Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Дидактические игры для детей с рас. Сенсорные и подвижные игры для детей с расстройством аутистического спектра

Статья "Как вовлечь ребенка с РАС в игру"

Департамент образования города Москвы Восточный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка № 1246" Столова Н.Е.

Игра - естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром, с самим собой. Но для детей с расстройствами аутистического спектра игра становится тяжелой работой. И в этом нет ничего удивительного.

Ведь многие дети данной категории испытывают сложности не только с обработкой сенсорной информации, но и с овладением пассивной и активной речью и моторными навыками. Эти сложности неизбежно приводят к тому, что таким детям трудно начинать игру и принимать в ней участие.

Проблемы носят комплексный характер, потому что особым детям сложно учиться, наблюдая за другими, - навык, который является еще одним ключом к успеху. Кроме того, социальное взаимодействие само по себе не мотивирует детей с аутизмом к общению, так как они не предрасположены к общению и совместным играм с другими детьми. Однако наш опыт говорит о том, что, если таких детей обучить эффективным способам взаимодействия с объектами и людьми, которые расширят их сенсорные, моторные, речевые и социальные навыки, они будут получать от этого удовольствие!

Повысить вовлеченность ребенка в мир вокруг него - главная задача игр и занятий. Иногда кажется, что все наши попытки привлечь внимание ребенка и вовлечь его в игру совершенно бесплодны. Мы думаем так, опираясь на его реакцию на наши действия. Однако дети с аутизмом могут не выдавать типичных реакций. И поэтому мы, взрослые, руководствуясь желанием избежать перевозбуждения уменьшаем уровень вовлечения ребенка в игру или занятие, по сути, предоставляем меньше возможностей для приобретения опыта, необходимого для обучения взаимодействию.

Общаясь с детьми, в том числе аутистами, мы должны помнить о том, что они тоже с нами общаются, реагируя определенным образом, даже если нам кажется, что это не так. Мы не должны судить об уровне их заинтересованности только по внешним заметным реакциям, иначе мы лишим ребенка возможности приобрести какое-то новое знание.

Надо помнить всегда, что когда мы общаемся с ребенком, он тоже с нами общается. Даже если это не заметно.

Чтобы дети не отказывались принимать участие в занятии, оно не должно быть слишком длинным или слишком сложным. Для возникновения мотивации нужно представить занятие как развлечение. Если ребенку трудно усвоить всю игру целиком, разбейте ее на маленькие части и знакомьте с каждой частью по отдельности. Как только ребенок освоит одну составляющую игры, можно добавлять следующие. Так постепенно вся игра будет выполнена целиком.

Когда мы наблюдаем за тем, как другой человек выполняет какие-то физические действия, двигательные или зеркальные нейроны в нашем мозге активизируются, словно мы сами выполняем эти действия. У аутистов зеркальные нейроны работают по-другому. Они не могут сразу переработать двигательную информацию и повторить движения, наблюдая за тем, как их выполняют другие. В таком случае нужно физически помочь ребенку освоить новые движения тела, одновременно озвучивая их. Например, обучая играм с мячом (бросать вверх, ударять об пол) , берем руки ребенка в свои и вместе выполняем упражнения, обязательно проговаривая свои действия («Вверх!» «Вниз!» ) .

Как же говорить с ребенком, чтобы он лучше нас понял?

Просто и ясно. Не нужно использовать сложных конструкций. Говорить нужно так, чтобы ребенку было легко нас понять. Вместо: «Я бы хотела, чтобы ты дал мне мяч» скажите просто «Дай мяч!» .

Наша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в то же время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок разговаривает односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать.

Снова и снова, при каждой возможности повторяйте одни и те же простые слова и фразы.

Высокие звуки дети воспринимают лучше, чем низкие, поэтому при разговоре лучше поменять тембр и разговаривать более высоким голосом.

Как показываю исследования и собственные наблюдения, овладение речью эффективнее всего происходит в процессе занятий. Обучение, которое сопровождается словом и действием, значительно увеличивает вероятность возникновения у детей моторной памяти. Например, они лучше поймут и запомнят слово «прыгать» , если будут прыгать, когда произносят это слово. Прилагательные, обозначающие свойства предметов, также запомнятся лучше при взаимодействии с этими предметами. Например, обучая ребенка слову «круглый» , надо дать подержать мячик или теннисный шарик. Слова «большой» , «маленький» усваиваются лучше, если они взаимодействуют с этими понятиями.

Перед тем как начать новую игру или занятие, всегда пытаемся установить зрительный контакт, хотя бы, кратковременный. Для этого сделаем свое лицо «интересным» , чтобы на него хотелось смотреть. Скучное, невыразительное лицо не привлекает взгляда. Попробуем привлечь внимание широко улыбаясь, строя рожицы, надевая оригинальные очки, большие серьги, маски, используя помаду яркого цвета. Можно привлечь внимание ребенка, если легонько подуть ему на щеку.

