Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «ЗКР. Звук

Данные об авторе

Каримова Мария Ришатовна

Место работы, должность:

Воспитатель МДОУ-детский сад комбинированного вида №5 «Умка» г. Балаково

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Родитель

Предмет(ы):

Педагогика

Цель урока:

Показать детям артикуляцию звука «ж».

Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слоге, в разных словах).

Упражнять детей в умении определять слова во звуком «ж».

Развивать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательные суффиксов.

Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.

Используемая методическая литература:

Аджи А.В.Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада.

Кулешова Л.А.Занятия по обучению грамоте в ДОУ.

Журналы "Дошкольное воспитание".

Используемое оборудование:

игрушки - «Веселый язычок», собачка, ежик, жук, настольная ширма, предметные картинки (15 шт., в названиях которых в 12 есть звук «ж»), картинки - отгадки.

Краткое описание:

Звуковая культура речи Звук "ж"

Ход:

I. Зрительная гимнастика (перед занятием) (на повышении спазма аккомодации)

Стол перед окном.

Ребята, к нам пришел в гости наш знакомый Веселый Язычок. Он сидит на окошке. Давайте посмотрим на него. А теперь посмотрите в окошко. Смотрите на него - в окошко. Он принес вам цветочки. Давайте разглядим их (к себе, от себя).

II. Сказка Веселого Язычка. Рассказ о звуке

Веселый Язычок рассказал мне интересную историю, которая произошла с ним. Однажды Язычок сидел у себя в домике, спрятавшись от морозов, и слушал зимнюю тишину.

Эх, скорее бы наступило жаркое лето, поющее разными звуками, - подумал Язычок.

И тут произошло чудо. Все зазеленело, запело, загудело.

III. Пальчиковая гимнастика.

Ребята, давайте мы тоже представим себе, что наступило лето, загудели, зажужжали насекомые.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела, махать крыльями

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек загибают пальцы

Два жука и стрекоза - делают кружочки из

Как фонарики глаза. пальцев и подносят к глазам

Пожужжали, полетали, машут ладошками

От усталости упали «роняют» руки

IV. Повторение пройденного материла.

Веселый Язычок понял, что наступило лето. Слышит Язычок: кто-то поет песенку: «ж-ж-ж».

Я не умею так петь, - огорчился Язычок. - Я не знаю песенку гуся, воды, комара. Давайте вспомним.

Как поет комар?

Как шипит гусь?

Как журчит вода?

Молодцы, вы вспомнили все песенки Язычка.

Но эта песенка совсем другая. Она звонкая «ж-ж-ж».

Чья эта песенка? (жука).

V. Показ, объяснение артикуляции звука.

Да, «ж-ж-ж» - это песенка жука. Она поется также как и песенка гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж.

Что вы слышите? (горлышко поет эту песню).

А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песенку гуся.

Поет горло?

Давайте поучимся петь песенку жука.

Откройте рот. Сложите губы широкой трубочкой. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Язычок не прижимайте к зубам. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко за верхние зубы, сразу начинайте петь: «ж-ж-ж».

VI. Произношение изолированного звука.

Ребята, посмотрите, а вот и жук, которого услышал наш Веселый Язычок. Он кружился, кружился и упал, перевернулся лапками вверх.

Жук упал

И вставать не может,

Кто ему поможет.

Жук жалобно, тихо жужжит: «ж-ж-ж».

Как жужжит жук, Антон? Артем?

Посмотрите, ребята, к нему на помощь прилетел еще один жук. Он большой, он громко жужжит.

Как жужжит большой жук, Тая? Антон?

Не смог большой жук помочь маленькому жучку. Наш веселый Язычок пошел искать кого-нибудь на помощь.

VII. Физминутка.

А мы пока встанем и вспомним, что произошло с жучком.В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел. поворот туловища

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Жук - вот красивая ладошка кружится

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

VIII. Упражнение в проговаривании звука в слогах и словах.

Ребята, посмотрите, кого на помощь пригласил Язычок. (появляется собачка)

Я Дружок. Как меня зовут? (хоровой ответ)

Миша, как зовут собаку? Ангелина, как зовут собаку?

