Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Интересные и удивительные предметы. Как объяснить ребенку, что такое объекты природы и предметы рукотворного мира
Цели: побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. Дать детям образцы правильного поведения на кухне. Развивать внимание, мыслительную активность. Воспитывать аккуратность, любознательность.
Материал: две маленькие коробочки с условными символами “рукотворный мир” и “природный мир”; большая коробка, в которой лежат картинки с изображением посуды (чайник, сковорода, тарелка, кружка, ложка, вилка) и животных (лиса, еж, белка, кошка, собака), наборы кукольной посуды, коробка с конфетами, ширма с куклой - Незнайкой.
Оборудование: телевизор, диск с презентацией, диск с мелодией песни А.К. Лядова “Классическая музыка для детей”.
Предварительная работа: наблюдение за трудом работы няни на кухне, чтение сказки К.И. Чуковского: “Федорино горе”, рассматривание предметных картинок на темы: “Посуда”, “Животные”, игровое упражнение: “Помоги Мишке”, лепка: “Тарелка для Мишки”.
Ход урока
Из-за ширмы появляется Незнайка и кричит:
Ой- ой- ой! Куда я попал?
Дети подбегают.
Дети: Незнайка!
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Я без вас скучал
На круг скорей вставайте,
Друг друга приглашайте!
Будем снова мы играть,
Рассуждать и познавать!
Воспитатель: Поздоровайтесь друг с другом и с Незнайкою глазами.
Воспитатель: Незнайка, почему ты такой грустный стал?
Незнайка: Я встретился с Мальвиной, она мне коробку вручила и сказала: “Чтобы я вымыл посуду”.
Воспитатель: Не переживай. Ребята, поможем Незнайке? (Незнайка вручает коробку воспитательнице).
Воспитательница: Коробка не открывается, Незнайка.
Незнайка: Чтобы открылась коробка надо произнести волшебные слова.
Воспитатель: Руки выше приподняли
На носочки дружно встали
Глазки быстренько закрыли
И тихонечко открыли.
Воспитатель: Вот и коробочка открылась.
Воспитатель: Посмотрим, что там в коробочке?
Воспитатель: Что это? (Достает карточку)
Дети: Кружка.
Воспитатель: Для чего она?
Дети: Чай пить.
Воспитатель: Кто ее сделал?
Дети: Человек.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Кошка.
Воспитатель: Человек его сделал или он сам появился в природе?
Дети: Он сам.
Воспитатель: Значит, куда эту карточку надо поставить?
Дети: К природе.
Воспитатель: Это что?
Дети: Ложка.
Воспитатель: Для чего она?
Дети: Чтобы кушать.
Воспитатель: Кто ее сделал?
Дети: Человек.
Воспитатель: Куда эту карточку надо поставить?
Дети: К человеку.
Воспитатель: Софья поставь.
Воспитатель: Возьмите по одной карточки и поставьте в нужное место.
Воспитатель: Давайте, проверим, правильно ли мы выполнили. Незнайка, ты тоже посмотри. (Дети раскладывают картинки в два короба с условными символами: “природный мир” и “рукотворный мир”.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно разложили карточки.
Воспитатель: Незнайка, почему ты плачешь?
Незнайка: А как же надо мыть посуду? Так их много!
Воспитатель: Я всех вас приглашаю посмотреть фильм как надо мыть посуду.
Берите стулья садитесь поудобнее. Незнайка, ты тоже внимательно смотри. На экране телевизора появляется слайд с алгоритмами.
Воспитатель: Что сначала делаем?
Дети: Надеваем фартук. В тазик набираем теплой воды. Берем губку и начинаем мыть. Набираем в тазик чистую воду и поласкаем. Кладем сушить на поднос.
Воспитатель: Как надо класть посуду на поднос?
Дети: Тихо, чтобы не разбилась.
Воспитатель: Что произойдет, если разобьется?
Дети: Можно поранить пальцы, ногу.
