Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Формируем правильный режим дня для детей. Перевёрнутый режим: пути решения проблемы

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок - личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет - подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу ).

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на , особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев


6.00-7.00 - Бодрствование
7.00-9.00 - Сон
9.00 - Второе кормление
9.00-10.00 – Бодрствование
10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
12.00 – Третье кормление
12.00-13.00 – Бодрствование
13.00-15.00 – Сон
15.00 – Четвертое кормление
15.00-16.00 – Бодрствование
16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
18.00 – Пятое кормление
18.00-19.00 – Бодрствование
19.00-20.45 – Сон

21.00 – Шестое кормление
21.00-6.00 – Ночной сон
24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать , т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.30 - Бодрствование
7.30-9.30 - Сон
9.30 - Второе кормление
9.30-11.00 – Бодрствование
11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
13.00 – Третье кормление
13.00-14.30 – Бодрствование
14.30-16.30 – Сон
16.30 – Четвертое кормление
16.30-18.00 – Бодрствование
18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
19.00 – Пятое кормление
19.00-20.45 – Бодрствование
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00-6.00 – Ночной сон
23.00 – Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 - пробуждение, утренний туалет, первое кормление
7.00-9.00 – Бодрствование
9.00 – 11.00 – Сон
11.00 – Второе кормление
11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
13.00 – 15.00 – Сон
15.00 – Третье кормление
15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
17.00-19.00 – Сон
19.00 – Четвертое кормление
19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)
20.30 - Купание
21.00-7.00 – Ночной сон
23.00 – Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 – пробуждение
9:00 – завтрак
9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика
11:00-12:30 – прогулка
12:30-13:00 – обед
13:30-15:30 – дневной сон
16:00 – полдник
16:30-18:00 – прогулка
19:00 – ужин
21:00 – поздний ужин
21:30 – ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 - пробуждение, утренний туалет
8:00 – завтрак
8:30 - 9:30 – занятия, игры, гимнастика
10:00 – второй завтрак
10:30-12:30 – прогулка
12:30 – обед
13:00-15:00 – дневной сон
15:30 – полдник
16:00-16:30 – игры, занятия
16:30-18:00 – прогулка
18:30 – ужин
19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия
20:00 – подготовка ко сну, купание
20:30 – ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а ; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 – занятия в школе
13:00 – обед, отдых, свободное время
14:00-15:00 – выполнение домашнего задания
15:30 – полдник
16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций
19:00 – ужин
19:30-20:00 – игры, и свободное время
20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры
20:30-21:00 – чтение на ночь
21:00 – сон

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты - плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя - если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок - это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня - основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге - утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

Фото - фотобанк Лори

В современных условиях многие родители считают, что они могут дать своему ребенку гораздо больше знаний дома. В связи с этим они берут на себя большую ответственность. Воспитывая ребенка в домашних условиях надо понимать, что ребенок лишается полноценного общения со сверстниками в различных режимных моментах. Общения только на улице не достаточно. Ребенок должен научиться взаимодействовать с другими детьми на занятиях, утренниках. Сейчас в детских садах уделяется большое внимание разностороннему развитию ребенка. Вот несколько простых правил для организации режима дня в условиях семейного воспитания:

1. Соблюдайте дома режим дня и питания, принятые в детском саду.

2. В домашних условиях хвалите ребенка за проявление самостоятельности, правильное выполнение гигиенических процедур, воспитывайте привычку к чистоте (умывание, летом мыть ноги перед дневным сном, следить за состоянием рук, мыть руки после прогулки, пользоваться туалетной бумагой, чистить зубы, полоскать рот после еды).

3. Соблюдайте режим прогулок. Давайте возможность ребенку во время прогулок много свободно двигаться. Введите семейную традицию занятий спортом.

4. Обеспечьте эмоциональный радостный фон жизни ребенка. Поддерживайте радостную атмосферу в семье. Сохраняйте традиции семейных праздников. Посещайте с ребенком театры. Концерты. Цирк.