Литература:

  • Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е ст. -М., 2000
  • Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Теревинф. -М. -2013
  • Уорнер П. 150 развивающих игр. АНФ. -М. -201

Надежда Сергеевна Есина
Подвижные игры с детьми с РАС: «Воробушки и кот», «Огурчик, огурчик…», «Мыши водят хоровод»

«Воробушки и кот » .

Цель : учить спрыгивать, бегать не задевая друг друга; приучать играть детей с РАС в коллективе.

Дети становятся на скамейке с помощью тьютора- это воробушки на крыше . В другой стороне сидит «кот» , он спит. «Воробушки вылетают на дорогу » ,- говорит воспитатель, и дети разлетаются. Просыпается «кот» , говорит «мяу-мяу» и бежит ловить «воробушков » . Пойманных «воробушков » «кот» отводит к себе домой.

«Огурчик , огурчик… »

Цель : учить детей с РАС прыгать на двух ногах.

На одном конце площадки – воспитатель (ловишка, на другом дети с тьюторами. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах, с помощью тьюторов. Воспитатель говорит :

Огурчик , огурчик ,

Не ходи на тот конечик :

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети с помощью тьюторов убегают на свои места, а воспитатель их догоняет.

Подвижная игра "Мыши водят хоровод "

Цель : развивать двигательную активность

Описание : перед началом игры необходимо выбрать водящего - «кота» . Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул, садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами :

Мыши водят хоровод ,

На печи дремлет кот.

Тише мыши , не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот -

Разобьет наш хоровод

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

Публикации по теме:

Игра «Кот и мыши» для детей младшей группы Игра: «Кот и мыши" Цель: Учить детей подлезать под шнур, не касаясь пола руками, формировать умение изменять темп и направление движения.

Конспект итогового занятия по рисованию во второй младшей группе «Друзья помидорчик и огурчик» Тема: «Друзья – помидорчик и огурчик» Программное содержание: Развитие воображения: освоение действия опредмечивания цветового пятна. Овладение.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Кот и мыши» Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию рисованию на Тему: «Кот и мыши» Подготовила Ст. воспитатель:.

«Кот Леопольд и мыши». Сценарий праздника, посвященного 8 Марта, для детей средней группы «Кот Леопольд и мыши» Сценарий праздника, посвященный 8 Марта для детей средней группы МБДОУ «Детский сад № 5 ст. Зеленчукской».

Подвижные игры при работе с детьми дошкольного возраста по познавательной и речевой деятельности Организуя занятия по познавательно – речевому развитию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо.

Игры, детский сад, веселье - все это обязательно останется в памяти детей на всю жизнь. Но простых игр недостаточно для полноценного развития,.

Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Цель: физическое развитие детей. Задачи: - развитие и совершенствование движений;.

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди.

За последние десятилетия было проведено большое количество исследований, посвященных проблеме игры, которые показывают, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков. В то же время, для аутистов, так те как и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Она позволяет развить их исследовательские навыки, символические способности, гибкость мышления, воображение. Это оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным и более гибким".

Общепризнано, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.

В процессе игры в раннем и дошкольном возрасте происходит становление личностных качеств, формируются особенности характера, эмоционально-волевой сферы, эмпатия, волевая регуляция поведения, действия, коммуникации и социальной перцепции. Во время игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, ребенок разыгрывает определенный сюжет и роли, в результате чего он начинает осознавать социальные нормы и правила.

В ходе онтогенеза параллельно с развитием ребенка меняется и игра.

Согласно представлениям Выготского, Эльконина в период младенчества ведущей деятельностью ребенка является непосредственное эмоциональное общение со взрослым. В подобной ситуации первым объектом игры становится сам взрослый. По мнению Лисиной (5), ситуативно-личностная форма общения преобладает в течение первых 6 месяцев жизни ребенка. В этот период "игра" представляет собой общение, при котором используется мимика, жесты, вокализации. К концу первого полугодия начинает формироваться способность к имитации и подражанию, проявляться внимание к эмоциональным реакциям других людей.

Второе полугодие характеризуется появлением ситуативно-деловой формы общения, у ребенка появляется потребность в сотрудничестве со взрослым, которая осуществляется на базе игры с различными предметами, при этом широко используются разнообразные сенсомоторные схемы, манипуляции с предметами.

В возрасте 1 -3 лет ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, также основанная на игровых действиях с предметами

В отечественной психологии принято выделять три фазы формирования предметной деятельности:

I фаза - свободная манипуляция: ребенок выполняет с предметом любые известные ему действия.

II фаза - функциональные действия: ребенок выполняет действие с предметом, строго соответствующее его функции.

III фаза - символические действия: ребенок использует предмет "свободно", при этом осознает его истинную функцию.

Переход от манипулятивных действий к функциональным происходит после полутора лет. Приблизительно в два года функциональные действия сменяются символическими.

