Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Речь дошкольника 4 5 лет. Улыбнемся, змейкой станем

наталья шамова
Родительское собрание «Нормы речевого развития детей 4–5 лет»

Цель : познакомить детей с речевыми нормами детей среднего дошкольного возраста.

Задачи :

1. Научить играть в грамматические игры.

3. Обратить внимание родителей на речевые ошибки детей и предложить методы их коррекции.

Оборудование : проектор, презентация «Нормы речевого развития детей 4-5 лет » , речевая карта , рекомендуемые игры для речевого развития , методические пособия.

Ход мероприятия:

I. Оргмомент : -Здравствуйте, уважаемые родители ! Меня зовут Наталья Сергеевна Шамова, я логопед, буду работать с вашими детьми на протяжении 3 лет. Сегодня я хотела бы вам рассказать о речевых нормах детей 4-5 лет , а также над чем будем работать на занятиях и дать некоторые рекомендации для развития речи детей .

II. Основная часть :

1. На пятом году жизни у ребенка отмечаются успехи в речевом развитии . Малыш начинает выделять и называть более существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают проявляться притяжательные прилагательные : лисий хвост, заячья избушка). Для закрепления данной темы могу порекомендовать вам игру «Какой? Какая? Какое?» и хочу с вами в нее поиграть. Цель этой игры - образование качественных прилагательных.

* У Страшилы много ума. Значит, он какой? (Умный)

* В колбасе много жира. Значит, она какая? (Жирная)

* У девочки много капризов. Значит, она какая? (Капризная)

* Целый день идет дождь. Значит, день какой? (Дождливый)

* Коту лень ловить мышей. Значит, кот какой? (Ленивый)

* У печенья приятный вкус. Значит, оно какое? (Вкусное)

* На куртке грязь. Значит, куртка какая? (Грязная)

* В яблоке червяк. Значит, оно какое? (Червивое)

*С утра мороз. Значит, утро какое? (Морозное)

Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около др.) ; появляются собирательные существительные (посуда, мебель, овощи) .

Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых и распространенных предложений.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки («хочут» вместо «хотят» , не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре предложений.

И я вам хочу предложить игру «Ответь одним словом» . Цель этой игры – изменить Имя Существительное по падежам. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете на них только определенным словом, которое будет предложено на картинке.

1. Без чего ты не можешь прожить и дня?

2. Что ты ел на завтрак?

3. На чем ты любишь кататься?

4. Чем ты обычно рисуешь?

5. О чем ты видел сегодня сон?

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рассказ.

У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправильности произношения у своих сверстников, могут, однако, не замечать нарушений звучания в собственной речи. Это говорит о недостаточном самоконтроле. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Стремление сочинять небольшие стихи закономерно, оно развивает речевой слух и требует поэтому всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. у детей полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, «Л» , «Р» , «Рь» ; отчетливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение свистящих и шипящих (в одних случаях правильно, в других нет, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.

Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего речевого аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. У ребенка удлиняется выдох.

Диагностику я проводила по методике Ольги Игоревны Крупенчук. Она разработала специальную речевую карту . А занятия будут проходить 2 раза в неделю : общеразвивающее занятие по четвергам с 9.35 до 9.55 по методике Смирновой Л. Н. Эта методика включает в себя лексико-грамматические упражнения, развитие связной речи , сенсорное развитие , работу над звуковой стороной речи и физминутки. А индивидуальные занятия по пятницам с 10.00 до 10.30, после обязательных занятий в саду.


Когда ребёнку исполняется 4 года, родители начинают больше задумываться о том, что является нормой речевого развития для этого возраста. Разумеется, что дети все разные, к тому же мальчики говорить начинают обычно чуть позже девочек. Тем не менее, есть общие ориентиры, на которые можно опираться.

