Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как рассчитать объем кормления новорожденного. Правильное питание ребенка до года − может ли оно повлиять на здоровье ребенка в целом


О том, наедается ли ребенок, переживают все мамы, вне зависимости от того, кормят ли они грудью или ребнок-искусств енник. Если с грудничками проще они прикладываются к груди по требованию и сами регулируют объем питания, который им необходим, чтобы накушаться, то искусственникам нужно проводить расчеты питания, чтобы ребенок и не остался голодным, и при этом, его не перекормили.

Расчеты питания для искусственников необходимы потому, что объем желудка при рождении у детей составляет не более 10 мл и постепенно увеличивается по мере роста. Важно, чтобы ребенок получал достаточно питания, и не было перерастяжения желудка и перегрузки пищей.

Сколько смеси должен съедать новорожденный?

Конечно, в идеале стоит кормить ребенка исключительно грудью, при грудном вскармливании никаких расчетов питания проводить не нужно, просто нужно кормить ребенка по требованию.

Но если по каким-то причинам не получилось с грудным вскармливанием, необходимо правильно подобрать ребенку смесь и точно рассчитать необходимые ему объемы питания с первого же дня жизни.

Первые дни жизни ребенка самые важные в плане адаптации к новому питанию и образу жизни, и важно провести точные расчеты количества смеси, которое должен получать новорожденный за сутки и за одно кормление.

До 10 дней жизни ребенка расчеты проводятся, исходя из веса новорожденного при рождении.

Есть несколько способов расчета питания:

Для детей массой при рождении до 3.2 кг объем смеси в сутки равен возрасту ребенка в сутках, умноженному на 70.

Ребенку массой 2.8 кг в возрасте семи суток необходимо по такой формуле 420 мл смеси на сутки. Этот суточный объем делят на количество кормлений, получив объем одного кормления. В этом возрасте детей нужно кормить не менее восьми раз за сутки.

Для детей весом более 3.2 кг формула выглядит таким образом: количество дней жизни ребенка * 80. Это будет объем смеси в сутки, а количеств смеси на одно кормление получают разделив этот объем на 8 кормлений.

Сегодня на современных упаковках смесей производители в помощь мама приводят расчет, сколько смеси должен получать новорожденный за один раз и в сутки.

Количество питания после 10 дней жизни

Так же, как и в первые 10 дней жизни, в дальнейшем, количество питания для ребенка на искусственном питании рассчитывается, сходя из массы тела ребенка. Расчет ведут по такому принципу:

  • до полутора месяцев ребенку необходимо 1\5 от его веса в сутки;
  • до 4 месяцев 1\6 от веса тела в сутки;
  • с 4 до 6 месяцев до 1\7 массы тела, но не более 1000 мл;

После этого возраста не более 1\8 объема веса тела.

К примеру, ребенку в возрасте 1 месяца с массой тела в 4200 г требуется в сутки:

4200: 5 = 840 мл смеси.

Количество кормлений в сутки также зависит от возраста, и составляет:

  • детям до 2 месяцев необходимо 8-10 кормлений в сутки, в том числе и ночью;
  • детям 2-4 месяцев нужно 7-8 кормлений в сутки;
  • детям 4-6 месяцев 6 кормлений в сутки;
  • после 6 месяцев 5-6 кормлений.

Таким образом, сколько должен съедать новорожденный за один раз подсчитать не сложно. Из примера выше мы 840 мл делим на 8 кормлений – 105 мл на одно кормление.

Внимание! Не стоит смотреть на схемы, указанные на баночках с детским питанием, и объемы одного кормления, которые там предложены.

Они даются на усредненного ребенка, и стандартный объем смеси для вашего карапуза может быть или избыточным, или недостаточным.

Расчет питания проводится конкретно для вашего малыша врачом-педиатром или вами самими. Обычно данные на смесях искусственно завышены, что быстрее расходует питание и заставляет покупать больше смеси. При этом дети страдают от перекорма, что в дальнейшем может привести к метаболическим нарушениям и ожирению.

Другая информация по теме


  • Жидкий стул на грудном вскармливании

  • Безмолочная диета для кормящих мам: рецепты и советы врача

  • Когда вводить прикорм при грудном вскармливании?

  • Вредно ли пить пиво при грудном вскармливании?

Искусственное вскармливание представляет собой точный расчет количества смеси, необходимой ребенку. При искусственном вскармливании следует кормить ребенка по часам, выдерживая необходимые интервалы между приемами пищи. А на одно кормление необходимо давать младенцу определенный объем смеси.

Частота кормлений определяется возрастом младенца:

  • Ребенок первых 10 дней жизни – кормить 7 – 10 раз в сутки;

  • Ребенок 10 дней – 2 месяца – кормить 7 – 8 раз в сутки с 6 часовым перерывом на ночь;

  • Ребенок 2 – 4 месяца – кормить 6 – 7 раз в сутки с 6,5 часовым перерывом на ночь;

  • Ребенок 4 – 6 месяцев – кормить 5 – 6 раз в сутки с 8,5 часовым перерывом на ночь;

  • Ребенок 6 – 12 месяцев – кормить 4 – 5 раз в сутки с 8,5 часовым перерывом на ночь.
Следует придерживаться вышеуказанной частоты кормления младенца в различные сроки его жизни. Частота кормлений определяется возрастом, а необходимое количество смеси высчитывается индивидуально в зависимости от массы тела ребенка.

В настоящее время существуют различные способы высчитывания количества смеси, необходимой ребенку на искусственном вскармливании. Наиболее распространенной и удобной является объемная формула. Суточное количество смеси, необходимое ребенку согласно объемной формуле, отражено в таблице.

