Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Социальная политика пожилых и инвалидов. Основные положения социальной политики в отношении пожилых людей

Социальная политика в отношении пожилых и престарелых граждан будет эффективна в том случае, если ее концепция основана на глубоком знании особенностей и потребностей этого возраста, если сама технология воплощения в жизнь принципов социально-правовой защиты данной категории граждан будет адекватна современному состоянию российского социума.

Социальное обеспечение пожилых людей

Пенсионное обеспечение направлено на обеспечение материальных потребностей пожилых людей. Для многих из них оно является единственным источником средств существования.

Основным нормативным актом, регулирующим пенсионное обеспечение, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. Данные Пенсионного фонда РФ свидетельствуют о том, что в соответствии с этим законом пенсиями обеспечивается подавляющее большинство пенсионеров (37,8 млн.чел). Всего же в РФ на 30.09.98г. насчитывается 39,5 млн. пенсионеров.

В соответствии с законом пенсии - ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, потери кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ (ПФР) лицам, достигшим установленного законом возраста и имеющим необходимый трудовой стаж. В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии (ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (с изменениями от 16.12.1997 г.), неполные (ст. 15 Закона от 20.11.90г.), пенсии на льготных основаниях (ст.11 - 14 Закона от 20.11.90г.). К пенсии по старости установлены надбавки (ст. 21, там же).

Наряду с пенсией по старости Закон от 20.11.1990г. выделяет трудовые пенсии по инвалидности (гл. 3 Закона), по случаю потери кормильца (гл. 4 Закона), за выслугу лет.

Основная цель введения социальных пенсий - обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.

Гражданам, имеющим право на различные виды пенсий, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору (ст.5).

Право на получение двух пенсий имеют также родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца (Закон РФ «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» от 21 мая 1993г.).

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.1992г. «Вопросы Пенсионного фонда РФ», ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».

В Волгоградской области из средств пенсионного фонда получают пенсию около одной трети всего населения области, при этом количество пенсионеров постоянно растет.

Назрела необходимость в реформировании системы пенсионного страхования через постепенный переход от распределительного принципа к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, включающей накопительный принцип. Существенным шагом по пути реформирования является организация персонифицированного учета и создание Негосударственных пенсионных фондов (Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16.09.92г.). Формированием пенсионной политики на Федеральном уровне в настоящее время в той или иной мере заняты Министерство труда и социального развития, Министерство экономики, Министерство финансов РФ, Пенсионный фонд РФ и другие учреждения.

Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно-методическое обеспечение этой деятельности.

В числе пожилых и престарелых очень много ветеранов ВОВ и труда, инвалидов, граждан подвергшихся радиационному воздействию, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, поэтому в системе социального обеспечения пожилых людей следует отметить льготы и преимущества для этих категорий населения.

Право на льготы и преимущества закреплено в следующих нормативных актах:

Федеральный Закон «О ветеранах» от 16.12.1994 года, Закон РФ от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на «Семипалатинском полигоне» от 19.08.1995 года, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в речку Теча от 20.05.1993 года, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 года, Указ Президента РФ «О представлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» от 15.10.1992 года.

Основными льготами, предусмотренными этими законами, являются:

Бесплатный или льготный проезд на городском транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном и водном транспорте, междугородном автомобильном транспорте; льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива; бесплатная установка телефона; налоговые льготы; льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство; первоочередное бесплатное предоставление жилья; Льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение; по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами; обеспечение транспортными средствами; льготы по протезированию.

Введение. 3

Глава 1.Основные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения. 5

Глава 2.Механизм реализации основных направлений государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения 6

Глава 3.Нормативно-правовая база. 9

Глава 4.Социальные проблемы развития пенсионной системы России 11

Глава 5.Реформа пенсионной системы_ 14

§ 1.Становление системы пенсионного обеспечения в России. 14

§ 2.Предпосылки пенсионной реформы_ 16

§ 4.Пути проведения пенсионной реформы_ 23

§ 5.Мировой опыт реформирования пенсионных систем_ 25

§ 6.Проведение пенсионной реформы_ 27

§ 7.Прогноз развития пенсионной системы_ 28

Заключение. 29

Список используемой литературы. 30


В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить объекты и процессы, виды различной деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.

Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная политика - составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития. Современная ситуация в российском обществе диктует необходимость повышения результативности социальной политики государства, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, рациональном использовании ресурсов страны. Определяющей целью социальной политики были и остаются активизация факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения. Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.

Социальная помощь - одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.

Целью моей работы является анализ социальной политики в отношении пенсионеров, выделение основных проблем и перспектив развития.

Глава 1. Основные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях пи пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;

2. обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;

3. повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;

4. Содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;

5. содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;

6. оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том чис. специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;

7. предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;

8. создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;

9. стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;

1

1 Оренбургский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Оренбургский филиал РАНХиГС)

Современная модернизация российского общества актуализировала проблему формирования новых социальных институтов. Их создание обусловлено требованиями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и социальных отношений. Демографические трансформации последних десятилетий значительно повлияли на численность социально-демографической группы пожилых людей, которая растет в геометрической прогрессии. Сегодня становится очевидным то, что изменение социально-демографической структуры общества влияет на всю социальную сферу. Вопросы регулирования взаимоотношений общества и государства с новой социально-демографической группой инициировали разработку функционального проекта социальной политики в отношении пожилого населения. Важным условием проектирования социальной политики в отношении пожилых является наличие организационной структуры в виде особых органов и учреждений. В рамках проекционного подхода автором были определены цель, задачи, объект и субъекты социальной политики в отношении пожилых.

актор социальной политики.