Воспитатель: Теперь Незнайка запомнил?
Незнайка: Да!
Воспитатель: Дети запомнили?
Незнайка: У меня для вас сюрприз!
Воспитатель: Ты нам покажешь?
Незнайка: Я вас всех хочу угостить конфетами.
Воспитатель: Дети вы любите конфеты?
Воспитатель: Тогда все подходите к Незнайке и получите конфеты.
Дети: Спасибо, Незнайка.
Воспитатель: Незнайка, оставайся с нами играть?
Незнайка: Согласен.
Воспитатель: Я вас всех приглашаю поиграть в игру: “Семья”.
Звучит тихая, спокойная мелодия, дети играют.
Наталья Гугнина
Ознакомление с окружающим миром в младшей группе «Найди предметы рукотворного мира»
Ознакомление с окружающим миром .
Тема : «Найди предметы рукотворного мира » .
Программное содержание. Побуждать детей определять , различать и описывать предметы природного и рукотворного мира .
Материалы : игрушка – бибабо дед; мешочек с предметами : кукольной посудой (кастрюля, сковорода, чашка, тарелка, ложка, вилка, половник) и настоящими овощами (картофель, морковь, капуста, лук, перец) ; два подноса с символами «рукотворного мира » и «природного мира » ; картинки с изображением бабушки, зайца, овощей, посуды, грядки и магазина.
Мотивация : Сюрпризный момент :
Здравствуйте ребята! Вы знаете, кто сегодня к нам пришел в гости? Давайте с ним поздороваемся!
Ребята, посмотрите какой дедушка грустный! Что же у него случилось? Дедушка здоровается с детьми и рассказывает, что он принес : «Ой, ребята пришел я к вам за помощью, потому что сам разобраться не могу, стар стал! Живем мы с моей старухой одни – одинешеньки, ни детей у нас нет ни внуков. Есть только зайчик у нас, в прошлом году от лисы его спас, вот теперь и живет зайчишка с нами. Отправила меня старуха на рынок за покупками для себя и для зайчика. Приехал я на рынок все купил, разложил по мешочкам и поехал домой. Но по дороге случилась, неприятность упали оба мешочка и рассыпались. Посмотрел я на рассыпанные покупки и решил собрать их в один мешок и принести к вам, чтобы вы помогли мне разобраться, что бабушке отдать, а чем зайчика порадовать».
Ну, что, ребята поможем дедушке?
Как вы думаете, что было в мешочке?
А хотите узнать, что же было на самом деле в этом мешочке, дедушка этот мешочек принес, вам показать и чтобы вы ему помогли разобраться.
Вопросы детям :
Ребята, как вы думаете, что могла бабушка заказать для зайчика?
Кто такой зайчик?
Что он любит кушать?
Правильно, а как назвать это все одним словом?
А где растут овощи?
А почему для зайчика бабушка решила купить только овощи?
Правильно, ребята, предметы , которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать «предметами , созданными природой» . Их можно отнести к природному миру. К природному миру относятся все овощи, фрукты, животные и многое другое, что создала природа.
- Предметы природного мира мы с вами будем обозначать вот таким символом - (на мольберт вывешивается символ «елочка» рядом с картинкой зайчика и овощей) .
А что же нужно было купить бабушке?
Что может понадобиться на кухне?
Где все это можно купить?
А как это можно назвать одним словом?
Правильно, какие вы умницы! А разве зайчику не нужна посуда?
А кто знает, откуда берется посуда в магазине?
Ребята, предметы , которые человек делает своими руками, можно назвать «предметы , созданные руками человека» . Их можно отнести к рукотворному миру . К рукотворному миру относятся посуда, мебель, одежда и все, что человек делает своими руками. Предметы рукотворного мира мы будем обозначать вот таким символом – (на мольберт вывешивается символ «человечек» рядом с картинкой бабушки и посуды)
Молодцы, ребята, хотите посмотреть, что же лежит в мешочке? Сейчас вы по очереди будите подходить и вынимать из мешочка по одному предмету , и мы их разложи на два подноса : предметы природного мира – овощи - на один с символом природного мира , предметы рукотворного мира – посуду - на другой с символом рукотворного мира .