Меня можно называть ласково: Дружочек. Мне очень нравится, когда меня называют ласково. Попробуйте и вы назвать меня так.

Артем, как зовут собаку? (полным ответом)

Я не один к вам пришел. Я ежа привел.

Где же он? Е-е-ж, покажись.

Дети, помогите мне упросить ежа показаться.

Ежик, покажись! (хоровой ответ)

Не показывается! - сокрушается Дружок, - пусть Катя попросит, Максим, Камелия.

(появляется из-за ширмы еж, смотрит на детей, ворчит)

Покажись, покажись! Разве так просят?

Обиделся - удивляется Дружок. - Надо попросить ежа вежливо. - Ежик, покажись, пожалуйста.

Попроси Егор ежика показаться.

Ежик, Дружок помогите нашему жуку. Он упал, и встать не может.

(звери помогают перевернуться жуку)

Тая, поблагодари Ежика и Дружка.

Спасибо Ежик, спасибо Дружок.

А жук сочинил, ребята, для вас стишок.

Жук жужжит: жу-жу-жу

Я живу - не тужу.

Все над ухом жужжу

И детишек бужу.

Ребята, понравилось вам стихотворение жука? Давайте его выучим. (Повторяем 2-3 раза)

IX. Игра «Где спрятался жучок»

Жучок очень обрадовался, что его освободили, и теперь хочет поиграть с вами в прятки. Он будет прятаться за теми картинками, где есть звук «ж». Сейчас вы возьмете своих жучков и посадите на ту картинку, куда может спрятаться жучок.

Антон, куда ты посадил своего жучка? Покажи. Что это? Назови слово. Повтори еще раз. Есть в этом слове «ж»?

А может ли жучок спрятаться за эту картинку?

Назовите слово.

X. Зрительная гимнастика.

Ребята, Веселому Язычку очень понравилось у нас. Он очень устал, пока рассказывал свою историю, пусть отдохнет. А мы тоже дадим отдохнуть нашим глазам.

Проследите глазами за жучком (по тренажеру).

XI. Итог занятия.

Ребята, с какой песенкой Веселого Язычка мы познакомились?

Какие слова со звуком «ж» вы запомнили?

Что вам понравилось делать на занятии?

Светлана Камачкина
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «ЗКР. Звук [ч]»

Цель : Объяснить детям, как правильно произносить звук [ ч ] .

Упражнять в произнесении звука [ч] в словах и

фразах, подбирать слова на заданный звук , развивать

фонематический слух детей. Развивать диалогическую речь .

Задачи : Учить понимать смысл загадок, правильно называть

качество предметов. Учить использовать в ответах на

вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые

распространенные предложения. Воспитывать любовь к природе и животным.

Материал : елочки, мягкая игрушка волк, заяц и белка.

Маски зверей. Конверт с картинками. Волшебный сундучок.

Сюрпризный момент : Звучит аудио-запись" Голоса птиц".

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, вы слышите, как красиво поют птицы.

А наш язычок тоже умеет так красиво петь. Но сначала его

нужно разбудить. Для этого мы с вами выполним упражнение

"Лошадки":Вытянем губки, приоткроем ротик и поцокаем

"узким" язычком (как цокают копытами лошадки) .

Разбудили мы наш язычок. Сегодня он будет учиться петь

новую песенку : Пошел язычок погулять и пришел к желез-

ной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел :

[Ч-ч- ч]. Наш язычок решил тоже выучить эту песню. Он

то собрался запеть :[ Ш-ш-ш], но сделал шаг назад своем

домике. Покажите, как язычок сделал шаг назад. Закройте

ротик, Дайте вашим язычкам отдохнуть. Теперь, пусть язычки

снова поднимут кончики, сделают шаг назад и постучат

ими в потолок : [ Ть-ть-ть].А теперь пустите на ладонь (сде-

лайте заборчик перед ртом) теплый ветерок и спойте :[Ч-ч-ч]

(Повторить несколько раз. Медленно, быстро, громко, тихо) .

