Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Калмыцкая национальная одежда. Программа тематического дня "традиционный калмыцкий костюм"

Калмыки среднего роста, коренастого сложения; относительно большая, широкая голова с плоским, скуластым лицом; черные прямые волосы; жидкая, поздно вырастающая бородка; узковатые «калмыцкие» глаза; приплюснутый при корне нос; смуглый желто-красноватый цвет кожи (у мужчин).

Одежда калмыков - холщовая рубаха (кийлик), по форме своей походящая на женскую кофту; штаны, укрепляемые на гашнике; на ногах сапоги и портянки. Поверх этого надевается прямой халат, который, однако, встречается теперь только у стариков, да и то весьма редко.

Большая часть калмыков со времени пребывания их на Кавказе носит однобортные бешметы кавказских горцев, с широко вырезанной грудью. Бешмет стягивается у талии ременным поясом, у богатых - с серебряными насечками на железных пластинах, поясу придается такая важность, что быть без него считается неприличием.

На головах калмыки в старину носили круглые шапки с четырехугольной тульей из желтого сукна и с красною кистью, в 19 в. – русские форменные картузы, всегда с красным или зеленым суконным околышем. Зимою штаны носятся овчинные, а поверх бешмета надевается овчинная или лисья шуба.

Лет до 14 девочке стригут волосы в длинную скобку, а с этой поры заплетают в одну косу. В уши продевают серьги, близко подходящие к форме старинных русских серег. Праздничная женская шапка разнится от мужской тем, что шьется не из сукна, а из золотого глазета. Простая женская шапка шьется из желтого сукна; она ниже мужской и на тулье у нее не бывает простежек. На ногах женщины носят сапоги из красного сафьяна.

Внешность, одежда калмыков википедия
Поиск по сайту:

If you like this presentation – show it…

Калмыцкая национальная одежда

Подношение хадака (шарфа)

Калмыцкий мужской костюм бешмет, ормг и шапка — тоорцг

Национальная одежда Девичий костюм Женский костюм

Семья в национальной одежде

Экспонаты Национального музея им.

Н.Н.Пальмова

Мужской костюм Бешмет Шапка мужская Кожаный ремень

Ууч — шуба Хорьковая шуба

Калмыцкий костюм замужней женщины терлг,цевдг Шапка — халмаг и шиверлики Токуг

Платье женское (терлг) синего цвета Праздничный женский костюм

Головные уборы Головные уборы: 1-4 — торцог; 5, 6, 10 — мужские хаджилга; 7, 9 — тамша; 11 — халмаг; 12 — устя халмаг

Тоорцг — женская шапка Калмыцкая вышивка.

Камчатка – девичья шапка Пояс для платья

Калмыцкая вышивка «оборот солнца»

Нуудрма (манжета женского платья),вышивка «зеег»

Национальная одежда калмыков в наши дни

На празднике Джангариады

Ээжя в национальном костюме

Смелый наездник

Детские костюмы

Зимняя одежда

Калмыки — потомки воинственных ойратов

Калмыки — кавалеристы

Древнее оружие воина

Знамя — ойратов

Джамба Тундутов

Праздник Зул

Окон Тенгри Находясь за пределами Сансары, Ты проявляешься в форме мирской,Являешь гневный образ для покорения свирепых существ;Ты являешь образ спокойный для мирных существ,Восхваляю тебя, о, божественная мать, спасающая вселенную!

Возжигание лампадки

Калмыцкий чай и борцки

Празднование Цаган Сар

Манджушри Манджушри – Бодхисаттва Мудрости и Учения

В детском саду

Ансамбль песни и танца «Тюльпан»

Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. — 3-е изд., перераб. и доп. — Элиста: Калм. кн. изд-во. 1985. — 282 с., ил.

Семейный и общественный быт

Семейные отношения

Семья и общественный быт, пожалуй, наименее изученный раздел калмыцкой этнографии. Семья является одной из самых важных сторон общественной жизни народов.

Она составляет низовую социальную ячейку, «молекулу общества», своеобразно отражающую процесс исторического развития человечества. В настоящем разделе автор пытается дать более или менее полное описание семейной и общественной жизни калмыков в конце XIX-начале XX вв. Основным источником при его написании послужили полевые материалы, собранные автором во время работы этнографического отряда Института этнографии Академии наук СССР и командировок в районы Калмыцкой АССР, а также некоторые литературные данные.

В конце XIX - начале XX вв.

господствующей формой семьи у калмыков была малая моногамная семья, состоявшая из родителей и несовершеннолетних детей. Барон Ф. Бюлер пишет, что «многоженство дозволяется; но примеров его нет». П. Небольсин указывает на то, что степные калмыки ни в чем не изменили своей старине, родным обычаям и предписаниям религии, повелевающим им только единоженство. По сообщению Я. П. Дубровы, калмыки почти все без исключения строго придерживаются моногамии.

Многоженство не бытовало в калмыцком обществе.

Калмыцкая национальная одежда. Подношение хадака (шарфа) — презентация

Встречались отдельные факты двоеженства в богатых и знатных семьях, в случае отсутствия детей от первой жены (аваль) и с ее согласия.

И. А. Житецкий сообщает, что в икицатановом «роду» зайсанг взял вторую жену с разрешения первой, так как дети от нее умерли, и старая жена продолжала жить с ними в силу привязанности. Нам известно двоеженство, имевшее место в Абганеровском аймаке Малодербетовского улуса в начале XX в. Состоятельный человек Дорджи Бадмаев женился вторично ввиду бездетности первой жены.
Очень долго, вплоть до Октябрьской революции, сохранялись пережиточные формы неразделенной семьи.

Никаких сведений о численном составе такой семьи ни в архивных документах, ни в литературных источниках не имеется. Согласно данным, собранным нами, такая «большая семья» состояла максимально из представителей трех поколений: родителей (отца и матери), детей (семей их сыновей) и внуков.

Во главе такой семьи обычно стоял отец — старик, очень редко -мать.

Если он (она) потерял трудоспособность, стал дряхлым, то всем хозяйством и общественной жизнью руководил старший сын. Все остальные члены семьи должны были подчиняться ему как главе семьи и беспрекословно выполнять все его распоряжения.

Однако он не обладал всей полнотой власти. Он регулировал семейные дела, распределял работу между членами своей неразделенной семьи. Все важные вопросы решались сообща.