Какой предмет : твердый или мягкий?
Длинный или короткий?
Маленький или большой?
Этот предмет круглый ?
Какие у него есть части?
Что с этим предметом можно делать ?
Для чего он нужен?
Как называется?
К природному или ?
Практическая работа (инструкция выполнения) . Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет , перечисляя при этом выделяемые признаки, называют предмет , определяют , к какому миру он относится : рукотворному или природному . Преподаватель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета , его форму : «Какой предмет : твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый ? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать ? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру он относиться ?» Ребенок достает предмет , убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.
Учет способностей детей (дифференцированный подход) . Если дети затрудняются, ответить педагог помогает, им наводящими вопросами.
Рефлексия. После того как все предметы названы и разложены по подносам, преподаватель подводит итог : «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира ? Какой поднос отдадим для бабушки? А какой мы оставим зайчику? Умницы, вы все предметы разложили правильно . Ну, что дедушка теперь ты знаешь, какие предметы , какому отдать нужно!» Дедушка благодарит детей за помощь, посуду складывают в мешок для бабушки, а овощи в мешочек для зайчика и прощается с детьми.
Публикации по теме:
Проект «Человек - хозяин и творец рукотворного мира» Тип проекта: Социально-творческий, познавательный (долгосрочный). Участники: воспитатели - Бобина Л. П. Дети средней группы – 27 человек.
Конспект НОД в средней группе (ознакомление с окружающим миром + аппликация из природного материала) Конспект НОД в средней группе (ознакомление с окружающим миром + аппликация из природного материала) «Как лесные звери к зиме готовятся».
Конспект организованной образовательной деятельности во 2 младшей группе. Ознакомление с окружающим миром. «Путешествие в страну Игрушек».
Конспект занятия ознакомление с окружающим миром во второй младшей группе детского сада «Обитатели леса» Конспект занятия. Тема: «Обитатели леса». Задачи: Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Предметы, облегчающие труд человека в быту» Конспект занятия в старшей группе на тему: "Предметы, облегчающие труд человека в быту" Задачи: Образовательная: учить детей системному.
Лариса Соколова
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с предметным и социальным окружением.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности;
Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих товарищей.
Развивающие:
Развивать умение определять обобщающее слово для группы предметов;
Обогащать словарный запас.
Обучающие:
Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру).
Материал: Микрофон; предметные картинки (пальто, рубашка, ботинки, сапоги, огурец, морковь, яблоко, груша, чайник, чашка, стол, стул); две карточки с условными символами: «рукотворный мир» - человек и «природный мир» – дерево, стол, 2 мольберта.
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как у нас много в группе гостей, добрых, приветливых лиц. Поздороваемся и подарим им свои улыбки.
(Дети здороваются с гостями.)
Воспитатель: Становись скорее друг, в наш волшебный добрый круг.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Я улыбнусь и передам свою улыбку … (называю имя ребенка, стоящего справа) , он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне.
(Дети по очереди передают улыбки друг другу) . Спасибо. Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, сегодня в нашей группе работает необычное радио. Послушайте важное сообщение.
Внимание, внимание! Сегодня во время перевозки потерялись разные предметы рукотворного и природного мира. Того, кто их найдет, просим отнести предметы в специально отведенное место: предметы рукотворного мира – к карточке с человеком, а предметы природного мира – к карточке с деревом.
Воспитатель: Ребята, вы ничего не находили? Давайте поищем у нас в группе. Если найдете какие-нибудь картинки, несите сюда.
(Дети находят картинки и садятся на стульчики).
Внимание, внимание! Кто нашел предмет из ткани, у которого есть воротник, рукава, пуговицы, карманы, необходимый для прогулок в холодную погоду?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением пальто, отвечает и показывает картинку.)