Осуществляя предметные действия, ребенок может манипулировать одновременно с несколькими объектами, используя два основных типа действий: соотносящие - их цель состоит в приведении нескольких предметов или их частей в определенные пространственные взаимоотношения (матрешки, пирамидки и т.д.); орудийные -один предмет используется с целью воздействия на другой.

После двух лет у ребенка появляется сюжетно-отобразительная игра, в которой он воспроизводит отдельные сюжеты повседневной жизни с использованием предметов-заместителей (кубиков, палочек, игрушек и др.). Формируется игра с элементами мнимой ситуации. К концу раннего возраста, к трем годам, возникают предпосылки для развития сюжетно-ролевой игры: усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей, действия обобщаются и отделяются от предмета, ребенок в состоянии взять на себя роль другого человека.

По мнению Эльконина, предметно-манипулятивная деятельность в большей степени направлена на развитие познавательной сферы и ориентировки в сфере предметной действительности, чем на развитие социальных взаимоотношений.

На следующем этапе онтогенетического развития, в дошкольном возрасте, ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, которая, в большей мере, направлена на развитие личностной сферы, ориентировки в сфере общения, на освоение норм человеческих взаимоотношений.

Внимание многих исследователей привлекало большое разнообразие видов игры и их постепенное развитие в ходе онтогенеза. Неоднократно предпринимались попытки описания и классификации различных типов игровых паттернов.

Одна из первых таких попыток была предпринята Wing L., Gould J., Yeates S.R., и Вriely l.M. По мнению этих авторов, на ранних этапах развития ребенка можно выделить три вида игры:

Hесимволическая (non-symbolik) -игра, включающая повторяющиеся манипуляции с предметами.

Стереотипная (stereotyped) - символическая игра, характеризующаяся стереотипами, т.е. повторяющимися действиями с недостатком новых идей.

Символическая (symbolic) - игра, включающая действия, которые условно создают впечатление, что отсутствующая вещь присутствует или что произошло какое-то событие. Например, когда ребенок ест понарошку, используя при этом жесты и т.д. К этой группе они также относят функциональные действия, такие как причесывание волос куклы при помощи кукольной расчески.

Ungerer J.A., Sigman М. создали кодовую систему для записи игровых паттернов, основываясь на наблюдении за игрой нормально развивающихся детей. Их кодовая схема включала следующие четыре категории:

Простая манипуляция (simple manipu-lation): облизывание, размахивание, хлопание, ощупывание или бросание игрушек и предметов.

Комбинационная игра (relational рlау) включает последовательное комбинирование и выстраивание предметов в ряд или друг на друга, а также использование какого-либо предмета как емкости для другого предмета.

Функциональная игра (functional рlау), в процессе которой ребенок осуществляет различные действия с игровыми предметами (например, с игрушечной расческой, ложкой, чашкой и т.д.). При этом учитываются функциональные свойства этих объектов. Авторы выделяют несколько типов игровых действий, характеризующих функциональную игру ребенка: действия, направленные на себя (например, причесывание своих собственных волос игрушечной расческой); действия, направленные на куклу (например, причесывание волос куклы); действия, направленные на другого человека (например, причесывание волос мамы); действия, направленные на предметы (например, размещение чашки на блюдце).

Символическая игра (symbolic рlау), включающая: замену (substitution рlау) -использование предметов-заместителей (например, использование банана как телефонной трубки); agent рlау - использование куклы как независимо действующего лица, т.е. наделение куклы качествами живого человека (например, поддерживание бутылки в руке у куклы, как если бы она могла пить самостоятельно); воображаемую игру (imaginary рlау) - создание в воображении предметов и людей, не существующих в непосредственном окружении (например, разговор по телефону).

Современные литературные данные свидетельствует о том, что аутичные дети, в большинстве случаев, используют предметы очень негибким и стереотипным способом. Игровая деятельность у этих детей в основном сводится к однообразным действиям: пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, обнюхиванию, облизыванию, обсасыванию предметов. Это однообразное повторение одних и тех же действий не несет в себе смысловой нагрузки. Игра детей с аутизмом часто описывается как механическая, с недостатком естественной тенденции исследовать, с отдельными действиями, которые кажутся изолированными от любого контекста. В игре отсутствует единство, внутренняя логика. Иногда игра сопровождается невнятной аутистиче-ской речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием. Символическая игра встречается редко и когда появляется, в ней доминируют определенные темы, связанные с особыми интересами ребенка, например, с характерными телевизионными программами, которыми ребенок озабочен и которые он имитирует. Отмечается отсутствие сюжетности, усложнения игры. Навыки ролевой игры в дошкольном возрасте - слабые или отсутствуют совсем, проявляется неспособность к пантомиме.

По мнению ряда исследователей, игра аутичных детей обычно продиктована скорее привлекательностью объектов и их сенсорными свойствами или тем, как ими можно манипулировать, чем их культурным и символическим значением.

