Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Осенние посиделки в школе. Зимние посиделки в начальной школе

Цель праздника – создать условия для: расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью; формирования любознательности; развития творческих способностей учащихся;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осенний праздник в начальной школе "Осенние посиделки"

Цель праздника – создать условия для:

  • расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью;
  • формирования любознательности;
  • развития творческих способностей учащихся;
  • реализации творческого потенциала учащихся;
  • сплочения ученического коллектива;
  • формирования чувства прекрасного;
  • развития и реализации самоуправления классного коллектива;
  • популяризации здорового образа жизни среди детей и развития физических качеств школьников;
  • развития умения работать в команде, взаимодействовать, находить решения в нестандартной ситуации.

Участники праздника: учащиеся 1- 4 классов.


Оформление:

  • выставка рисунков об осени;
  • выставка поделок «Осенняя фантазия»
  • выставка овощей и фруктов.

Оборудование:

  • 10 корзинок, осенние листья, шишка,
  • клей ПВА, бумага формата А4, обручи;
  • 50 луковиц, ракетки для бадминтона;

Предварительная подготовка участников: найти и разучить загадки об овощах и фруктах, песни об осени, сценки на осеннюю тематику, стихи про грибы.

Ход праздника

1 ученик:

Осень лебёдушкой тихо явилась,
В жёлтое платье она нарядилась.
Кисти с оранжевой краской взяла,
Красить деревья, траву начала.
Серым раскрасила тучи на небе,
Белым – туман, что плывёт на рассвете.
Для паучков вот клубок серебра,
Чтоб паутинка блестела с утра.
2 ученик:

Кистью разбрызгала капли воды -
Это сентябрьского неба дожди.
Свежести в воздух добавила запах,
Спрятала рыжики ёлкам под лапы.
Сколько забот у красавицы этой!
Всё изменить нужно ей после лета.
3 ученик:

В свой шатёр, волшебный и прекрасный.
Осень нас на праздник позвала.
Всюду разбросала свои краски,
И природа чудно расцвела.
4 ученик:

Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный, цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.
5 ученик:

Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебряны, в золоте клёны.
Осень ковёр расстелила из мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов.
6 ученик:

Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех детей приглашает.

В едущий:

Все работы на огороде давно закончились. Пришла пора всем нам немного отдохнуть. Раньше, когда урожай уже весь был убран с полей и огородов, люди устраивали праздники – посиделки, на которых веселились, пели песни, плясали, играли в весёлые игры. Вот и мы собрались сегодня с вами на наш праздник, а назвали мы его – «Осенние посиделки».

Мы все готовились к этому дню: рисовали рисунки, делали аппликации, собирали выставку овощей и поделок. Все наши работы перед нами и вы, я думаю, их уже рассмотрели. Сегодня на празднике у нас присутствуют гости, они оценят ваши работы.

Звучит песня 2,4 класс «Осенний блюз» .


Звучит музыка появляется девочка в костюме Осени и разбрасывает листья.
1 . Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень.

Принесла рябины гроздья.
Мёду сладкого, густого,
Связку лука золотого,
Яблок спелых и румяных,
Кабачков и баклажанов.

2. Нет в году щедрей поры!
Любим мы твои дары.
Ты их, Осень, не жалей,
А отдай нам поскорей!
Осень.

Их так просто не отдам,
А задам работу вам.
Соберите листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.
Исполнении песни «Осень в лесу» 1 класс

Проводится игра – эстафета «Осенний листопад» под весёлую музыку.

Дети на своих листах выстраивает из листьев слово – «Осень».

Осень.

Спасибо, ребята за щедрый подарок,
Как видно, вы в школе учились не даром!
Красивые можете сложить букеты,
Которые можно ещё и читать!

В едущий.

Какие молодцы! Как здорово! Какой необычный букет вы собрали! Его можно не только рассмотреть, но и прочитать. Давайте вместе прочитаем!
(Осень садится в зал)


1 ведущий:

А ребята из 3 класса приготовили тебе Осень ещё один подарок песню об осени. Дети исполняют песню
Осень постучлась к нам

(Слова Т.Прописнова, Музыка И.Смирнова)
Осень постучалась к нам золотым дождем,
И с, увы, не ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад,
И под эту песенку, засыпает сад.

А рябина-ягода, словно огонек
Согревает, радует пасмурный денек
В лужицах, как лодочки листики кружат
Серые, холодные, тучи вдаль спешат.

Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.
Вечерами тихими дождик моросит,
Песню колыбельную, по стеклу стучит.

2 ведущий:

А сейчас мы ещё раз вспомним, какие же овощи растут в огороде, что растёт в поле? Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадайте:

1. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (Морковь)

2. Скинули у Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (Лук)

3. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,
У неё листочки с хрустом, а зовут её….. (капуста)

4. А на этой грядке выросли загадки,
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени – краснеют. (Помидоры)

5. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,
Честь мундира берегу - служу людям как могу. (Картошка)

6. Какие овощи усатые? (Фасоль, горох)

7. У какого овоща есть глазки? (Картофель)

8. Кругла да гладка, откусишь - сладка,

Засела на грядке крепко. Я - ...(Репка)

9. Желтый Антошка вертится на ножке.

Где солнце стоит, туда и он глядит.(Подсолнух)

10. Круглое, румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки.(Яблоко)

Ведущий. Молодцы, все загадки угадали правильно. Все овощи очень полезные и важны для нас. А 1 класс нам покажет сценку

Игра-конкурс «Соберем листочки»

(На фоне музыки)

Дети складывают каждый свой листочек, разрезанный на части. Затем собирают с пола листочки такого же цвета и формы, кто быстрее.


1 ведущий: А 3 класс нам покажет сценку про важный овощ. Который зимой надо есть побольше, он всю хворь выгонит, аппетита прибавит. Догадались?
Конечно же, про лук. Давайте посмотрим

«Луковые посиделки».

Выскакивает Лучок

Лучок:

Я и репчатый, и зелёный,
Я и сушеный, и солёный.
Как приправа к блюдам
Я полезен людям!
Угадали? Я ваш друг –
Я простой зелёный лук!


На скамейке сидят Лука Лукич, Бабушка Лукерья, Лукинична, Дед Лукьян


Ведущий: Жили-были в деревне Луковка дедушки и бабушки. Бабушек звали Лукерья Лукьяновна и Луковья Лукинична, а дедушек – Лука Лукич и Лукьян Лукович. И были у них внучата-лучата, весёлые ребята.

Лука Лукич: Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки. А где же наши внучата-лучата?

Бабушка Лукерья: Они живут далече, в городе Великие Луки

Раздается стук. Входит Лукашка – конопатенький, с нарисованными веснушками, мальчик. На плече у него дорожная сумка

Лукашка: Здравствуйте, бабули, здравствуйте, дедули.

Лука Лукич, Бабушка Лукерья: А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал.

Лукинична: Милости просим! Как житьё-бытьё, как здоровьице?

Лукашка (зевая): Тоска зелёная. Да ещё то грипп, то ангина, то ангина, то грипп…

Дед Лукья: Ой-ой-ой! Ну, ничего, здесь у нас лук да баня всё исправят. Лук от семи недуг. Лук да капуста лихого не допустят.

