Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Жизнь за монитором и без. Подпольный Иран: как на самом деле живут люди в этой стране

Думаю, что самый популярный вопрос, который я слышал от всех, кто знал о моей поездке в Иран был такой: как там права женщин? Правда, что в Иране их за людей не считают, заставляют ходить в парандже, укутанной во все черное, у женщин полное бесправие и крайне угнетенное положение в обществе?

Давайте я расскажу, что знаю, а вы делайте вывод сами. Только одно условие: посмотрите на традиции Ирана непредвзятым глазом, попытайтесь понять их культуру и правила. Не принять, но понять. Что-то покажется странным и неправильным, но неужели образ жизни во всех странах должен быть похож на привычный нам американо-европейский? Было бы печально увидеть мир одинаковым, чтобы все народы ходили в похожей одежде, ели исключительно бутерброды в KFC с Кока-Колой, пили кофе в Starbucks, пели одинаковые песни, танцевали под одну музыку и полностью утратили свои национальные традиции, отправив их в этнографический музей. Именно так произошло с нашей страной: мы не слышим и не поем русских песен, не носим русскую одежду на улице, мы плохо знаем свои традиции и фактически потеряли русскую гастрономическую культуру. Даже отгораживаясь сейчас от всего мира, мы не возрождаем, не восстанавливаем свое. А есть страны, где традиции берегут. И это прекрасно.
2200 лет назад китайский император Цинь Шихуан провозгласил лозунг, который мы все знаем как Мао Цзэдуновский - «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Посмотрите на мир глазами китайского императора. Попытайтесь понять красоту иранских традиций, познать их школу, полюбуйтесь одним из ста прекрасных цветков мира - красотой персидских женщин.

2. Стюардесса внутренних авиалиний.


Начнем с одежды.
В европейской традиции есть такое понятие дресс-код. Когда мы идем на званный ужин или официальное мероприятие, то вместе с пригласительным получаем листок с дресс-кодом. Такой же дресс-код есть в Иране (и большинстве исламских стран). Все женщины в Иране (в том числе иностранные туристы и дипломаты, представителей любых религий, все) в ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ обязаны носить хиджаб - любую одежду, соответствующую нормам шариата. Что это такое: обязательно покрытая голова, ничего облегающего, с глубокими вырезами, прозрачного. Может быть открыто лицо, кисти рук и ступни ног. Все остальное обязано быть прикрыто. Категорически запрещены короткие юбки, шорты и джинсы, если попа не прикрыта платьем или жакетом. Прошу еще раз обратить внимание - ношение хиджаба обязательно только в общественных местах.
Сейчас мы привыкли к открытой, сексуальной одежде и считаем это нашим завоеванием, а всего сто лет назад русская женщина, итальянка, француженка, американка ходила по улице исключительно в хиджабе - платья, юбки, рукава были длинными, а с непокрытой головой выйти на улицу было верхом неприличия. Даже сейчас английская королева всегда появляется в свет в головном уборе. В хиджабе мы ходим и сейчас в России - в православный храм ходят (должны ходить) в хиджабе. Если вы одели длинное непрозрачное платье и повязали на голову платок, то в таком виде вам будут рады и в православном храме в России и в мечете в Иране.


Есть несколько популярных в исламском мире женских покрывал:
1) Паранджа - это длинный халат с головы до ног, с закрывающей лицо сеткой чачван (изготавливается только из черного конского волоса). Паранджа надевается поверх чачвана. Вспомните "Белое солнце пустыни" - жены Абдуллы носили именно паранджу.
2) Никаб - это женский головной убор с прорезью для глаз.
3) Чадра - обычное покрывало, укутывающее всю фигуру женщины с головы до ног. Чадра выглядит очень просто, но шьется на заказ с учетом фигуры женщины.
4) Платок - это платок. Он такой же, как везде.
Ношение паранджи, никаба, чадры не является обязательным, это личное решение женщины, отца или мужа. Законы Ислама не заставляют женщину носить перечисленное, равно как и закрывать лицо. Это теория. Теперь про жизнь.
Паранджу в Иране почти не носят. За десять дней я видел только одну девушку в парандже. Паранджу носят оооочень религиозные люди. Их можно встретить возле великих духовных центров и на юге Ирана, там еще остались традиционалисты.

4. Чадра (слева) и шарфик.


Почти все женщины в Иране носят платок и чадру. Можно сказать, что чадра один из символов Ирана. Как кимоно в Японии. Мне рассказывали про опросы населения. Говорят, что 71% мужчин и 61% женщин за обязательное ношение чадры. Но по моим наблюдениям соотношение примерно 50:50. В Тегеране в платках значительно больше, чем в чадрах. Вообще у чадры есть несколько несомненных плюсов, которые оценят многие женщины: а) скрывает недостатки фигуры; б) уравнивает социальный статус (никто не знает насколько богата девушка); в) больше привлекает мужчин к лицу, а не соблазняет телом. Ведь даже идеальная фигура у женщин не вечна. И живут не с телом. Куда важнее лицо, душа человека. Если две женщины встречаются на улице, то они не так внимательно изучают наряды друг друга и перестают комплексовать по поводу «офигенного платья, которое я не могу себе позволить».

5. Модницы Исфахана специально попросили себя сфотографировать, чтобы в других странах узнали какие они красотки. :)


Тут надо сделать важное уточнение. Дело в том, что в наших традициях совершенно разный подход к нарядам. Речь не просто об одежде, а именно о желании красиво одеться. Если у нас это делают, чтобы подчеркнуть индивидуальность, выделить себя из толпы, привлечь к себе внимание, подороже «продать» себя окружающим, то в Иране все наоборот. Там женщина должна быть скромной и ничем не привлекать к себе внимание. Вся красота должна быть на лице, а тело отдано не всем мужчинам на улице, а одному человеку - мужу. Дома ходи в самых красивых нарядах, украшай себя всеми способами, будь красавицей такой, чтобы муж тебя любил, делай все, чтобы мужчина был от тебя без ума. Но только дома. На улице не должно быть ничего вызывающего, будь скромной и сдержанной. Это относится не только к одежде, но к косметике, макияжу, парфюмерии. Пользоваться всем перечисленным нужно в меру, аккуратно, чтобы за десять метров не был слышен твой парфюм, а веки и губы не светили светофором. Женщина не должна быть самкой, запахом, краской и нарядом зазывающей самца, а человеком.

