Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Система воспитания по японски с 11 лет. Как относятся к детям в Японии: система воспитания и образования, которая действительно работает

Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин. Однако торопиться с перенесением японских методов воспитания в российскую действительность не стоит. Было бы неправильно рассматривать их в отрыве от мировоззрения и образа жизни японцев. Да, маленьким детям в этой стране разрешают все, но в 5-6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Не подчиняться им невозможно, поскольку так делают все, и поступить по-другому - означает «потерять лицо», оказаться вне группы. «Всему свое место» - один из основных принципов японского мировоззрения. И дети усваивают его с самого раннего возраста.

Традиции и современность

Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает. Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай , которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («старший брат») и отоото младший брат»), анэ старшая сестра») и имоото младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей. Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных. Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца. В Японии редко увидишь плачущего кроху. Мать старается сделать так, чтобы у него не было для этого повода. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет. Японская промышленность даже выпускает специальные куртки со вставкой на молнии, которая позволяет носить спереди ребенка. Когда малыш подрастет, вставка отстегивается, и куртка превращается в обычную одежду. Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами. Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты. Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Самое страшное – одиночество

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа. Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

Отношение к раннему развитию

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Масару Ибука – директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы «Сони». В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». Сейчас такая точка зрения кажется очевидной, но в середине 1950-х она звучала революционно.

Идем в детский сад

Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недостаточно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. А в японской морали общественное всегда превалирует над личным.

Виды детских садов

Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн – государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи. Другой вид детских садов – етиэн . Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день. Особое место среди частных садов занимают элитные , которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

Интерьер

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны – толстые матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

Пища

Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто – коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

Отношения в коллективе

Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой. Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка. А с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят. Какие занятия проходят в детском саду? Детишек учат читать, считать, писать, то есть, готовят к школе. Если ребенок не посещает детский сад, такой подготовкой занимается мама или специальные «школы», которые напоминают российские кружки и студии для дошкольников. Но основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе . В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества , поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, - компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина – умение избегать противоречий . В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе. Важное место в системе обучения занимает хоровое пение . Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. После пения наступает очередь спортивных игр : эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми. Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям . Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности Большое внимание уделяется прикладному творчеству : рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов. В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях – побеждает дружба или, в крайнем случае, одна из команд. «Не выделяйся» - один из принципов японской жизни. Но он не всегда приводит к положительным результатам.

Обратная сторона медали

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти. Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название «идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной. Наблюдаются в Стране Восходящего Солнца и явления, которые свойственны в том числе России: растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям. Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.

Страна восходящего солнца настоящая тайна и загадка. Удивительная страна со своими принципами, умениями и талантами. И не секрет, как японская система воспитания детей отличается от других стран. К тому же японская мудрость в воспитании уже известна многим:

Грудничков - не отрывают от тела родных; в период детства, оставляют только руку; в юности отпускают руку, но наблюдают, в молодости - ребенка отпускают из поля зрения, но он остается в сердце

Японская мудрость

В Японии система воспитания интересна своим возрастным разделением. Т.е. принципы отношений ребенок-родитель меняется по мере взросления малыша.

Особенности воспитания детей Японии

В японской системе воспитания очень много сложных нюансов. Однако их дети достаточно умны и всегда чем-то заняты.

От 0 до 5 лет

В этом возрасте к японскому малышу относятся как королю. И это не шутка. Ему можно делать все, что угодно никто не запретит и тем более не поругает. Такие особенности воспитания детей Японии многих пугают. Спросите, а что они делают когда ребенок делает опасные вещи, — мамы Японии, в такие моменты, очень дружелюбно с малышом говорят, предупреждая его: «больно», «опасно» и т.д.

Родители прекрасно понимают, что ребенок в этом возрасте не может понять почему ему запрещают что-либо, ведь он познает мир, и ему все интересно попробовать, потрогать, пощупать. А боль тоже способ постижения мира… однако они также аккуратны в своих действиях, если крохе захотелось, например, потрогать горячий утюг. Поэтому особенности национального воспитания детей в Японии очень любят обсуждать специалисты. Но подавление желаний ребенка японские психологи считают неправильным, так как запреты влияют на детей в дальнейшем и могут лишить ребенка качеств лидера, пробуждая в нем инфантильность и желание подчиняться.

