Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

«Дни недели»Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию в старшей группе. Конспект занятия "путешествипо дням недели, временам года, месяцам"

Конспект занятия на тему «Дни недели» для детей старшей группы

(Составила: Власова О. М. воспитатель группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет)

Цель: дать детям представление о том, что 7 дней составляют неделю, каждый день недели имеет свое название, а последовательность каждых 7 дней всегда одна и та же; упражнять в счете на слух, учить устанавливать связи между множеством звуков и множество воспринимаемых предметов; учить узнавать по описанию узор, составленных из геометрических фигур.

Демонстрационный материал: картинки, иллюстрирующие деятельность детей в разные дни в течение недели, молоточек, ширмочка, набор парных карточек. На карточках 5 геометрических фигур: круг, фигура овальной формы, квадрат, прямоугольник и треугольник. Одна из фигур расположена в центре, вторая – вверху, третья – внизу, четвертая – слева, пятая – справа. Пару составляют карточки с одинаковым набором фигур. Надо иметь 3 – 4 комплекта карточек при условии, что каждый комплект составляет 8 пар.

Раздаточный материал : подносы с мелкими игрушка (по 10 -11 игрушек на каждого ребенка, карточки с 5 геометрическими фигурами, парные карточки, по одной на ребенка).

Ход занятия: 1 – ая часть

Воспитатель: дети у нас сегодня занятие по математике. Пройдет день, вечер, ночь, и мы скажем, что это занятие по математике у нас было вчера. Завтра у нас музыкальное занятие. Наступит новый день, и мы скажем, что музыкальное занятие у нас сегодня. Так идут дни за днями. Чтобы знать, что и когда делать, рассказать, что и когда было сделано, люди придумали название дням. 7 дней (суток) составляют неделю. Постарайтесь запомнить названия дней недели. Я назову их по порядку: понедельник, вторник… сегодня среда. Занятие по математике у нас всегда по средам. Повторите, ко каким дням у нас занятие по математике. Сейчас я ещё раз назову дни недели; чтобы их было легче запомнить, мы с вами вспомним стихотворение:

В зоопарке крокодил
В гости каждый день ходил:
В понедельник к мишке,
А во вторник к мышке,
В среду к льву, в четверг к бобру,
В пятницу к двум кенгуру,
К буйволу ходил в субботу,
В воскресенье – к бегемоту.
А пришел к нему сосед –
Крокодила дома нет.
(Олеся Емельянова)

Воспитатель: Миша назови, пожалуйста, дни недели. (Миша повторяет дни недели)

Воспитатель: Пройдет одна неделя наступит другая, и опять дни недели пойду по порядку. Каждое утро мы теперь будем определять, какой день недели наступил. Давайте все вместе ещё раз назовем по порядку дни недели.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Гнездышко» Ярославского муниципального района.

Конспект занятия в старшей группе

«Путешествие по дням недели, временам года, месяцам».

Составила:

Семянникова Нина Владимировна

Воспитатель старшей группы

Первой квалификационной категории

Тема: «Путешествие по дням недели, временам года, месяцам».

Цель занятия: Закрепление знаний по теме, дифференциация дней недели, времен года, месяцев.

Коррекционно-образовательные:

    Учить называть последовательно дни недели, времена года, месяцы

    Познакомить с понятием «месяц»;

    Совершенствовать грамматический строй речи

    Активизировать словарь по дням неделям, временам года, месяцам

    Расширить представления о месяцах: состоит из четырех недель и т.п.

    Закрепить название времен года и их временную последовательность

Развивающие:

    Развивать познавательный интерес и логического мышления.

    Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление

    Развивать навыки счета, мелкую моторику

Воспитательные:

1.Закреплять умение общаться в процессе работы малых групп

2. Внимательно слушать задание, дожидаться своей очереди при ответах на вопрос.

3. Воспитывать интерес к образовательной деятельности

Оборудование :

    Распечатанные дни недели

    Цветные листочки желтого цвета(по 7 штук на каждого ребенка)

    Игрушка Старичок-годовичок

    Распечатать цифры «4», «7», «12»

    Орг. момент: приветствие, психологический настрой.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем с вами в круг и поиграем в игру «Назови скорее», будем называть дни недели.

