Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Святки традиции праздника. Рождественские святки на руси

Федорова Ева

Дни, начиная от Рождественского сочельника (6 января) и заканчиваются праздником Крещение Господне (19 января). называются Святыми Днями. В народе они получили название святок . 25 декабря, в астрономический день зимнего солнцеворота, первый день победы солнца над тьмой, испокон века открывался на Руси самый большой и любимейший праздник года - Святки. Святки, происходят от глагола светить, находятся в тесной связи с воспоминанием о Рождении Спасителя мира.

Рождественские святки – это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца. Символизируют они события рождества и крещения Спасителя.

Скачать:

Предварительный просмотр:

XIII городские Серафимовские чтения школьников

Название секции: Православие и российская государственность

Реферат на тему:

Обычаи и праздники русского народа. Святки.

Реферат подготовила:

Федорова Ева,

учащаяся 3 класса

ГБОУ ООШ № 12

г.о.Новокуйбышевск

Руководитель:

Шубина Нина Анатольевна,

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ № 12

г.о.Новокуйбышевск

г.о. Новокуйбышевск 2012 г.

Введение.

Дни, начиная от Рождественского сочельника (6 января) и заканчиваются праздником Крещение Господне (19 января). называются Святыми Днями. В народе они получили название святок . 25 декабря, в астрономический день зимнего солнцеворота, первый день победы солнца над тьмой, испокон века открывался на Руси самый большой и любимейший праздник года - Святки. Святки, происходят от глагола светить, находятся в тесной связи с воспоминанием о Рождении Спасителя мира.

Рождественские святки – это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца. Символизируют они события рождества и крещения Спасителя.

В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.

Праздновать их Церковь начала с очень давних времен, ну а подтверждено документально церковным уставом преподобного Саввы Освященного (умер в 530 г.).

Сколько лет святкам?

В какое время появились святки в России? Откуда они перешли к нам? Об этом нет никаких исторических сведений. Изустные рассказы не превышают древности ста лет.

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее, отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость.

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения. Они приходились как раз на то время, когда все земледельческое население, обмолотив хлеб и покончив со всеми работами, придавалось отдыху. Святки на Руси (да и вообще у всех славянских народов) сопровождались с христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.
Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

Календарь святочных дней

По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление). Перед тем, как выйти Господу нашему Иисусу Христу на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (то есть предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через Покаяние и Крещение. В это время Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, и Он тоже пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него Крещение.

Святки.

В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

С самого Сочельника до 1 января ни одна хозяйка не выметала сор из избы, чтобы потом собрать весь его в кучу и сжечь посреди двора. Считалось, что так и беды все из дома выметутся, и урожай будущего года будет защищен (и в саду, и на огороде).

Зимние русские святки всегда были очень интересным, увлекательным и весёлым праздником, где участвовало огромное количество участников и зрителей различного возраста.

Святочные увеселения .

Никакой народ не представляет нам столько забав на Рождественские праздники, как наш русский… Из разнообразных его увеселений, в коих он познается, это - святки, доставляющие всем сословиям истинное наслаждение. Не только дворянство, живущее в городах и деревнях, но даже столичные жители любили предаваться святочным удовольствиям. Разнообразные в своих действиях, они представляли пространное поле для всех родов забав и увеселений. Русское житье - бытье нигде не просвечивалось так ясно, как на святках. Там все радовались и все забывали свое горе. И этот дух до сих пор ощутим в современные святочные празднества. Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в натопленных домах и без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник - Рождество Христово со святками. Рождество - второй по величине, по значимости праздник после Пасхи. Но к официальной пышности народ добавил на протяжении веков и немало своих обычаев.

Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в Сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.

Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, игрища ряженых, гадание.

Колядование. Славление.

На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то, что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет.

Колядование - хождение по домам, исполнение песнопения, посвященных Рождеству Христову, величание хозяина, хозяйки и их детей. Начинали обычно с церковного песнопения: “Христос рождается, славите” (отсюда и название - “славление”).

Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц», хозяюшку - « красным солнцем», детей их - «чистыми звездами». Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому - как Адам на раю; хозяйка в дому - что оладьи на меду; малы детушки - что виноградье красно-зеленое…» Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: «Кто не даст пирога - с ведем корову за рога, кто не даст ветчины - тем расколем чугуны…» Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки.

Хозяева подавали колядовщикам печенье, специально выпекавшееся в новогодние дни в каждой семье, оделяли колядующих «кольцами» колбасы, оладьями, орехами или деньгами. В некоторых губерниях половина собранных денег отдавалась на церковь.

Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. В тех из чисто великорусских губерний, где сохранился обычай колядования, он стал исключительным достоянием деревенской детворы, которые с увлечением выполняли его за старших. На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели колядки. Содержание их было традиционным - похвала хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение – что- нибудь вкусненькое. Иногда в самих колядках содержался намек на это:

Наша-то Коляда

Ни мала, ни велика,

Она в дверь не лезет

И в окно не шлет,

Не ломай, не гибай,

Весь пирог подавай!

После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства.

Каждая колядка должна состоять из нескольких частей:

  • Сообщение о том, что идут колядовщики;
  • Славление хозяев дома;
  • Просьба одарить колядовщиков;
  • Поздравления с Колядой и Новолетием.

Для сбора подарков среди колядовщиков были механоши, то есть люди, которые носили глубокий мешок с подарками. Иногда жадные хозяева прогоняли непрошенных гостей. Колядовщики всегда носили с собой один особо важный атрибут - "Солнце" с лучами на шесте, как символ рождения нового Солнца.

В рождественские дни дети занимались также славлением: ходили по домам с вертепом и Вифлеемской звездой и распевали рождественские песенки. Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвора получала вкусные подарки.

И теперь еще можно видеть в ночь перед Рождеством кое-где толпы ребят, которые несут на палке зажженный фонарь в виде звезды, символизирующую звезду, взошедшею над Вифлеемом в момент рождения младенца Иисуса Христа, а все другие бегут за ними на каждый двор, куда только их пускают хозяева.

Игры ряженных .

Рождественские святки не обходились без участия ряженных. Игры ряженных - древняя русская скоморошья забава, сохранившаяся с языческих времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и стала неотделимой частью многих народных праздников.

Костюмы и маски (хари) ряженных готовились заранее, хотя особых премудростей здесь не было. Вывернутая мехом наружу шуба - вот и костюм медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой изображала журавля. Парни одевались бабами, девушки - мужиками. И те и другие рядились стариками, цыганами, солдатами, различными животными. Особым успехом пользовались группы ряженных - лошадь с седоком, медведь с вожаком, а при нем деревянная коза. Лошадь обычно изображали два парня, накрытые длинной попоной. Передний держал на вилах соломенную кобылью голову. На лошадь садился мальчик, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по улицам. Ряженные заходили в дома и веселились, как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления. Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много радости и детворе, и взрослым.

???????????

Гадание.

Из всех древнейших славянских обрядов самые известнейшие - гадания.

Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений. Гаданья сопровождаются иногда пением, а иногда таинственным молчанием. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. Кто станет суженным? - вот главный предмет ночных святочных гаданий.

Девушки приступают к гаданию с душевным волнением, и только в святочные дни они имеют право сидеть подле суженых и гадать при них. Матушки весело рассказывают про старину, грустят о девичьем житье, припоминают прежние счастливые годы, и шепотом просят красных девиц загадать их судьбу. Способов гадания знали множество.

В стихотворении «Светлана» Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И под чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

А .С. Пушкин в повести «Евгений Онегин» так описал гадание. Татьяна Ларина, верившая приметам, гадала с помощью колец.