Молодцы! Справились с песенкой. А теперь у меня для вас

есть сюрприз. Нам в группу кто-то прислал письмо. Но ни об-

ратного адреса ни имени, того кто его прислал на нем нет,

вместо этого только три загадки. Давайте, ребята, отгадаем

эти загадки и узнаем, кто прислал нам письмо.

Дети : Давайте.

В : - Слушайте внимательно первую загадку :

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Кто в зайчатах знает толк,

Ну конечно, это. (волк) .

Дети : Волк.

В : -А почему вы думаете, что это волк?

Дети : Потому, что.

В : -Какой волк? Что мы можем про него сказать?

Дети : Он серый.

В : -Да, правильно, а еще он сердитый, злой, голодный. А как

называют детенышей волка? Один и много?

Дети : Один-волчонок, много-волчата.

В :Молодцы! Первую загадку отгадали, слушаем теперь

вторую :

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам :

Он в шубке серенькой зимой

И в рыжей шубке летом.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз.

Дети : Белочка.

В :-Почему вы думаете, что это белка?

Дети : Потому, что.

В :-Какая она? Опишите ее словами.

Дети : Она рыженькая, с пушистым и длинным хвостиком.

В :-А еще? Что она делает?

Дети : Она быстрая, умеет прыгать по веткам, запасает орешки и

грибочки.

В :-Как называют детенышей белки? Одного и много?

Дети : Один-бельченок, много-бельчата.

В :-Молодцы! Вот и вторую загадку мы разгадали. Осталась послед-

няя, третья :

Длинное ухо, комочек пуха.

Маленький, как гномик,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Дети : Зайчик.

В :-Почему вы думаете, что это зайчик?

Дети : Потому, что.

В :-Какой он?

Дети : Трусливый, косой, быстрый, осторожный.

В :-Что делает?

Дети : Прыгает, боится, скачет, прячется от волка и от лисы.

В :-А как называют детенышей зайца? Одного и много?

Дети : Зайчонок и зайчата.

В :-А их маму называют. ?

Дети : Зайчиха.

В :-Вот какие молодцы! Все загадки отгадали. Так кто нам, ребята,

письмо написал?

Дети : Письмо написали волк, белочка и зайчик.

В :-А какие это животные, где они живут?

Дети : Это дикие животные, они живут в лесу.

В :-Правильно! И теперь мы с вами можем его прочитать :

Жила в дупле елочки белочка. А под елочкой-зайчик. Они очень любили играть вместе. Вдруг, видит зайчик, что из чащи выглядывает волчок-серый бочок. Испугался зайчик, а волчок говорит :-Я тебя не трону, если отгадаешь мою загадку. Назови слова, в которых есть звук [ч] . Помогите, нам, ребята.

В :-Ну, что, детки, поможем белочке и зайчику?

Дети : Да, поможем!

В :А на помощь нам придет наш волшебный сундучок с под-

сказками. Но сначала мы должны его открыть. Ребята, а чем

открывается волшебный сундучок?

Дети : Наверное, волшебным ключиком.

В :-Что же делать, у меня есть только обычный ключик.

Придумала. А давайте, когда мы будем открывать замочек,

скажем волшебные слова : Чики-чики-чики-чок, открывайся,

сундучок.

Дети повторяют за воспитателем чистоговорку три раза.

В :-Получилось! Посмотрим, что у нас в сундучке?

Воспитатель достает из сундучка различные предметы, в

названии которых есть звук [ ч] и несколько предметов, в

названии которых этого звука нет . Воспитатель вместе с

детьми называет эти предметы и дети хлопают в ладоши,

если слышат в слове звук [ч] .

В :-Ну что же, ребята, вот мы и справились, молодцы! Но,

посмотрите, сколько у нас еще вещей осталось! Неужели наш

волшебный сундучок ошибся, не может быть? Почему в нем

лежат ложка, нож и вилка? Ведь в этих словах нет звука [ч] ?

Если дети не догадаются сами, то можно подсказать :

В :-Ребята, а давайте, назовем их ласково, может это поможет?

Дети : Ложка-ложечка, нож-ножичек, вилка-вилочка.