Какой сегодня день недели (четверг )

Какой день был вчера? (среда )

Какой день недели будет завтра (пятница )

Назови день недели между средой и пятницей (четверг )

Воспитатель: Молодцы! Давайте с вами сядем за столы.

    Объявление темы занятия:

1.Сегодня мы с вами будем говорить о днях неделях, месяцах и временах года.

Воспитатель читает стихотворение детям:

Как-то с другом захотели

Сколько дней у нас в неделе

Три, четыре или пять?

Мы до вечера пыхтели,

Но ответ найти сумели,

И ответа нет верней:

Ровно семь в неделе дней!

Скажите сколько дней в неделе (семь ). Давайте проверим так ли это? (детям раздаются цветные листочки ).

Воспитатель: Сколько дней в неделе? (семь ). Назовите их по порядку (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье )

Задание: Выложите по порядку цветные листочки с названием дней недели на столе (дети выполняют задание )

Скажите, а как называются выходные дни? (суббота, воскресенье )

А как называются дни, когда взрослые работают (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница )

Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Живая неделя».

Постройтесь семь детей по порядку, и пересчитайтесь по порядку, например: Вася стоит первым, он понедельник, Вася выходит и говорит «Я –понедельник», второй ребенок говорит «я -вторник» и т.д.(дети выполняют задание ).

А теперь, постройтесь от вторника до вторника. Молодцы!

2. -Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как называется 1-ый месяц года (январь )

А вы знаете сколько недель в месяце?(четыре ). Посмотрите подсказку на голубом листочке.

А вы можете показать сколько дней в месяце (дети разводят руки в стороны ).

В каждой неделе одинаковое количество дней. Как узнать? (нужно посчитать цветные листочки на столе, 7 листочков, значит 7 дней).

Послушайте пословицы о январе

«Январь - году начало, а зиме –середина, январю –морозы, февралю -метели».

Давайте с вами перечислим все месяцы года, начнем с зимних (дети перечисляют ).

А теперь выходите на ковер, вставайте в круг, когда мы будем перечислять зимние месяца, надо шагом идти друг за другом; весенние месяца - бежать, летние- ложиться и отдыхать на солнышке греться, а осенние –садиться и искать грибы.(дети выполняют задание ).

3. Ребята, посмотрите, к вам в гости пришел старичок-годовичок (игрушка старичка).

Воспитатель, от имени старичка-годовичка

Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что такое год? (нет ) Ведь год-это промежуток времени за который наша планета Земля делает целый оборот вокруг солнца. Старичок-годовичок предлагает детям загадки:

1. Пришел на день, а ушел через год? (Новый год)

2. Какой последний месяц в году? (декабрь)

3. Какой праздник отмечают в декабре?(Новый год)

6. Что будет, когда закончиться январь? (наступит февраль)

7. Сколько всего месяцев в году? (12 месяцев)

8. Назовите все месяцы. В году 12 месяцев, которые сменяют друг друга.

Старичок-годовичок: Молодцы ребята, а теперь настало время прощаться, до свидания!

    Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на занятии? А что не понравилось или было для вас сложно? Что вы узнали нового?

Думаю, никто не будет спорить, что умение разбираться в днях недели очень полезно для ребенка. Когда малыш начинает посещать детский сад, кружки, секции, сталкиваться с работой различных муниципальных учреждений, у него появляется множество вопросов: почему сегодня в детский сад идти не нужно? почему в бассейн только завтра? Все эти учреждения работают по каким-то законам, о которых ребенок, конечно, тоже хочет быть в курсе. Если вы научите малыша определять дни недели, то он сможет примерно представлять, что его ждет в тот или иной день. А это уже первый шаг на пути к планированию собственного времени.

Не стоит приставать с распорядком недели к ребенку младше трех лет, для него это понятие еще слишком абстрактное. Его нельзя пощупать и хорошенько рассмотреть. Да и чувство времени еще не сформировано достаточно хорошо. Самое оптимальное время для знакомства с днями недели – это период, когда ребенок начинает на постоянной основе ходить в различные кружки, секции, детский сад. Здесь уже вторники и среды будут не пустым звуком, а днями, связанными с конкретными событиями.