Многие авторы отмечают, что аутичные дети вовлекаются во множество повторяющихся стереотипных действий, комбинационные действия с объектами формируются позже положенного времени либо не формируются вовсе. Lewis V., Воucher J.) считают, что даже аутичные дети с высоким уровнем интеллекта играют специфическими способами. Целенаправленная символическая игра у аутичных детей младшего дошкольного возраста находится на низком уровне или отсутствует. По мнению Ноbson, те формы игры, которые требуют участия воображения, оказываются нарушенными в связи с недостаточностью когнитивной сферы аутичного ребенка.

Некоторые исследования указывают на отсутствие нарушений в "сенсомоторной" или "манипулятивной" игре детей с аутизмом. С другой стороны, авторы отмечают, что аутисты предпочитают повторяющиеся стереотипные действия, а не разнообразное исследовательское поведение с игрушками. Отечественные исследователи отмечают задержку и нарушения манипулятивной игры, которые проявляются в виде манипулирования лишь одной игрушкой, неигровыми предметами.

Исследование Tilton и Оttinger, в котором сравнивались аутичные, умственно отсталые и нормально развивающиеся дети, показало относительный недостаток комбинационного использования объектов у аутичных детей. Другие исследования не выявили специфических нарушений в "комбинационной" игре аутичных детей при сравнении с нормальными детьми приблизительно того же уровня когнитивного развития.

Исследования Ваron-Соhen , Ungerer J.А., Sigman М. показали, что в функциональной игре аутичных детей нарушений не наблюдается. Вероятно, способность аутистов к точному имитационному использованию объектов, равно как и способность к эхолалии в речи, или к экспрессивным жестам безотносительно контекста, может создать впечатление, что их функциональное понимание более развито, чем это есть на самом деле.

В то же время исследования Lewis V., Воucher J, Sigman М., Ungerer J. А. продемонстрировали, что в спонтанных или свободных игровых ситуациях показатели функциональной игры аутичных детей ниже, чем у детей контрольных групп (нормально развивающихся и детей с интеллектуальной недостаточностью). Их исследования показали, что в большинстве случаев аутичный ребенок использует для игры самые разнообразные неигровые предметы. Если в игре используются игрушки, то, как правило, не по назначению, безотносительно их функциональных свойств.

По мнению большинства исследователей, у аутистов функциональная игра возникает редко или вообще не возникает без специального обучения. Большинство детей в раннем возрасте не достигает такого высокого уровня имитации, который позволил бы им играть в функциональные игры. Вместо этого они используют комбинационную игру, не обращая внимания на функциональное значение предметов. Например, выстраивают стол и стулья в один ряд, либо строят из них башню. Более способные дети с аутизмом все же приобретают некоторые навыки функциональных игр. Однако, при внимательном рассмотрении, можно заметить, что игры сводятся, главным образом, к буквальной имитации сцен из повседневной жизни, при этом они всегда точно копируют одни и те же действия, без изменений, и игра носит стереотипный характер.

В современной литературе описано большое количество исследований символической игры. Некоторые из них подтверждают, что при аутизме отмечаются нарушения символической игры в свободных и структурированных ситуациях.

По мнению Wing L, Gould. J, только очень небольшое количество детей с аутизмом демонстрируют символическую игру, Их исследования показали, что даже те дети, которые вступали в символическую игру, играли в очень стереотипной манере. Эти дети были безразличны к предложениям других детей в процессе игры. В то же время контрольная группа детей с нарушениями интеллектуального развития показывала спонтанную и разнообразную символическую игру, соответствующую их уровню развития.

Ваron-Соhen S., Leslie А. также выявили нарушения в символической игре у аутичных детей различного возраста. Согласно теории Leslie, способность воображать - намеренное пренебрежение к окружающей действительности, где ребенок одновременно сознает реальную ситуацию и создает образ, как будто это является чем-то еще. По мнению авторов, аутичные дети испытывают трудности символической игры в связи с недостатками воображения и трудностью формирования образов объектов.

Веуеr J., Gammeltoft L. отмечают, что некоторые дети с аутизмом могут манипулировать с предметом так, как если бы он был чем-то еще (палочка используется как сигара) и обращаться с куклой так, как если бы она была живая (гулять с ней, кормить, укладывать спать и т.д.), но они неспособны приписывать кукле настоящую психическую жизнь с ее собственными желаниями и воображением.

Таким образом, за последние десятилетия было проведено большое количество исследований, посвященных проблеме игры, которые показывают, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков. В то же время, для аутистов, так же как и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Она позволяет развить их исследовательские навыки, символические способности, гибкость мышления, воображения. Это оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным и более гибким.

Игра позволяет раскрыть коммуникативный потенциал аутичного ребенка, направить его развитие в русло социального взаимодействия. В процессе игрового взаимодействия ребенок испытывает эмоции, созвучные с эмоциями других людей. В результате у него формируется эмпатия, способность сопереживать. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие диалоговых навыков ребенка.