6. Продавец парфюмерии.


Иранки вообще уделяют много внимания своей внешности. Девушек с хорошим макияжем на лице в больших городах изрядное количество. Духи продаются всюду и их любят. Но самое удивительное, что уже много лет в Иране бум на пластические операции. Дело в том, что персидские девицы хоть и хороши, но у них есть один общий недостаток - нос грушей да еще и с горбинкой. Поэтому девушки (а теперь еще и парни) массово делают европейские носики. Если гулять по любому городу час, то обязательно встретишь несколько человек с пластырем на лице. Это значит, что недавно сделал операцию. Точно так же увеличивают грудь (очень популярная тема) и делают прочую коррекцию тела. Все это не запрещено, наоборот приветствуется. Но всю лепоту показывай только супругу. Другие люди должны видеть твою человеческую, а не сексуальную изящность.

7. Типичный иранский нос. Кассир в ресторане Исфахана.


У нас женщина выходя на улицу одевает все самое красивое, а дома часто ходит в чем попало, в рваном халате или майке, старой одежде. Потом удивляются, что мужчины начинают смотреть налево. В Иране все наоборот, может и поэтому там такие крепкие семьи.

Все люди делятся на три группы: посторонние, близкие родственники и дальние родственники+друзья. Про посторонних я рассказал. При близких родственниках можно ходить с непокрытой головой, в достаточно открытых нарядах. Если приходят друзья или дальние родственники хиджаб обязателен. Есть любопытная придумка. Допустим вы сидите в своем доме и занимаетесь хозяйственными делами. Вдруг к вам приходят гости. Как узнать кто идет - мужчина или женщина? Когда еще не было дверных глазков, придумали вот такие звонки. Если стучать палочкой, то это означает, что пришел мужчина и нужно покрыть голову платком, а если стучат в колечко, то это означает, что пришла женщина и хозяйка может открывать дверь в том виде, в котором работает или отдыхает дома.

8. Дверные "звонки".


В чем ходят дома? Кроме красивых платьев, есть и красивые чадры. Они могут быть любых цветов, с любым рисунком, прозрачные. Кстати, коричневые или серые чадры довольно часто можно встретить и на улице. Хотя больше всего черного цвета, что создает ощущение будто ты попал в женский монастырь и вокруг тебя одни монахини. Но это совсем не так.

9. Местный иранский "Макдональдс".


Как-то я оказался в иранском магазине по продаже женского белья. Дело было на острове Киш. Мне нужно было купить шорты для плавания и я пошел в магазин по продаже белья и купальных костюмов. Оказалось, что кабинок для примерок у них нет (не принято). Мне любезно разрешили подняться на второй этаж, где продается самое сексуальное женское белье, а в тот момент никого не было. Да, друзья, секс в Иране есть. Море кружевных, с дырочками, прозрачных сверхмаленьких - чего там только не было. Милые женщины продавщицы, которые отправляли меня наверх, особенно попросили, чтобы я не смотрел по сторонам, но понимали, что это невозможно, потому во время примерки снизу раздавался смех. Еще больший смех был по моему возвращению. Возможно я был первый мужчина, которого допустили в святая святых.

10. Вот такие скульптурки продаются в торговом центре на о. Киш. Немного открыт верх и не прикрыта попа, но в целом хиджаб.




Вообще женское белье выставляют открыто. Прячут только самые сексуальные модели.




Итак вы поняли, что хиджаб обязателен для женщин только в присутствии посторонних мужчин. Дома можешь ходить хоть голой - свобода полная. Но только если ты одна или в присутствии мужа. При родителях и детях оголяться категорически запрещено.
В общественных банях, саунах или бассейнах есть обычные кабинки для одежды. Раздеться можно только до нижнего белья. Затем отправляешься в специальную закрытую кабинку для надевания купальника. Если ребенку больше 9 лет, то он должен переодеваться только в закрытой кабинке. Родители видеть его голым не должны. Равно как и он мамочку или папу. Мать и дочь переодеваются так, чтобы не видеть друг друга. Женщина женщине может показывать все, кроме части тела от пупка до коленей. Кстати, это же правило относится к мужчинам. Точно также в бане и на пляже обязательны шорты, никаких узеньких обтягивающих плавок. Мне рассказывали, как один иранец приехал в Россию, пошел в русскую баню, испытал настоящий шок и впал в депрессию. Дело в том, что прожив пятьдесят лет, он впервые в жизни увидел голых мужчин. Он не знал куда деться, старался смотреть в пол и своим видом напоминал десятилетнюю девочку, впервые увидевшую голого мужчину.
Все сауны или бассейны только раздельные. Купаться мужчинам и женщинам вместе категорически запрещено.

15. Девицы собрались на пляж. Но не купаться, а просто отдохнуть или покататься на лодках.


Если семья выезжает на пляж, то могут купаться вместе только на диком пляже. Хиджаб для женщин в этом случае обязателен. Есть специальные купальные костюмы, полностью покрывающие все тело. Все официальные пляжи только раздельные: женщины и мужчины отделены забором.
Врачи могут видеть все. Есть врачи-мужчины в том числе по женским болезням. Но иранские женщины скоре пойдут к врачу-женщине.