Из этой статьи вы узнаете, как выучить дни недели с детьми так, чтобы процесс прошел легко и интересно.

Как известно, дети усваивают любую информацию лучше всего, когда она подается в игре. Поэтому не торопитесь сразу предъявлять малышу годовой календарь с несчетным количеством цифр, а лучше подготовьте доступное и наглядное игровое пособие – что-то вроде недельного календаря, на котором ребенку будет интересно в ежедневном режиме отслеживать дни недели. Пока что забудьте про числа и месяцы, обращайте внимание только на дни недели! Желательно сделать календарь так, чтобы каждый день ребенок мог что-нибудь откреплять / прикреплять / наклеивать / закрашивать и т.д. Таким образом, будет задействован не только зрительный канал восприятия, но и чувственный.


У нас с Таисией календарь представляет собой паровоз, где каждый вагон – это кармашек. Висит паровозик на самом видном и используемом месте – холодильнике . С утра Тася пересаживает Машеньку в тот вагончик, который соответствует наступившему дню недели, и заодно проверяет, что запланировано на этот день. В этом ей помогают картинки-напоминалки, закрепленные над вагончиками. Картинки могут напоминать как о регулярных секциях, так и о других интересных грядущих событиях (например, поход в цирк, день рождения бабушки). Вот пример наших напоминалок – танцы, бассейн и музыкальная школа.

Паровоз – это лишь один из множества вариантов оформления первого календаря. Календарь также можно сделать в виде лестницы со ступеньками, цветика-семицветика, у которого лепестки отстегиваются и пристегиваются на липучки, или просто в виде круга с семью секторами и вращающейся стрелкой, и т.д.

После того, как вы нашли на календаре наступивший день недели, полезно обсудить с ребенком, будний это день или выходной (если родители работают по пятидневке и ребенок посещает детский сад, эти понятия, как правило, запоминаются довольно легко). Кроме того, можно вспомнить один из стишков про дни недели (см. ниже).

Будьте готовы к тому, что интерес ребенка к календарю не будет вечен, скорее всего, через 3-4 недели энтузиазма у малыша поубавится, и он будет все чаще забывать подходить к календарю. В этом случае лучше просто отложить календарь на какое-то время и вернуться к нему позже. Либо можно попробовать отслеживать дни другим способом. Например, нам очень понравился пазл «Я учу дни недели» фирмы «Оксва» .

Собирать такой, пазл, конечно, можно и за один присест, но, на мой взгляд, гораздо интереснее и познавательнее, каждый день дополнять пазл новыми деталями (например, во вторник даем ребенку цифру «2», слово «вторник» и соответствующую деталь картинки). Так, по мере приближения недели к концу картинка будет становиться все больше. Вид недостроенной картинки прямо-таки интригует Таисию, она усердно старается вспомнить, какой же там день идет следующим номером, лишь бы только поскорее получить еще один кусочек пазла

Детям постарше также можно предложить закрашивать каждый день на обычном календаре или переставлять день на календаре с передвижным окошечком. Даже если ребенок еще плохо знает двузначные цифры, это будет хорошей подготовкой к знакомству с ними.

Ребенку лет от 4-5 также может понравиться что-то вроде календаря природы (Лабиринт , Ozon , My-shop ). Он дает возможность отмечать не только день недели, но и времена года, месяц, число, погоду.

2. Стихи про дни недели для детей

В стихотворной форме, как известно, все легче и быстрее запоминается, поэтому и сейчас можно прибегнуть к помощи веселых стихов про дни недели. Приведу несколько хороших стихотворений. Нам нравится их читать, поочередно указывая на каждый день недели в календаре (например, на вагончики в паровозе).