От 5 до 10 лет

После 5 лет вседозволенности наступает период, когда пора учиться ответственности. А значит детство ребенка ставят на кнопку стоп и проматывают на следующую часть, в которой чадо уже имеет конкретные задачи от родителей. В этом же возрасте детей Японии начинают учить правильному поведению и общению с людьми. Роль короля, словно из крайности в крайность, сменяется на роль раба. Теперь малыш не может делать, что вздумается, да и все его права, в принципе, ограничиваются.

В Японии именно с 5 лет начинается детский сад. Причем группы в садике маленькие, не больше 10 человек и постоянно переформировываются, чтобы ребенок смог расширять круг общения и учился коммуникации. С этого возраста детей учат не только письму, счету, чтению, но также и находить компромисс, адаптации в стрессовой ситуации. Японская система воспитания детей не предполагает соперничество, а значит и сравнивать тут знания одного другого ребенка не будут. За плохую учебу ребенка тоже не ругают, здесь стараются обращать внимание только на то, что у ребенка получается хорошо.

От 10 до 15 лет

В этом возрасте к ребенку взрослый японец относится на равных. Все важные решения в семье с детьми обсуждают, и мало того, советуются с ними. В стране положено, чтобы ребенок рассказывал родителям о своих проблемах и ждал совета. В этот подростковый период важно привить ребенку самостоятельность и независимое мышление, а главное японская система воспитания становится более строгой. Запреты и наказания вновь отменяются. Также нельзя давить на подростка и указывать ему на его ошибки, как их исправить. Подросток должен уметь решать свои проблемы сам, но советоваться с родными.

В 15 лет ребенка уже по общению определяют как совершеннолетнего. И воспитывать его в этом возрасте нет смысла.

В школах Японии учебный день длиться 12 часов, и школьники очень даже привыкли к такому графику. Мало того, после учебы у каждого ребенка дополнительные занятия (спорт, музыка или дополнительные уроки с углубленным изучением определенного предмета). Их система очень проста в исполнении и интересна и сегодня это не секрет.

Здесь малыши воспитываются с учетом гендерной составляющей, что выделяет эту страну из массы других государств планеты. И если вам стало интересно, каким является японское воспитание, давайте посмотрим на него вместе.

В стране, где восходит солнце, детей воспитывают удивительным образом, разделяя их по половому признаку и позволяя им «буквально все» с малых лет. Но при этом, взрослое население демонстрирует удивительную выдержку и дисциплину, великолепное знание культуры и правила поведения в обществе, что напрочь опровергает их методики.

Роль ребенка и матери в японских семьях

Япония, как страна с феноменальной производительностью и четким соблюдением традиций, славится не только искусством заимствования и кулинарными рецептами. Более интересным и особенным считается японский метод воспитания детей, который японцы называют «икудзи».

Икудзи - это не просто методика, совместившая в себе ряд педагогических приемов и упражнений для малышей. Это настоящая философия, которая является базой для систем обучения и образования целых поколений.

В Японии рождение наследника или наследницы – самое важное событие, настоящий праздник для родителей. И воспитанием новорожденного в японской семье с момента появления на свет и на протяжении всей их жизни начинается заниматься исключительно мать.

Мама, которую маленькие японцы называют нежно «амаэ», является их покровительницей. Но, если ранее «амаэ» в Японии занималась только уходом и воспитанием детей, попутно – домашним хозяйством, то в настоящее время современные матери могут наравне с выполнением своих прямых обязанностей работать, проходить дополнительные курсы обучения, путешествовать и т.п. Но, учитывая, что в стране восходящего солнца не принято ставшим мамой женщинам перекладывать на других свои обязанности по воспитанию детей, им приходится везде брать с собой свое чадо. Тем более, что в этой стране на том, что мать и дитя – единое целое, ставится огромный акцент. Поэтому то, что мы видим в фильмах, в которых каждая японка везде носит в слинге или водит с собой детей, является истинной правдой.

Одновременно с тем, отцы японских детей неуклонно трудятся на благо всей семьи и обычно проводят время они вместе с женой и ребенком только в свой выходной, в воскресенье. Этот день в Японии принято посвящать семье. Поэтому торговые центры, парки, детские площадки и прочие места культурного отдыха в последний день недели становятся оживленными.

О том, каких традиций придерживаются японцы, расскажет видео-сюжет.

