Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Неделя после троицы и чего нельзя делать после троицы. Русальная неделя после Троицы: народные традиции праздника

Зелёные святки будут продолжаться ещё неделю после троицы, празднуемой в 2018 году 27 мая. По-другому эта неделя так и зовётся – Троицкая или русальная.

Троицкая неделя несёт в себе основную идею, заложенную во всём троицко-купальско-петровском периоде. Она содержит обряды, посвящённые поминовению прародителей и увеличению земного плодородия.

Троицкой неделей заканчивается довольно длительная пора, во время которой по преданиям души предков пребывают на земле и находятся среди ныне живущих людей. На Троицкой субботе поминают всех умерших христиан, прошедших обряд крещения, провожая их души на тот свет.

После этого на землю с того света приходят «заложные» или «нечистые» покойники – те, кто умер неестественной смертью. Троицкая неделя – это время поминовения таких покойников.

В народном фольклоре, сгинувшие от неразделённой любви, утонувшие девушки и самоубийцы, превращаются в русалок. Эти персонажи фигурируют в многочисленных обрядах. У славян русалки не похожи на полурыб. Их внешность более близка к людям или нимфам. Человеку они не друзья. Во время Зелёных святок они выходят из водоёмов, бродя по речным и озёрным берегам, лесным чащам. Отсюда и пошло название Русальная неделя.

Русалки могут серьёзно вредить людям – портят урожай, сводят с ума, утаскивают на дно или щекочут до смерти. Однако если человек понравится, они могут помогать ему – показывают где зарыты сокровища или приворожить любимого.

Троицкая неделя в 2018: чего нельзя делать в Русальную неделю

Только отчаявшиеся и потерявшие всё люди могли искать встреч с русалками, ведь они относятся к нечистой силе. Набожные люди во время Русальной недели избегали мест обитания этих духов.

Не ходили на реки и водоёмы и тем более не купались там, чтобы водяные не утащили на дно.

Чащи лесов также таили опасность, поэтому туда ходили лишь по крайней необходимости и то не в одиночку, а с компанией смельчаков.

Для невест, беременных женщин и кормящий матерей выход за ворота был строго запрещён. Считалось что духи могут позавидовать женщине и нанести вред ей или ребёнку. Так же не ходили на кладбища и перекрёстки дорог.

Самым опасным временем в дни Троицкой недели считается полночь и полдень.

Для безопасности и возможной выгоды люди старались задобрить русалок. С этой целью устраивались народные гулянья с песнями. Кстати церковью такие действия не одобряются.

Кроме того во время Троицкой недели запрещено заниматься рукодельем, стиркой, проводить уборку и работать на земле.

Троицкая неделя в 2018: о чём можно было просить духов

Однако многие верили, что лесные девы в некотором роде имеют женскую солидарность. Например, когда женщину обижал мужчина, она могла пожаловаться русалке и обидчика ждала страшная кара, после которой он сходил с ума или умирал.

Девушки просили у русалок помощи в сердечных делах. Но в этом вопросе содействие русалок было небескорыстным. Услуги лесных дев оплачивались по-разному – в одних случаях достаточно было красивого платочка или бус, а в других в качестве платы могла потребоваться жизнь ребёнка.

Во время Русальной недели для защиты домашнего хозяйства, посевов и скота русалкам делались подношения в виде свежевыпеченного каравая.

На севере Руси с русалками «кумились» — становились кумовьями. Для обряда выбиралась молодая берёзка, на ветки которой завязывали ленты, а потом вокруг водили хоровод. Считалось, что после этого водяные девы не станут вредить новым «родственникам». Из веток берёзы для развлечения русалок сооружались качели. Когда праздники подходили к концу сооружение разбирали и организовывали русалкам проводы, во время которых танцевали, пели и устраивали игры.

Семик (Зеленые Святки, Русалка (новг., вологод.), Четверток, Тюлпа) - праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на 7 четверг после Пасхи, за три дня до Троицы; открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. Распространен в России повсеместно.

