Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Горнолыжная одежда — как правильно выбирать? Как правильно подобрать горнолыжную одежду. #Крой и эластичность

Прежде чем присматривать конкретные лыжи, нужно определиться, чем вы планируете заниматься на горных склонах.

Как выбрать горные лыжи по назначению

Карвинговые или трассовые лыжи (Carving)

Карвинговые лыжи Dynastar. evo.com

Эти лыжи предназначены для катания по готовым горнолыжным трассам, позволяют с лёгкостью входить в крутые повороты и ехать карвинговой техникой - не на всей скользящей поверхности, а только на кантах (узкие металлические полоски по краям лыжи, с помощью которых совершаются повороты).

В отличие от гоночных, карвинговые лыжи более мягкие и допускают езду с несовершенной техникой. Поэтому их можно выбирать новичкам и тем, кто предпочитает подготовленные склоны.

Что купить

Лыжи для профессиональных гонок (Racing)


Гоночные лыжи Salomon. evo.com

Это специальные карвинговые лыжи для слалома (SL), слалома-гиганта (GS), суперслалома (SG) и скоростного спуска (DH). Модели сильно отличаются по геометрии и особенностям, рассчитаны на спортсменов и стоят немало.

Что купить

Универсальные лыжи (All-mountain, All-terrain)


Универсальные лыжи Armada. evo.com

Эти лыжи подходят и для катания на утрамбованных склонах, и для фрирайда по целине, и для спуска по горнолыжным трассам. Такие лыжи уступают специализированным, однако их возможностей вполне хватит для комфортного любительского катания.

Что купить

Лыжи для фрирайда (Big-mountain, Backcountry)


Лыжи для фрирайда Salomon. evo.com

Это более широкие лыжи для катания по неподготовленным склонам. Увеличенная ширина лыж удерживает фрирайдера на глубокой пушистой целине, а также позволяет совершать прыжки со скал без ущерба для здоровья.

Что купить

Лыжи парковые, для фристайла (Park & Pipe, Freestyle)


Парковые лыжи Moment. evo.com

Это лыжи, предназначенные для акробатики и прыжков с трамплинов в специальных парках, прохождения могульных трасс.

Часто парковые лыжи представляют собой модели Twin-tip с одинаково загнутыми носком и пяткой. В таких лыжах фристайлер может комфортно приземляться после прыжка с трамплина и спиной, и лицом.

Что купить

Определившись с назначением лыж, можно приступать к подбору конкретной пары. При этом нужно учесть несколько параметров: длину, жёсткость и радиус бокового выреза.

Мы не будет рассматривать лыжи для профессиональных гонок, поскольку они подбираются в соответствии с конкретной спортивной дисциплиной, да и профи не нуждаются в рекомендациях. Лучше сосредоточимся на выборе инвентаря для начинающих и прогрессирующих .

Параметры горных лыж

Длина

Длина горных лыж зависит от их назначения и ширины талии - самого узкого места лыжи.

  • Карвинг, фристайл . Чтобы подобрать по высоте карвинговые или парковые лыжи, отнимите от своего роста 5–10 см.
  • Фрирайд . Если вы выбираете менее широкие лыжи (с талией 80 мм), отнимайте от своего роста 5 см. Если более широкие (талия от 90 до 110 мм), прибавляйте 10 см.
  • Универсальные . Если вы выбираете лыжи с талией менее 85 мм, отнимите от своего роста 10 см. Если талия больше 85 мм, подходящая длина будет составлять от –5 до +5 см к вашему росту.

Жёсткость

Жёсткие лыжи позволяют развивать высокую скорость, не теряя устойчивости, в том числе и во время поворотов. Однако, чтобы кататься на жёстких лыжах, нужна хорошая техника.

Карвинговые лыжи обладают большей продольной и торсионной жёсткостью, чем универсальные. За счёт этого компенсируется центробежная сила, которая возникает на высокой скорости. При недостатке жёсткости не получится сделать чёткий поворот: лыжи будут срываться на боковое скольжение.

Чем больше вес, тем более жёсткие лыжи нужны, чтобы его удержать.

Новичкам и любителям удобнее будет ездить на мягких лыжах, например универсальных. Они позволяют допускать ошибки в технике и обеспечивают более комфортное катание. Кроме того, чем жёстче лыжа, тем выше цена, поэтому для любительского катания предпочтительнее выбирать мягкие.

Как правило, показатели жёсткости лыжи указываются в карточке товара или на бирке лыжи.

Радиус бокового выреза

Радиус бокового выреза (Sidecut) зависит от геометрии лыжи. Чем больше радиус, тем шире дуга, по которой пройдут ваши лыжи.

Карвинговые лыжи разделяются на несколько видов в зависимости от стиля катания. Слаломные имеют короткий радиус - 9–12 метров, что позволяет передвигаться небольшими дугами. Длиннорадиусные лыжи с показателями 17–25 метров предназначены для широких склонов и позволяют развивать большую скорость.

Существуют и среднерадиусные лыжи с показателями от 12 до 17 метров. За счёт уменьшенного радиуса эти лыжи лучше слушаются на поворотах и, в отличие от длиннорадиусных, позволяют кататься на довольно тесных, забитых людьми склонах.

Радиус универсальных лыж составляет от 15 до 18 метров. Такой радиус подойдёт для тех, кто только осваивает горнолыжные спуски.

За счёт увеличенной ширины лыжи для фрирайда имеют большой радиус бокового выреза - около 20 метров. Такие модели лучше выбирать подготовленным лыжникам.

Конструкции горных лыж

Сейчас различают три основные конструкции горных лыж и множество смешанных вариантов.

Сердечник таких лыж, как правило, состоит из нескольких слоёв дерева и синтетических материалов и усиливается сеткой из угле- или стекловолокна.

С боков сердечник закрывается пластиковыми стенками, сверху - декоративной планкой, а снизу - скользящей поверхностью. За счёт нескольких слоёв сердечника повышается прочность лыжи и увеличивается амортизация.

В отличие от Sandwich, такие лыжи не имеют боковых и декоративных планок, а сердечник закрывается одной монолитной конструкцией, которая доходит до кантов.

Cap обеспечивает меньший вес и большую торсионную жёсткость лыжи, что, в свою очередь, увеличивает её управляемость. Кроме того, производство менее затратно, а потому такие лыжи продаются по более низким ценам.

Monocoque (монокок)

Это разработка бренда Salomon, цельный композитный корпус, к которому приклеивается скользящая поверхность. Внутри корпуса установлен сердечник из дерева или лёгких синтетических материалов.

Лыжи, изготовленные по технологии Monocoque, обладают высокой торсионной жёсткостью и небольшим весом, что обеспечивает устойчивость на поворотах и меньшую чувствительность к неровностям трассы.

Помимо этих трёх конструкций, есть большое количество смешанных вариантов. Например, Monocoque-Sandwich или даже Cap-Sandwich, когда середина лыжи выполнена по одной технологии, а концы - по другой.

Материалы горных лыж

Сердечники горных лыж изготавливаются из лёгкого дерева, простой пены или сочетания древесины и синтетических материалов.

Деревянные сердечники отлично гасят вибрации, обеспечивают хорошую управляемость лыжи и равномерную упругость по всей длине.

В более дешёвых лыжах можно встретить сердечники из пены. Например, лёгкой синтетической пеной заполняется конструкция Cap. Пена не обеспечивает такой стабильности и упругости, как дерево, зато весит меньше.


Сердечник из пены. backcountry.com

Следующий слой - оплётка сердечника из композитных материалов. От неё в большей степени зависит жёсткость лыжи. Оплётка выполняется из стекловолокна, карбона и волокон других материалов в сочетании с эпоксидной смолой. Для увеличения жёсткости оплётку могут дополнить металлическими пластинами из лёгких сплавов, например алюминия и титана.