Из блюда, полного водой,

Выходят кольца чередою;

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней:

«Там мужички-то все богаты,

Гребут лопатой серебро;

Кому поём, тому добро

И слава!»…

Святочные гадания - это отнюдь не баловство, они, по сути, ничем не отличаются от гаданий в любое другое время года. А свое отношение к гаданиям и прочей магии Церковь определила еще в первые века христианства.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Святки - этот великий праздник, который до сих пор одушевлен народным чувством. Наш народ, верный своей земле, сберег еще обычаи своих предков; он вспоминает о них с неподдельной радостью; он один, среди многих превратностей своей судьбы, сохранил прежнюю свою веселость и наклонность к забавам.

Искрится лунный свет...
На землю сходит ВОЛШЕБСТВО,
Коснётся Божья Благодать
Родных, друзей и близких.

Успей желанье загадать,
Лишь полночь воцарится!

Хор Ангелов поёт в тиши,
Рождение Христа.

И ты на Праздник поспеши!
В мир радости, ДОБРА!

Чтоб было все в порядке,
Отметить надо с честью их,
Прославить в праздниках святых.

Информационные литературные источники.

  1. Полная энциклопедия быта русского народа. Рождество Христово. Коляда и Святки. Иван Панкеев.- М., 1998.
  2. Круглый год: Русский земледельческий календарь. Новый год. Рождественский сочельник (кутейник), канун Рождества. Рождество. Святки. А.Ф. Некрылова.-М., 1991.

7 января - Рождество Христово (святочные праздники)

В периодической печати, по телевидению дату праздника Рождества Христова именуют то священным днем римско-католической церкви, то православной, то англиканской, то лютеранской, то даже баптистской. Чей же это праздник? Вот факты: ни в одном из канонических Евангелий, живописующих рождение Христа, точный день не упоминается вовсе. История свидетельствует, что христианство развивалось изначально как еретическая (противозаконная) секта иудаизма. А иудеи, как известно, никогда не отмечали день рождения, считая его «началом и видом всех скорбей и страданий человека». Существуют доказательства, что впервые Рождество праздновали в начале III века в Египте, и было это 6 января. Стало быть, можно думать, что праздник Рождества пришел к нам от древних египтян. Любопытно, что в сюжете православного праздника много от пышной мистерии египтян, которая проводилась по всему побережью Нила.

И все-таки дата праздника, который так чтут все христиане, подсказана природой, ибо именно в дни 21-25 декабря наступает зимнее солнцестояние, после которого солнце «поворачивает на лето», начинает пробуждаться природа, происходит рождество природы. И у египтян в ночь с 24 на 25 января из храма выносили статуи Исиды с младенцем Гором - сыном ее и Осириса - и устанавливали на берегу великого Нила. Жрецы лепили из земли фигурки Осириса, втыкая в них зерна ячменя, а когда зерна прорастали, фигурки бросали в реку с криками: «Осирис воскрес!». Начиная с 25 декабря, по легенде бог солнца Ра плыл по подземному Нилу 12 дней, чтобы появиться в день Солнцестояния. Праздник солнца примерно по такому же сценарию праздновали в древней Персии, а затем в Риме, где с 25 декабря начинались 12-дневные сатурны - дни карнавального веселья. В поисках дня и месяца рождения Спасителя, Богочеловека, церковь сначала остановилась на дате 6 января, так как на это число падал праздник Эпифании (Богоявление), который отмечался во многих странах. Но с середины IV века предпочтение было отдано 25 декабря по старому стилю, когда народы греко-римского мира праздновали «рождение Непобедимого солнца». Так для церкви 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа. Русское Православие пользуется юлианским календарем, и потому днем рождения Христа считается 7 января (по новому стилю).

Раньше это время от Рождества Христова до Крещения называлось святыми днями. Теперь эти два слова сокращены в одно: «святки». Что подразумевают под этим словом теперь? Обычно это время от Рождества до Крещения, но часто с этим понятием соединяется понятие о греховных удовольствиях, которых так много именно в эти дни. И все-таки - это самые духовные часы человечества. Ведь мы живем в объеме христианского времени. Попытаемся вспомнить, как все это было.

