Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Московская сретенская духовная семинария. Что изменилось в мире после новозаветной Пятидесятницы? Рождение Христианской Церкви

В ветхозаветном годовом цикле выделялись три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. Первая была воспоминанием об исходе израильского народа из египетского рабства, а вторая стала праздником победы Христа над узами смерти и освобождения уверовавших в Него из рабства греху. Аналогично произошло и с Пятидесятницей, которая из праздника отдельного народа превратилась в торжество для всего человечества. Ветхозаветная Пятидесятнца — воспоминание о даровании Закона народу Израиля….

День Пятидесятницы.

Вступление.

Сегодня прекрасный день и, на самом деле, великий праздник. К сожалению, во многих протестантских церквах не всегда вспоминают его. Это наша проблема. Я считаю праздник Троицы, Пятидесятницы, как его называют, третьим по значимости праздником в христианстве. Мы обычно праздновали только два праздника: это праздник Рождества Христова и день Пасхи. Это день, когда Иисус умер за наши грехи, за наше искупление и потом был воскрешен Богом. Сегодня же — праздник Святой Троицы — день Пятидесятницы. Это – день рождения церкви. В этот день Дух Божий поселился в сердцах верующих людей. Сегодня я хочу поговорить об этом празднике, об этом событии и вспомнить прошлое. Прошлое из Ветхого и Нового Завета. Этот праздник имеет величайшее значение для всех нас, христиан.

Вначале день Пятидесятницы в Ветхом Завете праздновали как праздник урожая или праздник жатвы. Потом его праздновали как праздник заключения Завета с…

Существуют праздники Святой Церкви, названия которых говорят сами за себя или отображают смысл праздника и Богослужения. Почему Пятидесятница? – разъясняет протоиерей Константин Пилипчук.

Само слово «Пятидесятница» не раскрывает идейного содержания. Этот праздник ещё именуется как день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на Апостолов. Почему именно «Пятидесятница»? Потому, что этот Праздник находится в тесной связи с Праздником Пасхи. Праздник сошествия Святого Духа празднуется на 50-й день после Пасхи. Таким образом в годичном кругу Богослужебных праздников его можно отнести к праздникам «подвижным», т.е. к тем праздникам, которые не имеют фиксированной даты, но - фиксированный день недели. Это всегда - воскресный день, как и Пасха.

От Ветхозаветной к Новозаветной Пятидесятнице

Пятидесятница напрямую связана с Ветхозаветной традицией и праздниками Ветхого Завета. А сам Ветхий Завет является прообразом или предзнаменованием к Новозаветному…

Первый период, следующий сразу за Пятидесятницей, длится от времен апостольских до императора Константина, до появления в небе Креста перед решающей битвой (“Hoc vince”), до воцерковления Римской Империи, до становления ее Православным Царством. Ключевой датой является 313 год - год издания миланского эдикта….

Событие праздника, его эортологическая динамика и этимология названия

Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое прославляет праздник Пятидесятницы, подробно изложено во 2-й главе книги Деяний апостольских. Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16: 7–14). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1: 8). После этих слов ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие последователи вероучения. Есть даже упоминание о том, что на одном из собраний присутствовало около 120 человек (см.: Деян. 1: 16). Среди них были и служившие Спасителю женщины,…

Сретенская семинария18.06.2016

Мы празднуем Пятидесятницу – день Сошествия Святого Духа на апостолов Христовых, начало их проповеди, рождение Церкви Христовой. Все ли мы знаем об этом дне?

Зачем апостолам был дан дар говорения на языках, и почему он просуществовал недолго и не сохранился до нашего времени? Как вышло, что это чудо некоторыми было осмеяно? Почему Дух Святой сходит видимым образом, в виде языков огня? И что это за ветер, который ворвался в горницу? Если Святой Дух сошел только на 12 апостолов Христовых, почему на иконах, посвященных Пятидесятнице, изображается Божия Матерь? И почему праздник Пятидесятницы православные называют еще Троицей?Мозаика купола церкви Осиос Лукас. Фокиде. Ок.1000г.Знаете ли вы, что такое Глоссолалия?

Глоссолалия – явленный в Древней Церкви дар говорения (проповеди) на незнакомых иностранных языках. Дар языков – глоссолалия – представляет собой исключительное явление в Церкви, в жизни верующих первых двух веков….

Андре Миллер. «История христианской Церкви»

ПЕРВЫЙ ТОМ. Глава 2

Исполнение дня Пятидесятницы

День Пятидесятницы с полным основанием можно назвать днем рождения церкви. Через пятьдесят дней по воскресении нашего Господа была создана церковь Его, ее история началась с того дня. Ветхозаветные святые уже потому не могли принадлежать к новозаветней церкви, что ее до Дня Пятидесятницы фактически не было.

Конечно же, все святые наследуют вечную жизнь, они все пришли в общение с Богом, и то же самое небо есть их лучезарная вечная родина! Однако ветхозаветные праведники находились под иным управлением, или же, более того, под различными управлениями, которые были на земле до первого пришествия Христа. Всякое управление в Священном Писании имеет свое место: возникновение, развитие и конец, и каждое из них на небе будет иметь свой отблеск. Там как личности, так и управления будут различны друг от друга. В одиннадцатой главе послания к Евреям, повествуя о…

Упразднена ли суббота в Новом Завете?
Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007

3.185. Альбина (apel2001@???.ru) пишет: «Прошу Вас указать ссылки в Ветхом и Новом Заветах на празднование субботы… И хочу спросить, упразднена ли была суббота в Новом Завете????»

В христианстве есть много спорных вопросов, которые разделяют верующих на различные деноминации. Но кажется, что даже такие огромные вопросы, как предопределение или говорение на иных языках не вызывают такой конфронтации, как вопрос субботы. Оно и понятно, ведь разногласия в других доктринах можно дипломатично обойти во время общего воскресного богослужения людей с разным мировоззрением. А вот соблюдающие субботу имеют гораздо меньше шансов встретиться с остальными христианами, даже если во всех остальных доктринах у них нет разногласий. Суббота — это «другой день», а значит и «другая религия». На Руси всех христиан, соблюдавших субботу, звали «жидовствующими». А таковых было очень даже немало. Кстати,…

Слово « Пятидесятница» неверующему миру не говорит ни о чем. Иудеям говорит о многом, нам же – верующим в Иисуса Христа христианам – о безгранично великом, ибо как мы увидим в дальнейшем, в этом слове сокрыто неисследимое богатство благодати Божией для нас, достигших последних времен.
Всякий раз, когда я читаю или слышу это слово, сердце мое учащенно бьется и наполняется священным трепетом. Я хотел бы, чтобы слово « Пятидесятница» было написано огненными буквами перед взором всех христиан и раскрылось их сердцам в неописуемой силе и славе. И моя молитва, чтобы никто из читающих эти строки не остался по отношению к нему равнодушным.
« Пятидесятница» — Это библейское слово, которое уже упоминается на страницах ветхозаветных Писаний и имеет прямое отношение к народу Израильскому. Но почему же оно так дорого для нас – детей Нового Завета? Почему оно волнует сердца христиан всего мира – Иудеев и язычников; белых, желтых и черных; мужчин и женщин, рабов и свободных? Обо всем…

В новогоднюю ночь 1900 года в г. Топика, штат Канзас, в доме «Причуда Стоуна» проходило необычное молитвенное собрание. После долгих прошений об излитии Святого Духа из уст студентов стали изливаться весьма нео-бычные гласолалии. Одна из присутствующих на этом собрании, Агнез Озман, увидев это, вспомнила учение известного Американского проповедника Чарльза Пархама о том, что именно таким образом происходило излитие Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы (Шавуота).