В производстве скользящей поверхности тоже применяются комбинированные материалы. Например, полиэтилен с добавлением графита. Графит позволяет уменьшить электростатический заряд, из-за которого к скользящей поверхности пристают мелкие ледяные кристаллы и грязь, а полиэтилен обеспечивает лучшее сохранение мази на поверхности .

Как выбрать крепления к горным лыжам

Выбор креплений зависит от нескольких параметров.

1. Стандарт крепления. Различают несколько стандартов креплений, которые подходят для ботинок с подошвой определённого типа:

  • Крепления Alpine . Подходят для подошвы стандарта ISO 5355. Этот стандарт распространяется на большинство ботинок для трассового катания.
  • Рамные крепления . В таких креплениях передняя и задняя часть соединены рамой. За счёт этого лыжник может не только ездить с полностью закреплённой стопой, но и отстегнуть пятку, чтобы идти на лыжах, например подниматься в гору. Большинство таких креплений совместимы с подошвой стандарта ISO 9523 (Touring).
  • WTR (Walk to Ride) . Разработка компании Salomon. Крепления для ботинок с более высокой подошвой WTR, оснащённой протектором для удобной ходьбы.
  • MNC (Multi Norm Compatible) . Эти крепления подойдут для любого стандарта подошвы: ISO 5355, ISO 9523 и WTR.

2. Эластичность крепления . Это максимальное усилие, при котором крепление не расстегнётся, а вернёт ботинок на место.

Крепления для карвинговых лыж обладают небольшой эластичностью. Достаточно сместить ботинок на 1 см, и всё отстегнётся.

Крепления для фрирайда эластичнее, поскольку во время езды на широких лыжах по неподготовленным склонам они испытывают большую нагрузку. Чтобы отстегнулось фрирайдное крепление, ботинок должен подвинуться в сторону на 2,5–3 см.

3. Ширина ски-стопа . Ски-стоп (ski-stop) - это металлическая скоба, которая нужна для торможения, если отстегнётся лыжа. Выглядит как две проволоки по бокам креплений.

Талия (самое узкое место) лыжи должна быть уже, чем ски-стоп. Иначе у вас не получится надеть крепление на лыжу.

Если же скоба ски-стопа будет слишком широкой, она будет выдаваться далеко за границы лыжи и цепляться за снег при катании. Поэтому крепление для лыж подбирайте только после того, как выберете сами лыжи.

4. Особенности закрепления на лыже . Крепления устанавливаются на лыжах разными способами.

  • С помощью шурупов . Это наиболее надёжный способ установки. Минус: вы не сможете использовать несколько лыж с одним креплением. Кроме того, шурупы немного нарушают структуру лыж, так что, если вы захотите поменять крепления, от старых останутся дырки.
  • На платформе с отверстиями . На некоторых моделях лыж есть платформа для креплений. В таком случае лучше купить крепления от того же производителя: отверстия платформы совпадут с креплениями и вам не придётся тратить много времени на установку.
  • На платформе без отверстий . Если на лыже закреплена платформа без отверстий, к ней подойдут любые крепления, поскольку отверстия вы будете делать сами.
  • На платформе с направляющими . Для таких платформ нужны специальные крепления, которые надеваются на направляющие, после чего затягивается винт. Такие крепления легко меняются под размер ботинка, что может пригодиться, если на одних лыжах катаются несколько человек.

Как выбрать палки

1. Материал . Палки могут изготавливаться из алюминия или углепластика и стекловолокна. Выбирая модели из алюминия, обращайте внимание на цифры на палке. Например, 5086 или 6061 - это указание сплава. Чем больше число, тем более жёсткий и прочный сплав.

Модели из углепластика и стекловолокна легче, прочнее и дороже алюминиевых, однако и они не вечны: если повредить палку из композитных материалов острым кантом лыжи, она быстро сломается под нагрузкой.

2. Форма . Палки для обычного катания - прямые. Для скоростных спусков, например слалома-гиганта, - изогнутые. Такая форма позволяет спортсменам во время спуска убирать кольца палок за спину, повышая аэродинамичность.


the-raceplace.com

3. Размер и форма колец . Кольца внизу палки созданы для того, чтобы палка не уходила глубоко в снег. На моделях для фрирайда установлены большие кольца, чтобы палка хорошо держалась на мягком, пушистом снегу. Палки для трассового катания оснащены мелкими кольцами, которые не будут мешать и цепляться за ботинки во время катания.

Некоторые производители делают палки со сменными кольцами для разных условий катания.

4. Длина палки . Это самый важный показатель.

Чтобы выбрать идеальную длину, переверните палку и возьмитесь за неё под кольцом. Если в таком положении между предплечьем и плечом образуется прямой угол, эта палка вам подходит. Некоторые специалисты советуют прибавить к этой длине 5–7 см, чтобы учесть погружение палки в снег.

Прежде чем выбирать палки, наденьте горнолыжные ботинки: они добавят к вашему росту несколько сантиметров.

Что касается темляка (ремешка, который закрепляет палку на руке), надевать его не советуют. Во время падения крепления лыж автоматически отпустят ваши ботинки, но вряд ли вы сможете так же быстро снять темляки с запястий. А это чревато травмой. Поэтому вы вполне можете выбрать палки без темляков или отрезать их после покупки.

Что купить

Параметры горнолыжных ботинок

Для начала мы расскажем, какие характеристики есть у горнолыжных ботинок, а затем разберём, как выбрать ботинки в зависимости от вашего стиля катания.

Жёсткость

Эта характеристика говорит о том, сколько усилий нужно приложить, чтобы изменить угол наклона голенища ботинка. Чем более жёсткий ботинок, тем лучше усилия ваших мышц передаются лыжам.

Мягкие ботинки гасят усилия за счёт изгибания голенища. В результате снижается управляемость лыжами.

Чем более жёсткие ботинки вы купите, тем проще будет управлять лыжами.

Однако у жёстких ботинок есть недостаток: во время катания они могут натирать ноги, вызывать боль и отёки. Поэтому новичкам не советуют покупать слишком жёсткие ботинки.

Тип подошвы

Стандарт ISO 5355. Большинство горнолыжных ботинок (карвинговые и спортивные) имеют подошву этого стандарта.


Подошва стандарта ISO 5355. ebay.com

Touring (ISO 9523). Стандарт ботинок для ски-тура или путешествия по пересечённой местности с подъёмами и спусками. Такие ботинки имеют более высокую прорезиненную подошву с глубоким протектором. Иногда обувь продаётся со сменными накладками, которые позволяют использовать её с обычными креплениями.


Подошва стандарта Touring. gearinstitute.com

WTR (Walk to Ride) - это стандарт ботинок для фрирайда, для которых нужны специальные крепления WTR. Некоторые модели таких ботинок можно использовать и с креплениями Touring.


Подошва стандарта WTR. lugaresdenieve.com

Ширина колодки

Ширина колодки - расстояние между стенками ботинка в самом широком месте. Должна совпадать с шириной вашей стопы. Как правило, этот параметр указывается на ботинке, а свою ногу вы можете измерить прямо в магазине или прокате: обычно там есть специальные линейки.

Существуют ботинки с регулируемой шириной колодки. На них указан диапазон, например, от 100 до 150 мм.

Помните: в слишком широких ботинках вы не сможете хорошо зафиксировать ноги, так что во время катания вам будет сложно управлять лыжами. Поэтому лучше ориентироваться на цифры и не покупать слишком просторную обувь.

Термоформовка

Это способность ботинка принимать форму вашей ноги под воздействием тепла.


Внутренний сапожок из термоформуемого материала. backcountry.com

В некоторых ботинках можно отформовать только проблемные зоны, в других формуется вся поверхность ботинка.

Если на ботинках есть пометка Auto Fit, значит, они подвергаются термоформовке в процессе носки, от тепла вашей ноги. Несколько дней катания хватает, чтобы ботинки с автоформовкой подстроились под ваши особенности.

Прежде чем покупать ботинки, походите в них по магазину 10 минут. Так вы поймёте, жмут вам ботинки или нет, нужна им термоформовка или стоит померить другие.