В таблице указано суточное количество смеси, которое необходимо ребенку на целые сутки. Для того чтобы посчитать, какое количество смеси требуется ребенку на одно кормление, следует суточный объем разделить на количество кормлений.

Кроме того, необходимое количество смеси для ребенка первых 10 дней жизни может быть рассчитано по формуле Зайцевой. Суточный объем смеси = 2% от веса ребенка при рождении в граммах * число дней жизни. Например, суточный объем смеси для ребенка 5 дня жизни, родившегося с массой 2950 г = 2950*0,02*5 = 295 мл. Этот объем смеси делится на 7 кормлений = 295/7 = 42 мл. То есть, ребенку на одно кормление необходимо 42 мл смеси.

После 10 дня жизни для расчета необходимого ребенку количества молочной смеси используется формула Шкарина или калорийный метод.

Формула Шкарина основана на постулате, что в 8 недель (2 месяца) ребенок должен получать 800 мл смеси в сутки. Если ребенок младше 8 недель, то расчет количества смеси проводится следующим образом: 800 – 50*(8 – Н), где Н – число недель жизни ребенка. Например, ребенку 5 недель жизни необходимо следующее количество смеси в сутки: 800 – 50 (8 – 5) = 650 мл.

Если ребенок старше 2 месяцев, то расчет количества смеси проводится по следующей формуле: 800 мл + 50*(М – 2), где М – число полных месяцев жизни ребенка.Например, ребенку 5 месяцев жизни необходимо следующее количество смеси в сутки: 800 + 50 (5 – 2) = 950 мл.

Калорийный метод основан на энергетических потребностях детей, которые до 6 месяцев составляют 115 ккал на 1 кг веса, а после полугода – 110 ккал на 1 кг массы тела ребенка. Затем на основании массы тела ребенка и калорийности молочной смеси (680 ккал в 1 литре) рассчитывают необходимый ребенку объем в течение суток.

Например, ребенок 2 месяца имеет массу 4,6 кг. Значит, ему потребуется ккал в сутки 4,6 кг * 115 ккал = 529 ккал. Затем вычисляем объем смеси, содержащий такое количество калорий следующим образом: 520*1000/680 = 780 мл.

Помните, что суточный объем

Формула Зайцевой:

Суточный объем молока = 2% массы тела при рождении * день жизни.

Например, 3-х -дневный ребенок с массой тела при рождении 3500 г должен получить за сутки 2% * 3500 * 3 = 210 мл

Формула Шабалова:

= 3 мл * день жизни * масса тела при рождении (в кг).

Например, 3-х-дневный ребенок с массой тела 3500 г высасывает за одно кормление:

3 мл * 3 (день) * 3,5 кг = 31,5 мл

Объемный метод:

Объем молока на одно кормление можно рассчитать по формуле:

10 мл *день жизни

Например, ребенок в возрасте 3-х дней может высосать 10 мл * 3 дня = 30 мл.

Расчет питания для недоношенного новорожденного ребенка (на первые 10 дней жизни)

Формула Роммеля:

Суточное количество молока = (10 + день жизни) * масса в граммах: 100.

Например, 3-х - дневный ребенок с массой тела2000 г должен получить за сутки

(10 + 3)*2000: 100 = 260 мл.

После 10 дня жизни суточный объем питания для новорожденного равен 1/5 массы тела (объемный метод).

Например, ребенок в возрасте 18 дней с массой тела 4000 г за сутки получит 800 мл (110 -120 мл на одно кормление).

Ежедневный туалет новорожденного

Ежедневно необходимо:

Умывать лицо и руки ребенка кипяченой водой, руки следует мыть с детским мылом;

Осторожно прочищать с помощью сухих ватных жгутиков носовые ходы (ежедневно),

наружные слуховые проходы (не чаще одного раза в неделю);

Глаза протирать ваткой, смоченной кипяченой водой, в направлении от наружного угла

к внутреннему (каждый глаз отдельной ваткой). Нельзя закапывать в глаза ребенку

грудное молоко!

Полость рта обрабатывать не следует;

Кожные складки необходимо обрабатывать специальными детскими кремами, маслами

и присыпками. На ночь целесообразно нанести на область паховых и ягодичных скла-

док «детский крем под подгузник», содержащий окись цинка и пантенол, который создает

защитный слой на поверхности кожи, действующий в течение 12 часов.

Туалет пупочной ранки проводится 1% раствором бриллиантового зеленого с помощью

глазной пипетки 2 раза в день до 10-го дня и 1 раз в день до 1 месяца.

III. Примеры ситуационных задач приведены выше.

IV. Задания для самоконтроля.

Решите ситуационные задачи

1. Произведите расчет суточного и разового объема питания с помощью известных Вам формул для доношенного ребенка с массой тела 4000 г в возрасте 4 дней; 6 дней, 10 дней.

2. Произведите расчет суточного и разового объема питания с помощью известных Вам формул для недоношенного ребенка с массой тела 1800 г в возрасте 4 дней; 6 дней, 10 дней.