Лукашка: Что ты, что ты, дедушка! Я люблю мороженое, пирожное, а от лука только слёзы и запах не очень приятный.

Лукинична: (ласково): Горе ты луковое. Бабушка у тебя простая – и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли.

Лукашка: Всё вокруг так красиво, празднично… А почему здесь так много лука развешано?

Бабушка Лукерья: Сегодня луков день, внучек. В старинных русских лечебниках-травниках писали: «Во время прилипчивых инфекционных болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, воздух от чего в покоях очистится». И ещё: «Во время скотского падёжа нанизывают на нитку поболе луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразилось».

Лука Лукич: А ещё из луковой шелухи получается замечательная краска для шерсти, холста, да и для волос это лучшее средство от перхоти.

Лукинична: В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили луковицу на груди в качестве талисмана. Поэтому впоследствии один из сортов лука и назвали «лук победный».

Дед Лукьян: Во все времена у всех народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь».

Ведущий: Ещё средневековые врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от различных заболеваний. Ученые утверждают, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут болезнетворные бактерии. Достаточно в течении трёх минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Лукашка: Здорово! А я и не знал, что лук такой полезный овощ. Теперь непременно буду его есть.

Бабушка Лукерья: Ну и молодец. Пойдемте, луковый суп есть.

Все уходят. Появляется Лучок

Лучок:

Лук зелёный – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный:
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть –
Надо лук зелёный счесть!
И головки лука тоже
Нам полезен и пригож!

Ведущий:

Спасибо всем ребятам. Поговорили мы с вами о многих овощах.
А теперь давайте поговорим об осенней погоде. Подскажите, как меняется погода осенью? …… (ответы детей)…Да, правильно, ребята. Осенью всё реже солнечные дни, на небе чаще появляются тучи и дни бывают совсем пасмурные, или идёт дождь. Дождик нужен земле, он напоит её водой. А люди прячутся под зонтики. Но, оказывается, не все боятся дождя. Сейчас 2,4 класс споют нам песенку, про то как они относятся к дождю.
Исполняется песня «Дождик»

Ведущий . А сейчас я предлагаю немного поиграть. Все вы знаете сказку «Репа». А мы сейчас не будем ее слушать, а будем играть в игру «Репка».

Участвуют две команды по 6 человек. Это дед, бабка. Жучка, внучка, кошка и мышка . У противоположной стены зала два стульчика. На каждом стульчике сидит «репка» - ребёнок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к «репке», обегает её и возвращается, за него цепляется (берёт его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоём, вновь огибают «репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т.д. В конце игры за мышку цепляется «репка». выигрывает та команда, которая быстрее вытянула «репку».

Выступает 1 класс с песней «Осень наступила»


Проводится конкурс «Весёлый огородник». (От каждого класса по 5 участников)

На расстоянии 5 м от каждой команды располагается обруч. В нём лежат 10 луковиц. Урожай лука нужно перенести в корзину. Каждой команде выдаётся ракетка для бадминтона и корзинка. Игрок держит ракетку за ручку. По сигналу он двигается к грядке - обручу. Берёт лук из грядки, кладёт на ракетку и возвращаются к команде. Кладёт луковицу в корзину и передаёт эстафету другому.


Ведущий.

Молодцы, ребята, хорошо поработали на огороде. Поаплодируем друг другу. А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)

Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)

А что можно получить из зерна? (муку)

А что мы испечём из муки? (хлеб)

Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.

А может быть, кто нибудь помнит пословицы про хлеб? ………
Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

1-й:

Убран хлеб. И тише стало.
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
2-й:

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
3-й:

Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!
Ведущий. Многие любят собирать грибы, и часто грибников в лесу больше, чем грибов.

Читают стихи о грибах 2,4 класс

Давайте проведём эстафету «Назвался груздем - полезай в кузов!»

По сигналу первый «груздь» от каждой команды подбегает к обручу, пролезает через него, кладёт обруч на место и бежит за другим «груздем», берёт его. и они вместе бегут к кольцу, пролезают через обруч, бегут за следующим. Когда последний участник прицепится. все встают вместе в обруч.

После такого веселого задания послушайте песню в исполнении 1 класса «Осень постучалась к нам»

Игра-конкурс «Подбери шишку»:

Шишку в центр положи,

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Быстро шишку надо взять!


Подведение итогов праздника

Ведущие:

Слово предоставляется многоуважаемому жюри! Вот и подошёл к концу наш праздник. А закончить я хочу его следующими словами:

Жил человек пещерный в дебрях седых времён.
Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он.
Но вот однажды зверя к ужину не добыл
И по причине этой голоден очень был.


Стал он жевать коренья, листья, траву жевать.
Ведь неприятно как-то лечь, не поевши, спать.
Минули уж столетья с тех давних забытых пор,
И с нами овощи повсеместно соседствуют до сих пор.
И полезны, и вкусны – ешьте все овощи от души!


МБОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
п. Кардымово Смоленской области

Подготовила старшая вожатая
Серкова Надежда Викторовна

Цель праздника – создать условия для:

  • расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью;
  • формирования любознательности;
  • развития творческих способностей учащихся;
  • реализации творческого потенциала учащихся;
  • сплочения ученического коллектива;
  • формирования чувства прекрасного;
  • развития и реализации самоуправления классного коллектива;
  • популяризации здорового образа жизни среди детей и развития физических качеств школьников;
  • развития умения работать в команде, взаимодействовать, находить решения в нестандартной ситуации.
Участники праздника: учащиеся 1- 4 классов.

Оформление:

  • выставка рисунков об осени;
  • газета «Лук от семи недуг»;
  • выставка овощей и фруктов.
Оборудование:
  • 10 корзинок, осенние листья;
  • клей ПВА, бумага формата А4, 10 обручей;
  • 50 луковиц, 10 ракеток для бадминтона;
  • 3 плаката с нарисованными яблонями (в прорезях вставлены яблоки, которые легко вынимаются).
Предварительная подготовка участников: найти и разучить загадки об овощах и фруктах, песни об осени, сценки на осеннюю тематику, частушки про грибы.

Ход праздника

Праздник открывают ученицы 2 класса Б. Танец «Листопад»

1 ведущий: (На фоне музыки)

Незаметно пролетело лето.
Наступила осень золотая,
Журавли курлычат в небе где- то,
В вышине над нами пролетая.

2 ведущий:

В свой шатёр, волшебный и прекрасный.
Осень нас на праздник позвала.
Всюду разбросала свои краски,
И природа чудно расцвела.

Читают учащиеся 2 класса «В»

1 ученик:

Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный, цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.

2 ученик:

Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебряны, в золоте клёны.
Осень ковёр расстелила из мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов.

3 ученик:

Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех детей приглашает.