Кроме того, развитие игровой деятельности влечет за собой более глубокое понимание социального мира, формирует у аутичного ребенка способность к восприятию аспектов социального взаимодействия.

Таким образом, игра является источником развития когнитивной, эмоциональной и социально-коммуникативной сфер аутичного ребенка. В то же время стоит отметить, что на современном этапе развития отечественной специальной психологии и педагогики не существует общепринятых программ по формированию игровых навыков аутичных детей. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо проводить дальнейшие исследования по данной проблеме.

Транскрипт

1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский городской округ» , Калининградская область, тел/факс: гор. Гвардейск, ул. Тельмана 30-а, Е mail: http: // ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол 1 от г. УТВЕРЖДАЮ Директор школы Дуганова Г.И. Приказ 2 от г. Программа коррекционных занятий для детей с РАС педагог-психолог Ламонова Т.А. г. Гвардейск 2016 год 1

2 Программа коррекционных занятий для детей с РАС Актуальность проблемы. Искаженное развитие это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются: - недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; - отгороженность от внешнего мира; - слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада) - неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/ - недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана; - приверженность к сохранению неизменности окружающего; - неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь; - однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям; - разнообразные речевые нарушения; - у детей наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость. Цели программы: -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; -развитие познавательных навыков; -смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; -повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения. Задачи программы: -ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; -обучение его простым навыкам контакта; -обучение ребенка более сложным формам поведения; -развитие самосознания и личности аутичного ребенка; 2

3 -развитие внимания; -развитие памяти, мышления. Основные этапы психологической коррекции: Первый этап- сбор анамнестических сведений Второй этап установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности. Второй этап усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов. Эффективность программы. Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения. Примерное тематическое планирование занятий для детей с РАС Подготовительный этап: Сбор сведений о ребенке. Беседы с родителями об особенностях развития ребенка. Наблюдение. 1. ЭТАП 1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод» 2. Установление эмоционального контакта. Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки» Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

4 2.ЭТАП 1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) Этап 1.Развитие аналитико-синтетической сферы.(лабиринты) Развитие внимания Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья ЭТАП 1.Развитие сюжетной игры. Пришел Мурзик поиграть Развитие подвижно-ролевой игры. Обезьянка озорница Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий ЭТАП Итоговая диагностика Итого: 33 часа Установление контакта с аутичным ребенком. 1 занятие: игра «Ручки». Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою 4

5 руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье: Ручки наши ручки поиграйте вы за нас, Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить. Игра «Хоровод». Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами: Станьте, дети, Станьте в круг, Станьте в круг, Я твой друг И ты мой друг, Старый добрый друг. Развитие активности. 2 занятие: игра «Поводырь». Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями. Игра «Птички». Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе «клюют зернышки», стуча пальцами по полу. Игра «Догонялки». Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей. Развитие контактности. 3 занятие: игра «Погладь кошку». Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней. Игра «Поиграй с куклой». Ход игры: проведение сюжетно ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка. Усиление психологической активности. Развитие восприятия. 4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия. 5

6 Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки. Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается). Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры. Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три! А теперь пойдем налево! Раз, два, три! Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три! Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три! Мы тихонечко присядем! Раз, два, три! И легонечко привстанем! Раз, два, три! Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три! Повертим над головой!! Раз, два, три! И потопаем ногой! Раз, два, три! Психотехнические игры. 5 занятие: игра «Найди место для игрушки». Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование. Игра «Собери фигурки». Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски. Развитие аналитико-синтетической сферы. 6 занятие: Таблица Равенна. Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются. Графический диктант. Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге. Продолжи ряд Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда. Развитие внимания. 7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки». Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой. Таблица. Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку. Развитие памяти 8 занятие: Запомни слова. Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради. Игра «Снежный ком». 6

7 Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово. Игра «Найди отличия». Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали. Развитие речевого общения. 9 занятие: Позови мячом. Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее. Игра «Закончи фразу». Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить. Развитие личностно мотивационной сферы 10 занятие: игра «Моя семья». Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои. Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации. 11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть». Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком. Развитие подвижно ролевой игры. 12 занятие: игра «Обезьянка-озорница». Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее. Развитие подвижно соревновательных игр. 13 занятие: игра «Строим домик для друзей». Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом. Игра: «Самый ловкий». Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, 7