I. Тесты

1. Минимальная масса тела доношенного новорожденного составля­ет (в граммах)

а) 2000 б) 2500 в) 3000 г) 3500

2. Минимальная длина тела доношенного новорожденного состав­ляет (в см)

а) 45 б) 47 в) 50 г) 55

3. Пуповинный остаток отделяется у доношенного новорожден­ного на сроке (день жизни)

а) 2 б) 3 в) 4-5 г) 6-7

4. Для профилактики офтальмобленнореи применяется раствор

а) фурацилина б) хлорида натрия в) сулъфацил-натрия г) полиглюкин

5. Режим кормления новорожденного ребенка:

а) 7 раз через 3 часа б) 6 раз через 35 часа в) 5 раз через 4 часа г) 3 раза в день

6. Физиологическое снижение массы тела новорожденного составляет
а) до 10% б) до 20% в) до 30% г) до 40%

7. Половой криз у новорожденного проявляется

а) повышением температуры тела

б) увеличением массы тела

в) увеличением грудных желез

г) снижением температуры тела

8. Сроки появления физиологической желтухи новорожденного

а) сразу после рождения б) на 2-3 день в) на 5 день г) на 7 день жизни

9. Интенсивность физиологической желтухи в динамике

а) нарастает б) уменьшается

10. Состояние новорожденного при физиологической желтухе

а) ухудшается б) не изменяется

11. Для профилактики опрелостей складки кожи новорожден­ного обрабатывают

а) стерильным растительным маслом б) физиологическим раствором

в) раствором фурациллина) г) раствором полиглюкина

12. Пупочную ранку у новорожденного обрабатывают раство­ром

а) 2% бикарбоната натрия б) 1% бриллиантового зеленого в) 5% йода

г) 5% хлорида натрия

Эталон ответов к заданиям тестового контроля

1б, 2 б, 3 в, 4 в, 5 а, 6 а, 7в, 8 б, 9 б, 10 б. 11 а 12 б

Объемный метод расчета питания

Наиболее удобный и быстрый способ расчета питания. Учитывается возраст и масса тела ребенка.

Этим методом можно пользоваться, если масса тела ребенка соот­ветствует средним возрастным нормам.

Количество молока в сутки должно составлять

Фиксированный режим кормлений

Фиксированный

через определенный интервал времени с ночным перерывом или без него

Калорийный метод расчета питания

Более точный способ расчета питания, когда, определив необхо­димое суточное количество килокалорий и исходя из энергетической ценности грудного молока, рассчитывают суточный объем молока.

Особенно показан при расчете питания детям с гипотрофией и недоношенным.

Суточная потребность калорий на 1 кг массы тела

Энергетическая ценность 1 л(1000мл) грудного молока - 700 ккал. Разовый объем кормления

Разовый объем кормлений = суточный объем / число кормлений.

Примечание: суточный объем питания для детей первого года жиз­ни не должен превышать 1000 мл.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ

Овощное пюре

Раскладка на 200 г:

· разные овощи (морковь, свекла, капуста и др.) - 160 г;

· картофель - 40 г;

· молоко - 50 мл;

· масло (сливочное или растительное) - 5 г;

· 25% р-р соли - 3 мл.

Приготовление: овощи промыть щеткой, обдать кипятком, почис­тить, нарезать кубиками и вымочить в холодной воде 4-6 ч. После вымачивания выложить овощи в кастрюлю с небольшим количест­вом (слой воды 2-3 см) кипящей воды, закрыть крышкой и варить 10 мин. Затем добавить нарезанный картофель и варить еще 30 мин.

Следить за тем, чтобы на дне кастрюли всегда была вода, и овощи ту­шились паром. Варить до мягкости. Сваренные овощи протереть че­рез сито или взбить блендером, добавить раствор соли, молоко. Всю массу взбить, довести до кипения на огне, добавить сливочное или растительное масло.

В овощное пюре полезно добавить шпинат, зеленый горошек, цветную капусту.

Каша

Раскладка:

· молоко - 200 мл;

· вода 50 мл;

· крупа - 20 г (4 чайных ложки);

· сахарный сироп - 10 мл;

· 25% р-р соли;

· сливочное масло.

Приготовление", в кипящую воду тонкой струйкой всыпать просе­янную крупу (помолотую). Разваривать на медленном огне 30 мин, тщательно взбивая. Когда крупа разварится, влить сахарный сироп, раствор соли, подогретое до появления пара молоко. Довести до ки­пения, добавить сливочное масло.

Каша должна быть достаточно густой, гомогенной, без комочков. Кормить с ложки.

Примечание: детям грудного возраста рекомендуется давать кашу безглютеновую (гречневую, рисовую, кукурузную), допустимо ис­пользовать в питании детей овсяную кашу. Целесообразно кормить детей первого года жизни кашами промышленного производства

УХОД ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ

ПЕРОРАЛЬНАЯ РЕГИДРАТАЦИЯ

Цель:

· восстановить водно-солевой баланс организ­ма;

· ликвидировать эксикоз и не допустить его пов­торного развития.

Показания: эксикоз.

Противопоказания: абсолютных противопо­казаний нет.

Оснащение:

· мерная емкость (ложка, пипетка, стакан);

· бумага, ручка (для фиксации потерь жидкос­ти);

· растворы:

XVIII. бессолевые - сладкий чай, кипяченая вода, рисовый отвар, отвар изюма, кароти­новая смесь;

XIX. сахарно-солевые - в 1 л кипяченой воды растворить 1 ч.л. соли и 8 ч.л. сахара, «до­машний регидрон» - отварить в 1 л воды 100 г изюма или 500 г нарезанной кусочка­ми моркови, процедить, добавить 1 ч.л. соли, ’/ ч.л. питьевой соды, 4 ч.л. сахарного песка, вновь довести до кипения и осту­дить;

XX. глюкозо-солевые: «Регидрон», «Оралит», «Глюкосолан», «Цитроглюкосолан»;

минеральная вода без газов

Примечания:

· расчет жидкости на сутки для пероральной регидратации произво­дит врач;

· после разведения глюкозо-солевых растворов готовый раствор не кипятить, хранить не более 1 сут;

· критерии адекватной регидратации: восстановление диуреза, пуль­са, цвета кожных покровов, нарастание массы тела.