1-ый ведущий:

Все работы на огороде давно закончились. Пришла пора всем нам немного отдохнуть. Раньше, когда урожай уже весь был убран с полей и огородов, люди устраивали праздники – посиделки, на которых веселились, пели песни, плясали, играли в весёлые игры. Вот и мы собрались сегодня с вами на наш праздник, а назвали мы его – «Луковые посиделки». Лук, конечно, любят все. Древние египтяне, когда строили пирамиды, записали на них, сколько рабочие съели лука. Он придавал строителям силу и здоровье. «Лук – от семи недуг!» - говорит русская пословица. Сейчас мы готовим из лука и салаты, и щи, и пироги. Горьковатый вкус лука знаком каждому. Практически ни одно блюдо не обходится без лука. Но на нашем празднике будет главным не только лук, но и другие овощи, которые не менее полезны. А на празднике нашем будут соревноваться команды, и я приглашаю их занять свои почётные места, а Вас, дорогие зрители, прошу поприветствовать наших участников. Аплодисменты. Приветствие классов. Итак, начинаем!

Звучит музыка появляется девочка в костюме Осени и разбрасывает листья.

1-ый ведущий.

Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень.

Принесла рябины гроздья.
Мёду сладкого, густого,
Связку лука золотого,
Яблок спелых и румяных,
Кабачков и баклажанов.

2-ой ведущий.


Нет в году щедрей поры!
Любим мы твои дары.
Ты их, Осень, не жалей,
А отдай нам поскорей!
Осень.

Их так просто не отдам,
А задам работу вам.
Соберите листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.

Проводится игра – эстафета «Осенний листопад» под весёлую музыку.

Каждая команда на своих листах выстраивает из листьев слово – «Осень».

2-ой ведущий.

Какие молодцы! Как здорово! Какой необычный букет вы собрали! Его можно не только рассмотреть, но и прочитать. Давайте вместе прочитаем!
Осень.

Спасибо, ребята за щедрый подарок,
Как видно, вы в школе учились не даром!
Красивые можете сложить букеты,
Которые можно ещё и читать!
(Осень садится в зал к жюри)

1 ведущий:

А ребята из 4 класса «А» приготовили тебе Осень ещё один подарок песню об осени. Дети исполняют песню

Сегодня у нас ПРАЗДНИК ОСЕНИ, ПРАЗДНИК УРОЖАЯ. Мы все готовились к этому дню: рисовали рисунки, делали аппликации, собирали выставку овощей и поделок. Все наши работы перед нами и вы, я думаю, их уже рассмотрели. Сегодня на празднике у нас присутствуют гости. Встречаем: заместитель по воспитательной работе Нестерова Е.Ф., учитель Физической культуре Баранова Е.В., учитель изобразительного искусства Калачёва С.О. и конечно же наша главная гостья сама госпожа Осень!

2 ведущий:

А сейчас мы ещё раз вспомним, какие же овощи растут в огороде, что растёт в поле? Мы будем загадывать вам загадки, а вы отгадайте:

1. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (Морковь)

2. Скинули у Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (Лук)

3. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,
У неё листочки с хрустом, а зовут её….. (капуста)

1 ведущий:

4. А на этой грядке выросли загадки,
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени – краснеют. (Помидоры)

5. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,
Честь мундира берегу - служу людям как могу. (Картошка)

Молодцы, все загадки угадали правильно. Все овощи очень полезные и важны для нас. Но картошку мы едим чаще всех других овощей. Скажите, вы все помогаете, дома копать картошку? ….дети отвечают….

А 1-й класс «А» нам сейчас споёт совсем про другого мальчика.
(исполняется песня «Антошка»)

2-ой ведущий: А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим сценку. Она тоже об овощах.

Сценку нам покажут ученики 3 класса «А» класса. Она называется «Как помидор стал красным».

Вед. Жили на одном огороде овощи.

Выходят девочки в шапочках с изображением овощей и представляются.

Я - весёлый молодец. Я – зелёный – огурец.
- Без меня на грядке пусто. А зовут меня – капуста.
- Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен лук.
- Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор.

Вед.

Хозяйка любила свой маленький огородик, и каждый день поливала его.
Хозяйка: (ходит с лейкой поливает овощи) - Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьёт.

Овощи с каждым днём росли и зрели. Жили дружно, не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.

Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.

Огурец:

Слушай, это просто смех – хвастать, что ты лучше всех.

Лук:

Не поймёт никак он, братцы, некрасиво задаваться!

Вед.

А помидор всё своё твердил.

Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.

Овощи (хором):

Хвалился, хвалился и с куста свалился!

Вед.

В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.
Летела мимо ворона.

Ворона:

Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел с нами быть дружен, будешь никому не нужен.

Вед. Стыдно стало помидору. И покраснел он от стыда.

Помидор: - Вы меня, друзья, простите. Вы меня с собой возьмите.

Вед. Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и взяла помидор. Хотите, верьте, хотите, нет, но с тех пор помидоры становятся красными.

1 ведущий: А 2 класс «А» нам покажет сценку про важный овощ. Который зимой надо есть побольше, он всю хворь выгонит, аппетита прибавит. Догадались?
Конечно же, про лук. Давайте посмотрим

«Луковые посиделки».


Выскакивает Лучок

Лучок:

Я и репчатый, и зелёный,
Я и сушеный, и солёный.
Как приправа к блюдам
Я полезен людям!
Угадали? Я ваш друг –
Я простой зелёный лук!

На скамейке сидят Лука Лукич, Бабушка Лукерья, Лукинична, Дед Лукьян

Ведущий: Жили-были в деревне Луковка дедушки и бабушки. Бабушек звали Лукерья Лукьяновна и Луковья Лукинична, а дедушек – Лука Лукич и Лукьян Лукович. И были у них внучата-лучата, весёлые ребята.

Лука Лукич: Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки. А где же наши внучата-лучата?

Бабушка Лукерья: Они живут далече, в городе Великие Луки

Раздается стук. Входит Лукашка – конопатенький, с нарисованными веснушками, мальчик. На плече у него дорожная сумка

Лукашка: Здравствуйте, бабули, здравствуйте, дедули.

Лука Лукич, Бабушка Лукерья: А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал. Милости просим! Как житьё-бытьё, как здоровьице?

Лукашка (зевая): Тоска зелёная. Да ещё то грипп, то ангина, то ангина, то грипп…

Лукашка: Что ты, что ты, бабушка! Я люблю мороженое, пирожное, а от лука только слёзы и запах не очень приятный.

Бабушка Лукерья (ласково): Горе ты луковое. Бабушка у тебя простая – и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли.

Бабушка Лукерья: Сегодня луков день, внучек. В старинных русских лечебниках-травниках писали: «Во время прилипчивых инфекционных болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, воздух от чего в покоях очистится». И ещё: «Во время скотского падёжа нанизывают на нитку поболе луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразилось».

Лука Лукич: А ещё из луковой шелухи получается замечательная краска для шерсти, холста, да и для волос это лучшее средство от перхоти.

Лукинична: В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили луковицу на груди в качестве талисмана. Поэтому впоследствии один из сортов лука и назвали «лук победный».

Дед Лукьян: Во все времена у всех народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь». Ещё средневековые врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от различных заболеваний. Ученые утверждают, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут болезнетворные бактерии. Достаточно в течении трёх минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Лукашка: Здорово! А я и не знал, что лук такой полезный овощ. Теперь непременно буду его есть.

Бабушка Лукерья: Ну и молодец. Пойдемте, луковый суп есть.

Все уходят. Появляется Лучок

Лучок:

Лук зелёный – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный:
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть –
Надо лук зелёный счесть!
И головки лука тоже
Нам полезен и пригож!