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это пальто. Это одежда.) Отнеси одежду в нужное место.
Куда ты отнесешь одежду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Его сшил человек.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из дерева, у которого есть ножки, спинка, на нем можно сидеть?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением стула, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это стул. Это мебель.) Отнеси мебель в нужное место.
Куда ты отнесешь мебель? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Его сделал человек.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из стекла, у которого есть ручка, из него можно пить?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением чашки, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это чашка. Это посуда.) Отнеси посуду в нужное место.
Куда ты отнесешь посуду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Ее сделал человек.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел круглый сладкий предмет который можно съесть?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением яблока, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это яблоко. Это фрукт.) Отнеси фрукт в нужное место.
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел длинный сладкий предмет который можно съесть?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением моркови, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это морковь. Это овощ.) Отнеси овощ в нужное место.
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из дерева, у которого есть ножки, за ним завтракают, обедают, ужинают?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением стола, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это стол. Это мебель.) Отнеси мебель в нужное место.
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из стекла, у которого есть ручка, носик, крышка, в него наливают воду?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением чайника, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это чайник. Это посуда.) Отнеси посуду в нужное место.
Куда ты отнесешь посуду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Его сделал человек.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из ткани, у которого есть воротник, рукава, пуговицы, карманы, который носят мальчики, мужчины?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением рубашки, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это рубашка. Это одежда.) Отнеси одежду в нужное место.
Куда ты отнесешь одежду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Ее сшил человек.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из кожи, который надевают на ноги?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением ботинок, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это ботинки. Это обувь.) Отнеси обувь в нужное место.
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел желтый сладкий предмет который можно съесть?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением груши, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это груша. Это фрукт.) Отнеси фрукт в нужное место.
Куда ты отнесешь фрукт? (К карточке, на которой нарисовано дерево.) Почему? (Это предмет природного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет природного мира? (Его создала природа.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел длинный зеленый предмет который можно съесть?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением огурца, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это огурец. Это овощ.) Отнеси овощ в нужное место.
Куда ты отнесешь овощ? (К карточке, на которой нарисовано дерево.) Почему? (Это предмет природного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет природного мира? (Его создала природа.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из кожи, у которого есть каблук, их надевают на ноги?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением сапог, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это сапоги. Это обувь.) Отнеси обувь в нужное место.
Куда ты отнесешь обувь? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Их сшил человек.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Все предметы рукотворного и природного мира найдены. Спасибо всем, кто нам в этом помог: Вере, Юле, Маше, Лизе, Толе, Юле, Маше, Лизе, Святославу, Ане, Кристине.
Радиопередача закончена. Всем спасибо.
Задачи:
Образовательная:
Формировать представления детей о рукотворном и природном мире;
Подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы.
Развивающая:
Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательная:
Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.
Демонстрационный материал. Презентация для детей «Интересные предметы». Картинки с изображением дерева и кисти руки; письмо и посылка от Буратино.
Раздаточный материал. Конверты с картинками природного и рукотворного мира; альбомные листы с символом рукотворного и природного мира; цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что к ним в сад приходил почтальон и принес посылку.
Чтобы посылку открыть нужно, отгадать загадку от кого она.
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (ответ детей) Слайд 2
Воспитатель открывает посылку, в которой находятся конверты и письмо с заданиями от Буратино.
Задание 1. «Посмотрите и ответьте» (на экране появляется слайд 3) .
Что это? (ответы детей). Почему это природный мир? (ответы детей)
А это что? (слайд 4) Почему все это мы называем рукотворным миром? (ответы детей)
Задание 2. Д/и «На что похоже». Воспитатель называет (показывает слайд 5) объект рукотворного мира.