Развитие речи четырёхлетнего малыша

К четырём годам у детей формируется солидный словарный запас, позволяющий им облекать свои мысли в связные и понятные фразы, которые представляют не только простые, но и сложноподчинённые предложения. «Сегодня идёт снег, я буду лепить снежную бабу». «Мама сказала, что мы пойдём в зоопарк».
Четырёхлетний малыш ещё не всегда правильно произносит звуки, но пока это не повод для беспокойства. Родителям, однако, стоит прислушаться к тем звукам, которые являются сложными для чада, чтобы в последующем над ними поработал логопед.
Чтобы речь ребёнка в 4-5 лет продолжала быстрее развиваться, важно продолжать активное общение с ним. Мама, собравшись почистить картошку, пусть скажет об этом и малышу. А когда она варит суп, то вслух пусть комментирует каждое своё действие. Папа также может рассказывать о своих делах. Чем больше ребёнок слышит от родителей связной грамотной речи, тем быстрее будет формироваться и его правильная речь.
У 4-5-летних дошкольников в речевом развитии происходят существенные изменения:

  • Малыши способны не только выслушать просьбу взрослого и понять её, но и легко разговаривать между собой, обмениваясь тем, что слышали или видели, рассуждать, спорить, делать выводы.
  • В этом возрасте дети уже способны на первые монологи.
  • Малыш в данном возрасте должен уметь связно описать события своей жизни, животных или игрушки, их заменяющие, рассказать о событии, изображённом на картинке, или цепочке событий, представленных на серии картинок.
  • Ребёнок способен пересказать хорошо знакомый ему текст.
  • В этом возрасте дети уже могут рассказывать не только о том, что они слышали и видели, но и о своих мыслях, мечтах и ожиданиях.

Подобные изменения - знак того, что у ребёнка в данный период начинает развиваться «внутренняя речь» - сокращённая, быстрая, но внешне не выраженная.
У 4-5 летнего дошкольника особенность мышления состоит в постоянном взаимодействии речи и действия. Посмотрев на юного художника, можно заметить, что когда он рисует, то проговаривает то, что он пытается нарисовать, какие у рисунка будут детали. Это этап ещё не сформированной полностью внутренней речи. Его категорически нельзя заставлять мыслить про себя, ведь малышу об этом пока ещё трудно заботиться. Становление внутренней речи заметно по тому, насколько больше у ребёнка появляется способностей рассуждать по поводу некого события, по способности сравнивать предметы (различия дети находят легче, чем сходства). При сравнении предметов малыш употребляет сравнительные степени прилагательных. К пяти годам в речи появляются сложноподчинённые предложения, содержащие союзы типа «поэтому», «потому что». Однако отвечая на вопросы, ребёнок часто опускает основную часть предложения и сразу начинает с придаточного («Потому что спал»).
Растёт активный словарь, а вместе с ним и количество используемых наречий, местоимений, союзов, предлогов, без которых невозможно выстроить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Но освоение речи не ограничивается заучиванием новых слов и в открытии ребёнком других смыслов уже известных ему слов.
Дошкольник распределяет различные предметы по категориям (штанишки - одежда, сандалии - обувь). Слова-обобщения начинают использоваться детьми тогда, когда в их словаре накапливается много слов, обозначающих конкретные предметы из какой-то категории, и когда ими уже усвоены слова-обобщения. Помимо этого, о предназначении отдельных предметов у ребёнка должен накопиться минимальный запас сведений.
К пяти годам ребёнок начинает нормально произносить все звуки, за исключением некоторых трудностей со смешением звуков «р» и «л», «ш» и «с» в многосложных словах, если оба парных звука стоят рядом в одном слове (шерстяной, лаборатория).

13 1

В наше время серьёзной проблемой стали речевые нарушения у детей. Перед отправкой чада в школу изумлённые родители всё чаще замечают, что оно не научи...

Формирование навыков звукового анализа

К пяти годам ребёнок уже может производить простейшие формы звукового анализа: узнавать в слове звук, подбирать слово с заданным звуком. Эта способность говорит о том, что для ребёнка слово перестало быть простым отражением объекта, но имеет значение и само по себе. Речевой слух детей в это время совершенствуется, они уже способны различить слова с разницей в одну фонему (мышка-мишка, балка-палка).
В речи взрослых дети улавливают интонационные нюансы, делающие её выразительной, и при пересказе сказок пытаются подражать им . Они могут произвольно менять силу и высоту голоса с учётом фабулы рассказа, могут и говорить шёпотом.

Как помочь ребёнку?