2 ведущий:

Спасибо всем ребятам. Поговорили мы с вами о многих овощах.
А теперь давайте поговорим об осенней погоде. Подскажите, как меняется погода осенью? …… (ответы детей)…Да, правильно, ребята. Осенью всё реже солнечные дни, на небе чаще появляются тучи и дни бывают совсем пасмурные, или идёт дождь. Дождик нужен земле, он напоит её водой. А люди прячутся под зонтики. Но, оказывается, не все боятся дождя. Сейчас 3-й класс «Б» споёт нам песенку, как они относятся к дождю.
Исполняется песня «Дождя не боимся»

1 ведущий: А сейчас я предлагаю немного поиграть


(От каждого класса 5 участников)

Перед вами яблони стоят. Каждой команде необходимо как можно больше собрать яблок в свои корзины. Сколько яблок соберёте – столько и очков получите! (На плакатах нарисованы яблони, на которых «поспели» яблоки. (Яблоки можно легко вынимать из прорезей.)

А сейчас ребята мы узнаем, какой овощ самый полезный. Выступает 1 класс «Б»

Инсценировка стихотворения «ОВОЩИ»

Вед:

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Вот!
Вдруг овощи спор завели.

Перец:

Кто из нас, из овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?

Горох (весело):

Я такой хорошенький зелёненький мальчишка.
Если только захочу, всех горошком угощу!

Свёкла (важно):

Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свёклу надо для борща и для винегрета
Кушай сам и угощай – лучше свёклы - нету!

Капуста (перебивая):

Ты уж, свёкла, помолчи! Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!

Редиска (скромно):

Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!

Огурец (задорно):

Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свеженький огурчик витаминный! Очень нужен!

Морковь (кокетливо):

Про себя рассказ недлинный: кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты всегда, дружок, крепким, сильным, ловким!

Помидор:

Не болтай, морковка, вздор! Помолчи немного
Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный!


2-й ребёнок:

Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

3-й ребёнок:

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!

4-й ребёнок:

Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!

Девочка в русском народном костюме держит поднос, на котором лежит каравай.

Подведение итогов праздника

Ведущие:

Слово предоставляется многоуважаемому жюри!
Организатор праздника:
Вот и подошёл к концу наш праздник. А закончить я хочу его следующими словами:

Жил человек пещерный в дебрях седых времён.
Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он.
Но вот однажды зверя к ужину не добыл
И по причине этой голоден очень был.

Стал он жевать коренья, листья, траву жевать.
Ведь неприятно как-то лечь, не поевши, спать.
Минули уж столетья с тех давних забытых пор,
И с нами овощи повсеместно соседствуют до сих пор.
И полезны, и вкусны – ешьте все овощи от души!

Дополнительный материал

Грибные частушки

Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно
Про грибы споём частушки очень замечательно.
Я на дереве сидела, с высоты грибы смотрела
Как подуло ветерком, я с берёзы кувырком.
Сколько лет тебе, Сморчок? Ты, наверно, старичок?
Удивил грибок меня: возраст мой всего два дня!
Лёня рано-рано встал, все грибы в лесу собрал
Хвалится грибочками с беленькими точками.
Кабы, кабы, да кабы, на носу росли грибы,
Сами бы варилися, да и в рот катилися.
Девочки – поганочки пляшут на поляночке,
Не жалеют каблуков, распугали грибников.
По лесочку шла я шла, много я грибов нашла
Как увидела медведя, еле ноги унесла.
Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли!
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!

Ход праздника

Выходят ведущий и ведущая в русских народных костюмах.

Ведущий. Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус. Добро пожаловать к чаю!

Ведущая.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ведущий . Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас. (Обращается к ведущей.) Так о чём же мы поведаем сегодня нашим гостям?

Ведущая . Как о чём? О чае.

Ведущий . Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Ведущая. Или после бани...

Ведущий . Вас приглашали когда-нибудь на чай? Можно с уверенностью сказать, что на чашку чая вас не приглашали. У нас «чайная страна», и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с традициями чаепития. Чаепитие - это одна из тропинок к здоровому образу жизни.

Ведущая . Чайная церемония - это обряд, зародившийся в Китае ещё до нашей эры. В настоящее время в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все заботы дня за его стенами. После чаепития у людей снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными.

Ведущий . Русское чаепитие отличается от японского. Оно связано с шумом кипящего самовара. В России чай начали употреблять с 1638 года. Завезли его из Монголии. Сначала чаем пользовались как лекарством, затем как напитком, снимающим усталость и благотворно влияющим на весь организм человека.

Ведущая. И хотя сейчас во многих семьях самовар потеснил чайник на праздничном столе, как и сто лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая.

Звучит «Русская плясовая». Вбегают скоморохи.

Скоморох 1.

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние.

Торопись, честной народ!

Тебя развлеченье ждёт.

Скоморох 2.

Дорогих гостей

Ждёт множество затей:

В игры можно поиграть,

Силу, ловкость показать,

От души повеселиться,

Вкусного чайку напиться!

Ведущая.

Кто же из вас примет участие в состязании?

Что ж, друзья, давайте так:

Мой вопрос, а ваш ответ,

Отвечаете или нет.

Кто вопросы отгадает,

Со скоморохом поиграет.

Ведущая задаёт вопросы . Тому, кто правильно отвечает, даётся жетон.

1. Кто открыл чай? (Козы)

2. Чем полезен чай для человеческого организма? (Восстанавливает силы, успокаивает сердце, предохраняет от простуды.)

3. Родина чая? (Китай)

4. Какой чай лучше: с добавками или без добавок? (Настоящий чай не должен иметь добавок.)

5. В чём хранят чай? (Лучше в стеклянной посуде с плотной крышкой.)

6. В какой посуде следует заваривать чай? (В фарфоровой или фаянсовой, так как она как бы смягчает воду.)

7. Из каких растений, цветов можно заваривать чай? (Роза, Иван- чай, зверобой, липа, чага, морковь, смородиновый лист, лист малины и др.)

8. Чем можно заменить чай? (Черника - лист, плоды, шиповник, Иван-чай, лист смородины.)

9. Назовите сорта чая с добавками из лекарственных трав. («Элегия», «Идеал» и др.)

Ведущий.

Молодцы у нас ребята,

А девчата? И девчата!

Ну ни в чём не уступали,

Все вопросы отгадали.

И сейчас я приглашаю

Победителей подняться

Да сноровкой потягаться.

Ведущая. Все вы знаете, что, прежде чем залить самовар, надо сходить за водой.

Скорее к колодцу - воды набирайте,

Бегите к столу - самовар наливайте!

Проводится конкурс «Наливаем чайник».

На столах стоят чайники it чашки с водой. Участники переливают стаканами воду в четник. Выигрывает тот, кто быстрее справится и не прольёт ни капли. Скоморохи следят и выдают жетон победителю.

Ученик 1.

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью - лучший друг!

Ведущий. Очень полезен для здоровья травяной чай.

Проводится конкурс «Узнай траву» (4-5 человек).

В розетки положить лекарственные травы, которые заваривают в чай, и разместить на столе. Под каждую розетку положить красиво оформленную салфетку с номером. Заготовить карточки, обозначив на каждой номер всех розеток. Раздать карточки, и в течение 5—7 минут каждый из них должен отгадать название травы.

