!» Сцены с ключом и свидание Сцена покаяния Победа в душе Катерины любви Сила тяготеющих норм религиозной нравственности






V действие. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Позитивные стороныНегативные стороны «Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полётом птиц, ощущать на себе солнечный свет…» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…» «Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно- создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…» «Запрут – вот и будет тишина…» «Мою любовь у меня никто не отнимет…» «Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если защищу его от матери…» «Кабанова стара, скоро ей понадобиться моя помощь…» «Сколько радости принесут мне дети…» «Найдут, силой поволокут домой…» «Свекровь заест совсем…» «Никогда не быть мне свободной…» «Тихон не простит, снова придётся мне видеть его недовольное лицо…» «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…»


Почему же Катерина не смогла у видеть эти надежды и спасти свою душу? Специфика окружающей среды: узы брака священны и нерасторжимы, особенно в патриархальной семье. Уходит из дома, нарушив традиции домостроевской нравственности, и оказывается в положении отверженной. Последняя попытка найти помощь и поддержку у любимого человека: «Возьми меня с собой,» - просит Бориса и получает отказ. Остаётся 2 выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В тот момент в Катерине преобладали эмоции над сознанием. И не оказалось никого, кто смог бы оказать психологическую поддержку.


Случайна ли гибель Катерины? -Духовно богатая, поэтически возвышенная натура -Сомневается в правильности своих поступков, пробует остановить себя -Не идёт на компромиссы -Испытывает отвращение ко лжи и обману -жаждет свободы и счастья -Пугается силы и глубины своего чувства -Обладает обострённым чувством справедливости -Ощущает страх перед «своеволием» чувства любви -Переживает чувство вины перед Тихоном -Нравственные понятия религиозно окрашены «Диалектика души» Борьба страсти и чистоты Трагический финал – протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!