В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели посчитали.
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник- это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днем всегда была.
А четверг, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятница-сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний, — воскресенье,
Назначаем днем веселья.
Подскажите-ка нам, звери,
Первый-понедельник –
Зайка-рукодельник!
За ним приходит вторник –
Соловей-задорник.
За вторником – среда,
Лисичкина еда.
За средой четверг –
Волк глазами сверк.
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота,
Баня у енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье.
Муха – чистюха
Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник — в вишневой наливке,
Во вторник — в томатной подливке,
В среду — в лимонном желе,
В четверг — в киселе и смоле.
В пятницу — в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: — Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала.
Бежит, спешит неделя
Мелькают быстро дни
Так чем же, в самом деле,
Наполнены они?
— Да разными делами!
Ответил мне сынок. –
Ходил я в понедельник
С друзьями на каток
Во вторник с братом Ване
В лошадки я играл,
А в среду взял я сани
И с гор его катал.
В четверг вдвоем с братишкой
Рассматривали книжки.
А в пятницу сначала
Немного поскучали,
А после к дню рождения
Писали приглашения.
В субботу в хоре пели,
Старались, кто как мог.
А в воскресенье ели
С клубникою пирог.

3. Игры

Ну и чтобы все, что вы выучили, не забывалось, полезно иногда играть вот в такие игры:

  • Взрослый называет дни недели в случайном порядке. Если ребенок слышит название буднего дня, то он делает вид, что занят какой-то деятельностью – рисует, строит из кубиков, читает книгу и т.д... Если же произносится название выходного дня, то ребенок делает вид, что отдыхает – спит, танцует, хлопает в ладоши – на ваш выбор.
  • Взрослый перечисляет разные слова, в том числе и названия дней недели. Когда ребенок услышит среди ряда слов день недели, он должен хлопнуть в ладоши. Все остальные слова нужно оставлять без внимания.
  • Во время игры в мяч с каждым броском называйте дни недели, в том порядке, как они стоят в календаре. Игра поможет запомнить последовательность дней.
  • Детям постарше можно время от времени задавать такие задачки: Какой день недели спрятался между вторником и четвергом? Какой день идет после пятницы? Перед средой? Какой день недели первый? А последний?

4. Мультфильмы про дни недели для детей

Среди мультфильмов, рассказывающих ребенку про дни недели, мне не удалось найти такие, которые действительно можно было бы от души порекомендовать. В основном попадаются мультики с весьма примитивными сюжетами и незапоминающимися героями. Но если уж выбирать из того, что есть, то самыми достойными мне показались мультики про паровозик Чух-чух «Учим дни недели с ребенком». Если вам попалось что-то поинтереснее, буду рада, если вы поделитесь в комментариях своими находками.

Напоследок как обычно упомяну одну полезную книжечку по теме, к моему удивлению, она оказалась очень хорошим подспорьем.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Тема: № «Дни недели»

Программные задачи:

Формировать представления детей о днях недели;

Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах;

Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов;

Развивать логическое мышление, память, внимание;

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

  1. Организационный момент.

Цель: привлечь внимание детей.

Задача: создать положительный настрой на предстоящую деятельность, вызвать познавательный интерес.

Раздается мелодия «Волшебство» и под ее сопровождение постепенно на интерактивной доске появляется анимированное изображение Незнайки, который оглядывается по сторонам в течение 30 секунд. Заинтересованные дети подходят к экрану. Если не все дети обратили внимание на экран и подошли к нему, то воспитатель говорит: «Ребята, а кто это у нас в гостях? Посмотрите на экран. Давайте подойдем поближе и узнаем, что хочет Незнайка?» Воспитатель с детьми подходят к экрану. Незнайка машет рукой, улыбается и спрашивает: «Ой, куда это я попал?» Дети отвечают. Незнайка: «Вы знаете ребята, у нас в Солнечном городе нет детских садов, вы не могли бы мне рассказать чем вы в детском саду занимаетесь?» Воспитатель: «Ну что, ребята, расскажем Незнайке о нашей жизни в детском саду?» Дети отвечают.

  1. Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.

Цель: актуализировать опорные знания детей в области количества и счета.

Задачи: закрепить навыки порядкового счета в пределах 10, закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и выполняемыми действиями, развивать слуховое восприятие, внимание.