За правильный ответ выдают жетоны.

Ведущая.

Пока самовар поспевает,

Хозяюшки дом убирают.

А ну-ка, веник берите,

Сюда бегите,

Чистоту наведите!

Проводится конкурс для девочек.

На полу лежат два обруча, в них кубики.

Их надо по одному заметать на совок и складывать в ведро.

Ведущий.

Самовар-то греется.

Вот-вот закипит.

Надо, чтобы вовремя

Стол наш был накрыт.

Скоморохи и несколько детей сервируют столы к чаю.

Ведущая. Ну а какой же чай без частушек.

Девочки исполняют частушки.

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споём же под чаёк

Чайные частушки!

В плясках не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

Самовар блестит, кипя,

Чай в нём пенится!

Погляди-ка на себя -

Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

Ведущий.

Вот уже струится пар,

Закипает самовар!

Ведущая. А сейчас заварим чай. А что это за чай, вы должны угадать.

Проводится конкурс «Угадай, что за чай».

На столе в нескольких чайниках заварены различные чаи - лимонный, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятой и др. - каждый чайник пронумерован.

Участники по очереди пробуют чай и определяют, какой чай. Победитель получает жетон.

Ведущий. А теперь, дорогие гости, прошу вас к столу! Ведущая. А ребят, которые победили в наших конкурсах, мы награждаем связками баранок!

Ведущий . Сейчас мы с вами попьём чаю и посмотрим инсценировку стихотворения Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар».

Дети инсценируют стихотворение.

Иван Иваныч Самовар

Был пузатый самовар,

Трёхведёрный самовар.

В нём качался кипяток,

Разъярённый кипяток,

Лился в чашку через кран.

Через дырку прямо в кран,

Прямо в чашку через кран.

Утром рано подошёл,

К самовару подошёл,

Дядя Петя подошёл.

Дядя Петя говорит:

Дай-ка выпью, - говорит, -

Выпью чаю, - говорит.

К самовару подошла,

Тётя Катя подошла,

Со стаканом подошла.

Тётя Катя говорит:

Я, конечно, - говорит, -

Выпью тоже, - говорит.

Вот и дедушка пришёл.

Очень старенький пришёл.

Он зевнул и говорит:

Выпить разве, - говорит, -

Чаю разве, - говорит.

Тут и бабушка пришла.

Очень старая пришла.

Даже с палочкой пришла.

И, подумав, говорит:

Что ли выпить, - говорит, -

Что ли чаю, - говорит.

Вдруг девчонка прибежала,

К самовару прибежала.

Наливайте, - говорит, -

Чашку чая, - говорит.

Тут и Жучка прибежала,

С кошкой Муркой прибежала,

К самовару прибежала,

Чтоб им дали с молоком,

Кипяточку с молоком,

Кипячёным молоком.

Вдруг Серёжа приходил,

Неумытый приходил,

Всех он позже приходил.

Подавайте, - говорит, -

Чашку чая, — говорит.

Наклоняли, наклоняли,

Наклоняли самовар,

Но оттуда выбивался

Только пар, пар, пар.

Наклоняем самовар,

Будто шкап, шкап, шкап,

Но оттуда выходило

Только кап, кап, кап.

Самовар Иван Иваныч!

На столе Иван Иваныч!

Золотой Иван Иваныч!

Кипяточку не даёт,

Опоздавшим не даёт,

Лежебокам не даёт.

Ведущий.

Всем спасибо за вниманье,

За игру, стихи и смех.

Ведущая.

Говорим мы: «До свиданья!»,

Снова в гости ждём вас всех.

Внеклассное мероприятие для школьников 1-9 классов. «Осенние посиделки»

Цели:
расширять знания об осени;
развивать монологическую речь, активизировать познавательную деятельность детей;
формировать нравственно-ценностное отношение к природе;
включать учащихся в разноплановую творческую деятельность.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация “Осень”, шары, листья деревьев, фрукты и овощи, муляжи грибов, фруктов, овощей.
Ход праздника
Заставка на осень (телевизор)
Ведущий:
Внимание! Внимание!
Всем Денисам и Катюшкам!
Всем Антонам и Танюшкам!
Приглашаем всех сейчас:
веселиться, петь, плясать,
В игры разные играть!
Ведущий: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ведущий: Кого-то не хватает на наших осенних посиделках.
– Кого же? (ответы детей)
– Конечно же, хозяйки нашего праздника – Осени.
Музыка
Осень:
А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Осенний сад и парки?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.
Ведущая:
Здравствуй наша осень,
Осень золотая!
Мы тебя встречаем богатым урожаем
– Хотите про плоды узнать? Прошу загадки отгадать.
Загадки не простые загадки-обманки:
Вся зеленая такая,
Круто в кочаны свитая,
Сто одежек – все на ней –
Витамины для людей.
И сидит на грядке ловко,
Называется…...Капуста.

Любит он тепло и воду,
Он же гордость огорода!
Весь в пупырышках, зеленый,
Всем известный с давних пор,
Очень вкусен он соленый!
Это точно …..Огурец.

Как подружки, по порядку,
Все сидят они на грядке,
Ярким солнышком прогреты,
Все оранжевого цвета,
Будто сестры – близнецы!
Кто? Конечно…Морковки.

Без нее борща не сваришь
И заправку не поджаришь.

Вся малинового цвета,
А вкусна зимой и летом!
Без нее в салате пусто,
Называется...Свекла

Посадил тот овощ дед,
Урожая ждал сто лет!
Ну и выросла какая!
Золотая да большая,
Как царица среди слуг!
Все узнали? Это….Репка.

Музыкальное сопровождение

Сценка «РЕПКА»


Музыкальное сопровождение 1. Игра «Узнай по вкусу» (играет музыка)
Осень выносит на тарелочке, разрезанные на маленькие кусочки овощи и фрукты.
Дети с завязанными глазами пробуют овощи и фрукты, отгадывают их по вкусу.
2. Игра «Да или нет?»
Дайте правильный ответ.
– Осенью цветут цветы?
– Осенью растут грибы?
– Тучки солнце закрывает?
– Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут?
– Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
– А букашки прилетают? (нет)
– Звери норки закрывают?
– Урожай все собирают?
– Птичьи стаи улетают?
– Часто-часто льют дожди?
– Достаем ли сапоги?
– Солнце светит очень жарко? (нет)
– Можно детям загорать? (нет)
– Ну, а что же надо делать?
– Куртки, шапки надевать? (да)
Осень: Ребята, холодно сегодня, будем куртки, шапки надевать?
3. Игра «Кто вперед соберется на прогулку»
4. Рифмофокусы. – хоровая игра
Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой. Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.
Ведущая:
Слышен топот быстрых ножек,
Это непоседа… (ёжик)
Музыкальное сопровождение.
В зал входит Ёжик


Ёжик :
Здравствуйте дети дорогие
Я принес вам подарки лесные
Ели донес я грибочки в корзине
Чтоб зимой угощались вы ими Ребята! Вы любите собирать грибы? Вы их всегда правильно собираете, давайте проверим. Я предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Съедобный – несъедобный»
Я буду называть грибы.
Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!
Съедобный-хлопайте,
Несъедобный-топайте
Теперь будьте внимательны.
Масленок
Поганка
Боровик
Дождевик
Волнушка
Хлопушка.
Шампиньон
Лисичка
Подберезовик
Сыроежка
Свинушка
Груздь
Рыжик
Чижик
Опёнок
Слоненок.
Ребята! Угадайте кроме грибов, что я люблю еще (правильно – яблоки)

Игра с яблоками.