Древнееврейское слово «Шавуот” буквально означает «недели», в Русском Синодальном переводе используется архаизм «седмицы». Впервые об этом празднике упоминается в книге Исход 34:22: « И праздник седмиц совершай, праздник…

Глава III. Отличительные особенности вероучения пятидесятников

3.1 Рождение свыше

Догмат пятидесятников о «рождении свыше» явился реакцией на кальвинистское учение об абсолютном предопределении. Кальвинисты считают, что каждый человек заведомо обречен или предопределен к тому или иному состоянию в вечности. По их мнению, Христос спас не весь мир, а только тех, кто предназначен ко спасению. И что бы с этими изначально предназначенными ко спасению ни произошло, какой бы страшный грех они ни совершили, в конце концов они все-таки будут спасены.

Пятидесятники, напротив, настаивают на том, что Иисус Христос Своею кровью искупил грехи всего человечества. Его искупительная жертва распространяется на всех людей, и чтобы спастись, достаточно покаяться в грехах и лично прийти ко Христу.

Спасение достигается через покаяние. Раскаявшийся — «рожденный свыше», — с их точки зрения, уже спасен. «Рождение свыше» связано с крещением Духом Святым, которому оно…

Пятидесятница — сошествие Св. Духа на Апостолов, День Св. Троицы.

литургические чтения: Деян.2:1-11; Ин.7:37-52; 8:12.

День Святого Духа.

литургические чтения: Еф.5:9-19; Мф.18:10-20.

> ПЯТИДЕСЯТНИЦА

> Слово «Пятидесятница» (с греч. пэнтЭх`остЭ) указывает, что этот

> праздник празднуется через пятьдесят дней после Пасхи. Содержание

> этого праздника изменялось: сначала это был земледельческий

> праздник, позже он был посвящен воспоминанию об историческом

> событии — установлении Союза-Завета и наконец стал праздником

> ниспослания, открывшего на земле эру Нового Завета.

> I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ИУДЕЙСТВО

> Пятидесятница, наряду с Пасхой и…

Первый период истории Новозаветной Церкви (от Пятидесятницы до Константина)

Церковь началась с Пятидесятницы, с момента схождения Духа Святаго на апостолов в виде языков пламени через 50 дней после Светлого Христова Воскресения и через 10 дней после его Вознесения. Тогда по обещанию Спаса был послан к людям Утешитель, Параклит, Святой Дух, “совершительная причина”, которым была утверждена Святая Святых церковного православного тайнодействия. Это - день рождения Новозаветной Церкви Христовой. Единой, Святой, Соборной и Апостольской. С момента этого благодатного нисхождения Утешителя начинается развертывание новозаветной экклесеологии, домостроительства Святаго Духа в истории, на ее заключительном этапе. Это - 33-й год от Рождества Христова.

Первый период, следующий сразу за Пятидесятницей, длится от времен апостольских до императора Константина, до появления в небе Креста перед решающей битвой (“Hoc vince”), до воцерковления Римской Империи, до становления ее…

В тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия.

Покинув Египет, где они долгое время пребывали в плену, и перейдя Чермное (Красное) море, евреи долго шли по пустыне. Их целью была Земля обетованная, куда их вел пророк Божий Моисей со своим братом Аароном. Дойдя до горы Синай и следуя повелению Бога, евреи остановились у нее станом. Моисей взошел на вершину горы, где Господь, Который постоянно незримо пребывал со Своим народом, сказал ему: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; (Исх. 19, 5–6). Бог предложил народу Израиля Свою особую благодать и покровительство, прося в обмен верности и исполнения Его заповедей.

Когда пророк Моисей спустился с горы, он передал народу волю Божию. В ответ люди единодушно ответили: «всё, что сказал Господь,…

На Троицу все православные храмы убраны изумрудной зеленью - травами, ветками берез и цветами.

В этот день христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова.

Мы расскажем о событиях, традициях и смысле Пятидесятницы.

Что такое Пятидесятница

День Святой Троицы - это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

В этот день мы вспоминаем евангельское событие - сошествие Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом…

Что произошло с человечеством в день Пятидесятницы? Как и чем объединены мы в Церкви, и почему это единство сильнее любого человеческого союза? Размышляет протоиерей Игорь Прекуп.

Пятидесятница, как и Пасха - названия ветхозаветных праздников, которые, по выражению некоторых комментаторов Священного Писания, были в новозаветную эпоху «заменены» христианскими праздниками с теми же названиями. Однако говорить о замене, по меньшей мере, некорректно.

Христианской традиции присущ подход, принцип которого был сформулирован средневековыми богословами так: «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий - в Новом открывается» («Novum Testamentum in Vetere latet, Vetus Testamentum in Novo patet»). Эти слова основываются на известном высказывании блж. Августина: «Если Новый Завет содержался уже в Ветхом, то ныне, через Новый, Ветхий Завет раскрывает свое значение».

Антитеза закона и благодати проходит красной нитью через весь Новый Завет. Этой проблеме посвящены многие…

Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА.

Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (361-363).
Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609).
Собор Рязанских святых.
Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715).
Собор Сибирских святых.
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV).
Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313).
Прп. Феофана Антиохийского (369).
Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409).
Сщмч. Митрофана, 1-го пресв. Китайского (1900).
мч. Неаниска Мудрого, Александрийского (Греч.).
Прп. Канида Каппадокийского (Греч.).
Свт. Аполлона (Греч.).
Свт. Алексия, еп. Вифинийского (Греч.).
Новосвящиспов. Феогноста, иером. Александро-Невской пустыни.

Утр. — Ин., 65 зач., XX, 19-23.

Лит. – Деян., 3 зач., II, 1–11. Ин., 27 зач., VII, 37–52; VIII, 12.
На великой вечерне «Блажен муж» (вся кафизма). На утрене…

Новозаветная Пятидесятница - день, когда уверовавшим во Христа был дарован Дух Святой, Который, как мы можем прочитать в Книге Деяний Апостольских, сошел на апостолов в виде огненных языков. Священник Михаил Желтов комментирует богословские и богослужебные особенности празднования Троицы и Духова дня.

