Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Массаж ребенку после года чтобы пошел. Заболевания, которые можно вылечить у малютки с помощью массажа

Массаж для детей до года способствует повышению тонуса, сократительной способности и пластичности мышц у ребенка, укреплению полностью всего опорно-двигательного аппарата, подвижности и эластичности связочного аппарата, а также способствует приобретению стойкого иммунитета к разнообразным болезням.

Когда на кожу, связки и мышцы воздействуют с помощью массажных приемов, со стороны разных систем и органов возникают ответные реакции. Особенно сильно массаж для ребенка 1 года влияет на нервную систему и периферическую сеть из капилляров, лимфообращение, благодаря чему усиливается ток крови и лимфы, что создает благоприятные условия для тканей и органов организма.

Детям первого года жизни массаж необходимо делать обязательно.

Массаж для детей до года можно делать с 1,5 месяцев жизни малыша. Как правило, массаж делают на столе, на который кладут сложенное вдвое байковое одеяло, а сверху – клеенку и байковую пеленку.

Температура воздуха должна быть не ниже 20-22 градусов, чтобы ребенок не замерз. Начинать массаж для детей до года желательно не раньше, чем через 40-45 минут после того, как ребенок покушал. Перед массажем ребенка необходимо раздеть, подмыть и уложить на массажный стол. Если ребенок не спокоен, раздражителен, возбужден, плачет и отказывается от предстоящей процедуры, массаж не проводится.

Массаж для ребенка 1 года необходимо проводить чистыми и теплыми руками. Масло или крем для массажа годовалого ребенка, как правило, наносится на руки массажиста для лучшего скольжения по коже малыша, но не на тело ребенка.

Противопоказания к массажу для детей до года

  • Острых лихорадочных болезнях;
  • Заболеваниях кожи – гнойничковых и гнойных поражениях;
  • Остеомиелите;
  • Тяжелых формах недостаточности питания – атрофии, гипотрофии;
  • Склонности к кровотечениям;
  • Острых воспалениях лимфоузлов, костей или мышц – флегмоне, лимфадените, эмфиземе;
  • Врожденных пороках сердца, которые протекают с расстройством компенсации и выраженным цианозом;
  • Острых артритах и туберкулезе суставов и костей;
  • Остром диатезе;
  • Остром гепатите и нефрите;
  • Сильных расстройствах нервной системы;
  • Больших бедренных, пупочных и мошоночных грыжах со значительным выпадением органов из полостей.

Приемы массажа для детей до года

Массаж состоит из четырех приемов: поглаживания, растирания, разминания и вибрации.

Детям до трех месяцев во время массажа используются только приемы поглаживания. После трех месяцев добавляют поколачивание и разминание. Массаж годовалому ребенку начинают поглаживаниями, чередуя их с другими приемами и заканчивая ими массаж. Во время поглаживания руки массажиста должны плотно прилегать к коже малыша, медленно, ритмично и спокойно скользить. Поглаживания следует выполнять по венозному и лимфатическому оттоку.

Во время растирания кожу необходимо слегка потягивать пальцами. Растирать необходимо не только кожу, но и ткани, которые лежат под ней.

Разминание делается для улучшения питания и усиления кровоснабжения массируемого участка. Применяется разминание, в первую очередь, для глубокого мышечного массажа. Мышцы захватываются пальцами массажиста, несильно отводятся и разминаются.

Поколачивание снижает возбудимость периферических нервов, улучшает кровоснабжение и питание мышечных тканей и глубоко лежащих внутренних органов. Поколачивание производят легким похлопыванием концами пальцев двоих рук. У совсем маленьких детей этот прием производят ритмическим похлопыванием ладонной поверхностью пальцев отдельных частей тела – спины, задней поверхности голени и бедер.

Вибрация производится в виде быстрых и равномерных сотрясений. Чаще всего вибрацию используют в массаже ребенку после года.

Массаж ребенку после года состоит из тех же приемов, только в более усиленной форме.