Домашним хозяйством руководила мать, затем жена старшего брата. П. Небольсин свидетельствует о том, что «жены занимаются работами в большой же кибитке, и старуха-мать освобождается от всех трудов по хозяйству, которое переходит в главное заведывание старшей снохи».

Старуха-мать помогала снохам в уходе за детьми, в обработке сырья (кожи, шерсти) и шитье одежды и т. д., а девочки-подростки и девушки помогали во всем родителям и женам братьев, работали под наблюдением старших.

Женщины выполняли всю домашнюю работу: варили пищу, доили коров, носили воду, шили одежду, обрабатывали шкуры и шерсть, летом занимались заготовкой кизяка, переработкой молочных продуктов.

Особенно тяжелым было положение младшей снохи. Она должна была вставать раньше всех, выполнять самую тяжелую работу, вынуждена была соблюдать самые унизительные в патриархальной семье обычаи и обязанности. Она последней уходила из большой кибитки домой на ночной отдых.

Тяжелое положение младших снох часто служило поводом для раздела общего хозяйства. Братья, желая отделиться, указывали на ссоры снох, не желавших уживаться в большой семье.

Смерть родителей, которые цементировали патриархальную семью, также часто служила поводом ее дробления. Нередко бывали случаи отделения женатых сыновей и при жизни родителей-стариков. Последние оставались вместе с семьей одного из сыновей, с женой которого они жили в ладу. Выделившиеся семейные пары продолжали жить в том же хотоне, где жили родители и родственники главы семьи.

Встречались отдельные факты, когда они укочевывали в хотоны родных жены или уходили в батраки в соседние хотоны или русские села.

Муж и жена в старинной одежде

Порядок раздела семейного хозяйства был основан на нормах обычного калмыцкого права, какой-либо сложностью он не отличался.

Дележу подлежали скот, основные орудия производства, утварь и прочее домашнее имущество, все, что считалось общим достоянием большой отцовской семьи. Личная собственность: одежда, обувь, головные уборы, предметы украшения и мелкое домашнее имущество, приобретенное при вступлении в брак,- не делилась.

Каждая семейная пара имела свою кибитку, которая также не подвергалась дележу. Большая кибитка отходила к родителям или к тому сыну, с которым будут жить старики-родители.

К отцу отходили постоянное жилое помещение (саманная изба, деревянный дом), а также надворные хозяйственные постройки, поставленные на зимних стоянках.

Несмотря на то, что калмычка находилась в полном подчинении у мужчины и под его контролем, она пользовалась известной свободой и самостоятельностью в домашнем хозяйстве и быту.

П. Небольсин пишет: «Калмыки тем разнятся от племен, исповедующих ислам, что у них женщина имеет человеческое, а не рабское значение. У многих мухаммедан, хотя и не у всех и не в одинаковой степени, она исключена из общения с мужским полом не только в забавах, но даже и в молениях. У калмыков права женщины уравновешены и в том и в другом случае с правами мужчины». И далее: «…Мужчина, хотя бы это был сам владелец (улуса - У.Э.), заметив, что встретившаяся ему женщина хочет сойти со своего коня, должен сам спешиться и помочь ей соскочить с седла.

Женщина, жена или дочь, сама угощает почетных гостей». Это соображение подтверждается другим наблюдателем: калмыки «…в домашней своей жизни, равно и в отношениях к жене, далеко не деспотичны и в дела жен не любят вмешиваться. Если и бывают драки между мужем и женой, то случается это только лишь в состоянии опьянения мужа или жены…

Напротив, по моим наблюдениям, калмыки всячески избегают ссор с женам и «заводить их с женщиной», хотя бы и женой, считают ниже своего достоинства. К тому же мужчины (не говорю уже о женщинах) совершенно чужды сквернословия: всякую ругань считают «кислым словом» и презирают любителей «словесной кислятины». Положение той или иной калмычки в семье и обществе определялось не только возрастом, но и ее социальным происхождением. Женщина, происходившая из богатой и влиятельной семьи, вела себя сравнительно свободно, пользуясь поддержкой своих родных.

В калмыцкой семье бытовало строгое соблюдение патрилинейности, счет родства велся по отцу, наследниками которого считались только жены и сыновья. П. Небольсин писал: «Сестры при братьях — не наследницы». То же самое писал Я. П. Дуброва.

После распада «большой семьи» патриархальные обычаи и традиции в значительной мере сохранялись для женщин.

По-прежнему невестка не могла называть по имени всех старших родных мужа - его отца, мать, дядьев с любой стороны, а также жен старших по положению, ей нельзя было показываться старшим родным мужа с босыми ногами и без головного убора. Если имя старшего совпадало с именем младшего, то она заменяла имя последнего другим. Жена не называла своего мужа по имени.

Ей приходилось пользоваться словами: натка кюн (другой человек), одака кюн (тот человек), герин эзн (хозяин дома), манна кюн (наш человек). Она могла называть своего мужа только на «вы», в ее словаре не: существовало в обращении к мужу слова «ты», чем подчеркивалось неравноправие женщины с мужчиной. Женщина не имела права перешагнуть через нагайку, укрюк (шест с петлей для ловли лошадей), охотничье ружье или задеть их подолом своей одежды; ей запрещалось «перерезать» мужчине дорогу, высыпать мусор, когда идет представитель мужского пола.

Молодым снохам нельзя было находиться в той части жилища, где расположены кровати, имущество и бурханы (иконы) хозяев - старших по отношению к их мужьям. Их место было там, где размещается домашняя утварь.

Женщина фактически была отстранена от участия в основных процессах главных, отраслей калмыцкого хозяйства, с каждым годом усиливалась ее экономическая зависимость от мужчины.

Мужчины были пастухами, табунщиками и чабанами. Они же занимались, земледелием и заготовкой кормов для скота, рыли колодцы, строили пруды и плотины, теплые и холодные помещения для сельскохозяйственных животных. Мужчины были и основными строителями жилых зданий.

Развитие капиталистических отношений в Калмыкии укрепляло неравноправие мужчин и женщин. П. Небольсин писал: «Калмыки-рыболовы круглый год в тяжелой работе… жены их одни исправляют все домашние работы и, по бедности в стадах, более занимаются изысканием способов продержать свои семьи не в крайности, в ожидании того вожделенного дня, когда калмыки, мужья их, воротятся с ватаг, с заработками».