Этапы Обоснованиеi

Подготовка к манипуляции

Выполнение манипуляции

1. Поить грудного ребенка по 1-2 ч. л. че­рез 5-10 мин или каплями под язык, де­тей старшего возраста по 1-2 ст. л. через 5-10 мин. Чередовать бессолевые и глюкозо-солевые растворы Профилактика рвоты. Обеспечение оптимального всасывания (усвоения) жид­кости организмом
2. Медсестра проводит учет и регистра­цию: а) выпитой жидкости б) продолжающихся потерь жидкости Оценка эффективности тера­пии
3. Через 4-6 ч проверить признаки экси- коза у ребенка (состояние большого род­ничка, кожи, слизистых оболочек и т.д.). Возможны три варианта состояния: Оценка эффективности прове­денного этапа пероральной регидратации
а) эксикоз нарастает - перейти на в/в введение растворов; Вводимый раствор не всасыва­ется в кишечнике.


Этапы Обоснование
б) эксикоз уменьшился, но еще сохраня­ется - повторить проведенные меропри­ятия; в) эксикоза нет - перейти на поддержива­ющую регидратацию - каждые 4-6 ч энте- рально вводить столько раствора, сколько он потерял за предыдущие 4-6 ч (см. лист фиксации потерь жидкости) + фиксиро­вать продолжающиеся потери жидкости Рассчитанное для первичной ре гидратации количество рас­твора не смогло восполнить имеющиеся у ребенка потери жидкости. Профилактика повторного раз­вития эксикоза при невоспол- нении продолжающихся потерь жидкости
4. При отсутствии рвоты постепенно уве­личивать дозу питья на один прием Адекватное увеличение объема циркулирующей крови
Завершение манипуляции
Поддерживающую регидратацию прово­дить до прекращения рвоты и жидкого стула Обеспечение эффективности проведения пероральной ре­гидратации

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Цель: освобождение нижнего отдела толстого кишечника от кало­вых масс и газов.

Показания:

· задержка стула,

· отравления,

· подготовка к операциям,

· проведение лекарственной клизмы,

· подготовка к рентгенологическим и эндоскопическим исследова­ниям органов брюшной полости, УЗИ.

Противопоказания:

· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишеч­ника;

· неясные боли в животе;

· геморрой;

· кровотечения из прямой кишки.

Оснащение:

· стерильный грушевидный баллон с резиновым наконечником от № 1 до № 9 или кружка Эсмарха в зависимости от возраста ребенка:

XXI. баллон № 1 (30 мл) - новорожденному ребенку;

XXII. баллон № 2 (60 мл), № 3 (75 мл), № 4 (100 мл) - грудному ребен­ку;

XXIII. баллон № 5 (150 мл) - ребенку 1 года;

XXIV. баллон № 6 (200 мл) - ребенку 2-3 лет и т.д.;

XXV. детям до 9 лет - до 400 мл, старше 9 лет - 500 мл и более;

· кипяченая вода (температура 28-30 °С);

· стерильный вазелин или глицерин;

· фартук, резиновые перчатки;

· шпатель, марлевые салфетки;

· клеенка, пеленка;

· емкость с дезинфицирующим раствором.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра. Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

· отказ родителей от выполнения манипуляции,

· повреждение прямой кишки.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/ребенку суть и ход пред­стоящей манипуляции, получить согласие Право пациента (родите­лей) на информацию
2. Вымыть руки, надеть клеенчатый фар­тук, перчатки Обеспечение инфекцион­ной безопасности персо­нала
3. Положить на пеленальный стол (кровать) клеенку, сверху пеленку При неудержании воды в прямой кишке она будет вытекать, не загрязняя белье
4. Заполнить грушевидный баллон кипяче­ной водой комнатной температуры - детям старшего возраста, 28-30 °С - детям ран­него возраста Холодная вода стимулиру­ет перистальтику кишеч­ника
5. Наконечник баллона смазать вазелином с помощью шпателя и марлевой салфетки Облегчен иевведен и я нако­нечника в прямую кишку

Выполнение манипуляции

1. В правую руку взять баллон с водой и выпустить из него воздух Предупреждение введения воздуха в прямую кишку
2. Осторожно без усилий ввести наконеч­ник в анус на глубину 3-5 см детям раннего возраста, на 6-8 см детям старшего возрас­та. При введении наконечник направлять сначала к пупку, затем, преодолев сопро­тивление внутреннего сфинктера анально­го отверстия, параллельно копчику Предупреждение неприят­ных ощущений у ребенка. Учет анатомических изги­бов прямой кишки
3. Медленно нажимая на баллон, ввести воду в кишечник Неосторожное введение может привести к травме прямой кишки
4. После введения жидкости левой рукой зажмите ягодицы ребенка, а правой рукой осторожно извлеките наконечник, не раз­жимая баллона Чтобы вода не вылилась наружу
5. Придержать некоторое время (8-10 мин) ягодицы сжатыми, чтобы вода не вытекала до усиления перистальтики кишечника Для лучшего размягчения каловых масс
6. У грудныхдетей испражнения выделяют­ся в рыхло скомканную пеленку, старших детей высадить на горшок Исключение загрязнения окружающей среды
7. Убедиться, что манипуляция прошла эффективно (отделяемое должно содержать фекалии) Оценка эффективности манипуляции

Завершение манипуляции

Примечания: обработка резинового баллона производится путем погружения в дезраствор (2% веркон, пресепт, 0,3% аламинол). За­тем промыть под проточной водой, замочить в моющем растворе («Биолот») на 15 мин, промыть в этом же растворе, затем еще раз промыть под проточной водой, промыть в дистиллированной воде; готовить к стерилизации.