Семик считается языческой основой праздника, приходящегося на седьмую неделю Пасхи. Предположительно, в древности он входил в единый весенний праздничный цикл, начинала который Масленица, и был его завершением. Представление о взаимосвязи двух праздников нашло отражение в фольклоре: в речевых оборотах и пословицах указывается на особые, даже родственные, отношения мифологизированных образов Семика и Масленицы: "Честь ей и хвала, что она (Масляна) Семика в гости звала" (Даль. Т. 4. С. 170), "Звал-позвал честной Семик широку Масленицу к себе в гости на двор" (Обрядовая поэзия. 1989. № 255), "Ей-то (Масленице) Семик бьет челом, в одних портяночках, без лапоток…кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 437), "Собирайтесь-ко, не обрящем ли, где честну Масленицу, Семикову родню, да племянницу" (Бернштам Т.А. 1993. С.52-53). Некоторые обрядовые песни исполнялись только два раза в год - на Масленицу и в Семик; среди них песня о "непряхе", поставившей "кросна - девятую весну", в которых прорастает трава и заводятся куры. Так же как и Масленица, Семик представлял календарный период, маркирующий пограничное состояние природы - окончание весны, предвестие лета. Семицкий обрядовый комплекс был пронизан переходной символикой, а основная функциональная роль в нем отводилась молодежи, социальный статус которой также определялся как переходный; подобное состояние молодежи, особенно девушек, сопоставимо с состоянием природы поздней весной - природы расцветающей, но еще не плодоносящей.

С принятием христианства Семику, как и другим языческим празднествам, стала соответствовать одна из церковных знаменательных дат - Троица; при этом древние традиции, определяющие языческий характер праздника, сохранились. В протоколе заседания Святейшего Правительствующего Синода от 13 мая 1741 года сообщалось, что "во многих благочестия Российского местах, вместо подобающего христианам благовеинства, различная некая безобразия, безчиния и суеверия чинятся, имянно же оные суть следующия от всемирно торжественнаго живоноснаго Христова Воскресения дне седмые седмицы в четверток иже пред неделею Сошествия Святаго Духа, завивают березки венками и обвязывают оные, как чаятельно, с некиим суеверным упованием и между тем чинят пиршествы, скачки и пляски мужие же и жены, а особливо в великоторжественный Сошествия Святаго Духа день…" (Цит. по: Живая Старина, 1890. Отд. 2. С. 34). В целом со временем значение Семика как одного из главных весенне-летних праздников уменьшилось, особенно по сравнению с Троицей. Тем не менее празднование Семика сохранялось, это связано прежде всего с тем, что в календарной обрядности Семик и Троица образуют единый праздничный цикл, в рамки которого укладывался ряд обрядовых действий, причем на Семик приходились их начальные фазы, а на Троицу - завершающие. Иногда Семик выступал как подготовительный этап для празднования Троицы. Так, во многих метах именно в Семик собирали продукты для ритуальной трапезы, тогда как сама трапеза и приготовление блюд для нее происходили в Троицу.

Праздник Семик был посвящен началу расцвета природных сил; он отмечался в период зеленения растительности, созревания ржи; с ним связывали новый этап сельскохозяйственных работ - посев ячменя (в некоторых местах его предпочитали сеять или в Семик или в троицкую субботу), льна, конопли, посадку овощей. Обряды, приуроченные к этому времени, были направлены на стимуляцию роста плодов земли и охрану их от неблагоприятных воздействий. Крестьяне совершали различные ритуальные действия с зеленью, обходы полей, величание ржи (см. Троицкая березка, Завивание берез, Троицкий венок, Троицкая зелень, Вождение колоска), обращались за помощью к предкам (см. Троицкая суббота). Свойственная земледельческим традициям, идея воскресения-умирания божества растительности проявлялась в ритуалах "похороны"-"проводы" (Всесвятская неделя). Важное значение в аграрной магии придавалось гуляниям молодежи в полях с непременной обрядовой трапезой, главным блюдом которой были яйца или яичницы, сделанные "на урожай". О магической роли хождения в посевы девушек и молодок говорится в семицких песнях (Троицкая березка). В целом особое значение, женского компонента в земледельческих обрядах связано с мифологическим представлением о женской природе земли. В ряд молодежный развлечений входили круговые игры с мотивами сеяния, роста, созревания (Мак, Просо, Лен); наиболее популярные в это время песни с любовно-эротической тематикой в данной обрядовой ситуации могли рассматриваться как заклинание на урожай.

