Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Что вы узнали о «нейронах внимания»? Чем они отличаются от других нейронов? Какова их преимущественная локализация? Кто такие дети Индиго? Чем они отличаются от других? Сотрудники-миллениалы: они действительно отличаются от других или просто моложе.

Принцип вертикального строения функциональных систем головного мозга. Работы Мак-Кэллока и др. (1946), Френча и др. (1955), Линдсли (1955, 1956, 1961), Жувэ и др. (1956, 1961), Эрнандес-Пеона (1966, 1969) и большое число исследований, на которых мы еще остановимся далее, показали огромную роль нисходящей активирующей ретикулярной формации, направляющей импульсы от коры головного мозга к нижележащим образованиям и приводящей аппараты регуляции тонуса в соответствие с информацией, получаемой субъектом, и с задачами, которые он ставит перед собой. Данные, полученные в современных анатомических и физиологических исследованиях, позволяют сформулировать принцип вертикального строения функциональных систем мозга, иначе говоря, принцип, согласно которому каждая форма поведения обеспечивается совместной работой разных уровней нервного аппарата, связанных друг с другом как восходящими (летальными), так и нисходящими (фугальными) связями, превращающими мозг в саморегулирующуюся систему. Этот прочно вошедший в науку принцип утверждает, что кора головного мозга, находящаяся в постоянном взаимодействии с нижележащими образованиями, не является единственным мозговым субстратом психических процессов. Этот принцип делает понятным и те факты, которые ставили в тупик многих исследователей прошлого. Было показано, что разобщение отдельных зон коры путем круговой изоляции может не влечь за собой существенных изменений в поведении животных, в то время как подрезка коры, изолирующая ее от нижележащих образований, неизбежно приводит к значительным нарушениям ее регулирующих функций (Чоу, 1954; Сперри, 1959; Прибрам, Блейрт, Спинелли, 1966). Все это означает, что отдельные участки коры головного мозга соединяются между собой не только с помощью горизонтальных (транскортикальных) связей, но и через нижележащие образования, иначе говоря, посредством системы вертикальных связей. Имея в виду сформулированные выше положения об эволюции нервных аппаратов, основных уровнях нервной системы и их взаимодействии, мы переходим сейчас к рассмотрению данных, которыми располагает сравнительная анатомия коры головного мозга. 2. На каком основании выделяются поля коры на цитоархитектонических картах? Сравнительно-анатомическое изучение коры головного мозга, начавшееся с выделения основных, первичных, или проекционных, зон мозговой коры, существенно продвинулось за последние десятилетия. Решающие успехи были сделаны еще в начале этого столетия, когда работы Кэмпбелла (1905) и Бродмана (1909), Рамон-и-Кахала (1909 - 1911) и Болтона (1933) позволили составить цитоархитектонические карты мозговой коры; эти карты, существенно уточненные Ц. и О. Фогтами (1919 - 1920) и работами Московского института мозга, позволили приблизиться к описанию основных принципов строения мозговой коры животных и человека и внесли неоценимый вклад в наши знания о мозге как органе психики. Как показали эти исследования, новая кора головного мозга состоит из шести слоев клеток (рис. 10). Только нижние из них являются аппаратами, непосредственно связывающими мозговую кору с периферией: органами чувств (IV - афферентный слой) и мышцами (V - эфферентный слой). В IV слое коры приходят волокна, несущие импульсы, возникающие в периферических рецепторах; именно этот слой мелкозернистых клеток особенно мощно развит в только что упомянутых первичных чувствительных зонах коры. V слой включает в себя гигантские пирамидные клетки, генерирующие импульсы к мышцам тела и дающие начало длинному двигательному пути, состоящему из нервных волокон; абсолютное преобладание этого слоя имеет место в передней центральной извилине, или двигательной зоне, коры головного мозга. 3. Чем отличаются первичные и вторичные зоны коры головного мозга по своему строению и функциям? Как показали морфологические исследования, над каждой «первичной» зоной коры (с преобладающим развитием IV - афферентного или V - эфферентного слоев клеток) надстраивается система «вторичных» зон, в которых преобладающее место занимают более сложные по своему строению II и III слои. Эти слои состоят из клеток с короткими аксонами, большая часть которых или не имеет прямой связи с периферией, или получает свои импульсы из лежащих в глубине мозга подкорковых образований, осуществляющих первичную переработку приходящих с периферии импульсов. Строение этих слоев позволяет относить их уже не к простейшему - «проекционному», а к гораздо более сложному - «ассоциативному», или «интегрирующему», аппарату коры головного мозга. Существенным для понимания функции этих слоев коры головного мозга является тот факт, что в процессе эволюции видов удельный вес их непрерывно увеличивается (рис. 12); это показывает, что процесс усложнения психической деятельности, переход от относительно простых, врожденных форм поведения животного к более сложным формам кодирования поступающей информации у человека, предполагающим сознательный характер программирования деятельности, связаны с развитием этих высших слоев мозговой коры. Все это указывает на то, что верхние, «ассоциативные», слои мозговой коры играют важную роль в осуществлении наиболее сложных форм психической деятельности, становление которых происходит на поздних ступенях филогенеза и на поздних этапах развития человека. Не менее важным анатомическим фактом, позволяющим нам понять основные принципы строения мозговой коры, является неравномерность распределения отдельных слоев коры в топографически различных участках коры головного мозга. Факты показывают, что над каждой первичной областью мозговой коры, в которой преобладают низшие (афферентные или эфферентные) слои коры, надстраиваются вторичные области, в которых преобладают верхние (проекционно-ассоциационные) слои, играющие, как мы увидим далее, существенную роль в функциональной организации работы отдельных анализаторов. Иерархическое строение мозговой коры легко можно видеть, рассмотрев топографическую карту мозга, изображенную на рисунке 14. Мы видим, что над первичными (проекционными) отделами общечувствительной коры (задняя центральная извилина) у человека надстраивается вторичная чувствительная кора, в которой преобладают верхние (проекционно-ассоциационные) слои; над первичной зрительной корой, расположенной в полюсе затылочной области, надстраивается вторичная зрительная кора, где также преобладают верхние (проекционно-ассоциационные) слои; над первичной слуховой корой, расположенной в верхних отделах височной области, надстраиваются ее вторичные отделы с тем же строением; наконец, над первичной двигательной корой, занимающей переднюю центральную извилину, - ее вторичные отделы, расположенные в премоторной области. 4. Почему недоразвитие или атрофия именно верхних слоев коры может приводить к слабоумию и деменции? Другой не менее важной функциональной характеристикой строения коры мозга животного является отношение между массой клеточных тел и массой клеточного вещества. Исследования последнего времени показали, что в осуществлении сложных нервных процессов решающую роль играет не только тело нервной клетки, но и ее многочисленные отростки и, наконец, окружающие нейроны глиальные клетки (Хиден, 1962, 1964; Ройтбак, 1965; и др.). Увеличение «глиального индекса» на каждой новой ступени эволюции указывает на повышение управляемости функций отдельных мозговых зон, однако лишь будущие сравнительно-анатомические исследования могут выявить его недлинный функциональный смысл. Характерным поэтому является тот факт, что с эволюцией животного величина отношения глиальной ткани коры к массе ее нервных клеток все более возрастает и у человека оказывается во много раз большей, чем у млекопитающих, стоящих на более низких ступенях эволюции (табл. 5). Аналогичная тенденция легко прослеживается в процессе созревания коры мозга человека. У плода 6 месяцев верхние слои коры едва намечены, у младенца - развиты относительно слабо, у нормального взрослого - занимают значительное место (рис. 13). В случаях врожденного слабоумия эти слои клеток недоразвиты, а у больных с органической деменцией и атрофией коры - резко сужены. Все это указывает на то, что верхние, «ассоциативные», слои мозговой коры играют важную роль в осуществлении наиболее сложных форм психической деятельности, становление которых происходит на поздних ступенях филогенеза и на поздних этапах развития человека. 5. Особенности строения и функции третичных зон коры. Как видно из той же карты, в коре головного мозга человека можно выделить участки, которые лежат на границах между корковыми представительствами отдельных чувствительных зон мозговой коры и которые получили название третичных зон коры (или зон перекрытия коркового представительства отдельных анализаторов). Эти области коры целиком состоят из верхних (ассоциационных) слоев клеток и не имеют прямой связи с периферией. Есть все основания предполагать, что третичные зоны коры обеспечивают совместную работу корковых звеньев отдельных анализаторов, наиболее сложные интегральные функции коры головного мозга. Как показали детальные анатомические исследования, в коре головного мозга можно выделить две группы третичных областей. Первая из них - задняя - расположена на стыке зрительной (затылочной), общечувствительной (теменной) и слуховой (височной) областей; ее с полным основанием можно обозначить как зону перекрытия корковых отделов экстероцептивных анализаторов. Вторая - передняя - расположена спереди от двигательной зоны коры и надстраивается над двигательными отделами коры головного мозга. Она связана со всеми остальными отделами коры и, как мы увидим далее, играет существенную роль в построении наиболее сложных программ поведения человека. Внимательное изучение хода волокон от периферических органов чувств к коре головного мозга в полной мере подтверждает принцип иерархического строения основных отделов мозговой коры. Рисунки 14 и 15 убедительно показывают, что функциональные системы головного мозга имеют одинаковое (иерархическое) строение и что анатомические данные позволяют выделить в коре головного мозга первичные, вторичные и третичные зоны. Было бы неверным думать, что три описанных выше типа зон мозговой коры отмечаются на всех ступенях эволюции позвоночных. Факты говорят об обратном и указывают на то, что описанное нами иерархическое строение коры головного мозга является продуктом длительного исторического развития. 