Хранить в параформалиновых камерах.

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ

Цель: ввести лекарственный препарат через прямую кишку и обеспечить его всасывание.

Показания:

· невозможность и неэффективность введения лекарства через рот;

· необходимость воздействия на слизистую оболочку прямой кишки в случаях воспаления, изъязвления и т.д.

Противопоказания:

· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишечни­ка;

· неясные боли в животе;

· выпадение слизистой оболочки прямой кишки;

· геморрой;

· кровотечения из прямой кишки;

· непереносимость вводимого лекарственного вещества.

Оснащение:

· резиновые перчатки и фартук;

· клеенка, пеленка, полотенце;

· резиновый грушевидный баллончик (№ 1 или № 2);

· газоотводная трубка;

· марлевая салфетка;

вазелиновое масло;

· емкость с лекарственным препаратом;

· лоток с дезраствором для отработанного материала.

Этапы Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения манипуляции, получить согласие Обеспечение права на инфор­мацию, участие в манипуля­ции
2. За 20-30 мин до постановки лекарс­твенной клизмы сделать ребенку очис­тительную клизму Очищение слизистой оболочки прямой кишки и обеспечение возможности терапевтического действия
3. Постелить клеенку, накрыть ее пе­ленкой Обеспечение комфортных ус­ловий
4. Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки
5. Подогреть лекарственный препарат до t= 37-38 °С и набрать его в резино­вый баллончик Количество лекарственного препарата зависит от возраста ребенка: от 0 до 5 лет - 20-25 мл; от 5 до 10 лет - до 50 мл; от 10 лет - 75 мл Теплый лекарственный пре­парат быстрее всасывается в кишечнике. Исключается возможность по­явления преждевременной пе­ристальтики
6. Смазать конец газоотводной трубки вазелиновым маслом методом полива Облегчение введения газо­отводной трубки в прямую кишку. Предупреждение возникнове­ния неприятных ощущений у ребенка

Выполнение манипуляции

Этапы Обоснование
2. Пережав свободный конец газоот­водной трубки, ввести ее осторожно без усилий в анальное отверстие и про­двинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, парал­лельно копчику
Обеспечение инфекционной безопасности

Завершение манипуляции

Этапы Обоснование
2. Пережав свободный конец газоот­водной трубки, ввести ее осторожно без усилий ванальное отверстие и про­двинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, парал­лельно копчику Предупреждение возможно­го вытекания содержимого кишечника во время введения газоотводной трубки. Учет ана­томических изгибов прямой кишки
3. Расположив резиновый баллончик с лекарственным препаратом наконеч­ником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки. Не разжимая баллончик, присоединить его к газоотводной трубке Удаление из баллончика возду­ха и предупреждение попада­ния воздуха в прямую кишку
4. Медленно нажимая на баллончик снизу, ввести лекарственный раствор и, не разжимая резиновый баллон, отсоединить его от газоотводной труб­ки, предварительно пережав ее сво­бодный конец (баллончик поместить в лоток с дезраствором) Предотвращение всасыва­ния лекарственного раствора обратно в баллончик и пре­дупреждение его истечения из газоотводной трубки. Обеспечение инфекционной безопасности
5. Извлечь газоотводную трубку из пря­мой кишки, пропустив ее через салфет­ку (газоотводную трубку и салфетку поместить в лоток с дезраствором) Обеспечение инфекционной безопасности
6. Левой рукой сжать ягодицы ребенка на 10 мин и уложить ребенка на живот Время, необходимое для умень­шения спазма гладкой муску­латуры кишечника и начала всасывания лекарственного препарата

Завершение манипуляции

Цель: выведение газов из кишечника.

Показания:

· метеоризм;

· запоры;

· парез кишечника.

Противопоказания:

· кровотечения;

· заболевания прямой кишки.

Оснащение:

· резиновые перчатки;

· клеенка, пеленка;

· емкость с дезраствором;

· судно или емкость с водой.

Техника безопасности: Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

Этапы Обоснование

Выполнение манипуляции

4. Укрыть ребенка одеялом Профилактика охлаждения
Профилактика возникно­вения пролежней стенки кишки.
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным расти­тельным маслом, одеть ребенка

Завершение манипуляции

Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится так же, как резино­вого грушевидного баллончика.

ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ ГАЗООТВОДНОЙ ТРУБКИ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Цель: выведение газов из кишечника.

Показания:

· метеоризм;

· запоры;

· парез кишечника.

Противопоказания:

· кровотечения;

· заболевания прямой кишки.

Оснащение:

· стерильная газоотводная трубка (длина и диаметр зависят от возрас­та ребенка: для дошкольников длина 15-30 см, диаметр 3 мм; для школьников длина 30-50 см, диаметр 5 мм);

· резиновые перчатки;

· клеенка, пеленка;

Вазелин, шпатель, марлевая салфетка;

· емкость с дезраствором;

· судно или емкость с водой.

Техника безопасности: не оставляйте ребенка без присмотра. Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

· негативное отношение матери к проведению манипуляции.