Составляя часть аграрно-магического действия, ритуальное объединение девушек, а часто и молодок, во время праздничных шествий, гуляний, кумления, качания на качелях, катания яиц, вождения хороводов имело и некоторое специфическое значение, отражающее, возможно, более древние представления. Согласно им, девушки и молодки принадлежали к одной половозрастной группе, социальный статус которой определялся их физиологическим состоянием перехода от девичества к материнству. Обряд был призван манифестировать девичью силу, "пик девичьей зрелости", и готовность к браку и рождению детей. Впервые в нем принимали участие девушки-подростки, достигшие этого возрастного периода, что характеризовало их как полноправных членов молодежного коллектива. Инициационный характер проявлялся, например, в семицких играх и хороводах с прядильно-ткацкой символикой. Так, в Красноуфимском у. Пермской губ. отдельные фигуры девичьего хоровода носили название процессов ткачества: навивать, сновать, кишку снимать (кишка - основа для холста, снятая со сновалок), надевать, ткать. Участие в нем символизировало причастность молодой девушки к миру важнейших женских занятий, ее владение ими, что являлось важнейшим критерием качественной характеристики любой крестьянки. В результате за Семиком закрепилось название девичьего праздника: "Четверг перед днем св. Троицы … почитается девушками как исключительно их праздник… "Мужики" в этот день бывают заняты работой" (Макаренко А.А. 1993. С. 110).

Отличительной чертой Семика было поминовение "заложных", к которым причисляли умерших "не-своей" смертью (скоропостижной, насильственной). Народная точка зрения, по вопросу принадлежности к этому разряду покойников, совпадала с церковной, выраженной в церковном каноне: это те покойники "иже покры вода и брань пожара, трус же яже объят и убийцы убиша, и огонь попали; внезапну восхищенные, попаляемые от молний, измерзшие сразом и всякой раною" (Зеленин Д.К. 1916. С. 1), т.е. самоубийцы, опойцы (умершие от пьянства), умершие без покаяния, проклятые родителями, казненные преступники, колдуны, имевшие дело с нечистой силой, а также иноверцы. По христианской традиции их не отпевали по смерти в храмах, погребали без церковного благословения и лишали обычного поминовения. Заложные покойники относились к той категории умерших, чей энергетический потенциал не был израсходован при жизни. Опасность, исходившая от них заключалась в том, что эта неиспользованная жизненная сила, "действуя уже из области смерти, "берет душу" у живых, как сама смерть", "ведет за собой в могилу" (Седакова О.А. 1990. С. 55). В народных представлениях, заложные нередко становились существами демонического мира: они или сами обладали свойствами нечисти, или находились, согласно быличкам, в услужении у разных представителей нечистой силы. Им приписывалась возможность управлять различными природными стихиями: дождем, громом, градом и т.п. Пермская примета гласит: "Мало бывает тепла до Семика; когда же покойников обмоет, тогда уж не бывает холода" (Зеленин Д.К. 1916. С. 100).

Семик являлся единственным днем в году, когда наступала "отрада" душам заложных покойников.

Картина «Русалки» была написана русским художником Иваном Николаевичем Крамским по мотивам «Майской ночи» Н.В.Гоголя. Художник достаточно вольно интерпретировал сон главного героя Левко, сделав акцент не на его сюжете, а на изображении волшебной лунной ночи на Украине.

В локальных традициях сроки Семика как поминального праздника могли варьировать в рамках семицкой недели - седьмой недели по Пасхе. В Тульской губ. удавленников и утопленников поминали во вторник; праздник поминовения называли здесь "задушными поминками". В Жиздринском у. Калужской губ. самоубийц и иноверцев позволялось поминать только в троицкую субботу, известную здесь под названием духовской; в этот день, считали местные крестьяне, "самые великие грешники отдыхают от адских мучений" (АРЭМ. Ф.7. Оп. 1. № 495). В некоторых местах перемещение сроков Семика обуславливалось распределением дней недели между разными общинами (городскими, деревенскими) и сословиями для совершения отдельного поминовения. Например, в селе Кайском Слободского у. Вятской губ. в четверг поминали крестьяне, а в субботу - мещане, отсюда и название "мещанский Семик". Об обязательном праздновании Семицких поминок говорится в народных преданиях С.-Петербургской губ.: не отмеченное должным образом поминовение местных заложных - панов повлекло за собой неурожай овса, что было приписано "мщению панов".