Осень:
Ой, как у вас весело на посиделках.
Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться!
До свидания, до встречи в следующем году.

РЕПКА НА НОВЫЙ ЛАД

Сценарий:
Действующие лица:
Дед – «новый русский» банкир Дедов.
Бабка – жена «нового русского».
Внучка – современная девица.
Жучка – собака «нового русского».
Кошка – кот Матроскин.
Мышка – шустрая, деловая, хозяйственная.
Рассказчица
Ребята мы сейчас покажем вам старую сказку на новый лад. Посадил дед репку…
Открывается занавес, на сцене сидит Репка.
Дед (с мобильным телфоном). Да, банкир Дедов слушает. Да… Нет… Ну, отстегните им поллимона… Где?.. Да на даче. Да нужно тут урожай собрать. Слушай, ты… (видит репку) вот это да-а… (в телефон). Ну ладно, пока (кладет телефон в карман) Вот-те на-а! вот уродилась! Пробует вытащить из земли. Рассказчица. Стал дед репку из земли тащить – тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку.
Дед (звонит по мобильному телефону). Привет, старушка, спустись-ка вниз, у меня тут прикольная штучка есть, что покажу!..
Бабка. Ну, что? Ты никак новый «мерседес» купил, дорогой?
Дед Гляди сюда! Смотри, какая репка! Вытащить надо!
Бабка. Это что, так что ли? (показывает свой фирменный прикид). Ты посмотри на меня! А мои ногти! (жеманничает).
Дед. Давай, давай, берись!
Рассказчица. Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут-потянут – вытянуть не могут. Позвала Бабка Внучку.
Бабка (задумчиво). Дед, звони Внучке, она, правда, на дискотеку собиралась, может, еще не ушла?
Дед (звонит внучке). Внученька, спустись-ка в огород, что покажу!
Внучка (капризно). Дед, ну в чем дело? Я опаздываю, меня ждут на дискотеке. Тачка вот уже у забора стоит! Какие проблемы?
Дед Давай-ка берись, помоги вытащить репку!
Внучка Вот еще, в земле буду ковыряться! (фыркает).
Дед Давай-давай, а то без ужина останешься!
Рассказчица Взялись снова. Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут-потянут – вытянуть не могут. Тогда кликнула внучка Жучку.
Внучка Давай-ка, Жучка, Деду поможем!
Жучка (подражая хозяйке). Ну вот еще, мы только из парикмахерской: мастером стрижены, шампунем намыты, духами брызганы, буду я еще свои лапки марать!
Бабка (строго). Берись-ка за Внучку, будем репку тянуть! Иначе вечером не видать тебе «Чаппи»!
Жучка (по собачьи радостно). Хочу «Чаппи»!


Рассказчица Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку; тянут-потянут – вытянуть не могут. Кликнула Жучка Кошку!
Жучка (покровительственно). Эй, Матроскин, работа есть!
Матроскин (озабоченно). Отстаньте, у меня своих дел навалом, у меня еще Мурка не доена, Гаврюша не кормлен, с дядей Федором на рыбалку собирались… (обреченно) ну, что там?..
Жучка (хвастливо). Смотри, какой у хозяина урожай! А мы только из парикмахерской… иди помогай!
Рассказчица Снова взялись они; Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут – вытянут не могут.
Матроскин А я тут только что Мышку видел, пусть идет на помощь…
Мышка выбегает из кулисы – вся в заботах: «Мышка, Мышка», что «Мышка»? А без Мышки – слабо?
Матроскин (деловито). Меньше разговаривай, работать надо!
Мышка (машет рукой). Сейчас, сейчас!..
Рассказчица Снова тянут-потянут репку. Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут, раз… и вытащили репку…
Дед Вот, что значит коллектив! Какая большая крепкая репка, прям хоть в Книгу рекордов Гиннеса заноси!
Рассказчица На том и сказке конец, а кто слушал – молодец.

РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ

Литературно-музыкальный праздник для начальной школы.

Разработчик учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №3 г. Владивостока»

Капитула А.Г.

Актуальность темы. Большими воспитательными возможностями обладают занятия художественно-эстетического цикла. В школьной же практике знакомство с фольклором обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса.

Цель мероприятия : раскрыть значение фольклора как средства воспитания патриотических и нравственных качеств учащихся; обогатить интеллектуальное и эмоциональное развитие школьников, повысить их интерес к учебе и полезному времяпровождению через знакомство с фольклором; сформировать положительную мотивацию к изучению русского фольклора.

Задачи мероприятия : 1.Раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

2.Воспитание лучших гражданских качеств: патриотизм, любовь к Родине, уважение к культуре родной страны, чувство сопричастности времени, отечественной истории.

Педагогические методы и приемы.

    Работа с источниками информации . Предварительное знакомство учащихся с русским фольклором на уроках музыки и литературного чтения, классных часах. Знакомство с такими формами как: частушки, игры, счтиталки, дразнилки, заклички, пестушки, загадки, сказки. Слушание народной музыки. Пение песенок - попевок. Знакомство и работа с шумовыми инструментами.

    Работа с использованием мультимедиоматериалов . Просмотр презентаций учителя: «Древние русские ремесла», «Русские народные инструменты», «Русский народный костюм». Обсуждение этого материала. Создание ученических презентаций по этой теме. Слушание аудиокниг, чтение русских сказок, просмотр видеофильмов. Обсуждение, иллюстрирование.

    Наглядный. Демонстрация иллюстраций и поделок учащихся, изготовление русских народных костюмов, сервировка праздничного стола деревянной русской посудой, самоваром.

    Словесный. Рассказ учителя о русских посиделках. Чтение и обсуждение сценария «Русские посиделки».

    Практический. Практическая подготовка к мероприятию: исполнение и разучивание учащимися сценария. Проведение праздника «Русские посиделки».

Аннотация. Что такое посиделки? Это вовсе не безделки:

Это творчество и труд, это дружба и уют,

Это песня, это смех, это радость для нас всех!

Посиделки, как говорит нам Русская энциклопедия(поседки, беседы, вечерки), собрания (сборища) сельской молодежи в чьей-либо избе для развлечения и работы. Ну а поскольку это творчество и труд то конечно это праздник для всей нашей начальной школы. Зал оформляется в виде русской избы: на окнах занавеси в русском стиле, макет русской печи, большой стол с красивой скатертью в русском стиле, деревянная яркая посуда, разное угощение, посредине стола самовар, по бокам лавки. Все участники и гости в русских народных костюмах. Музыкальное оформление записано в минусе. Хозяйка встречает гостей, и ведет праздник, ей помогают 4 ученика. В празднике принимают участие родители. Стихи, шутки, загадки, песни, танцы, инсценировка сказки, игры сменяют друг друга в быстром темпе. Все мероприятие проходит очень весело, динамично. Продолжительность праздника 40-45 минут. Кульминация – общее застолье. Мероприятие удачно апробировано в феврале 2016 г..