На кого похожа электричка? Что есть в природе похожее на этот объект? (Ответы детей) Слайд5
На кого похож подъемный кран? подводная лодка? (ответы детей) Слайды 6, 7
Что вам напоминает петушок? птица? стрекоза? (Ответы детей) Слайды 8, 9, 10
Физминутка "Хомка-хомка хомячок" Слайд 11
Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответственные действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать
(показываем, какой сильный) .
Задание 3. Д/и «Что лишнее? » Слайд 12, 13, 14, 15
Задание 4. Игровое упражнение «Разложи правильно». Воспитатель раздает детям конверты с картинками и просит разложить картинки на природный и рукотворный мир.
Пальчиковая игра «Дружба»
Задание 5. Детям раздают альбомные листы с символом (дерево или кисть руки). Слайд 16. Необходимо нарисовать рукотворный или природный объект.
Дети и воспитатель пишут письмо Буратино, в котором сообщают, что выполнили все его интересные задания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Интересные, удивительные предметы»
Задачи:
Образовательная:
Формировать представления детей о рукотворном и природном мире;
Подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы.
Развивающая:
Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательная:
Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.
Демонстрационный материал. Презентация для детей «Интересные предметы». Картинки с изображением дерева и кисти руки; письмо и посылка от Буратино.
Раздаточный материал. Конверты с картинками природного и рукотворного мира; альбомные листы с символом рукотворного и природного мира; цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что к ним в сад приходил почтальон и принес посылку.
Чтобы посылку открыть нужно, отгадать загадку от кого она.
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (ответ детей) Слайд 2
Воспитатель открывает посылку, в которой находятся конверты и письмо с заданиями от Буратино.
Задание 1. «Посмотрите и ответьте» (на экране появляется слайд 3) .
Что это? (ответы детей). Почему это природный мир? (ответы детей)
А это что? (слайд 4) Почему все это мы называем рукотворным миром? (ответы детей)
Задание 2. Д/и «На что похоже». Воспитатель называет (показывает слайд 5) объект рукотворного мира.
На кого похожа электричка? Что есть в природе похожее на этот объект? (Ответы детей) Слайд5
На кого похож подъемный кран? подводная лодка? (ответы детей) Слайды 6, 7
Что вам напоминает петушок? птица? стрекоза? (Ответы детей) Слайды 8, 9, 10
Физминутка "Хомка-хомка хомячок" Слайд 11
Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответственные действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать
(показываем, какой сильный) .
Задание 3. Д/и «Что лишнее? » Слайд 12, 13, 14, 15
Задание 4. Игровое упражнение «Разложи правильно». Воспитатель раздает детям конверты с картинками и просит разложить картинки на природный и рукотворный мир.
Пальчиковая игра «Дружба»
Задание 5. Детям раздают альбомные листы с символом (дерево или кисть руки). Слайд 16. Необходимо нарисовать рукотворный или природный объект.
Дети и воспитатель пишут письмо Буратино, в котором сообщают, что выполнили все его интересные задания.
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Ейский социально-реабилитационный центр
развития для несовершеннолетних»
Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей старшей подгруппы (5-7 лет) на тему: « Интересные , удивительные предметы »
Воспитатель Редько Е. В.
2018 г.
Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей старшей подгруппы (5-7 лет) Тема: « Интересные , удивительные предметы »
Цель: развитие познавательной активности ребёнка, формирование экологического сознания.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательная:
Формировать представления детей о рукотворном и природном мире;
подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы.
Развивающая:
Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательная:
Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.
Демонстрационный материал. Картинки с изображением самолёта и ласточки; письмо от Незнайки, мнемотаблицы, компьютерная презентация.