Семицкое поминовение совершалось в доме, на кладбище, в часовнях, на местах боев и массовых погребений, сопровождалось обычно веселыми гуляньями; оно носило характер индивидуального и коллективного действия. В Уржумском у. Вятской губ. тяжело заболевший человек давал обет в случае выздоровления помянуть заложных. Для этого накануне Семика "заветнувшиеся" ходили по домам и собирали как милостыню муку, из которой готовили ритуальные блюда - блины и булки. Их несли на кладбище и раскладывали на рогожках по могилам. В Тульской губ., поминая удавившихся и утопившихся родственников, на их могилы приносили блины, вино, красное яйцо, которое разбивали тут же за упокой души. По обычаю часть блинов оставляли русалке: "Русалочка царица, красная девица, не загуби душки, не дай удавиться! А мы тебе кланяемся". (Зеленин Д.К. 1916. С. 102). В ряде мест в каждой крестьянской семье для поминовения утопленников, удавленников и людей, скончавшихся скоропостижно, в Семик красили яйца (иркутск.). На реке Печоре (архангельск.) соблюдался "древний обычай - в седьмой четверг по Пасхе поминать в домах запившихся и удавившихся родителей и родственников", раздавая милостыню нуждающимся (Зеленин Д.К. 1916. С.103). Поминовения совершали на месте древних сражений, где, по преданию, были захоронены останки воинов. В Роксе Лодейнопольского у. С.-Петербургской губ. в Семик поминали "панов", в которых видели убитых в смутное время поляков; в их честь в роще у часовни варили и ели кисель, отсюда второе название праздника - "киселев день". В одной из вятских часовен хранились кости погибших черемис (марийцев), в Семик при стечении народа из окрестных деревень над ними совершалась поминальная служба; кости при этом использовали в качестве лечебного средства. В городе Котельниче Вятской губ. местные жители собирались над могилой воинов, "падших в сече с новгородскими выходцами" (Зеленин Д.К. 1916. С.103). Во время "вселенской панихиды", совершавшейся над могилой, крестьяне кидали на нее яйца и деньги, а после службы бросались печеными яйцами друг в друга.

Вселенские панихиды в Семик проходили также на местах массовых погребений: у общих могил, на старых "многогробишных" кладбищах, или там, где, по мнению местных жителей, они находились. При поминовении молились: "Помяни, Господи, убиенных рабов своих, и от неизвестной смерти умерших, их же имена Ты Сам, Господи, веси, иже зде лежащих и повсюду православных христиан" (нижегородск., Зеленин Д.К. 1916. С. 99), оставляли на земле яйца и деньги, раздавали милостыню нищим. Здесь же или поблизости после панихиды обычно устраивали праздничные гуляния, сопровождавшиеся "дурачествами и беспутствами", ярмарки, на которых в Вятской губ. продавали, главным образом, свистульки и детские игрушки. Для вятского празднования характерны игра на свистящих инструментах - дудках, пищалях и пр., детские катания глиняных "шарышей" (шары).

Традиция ритуального поминовения на местах общественных захоронений сохранилась со времен существования так называемых убогих домов, известных в России издавна. В них свозили погибших от эпидемий и умерших "несчастными и внезапными смертями - удавленников, утопленников, замерзших, вообще самоубийц и умиравших одночасно на дорогах и на полях" (Зеленин Д.К. 1916. С. 60). Один раз в году, в Семик, сюда стекался народ, чтобы совершить обряд захоронения, для погребения приносили гробы, одежду, саваны, для поминовения каноны, кутью, яйца, свечи; священники служили общую панихиду, совершали крестный ход. В 17-м веке при семицких погребениях в Москве всегда присутствовали царь и патриарх.