Многие богословские идеи и события христианской эпохи явились осуществлением ветхозаветных прообразов и предзнаменований. Ветхий Завет был необходим, чтобы подготовить в человечестве почву для принятия Нового Завета и христианского благовестия. Поэтому совпадение названия церковного праздника Пятидесятницы с ветхозаветным неслучайно: христианская Пятидесятница явилась осуществлением прообраза, который был дан в Ветхом Завете.

В ветхозаветном годовом цикле выделялись три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. Первая была воспоминанием об исходе израильского народа из египетского рабства, а вторая…

1-13 ДУХ БОЖИЙ (Деян….

В этот день более двух тысяч лет назад произошло событие, равное которому трудно найти во всей истории человечества. В этот день сподобились ученики Христовы сошествия на них Святого Духа и явили собой основание будущей Церкви Христовой. Ровно пятьдесят дней отделяли это событие от дня, когда, поправ смерть, восстал из гроба их Учитель. В память об этом установлен праздник. Имя ему…

Стремитесь к серьезному богословскому образованию?
Поступайте в Евангельскую реформатскую семинарию Украины!
Высокий академический уровень.
Бесплатно. Удобно. Полезно. Интересно.

Скачать в других форматах: ZIP

2:1–47 2. День Пятидесятницы

Без Святого Духа христианское ученичество немыслимо и даже невозможно. Не может быть жизни без Подателя жизни, нет понимания без Духа истины, нет братского общения без единства Духа, нет подражания характеру Христа без плодов Духа и нет эффективного свидетельства без Его силы. Как бездыханное тело есть труп, так Церковь без Духа мертва.

Лука прекрасно осознает это. Из всех четырех евангелистов именно он придает особо важное значение Духу. В начальных стихах каждой из своих двух книг он показывает необходимость присутствия в верующих тех качеств, которые дает Святой Дух. Так…

В новогоднюю ночь 1900 года в г. Топика, штат Канзас, в доме «Причуда Стоуна» проходило необычное молит-венное собрание. После дол-гих прошений об излитии Святого Духа из уст студентов стали изливаться весьма нео-бычные гласолалии.

Одна из присутствующих на этом собрании, Агнез Озман, увидев это, вспомнила учение извест-ного Американского пропо-ведника Чарльза Пархама о том, что именно таким образом происходило излитие Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы (Шавуота).

В этом году праздник Шавуот (Пятидесятница) празднуется в июне, а потому это является хорошим поводом для нас детально исследовать вопрос о том, какое значение имеет праздник Шавуот (Пятидесятница) как в Еврейских Писаниях Ветхого Завета, так и в Новом Завете.

Древнееврейское слово “Шавуот” буквально означает «недели», в Русском Синодальном переводе используется архаизм «седмицы». Впервые об этом празднике упоминается в книге Исход 34:22: « И праздник седмиц совершай, праздник начатков…

Почему праздник Пятидесятницы еще называют днём рождения Церкви? Какие христианские святыни сохранили память о чудесном сошествии Святого Духа на учеников Спасителя? И почему на Святой Земле торжества в честь этого события длятся целых три дня? Рассказ о Пятидесятнице завершает авторский документальный цикл митрополита Илариона (Алфеева) «Праздники». На этот раз владыка приглашает подняться на гору Сион и побывать в Хевроне, увидеть главный собор Рима и посетить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру…

И когда заканчивался день Пятидесятницы были все Апостолы единодушно вместе. И был внезапно с небес шум, как бы от несущегося бурного ветра, и наполнил весь дом, где они сидели, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им вещевать.

Деяния святых апостолов

Митрополит Иларион (Алфеев): В праздник Пятидесятницы, называемый также Днём Святой…

Маленькое предложение из Библии «при наступлении дня Пятидесятницы…» (Деян. 2:1) относится к одному из самых значительных отрезков Писания. Слово «пятидесятница» означало вначале «пятидесятый» – пятидесятый день после Пасхи.

В книге Левит, в 23 главе, Господь дал израильскому народу следующее предписание: после праздника Пасхи они должны были отсчитать «от первого дня после праздника … семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней». В этот день народ Божий должен был праздновать праздник Первого плода, когда в храм приносили первые плоды урожая.

Для нас же, христиан, этот праздник имеет более широкое и глубокое значение. Пятидесятница была днем основания, или посвящения чудесной Церкви Иисуса Христа. В этот день Церковь начала выполнение ее назначения – изменение всего мира. При чтении второй главы Деяний апостолов нам вновь становятся важными великие истины; истины, в которых мы нуждаемся и сегодня.

Люди, искавшие истину в…

Существуют праздники Святой Церкви, названия которых говорят сами за себя или отображают смысл праздника и Богослужения. Почему Пятидесятница? – разъясняет протоиерей Константин Пилипчук.

Само слово «Пятидесятница» не раскрывает идейного содержания. Этот праздник ещё именуется как день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на Апостолов. Почему именно «Пятидесятница»? Потому, что этот Праздник находится в тесной связи с Праздником Пасхи. Праздник сошествия Святого Духа празднуется на 50-й день после Пасхи. Таким образом в годичном кругу Богослужебных праздников его можно отнести к праздникам «подвижным», т.е. к тем праздникам, которые не имеют фиксированной даты, но - фиксированный день недели. Это всегда - воскресный день, как и Пасха.

От Ветхозаветной к Новозаветной Пятидесятнице

Пятидесятница напрямую связана с Ветхозаветной традицией и праздниками Ветхого Завета. А сам Ветхий Завет является прообразом или предзнаменованием к Новозаветному восприятию Евангельского благовестия.
Множество прообразов и пророчеств в Ветхом Завете параллелью отпечатываются на Новозаветной истории и тех событиях, которые мы отмечаем и прославляем в песнопениях на Богослужении. Если мы говорим, что Ветхозаветная Пасха была, прежде всего, событием освобождения еврейского народа от египетского рабства, то Новозаветная Пасха – это освобождение всего человечества от греховного рабства.
Пятидесятница в Ветхом Завете - это знак и напоминание человеку о даровании ему Ветхозаветного законодательства, как пути, которым должно идти к Богу. И дарование этого законодательства являлось днём рождения Ветхозаветной Церкви. А нынешний праздник Пятидесятницы - день рождения Церкви Нового Завета.
Праздник Сошествия Святого Духа даёт нам возможность направлять свои стопы на праведный путь к совершенствованию и приобретению того рая, который был утрачен в Ветхом Завете первым человеком.
Поэтому песнопения, молитвословия перекликаются с Ветхозаветной историей. Само Богослужение отмечается большой торжественностью и особым чином. Этот праздник совершается непременно в Воскресенье, и песнопения Пятидесятницы отменяют песнопения воскресные. Таким образом показывая нам, что событие Пятидесятницы имеет приоритетное значение, венчая всё домостроительство Божие о человеке.