Обувь Custom Fit предназначена для горячей формовки специальным феном. Горячую формовку делают в магазине после примерки, если вам кажется, что ботинок подходит по размеру, но немного давит в каком-то месте.

Сначала ботинок прогревают феном около 10–15 минут, затем вы надеваете его, застёгиваете клипсы и стоите около 10 минут. Потом снимаете и оставляете минимум на час, пока материал не застынет в нужном положении.

Утепление

Горнолыжные ботинки утепляются с помощью пуха, шерсти и разных синтетических материалов, например гидрофобного утеплителя 3M Thinsulate.

В отличие от натуральных материалов, синтетические обладают способностью отводить влагу от тела, так что вы не будете кататься в мокрых от пота носках. При этом тоже должны быть из синтетического материала: хлопковые и шерстяные лучше оставить для других целей.

Как выбрать горнолыжные ботинки по назначению


evo.com

Такие ботинки подойдут вам, если вы собираетесь кататься исключительно по подготовленным склонам и только для удовольствия. То есть вы не будете работать над скоростью и техникой, ставить персональные рекорды и выбираться за границы трассы, чтобы прокатиться по нетронутому снегу.

Ботинки для карвинга бывают разной жёсткости. Для новичков подойдут ботинки со значением жёсткости от 60 до 100, для прогрессирующих любителей - от 100 до 130.

При выборе ботинок не гонитесь за мягкостью и удобством: в магазине вам будет комфортно, но на трассе, когда лыжи будут плохо управляться, это преимущество не покажется вам таким значительным.

Подошва карвинговых лыж оборудована набойками из мягкого материала. Это позволяет удобно подниматься по лестницам или ходить по полу, например, если вы собираетесь отдохнуть в кафе.

Старт трассы расположен в красивейшем кулуаре на высоте 2530 м.

Хороший пример такой иерархии — австрийский Циллерталь . Это большая долина, по которой разбросаны объединенные общим ски-пассом пять отдельных регионов катания. Перемещение между ними — на лыжном автобусе, при этом суммарная длина трасс — порядка 500 км. И когда у нас туроператоры предлагают этот регион, то чаще всего речь идет о Майрхофене — городке, относящемся к зоне катания Циллерталь 3000 . Хотя на самом деле выбор населенных пунктов только в этой зоне существенно шире: можно жить также в Хиппахе, Финкеберге, Вордерланерсбахе, Ланерсбахе. Да, эти городки гораздо меньше и вариантов для вечернего досуга в них немного, но зона катания у них общая, а добираться до нее, например, из Финкенберга удобнее: отсутствуют майрхофенские очереди на подъемник, а при хорошем снеге можно спуститься на лыжах прямо в город.

Определитесь с целями

Всегда стоит исходить из целей. Спросите себя: «Что я хочу получить от этой поездки?». Даже если вы никогда не стояли на лыжах, не были в горах и не видели снега — все равно у вас будут какие-то ожидания. Например, вы едете первый раз, и решили, что для вас важно в порядке приоритета:

  • Научиться кататься;
  • Потусоваться, потанцевать вечером после катания;
  • Чтобы трассы проходили через поросшие елями склоны, а сам курорт был застроен милыми домиками в альпийском стиле — чтобы как в новогодней сказке.

Исходя из этих «хотелок» и складывается набор параметров, по которым выбирается курорт. Что за параметры? Читайте дальше.

Высота зоны катания и наличие снега

В долине на высоте 650 метров в январе может зеленеть трава, а в зоне катания на 2000 метров — море снега.

Резюмируя вышесказанное, можно порекомендовать следующее: если вы выбираете курорт не за неделю до отъезда, а заранее, то, учитывая температурные тенденции последних лет, желательно, чтобы основная часть трасс располагалась в диапазоне высот от 1500-1700 до 2500-3000 метров. Тогда вы с высокой вероятностью покатаетесь по хорошему снегу. Оптимальная высота для проживания при этом — 1500-2000 метров, тогда город будет гарантированно заснежен и вы ощутите настоящее дыхание зимы.

Территория катания

Как измеряется километраж трасс на курортах

Небольшая ремарка для въедливых горнолыжников, желающих точно знать, сколько же километров трасс на том или ином курорте. На практике существует два метода подсчета. Один — более честный, но дающий меньший километраж: когда измеряющий едет по трассе по прямой (траектория b на рисунке). Второй метод дает существенно большие показатели, так как измерение идет по траектории среднестатистически катающегося лыжника (траектория a ), когда вдоль прямой линии описываются дуги, которые можно нареза́ть разной длины. Это дает хорошие перспективы для маркетологов курортов, чтобы вывесить на сайте максимально привлекательный километраж. Так, измерение трасс в Ишгле по первому методу дает 172 километра, по второму — 238 километров, разница примерно в полтора раза. Понятно, что на официальном сайте и во всех справочниках сообщается бо́льшая цифра. Долгие годы все так и считали, но последнее время наметился перелом: австрийцы выступили с инициативой считать по-честному, чтобы можно было реально сравнить курорты между собой по этому показателю. Например, в прошлом году Циллерталь официально уменьшил внушительные шестьсот километров трасс до чуть менее пятисот, некоторые курорты последовали за ним. Но пока еще далеко не все даже в Австрии перешли эту систему, хотя некоторые в глубинах своих сайтов сообщают данные по обеим методикам подсчета, например, тот же Ишгль .

Расположение отеля относительно трасс и подъемников

Идеальный вариант — когда отель находится прямо на трассе или в шаговой доступности (до 300-400 метров) от подъемника. Настоятельно рекомендую выбирать именно такие отели, хотя они, как правило, стоят дороже при прочих равных. Иначе придется долго топать в ботинках с лыжами наперевес либо привязываться к расписанию автобусов — это неудобно и раздражает.

Впрочем, всегда есть хороший запасной вариант: если вы арендуете оборудование в пункте проката и он расположен рядом с подъемником (а именно так, как правило, и бывает), то лыжи и ботинки можно оставлять там на ночь бесплатно. Тогда можно жить достаточно далеко от подъемника: с утра приходите в обычных ботинках, переодеваетесь в горнолыжные, берете лыжи и на гору. Вечером после катания все снаряжение оставляете впункте проката, переодеваетесь в свои ботинки и идете домой. Если вы не пользуетесь услугами проката, то обычно можно оставлять свое снаряжение за небольшую плату.

Так или иначе, удовольствие кататься «от дверей» (ski-in/ski-out) ни с чем не сравнится, за него стоит доплатить. Думаю, все, кто испробовал оба варианта, подтвердят эти слова.

Дополнительную помощь при поиске и подборе отеля окажет сервис отображения на карте google подъемников из города в зону катания. Он будет полезен как туристам, так и турагентам, так как довольно часто бывает, что описания на сайтах туроператоров, систем бронированиия или отелей дают неверное расстояние от жилья до подъемника, а ведь лишние 200 метров пешком с лыжами и в ботинках — это уже серьезная нагрузка.

Релакс, рестораны, развлечения (apres-ski)

Немаловажный аспект, ведь отдыхать едем на полную катушку. Как и в других вопросах, здесь достаточно своих нюансов.

Сначала о релаксе. Ведь после физических упражнений на свежем воздухе хочется хорошенько расслабиться. Поэтому очень рекомендую выбирать отель с сауной. Что может быть лучше, чем, вернувшись с мороза после долгого катания, отправиться греться и релаксировать?!

После сауны самое время отправиться на ужин. Если вы взяли путевку по схеме завтрак-ужин (HB), то ужинать вы будете в своем отеле. Если только на завтраках (BB), то для ужина выбирайте любые рестораны: как отдельно стоящие, так и при отелях. Иногда, правда, бывает, что в ресторане отеля могут кушать только постояльцы, но это всегда можно уточнить на месте. Удобное обстоятельство: меню ресторанов обычно выставлено перед входом и всегда можно ознакомиться с ним, не заходя внутрь. Учитывайте, что на многих курортах хорошие заведения пользуются большой популярностью, особенно в высокий сезон, и, чтобы быть уверенным в наличии мест, лучше забронировать столик на ужин заранее.