Хиджаб обязателен с 9 лет. До этого возраста девочки могут ходить с непокрытой головой, в очень открытых майках и шортиках. Но я видел несколько девочек до 9 лет укутанных в чадру. Их вид демонстрировал всем окружающим, что они очень довольны и горды собой - значит их уже считают взрослыми! Пожилые женщины могут не покрывать голову вовсе, но как мне рассказали, таковых еще никто не видел.

Если вы вышли на улицу не в хиджабе даже на пять минут, но вас увидел полицейский, то вы будете арестованы, доставлены в участок и с вами будут проводить воспитательные беседы. Для иранок наказания никакого не будет, но родителей вызовут и объяснят им, что они дурно воспитали свою дочь.


Сейчас можно встретить довольно много женщин, которые едва-едва покрывают голову платком. Главное, чтобы хоть немного были прикрыты волосы. Многие так и носят: покрыт только хвостик на затылке. Люди более религиозные считают это отступлением, но дресс-код не нарушен. Можно носить и шляпку. Я видел даже очень маленькие шляпки, покрывающие одну макушку. Проходит. Если платок случайно с головы падает, то никто в истерику не впадает, все относятся совершенно спокойно и замечания никто не сделает. Я видел в гостинице в Исфахане турчанку, которая сбросила платок вовсе и никто даже глазом не повел. Понятно, что иностранка, что с нее взять. Но злоупотреблять миролюбием не стоит. Лучше все-таки уважать правила страны. В той же гостинице молодая модница иранка решила прикрыть голову шарфом, открыв распущенные (!) волосы до середины спины. Опять-таки полное молчание со стороны иранцев. Про себя наверняка ее осудили за развратный вид, но никто замечание не сделал. В Тегеране видел женщину с очень открытым верхом, было видно верх груди. Спокойно шла по улице. Некоторые молодые девицы оголяют руки до середины предплечья. Опять-таки смотрят на это спокойно.
Наши стюардессы в нашем самолете ходят без головных уборов, но выйдя из самолета они обязаны повязать платок на голову. Забавно: возвращаемся домой, к самолету все идут в платках с очень серьезным видом, иностранок от иранок почти не отличить. Вошли на борт и все женщины сняли платки. Ну или почти все, специально не проверял.

17. У этой девочки платок висит на хвостике. Это нормально. И, на мой взгляд, красиво.


Девицы в мечети (!) фотографировали другу друга. Заметили меня. Еще и воздушный поцелуйчик передали.


Так как Иран постоянно подвергается террористическим атакам радикальных исламистов и противников режима, то при входе в общественные здания всех людей проверяют как у нас - проходишь через металлоискатель - и возможен более детальный досмотр. Для женщин всюду сделаны отдельные входы, как правило закрытые занавесом. Там при необходимости могут заставить снять паранджу или другую верхнюю одежду. Естественно, что досмотр проводят только женщины-полицейские.

Коль зашла речь о профессиях, то я не знаю есть ли какие-либо ограничения для женщин в выборе профессии. Они работают таксистами, управляют башенными кранами и кораблями, есть летчицы, спортсменки, ученые, бизнесмены (есть даже миллиардершы), депутаты, министры, одним словом, все профессии открыты для женщин. Получай образование и вперед. Сейчас уже не помню, но кажется в иранском правительстве и парламенте больше женщин, чем у нас.
Более 65 процентов университетских студентов - женщины, причём в некоторых областях (науке и инженерных областях) их доля превышает 70%. До исламской революции получить образование женщине было очень затруднительно. Тем более высшее. Сейчас же есть даже специальные духовные академии для женщин-богословов.

19. Молодая женщина архитектор или инженер осматривает место проведения будущих строительных работ.


На дорогах много машин, мотоциклов и мопедов с женщинами за рулем. Самый распространенный стиль одежды для молодых иранок: джинсы, кроссовки, курточка прикрывающая попу и чадра или платок на голове. Очень удобно и довольно красиво. Совершенно нормальная картина: мопед, им управляет девица в джинсах, кроссовках, чадре и с сигареткой в зубах.

Про общественный транспорт.
Он всюду раздельный. Мужчины сидят в первой половине автобуса, женщины сзади. Так же и в метро: в каждом составе есть два вагона исключительно для женщин. Мужчинам категорически запрещено заходить на женскую половину. А вот женщины могут свободно входить на мужскую. Если, конечно, там не тесно. Прикосновения категорически запрещены. Даже руку женщине подавать нельзя. Любые попытки обнять или положить руку на плечо приравниваются к развратным действиям и мужчина будет наказан палками (если женщина посчитает себя оскорбленной и сможет доказать приставание).
Даже если на ваших глазах женщина упала, то вы не имеет права к ней прикасаться, чтобы поднять. Дайте палку, веревку, все что угодно, но не руку (понятно, что врачи могут поднимать). Я видел, как молодая женщина с маленькой дочкой перепрыгивала через канаву и мужчина протянул руку девочке. Она была хорошо воспитана и руку отвергла. Прикасаться нельзя. Точка.

20. Город Кум. Женщины ждут автобус. Спереди садятся мужчины, женщины заходят и сидят сзади. Поэтому стоят чуть дальше самой остановки (видимо автобус будет длинный). Женщина может войти в первую дверь и сидеть/стоять с мужчинами. Мужчине вход в последнюю дверь закрыт.


21. Экскурсовод на телебашне в Тегеране. Обратите внимание на тонкие пальчики. Во время экскурсии подошла ко мне и на хорошем английском предложила ответить на любые вопросы и рассказать подробнее, если меня что-то заинтересовало. Иностранцев вообще любят. Стараются угодить и помочь во всем.


22. Продавщица мороженного застеснялась и отошла в сторону, чтобы я ее не фотографировал. Пришлось сделать вид, что я снимаю мороженное. Кокетничала, конечно. Девочка очень красивая, жаль не смог уговорить её на съемку портрета.