Как правило, родители не доверяют (иногда ввиду нехватки времени) свои детям самостоятельно справляться с разными физическими затруднениями. Когда на пути ребенка встречается какое-то препятствие, взрослый просто берет его на руки и переносит. Типичная сцена - мама идет по улице с малышом, держа его за руку. Вот они переходят на другую сторону улицы и уже готовы вступить на барьер тротуара. Но в тот момент, когда ребенок поднимает ногу, чтобы сделать это самостоятельно, мать поднимает его вверх и плавно опускает на землю, так, что препятствие оказывается позади. Так ребенок лишается возможности одолеть свой первый подъем. Они идут дальше, а ребенок с сожалением оглядывается на так и непреодоленный им барьер. «Может быть, завтра...» - думает он. Позвольте же ребенку самому справляться с подобными трудностями. Рассмотрите таблицу 1, в которой перечислены основные двигательные навыки детей в возрасте до трех лет

Как и когда научить всему этому малыша?


Конечно, мало кто может разместить у себя дома гимнастическую скамейку, лесенку или наклонную доску. Эту проблему помогут разрешить специальные малогабаритные комплексы простейших гимнастических снарядов, которые легко установить даже в небольшой квартире. Большим преимуществом этих спорткомплексов является то, что на них может заниматься как годовалый младенец, так и его отец. Маленькие дети любят подражать, стремятся посоревноваться с мамой, папой, братом
или сестрой. Такие занятия нравятся всем, создают хороший контакт между родителями и детьми, одновременно развивая силу, ловкость, гибкость, координацию движений.
Если же оборудовать спортивный уголок нет возможности, то подойдите к занятиям физкультурой творчески: используйте в качестве спортивных снарядов рисунок ковра, кресло, низкий журнальный столик, оборудование детской площадки. Очень хорошо совершенствовать движения ребенка на свежем воздухе во время прогулки. Неровности почвы, спуски, подъемы в горку (пологие и крутые), камни на дороге, корни деревьев, канавки - все это помогает развить у малыша чувство равновесия,
координацию движений. Гуляя с детьми, надо учить их перелезать через поваленные деревья, перепрыгивать через канавки, бросать камешки в ручеек и т. д. Дети любят подниматься и опускаться по лестницам, простым и веревочным, и канатам с узлами. Что уж говорить о лазании по деревьям! Взбирание на различные объекты, перелезание через них, спуск вниз, великолепно развивают ловкость, мышечную силу и чувство равновесия. Старайтесь не ограничивать естественную в этом возрасте подвижность ребенка. Поверьте, малышу очень трудно сидеть на одном месте, долго ходить с мамой за ручку по магазинам, спокойно ждать транспорт на остановке. Ребенок быстро устает от однообразных действий и легко возбуждается, если бездействует. Мобильность и интеллект связаны самым непосредственным образом, и особенно важна эта связь в раннем детстве! У человеческих существ потребность двигаться стоит на втором месте после потребности дышать. Движение - это фундамент для всех других человеческих способностей.
ОСОБЕННОСТИ МАССАЖА
При массаже ребенка от одного года до трех лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую на]рузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног. Массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения
осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать 1рудную клетку сзади и спереди. Желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, т. к. существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день. Ребенку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), «считать» на счетах, «играть» на пианино и т. п.
В массаже применяются все приемы: поглаживание, растирание, разминание, легкие ударные приемы. Рекомендуется следующий план.
И. п. лежа на животе, под голеностопными суставами - валик.
1. Массаж спины (особенно тщательно - поясничной области). Поглаживание по всей поверхности, 2-3 раза. Растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление, по всей поверхности спины, 2-3 раза, отдельно - 1раблеобразное растирание по межреберным промежуткам, 1-2 раза). Разминание (преимущественно накатывание и сдвигание), 1-2 раза, ударные приемы (пунктирование или легкие похлопывания) по боковым поверхностям грудной клетки. Поглаживание.
2. Ягодичная область
Поглаживание (круговое или Х-образное), 2-3 раза. Растирание (поочередно каждую ягодицу, другая рука удерживает
массируемую область), 2-3 раза каждую. Разминание (двумя руками), 2-3 раза. Ударные приемы (легкое рубление, похлопывание, пощипывание). Поглаживание.
3. Массаж ног проводится поочередно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем - другой, после этого - передняя поверхность ног. Поглаживание всей ноги, 1-2 раза. Бедро (задне-наружная поверхность). Поглаживание, 1-2 раза. Растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление, 2-3 раза. Разминание (одной или двумя руками), 2-3 раза. Поглаживание, 1-2 раза.
Голень
Поглаживание, 1-2 раза. Растирание подушечками пальцев или кольцевое, 1-2 раза. Разминание (одной или двумя руками), 2-3 раза. Поглаживание, 1-2 раза. Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и растирание (круговое) мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки). Отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями. Подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приемом, разминается наружный и внутренний край стопы.
Передняя поверхность ног
И. п. лежа на спине, под коленями - валик.
Поглаживание всей ноги, 1-2 раза. Бедро (передне-наружная поверхность) Поглаживание, 1-2 раза. Растирание подушечками пальцев и др., 2-3 раза. Разминание (одной или двумя руками). Ударные приемы (легкое похлопывание, пунктирование).
Поглаживание.
Голень (передне-наружная поверхность)
Поглаживание, 1-2 раза. Растирание подушечками пальцев, 1-2 раза. Разминание (одной рукой, щипцеобразное), 1-2 раза.
Поглаживание, 1-2 раза.
Стопа
Поглаживание, 1-2 раза. Растирание, 2-3 раза (граблеобразное, поперечное). Если есть время и желание - хорошо промассировать каждый пальчик.
Затем следует еще раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки. Заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием.
Для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп
дать ребенку задание: удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.
4. Массаж живота
Поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам), 2-3 раза каждый прием.
Растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий
точечный массаж или пощипывание вокруг пупка.
Поглаживание (все приемы).
5. Массаж передней поверхности грудной клетки
Поглаживание, 2-3 раза. Растирание по межреберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины - в стороны).
Поглаживание.