Рекомендую посещать места, в которых ярко проявлен национальный колорит. В этом смысле очень привлекателен Тироль с его особенной обстановкой, официантами в национальных нарядах, народной музыкой в живом исполнении, которая почему-то начинает очень нравиться и пробуждать пламенное желание танцевать после стаканчика-другого местных горячительных напитков. Еда в таких заведениях простая, но очень вкусная и сытная. Порции огромные, зачастую хватает на двоих.

Пару слов о завтраках. Есть две новости: хорошая и плохая. Плохая: завтраки обычно однообразны, всегда одно и то же: яйца, колбаса, сыр, мюсли, йогурт, кофе, булочки. Хорошая: как правило, все это очень вкусно, и даже мужчине продержаться на такой еде неделю-другую совершенно нетрудно.

С обедами проблем нет. На склонах расположено множество горных ресторанов, в которых всегда можно сытно покушать, выпить кружечку ароматного глинтвейна, отдохнуть, размеренно любуясь окружающими красотами, погреться и позагорать на солнышке, расположившись в лежаке, или укрыться в домике в случае непогоды.

Из развлечений курорты предлагают, как правило, посещение бассейн или аквапарка, катка, поиграть в большой теннис или полазить на скаладроме, в некоторых местах есть spa и термальные центры . Вечером стандартная программа — бары, рестораны, дискотеки. Выбор клубов и дискотек обычно не очень большой, но любители потусоваться найдут себе места для плясок и приключений. Также в отелях на ресепшене вы можете ознакомиться с культурной и развлекательной программой в городе. Местные жители стремятся разнообразить досуг гостей и проводят различные мероприятия: показательные выступления горнолыжных инструкторов, фейрверки, музыкальные фестивали, организуют хоккейные матчи и тому подобное.

На сколько ехать и в каком режиме кататься?

Турагентства практически не предлагают десятидневных горнолыжных туров (на мой взгляд это оптимальный срок поездки). Только понедельно. Если вы едете первый раз и не обладаете хорошей физической подготовкой, недели будет достаточно. Обязательно надо учитывать, что катание на горных лыжах — это не только огромное удовольствие, но и достаточно серьезные нагрузки. Первые два-три дня будет болеть все тело, вы будете еле доползать до кровати. Обычно самый тяжелый и переломный день (предполагается, что вы катаетесь каждый день) — третий. Тут и акклиматизация, и привыкание к нагрузкам. Если чувствуете, что вам тяжеловато — сделайте перерыв, отдохните.

Также учитывайте, что вряд ли получится откататься в удовольствие весь отведенный срок отдыха. Как правило, минимум один день бывает с сильным туманом и снегопадом — кататься в таких условиях сложно и некомфортно, удовольствия никакого, поэтому лучше взять перерыв: погулять по городу, приобрести сувениры или съездить на экскурсию.

Следует настроить себя морально еще вот в каком аспекте. При просмотре фотографий в проспектах, на сайтах курортов или даже в этой статье вы увидите залитые солнцем белоснежные склоны, насыщенно-голубое небо. И естественно будете ожидать, что именно так оно и будет в течение отдыха. Лучше быть готовым заранее, что может быть несколько дней придется кататься в условиях облачности, тумана и снегопада. Такое катание не особо комфортно и доставляет определенные сложности. После снегопада катальщики быстро нарывают на склонах большие бугры, скакать по которым начинающим особенно трудно. Поэтому рекомендация: если сегодня на курорте сильный снегопад, можно смело записаться на завтра на экскурсию, все равно часам к двенадцати на трассах будет полно бугров, а после обеда спуски вообще покроются сплошными «барханами». Для новичков езда по ним — своеобразный экстрим и приключение. Но, честно говоря, такое катание очень выматывает и приносит мало удовольствия.

Когда лучше всего ехать кататься?

Отличное время — период в районе с 10 до 25 января. В это время самые низкие цены на туры, проживание и скипассы (не считая самого начала и конца сезона, когда могут быть проблемы со снегом) и относительно небольшое количество отдыхающих. Наши каникулы уже закончились, а европейские февральские еще не начались.

Ехать в марте, особенно во второй половине, я не рекомендую. Вы, конечно, покатаетесь, но уже не почувствуете зимы в полной мере: солнце будет серьезно припекать, снег будет мокрый и тяжелый, а в самих поселках в долине уже может зеленеть трава и даже расцветать цветы. Хотя и здесь все зависит от высоты: чем высокогорнее курорт, тем дольше длится сезон.

Ехать на Новый Год — дорого. Цены взлетают до полутора раз , причем вздувают их именно наши туроператоры. Если посмотреть на официальных сайтах отелей, то у них цены остаются на прежнем уровне. Поэтому тем, кто ограничен в средствах, имеет смысл подумать о самостоятельной организации новогодней поездки.

Посещаем курорты «по нарастающей»

Если вы совсем новичок в части навыков катания и планируете долгую «горнолыжную» карьеру, хорошим вариантом будет начать с небольших курортов , с общей длиной трасс порядка 50-100 км. Они по-своему привлекательны, зачастую не уступают старшим братьям ни в чем, кроме километража трасс, зато дешевле как минимум по стоимости скипасса. Улучшая с каждым новым визитом свою технику катания и наращивая километраж трасс курорта, вы последовательно пройдетесь своими впечатлениями по всему альпийскому горнолыжному спектру, не потеряв, а наоборот, расширив багаж впечатлений. И избежите стандартной проблемы тех, кто, начав посещения с самых больших курортов, потом воротит нос от курортов меньших. И действительно — им там уже неинтересно, так как 50-100 км трасс для катальщика среднего уровня — максимум на 2-3 дня, дальше уже скучно. В то время как тех же 50 километров на неделю может быть за глаза для «чайника».

Обучение в горнолыжной школе

Обучаться в горнолыжной школе стоит однозначно. Даже если в вашей компании едет матерый горнолыжник, пламенно обещающий научить вас кататься, лучше все-таки доверить себя профессионалам. К тому же «персональному инструктору» может быстро наскучить копошиться с вами в горнолыжном лягушатнике и он все чаще будет поглядывать на манящие крутые склоны, раздражаясь от ваших неумелых попыток съехать вниз.

Помните: хороший спортсмен — далеко не всегда хороший тренер. Профессиональные инструкторы имеют огромный опыт работы с новичками, порой эти люди всю жизнь прожили на горнолыжном курорте и «ставить на лыжи» — их профессия, которую они делают очень хорошо. Прислушивайтесь к тому, что они говорят, повторяйте все упражнения, не отчаивайтесь в случае неудач и на третий-четвертый день вы уже будете гордо съезжать по склону, радуясь тому, что наконец-то перестали падать и хоть как-то управляете лыжами.

В любой горнолыжной школе обязательно есть инструкторы, говорящие по-английски. Русскоговорящего инструктора можно встретить очень редко, стоит он, как правило, дороже, да и, поверьте, большой надобности в этом нет: большую часть информации инструктор передаст жестами и на собственном примере: «look at me», «follow me», «up and down» — этих нескольких магических фраз для обучения будет вполне достаточно. Заодно и английский немного подтянете, особенно если будете не бояться активно общаться в процессе. Занятия проходят в небольших группах, обычно до 8-10 человек. Брать персонального инструктора дорого, не так уж и эффективнее, да и заниматься в группе всегда веселее.

Немаловажный плюс: при покупке абонемента на обучение в школе вы получаете существенные скидки на прокат оборудования. Также стоит учитывать, что если один-два дня обучения стоят относительно дорого, то чем больше дней вы берете, тем медленней растет цена. Разница по стоимости между пятью и шестью днями будет уже не столь значительна, как между двумя и тремя.

