Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Особенности работы воспитателя доу с одаренными детьми. Доклад «выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ

уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;

Исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему .

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых детей, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие детей;

Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);

Помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Из опыта работы

Кущёвой С.Г.

Воспитателя

АНО ДО «Алмазик» «Детский сад № 1»

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми.

МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА ПРОВДЕНИЯ

СРОК

Создание Совета Педагогов по работе с одаренными детьми.

Составление плана работы с одаренными детьми.

Заседание Совета Педагогов

август

Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по способностей детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. Мониторинг.

Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных.

сентябрь-октябрь

Подбор материала для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы и конкурсов.

Коллоквиум Совета Педагогов.

в течение года

Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности.

Групповые и индивидуальные тренинги, семинары.

в течение года

Сбор и систематизация материалов.

Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными

детьми.

в течение года

Групповые занятия.

в течение года

Работа по индивидуальным планам.

в течение года

Математический КВН.

декабрь

Конкурсы, интеллектуальные игры.

январь-февраль

Исследовательская деятельность.

март

Презентация.

апрель

Дополнительные занятия с одарёнными детьми, подготовка к презентации, интеллектуальным играм, конкурсам, консультации по возникшим проблемам.

в течение года

Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.

в течение года

Работа с родителями.

в течение года

Подведение итогов работы Совета Педагогов с одаренными детьми.

Мониторинг.

май

Планирование работы на следующий учебный год.

Заседание Совета Педагогов в форме «круглого стола». Составление плана.

июнь

Программа

Пояснительная зап и ска.

  1. Выявление одаренных детей.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте.

В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

высоко развитая любознательность, пытливость;

способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно

экспериментируя;

высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению

причинно-следственных связей; развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному; способность к творческому преобразованию образов, импровизациям; раннее развитие сенсорных способностей;

оригинальность суждений, высокая обучаемость;

стремление к самостоятельности.

На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в группе были выявлены следующие категории одарённых детей.

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями : Жора, Камила

Дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями: (математика) Сева, Илья, Ваня.

Дети с высокими творческими (художественными) способностями : Б. Ульяна, З. Варя.

Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями : Я. Вова, С. Ксенья, Б. Тимофей, Матвей.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие принципы работы по развитию одаренных детей дошкольного возраста:
1) Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
3) Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
4) Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
5) Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
6) Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
7) Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);
8) Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
9) Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
10) Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия;
  • конкурсы; интеллектуальные игры;
  • участие в олимпиадах; презентации;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность.
  • исследования динамики развития.

Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

  1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
  3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
  4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Формы работы:

  • Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
  • Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
  • Совместное составление ин6дивидуального плана или программы развития ребенка.
  • Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
  • Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими склонность к математике

В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике, можно выделить следующие.

Для определения склонности ребенка предлагается использовать методику, представленную в пособии А.И.Савенкова «Детская одаренность: развитие средствами искусства» (Педагогическое общество России, 1999). Данная методика применяется в целях получения первичной информации о характере и направленности интересов, способностей ребенка. В основу ее положено нетрадиционное сочетание двух диагностических приемов «карты интересов» и метода независимых экспертов. Полученная информация о детях поможет организовать работу по развитию у них интересов и способностей к математике.
Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования. В пособии представлены примерные варианты упражнений на развитие логического мышления и способностей к аналитико-синтетической мыслительной деятельности.