Упражнения для детей в возрасте от одного года до трех лет


Прочтите внимательно описания упражнений, рекомендованных детям до трех лет. Естественно, нет необходимости выполнять их все. В зависимости от возраста ребенка, его физического развития, домашних условий подбирается комплекс из 5-6 упражнений. Важно, чтобы упражнения были доступны малышу, включите в комплекс знакомые и уже освоенные движения.
В каждом занятии должны быть движения для всех мышечных групп (рук и плечевого пояса, ног и стоп, брюшного пресса и всей передней мускулатуры тела, спины и всей задней мускулатуры), причем их следует чередовать. После овладения ребенком ходьбой без опоры, часть упражнений проводится из исходного положения стоя, но некоторые лучше делать лежа для разгрузки позвоночника и стоп. Упражнения для мышц туловища выполняются медленнее, чем движения для рук и ног.
Следите за правильным дыханием : малыш должен дышать через нос и не задерживать дыхание.
Избегайте однообразия, включите в комплекс 2-3 упражнения имитационного характера, объединив их в сюжетную игру.
Если у ребенка есть любимое упражнение, то хорошо начинать занятие с него, чтобы сразу привлечь внимание и заканчивать им, чтобы оставить приятное воспоминание. Периодически, по мере усвоения, примерно каждые 1-2 недели меняйте упражнения. Физическая нагрузка не должна быть как легкой, так и чрезмерной ; проконтролировать это можно по пульсу: разница в его частоте между началом и концом занятия должна быть в пределах 10 ударов. Не следует заниматься гимнастикой натощак или сразу после еды. Занятия лучше проводить ежедневно или через день. Продолжительность одного занятия 10-15 минут (отдых не учитывается). Каждое упражнение повторяется 3-5 раз.
Не забывайте о занятиях на свежем воздухе и о закаливании . Обязательным элементом гимнастики должна быть ходьба, причем ходьба правильная. При правильной ходьбе стопы расставлены нешироко и двигаются параллельно. В этом случае линия опоры проходит через пятку и второй палец, внутренний край стопы приподнят. Такую ходьбу очень важно воспитать, т. к. неправильная установка стоп часто приводит к появлению плоскостопия и к усилению деформаций ног (например иксобразное искривление и др.). К таким же нарушениям может привести преждевременное обучение ходьбе или большой вес ребенка. Малышам до трех лет нельзя разрешать спрыгивать даже с небольшой высоты, так как это является чрезмерной нагрузкой на неокрепшую стопу, допускается только подпрыгивание.