Чтобы научить его находить сходства и различия у предметов, ребёнку можно предложить рассмотреть внимательно два яблока и потом спросить, одинаковые они или разные, чем отличаются и чем схожи? Ребёнок видит, что одно яблоко больше, оно красное, сладкое, с пятнышком на боку, а другое, зелёное, меньше и кислое на вкус. Чтобы указать ребёнку на упущенные признаки, взрослый должен задать ему наводящие вопросы либо просто назвать их.
Говоря о размерах предметов, дети обычно используют слова «маленький» и «большой», реже «низкий», «высокий», «короткий» или «длинный». Их нужно приучать выражать свои мысли точнее: если дом, то низкий или высокий, если карандаш, то короткий или длинный, если река, то узкая или широкая. Пусть ребёнок учится использовать сравнительные степени прилагательных, для чего его нужно спросить, какая книга толще, а какая тоньше, какая линейка уже, а какая шире. Упоминая форму, цвет, величину и прочие признаки предметов, дети иногда путаются в согласовании слов, в окончаниях прилагательных и глаголов, в падежных окончаниях существительных. Часто они путаются во временных понятиях: утро - вечер, завтра - вчера, осень - весна. С помощью приведённой ниже игры ребёнка можно научить разобраться в понятиях, пока ещё сложных для него.

Артикуляционной гимнастикой называется комплекс специально разработанных специалистами упражнений для тренировки и укрепления органов артикуляции, к к...

Когда это бывает?

Нужно назвать признаки, характерные для того или иного времени года и предложить ребёнку определить это время года.

  • Когда дети катаются на лыжах и санках?
  • Когда на деревьях появляются почки и распускаются листочки?
  • Когда можно купаться в речке, а в лесу созревают ягоды?
  • Когда листья желтеют, а птицы улетают на юг?

Для закрепления понятий о пространственных отношениях полезны вопросы:

  • Когда солнце заходит?
  • Какой рукой тебе удобно рисовать?

Уверенно ориентируясь во временных и пространственных отношениях, ребёнок будет лучше понимать слова окружающих, правильнее двигаться и действовать по командам взрослых, точнее пользоваться собственной речью. Если он путает верх с низом, справа и слева, то он не сможет найти книгу, лежащую справа на верхней полке. Речь ребёнка активизируется также вопросами, задаваемыми взрослым детьми: «Что ты видел?», «Где был?», на которые тем нужно давать точные, правильные и желательно развёрнутые ответы.

Упражнения для речевого развития

«Хоботок»

Нужно рассказать ребёнку, как, летая с цветка на цветок, пчёлка пьёт нектар. Чтобы к нему подобраться, она складывает губы хоботком (вытянуть вперёд сомкнутые губы), а чтобы начать пить, изобразить всасывающее движение губами. Желательно добиться, чтобы ребёнок 5-8 секунд мог удерживать губы «хоботком». Это положение хорошо тренируется питьём воды через соломинку.

«Улыбаемся, как Буратино»

Нужно встать с ребёнком перед зеркалом и вместе с ним изобразить улыбающегося Буратино с сомкнутыми зубами и держать улыбку 5-10 секунд.

«Улыбнёмся, как змейка»

Перед зеркалом изобразить улыбающуюся змейку, постоянно высовывающую и прячущую язычок.

«Цок-цок-цок»

Изображать в процессе игры скачущую лошадку, держа неподвижно нижнюю челюсть и цокая лишь языком.

«Непослушный язычок»

Изобразить «непослушный» язычок, который не желает прятаться в домик, а всё время дразнится, бегая по рту из угла в угол, поднимаясь и опускаясь, и издавая звуки «э-э-э».

«Шарик надули и спустили»

Вначале можно пользоваться воздушными шариками: надувая шар, одновременно надувать и щёки, а сдувая его, сдувать и щёки. Затем можно уже действовать без шарика, надувая, то обе щеки вместе, то по очереди.

«Беспокойный язычок»

Разыгравшийся язычок решил побегать из одного угла рта в другой.

«Лопатка»

Малыш должен представить, что вместо языка у него широкая лопата, которую нужно максимально вытянуть, разложить по нижней губе и 10-15 секунд так удерживать.

«Лошадка»

Ребёнок должен представить себя лошадкой, цокающей копытами. Язык при этом плотно прижимается к нёбу, потом он с усилием отрывается от него и издаёт звук, напоминающий цокот копыт.