коллективный субъект

социальная сфера

пожилое население

1. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в поздней взрослости // Психологический журнал. – 2001. – № 3. – С. 3-15.

2. О мерах по улучшению социального обеспечения пенсионеров в Российской Федерации: доклад / Государственный совет РФ. - URL: http://www.archive.kremlin.ru (дата обращения: 17.03.2013).

3. Дуран Т.В., Костин В.А. Институты власти и управления. – Екатеринбург: УРАГС, 2009. – 204 с.

4. Журавлев А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rubinstein-society.ru (дата обращения: 23.02.2013).

5. Заславская Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ecsocman.hse.ru (дата обращения: 23.12.2012).

6. Кроуз Р. Фирма, рынок, закон. - М. : Дело, 1993. – 192 с.

7. Прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года с учетом мировых тенденций. - URL: Финнам. http//www.finam.ru (дата обращения: 29.03.2011).

8. Федоренко Н.В. Взаимодействие управленческих элит в современном российском обществ: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.08 [Место защиты: Ин-т соц.-полит. исслед. РАН]. – М., 2013. – 52 л.

9. Spenser H. First principles (HTML at McMaster; 1 MB). - URL: http://www.onlinebooks.library.upenn.edy.ru (дата обращения: 15.02.2011).

Трансформационные изменения общественной структуры российского общества привели к деформации и, как следствие, неэффективности системы ранее сложившихся институтов, что требует акцентуации на формировании и развитии новых, отвечающих современным социальным запросам. Одним из ведущих институтов современности является институт социальной политики. Существуя как социальный инструмент управления обществом с целью смягчения или ликвидации социальных проблем, он развивается в разных направлениях.

В процессе развития социальной политики составные части стали непохожими друг на друга. В этом проявился рост ее структуры: несхожие части принимают на себя неодинаковые виды деятельности . Изменение вектора социальной политики в сторону пожилого населения начинается со второй половины 90-х годов ХХ века. Осознание вариативности потребностей и запросов лиц пожилого возраста приводит к тому, что по отношению к ним развивается дифференцированный подход. На правовом уровне это направление закреплено законом РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Главная задача произошедших изменений - отход от социалистического патернализма и предоставление возможности каждому человеку жить свободно и независимо в обычном социальном окружении.

На уровне реализации мероприятий в рамках социальной политики в отношении пожилых была создана сеть учреждений социального обслуживания населения, в которой стали работать геронтологические и геронтопсихологические центры. Они приняли на себя заботу об оказании специализированной, в том числе медицинской, помощи. Появились учреждения социального обслуживания нового типа: специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные или социально-реабилитационные центры, работающие по принципу санатория или дома отдыха.

В сфере культуры разработаны и осуществлены программы содействия людям старших возрастов. В 450 государственных театрах введены дни льготного показа спектаклей для людей старшего поколения. Большинство выставочных залов и художественных галерей, в том числе негосударственных и частных, предоставляют пожилым людям билеты по льготным ценам. Более чем в 50 тыс. государственных библиотек внедряется электронная система «Либнет», что позволяет облегчить доступ к библиотечным фондам по всей стране .

В экономической сфере акцент сделан на финансовом обеспечении. Приняты меры, направленные на поддержание основных форм жизнедеятельности пожилых людей: пенсии регулярно индексируются начиная с 1 января 2009 года; появилась возможность увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства (Программа государственного софинансирования пенсии). Вплоть до 2016 года предстоит совершенствовать механизм реализации конкретных направлений государственной социальной политики. В настоящий момент разрабатываются мероприятия, направленные на предоставление возможности людям старших возрастов трудоустроиться как в государственных учреждениях, так и на предприятиях негосударственного сектора экономики. Поднимаются вопросы обеспечения высокого качества медицинских и социальных услуг, повышения их доступности. Также выдвигается тема поддержки активного досуга и здорового отдыха пожилых людей.

Социально-демографическая группа людей пожилого возраста становится все более значимой. Демографические сдвиги привели к тому, что эта группа становится одной из ведущих в общественной структуре. Согласно прогнозам, к 2030 году количество людей пожилого и старческого возраста составит порядка 29% от общей численности населения .

При сложившихся обстоятельствах необходимость развития самостоятельного направления социальной политики, призванного решать проблемы пожилого населения страны, становится очевидной. Под социальной политикой в отношении пожилых подразумевается система общественных приоритетов и мер, направленная на создание достойных условий жизни и успешной социализации пожилого населения. Вопросы регулирования взаимоотношений общества и государства с новой социально-демографической группой инициировали разработку функционального проекта социальной политики в отношении пожилого населения.

По масштабу охвата это будет национальный проект, учитывающий специфику России. По степени новизны он инновационный, так как направлен на создание и материализацию таких нововведений в обществе, которые приведут к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни и рациональному использованию человеческих ресурсов. По содержанию - это целевой социальный проект, направленный на разработку принципов и механизмов взаимодействия социально-демографической группы пожилого населения и общества в сфере решения актуальных вопросов.

Ее целью определяем создание адаптированной социальной среды, соответствующей индивидуальным запросам и групповым потребностям людей пожилого возраста.

Первоочередными задачами являются:

  • Формирование и развитие культуры предупреждения пенсионного возраста.
  • Гарантирование полноценной социальной защиты и создание достойных социальных условий существования лиц пожилого возраста, при участии частных инициатив.
  • Обеспечение равных возможностей с другими возрастными группами в социально-экономической сфере жизни общества.
  • Максимальное использование собственных возможностей.
  • Применение дифференцированного подхода, учитывающего возможности каждого индивида.
  • Разработка альтернативных поведенческих стратегий, учитывающих вариативность установления пенсионного обеспечения путем установления гибкой системы выхода на пенсию, разработки схем «индивидуальных профессиональных маршрутов для лиц пенсионного возраста, сохранивших трудовую и социальную активность» .
  • Создание творческих объединений по интересам.
  • Развитие особого геронтологического направления в сфере образования. Обучение специалистов, работающих с лицами пожилого возраста.
  • Учет специфики регионального развития.