Физические упражнения и игры для ребенка второго и третьего года жизни необходимо подбирать с учетом его двигательных навыков, особенностей физического и психического развития. Основу двигательной активности малыша должны составлять ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячом, обручем, гимнастической палочкой и другими игрушками.

Самая эффективная форма занятий с двух-, трехлетним ребенком - игра. Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за диванной подушкой, за креслом. Постепенно игры становятся богаче по содержанию, сложнее, но они не должны заменять гимнастику, т. к. правильность и точность движений вырабатываются упражнениями. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте их с движениями животных, персонажей из сказок и мультфильмов. При проведении занятий на улице используйте оборудование детской площадки, рельеф местности, скамейки, бревна, камешки и т. п.

Усложнять задания надо постепенно, только после того, как ребенок овладеет более простыми движениями. Если ребенок устал и не хочет выполнять какое-либо упражнение, не настаивайте, пусть он отдохнет. Дети младшего возраста отличаются повышенной утомляемостью и наряду с этим способностью быстро восстанавливать свои силы. Поэтому занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими (5 – 6 упражнений) и включать паузы отдыха.

В занятиях с детьми до года активные упражнения чередовались с пассивными, и с массажем, который являлся хорошим отдыхом. Если ребенок привык к этому, то желательно по-прежнему сочетать массаж и гимнастику, причем массаж какой-либо области (например, спины) предшествует упражнениям для данной группы мышц (например, прогибанию спины). Если совмещать массаж и гимнастику не удается, то лучше перенести упражнения на утреннее время, превратив их в веселую зарядку. Массаж можно делать во второй половине дня.

Особенности массажа

При массаже ребенка от одного года до трех лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног.

Массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди. Желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, т. к. существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день. Ребенку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), «считать» на счетах, «играть» на пианино и т. п.


В массаже применяются все приемы: поглаживание, растирание, разминание, легкие ударные приемы.

1. Массаж спины (особенно тщательно - поясничной области). Поглаживание по всей поверхности, 2 – 3 раза. Растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев), пиление, по всей поверхности спины (2 – 3 раза), отдельно - граблеобразное растирание по межреберным промежуткам, (1 – 2 раза). Разминание – преимущественно накатывание и сдвигание (1 – 2 раза), ударные приемы – пунктирование или легкие похлопывания по боковым поверхностям грудной клетки. Поглаживание.

2. Ягодичная область. Поглаживание – круговое или Х-образное (2 – 3 раза). Растирание – поочередно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область (2 – 3 раза каждую). Разминание двумя руками (2 – 3 раза). Ударные приемы – легкое рубление, похлопывание, пощипывание. Поглаживание.

3. Массаж ног. Проводится поочередно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем – другой, после этого массируется передняя поверхность ног. Поглаживание всей ноги 1 – 2 раза.

Бедро (задне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление (2 – 3 раза). Разминание одной или двумя руками (2 – 3 раза). Поглаживание 1 – 2 раза.

Голень (задне-наружная поверхность). Поглаживание, 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев или кольцевое (1 – 2 раза). Разминание одной или двумя руками (2 – 3 раза). Поглаживание (1 – 2 раза). Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и круговое растирание мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки). Отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями. Подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приемом, разминается наружный и внутренний край стопы.