Постановка звуков

Наибольшие затруднения встречаются у детей с произношением сонорных звуков (л, р), свистящих (з, с, ц) и шипящих (ж, ш, ч, щ). Правильнее всего эти звуки может поставить логопед, который покажет родителям, как выполнять упражнения, и даст рекомендации. Самых тревожных мам он успокоит, обещая, что в школу ребёнок пойдёт с чистой речью.
Но логопед может сделать лишь небольшую часть работы, а основную придётся взять на себя именно родителям. Звук поставить легче, чем потом его удержать. Для закрепления чистой речи требуются постоянные ежедневные занятия, а не пару раз в неделю. Внимание ребёнка нужно акцентировать на правильном произношении не только в процессе урока, но и в обыденной жизни.
Становление разговорной речи является важным этапом в формировании связной речи. Взрослые, несмотря на занятость, должны выслушать наблюдения и соображения ребёнка, помочь ему лучше пересказать содержание прочитанной вместе сказки.

3 0

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.


Дети 4 – 5 ти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут устанавливать простейшие связи и отражать их в речи. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих (ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых); Словарь увеличивается до 2500 – 3000 слов. Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты). Появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования. Появляются притяжательные прилагательные, а также сравнительная степень прилагательных. Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных. Грамматический строй речи. В возрасте 4 – 5 ти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Употребляются предлоги в самых разнообразных формах. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Формируется навык словообразования. Идет усвоение суффиксов уменьшительности, увеличитель насти и др.


Звукопроизношение. Становление нормального звукопроизношения завершается к 5 ти годам. У большинства детей звуки уже введены в речь. Наблюдается только некоторое смешение звуков С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (шерстяной). Звуки Р и Л еще могут отсутствовать. Связная речь. Предложения становятся распространенными с однородными дополнениями, обстоятельствами, определениями. Дети начинают выражать свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями, используя вводные конструкции. Чаще используют сложносочиненные предложения, реже сложноподчиненные. Некоторые типы предложений вызывают затруднения. При употреблении сложноподчиненных предложений часто опускается главная часть (начинают с союза ПОТОМУ ЧТО). Возрастает количество синтаксических ошибок в предложении. Появляется пересказ прочитанного текста. Речь становится более связной, последовательной. Идет овладение диалогической и монологической формами речи.


Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации. Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности; У ребенка удлиняется речевой выдох.


Что должно насторожить взрослого. Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: шипящих на свистящие, возможны замены твердых согласных звуков на мягкие или искаженное произношение имеющихся звуков. Речь невнятная, малопонятная, звучит как у двухлетки. Нарушения слоговой структуры слов. Ребенок не может произнести правильно слово из 3 – 4 слогов или слова со стечением согласных, пропускает звуки, слоги или переставляет их. Сохраняются стойкие аграмматизмы в речи. Ребенок испытывает большие трудности в пересказе хорошо знакомых сказок. Не может выучить короткое стихотворение (переставляет слова, пропускает слова).


Игры на развитие речи детей 4-5 лет "Один и несколько" Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе. Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно можно использовать и настоящие предметы). Малышу мы отдадим картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставим одиночные. Показываем свою картинку и спрашиваем: "У меня есть груша, а у тебя есть груша?". Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: "У меня яблоко, а у тебя яблоки." Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом - дома, стул - стулья, сумка - сумки, пень - пни. «Хвастунишки" Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа. "Давай, играть в хвальбишки. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов." Взрослый: "У меня один апельсин". Ребёнок: "А у меня много апельсинов". Взрослый: "У меня только одно яблоко". Ребёнок: "А у меня много яблок". Взрослый: "У меня одна машинка". Ребёнок: "А у меня много машинок". Желательно в эту игру включать слова, в которых ребёнок допускает ошибки, например, карандаш, ухо, стул, ведро, дом, пень, сумка и др.


"Где стоит матрёшка?" Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве. На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: "Где стоит матрёшка?". Ответ напрашивается сам: "На столе." Теперь задаём вопрос иначе: "Около чего стоит матрёшка?", "Рядом с чем стоит матрёшка?", "Перед чем стоит матрёшка?", "За каким предметом стоит матрёшка?", "Что напротив чего стоит матрёшка?" и т.д. "Фантазёры" Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей. Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: "Если на улице лужи, то...(был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д)", "Если выпал снег, то...(можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), "Если съесть много мороженого, то..." Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение. "Загадай загадку" Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания. Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его. Например: деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф). Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко). Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).

