Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Почему исчезают детские воспоминания. Почему детские воспоминания так важны

Экология жизни. Психология: Проблема детских воспоминаний волнует учёных не первый год, а последние исследования психологов и нейрофизиологов способны многое прояснить в этих вопросах....

Куда уходят детские воспоминания? Почему наш мозг умеет забывать? Можно ли верить осколкам памяти?

Проблема детских воспоминаний волнует учёных не первый год, а последние исследования психологов и нейрофизиологов способны многое прояснить в этих вопросах.

Мои воспоминания - словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом:
откроешь его, а там сухие листья.

Жан-Поль Сартр

©Elena Shumilova

Детство. Речка. Переливающаяся вода. Белый песок. Папа учит меня плавать.

Или вот ещё: кладики. Наберёшь всякого барахла типа бусинок, цветных стёклышек, фантиков от конфет и жвачек, разроешь в земле небольшую ямку, сбросишь туда свои сокровища, прижмёшь всё это предварительно найденным стеклом от бутылки и засыплешь земелькой. Никто никогда их потом не находил, но мы любили делать эти самые кладики.

Моя память времён детского сада сокращена до вот таких отдельных моментов: рисунок пальцем на запотевшем стекле окна, клетчатая рубашка брата, тёмная зимняя улица, усеянная рыжими огнями, электрические машинки в детском парке.

Когда мы пытаемся вспомнить свою жизнь до момента рождения, получается увидеть только такие проблески в чулане памяти, несмотря на то, что мы ведь о чём-то думали тогда, что-то чувствовали и многое узнавали о мире в те дни.

Куда ушли все эти детские воспоминания, эти годы?

Проблема детских воспоминаний и неизбежного забывания укладывается в простое определение психологов - «детская амнезия». В среднем, воспоминания людей доходят до возраста, когда им было 3-3,5 года, а всё, что происходило до этого, становится тёмной бездной. Ведущий эксперт по развитию памяти из университета Эмори доктор Патриция Бауэр отмечает:

Этот феномен требует нашего внимания, потому что в нём заключается парадокс: очень многие дети отлично помнят события своей жизни, но, став взрослыми, они сохраняют малую часть своих воспоминаний.

В последние несколько лет ученые особенно плотно занимались этим вопросом и, кажется, им удалось распутать то, что происходит в мозге, когда мы теряем воспоминания самых первых лет.

А всё началось с Фрейда, который ещё в 1899 году придумал для описанного явления термин «детская амнезия». Он утверждал, что взрослые забывали о своих первых годах жизни в процессе подавления мешающих сексуальных воспоминаний. В то время как некоторые психологи поддерживали это заявление, наиболее общепринятое объяснение детской амнезии сводилось к тому, что до семи лет дети просто не способны образовывать устойчивые воспоминания, хотя доказательств в поддержку этой теории было ничтожно мало. В течение почти ста лет психологи предполагали, что воспоминания о детстве не выживают в первую очередь потому, что они неспособны быть долговечными .

Конец 1980-х ознаменовался началом реформации в области детской психологии. Бауэр и другие психологи стали исследовать детскую память, используя весьма нехитрый способ: на глазах ребёнка строили очень простую игрушку и разбивали её после сигнала, а потом наблюдали, сможет ли ребёнок подражать действиям взрослого в правильном порядке, но в растянутом временном диапазоне: от нескольких минут до нескольких месяцев.

Один эксперимент за другим показывали:

  • воспоминания детей 3-х лет и младше на самом деле сохраняются, хотя и с ограничениями;
  • в возрасте 6 месяцев младенцы помнят, по крайней мере, прошлый день;
  • в 9 месяцев события в памяти сохраняются минимум 4 недели;
  • в возрасте двух лет - в течение года.

А в историческом исследовании 1991-го года учёные обнаружили, что ребёнок четырёх с половиной лет мог подробно вспомнить поездку в Disney World, которая состоялась за 18 месяцев до этого.

Однако около 6-ти лет дети начинают забывать многие из этих ранних воспоминаний. Очередной эксперимент 2005-го года, который проводила доктор Бауэр со своими коллегами, показал, что дети в возрасте пяти с половиной лет вспоминали более 80% опыта, который у них был до 3-летнего возраста, в то время как дети, которым было семь с половиной лет, могли вспомнить менее 40% происходящего с ними в детстве.

Эта работа обнажила противоречия, которые находятся в самой основе «детской амнезии»: маленькие дети способны запоминать события в первые несколько лет жизни, но большинство из этих воспоминаний в конечном счёте исчезают со стремительной скоростью, что никак не похоже на механизмы забывания, свойственные взрослым людям.

Озадаченные этим противоречием, исследователи стали строить догадки: может быть, для долговечных воспоминаний мы должны овладеть речью или самосознанием, - в общем, обзавестись тем, что не слишком развито в детском возрасте. Но, несмотря на то, что устное общение и самосознание, несомненно, укрепляют человеческую память, их отсутствие не может сполна объяснить феномен детской амнезии. В конце концов, некоторые животные, которые имеют достаточно большой мозг относительно их тела, но не имеют языка и нашего уровня самосознания, также теряют воспоминания, которые относятся к их младенчеству (например, крысы и мыши).

Догадки длились до тех пор, пока учёные не обратили внимание на самый главный орган, участвующий в процессе памяти, - наш мозг . С этого момента проблема детских воспоминаний стала предметом внимания нейроученых всего мира и одно за другим стали появляться исследования, объясняющие причину исчезновения нашей памяти.