6. Какие отделы мозга являются наиболее зрелыми к моменту рождения ребенка? Дайте объяснение. Как показали исследования, ребенок появляется на свет с полностью созревшими аппаратами подкорковых образований и наиболее простых, проекционных или первичных, зон коры и с недостаточно созревшими аппаратами более сложных вторичных и третичных зон коры; это проявляется в относительно малом размере входящих в их состав клеток, в недостаточном развитии ширины их верхних слоев (имеющих, как известно, сложные ассоциативные функции), в относительно малой площади занимаемых ими территорий и, наконец, в недостаточной миелинизации их элементов. Признаки недоразвития высших (вторичных и третичных) полей коры головного мозга исчезают постепенно и неравномерно, иными словами, коэффициенты роста отдельных полей мозговой коры неодинаковы. Если прижизненные коэффициенты роста таких относительно более простых областей коры, как лимбическая область, кора островка и кора первичных отделов центральной, затылочной и верхневисочной областей, не выходят за пределы 2,5- 5 усл. единиц, то площадь наиболее сложных, вторичных и третичных, областей коры увеличивается более интенсивно - коэффициент роста 7 -9 усл. единиц (рис. 19). Согласно материалам Московского института мозга, наиболее бурное увеличение территории последних областей отмечается в возрасте 2 - 3 лет, причем наиболее сложные лобные области созревают окончательно лишь к 6 -7-летнему возрасту Аналогичным образом развиваются в онтогенезе верхние (ассоциативные) слои только что упомянутых зон коры. И здесь мы отмечаем уже знакомый нам факт особенно интенсивного роста ширины этих функционально наиболее важных слоев коры к 3 - 3,5 года жизни ребенка, причем увеличение их в случае некоторых особенно сложных полей продолжается до 7- и даже 12-летнего возраста. Этот факт отчетливо говорит о том, что по мере развития ребенка возрастает роль тех видов деятельности, которые требуют совместной работы отдельных зон коры и осуществляются при ближайшем участии верхних, ассоциативных, или интегративных, ее слоев. 7. Какую роль играет миелинизация нервных волокон в протекании нервных процессов (посмотреть в интернете). Почему же так важна миелинизация нервных волокон? Оказывается, миелинизированные волокна в сотни раз быстрее проводят возбуждение, чем немиелинизированные, т.е. нейронные сети нашего мозга могут работать с большей скоростью, а значит, более эффективно. Поэтому не миелинизируются в нашем организме только самые тонкие волокна (менее 1 мкм в диаметре), которые проводят возбуждение к медленно работающим органам кишечнику, мочевому пузырю и др. Как правило, не миелинизируются волокна, проводящие информацию о боли и температуре. Как происходит распространение возбуждения по нервному волокну? Вначале разберем случай немиелинизированного нервного волокна. На рис. 2.10 показана схема нервного волокна. Возбужденный участок аксона характеризуется тем, что мембрана, обращенная к аксоплазме, заряжается положительно относительно экстраклеточной среды. Невозбужденные (покоящиеся) участки мембраны волокна отрицательны внутри. Между возбужденным и невозбужденным участками мембраны возникает разность потенциалов и начинает протекать ток. На рисунке это отражено линиями тока, пересекающими мембрану со стороны аксоплазмы, – выходящий ток, который деполяризует соседний невозбужденный участок волокна. Возбуждение движется по волокну только в одном направлении (показано стрелкой) и не может пойти в другую сторону, так как после возбуждения участка волокна в нем наступает рефрактерность – зона невозбудимости. Нам уже известно, что деполяризация приводит к открыванию потенциалзависимых натриевых каналов и в соседнем участке мембраны развивается потенциал действия. Затем натриевый канал инактивируется и закрывается, что и приводит к зоне невозбудимости волокна. Эта последовательность событий повторяется для каждого соседнего участка волокна. На каждое такое возбуждение тратится определенное время. Специальные исследования показали, что скорость проведения возбуждения немиелинизированных волокон пропорциональна их диаметру: чем больше диаметр, тем выше скорость движения импульсов. Например, немиелинизированные волокна, проводящие возбуждение со скоростью 100–120 м/с, должны иметь диаметр около 1000 мкм (1 мм). У млекопитающих животных природа сохранила немиелинизированными только те возбуждение о боли, температуре, управляют медленно работающими внутренними органами мочевым волокна, которые проводят органами – мочевым пузырем, кишечником и пр. Практически все нервные волокна в центральной нервной системе человека имеют миелиновые чехлы. На рис. 2.11 показано, что если вдоль волокна, покрытого миелином, регистрировать прохождение возбуждения, то потенциал действия возникает только в перехватах Ранвье. Оказывается, миелин, являясь хорошим электрическим изолятором, не пропускает выхода линий тока от предшествующего возбужденного участка. Выход тока в этом случае возможен только через те участки мембраны, которые находятся на стыке между двумя участками миелина. Напомним, что каждый участок образован только одной клеткой, поэтому это стыки между двумя клетками, образующими соседние участки миелиновой оболочки. Мембрана аксона между двумя соседними миелиновыми чехлами оказывается не покрытой миелином (так называемый перехват Ранвье). Благодаря такому устройству мембрана волокна возбуждается только в местах перехватов Ранвье. Вследствие этого потенциал действия (возбуждение) как бы перескакивает через участки изолированной мембраны. Другими словами, возбуждение движется скачками от перехвата к перехвату. Это похоже на те волшебные сапоги-скороходы, которые надевал кот в известной сказке, мгновенно переносясь из одного места в другое. 8.Ответ на какой вопрос пытались получить физиологи, используя метод раздражения участков коры головного мозга? - вопрос о непосредственных функциях тех или иных мозговых структур. 9.Каким образом нейрохирургам удавалось установить функции «чувствительных» областей коры? - применение метода раздражения отдельных участков мозга во время нейрохирургических операций. 10.Объясните, что заключает в себе принцип функционального соответствия между органами тела и их проекциями на кору головного мозга? – по функциональному принципу: чем большее значение имеет та или иная другая функциональная система, тем более обширную территорию занимает ее проекция в первичных отделах коры головного мозга. Так возникли известные схемы Пенфиода, наглядно показывающие, что чем более управляемым является тот или иной орган, тем шире он представлен в мозговой коре. 11.Объясните, что такое «дифференциальная реактивность» систем нервного аппарата? - Еще более углубили наши представления о физиологических механизмах первичных зон коры исследования, в которых было показано, что колонки клеточных элементов, соответствующие функционально наиболее важным системам органов, наиболее чувствительны к раздражениям и что существует «дифференциальная реактивность» систем нервного аппарата, имеющих различное функциональное значение. 12.В чем отличие результата раздражения первичных и вторичных зон коры? Физиологический и психологический аспекты. - Применение описанных физиологических приемов исследования функциональной организации мозга не ограничилось опытами с раздражением первичных зон мозговой коры. Результаты, значение которых для понимания функциональной организации коры головного мозга трудно переоценить, были получены в экспериментах со стимуляцией вторичных отделов мозговой коры, отличающихся, как было указано ранее, мощным развитием верхних (ассоциативных) слоев. Едва ли не самые интересные результаты были получены американским исследователем Мак-Кэллоком (1943, 1944), сумевшим ответить на вопрос о том, как далеко распространяется возбуждение, вызываемое раздражением определенного пункта коры головного мозга. Предложенный автором нейронографический метод был очень прост: небольшую бумажку, смоченную раствором стрихнина, налагали на определенный участок коры головного мозга, тем самым раздражая его. Затем электроды последовательно прикладывали к соседним участкам, «прощупывая» таким образом, далеко ли распространяется вызванное раздражение. Эксперимент показал, что если раздражение первичных зон коры распространялось лишь на области, непосредственно прилегающие к раздражаемому пункту, то возбуждение, вызванное раздражением вторичных зон коры, охватывало целый комплекс зон коры, иногда расположенных на значительном расстоянии от раздражаемого пункта (рис. 26). Этот факт свидетельствует о том, что в процесс возбуждения, возникающий во вторичных отделах коры, вовлекаются большие системы нервных элементов и, таким образом, обеспечиваются значительно более сложные, интегральные, процессы по сравнению с теми, которые имеют место при возбуждении первичных зон. Значение такого обширного распространения возбуждения, исходящего из вторичных зон мозга, становится ясным из опытов, в которых эффект раздражения проверялся с помощью не электрофизиологических, а психологических показателей. Результаты этих опытов настолько важны, что на них следует остановиться особо. Эксперименты с раздражением коры головного мозга больного на операционном столе, проведенные О.