Передняя поверхность ног . Исходное положение ребёнка – лежа на спине, под его коленями располагается валик. Производят поглаживание всей ноги 1 – 2 раза.

Бедро (передне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев и др. (2 – 3 раза). Разминание (одной или двумя руками). Ударные приемы (легкое похлопывание, пунктирование). Поглаживание.

Голень (передне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев (1 – 2 раза). Щипцеобразное разминание одной рукой 1 – 2 раза. Поглаживание 1 – 2 раза.

Стопа. Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание – граблеобразное, поперечное, 2 – 3 раза. Желательно промассировать каждый пальчик. Затем следует еще раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки. Заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием.

Для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребенку задание: удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.

4. Массаж живота. Поглаживание круговое и встречное по косым мышцам (2 – 3 раза каждый прием). Растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка. Поглаживание (все приемы).

5. Массаж передней поверхности грудной клетки.

Поглаживание 2 – 3 раза. Растирание по межреберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины). Поглаживание.

Упражнения для детей

Ходьба по «узкой дорожке».

На полу обозначьте мелом (веревками, палками, можно использовать рисунок ковра) дорожку шириной 30 см. В дальнейшем «дорожку» следует постепенно сужать до 20 – 10 см. Предложите ребенку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие. Обращайте особенное внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.

Ходьба по гимнастической скамейке.

Хорошо, если есть возможность установить дома гимнастическую скамейку или невысокую лавочку. Если нет, то эти упражнения делайте во время прогулки, используя «бревно» на детской площадке, ствол лежащего на земле дерева, и т. п.
Для начала помогите малышу идти по скамейке, поддерживая его за руку. Но не стоит слишком «опекать» ребенка, дети в этом возрасте стремятся к самостоятельности.

Ходьба боком.

Ходить боком мелкими приставными шагами можно по «узкой дорожке » или по гимнастической скамейке. Научите малыша одинаково хорошо передвигаться и в правую, и в левую стороны.

Ходьба с предметами.

Если ребенок хорошо освоил ходьбу по гимнастической скамейке, то можно предложить ему пройти, удерживая в руках мяч, кегли и т. п.

Ходьба в различном темпе.

Подготовьте ребенка к заданию. Для этого посадите его перед собой и попросите показать свои ножки. Когда ребенок поднимет ноги, скажите, что ножки у него маленькие, но бегают быстро.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке.

А у медведя и слона ноги большие, а ходят они медленно.

Большие ноги

Шли по дороге.

Создав образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения, предложите ребенку поиграть. Дети с удовольствием ходят и бегают в соответствии со словами припевки и ритмом мелодии.

Перешагивание через препятствия.

Научите ребенка ходить, высоко поднимая ноги, как «цапля»:

До чего трава высока!

То крапива, то осока.

Поднимай повыше ноги,

Коль идешь не по дороге.

Начертите на полу мелом две параллельные линии на расстоянии 10 – 20 см (или положите две параллельные палочки). Предложите ребенку перешагнуть через них несколько раз. Можно, положив на пол лесенку, провести ребенка внутри лесенки по полу, перешагивая через ступеньки. Затем проведите его по ступенькам от одного конца к другому. Попросите перешагнуть через невысокий предмет (10 – 15 см). Если это упражнение выполняется хорошо, усложните его, разместив на полу несколько препятствий. Следите, чтобы ребенок не шаркал ногами, учите его перешагивать через невысокие бугорки, камешки. Пусть ребенок сам поднимается по лестнице, сначала приставным шагом, а затем и переменным.

Игра «по ровненькой дорожке».

Игра «по ровненькой дорожке» наверняка понравится ребенку и поможет усовершенствовать навык ходьбы.

По ровненькой дорожке

Бежали наши ножки.

По камешкам, по камешкам

И в ямку за товарищем.

При словах «по ровненькой дорожке» ребенок идет обычным шагом, при словах «по камешкам» перешагивает через воображаемые камешки, при словах «в ямку за товарищем» приседает. Затем встает и снова идет:

Встали мы на ножки

На ровненькой дорожке.