В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:

занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности; задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;

группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;

наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

Раздел

Основное содержание

Количественные представления

  • Понятия: «множество», «элемент», «часть множества», «отношение между множествами», «частями во множествах»;
  • операции над множествами: объединение, перечисление, нахождение разности множеств;
  • количественный и порядковый счет в пределах 20; изучение чисел до 100;
  • счет парами, тройками, десятками;
  • использование при сравнении элементов знаковой системы;
  • решение простых арифметических задач. Запись решения задач с помощью цифр и знаков

Величина

  • Измерение величины линейных протяженностей и объема жидких и сыпучих тел;
  • знакомство с эталонами длины (сантиметр, метр), веса (грамм, килограмм), объема (литр)

Геометрические формы, фигуры

Знакомство с элементами геометрии (точка, линия и ее разновидности, углы и их разновидности, образование фигуры)

Ориентировка в пространстве

  • Составление планов, схем, карт;
  • ориентировка в трехмерном пространстве

Ориентировка во времени

  • Определение времени по часам;
  • знакомство с приборами измерения времени (часы, секундомер) и календарём


Индивидуальный план работы с одаренными детьми.

Процесс воспитания и обучения осуществляется по программе «Воспитание и обучение детей седьмого года жизни в дошкольном учреждении. Программа и краткие методические рекомендации».

Цель: развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, аналогии, формирования математических представлений.

Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей детей, развитие любознательности, коммуникабельности.

План – программа работы с одаренными детьми строится на следующих принципах:

Научности;

Деятельного подхода;

Системности;

Самоценности детства.

Форма реализации: индивидуальные игры.

Тематический план.

Тема

Задачи

Перечень игр

Формирование действия замещения

Развивать умение пользоваться заместителями, варьировать ими при выполнении одного и того же задания.

Зверюшки на дорожках;
Разноцветные цепочки;
Кто сегодня именинник;
Отгадай фигуру;
Звезды на небе.

Анализ

Учить анализировать контурные схемы, соотносить схематические изображения с детальными, использовать схему последовательности действий.

Подбери картинку;

Причаль пароход;

Хитрые картинки;

Веселые человечки;

Чего не хватает;

Мяч в корзину.

Моделирование

Развивать умение придумывать различные ситуации, используя наглядную модель, использовать их при решении элементарных логических задач.

Разные сказки;

Чудесные превращения;

Угадай, что спрятано;

Четвертая картинка.

Классификация предметов

Развивать умение классифицировать предметы по разным признакам, свойствам.

Домино;
Дерево;
Какие фигуры;
Игра с одним обручем;
Игра с двумя обручами;
Игра с тремя обручами;

Введение в алгоритмизацию

Развивать алгоритмическое, логическое мышление, формировать навыки устных вычислений.

Вычислительная машина І;
Вычислительная машина ІІ;
Преобразование слов;
Вычислительная машина ІІІ.

Решение процедурных логических задач

Развивать алгоритмическое, логическое мышление, формирование навыков устного счета

Задача 1;
Задача 2;
Задача 3;
Задача 4.

Вывод.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.

В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей, которые помогли бы избежать им трудностей, либо они не в достаточной степени реализуются. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.

Вот направления над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям, родителям.

Список литературы

Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1991

Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989

Приложение

Определение склонностей ребенка.

Подготовительная работа.
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.

Инструкция для проведения.
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.

Лист вопросов

Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.

Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.

Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.

Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.

Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.

Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.

Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

Часто руководит играми и занятиями других детей.

Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.

Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.

Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.

Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

Легко общается с детьми и взрослыми.

В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.

Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.

Инициативен в общении со сверстниками.

Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)

Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

Легко входит в роль какого-либо персонажа.

Бегает быстрее всех детей в детском саду.

Лист ответов

______________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
_____________________________ ____________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата

Обработка результатов

Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:

интеллектуальная;

академических достижений;

творческого, продуктивного мышления;

общения и лидерства;

художественная;

двигательная.

При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.

Примерные варианты задач на развитие
логического мышления

Задача1.
Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?

Решение.
Круг и Квадрат жили в домах с окнами.

Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.


Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат


Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Ответ.
Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.

Задача2.
Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова?

Решение.
Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.

Задача3.
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?

Задача4.
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

Задача5.
Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?

Задача6.
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?

Задача7.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Задача8.
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?

Задача9.
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?

Задача10.
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

Задача11.
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем?

Типы заданий логико-конструктивного характера.

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.

Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате пристроения, образуют 1 большой).

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).

Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.

Использование средств занимательной математики в работе с детьми.

Занимательные вопросы.

Сколько ушей у трёх мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).

В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).

На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)

Задачи-шутки.

На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)

Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)

На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)

На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько)

На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)

Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)

Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).

Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».

Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых. Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы узнаем, кто у нас победитель.

Конкурс 1 «Загадки».

Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).

Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 треугольника.

Конкурс 3. «Реши задачу».

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3).

В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна, две другие сгорели).

Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).

Подводятся итоги конкурса.

Процедурные логические задачи.

Задача 1. Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет Маше?
Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результатов.
Возможные ответы:

если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;

если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.

Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У кого из ребят будет больше машин?
Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.
Задача 3 . Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горошин не дали ростков?
Решение:

если дала росток одна горошина, то не дали 5;

если дали росток две горошины, то не дали 4;

если дали росток три горошины, то не дали 3;

если дали росток четыре горошины, то не дали 2;

если дали росток пять горошин, то не дала 1;

иначе все горошины взошли.

Задача 4 . Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?
Решение:

если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;

если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;

если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;

если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.


Развитие одаренных детей в ДОУ. Материалы конференции.

В статье представлено содержание конференции по представлению программы развития одаренных детей. Даны основные определения, выделена проблематика темы и структура программы.
Материал будет полезен любым специалистам дошкольного и школьного образования, интересующихся вопросами развития, обучения одаренных детей.

Одаренные дети в ДОУ

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги. Я хочу поговорить с вами о детской одаренности и рассказать о том, как мы работаем с одаренными детьми в нашем саду.
Давайте сперва разберемся, что же такое одаренность. Одаренность – это не что иное, как набор каких-либо способностей. Но не просто способностей, а очень хорошо развитых способностей.
Способности - это способы выполнения деятельности. Чьи способы лучше, у того и выше способности. Одни решают задачу простым перебором вариантов, другие ищут и находят оптимальный способ. Одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы как-то справиться с ней, другие ищут совершенно новое решение, таких людей и считают талантливыми и одаренными.
В понятии разобрались. Теперь немного о нашей программе по развитию одаренности детей. Чтобы лучше понять цели, которые мы преследовали при составлении и реализации программы, проведем с вами опыт, который проводил американский психолог П. Торранс. У вас есть анкеты, на них написаны качества, которые педагог/ воспитатель встречает у своих учеников/воспитанников. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «–» то, что не нравится:
Ниже даны личностные и деловые качества, которые педагог/ воспитатель встречает у своих учеников/воспитанников. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «–» то, что не нравится:
Анкета:
1.Дисциплинированный.
2.Неровно успевающий.
3.Организованный.
4.Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
5.Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
6.Выбивающийся из общего темпа.
7.Быстро, на лету схватывающий.
8.Не умеющий общаться, конфликтный.
9.Общающийся легко, приятный в общении.
10.Иногда тугодум, не может понять очевидного.

Обведите кружочком плюсы, поставленные под четными числами.
Теперь результаты опроса – оказывается, качества, представленные под четными числами, чаще всего характеризуют одаренных детей. Одаренность бывает разная, здесь представлены характеристики творчески одаренного ребенка. Посмотрите, под какими качествами вы ставили плюсы, какие вам нравятся, а какие нет? Сколько таких плюсов получилось.
Делаем из этого выводы. Легко ли определить одаренный ребенок или нет? Нет. Иногда с истинно одаренными детьми можно спутать развитых детей, получающих хорошее образование. И вообще одаренность может быть явной, а может и скрытой.
Еще один вывод. Легко ли работать с одаренным ребенком? Нет, или, по крайней мере, не всегда. Работать с ним значительно интереснее, но отнюдь нелегко. Возможно интеллектуальная одаренность – это благодать для педагога, но творческая может оказаться большим испытанием.
И самый главный вывод из нашего эксперимента, это ответ на вопрос готовы ли сами педагоги работать с одаренными детьми? Не всегда. А если и готовы, то все равно нуждаются в консультативной помощи.