8 по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов. Список литературы 1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.:АРКТИ, Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М., Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М., Коррекционно - развивающая программа для детей с расстройствами аутистического спектра. Данная программа рассчитана на детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Она охватывает важнейшие сферы развития, 5 из которых отвечают функциональным сферам развития: - имитация (подражание действиям взрослым). - тонкая моторика. - координация глаз и рук. - познавательная деятельность. - речь. Дополнительно к пяти сферам программа охватывает и такие как: - самообслуживание. - социальные отношения. - особенности поведения. Таким образом, благодаря развитию функциональных основных сфер реализуется цель данной программы: -развитие познавательной сферы и коррекция поведения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Задачи: социализация детей с РАС путем развития элементарных навыков самообслуживания. коррекция неравномерного распределения способностей, обусловленная отставанием в развитие. развитие умения применять учебный опыт в новых условиях. развитие и обогащение коммуникативных средств общения. Направления: - формирование эмоционального контакта с психологом. - формирование социально бытовых навыков. 8

9 - формирование вербальных и невербальных средств общения. - развитие общей и мелкой моторики. - развитие произвольности психических процессов. - оптимизация познавательных процессов в условиях бытовой деятельности. Программа разработана для детей младшего школьного возраста. Состоит из 15 занятий. ЗАНЯТИЕ 1 1. Упражнение " Подражание стуку" (имитация) Цель: подражание при использовании различных предметов. Действиям взрослого как условие социального опыта. Содержание: сесть за стол с ребенком. Взять две ложки. Одну ложку дать ребенку. Сосредоточить внимание ребенка, двигая ложкой на уровне его лица туда и обратно. Затем постучать ритмично по столу. Ребенок должен повторить ваши движения. 2.Упражнение " Найти игрушку, спрятанную под платком" (визуальное восприятие). Цель: развитие визуального внимания памяти, удерживание представления о предмете в течение короткого периода. Содержание: Показать ребенку игрушку и дать с ней немного поиграть. Затем забрать ее, положить перед ребенком и быстро накрыть платком. Ребенок должен отыскать игрушку. 3. Релаксация " Струночка". Упражнение выполняется лежа на спине. Психолог по очереди поглаживает одну руку ребенка, потом другую. ЗАНЯТИЕ 2 1.Упражнение "Ладушки, ладушки" Цель: развитие моторики, координация движений, подражание действиям взрослого. Содержание: Посадить ребенка перед собой, хлопать в ладоши и спеть песенку: "Ладушки, ладушки, мы были у бабушки". После взять руки ребенка и повторить песенку, хлопая в ладоши его руками. Постепенно ребенок должен выполнять упражнения сам. 2.Упражнение "Имитация движения рук" 9

10 Цель: подражание простым движениям рук без поддержки. Содержание: Ребенку показываются движения рук "вверх", "в сторону", "вниз". При помощи взрослого повторяются эти движения самостоятельно. Далее ребенок должен выполнить эти движения самостоятельно. 3.Релаксация: растяжка "Струночка". Исходная позиция лежа на спине. Психолог по очереди растягивает сначала руки, потом ноги. ЗАНЯТИЕ 3 1.Упражнение: " Умение ловить мяч" Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности психических процессов, контроля за собственными действиями. Содержание: Дать ребенку мячик. Встать перед ребенком на небольшом расстоянии и попросить его дать вам мяч. Такое же упражнение можно выполнять сидя на ковре (перекатывать мяч друг другу). 2.Упражнение: "Пить из чашки" Цель: формирование элементарных навыков самообслуживания, развитие произвольности, контроля за собственными действиями. Содержание: 1. Встать за ребенком, взять чашку и поднести к его рту. 2.Встать за ребенком, подвести его руку к чашке, и поддерживать своей рукой, вплоть до легкого касания. 3.Релаксация: Растяжка " Звезда". Исходная позиция лежа на спине, а потом на животе. Слегка развести руки и ноги, а затем выполнить растяжки. ЗАНЯТИЕ 4 1.Упражнение: "Поднять упавший предмет" Цель: формирование учения понимать и выполнять простую инструкцию, развитие контроля и произвольности. Содержание: Психолог разбрасывает на ковре игрушки. Просит ребенка по очереди принести каждую игрушку. 2.Упражнение: "Колечко" Цель: развитие мелкой моторики рук. Содержание: Поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. 10

11 3.Релаксация: "Солнышко" Ребенок лежит на полу. Психолог легкими движениями рук поглаживает руки и ноги ребенка. ЗАНЯТИЕ 5 1.Упражнение: "Пирамида из колец" Цель: развитие восприятия; цвета, величины предмета. Содержание: Психолог ставит на стол стержень от пирамиды. Берет одно кольцо и надевает его на стержень. Снимает кольцо и опять надевает его на стержень. Просит ребенка сделать то же самое. 2.Упражнение: "Брать маленькие предметы" Цель: развитие мелкой моторики, контроля и произвольности. Содержание: рассыпать мелкие предметы (фасоль, пуговицы) и по одной собирать в чашку 3. Релаксация. ЗАНЯТИЕ 6 1.Упражнение: "Реагировать на свое имя" Цель: научить ребенка смотреть на того человека, который зовет его по имени. Содержание: подойти близко к ребенку и пару минут повторять его имя. Всегда хвалить его, если повернет к вам голову. Если ребенок начинает реагировать, постепенно увеличивать расстояние между ним и собой, когда называете его имя. 2.Игра в "ку-ку". Цель: совершенствование способности взаимодействия и зрительного контакта. Содержание: сядьте напротив ребенка, чтобы ваши коленки касались его коленей. Поднимайте перед собой платок так, чтобы ребенок не мог вас видеть. Потом позовите ребенка, уберите платок и скажите: "ку-ку"! Повторите этот процесс много раз. ЗАНЯТИЕ 7 Цель: закрепление усвоенных ранее навыков. 11