Петцлем, а затем Пенфилдом и его сотрудниками, показали, что эффект раздражения определенных пунктов первичных зон коры резко отличен от того, который вызывается раздражением вторичных зон. Это с особенной отчетливостью видно при раздражениях соответствующих отделов затылочной (зрительной) и височной (слуховой) коры. Раздражение первичных отделов коры вызывало у больного элементарные ощущения. Так, больной, у которого на операционном столе раздражали полюс затылочной зоны, заявлял, что он внезапно начинает видеть мелькающие световые точки, окрашенные шары, языки пламени и т.п., причем эти неоформленные зрительные галлюцинации (фотопсии) располагались в различных участках зрительного поля в строгой зависимости от того, какое место коры раздражалось (они появлялись в верхних секторах поля зрения, если раздражались нижние участки зрительной коры, и в нижних секторах, если раздражались верхние участки). Аналогичная картина наблюдалась при раздражении первичных участков височной (слуховой) коры, с той только разницей, что в этих случаях у человека появлялись элементарные слуховые галлюцинации (шумы, тоны). Совершенно иными явлениями сопровождается раздражение вторичных отделов коры. Раздражение передних отделов затылочной области (вторичной зрительной коры) вызывает сложные оформленные зрительные образы: испытуемый видит людей, зверей, бабочек, человека, идущего или делающего знаки рукой, птиц в полете и т. п. Следовательно, возбуждение, вызванное раздражением этой области коры, не только распространяется на более обширные площади, но и приводит к всплыванию законченных зрительных образов, сформировавшихся у человека в прежнем опыте. Аналогичные факты отмечаются при раздражении соответствующих отделов височной (слуховой) коры. Если, как уже было указано, раздражение первичных отделов слуховой коры (трудноосуществимое из-за того, что первичные зоны слуховой коры расположены в малодоступной поперечной извилине височной области) вызывает лишь ощущение тонов или шумов, то раздражение вторичных отделов слуховой коры, расположенных в верхней и средней извилинах височной области, приводит к появлению сложных слуховых галлюцинаций - музыкальных мелодий, а иногда (если раздражается височная кора левого полушария) к звучанию слов, фраз, песен, которые испытуемый слышит, полностью сознавая отсутствие их внешнего источника, так что они оказываются чем-то средним между реальными слуховыми ощущениями и слуховыми воспоминаниями. Интересны опыты с раздражением еще более сложных отделов височной коры. Пенфилд, который провел большую серию таких исследований, мог наблюдать, что раздражение этих областей коры вызывает сложные сценоподобные галлюцинации - целые картины, иногда включающие в свой состав как зрительные, так и звуковые компоненты. Помимо опытов с раздражением определенных пунктов коры электрическим током аналогичные явления наблюдаются в тех случаях, когда рубец, образовавшийся в мозговой ткани (или оболочке мозга) после ранения или кровоизлияния, оказывает постоянное раздражающее воздействие на соответствующие участки мозга. Накопление такого раздражения может привести к эпилептическим припадкам (например, к так называемой Джексоновской эпилепсии), причем этим припадкам предшествуют явления, носящие характер зрительных или слуховых предвестников (ауры), сложность которых зависит от локализации рубца. Если рубец расположен в пределах первичных зон зрительной или слуховой коры, аура носит характер элементарных зрительных или слуховых галлюцинаций; если рубец расположен в более сложных - вторичных областях коры, она может принимать характер сложных, оформленных (зрительных или слуховых) галлюцинаций. Таким образом, характер ауры, предшествующей эпилептическому припадку, служит для невропатолога указанием на местоположение рубца, являющееся «эпилептогенной зоной». Дополнение представлений об анатомическом строении отдельных зон мозговой коры данными, полученными при раздражении ее различных участков, позволяет значительно расширить наше понимание функциональной организации коры человеческого мозга. Обе эти группы фактов подтверждают сформулированное ранее положение о том, что отдельные системы коры головного мозга имеют иерархическое строение и что возбуждение, возникающее в периферических органах чувств, сначала приходит в первичные (проекционные) зоны, отдельные участки которых представляют собой расположенные по топографическому принципу проекции соответствующих периферических рецепторов, и лишь вслед за этим распространяется на вторичные зоны коры, которые, опираясь на аппарат верхних (ассоциативных) слоев нейронов, играют интегрирующую роль, объединяя топографические (соматотопические) проекции возникших на периферии возбуждений в сложные функционально организованные системы. 13.В чем отличие методов прямой и непрямой стимуляции коры? - Существуют и другие, гораздо более естественные методы изучения функций головного мозга, которые, однако, настолько давно известны в психологии и физиологии, что мы упомянем о них здесь лишь в самых общих чертах. Некоторые из этих методов легли в основу объективного изучения поведения животного. Животному, например, предъявляли какой-нибудь стимул (обычно связанный с инстинктивной деятельностью и являющийся для него безусловным раздражителем), после чего изучали изменения в поведении животного, которые вызывались этим стимулом. И.П.Павлов предложил метод условных рефлексов, где условные раздражители (свет, звук, прикосновение), сами по себе способные вызвать лишь элементарную ориентировочную реакцию, в сочетании с безусловными раздражителями вызывают специфические - пищевые, оборонительные или половые - реакции. Этот метод открыл новые перспективы в изучении мозговой деятельности. Работы Павлова настолько известны, что мы не будем останавливаться на них специально. Один из приемов «непрямой» стимуляции мозговой коры заслуживает, однако, того, чтобы на нем остановиться особо. Заключается этот прием в том, что раздражение адресуется не непосредственно коре, а периферическому отделу анализатора (коже, глазу, уху), после чего в отдельных участках коры головного мозга или в подкорковых образованиях прослеживается эффект такого раздражения. Один из наиболее важных вариантов этого метода называется методом вызванных потенциалов. 14.Основные результаты, полученные методом вызванных потенциалов. - Исследователи, применявшие метод раздражения в его наиболее простых формах, раздражали определенные пункты коры головного мозга электрическим током и описывали те изменения в поведении животных или человека, которые возникали как следствие такого раздражения. Существует, однако, обратная возможность: если поставить животное или человека в условия, когда на него воздействуют определенные естественные факторы, можно выявить, какие участки коры реагируют на эти воздействия изменением электрической активности. Такой прием очень распространен в современной электрофизиологии и применяется для исследования функций различных участков коры больших полушарий. Вариант этого метода, предложенный Даусоном (1947), получил особенно большое распространение и позволил с достаточной отчетливостью показать, как именно распространяется система импульсов, вызванных зрительными (Гранит, 1956), слуховыми (Эрнандес-Пеон, 1959, 1961) или кожными (Маунткастл, 1957, 1961, 1966; и др.) раздражителями, и детально изучить те влияния, которые оказывают нижележащие нервные образования ствола мозга на состояние мозговой коры (Эди, 1956; Эрнандес-Пеон, 1959, 1961; Линдсли, 1960, 1961). Наибольший интерес для учения о функциональной организации отдельных систем мозговой коры представляют, однако, данные Эдриана (1936), показавшего, что в отдельных зонах мозговой коры сенсорная периферия представлена неравномерно и что функционально наиболее важным системам в коре соответствуют большие площади. Так, оказалось, что раздражение бедра животного вызывает изменение потенциалов лишь в незначительных по величине участках коры головного мозги животного, в то время как раздражение функционально значимых органов, играющих особенно большую роль в его жизнедеятельности (например, пятачка у свиньи, губ у овцы), ведет к появлению вызванных потенциалов в обширных территориях мозговой коры (рис. 27). Таким образом, факты показали, что функциональную карту мозговой коры можно составить с помощью не только метода непосредственного раздражения ее участков, но и метода непрямого - естественного или электрического (в частности, метода вызванных потенциалов) и что этот путь исследования также подтверждает принцип функциональной организации коры, о котором мы уже упоминали. Метод вызванных потенциалов помогает сделать еще один существенный шаг в прослеживании более сложных форм работы основных систем головного мозга. Как показал ряд наблюдений (Линдсли, 1961; Гарсиа-Аустт, 1963; И.А.Пеймер, 1958, 1966; Д.А.Фарбер, 1969), сложные воздействия (рассматривание сложных фигур и т.п.) вызывают в мозговой коре существенно иные электрофизиологические процессы (вызванные ответы) по сравнению с относительно более простыми. При этом меняются как латентные периоды вызванных потенциалов, так и их конфигурация. На рисунке 28 мы приводим иллюстрацию этого положения, заимствованную из работы Э. Г. Симерницкой, проведенной в нашей лаборатории. Как показали эти опыты, у нормальных взрослых испытуемых зрительные стимулы порождают вызванные потенциалы только в затылочно-теменных отделах коры, причем эти потенциалы появляются с латентным периодом 80 - 100 мс; в отличие от этого задача дифференцировать предъявляемые зрительные стимулы по длительности приводит к появлению вызванных потенциалов не только в затылочно-теменных, но и в центрально-лобных отделах коры, причем эти потенциалы имеют значительно больший латентный период (от 120 до 260 мс). Все это показывает, что метод вызванных потенциалов позволяет получать факты, убедительно говорящие о том, что более сложные формы активной психической деятельности вызывают более обширные процессы в коре головного мозга, вовлекая в совместную работу более сложные системы корковых зон. Далее мы увидим, какое большое значение имеет это положение для понимания основных форм работы человеческого мозга как органа психической деятельности.