Дело в том, что между рождением и подростковым возрастом структуры мозга продолжают развиваться . С массивной волной роста мозг обзаводится огромным количеством нейронных связей, которые с возрастом сокращаются (на определённом этапе нам просто необходим этот «нейронный бум» - чтобы быстро адаптироваться к нашему миру и обучиться самым необходимым вещам; больше такого с нами не случается).

Так вот, как выяснила Бауэр, эта специфическая адаптивность мозга имеет свою цену . В то время как мозг переживает затянувшееся после рождения развитие за пределами материнского лона, большая и сложная сеть нейронов мозга, которые создают и поддерживают наши воспоминания, сама находится в стадии строительства, поэтому она не способна образовывать воспоминания так же, как это делает мозг взрослого человека. Как следствие, долгосрочные воспоминания, сформированные в первые годы нашей жизни, являются наименее устойчивыми из всех, которые у нас появляются за время жизни, и склонны распадаться во время взросления.

А год назад невролог из детской больницы Торонто Пол Франкланд и его коллеги опубликовали исследование «Нейрогенез гиппокампа регулирует процесс забывания в младенчестве и взрослом возрасте», демонстрирующее ещё одну причину детской амнезии. По мнению учёных, воспоминания не только ухудшаются, но также становятся скрытыми. Несколько лет назад Франкланд и его жена, которая также является неврологом, начали замечать, что у мышей, которых они изучали, по отдельным видам тестов памяти, она ухудшилась после жизни в клетке с колесом. Учёные связали это с тем, что бег на колесе способствует нейрогенезу - процессу появления и роста целых новых нейронов в гиппокампе, области мозга, которая имеет важное значение для памяти. Но в то время, как нейрогенез гиппокампа взрослых, вероятно, вносит свой вклад в способность к обучению и запоминанию, он может иметь отношение к процессу забывания во время роста организма. Так же, как в лесу может вырасти лишь определённое количество деревьев, гиппокамп способен вместить ограниченное число нейронов. В итоге происходит то, что случается в нашей жизни сплошь и рядом: новые клетки мозга вытесняют другие нейроны с их территории или даже иногда вовсе их замещают, что в свою очередь ведёт к перестройке ментальных схем, которые могут хранить отдельные воспоминания . Как предполагают учёные, особенно высокий уровень нейрогенеза в младенчестве частично ответственен за детскую амнезию.

Кроме экспериментов с беговым колесом учёные использовали «Прозак», который стимулирует рост нервных клеток. Мыши, которым давали препарат, начинали забывать эксперименты, которые с ними проводили до этого, в то время как особи, не получающие лекарства, всё помнили и хорошо ориентировались в знакомых им условиях. Наоборот, когда исследователи препятствовали нейрогенезу маленьких особей с помощью средств генной инженерии, у молодых животных стали формироваться гораздо более стабильные воспоминания.

Правда, Франкланд и Джозелин пошли ещё дальше: они решили внимательно изучить, как нейрогенез изменяет структуру мозга и что происходит со старыми клетками. Последний их эксперимент достоин самых смелых догадок писателей-фантастов: с помощью вируса учёные вставили в ДНК ген, который способен закодировать белок на флуоресцентное свечение. Как показали светящиеся красители, новые клетки не заменяют старые - скорее, они присоединяются к уже существующей схеме .

Эта перестройка схем памяти означает, что в то время, как некоторые из наших воспоминаний детства действительно уходят, другие сохраняются в зашифрованном, преломлённом виде . Видимо, это объясняет ту трудность, с которой нам даётся порой что-то вспомнить.

Но даже если нам удастся распутать клубки нескольких различных воспоминаний, мы никогда не сможем полностью доверять воскрешённым картинам - некоторые из них могут быть частично или полностью сфабрикованы. Это подтверждает исследование Элизабет Лофтус из университета Калифорнии в Ирвине, благодаря которому стало известно, что наши самые ранние воспоминания представляют собой нерастворимые смеси подлинных воспоминаний, рассказов, которые мы впитывали от других, и мнимых сцен, придуманных подсознанием .

В рамках эксперимента Лофтус и её коллеги представили добровольцам несколько коротких рассказов об их детстве, поведанных родственниками. Без ведома участников исследования, учёные включили одну придуманную историю, которая, по сути, была фикцией - о потере в пятилетнем возрасте в торговом центре. Тем не менее, четверть добровольцев заявили, что они помнят об этом. И даже тогда, когда им сказали, что один из рассказов выдуман, некоторые участники не смогли определить, что это была история о торговом центре.

Научный журналист, заместитель главного редактора журнала Scientific American Феррис Джабр (Ferris Jabr) размышляет на этот счёт:

Когда я был маленьким, я заблудился в Диснейленде. Вот что я помню: был декабрь, и я наблюдал за ходом железного поезда через рождественскую деревню. Когда я обернулся, мои родители исчезли. По моему телу прошёл холодный пот. Я начал всхлипывать и бродить по парку в поисках мамы и папы. Незнакомец подошёл ко мне и отвёл к гигантским зданиям, наполненным экранами телевизоров с трансляцией видеокамер безопасности парка. Видел ли я своих родителей на одном из этих экранов? Нет. Мы вернулись к поезду, где и нашли их. Я побежал к ним с радостью и облегчением.

Недавно впервые за долгое время я спросил маму, что она помнит о том дне в Диснейленде. Она говорит, что была весна или лето и что она в последний раз видела меня рядом с пультом дистанционного управления лодок из аттракциона «Круиз по Джунглям», а не рядом с железной дорогой. Как только они поняли, что я потерялся, они пошли прямо к центру потерянных и найденных. Смотритель парка действительно нашёл меня и привёл в этот центр, где меня, довольно вкушающего мороженое, и нашли родители. Конечно, никаких доказательств ни её, ни моих воспоминаний найти не удалось, однако мы остались с чем-то гораздо более неуловимым: этими маленькими угольками прошлого, встроенными в наше сознание, мерцающими, как золото дурака.