Выбор звездности отеля

Отдельно скажу о вопросе, на котором многие по первости сильно заморачиваются — какой отель выбрать: 4 звезды, 3 звезды, пенсион или что-то еще?

Если же курорт «давний» и находится на месте исторического поселения (деревни или города, таких много, например, в Австрии), то, по большому счету, звездность отеля не так важна. Там даже в частных домах (pension), не имеющих звездной категории, очень достойный уровень обстановки и сервиса, а на завтрак кормят везде примерно одинаково. В общем, если в средствах вы ограничены — смело выбирайте пенсион или простые апартаменты. Если же вопрос экономии не стоит — берите самое дорогое, что можете позволить: отдыхать в отелях класса 4 и 5 звезд, конечно, очень приятно. Три звезды — вполне разумный компромисс между качеством и ценой. К тому же в отелях от трех звезд и выше обычно есть сауна и бассейн.

Выбор и приобретение тура

Когда выбирать курорт и покупать тур?

В идеале курорт надо начинать выбирать за полгода до поездки. Проведите предварительный отбор, очертите круг мест, которые вам интересны. Двух-трех будет вполне достаточно (для анализа рекомендую запастись схемами катания и картами городов с расположением отелей и подъемников, их можно найти на официальных сайтах или воспользоваться картами Google).

Дальше пригодится архив снимков с вебкамер, такой сейчас есть на многих курортах. Например, у швейцарского Гриндельвальда , хранится архив за последние несколько лет, что позволяет быстро просмотреть и оценить преобладающую погоду в тот или иной период, время начала и окончания сезона, даты, когда стабильно лежит снег и тому подобное — очень удобно.

И, конечно, незаменимый источник информации — отзывы туристов. У многих курортов, представленных в нашем каталоге, есть страница с отзывами, также даны ссылки на отзывы на сайте ski.ru , где хранится большая база сообщений туристов.

Итак, на что надо обращать основное внимание:

  • Наличие снега. Если с ним проблемы — это повод насторожиться. Лучше не останавливать свой выбор на таких курортах. Очень важно ехать в место с гарантированным снегом, особенно в первый раз, иначе впечатление может быть испорчено раз и навсегда.
  • Количество людей на трассах. Если на магистральных трассах, на которых обычно и установлены веб-камеры, плотность потока спускающихся лыжников сравнительно невысокая и располагает к комфортному катанию, обратите внимание на этот курорт.
  • Погода. То, что в прошлом году светило солнце, конечно, не значит, что оно будет светить и в следующем в это же время. Но тем не менее это определенный ориентир.

Тур лучше всего приобретать летом или в начале осени предстоящего зимнего сезона. В это время наибольший выбор отелей и есть возможность получить лучшую цену. Если вы едете своим ходом, то летом можно купить самые дешевые билеты на самолет.

Едем через турагентство или своим ходом?

К сожалению, существенно сэкономить, если вы решили ехать своим ходом не получится (кроме вышеупомянутого новогоднего периода). Полет чартером и организация трансфера по большому счету компенсируют туроператорскую накрутку и конечная разница в цене может составлять порядка 10-15% на человека, а мороки существенно больше: бронировать отель, покупать билеты, организовывать трансфер — все это отнимает время, а порой и нервы. Выбирать вам.

Важное замечание про трансфер: в составе пакетного тура он обычно автобусный, с одним переездом. А если добираться от аэропорта до отеля самостоятельно на общественном транспорте (такси стоит дорого), дорога может получиться очень долгой по времени, с возможными пересадками. Все-таки большинство альпийских курортов находятся на довольно большом расстоянии от аэропортов. Альтернативой могут стать фирмы, специализирующиеся на трансферах в горнолыжные регионы. Поищите такие на Google, поизучайте цены, вполне возможно, удастся найти подходящий вариант. Например, посмотрите цены на Alps2Alps .

Что делать, если выбрать курорт все-таки сложно?

Самый простой совет — не парьтесь! Доверьтесь своей интуиции: купите путевку просто куда-нибудь, на первый расположивший к себе курорт и расслабьтесь. Альпы — это старейший горнолыжный регион в мире, лучшая инфраструктура именно здесь. Поэтому, где бы в этих местах вы ни катались, обязательно полу́чите огромное удовольствие, причем совершенно несравнимое с подмосковными, да и вообще российскими, горнолыжными курортами. Ведь это — Альпы!


P.S. Воспользуйтесь формой поиска курортов , чтобы подобрать подходящий вам в зависимости от параметров (размер зоны катания, высота, связанность трасс и тому подобное) или

Замечено, что горные лыжные трассы покоряются не только смелым и спортивным, но и хорошо экипированным. Правильная экипировка для горных лыж, порой, стоит во главе будущего успеха на снежных вершинах. Итак, с чего начать выбор снаряжения для горных лыж? С лыж, конечно!

Три критерия выбора горных лыж

Для начала стоит решить, будете ли вы покупать собственные лыжи или возьмете их в прокат. Для разовой поездки на модный горнолыжный курорт нет смысла заморачиваться покупкой собственного спортинвентаря, лучше сосредоточиться на одежде. Но если вы уже познали вкус горнолыжного спорта, если поняли, что больны им всерьез и надолго, то выгоднее приобрести собственное снаряжение для горных лыж. Оно окупится довольно быстро – после первой же поездки в горы.

При выборе правильных горных лыж, четко и не предвзято определите свой уровень катания. Какой он: начинающий, уверенно катающийся, эксперт, спортсмен?

Определите также, на каких трассах вы собираетесь кататься, их тип: слаломные, фрирайдные, заснеженные, ледяные, укатанные? Все это имеет значение и влияет на выбор лыж.

1. Жесткость.

Жесткие лыжи подходят для профессионалов, для любителей агрессивного, скоростного стиля катания, а также для очень крупных и тяжелых лыжников. Чем ярче все эти показатели, тем жестче должны быть лыжи. Жесткие лыжи требуют хорошей физической подготовки и продвинутого уровня владения лыжной техникой. Они позволяют быстро набрать скорость, отлично ведут дугу, но не прощают ошибок и увеличивают риск травматизма.

Мягкие лыжи — для новичков, для тех, кто делает свои первые шаги в горнолыжном спорте. Мягкие лыжи легче в управлении и они быстрее помогут начинающим овладеть техникой катания по горным склонам.

Совет: специалисты не советуют приобретать слишком мягкие лыжи, так как из них лыжники очень быстро «вырастают». Предпочтение стоит отдать средним показателям.

2. Форма и ширина.

Форма и ширина лыж зависят от их предназначения, – на каких трассах их собираются использовать. Чем шире лыжи, тем устойчивее они будут себя вести на рыхлом снегу, не утопая в нем. Чем уже лыжи, тем комфортнее на них кататься по ледяным трассам и жестким склонам. Соответственно различают три категории горных лыж: карвинговые, фрирайдовые и универсальные.

У карвинговых лыж узкая талия и расширенные носок и пятка. Такие лыжи – для подготовленных трасс, укатанных. На них легче войти в поворот и пройти успешно дистанцию. Такие лыжи хороши для мягких и жестких склонов. Но не подходят для катания по глубокому снегу.


Для глубокого снега нужны фрирайдовые лыжи с широкой талией. Они — для неукатанных склонов.

Универсальные модели горных лыж совмещают в себе сильные стороны лыж для карвинга и фрирайда. Они – на все случаи жизни, то есть катания. Как видно из названия, на них можно и по трассам покататься и за их пределами – по буграм, рыхлому снегу и насту.


Совет: универсальные лыжи – выход для тех, кто не хочет себя ограничивать только подготовленными трассами, но и возить с собой несколько пар специализированных моделей лыж не готов.

3. Длина.

Длину диктует форма. Длину карвинговых лыж определяют, отнимая 10-20 см от своего роста. А длину фрирайдовых наоборот – прибавляя 5-10 см к своему росту.

Длина универсальных лыж или соответствует росту лыжника, или больше его на 10 см.