2. "Семик" - украшенная троицкая березка (владим.), березовая ветвь, антропоморфное чучело с мужскими признаками, в основе которого нередко была березка, ряженный. "Семика"-мужчину обычно сопровождал персонаж женского пола - Семичиха. С "Семиком" молодежь или только девушки обычно обходили поля, деревни, дома, он являлся непосредственным участником молодежных обрядовых игр; функционально чучело "Семика" заменяло троицкую березку. В Васильевском у. Нижегородской губ. чучела Семика, наряженного в красную рубаху, и Семичихи, - в сарафане, в четверг утром выносили в поле, устанавливали и устраивали возле них трапезу, пляски; в ходе обрядового действия его участники - парни и девушки по очереди целовали чучела и друг друга. На ночь Семика и Семичиху оставляли в поле, а возвращаясь утром, спрашивали: "Как вы ночку провели, молодица с молодцом?" (Соколова В.К. 1979. С. 205). Увенчав головы чучел сплетенными накануне венками (Троицкий венок), несли их к реке, разоряли и бросали в воду. В Буинском у. Симбирской губ. "Семика" изображала ряженная в мужского платье девушка, выбранная из круга сверстниц по жребию. Она возглавляла праздничное девичье шествие вокруг деревни, обозначенное формулой "Троица на улице, Семик по задам" (Максимов С.В. 1993. С. 463). В Вязниковском у. Владимирской губ. "Семиком" также одевалась девушка, - наряд состоял из рваной мужской рубахи и приделанного к спине горба, а "Семичихой" - молодой парнишка-подросток, ряженный в женское платье, со старым ведром и палкой в руках. Во главе ватаги детей и подростков Семик и Семичиха обходили дома односельчан, выпрашивали муку, яйца, крупу, масло, сметану, сахар и пр., приговаривая: "Подайте, на Семичка два яичка" (Земцовский И.И. 1973. С. 42). На улице били палкой в ведро, помелом разгоняли любопытных, под окнами домов пели:
"Семик честной, Семик ладужный,
Послал за винцом, на нем семь одеж,
Все шелковые, полушелковые,
Семику да Семичихе - яичко!
Семик баню продает,
Семичиха не дает;
Стряпала, стряпала
В тесто ложки прятала!"
(Соколова В. К. 1979. С.204).

Некоторые православные праздники имеют переходящие даты и в большинстве случаев все они связаны с Пасхой. От того, на какое число припадает этот Великий день, зависят многие важные церковные даты.

К примеру, если вы хотите выяснить какого числа Троица в 2017 году, то в первую очередь, должны узнать, . В год Огненного Петуха день памяти Христова Воскресения случится 16 апреля. Отсчитываем 50 дней и дата Троицы будет известна. Итак, в 2017 году Святая Троица отмечается 4 июня.

Странички истории

День Святой Троицы — наиболее важный церковный праздник в году. О нем можно найти информацию в Священном Писании. Там описано чудо, которое произошло на 50-й день после воскрешения Христа. Рано утром, около 9 часов, весь христианский люд пришел в храмы, чтобы помолиться.

В этот момент на Сионской горе начали происходить странные вещи: громкий шум, который мог услышать каждый апостол, находящийся в доме. Одновременно с этим гулом в небе возникли языки пламени и начали медленно ниспадать на головы апостолов. При этом пламя не обжигало, а наоборот, согревало и ласкало.

Вместе с теплом, в сердца апостолов проникло невероятное воодушевление, вдохновение, радость и умиротворение. Они наполнились чрезвычайно любовью к Всевышнему. Апостолы вдруг стали говорить на разных языках, причем, некоторые из них доселе были им не известны. В этот день свершилось пророчество, которое описано в Евангелие от Матфея.

С тех пор и по сей день люди чтят и помнят праздник Святой Троицы.

Традиции Святой Троицы

Православный праздник Троицы, как и другие торжества, имеет свои традиции. Это торжество в народе еще называют Русальной неделей. Связан он с языческим ритуалом, когда люди переодевались в свободные наряды, голову украшали ярким венком, плясали и благодарили матушку природу за все ее благодеяния.