Воспитатель: «Ребята, чем мы с вами больше всего занимаемся в детском саду?» Дети отвечают. Воспитатель: «Правильно, мы много играем. Хотите научить Незнайку, как играть в «Веселые треугольники»? Давайте с вами вспомним правила этой игры. Нужно прыгнуть на двух ногах столько раз, сколько треугольников изображено на карточке (4,6,10)». Игра проводится с малыми подгруппами детей. Воспитатель: «Молодцы, ребята, а хотите еще сыграть в игру «Сосчитай и хлопни»? Смотрите, у меня есть коробочка с желудями, предлагаю достать желуди, сосчитать их, а затем хлопнуть в ладоши столько раз, сколько желудей в коробочке (3,5,8)». Для игры вызываются по очереди 2-3 ребенка. Проверка правильности выполнения правил игры осуществляется путем пересчета желудей всеми детьми, и сравнения соответствия количества хлопков количеству желудей.

  1. Ознакомление с новым материалом.

Цель: познакомить детей с названиями дней недели.

Задачи: развивать мышление, память, внимание, учить последовательно называть дни недели, формировать представления о рабочих и выходных днях, закрепить представления о частях суток.

Незнайка: «Какие интересные у вас игры, скажите, а что вы еще делаете в детском саду?» Дети подходят к экрану.

На интерактивной доске появляется слайд с изображением частей суток (утро, день, вечер и ночь). Воспитатель: «Ребята, на экране вы видите разные картинки, найдите картинку на слайде с изображением «утра». Как вы узнали, что на картинке изображено именно «утро»? Чем вы занимаетесь по утрам? А теперь выберите картинку с изображением «дня». Что помогло вам определить, что это «день»? Определите, пожалуйста, на какой картинке изображен «вечер». Что вам помогло определить, что это вечер? Чем вы занимаетесь по вечерам? И последняя картинка на экране, которую мы не назвали это..? Правильно, ночь. Скажите, как вы догадались, что это именно ночь, а не день?» Далее воспитатель предлагает обозначить части суток: утро, день, вечер, ночь одним словом – сутки. Воспитатель: «Взрослые часто заменяют слово «сутки» словами – целый день. Семь таких дней составляют неделю. Причем каждый день имеет свое название. Хотите узнать как они называются? А ты, Незнайка, хочешь узнать как называются дни недели? Давайте подойдем к столу, на котором находится кукольный дом. В этом кукольном доме живут необычные куклы. Каждая кукла имеет свое название – день недели». Педагог по очереди вынимает куклы из коробочки - кукольного домика. Воспитатель объясняет «Эту куклу с синим колпачком зовут Понедельник. Она обозначает первый день недели. Вторую куклу с розовым колпачком зовут Вторник. Она обозначает второй день недели. Третью куклу с фиолетовым колпачком зовут Среда. Она обозначает третий день недели. Хотите познакомиться с четвертой куклой? Посмотрите на нее. Какого цвета у нее колпачок? Правильно, красный. Познакомьтесь, эту куклу зовут Четверг. Пятую куклу с коричневым колпачком зовут Пятница, она обозначает пятый день недели. А вот эту куклу с желтым колпачком зовут Суббота, она обозначает шестой день недели. В кукольном домике есть еще одна жительница. Посмотрите на нее. Какого цвета у нее колпачок? Правильно, оранжевый. Ее зовут Воскресенье. Скажите, пожалуйста, какой день недели по счету она обозначает?» Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, то я предлагаю им путем порядкового счета прийти к выводу, что воскресенье – это седьмой день недели. Далее дети вместе с воспитателем повторяют последовательность дней недели с понедельника по воскресенье. Воспитатель: «Ребята, посмотрите, я сейчас последние две куклы с желтым и оранжевым колпачками, которых зовут Суббота и Воскресенье расположу немного в стороне от остальных пяти кукол. Как вы думаете, почему я так делаю? (Предположительные ответы детей). На самом деле я расположила эти две куклы в стороне, потому, что они обозначают выходные дни. Неделя состоит из рабочих и выходных дней. В одной неделе (посмотрите на кукол) есть пять рабочих дней, они у нас расположены вначале ряда: это какие дни? Давайте вспомним? И выходных дней – их два. Давайте их назовем. Что вы делаете в рабочие дни? А в выходные? Ребята, вы видите, что в течение недели, за семь дней можно выполнить много добрых дел и хорошо отдохнуть. Я знаю одну интересную игру которая называется «Какой день недели потерялся?» Хотите со мной сыграть? Для этой игры нам понадобится волшебная ширмочка, которой я буду закрывать кукол. Когда ширмочка откроется определите, что изменилось, какой день недели потерялся?» Воспитатель закрывает ширмой кукол на столе, убирает одну из них, открывает ширму и просит детей определить какого дня недели не хватает. Если дети затрудняются в ответе определить название дня недели, то я предлагаю определить его путем называния имен каждой из кукол, которые расположены до потерявшейся. Воспитатель: «Ребята, мы с вами неплохо потрудились, знакомя Незнайку с жизнью в детском саду. Хотите немного отдохнуть? Давайте поиграем в игру «Дни недели». Проводится физминутка «Дни недели».