Можно удивиться таким правилам, но у них есть одно несомненное достоинство - даже поздно вечером или ночью девушка может одна спокойно ходить в любом парке, в любом районе города, не опасаясь за последствия. Никто ее пальцем не тронет. Преступления на сексуальной почве, конечно, бывают, но это большая редкость, о которой узнает вся страна. И все знают, что для насильника выход только один - виселица.

Полная свобода в сугубо женском коллективе. Школа в Иране раздельная: есть школы для мальчиков и девочек. Совместное обучение запрещено. Лично я убежден, что это очень правильно и мудро. Кому непонятно - объясню в комментах. В школе девочки платки не носят и одевают их только при выходе из школы.
Институты общие, обучение совместное. Еще лет 30-40 назад супругов выбирали родители. Сейчас как во всем мире - сами выбираю себе спутника жизни. Властями приветствуется свободное общение юношей и девушек до свадьбы. Считается, что нужно лучше узнать друг друга до свадьбы. Поэтому никаких ограничений в общении юноши и девушки нет. Но если они перейдут грань, начнут сексуальные отношения и это станет известным, то они обязаны будут немедленно жениться или оба сядут в тюрьму надолго. За изнасилование - виселица. Исключений не будет ни для кого.

Фотограф иранского происхождения Ройя Азади (Roya Azadi) никогда не жила в этой стране и лишь время от времени ездила с родителями навестить родственников. Она решила рассказать свою историю через фотографии. В своем фотопроекте Ройя пытается вернуться к корням, познать свою историческую родину, взглянув на нее через объектив собственными глазами, без искажений. Оказалось, что не совсем такой, каким его подают зарубежные СМИ.

«Оба моих родителя - из Ирана, но мы никогда там не жили. Мы иногда ездили навестить родственников, когда я была маленькой, но эти поездки становились все реже по мере того, как мы все становились старше. Со временем иранское происхождение стало частью моей истории, а не моей идентичности. В этом году я поняла, что уже 15 лет не была там».

«Можно сказать, эта поездка была попыткой, что называется, вернуться к корням, как бы глупо это ни звучало. Мне не приходит в голову фраза лучше. Я хотела понять Иран, узнать, насколько реалистичен тот отфильтрованный взгляд, который мы получаем извне. Он реалистичен, но во многом - вовсе нет. Иран - противоречивое место, это миллион вещей одновременно. Страна, где кардинально противоположные мировоззрения существуют бок о бок».

Тегеран.

«Взять хотя бы то, как должны одеваться женщины. Конечно, во всем мире женское тело - предмет политических баталий. Но за последние сто лет в Иране покрытие головы платком то запрещалось, то становилось обязательным в зависимости от того, кто у власти. В Тегеране, столице страны, можно увидеть девушек, полностью одетых в западную одежду, не считая русари, а рядом с ними на железнодорожной платформе стоит женщина в чадре до пола».

«Я думаю, Тегеран так полон контрастов, потому что люди здесь очень плотно упакованы. Городское население насчитывает 16 миллионов человек - 12,5 тысяч человек на квадратный километр. Это в три раза больше плотности населения в Лондоне. Когда я приехала в Тегеран, первое, что я услышала, - это никогда не садиться в машину с четырех до девяти вечера - ужасные пробки. По оценкам, каждый день из-за экологического загрязнения умирает 25 человек».
Где-то по дороге через горы Альборза.

«Многие люди, кто стекался в Тегеран в последние 30 лет, приезжали из деревни, стремясь убежать от экономических трудностей. Правительство пытается переселить около пяти миллионов человек из города, предлагая щедрые финансовые меры поощрения и другие решения. По радиальным магистралям на выезде из Тегерана вы будете проезжать пустынные поселения из серии “просто добавь воды”, застрявшие на склонах холмов. Это странное, почти призрачное зрелище».
Ресторан в горах Альборза по дороге между Тегераном и Сари. Недостатки обслуживания, качества еды и посуды компенсировались тем, что он был полностью из мрамора.
Базар Вакиль в Ширазе.

«Шираз - один из самых древних городов в Иране. Базар Вакиль - самый древний базар, который существует с XI века, хотя нынешнее здание было построено в 1760-х годах. Я родилась и выросла в Новой Зеландии, где у моего отца были спортивные штаны, которым больше лет, чем большинству зданий в этой стране, и меня глубоко тронула мысль о том, как мои предки веками ходили по этим же залам. Вторым по силе впечатлением была витрина со специями».
Настоящая, не поддельная Zara в Ширазе.

«Десятилетиями потребительство обличалось как исключительно западное зло, которому нет места на благородной иранской земле, но похоже, что родители девушек в Иране выучили урок, преподанный им окружающей действительностью: ни один человек, ни одно государство, ни международные санкции, ни падение ВВП не могут встать между девушкой и ее гардеробом».
Где-то между Ширазом и Исфаханом.

«Я не собиралась путешествовать по Ирану на колесах, но это стало следствием моей неорганизованности. Автобусы оказались удивительно роскошными, если не принимать во внимание, сколько на это уходит времени. Там даже раздавали пакеты с закусками, которые я бы оценила на три балла из пяти по качеству и на пять из пяти - по количеству».
Исфахан.

«Исфахан когда-то был одним из городов Шелкового пути, поэтому столичные жители говорили: “Исфахан - это полмира”. На площади настолько древней, что ее строили, когда еще существовала Римская империя, я встретила учеников средних классов школы, отрабатывавших впечатляющие трюки на заднем колесе велосипеда. Они посмеялись над моим акцентом на фарси, а потом пригласили потусить с ними на площади после школы. Али (слева) хочет стать космонавтом, Хуссейн (справа) хочет быть профессиональным фрирайдером».
Исторический дом Бехради в Исфахане.