Этапы Обоснование

Выполнение манипуляции

1. Смазать закругленный конец газоотвод­ной трубки вазелиновым маслом Облегчает введение газо­отводной трубки в кишеч­ник
2. Перегнуть трубку, зажать ее свободный конец 4-м и 5-м пальцами правой руки; взять закругленный конец, как ручку Исключение вытекания содержимого кишечника во время введения трубки
3. Раздвинуть ягодицы 1-м и 2-м пальцами левой руки, осторожно вращательными дви­жениями ввести в прямую кишку газоотвод­ную трубку сначала к пупку, затем, преодо­лев сопротивление внутреннего сфинктера анального отверстия, параллельно копчику. Опустив ее свободный конец в емкость с водой (газоотводная трубка вводится на глу­бину: н/р - 3-4 см, грудным детям - 7-8 см, 1-3 года - 8-10 см, 3-10 лет - 10-15 см, старшим - 20-30 см и более) Обеспечение свободного продвижения трубки. Обеспечение сбора жид­ких каловых масс
4. Укрыть ребенка одеялом Профилактика охлаждения
5. Извлечь трубку из ануса по достижении эффекта через 5-10 мин, но не более 20 мин и поместить в лоток с дезраствором
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным расти­тельным маслом,одеть ребенка Гигиена кожных покро­вов, обеспечение комфор­тных условий

Завершение манипуляции

Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится также, как резино­вого грушевидного баллончика.

ПОСТАНОВКА СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА НА ОКОЛОУШНУЮ ОБЛАСТЬ

Цель: рассасывающий и болеутоляющий эффект. Показания: воспаление среднего уха.

Противопоказания:

· аллергические и гнойничковые высыпания на коже;

· нарушение целостности кожных покровов;

· предварительная обработка кожи раствором йода (может спровоци­ровать глубокие ожоги).

Оснащение:

· компрессная бумага;

· марлевая салфетка;

· косынка или широкий бинт;

· ножницы;

· подогретый до температуры тела раствор лекарственного средства (этиловый спирт, разбавленный водой в соотношении 1:2, камфор­ное масло).

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
Мотивация пациента/мамы к сотрудничеству и соблю­дение прав пациента
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекцион­ной безопасности
3. Отрезать ножницами достаточный по величине кусок марлевой салфетки или бинта и сложить его в 6-8 слоев. Вырезать кусок вощеной бумаги по пери­метру на 1-2 см больше салфетки. В мар­левой салфетке и компрессной бумаге прорезать отверстия для ушной ракови­ны. Приготовить кусок ваты по перимет­ру на 1-2 см больше, чем бумага Подготовка необходимого оснащения для эффектив­ного проведения манипу­ляции
Выполнение манипуляции
1. Смочить подогретым лекарственным средством салфетку и отжать ее Исключается чувство дис­комфорта
Этапы Обоснование
2. Приложить салфетку к уху, ушную раковину вывести через разрез наружу. Сверху уложить вощеную бумагу и вывес­ти через разрез ушную раковину. Сверху на ухо положить слой ваты тол­щиной 2-3 см Обеспечивается рефлектор­ное воздействие через хемо- и терморецепторы кожи
3. Зафиксировать компресс косынкой плотно, но не туго или широким бинтом в соответствии с требованиями десмургии Не нарушается повседнев­ная жизнедеятельность
Завершение манипуляции
1. Объяснить маме, что компресс пос­тавлен на 4-6 ч. Необходимо следить за сохранением герметичности компресса Обеспечение участия мамы в манипуляции. Нарушение герметичности может привести к местному охлаждению и обратному эффекту
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекцион­ной безопасности
3. После снятия компресса надеть ребен­ку шапочку Профилактика охлаждения

Примечание:

· ушная раковина и слуховой проход должны оставаться открытыми. В слуховой проход можно поместить турунду, смоченную лекарс­твенными препаратами «Отинум», «Отипакс», «Софрадекс», 1% спиртовым раствором борной кислоты или смазанную мазью «Ги- оксизон», это уменьшает боль;

· слои компресса необходимо накладывать достаточно быстро, чтобы избежать охлаждения салфетки, смоченной подогретым раствором.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНГАЛЯЦИЙ ДЕТЯМ

Цель:

· восстановление проходимости дыхательных путей;

· введение лекарственных средств в организм;

· отвлекающая терапия.

Показания: микробно-воспалительные и аллергические заболева­ния органовдыхания.

Противопоказания:

· индивидуальная непереносимость лекарств;

· повышенная температура тела (при паровой ингаляции).

Оснащение:

· стационарный или портативный ингаляторы;

· емкость для кипячения воды;

· лекарственные препараты;

· 2% р-р питьевой соды.

Техника безопасности: при проведении паровой ингаляции не ос­тавлять ребенка без присмотра.