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (садимся на корточки и засыпаем).

Если дети желают, то физминутка повторяется.

  1. Первичное осмысление и закрепление материала на практике.

Цель: помочь детям в осмыслении и закреплении программного материала на практике.

Задачи: закрепить названия дней недели, закрепить представления о квадрате и треугольнике, развивать внимание, память, мышление, воспитывать усидчивость, способствовать формированию предпосылок к учебной деятельности, закреплять пространственные представления «до», «после».

Воспитатель предлагает детям пройти за столы и обратить внимание на раздаточный материал. Воспитатель: «Ребята, перед вами находится набор картонных кукол, они точно такие же как в кукольном домике. Хотите я научу вас и Незнайку играть в игру «Выложи дни недели». Правила игры такие: кто быстрее выложит последовательность дней недели из кукол, тот и победит. Главное выложить не только быстро, но и правильно. Вспоминайте, какого цвета колпачки у кукол с именами дней недели». В процессе игры воспитатель следит за верным выкладыванием плоскостных кукол каждым ребенком, если есть необходимость оказывает помощь и поддержку наводящими вопросами. Предлагает детям по желанию провести самоанализ выполняемых действий: дать оценку своей деятельности, объяснить почему он выполнил это задание именно так. По окончании игры воспитатель с детьми подводит итоги, победитель поощряется фишкой. Воспитатель: «Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой день недели находится перед средой? Какой после среды? Какой день недели перед субботой? Какой идет после субботы? Назовите первый день недели? А последний? Молодцы!» В том случае, если дети затрудняются в правильном ответе на данные вопросы, то я предлагаю вместе вспомнить последовательное называние дней недели. Воспитатель: «Ребята, а хотите еще поиграть? Перед каждым из вас на столе лежат 2 подноса. Скажите, пожалуйста, какие геометрические фигуры лежат в подносах? Они одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? (один квадрат состоит из маленьких квадратов, а другой квадрат состоит из треугольников). Выложите перед собой в ряд все треугольники, сколько их? (четыре) Выложите перед собой в ряд все квадраты, сколько их? (четыре). А теперь попробуйте выложить из этих геометрических фигур домик». Индивидуальная работа воспитателя с детьми. Педагог подходит к каждому ребенку и спрашивает: «Какие геометрические фигуры ты использовал? Сколько домиков ты выложил?». Детям, которые выполнили данное задание быстрее других, то я предлагаю им оказать помощь тем, кто затрудняется.

  1. Подведение итогов организованного вида деятельности.

Цель: способствовать обобщению программного материала, изучаемого в ходе занятия.

Задачи: закрепить представления детей о частях суток, днях недели, о геометрических фигурах.