По древним поверьям в эти дни из рек и озер выходят русалки, катаются на ветвях деревьев и приглядывают за людьми. Конечно, многие троичные традиции канули в лету, но, порой, интересно узнать, чем жили наши предки.

  1. Выходя из церкви, люди непременно старались взять несколько пучков травы, чтобы смешать с сеном, вскипятить и пить, как целебный отвар в случае хвори. Если же на территории церкви стояли деревья, то можно было сорвать с них листья и вплести в венок, который потом использовался как оберег.
  2. Жилища украшались венками, пучками травы, букетами из полевых цветов. В народе зелень всегда отождествляли с жизнью, поэтому принося в дом свежие цветы или траву, люди благодарили Господа за то, что он подарил им существование. Украшать дом можно было любыми растениями, но больше всего ценилась береза.
  3. Перед праздником необходимо было вычистить каждый уголок в доме, перестирать белье и одежду. После уборки, хозяйки должны были приготовить вкусные блюда (караваи, пироги, мясо и прочее).
  4. На Троицу раньше было принято свататься. Девушки наряжались в самые лучшие свои одежды, гуляли по селу, высматривали жениха. Многие считали, что те, кто посватался на Троицу, будут жить долго и счастливо.
  5. В этот день пекли козули (круглые лепешки с яйцом в виде венка). Готовые угощения девушки несли к березам и устраивали там посиделки.

Обряды на Троицу

Этот веселый весенний праздник сопровождался интересными обрядами, которые старались проводить каждый год. Троица у славянских народов была своеобразными проводами весны и встречей долгожданного лета:

  • девочки 7-12 лет должны были сами наломать веточек березы, собрать полевые цветы и украсить ними стены и окна своих домов;
  • традиционным блюдом для завтрака была яичница, ведь она символизировала яркое летнее солнышко. После трапезы, дети спешили в лес, завивали березу (ветки дерева украшали венками, лентами, бусинами), танцевали около, пели песни и водили хороводы;
  • В канут праздника (в субботу) православный люд вспоминали усопших родственников, в народе этот день так и назывался «задушной субботой» или «родительским днем»;
  • В воскресенье все шли в церковь, неся с собой красивые букеты. После службы молодежь отправлялась к березам, чтобы их развивать. Потом устраивалась пышная трапеза. Под конец вечера дерево срубали и носили по селу. Также в некоторых селах пускали бревно по речке, потому что верили, что оно способно отдать свою силу первым всходам.

Народные приметы

Издавна люди наблюдали за тем, как ведут себя животные, насекомые и природа. Из всех этих наблюдений они составляли приметы, которыми пользуется нынешнее поколение. Не мудрено, что такой мощный праздник, как Троица имеет свои приметы. Вот некоторые из них:

  • Дождь на Троицу — ждите хороший урожай грибов.
  • Соберете травы и цветы в этот день — получите мощный оберег и лекарство от многих болезней.
  • После Дня Святого Духа заморозки отступают.
  • Раздадите мелочь нищим и нуждающимся — оградите себя от невзгод и болезней.
  • В канун Троицы все растения наделяются магической и целебной силой.

Запреты на Троицу

С праздничной неделей в народе связано несколько поверий и запретов. люд старался не нарушать ни одно из этих правил, чтобы не навлечь на себя и семью несчастья. На Троицу запрещено:

  • делать березовые веники или метлы;
  • ремонтировать или возводить забор;
  • работать в первые дни Троичной недели, хотя готовить угощения разрешалось;
  • в течении недели не рекомендуется ходить в лес и купаться в водоемах.

Святая Троица сегодня

Конечно, сейчас уже мало кто чтит те, давнишние, традиции, но все же Троица является всеми любимым праздником. Утром стар и млад идет в церковь, чтобы выстоять службу, очиститься от дурных мыслей и зарядиться позитивной, светлой энергией.

Накануне хозяйки убирают в квартирах, украшают их свежими цветами, готовят вкусный обед. В воскресение близкие люди ходят друг к другу в гости, принося с собой небольшие сувениры. Троица — семейный праздник, поэтому если вы желаете провести его правильно и с пользой, соберите вокруг себя самых близких, любимых людей и наслаждайтесь этим прекрасным днем.