В :-Ну вот, ребята, у нас все получилось. А теперь давайте

сложим наши слова в конверт, и сами отвезем его в лес бе-

лочке и зайчику. А поедем мы на поезде.

Физ-минутка :"Паровозик". Дети строятся паровозиком за вос-

питателем как вагончики.

В :-Наш паровозик очень любит петь волшебные песенки. Если

он поет громко-он едет быстро, если он поет тихо- он едет

медленно.

Чу-чу-чу-стоять я не хочу.

Ча-ча-ча-каланча.

Ач-ач-ач-испеку калач.

Оч-оч-оч-наступила ночь.

Чоки-чоки-чоки-чок-постучал наш каблучок.

В :- Вот мы и приехали. Посмотрите, ребята, сколько здесь деревьев.

А как они называются?

Дети : Елочки.

В :-А лес тогда какой?

Дети : Еловый.

В :-А вот и наши зверята. Бери волчок-серый бочок, ответы на свои

загадки и отвечай : зачем зайчика пугал (Поиграть хотел. Одному

грустно. Раньше с мишкой играл, а теперь он спит, скучно.)

А во что ты с мишкой играл, научи и нас всех, мы в д. садик

приедем и там всех научим. А здесь, белочку с зайчиком, будешь

и с ними тоже играть.

Игра"Похвалялись звери":дети надевают шапочки зверей,

играют парами :

Я - волчок.

Я - зайчик.

У меня шубка серая.

У меня шубка белая.

У меня уши маленькие, острые.

А у меня -длинные.

Играют также пары : волк и белка, белка и заяц. Можно добавить

В :-Ну вот, все подружились. А нам пора обратно, в детский сад

на нашем паровозике. (Повторение чистоговорок) .

Вот мы и дома. Ребята, что мы расскажем остальным деткам,

которые не ездили с нами лес? Какую песенку научился петь наш

язычок? Где мы были? В каком? Кого видели? Вам понравилось?

Съездим туда еще? До скорых встреч!

Литература :

1. В. В. Гербова "Конспекты занятий по развитию речи в средней

группе ".

2. О. С. Ушакова "Конспекты занятий по развитию речи для детей 3-5

3. Программа М. А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в

Надежда Мазырина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ж]»

Тема : «Звук Ж » .

Воспитатель : Мазырина Надежда Алексеевна, 2 кв. категория. я

Образовательные задачи :

Познакомить детей с правильной артикуляцией звука Ж ;

Закреплять правильное произношение звука Ж В речи детей ;

Упражнять детей в образовании существительных в уменьшительной форме.

Развивающие задачи :

- развивать речевой слух :

А)развивать умение выделять звук Ж из ряда звуков ;

Б)развивать умение произносить звук тихо-громко .

Воспитательные задачи :

Воспитывать умение выслушивать задание до конца.

Методы и приёмы : игровая мотивация, показ, объяснение, указание, похвала, наглядность, совместное проговаривание, образец ответа, оценка.

Раздаточный и демонстрационный материал : кукла Женя, картинки ЖАБА, УЖИ, ЖУРАВЛИК; картинки для артикуляционной гимнастики : «Чашечка» , «Блинчик» , «Вкусное варенье» , «Грибок» ; на каждого ребёнка :

зеркала с салфеткой, бабочки на поддувание; иллюстрация к стихотворению.

Дифференцированная индивидуальная работа с детьми :

Выше среднего уровня развития : побуждать Сашу, Машу, Дашу, Арсения, Ксюшу, Алёну самостоятельно выделять заданный звук в словах и фразах ;

Образовывать слова в уменьшительной форме самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.

-среднего уровня развития : упражнять Ксюшу, Лилю, Матвея, Егора, Максима Ц. в умении выделять звук Ж в словах и фразах с небольшой помощью.

Ниже среднего уровня развития : учить Славу выделять заданный звук из ряда звуков .

Предварительная работа : рассмотреть с детьми картинки с целью их правильного называния, знакомство с куклой Женей.

Примерный ход занятия :

1 часть : подготовка артикуляционного аппарата.