Раздаточный материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (по две картинки на каждого ребёнка). Карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолёт, грибок, компьютерная мышь, щётка, самолёт, мяч, клещи, поезд и др.), а другая половина карточки пустая.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, загадывание загадки, рассматривание предметных картинок, чтение отрывков стихотворений, вопросы к детям, показ презентации, игровые и практические действия детей. Предварительная работа: просмотр обучающих видео «Живая и неживая природа», «Природа и рукотворный мир», «Овощная сказка», мультфильма «Незнайка», дидактические игры и упражнения «Живое – неживое», «Природный – рукотворный», «Подумай и отвечай», чтение художественной литературы: «Мой мишка» (З. Александрова), «Краденое солнце» (К. Чуковский), «Дама сдавала в багаж …» (С. Маршак), «Овощи» (С. Михалков), «Сельская песенка», «Осень» (А. Плещеев), «Не про тебя ли эта книжка?» (М. Романов).
Ход
I. Вводная часть
Воспитатель сообщает детям о полученном им письме от Незнайки:
Ребята, сегодня нам пришло письмо. (Показывает конверт.) Чтобы письмо вскрыть, нужно отгадать загадку от кого оно:
Уверен он в себе, забавный неумейка,
А от природы он врунишка и зазнайка,
А ну-ка, угадать скорей его сумей-ка,
Известен коротышка под именем … (Незнайка) .
Правильно, письмо прислал Незнайка. Ох уж этот Незнайка! Он, как всегда, всё перепутал и просит нас ему помочь. А для этого нам нужно выполнить задания, которые находятся в этом конверте, и написать Незнайке ответ. Давайте попробуем? Поможем Незнайке?
II.Основная часть
1.Дидактическая словесная игра «Природный – рукотворный»
Воспитатель: Давайте вспомним, какие бывают окружающие нас предметы? (Природные и рукотворные). Что значит – природные? (Эти предметы созданы самой природой ). А что же такое рукотворные предметы? (Предметы, сделанные руками человека ). Молодцы, всё правильно. А сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Природный – рукотворный»: если я называю слово, обозначающее рукотворный предмет, вы просто показываете мне свои ручки; а если я называю слово, которое обозначает предмет природного происхождения, вы хлопаете в ладоши.
2. Дидактическая игра «Разложи картинки» (Задание 1)
Воспитатель раздаёт детям картинки (по 2 картинки каждому ребёнку): Ребята, у каждого из вас в руках картинки, которые нужно разделить на две группы: картинки с предметами природного происхождения мы будем класть на лист картона зелёного цвета, а картинки, на которых нарисованы рукотворные предметы – на красный лист картона с символом-ручкой.
3. Дидактическая игра «Покажи и назови парный предмет» (Задание 2) Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с первым заданием. А сейчас – следующее задание от Незнайки. Картинки с предметами природного мира я возьму себе, а картинки с предметами рукотворногомира раздам вам. Посмотрите на них внимательно. Я буду называть предмет природного мира. А тот из вас, у кого окажется предмет рукотворного мира очень похожий, т. е. парный названному мной, поднимет картинку с его изображением и назовёт этот предмет. Договорились? Начинаем.
4.Упражнение «Сравни картинки» (Задание 3) Воспитатель: Всё верно, молодцы. (Выставляет на доску картинки «ласточка» и «самолёт». Дети сравнивают предметы птицу и самолёт.) Что изображено на этой картинке? (Ответы детей.) Чем похожи эти предметы? Посмотрите внимательно: из каких частей состоит птица? Самолёт? Какие элементы у них общие? (И у ласточки, и у самолёта есть крылья, нос и хвост; они оба умеют летать.) А чем же они отличаются? (Ласточка – объект живой природы, а самолёт –предмет, созданный руками человека.)
5. Игра «Назови лишний предмет» Воспитатель. А вот ещё одно задание: сейчас я вам буду читать отрывки из стихотворений и показывать картинки, а вы будете внимательно слушать и смотреть, а затем назовёте предмет, который на этой карточке лишний, то есть не принадлежит к той группе предметов, к которой принадлежат все остальные. Слушайте внимательно:
… «Это - куры , это – утки , чёрный Шарик возле будки ». (З. Александрова) Какое слово и предмет на карточке лишние? (Лишний предмет – собачья будка, потому что это рукотворный предмет, а куры, утки и собачка – объекты природного мира.)