Но вот наш дом,

В нем мы живем.

Игра «Петушок».

Расставьте на полу на расстоянии шага невысокие предметы. Руки ребенка - «крылья» - опущены. Он перешагивает через предметы, высоко поднимая колени и произнося: «Петушок» по слогам. На слоге «-шок» опускает ногу за предмет.

Ходьба по наклонной скамейке.

Укрепите гимнастическую скамейку или длинную доску, приподняв один ее конец на высоту 20 – 25 см. Предложите ребенку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Вначале помогайте ему, поддерживая за руку.

Игра «Погладь мишку».

Посадите на вершине «горки» мишку или любого другого игрушечного зверька. Предложите ребенку подняться наверх и, наклонившись, погладить игрушку.

Игра «Собери кубики».

На вершине «горки» закрепите корзину для кубиков. Попросите ребенка собрать разбросанные на полу кубики и по одному перенести их в корзину.

Игра «Мяч с горки».

Ребенок поднимается по «горке» и поворачивается. Затем скатывает мяч вниз и бежит, догоняя его. Научите ребенка всходить на невысокую (10 – 20 см) скамеечку или ящик и сходить вниз, сохраняя равновесие. Поощряйте стремление ребенка подняться по склону холма, взобраться на горку, покачаться на качелях, покружиться на каруселях.

Игра «Пролезь в окошко».

Поставьте лесенку вертикально и удерживайте се руками. Предложите ребенку пролезть между второй и третьей ступенькой.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка.

Затем поставьте лесенку на боковую перекладину и предложите ребенку пролезть между перекладинами. Полезно научить ребенка влезать по наклонной лесенке. Для этого закрепите один конец лестницы на сиденье стула или специальной подставке. Поддерживая ребенка за туловище, помогите ему пройти вверх на четвереньках. И, наконец, обязательно покажите ему, как правильно перелезать через препятствия. Для этого удобно использовать гимнастическую скамейку или невысокую лавочку. Пусть ребенок встанет боком к скамейке и, опираясь руками, перелезет через нее. Повторите упражнение несколько раз в обе стороны. Можно предложить ребенку вскочить на скамейку двумя ногами в положении на четвереньках и соскочить с другой стороны. При этом он продолжает опираться на скамеечку руками.

Упражнение – ползание.

Если ребенок не ползал на четвереньках в младенчестве, еще не поздно научить его этому. Ползание замечательно укрепляет все мышцы туловища, рук и ног, развивает координацию движений.

«Собачка». Ребенок ходит на четвереньках по комнате, подражая собаке.

«Бычок». Ребенок ходит на четвереньках, поворачивая голову направо и налево. При ходьбе протяжно произносит звук «му-му», подражая бодающемуся бычку.

«Козлик». Можно предложить ребенку п ередвигаться по полу на четвереньках мелкими прыжками, подражая козленку и произнося «бэ-бэ»; ходить на четвереньках по скамейке, сохраняя равновесие.

«Поскачи, как зайчик». Ребенок встает на четвереньки на скамейку. Переставляет одновременно руки вперед и подтягивает ноги прыжком.

«Пройди между ступеньками». Положите лесенку на пол и предложите ребенку пройти на четвереньках внутри ее, перешагивая через ступеньки.

«Пройди по ступенькам». Предложите ребенку пройти по лежащей на полу лесенке, опираясь ногами и руками о ступеньки.

«Поздоровайся с зайкой». Поставьте посередине комнаты стул (табурет, невысокий журнальный столик), на расстоянии 1,5 – 2 м – другой стул, на который посадите игрушечного зайца (мишку, куклу...). Предложите ребенку пролезть на четвереньках под стулом, затем выпрямиться и поздороваться с зайкой, пожав ему лапку.

«Мяч в ворота». Воротами может служить стул, табурет и т. п. Ребенок берет мячик, катит его в ворота и бежит за ним. Пройдя в ворота на четвереньках, выпрямляется и догоняет мяч.