Более длинные лыжи стабильнее и лучше едут по целине. Такие лыжи подходят для катания в Альпах или прочих серьезных горах.

Более короткие лыжи удобнее при частых поворотах и на жестких склонах, где есть ледяные участки, на неровных бугристых трассах. На коротких лыжах легче начинать кататься и учиться.

Как выбрать палки, крепления и ботинки

При выборе палок для горных лыж, важно правильно определить их длину под рост лыжника. Для этого нужно встать прямо, взять палки в руки и облокотиться на них. Если «локтевой» угол составляет 90 градусов, палки – правильной длины.

При выборе крепления решающий фактор играет жесткость их пружины. Чем больше вес лыжника, тем жестче должна быть эта пружина. Хорошие крепления должны быть надежными, выдерживать предстоящие нагрузки, отстегиваться при падении лыжника, чтобы он не повредил ноги.

Некоторые лыжи продаются уже вместе с креплениями. Если же креплений нет, то выбирать и устанавливать их лучше поручить профессионалам.


Совет : транспортировать и хранить горные лыжи нужно в специальных чехлах. При их выборе обратить внимание на состав ткани. Желательно, чтобы она была непромокаемой. Усиленное днище и плотный наполнитель в стенках чехла защитят лыжи от механических повреждений.

При выборе ботинок работает то же правило, что и при выборе лыж: мягкие ботинки – для любителей и начинающих, жесткие – для профессионалов.


Не берите первые попавшиеся только потому, что они подошли по цвету к комбинезону. Наденьте, походите в них, попрыгайте. Ноге должно быть удобно.

В жестких ботинках четыре клипсы-застежки для усиленной фиксации. Нога в них больше устает, а потому не берите очень жесткие ботинки, если не уверены, что это, действительно, необходимо.

Мягкие горнолыжные ботинки изготавливаются из мягкого пластика и снабжены, как правило, двумя клипсами и шнурками.

Правильные горнолыжные ботинки имеют регуляторы для подгонки под конкретного человека, рычаг переключения режимов «катание-ходьба», функцию термоформовки и металлические, а не пластиковые, клипсы-застежки.

Совет: если лыжи можно взять в прокат, то ботинки лучше иметь свои, которые идеально подходят именно вам. Комфорт ног того стоит. И не экономьте на специальных горнолыжных носках.

Важная часть экипировки: маска, шлем и балаклава

– это не красивый аксессуар, а насущная необходимость – защита глаз лыжника от солнца, ветра, снега. Обычные солнцезащитные очки не способны заменить маску ни своим фильтром при повышенном горном ультрафиолете, ни степенью прилегания к лицу и надежностью фиксации. Специальный фильтр горнолыжной маски не только защищает глаза от яркого солнца, но и обеспечивает четкую, контрастную картину горного рельефа, что важно как мера безопасности.


Совет: при выборе горнолыжной маски обратите внимание на ее застежку. Выбирайте такую, какую можно регулировать, не снимая перчаток. Хорошая маска удобна, не давит на переносицу. В ней лицо не потеет.

Цвет линз предпочтителен золотой или темный, если катание происходит в условиях яркого солнца, высоко в горах. В этих случаях поможет и дополнительное зеркальное покрытие линз. Если погода облачная, сумрачная, то лучше розовые линзы или фиолетовые.

Нужен, чтобы защитить голову в случае падения лыжника. Его цвет и форма, конечно, имеют значение, но важнее, чтобы он хорошо сидел на голове: достаточно плотно, но нигде не давил.

Хорошая слышимость и вентиляция – два важных критерия при выборе горнолыжного шлема.


Совет: при выборе шлема, захватите маску и меряйте их вместе.

Есть шлемы уже экипированные маской, которая поднимается вверх, как забрало.

Если шлем можно взять в прокат, то подшлемник – балаклаву – лучше иметь свой, из соображений гигиены.


Эту «маску террориста» можно носить и как подшлемник, и отдельно, как шапку или шарф – для защиты от мороза, ветра и снежной пыли.

Правильная балаклава должна быть мягкой и удобной, не жать, не колоться, не натирать, уметь дышать и согревать. Ее материал не однородный — некоторые ее части плотнее, некоторые – тоньше и эластичнее.

Некоторые балаклавы имеют отстегивающиеся детали – комбинированные модели. Такие удобны при разных температурах воздуха. Жарко – отстегивается нижняя часть, холодно – пристегивается.

Существуют несколько видов балаклав – для разных целей и задач. Для горнолыжных экстремалов лучше подойдет подшлемник с вырезами только для глаз. Для сноубордистов и обычных горнолыжников – балаклава с регулируемой шнуровкой, которая плотно фиксируется на голове и под шлемом.

Совет: горнолыжные профи советуют брать с собой две балаклавы – для замены при промокании. А также иметь несколько моделей разной толщины.

На европейских горнолыжных курортах предпочитают модель подшлемников – «пиратку», состоящую только из нижней части. Очень распространена модель «бафф» — в виде рукава. Есть балаклавы с козырьком и даже с очками.

Материалы, из которых делаются балаклавы – трикотаж, флис, мембранный материал.

Трикотаж хорошо облегает, флис отлично согревает, мембрана не боится ветра и влаги.

Из минусов: трикотаж промокает и не долговечен. Флис продувается. Мембрана собирает влагу под шлемом и та, при сильной активности лыжника, не успевает испаряться.

Есть еще шелковые балаклавы. Их используют при высоких температурах. Их минус – высокая стоимость.

Варежки, рукавицы или перчатки, трехпалки?

Нужны боевые перчатки, надежные и верные. Нужны две пары – на случай, если промокнут или потеряются.

Варежки – на сильные холода и для тех, у кого вечно мерзнут руки. В них часто, в качестве утеплителя, предусмотрен натуральный пух.

Перчатки удобнее при активном катании.

И есть еще промежуточный вариант – уже не варежки, но еще и не перчатки – трехпалки. У трехпалок существуют две разновидности. Первая – отдельно большой, указательный пальцы и все прочие. Вторая – большой и указательный вместе, безымянный отдельно и все прочие.

Правила выбора

  • Гендерный признак важен. Не нужно стремиться к унисексу. Строение женской и мужской руки различно.
  • Сожмите руку в кулак . Если пальцы без труда касаются ладони, значит, перчатки вам подходят.
  • Не велико и не мало . Не берите перчатки «на вырост» и «впритык», в надежде, что они растянутся. Современные материалы ведут себя очень стабильно и прекрасно держат форму. В тесных перчатках будут мерзнуть руки.
  • Многослойность и наличие мембраны – признак качественных перчаток.
  • ·Внимание — на ладони и концы пальцев. Это самые проблемные места у перчаток. На них приходится большая часть нагрузок, а потому они должны быть усилены производителем. В хороших горнолыжных перчатках на кончиках пальцев нет швов.
  • Двойные манжеты. Внешняя манжета – длинная, на утяжке. Она защищает от холода и попадания снега. Внутренняя – короткая, ее подстраховывает, удерживая тепло.

На заметку : есть перчатки, которые, после нагревания в специальной печи, потом принимают форму руки и «запоминают» эту форму навсегда.

Как нарядиться, чтобы не ошибиться

Для занятий горнолыжным спортом существует два вида одежды: комбинезон и костюм, состоящий из куртки и штанов. Второй вариант более функциональный, а потому более популярный. Его можно разбивать и комбинировать.


При выборе горнолыжной одежды экономить не стоит, хотя бы из тех соображений, что хорошо дешево не бывает, и качественная вещь прослужит долго. А нагрузки горнолыжной экипировке предстоят немалые. Она должна их достойно выдержать и быть при этом удобной, согревать, не стеснять движений, не промокать и уметь дышать.

Одежда для активного горнолыжного спорта шьется из специальных тканей, с использованием специальных технологий. А потому заменить ее обычные, пусть даже и спортивные, куртка и штаны не могут.