Примечание: применяются ингаляции паровые, тепловлажные,

А. Паровые

Подготовка к манипуляции

Выполнение манипуляции

Этапы Обоснование
3. Медсестра или мать просит ребен­ка глубоко дышать. Крик ребенка грудного возраста способствует более глубокому вдыханию теплого пара. Продолжать манипуляцию 5-10 мин Обеспечивается вдыхание тепло го пара в верхние дыхательные пути
Завершение манипуляции
Ребенка вытереть насухо, переодеть в сухую одежду, уложить в постель с возвышенным головным концом Продолжается положительное действие манипуляции. Улучшается вентиляционная функция легких
Б. Аэрозоли (ингалятор)
Подготовка к манипуляции
1. Прочитать название препарата Исключается ошибка
2. Объяснить цель и ход манипуляции маме и ребенку, получить согласие Право пациента и родителей на информацию
3. Усадить ребенка, а лучше провес­ти ингаляцию стоя Эффективнее дыхательная фун­кция
4. Снять с ингалятора колпачок, перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном строго перпендикуляр­но, встряхнуть его Обеспечивается успешное прове­дение манипуляции
Выполнение манипуляции
1. Попросить ребенка старшего воз­раста сделать глубокий выдох Обеспечивается более успешное выполнение манипуляции
2. Вставив мундштук ингалятора ребенку в рот, попросить плотнее обхватить его губами. Голову слегка запрокинуть назад Предупреждаются потери препа­рата во внешнюю среду. Иначе до 90% препарата остается в глотке
3. Просим ребенка сделать глубокий вдох, одновременно нажимая на дно баллончика, задержать дыхание на 5-10 сек, сделать спокойный выдох Обеспечивается вдыхание препа­рата в дыхательные пути
4. Через 5-Шеек просим ребенка повторить пункты 1, 2, 3 Достигается достаточная тера­певтическая доза
Завершение манипуляции
Закрыть ингалятор колпачком Условия хранения препарата

Примечание: удобнее использовать ингаляторы промышленно­го производства для проведения паровых ингаляций в домашних условиях.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ НОЖНОЙ И РУЧНОЙ ВАННЫ ДЕТЯМ

Цель: отвлекающее действие, способствующее рефлекторному уменьшению отека слизистой оболочки дыхательных путей. Показания: заболевания органов дыхания.

Противопоказания:

· повышенная температура тела ребенка;

· заболевания кожи;

· индивидуальная непереносимость горчицы.

Оснащение:

· водный термометр;

· таз (ведро, бачок);

· кастрюля с горячей водой;

· сухая горчица или питьевая сода;

· полотенце, пеленки, одежда.

Примечание:

· температура воды повышается постепенно от 37 до 40 °С;

· горячая вода подливается медленной струей, чтобы температура воды повышалась примерно на 1 °С за 2 мин;

· для усиления раздражающего действия в воду добавляют сухую гор­чицу (2 ст.л. на 10 л воды), предварительно выяснив переносимость ребенком горчицы;

· при кашле более эффективны ручные ванны, при насморке - ножные;

· продолжительность манипуляции 10-15 мин.

Выполнение манипуляции

Завершение манипуляции

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ГОРЧИЧНИКОВ ДЕТЯМ

Цель: рефлекторная терапия.

Показания: заболевания органов дыхания. Противопоказания:

· повышенная температура тела у ребенка;

· заболевания кожи;

· злокачественные новообразования;

· индивидуальная непереносимость горчицы ребенком.

Оснащение:

· горчичные пакеты;

· лоток с водой 40-45 °С;

полотенце, пеленки, одеяло;

· водный термометр, часы;

· лоток для отработанного материала.

Примечание: не ставить горчичники на область сердца и позво­ночник.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции, получить согласие Обеспечение права на информа­цию, участие в манипуляции
2. Вымыть и осушить руки
3. Проверить пригодность горчич­ников (срок годности)
4. Раздеть ребенка по пояс, осмот­реть кожные покровы Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу
5. Уложить ребенка на кровать на животик Обязательное условие выполне­ния манипуляции
Выполнение манипуляции
1. В приготовленный лоток с водой поочередно погружают горчичные пакеты на 5-10 сек и накладывают на спину ребенку Обеспечение эффективности ма­нипуляции
3. Укрыть ребенка полотенцем, затем одеялом Сохранение тепла
4. Через каждые 2-3 мин осматри­вать кожу Предупреждение ожогов кожи
5. При появлении стойкой гипере­мии кожи (через 5-15 мин) снять горчичные пакеты, сбросить их в лоток для отработанного материала Достижение рефлекторного воз­действия
Завершение манипуляции
1. Протереть кожу пеленкой, смо­ченной в теплой воде, затем кожу протереть насухо, укрыть ребенка теплым одеялом Обеспечение сохранения тепла
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной без­опасности

ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ СТОМАТИТАХ И МОЛОЧНИЦЕ

· удаление налетов;

· противовоспалительное действие;

· обезболивание;

· эпителизация язв.

Показания: микробно-воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарствен­ного препарата.

Методы:

· орошение полости рта;

· обработка слизистой оболочки марлевыми салфетками;

· полоскание (с 3 лет).

Оснащение:

· резиновый грушевидный баллончик;

· шпатели;

· марлевые салфетки (бинт);

· стакан;

· настои трав, растворы: 3% перекиси водорода, 2% гидрокарбоната натрия, 1% метиленового синего, 0,05% хлоргексидина;

· винилин, витаминная смесь, облепиховое масло и др.;

· гексорал, взвесь нистатина (1 таблетка + 5 мл женского молока), гель «МетрогилДента».

Техника безопасности: хорошо зафиксировать тампон.