д\с «Радуга»

Тамбовская область г. Тамбов

Развитие речи детей 4-5 лет.

Воспитатель: Тафинцева Н.А.

В среднем дошкольном возрасте отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. Дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы. В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться так называемая внутренняя речь (внешне невыраженная, быстрая и сокращенная речь).Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Присмотритесь к маленькому художнику - он рисует и говорит себе, что он хочет нарисовать, какие будут детали рисунка. Это и есть этап неполной сформированности внутренней речи. Ни в коем случае нельзя заставлять думать про себя, ведь он еще не очень умеет это делать. Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»).Количество слов растет, увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложно­сочиненные и сложноподчиненные предложения. Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье - одежда). Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов - названий конкретных предметов, и, во- вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении. Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).Формирование навыков звукового анализа становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка - балка, мишка - мышка).Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Хоботок.

Ход игры : расскажите, как пчелка, летая с цветка на цветок, пьет нектар. Для того чтобы подобраться к нектару, ей нужно сложить из губ хоботок (сомкнутые губы вытянуть вперед), а чтобы выпить нектар " сделать движение, как будто набираете в рот воду. Постарайтесь, чтобы ребенок удерживал губы в положении хоботка на счет 5-8.

Хорошая гимнастика для «хоботка»: пить воду, сок через соломинку.

Улыбнемся, растянем губы.

Ход игры: ребенок перед зеркалом. И вы, и он изображаете улыбающегося Буратино, зубки должны быть сомкнуты. Улыбку держать до счета 5-10.

Улыбнемся, змейкой станем.

Ход игры : изобразите перед зеркалом улыбающуюся змейку, которая постоянно играет языком: то высунет, то спрячет.

Цок-цок-цок-цок.

Ход игры : изображайте с ребенком, как скачет лошадка, при этом нижняя челюсть остается в покое, а цокает только язычок.

Болтанка.

Ход игры : язычок очень непослушный, он не хочет прятаться в домик, он находится наружи, мало того - он «дразнится», бегая от одного угла рта к другому, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз и издавая звуки «э-э-э-э».

Ход игры : для упражнения можно использовать воздушные шары. Надуть шар - надуть щеки, сдуть шар - сдуть щеки. В дальнейшем играйте без шарика, пусть малыш надувает то одну, то другую щеку, то одновременно обе.

Беспокойный язычок.

Ход игры : язычок решил побегать, он бегает от одного угла рта к другому.

Весёлые игры на развитие речи у детей 4-5 лет

формирование звуковой культуры речи , правильного речевого дыхания

«Подскажи словечко»
Для игры понадобится мячик. Сядьте напротив ребёнка и, перебрасывая мячик, предложите ему закончить предложение, подобрав слово.
Например:
– Ворона каркает, а сорока?

– Сорока стрекочет.

– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?

«Кто где живет?»
Попросите ребёнка ответить на вопросы:
– Кто живёт в дупле? – Белка.

Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.

Можно попробовать и наоборот:
– Где живут скворцы?
– Где живут медведи? и.д.

«Горячо – холодно»
.
Например:
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий – шероховатый

«Лови да бросай – цвета называй»

Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Например:
Красный – мак, огонь, флаг;


Зелёный – огурец, трава, лес;


Фиолетовый – слива, сирень, сумерки.

«Весёлый счет»
Очень часто дети допускают ошибки при образовании множественного числа существительных. Исправить это можно в игре. Мама бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Например:
Стол – столы,
Стул – стулья,
Гора – горы,
Лист – листья,
Дом – дома,
Носок – носки,
Глаз – глаза,
Кусок – куски,
День – дни,
Прыжок – прыжки,
Сон – сны,
Гусёнок – гусята,
Лоб – лбы,
Тигрёнок – тигрята.

«Что бывает круглым?»





– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Назови ласково»

Мама бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол – столик, ключ – ключик.






Жук – жучок, дуб – дубок.

Платье – платьице, кресло – креслице.