В ловле рыбы, на солеломнях и в других отходнических работах женщина почти не участвовала. Энгельс писал: «…ограничение ее (женщины - У. Э.) труда домашней работой,- эта же самая причина теперь делала неизбежным господство мужчины в доме; домашняя работа женщины утратила теперь свое значение по сравнению с промысловым трудом мужчины; его труд был всем, ее работа - незначительным придатком.

Уже здесь обнаруживается, что освобождение женщины, ее уравнениё в правах с мужчиной, невозможно ни сейчас, ни в будущем, пока женщина отстранена от общественного производительного труда и вынуждена ограничиваться домашним частным трудом.

Дети воспитывались в духе уважения и беспрекословного подчинения родителям и старшим. Обычаи обязывал как мужчину, так и женщину оказывать искреннее почтение и внимание старшим по возрасту и положению, держать себя при старших, корректно, не вмешиваться в их разговоры.

Строго осуждалась развязность при обращении к старшим. Ни один молодой человек не осмеливался попросить у старших прикурить, тем более выпить, не садился до тех пор, пока старшин не скажет: садись. Я. П. Дуброва отмечал, что «в отношениях между собой старики пользуются большим почетом и уважением - молодежь безгласна пред ними.

«Стар человек» - лицо, застрахованное от оскорбления». Утверждение, что перед стариками молодежь безгласна, вряд ли точно. Поведение молодежи (особенно юношей) не было регламентировано такими строгими правилами, какие существуют у некоторых других народов.

Молодые люди могли находиться в общественных местах, свободно появляться там, где считали нужным, сидеть и слушать разговор старших, участвовать в сходках, высказывать свое мнение, если это необходимо.

Эрдниев В.Е. Калмыки: исторические и этнографические эссе. — 3-е изд., Перераб. и дополнительно. Элиста: Калм. книга. издательство. 1985. — 282 с., Ил.

Человеческая одежда и украшения

Конец XIX — начало XX вв. все виды легкой одежды калмыков были сделаны из российских тканей. Для верхней теплой (зимней) одежды и одежды, в основном различной кожи, шерсти, войлока и т. Д.

Национальный мужской костюм был одинаковым для всего населения Калмыкии, никаких особых различий не наблюдалось.
Нижнее белье состояло из рубашки и брюк.

Обычно их сшивали из тонкой ткани белого и серого цвета. Брюки бедных состояли из темного материала, в основном из ножа, богатого и сочившегося — из черной шерсти или ткани.

По словам И. А. Житецкого, конец XIX века. Брюки такого рода в благородных лицах были украшены языками (тасамбет шалвур) из дюбеля.

В рубашках калмыков они носили губку, которая, согласно картине, опубликованной П.

С. Паллас, уже существовавший в восемнадцатом веке. Зимой он носил в отпуске — когда он путешествовал по другим хоттонам.
Второй тип верхней одежды взрослого человека — вращающийся ермег — слой верблюда, толстый серый холст (обычно темно-серый) в цвете, вышитый в поясе с многочисленными оборками в талии, с прорезью спереди.

Обычной зимней одеждой калмыков всех мотыльков была овчина, которая достигла талии с овечьим воротником из овчины. Порез был тем же самым бушмюдом.

Периферия и край рукавов были отделаны цветом ткани или меха (из ягненка, из богатого и благородного — из выдры, бобры, соболя, щетки).

Очень ценный жеребец (Доха), который вырезается из кожи кожи или павших жеребят, с волосами на улице.

Ошейник был сделан из черного ягненка. Доха была доступна только богатым, у которых были стада лошадей.

Мужские значки

В суровые морозы, которые происходили в дальнем путешествии, богатые калмыки носили овечье овечье пальто.

Только имя калмыцкой овчины показывает, что они были заимствованы российскими соседями.

Зимние платья также распространялись на овечьи шкуры, которые приходили с шерстью внутрь, которые были усилены с помощью чипов на талии.

Знания калмыков (богатые зимой) и богатые люди носят дорогой шуб — ЮЧИ, сделанный из белого и черного Лэмба (хурш ЮЧИ), а также из кожи соболя, бобра, ласки, хорька, белки.

Они накрыли себя темной дорогой тряпкой. Пол и края рукавов были выложены меховым мечом, барабанщиками, чаще всего с кожей молодых ягнят (ягнят). Такие шубы были высоко оценены и были гордостью богатых людей и желающих.

Мальчики были одеты в нижнее белье, бушмюд, шляпу, туфли, шубы, которые использовали мужчины. В богатых и благородных семьях они носили кавказский стиль кустарника. П. Небольсин видел, что калмыки были украшены кустарником с галлонами и пузырьками — пятнами для вставок.

Так одет в фотографию, с 1905 года, сына принца Тундута. Бушмюд и шубы были вытащены из верхнего пояса с верхнего пояса.

На левой стороне калмыка обычно носили ножом с серебряной или кожаной подкладкой и когтем, прикрепленным к талии.

На пальце слева люди из богатой семьи носили кольцо, а в левом ухе были серьги из серебра, золота.

Обычной головой была меховая шапка (hursha mahla).

Старые калмыки носили шляпу, пояс которой был сделан из черного ягненка (хаджилга). Верхний край края ягненка обязательно оторачивал выдры, а тип (OPA) был сделан из любой яркой, но не желтой ткани, центр праздновал круг, который был зашит кистью красного шелка, поэтому сами калмыки называют себя «Уланцы Залата Халмг», т.е. «Калмыки с красным резонансом». (Очевидно, «зал зала» означает солнце, которое уважали калмыки, а шелковые нити — его лучи).

Начиная с середины XIX века импортная городская одежда начала проникать в Калмыцкую милю.

По словам П. Небольсина Хошутова, калмыки иногда носят шапки с блестящими вершинами и красными перьями, заимствованными у христиан Астрахани летом.

Презентация «Калмыцкие национальные костюмы».

В 80-е годы. XIX век, по свидетельству И. А. Житецкого, летом Зансанг носил обычные серые шапки с зеленой лентой и красными краями. V XX. Century. Шапки для городского производства стали широко распространены среди всех калмыков от мальчиков до старейшин.

Киляг, женская рубашка, надетая на голову, была полностью аналогична разрезанию мужской рубашки.