Важным условием проектирования социальной политики в отношении пожилых является наличие организационной структуры в виде особых органов и учреждений, осуществляющих поставленные цели и задачи. С позиции организационно-управленческой вертикали должны быть задействованы три управленческих уровня: федеральный (общероссийский, национальный), региональный (субъекты РФ) и муниципальный.

Теоретическое осмысление проекта социальной политики в отношении пожилых обусловило необходимость определения ее объекта и субъекта. В своей работе объектом этой политики называем ту часть реальной жизни, которая может быть подвергнута направленному изменению - социальную сферу, которая должна быть реформирована таким образом, чтобы предупреждать возможные проблемы пожилого населения. Функциональная сторона этого перестроечного процесса должна осуществляться субъектами.

В рамках предложенной работы понятие «субъект социальной политики» в отношении людей пожилого возраста требует отдельного уточнения. Значимость индивидуального субъекта (личности), согласно традиционной теории, проявляется только тогда, когда он принадлежит к категории «избранных» (Платон, Г. Гегель, Ф. Ницше), «элите» (Р. Миллс, М. Дж. Херманн, Н.В. Федоренко) или к «творцам» (К.Б. Жидков, К.Б. Соколов). При этом современная теория, используя интегральный характер понятия «субъект», позволяет выявлять не только общее в социальных характеристиках личности, но и в социальных характеристиках группы, что является его неоспоримым достоинством. На наш взгляд, трактовка субъекта А.В. Брушлинским и А.Л. Журавлевым как «общности любого масштаба» является наиболее приемлемой. А.Л. Журавлев делает акцент на том, что, рассматривая вопрос о субъекте политики, необходимо говорить о «некоторой общности», то есть не об одном отдельно взятом человеке, а о «связанных» между собой индивидах, которые можно обозначить как «коллективный субъект» .

Однако если мы описываем сферу социальной политики в отношении пожилых, само понятие субъекта не может являться исчерпывающим. Оно «акцентирует скорее рациональность сознания и поведения, способность к реализации свободного выбора» , а для разработки проекта социальной политики в отношении пожилых важно рассмотрение возможности социального действия, направленного на достижение поставленной цели.

В связи с этим более значимой фигурой на поле социальной политики в отношении пожилых является актор. Теоретическое осмысление понятия «актор» дано Т.И. Заславской и в наибольшей степени отвечает целям заявленного исследования. «Понятие "актор" имеет смысл лишь в сцепке с конкретными социальными действиями… В качестве акторов трансформационного процесса имеет смысл рассматривать тех социальных субъектов, действия которых непосредственно вызывают или косвенно влекут за собой сдвиги в базовых институтах общества (независимо от осознания этого самими субъектами)» .

Таким образом, актор социальной политики в отношении пожилых - это коллективный субъект, способный целенаправленно корректировать, модернизировать или реформировать социальную среду. Состав актора социальной политики в отношении пожилого населения зависит от ее проекта и имеет территориально-исторический характер. Он задается через перечень властных должностей, распределенных по заданным уровням власти: федеральному, региональному, муниципальному. Согласно российскому законодательству, коллективным субъектом также является группа представителей социальных служб - предприятий и учреждений независимо от форм собственности, предоставляющих социальные услуги.

В соответствии с законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» пожилое население в современном обществе рассматривается как объект социальной политики. Однако социальная теория и практическая востребованность позволяют уже сегодня рассматривать социально-демографическую группу пожилых как актора. Опираясь на исследование Л.П. Храпылина и А.И. Щербакова, к акторам социальной политики в отношении пожилых относим тех, «кто вынужден заниматься политикой» помимо своей непосредственной деятельности - социальные и социально-демографические группы, решающие или потенциально влияющие на решение своих социальных, экономических и иных проблем. Подтверждают возможность определения пожилых как коллективного субъекта и работы Т.В. Дуран и В.А. Костина. В это понятие они включают «граждан (подданных), политические партии (политические союзы), общественные организации (корпорации)» .

Подтверждением того, что социально-демографическая группа пожилых должна быть актором социальной политики, является статья 3 Конституции РФ, в которой говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, и с правовой точки зрения социально-демографическая группа пожилых как часть народа является источником политической власти и действующим коллективным субъектом трансформационных процессов.

Заявленные акторы социальной политики в отношении пожилого населения пока только формируются. Действительным актором этой политики, исходя из современных реалий, является только коллективный субъект системы государственного управления. Это обусловлено его функциональными обязанностями, такими как выработка стратегических целей социальной политики и наличие реальных возможностей для реализации предложенных стратегий. Пожилые как акторы социальной политики пока мало состоятельны. На уровне социума они не заявлены как отдельная общественная группа, не имеют стратегических целей и действуют, в основном, как локальные субъекты. Но, несмотря на это, пожилое население является реальной общественной группой, которая занимает определенное социальное положение, преследует узкогрупповые интересы и транслирует свой практический опыт социальному окружению.

С учетом проведенного исследования можно говорить о том, что миссия проекта социальной политики в отношении пожилого населения заключается в создании идеальной модели ее устройства и функционирования, организации такого социального порядка, при котором будет отсутствовать возрастная дискриминация и существовать реальные условия для самореализации и саморазвития людей пожилого возраста.