СЦЕНАРИЙ

Хозяйка.

Добрый день всем и поклон,
Гости дорогие!
Если вы "в своей тарелке"
И пришли к нам не на час.
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, сейчас!

Ученик 1. Нам зачинать досталась роль,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки русские.

Ученик 2. И потому принять изволь

Тот, кто пришел на посиделки

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Ученик 3. Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.

Ученик 4. И хоть более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)

А я чайничала, самоварничала,
Всю посуду перебила, накухарничала.
Не ругай меня, маманя, что сметану пролила,
Мимо окошка шёл Алёшка, я без памяти была.
Меня сватать приезжали на серой кобыле,
Всё приданое забрали, а меня забыли.
Меня сватать приезжали с позолоченной дугой,
Пока пудрилась, румянилась уехали к другой.
На стене висит пальто, не дает конфет никто,
Выйду в поле закричу: "Караул конфет хочу".

Стук в дверь. Заходят мальчики .

Д- А деньги у вас есть?

Д- Сколько?

М- Копейка цельная!

Д- Фу-ты, ну-ты, сани гнуты! Для копейки на улице скамейка! Не нужны вы нам!

Мальчики советуются, цену себе набавляют, опять стучат .

М- Девочки, на посиделки пускаете?

Д- А деньги у вас имеются?

М- Имеются.

Д- Сколько?

М- Ажно полтинник для вас не пожалеем!

Д- Фу-ты, ну-ты, сани гнуты, поворачивайте назад! За полтинник вам место дорога, да и той много!

Мальчики советуются.

М - А за кулёк сладостей пустите на посиделки?

Д- Проходите, садитесь!

Хозяйка.

Всех сегодня приглашаю
С нами петь, играть, плясать.
Но сначала предлагаю.
Про посиделки рассказать.

Ученик 1. На завалинке, в светёлке.

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

Ученик 2. При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

Ученик 3. А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.

Ученик 4.Жива традиция, жива,
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего.

Ученик 5. Отдых - это не безделки –
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!

Ученик 6.Собрались все вместе, коли,
Как там бают "чином чин",
Начинаем с песни, что ли,
С доброй песни наш зачин.

Исполняется инсценировка русской народной песни «Как у наших у ворот».

Как у наших у ворот, (2 раза)
Ай, люли, у ворот. (2раза)

Стоял девок хоровод,
Ай, люли, хоровод.

Молодушек табунок,
Ай, люли, табунок.

Меня девки кликали,
АЙ, люли, кликали.

Молодушки манили,
Ай, люли, манили.

На улицу погулять,
Ай, люли, погулять.

С ребятами поиграть,
Ай, люли, поиграть

Под музыку «Барыня» входят чаёвники, вносят и ставят на столы угощения и самовар. Говорят по очереди.

Чаевница1.Трава пахучая да кружка кипятка.

Бурлящая и на пару крутая.

С плантаций чайных древнего Кит

Шагает по Руси через века.

Чаевница 2. С мороза и в жару друзей пои,

А чай – не пар, ведь он костей не ломит.

И мы гоняем русские чаи,

Пока хозяйка дома не прогонит.

Чаевница 3.Садились надолго с молитвою за стол,

Гостей и родичей по-русски привечая.

И за беседою, а, может, за игрой

Все вместе дружно выпивали чашку чая!

Чаевница1. -Ребята, вдревней китайской рукописи писалось:

«Чай есть растение особое, он удаляет все недуги, прогоняет сонливость, а головная боль от чая уменьшается и излечивается совершенно».

А какие поговорки и пословицы о чае вы знаете? (Ответ ребят)

Я буду называть первую часть поговорки. Вас прошу попробовать отгадать, как звучит вторая, хорошо, если у вас она будет звучать в рифму:

Чай пить - приятно жить.

Выпей чайку - прогонишь тоску.

С чая - лиха не бывает.

Если чай не пьёшь - где силы берешь?

Устал – пей чай ,

жарко – пей чай,

хочешь согреться – пей чай.

Чай – это прекрасный и полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

Чаевница 2. Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недугов исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит этот эликсир!

Чаевница 3. А знаете, какие веселые частушки пели на Руси про чай? Ну-ка, ребята, начинай!

Исполняются «Частушки»

1.Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

2.Взял тогда налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку

Да петрушки корешок.

3.Разлив варево по плошкам,

Хорошенько размешал.

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

4.Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню.

Меня выпороть велел.

5.Долго думал, удивлялся:

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

Хозяйка .- Добро сидеть за самоваром

И пить из блюдца не спеша:

Поет, горит, исходит жаром

Его славянская душа.

На посиделках любили загадывать и отгадывать и загадки. Часто они были весёлые, с подвохом. И вот я вам объявляю: "Кто больше отгадает загадок - тому приз, свежий кабачок среди зимы".

Вот сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадки.

Знаю, знаю наперёд –

Вы смекалистый народ.

1.Весь свет в платье синее одет (небо).

2. Крякнул гусь на всю Русь (гром).

3.Жар – птица золотым пером хвалится (огонь).

4.Морщинистый Тит всю землю веселит (гармонь).

5.Не хилела, не болела, а саван одела.(Земля)

6.Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)

7.Сидело семь галиц. Я стрелил - трёх убил. Много ли осталось? (Три. Остальные улетели)

8. Какая птица больше всего похожа на утку? (Селезень)

9. Как можно пронести воду в решете? (Замороженную)

10. Какой болезни нет на земле? (Морской)

11. Какой город в России летает? (Орёл)

12. В лесу тук-тук, в избе ляп-ляп, в руках дзинь-дзинь, на полу топ-топ (балалайка)

Ученик 1.На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.

Ученик 2. И блоху он подкуёт,
Дом добротный возведёт,
Утварь всю по дому справит.
Чашей полной дом тот станет.

Демонстрируется выставка детских родительских поделок.

Хозяйка. - Про наших рукодельниц и мастеров есть народные пословицы:

Красивое слово - серебро, а хорошее дело - золото.

Землю красит солнце, а человека - труд.

По труду и награда.

Перенимая опыт старших, наши ребята тоже любят что-то мастерить и рукодельничать. Посмотрите, какие замечательные работы есть на нашей выставке.

Хозяйка рассказывает об увлечениях ребят.

Ученик 1.Ребята у нас активные, творческие.
И поют, и вяжут, а ещё и спляшут.

Ученик 2.Обойди хоть всю планету –
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.

Ученик 3.Много танцев нам известно.
Мы их любим танцевать.
И на этих посиделках
Все хотели бы сплясать.

Исполняются танец « Балалайка», под песню «Подай балалайку» в сопровождении шумового оркестра.

А теперь, ребята вспомним небылицы

Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в темницах,

Щелкают орешки, да творят насмешки.

Ребята по очереди рассказывают насмешки .

1.Старину спою вам стародавнюю

Стародавнюю да небывалую.

Утром лёг, да не поужинал,

Ночью встал, да не позавтракал.

2 . То вам не чудо, не диковинка,

Видел чудо чуднее того:

Среди моря овин горит,

По чистому полю корабль бежит.