5. Для устранения и предупреждения нарушений в звукопроизношении проводите с ребенком игровые упражнения. Так же для развития фонематического слуха и речевого внимания применяются специальные игровые упражнения.

6. Давайте детям в домашних условиях, под контролем взрослого, вырезывать ножницами, шить иглой, лепить и так далее.

7. Много рассказывайте и показывайте детям, читайте художественную литературу.

Соблюдение этих правил родителями облегчит дальнейшую жизнь детям. Ведь ситуация может измениться и ребенку нужно будет пойти в детский сад. На этот случай он уже будет обладать элементарными навыками самообслуживания.

Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устает, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:

Ложиться спать в одно и то же время;

Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);

Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

  • в 7-10 лет – 10-11 часов;
  • в 11-14 лет -9-10 часов;
  • в 15-17 лет – 9-8 часов
  • Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Рабочий стол

Правильно организуйте рабочее место школьника - условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок - левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель - один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Питание

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:

  • Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;
  • Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;
  • Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.

Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.

Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

  • Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;
  • Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.

Вопрос необходимости соблюдения режима дня ребенка до сих пор остается открытым. И если относительно распорядка дня ребенка постарше можно позволить себе небольшую самодеятельность, то что делать в том случае, если у Вас совсем кроха? Как узнать, когда и сколько он должен спать, кушать, купаться и т.д., а также, как вписать все это в рамки каждодневного ухода за ребенком? На помощь молодой маме приходит режим дня ребенка до года, который облегчит маме процесс ухода за малышом и не даст ей забыть о необходимых процедурах.

В первый год после рождения распорядок жизни ребенка меняется несколько раз. Но эти изменения не качественные, а количественные. Сам список мероприятий, составляющих режим дня ребенка до года, остается неизменным – меняется только количество времени, отведенное на то или иное мероприятие: кормление, сон, прогулка, развивающие игры и занятия, гигиенические процедуры.

До 3 месяцев детей кормят грудным молоком или детскими смесями порядка 7 раз в сутки. С 3 месяцев кормление становится 6-разовым, с полугода – 5-разовым, а ближе к году малыш кушает уже 4 раза в сутки.

В первые три месяца после рождения малыш спит много, но после 3 месяцев он спит реже и меньше, а большее время находится в состоянии бодрствования. В среднем, в период до года малыш должен спать 10-12 часов в сутки. Примерно в полгода ребенок спит днем 2 раза – по 2 часа до обеда и после него. К году в режиме дня ребенка остается 1 дневной сон. Но если малыш заболевает или переутомляется – количество сна может возрастать.

Играми и развивающими занятиями с ребенком до года лучше заниматься до тех пор, пока он не устанет. Перед сном необходимо воздерживаться от активных игр и заменить их чем-то более спокойным.

Гигиенические процедуры также являются важной составляющей режима дня ребенка до года и должны включать в себя утренний и вечерний туалет. Утреннее умывание должно символизировать для ребенка приход нового дня, а вечернее купание – отход ко сну. В связи с этим, очень важна систематичность гигиенических процедур.

Примерный режим дня для ребенка до 3 месяцев

Здоровому ребенку до 3 месяцев в течение суток необходимо 7 кормлений (с 1 ночным), 17-20 часов сна, гигиенические процедуры (при каждой смене подгузника, а также, вечернее купание) и прогулки. Время сна можно совмещать с прогулками – спать на свежем воздухе для новорожденного очень полезно. А время бодрствования можно использовать для проведения развивающих занятий с новорожденным.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка до 3 месяцев:

6.00-7.00 - Бодрствование

7.00-9.00 - Сон

9.00 - Второе кормление

9.00-10.00 – Бодрствование

10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

12.00 – Третье кормление

12.00-13.00 – Бодрствование

13.00-15.00 – Сон

15.00 – Четвертое кормление

15.00-16.00 – Бодрствование

16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

18.00 – Пятое кормление

18.00-19.00 – Бодрствование

19.00-20.45 – Сон

21.00 – Шестое кормление

21.00-6.00 – Ночной сон

24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Примерный режим дня для ребенка от 3 до 6 месяцев