Учитывая все эти выводы, мы разработали и начали реализовывать программу по развитию и воспитанию одаренных детей. Она включает в себя 3 блока:
диагностический блок,
непосредственно развивающий блок работы с детьми,
блок работы с педагогами и родителями.
Реализуются все они параллельно.

Довольно большое место занимает диагностика. Она проходит в несколько этапов. В брошюре вы можете увидеть те методики, которыми мы используем. Для начала из общего числа воспитанников мы отобрали тех, кто потенциально имеет одаренность или склонность к одаренности, то есть задатки. Затем с отобранными детьми организовали углубленное изучение характера их одаренности и на основе этих данных составили индивидуальные планы развития.
Также диагностический блок программы включает в себя мониторинг развития и диагностику психологического состояния воспитанников, так как многими авторами отмечается повышение уровня стресса и тревожности у детей, воспитывающихся по программам для одаренных.

Развивающий блок программы включает в себя создание условий для становления одаренности и непосредственную работу по развитию одаренных детей.
Такими условиями являются:
наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
организация предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, к его успехам;
наличие личностно-ориентированной воспитательно - образовательной системы.
Непосредственная работа по развитию одаренных детей включает в себя индивидуальные занятия, кружки по интересам, конкурсы, викторины, состязания, выставки, проекты исследовательской и творческой деятельности детей, а также психологическое сопровождение детей – профилактика и нормализация их эмоционального состояния.
Блок работы с родителями и воспитателями, как мы выяснили из эксперимента с опросниками, необходим. В него входит информирование педагогов и родителей об особенностях одаренных детей и о особенностях их воспитания.
Мы только начали работу над развитием одаренности, и сейчас они затрагивает детей от 5 до 7 лет, старшей и подготовительной группы. Но в дальнейшем планируется охватить также и детей более младшего возраста. Сперва опустимся до 3-4 лет затем и до 2 лет и до 1года.
Для этого необходимо будет подобрать новые диагностические процедуры, разработать планы работы. А пока мы развиваем это направление.

Муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения села Троицкое Целинного района Республики Калмыкия

Пояснительная записка.

  1. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми.
  2. Принципы организации педагогического процесса.
  3. Методы диагностики в ходе реализации программы.
  4. Реализация направлений работы.
  5. Ожидаемые результаты выполнения работы.
  6. Планирование.

Пояснительная записка

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны –отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты. Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада. Направление деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Образование» : создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию индивидуальных способностей в раннем возрасте; развитие системы поддержки и сопровождения детей, с целью формирования их социального опыта и развития жизненно необходимых умений и навыков для успешной адаптации к условиям изменяющейся действительности; повышение профессионального уровня педагогов; сохранение и укрепление здоровья дошкольников через создание интересной, насыщенной, и увлекательной дошкольной жизни; использование современных технологий.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарѐнность, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда детского сада, в которой одарѐнность может актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

  • Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей) . Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
  • Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
  • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
  • Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
  • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Программа разработана в соответствии:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
  • Закон Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 года № 94-V-3 "Об образовании в Республике Калмыкия". Принят постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 декабря 2014 года № 200-V
  • Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20. 11. 1989г.)
  • Принципы развивающего обучения;
  • Изменениями в содержании образования (Работа с талантливыми детьми.) ;
  • Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Использование диагностических материалов.

I. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми

Цель: Создание оптимальных условий для выявления, гармонического развития детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада и их самореализации при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными институтами.

Задачи:

  1. Проанализировать основные направления работы с одаренными детьми в ДОУ
  2. Определить общие организационные методы и приемы «Одаренный ребенок в ДОУ»
  3. Повышение научно-теоретических и практических знаний педагогов по вопросам работы с одаренными детьми. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  4. Интеграция основного и дополнительного образования на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов. Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми между ступенями обучения (дошкольное образование –начальное общее) .
  5. Оказание консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.