Рецензенты:

Захарова Л.Н., д.филос.н., профессор ТГАКИиСТ, г. Тюмень.

Акулич Е.М., д.соц.н., профессор ТГАКИиСТ, г. Тюмень.

О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Гарант. - URL: http:/ http://www.garant.ru/ (дата обращения: 10.03.2012).

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 25.12.2009); Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008); Федеральный закон № 122- ФЗ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ред. от 22.08.2004).

Библиографическая ссылка

Мосина О.А. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11756 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение
Для Российской Федерации характерны те же, что и в других странах мира, основные демографические тенденции старения населения. В недалеком будущем ожидается заметное увеличение численности пожилых людей в составе населения, особенно в рамках возрастной группы 80 лет и старше. Увеличение доли населения старших возрастов особенно очевидно в первой четверти двадцать первого века. По-прежнему большинство пожилой части населения составляют женщины.
Россию, как и остальной мир, ожидают проблемы связанные с пожилыми людьми, и они касаются здоровья, питания, жилья, окружающей среды, поддержания семейного и социального благосостояния, обеспечения доходов и занятости, свободного доступа к культурным ценностям, продолжения образования в третьем возрасте.
На разрешение первоочередных проблем пожилых людей направлена нормативно-правовая база. К ней относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основы законодательства Российской Федерации о культуре, федеральные законы "О медицинском страховании граждан", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О статусе военнослужащих" и другие: На последовательную реализацию прав граждан пожилого возраста направлено и законодательство субъектов Российской Федерации.
Проблему старения населения нельзя игнорировать. Уже сейчас в России на одного пенсионера приходится менее двух (1,8) работающих. Необратимый рост численности пожилых людей заставляет осознать тот факт, что мы живем в обществе разных поколений, повышает требования ко всем элементам социальной инфраструктуры. Это означает, помимо их качественной перестройки, необходимость привлечения дополнительных ресурсов для создания пожилым людям нормальных условий жизнедеятельности. Пожилым людям свойственна ограниченная "инновационная пластичность". Идеи и инновации, не соответствующие собственному опыту, ожиданиям и установкам, могут вызывать у них чувство тревоги, неуверенности в своих силах. Однако это не основание для того, чтобы относиться к пожилым людям только как к пенсионерам и пациентам, Создание условий для участия пожилых людей в социальной, культурной, экономической жизни из общетеоретической посылки становится актуальной практической задачей.
Таким образом, основной целью социальной политики является, новая философия государства. Которая направлена на восприятия старения населения и старости в жизненном цикле отдельного человека. И должна быть осмыслена с позиции реальностей сегодняшней России и положена в основу концептуальных разработок, прежде всего подходов к формированию адекватной государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на ближайшую и более отдаленную перспективу.
Объектом социальной политики являются пожилые люди, старшее поколение (по определению федеральной целевой программы "Старшее поколение"), лица третьего возраста - граждане, достигшие установленного в Российской Федерации пенсионного возраста по старости (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет).
Предметом социальной политики является развитие социокультурного статуса и повышение уровня социальной и культурной адаптации пожилых людей к социокультурному окружению. Только совместная работа органов государственной власти, общественных объединений, негосударственных (коммерческих и некоммерческих) структур и частных лиц, действующих на добровольной основе, представляющая единую систему, может обеспечить формирование в обществе позитивных установок по отношению к людям пожилого возраста, повышение их социально-культурной активности, устойчивую адаптацию к существующим условиям социально-культурной среды и создание оптимальных условий для включенности в жизнь общества.