Упражнения с флажками.

Маленькие дети с удовольствием выполняют упражнения с флажками.

«Покажи и спрячь флажки». Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки с флажками опущены. Вытягивает руки вперед при словах: «Покажи флажки», прячет их за спину при словах: «Спрячь флажки» .

Встать прямо, ноги врозь . Из этой исходной позиции выполняются следующие упражнения:

Руки с флажками опустить, поднять прямые руки вперед, затем опустить.

«Флажки - в стороны». Поднять прямые руки в стороны, затем опустить.

«Флажки - назад». Отвести прямые руки, как возможно дальше назад, и опустить.

«Флажки - вверх». Поднять прямые руки вперед, вверх и опустить.

«Помаши флажками». Попеременно взмахивать одной рукой вверх, другой – назад.

«Флажки - к плечам». Согнуть руки к плечам, держа флажки вертикально, затем опустить.

«Скрещивание флажков внизу». Руки с флажками отведены в стороны, затем прямые руки опускаются вниз, скрещиваются перед собой, затем руки поднимаются в стороны.

«Скрещивание флажков над головой». Руки с флажками внизу, ребёнок поднимает руки через стороны вверх и скрещивает их над головой, затем опускает.

«Ходьба с флажками». Ребенок ходит по комнате, поднимая флажки по вашему указанию: вперед, в стороны, вверх.

«Постучи флажками». Руки с флажками опущены, ребенок низко приседает и несколько раз стучит флажками о пол, затем выпрямляется, поднимая руки вверх.

«Прыгни через флажок». В руке ребёнок держит свернутый флажок, далее надо наклониться, положить флажок на пол у носков ног, выпрямиться, перепрыгнуть через флажок, затем повернуться и вновь перепрыгнуть.

«Повороты с флажками». Руки с флажками опустить, поворачиваться в стороны, поднимая флажки вперед.

«Достань флажками пол». Руки с флажками поднять вперед, наклониться и достать флажками пол (ноги не сгибать).

«Покачайся с флажками». Руки с флажками отвести в стороны, покачиваться вправо и влево, не опуская рук.

Профессиональный массаж ребенку в 3 года может назначить лечащий врач. В этом случае процедуры надо проводить курсом у квалифицированного специалиста. Обычно запись к массажистам есть в поликлинике и в платных оздоровительных центрах. При этом часть специалистов делает массаж детям на дому. Кроме того, массаж в домашних условиях ребенку могут делать и родители. Такие сеансы будут несколько менее эффективны. Но и у этого варианта есть свои преимущества. Во-первых, цена вопроса. Услуги массажиста могут быть слишком дороги для вашего бюджета. Самостоятельно делая массаж, вы сэкономите эти деньги. Во-вторых, многие дети с недоверием относятся к чужим людям. Соответственно, массаж детям на дому, выполненный мамой, может пройти в более комфортной атмосфере. А это уже влияет на пользу, которую несет процедура.

Методика массажа ребенку в 3 года

Массаж в домашних условиях ребенку предпочтительно выполнять в вечерние часы, перед ночным сном. Процедура помогает засыпанию. Все приемы массажа могут быть использованы в этом возрасте. Поглаживание, растирание, разминание, вибрация должны последовательно сменять друг друга, оказывая воздействие и на кожный покров, и на мышечную ткань. Сеанс общего массажа для вашего ребенка в 3 года может продолжаться 30-60 минут. Массаж по одному участку тела длится около 20 минут. Вначале процедуры используются приемы поглаживания по ходу лимфатических сосудов. Массировать ручки следует от кистей к подмышкам, ножки – от стоп к паху. Поглаживание выполняется либо всей ладонью, либо только подушечками пальцев. Движения массажиста должны быть очень плавными и легкими. После поглаживания следует перейти к приему растирания. Движения становятся энергичными, воздействие распространяется на глубокие слои мышц. Растирание способствует улучшению кровообращения, лимфооттока. Растирать ткани можно в разных направлениях. Массаж ребенку в 3 года предполагает применение приема разминания. Этот воздействие может быть болезненным для вашего малыша. Будьте особенно осторожны. Во время разминания массажист захватывает ткани всей кистью, выполняет приемы выжимания, сдвигания. Не стоит слишком долго выполнять разминание. Достаточно будет нескольких минут для одной зоны. Далее можно выполнить приемы вибрационного массажа в течение 5-10 минут. Завершает сеанс повторение поглаживания. Чтобы малыш смог расслабиться во время массажа, ласково разговаривайте с ним, улыбайтесь, смотрите прямо в глаза. Массаж детям в 3 года и старше у профессионалов следует проходить курсом по 10-15 процедур через день. Сочетать массаж для общего оздоровления можно с процедурами закаливания и гимнастикой.