После празднования великого праздника Троицы в 2017 году следует Троицкая неделя. Существует несколько названий у этой недели. По церковным правилам ее называют Троицкой седмицей, в простонародье же – Русальей неделей. Есть источники, в которых говорится о том, что эта неделя все же предшествует великому празднику Троицы. Но большее распространение получила точка зрения о том, что она идет после. Именно такой позиции будем придерживаться и мы.

По прошествии 50 дней после великого праздника Великого Воскресения Христова празднуется Троицын День. Этот день еще называют Пятидесятницей. День Святой Троицы посвящен сошествию Святого Духа и в этом году приходится на 4 июня.

В списке православных праздников Троица является заключительным и после нее начинается Петровский пост.

Троицкая седмица следует сразу после празднования великого праздника Троицы. Во время этой седмицы отмечается несколько особенных дней.
Неделя начинается с Духового дня. В этом году он приходится на 5 июня. Третье лицо из Пресвятой Троицы празднуется именно в этот день. Происходит возвеличивание Святого Духа.

Троицкая неделя в 2017 году: что говорит церковь

В этот праздник, несмотря на первый день недели, запрещены любые земледельческие работы, поскольку именно земля считается именинницей. Обильные застолья и празднования положены и в другие праздничные дни: среду, пятницу и субботу. Суббота в Троицкую неделю является так же и «отданием» праздника Троицы в этом году. Праздник Всех Святых и безвестных угодников Божиих отмечается в последний день – в воскресенье. По завершению праздничной недели наступает долгий, но не самый строгий православный пост - Петровский.

Церковь не рекомендует работать в «День Святого Духа», однако, поскольку данный праздничный день приходится на обычный рабочий понедельник в светском календаре, то каждый православный принимает решение о запрете на работу самостоятельно. Евангелие говорит нам о самом сошествии Святого Духа. Церковь благословила празднование этого события в первый день Троицкой седмицы.

Своеобразный символический раздел между летом и весной знаменует собой Троицкая неделя. Домашнее убранство можно разнообразить различной зеленью: побегами, цветами и почками различных растений, которые в это время цветут. Так же следует размышлять о церковных событиях на протяжении всей недели. Триединство Бога и «сошествие Святого Духа» - вот догматическая основа, празднуемой недели.

Троица – один из самых красивых религиозных праздников. Народ любит его наравне с Пасхой и Рождеством. Ведь православная Троица – праздник, традиции которого тесно сплетаются с языческими обрядами. Совпадая с днем иудейской Пятидесятницы, считающейся днем зарождения Церкви Христа Спасителя, Троица совпадает и с русалочьей неделей, временем гаданий, и древнеславянским праздником плодородия.

Суть Троицы

По ветхозаветным преданиям, в день иудейской Пятидесятницы на апостолов снизошел Дух Святой, и триединство Бога стало им очевидно и понятно. В честь этого события и установили апостолы день Троицы, который отмечается уже много веков подряд на 50-й день после Пасхи.

В этот день верующие славят Бога-отца, Бога-сына и Духа Святого, их триединство единосущное, равносильное и безначальное. Святая Троица – время выразить благодарность за возрождение к новой жизни через крещение, время наполнить сердце любовью ко всему сущему и живому.

Троица в 2013 году приходится на 23 июня. Но готовятся верующие к ее приходу заранее и отмечают всю последующую неделю.

Накануне Троицына дня храмы и дома украшаются зеленью и цветами. Традиционное украшение на Троицу – ветви березы. Иногда их заменяют ветвями дуба, рябины, клена. Главное – свежая зелень, символизирующая возрождающуюся жизнь. Травой устилают полы, украшают ставни и дверные проемы. С букетами идут к утренней торжественной службе, освещают их и караваи, пряники, выпеченные к праздничному столу. Освященными цветами украшают иконы в доме, храня их целый год. Эти цветы используют для отпугивания злых духов, для снятия порчи. Траву и цветы, принесенные из церкви, заваривали и пили как целебное снадобье.