Социальная политика в отношении пожилых людей
В оказании помощи пожилым людям в решении наиболее острых проблем, обеспечения им достойной старости разрабатывает и осуществляет именно социальной политикой государства. В нашей стране пожилых людей более чем 30 миллионов человек. Они служат связующим звеном между историческим прошлым, полных перемен и настоящим благополучным мирным будущим, в котором мы живем и трудимся. Забота о пожилых людях - ключевой вопрос в сильной социальной, и в том числе социально-культурной, политике любой страны. Речь здесь идет о всесторонней адаптации пожилого населения к социально-экономическим условиям переходного периода.
Современная ситуация в России характеризуется существенными структурными изменениями, связанными с глобальными и имеющими долгосрочный характер процессами модернизации устройства общества. В период, когда многие из прежних механизмов социальной организации перестают действовать, а формирование новых еще не завершено, обостряются проблемы наименее защищенных групп населения. Среди них пожилые люди занимают одно из основных мест. Пожилым людям значительно труднее адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социокультурных условиях, чем молодым людям. Для этого им требуется квалифицированная помощь, базирующаяся на государственной поддержке лиц пожилого возраста, учитывающей многообразие и неоднородность их проблем и запросов. Необходимо признать, что положение пожилых людей связано со значительным социальным риском. Пожилому возрасту присущи специфические проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к передвижению и самообслуживанию, "предпенсионная безработица" и снижение конкурентоспособности на рынке труда, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. Наступление пожилого возраста является для отдельного человека источником повышенного социального риска, проблемы пожилых людей имеют объективные основания и требуют постоянного внимания, изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов. Они имеют слабо выраженную тенденцию к минимизации, поскольку пожилые люди - одна из наиболее значительных по численности социально- демографических групп населения. В России, где каждый девятый гражданин старше 65-летнего возраста, старение населения - фактор, непосредственно влияющий на ход реформ. В деле улучшения социального положения пожилых людей ощущаются объективные трудности, связанные с экономической ситуацией. Социальные, микрогрупповые (в том числе семейные), личные проблемы, вызываемые старением населения и затрагивающие многих пожилых людей, они имеют глубинные социальные причины, что следует учитывать при разработке и реализации мероприятий, нацеленных на адаптацию пожилых людей в условиях реформирования общества.
Как показывает мировой опыт к числу глобальных проблем, стоящих сегодня не только перед Россией, но и мировым сообществом, относится проблема старения населения, и в связи с этим повышается необходимость укрепления защиты, улучшения социального положения и активизации социального участия пожилых людей.
Сотни тысяч пожилых людей каждый день борются за свое выживание. Многие из них страдают от чрезвычайной бедности. Как правило, их игнорируют политики и к ним зачастую относятся как к непродуктивной и бесполезной части современного общества. Права человека пожилого поколения не должны дополнительно подрываться, когда правительства принимают новые программы жесткой экономии. Пожилые люди являются одной из тех уязвимых групп, которые были серьезно затронуты экономическим кризисом. Пожилые люди испытывают огромные трудности. Количество пожилых людей, которые просят милостыню на улицах увеличивается, это лишь вновь доказывает, что их право человека - иметь соответствующий уровень жизни - не соблюдается. В данном случае полностью подходит такой термин, как «потерянное поколение».
Среди уязвимой группы пожилых людей есть те, кто находится в особо сложном положении. Пожилые женщины зачастую получают сокращенную пенсию, поскольку они занимались уходом за членами своей семьи, а не активной профессиональной деятельностью. С учетом роста иммиграции увеличивается и количество пожилых мигрантов. В условиях экономического кризиса некоторые страны были вынуждены реформировать свои пенсионные системы. Риск того, что некоторые поколения столкнуться с бедностью по мере того, как они стареют – это реальность, которую, по-видимому, не все в полной мере осознают.
Согласно оценкам Директората по вопросам здравоохранения ЕС, ожидается, что количество людей в ЕС в возрасте свыше 65 лет и более вырастет к 2050 году на 70%, а количество людей в возрасте свыше 80 лет – на 170%. Это потребует не только новых стратегий в области социального обеспечения, но будет иметь и серьезные последствия для систем здравоохранения. Станет необходимым проводить политику, ориентированную на возраст населения, и дополнительно сконцентрироваться на предупреждении хронических заболеваний, которые ныне вызывают больший рост инвалидности, чем сам процесс старения.
Тем временем, многие из тех, кто достигает пенсионного возраста, находятся в прекрасном состоянии здоровья и предпочли бы продолжать свою профессиональную деятельность. Однако при этом многие сталкиваются с барьерами, в связи с возрастной дискриминацией при приеме на работу, продвижении по службе или в отношении увольнений. Им отказывают в праве на труд.
Европейская социальная хартия предусматривает, что «каждый престарелый имеет право на социальную защиту». Это означает, что государства должны добиваться того, чтобы пенсии были достаточными и позволяли пожилым людям вести «достойную жизнь». Исходя из этого, пенсии должны индексироваться и увязываться со средним уровнем зарплат и общей стоимостью жизни.
Пожилые люди не оказывают сильного влияния на политику и СМИ. Очень часто их права игнорируются, а иногда вообще не соблюдаются. Тот факт, что явное большинство пожилых людей – это женщины, также может объяснять такое отсутствие политического внимания.
А политические руководители в свою очередь, должны пересмотреть собственную политику в отношении прав пожилых людей. Они должны сделать это до того, как сами столкнуться с мрачными последствиями своей нынешней политики.
В России наиболее общими проблемами пожилых граждан являются неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Эти проблемы характеризуются устойчивостью и долговременностью действия.
Социальный статус пожилых людей в России далеко не всегда соответствует общемировым нормам и стандартам. Ограничен набор социальных ролей и форм активности, доступных пожилым людям. Сужены рамки образа жизни, выбор социально санкционированных возможностей в сферах жизнеобеспечения, социализации, социальной коммуникации, рекреации предельно ограничен, лица третьего возраста лишены эффективных стимулов к улучшению своего положения собственными силами.
В современном обществе, ориентированном на молодежную культуру, бытует негативное отношение к старости, что отрицательно отражается не только на самих пожилых людях, но и на всем обществе в целом, препятствуя социальному сплочению.
В силу этого выдвигается необходимость осуществления широкой программы социально-диагностических и социально-адаптационных мероприятий в интересах пожилых людей в рамках специальной государственной социальной политики в отношении пожилых людей с целью устойчивого повышения качества и оптимизации образа их жизни, обеспечения полноценного отдыха, досуга и общения.