Основа японских педагогических традиций

Японская методика по воспитанию детей основывается на утверждении, что до пяти лет ребёнок – это небожитель, которому позволено абсолютно все. Японцы своим отпрыскам, возраст которых не достиг 5 лет, ничего не запрещают. Более того, они не кричат на них, не одергивают, не наказывают, не говорят «это плохо» или «это опасно».

Таким образом они поощряют своих детей в их познавательной деятельности. Да, нам это кажется баловством, сравнимым с полным отсутствием контроля. Но это действительно работает, ведь малыш воспитывается на личном примере. И родительская власть в Японии намного сильнее, чем в других странах.

Основой воспитания маленьких детей в Японии являются:

  • Пример, который демонстрируют родители своему чаду.
  • Акцент на чувствах.

То, что такая модель работает, подтверждает не только успешная многолетняя практика, но и исследование, которое было проведено не так давно в Японии. Так, в 1994 году Азума Хироши, ученый, изучающий когнитивное развитие детей, пригласил для своего эксперимента мам-американок и мам-японок. Суть его – выявить, насколько быстро их дети смогут построить пирамидки (т.е. какой метод воспитания окажется более эффективным).

Так, японки сначала сами строили пирамидки, после чего предлагали своим малышам повторить действия. Представительницы другой культуры поступали иначе, сначала объясняя своим чадам алгоритм действий, после чего просили воспроизвести его, помогая им (чего не делали японки).

Результат: более успешным оказался способ родительствования представительниц японской культуры, так как они «вразумляли» своих чад не словами, а собственными поступками.

Как же тогда закладываются азы воспитания, которые позволяют детям расти воспитанными, послушными и любящими родителей? Формирование этого образа происходит за счет того, что «амаэ» используют уникальные педагогические методики, основанные на взаимоуважении и поощрении самостоятельной деятельности ребенка.

Наглядный пример: ребенок, который испортит игрушку, от своей матери-американки (европейки, россиянки и т.п.) услышит, сколько ей пришлось трудиться, чтобы купить ее чаду. Скорей всего, он даже останется без игрушки, так как женщина ее отберет. Японка, напротив, скажет лишь, что ребенок сделал больно игрушке.

Или еще один пример: чтобы малыш не обжегся о горячую чашку, мать-европейка его будет отгонять. А японка, наоборот, позволит обжечься, попросит после этого прощения и упомянет о том, что к подобному привел необдуманный поступок его самого.

В детский сад малыша отправляют перед окончанием периода «вседозволенности». Хотя, борьба за «место под солнцем» может начаться уже с 3-х месячного возраста, ведь именно уже тогда японцам можно отдавать своих подопечных в садик. Но при этом, у родителей малышей должно быть масса важных причин, аргументирующих такое решение. Среди них – справки о том, что в семье работают оба взрослых более, чем 4 часа в день.

До 5 лет небожитель, а после?

В Японии, когда ребенку исполняется пятый год, он попадает в суровые реалии жизни, где сталкивается с категорическими: «нельзя» и «можно», «плохо» и «хорошо». И не соблюдать их не получится, ведь с 5 лет ребенок становится частью социальной группы, в которой основными правилами существования являются самозабвение и взаимовыручка.

Учитывая то, что для любого японца социальная отчужденность – это наиболее страшное наказание, дети воспитываются по принципу: «если ты не сделаешь именно так, над тобой будут смеяться другие». Плюс такого воспитания – сплоченность детей и успешность социальных групп в дальнейшем. Минус – ребенок должен принести в жертву свои индивидуальные интересы.

Попадая в детский сад, ребенок на практике может почувствовать влияние общественных интересов. И, если у нас воспитатель является человеком, опекающим и обучающим детей, то в Японии они выполняют роль координатора. Главной задачей работников педагогического состава является не образование детей, а их приобщение к принципам и традициям общепринятой системы воспитания. В их обязанности входит наблюдение за дисциплиной и прививание привычки детям делать задание качественно и следить за тем, чтобы товарищи из группы сделали его так же.

Стоит заметить, что особое внимание координации детей уделяется в элитных детских садах, которые находятся под опекой высших учебных заведений. И, если у родителей получается записать в такой садик свое чадо, его будущее будет уже предрешено в хорошем смысле этого слова, ведь сразу после дошкольного учреждения, он автоматически попадает в престижную школу, а затем, без экзаменов, на учебу в тот же элитный ВУЗ.