Ребята, к нам в гости пришла кукла. Вы помните, как её зовут?

(Женя)

Сегодня я расскажу вам историю, которая произошла с Женей. Мы научимся произносить новый звук , поиграем в игру «Говорящий жук» и выучим стихотворение.

Но сначала нам нужно разбудить наш язычок.

1.1 Артикуляционная гимнастика.

Женя прыгала на скакалочке, а потом пошла пить чай.

И выпила одну чашку чая - упражнение «Чашечка» (картинка на доску) .

Губы в широкой улыбочке, широкий язык поднят вверх.

Потом съела один блинчик с вареньем – упражнение «Блинчик» (картинка на доску) .

Губы также, широкий язык лежит на нижней губе.

упражнения : «Возьмите зеркала» .

Указание детям после выполнения упражнения : «Положите зеркала на салфетки» .

Чередуем упражнения 3 повтора.

Так ей понравилось варенье, что она облизала верхнюю губу – Упражнение «Вкусное варенье» .

Губы в улыбочке, широкий язык облизывает верхнюю губу.

Затем Женя пошла на лесную полянку и увидела грибок на тонкой ножке – упражнение «Грибок» (картинка на доску) .

Рот широко открыт, широкий язык присасываем к верхнему нёбу

Мини –итог : вы молодцы, язычки были широкими. «Грибочки на тонких ножках» .

1.2 Упражнение на поддувание.

Упражнение «Красивые бабочки» .

Под чудо-деревом распустились красивые цветы. Прилетели бабочки и сели на них. Вдруг задул ветер и сдул всех бабочек с цветов.

Указание детям перед выполнением задания :

2 часть. Знакомство со звуком . Артикуляционный уклад.

На полянке Женя нашёл жука. На улице было прохладно и поднял жука и понёс его домой. Дома жук согрелся и запел свою любимую песенку : «ЖЖЖЖЖ» .

Ребята, а вы хотите научиться петь песенку жука?

Губы в широкой трубочке, зубы приближены, широкий язык за верхними зубами, голосок не спит.

Возьмите зеркала и попробуем все вместе спеть песенку жука, произнести звук Ж .

А теперь Катин жук.

Наши жуки далеко улетели и их почти не слышно (произносим звук тихо ) .

Жуки подлетели совсем близко (громкое произнесение) .

Мини – итог : у вас хорошо получилось, губы у всех были широкой улыбочкой, широкий язычок за верхними зубами. Произносили звук Ж и тихо , и громко.

Женя долго наблюдал за жуком, а тот кружил по комнате. Засмотрелся на Женин живой уголок, в котором жили ЖАБА, два УЖА и маленький ЖУРАВЛИК (выставляю картинки на доску) . И вдруг упал.

Жук упал, и встать не может,

Ждёт но кто ему поможет…

А животные из Жениного уголка стали ему помогать : ЖАБА лапками, УЖИ хвостиками, а ЖУРАВЛИК крылышками. Так жук подружился с Жениными животными.

Ребята, назовите животных из Жениного уголка, с которыми подружился жук. И выделите голосом звук Ж .

Назови, Даша.

Помоги, пожалуйста, Алёна.

Арсений, кого ещё не звали девочки.

Мини-итог : вы абсолютно правы, верно назвали всех животных и выделили звук . Какой? ЖЖЖ.

Физминутка.

4 часть. Выделение звука на слух из ряда звуков .

Игра «Поймай жука» .

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука» .

Я буду произносить разные звуки , а вы если услышите песенку жука – звук Ж , хлопните в ладоши один раз.

Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.

А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.

(Если дети ошибаются,предложить помощь :

Какой звук я произнесла ? Т, нужно ли было хлопать? Нет.

Хлопните, только если, услышите звук Ж . Будьте, внимательны)

Мини-итог : все справились хлопали только на звук Ж .

5 часть. Закрепление изучаемого звука в словах .

Однажды Жене приснился сон, что он стал знаменитым дрессировщиком и выступает в цирке с удивительным номером «Говорящий жук» . Женя называл слова, а жук их изменял, так, что в каждом его слове был хорошо слышен звук Ж .