Почти две тысячи лет назад в маленьком иудейском городке Вифлееме родился Младенец. Иисус Христос, вечный сын Божий, воплотился, стал человеком, подобным каждому из нас. Для чего? Спасение человека - главная цель прихода в мир Христа.

Рождество особое время для христиан. Кончается старый год, забываются на время вечные проблемы, спадает напряжение, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, вспоминают о бедных и одиноких, делают подарки. И души отдыхают в атмосфере всеобщей доброжелательности.

Рождество в России начинает новый - и календарный, и духовный - год. Рождество своего рода семейный праздник. Обычно повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг. Отсюда в рождественскую ночь зажигают свечи на елках, дети поют песни (колядки, от греч. «каланда», новомесячие), носят по улицам изображение звезды. В светлую рождественскую ночь звезда Вифлеема призывно сияет для каждого из нас. Младенец Иисус родился в Вифлееме и рождается в человеческих сердцах, согревая всех своей любовью. Христос родился - и человек может возродиться, приняв Его своим личным Спасителем.

Святки . Святки - от слова «святой». На святки славили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, поздравляли друг друга, всем родным, знакомым, соседям желали здоровья, счастья, всего наилучшего. Святки - самый веселый крестьянский праздник. Обычно считают, что длятся они две недели от Рождества. Но в старину крестьяне начинали их праздновать гораздо раньше, с Николина дня (24 декабря), и заканчивали под Крещение (19 января). В этот немалый срок вмещалось все - и проводы старого года, и встреча нового, осенние заботы отошли, хлеб обмолочен, почему бы и не повеселиться.

Праздновали святки и стар, и млад. Но тон задавала молодежь. Песни, пляски, гадания и игры - скучать было некогда. На святки был (и пусть сохранится) прекрасный обычай: мальчики и девочки, юноши и девушки собираются группами и ходят по домам, поздравляют с Новым годом, с новым и старым счастьем. А еще перед обедней ходили по домам сеять из рукава или мешка овес, гречиху, рожь и распевали: «На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито-пшеницу и всякую пашницу».

Канун Рождества называют по-разному: где коляда, где сочельник. Для святок характерна странная смесь обычаев языческих и чисто христианских. Бесспорно, к обрядам языческим относятся гадания, игры, наряды, которые отражают внешнюю сторону торжества, не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, - славлением, хождением детей, а иногда и взрослых, со звездою, вертепом и тому подобными предметами.

Коляда (калитка). История свидетельствует, что обычай колядования существует еще со времен Римской империи, в Египте, Греции, Индии. Так, например, египетские жрецы, празднуя воскрешение Осириса, надевали на себя костюмы, соответствовавшие определенным божествам, и ходили по улицам городов.

Петр I по возвращении из Европы в Россию стал наряжать своих приближенных в католические церковные одежды и в сопровождении хора певчих ходил на святках по Москве, шутейно славя бояр. По всей видимости, святочные обычаи перешли к нам из Византии; в те времена немало славяноруссов служило при дворе византийских императоров. Существует две коляды: Васильевская - в канун Рождества и Крещенская - накануне Крещения. Первая - богатая, а вторая - бедная, или постная.

Русская история указывает, что не только Петр I любил святочные игрища, но и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не одел скоморошеской одежды.