Возможно, ребёнок уже довольно чисто произносит звуки, но вы замечаете, что словарный запас его невелик, предложения кратки, состоят преимущественно из глаголов, существительных, он затрудняется описать, что видит, и пересказать какое-то событие, ему легче выразить мысль жестами, чем словами. В таком случае вам надо позаботиться о целенаправленном расширении словарного запаса у ребёнка, которое будет происходить не только благодаря повседневному общению в семье или занятиям с логопедом, но и на уроках.

Чаще беседуйте с ребёнком, проявляя интерес к темам, которые для него актуальны, спрашивайте его мнение по поводу тех или иных событий, побуждайте оценить их, просите пересказать вам сказку или мультик, который увидел по телевизору.

Ваш живой интерес к рассказу ребёнка поможет ему раскрепоститься и захотеть говорить. Но вы можете использовать и специальные упражнения для развития речевых навыков детей. Чтобы эти упражнения были ребёнку интересны, предлагайте их в форме игр, загадок, головоломок и так, чтобы ребенок почувствовал, что вам хочется с ним поиграть.

Пусть ребёнок тоже загадывает эти задания вам или другим детям (ведь объём его знаний будет расширяться благодаря той информации, которую он получит от взрослых). В эти игры можно играть вдвоём, всем классом, в компании с другими детьми, устраивая занятные конкурсы. Однако позаботьтесь о том, чтобы каждый из детей мог почувствовать радость победы и в следующий раз захотел бы поиграть ещё.

Игры для детей на обогащение словарного запаса

Игра «Наоборот»

Цель - упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь.... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу - ну, отвечай... («конец»).

Цель - развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Сахар сладкий, а лимон...

Луна видна ночью, а солнце...

Огонь горячий, а лед...

Река широкая, а ручей...

Камень тяжелый, а пух...

Цель - упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Д\с «Радуга»

Тамбовская область г. Тамбов

Развитие речи детей 4-5 лет.

Воспитатель: Тафинцева Н.А.

Речевое развитие детей 4-5 лет.

В среднем дошкольном возрасте отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. Дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы. В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться так называемая внутренняя речь (внешне невыраженная, быстрая и сокращенная речь).Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Присмотритесь к маленькому художнику - он рисует и говорит себе, что он хочет нарисовать, какие будут детали рисунка. Это и есть этап неполной сформированности внутренней речи. Ни в коем случае нельзя заставлять думать про себя, ведь он еще не очень умеет это делать. Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»).Количество слов растет, увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье - одежда). Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов - названий конкретных предметов, и, во- вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении. Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).Формирование навыков звукового анализа становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка - балка, мишка - мышка).Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Упражнения направленные на речевое развитие.

Хоботок.

Ход игры : расскажите, как пчелка, летая с цветка на цветок, пьет нектар. Для того чтобы подобраться к нектару, ей нужно сложить из губ хоботок (сомкнутые губы вытянуть вперед), а чтобы выпить нектар " сделать движение, как будто набираете в рот воду. Постарайтесь, чтобы ребенок удерживал губы в положении хоботка на счет 5-8.

Хорошая гимнастика для «хоботка»: пить воду, сок через соломинку.

Улыбнемся, растянем губы.

Ход игры: ребенок перед зеркалом. И вы, и он изображаете улыбающегося Буратино, зубки должны быть сомкнуты. Улыбку держать до счета 5-10.

Улыбнемся, змейкой станем.

Ход игры: изобразите перед зеркалом улыбающуюся змейку, которая постоянно играет языком: то высунет, то спрячет.

Цок-цок-цок-цок.

Ход игры: изображайте с ребенком, как скачет лошадка, при этом нижняя челюсть остается в покое, а цокает только язычок.

Болтанка.

Ход игры: язычок очень непослушный, он не хочет прятаться в домик, он находится наружи, мало того - он «дразнится», бегая от одного угла рта к другому, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз и издавая звуки «э-э-э-э».

Шарик надули, шарик спустили.

Ход игры: для упражнения можно использовать воздушные шары. Надуть шар - надуть щеки, сдуть шар - сдуть щеки. В дальнейшем играйте без шарика, пусть малыш надувает то одну, то другую щеку, то одновременно обе.

Беспокойный язычок.

Ход игры: язычок решил побегать, он бегает от одного угла рта к другому.