Также интересно:

Да, мы утрачиваем наши детские воспоминания, чтобы иметь возможность расти и развиваться дальше. Но, если честно, я не вижу в том большой беды. Самое дорогое, самое важное мы всегда берём с собой во взрослую жизнь: запах маминых духов, ощущение тепла её рук, самоуверенную улыбку отца, блестящую речку и волшебное ощущение нового дня - все те кладики детства, которые остаются с нами до конца. опубликовано

Поскольку запоминать моменты я научилась уже в 3,5 года или около того, первое воспоминание было и всегда будет, как мы с родителями ездили на кукурузное поле, будучи за городом. Огромные длинные ростки кукурузы, маленькая я, сама собираю все это, супер. Тот момент, когда ты будто в фильме. Второе ценное воспоминание было уже лет так в пять - шесть, может позже. У меня наконец появилась желанная кукла братц, и я, как девочка, интересующаяся модой и всем красивым, мечтала делать причёски (да что мечтала, вплоть до лет 10 я думала, что стану парикмахером). И мечта осуществилась, когда бабашка пришла на помощь, и научила плести косу. Оказалось все понятно. Помню, как удивлялась, мол мои сверстницы не умеют плести косички и делать пучки и тд., мол как же так, это само собой разумеющееся, ахах. До сих пор кстати плету моим подругам косы, делаю разные причёски и чувствую, даже надеюсь, что буду лучшей мамой, потому что у ребёнка всегда будут аккуратно собраны волосы)

Следующее воспоминание уже семилетней меня. Учили нас с сестрой кататься на велосипеде на даче, по дороге. У нас получалось более менее, потому что чётко помню, как сестра непонятно как и непонятной скоростью смогла улететь в канаву, которая была глубиной в метр с лишним, поросла крапивой и крыжовником. И смешно и грустно, но ходила потом она с ожогами крапивными долго..Помимо этого у нас сестрой постоянно были игры а-ля мы рыцари, или что-то в этом духе. Носились по участку, играли с мечами, бегали, прыгали. Придумали такую штуку: первый этаж дома был весьма невысокий, и открыв окно, нужно было выпрыгнуть через это окно как

герой с мечом и пойти покорять неизведанные придуманные территории. Окно открыто, сестра выпрыгнула, как ни в чем не бывало побежала дальше, моя очередь-прыгнула на клумбу из кирпичей, упала на руку, сломав ее. Когда начинала терять сознание, привиделись радужные пони, было весело. Что касается меня и других падений, идём дальше, уже лет в 8-9, идя по той же дороге на даче, решив поэкспериментировать, придумала закрывать глаза, когда иду. Мол, надо учиться ходить с закрытыми глазами, мало ли что (а на самом деле НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ). Пройдя три шага я свалилась в туже же самую канаву, но, как ни в чем не бывало, встала и пошла дальше, будто так и было задумано, конечно.

Помимо всех этих историй, я неоднократно любила постригать самой себе волосы, челки. Первый эксперимент был лет в пять с супер классной челкой, потом лет в восемь я решила опять быть модницей. С каждым разом я понимала, что чёлка-это не пять волосинок и старалась соответствовать идеалам, с нормальной густой чёлкой. Пик карьеры парикмахера произошёл летом в шестом классе, когда я сначала решила отрезать себе волосы короче плеч, и надо сказать, мне шло, а потом я, угадайте что, сделала себе ЧЁЛКУ! В этот раз я была истинная египетская Клеопатра, потому что придя в салон и подровняв все, поняла, что чёлка гуде другой массы волос, перекрывает мои глаза, а длина всех волос буквально заканчивается на подбородке.

Мораль сей басни такова-следите за своими детьми, и не делайте глупостей (дети), будучи уже в сознательном возрасте.

Мой отец был местным участковым (профессию быстро сменил, подвела патологическая честность), так вот в детстве меня часто было "некуда деть", и я проводила вечера с папой на работе (мне было не больше пяти лет).
Одним из великолепнейших впечатлений стало знакомство с "тётенькой с папиной работы", которая беседовала со мной на все темы - от бытовых до высоких - да и в целом была очень харизматична. В общем, нашла я себе подружку! Только вот очень сильно удивилась, что папа разговаривал с ней не слишком вежливо и старался быстрее меня увести.
Вечером я ещё долго бегала по квартире и спрашивала у мамы, кто такие путаны и почему я - ментовская дочка...) больше меня папа на работу не брал.

Это воспоминание я считаю своим первым и одним из самых интересных. Я лежу в своей фиолетовой коляске, а папа везет её, он был в черной рубашке. Мне было здорово.

Еще я помню покупку своей первой Барби. Естественно, мне хотелось ту, что я видела по телевизору, не помню какую именно. Когда мы пришли с мамой в магазин, она сказала мне выбрать самую красивую, не смотря на цену. Конечно, той куклы не было, но мы выбрали самую хорошенькую. У неё была копна пепельных волос, зеленое джинсовое платье, розовые балетки и ярко фиолетовые губы с белоснежной улыбкой. Радости не было предела, я её обожала.

Помню, как мы с мамой шили этой кукле купальник, русалочий хвостик, и покупали маленького котенка, каких делают из гипса и покрывают волосками или шерстью, совсем не знаю как такие фигурки называются.

Еще хорошо помню, как родители купили первый компьютер. А так как интернета в то время еще не было, то знакомые родителей приносили мне всякие игры, музыку, я знакомилась с железом, и вообще самим компьютером. Было здорово познавать эту, казалось бы, сложную машину, но уже к 9 классу я могла разобрать и собрать системник, установить винду.