12 1.Упражнение: "Ладушки, ладушки". 2.Упражнение: "Имитация движения рук" ЗАНЯТИЕ 8 1.Упражнение: "Держать ложку" Цель: формирование элементарных навыков самообслуживания. Содержание: Покажите ребенку ложку и привлеките его внимание к ней. Возьмите руку ребенка и так расположите его пальцы на ручке ложки, чтобы она охватила ее сверху своей рукой. А своей рукой поддержите руку ребенка, чтобы он не уронил ложку. Постепенно время увеличивается. Когда ребенок будет лучше контролировать ложку, уменьшите свою поддержку. 2.Упражнение: "Имитация звуков" Цель: развитие навыков взаимодействия. Содержание: Ребенок спонтанно произносит звуки, копируйте его непосредственнои следите, ответит ли он на это, повторяя тот же звук. Если ребенок скопирует звук, повторите его еще пару раз, чтобы завязался контакт. ЗАНЯТИЕ 9 1.Упражнение: "Умение ловить мяч" Цель: закрепление усвоенных ранее навыков. 2.Упражнение: "Подражая касаться частей тела" Цель: Формирование пространственных представлений. Содержание: Сядьте напротив ребенка и обратите его внимание на себя. Коснитесь указательным пальцем своего носа и скажите: "Это нос". Попросите ЗАНЯТИЕ 10 1.Упражнение: "Складывание башни" Цель: Развитие восприятия цвета и формы предмета. Формирование пространственных представлений. Содержание: Взять 4 кубика. Показать ребенку как строится башня (положить кубики друг на друга). Если ребенок не понимает задания, помочь ему положить каждый кубик друг на друга. 2.Упражнение: "Имитация движений рук". 12

13 ЗАНЯТИЕ 11 1.Упражнение: " Наш малыш" (психогимнастика) Цель: Развитие мелкой моторики. Содержание: согнуть пальцы в кулак, затем по очереди разгибать их. Этот пальчик дедушка Этот пальчик бабушка Этот пальчик папочка Этот пальчик мамочка Этот пальчик наш малыш. 2.Упражнение: "Умение ловить мяч" Цель: закрепление усвоенных ранее навыков. ЗАНЯТИЕ 12 1.Упражнение: " Шалун" Цель: Развитие мелкой моторики. Содержание: Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей накормила. Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала. Он много шалил, свою тарелку разбил. На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. Следующие 4 строчки загибать пальцы. Со словами седьмой строчки брать мизинчик пальцами другой руки и слегка покачивать. 2.Упражнение: " Пирамида из колец" Цель: закрепление усвоенных ранее навыков. ЗАНЯТИЕ 13 1.Упражнение: "Подражать шуму предметов". Цель: Развитие слухового восприятия, развитие умения понимать и выполнять простую инструкцию, подражать взрослым. Содержание: Взять 1 предмет (колокольчик) и продемонстрировать ребенку шум, который ассоциируется с этим предметом. Затем дать предмет ребенку и коснуться его губ, чтобы он знал, что также должен подражать шуму и с другими предметами. 2.Упражнение: "Реагировать на свое имя" Цель: закрепление усвоенных ранее навыков. 13

14 ЗАНЯТИЕ 14 1.Упражнение: "Отвинтить крышку" Цель: Развивать координацию обеих рук. Развивать понимание и выполнение простой устной инструкции. Содержание: Поставьте на стол 3 банки. Покажите ребенку конфету и поместите ее в банку. Протяните ребенку банку и дайте понять, что он должен отвинтить крышку, делайте при этом воображаемые движения. Приведите руку ребенка в правильное положение и помогите ему отвинтить крышку и взять конфету. 2.Упражнение: " Подражать движениям по уходу за телом". Цель: Развитие зрительного восприятия. Развитие моторики рук. Содержание: Сядьте за стол напротив ребенка Ии положите в стороне расческу, мочалку и зубную щетку так, чтобы он мог видеть, сколько действий он должен выполнить. Возьмите расческу в руку и скажите " причесывай волосы". Медленно покажите на себе, а потом на ребенке. Повторяйте несколько раз, чтобы ребенок запомнил. Таким же образом поступите с мочалкой и с зубной щеткой. ЗАНЯТИЕ 15 1.Упражнение: "Открывать двери и ящики шкафов" Цель: Повышение жизненно необходимой самостоятельности, тренировка мышц рук. Содержание: Убедитесь, что ребенок смотрит на Вас, и спрячьте его любимую игрушку в шкаф. Закройте дверь. Возьмите ребенка за руку, подведите к двери и помогите открыть ее. Покажите игрушку и дайте ему с ней несколько минут поиграть. Повторяйте это действие несколько раз, постепенно уменьшая свою помощь. Таким же образом научите его открывать ящики. 2.Упражнение: "Наименование животных". Цель: Развитие понимания речи взрослого, обзначение животных (3 игрушки собака, кошка, корова.) Содержание: Покажите ребенку последовательно несколько игрушечных животных. Называйте каждое из них несколько раз, давая их, попросите: " Дай мне собачку?". Если ребенок даст вам не ту игрушку, исправьте его и попросите еще раз, до тех пор, пока не будет результата. 3. Релаксация. 14