Педагогические задачи:

  • Осуществление индивидуализации обучения и воспитания;
  • Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения;
  • Формирование системности в знаниях и умениях по разным предметам;
  • Повышение качества обучения;
  • Осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных воспитанников.

II. Принципы организации педагогического процесса.

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий воспитанников: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация одаренных воспитанников заключается в психолого - педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие воспитанников. Для обучения одаренных воспитанников применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В процесс обучения включены такие предметы, как «Музейная педагогика» , «Краеведение» и др.

III. Методы диагностики в ходе реализации программы:

  1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи) .
  2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
  3. Специальные методы (деятельность психолога: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов) .
  4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности) .
  5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль) .
  6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.
  7. Конкурсы, фестивали, выставки.

IV. Реализация направлений работы.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:

  • создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных воспитанников;
  • организация и проведение психолого-педагогического консультирования дошкольников, педагогов, родителей;
  • разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных детей;
  • оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети» ;
  • организация консультаций для педагогов.

Организация работы с одаренными воспитанниками в рамках

образовательного процесса:

Эта работа будет осуществляться через исследовательско-образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности.

  • Выбор педагогов для работы с одаренными воспитанниками.
  • Формирование учебных групп из одаренных воспитанников (с разной целевой направленностью) .
  • Выбор стратегии обучения для каждого одаренного воспитанника.
  • Разработка программ индивидуальной работы с одаренными воспитанниками.

Организация работы с одаренными воспитанниками во внеурочной

деятельности:

  • Организация индивидуальной работы
  • Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные

Организация опытно-исследовательской деятельности

Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.

Организация предметных (персональных) выставок.

Организацию вечеров и праздников.

Создание театральных уголков в каждой групповой комнате.

Создание спортивных центров в группах.

Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.

Выпуск стенгазет.

Организация кружков, секций, занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования

Для успешной работы по реализации программы особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик» , но и внедрение новых. Одной из таких форм являются кружки:

  1. Кружок калмыцких национальных игр «Альвн харадас»
  2. Кружок изобразительного творчества «Волшебный мир фантазий» - художественное творчество. Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Свойством, обеспечивающим изобразительную деятельность и составляющим как бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой. Эти особенности структуры изобразительных способностей следует учитывать, строя систему обучения изобразительной деятельности. Основная цель обучения изобразительной деятельности - развитие творческих способностей детей.
  3. Хореографическая студия «Тюльпанчик»

Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.

Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:

  • родительский клуб анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей;
  • родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
  • подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;
  • система работы с родителями по внедрению программы «Одаренный ребенок»
  • детско-родительские проекты

Формы работы с педагогами:

  • педагогическое проектирование

Открытые показы, семинары-практикумы, консультации.

Взаимодействие с организациями:

  • ДШИ села Троицкое
  • Детские сады Целинного района
  • ОУ села Троицкое

V. Ожидаемые результаты:

В результате целенаправленной исследовательско - образовательной работы предполагаем выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.

В процессе работы планируем значительно обогатить предметно-развивающую среду, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе. Планируем детально разработать и более качественно организовать систему дополнительного образования. В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов.

Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.




Актуальность Одаренные дети ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по-прежнему остается актуальной и требует дальнейшего разрешения


Программа «Выявление и развитие интеллектуально- творческой личности в условиях дошкольного учреждения Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, обладающими творческим и интеллектуальным потенциалом, способствует активному развитию личности дошкольника и превышает временный образовательный стандарт.