.

Мы называли их волшебными камнями. Это были просто кусочки гальки - типа тех, что покупают для аквариума, - в песочнице на детской площадке, где я играл в дошкольном возрасте. Но мы с друзьями наделяли их магическими свойствами, охотились за ними, как за сокровищем, и аккуратно раскладывали на горстки «изумрудов», «сапфиров» и «рубинов». Просеивание песка на предмет этих волшебных самоцветов - одно из моих самых ранних воспоминаний. Мне было на тот момент не более трех лет. Воспоминания из детского сада также сводятся к отдельным мгновениям: я вывожу розовыми линиями буквы на желтой бумаге, смотрю фильм о морских животных, учитель разрезает большой рулон бумаги, чтобы мы все могли пальцами в краске нарисовать свои портреты.

Когда я пробую вспомнить свою жизнь до пятого дня рождения, в памяти всплывают лишь эти проблески - как вспышки спичек во тьме. При этом я знаю, что думал, ощущал и узнавал тогда очень много. Куда делись все эти годы?

Психологи называют это драматическое забывание «инфантильной амнезией». В среднем человеческие воспоминания простираются не далее возраста трех с половиной лет. Все до этого - темная бездна. «Это феномен устоявшегося фокуса, - говорит Патрисия Бауэр из Университета Эмори, эксперт по развитию памяти. - Он требует внимания, поскольку это парадокс: маленькие дети помнят события своей жизни, при этом взрослые хранят очень малую часть этих воспоминаний».

В течение последних лет ученые наконец начали точно понимать, что происходит в мозге человека, когда он начинает забывать собрание своих самых ранних воспоминаний. «Мы надстраиваем биологическую базу», - говорит Пол Франкленд, нейробиолог из больницы Sick Kids в Торонто. Новые данные говорят о том, что мозг обязан отпустить большую часть детства - это необходимая часть перехода во взрослый возраст.

Зигмунд Фрейд дал название инфантильной амнезии в начале XX века. Он утверждал, что взрослые забывают свои детские годы жизни в процессе подавления неприятных воспоминаний о пробуждениях сексуальных переживаний.

Хотя некоторые психологи отдают должное этим заявлениям, самое распространенное объяснение инфантильной амнезии - это то, что дети просто не могут формировать стабильные воспоминания до семилетнего возраста, хотя подтверждений этой гипотезе немного. В течение почти столетия психологи полагали, что детские воспоминания не сохранялись, потому что в принципе не были долговременными.

В конце 1980-х годов началась реформация детской психологии. Бауэр и другие ученые начали изучать детскую память: например, создавали игрушечный колокол и били в него - а затем ждали, чтобы посмотреть, сможет ли ребенок повторить эти действия в нужном порядке после паузы в минуты или месяцы.

Один эксперимент за другим демонстрировал, что воспоминания детей трех лет и младше на самом деле сохраняются, хоть и с ограничениями.

В возрасте полугода детские воспоминания сохраняются как минимум в течение дня; в 9 месяцев - в течение месяца; к возрасту двух лет - в течение года.

В ходе знакового исследования 1991 года ученые обнаружили, что дети в возрасте четырех с половиной лет могут подробно вспомнить детали путешествия в Диснейленд, состоявшегося полутора годами ранее. Однако в возрасте примерно около шести лет дети начинают забывать многие из своих ранних воспоминаний. Эксперимент, проведенный Бауэр с коллегами в 2005 году, продемонстрировал, что дети пяти с половиной лет помнили более 80 % своего опыта в трехлетнем возрасте, тогда как дети семи с половиной лет помнили менее 40 %.


Эта работа выявила противоречие, лежащее в основе инфантильной амнезии: дети могут формировать воспоминания и обращаться к ним в течение первых лет жизни, при этом большая часть этих воспоминаний в конечном итоге улетучивается с гораздо более высокой скоростью, чем мы обычно забываем прошлое, будучи взрослыми.

Некоторые ученые предположили, что сохранение воспоминаний требует владения речью или ощущения собственного «я» - чего нам не хватает в детстве.

Однако хотя вербальная коммуникация и осознание собственной личности, несомненно, укрепляют воспоминания, их отсутствие не может целиком объяснять инфантильную амнезию. Как-никак у некоторых животных есть крупный и сложный мозг в сравнении с размером их тела, например у мышей и крыс, но у них нет речи или, предположительно, самоосознанности нашего уровня, но они тоже забывают свои детские воспоминания.

Тогда, значит, рассудили ученые, парадокс имеет под собой более значимую физическую основу, общую для человека и других млекопитающих с большим мозгом. Вопрос - какую?

Между рождением и ранним подростковым возрастом мозг закладывает некоторые схемы своего функционирования и укрепляет пути электрических импульсов жировой тканью, чтобы сделать их более проводящими. В процессе массивного роста мозг выстраивает бесчисленное количество новых мостов между нейронами. В ранние годы у нас гораздо больше связей между клетками мозга, чем во взрослом возрасте, - потом большинство из них рушатся.

Вся эта избыточная масса мозга - сырая глина, из которой гены и опыт формируют мозг таким образом, чтобы он соответствовал определенной окружающей среде. Без этой чистки мозгов дети не смогут выучить так много и так быстро, как это у них получается.

Как выяснили Бауэр и другие исследователи, эта способность приспосабливаться дорого нам обходится. Пока мозг переживает стадию продолжительного развития за пределами матки, большая и сложная сеть разных отделов мозга, которые вместе создают и хранят воспоминания, все еще находится в процессе развития и не в состоянии формировать воспоминания так, как она сумеет во взрослом возрасте. Как следствие, долгосрочные воспоминания, сформированные в первые три года жизни, - наименее стабильные наши воспоминания, и, скорее всего, они исчезнут или распадутся по мере взросления.