В рамках этого выдвигается проект-структуры дальнейшего развития государственной социальной политики в отношении пожилых людей «Концепция», которая определяется совокупностью мер, адресованных пожилым людям как особой социокультурной категории с характерными для нее чертами образа жизни и как совокупность социокультурных групп, дифференцированных по выделенным признакам и свойственным им проблемам.
1.1Стратегический план действий развития социальной политики,концепции.
Цель государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения формулируется как устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдения баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.
В проекте Концепции впервые обозначены принципы государственной социальной политики в отношении пожилых людей. Они сформулированы через призму интересов пожилых людей. Основные направления излагаются в духе признанных мировым сообществом взглядов на роль пожилых людей с применением триединого подхода к разрешению их проблемных вопросов - предоставление защиты, улучшение положения и активизация социального участия. Основные направления государственной социальной политики, позволяющие способствовать поддержанию социально приемлемого образа жизни пожилых людей, и механизм их реализации обозначены таким образом, чтобы соединить полномочия и ответственность органов исполнительной власти, действующих в социальной сфере.
Целесообразность построения социальной политики в отношении пожилых людей с точки зрения создания условий для достойного образа жизни и выделения в структуре образа жизни основных форм жизнедеятельности (жизнеобеспечение, социализация, социальная коммуникация, рекреация) позволяет более четко определить специфику целей и средств их реализации в наиболее значимых для пожилых людей типах жизненных ситуаций. Установление таких целей и средств помогает разработать конкретные меры, способствующие улучшению жизненных условий пожилых людей по каждой из составляющих образ жизни частей. Становится возможным выявить те организационные структуры и социально значимые технологии, которые следует использовать для адаптации пожилых людей к жизни в современных динамичных условиях.
Реализация Концепции государственной социальной политики в отношении пожилых людей на период до 2010 года и далее, при условии ее исполнения, Правительством Российской Федерации, что будет способствовать: упорядочению системы взглядов на роль пожилых людей в современном обществе, политическому оформлению традиционного внимания к пожилым людям и объективному комплексному отражению их интересов. В качестве одного из приоритетов государственной социальной политики; упрочению позитивных социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений на межпоколенном уровне, укреплению гарантий свободы человека и его права на развитие и достойную жизнь; принятию согласованных стратегических решений на всех уровнях управления, направленных на долгосрочную работу по устойчивому повышению уровня и качества жизни, поддержанию социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения; модернизации институтов социальной защиты, пенсионного обеспечения, медицинской помощи, укреплению института семьи в интересах поддержания их устойчивости в условиях старения населения; эффективному функционированию учреждений социальной сферы, обслуживающих пожилых людей, комплексному анализу складывающейся ситуации в сфере удовлетворения их нужд для стимулирования индивидуальных, организационных, социальных, культурных и иных изменений.
Осуществление мер, изложенных в механизме реализации Концепции, пролонгированное и укладывается в рамки принятого программно-целевого подхода. В связи с этим планирование средств на их реализацию в бюджетах всех уровней должно предусматриваться как обязательная составная часть расходов на социальные нужды соответственно имеющимся финансово-экономическим возможностям.
Концепция государственной социальной политики в отношении пожилых людей, являетесь продуктом социально-политического процесса. В свою очередь стала руководством к действию и ускорителем позитивных социальных преобразований в России, и служит эффективному партнерству со структурами гражданского общества и участию Российской Федерации в международной деятельности по решению проблем старения населения.
1.2Нормотивно правовая база социальной политики государства
В конституции РФ ст.7 определено, что наше государство – социальное,политика его направлена на создание условий.обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.Социальный характер РФ находит свое выражение и в том, что согласно ч.2 этой же статьи, государство обязуется обеспечить: охрану труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; государственную поддержку семьи, материнства,отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Конституционные положения о социальной политике России конкретизируются и развиваются в целой серии специальных федеральных законов Социальная политика в отношении пожилых людей
Социальная политика в отношении пожилых и престарелых граждан будет эффективна в том случае, если ее концепция основана на глубоком знании особенностей и потребностей этого возраста, если сама технология воплощения в жизнь принципов социально-правовой защиты данной категории граждан будет адекватна современному состоянию российского социума.
Пенсионное обеспечение направлено на обеспечение материальных потребностей пожилых людей. Для многих из них оно является единственным источником средств существования.
Основным нормативным актом, регулирующим пенсионное обеспечение, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. Данные Пенсионного фонда РФ свидетельствуют о том, что в соответствии с этим законом пенсиями обеспечивается подавляющее большинство пенсионеров (37,8 млн.чел). Всего же в РФ на 30.09.98г. насчитывается 39,5 млн. пенсионеров.
В соответствии с законом пенсии – ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, потери кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.
Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. Трудовая пенсия по старости – это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ (ПФР) лицам, достигшим установленного законом возраста и имеющим необходимый трудовой стаж. В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии (ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (с изменениями от 16.12.1997 г.), неполные (ст. 15 Закона от 20.11.90г.), пенсии на льготных основаниях (ст.11 – 14 Закона от 20.11.90г.). К пенсии по старости установлены надбавки (ст. 21, там же).
Наряду с пенсией по старости Закон от 20.11.1990г. выделяет трудовые пенсии по инвалидности (гл. 3 Закона), по случаю потери кормильца (гл. 4 Закона), за выслугу лет.
Основная цель введения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.
Гражданам, имеющим право на различные виды пенсий, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору (ст.5).
Право на получение двух пенсий имеют также родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца (Закон РФ «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» от 21 мая 1993г.).
Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.1992г. ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».
Назрела необходимость в реформировании системы пенсионного страхования через постепенный переход от распределительного принципа к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, включающей накопительный принцип. Существенным шагом по пути реформирования является организация персонифицированного учета и создание Негосударственных пенсионных фондов (Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16.09.92г.). Формированием пенсионной политики на Федеральном уровне в настоящее время в той или иной мере заняты Министерство труда и социального развития, Министерство экономики, Министерство финансов РФ, Пенсионный фонд РФ и другие учреждения.
Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно- методическое обеспечение этой деятельности.
В числе пожилых и престарелых очень много ветеранов ВОВ и труда, инвалидов, граждан подвергшихся радиационному воздействию, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, поэтому в системе социального обеспечения пожилых людей следует отметить льготы и преимущества для этих категорий населения.
Право на льготы и преимущества закреплено в следующих нормативных актах:
Федеральный Закон «О ветеранах» от 16.12.1994 года, Закон РФ от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на «Семипалатинском полигоне» от 19.08.1995 года, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в речку Теча от 20.05.1993 года, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 года, Указ Президента РФ «О представлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» от 15.10.1992 года.
Основными льготами, предусмотренными этими законами, являются:
Бесплатный или льготный проезд на городском транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном и водном транспорте, междугородном автомобильном транспорте; льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива; бесплатная установка телефона; налоговые льготы; льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство; первоочередное бесплатное предоставление жилья; Льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение; по предоставлению медико- социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами; обеспечение транспортными средствами; льготы по протезированию.
В целом по России около 1,5 млн. граждан старшего возраста нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. Более 29,1 млн. пенсионеров в наибольшей степени испытывают последствия снижения уровня жизни. Наиболее тяжелое материальное положение у возрастной группы 71-75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых из-за смерти одного из супругов. Требуют пристального внимания бездомные, достигшие пенсионного возраста или ставшие инвалидами. В социальном патронаже нуждаются беженцы и вынужденные переселенцы, среди которых 15% - лица пенсионного возраста, половина из них - одинокие пожилые люди. Старость приносит с собой и изменение привычных жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди зачастую оказываются на обочине жизни. Речь идет не только о материальных трудностях (хотя они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности - все это ведет к обеднению жизни, к уходу из нее положительных эмоций, к чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста. И, следовательно, есть необходимость в организации помощи пожилому человеку в более широком ключе, нельзя ограничиваться только патронажем, социальная работа с пожилыми должна иметь социально- психологическую, социокультурную направленность. В целом невостребованность обществом пожилого человека входит в противоречие с общественной сущностью человека. Необходима работа по преодолению депривации пожилых людей посредством социальной работы, направленной на смягчение или изменение дискриминационной социальной ситуации.
Вне всякого сомнения, постарение населения оказывает существенное влияние на общественные процессы, их конфигурацию, структуру, динамику. Ученые по-разному оценивают социальные последствия постарения.
Пессимистические подходы утверждают неизбежность усиления всего комплекса социальных, экономических, моральных проблем в стареющем обществе, которые конкретизируются в следующих положениях:
Увеличивается экономическая нагрузка на трудоспособное население. Уже сейчас в России на одного пенсионера приходится 1,8 работающих. В развитых странах в настоящее время на одного человека старше 65 лет приходится четыре-пять работающих. Постарение населения означает сокращение притока молодежи в экономику, что приводит, по мнению некоторых исследователей, к замедлению роста эффективности экономики. Не меньшее значение имеет и снижение уровня мобильности населения, который становится все более важным условием качества экономического роста.
Пожилым людям, занимающим влиятельные и авторитетные позиции в обществе, свойственна ограниченная «инновационная пластичность», что препятствует инновационной деятельности.
Психологи отмечают существование так называемого «барьера неудобств», который с возрастом становится все более выраженным и заметным. Речь идет о том, что человек для оценки всего нового (предметов, идей), что встречается ему на его жизненном пути, использует «личные конструкты», свой личный опыт. Идеи, концепции, инновации, которые не соответствуют «ожиданиям» людей, их установкам (особенно это относится к тем областям, в которых они считают себя наиболее компетентными), будут вызывать у этих людей чувство тревоги, неуверенности, неудобства.
В инфраструктуре социальной помощи и поддержки приоритетным в стареющем обществе будет формальное обслуживание, что постарение населения - приглашающая сила к социальному развитию и включает вероятность, желаемость и ожидаемость конструктивной социальной политики. Речь идет не только о постарении населения, но и об изменении «социального веса», значимости в обществе этой социальной группы. Геронтологическое направление социальной политики находится в стадии становления. Тем не менее можно говорить об определенных принципах социальной политики в отношении геронтологической группы
1.3Принципы социальной политики в отношении пожилых людей
1. Принцип усиления значимости геронтологического этапа жизненного пути человека и с точки" зрения социальных функций, и в плане пребывания в пространстве предельных смыслов, делающий недопустимыми меры, которые искусственно консервируют отжившие или отживающие геронтологические стереотипы. Это особенно важно, так как до сих пор в общественном сознании укоренено архаичное представление о старости, изложенное Софоклом еще в V веке до нашей эры, когда он писал о загадке Сфинкса: что это за существо, у которого всего один голос, но которое передвигается вначале на четырех ногах, затем на двух, а еще позже - на трех? Греческий миф гласит о том, что лишь Эдип дал правильный ответ: «Это человек, который ползает на четвереньках в детстве, ходит на двух ногах, будучи взрослым, и, наконец, опирается на палку в старости». Символический образ старого человека, опирающегося на палку, больного и беспомощного, жизнь которого всегда на ущербе, до сих пор представляется весьма распространенным. Среди стереотипов старости наиболее распространенными являются следующие:

    Старость есть болезнь, диссолюция жизненно важных физиологических систем организма, галопирующее нарастание физической и духовной немощности
    Старость - падение уровня жизни, обвал, крушение, зависимость.
    Старые люди рассматриваются исключител
    и т.д.................

1. Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов.

Применительно к лицам пожилого возраста и инвалидам в Р.Ф. охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка через систему социальных служб, гарантируются условия для культурно-образовательной деятельности. Особое значение для создания пожилым людям и инвалидам достойных условий жизни имеют, конституционные нормы о праве на жилище, достоинстве личности, свободе совести и вероисповедания, частной собственности, праве на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной. Конституционная гарантия права на свободный труд полностью распространяется на пожилых людей и инвалидов и не содержит каких-либо ограничений.

Законодательство Р.Ф., реализующее указанные конституционные гарантии прав пожилых людей и инвалидов, содержит 3 вида норм:

Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей и инвалидов;

Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и инвалидов и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи;

Нормы, регулирующие положение особых групп(ветераны, инвалиды, различные категории пожилых людей в зависимости от возраста).

Кроме того, разрабатываются государственные программы. Основополагающие целевые установки Программ - это улучшение социального положения граждан старшего поколения и инвалидов, создание благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни России, улучшение межведомственной координации при решении проблем пожилых людей и инвалидов.



2. Деятельность государства в интересах пожилых людей и инвалидов.

3. Законодательство РФ. реализующее конституционные права пожилых людей и инвалидов.

В целях наиболее полной реализации, права пожилых граждан и инвалидов развиваются в указах Президента Р.Ф., постановлениях Правительства Р.Ф., актах федеральных органов исполнительной власти законодательстве субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Постановление правительства РФ от 25 ноября 1995г. № 1151 «О фед-ом перечне гарантированных гос соц услуг, предоставляемым гражданам пожелого возраста и инвалидам гос-ыми и муницип-ми учреждениями соц обслуживания».

I. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания: материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга, социально -медицинские и санитарно -гигиенические услуги.

II. Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию: услуги по организации питания, быта и досуга(покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов); социально - медицинские и санитарно -гигиенические услуги; содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями; содействие в трудоустройстве; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг.

III. Дополнительные услуги , оказываемые специализированными отделениями помощи на дому, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения (социально - медицинское обслуживание на дому): наблюдение за состоянием здоровья; оказание экстренной доврачебной помощи; выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача; оказание санитарно - гигиенических услуг; кормление ослабленных больных; проведение санитарно - просветительной работы.

VI. Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения, или муниципальными центрами социального обслуживания (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке): обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; оказание материальной помощи; содействие в предоставлении временного жилого помещения; обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовым и наборам и; организация экстренной медико-психологической помощи; содействие в трудоустройстве; организация юридических и иных консультаций.

V. Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания, создаваемых в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения), в том числе для лиц без определенного места жительства: услуги по организации питания, быта и досуга; социально - медицинские услуги; содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственным и способностям и; правовые услуги.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Р.Ф., целью которой является обеспечение инвалидам равных с другим и гражданам и возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Р.Ф., а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международным и договорам и Российской Федерации.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ«О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Определяет условия получения пенсий, в том числе по инвалидности.

4. Региональная политика в отношении пожилых людей и инвалидов.

5. Сущность социальной политики в отношении ветеранов.

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:

1) создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;

2) реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей;

3) выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе;

4) пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.

Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Федеральный закон о ветеранах

Закон о ветеранах содержит три главы:

Глава I содержит общие положения для ветеранов: категории ветеранов, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, ветераны военной службы. Ветераны труда, ветераны государственной службы, расходные обязательства по социальной защите и социальной поддержке ветеранов, организационные основы реализации функций органов государственной власти по делам ветеранов, государственная политика в отношении ветеранов, законодательство Российской Федерации о ветеранах и сфера применения этого Федерального закона.

II глава рассматривает социальную защиту ветеранов: социальная поддержка ветеранов, меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки инвалидов войны, меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Рассматривает меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, меры социальной поддержки военнослужащих, меры социальной поддержки награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Также рассматривает меры социальной поддержки лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, меры социальной поддержки лиц, работавших операционных зон действующих флотов, меры социальной поддержки лиц, работавших на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.

Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, меры социальной поддержки для ветеранов труда. Также эта глава рассматривает ежемесячную денежную выплату ветеранам, обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем и оказание ритуальных услуг.

Глава III - это заключительные положения, которые включают в себя: общественные объединения ветеранов, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о ветеранах, Судебную защиту прав ветеранов, документы, подтверждающие права ветеранов.

6. Хартия третьего тысячелетия в отношении инвалидов.

Хартия третьего тысячелетия 1999 года. Отражает стремление создать мир с равными возможностями для инвалидов я обеспечить полноценную включенность этой категории населения во все сферы жизни общества. Хартия призывает к устранению физических и психологических барьеров перед людьми с инвалидностью, к использованию всех ресурсов и достижений человечества для обеспечения инвалидам к социальной инфраструктуре в полном объеме. Особое внимание уделяется праву инвалидов на реабилитацию и созданию условий для восстановления способностей инвалидов к самостоятельной жизни.

Для обеспечения эффективного осуществления права на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни нетрудоспособных лиц независимо от возраста, характера и происхождения их нетрудоспособности Стороны, в частности, обязуются:

1. Принять необходимые меры для того, чтобы профессионально ориентировать лиц с пониженной трудоспособностью и предоставить им возможность профессиональной подготовки (там, где это возможно) в рамках общей системы образования, а там, где это невозможно, через специализированные государственные и частные учреждения

2. Активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной производственной среде и приспосабливать условия труда к нуждам нетрудоспособных, а там, где это невозможно, создавать специальные рабочие места и производственные участки для инвалидов. В некоторых случаях такие меры могут потребовать обращения к специализированным службам занятости и поддержки инвалидов.

3. Содействовать полной социальной интеграции лиц с пониженной трудоспособностью в общественную жизнь, их участию в делах общества путем проведения мер, включающих техническую помощь, направленную на преодоление барьеров в общении и затруднений мобильности, и обеспечивающих доступ инвалидов к транспортным средствам, жилью, культурным учреждениям и учреждениям досуга.


Социальное партнерство.

Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Принципы социального партнерства:

Равноправие сторон;

Уважение и учет интересов сторон;

Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Полномочность представителей сторон;

Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

Добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в

случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Уровни социального партнерства:

- На федеральном уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

- На межрегиональном уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

- На региональном уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

- На отраслевом уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- На территориальном уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- На локальном уровне , на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Формы социального партнерства:

Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

Взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Участия работников, их представителей в управлении организацией;

Участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Документы: Трудовой Кодекс РФ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!