У пожилых она имела прямые разрезы спереди и была прикреплена к белым пуговицам фабричной части или металлическим крючкам.

Калмыцкие рубашки были одеты в длинные рукава (хутцаны) в качестве рабочей одежды.

Грудь грудь на груди на груди сверху донизу, часть крыльев была широкая. Обе стороны груди были украшены золотыми и серебряными цветами, часто с узкими трюками.

Для случайной одежды она носила рубашку с короткими рукавами (зегдег) из темных тканей. Женщины носили ее летом.

В качестве теплой одежды калмыки использовали стеганые одеяла для ваты (hawasto) из черных тканей с длинными рукавами и сшитых воротниками.

Для торжественной женской одежды существуют элегантные терьеры и цегдег, которые существовали до тридцатых годов XX века.

Они всегда доходят до пояса, длина до лодыжек, от лучших сортов шелка, бархата, тонкой парчи светлых цветов, за исключением белых, желтых и черных цветов. Края спины, сундука, руки, рукава на рукавах были украшены вышивкой, в которой были скомбированы чесночные нити разных цветов, а затем пришли к хитрости.

Зимняя одежда для калмыков была необработанной шубой того же разреза, что и мужчина, но женщина была менее просторной и всегда была зашита в талии.

Края рабов, полов и рукавов были среди богатых, хотя и редких, покрытых ягненком, с выдрами, барабанщиком и покрытыми цветным цветным материалом.

В дополнение к пальто овец богатые и благородные женщины носили ючи — шубу на светлом меху, покрытую дорогой тканью.

Женатые женщины и вдова, в отличие от мужчин и девочек, никогда не заканчивались. Их волосы разделены на две половины и заплетены в пряди, которые были помещены в бархат или одеяло шерсти (бамперы) — shiverligi, опущенные на сундук, прошивают петли на стороне платья, на высоте талии.

В конце каждой потрясающе замужней калмыкской серебряной подвески (токуг), предназначенной для вождения бесовских отважных, шалмусов, калмыковских представлений к длинным женским волосам. Женщины носили шляпы. Они думали, что это просто думать.

Самые распространенные ежедневные обложки калмыков — это маленькая круглая кепка, которую теперь ставят пожилые женщины.

Второй тип женского головного убора — так называемая тамша — круглый плюшевый колпачок с закругленным кончиком.

Старая одежда замужней молодой и средневековой женщины — халмаг, округлой формы и довольно тяжелая в виде шляпы. Его кошмовая база была покрыта черной тканью из шелка (часто парча) и украшена вышивкой золотых или серебряных нитей.

Была еще одна прическа, известная как Калмики под названием «Устиа халмаг» — женская меховая шапка, сделанная из драгоценного меха (соболя, бобра, выдры).

Пожилая и пожилая женщина, одетая в шляпу хаджилга, довольно высока и объемна, ее пояс был черным на Агнце, иногда на коже аборигенов (каракульча).

Одежда девочек и девочек была немного специфичной.

По обычаю калмыцкой девочки, они обязательно переносят нижнее белье из сшитого вещества, большая часть полотна желтиги — жилета, представляет собой только оригинальный корсет (пара) без рукавов.

Девочки Жалатига выставили специальный бушмюд (его часто называли «бисы») из шерсти, шелка и ситца более элегантных цветов.

Теплым зимним платьем для девочек была овчина, которая ничем не отличалась от женского пальто, а в богатых семьях — меховой мех.

Между мужскими и женскими туфлями не было большой разницы.

Повседневная обувь для мужчин и женщин была обувью. Для мужчин тюлени были в основном сделаны из марокканского (болгарского) черного цвета, для женщин — красного цвета.

Конец XIX. Century.

Мужская обувь часто использовалась в заводских сапогах. В течение лета мужчины носили обувь по-русски. Во время Первой мировой войны часто использовались лапы из сыромятной кожи. Носите сапоги зимой. Обувь носила чувственные носки, шерстяные носки, обертки из шерсти — онити.

Среди украшений — серьги и кольца, которые в основном производятся мастерами Калмыка.

Женатые женщины несли серьги в обоих ушах. Девушки — только в правом ухе. Кольца были сделаны для богатых покупателей из серебра, редко — из золота и бедных — из некачественного, так называемого «польского» серебра, а также из меди.

Среди женских украшений принадлежали вышеупомянутые тужи.

Браслеты не были широко распространены в повседневной жизни калмыков.

У мужчин был пояс, металлическая часть которого была серебра, «серебро» или сплав (фраза), часто покрытый черным.

50 оттенков «здравствуйте»

Познакомиться с женщиной из Элисты и Калмыкия

Новые анкеты девушек и женщин из Калмыкия и Элисты

Количество женщин из Калмыкия на сайте:

На сайте GdePapa.Ru из Калмыкия и Элисты 21 женщины, ищущая знакомство для отношений и не против мужчины с ребенком.

КАЛМЫЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Калмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной. Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины соответствовала своя одежда. Мужская одежда В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве. К XIX веку единственным напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат - верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Костюм же молодых калмыков претерпел кардинальные изменения в соответствии с новыми традициями и погодными условиями. Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником.Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками. Чапан- мужской стеганый ватный или из верблюжьей шерсти халат. Сверху чапан покрывали бархатной тканью, а подкладку делали из ситца. Кушак - пояс из длинного широкого куска материи или кожи Вообще, на поясе, начиная с левого боку, навешивался целый ряд небольших вещей, которые у настоящего калмыка должны были быть всегда под рукой. Пояс с полным набором принадлежностей выглядел таким образом. Каждый предмет имел свое место и висел на ремешке, и пристегивался пуговкой к особой ременной петле пояса. Это были две кожаные сумочки: меньшая – для хранения готовых пуль, а та, что побольше – для запасных пуль. Далее находился продолговатый деревянный или костяной ящичек для хранения птичьего или заячьего сала, им смазывали обрезки козлиной кожи для обвертки пуль. Затем находился небольшой ножик в ножнах на длинном черенке. За ним шел круглый кожаный карманчик, украшенный серебряным ободком или бантиком. В нем хранили тряпки для чистки винтовки. Следующим предметом была роговая пороховница на длинном ремне, подвешивающаяся на особый железный крючок, вделанный в сам пояс. После нее висела мерка для пороха. Затем кусок козлиной кожи для нарезки – обверток на пули. За ней висела отвертка для винтовки. Сзади за пояс засовывался маленький кожаный мешочек с огнивом, кремнем и трутнем. После – коротенькая трубка в кожаном чехле с чубуком. Далее висел кисет с табаком. Нагайка затыкалась за пояс с правой стороны, а рядом с нею, впереди, ручной платок, сложенный не по диагонали, а вдоль, и засунутый за пояс одним концом у правого бока, а другим сзади, у спины. В старину, когда еще оставались любители ястребиной охоты, к этим вещам добавлялись во время охоты маленькие литавры, подвешиваемые к луке седла с правой стороны. К нему добавляли колотушку – «тер», похожую на столовый нож, у которого на черенке, вместо лезвия, была прикреплена твердая ременная пластинка. У богатых представителей народа верхнее платье было длинное и широкое, нараспашку, а под него надевали парчовый узкий полукафтан (кафтан - двубортная одежда с удлиненными рукавами) или бешмет, которые непременно стягивали поясом; выйти на люди без последнего считалось неприличным. Бешмет - мужская одежда, по виду напоминавшая кафтан со стоячим воротником. Бешмет застегивался на плотный ряд пуговиц от горловины до пояса. Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад. Нижнее белье состояло из холщовой рубахи, доходившей до пояса, с разрезом от горловины до подола, и портков. Женская одежда Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан. Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей). Под кафтаны калмычки надевали платье - терлег - из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик - халат с длинными и очень широкими рукавами. Цегдег - Калмыцкий костюм замужней женщины Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) - шиверлиги, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку на платья, на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), призванной от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично. Зимой калмычки носили тулупы, приталенные шубы с оторочкой из мерлушки по краю рукавов и подола, а также стеганые ватные кафтаны черного цвета с длинными рукавами и низким воротником-стойкой. Женщины из богатых семейств имели в своем гардеробе крытые дорогими тканями собольи шубы. Калмыцкий женский праздничный костюм (Костюм принцессы Сувсы) Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать. Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя.Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались трудные и продолжительные, порой сопряженные с опасностью для жизни походы в Китай, Тибет и Монголию. Из тех краев купцы привозили в Калмыцкое ханство дорогие шелка и украшения. «Он так любит свою девушку, что подарил ей серьги с подвесками», - говорили о проявлении большого чувства. Эти украшения ценились очень высоко, особенно если на них были пять драгоценных камней. Любая уважающая себя калмычка старалась иметь серьги с такими подвесками, а мужчина считал своим долгом одаривать мать своих детей столь дорогими подарками. Ювелирным украшениям приписывались и магические свойства. Их появление в народном костюме было овеяно мифами и легендами. Калмыки считали, что если мужчина или женщина не носят серьги, то после смерти, в загробном мире, с их ушей будут свисать змеи. Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка - только в правом ухе, а мужчина - в левом. Маленьким детям, едва они появлялись на свет, также прокалывали мочки и вдевали золотые серьги с камнями красного цвета, чтобы защитить от злых духов. Существовало поверье, что серьги должны быть только золотыми, чтобы человек лучше думал, шея украшена серебром, защищающим душу, а руки - медными браслетами, ибо медь охраняет здоровье человека. Калмыки верили, что токуги, подвешенные к шиверлыкам, могут отпугивать чертей. Им приписывались различные магические свойства, о которых не раз упоминается в эпическом калмыцком произведении «Джангар». Считалось, что спасти смертельно раненого воина от гибели может женщина, которая три раза перешагнет через него и произнесет особое заклинание, одновременно ударяя богатыря токугом. Кольца в калмыцких семьях передавались по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Посторонние люди, а тем более мужчины, не имели права делать девушке такие подарки. Только будущий муж мог преподнести ювелирное украшение во время предсвадебного визита в дом избранницы, и то лишь если была назначена дата свадьбы и к ней начинали готовиться. До свадьбы девушка носила два медных кольца, надевая их только на мизинцы. После изменения семейного статуса, со дня свадьбы, кольца украшали каждый палец ее руки. Таким образом, по количеству колец всегда можно было определить, замужем женщина или нет.Шапку - бюслячи - шили из меха соболя или норки. Верх головного убора обтягивали парчой, к которой пришивали красный гребешок из шелковых нитей. Бархатные шиверлыки - чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки. В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди. Терлег - праздничное платье калмычки - шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата. Рукава платья оторачивали вышитой золотыми нитями каймой. Калмыцкая обувь Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и высокими каблуками с подковами. Он был готов отказать себе в самом необходимом, чтобы собрать деньги на покупку этой обуви.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин - красного.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. В Калмыкии зачастую можно встретить современную молодежь в стилизованных одеждах с национальным калмыцким колоритом: головные уборы, женская и мужская одежда с национальным орнаментом.

12.11.2009 16:12

В конце XIX - начале XX вв. все виды легкой одежды калмыков изготовлялись из русских фабричных тканей. Для верхней теплой (зимней) одежды и головных уборов, в основном, использовались различные шкуры, шерсть, войлок и т. д.

Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких-либо особых различий не отмечалось.

Нательное белье мужчины состояло из рубахи и штанов. Обычно их шили из тонких тканей белого и серого цветов. Верхние брюки бедняки шили из темного материала, преимущественно из нанки, богатые и зайсанги - из черной шерсти или сукна. По сообщению И. А. Житецкого, в конце XIX в. брюки такого типа у знатных людей украшались нашивными лампасами (тасамте шалвур) из позумента.

Поверх рубахи калмыки носили бюшмюд, который, судя по рисунку, опубликованному П. С. Палласом, уже бытовал в XVIII в. Его носили в праздничные дни, в зимнее время - при поездке в другие хотоны.

Вторым видом верхней одежды взрослых мужчин был распашной эрмег - армяк из толстого верблюжьего сукна серого (чаще темно-серого) цвета, шитый в талию со многими сборками на поясе, с разрезом спереди.

Обычной зимней одеждой калмыков всех улусов была овчинная шуба, шитая в талию со стоячим воротником из мерлушки. По покрою она представляла собой тот же бюшмюд. Подолы и края рукавов обшивались каймой из цветной ткани или меха (из мерлушки, у богатых и знатных - из выдры, бобра, соболя, куницы).