Этапы Обоснование
Выполнение манипуляции
А. Орошение при стоматитах Необходимые условия для прове­дения манипуляции
1. Набрать в стерильный резиновый баллончик один из растворов
2. Шпателем открыть рот ребенка
3. Поднести баллончик ко рту ребенка и направить струю жидкости к твердому небу. Мать при этом наклоняет голову ребенка на один, а затем на другой бок
4. Раствор из ротовой полости должен стекать в подставленный лоток
Б. Обработка марлевыми салфетками (бинтом) при молочнице Оптимальные условия для удале­ния налетов
1. Один конец шпателя или палец обмо­тать марлевой салфеткой или бинтом. Концы бинта зафиксировать в ладони
2. Смочить салфетку раствором мето­дом полива
3. Шпателем открыть рот ребенку
4. Смачивая слизистую оболочку рас­твором, снять с нее налеты (менять сал­фетки 2-3 раза)
Завершение манипуляции
1. Использованный материал собрать в лоток
2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности

Примечание:

· при кандидозном стоматите применяют противогрибковые средс­тва: нистатин, леворин, пимафуцин;

· при герпетическом стоматитеместно применяют противовирус­ные мази: бонафтон, риодоксол, теброфен, флореналь, оксолино- вую мазь, мундизал-гель, гель «МетрогилДента», гексорал, лейко­цитарный интерферон или интерфероновую мазь;

Для ускорения эпителизации слизистой оболочки используют репа- ранты:ретинола ацетат, винилин, цитраль, масло шиповника и обле­пихи, каратолин, сок каланхоэ, солкосерил-гель дентальный.

ТЕХНИКА ЗАКАПЫВАНИЯ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА, НОС, УХО РЕБЕНКА

Цель: введение лекарственного вещества в конъюнктивальный мешок, на слизистую оболочку носа, в наружный слуховой проход. Показания: заболевания уха, горла, носа, глаз.

Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет, кроме индивидуальной непереносимости какого-либо препарата, который может быть заменен.

Оснащение:

· стерильные пипетки;

· стерильные ватные шарики, ватные и марлевые турунды;

· лекарственные препараты;

· лоток для использованного материала;

· резиновые перчатки.

Техника безопасности:

· не оставлять ребенка без присмотра;

· детям раннего возраста закапывать капли с помощником, который фиксирует голову ребенка, его руки и ноги.

Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

Здоровый ребенок сам регулирует необходимое ему количество грудного молока. Основной показатель рациональности и достаточности питания – это гармоничное физическое и психомоторное развитие ребенка соответственно возрасту.

Существует несколько способов расчета объема пищи, необхо­димого для детей первого полугодия жизни.

1.Для определения суточного объема пищи новорожденным де­тям

(первых 7-8 дней) используют:

формулу Финкельштейна - при расчете учитывается масса тела ребенка при рождении: если масса тела 3200 г и менее, то ко­эффициент – 70 (мл), если масса тела при рождении более 3200 г - коэффициент 80 (мл).

Объем молока в (мл) V = коэффициент (70-80) × n (где n - число дней жиз­ни ребенка).

В периоде новорожденности рекомендуется 7 кормлений в сутки (перерыв между кормлениями 3,5-3 часа, ночной пере­рыв - 6,5-6 часов). В возрасте от 2 до 5 месяцев - 6 кормле­ний (перерыв между кормлениями 3,5 часа, ночной перерыв 6,5-7 часов), от 5 до 12 месяцев - 5 кормлений (перерыв между кормле­ниями 4 часа, ночной перерыв - 8 часов). Первое кормление начинается в 6.00.

Суточный объем: 80 (мл) × 7 = 560 мл.

Для определения объема разового кормления , необходи­мо: суточный объем разделить на число кормлений. Например, 560 мл: 7(раз) = 80 мл.

70 (мл) × 5 = 350 мл.

Суточный объем равен 350 мл.

формулу Зайцевой суточное количество молока (мл.) = 2% от массы тела при рождении × n (где n - число дней жизни ребенка), метод используется глав­ным образом при расчете суточного объема пищи для детей, которые имеют вес при рождении более 4 кг.

2% от массы= (4 200 (г) × 2):100% = 84 г

объем пищи за сутки == 84 (г) × 8 = 672 (мл) = 670 мл.

В возрасте 2-х недель и старше используют:

«объемный способ » - учитывается возраст ребенка и мас­са тела на момент расчета питания.

Ребенок должен получать молока:

от 2-х недель до 6-ти недель - 1/5 часть от долженствующей массы тела;

от 6-ти недель до 4-х месяцев - 1/6 часть от долженствующей массы тела;

от 4-х месяцев до 6 месяцев - 1/7 часть от долженствующей массы тела;

от 6 месяцев до 9 месяцев - 1/8 часть от долженствующей массы тела.

Метод используют до 9 месяцев. После 9 месяцев – 1 литр так, как объем пищи на первом году жизни не должен превышать 1 литра в сутки.

долженствующая масса – 3 200 + 600 + 800 + 800 = 5 400

суточный объем пищи - 5 400: 6 = 900 (мл)

количество кормлений – 6 раз

разовый объем – 900 мл: 6 = 150 мл.

«калорийный метод» (энергетический) - исходят из калорийности того вида молочного питания, каким вскармливается ребенок, и его физиологической ка­лорийной потребности в зависимости от возраста. Метод используется только до введения прикорма и при условии одного вида пищи.

Калорийность женского молока = 700 ккал/л. Калорийная по­требность при естественном вскармливании нам известна:

I квартал - 120 ккал/кг в сутки

II квартал - 115 ккал/кг в сутки

Пример: Ребенку 4 мес., масса при рождении 3 000 г, находится на естественном вскармливании. Рассчитать суточный и разовый объем пищи.

Калорийная потребность = 115 ккал/кг в сутки.

Долженствующая масса = 3 000 + 600 + 800 + 800 + 750 = 5 950 (г).

Калорийная суточная потребность 115 (ккал)× 5 950 (г) = 684,25 ккал/сут.

1000 мл женского молока - 750 ккал

Х мл женского молока - 684,25 ккал.

Суточный объем = 1000 х 684,25: 750 =912,33мл = 900 мл

Количество кормлений - 6

Объем на одно кормление == 900: 6 = 150 мл



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!