Хвалите ребенка за достигнутые результаты.

Попросите малыша показать все упражнения, которые делает язычок, кукле или мишке (любимой игрушке). Наблюдайте со стороны за правильностью выполнения упражнений.

Вы можете попросить ребенка научить вас всем тем упражнениям, которые знает язычок. Когда вы будете выполнять упражнения, делайте ошибки, чтобы малыш мог вам еще и еще показывать упражнения для язычка.

Весёлые игры на развитие речи у детей 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет развитие речи идёт в нескольких направлениях: формирование грамматического строя (умение сочетать слова по родам, падежам и числам), формирование звуковой культуры речи , правильного речевого дыхания , а так же активизация и расширение словаря. Простые игры не требуют специальной подготовки, занимают мало времени и дают прекрасный результат.

«Подскажи словечко»
Для игры понадобится мячик. Сядьте напротив ребёнка и, перебрасывая мячик, предложите ему закончить предложение, подобрав слово.
Например:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Вопросы могут быть любыми, типа:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Фантазируйте и придумывайте разнообразные предложения.

«Кто где живет?»
Попросите ребёнка ответить на вопросы:
– Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге? – Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
– Где живут скворцы?
– Где живут медведи? и.д.

«Горячо – холодно»
Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Ребёнок должен сказать слово противоположное по значению вашему .
Например:
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий – шероховатый

«Лови да бросай – цвета называй»
В ходе игры необходимо подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Так же происходит закрепление названий основных цветов, развитие воображения.
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Например:
Красный – мак, огонь, флаг;
Оранжевый – апельсин, морковь, заря;
Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа;
Зелёный – огурец, трава, лес;
Голубой – небо, лёд, незабудки;
Синий – колокольчик, море, небо;
Фиолетовый – слива, сирень, сумерки.

«Весёлый счет»
Очень часто дети допускают ошибки при образовании множественного числа существительных. Исправить это можно в игре. Мама бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Например:
Стол – столы,
Стул – стулья,
Гора – горы,
Лист – листья,
Дом – дома,
Носок – носки,
Глаз – глаза,
Кусок – куски,
День – дни,
Прыжок – прыжки,
Сон – сны,
Гусёнок – гусята,
Лоб – лбы,
Тигрёнок – тигрята.

«Что бывает круглым?»
В игре происходит расширение словаря ребёнка за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Мама, бросая мяч, задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить и вернуть мяч.
– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Назови ласково»
В игре происходит закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Мама бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свёкла – свёколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло – креслице.

Игры для детей на обогащение словарного запаса

Возможно, ребёнок уже довольно чисто произносит звуки, но вы замечаете, что словарный запас его невелик, предложения кратки, состоят преимущественно из глаголов, существительных, он затрудняется описать, что видит, и пересказать какое-то событие, ему легче выразить мысль жестами, чем словами. В таком случае вам надо позаботиться о целенаправленном расширении словарного запаса у ребёнка, которое будет происходить не только благодаря повседневному общению в семье или занятиям с логопедом, но и на уроках.

Чаще беседуйте с ребёнком, проявляя интерес к темам, которые для него актуальны, спрашивайте его мнение по поводу тех или иных событий, побуждайте оценить их, просите пересказать вам сказку или мультик, который увидел по телевизору.

Ваш живой интерес к рассказу ребёнка поможет ему раскрепоститься и захотеть говорить. Но вы можете использовать и специальные упражнения для развития речевых навыков детей. Чтобы эти упражнения были ребёнку интересны, предлагайте их в форме игр, загадок, головоломок и так, чтобы ребенок почувствовал, что вам хочется с ним поиграть.

Пусть ребёнок тоже загадывает эти задания вам или другим детям (ведь объём его знаний будет расширяться благодаря той информации, которую он получит от взрослых). В эти игры можно играть вдвоём, всем классом, в компании с другими детьми, устраивая занятные конкурсы. Однако позаботьтесь о том, чтобы каждый из детей мог почувствовать радость победы и в следующий раз захотел бы поиграть ещё.

Игры для детей на обогащение словарного запаса

В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Наоборот»

Цель - упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Воспитатель говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее воспитатель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий - низкий) и бросить мяч воспитателю.

Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь.... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу - ну, отвечай... («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель - развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Воспитатель называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил воспитатель, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон...

Луна видна ночью, а солнце...

Огонь горячий, а лед...

Река широкая, а ручей...

Камень тяжелый, а пух...

Обыграть это можно следующим образом: логопед говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант - дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.

Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель - упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Воспитатель говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).


Лобанова Лариса Викторовна
Учебное заведение: МБУ ДС №120 "Сказочный", г. Тольятти
Краткое описание работы: Главное направление развития речи на 5 году жизни – это освоение связной монологической речи.Активный словарь ребёнка обогащается словами, обозначающими качества предметов, действия, которые с ними производятся. Дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки («Мяч – это игрушка, в него играют»). Дети начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова.

Дата публикации: 2018-01-25 Методика развития речи детей 4-5 лет Лобанова Лариса Викторовна Главное направление развития речи на 5 году жизни – это освоение связной монологической речи. Активный словарь ребёнка обогащается словами, обозначающими качества предметов, действия, которые с ними производятся. Дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки («Мяч – это игрушка, в него играют»). Дети начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова.

Просмотреть свитедельство о публикации

Методика развития речи детей 4-5 лет

Главное направление развития речи на 5 году жизни – это освоение связной монологической речи.

Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования: начинается как бы взрыв словотворчества.

Активный словарь ребёнка обогащается словами, обозначающими качества предметов, действия, которые с ними производятся. Дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки («Мяч – это игрушка, в него играют»). Дети начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова.

Увеличивается речевая активность ребёнка. На пятом году начинается возраст «почемучек». Запас слов довольно внушителен, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями, используют в своей речи вводные конструкции.

Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтактическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Воспитание звуковой культуры речи.

Детей продолжают знакомить с терминами «звук», «слово», помогают осмыслить выражение «как слово звучит», учат находить слова, сходные и различные по звучанию.

Детям помогают осмыслить, что звуки в слове разные, упражняют в узнавании слов, в которых не хватает того или иного звука. Выполняют задания на подбор тех или иных игрушек и предметов, в названиях которых есть определённый звук.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательная, вопросительная, восклицательная).

Словарная работа.

В активный словарь дошкольников вводят названия предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщённые понятия («игрушки», «одежда», «мебель», «овощи», «посуда»). Проводятся упражнения на подбор к заданным словам определений.

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, подбирают действия к предмету и предметы к действию.

Важное место в системе речевой работы занимают упражнения на различения и подбор слов, близких и противоположных по смыслу (синонимы и антонимы).

При ознакомлении с многозначными словами (лапка, ручка) целесообразно использовать наглядные средства (рисунки, иллюстрации). Кроме того, можно дошкольников знакомить и с происхождением некоторых слов («Почему гриб называют подберёзовиком, а цветок – подснежником).

Формирование грамматического строя речи.

Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк).

Образовывать формы глаголов в повелительном наклонении дети учатся в играх, отдавая поручения зверятам, игрушкам, друзьям (спой, спляши, попрыгай).

Большое место в этом возрасте отводится обучению детей разным способам словообразования на материале слов, выраженных разными частями речи. Детей учат соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа (утёнок – утята – не стало утят; зайчонок – зайчата – нет зайчат). Упражняясь в образовании названий предметов посуды, ребёнок осознаёт, что не все они звучат похоже (сахарница, салфетница, но маслёнка, солонка).

Связная речь.

Рассказывая по картинке, дошкольники учатся составлять небольшие рассказы и проводятся к составлению рассказов на на темы из личного опыта. Рассказы об игрушках дети вначале составляют по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

Серьёзное внимание необходимо уделять развитию описательной речи, т. е. учить детей сравнивать, сопоставлять предметы, игрушки, описывать их по следующей схеме: 1) указание на предмет, название его; 2) оценка предмета или отношение говорящего к нему.

В средней группе продолжается формирование навыков повествовательной речи. Взрослый принимает непосредственное участие в составлении рассказов (совместное рассказывание), стараясь, чтобы дошкольники глубже осознали структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом» и т.д.)

Широко используется в этом возрасте такая форма, как коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребёнок может продолжать предложение, начатое взрослым или сверстником.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!