Дети в этом возрасте спят уже меньше – порядка 15-17 часов в сутки, а питание становится 6-разовым. За счет сокращения времени сна увеличивается продолжительность времени бодрствования. Список мероприятий, составляющих режим дня ребенка, остается прежним.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка от 3 до 6 месяцев:

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление

6.00-7.30 - Бодрствование

7.30-9.30 - Сон

9.30 - Второе кормление

9.30-11.00 – Бодрствование

11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

13.00 – Третье кормление

13.00-14.30 – Бодрствование

14.30-16.30 – Сон

16.30 – Четвертое кормление

16.30-18.00 – Бодрствование

18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

19.00 – Пятое кормление

19.00-20.45 – Бодрствование

20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-6.00 – Ночной сон

23.00 – Шестое кормление

Примерный режим дня для ребенка от 6 до 9 месяцев

Малыш в этом возрасте спит 3 раза в день, общее количество сна в сутки уменьшается до 14-16 часов. Количество кормлений для ребенка в этом возрасте снижается до 5 с перерывом между ними в 4 часа. Периоды не только сна, но и бодрствования теперь желательно совмещать с прогулкой – для общего развития малыша.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка от 6 до 9 месяцев:

7.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление

7.00-9.00 – Бодрствование

9.00 – 11.00 – Сон

11.00 – Второе кормление

11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

13.00 – 15.00 – Сон

15.00 – Третье кормление

15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

17.00-19.00 – Сон

19.00 – Четвертое кормление

19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)

20.30 - Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-7.00 – Ночной сон

23.00 – Пятое кормление

Примерный режим дня для ребенка от 9 месяцев до года

Ребенок около года спит всего 2 раза в день, а общая продолжительность дневного сна составляет 5 часов. Но, в любом случае, Вам следует учитывать индивидуальные особенности организма Вашего ребенка – возможно, он захочет меньше спать днем, зато ночной сон у него будет большей продолжительности.

Ближе к году ребенок бодрствует уже до 3,5 часов, поэтому вам придется особенно тщательно продумывать, чем бы его занять на это время.

Так как в этом возрасте ребенок уже уверенно ест прикорм, немного меняется также режим питания.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка от 9 месяцев до года:

7.00 - Пробуждение после ночного сна и проведение гигиенических процедур

7.30 – Завтрак

8.00-9.30 – Бодрствование (подвижные игры и развивающие занятия)

9.30-12.00 – Сон (на свежем воздухе)

12.00 – Гигиенические процедуры после сна, обед

12.30 – 15.00 – Бодрствование (игры на свежем воздухе или просто прогулка)

15.00 – Полдник

15.30-17.00 – Сон

17.00-19.00 - Гигиенические процедуры после сна, игры и развивающие занятия

19.00 – Ужин

19.45 - Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

20.00 – 7.00 – Ночной сон

Мы предложили Вам лишь примерный режим дня ребенка до года, которому не стоит слепо следовать. Да, основные правила составления суточного распорядка для ребенка на первом году жизни здесь даны верно, но, возможно, Ваш малыш сам решит внести какие-то коррективы в выбранный Вами вариант – тем самым, создав идеальный режим дня лично для себя!

Расписание имеет большое значение, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

В примерный распорядок дня можно внести поправки. Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня.

Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.

Изменяется и частота приемов пищи. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4–4,5 ч. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению; после 1,5 года, когда время бодрствования детей увеличивается до 5–6 ч, они спят днем один раз, посла обеда.

Во время бодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группой детского сада вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10–15 мин, в средней группе занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15–20 мин каждое. С детьми старшей группы продолжительность занятия не должна превышать 25 мин.

У детей старше 3 лет свободное время заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем.

Еще по теме Режим дня детей раннего и дошкольного возраста:

  1. Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста
  2. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста, 2006
  3. ГИГИЕНА ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ПРОФИЛАКТИКА


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!