После праздничной службы верующие в день Троицы ходили друг к другу в гости, угощая сладостями, обмениваясь подарками. А на улицах непременно устраивались народные гуляния, ярмарки с песнями и танцами. Сейчас многие традиции Троицы возрождаются, находя свое место в современной жизни.

Сегодня большинство гаданий, использовавшихся нашими предками, забыто. Ничего удивительного в этом нет, ведь к нашим услугам – многочисленные гороскопы. В глянцевых журналах и скромных газетах, в телепередачах и радиоэфире, в интернете – повсюду нам предлагают прогнозы астрологов. Посмотрел свой гороскоп на сегодня – и действуй в соответствии с расположением звезд. Практично и удобно!

Но в старинных гаданиях есть куда большая романтика, страшащая и привлекающая одновременно. И, может быть, стоит попробовать раз в год сверить свою судьбу со стародавними обрядами?

Языческие обряды Троицы, в основном, женские. В деревнях выбирали самую красивую девушку (Тополю), украшали ее бусами, лентами, ветвями, цветами и водили по округе с танцами и песнями. Повстречать Тополю считалось к большой удаче , да и сама она каждому встречному желала с поклоном доброго урожая, любви и благоденствия.

Для сохранения семейного счастья готовили на Троицу особую яичницу. Брали для нее 2 четверговых яйца, символизирующих супружескую пару. Жаря блюдо на круглой сковороде, хозяйка наговаривает на него молитву: «Пресвятая Троица, помилуй нас. Очисти, Господи, грехи наши, Дух Святой, исцели немощь нашу, имени Твоего ради. Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, Сыну и Святому духу, ныне и присно вовеки веков. Аминь».

Никаких специй, кроме соли, в этот оберег не кладут. Зато приправляют зеленью: перышками чеснока, лука, веточками петрушки. Самое главное: зелень не измельчают, а укладывают целиком, обозначая тем самым целостность своей семьи.

Готовую яичницу с зеленью не разрезая вкладывают в круглый ржаной каравай, освященный в церкви. Этот каравай – единственное, что можно разрезать, но исключительно пополам (вдоль). Получается своеобразный «бутерброд», который заворачивают в вышитое полотенце и забирают с собой в березовую рощу. Там, под заранее украшенной березкой, надо съесть этот каравай вдвоем с любимым супругом. При желании оберег семейного счастья можно дополнить отваренной в мундирах картошкой и хлебным квасом.

Незамужние девушки в Троицу гадали на любовь , на замужество. Сплетенные из цветов и травы венки сбрасывали в воду и делали вывод о будущем по тому, как они поплывут. Ровно поплыл венок – и жизнь сложится размеренно и гладко. Закачался на волнах, закружился – бурной будет жизнь, беспокойной. Быстро скрылся из виду – выйти замуж в далеких краях, а коли у берега задержался – сидеть еще год незамужней.

Также гадали девушки накануне Троицы, «завивая» березу. Тонкое деревце «заламывали»: пригибали к земле, переплетали его ветки с травой, украшая лентами. В день Троицы девушки шли к березкам смотреть свои венки, развивать деревца. Несколько веточек срезалось, их клали под подушку с приговором: «Суженый мой, ряженый, приходи вместе березье завивать».

Гадать на Троицу можно и на исполнение желания . Для этой цели подойдет, например, цепочка, которую вы носите постоянно. Но помните, что гадать по одной и той же цепочке можно только один раз! Когда пойдете к утреней службе, цепочка непременно должна быть на вас. Обязательно поставьте свечу во здравие своих соперников, недоброжелателей, завистников. Выходя из церкви сделайте посильное пожертвование на нужды храма. Придя домой, загадайте желание и пересчитайте звенья на цепочке. Если число их окажется четным – желание сбудется. Если же выпадет нечетное число – увы, не ждите его исполнения. Цепочку после гадания нельзя надевать трое суток.

В разных местностях России существуют различные обряды и гадания на Троицу, их великое множество. Общим можно считать одно: Троица – светлый и любимый народный праздник. Дни тепла, любви и радости. А любой обряд работает лишь тогда, когда в него верят. И пусть предсказания будут только добрыми!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!