Воспитатель: «Ребята, какие вы молодцы! Вот мы и познакомили Незнайку с нашей веселой жизнью в детском саду. Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? А что нового вы узнали? А какая игра вам больше всего понравилась, почему?» На интерактивной доске появляется анимированное изображение Незнайки. Дети подходят к экрану. Незнайка: «Как хорошо и интересно вам живется в детском саду. Мы с друзьями решили в Солнечном городе тоже открыть детский сад. Вот тогда заживем весело! А вы можете и моих друзей научить играть в какую-нибудь игру? Пришлите, пожалуйста, нам ее по почте. А пока до новых встреч!» Дети прощаются с Незнайкой. Воспитатель: «Ребята, научим друзей Незнайки играть в игру «Сравни предметы»? Давайте после занятий нарисуем как мы играем в эту игру».


Тема занятия: «Деля-неделя»

Скороговорка дня: «Делю-неделю на семь дней разделим».

Цели занятия: помочь детям запомнить названия дней недели; обсудить вопросы, связанные с активным отдыхом, интересными делами, которые можно делать в выходной всей семьей.

Оборудование и материалы : кукла Почемучкин, этимологический словарь или компьютер, имеющий доступ в Интернет.

Предварительная работа

Готовясь к обобщению знаний детей по данной теме, в беседах с ними будем делать акцент на понятиях «выходной», «будний день», «рабочие дни», названиях дней недели. Это станет также органичной частью знакомства с календарем. Если настенный календарь снабжен передвижным указателем дат, дети обычно с интересом и ответственностью относятся к поручению отмечать текущий день.

Творческая работа «Мой выходной». Особое внимание будем уделять обсуждению с детьми впечатлений, полученных ими за выходные. Обучение детей различным видам творчества, организации игр, поддержка естественных процессов развития соответствующих способностей одной из задач имеют организацию накопления у детей опыта и формирование стремления продуктивно и интересно проводить досуг.

Предложим детям дома вместе с родителями или в детском саду (на занятии по рисованию или в свободное время) выполнить рисунок на тему «Мой выходной». На нем можно отобразить одно самое яркое впечатление или сделать серию картинок. Дети легко осваивают жанр комикса, отвечающий стремлению многих ребят собрать в одном рисунке несколько событий.

Важнейшее условие работы, которое должно стать для взрослых законом, — сюжет рисунка определяется ребенком.

Часть I. А какой сегодня день?

Цели: формирование умения выявлять смысловую основу слов; развитие навыков словотворчества; использование умения передавать понятия и настроение при помощи пантомимы.

В гости к детям приходит Почемучкин. Он подружился с Букой — героем книги А. Усачева. Почемучкина волнуют те же вопросы, что и любопытного инопланетянина с планеты Бук.

Почемучкин. Здравствуйте, ребята! Сегодня я снова был в гостях у своей подруги Ани и беседовал с нашим новым знакомым с планеты Бук. Ас Бука рассказал нам, как называются дни недели на его планете, объяснил, почему они носят такие названия. А вот мы с Аней не смогли рассказать Ас Буке о названиях дней недели, принятых у нас.

Педагог. Ребята, чем мы можем помочь Ане и Почемучкину?

Учебная задача (по результатам обсуждения): вместе с Почемучкиным выяснить, откуда произошли названия дней недели, которыми мы пользуемся.

Что нам для этого понадобится? Наше умение вслушиваться в звучание слов, выделять их смысловую основу. Также понадобятся словари, которые могут рассказать о смысле слов, их происхождении.

Педагог предлагает Почемучкину рассказать об их беседе с Букой.

Чтение . А. Усачев «Ас Бука, или Пособие для маленьких детей и пожилых инопланетян», глава «День Д»:

«— Какой у нас сегодня день? — спросила Аня.

— Хороший, — сказал Бука.

— Я имею в виду день недели.

— Какой НЕДЕЛИ? — не понял Бука.

— Понимаешь, неделя делится на семь дней: понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу и воскресенье.

— Неправильно, — сказал Бука. — Это ДЕЛЯ делится на семь дней. А НЕДЕЛЯ не делится!

Аня решила не спорить.

— А у вас в неделе, то есть в ДЕЛЕ, тоже семь дней? — спросила она.