Крещение - Пятидесятница

Крещением начинается, а Пятидесятницей завершается служение Иисуса Христа на земле. В день Крещения Господь открылся человеку в Троичности Лиц. Бог Отец взывал Своим гласом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.17:5). Сын стоял в водах, принимая благословение и благодать Крещения по человеческой природе. Дух Святой в виде голубя сходил на Спасителя.
Каждый, кто приходит в Церковь и принимает крещение - спогребается со Христом, сострадает со Христом, сораспинается со Христом и вместе с Ним совоскресает.
И если Таинство Крещения является начальной ступеней, то Таинство Миропомазания олицетворяет собой печать, завершение домостроительства Божьего, которое Господь предусмотрел в Своём предвечном Совете, совете Святой Троицы.
Благодать Божия в Таинстве Миропомазания олицетворяет собой личную Пятидесятницу, когда на каждого человека сходит Божественная благодать Святого Духа. Человек, получивший благодать, навсегда остаётся с Богом. И именно эта идея, эта мысль и это прославление Святой Троицы отображается в песнопениях.

Не один, а два

Как и в другие великие праздники – Пасху, Рождество Христово - второй день посвящают тем лицам, без которых не состоялось бы само торжество. На второй день после Рождества Христова мы прославляем Божию Матерь, после Крещения – Иоанна Крестителя, после Пятидесятницы - Духа Святого, без Которого не было бы сошествия благодати на апостолов.
Господь предлагает всем нам качественно новую жизнь. В празднике Святой Троицы, Бог троичный в Лицах, открывается нам, прежде всего, как Бог Любви. И предлагает нам Свою Любовь.

Это может нам напомнить всю нашу жизнь христианскую. Сперва я был крещен, и крещение явилось моим личным исходом, моим новым рождением, рождением свыше; затем я получил печать дара Духа Святого, подобно тому, как апостолы Христовы принесли в день Пятидесятницы после чудесного схождения на них огненных языков первые плоды того, что Христос посеял в полях их душ и сердец; и при нашем исходе из этой жизни Сам Христос испытает конечные плоды нашего духовного труда.

Но Пятидесятница в Ветхом Завете – это не только благодарение за первые начатки жатвы, это также дарование Закона. 50 дней спустя исхода евреев из Египта, то есть по прошествии 50 дней после их первой Пасхи Моисей получил скрижали Закона на горе Синай. Десять Божественных заповедей были начертаны на двух каменных табличках. Но сердца тех древних евреев были в точности такие же каменные, как те таблички, которые затем оказались разбиты.

Вот почему гораздо позже один из великих пророков, Иезекииль, провозгласит от имени Бога Израилева: «И возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом » (Иез. 11:19-20). Итак, в Ветхом Завете Святой Дух, «глаголавший пророки», проявлялся через Закон и пророков. Отныне Новый Завет заключается между Богом и Его новым народом, новым Израилем.

И этот новый народ есть не что иное, как Вселенская Церковь, воспринимающая дар уже не посредством Закона, но напрямую и без посредников через схождение огня в Пятидесятницу. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49) – эти слова Иисуса в том числе и о данном событии.

И одновременно мы вспоминаем другое событие священной истории – построение . Все жители Земли, говорившие на одном и том же языке, захотели сделать себе имя и построить башню, достающую до небес. Но когда они начали ее строить, они перестали понимать друг друга. Таким образом возведение ее прервалось, и люди оказались рассеянными по всей Земле.

Можно сказать, что это случается всякий раз, когда люди объединяются не для того, чтобы творить дела Божьи, дела, значимые для вечности, но делать дела ради собственного имени, ради сотворения имени самим себе. Вот что говорится в одной из стихир Всенощного бдения праздника:

Некогда народы, спутанные ради дерзости строителей, теперь наполнены мудростью славного познания Бога; некогда Господь осудил за грехи нечестивых, ныне Христос просвещает рыбаков Духом; некогда в наказание было попущено разногласие; теперь между ними обновляется согласие для спасения душ наших.

(Стихира на стиховне, гл. 8, в субботу Пятидесятницы вечера)

Если люди объединяются во имя истинного Бога, Который есть источник мудрости и истины, они начинают понимать друг друга, даже говоря изначально на разных языках по форме, или без всяких слов, ибо по сути становятся объединены в общем для них языке Духа. Ибо нет никаких земных слов между тремя Лицами Святой Троицы! А есть только лишь совершенное и полное единство в любви – “да согласно славим Всесвятаго Духа”.

Когда же люди увлечены тем, чтобы “сделать себе имя” (Быт. 11:4), как те строители Вавилонского столпа, то даже говоря на одном языке по форме, они становятся далекими друг от друга и начинают говорить на разных языках по сути. И при этом совершенно не важно, какие цели они перед собой ставят – пусть даже это будет чистота веры, например. Видящие только свою правду и правоту и не желающие понять и прочувствовать правду и правоту другого обрекают друг друга на то самое разделение, о котором с грустью и горечью писал апостол Павел по поводу первой Коринфской общины:

Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? ” (1 Кор. 1:12-13).

В последнее время приходит такая аналогия в связи с праздником Пятидесятницы, когда мы противопоставляем два вышеупомянутых библейских события. Земная Церковь, образовавшаяся таким чудесным образом в крещении «Духом Святым и огнем», впоследствии сама претерпела всё то же “вавилонское” рассеяние, когда люди, заговорившие на одном евангельском языке, с веками также перестали понимать друг друга, да и сердца многих опять окаменели. И всё по тому же было попущено их рассеяние и разделение на различные “конфессии”. Они, конечно, неравноценны в духовном плане.

Но всегда со стороны найдутся искренне верующие инославные, которые могут в чем-то подправить нас, православных, если у нас действительно есть желание видеть в самих себе прегрешения и ошибки, притом что сам православный мир уже давно не един, а разногласия по поводу понимания Предания и канонов у нас не меньшие, чем среди протестантов по поводу понимания Писания. Это ли не основа для истинного экуменизма, к которому нас призывают завещательные слова Христа из Его «первосвященнической» молитвы:

«Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня » (Ин. 17:21-23).

И в христианском мире давно уже есть тоска по такому единству – не единству снизу, сходному с тем, что испытывали строители башни в кратковременном порыве «все как один», а благодатному и соборному единству свыше в братской любви, где гармония целого не подавляет неповторимости частей, как в одном едином теле каждый член имеет специальное назначение (см. 1 Кор. 12).

В этом смысле истинная Церковь не дана нам в готовом виде, но выявляется в этом мире подобно Царству Божиему, которое одновременно и «внутри» или «посреди нас» (Лк. 17:21), и в то же время оно взыскуемо и ожидаемо: «Да приидет Царствие Твое ». Как и Христос, Который с нами «во все дни до скончания века», но Которого мы еще ожидаем: «Ей, гряди, Господи Иисусе !» (Откр. 22:20). Как и Дух Святой, пришествие Которого уже состоялось, но всё же мы просим: «Прииди и вселися в ны…», и пусть это будет завершением всей нашей жажды Бога и любви к Нему, дабы Сам Дух Святой пришел на помощь в нашей слабости и ходатайствовал за нас «воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).