В начале этого года Франкленд с коллегами опубликовал исследование, рассказывающее еще об одном способе, при помощи которого мозг прощается с детскими воспоминаниями: они не просто бледнеют, но и скрываются. Несколькими годами ранее Франкленд с супругой Шиной Джосслин - также нейробиологом, начали замечать, что мыши, которых они изучали, демонстрировали худшие результаты во время тестов на память после того, как проводили некоторое время в клетке с беличьим колесом.

Супруги знали, что упражнение на колесе способствует нейрогенезу, росту новых нейронов, в гиппокампе - зоне мозга, которая играет ключевую роль в процессе памяти. И хотя нейрогенез в гиппокампе мозга взрослого человека очевидно укрепляет способность узнавать новое и помнить, Карл Дейссерот из Стэнфордского университета и другие исследователи предполагают, что он также может требовать некоторое количество забывания.

Так же, как в лесу есть место лишь для определенного количества деревьев, гиппокамп может содержать лишь определенное число нейронов. Новые клетки мозга могут занимать территорию других нейронов или даже заменять их, что, в свою очередь, может разрушать или переиначивать маленькие цепи, хранящие отдельные воспоминания.

Получается, высокий темп нейрогенеза в детстве частично ответственен за инфантильную амнезию.

Чтобы доказать эту гипотезу, Франкленд и Джосслент переместили маленьких и взрослых мышей из привычной небольшой пластиковой коробки в более просторные металлические клетки. В новых контейнерах они наносили грызунам небольшой удар электрическим током. Мыши быстро стали связывать металлические клетки с электрошоком и тряслись от ужаса всякий раз, когда их помещали в эти условия.

Мыши-малыши начинали забывать об этой связи уже через день, взрослые мыши - помнили ее. Однако если после ударов током взрослые грызуны бегали по колесу, стимулируя таким образом нейрогенез, они начинали в своей забывчивости походить на детенышей.

Прозак, который также стимулирует нейрогенез, имеет тот же эффект. И наоборот, когда ученые замедляли нейрогенез у детенышей с помощью лекарств или генной инженерии, юные звери формировали гораздо более стабильные воспоминания.

Чтобы внимательнее изучить то, как нейрогенез меняет память, Франкленд и Джосслин использовали вирус для внедрения гена, кодирующего зеленый флюоресцентный белок в ДНК только что выросших клеток мозга мышей. Сияющая окраска продемонстрировала, что новые клетки не заменяли старые; они, скорее, присоединялись к уже существующей цепи. Это говорит о том, что технически множество маленьких цепей нейронов, которые хранят наши ранние воспоминания, не уничтожаются нейрогенезом. Вместо этого они тщательно реструктурируются, что, вероятно, объясняет, почему изначальные воспоминания так сложно восстановить.


«Мы думаем, что это вопрос доступности, - комментирует Франкленд. - Но это также и вопрос семантики. Если к воспоминанию невозможно получить доступ, значит, оно фактически стирается».

Эта перестройка цепей памяти означает, что, хотя некоторые из наших детских воспоминаний действительно стерты, другие сохраняются в зашифрованном, искаженном виде. Исследования говорят о том, что человек может восстановить как минимум некоторые воспоминания детства, реагируя на определенные подсказки, - вызывающие возникновение в памяти каких-то моментов, связанных, к примеру, со словом «молоко». Или представляя дом, школу или особое место, связанное с определенным возрастом, которое позволяет всплыть релевантным воспоминаниям самим по себе.

Однако даже если мы сумеем распутать какие-то отдельные воспоминания, которые пережили смутные циклы роста и упадка в детском мозге, мы никогда не сможем полностью им доверять - некоторые из них могут быть частично или полностью выдуманными.

Исследование Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвайне показало, что наши самые ранние воспоминания часто представляют собой необъяснимую смесь из реальных событий, рассказов других и сцен, выдуманных нашим бессознательным.

В ходе ряда поворотных экспериментов в 1995 году Лофтус с коллегами дали добровольцам короткие истории об их детстве, полученные от родственников. Участники исследования не знали, что одна из этих историй - о том, как они заблудились в торговом центре в возрасте пяти лет, - была главным образом выдумкой. Четверть участников сказали, что помнят такой случай. И даже когда им сообщили, что одна из историй была сочинена, некоторые участники не смогли понять, что речь идет об инциденте в торговом центре.


Когда я был маленьким, я потерялся в Диснейленде. Вот что я помню: на дворе декабрь, я рассматриваю игрушечный поезд в рождественской деревне. Обернувшись, понимаю, что родители исчезли. Меня охватывает ужас, я начинаю бродить по парку в поисках. Ко мне подходит незнакомец и отводит к гигантскому зданию с кучей экранов, на которых показывают записи камер наблюдения. Вижу ли я родителей на одном из них? Я не видел. Мы возвращаемся к поезду, где я нахожу родителей. Бегу к ним в объятья, охваченный радостью и чувством облегчения.

Недавно я впервые спросил маму, что именно она помнит об этом дне в Диснейленде. Она сказала, что это было летом и что в последний раз они меня видели возле путешествующих по «джунглям» корабликов, а совсем не возле железной дороги у входа в парк.

Как только они осознали, что я пропал, они сразу обратились в Центр розыска. Сотрудник парка действительно нашел и привел меня в центр, где меня успокоили порцией мороженого.