Есть марки, специализирующиеся на одежде для опытных лыжников с массой дорогостоящих характеристик. Э то — Phenix, Goldwin, Descente, Kujs, Colmar, Spyder. Их продукция стоит дорого. Несколько дешевле – Halti, Salomon, Vоlkl и Rossignol, но с очень достойным качеством.

Если бренд – не самоцель, то можно сэкономить и выбрать горнолыжный костюм от Columbia.

Три слоя

У горнолыжной экипировки должна быть многослойность. Куртка и штаны – это лишь один, внешний, защитный слой, предохраняющий от холода и ветра. Под ним скрывается слой №2 – вязаный свитер или толстовка из флиса. Его задача – сохранить тепло и отвести влагу.

Слой №1 – термобелье.


Цель понятна из названия – сохранять тепло, как можно лучше и дольше, а потому термобелье делается из специального материала, синтетического. Стоит термобелье дороже обычного белья, но оно того стоит.

Два критерия – признак породы

У слоя №3 есть два, очень важных, критерия – паропроницаемость и водостойкость. Ответственные производители указывают эти показатели ткани, из которой шьются горнолыжные костюмы.

На заметку : средние показатели материала костюма для горнолыжника, катающегося с обычной нагрузкой – 5 000 мм водного столба, удерживаемого тканью, и 5 000 г жидкости, которые 1 квадратный метр ткани способен пропустить за сутки. Чем выше эти показатели, тем лучше материал, и тем дороже будет костюм.

Мембранные, технологичные ткани, свидетельствующие о породе горнолыжной экипировки, умеют также тянуться в разных направлениях и не образовывать складок. Умеют отталкивать грязь. Самые способные в этом плане ткани с тефлоновым покрытием.

Полезные детали

Эргономичность горнолыжного костюма – не роскошь и не блажь. Очень удобно, когда в куртке предусмотрен специальный кармашек для ски-пасса, когда есть отстегивающаяся «юбка» для катания по целине, карабин в кармане для ключей, салфетка для протирания маски, капюшон, который можно надеть на шлем в ветреную погоду, водонепроницаемые молнии, проклеенные швы, мягкие манжеты-полуперчатки.

Цвет костюма тоже имеет значение. Есть, конечно, мода и личные пристрастия, но стоит учитывать, что белый костюм сливается со снегом и такого лыжника не видно в разных ситуациях, когда нужно, чтобы было видно.


Выбирайте яркие костюмы! Пусть вас будет видно издалека, как классно вы катаетесь, как стильно держите дугу!

Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1   | След. | Конец

Выбрать горнолыжную одежду сейчас не легче, чем разобраться на рынке электроники. Современные модели могут быть такими же технологичными, как какие-нибудь навороченные гаджеты.

Материалы, используемые в их пошиве, также как и микросхемы - разрабатываются в лабораториях и проходят несколько видов тестов. Но из-за этой самой технологичности, этикетки на одежде издевательски смеются непонятными символами и аббревиатурами. Производители, естественно, отзываются хорошо о каждом своем товаре. А мнения пользователей, которыми заполнены форумы, выглядят противоречиво: «Я ношу Gore-tex уже 10 лет. Ничего лучше нет!». Или: «Мембрана? Авизент - вот, мой ответ!». Так кому верить? Сделайте выводы сами, но примите подспорный материал.

Во-первых, стоит начать с того, что цена не всегда оправдывает «начинку».

Горнолыжный костюм марки Sportalm

Вот, например, костюм известной австрийской марки Sportalm. Это облачение, по словам продавца, сочетает в себе 3 тренда - питоновый принт, ярко-малиновый цвет и вышивку индейского мотива. Что касается не эстетических характеристик, которые будут отвечать за ощущения при катании - они находятся на среднем уровне (показатели водонепроницаемости - 9 000 мм, воздухопроницаемости - 10 000г/м2/24ч), хотя цена далеко не средняя – 33 000 рублей (с учетом внесезонной скидки 14 000 руб.). И это только куртка и брюки. А ведь нам, как минимум, нужен какой-то утеплитель, так как мех енота на капюшоне не согреет.

Другая крайность – это покупка одежды самого низкого ценового сегмента. Нужно понимать, что за некоторые свойства костюма все же придется заплатить (или не заплатить, а передумать кататься на горных лыжах и записаться в бассейн). Так, можно приобрести костюм за 3-4 тысяч рублей, но при этом он не будет выполнять основные задачи – отводить влагу и не промокать от снега.

Модель утепленной куртки Glissade

Данную модель утепленной куртки Glissade можно приобрести со скидкой в 50% за 1 500 руб. В характеристиках сообщается, что в этой куртке будет комфортно в любую погоду, что уже подозрительно. Основной упор делается на таких деталях, как карманы и манжеты. Защиты в виде мембраны нет, поэтому вполне вероятно, что куртка будет промокать, когда будет идти мокрый снег, а вшитая «юбка» будет спасать только при падениях. Швы на куртке проклеены лишь частично – во многих моделях сейчас швы проклеиваются полностью. Защита от проникновения влаги – это главная функция куртки. И такая модель будет от нее защищать только в мягких погодных условиях.

Горы – это экстрим, а не дефиле и не пробежка в парковой зоне. Именно поэтому высокие требования должны быть ко всем деталям, а не только к снаряжению. Эти требования основаны на известных со школьной скамьи физических законах. Их понимание, с одной стороны, позволит не переплатить за свойства, в которых нет необходимости, например, на начальном уровне катания; а с другой - не продешевить и инвестировать 2-3 тысячи рублей в те функции, без которых на склоне будет некомфортно.

Как НЕ нужно одеваться на склон

Шерсть и хлопок могут стать главными врагами на склоне!

Неправильно одетый горнолыжник мучается то от жары, то от холода, потому что его одежда быстро намокает и при снижении активности остывает и превращается в ледяной плен. И главные его враги – это такие устаревшие представления, как: хлопок лучше всего «идет» к телу, а шерсть и пух лучше всего согревают. Одежда из хлопка, одеваемая в качестве нижнего белья, не отводит влагу и быстро промокает. Пух и шерсть хорошо сохраняют тепло, но при повышении активности в одежде из этих материалов становится жарко и влажно.

Правило 3-х слоев и главные показатели эффективности

Все вышеперечисленные материалы, кроме пуха, используются производителями современной горнолыжной одежды в комбинации с другими, но не по отдельности. Кроме того, не только спортсменами, но всем, кто занимается активным туризмом, полезно соблюдать правило 3 слоев :

Первый, внутренний слой, должен отводить влагу от тела;

Второй – сохранять тепло;

Третий – защищать от снега, дождя и ветра.

И это правило действует, как в плане одеваемых слоев одежды, так и на уровне конструкций отдельно взятых материалов.

Здесь, необходимо раскрыть суть «отводит влагу» и «не промокает». Два важнейших показателя, которые отвечают за комфортное катание – это водонепроницаемость и паропроницаемость. Водонепроницаемость показывает, какое давление воды способен удержать материал без протечек, она измеряется в миллиметрах водного столба (мм в. ст).

Измерение водонепроницаемости

Коэффициент паропроницаемости отвечает за то, сколько пара на квадратный метр материал способен пропустить за сутки(гр/м²/сут).

Измерение паропроницаемости

За эти показатели в горнолыжной одежде в основном отвечает 1-ый с внешний стороны, или защитный, слой.

Защитный слой, или как выбирать костюм с мембраной

Защитный слой (в разрезе одеваемой одежды, а не материала), представляет из себя куртку и брюки/комбинезон. В куртку также может входить и утеплитель, тем самым, частично или полностью возлагая на себя роль 2-го слоя. Наиболее высокими показателями водонепроницаемости и паропроницаемости обладают костюмы, выполненные с добавлением мембранного материала, или (плотно вошедшее в обиход сокращение) мембраны. Сам материал представляет из себя тонкую пленку, прикрепляемую к другим материалам, которые работают в качестве защиты самой мембраны. Так, современная куртка в своем составе напоминает сэндвич.