C 2005 года, в МДОУ детский сад 3 «Красная Шапочка» комбинированного вида муниципального района Большеглушицкий Самарской области в рамках «Программы развития ДОУ» и Программ дополнительного образования функционируют детские объединения и кружки для работы с одаренными детьми. Детское объединение «Ранний английский»; Театрализованная студия «Теремок»; Кружки художественно-прикладного творчества: «Задумка», «Очумелые ручки»; Интеллектуальный кружок «Маленькие умники»




Система отбора детей в творческие объединения и кружки включает: Наблюдение за детьми; Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей тех групп, откуда приходят дети); Групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик, оценивающих общий уровень развития; Индивидуальное обследование, направленное на выявление способностей в сферах образного и логического мышления, воображения и познавательной активности




Основные задачи: Выявление одаренных детей, с использованием различных диагностик; Использование в работе с детьми дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные особенности; Использование различных форм и методов работы; Организация разнообразной кружковой деятельности; Вовлечение родителей в работу с одаренными детьми и установление с ними тесного сотрудничества.






Взаимодействие с семьями детей, посещающих детские объединения и кружки цели: привлечение родителей к участию в жизни группы повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей осуществление общей стратегии воспитания и обучения детей в детском саду и семье дифференциация работы с родителями




Организация кружковой работы с одаренными детьми в ДОУ Работа с одаренными детьми включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие развитие способностей с учетом интересов и склонностей детей. Кружковая работа способствует целостности учебно – воспитательного процесса и дальнейшему развитию умственной и творческой одаренности. Предметно – развивающая среда стимулирует умственное и творческое развитию. Содержание процесса работы с детьми определяется Программой «Выявление и развитие интеллектуально-творческой личности в условиях дошкольного учреждения» Предусматривает дополнительные виды занятий в соответствии с программой по развитию одаренных детей и индивидуальным склонностям ребенка.


Особенности организации кружковой работы в ДОУ В группы одаренных детей отбирается не более 10 человек, что дает возможность обеспечить более успешную и продуктивную работу с детьми. На занятиях используются наглядные модели как основные средства обучения дошкольника. Воспитатели всегда готовы поддержать детскую инициативу, и изменить ход занятия в соответствии с ней. Осуществляется индивидуально дифференцированный подход, задания распределяются с учетом возможностей и интересов ребенка. В группах организована работа с детьми по интересам. Большая часть заданий дается детям в игровой максимально привлекательной для них форме. Работа проводятся по подгруппам, предусматриваются и индивидуальные занятия. Введены дополнительные виды занятий: - занятия с логопедом по коррекции звукопроизношения; - занятия с психологом; английский язык; арт-терапия.


Виды кружковой и студийной работы с одаренными детьми в МДОУ 3 «Красная Шапочка» Театрализованная студия «Теремок» ЦЕЛЬ: Создание ус ловий для развития творческих способностей, эстетического вкуса в передаче образа детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: Развитие зрительного восприятия, воображения, фантазии у детей; Формирование совместногрупповый действий и индивидуального творчества МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Игры-этюды с воображаемыми предметами; Упражнения с куклами; Коллективные и индивидуальные театрализованные выступления. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Выявление молодых талантов; Участие в различных мероприятиях разного уровня


Интеллектуальный кружок «Маленькие умники» ЦЕЛЬ: Создание ус ловий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, превышая требования Госстандарта. ЗАДАЧИ: Развивать математические процессы, наглядно-образное внимание, логическое мышление; Учить детей моделировать, находить решение проблемных ситуаций; МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Логические задачи и цепочки; Использование элементов ТРИЗа; Решение ребусов, лабиринтов, кроссвордов. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением;



Кружок художественно-прикладного творчества «Очумелые ручки» ЦЕЛЬ: Художественно-эстетическое развитие личности. ЗАДАЧИ: Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение; Знакомство с нетрадиционной художественно-графической техникой рисования; МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: нетрадиционные техники рисования; Использование техники Оригами; Использование традиционных и нетрадиционных материалов и оборудования. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Художественно выполненные детские работы; участие в выставках различного уровня.