Что вы узнали о «нейронах внимания»? Чем они отличаются от других нейронов? Какова их преимущественная локализация?

Многообразие функций отдельных нейронов мозговой коры не ограничивается, однако, только что приведенными характеристиками. Юнг (1958, 1961) первым выделил в коре нейроны, которые не реагировали ни на какие сенсорные раздражители, и предположил, что они имеют какие-то иные функции.

Дальнейшие исследования, проведенные Джаспером (1963), Е.Н.Соколовым (1959), О.С.Виноградовой (1968, 1970), показали, что многие из этих нейронов, не реагируя на специальные сенсорные раздражители, активно реагируют на смену раздражителей или изменение каких-нибудь их свойств, снижая свою активность по мере привыкания и снова активизируясь при появлении изменений (рис. 30). Это заставило исследователей предположить, что они осуществляют функцию сличения новых раздражителей со следами от старых. Оказалось, что эти нейроны, получившие название нейроны внимания (attention units), распределены по мозговым образованиям очень неравномерно: если в первичных зонах зрительной коры их относительно мало, то в образованиях лимбической области, гиппокампе, хвостатом ядре, а у человека, по-видимому, и в наиболее сложных корковых формациях лобной области коры нейроны такого типа встречаются несравненно чаще.

Кто такие млекопитающие? В этот класс наиболее развитых животных входят абсолютно разные звери: огромный слон и маленькая мышь-полевка, хищный волк и безропотная овечка. Они обитают во всех стихиях: на суше, в море (дельфины и киты), в воздухе Но что их отличает от прочих животных? Теплая кровь? Та же черта присуща и птицам. Способность производить на свет живых детенышей? Ну, во-первых, не все млекопитающие живородящие. Некоторые из них откладывают яйца, как, к примеру, утконос, а у иных детеныши при рождении более похожи на недоразвитых эмбрионов и вынуждены «дозревать» в специальном инкубаторе-сумке на брюхе матери, как у кенгуру. А во-вторых, живородящие встречаются и у некоторых рептилий, рыб и даже насекомых.