Высоко ценилась жеребковая шуба (доха) свободного покроя, сшитая из шкур скинутых или павших жеребят, шерстью наружу. Воротник делали из черной мерлушки. Доха была доступна только богачам, имевшим табуны лошадей.

В сильные морозы, отправляясь в дальнюю дорогу, зажиточные калмыки надевали овчинные некрытые тулупы. Само название калмыцких тулупов указывает на то, что они были заимствованы у русских соседей.

Из зимней одежды также широко распространены были овчинные брюки, шитые шерстью внутрь, укреплявшиеся на поясе при помощи гашника.

Калмыцкая знать (нойоны, богатые зайсанги) и зажиточные люди носили дорогие нарядные шубы - йучи, которые делались из белой и черной мерлушки (хурсх йучи), а также из шкур соболя, бобра, горностая, хорька, белки. Они покрывались темной дорогой тканью. Полы и края рукавов обшивались мехом соболя, бобра, чаще шкурой молодых барашков (ягнят). Такие шубы высоко ценились и являлись предметом гордости богачей и гелюнгов.

Мальчики носили нательное белье, бюшмюд, шапку, обувь, шубу, какими пользовались мужчины. В богатых и знатных семьях они носили бюшмюд кавказского типа. П. Небольсин видел, что калмыки украшали свой бюшмюд галунами и газырями - нашивками для патронов. Так одет на фотографии, датируемой 1905 г., сын князя Тундутова. Бюшмюд и шубы перетягивались сверху узким поясом.
На левом боку калмык, как правило, носил нож в серебряных или кожаных ножнах и огниво, которое прикреплялось к поясу.

На безымянном пальце левой руки мужчины из состоятельных семей носили кольцо, а в левом ухе - серьги из серебра, золота.

Распространенным головным убором были меховые шапки (хурсха махла). Пожилые калмыки носили шапку, околыш которой делался из черной мерлушки (хаджилга). Верхние края мерлушковых околышей обязательно оторачивались выдрой, а верхушка (ора) делалась из какого-либо яркого, но не желтого сукна, центр отмечался кружочком, куда пришивалась кисть из красных шелковых нитей, поэтому калмыки называют себя «улан залата хальмг», т.е. «калмыки с красной кисточкой». (По-видимому, «улан зала» означает солнце, которое почиталось калмыками, а шелковые нити - его лучи).

Начиная с середины XIX в., в калмыцкую среду стали проникать привозные городские головные уборы. По сообщению П. Небольсина, хошеутовские калмыки иной раз летом носили фуражки с глянцевыми козырьками и красными околышками, заимствованные от астраханских казаков. В 80-х гг. XIX в., согласно свидетельству И. А. Житецкого, летом зансанги носили обыкновенно серые фуражки с зеленым околышем и красными кантами. В XX в. фуражки городского производства получили широкое распространение, их носили все калмыки, начиная от мальчиков и кончая пожилыми.

Киляг - женская (нательная) рубаха, надевавшаяся через голову, была совершенно аналогична по крою мужской рубахе. У пожилых она имела прямой разрез спереди и застегивалась на белые пуговицы фабричной работы или на металлические крючки.

Поверх рубашки в качестве повседневной рабочей одежды калмычки носили длинные до пят платья (хутцан). Лиф платья имел прямой разрез на груди сверху донизу, юбочная часть была широкой. Обе стороны нагрудного разреза украшались золотыми и серебряными галунами, часто узкими позументами.

К повседневной одежде относилась и длинная до пят безрукавка (цегдег) из тканей темного цвета. Женщины носили ее летом.

В качестве теплой одежды у калмычек бытовал стеганый кафтан на вате (хаваста) из тканей черного цвета с длинными рукавами и низким стоячим воротником.

К праздничной женской одежде относятся нарядные терлег и цегдег, бытовавшие до 30-х годов XX в. Их шили всегда в талию, длиной до щиколоток, из лучших сортов шелка, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, за исключением белого, желтого и черного цветов. Края подола, грудной разрез, рукавные проймы, обшлага на рукавах украшались каймой вышивки, в которой сочетались гарусные нитки разных цветов, а затем пришивался позумент.

Зимней одеждой для калмычек служила некрытая шуба совершенно такого же покроя, как и мужская, но женская была менее просторна, шили ее всегда в талию. Края подола, полы и рукава оторачивались мерлушкой, у богатых, хотя и редко - выдрой, бобром и обшивались каймой из цветного материала.

Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины носили йучи - шубу на легком меху, покрытую дорогой тканью.

Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) - шиверлиги, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку на платья, на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), призванной от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично.

Наиболее распространенным повседневным головным убором калмычек была маленькая круглая шапочка, которую пожилые женщины носят и сейчас.

Вторым типом женского головного убора была так называемая «тамша» - круглая плисовая шапочка с закругленным верхом. Старинный головной убор замужней молодой и средних лет женщины - халмаг, круглая по форме и довольно тяжелая по весу шапка. Ее кошмовая основа обтягивалась черной шелковой материей (нередко парчей) и украшалась вышивкой из золотых или серебряных ниток.

Существовал еще один головной убор, известный у калмыков под названием «устя халмаг»- меховая женская шапка четырехугольной формы, околыш которой делался из дорогого меха (соболя, бобра, выдры).

Пожилые и преклонного возраста женщины носили шапку хаджилга, довольно высокую и объемистую, околыш ее делался на черной мерлушки, иногда из шкурки ягненка-выкидыша (каракульчи).

Одежда девушек и девочек была мало специфична. По калмыцкому обычаю девушки обязательно носили поверх нижнего белья сшитый из материи, чаще из холста, желятиг - жилет, представлявший собой не что иное, как своеобразный корсет (камзол) без рукавов.

Поверх желятиг девушки надевали особый бюшмюд (он назывался часто «бииз»), изготовлявшийся из шерсти, шелка и ситца более нарядной расцветки.

Теплой зимней одеждой для девушек служила овчинная шуба, ничем не отличавшаяся по покрою от женской, а в богатых семьях - легкая шуба на меху.

В начале XX в. в качестве праздничного головного убора девушек и молодых женщин встречались высоко ценившиеся нарядные Камчатки - низенькие шапочки, украшенные эффектными вышивками, заимствованные, по всем данным, у татарского населения г. Астрахани. Иногда такие шапочки носили пожилые женщины из богатых и знатных семей. В начале XX в. распространение получили фабричные платки.

Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин - красного.

В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.

Мужчины носили бюс - пояс, металлическая часть которого делалась из серебра, «польского» серебра пли сплава (фраже), часто покрытых чернью.



МКДОУ ЦРР-Д \С № 31 «АЛТН БУЛГ»

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «ИСТОРИЯ КАЛМЫЦКОГО КОСТЮМА»

(ИЗО деятельность, ознакомление с окружающим)

(Для детей старших групп)

Подготовила:

Воспитатель ИЗО Манджиева В.А.

Январь 2013г.

Тема: «История калмыцкого костюма»

Цель : Приобщать дошкольников к истории национальной культуры.

Задачи : Познакомить с историей калмыцкого национального костюма, с особенностями его внешнего вида, особенностями калмыцкого орнамента, вышивки;

Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; Закрепить с детьми названия калмыцкой одежды;

Способствовать развитию калмыцкой речи;

Воспитывать интерес и уважение к калмыцкому народу, его самобытности. Воспитывать желание изображать калмыцкий орнамент на листе бумаги в виде платья.

Материалы к занятию : Презентация «История калмыцкого народа» с изображением калмыцких национальных костюмов. Куклы в национальных костюмах. Аудиозаписи калмыцких народных песен, гуашь, кисти 2-х видов, силуэт калмыцкого платья

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с национальными костюмами(ансамбль «Тюльпан», эпос «Джангр»), чтение калмыцких народных сказок.

Словесная работа: бишмүд, халмаг, цегдг, тоокуг, тоорцг.

Методические приемы : словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал- презентация), практический метод.(рисование калмыцкого платья, шапочки)

Группа : дети национальной группы № 1 (старшая) в национальных костюмах

Место проведения : Музыкальный зал.

ТСО : видеопроектор, экран.

Ответственные : воспитатель по ИЗО деятельности Манджиева В.А.

Ход занятия

Зал празднично украшен, оформлена выставка кукол в калмыцких костюмах(изготовленные родителями).

Воспитатель(Манджиева В.А.):

Мендвт. Дети обратите внимание на выставку калм. костюма.(дети проходят-смотрят, любуются).

А сейчас я приглашаю детей старшей группы «Харада» (Эльзята, Марина, Милана, Даяна, Максим, Деля, Леша) в «творческую мастерскую». Они выполнят работы по оформлению калмыцких платьев.

(Дети садятся за приготовленные столы с оборудованием по рисованию).

Поприветствуем детей национальной группы № 1 «Харада». Все дети в национальных костюмах, которые сшили родители, костюмы все разные, разных цветов, разнообразные вышивки на манишках. Попросим детей продемонстрировать свои костюмы (дети под калм. музыку проходят по залу)

Воспитатель: (обращает внимание на колорит каждого костюма, орнамента, вышивки) .Как называется та часть костюм, которая на груди?

Дети: манишка

Показ презентации «История калмыцкого костюма»

Воспитатель: Посмотрим на экран, какой использовался орнамент для украшения манишки. (Слайды)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на пояс мужского костюма. Они изготавливались из серебра (цаган мөнгн) (Слайды)

Воспитатель обращает внимание на головной убор калмыков:

Женские головные уборы- халмаг, төгрг махла, тамша . Халмаг состоит из 3 частей: верхнего донышка, правого узкого налобного ободка и левого широкого налобного ободка, богато украшенного вышивкой(Слайды)

Головной убор девушки- камчатк, джатак, тоорцыг. Камчатк- маленькая шапочка, в виде пилотки, надевали набекрень. Тоорцг –низкая шапка,украшенная золотым и серебряным узором. В украшение праздничных калмыцких костюмов широко использовалась художественная вышивка, в основе которой лежал национальный орнамент, состоящий из геометрических рисунков и натуральных растительных мотивов.

Воспитатель: А сейчас Тамара Бамбаевна немного расскажет об истории калмыцкого костюма.

Тамара Бамбаевна:

Национальный костюм калмыков претерпел значительные изменения. Предки калмыков –ойраты мало отличались одеждой от остальных монгольских народов.

Хальмг келнә багш:

Женский повседневный халат ничем не отличался от мужского, он был только немного длиннее и имел небольшие разрезы сбоку, тот же головной убор, та же обувь, волосы заплетались в две косы и свободно лежали на груди, спрятанные в матерчатый чехол, который назывался «шиврлг», конец которого украшался украшением «токуг».

У женский костюм (замужней) женщины характерной чертой являлся цегдык, в виде длинной безрукавки. Нижняя часть цекдыка- юбка имеет 2 разреза- сзади и спереди, застегивался только на поясе. По бокам с обеих сторон у пояса делаются петли для носовых платков, которые обязательно дополняют костюм замужней женщины. Цекдык одевался поверх кофты с длинными рукавами «берзе» или нижнего платья «терлиг», сшитых из белой или другой светлой ткани.

Воспитатель:

Для демонстрации девичьего костюма приглашаем наших гостей (в зал входят воспитатель в калм. девичьем платье с девочкой).

Воспитатель:

Это платье в котором ходили девочки и девушки. Девичий бешмет- биизе. Под длинныйY-образный вырез на груди надевалась манишка, украшенная золотым и серебряным узором. Под платьем поверх нательного белья девушки обязательно носили сшитый из материи камзол- жилет, выполняющий роль корсета. Волосы заплетали в одну косу и собирали в один пучок. Головной убор девушки- камчатк, джатак, тоорцыг. Камчатк- маленькая шапочка, в виде пилотки, надевали набекрень. Тоорцг –низкая шапка,украшенная золотым и серебряным узором.

Гости рассказали стих-е на калм.яз.

Би Элстд бәәнәв

Балһсндан йир дуртав.

Үүрмүдләһән хамдан энд

Уласн мет өснәв…

Шугран Вера

Воспитатель:

Для демонстрации мужского костюма приглашаем наших гостей (в зал входят воспитатель в мужском костюме с мальчиком).

Воспитатель:

Мужчины носили широкий халат, запахивающийся наглухо, подпоясанный длинным широким матерчатым поясом со свободно свисающими кистями. К поясу подвешивался как знак власти мешочек типа кисета, для хранения личной печати. На голове круглая шапка, заканчивающаяся наверху помпоном из красных шелковых нитей. Обувь войлочная.