Тайна Церкви еще не раскрыта, поскольку сама она еще не раскрылась до «меры полного возраста Христова » (Еф. 4:13).

Лучшие христиане всех времен всегда чувствовали эту серьезную проблему раздробленности христиан, из-за которой дело Христа, порученное Церкви на этой земле, не осуществляется так, как многим хотелось бы. Так, например, как это было в первый век христианской истории, без всяких СМИ и тем более интернета! Тогда проповедь апостолов и их последующих учеников шла благодаря их трудам, а наша сегодняшняя идет часто… вопреки им.

Но ведь это же повод для непрестанного внутреннего покаяния! И, думается, совершенно не случайно именно с Пятидесятницы в церковном году открывается более покаянный его период по сравнению с предыдущим, послепасхальным, когда вскоре после праздника наступает пост. И именно в день Пятидесятницы в первый раз читаются покаянные молитвы с преклонением колен.

«Ибо вот, я со страхом стою пред Тобою, повергнув в пучину милости Твоей отчаяние души моей: направь, как кормчий, жизнь мою, одним словом всё творение неизреченною силою мудрости Твоей направляющий, тихая пристань носимых бурей, и укажи мне путь, по которому мне идти. Дух мудрости Твоей сообщи моим помышлениям, Дух разума безрассудству моему даруя; Духом страха пред Тобою дела мои осени, Дух правый обнови во внутренности моей и Духом владычественным укрепи шаткость моего образа мыслей, чтобы, Духом Твоим благим к полезному направляемый, я удостоился каждый день исполнять заповеди Твои и всегда помнить Твое славное и обличительное для сделанного нами пришествие»

– эти слова слышим мы как раз после литургии на Вечерне коленопреклонения.

«Ты – сострадательный, милостивый, ставший причастным безгрешно плоти нашей, и к преклоняющим пред Тобою колена склоняющийся любвеобильно, и сделавшийся умилостивлением за грехи наши! Прояви же, Господи, милосердие Свое к народу Твоему, услышь нас с неба святого Своего, освяти нас силою спасительной десницы Своей, покрой нас под кровом крыл Своих: да не презришь дел рук Своих. Пред Тобою одним мы согрешаем, но и Тебе одному служим».

Праздничный период года кончился, настали будни повседневного труда. Дай Бог каждому что-то принести ко времени сбора урожая плодов в конце года!..

Слово « Пятидесятница» неверующему миру не говорит ни о чем. Иудеям говорит о многом, нам же – верующим в Иисуса Христа христианам – о безгранично великом, ибо как мы увидим в дальнейшем, в этом слове сокрыто неисследимое богатство благодати Божией для нас, достигших последних времен.
Всякий раз, когда я читаю или слышу это слово, сердце мое учащенно бьется и наполняется священным трепетом. Я хотел бы, чтобы слово « Пятидесятница» было написано огненными буквами перед взором всех христиан и раскрылось их сердцам в неописуемой силе и славе. И моя молитва, чтобы никто из читающих эти строки не остался по отношению к нему равнодушным.
« Пятидесятница» - Это библейское слово, которое уже упоминается на страницах ветхозаветных Писаний и имеет прямое отношение к народу Израильскому. Но почему же оно так дорого для нас – детей Нового Завета? Почему оно волнует сердца христиан всего мира – Иудеев и язычников; белых, желтых и черных; мужчин и женщин, рабов и свободных? Обо всем этом вы и прочитаете ниже…

ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Праздник Пятидесятницы (отныне мы будем называть этот день праздником) впервые встречается на страницах Св.Писания Ветхого Завета. Это написано в книгах Исход 34:22-23, Левит 23:15-22, Второзаконие 16:9-12. Здесь он называется праздником седмиц (по числу полных семи недель). Это был один из трех главных праздников в году в Израиле, а именно: Пасха (Песах), Пятидесятница (Шавуот), Кущи (Суккот). В эти праздники никто в Израиле не должен работать, а мужской пол Иудеев должен приходить пред лицо Господа с приношениями и славословием. Следовательно, Пятидесятница была праздником радости и веселия, который длился целую неделю, и совпадал с днем жатвы пшеницы. Но если сказать о празднике Пятидесятницы только это, значит, еще ничего не сказать по существу.

БИБЛЕЙСКАЯ ПАСХА

Настоящее же значение Пятидесятницы раскрывается в связи с другим, не менее важным годовым праздником Пасхи, с которым он был тесно связан. Свой отчет седмиц Пятидесятница как раз ведет от праздника Пасхи, который совпадал с началом жатвы ячменя. Поэтому в этот праздник весь Израиль являлся пред лицо Божие с приношением первого снопа сжатого ячменя, потрясая им пред Господом в знак благодарения за урожай.
Однако подлинное значение праздника Пасхи связано с выходом Израильского народа из Египта, с днем его избавления от рабства фараонов. Об этом мы читаем в книге Исход 12 гл. 1-14 стихи. В этом отрывке описывается повеление Господне сынам Израиля закалать однолетнего агнца и порядок употребления его в пищу – в полном снаряжении и готовности выхода их из Египта. «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня» (Исх. 12:11). Здесь мы впервые находим употребление слова «Пасха». Слово «Пасха» имеет смысловое значение «прошел мимо», или же «пощада», что равносильно «спасению», «избавлению», и указывает на пощаду Ангелом-губителем Израильского народа, когда он истреблял первенцев в земле египетской. Это было в ночь 14-го Нисана. Для евреев день 14-го Нисана и был днем спасения, Пасхой Господней. Все это было реальным событием в истории Израильского народа, спасением в буквальном смысле от физического истребления.
И все-таки, как бы ни было велико это событие в истории одного избранного народа, оно в Божьем плане искупления является всего лишь «намеком» на будущее избавление всего рода человеческого, на истинную Пасху Господню в грядущих веках. И читающий эти строки уже догадывается, о чем будет идти речь.