3. То вам не чудо, не диковинка,

Уж я видел чудо чуднее того:

Курица под лавкой объягнилась,

Корова на лыжах покатилась.

4. Это вам не чудо, не диковина,

Ещё вам чудо чуднее того:

Козёл по полю летал,

Он мякину собирал.

5. И тому чуду не дивуйтесь,

Я видел чудо чуднее того:

Уж как курочка бычка родила,

Поросёночек яичко снёс.

6. На коня баран залез

И поехал прямо в лес.

7. Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ежи

Строят гнёзда из лапши.

8. Чепуха! Чепуха!

Это просто враки.

Куры съели петуха-

Думали собаки.

Хозяйка: Небылицы хороши, – посмеялись от души.

Где песня льётся,

Там легче живётся.

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную.

Ученик 2. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая!

Пойду плясать по соломушке,

Раздвинься народ по сторонушке!

Исполняются частушки.

1. Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире

Не одна иду плясать

Нас идет четыре.

2. Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

3. А у нас во дворе

Квакали лягушки

А я с печки босиком

Думала подружки.

4. По деревне я шла

И Ванюшу видела

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела.

5. Я плясала в три ноги

Потеряла сапоги

Оглянулася назад

Сапоги мои стоят

6. Балалаечка гудок

Свое дело знает

Она в Ваниных руках

Хорошо играет!

7. Сидит ежик на базаре

Белая рубашка

На головке сапожок

На ноге фуражка.

8. Если б не было воды

Не было бы кружки

Если б не было девчат

Кто бы пел частушки?

9. Что бы печка разгорелась

Надо жару поддавать

Что б частушка лучше пелась

Надо пляской помогать.

10. Удивилась нынче Ната

По письму опять не пять

Запятые виноваты,

Что не знают где стоять.

11. Самовар. Самовар,
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.

12.У меня подруга Маша
Рукодельница была.
В решето коров доила,
Из кармана чай пила

13.Нынче праздник, воскресенье,
Понаряднее сряжусь:
Кринки на ноги надену.
Простоквашей подвяжусь.

14.На горе на веточке
Выросли конфеточки.
На горе на солнышке
Выросли подсолнушки.

15.Куры вилами поели
Из баранины уху.
Не пора ли нам, товарищи,
Закончить чепуху.

16. Мы веселые частушки

Исполняли вам сейчас

О себе и о друг – дружке

И о кое – ком из вас!

Хозяйка: - Красна песня ладом, а сказка – складом! (звучат озорные наигрыши)

Исполняется сказка Лиса и Журавель.

Сказочница Раньше звери в мире жили И встречались и дружили

Мы ж рассказ свой поведем

Про лисицу с журавлем

Вот однажды по болоту
Шла лисичка на охоту,
Повстречала журавля.

Лиса

Ах! Давно мечтаю я
На обед вас пригласить
И по-царски угостить.

Журавль

Отчего же не придти.
Манной кашкой угости,
Очень мне она по нраву.

Лиса

Постараюсь я на славу!
Жду вас завтра в три часа.

Журавль

Буду вовремя, лиса!

Сказочница

День журавль не ел, не пил,
Все туда-сюда ходил –
Нагулял серьезный вид
И отменный аппетит.
В предвкушении обеда
Сам с собой он вел беседу.

Журавль

Лучше друга в мире нет!
Закажу лисы портрет
И повешу над камином,
Как пример для дочки с сыном.

Сказочница

А тем временем лиса,
Покумекав с полчаса,
Наварила манной кашки,
Да размазала по чашке.
Приготовила, и вот
На обед соседа ждет.

Журавль

Здравствуй, лисонька, мой свет!
Ну, неси скорей обед!
Чую запах каши манной.

Лиса

Угощайтесь, гость желанный!

Сказочница

Целый час журавль клевал,
Головой лисе кивал.
Но, хоть каши той немало,
В рот ни крошки не попало!
А лиса, хозяйка наша,
Лижет потихоньку кашу –
Ей до гостя нету дела,
Всё сама взяла и съела!

Лиса

Вы должны меня простить,
Больше нечем угостить.

Журавль

Что ж, спасибо и на этом.

Лиса

Жаль, что каши больше нету.
Вы уж, кум, не обессудьте.
Да и, кстати, не забудьте –
Ваша очередь, сосед,
Звать подругу на обед!

Сказочница

Затаил журавль обиду.
Хоть и вежлив был он с виду,
Но задумал он лисицу
Угостить как птица птицу!
Приготовил он кувшин
С горлышком длиной в аршин,
Да налил в него окрошки.
Но ни миски и ни ложки
Он для гостьи не припас.

Лиса

Тук-тук-тук!

Журавль

Сейчас, сейчас!
Здравствуй, милая соседка,
Ты совсем не домоседка.
Проходи, за стол садись,
Угощайся, не стыдись!

Сказочница

Начала лиса вертеться,
Носом о кувшин тереться,
Так зайдет, потом вот так,
Не достать еды никак.
Запах угощенья дразнит,
Только лапа не пролазит,
А журавль себе клюет
И душа его поет –
Из кувшина понемножку
Съел он всю свою окрошку!

Журавль

Ты должна меня простить,
Больше нечем угостить.

Лиса

Нечем? Ты же сам все съел!
Обмануть меня хотел?
Вот тебе я покажу!
Всем в лесу я расскажу
Про твое гостеприимство.
Это не обед, а свинство!

Сказочница

Долго так они ругались,
И кусались, и бросались
Всем, что под рукой нашлось…
И с тех пор их дружба врозь!

Хозяйка : Вот и сказочки конец

А кто слушал молодец!

Ну, девчата не зевай!

Песню громко запевай!

Исполняется танец Валенки и песня «Валенки»

Хозяйка . - Вот спасибо, потешили вы нас, теперь можно и поиграть!

Начинается считалка,

на березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Конь ретивый, долгогривый

Скачет полем, скачет нивой.

Кто коня того поймает,

С нами в игры поиграет.(звучит музыка «Веселые наигрыши»)

Начинается игра «Баранки» или любая другая старинная русская игра..

Ученик 1.Дни общенья - Счастья вехи.
Посиделкам каждый рад.
Делу - время, а потехе
Рады люди как никак.

Ученик 2.Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говорим: "До новых встреч!"

Хозяйка : Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих вам лет…

Разве за шутки кто нас осудит?

Где нет веселья – там жизни нет!

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать!

Исполняется Заключительная песня: «Так будьте здоровы» (минус).

Вы словно гостили на празднике нашем,

Нигде не встречали вы праздника краше!

Пусть к нам приезжают желанные гости

Пусть люди на нас не имеют и злости,

Пусть дружной работаю нашего класса

Все были б довольны, довольны и рады. 2 раза

Так будьте здоровы, живите богато,

Еще приходите, мы будем вам рады!

Источники информации.

1.Ворошилова О.В. «Русские фольклорные традиции» - В. ; Издательство «Учитель», 2007

2.Агапова Н.А., Давыдова М.А. «Фольклорные праздники в школе» - В.; Издательство «Учитель», 2007.

3. http://www.olesya-emelyanova.ru/index-skazki.html



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!