Святки на Руси - это всегда маскарад, праздник ряженых. Больше всех проказничали парни. То веревку протянут на дороге, о которую спотыкались и падали прохожие; то воткнут иголку с ниткой в раму окна у кого-то. К нитке обычно привязывалась гаечка. Разматывая катушку, парни прятались за кустом и дергали за нитку. Гайка бьется о стекло, как будто кто стучит. В пустой тыкве вырезали ножиком глаза, нос, страшные губы, вставляли в тыкву зажженную свечку и после стука гайкой в стекло подносили тыкву на палке к окну. Хозяева были в шоке, а проказники веселились. Если какая опрометчивая хозяйка вывесит стираное белье, быть ему утром на березе. А если кто из хозяев проявит негостеприимство, тому дверь заваливали дровами или припирали бревном. Бывало целую поленницу перетаскивали. А то еще двери водой обольют. А они на крепком-то морозе застынут. Хозяин утром топором стучит - открыть не может.

На посиделках пели особые, святочные песни, танцевали, устраивали театральные представления, на которых исполнялись народные комедии, причем зрители и артисты нередко менялись местами. Молодежь - веселилась вовсю. Но и те, кто постарше, люди семейные, тоже не отставали. Охотно веселились в гостях и не менее охотно принимали друзей и родственников у себя дома.

На святки приходится период зимнего солнцеворота - у древних славян все праздники были связаны с культом природы. Для современных российских граждан святки - это просто сказочные народные обрядовые праздники для души, для памяти. Менталитету русского человека свойственна мистичность, суеверность и очень стойкая нравственная ориентация, не подвластная никаким реформам. У русских людей особая психология, темперамент, принципиально иная система ценностей, ориентированная не столько на внешний рисунок праздника, сколько на внутренний, духовный, нравственный смысл всех его слагаемых - ряженья, гаданий, игр, забав, песен, колядований.

Святками на Руси называют двенадцать праздничных дней, которые начинаются на Рождество (7 января) и заканчиваются на Крещение (19 января). В католической религии святки продолжаются двенадцать дней, с 25 декабря по 6 января.

В церковном календаре начальная и конечная даты этих периодов посвящаются памятным событиям рождения Иисуса Христа и его крещения в Иордане, получившее название Богоявление Христово. Эти дни именуются в народе как «святые вечера». Такое название появилось благодаря древнему обычаю, когда православные христиане прекращают свои дневные дела, прославляя память событий Рождества и Крещения Христа, которые свершились в вечернее и ночное время.

С древних времен, эти дни особо почитались и отмечались церковью. Уже в шестом веке в уставе Саввы Освященного написано, что в святочные дни не полагается совершать венчание и класть поклоны. В 567 году вторым Туронским Собором праздничными были названы все дни, начиная с Рождества Христова и до Богоявления Христова.

По старой традиции , в самые первые дни праздника, принято навещать родственников, близких и друзей, дарить небольшие подарки - в честь и в воспоминание о тех дарах, которые приносили волхвы. Также было принято вспоминать про бедных, больных и обездоленных и посещать приюты, тюрьмы, больницы, детские дома и так далее. В свое время даже царствующие особы в святки переодевались в простолюдинов и раздавали милостыню.

Главным моментом торжеств на святки всегда была семейная трапеза. Приготавливались блюда по определенным рецептам. Основным являлась кутья, также приготавливали такие угощения, как: ореховое печенье, шарики из сладких крошек, маковник, сбитень, овсяный кисель и блины . На стол дополнительно выставлялись приборы соответственно числу усопших в прошедшем году членов семьи.

Последние святочные дни посвящались подготовке к другому празднику - Крещению Господнему . Лучшие деревенские плотники вырубали прорубь крестообразной формы в замерзших водоемах, украшалась она деревянными узорами, лентами и кристаллами, сделанными изо льда.

Невзирая на то, что святки являются христианским праздником, с течением времени к нему примешалось большое количество языческих элементов. До того, как Русь приняла христианство, святки считались праздником Святовита (Святовит - одно из имен верховного бога Белбога). Из других источников известно, что слово святки происходит от старославянского значения слова - души предков. В древности святочные обряды имели вид заклинаний на весь год, а также гадания про будущее. Также иногда практиковались обряды с магическим подтекстом.