И СНОВА О ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Но я все-таки теперь хочу говорить о Пятидесятнице. Что же это было за удивительное событие в жизни мессианского народа, т.е. Израиля? Я уже говорил, что праздник Пятидесятницы тесно связан с Пасхой Господней и ведет свой отсчет дней от этого праздника, а это значит – от выхода Израиля из Египта, т.е. 14-го Нисана. Итак, какое же это было событие, которое в летописи народа Божия было отмечено особым образом? Что же произошло через пятьдесят лет дней в жизни Израиля после его выхода из-под рабства египетских фараонов? Оказывается, что через пятьдесят дней трехмиллионный Израильский народ подошел к горе Синай. Об этом определенно сообщает нам Библия (Исх. 19:1-11). Тем, кто сомневается в этом, советую познакомиться с еврейским календарем. Но сам этот факт не имел бы никакого значения, если бы не последовавшее непосредственно за этим грандиозное событие особой важности. У горы Синай произошла встреча народа Божия со своим Создателем. Некогда на этом месте Господь Бог явился рабу Своему Моисею в горящем терновом кусте, где и призвал его в вожди народа Израильского.
Об этом мы читаем в книге Исход 3 глава 1-6 стихи. И вот теперь уже не один Моисей, но целый народ оказался на этом святом месте. И уже не из горящего тернового куста, но из пламени пылающей горы заговорил Господь Бог (Исх.19:17-19), читаем: «И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом». Здесь Бог даровал Своему народу Закон (Тору), который в последствии был назван «Законом Моисея». «Сердцем» этого закона являлись десять заповедей, начертанных перстом Божиим на двух каменных скрижалях, названных «скрижалями завета» (Евр.9:4).
У горы Синай Бог заключил с сынами Израиля Свой завет (договор). Таким образом, обретя закон, народ стал собственностью Бога. И хотя Израиль еще не имел своего удела, соей территории, но все еще продолжал странствовать по пустыне, с момента получения Закона, он был уже организован как государство. Теперь я прошу отметить этот факт, ибо это было очень важно для нас, считающих себя новозаветным народом Божиим. Апостол Павел говорит, что ветхозаветные Израильтяне были только образы для нас, достигших последних веков (1Кор. 10:1-14).

БИБЛЕЙСКИЕ ПРОРОКИ О ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Мы уже говорили выше, что ветхозаветная Пятидесятница была лишь тенью, падающей от настоящей Пятидесятницы, которая должна открыться в будущем. Об этом событии пророчествовали и древние пророки. Послушаем, что об этом говорит пророк Иеремия: «…убоимся Господа, Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы» (Иер. 5:24). (На еврейском языке «Пятидесятница» означает «седмицы»). Это как раз то, о чем мы говорим, т.е. и есть Пятидесятница. И как было сказано выше, праздник Пятидесятницы совпадал с жатвой в Израиле (октябрь месяц), а дожди, как мы знаем, сопутствуют обильному урожаю.
Дожди ранние и поздние - это особое благословение Божие для земли. Но об этих ли дождях предвозвещал через пророка Дух Святой? О простых ли седмицах? Или же об особых благословениях духовных, об излиянии истинно Небесних дождей и истинной жатве? Мы хорошо помним слова Спасителя, которые сказал Он своим ученикам: "Посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве". И дальше продолжает: "Я послал вас жать" (Иоан.4:35-38). Жать, конечно, не земной урожай, но бесценные души человеческие - для Небесной житницы, в жизнь вечную.
Ловить не обычную рыбу послал Иисус учеников, но человеков (Мат.2:19). Также пророчествовали о дождях особых духовных благословений и другие пророки (Иез. 34:26; Ос. 6:3; Зах. 10:1 и т.д.). И уже совсем близки для нас слова пророка Иоиля: "И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь ранний и поздний, как прежде… И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего" (Иоил. 2:23-29).
Невозможно не обратить внимания на пророчества Иезекииля и Иеремии (Иез. 36:25-27; Иер. 31:31-33). Эти слова надо рассматривать в связи с Синайскими событиями, когда Господь Бог сошел в пылающем огне на гору Синай и вручил Моисею скрижали завета с десятью заповедями.

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВ

И вот, наконец, спустя 1.5 тысячи лет исполнилось то, о чем лишь "намеком" говорило Синайское событие, о чем один за другим предвозвещали пророки, и что они так страстно жаждали видеть исполнившимся. Повторилась новая Пятидесятница, но местом действия Бог теперь уже избрал не гору Синай, а святой город Иерусалим, гору Сион.
Господь снова пришел в огне, но не пылающей горы, а в огне Святого Духа. Исполнилось то, о чем предвозвещал Иоанн Креститель, когда говорил, что Иисус будет крестить Духом Святым и огнем (Лук.3:16). А Сам Спаситель однажды воскликнул: "Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лук. 12:49). Теперь читаем вторую главу Днеяний апостолов 1-4 стихи: "При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".
Но перед тем, что произошло в этот день Пятидесятницы, совершилась всемирная Пасха – на Голгофском кресте была принесена святая жертва, был заклан уже не жертвенный агнец из стад овчих, но чистый и непорочный Агнец Божий – Спаситель всех человеков – Иисус Христос, Сын Божий. Только после этой истинной Пасхи через пятьдесят дней стало возможным явиться настоящей Пятидесятнице. Из описаний Луки видно, что Дух Святой сошел не в обычный день, но в предначертанный особый праздник седмиц. Дух Святой сошел на землю в "Свой День", точно также, как и истинная Пасха, т.е. смерть Иисуса Христа, была совершена также в пасхальный день 14-го Нисана.
Мы уже говорили, что в Израиле было три главных годовых праздника: Пасха, седмицы (Пятидесятница) и Кущи. И каждый из трех праздников указывал на Триединого Бога, Бога в трех лицах: Пасха указывает на Иисуса Христа, Пятидесятница – на Духа Святого, Кущи – на Бога-Отца.
До пришествия в мир Спасителя управлял миром через Своих представителей (пророков, священников и царей) Сам Бог-Отец. С пришествием же Христа Бог говорил в Сыне Своем (Евр.1:1-2). Со дня же Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на землю, настала деспинсация благодати для всех народов. Теперь мы читаем: "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам" (Откр. 2-3 гл.).
Первыми, кто удостоился принять Духа Святого как Личность, были 120 последователей Христовых, в числе которых были Апостолы и мать Иисуса Христа. Вы помните, как при освящении храма Соломонова слава Божия в виде облака наполнила место, где стояли на служении тоже 120 священников. Но теперь Дух Святой создал живой храм – Церковь Бога Живого. Новозаветняя Пятидесятница – день рождения Церкви!
Итак, наступила Новая эра в поклонении Богу. Теперь нет нужды стоять у горы Синай с каменными скрижалями в руках. Господь приглашает всех войти путем новым и живым прямо в "Сионскую горницу". Послушайте вы, кто еще надеется на исполнение закона, что говорит автор послания к Евреям: "Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово… но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов…" (Евр. 12:18, 19, 22). И еще как говорит Ап.Павел: "Вы показываете собою, что вы – письмо Христово… написанное … Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца" (2Кор. 3-я глава).
И это произошло впервые именно со 120-ю участниками собрания в Сионской горнице, когда перст Божий коснулся сердец собравшихся и начертал на их скрижалях огненными штрихами Святого Духа Свои Божественные тайны, выявившиеся в чудесном говорении на новых языках о великих делах Божиих.
С того времени миллионы искупленных душ пережили и продолжают переживать этот таинственный опыт.
Так в Иерусалимской горнице раскрылся подлинный смысл Синайского события – получения скрижалей завета, которое на евангельском языке называется крещением Духом Святым.
Иисус в беседе с Самарянкой сказал: "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине… ибо таких поклонников Отец ищет Себе". Да, да, Он ищет тебя, кто бы ты ни был. Помните, я говорил, что с тех пор, как народ израильский получил Закон у горы Синай, он был организован как государство, хотя дети Израиля и были еще странниками на пути в обетованную землю. Теперь же, когда сошел Дух Святой в день Пятидесятницы, родилась Церковь Христова. И Бог приглашает тебя войти в Его живую Церковь через рождение от Духа Святого, Которого Он продолжает изливать через Иисуса Христа. В Послании к Титу об этом сказано так: "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего" (Тит. 3:5-6).