На вопрос о том, кто такие млекопитающие, чем они разнятся от рыб, можно ответить просто: наличием легких. Все звери дышат воздухом. Поэтому акуле вовсе незачем подниматься к поверхности воды, чтобы сделать вдох, в отличие от похожего на нее внешне дельфина, который может попросту захлебнуться без живительного кислорода. Но, опять-таки, легкие есть у многих примитивных амфибий и всех птиц.

Среди всех громадных различий зверей можно выделить лишь два параметра, которые определяют, кто такие млекопитающие. Это наличие волосяного покрова и вскармливания детенышей молоком. У всех самок этой имеются на теле грудные железы, которые наполняются после родов питательной жидкостью. Это свойство и дало название всем млекопитающим. К числу других признаков, характеризующих зверей, можно добавить наличие нижней челюсти, состоящей из одной кости, и диафрагмы, отделяющей легкие и сердце от пищеварительного тракта.

Но наиболее важным признаком в определении того, кто такие млекопитающие, является их неимоверно развитый мозг и гибкая система поведения. Это значит, что две особи одного и того же вида, попав в одни и те же жизненные обстоятельства, могут повести себя по-разному. Они умеют пользоваться накопленным опытом, наблюдать и рассуждать. Неудивительно, что именно в классе млекопитающих появился вид Гомо Сапиенс - Человек Разумный. Ну, а кроме него, на Земле обитают еще около 5000 видов других зверей, которых систематики сгруппировали в 1100 родов, 140 семейств и 18 отрядов и 3 группы.

Не менее интересны конечности млекопитающих. При всем их видимом многообразии (когти хищников, пальцы человека и обезьян, копыта) все они заканчиваются роговым отростком - ногтем. У зверей, живущих в воде, эти отростки атрофируются. Эта особенность приспосабливаться к условиям окружающей среды способствовала тому, что млекопитающие распространились по всей планете и заняли все жизненные ниши - на суше, в воздухе, в море, под землей. Благодаря умению поддерживать температуру тела теплой кровью они могут обитать в арктических (белые медведи) и тропических (тушканчики, верблюды) пустынях.

Возникает вопрос: когда же появились первые звери? Нет сомнения, что древнейшие млекопитающие застали эпоху динозавров. Тогда они, в основном, были небольшого роста и обнаруживали признаки «звероподобных рептилий». Поскольку ученые, работающие с окаменелостями, имеют в своем распоряжении только скелеты, трудно определить, на каком этапе у этих животных появилась шерсть и возможность вскармливания детенышей молоком. Если исходить из критерия единокостной нижней челюсти, то можно смело утверждать, что еще 215 млн лет тому на территории Южной Африки, Европы и Китая обитало небольшое (15 см) животное, похожее на современную землеройку.

Уже совсем скоро зима, сезон масштабных и зрелищных турниров и фестивалей фактически закончился, за редким исключением, и большинство бойцов «засело» в спортивных залах, чтобы начать свою подготовку к очень важному этапу жизни любой Сборной – отборочному турниру.

Где-то отборочные уже начали проводиться, где-то нет, где-то такой турнир будет один, где-то их будет целая серия чуть ли не из десятка турниров. У каждой страны свои особенности в этом смысле, и процесс отбора лучших бойцов в Национальную сборную у всех проходит по-разному. Нельзя сказать, что бойцы подбираются только на отборочных, их замечают на мероприятиях в течение года, к ним присматриваются, но окончательный отбор и «подтверждение титула» происходит уже на отборочном турнире, куда прибывают все.

На отборочных турнирах всегда можно увидеть «цвет рыцарства» страны, только есть один небольшой нюанс, который является основной отличительной чертой отборочного турнира от любого другого мероприятия, но обычно зрители о нем не задумываются.

Отборочный – это практически всегда турнир «для своих». Что же это значит для зрителей?

На любом турнире, любом фестивале очень важной частью программы являются развлекательные элементы: историчная музыка, выступления актеров и акробатов, самые разные конкурсы, средневековая ярмарка, таверна и т.п. Фестивали редко имеют только боевую направленность, а даже если имеют, то бойцам вечером тоже нужно отдохнуть душой и телом. Развлечь нужно как зрителей, так и участников, у всех должны остаться приятные впечатления от хорошего времяпрепровождения.

И в чем же отличие? А основная разница заключается в том, что единственной целью отборочного турнира является отбор лучших представителей ИСБ своей страны. Отборочные турниры могу проводиться не в историческом месте (то есть не возле какой-нибудь красивой крепости), а просто на природе или вообще спортивном зале. Бои здесь могут затягиваться до глубокой ночи, причем без перерывов на развлекательные элементы.

Здесь можно часто увидеть на бойцах снаряжение, которое по своему состоянию или качеству не было бы допущено на историчный фестиваль. Иногда рыцари здесь выходят в кедах или кроссовках, а не в красивой кожаной историчной обуви, шитой ручным швом, не потому что у них этой обуви нет. Просто они не хотят её портить на отборочном турнире (а с учетом количества проведенных боев, шанс её испортить весьма большой), а хотят сохранить для чемпионатов, чтобы на поле боя выглядеть наилучшим образом. То же самое происходит и с доспехами и оружием. На отборочном турнире часто берется старое тренировочное снаряжение, которого, грубо говоря, не жалко. И цель все та же: сберечь свой историчный комплект для фестиваля, ведь хороший комплект стоит больших денег, и испортить его или поломать новый меч на отборочном мероприятии было бы очень обидно.

Исключения, конечно же, бывают. Иногда отборочный турнир проводится в формате какого-нибудь фестиваля, где есть и развлекательная программа и допуски по костюму и доспеху весьма серьезные. Тогда это вполне себе качественный исторический фестиваль, на котором есть одна дополнительная цель – выявить и отобрать лучших бойцов.

Но если вы услышали о проведении отборочного турнира в вашем городе в каком-то спортивном зале, если вы фанат исторического средневекового боя, или же вы в первый раз решили пойти посмотреть, что это такое, то не нужно ждать от турнира в спортивном зале высокого уровня исторической достоверности доспехов и вооружения. Внешний вид у бойцов будет средний, но качество боя, которое они покажут, будет на высоте.

Если вы являетесь ценителем и фанатом ИСБ, то должны понимать, что для блистательного, как в прямом, так и переносном смысле слова выступления на качественном историческом фестивале, бойцу нужно пройти через такой отбор и при этом сохранить свой «парадно-выходной» комплект доспехов и вооружения в отличном состоянии.

Поэтому-то и приезжают бойцы на отборочные часто в своих «старых железках», чтобы сберечь новые и чтобы вам же, их зрителям, было приятнее на них смотреть на следующем историческом фестивале.


Каждый ребенок от рождения уникальный и особенный.

На практике это означает, что дети могут очень отличаться от того, какими их хотели бы видеть родители. Каждому даны свои особые таланты, перед каждым стоят уникальные задачи в жизни. Чтобы ребенок мог решать эти задачи, необходимо удовлетворить его индивидуальные потребности.

Если родители не понимают этого позитивного принципа, то нередко приходят к выводу: «С моим ребенком что то не так. Похоже, он нуждается не столько в воспитании, сколько в перевоспитании» или «Мой ребенок плох, и его нужно исправить». Подобное отношение -самая большая ошибка, какую могут совершить родители. Детям необходимо однозначно давать знать, что с ними все в порядке и что различия между людьми приемлемы и ожидаемы.

Родительское неумение принимать детей такими, как они есть выражается в словах: «С моим ребенком что то не так».