По ночам и в вечернее время ходили и колядовали ряженые. С древних славянских пор, во время святок, существовала традиция одевать на себя чужие личины. Все эти языческие обряды не потеряли своей силы и влияния с распространением христианства на Руси. Все это, не смотря на то, что церковь воспрещает перед Рождеством Христовым и во время святок ходить по дворам обряженными и петь песни для получения угощения.

Славление или колядование, является особой традицией святочных праздников на Руси. Дети и молодежь с удовольствием ходили по всем дворам и исполняли церковные песнопения, а также колядные песни, которые посвящались Рождеству Христову. Те, кто колядовал, получали от хозяев так называемую обрядовую пищу и желали всего доброго в наступающем году. Было принято считать, что достаток семьи на будущий год зависит напрямую от подарков и угощения колядовавших. Зачастую песнопение сопровождалось некими действиями, как правило, изображающими работы по земледелию.

На святки имелся обычай гадания . Практически каждая деревня или местечко могло похвастаться своими способами гадания и ритуалами. Важное место занимали приметы , при помощи которых христиане пытались угадать каким будет достаток в следующем году и какая будет погода.

Святки заканчиваются 19 января на Крещение Господне. В этот день во всех церквах освящается вода, называют ее крещенской и хранят в течение всего года.

Святочный календарь

Святки - продолжаются две недели, начинаются в сочельник , заканчиваются на Крещение. Святой - считается первая неделя, страшной - вторая. Для привлечения удачи и благополучия на святочной неделе следует ходить не просто во всем чистом, а во всем новом.

6 января - Сочельник (он же кутейник), вечером в канун Рождества, совершали магические обряды и гадали.

8 января - Бабьи каши. Это праздник рожениц и повивальных бабок. Во многих губерниях России, в этот день приходили к повивальным бабкам и преподносили им разные яства. После этого с ними кутили с самого вечера до самого утра. В этот день также просили защиты и помощи у укротителя гнева и музыканта - пророка Давида.

9 января - в этот день было принято нанимать батраков. В народе он получил название - Стефанов день.

10 января - имеет название Рождественский мясоед или домочадцев день. Мясоед не является праздничным днем, а служит началом длительного периода определенной жизни православного христианства. Однако, дни мясоеда, как правило, наполнялись духовным осветлением и праздничной возвышенностью.

11 января - считается днем в память избиенных царем Иродом в Вифлееме младенцев. Начиная с этого дня и вплоть до 19 января, женщинам запрещалась игра в карты, как считалось, иначе «куры поклюют огурцы».

12 января - день носит название - Анисья желудочница. Название обусловлено тем, что в этот день проходило гадание по свиным желудкам, селезенке и печени гусей. Гадали о погоде зимой, если случалось так, что селезенка и печень слишком раздуты, значит, зима будет пасмурной и теплой, с довольно частыми дождиками. Если же требуха имела тонкую, вытянутую форму, то следовало ждать морозной зимы.

13 января - Васильева коляда или день святой Маланьи. До смены стиля этот день приходился на 31 декабря и являлся кануном Нового года. Все члены семьи в этот день занимались приготовлением к встрече Нового года. Под Васильев день ведьмы месяц крадут. Если ночью дует ветер с юга - год будет теплый и благостный, если с запада - то будет изобиловать молоком и рыбой, с востока - стоит ожидать хороший урожай фруктов.

14 января - день носит название Василий Великий - покровитель свиней. День этот приходился на 1 января, то есть на Новый год по старому календарю.

15 января - Сильвестров день. Представляет из себя кулинарный праздник, в этот день не употребляли в пищу яйца и курятину. В курятниках вешали «куриного божка». В районах южной России «куриным божком» называют черный камешек с естественно образованным отверстием посередине. В Московской губернии в роли божка выступал обычный лапоть, его подвешивали в курятнике на стену для того, чтобы урегулировать отношения домового и кур, которые у него не в большом почете. В тот же день делали заговор дочерей Ирода - сестер лихоманок. Считалось, что они насылали на людей всевозможные несчастья.