Новозаветная Пятидесятница — день, когда уверовавшим во Христа был дарован Дух Святой, Который, как мы можем прочитать в Книге Деяний Апостольских, сошел на апостолов в виде огненных языков. Священник Михаил Желтов комментирует читателям «ТД» богословские и богослужебные особенности празднования Троицы и Духова дня в преддверии этих праздничных дней.

Многие богословские идеи и события христианской эпохи явились осуществлением ветхозаветных прообразов и предзнаменований. Ветхий Завет был необходим, чтобы подготовить в человечестве почву для принятия Нового Завета и христианского благовестия. Поэтому совпадение названия церковного праздника Пятидесятницы с ветхозаветным неслучайно: христианская Пятидесятница явилась осуществлением прообраза, который был дан в Ветхом Завете.

В ветхозаветном годовом цикле выделялись три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. Первая была воспоминанием об исходе израильского народа из египетского рабства, а вторая стала праздником победы Христа над узами смерти и освобождения уверовавших в Него из рабства греху. Аналогично произошло и с Пятидесятницей, которая из праздника отдельного народа превратилась в торжество для всего человечества. Ветхозаветная Пятидесятнца - воспоминание о даровании Закона народу Израиля. Новозаветная - день, в который через дарование человечеству Святого Духа совершилось дело спасения всего человеческого рода.

Ветхозаветную Пятидесятницу праздновали на 50-й день, то есть спустя семь недель после Пасхи (можно отметить, что семинедельные циклы имели особое значение в ветхозаветном календаре). Христианская Пятидесятница тоже отмечается на 50-й день после дня Воскресения Христова.

Важно понимать, что Пятидесятница - ключевое событие в истории человечества, увенчавшее дело спасительного домостроительства Божия. Отправляясь на Свои Крестные страдания, Господь Иисус Христос сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16. 7). Таким образом, именно в сошествии Святого Духа на апостолов состояло исполнение земного служения Христа. С момента Пятидесятницы начинается качественно иная эпоха существования человечества, когда люди, уверовавшие во Христа, образуют церковное сообщество, мистическое тело Церкви, в котором живет Святой Дух.

Почему это имеет столь большое значение? Мы веруем, что Сын Божий ради нашего спасения стал человеком по имени Иисус. Второе Лицо Пресвятой Троицы восприняло человеческую природу. С пришествия же Святого Духа начинается личное участие Бога в жизни каждого человека, уверовавшего во Христа и вступившего в Церковь. Это крайне важно. Бог должен действовать в каждом. Благодаря принятым нами Крещению и Миропомазанию, в каждом из нас действительно присутствует Сам Бог - Дух Святой. Апостол Павел пишет христианам: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор 3. 16). Если бы не произошло Пятидесятницы, если бы люди не уверовали во Христа, Бог не мог бы действовать в них так, как Ему было угодно. Христос стал для нас «Первенцем из умерших» (1 Кор 15. 20), освободившим человеческую природу от рабства греху, и после Его Воскресения в искупленных Христом людях, свободно захотевших этого, стало возможным действование Божие. Спасительное домостроительство Христово дало возможность человечеству, добровольно отдавшему себя в рабство греху, вернуться к замыслу Творца о нем без нарушения принципа свободы, который есть великий дар Божий и великая тайна.

Конечно, отчасти действование Бога в людях осуществлялось уже в ветхозаветные времена. Сам Бог обращался к Своему народу устами пророков. Христианам очевидно, что во пророках действовал Святой Дух (1 Петр 1. 21). В Священном Писании Ветхого Завета встречаются упоминания о Духе Божием и даже Духе Святом. Однако Ветхий Завет еще не мог вместить учение о Боге, Едином в Трех Лицах, поэтому эти упоминания были лишь предзнаменованием христианского учения об Ипостаси Святого Духа.

Возникает вопрос о том, почему до Распятия и Воскресения Христовых Бог не мог действовать в людях, хотя при этом действовал, например, через пророков. И почему при этом пророки, в которых действовал Сам Бог, все равно, как и другие люди, попадали в ад. Это - тайна, мы можем сказать только, что таково было устроение Божие о мире, что даже самые святые и праведные люди Ветхого Завета нуждались в Пришествии Христовом.

В Новом Завете Святой Дух сходит уже на всех уверовавших во Христа. Он может действовать различно: кому-то Он подает дар пророчества, кому-то - учительства, кому-то - чудотворения (1 Кор 12), - но действует Он в каждом из нас. При этом особое значение имеет дар исповедания христианами своей веры. Господь Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, большинство из которых впоследствии приняли мученическую смерть, сказал: «Когда будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф 10. 19-20). А апостол Павел прибавляет: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12. 3; ср.: 1 Ин 4. 2-3). Не зря важнейшим знаком сошествия Святого Духа на апостолов стало то, что они внезапно начали разговаривать на языках различных народов, к которым вскоре и отправились на проповедь Христа.

Эта же мысль о связи между словом пророчества и проповеди и действием Святого Духа отражена в Символе Веры. Святой Дух назван здесь «Господом», то есть «Богом»; «Животворящим», то есть Подающим жизнь; «спокланяемым и сславимым» с Отцом и Сыном, то есть Принимающим равные с Ними почести - иными словами, Равным Им; «исходящим от Отца»; и, наконец, «глаголавшим пророки», то есть говорившим через пророков.

В учении о Святом Духе принципиально важно, что Православие исповедует Духа Святого как Исходящего «от Отца», но не «от Отца и Сына», как говорится в Символах веры западных христиан. Нередко в западном богословии можно встретить мысль о том, что Святой Дух - это некая сила, действующая между Отцом и Сыном (скажем, «любовь между Отцом и Сыном»). Это превращает Святого Духа из Третьего Лица Троицы в нечто безличное, почти что атрибут Божества. В работе одной серезной американской исследовательницы я недавно встретил утверждение, что, говоря о Святом Духе, современные рядовые христиане понимают Его и вовсе как какое-то особо радостное настроение во время своей молитвы, приятный эмоциональный настрой и так далее. В таких ложных пониманиях, причиной возникновения которых, видимо, следует считать внесенное много веков назад в Испании ненужное дополнение в латинский текст Символа веры: Filioque («и Сына»), и заключается серьезнейшее уклонение западного христианства от апостольского учения. Святой Дух - не атрибут Божества, не настроение и даже не благодать или энергия Божии. Святой Дух - это Сам Бог, Третья Ипостась Пресвятой Троицы, равная Двум другим - Отцу и Сыну. Бог - один, и в Нем - три Лица, Одно из Которых - Дух Святой.