«Этот частный дом XVII века был построен в эпоху Сефевидов и недавно стал привлекательным бутик-отелем. Именно здесь я проживала свою восточную фантазию, когда осознала, что в те времена я бы, наверное, была обслуживающим персоналом».
Мечеть шейха Лютфуллы на площади Накш-е Джахан в Исфахане.

«В XVIII веке столица империи переехала из Исфахана в Тегеран, и знаменитый “сверкающий город” скатился в провинциальность. Это повлияло на защиту многих древних памятников Исфахана, которые сегодня вдохновляют новую волну иранских архитекторов и художников реставрировать и здания, и мировую репутацию города. Я очень старалась узнать, как в культуре, настолько зацикленной на симметрии, мог возникнуть смещенный купол мечети. Если кто-нибудь знает, пожалуйста, напишите мне письмо».
Скейт-парк Аб-о Аташ в Тегеране.

«Катание на роликовых коньках живет и здравствует в Аб-о Аташе, одном из скейт-парков Тегерана. Здесь также обосновались скейтеры и любители кататься на BMX, которых становится все больше. Когда я была там, бизнесмены по дороге домой свешивались через забор, аплодируя скейтерам, которым удавалось приземлиться после трюка».
Базар Таджриш в Тегеране.

«Такие передвижные алтари можно встретить в Тегеране повсюду во время священного месяца Мухаррам, и они всегда светятся священным зеленым светом. Это ежегодная дань памяти погибших в ирано-иракской войне 1980-х - в территориальном конфликте, который унес жизни более миллиона человек с обеих сторон, так или иначе обанкротил обе страны и продолжает оказывать влияние на социально-экономическое развитие Ирана вот уже 30 лет».
Большой базар Тегерана.

«Портрет страны без законов об авторском праве: копия Джорджа Клуни продает малоизвестный бренд иранских электробритв с плаката. Ряды магазинчиков в нишах базара продают пачками пластиковые пакеты с брендами H&M, Louis Vuitton и Adidas. Целый ряд лотков продает только рулоны этикеток для одежды: Gucci, Versace и Made in China, насколько хватает глаз. Я пыталась купить несколько бирок Chanel, но они продают их только килограммами».
Кафе Gol-e Rezaieh в Тегеране.

«70 лет Gol-e Rezaieh было тегеранским эквивалентом парижских Le Select или Cafe de Flore - любимое место интеллектуалов, художников и писателей, в том числе Садега Хедаята, которого часто называют иранским Кафкой. Его фундаментальное произведение “Слепая сова” часто настраивало читателей на суицидальный лад. Если внимательнее присмотреться к фотографиям в рамочках на стенах, необъяснимо большая их часть - снимки британской группы Queen. В колонках громко играли лучшие хиты Мэрайи Кэри».
Дарбанд, Тегеран.

«Мы, иранцы, обожаем украшательство. Даже фарш не избежал нашего стремления к декору».

«Дорога вела по горным пейзажам, которые словно похитили из Швейцарии, и до Филбанда, знаменитой “деревни над облаками”, было около трех часов. Как и другие красивые деревни по всему миру, Филбанд - это место, где сбываются архитектурные мечты владельцев летних домов, а кошмары архитекторов о летних домах становятся реальностью».
Филбанд, провинция Мазендеран.

«Иранцы обожают устраивать пикники. В стране, которую преследует ужасная жара, а также различные другие формы катастроф вот уже тысячи лет, возможность побыть немного в покое и тишине вдали от всего этого давно закрепилась в качестве национального приоритета. Ни долгая дорога, ни высокие горы, ни огромное количество кебаба и угля, которое нужно притащить из машины, не являются препятствиями».
Тегеран в середине 70-х.

«Я наткнулась на эту фотографию, когда была в Иране. Справа моя 18- или 19-летняя мама, а слева - ее единственная сестра и лучшая подруга. Обе славились своей красотой и умом. Тем не менее оказалось, что у мамы есть своя странная история из детства. Я узнала, что, когда ей было семь лет, у нее был питомец - петух, которого она называла “Полковник Иисус”».

В последние лет 20, и особенно с 2013 года, когда президентом Ирана стал реформатор Хасан Рухани, государство стало гораздо менее пристально рассматривать под микроскопом частную жизнь своих граждан. Преследований нужно опасаться правозащитникам и журналистам, их прессуют даже сильнее, чем раньше. Но частные вечеринки, короткие юбки у девушек, западная мода, алкоголь и прочие приметы модернизации остаются «за кадром», до тех пор, пока не слишком бросаются в глаза.

Иранская молодежь стремительно модернизируется и в большой степени секуляризируется. Хотя большинство иранцев считают себя мусульманами, им претит государственная религия с её системой жестоких наказаний и навязчивой озабоченностью поведением женщин. По факту исламское правление привело к спаду рождаемости в Иране, а в Тегеране оформилась устойчивая тенденция к разводам. В обычных семьях – не более двух детей.

Самые популярные сферы интересов у иранцев, как показывают результаты поиска на фарси, помимо секса – английский язык, компьютеры, наука и способы эмиграции на Запад. Никак не шиизм и не ислам. А подпольная жизнь Тегерана и других крупных иранских городов – это отдельная тема, и в некоторых её аспектах они могут составить конкуренцию ведущим мировым столицам.

Власти, конечно, прекрасно осведомлены, что у себя дома иранцы смотрят запрещенные «сатанинские» фильмы, слушают израильскую певицу иранского происхождения Риту и грешат не только вином, но и виски. Режим все это терпит, пока такое аморальное поведение граждан не выходит за личные рамки и не переходит в публичную сферу – примерно как в застойных 70–80-х годах в СССР.