Мембранный материал

Так как мембранный материал появился еще несколько десятилетий назад, он претерпел значительный ряд изменений. В ходе специальных исследований и тестирований было разработано множество технологий его производства. Именно поэтому человеку, который впервые столкнулся с понятием мембраны, будет сложно ориентироваться в магазине. Скорее всего, он вернется оттуда с разболевшейся головой и покупкой, которую порекомендовал продавец.

Задача начинающего горнолыжника – выбрать одежду из такого мембранного материала, который:

а) будет соответствовать активности, которую он будет проявлять на склоне;

б) погодным условиям, в которых он будет кататься;

в) средствам, которые он готов потратить.

Поэтому для каждого райдера решение будет индивидуальным. На данный момент существует 3 типа мембран.

1. Беспоровые (гидрофильные) мембраны

Гидрофильная мембрана

Эта мембрана работает по принципу диффузии: на ее поверхности сначала должно скопиться достаточно конденсата, чтобы влага начала пропитывать ткань и выводиться наружу. Именно поэтому в костюмах из гидрофильной мембраны почти всегда немного влажно. Она плохо работает при высокой влажности и при низких температурах. Но этот материал долговечен, эластичен, не требует особо бережного обращения. Отлично подходит для катания при средних температурах.

Последние модификации : Toray Dermizax NХ 3L, Saleva PowerTex Ultimate 3L, Sivera Shell-Ter Pro 3L.

При взгляде на горные лыжи в коллекциях популярных брендов глаза буквально разбегаются: минимум три десятка моделей только для взрослых. Подобрать «свою» пару горных лыж бывает непросто даже опытному горнолыжнику, что уж говорить про начинающего. Найти среди всего многообразия «свои лыжи» или хотя бы сократить число вариантов помогут основные характеристики горных лыж, которые каждый производитель публикует и на сайте, и в каталоге.

Как подобрать горные лыжи по характеристикам

Радиус горных лыж

Радиус горных лыж или точнее - радиус бокового выреза, просто «радиус», а иногда можно встретить и «радиус дуги», измеряется в метрах. Характеристика, которая определяет то, насколько крутыми будут повороты, которые проще всего выполнять на такой лыже. Чем меньше радиус выреза (11…13 м), тем сильнее лыжа настроена на частые и быстрые повороты, чем этот параметр больше (17… м), тем такая лыжа будет более склонна к плавным поворотам. Безусловно, опытный лыжник и лыжу с большим радиусом сможет «загнать» в короткую дугу, и на лыжах с большим вырезом - то есть с малым радиусом выреза, проедет длинной дугой. Но сил и умения для этого потребуется несколько больше. А значит, и удовольствие от катания будет несколько меньше.

Это не самая важная из характеристик при выборе. Чем лыжа легче - тем она легче управляется, но при этом она будет менее стабильно идти в заданном лыжником направлении, ее легче сбить с курса. Для начинающих это полезно - ведь скорость катания еще невысокая, а на лыжах, которыми легко управлять, быстрее учишься. С ростом опыта растёт и скорость катания, требуются все более стабильные горные лыжи с предсказуемым поведением и на неровном снегу - и лыжи становятся немного тяжелее. Женские горные лыжи короче и легче, на них установлены более легкие крепления, так что их вес в районе 4,5 - 5,5 кг/пара, мужские длиннее, мощнее и тяжелее, их вес от 5 до 7 кг, можно встретить и более тяжелые модели, особенно для скоростного фрирайда.

Ширина горных лыж

Ширина горных лыж измеряется в миллиметрах. Ширина талии горных лыж - одна из ключевых характеристик, которая определяет вездеходные качества лыж. Ширина талии до 73 мм характерна для моделей для катания по подготовленным склонам. Чем уже талия, тем быстрее лыжа может переходить из поворота в поворот, менять направление скольжения на жестком склоне. Ширина талии в диапазоне от 73…75 мм до 85…90 мм - наиболее универсальные модели (all-mountain ) для катания и по подготовленным склонам, и по разбитому снегу, и по неглубокой целине. Чем шире талия, тем лучше лыжа плывет по глубокому снегу. Соответственно, горные лыжи с талией шире 90 мм выбирают те, кто на подготовленных склонах кататься почти не планирует.

Геометрия горных лыж

Геометрия горных лыж приводится в каталогах в виде цифр, например 120/73/103 мм, рядом указывается длина лыж - ростовка, для которой приведена геометрия. Чем шире носок по отношению к ширине талии, тем лыжа охотнее начинает поворот. А чем уже пятка, тем проще лыжа переходит в соскальзывание. Другими словами, лыжа с геометрией 125/73/97 мм будет быстрее «нырять» в поворот, и «сбросить пятки» на таких лыжах будет легче, чем на лыжах с геометрией 120/73/103 мм.

Сброс пяток - жаргонное выражение. Это прием, который используется для остановки или изменения направления движения в случае неожиданно возникшего препятствия - например, упавшего перед вами лыжника. В этой ситуации самое естественное движение - поставить горные лыжи поперек склона, для чего усилием ног лыжи отпускаются в проскальзывание - начинают скользить вбок, причем пятки лыж скользят сильнее, чем носки.

Жесткость горных лыж

Жесткость лыж не нормируется в каких-то единицах, и сравнить две модели по жесткости можно только своими руками. В общем случае можно сказать, что в рамках одной и той же линии лыж модели для более опытных лыжников жестче, а вот сравнить с моделями других производителей уже придется или «вручную», или, изучив конструкцию лыж - сколько слоев металла в каждой из них, из чего сделан сердечник и так далее. Чем больше слоев металла, тем лыжа жестче, чем лыжа шире - тем она жестче при одинаковой конструкции и так далее.

Распределение жесткости у разных лыж может быть различным - некоторые модели отличаются равномерной жесткостью по всей длине, как правило, это модели для подготовленных склонов, а у других (универсальных моделей и лыж для фрирайда - катания вне трасс) носок и пятка сделаны мягче, а средняя часть заметно жестче. Наиболее мощное усиление - слои металла, расположенные снизу и сверху сердечника, или только снизу. Горные лыжи с двумя слоями металла практически всегда будут более жесткими чем модели, в которых один слой металла заменен на легкие стекловолокно или карбон.

Как подобрать горные лыжи по росту

Ростовка горных лыж

При подборе горных лыж по росту важно понимать, что в большинстве случаев горнолыжник может кататься на нескольких ростовках, в зависимости от того, как он любит кататься, уровня владения техникой, какие склоны он предпочитает, какова модель рекомендуемых лыж и т.д. Горнолыжники стараются использовать ростовки, близкие к общепринятым. Одна из причин — на все мужчины используют на слаломе горные лыжи с ростовкой 165 см, а все женщины — с ростовкой 155 см. Наиболее общепринятыми «психологическими» ростовками для трассового катания являются: для мужчин (вес 60-100 кг и рост 160-190 см): 165 см для любителей короткого поворота, 170-175 см для средней и большой дуги; для женщинн (вес 40 — 80кг и рост 150-180 см): соответственно 155 — 165 см.

Тонкости при подборе горных лыж по росту

Укорочение ростовки на 5—10 см следует учесть: лыжникам, специализирующимся, в основном, на карвинговом катании (по хорошо подготовленным склонам), для катания на коротких и пологих склонах, если ваш вес или рост меньше вышеуказанного, начинающим, по специальному запросу инструктора, девушкам-отдыхающим, предпочитающим осторожное и неторопливое катание.

Удлинение ростовки на 5—10 см от основной следует сделать, если: ваш вес, рост выше выше указанного, вы собираетенсь кататься по крутым и длинным склонам, для карверов, предпочитающих дуги большего радиуса и большие скорости. Удлинение ростовки более чем на 5—10см от основной советуют катающимся в глубоком пушистом снегу и радикальным сторонникам традиционной техники (следите, чтобы геометрия рекомендуемых моделей также не была слишком радикальной).

Желаем удачных покупок и отличного катания!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!