Вам будет намного проще принять эти идеи, когда вы начнете применять пять методов позитивного воспитания. Обычно родители приходят к выводу, будто их дети плохи или с ними что то не в порядке, именно тогда, когда не могут добиться от них сотрудничества. Зная о различиях между детьми и о том, как эти различия проявляются, отцы и матери не спешат предполагать наихудшее, если их ребенок оказывается не таким, как они ожидали. Вместо того чтобы пытаться искоренить те или иные особенности ребенка, родители воспитывают малыша таким образом, чтобы он мог проявить свои таланты и преодолеть недостатки.

Каждый ребенок представляет собой уникальное сочетание характерных особенностей, определяемых полом, телосложением, темпераментом, характером, интеллектом и стилем обучения. Когда родители знают об этих различиях между детьми и представляют себе, каковы могут быть комбинации перечисленных выше факторов, им легче понять и принять личностные особенности ребенка. Расширив таким образом свой взгляд на вещи, родители уже не склонны думать, будто один ребенок лучше другого или что существует некий единый образец, которому должен отвечать их малыш.

ПОТРЕБНОСТЬ В ДОВЕРИИ И ЗАБОТЕ

Приблизительно в девятилетнем возрасте у ребенка начинает развиваться чувство собственного «я» как отдельной от родителей сущности. Это время сомоосознания. С этого момента и до восемнадцатилетнего возраста детям требуется больше доверия, хотя и забота тоже по прежнему нужна.

Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам - заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке, она чувствует, что ее любят. Предложение помощи девочке - это жест заботы, а позволение мальчику сделать что либо самостоятельно - жест доверия.

Самая сложная задача для женщины - снова начать доверять мужчине после того, как он причинил ей боль, тогда как мужчинам особенно трудно возродить в себе желание заботиться о женщине, если это желание почему то угасло. Когда во взаимоотношениях между супругами возникают трудности, женщины чаще всего жалуются: «Я не получаю то, что мне необходимо» (то есть «Я не верю, что он даст то, что мне необходимо»). Мужчины же жалуются, что «все равно ей ничем не угодишь, так зачем же утруждать себя?» (то есть «Я о ней больше не забочусь»). Женщины обычно жалуются: «Он обо мне перестал заботиться», -а мужчины говорят: «Она всем недовольна, поэтому я и перестал заботиться о чем бы то ни было».

Эти различные тенденции начинают проявляться еще в детстве.

Приходя в этот мир, мальчики и девочки склонны в равной мере доверять окружающим и заботиться о них. Когда малыши встречают пренебрежение к своим нуждам и желаниям, или испытывают боль от того, что эти нужды и желания не удовлетворены, реакция мальчиков обычно состоит в том, что они меньше заботятся об окружающих, а реакция девочек в том, что они начинают меньше доверять. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим; а по отношению к мальчику необходимо проявить больше доверия, приятия и одобрения, чтобы побуждать его заботиться об окружающих.

Ниже я привожу несколько простых положений, которые по могут вам не забывать, что мальчики с Марса, а девочки с Венеры:

Мальчики с Марса: Мальчикам нужно больше любви, внимания и признания в ответ на то, что они делают, на их способность действовать без посторонней помощи и на результаты их деятельности.
Девочки с Венеры: Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Мальчики с Марса: Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Давайте высокую оценку их деятельности.
Девочки с Венеры: Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.

Мальчики с Марса: Мальчикам требуется больше одобрения и мотивации их деятельности.
Девочки с Венеры: Девочкам требуется больше помощи и ободрения.

Мальчики с Марса: Мальчик или мужчина счастлив, если чувствует, что в нем нуждаются и он может оказать кому то необходимую поддержку. Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что никому не нужен или не в силах выполнить поставленную перед ним задачу.
Девочки с Венеры: Женщина или девочка счастлива, если чувствует, что может получить необходимую ей поддержку. Она приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда и придется делать все самой.

Мальчики с Марса: Для того чтобы заботиться о других и испытывать побуждение к деятельности, мальчикам прежде всего необходимо доверие, приятие и одобрение.
Девочки с Венеры: Для того чтобы доверять близким и испытывать уверенность в себе, девочкам прежде всего необходима забота, понимание и уважение.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЫВАЮТ, А ДЕВОЧКИ ПОМНЯТ

Одно из существенных различий между мальчиками и девочками состоит в том, что мальчики забывают, а девочки помнят. Иногда мать слишком сильно беспокоится оттого, что сын забывает о ее просьбах. Папы же беспокоятся, что дочери говорят о своих проблемах намного больше, чем считают необходимым отцы. Давайте выясним, откуда эти различия.

Для того чтобы преодолеть стресс, мужчины и мальчики стараются сосредоточиться на чем то одном: на проблеме, которую необходимо решить, на какой либо насущной задаче. Чем тяжелее стрессовая ситуация, тем глубже они забывают обо всем, кроме своей текущей задачи. Мужчина может настолько сосредоточиться на работе, что забудет о собственном дне рождения, о годовщине свадьбы и даже о дне рождения ребенка.

Одно из эффективнейших средств, при помощи которых девочка может избавиться от накопившегося за день стресса и напряжения, - поговорить.

РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМПЕРАМЕНТЫ

Как мы уже говорили в 4 главе, существует четыре основных темперамента: сенситивный, активный, реактивный и восприимчивый.

1. Дети с сенситивным темпераментом более сильно и глубоко чувствуют; они наиболее серьезны.

2. Дети с активным темпераментом обладают сильной волей, они готовы рисковать и хотят быть в центре внимания.

3. Дети с реактивным темпераментом жизнерадостны, непостоянны и требуют больше стимуляции. Их интерес постоянно перемещается от предмета к предмету.

4. Дети с восприимчивым темпераментом покладисты и склонны к сотрудничеству. Они охотно следуют инструкциям, однако противятся переменам.

Хотя у большинства детей в той или иной степени наблюдаются черты всех темпераментов, обычно один или два темперамента доминируют. Зная особенности каждого темперамента, родители могут легко определить, какой из них преобладает у их малыша, и дать ребенку то, что ему необходимо.

Если темперамент ребенка отличается от темперамента родителей и родители не знают об особенностях четырех темпераментов, им бывает очень трудно дать малышу необходимое. Неосведомленность родителей об этих простых базовых различиях нередко становится причиной душевных травм и неудовлетворенности.

КАК ТРАНСФОРМИРУЮТСЯ ТЕМПЕРАМЕНТЫ

У некоторых детей вначале в равной степени проявлены все четыре темперамента, а потом на разных этапах жизни у них в течение некоторого времени преобладает то один, то другой. Если хотя бы в течение некоторого времени полноценно удовлетворять потребности того или иного темперамента, он трансформируется в следующий.

Вот некоторые трансформации, которых следует ожидать:

Дети с сенситивным темпераментом, которые сильнее и глубже чувствуют и наиболее серьезны, постепенно становятся все жизнерадостнее и непринужденнее, больше » веселятся. Сенситивные дети начинают проявлять все больше качеств реагирующего темперамента. Когда серьезный ребенок чувствует, что его слышат, он становится беззаботнее и веселее.

Дети с реактивным темпераментом жизнерадостны, непостоянны, требуют больше стимуляции, и их интерес постоянно перемещается от предмета к предмету; при должной поддержке они постепенно учатся сосредоточению, дисциплине и более глубокому погружению во взаимоотношения и работу. У реактивного ребенка проявляется все больше черт восприимчивого темперамента. Если предоставить реактивному ребенку возможность разнообразить деятельность, он находит то, что ему действительно нравится, и ведет себя более сосредоточенно.