Четыре малоизвестных факта о современном Иране

  1. Иран - вторая страна мира после Таиланда по количеству операций по смене пола, и здесь государство оплачивает своим гражданам часть стоимости трансгендерного перехода. При этом в стране преследуются однополые отношения, одним из наказаний за них может быть смертная казнь.
  2. Алкоголь в Иране находится под запретом, однако широко распространенные и доступные по цене наркотики обеспечивают стране один из самых высоких в мире уровней зависимости. По официальным данным, не менее 6 млн иранцев (8% населения) имеют проблемы с наркотиками.
  3. Полиция нравов следит за тем, чтобы иранские женщины соблюдали исламский дресс-код и носили хиджаб. При этом женщины составляют более 60 % студентов иранских университетов. В отличие от Саудовской Аравии, женщины в Иране имеют право голосовать и избираться в парламент, водить машину и самостоятельно путешествовать.
  4. Уровень грамотности в Иране самый высокий среди стран средневосточного и североафриканского регионов и достигает 97 % для населения в возрасте 10–49 лет (такой же показатель у Греции и Кипра). Число женщин, поступающих в местные университеты, превышает число мужчин. А по количеству выпускников инженерных специальностей Иран занимает третье место в мире после Росси и США.

По материалам изданий

© wikipedia.org

Краткая историко-географико-политическая справка: Иран - одно из древнейших государств мира, республика в центральной Азии, культурная и историческая наследница Персии. Иран-Персия является родиной зороастризма, но в 15 веке народы этой страны в основном приняли ислам, который на сегодня является государственной религией Ирана. На протяжении многих веков Иран являлся одним из центров исламской культуры: здесь развивались науки, философия, медицина.

В настоящее время Иран не имеет сухопутных границ с Российской Федерацией, но являясь одним из наиболее развитых государств Ближнего и Среднего Востока, по-прежнему остается главным стратегическим партнером России на южном направлении.

С 1979 года Иран находится в политическом противостоянии со странами Запада, в первую очередь - с США. Президент Джордж Буш включил Иран в список стран «оси зла» - вместе с Кубой, КНДР и Беларусью. Белый Дом обвиняет Иран в создании ядерного оружия - основанием для обвинений служит строительство в Иране атомной электростанции, которую исламская республика строит с привлечением российских специалистов.

В Иране находятся многие сокровища мировой цивилизации, здесь прекрасные горнолыжные курорты. Но туризм в стране почти не развит - из-за западных санкций, в том числе банковских. Так, в стране нет возможности пользоваться карточками Visa и Mastercard - что гибельно для туризма.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

«Ехать в Иран было и интересно, и не охота. Интересно - как и любому нормальному человеку - Заратустра, мультик Prince of Persia, конференция в Тегеране 1943 года и т.д. А не хотелось потому, что мне, скажем так, не симпатично положение женщин в исламском обществе. Но интерес победил - все же я ехала не туристом, а приглашенным специалистом, проводить обучение персидских банковских служащих особенностям работы с международными платежными системами. Ведь Иран также страдает из-за экономических санкций, проводимых США - и банковской сферы это касается напрямую.

Я ехала обучать людей, как «работать из-под санкций» - вот и было интересно, что в исламском обществе окажется на первом месте: гендерные признаки или личностные качества. Как отнесутся к женщине-преподавателю?

В Иране действует законодательство, основанное на исламском праве. Оно ограничивает некоторые гражданские свободы - по «стандартным» европейским меркам. В частности, представители не традиционных религий не имеют права занимать государственные должности. «Гендерные» ограничения касаются, в первую очередь, внешнего вида женщин и девушек.

При этом социальное обеспечение (бесплатная медицина и образование) распространяется на всех граждан Ирана, вне зависимости от пола или конфессии.

Когда самолет приземлился в аэропорту близ Тегерана, все барышни, одетые по европейской моде: джинсы-кеды-короткие-футболки, достали из своих рюкзаков и сумок одежду местного образца (плащи, кофты, пиджаки длиной до бедра и ниже), платки, палантины и завернулись в них. Их примеру последовала и я. Из Москвы я везла несколько вариантов «восточного женского дресс-кода», рассчитывая, в том числе, и на худшие варианты. Но для начала я ограничилась одеждой, закрывающей тело, свитером по колено, и платком.

Многие европейские путешественники рассказывают, что процедура прохождения паспортного контроля в аэропорту им. Айятоллы Хомейни мучительна - офицеры могут придираться и задавать самые неожиданные вопросы, в том числе и крайне бестактные. Количество подобных свидетельств заставляет предположить, что это сознательная политика и установка: сразу прикрутить гайки и привести расхлябанных европейцев в нужный тонус. Евгения не стала исключением.

На паспортном контроле долго допытывались, что я такая, single&alone, собираюсь делать в Тегеране, куда собираюсь съездить, какие места посетить, встречает ли меня кто-то, есть ли бронь отеля и прочее стандартное. Наконец, офицер выдал нежданчик: мол, вот Вы сейчас в отель едете и там будете неотлучно, да? Так давайте я вечером к вам приеду и сделаю обзорную экскурсию. Но после моего отрицательного ответа штамп все равно поставил. Возможно, это был и нормальный, с точки зрения таможенника, вопрос.

Следующий, после вопросов на границе, иранский сюрприз оказался приятным.

Дорога из аэропорта в тегеранский отель очень долгая, почти полтора часа. Проходит по пригородам и по самому Тегерану. Первое, на что я обратила внимание - чисто. Обочины чистые, без мусора.

Дороги и подъезды к крупным городам - это первое, что видишь, приезжая в страну. Я езжу в командировки в среднем раз в месяц, в самые разные уголки земного шара, и мне есть с чем сравнивать. Я видела и фантастический срач Кении или Туниса, и вылизанные дороги Маврикия. Иран оказался ближе ко второму варианту, чем порадовал.

В дальнейшем я убедилась, что Иран - во всяком случае, Тегеран - своей чистотой больше походит на Европу, а не на Азию. Я лично объясняю это тем, что все-таки Тегеран - столица древнейшей цивилизации. И приятно, что люди помнят о своем великом наследии на простом бытовом уровне - не гадят себе под нос.