Детское объединение «Ранний английский» ЦЕЛЬ: Вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствовать развитию коммуникативно-речевого такта ЗАДАЧИ: Развивать эмоционально-образное восприятие иностранного языка, память, речевой слух; Обучать азам общения на иностранном языке. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ Игры с использованием иностранных слов; Аудио и видео материалы, наглядные пособия; Использование фольклорных произведений ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Приобретение навыков общения на иностранном языке; Пробуждение интереса к жизни и культуре других стран.


Принципы обучения дошкольников английскому языку Учение без принуждения (занятия имеют положительную, эмоциональную окраску); Учение с увлечением; Учение в игре; Создание духа коммуникативности; От простого к сложному; Создание комфортных условий для деятельности; Укрепление связи с семьей





Основные принципы организации работы с одаренными детьми Создание обогащенной предметной и образовательной среды, способствующей развитию одаренности ребенка Психолого - педагогическая поддержка ребенка Индивидуализация и дифференциация обучения Обучение на более высоком уровне трудности Использование новых образовательных технологий


Требования к деятельности педагога Высокий уровень профессиональной подготовки для работы по программе Склонность педагога к творческой деятельности Умение обеспечить оптимальные условия развития всем детям группы Наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества Личностная готовность к работе с одаренными детьми Наличие у педагога специальных способностей и навыков, позволяющих ему заинтересовывать детей процессом выполняемой им самим деятельности


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «СКАЗКА»

Материалы к статье

на педагогические чтения по теме

«Педагогические условия, способы,

формы работы с одаренными детьми

дошкольного возраста».

Выполнила воспитатель:

Осинцева Вера Антоновна.

Воспитатель высшей категории.

С. Омутинское 2016г.

Что же такое «одаренность» и как она проявляется маленьком ребенке? Что заставляет взрослых увидеть в малыше талант и потом искать подтверждение своего открытия у специалистов? Наиболее частое проявление одаренности – это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычная внимательность («Она все замечает), ненасытное любопытство («Куда он только не лезет!») и отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).

Одаренность многогранна. Занимаясь вопросами детской одаренности, мы придерживаемся определения, которое было предложено Комитетом по образованию США (1977). Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающих следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности).

Дети, опережающие свой возраст, обладают чрезвычайной способностью к подражанию, к усвоению того, как говорят и мыслят старшие. Отсюда велика роль старшего, позволяющего ребенку достичь незапланированных высот, то есть идущего рядом с ребенком воспитателя.

Процесс обучения для таких детей предусматривает дифференциацию по помощи, которую будет оказывать взрослый.

В нашем детском саду мы определили следующие направления: создать банк данных об одаренных детях; составить карту индивидуальных достижений воспитанников; работать дифференцированно; осуществлять индивидуальный подход и консультировать детей; анализировать свою учебно – воспитательную деятельность и детей всей группы; обогащать учебные программы и построить воспитательную работу так, чтобы создать комфортные условия для одаренного ребенка ребенка.

Важно уважать и обсуждать любую его идею, какой бы странной она не казалась. Мы следим за здоровьем и психологическим состоянием воспитанника, так как для него характерны периоды подъема и спада. Требования должны точно соответствовать интеллекту одаренного ребенка, потому что легкий материал ведет к усталости. Информация, подаваемая ребенку, должна стимулировать вопросы к воспитателю. Мы стараемся создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, поддерживаем способности ребенка к творчеству, проявляем сочувствие к ранним неудачам, находим слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегаем критику первых его опытов – какими бы они были неудачны. Относимся к ним с симпатией и теплотой. Ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Мы считаем, что ранее выявление способностей и специализированные программы обучения способствуют развитию в ребенке плодотворного отношения к учебе и к самому себе. В нашем детском саду используется программа, которая ориентируется на собственную систему выявления одаренных детей, в которой рассматриваются некоторые важные вопросы разработки пригодного на практике плана выявления способных детей:

  1. Поиск. Ищем потенциально одаренных детей, которые имеют возможность посещать группы для обучения специальной программы;
  2. Оценка. Процедура оценки спланирована таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и двигательного развития ребенка поступала из двух независимых источников: от родителей ребенка и от специалистов, проводящих индивидуальное тестирование.
  3. Отбор. Это заключительная стадия выявления способных детей. Отбор преследует двойную цель: 1). Подобрать наиболее подходящий для обучения по специальной программе состав детей; 2).Обеспечить наиболее полный охват этой программой детей.
  4. Выводы. Выявление одаренных детей дошкольного возраста и их последующее обучение по специальной программе.

Интеллектуальные возможности детей мы определяем путем:

а). анализа списков победителей различных выставок, соревнований, конкурсов;

б). наблюдения и сравнения учебных и внеучебных результатов;

в). опроса воспитателей и специалистов о детях, которые проявляют способности;

г). анализа кружковой занятости детей и ее результативности;

д). проведения занятий с точки зрения активизации творчества дошкольников, которые раскрывают возможности к стимулированию умственного развития.

При формировании групп по интересам нам предоставляется возможность отобрать детей:

а). с общими интеллектуальными способностями (которых отмечают воспитатель и специалисты);

б). с творческими способностями (их отмечают дети и воспитатель);

в). с лидерскими (руководящими) способностями (их отмечают дети и воспитатель);

г). с исполнительскими способностями (видны всем в повседневной деятельности).

Основными формами работы с одаренными детьми в нашем детском саду

Являются:

  1. Занятия с использованием специальных методик.

Программы для дошкольников обычно предусматривают определенное время на дополнительные занятия. На них рассказываются разные истории, проводятся дискуссии. Эти занятия таят в себе массу возможностей для активизации дивергентного мышления, одним из средств этого служит фантазия. На таких занятиях мы максимально внимательно относимся к подбору вариантов творческой активности для своих детей. Для того чтобы завоевать и удержать внимание своих маленьких воспитанников, мы обеспечиваем наглядность и используем игровые ситуации, стимулируя интерес детей собственным энтузиазмом.

  1. Сюжетно – ролевые и творческие игры. Мы заметили, что одаренные дети нередко оказываются способными участвовать в сложных ролевых играх уже в 2,6 года. Их раннее речевое развитие и наблюдательность делают тематику игр весьма разнообразной, богатой межличностными нюансами. Характерно, что в развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а отнюдь не стремление получить тот или иной конечный продукт. В нашем детском саду при благоприятных условиях, созданных во время игры, дети развивают гибкость мышления и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы. Игры, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей, особенно одаренных.
  2. Индивидуальная работа. Для всех одаренных детей мы используем программу для одаренных дошкольников, которая предполагает организацию занятий в группе по свободной системе, которая способствует развитию независимости суждений, мыслительных способностей и творческого подхода.
  3. Кружковая деятельность, предусматривает более глубокое развитие ребенка в одном каком-то направлении. В нашем детском саду дети отдают предпочтение кружку «Умники и умницы» (на развитие логического мышления), где ребята делают свои умозаключения при решении поставленной перед ними задачи.
  4. Работа с родителями одаренных детей необходима для того, чтобы вовремя выявить у детей наиболее раннюю одаренность и какими способами

В дальнейшем своевременно достичь желаемых результатов в развитии ребенка.

6. Конкурсы, выставки, соревнования, проводимые в нашем детском саду способствуют выявлению одаренных детей, у которых проявляются таланты дошкольников к пению, танцам, рисованию, спорту.

7. Исследовательская работа, важнейшая черта одаренного ребенка - стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Развитие исследовательских способностей ребенка, мы рассматриваем, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Таким образом, работая с одаренными детьми, мы используем различные педагогические способы и формы работы с ними, создавая при этом педагогические условия, которые благоприятно воздействуют на воспитание, обучение и общение детей.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!