Например, Женя говорил СНЕГ, а, жук СНЕЖЖЖОК.

Попробуем и мы с вами стать говорящими жуками. Буду называть слова, а вы их изменять. И помните все должны услышать какой звук ? Правильно ЖЖЖЖ.

Ребята отвечать будет только тот, кого я назову.

(флаг - Даша… флаЖок,

друг – Маша….друЖок,

сапог – Арсений…сапоЖок,

круг – Ксюша….круЖок,

утюг – Саша…. утюЖок,

пирог – Алёна…. пироЖок).

Мини-итог : умнички, все были внимательны, все изменили слова так, чтобы был слышен звук Ж .

6 часть. Закрепление изучаемого звука во фразах , чистоговорках.

А проснулся Женя от того, что жук пел ему свою песенку :

Жук жужжит : «жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

Давайте и мы с вами выучим эту весёлую песенку.

Что делает Жук? (жужжит) .

Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)

Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя) (я живу – не тужу) .

Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.

Над чем жужжит Жук? (над ухом) .

Кого будит жук? (детишек) .

Послушайте ещё раз внимательно песенку жука и постарайтесь её запомнить.

Может быть кто-то уже запомнил песенку жука?

Расскажи Даша.

Жук жужжит : «жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж .

(повтор хоровой) .

ИТОГ ЗАНЯТИЯ :

Молодцы, ребята. Сегодня мы научились правильно произносить звук . Какой? Ж.

Какие слова мы в вами называли со звуком Ж ? Правильно, запомнили.

В какие игры играли с Жуком и с Женей.

На следующем занятии мы с вами познакомимся с Кузнечиком и научимся петь его песенку.

Конспект

Занятие по развитию речи в средней группе на тему:

«В мире звуков» (звуковая культура речи).

И.А. Бармина,

воспитатель

«В мире звуков»

Задачи:

Образовательные: Закреплять навык правильного произношения звуков [с], [з], [ш]. Напомнить детям артикуляцию звука [ж]; поупражняться в произношении звука [ж] в словах и фразах; учить произносить звук утрированно.

Развивающие: Активизировать словесно-логическое мышление, развивать слуховое внимание, артикуляцию и мелкую моторику. Способствовать укреплению психофизического здоровья детей.

Воспитательные: Формировать интерес к познавательной деятельности, любознательности, желание участвовать в театральной деятельности.

Предшествующая работа: работа с карточками, определение и нахождение звуков [з], [с], [ш] в словах, разучивание инсценировки «поющий букет», артикуляционная гимнастика.

Материал к занятию: шапочки змеи, филина, лягушат, костюм «жука», панно «лесное озеро», корзина.

Раздаточный материал: предметные карточки на звук [ж], белые карточки.

Ход занятия.

Ребята, какое сейчас время года? (Весна). Верно на улице весна, весело щебечут птицы, ярко светит солнышко

Гимнастика для глаз «Солнышко»

Воспитатель: Солнышко утром вставало

Солнышко тучки считало

Посмотрело вверх,

Посмотрело вниз

Вправо, влево

(соответствующие движения глазами)

Глазками посмотрело

И закрыло глазки

Не хочется солнышку просыпаться

Пока у детей глаза закрыты появляется солнышко (ребенок в роли солнышка)

Воспитатель: Посмотрите какое солнышко к нам пожаловало!

Воспитатель, Солнышко и дети делают массаж лица

Личко солнышко согрело

Потеплело, потеплело

(поглаживающие движения отс ередины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей)

Наши ручки потянулись (тянимся вверх)

Наши губки улыбнулись (улыбнуться)

Воспитатель: Солнышко ярко светит, погода замечательная, а хотите сейчас оказаться на лесном озере и посмотреть что там происходит? (Да)

тогда закрывайте все глаза и послушайте (звучит фонограмма «Голоса птиц»)

Воспитатель: Вот и оказались мы с вами на лесном озере (Открывается картина «Озеро», на экологическом экране)

С приходом весны лес наполнился различными звуками. А что вы слышали? (Весело поют птички)

А вот я услышаал как спешит к лесному озеру ручеек и льётся талая вода, попадая в озеро.