Я был сбит с толку тем, что ее история так сильно противоречит тому, что я считал очень точным и четким воспоминанием, и попросил маму найти в старых фотоальбомах доказательства, но она смогла отыскать лишь снимки из предыдущей поездки в Диснейленд. Видимо, у меня никогда не будет четких свидетельств того, что тогда случилось. Остались лишь мерцающие, как пирит, крошечные осколки прошлого в голове.

— В чем сила, брат?

— Сила — в детстве!

  • Насколько ценны детские воспоминания?
  • Как вспомнить детство?
  • Что скрывает детская память?

Все мы родом из детства, именно тогда мы начинаем познавать мир, учимся делать первые шаги, отличать добро от зла. Это время, когда нам не нужно думать о проблемах, мы всецело отдаёмся себе, беззаботно проводя часы, играя с друзьями или просто занимаясь своими важными делами.

К сожалению, не для всех детство было временем счастья и радости, не все были окружены безусловной любовью и заботой. Есть такие люди, которые отказываются вспоминать время, когда они были малышами, так как это болезненно для них, и они не хотят травмировать себя ещё раз.

Институт Реинкарнационики делает особый акцент на важности детских воспоминаний. Для этого существует ряд причин, которые и объясняют необходимость помнить своё детство.

Почему же именно детство?

Научившись в совершенстве пользоваться своей памятью, вы легко можете вернуться в любой момент детства, пусть даже не самый приятный, и с помощью инструментов реинкарнационики исследовать эту ситуацию и вынести для себя необходимые уроки.

Именно с детства мы начинаем постигать мир таким, каков он есть вокруг нас, получаем необходимые навыки, создаём свой опыт, делаем первые шаги, формируем характер.

Именно в детстве мы создаём для себя ту картину мира, которую видим сейчас, и не важно, нравится она нам или нет, эта картина уже существует.

И если она нас не совсем устраивает, и мы всячески стараемся что-либо изменить, без путешествия в детство не обойтись, мы не сможем найти те тончайшие нити, которые ведут к истоку наших проблем.

Что, если воспоминания о детстве причиняют боль?

Детские воспоминания хранят в себе не только счастливые и беззаботные моменты, но и неприятные, а иногда и трагические. И вполне естественно возникает вопрос: “Так ли необходимо возвращаться в эти неприятные воспоминания, которые до сих пор наполнены негативными эмоциями?

Все неприятности из детства оставили свой отпечаток на нашем восприятии себя и окружающих, они послужили причиной фобий и комплексов, и самое неприятное — они до сих пор вредят нашей жизни.

Замечали вы когда-нибудь, что некоторые моменты в жизни имеют привычку повторяться? Казалось бы, урок пройден, всё понято, всё решено, сделан шаг вперёд. Но через год эта же ситуация повторяется с необычайной точностью, только с другими людьми и другими обстоятельствами, но суть одна.

Чтобы решить эту проблему раз и навсегда, необходимо вернуться в детство и проанализировать все происходящие там события с высоты вашего жизненного опыта. Поверьте, всё будет выглядеть совсем иначе.

«Вспомнила из детства действительно позитивные вещи. Я помнила, в основном, только негатив. Но сегодня во время занятия стала вспоминать, оказывается было все не совсем уж и плохо.» — Марал Устенова, студентка I курса Института Реинкарнационики.

А как же быть, если детских воспоминаний вообще нет, значит, и вспоминать нечего?

Отсутствие воспоминаний также может сигнализировать , с которой необходимо обязательно работать. Что же такого было в детстве, что мозг предпочёл всё это спрятать в самый дальний архив памяти?

Удивительно то, что наше подсознание ничего не забывает и берёт весь пройденный опыт как шаблон выработанных действий. Чтобы изменить этот шаблон, который совсем не подходит к нашей настоящей жизни, необходимо вспомнить, что же было заложено ранее, и поменять эту программу.

Для тех, кому не удаётся легко восстановить в памяти моменты детства, Институт Реинкарнационики даёт великолепные техники и инструменты, чтобы не только поднять пласт детских воспоминаний, но и отработать их в нужном направлении.

“Занятие оказалось очень интересным для меня. Совершенно неожиданно всплыли воспоминания, которых не ожидала. Всегда говорила, что детство помню плохо. Оказалось - кое-что таки помню!!!” — Наталья Демирова, студентка I курса Института Реинкарнационики.

“Я человек абсолютно не спортивный, люблю пассивный отдых, каково же было мое удивление, когда я вспомнила, что все свое детство, вплоть до 9 класса, я занималась туризмом! Ничего не помнила! Воспоминания были нечеткие, на уровне осознания, без картинок, вспышками кратковременными.

А еще был волейбол, спортивная стрельба, лыжи! Я не была спортсменкой, но я всем этим занималась! Почему все стерлось из памяти?” — Елена Кулачкова, студентка I курса Института Реинкарнационики.

Источник безусловной любви

К счастью, далеко не у всех детство может ассоциироваться с обидами и болью. Для большинства людей детство — это источник безусловной любви, к которому всегда приятно вернуться.

Очень важно найти в своих детских воспоминаниях ресурсные моменты и брать из них необходимые чувства и ощущения. Это поможет вам справляться со всеми задачами и испытаниями, которые поставила перед вами жизнь.

Что это значит — “ресурсы” нашего детства? Ребёнок для большинства родителей — это подарок, преподнесённый им свыше, поэтому они стараются оградить своё чадо от всех мирских проблем, окружив своей любовью и заботой.

Достаточно вспомнить прикосновение маминых рук или ощутить её аромат, который малыш легко запоминает. Такие ощущения остаются в памяти надолго, и при желании можно их восстановить, прочувствовать, вернуться в детство и ощутить себя самым любимым существом на свете.