В японских садах, как и в школах, практикуются командные занятия, которые позволяют проводить деление детей на группы по интересам. Так как показывает практика, детям приходятся по нраву занятия:

  • Спортивные уроки и командные соревнования, где победа зависит от работы каждого «звена» группы.
  • Хор и музыкальный оркестр, где также залогом успешности является сплоченная работа группы.

Так, до 10 лет родители (в частности, мать) и воспитатели пытаются приобщить ребенка к законам стаи. Такой дошкольный и ранний школьный метод воспитания детей в Японии играет огромное значение в формировании группового сознания, а также в становлении и развитии социальной ответственности ребенка.

15-летие и совершеннолетие?

Выше мы описали, как проходят первые 15 лет ребенка в Японии. После того, как он усвоил азы взаимодействия с товарищами по микро-группе и осознал принципы и законы «стаи», его ожидает знакомство со своей будущей социальной ролью.

По исполнении 15-ти лет, он автоматически становится «равным». Теперь к нему относятся, как к молодому, но уже равному члену общества, который получает новые обязанности:

  • Нести ответственность за себя, своих близких и страну в целом.
  • Выполнять все нормы и требования социума.

Поддерживать традиционный стиль и следовать всем правилам, установленным в учебном заведении (подросткам можно выражать свои индивидуальные предпочтения вне стен школ и ВУЗов).

На фоне всего этого, можно сделать выводы, что построение принципа японской системы воспитания детей происходит на трех «китах», представляющий собой три основных этапа, соответствующих конкретному возрасту:

  • С рождения до пяти лет – ребенок-«император».
  • С пяти и до пятнадцати лет – ребенок-«раб».
  • От 15 и старше – ребенок-«равный».

И такая система воспитания является стабильной и очень успешной. Однако, влияние современных реалий оказывают воздействие и на нее. Так, в последнее время стало немало внимания уделяться раннему развитию детей. Стимулировало такую тенденцию появление книги Масару Ибуки «После трех уже поздно». Всем известно, что японцы «за» проявление индивидуальности и самостоятельности. Поэтому книга педагога и теоретика, а одновременно с тем и основателя фирмы Sony, стала такой популярной. Предложенные в ней методики по воспитанию детей являются актуальными и очень эффективными в последние несколько десятков лет, что доказывает практически каждый отзыв японских родителей.

Ее главной мыслью является то, что с рождения и до 3-х лет в ребенке закладывается и развивается основа личности. И поэтому рациональнее всего использовать в этом возрасте методики, которые бы способствовали этому.

Но, стоит заметить, что описанные выше методы традиционного воспитания детей эффективны лишь для территории этой страны. Это потому, что установленной системы воспитания придерживаются абсолютно все родители. Чтобы она была успешной и для нас, ее нужно сначала подкорректировать, а после – адаптировать под условия жизни и принципы населения.

В Японии малыш до 5-6 лет – это «король», ему позволяется все. Но после наступления этого возраста он проходит стадию «раба». С 5 до 15 лет в него закладывают обязательные нормы общественного поведения и прочих правил, которые нужно соблюдать. После 15 лет подросток уже , подчиняющимся правилам и четко знающим свои обязанности.

Основная задача японского воспитания – вырастить человека, который будет слаженно работать в коллективе. Это совершенно необходимо для существования в японском обществе. После 5 лет дети находятся в жесткой системе правил, разъясняющих, как нужно поступать в определенных жизненных ситуациях. Однако воспитание такого группового сознания приводит к тому, что подросшие дети не умеют мыслить самостоятельно.

Стремление соответствовать единым стандартам укоренилось в сознании детей настолько прочно, что когда кто-нибудь из них имеет собственное мнение, он становится объектом насмешек, презрения и ненависти. Сегодня явление под названием «идзимэ» распространилось в японских школах. Нестандартный ученик, который чем-то отличается от других, подвергается травле, также его периодически избивают. Для японских детей и подростков самое страшное наказание – оказаться вне группы, вне коллектива.

Японская система воспитания «икудзи»

Основной метод воспитания детей в Японии – «не индивидуализм, а сотрудничество». Этот подход применяется для того, чтобы направить ребенка по правильному пути. Это воспитание отражает своеобразие культуры Страны восходящего солнца. Современная культура Японии уходит своими корнями в сельскую общину, где люди должны были друг другу помогать, чтобы выжить. Такое воспитание противоположно западному, особенно американскому, где делают упор на развитие индивидуальности, креативности, уверенности в своих силах.