Курят, кстати, очень многие иранцы, но сигарета в руке считается зазорной - ее при курении прячут в ладошку.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт


© Сергей Сакин/сайт

Следующее впечатление от Тегерана - фантастический траффик и загазованность. Город лежит в низине, смог не выдувается ветром и «трамбуется» машинами местного производства. Санкции против Ирана выражаются и в ограничениях на поставку в страну предметов высоких технологий - и машин в том числе. Евгения, естественно, обращала внимание на пресловутый «исламский вопрос»: на воспитанность водителей и наличие водительниц.

Женщины за рулем есть, но это скорее исключение, чем правило. Однако общемировой тренд - «гламурные телочки» на дорогих машинах есть и здесь. Их мало, но тренд представлен.

Здесь очень плотный трафик, как в Ханое, пожалуй. Езда в этом «бульонном» трафике осуществляется, на первый взгляд, без правил, но по понятиям. Например, пешеходов не пропускают из принципа. Перейти дорогу, даже по пешеходному переходу - целое приключение. Бывает что и с фатальным исходом.

Преобладают машины местного производства, простенькие и побитые Сайпа и такие же побитые Пежо местного производства.

Сам город Евгении, скорее понравился - по ее мнению, он отвечает своему званию столицы большого государства. Колорит «Третьего мира» присутствует в Тегеране прежде всего в том, что первые этажи всех зданий отведены под частную торговлю и кафе.

Иран, помимо того, что находится «под американскими санкциями», добровольно поддерживают и изоляцию изнутри - в первую очередь, культурную. В Иране берегут чистый ислам - не тот, который в ИГИЛ, а традиционный, при котором создавались шедевры зодчества, развивались математика и астрономия, были придуманы шахматы и т. д.

В свое время Иран стал едва ли не первым исламским государством, осудившим «чеченский сепаратизм» на государственном уровне.

Обсуждать выходки «братьев-мусульман » в соседних государствах здесь не принято в светском обществе. Здесь этого, очевидно, стесняются - как стесняются в семье говорить о родственнике, сидящем в тюрьме за пьяный дебош.

Существует жесткая цензура в ТВ и прессе. Но современного человека, конечно, изумляет, в первую очередь, Интернет-цензура. Весь веб-траффик находится под контролем министерства информации Ирана, социальные сети попросту недоступны.

Евгении это, скорее, понравилось:

Ни через браузер, ни через приложения на мобильном, не работают Твиттер, ФБ и ВК - э то внутренняя политика страны. В принципе, наслаждаюсь отсутствием этой необходимости - «ой надо ленту новостей проверить». Instagram работает и ладно. Без остального только мозг чище и времени свободного больше.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

Кроме того, наличие санкций извне приводит к тому, что даже в номере для особо ценного иностранного специалиста стоит допотопный телевизор и холодильник и плохо работают дверные замки - мебельную фурнитуру в Иране не производят.

А «внутренние санкции», помимо цензуры в Интернете, выразились также в наличии Корана в номере - но даже самый толерантный ум вряд ли назовет это религиозной нетерпимостью и жестокостью к иноверцам.

Но, конечно, больше всего Евгению интересовало отношение к женщине в исламском обществе.

Из всего того, что я читала в интернете перед поездкой, реально подтвердилась только сегрегация в общественном транспорте: мужчины и женщины занимают разные половины автобуса. Но вообще отношение к женщинам - ровное. Хотя в компании, куда я приехала работать (преподавать), не было ни одной женщины, ко мне относились нормально.

Самое главное: слушают и внимают тому, что я говорю, чему обучаю. Без - «девочка, что за чушь ты несешь? Мы тебя не будем слушать, потому что ты девочка!» А ведь мне приходилось сталкиваться с таким отношением. Причем первый раз на буддистском и индуистском Маврикии, а второй раз - в «вуду-христианской» Кении.

Иранцы, с которыми я работаю, не только относятся с уважением к моему профессиональному опыту. Но еще и пытаются быть джентльменами: например, двери открывают и вперед пропускают. Что иногда выстегивает. Особенно если пропустили вперед в помещении - а куда дальше идти, налево или направо, не сказали.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

Очевидных, бросающихся в глаза «правил строго режима» для женщин в Иране Евгения не заметила.

Здесь присутствуют все степени женской «одетости»: от черного одеяния «в пол» с большим платком и длинным платьем, до джинсы-свитер-плащик чуть ниже бедра и платок на самой макушке, а то и просто прикрепленный к традиционному пучку волос на затылке, ниже макушки то есть. Женщин в «полном исламском одеянии» я так и не увидела.

Как ни крути, но мне за местную не сойти, даже если я вся в черное закутаюсь - цвет глаз выдает. Потому я спокойно хожу в офис в строгом костюме, дополненным длинным платьем-рубашкой, и платком.

Но Евгения все же выяснила главный вопрос: как должна выглядеть и одеваться женщина в обществе традиционного ислама, чтобы не быть закиданной камнями.

Во-первых, я так и не видела никого, кто ходит по улице с сумкой камней, чтобы кидать их в недостойно одетых женщин. Равно как и пресловутую полицию нравов не встретила. Но я, наконец, из общения с мусульманами выяснила давно интересовавший меня вопрос: почему часть мусульманских женщин оставляют открытыми только глаза, кто-то только лицо, кто-то оставляет видной полоску волос, кто-то закрывает половину лба, итд. Чем это регулируется, есть ли какое-то правило? Ответ неожиданно простой: женщина сама решает, насколько она хочет быть открыта внешнему миру. В зависимости от своей религиозной убежденности и своих моральных предпочтений и традиций. Семья и муж в данном случае подпадают под категорию «традиции».

И здесь европейская женщина Евгения неожиданно поняла «женщин неосвобожденного Востока».