Возможно, вам нравится вспоминать любимую , рассказанную на ночь, и поцелуй мамы перед сном? А может быть, ваш ресурс заложен в детских играх, дружбе, отношениях с родителями, бабушкой и дедушкой? Там, где не стоят ограничения и условности взрослой жизни, там, где тебя любят и понимают просто так, потому что ты есть.

Когда вам будет грустно и возникнет ощущение одиночества, отсутствия любви, вы всегда можете вернуться в эти воспоминания и подзарядиться этим замечательным чувством. Оно не требует от вас отдачи, ведь на то она и есть безусловная любовь. Такие жизненные ресурсы мы можем отыскать исключительно в нашем детстве.

“Мне вспомнилась моя бабушка, воспоминания было из тела и зрительные, эмоций было меньше, ничего не заготавливала, т.к. была полностью в происходящем, и какая-то волна добра и любви из детства накрыла меня.

Спасибо отвечающей, это был хороший пример для начинающих - открытости и готовности взаимодействовать… атмосфера была доброжелательная и располагающая.” — Ирина Кемельман, студентка I курса Института Реинкарнационики.

“Теперь я поняла, что значит “погрузиться” — это полностью оказаться в том моменте, в том воспоминании. Я “хапнула” из детства хороший ресурс уверенности в себе, нахождения в потоке, азарта, чувства “я могу”, уверенности в том, что все у меня получится. Я изменила своё внутреннее состояние, и реальность преобразуется. ” — Ольга Титова, студентка I курса Института Реинкарнационики.

Вернуть чувство исследователя

Бонусом к жизненному опыту всегда идёт привычка анализировать каждый шаг, прежде чем сделать его. С одной стороны, это правильно, ведь мы ограждаем себя от ненужных действий, тем самым пытаясь избегать ошибок. Но если взглянуть на всё это с противоположной стороны, то можно увидеть, что иногда нужно решаться на необдуманные действия, которые поначалу могут показаться вам неправильными.

Тут можно привести пример с электронными почтовыми ящиками. Очень часто нужные письма отправляются в спам, а возможно, среди них есть письмо с уникальными знаниями, но вы никогда не узнаете этого, ведь вы так и не прочли его. Вот так и мы анализируем свои шаги, и часто не решаемся сделать что-то такое, что наш мозг отправляет в папку “спам”.

Вспомните себя в детстве , ведь вы не были такими “мастерами анализа”, уверена, что вы тоже делали ребёнком что-то такое, на что сейчас бы точно не решились. Вы узнавали мир, иногда делали ошибки, при этом открывая для себя что-то новое.

Так, может быть, не надо пытаться анализировать и продумывать абсолютно всё? Включите в себе бесстрашного исследователя, и пусть ваш жизненный опыт станет для вас надёжным помощником, а не источником преград.

«Помню, садик, зима, мне к шести годам подходит. Желание лизнуть железо, на себе испытать, как это бывает. Попробовала, язык прилип, нянечка бежит с кувшином теплой воды. Я теперь точно знаю, так делать нельзя. Язык болит, но это нормально, для меня это исследование». — Наталья Мясникова, студентка I курса Института Реинкарнационики.

Почувствовать себя победителем

Как часто вы себя ощущаете победителем? Часто, иногда или вообще никогда? Тогда обязательно стоит вернуться в детство. Оно вам точно напомнит те “сладкие” моменты победы, которые вы совершали почти каждый день и уже успели позабыть.

Ведь детство наполнено моментами победы, и в первую очередь, над собой. Это первое сказанное слово, первый шаг, правильно завязанные шнурки, первая самостоятельная поездка на велосипеде, умение держаться на воде без помощи взрослых — это тоже бывает когда-то в первый раз.

Потом следует детский сад, школа, где дух соперничества всегда присутствует. На каждом уроке, с каждым решённым примером, обязательно приходит ощущение победы.

Если не учёба, тогда обязательно спорт, кто не любил в детстве увлекательные игры, эстафеты!? Возможно, кто-то ездил на соревнования и становился победителем.

Когда вам будет казаться, что у вас ничего не получается, вы всегда можете вспомнить свои детские победы, пусть они станут для вас мотивацией и верой, что все у вас получится. Если бы мы в самом раннем возрасте побоялись сделать первый шаг, произнести первое слово, кем бы мы были сейчас?

“…вспомнила, как я сама училась плавать в реке, вспомнила, как сама себе давала задание продержаться на воде, проплыть 1, 3, 5 метров… И вспомнилось ощущение удовлетворения и гордость за полученный результат - научилась плавать!” — Наталья Джумайло, студентка I курса Института Реинкарнационики.

Реинкарнационика в помощь

Институт Реинкарнационики помогает каждому человеку восстановить свою память, найти важное ресурсное состояние и решить запрос или задачу, с которыми вы пришли в это пространство.

Самая главная фишка Реинкарнационики — это, безусловно, не прошлые жизни, а пространство между жизнями ”, — Марис Дрешманис.

Это то самое пространство, которое и определяет задачи нашей действующей реальности. Именно оттуда вы можете получить ценные ответы на все свои вопросы. Там вы сможете узнать своё истинное и выбрать для этого свой путь.

Но первые шаги в Реинкарнационике начинаются именно с воспоминаний детства. Это тот самый трамплин, с которого все начинается. Без этого этапа полноценное путешествие по памяти своей души будет затруднительно.

С помощью Реинкарнационики вы можете решить свои проблемы, получить ответы на вопросы, научиться доверять себе и самостоятельно, без посторонней помощи извлекать для себя ценнейшую информацию из своего подсознания.

И первое, с чего начинается ваше путешествие в Мир воспоминаний, — это детство.