В Японии все дети желанные. Это связано с тем, что женщина может рассчитывать на определенное положение в обществе только в роли матери. Для мужчины не обзавестись наследником считается большим несчастьем. Именно поэтому рождение ребенка в японской семье – не просто запланированное событие, а долгожданное чудо.

В Японии маму называют «анаэ». Производный от этого слова глагол можно перевести как «покровительствовать», «баловать». Воспитанием занимается мама, так принято в Японии испокон веков. Пока малышу не исполнится 3 года, женщина смотрит за ним и не выходит на работу. В Японии нечасто оставляют детей на попечение дедушек и бабушек.

Ребенок находится все время вместе с мамой. Чем бы она ни занималась, малютка у нее всегда за спиной или у груди. Когда малыш начинает ходить, он тоже все время находится под присмотром. Мама следует за своим ребенком повсюду, организовывает для него игры и нередко сама принимает в них участие. Она ничего не запрещает малышу, он слышит лишь предостережения: плохо, опасно, грязно. Однако если ребенок обжегся или ушибся, мать считает виноватой именно себя.

В выходные отец также занимается воспитанием ребенка. В Стране восходящего солнца принято проводить отдых в кругу семьи. Папы принимают участие в прогулке, когда все семья выбирается в парк или на природу. В парках аттракционов можно увидеть много семейных пар, где отец носит малышей на руках.

Японский ребенок учится все делать как его родители или даже лучше их. Мама и папа приучают малыша имитировать их поведение. Помимо того, родители поддерживают чадо в его начинаниях и успехах.

В детских садах Японии и в семьях применяются методы, направленные на развитие у детей самообладания. Для этого используются различные специальные приемы, например, «ослабление контроля », а также «делегирование полномочий присмотра за поведением». В Америке и Европе относятся к таким ситуациям как к ослаблению власти родителей.

Основная задача детского сада в Японии – именно воспитание малыша, а не образование. Дело в том, что в дальнейшей жизни ребенку понадобится постоянно находиться в какой-либо группе и ему необходимо это умение. Ребята учатся анализировать конфликты, которые возникли в играх.

Также японских детей учат избегать соперничества, так как в подобных ситуациях победа одного приводит к потере лица другого. По мнению жителей Японии самое лучшее решение конфликтов – компромисс. Как гласила древняя конституция этой страны, главное достоинство гражданина – это умение избежать противоречий.

Подход японцев к воспитанию детей очень своеобразен, ведь это целая философия, которая направлена на упорство, заимствование, дух коллективизма. Многие уверены, что благодаря всему этому Страна восходящего солнца смогла за короткое время добиться значительных успехов и занять ведущее место среди развитых стран.

Мы уже рассказывали, чему стоит поучиться у японцев. Однако искусство заимствования, упорство и уважение личного пространства - это далеко не все особенности национального характера, которые можно перенять у этого удивительного народа.

Не менее интересен подход жителей Страны восходящего солнца к воспитанию детей. Именуется он «икудзи». И это не просто совокупность педагогических методов. Это целая философия, направленная на образование и обучение новых поколений.

Мать и дитя - едины

Пот, боль, слёзы… И вот на свет появляется «дитя Солнца». Первый крик. Врач аккуратно обрезает пуповину. Её маленький кусочек позже высушат и положат в коробочку с золочёнными буквами - именем матери и ребёнка. Пупочный канатик как символ отныне незримой, но прочной и нерушимой связи мамы и её чада.

Матерей в Японии называют «амаэ». Сложно перевести и понять глубинный смысл этого слова. Но производный от него глагол «амаэру» означает «баловать», «покровительствовать».

Испокон веков воспитание детей в японской семье - обязанность женщины. Конечно, к XXI веку нравы сильно изменились. Если раньше представительницы слабого пола занимались исключительно домашним хозяйством, то современные японки учатся, работают, путешествуют.

Тем не менее, если женщина решается на материнство, она должна полностью посвятить себя этому. Не приветствуется выходить на работу, пока ребёнку не исполнится три года. Негоже оставлять малыша на попечении бабушки и дедушки. Главная обязанность женщины - быть матерью, а перекладывать свои обязательства на других в Японии не принято.

Более того, до года мать и дитя - практически единое целое. Куда бы ни направлялась японка, чем бы ни занималась, малютка всегда рядом - у груди или за спиной. Бэби-слинги появились в стране задолго до распространения на Западе, а креативные японские дизайнеры всячески совершенствуют их, разрабатывая специальную верхнюю одежду с кармашками для детей.