— А как же, — сказал Бука. — ДЕЛЬНИК, НЕДЕЛЬНИК, СИЛА, ЧИТВЕРГ, (ПЯТНИЦА, СУП БОГА, ВЫТРЯСЕНЬЕ».

Предложим детям догадаться, что делают буки в каждый из дней недели. При необходимости подсказкой послужат рисунки.

Проверим свои догадки — послушаем, что рассказал о днях дели Ас Бука: «В ДЕЛЬНИК буки делают дела, в НЕДЕЛЬНИК никто дел не делает, в СИДУ буки сидят дома, в ЧИТВЕРГ — читают, в СП ЯШИНУ - спят, в СУП БОТУ - варят суп и ходят в гости, а в ВЫТРЯС ЕНЬЕ вытрясают ковры и гостей и убирают в доме.

— А когда же они ходят на работу? — удивилась Аня.

— В ДЕЛЬНИК. У нас всего один выходной день, — зевая, сказал Бука.

— А у нас пять дней на работу ходят! — с завистью вздохнула Аня и подумала, что хорошо бы было, если бы папа и мама, как буки, ходили на работу один день в неделю.

— А праздники у вас есть? — спросила Аня. Но в ответ ей послышалось тихое похрапывание.

Тут Аня и без календаря догадалась, что наступает С ПЯТНИЦА».

Игра-разминка «Деля-неделя». Постараемся вспомнить и показать при помощи пантомимы, что делают буки в каждый из дней. Затем предложим детям по очереди «превращаться» в Буку и показывать, что он делал в дельник. Остальным детям нужно угадать, что же делал этот Бука? Все дети берутся помочь ему — выполняют аналогичные движения.

Еще одно задание в этой игре — показать, что дети умеют делать по дому, как помогают старшим.

Дидактическая игра «Кто это делает» . Игроки получают карточки с изображениями людей, занятых различной деятельностью. По очереди они будут называть соответствующие действия, а остальные игроки говорить, кто обычно выполняет названное действие. Например: поет — певец, убирает снег — дворник, учит детей — воспитатель, учитель и т. д.

Часть II. Спроси слово

Цель: формирование умения выявлять смысловую основу слов, выделять в тексте необходимую информацию.

Выясняя, как и почему называются дни недели на планете Бук, мы научились работать со значением слов.

Педагог. Давайте вслушаемся в названия дней недели. Используя рисунки с изображением Буки в разные дни недели для ориентировки, будем рассуждать.

Понедельник — первый день недели, он ее начинает. Раньше говорили — «починает неделю», потому — понедельник. Есть и другое мнение о происхождении этого слова. Воскресенье раньше называли «неделя», а слово «понедельник» обозначало «после недели».

Вторник — второй день недели. Чтобы выяснить, откуда взялось название этого дня недели, достаточно посчитать дни по порядку.

Среда . Чтобы понять, что значит это слово в названии дней недели, подберем похожие слова: средний, средина (так раньше произносили слово «середина»). Среда — середина недели.

Четверг. Снова подберем похожие слова, ориентируясь на порядковый номер этого дня недели, получится «четвертый день».

Пятница . Рассуждаем по образцу — пятый день.

Суббота. Слово, обозначающее этот день недели, у многих народов звучит похоже и берет свое начало от слова «шаб- бат» — «отдых», «покой».

Воскресенье — седьмой день недели. Название имеет религиозное происхождение: день назван так в память о воскресении Христа.

Итог занятия . Общими усилиями составим рассказ о названиях дней недели. Почемучкин благодарит детей за помощь и отправляется к Ане, чтобы рассказать Ас Буке о том, как и почему называются дни недели у нас.

Последующая работа

Вслед за проектом «Наш календарь» может стартовать проект «Отличная неделя». Напротив названия дня недели вывешивается рисунок, фотография или записанная воспитателем информация о замечательных событиях, произошедших в этот день с детьми или в природе. В конце рабочей недели подводится итог.

Фестиваль идей «Мой выходной» и «Мы помогаем». С опорой на свои рисунки дети рассказывают о том, как они провели выходные. Почемучкин, воспитатель и дети обмениваются идеями о том, как интересно и с пользой для себя и других провести выходные дни.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!