«Солнце по небу гуляло и за тучку забежало. Глянул з аинька в окно , стало заиньке темно».(К. Чуковский) (Лишнее окно, это предмет рукотворного мира, а солнце, небо, тучка и заинька – природные предметы.)
«Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку ». (С. Маршак)
« Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит». (А. Плещеев)
… «Я нарисую раньше дом, крыльцо, забор, дорожку , а на дорожке – кошку ». (М. Романов)
«Скучная картина – тучи без конца, дождик так и льётся, лужи у крыльца ». (А. Плещеев)
Ребята, а какое время года описано в стихотворении? (Осень.) Да, действительно, осень. Мы с вами вспомнили, какое время года у нас сейчас, а теперь давайте покажем какая бывает осенью погода.
6.Физминутка «Осень»
Вот закрыли небо тучи.
Начал капать дождь колючий –
Разведёт повсюду слякоть,
Грязь и лужи на дороге …
Поднимай повыше ноги!
А теперь садитесь на свои места, продолжим наше занятие.
7.Показ презентации «Удивительные предметы»
Слайд 1 . Удивительные предметы
Слайд 2. Мир природы
Слайд 3. Рукотворный мир
Слайд 4 . Рассказ «Интересные и удивительные предметы»
Мы вспомнили, какие бывают предметы, выяснили, что есть очень интересные вещи и объекты природы, которые удивительно похожи друг на друга. А вы знаете, почему они так похожи? Когда-то, давным-давно, не было вообще никаких рукотворных предметов, люди просто ещё не умели их делать. Долгое время они внимательно наблюдали за объектами природы и в результате этих наблюдений научились создавать разные очень нужные вещи. Например, наблюдая за полётом птиц, человек мечтал тоже парить в небе, как птица, и изобрёл самолёт. Посмотрите, правда, они очень похожи?
Слайд 5. Игра «На что это похоже?»
На экране появились картинки – рукотворные предметы. Подумайте и скажите, глядя на какие предметы природного мира, человек создал их? На что они похожи? (Лампочка – солнце.)
Слайд 6 . Кукла - девочка
Слайд 7 . Грибок-крыша - гриб
Слайд 8 . Мяч - апельсин
Слайд 9 . Легковой автомобиль – крокодил; пылесос - слон
Слайд 10. Игра «Найди пару»
Посмотрите, на экране расположены картинки – 3 картинки-изображения природных объектов и 3 – рукотворных. Вы должны назвать, какие из них составляют пару, то есть похожи друг на друга. (Подводная лодка – рыба, подъёмный кран – жираф, парашют – семечко одуванчика).
Слайд 11. Самолёт – птицы, лодка – утка, поезд - гусеница (Правильность ответов проверяется стрелочкой).
Слайд 12. Спасибо за внимание!
Вот какие молодцы, всё правильно назвали. А теперь переходим к следующему заданию от Незнайки.
8. Дидактическая игра «Подбери картинку» Задание 4.
Детям раздают карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком, а другая половина пустая. Ребёнок должен подобрать картинку с тем объектом природы, по подобию которого человек создал предмет, изображённый на другой половине, и расположить её в пустой клетке.
III.Заключительная часть
9.Подведение итогов
Дети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что его задания очень интересные и ребята их выполнили. Благодарят Незнайку и приглашают в гости.
Нам нужно написать Незнайке ответ. Что мы ему напишем? Я предлагаю начать так: «Дорогой Незнайка! … Нам понравились твои задания, они очень интересные, и мы с увлечением их выполняли. Спасибо тебе большое. Приезжай к нам в гости, мы будем очень рады встретиться с тобой. До свидания».
О каких предметах мы говорили сегодня? А чем же они так интересны и почему удивительны? Ребята, кто же нам прислал письмо?
Получилось у нас выполнить все задания Незнайки?
Понравилось вам выполнять задания?
Что больше всего вам понравилось?