Амаэ - тень своего чада. Постоянный физический и духовный контакт создаёт незыблемый материнский авторитет. Для японца нет ничего хуже, чем огорчить или обидеть свою мать.

Ребёнок - бог

До пяти лет, согласно принципам икудзи, ребёнок - это небожитель. Ему ничего не запрещают, на него не кричат, его не наказывают. Для него не существует слов «нельзя», «плохо», «опасно». Малыш свободен в своей познавательной деятельности.

С точки зрения европейских и американских родителей - это баловство, потакание капризам, полное отсутствие контроля. На самом деле, родительская власть в гораздо сильнее, чем на Западе. А всё потому, что в её основе лежат личный пример и обращение к чувствам.

В 1994 году было проведено исследованиеNihonjin no shitsuke to kyōiku: hattatsu no Nichi-Bei hikaku ni motosuite разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и в Америке. Учёный Азума Хироши просил представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребёнком конструктор-пирамидку. В результате наблюдения было выявлено, что японки сначала показывали, как выстроить конструкцию, а затем позволяли ребёнку повторить это. Если он ошибался, женщина начинала всё заново. Американки шли другим путём. Прежде чем начать строить, они подробно объясняли малышу алгоритм действий и только потом, вместе с ним (!), строили.

Основываясь на замеченной разнице в педагогических методиках, Азума определил «вразумляющий» тип родительствования. Японцы вразумляют своих детей не словами, а собственными поступками.

При этом ребёнка с самого раннего возраста учат быть внимательным к чувствам - своим, окружающих людей и даже предметов. Маленького проказника не отгоняют от горячей чашки, но если он обжёгся, амаэ просит у него прощения. Не забыв упомянуть, какую боль причинил ей опрометчивый поступок чада.

Другой пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка или европейка в этом случае? Скорее всего, отберёт игрушку и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы купить её. Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: «Ты делаешь ей больно».

Таким образом, до пяти лет детям в Японии формально можно всё. Тем самым, в их формируется образ «я хороший», что позже превращается в «я воспитанный и любящий своих родителей».

Ребёнок - раб

В пятилетнем возрасте ребёнок сталкивается с «суровой действительностью»: он попадает под жёсткие правила и ограничения, которые нельзя не соблюдать.

Дело в том, что испокон веков японский народ склонен к понятию общинности. Природно-климатические и экономические условия заставляли людей жить и работать рука об руку. Только взаимовыручка и самозабвенное служение общему делу обеспечивали урожай риса, а значит, сытую жизнь. Этим объясняются и сильно развитое сюдан исики (групповое сознание), и система иэ (патриархальный семейный уклад). Общественные интересы - превыше всего. Человек - винтик в сложном механизме. Если ты не нашёл своё место среди людей, ты изгой.

Именно поэтому подросших детей учат быть частью группы: «Если будешь так себя вести, над тобой будут смеяться». Для японца нет ничего страшнее социальной отчуждённости, и дети быстро привыкают жертвовать индивидуальными эгоистическими мотивами.

Воспитатель (а они, кстати, постоянно меняются) в детском саду или специальной подготовительной школе выполняет роль не учителя, а координатора. В арсенале его педагогических методов есть, к примеру, делегирование полномочий по надзору за поведением. Давая задания подопечным, воспитатель разбивает их на группы, объясняя, что необходимо не только хорошо выполнить свою часть, но и проследить за товарищами. Излюбленные занятия японских малышей - командные спортивные игры, эстафеты, хоровое пение.

Следовать «законам стаи» помогает также привязанность к матери. Ведь если нарушать общепринятые нормы, амаэ сильно расстроится. Это позор не на своём, а на её имени.

Итак, следующие 10 лет жизни ребёнок учится быть частью микрогрупп, слаженно . Так формируется его групповое сознание и социальная ответственность.

Ребёнок - равный

К 15 годам ребёнок считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы, заложенные в предыдущие два периода.

Икудзи - необычная и даже парадоксальная система воспитания. По крайней мере, в нашем, европейском понимании. Однако она проверена веками и помогает выращивать дисциплинированных, законопослушных граждан своей страны.

Считаете ли вы такой подход приемлемым для отечественной действительности? Возможно, пробовали какие-то принципы икудзи в воспитании собственных детей? Расскажите о вашем опыте.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!