Недаром православный праздник Пятидесятницы совмещает в себе две различные темы: собственно воспоминание события сошествия Святого Духа на апостолов, а также прославление догмата о Пресвятой Троице. Нам, наследникам византийской литургической традиции, это кажется совершенно естественным; однако в других традициях, праздник Троицы может праздноваться отдельно (например, в римской - в следующее после Пятидесятницы воскресенье). С этим связано и существование двух типов икон этого праздника. На одной изображено событие сошествия Святого Духа на апостолов: апостолы сидят по кругу, а из подвала выходит некий седой муж, который символизирует космос, то есть тварный мир, который исходит из тьмы незнания Бога к Боговедению. Второй тип иконы - это известная и любимая многими «Троица». Вообще-то, на ней изображено ветхозаветное событие - гостеприимство Авраама, но этот образ давно воспринимается в Церкви как символическое выражение догмата о Боге-Троице.

При этом многочисленные песнопения, прославляющие откровение Троицы людям, содержатся и в службе праздника Крещения Господня, потому что это откровение началось в момент крещения Сына Божия, когда, согласно Евангелию, Отец свидетельствовал, а Святой Дух сходил с неба. Это событие - основа нашего христианского Крещения и Миропомазания, когда на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, подобно тому, как некогда Он сошел на Христа по Его человеческой природе при Его Крещении. Каждый крещеный человек пережил, если можно так выразиться, «личную Пятидесятницу», когда в Миропомазании после Крещения был помазан святым миром со словами: «Печать дара Духа Святаго». Эти слова означают, что человек получил Святого Духа, что ему был дарован Святой Дух после того, как в Крещении человек сораспялся и совоскрес Христу, и что этот Дух остается с ним, а Миропомазание как бы «запечатывает» Его присутствие, указывая, что Святой Дух никогда не отнимется от новокрещеного. Такова связь учения о Троице с Крещением. В Пятидесятнице же апостолы - а в их лице и вся Церковь - на своем личном опыте поняли, в чем заключается Троичный догмат.

Что касается богослужебных особенностей празднования, то Пятидесятница в Церкви - один из самых торжественных дней года. Служба совершается по самому праздничному чину из возможных. В частности, несмотря на то, что этот праздник приходится на воскресный день, на богослужении отменяются все воскресные песнопения, чтобы они не «отвлекали» от праздничных. Такое происходит только в случае самых главных праздников - например, если на воскресный день попадет Рождество Христово. После Пятидесятницы следует сплошная седмица, то есть без поста в среду и пятницу - такое бывает, кроме Пятидесятницы, лишь после праздников Рождества Христова и Пасхи. Следующий за Пятидесятницей день посвящен, как это бывает и в другие важнейшие праздники, тому лицу, без чьего участия праздник был бы невозможен. Поэтому если после Рождества Христова идет день Пресвятой Богородицы, а Крещения Господня - день Иоанна Крестителя, то за Пятидесятницей следует День Святого Духа.

Служба Пятидестницы преизбыточествует любимыми православными христианами песнопениями - такими, как, например, праздничная стихира «Царю небесный». Она так полюбилась людям, что примерно с XIV-XV веков ее стали прибавлять в начале каждой службы, включив в состав «обычного начала» (в более старой традиции обычное начало открывалось Трисвятым). Еще одна стихира Пятидесятницы, «Видехом свет истинный», которая стала настолько любима, что ее включили в чин Божественной литургии, где она поется после Причащения. Обе этих стихиры специально опускаются в церковном богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы, будучи заменены другими песнопениями, чтобы в день Пятидесятницы прозвучать с новой силой. Еще одна известная стихира праздничной службы, «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», выражает высочайшее богословие Пресвятой Троицы.

Наиболее яркая литургическая особенность Пятидесятницы - совершение после праздничной литургии великй вечерни, за которой читаются особые коленопреклоненные молитвы. Появление этих молитв связано с тем, что в древней Церкви в период от Пасхи до Пятидесятницы были запрещены коленопреклонения. Конкретнее, это означало, что нельзя было стоять на коленях во время чтения ектений. Ектений в церковных службах тогда было значительно меньше, чем сейчас, зато во время их чтения все молящиеся вставали на колени (кроме воскресных дей и всего периода Пятидесятницы). След этого до сих пор сохраняется, например, в старообрядческой традиции, где сугубая ектения сопровождается поклоном. Ближе к нашему времени ектений стало гораздо больше и читать их стали стоя. Однако на вечерне в день Пятидесятницы сохранилась древняя традиция читать ектении коленопреклонно. Это связано с тем, что когда-то это была первая служба, когда после долгого перерыва разрешалось во время ектеньи встать на колени, и это коленопреклонение так и осталось ее богослужебной особенностью, даже когда на других службах оно было забыто.

Впоследствии к коленопреклоненным ектениям были дописаны для украшения еще и молитвы. Изначально молитвы были обращены к Богу Отцу и Богу Сыну. Было бы логично предположить, что должна была бы существовать еще и молитва Святому Духу, но византийская традиция изначально ее не знала. Патриарх Константинопольский святитель Филофей, ученик святителя Григория Паламы, эту логику реализовал и дописал молитву Святому Духу. Какое-то время она использовалась за богослужением, причем не только греческим, но и русским (она была переведена на славянский язык), но затем было решено вернуться к более древней византийской практике. Греки сделали это в XVI веке, а мы - после Патриарха Никона (у старообрядцев молитва читается до сих пор).

К молитвам самой Пятидесятницы прибавлены еще и другие, происходящие из древнего чина вечерни. На вечерне сейчас в начале священник читает 7 светильничных молитв, но в древнейших рукописях их было больше, и некоторые из них попали в чин коленопреклоненной вечерни, которую служат на Пятидесятницу. Эти молитвы, которые раньше читались на обычной, ежедневной вечерне, добавились к молитвам Пятидесятницы, так что происходит некоторое смешение, когда после высокоторжественной молитвы Пятидесятницы читается рядовая вечерняя молитва. Тем более эта разнородность заметна из-за того, что праздничные молитвы говорят о дне Пятидесятницы, а эти - просто о вечернем времени. Тем не менее, осознанное восприятие этих священных текстов все ставит на свои места. Поэтому каждому из нас следует осознать величие праздника и в смиренном благоговении перед величием тайны Божией воспеть Святому Духу: Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!