16 января - день пророка Малахии. Считалось, что в этот день, голодные ведьмы занимаются тем, что задаивают до смерти коров. Нечистая сила в этот день особенно озлоблена и может напасть на человека. Самой старой метлой, обстукивали все углы в снаружи и внутри дома, делалось это для защиты от всевозможной нечисти. Также обращались за помощью к «домовому».

17января - в день этот, равно как и следующий, женщинам воспрещалось шить, считалось, что у нарушительниц ребенок может родиться слепым.

18 января - вечер Крещенский, канун Богоявления Господнего. Второй сочельник является основным днем гаданий на святки. Накануне мелом чертили кресты на стенах, потолках и дверях. Собирался снег для умывания и беления холстов. В полночь ходили на реку по воду, считали, что эта вода долгое время не портиться.

19 января - Богоявление и Крещение. Крещение называли прощанием со святками. Также считалось, что в Богоявленскую ночь открывалось небо.

Особенность православного праздника Святки в том, что во время гуляния принято единение. Радовались все, границы между богатыми и бедными как бы исчезали на время, и весь народ мог просто прославлять Господа, помогать больным и страждущим. Дошли даже сведения о том, что в Византии во время святок было принято угощать тюремных заключенных и даже рабов, демонстрируя тем самым милосердие и сострадание к ближнему. Очень жаль, что эти обычаи почти не сохранились до наших дней.

История и традиции

В древней Руси традиции Святки тоже считались всеобщим праздником, когда каждый мог радоваться рождению Христа. Люди дарили подарки друг другу, ходили в гости, устраивали праздничные игрища, занимались благотворительностью. Обычные сельские забавы тоже имели место быть, молодежь веселилась и устраивала забавы. Дары и угощения в этот праздник считались милостью божьей, и церковь призывала всех и каждого к сочувствию, к любви и милосердию, в дореволюционных газетах и журналах можно было найти добрые и поучительные рассказы, раскрывающие суть священного праздника.

Святки - это и время сватовства, именно во врем гуляний молодые присматривали себе пару, делая заговор (помолвку) на Масленицу.

Все это напоминает другой праздник – Масленицу, однако Масленица – вовсе не церковное событие. Однако в сложной русской культуре традиции празднования переплелись с народными обычаями, и некоторые из них мы помним до сих пор.

Колядки и посиделки

Сегодня каждый считает своим долгом посетить церковь в Святки, пригласить друзей и близких, самому пойти в гости и приготовить праздничный подарок. Однако самое главное в Святках не угощение и не подарки, а осознание своего единства с Богом, внимание к ближнему, стремление стать лучше, добрее. Во многих христианских семьях настоящие святочные обычаи соблюдаются, в воскресных школах дети разучивают священные песни, ставят веселые сценки, приобщаются к православной культуре.

Есть еще один обычай, дошедший до нас – колядование. Ряженые ходят по домам, поют песни, пляшут, читают частушки, а хозяева дома по традиции должны одарить пришедших подарками или сладостями. Впрочем, эта традиция носит оттенок языческой, ведь в древности считалось, что, переодеваясь в страшные костюмы и надевая маски, люди отпугивали злых духов.

На Святки принято гадать, но и это язычество, ведь церковь против всяческих предречений, хотя за тысячелетия все переплелось. Считается, что святочные гадания самые правдивые, а потому ни о результатах увиденного-предреченного, ни о методе гадания сообщать нельзя.

Эти традиции соблюдались на протяжении многих лет, однако позднее, во времена становления Советского Союза, власть заставила отказаться от религиозных убеждений, этим и объясняется исчезновение многих церковных традиций и праздников, многое было утеряно после репрессий советской власти.

Однако вовсе необязательно соблюдать все традиции и обычаи, вы можете просто подарить тепло и любовь своим близким.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!