Дети с восприимчивым темпераментом, которые покладисты, склонны к сотрудничеству, охотно следуют инструкциям, но противятся переменам, постепенно обретают способность самостоятельно мотивировать себя к деятельности, становятся мудрее и гибче. У воспринимающего ребенка проявляется все больше черт активного темперамента. Если предоставить восприимчивому ребенку строгий режим, он чувствует себя спокойнее, решается идти на риск и пробовать новые виды деятельности.

Дети с активным темпераментом, которые обладают сильной волей, готовы рисковать и хотят быть в центре внимания, постепенно становятся более сговорчивыми и сострадательными, охотнее помогают другим. У активного ребенка проявляется все больше черт сенситивного темперамента. Когда активный ребенок получает достаточно структуры и руководства, которые помогают ему чувствовать себя компетентным и успешно достигать своих целей, он приобретает чувствительность, чуткость к нуждам других людей и стремление помогать окружающим.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Еще одна область, где проявляются различия между людьми, - интеллект. Для того чтобы оценить и поддержать дарования вашего ребенка, необходимо понимать, что существуют различные разновидности интеллекта, или ума.

Тесты IQ преуменьшают способности девочек и учитывают не все разновидности ума.

Поскольку очень многие доктора философии сидят без работы или не могут устроить свою личную жизнь, никто не сомневается, что успех в академических науках не гарантирует ни успеха в работе, ни семейного счастья. Дети, обладающие сильным академическим умом, лучше других учатся в общеобразовательных школах (в том виде, в каком эти школы существуют в наше время), но это никоим образом не гарантирует им успех в жизни, работе или личных взаимоотношениях.

К сожалению, дети с другими видами ума не находят признания и поддержки в современных общеобразовательных школах. Существует восемь основных видов ума, и каждому ребенку они даны от рождения в различных пропорциях. Все эти разновидности интеллекта, словно краски, при помощи которых мы можем расцветить рисунок нашей жизни.

Разновидности ума таковы: академический, эмоциональный, физический, творческий, артистический, практический, интуитивный и талантливый.

Эти виды ума в разной мере даны от рождения каждому ребенку, и любой из видов можно развить при помощи соответствующих видов обучения.

Академический ум

Дети с сильным академическим умом хорошо учатся в школе. Они умеют сидеть, слушать и обучаться. Они способны хорошо усваивать, понимать и повторять преподаваемые им знания, легко запоминают предоставляемую им информацию. Это не обязательно означает, что они смогут конструктивно применять свои знания в жизни.

Взрослые люди знают, что большинство знаний, полученных в школе, в конце концов забываются, - но школа учит нас мыслить, анализировать, понимать и находить источники. Академический ум развивается в процессе чтения, письма и восприятия информации, предоставляемой на лекциях. Родители должны дать детям с этой разновидностью ума возможности для академического образования.

Эмоциональный ум

Дети, обладающие сильным эмоциональным умом, умеют создавать и поддерживать здоровые взаимоотношения с другими людьми и с самими собой. Они лучше осознают, что думают и чувствуют окружающие; им несложно понять чужую точку зрения. Такая способность к состраданию и налаживанию связей приносит человеку пользу не только в личной жизни, но и на работе. Для успеха в работе нужно иметь сильный эмоциональный ум. Эта разновидность интеллекта также обусловливает способность контролировать и выражать свои чувства и желания. Все больше школ включают в свои программы курсы по пониманию чувств, развитию сопереживания и улучшению межличностного общения. Родители должны предоставлять этим детям возможности для социального взаимодействия и сами совершенствоваться в искусстве общения.

Физический ум

Дети с развитым физическим умом добиваются успехов в спорте и без труда поддерживают в своем теле силу, здоровье и бодрость. Они инстинктивно чувствуют потребность тела в упражнениях и здоровой пище. Для развития врожденных задатков этим детям требуются физические тренировки. Их способности значительно возрастают, если дать им возможность соревноваться с другими детьми. Здоровый дух соревнования пробуждает в них наилучшие качества. Для развития самооценки таким детям требуется позитивное признание. Они не только чувствуют себя хорошо, но и умеют хорошо выглядеть. Сфера применения физического разума не ограничивается спортом и здоровьем тела. Этим детям нужно побольше знать о собственном теле и о том, что делает его сильным и бодрым. Цветущий внешний вид и бодрость помогают им добиваться успехов в жизни.

Творческий ум

У детей с творческим умом очень развито воображение. Для игры такому ребенку достаточно нескольких кубиков или куклы без лица. Они часто водят дружбу с воображаемыми существами. Таких детей следует не перегружать впечатлениями. Если предоставлять им слишком много готовых образов, их воображение не развивается. Хорошо читать им сказки, поскольку при этом им приходится использовать воображение, чтобы представлять себе сцены и персонажей.
Если такой ребенок слишком много смотрит телевизор, предлагающий готовые зрительные образы, его способность воображать притупляется. Для развития любого вида интеллекта необходимо его использовать, -так творческий ум развивается, когда вы стимулируете воображение детей и поощряете их думать не так, как другие. Нередко такие люди преуспевают там, где остальные терпят неудачу, ибо умеют видеть любую проблему в неожиданном ракурсе.

Многие предприниматели, добившиеся успеха не получили официального образования и не блистали успехами в школе. Секрет их успеха - в творческом подходе. Нередко в детстве кто нибудь поощрял их нестандартное мышление, вследствие чего они развили в себе силы, чтобы создать собственную нишу в жизни. Эти люди обычно оригинальны и добиваются успеха в жизни, идя своим путем. Часто это левши. Родители должны поощрять таких детей к нешаблонному мышлению и нестандартному решению задач.

Артистический ум

Дети с артистическим умом испытывают интерес к пению, рисованию, лепке, литературной деятельности, драматическому искусству и другим видам искусств. Они нуждаются в стимуляции со стороны людей, которые достигли мастерства в тех или иных искусствах. Ролевые модели необходимы всем детям, но этим - в особенности, иначе им сложно развить свой артистический ум. Эти дети отличаются особой чувствительностью, и они нередко не получают той эмоциональной поддержки, какая им требуется.
Родители должны поощрять таких детей стремиться к исполнению своей мечты и развивать свои художественные таланты. Для развития способностей детям нужны соответствующие ролевые модели, возможность развивать и упражнять свой ум, а также поощрение и оценка родителей.

Практический ум

На детей с практическим умом теоретические лекции нередко навевают скуку. Им нужна информация, которую можно использовать. Этот вид интеллекта ныне процветает на Западе. Сейчас доступно так много информации, что многие готовы воспринимать только необходимое. Эти дети сосредоточиваются на том, что полезно для них, и нередко критикуют школьную программу за то, что им предлагают слишком много информации, которая никогда не пригодится в жизни.
Чтобы заинтересовать детей, многие школы корректируют свои программы, согласуя их с потребностями времени. Детям с практическим умом требуются базовые навыки, которые необходимы для повседневной жизни, межличностных взаимоотношений и успеха в работе. У них нет побуждения усваивать информацию, если она не имеет функциональной ценности.