Когда надо и когда нельзя делать массаж

Причиной назначения массажа ребенку в 3 года могут стать нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие. Кроме того, для укрепления мышц, общего оздоровления организма, улучшения координации движений могут быть назначены курсы профилактического массажа. Есть данные медицинских исследований о пользе профилактического сеанса не только для физического здоровья, но и для умственной деятельности и психологического равновесия малыша. От массажа придется отказаться, если у ребенка высокая температура, острое инфекционное заболевание, кожные проблемы, аллергические реакции, расстройства желудочно-кишечного тракта. Массаж детям на дому и в поликлинике лучше не делать, если малыш необычно капризен, плаксив, находится в плохом настроении. Такие проявления негативного настроя сделают процедуру бесполезной и даже вредной для ребенка.

В том, что грудным деткам массаж полезен, никто не сомневается. Но вот нужен ли массаж ребенку после 1 года? Многие родители считают, что если ребенок здоров, развивается правильно, то о об этом можно забыть.

Для чего вообще нужно делать малышам массаж? Как известно из медицинских источников массаж улучшает кровообращение, налаживает обмен веществ, нормализует мышечный тонус и укрепляет иммунитет.

Педиатры считают, что здоровым деткам тоже полезен массаж в профилактических целях. Детский массаж укрепляет мышцы, полезен для нервной системы, укрепляет иммунитет.

С помощью массажа можно предотвратить развитие плоскостопия и нарушение осанки. Часто массаж назначают при запорах, связанных с «ленивым желудком», и проблемах с засыпанием малыша.

При каких заболеваниях необходим детский массаж?

  • заболевания опорно-двигательной системы,
  • плоскостопие,
  • мышечный гипер- и гипотонус,
  • слабый иммунитет,
  • повышенная нервная возбудимость.

Можно ли делать массаж без медицинского образования?

Родители могут делать массаж малышу самостоятельно только после специальных курсов. Первые сеансы лучше делать под присмотром профессионального массажиста. Но предпочтительнее доверить здоровье ребенка профессионалам. Если ездить в клинику проблематично, всегда можно найти массажиста, который приезжает на дом. Помните, что одно неловкое движение может нанести вред здоровью ребенка.

Как часто нужно делать курс детского массажа?

При этом никто не запрещает делать ежедневно ребенку легкий массаж — поглаживание ножек и ручек, спинки, легкое растирание полотенцем после ванны. При запорах полезно делать массаж круговыми движениями по часовой стрелке.

Кому доверить массаж ребенка?

Сейчас многие берутся делать массаж малышам, не имея специальной подготовки. Поэтому лучше всего выбирать массажиста по рекомендации. Также стоит обратить внимание на то, как человек делает массаж. Если ребенок боится человека или ему неприятно, то лучше отказаться от услуг.

Помните также, что при детском массаже не используют аромамасла или присыпки. Лишь немного наносится спеицальное масло на руки массажиста.

К началу сеанса малыш не должен быть голодным или только что поевшим. Ребенок должен выспаться, быть в хорошем настроении. Если у малыша температура, то массаж нужно перенести, а вот кашель или насморк не помеха.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!