Если честно, то меня порой так сильно вымораживают чужие взгляды и чужое внимание, что закутаться в бесформенную одежду с капюшоном и темными очками - это единственный выход.

© Сергей Сакин/сайт

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Путин в гостях у аятоллы Хаменеи 23 ноября

Визит президента России Владимира Путина в Тегеран на этой неделе в иранских официальных кругах восприняли с энтузиазмом, но в неофициальных тут же напомнили, что Персия и Россия всегда были врагами.

Иранцам очень понравилось решение Путина прямо из аэропорта отправиться на встречу с духовным лидером Ирана аятоллой Хаменеи.

Сама же встреча прошла, видимо, в настолько дружественной атмосфере, что ветеран иранской политики, бывший министр иностранных дел Али Акбар Велаяти назвал её "лучшей и самой важной во всей истории Исламской Республики".

О чём именно говорили Путин и Хаменеи, известно мало. Иранская пресса широко цитирует высказывание, приписываемое Путину: "В отличие от некоторых, мы никогда не втыкаем нож в спину нашим союзникам".

Заполучить такого союзника в сирийской кампании, как Москва, для Тегерана, очевидно, было большой внешнеполитической удачей. Особенно после тяжёлого лета, в течение которого положение иранских частей и их союзников - "Хезболлы" и армии Башара Асада - на полях сражений в Сирии становилось всё хуже и хуже.

Потери среди частей иранского Корпуса стражей исламской революции росли с каждой неделей. Решение Путина ввязаться в конфликт очень помогло Ирану и позволило на данный момент укрепить позиции режима Асада.

Недружелюбные соцсети

Впрочем, не все иранцы убеждены в пользе союза с Россией. Некоторые пользователи соцсетей в связи с визитом Путина решили напомнить соотечественникам о некоторых не столь радужных моментах в отношениях двух стран.

"Эта вшивая атомная станция, которую вы строите для нас уже 20 лет и которая должна была заработать ещё 10 лет назад, не достроена и наполовину" - напомнил один из них об АЭС в Бушере, которую строят россияне.

"Вы ни разу не голосовали в Совбезе ООН против резолюций, которые в последние 10 лет превратили нашу жизнь в ад, - обвиняет Россию другой. - Что хорошего Россия хоть когда-нибудь сделала для Ирана? Назовите хоть три вещи".

Отношения между Персией-Ираном и Россией имеют многовековую историю и никогда не были безоблачными.

В восприятии большинства иранцев русские - опасный и непредсказуемый враг, нация, с которой они вели большие войны и терпели обидные поражения.

Слова "Туркманчайский трактат" - по этому мирному договору 1828 года Персия по итогам войны отдала Российской империи большие территории - до сих пор являются для иранцев синонимом несправедливого договора.

Туркманчайский договор

Мирный договор между Персией (ныне Иран) и Российской империей по итогам русско-персидской войны 1826-1828 гг.

Персия отдала России Эриванское и Нахичеванское ханства, а также остатки Талышского ханства (сейчас это части Армении, Азербайджана и Турции). Кроме того, на Персию была наложена большая контрибуция.

Брак по расчёту

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Похороны бойца КСИР, погибшего в Сирии. Тегеран, сентябрь 2015 года

Многие задаются вопросом, может ли быть прочным союз между странами с такой богатой историей вражды. Но пока очевидно, что лидеры России и Ирана считают этот новоиспечённый союз наилучшим способом сохранить влияние в Сирии и во всём регионе.

При этом напряжённость в отношениях Ирана и Саудовской Аравии не спадает.

Обещание президента Ирана Хасана Роухани наладить отношения с Саудовской Аравией пока остаётся невыполненным, к тому же большинству иранцев не очень-то этого и хочется.

Все больше иранцев рассматривают саудовцев как врага, как страну, которая поддерживает "Исламское государство" (признано в России экстремистским и запрещено) и потому представляет собой прямую угрозу Ирану.

Эти чувства к Саудовской Аравии настолько сильны, что даже те простые иранцы, которые обычно ругали Корпус стражей исламской революции за подавление инакомыслия, теперь считают "стражей" героями, рискующими своими жизнями за Иран и весь Ближний Восток в войне с экстремистами из ИГ.

С точки зрения иранцев, Россия очень вовремя пришла на помощь их стране, бившейся с экстремистами почти в одиночку.

А тот факт, что российская поддержка с воздуха позволила добиться некоторых успехов на земле, показывает, что альянс приносит плоды.

Возможные линии раскола

Однако в российско-иранских отношениях уже в ближайшие месяцы могут обозначиться серьёзные разногласия.

Во-первых, по вопросу о будущем Башара Асада.

Иран считает, что Асад должен остаться президентом, и это не обсуждается.

Путин на этой неделе в Тегеране заверял вместе с аятоллой Хаменеи, что поддерживает Асада. Но в разговорах с другими "партнёрами" Москва уже намекала, что на каком-то этапе она может быть готова как-то более гибко посмотреть на этот вопрос.

Во время визита в Иран президент России говорил о больших планах сотрудничества и инвестиций в нефтегазовой отрасли, строительстве, энергетике и других отраслях экономики.

Планы впечатляющи, но сейчас обе страны - в экономическом кризисе, и какая часть этих планов будет реализована, пока непонятно.

В России же некоторые эксперты уже предупреждают, что, сближаясь с Ираном, Асадом и "Хезболлой", Россия рискует оттолкнуть суннитские страны и потерять влияние в большей части региона.

У иранцев есть присказка про ад: это место, которое кишит такими ядовитыми скорпионами, что приходится спасаться от них среди змей.

На этой неделе, во время визита Путина в Тегеран, стороны сияли улыбками, но вполне вероятно, что их "совместное предприятие" в Сирии чем дальше, тем чаще будет напоминать эту присказку.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!