Практический ум дает человеку возможность обрести устойчивость и уверенность в жизни. Такого человека не влекут возвышенные идеи, не имеющие непосредственного отношения к современной действительности. Он стремится использовать на практике то, что принесет ему непосредственную пользу. Таким детям необходимо предоставлять возможность применять свои знания на практике; они учатся в процессе деятельности и оценки ее результатов. Для развития этого вида ума необходимо давать ребенку структурированную деятельность в условиях свободы и независимости.

Интуитивный ум

Дети с сильной интуицией просто знают. Их не нужно учить, им не нужно ничего объяснять. Информация к ним просто приходит. Это может быть информация о предмете обучения или индивидуальные знания другого человека. Такие дети склонны к духовной деятельности.

Стоит им прочесть несколько предложений из книги, и они интуитивно знают большую часть содержания. Мало того, что они интуитивно узнают содержание, они потом извлекают пользу из этого знания.
Например, если вы прочли книгу по искусству общения, в будущем усвоенная вами информация послужит основой для правильной реакции на ту или иную ситуацию. Вы лучше понимаете, что следует делать. Это -польза от прочтения данной книги. Для того чтобы извлечь пользу из знаний учителя, детям с интуитивным умом не требуется вникать в подробности предмета.

Детей с интуитивным умом нередко не принимают всерьез. Большинство родителей и школ не занимаются целенаправленным развитием этого вида разума. Родителям ребенка с сильным интуитивным умом не следует особенно беспокоиться о его академической успеваемости, зато нужно давать высокую оценку шестому чувству, которое помогает ребенку знать то, что ему необходимо.

Этот вид интеллекта прежде всего стимулируется в процессе личного общения, а не посредством телепрограмм, работы с компьютером или чтения.

Талантливый ум

Талантливые дети склонны исключительно сильно развивать один вид интеллекта, а остальные при этом остаются слабыми. Все дети рождаются с сильным умом, но разные его виды развиваются в различной степени. У детей с талантливым умом очень силен один вид, но остальные проявляются слабо.
Для того чтобы прожить жизнь счастливо и полноценно, талантливым детям требуется особая поддержка и руководство, что бы они могли использовать свои особые способности, иначе им будет скучно и неинтересно жить. Кроме этого, таким детям необходима специальная поддержка для развития навыков и видов ума, в которых они слабы.

Люди с блестящими способностями в какой то одной сфере часто страдают в жизни, поскольку остальные виды ума у них не развиты. Великий ученый или гениальный предприниматель иногда просто не способен сказать «Я тебя люблю» своей любимой. Многие люди, щедро одаренные эмоциональным умом, имеют слабое здоровье. Эти любящие люди очень заботятся об окружающих, но пренебрегают собственным телом, не давая ему регулярных физических нагрузок. Из века в век жизнь великих художников полна страданий, поскольку им недостает практичности, необходимой для того, чтобы добыть денег и обеспечить свои повседневные нужды. Нет числа примерам, когда великие таланты жестоко страдали в жизни.

Некоторые люди одарены сильнейшим физическим умом. Они всегда великолепно выглядят. И эти люди настолько привыкли получать любовь и поддержку за свой внешний вид, что боятся проявлять свои внутренние качества, чтобы не утратить внимание и восхищение окружающих. Поэтому «красивые люди» нередко бывают очень поверхностными. Их развитие заторможено, поскольку они не хотят рисковать любовью окружающих, которую получают, демонстрируя свои внешние качества.

Боязнь неудачи может удерживать ребенка от попыток обучиться новым навыкам.

Этот же принцип верен и по отношению ко всем остальным разновидностям ума. Например, люди с сильным академическим умом иногда плохо владеют искусством общения. Им нравится превосходить других в одной области. Они получают любовь и внимание окружающих благодаря своим выдающимся успехам в той или иной сфере. Попытаться поработать над собой и развить другой, более слабый вид ума - слишком большой риск для них. Ход рассуждений тут прост. Если я превосхожу остальных в той или иной сфере, то получаю любовь и поддержку. Если я не буду превосходить других, то потеряю любовь и поддержку. Для того чтобы опровергнуть эти рассуждения, таким детям требуется поощрение к развитию других видов ума, в которых они не так одарены. В процессе обучения они на собственном опыте убедятся, что для того, чтобы получить любовь, нет необходимости превосходить других. В результате они смогут жить более уравновешенно, полнокровно и успешно.

Джон Грэй Дети с небес

Кого можно назвать высокочувствительным человеком?

Джо Каприотти:

По данным исследований Элейн Эйрон, психолога, автора книги «Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире», около 15–20% из нас (мужчин и женщин примерно поровну) с рождения обладают тонко настроенной, особо чувствительной центральной нервной системой. Отличают нас не только эмоциональные реакции, такие как повышенная способность к сопереживанию, но и многие физиологические особенности.

В медицине есть такой диагноз, как повышенная чувствительность?

Д. К.:

Научное название этого явления – повышенная сенсорная чувствительность, она является врожденной и обусловлена генетически, но это не медицинский диагноз. Высокочувствительную нервную систему можно сравнить с любой другой особенностью человека (например, голубые глаза или светлые волосы). Эти особенности никак не зависят от нашей воли и влияния окружающей среды.

Как понять, являетесь ли вы высокочувствительным человеком?

Д. К.:

Вы чувствительны к громким звукам, яркому свету, резким запахам? Склонны максимально тщательно обдумывать новую информацию, прежде чем отвечать? Переживаете эмоции очень глубоко? Есть ли у вас повышенная чувствительность к алкоголю, кофеину, лекарственным препаратам, боли, голоду? Если вы ответили на эти вопросы утвердительно, велика вероятность того, что вас можно отнести к этой категории людей. Если не уверены, можно пройти специальный тест .

Сколько таких людей в мире? Насколько распространена повышенная чувствительность?

Д. К.:

По приблизительным оценкам, в мире насчитывается около 1,3 млрд сверхчувствительных людей, но, скорее всего, большинство из них об этом не знает. Почти у каждого из нас есть родственник, друг или коллега, отличающийся повышенной чувствительностью.

Допустим, я узнал, что отношусь к этой категории. Не знаю, что и думать!

Д. К.:

Это значит, что вы – необычный человек, родившийся с такой особенностью! Считается, что повышенная чувствительность выработалась в ходе эволюции как стратегия выживания. Она встречается более чем у 100 различных биологических видов. В некотором смысле можно сказать, что 20% людей с высокой чувствительностью способствуют сбалансированности общества, в котором 80% людей обладают обычной чувствительностью.

Можно ли вылечиться от повышенной сенсорной чувствительности?

Д. К.:

Нет никакой необходимости пытаться «лечиться» от этой естественной врожденной особенности. Но все же некоторые принимают медикаменты, чтобы притупить чувствительность и легче вписаться в общество.

Если ли какие-то техники, облегчающие жизнь таким людям?

Д. К.:

Главная сложность, с которой сталкиваются люди с чувствительной нервной системой, – склонность к перевозбуждению от обилия раздражителей вокруг. В школьном возрасте им легче учиться, когда в классе нет ничего лишнего, также им важно давать дополнительное время, чтобы полностью усвоить новую информацию.

Взрослым необходимо выстроить свое расписание так, чтобы напряженная работа в условиях изобилия внешних раздражителей перемежалась отдыхом, который поможет восстановить силы. Вообще важно уметь отдыхать и расслабляться – в этом может помочь чтение, музыка, медитация.

Какую литературу о повышенной чувствительности вы можете порекомендовать?

Д. К.:

Помимо упомянутой выше книги Элейн Эйрон, также полезно прочесть ее книгу «Сверхчувствительный ребенок».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!