Как льется водичка? (с-с-с). Кружатся и звенят над озером комарики? Какую песенку они поют? (з-з-з). Я слышу квакают лягушки.

Лягушки: (девочки 3-4 человека)

Подходите к нам, лягушкам,

Тяните губки прямо к ушкам (улыбаются)

Воспитатель: Улыбнулись нам, подружки, большиглазые лягушки, давайте поупражняемся вместе с лягушками

Артикуляционное упражнене «Лягушки»

Растяните свои губки,

Мы увидим ваши зубки

Потянете-потянете

Нисколько не устаните

А теперь изобразим как лягушки ловят комариков

Пальчиковая игра «Лягушата»

Рот пошире открываем

В лягушат мы поиграем

А теперь закроем рот

Лягушонок наш жует.

(ладонями обеих рук имитируем лягушат, большой палец соединяем с остальными сомкнутыми пальцами)

Воспитатель: На высокой сосне, в лесной тишине,

Добрый филин - у да у

Будем подражать ему.

Филин: (мальчик) Губы «Хоботом» тяну

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Воспитатель: Ой, ребята, в этих кустах кто-то шевелится и шипит, похоже на веревочку. Кто это? (Змея) ш-ш-ш

Давайте и мы пошипим, сначало громко. Потом тише.

Змея: (девочка) Подражайте вы змее

С нею будьте наровне

Высуним языки спрячем

Только так, а не иначе

(артикуляционное упражнение и изображаем змею ладошками)

Воспитатель: Ребята, а я еще слышу звук над лесным озером «ж-ж-ж». Чья это песенка? (Жука)

Проснулись майские жуки.

Для того, чтобы у нас получилась такая же звонкая песенка, кончик языка мы спрячем за верхние зубы, закроем их губы сделаем круглые и добавим звук. (Показ артикуляции звука (ж))

Спойте псеснку жука не громко (индивидуально) и по подгруппам (девочки и мальчики)

А сейчас мы превратимся с вами в жучков.

п/и «Жучки» (физкультминутка)

День - жуки жужат и летают

Ночь - ложатся на спину и медлено шевелят руками и ногами.

Песенка жука в одних словах живет, а в других не живет. Сядьте на свои места за столы и посмотрите на картинки. Тихо и медленно, шепотом назовите что на них изображено и догадайтесь в названии какой картинки спряталась песня жука -ж- Когда найдете закройте эту карточку квадратом из белой бумаги. В каком слове живет ж? Выслушивает (10 детей)

А сейчас я вам прочитаю стихотворение В.Бирюкова

«Почему букет поет?»

Жук в рубашке полосатой

Полетел играть к ребятам

На цветок лиловый сел

Песню звонкую запел

Сока сладкого хлебнул

В колокольчике заснул

Да попал в букет к Маринке

и жужжит, жужжит в корзинке

А Маринка не поймет

Почему букет поет?

Почему же пел букет?

А хотите послушать и посмотреть рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и попав к девочке испугался. Я буду рассказывать, а девочки показывать. А вы нам когда я попрошу помогайте.

Инсценировка рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова

Вокруг нашего озера выросло много цветов (раскладывает цветы на ковре) Летел жук по свои делам и жужал:

Жук: - Жуть как пить хочется?

О чем жужал жук? (Хоровые и индивидуальные ответы детей). Увидел он лиловый цветок «обрадовался»: «-Тут я найду чем жажду утолить»

Залез в колокольчик и осмотрелся: «- Красиво, жить можно». Что прожужал жук? (Жить можно)

Попробовал усиками дно цветка и сказал: «- Сок! Вкусный.» Попил он и стало ему весело: «- Жить хорошо!» - запел жук. О чем запел жук? (Жить хорошо)

Пел, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов в корзинку и принесла домой, и вдруг раздалось жужание: «- Жуть! Куда я попал? Тут же люди живут». О чем жужал жук на этот раз? (ответ детей)

Ну вот, погуляли мы около озера, пора нам и в детский сад. Закрываем глаза, птички нам поют. Вот мы и опять в детском саду. Какие же звуки мы услышали на лесном озере?