А теперь мужчины стали носить бишмүд - бешмет, сшитый в талию, воротник маленький, стоячий, на груди вырез- углом, под него одевали манишку, вышитую золотыми и серебряными нитями. На талию надевался пояс серебряный, с прикрепленными к нему ножнами. В одежде предпочитались темные оттенки любых цветов, кроме желтого и красного(цвета духовных лиц). Широкие штаны заправлялись в кожаные сапоги.

Под калм музыку гости исполняют танец «Шарка -барка»

Воспитатель Изо Манджиева В.А. обращает внимание на «творческую мастерскую».

Вместе с детьми демонстрируют свои работы.- украшенные калмыцким орнаментом вырезанные силуэты платьев и шапочек.

В конце занятия все дети с гостями исполняют калмыцкий танец.

Приложение

История калмыцкого костюма.

Национальный костюм калмыков претерпел значительные изменения. Предки калмыков –ойраты мало отличались одеждой от остальных монгольских народов. Мужчины носили широкий халат, запахивающийся наглухо, подпоясанный длинным широким матерчатым поясом со свободно свисающими кистями. К поясу подвешивался как знак власти мешочек типа кисета., для хранения печати. На голове круглая шапка, заканчивающаяся наверху помпоном из красных шелковых нитей. Обувь войлочная.

Женский повседневный халат ничем не отличался от мужского, он был только немного длиннее и имел небольшие разрезы сбоку, тот же головной убор, та же обувь, волосы заплетались в две косы и свободно лежали на груди, спрятанные в матерчатый чехол, который назывался «шиврлг, конец которого украшался украшением «токуг».А теперь мужчины стали носить бишмүд - бешмет, сшитый в талию, воротник маленький, стоячий, на груди вырез- углом, под него одевали манишку, вышитую золотыми и серебряными нитями. На талию надевался пояс серебряный, с прикрепленными к нему ножнами. В одежде предпочитались темные оттенки любых цветов, кроме желтого и красного(цвета духовных лиц. Широкие штаны заправлялись в кожаные сапоги. Головной убор-улан залата махла с красным верхом типа кубанки из каракуля(хурсх махла).Женский(замужней) женщины костюм характерной чертой являлся цегдык, в виде длинной безрукавки. Нижняя часть цекдыка- юбка имеет 2 разреза- сзади и спереди, застегивался только на поясе. По бокам с обеих сторон у пояса делаются петли для носовых платков, которые обязательно дополняют костюм замужней женщины. Цекдык одевался поверх кофты с длинными рукавами «берзе» или нижнего платья «терлиг, сшитых из белой или другой светлой ткани. Костюм дополняли шиврлги-на конце, которых подвешивались наконечники- токуг. Женские головные уборы- халмаг, төгрг махла, тамша. Халмаг состоит из 3 частей: верхнего донышка, правого узкого налобного ободка и левого широкого налобного ободка, богато украшенного вышивкой. Девичий бешмет-биизе. Под длинныйY-образный вырез на груди надевалась манишка, украшенная золотым и серебряным узором. Под платьем поверх нательного белья девушки обязательно носили сшитый из материи камзол- жилет, выполняющий роль корсета. Волосы заплетали в одну косу и собирали в один пучок. Головной убор девушки- камчатк, джатак, тоорцыг. Камчатк- маленькая шапочка, в виде пилотки, надевали набекрень. Тоорцг –низкая шапка,украшенная золотым и серебряным узором. В украшение праздничных калмыцких костюмов широко использовалась художественная вышивка, в основе которой лежал национальный орнамент, состоящий из геометрических рисунков и натуральных растительных мотивов.

Яркое дефиле в этническом стиле «Легенды степного ветра» прошло в Элисте на территории культурного комплекса «Пагода семи дней». Показ этнической моды организовали для жителей и гостей столицы Ассоциация женщин Калмыкии и Театр костюма и пластики Татьяны Миловановой при поддержке министерства культуры и туризма РК.

Около ста моделей в стилизованных в национальном духе костюмах вышли на импровизированный подиум, для которого служила площадка между зданием КалмГУ им. Б. Городовикова и Пагодой.

Основная цель организаторов – популяризация национального костюма. Идея – показать богатство калмыцкого платья и возможность совмещения современного стиля и национальных элементов. Девушки представили коллекции Театра костюма и пластики, DOLAN BRAND, мастерской «Киштгя билиг» и ателье «Иньглян».

Калмыцкий костюм входит в моду. И, по словам организаторов, за более чем 20 лет он эволюционировал от подиума и высокой моды к традиционному повседневному наряду. «Сегодня возвращение к историческим корням в одежде – это признак времени. И таких примеров очень много. Казахстан, Монголия, Киргизия, Китай, Тува. Сейчас вопрос об идентичности каждого этноса поднимается и национальный костюм наряду с языком, традициями становится на один уровень, интерес к нему растет», – отметила в интервью республиканским СМИ руководитель Театр костюма и пластики Милованова .

Эту же мысль озвучила нам и одна из зрительниц – молодая элистинка Нина Кованова : «Сейчас очень много говорят о возрождении калмыцкой культуры и это хорошо. Вот и в нашу современную одежду добавляют элементы национального одеяния. Это красиво и стильно. Хотя девушек в таких нарядах пока встретишь не часто».

«Я сегодня на рынке в Элисте видела, как маленькая девочка примеряла калмыцкую шапочку, подумала, что для участия в этом показе, – рассказывала о своих впечатлениях Надежда Бурслугинова , учитель Калмыцкого педагогического колледжа. – Мероприятие интересное, мне понравилось».

Артисты народного фольклорно-этнографического ансамбля «Эрдем» Валентина Басанкиева и Зоя Лиджиева также пришли поддержать организаторов. «Это событие очень важно для Калмыкии и для пропаганды калмыцкой культуры. Оно проходит в республике впервые, поэтому не поддержать эту идею мы не могли и пришли сюда в национальных костюмах», – отметила в интервью Басанкиева . «Думаю, это должен быть фестиваль национального костюма и он должен быть ежегодным. Подрастающее поколение должно расти на таких мероприятиях, изучать родную культуру, знать ее», – поделилась своим мнением Лиджиева .

  • Фото: Басанг Оконов Фото: Басанг Оконов


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!