Просматривая фотографии в Интернете, я наткнулась на эту чудную картинку детей под проливным дождем. Именно благодаря ей мне захотелось окунуться в теплую волну ностальгии, поворошить прошлое, а именно заново пережить . Эта картинка откликнулась в моей душе и запустила поток мыслей и воспоминаний.

Буквально на днях Вконтакте читала заметку, в ней как раз говорилось о воспоминаниях детства – почему в первые 3-5 лет своей жизни люди не способны запоминать события.

Почему мы не помним наше детство и то, как родились.

Термин «младенческая амнезия» ввел Зигмунд Фрейд в 1899 году. По мнению Фрейда, взрослые не способны запоминать события первых 3-5 лет своей жизни, так как в течение первых лет жизни ребенок испытывает агрессивные и часто сексуальные побуждения в отношении своих родителей. Но это идея носила односторонний характер и не прижилась.
Возможно, основной причиной амнезии детства являются различия в кодировании полученной информации у детей и взрослых. И если взрослый человек способен хранить в памяти много данных, то у ребенка они периодически пропадают. Процессом формирования воспоминаний занимается сеть нервных клеток, которая создается в 6-18 месяцев. На этом этапе появляется краткосрочная и долгосрочная память. Но если наша память уже достигла нужного уровня, почему мы забываем наше детство? Оказывается, это происходит из-за отсутствия возможности связать события со словами, так как мы еще , и не знаем слов, которыми можно описать какое-либо событие.

Воспоминания детства: самые первые, самые важные

От моего самого первого воспоминания из детства остались лишь две статических картинки.

Нес меня на плечах, поскользнулся на мокрой траве, и мы упали. В памяти только 2 картинки: до и после падения, и почему-то я вижу ситуацию со стороны, в ней ни эмоций, ни каких-то других проявлений чувств. На тот момент мне было 3 года, а может быть и меньше.

Как мне кажется, эмоциональные переживания все-таки в тот момент были и достаточно сильные, иначе вряд ли в памяти запечатлелось такое событие. Это воспоминание мне очень дорого, потому что оно одно из тех двух воспоминаний, где есть мой папа.

Хотелось, конечно, о приятном и беззаботном, но сама того не желая, погрустила.

А во сколько лет было ваше первое детское воспоминание?

Воспоминания детства: о приятном

Вся наша жизнь как бы то ни было состоит из разных событий. Одни у нас вызывают палитру положительных эмоций, другие же – негативных.

В памяти ребенка чаще всего остаются искорки эмоционально теплых и приятных событий. Всю свою взрослую жизнь мы с особым трепетом и теплом вспоминаем то, что было с нами в детстве.

Вкус детства

Почему-то самая вкусная еда у нас была именно в детстве. Кто помнит, что было самым любимым и вкусным в свои 4… 5… 6… и т. д. лет? 🙂

Я безумно любила бабушкины пирожки с мясом, делались они в русской печке, были румяненькие и сочные. Я знаю, что никогда уже не смогу их даже попробовать. Ну вот. Что-то опять загрустила…

А еще моя бабушка была затейница. Чтобы я ела простую похлебку, она сделала «маркетинговый ход» - придумала ей название «Настина похлебка». Может быть именно благодаря названию она стала самой вкусной и любимой? 😉

Не могу не написать про пельмени. Бывали времена, когда все большое бабушкино семейство (а это дети и внуки) вместе собирались, бабушка варила пельмени и подавала на стол большую железную тарелку, больше похожую на поднос. Все быстренько ловили вилками пельмени и к себе в тарелочки. Я очень переживала, что мне не достанется, у меня не получалось так ловко орудовать вилкой. 🙂

Клякса в коляске

Сразу скажу, что куклы у меня были. И животных я не мучила. Ой, наверное, вам совсем не понятно при чем тут клякса, коляска, куклы и животные?

Клякса – это кошка, кстати, единственная кошка, которая позволяла играть с ней как с куклой.

Я могла запеленать ее, уложить в игрушечную коляску и катать по улице. Дорожки возле дома были слегка каменистые, трясло мою «ляльку» неплохо, но она стоически выдерживала трудности прогулки.

По-моему, ей даже нравилось участвовать в моих «дочки-матери». 🙂

Прогулки до заката

Мне, наверное, в отличие от моей дочки в чем-то больше повезло. Мое детство прошло в условиях, приближенных к деревенским, т.е. я, по сути, была дворовая девчонка (в хорошем смысле этого слова).

Летом мы с соседскими ребятами могли гулять допоздна, наблюдать закат. Солнце каждый раз было неповторимым. А ясное небо сулило нам, что на следующий день нам не придется прятаться дома от ненастья.

В те времена все было так просто и спокойно. Родители знали где мы и с кем, они не боялись нас отпускать.

В наши времена - это уже непозволительная роскошь.

Теплый ливень

Не знаю как вы, а я иногда до сих пор люблю идти не спеша под ливнем без зонта (если я не направилась по делам). Почему-то именно в эти моменты, я себя ощущаю счастливой и беззаботной девочкой из прошлого. В детстве можно было весело шлепать по лужам.

Последний раз я беззаботно шагала под проливным дождем, когда Любашка еще в пузике жила. В я вообще витала в облаках и жила в каком-то своем тихом прекрасном мирке.

А помните в детстве, мы пытались поймать ртом снежинки или дождинки?

Воспоминания детства для меня – это возможность пережить заново те моменты, когда я была по-настоящему счастлива, беззаботна и наивна и могла смотреть на мир другими глазами. Пожалуй, эти бесценные воспоминания останутся со мной навсегда, и будут греть душу.

А какие у вас были самые запоминающиеся моменты в детстве? Поделитесь с нами частичкой своих воспоминаний.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!