Конспект НОД по развитию речи в средней группе
«Звуковая культура речи: звук Ч»

Цели:
1) Познакомить со звуком Ч. Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, в потешках);
2) Развивать фонематический слух детей.
3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука Ч;
4) Научить произносить звук Ч медленно, быстро;
5) Воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас детей.

Учить понимать смысл загадок, правильно называть животных. Учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения.

Воспитатель.

Ребята, посмотрите, а солнышко уже проснулось. Звучит аудио- запись" Голоса птиц".

Воспитатель: - Ребята, вы слышите, как красиво поют птицы. Все проснулись?

А вы проснулись. Давайте мы проснемся.

Здравствуйте, глазки! Вы проснулись? (Да!)

Здравствуйте, ушки! Вы проснулись? (Да!)

Здравствуйте, ножки! Вы проснулись? (Да!)

Здравствуйте, ручки! Вы проснулись! (Да!)

Здравствуйте, дети! Вы проснулись? (Да)! Но вот язычок еще не проснулся? Давайте его разбудим. Будете помогать язычку песенки петь. Для этого мы с вами выполним упражнение "Лошадки":Вытянем губки, приоткроем ротик и поцокаем "узким" язычком (как цокают копытами лошадки).

Потом он спел песенку водички, вот так: с-с-с! Давайте споем эту песенку вместе! Вот и проснулся язычок в прекрасном настроении.

Разбудили мы наш язычок. -А раз проснулись, значит, можно начинать играть!

Пошел язычок погулять и пришел к железной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел:[Ч-ч- ч].Сегодня он будет учиться петь новую песенку: Наш язычок решил тоже выучить эту песню. А теперь пустите на ладонь (сделайте заборчик перед ртом) теплый ветерок и спойте:[Ч-ч-ч]

(Повторить несколько раз. Медленно, быстро, громко, тихо).

Молодцы! Справились с песенкой. И вот наш паровозик приглашает детей в путешествие. Дети отправляются в путь. В:-Наш паровозик очень любит петь волшебные песенки. Если

он поет громко- он едет быстро, если он поет тихо- он едет

медленно.

Чу-чу-чу-стоять я не хочу.

Ча-ча-ча-каланча.

Ач-ач-ач- испеку калач.

Вот и первая наша остановка, а кто здесь живет, вы отгадаете загадку. Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц)

Ребята, а вот зайчик хочет с вами поиграть в игру «Что лишнее?»

Показываются карточки с изображением.

Чайник, чебурашка, червяк- телефон.

Черепаха, черное пятно, чеснок- карандаш.

Чемодан, чашка, человек-паук- книга.

Дети называют, что изображено на картинках и называют что лишнее и в каких словах есть звук ч. Вот зайчик и поиграл с вами. А теперь наш поезд отправляется дальше. Дети встают паровозиком и отправляются в путь. Встают возле своих стульчиков и имитируют как поезд едет. Вот наш поезд и остановился. А на этой остановке живет вот кто? Слушайте загадку.

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …
(Волк)

Да ребята здесь живет волчок- серый бочок. И вот что он вам предлагает

Вспомнить и проговорить чистоговорку: Ча-ча-ча - на столе горит свеча,
Чу-чу-чу - молотком я стучу,
Оч-оч-оч - наступила ночь. Молодцы ребята.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Вот белочка хочет с вами поиграть в игру «Узнай и покажи».

Дети, проговаривая потешку, на слух хлопают в ладоши.

Ой, качи, качи, качи

Глянь баранки калачи

Глянь баранки калачи

С пылу, с жару из печи

Все румяны. Горячи!

Но вот ребята нам нужно возвращаться в группу но вот проблема- закончилась железная дорога, и нашему паровозику дальше не проехать. Давайте поможем нашему паровозику, нарисуем рельсы. Дети рисуют рельсы. Давайте погудим, как паровозики. Вот мы и вернулись в группу. Вам понравилось? Давайте вспомним, что вам запомнилось, куда мы с вами ездили, что делали? Молодцы!!!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!