15 15


Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ранний детский

П/п Тема Колич ество часов Содержание БУД Область развития жизненных компетенций 1 четверть 1. День знаний 1 01.09 2. Установление зрительного контакта 2. Узнавание членов семьи по фотографиям (папа, мам,

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Маленькие математики» Образовательные области: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических

Малахова Е.Е. Народные игры с сенсорной спецификой в коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Академия педагогических идей «Новация». 2017. 05 (апрель). АРТ 30-эл. 0,3 п.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 83» «Винни-Пух» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Конспект итоговой НОД для детей с ЗПР средней группы Тема: «Весеннее путешествие»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Березка» 666661 Россия, Иркутская область, Усть-Илимский район, р.п.железнодорожный, ул. Солнечная,2. Телефон: 67-9-05,

Для вас, родители! Игры на развитие мелкой ручной моторики «Красивые бусы» Предложите ребенку сделать подарок для бабушки, лучшего друга, подруги. Дайте малышу бусины разного размера, разноцветный бисер,

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ Никулина А.А, Сарафанникова Н.А. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Магнитогорск, Россия PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL

Тематическая консультация с элементами мастер класса для родителей группы детей с ОВЗ на тему: «Развитие механизмов внимания, памяти, мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи» Цель:

Закрепина, А.В. Коррекционноразвивающие занятия в группе кратковременного пребывания [Текст] / А.В. Закрепина, М.В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2012. 4. С. 48-51.

«Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». Н. А. Бернштейн ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ

МЕЛКАЯ МОТОРИКА - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того «на кончиках детских

Программа работы с детьми, имеющими первый уровень речевого недоразвития КЛИМОНТОВИЧ Е. Ю. Предлагаемая вашему вниманию часть программы посвящена развитию понимания речи, формированию словарного запаса

Сапожникова О.Б., Попова А.А. Волшебный карандаш Рабочая тетрадь Пособие по подготовке руки к письму Рецензенты: Л.П.Точилина, завуч начальной школы ГОУ СОШ 669 Н.Г.Паламарчук, преподаватель методики обучения

Дидактические игры для активизации словаря детей раннего возраста В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества речью. На 2 году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает

Картотека игр для активизации словаря детей раннего возраста В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества речью. На 2 году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить

Интегрированное занятие в 1 младшей группе «Зайчик Гарри» Подготовила: Воспитатель Е.Е. Денисова МБУ д/сад 34 «Золотая рыбка» Цель: формирование у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах,

Как научить малыша подпевать? Материал подготовила музыкальный руководитель Чернакова Л. С. Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни "с голоса". Чередуйте пение с аккомпанементом

Конспект занятия по охране здоровья и физическому развитию «Как устроено тело человека», 4 группа детей с ОВЗ 19.09.16 Тема: «Как устроено тело человека» Цель: Дать детям представление о строении и работе

«Специфика и анализ работы по привитию навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями» Правильная организация самообслуживающей деятельности создает фундамент, на котором строится система

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами

Дошкольное образовательное учреждение Линевский муниципальный детский сад 2 «Ромашка» Конспект организованной образовательной деятельности для детей 2-3 лет на тему: «Мой любимый папа!» Воспитатель: Ерещенко

Советы родителям будущих первоклассников Подготовил материал педагог высшей категории Длужевская Елена Николаевна Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет

Интеллектуальный; Эмоциональный; Социальный; Психофизиологический. Поменялось 6 зубов. Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом. Пространственная ориентация, координация

Методическая разработка по коррекции произносительной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями реи Разработала учитель-логопед Кудряшкина Т. А г. Москва 2014г. Подгрупповое логопедическое занятия на

Музыкальные странички для детей и любящих родителей МДОУ 54 ДЕТСКИЙ ИГРОВОЙ МАССАЖ Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста,

Консультация для родителей Формирование пространственных представлений и практических ориентировок «на себе», «от себя» у детей дошкольного возраста Составила учитель-логопед МБДОУ 288 Рязанова Татьяна

ДОРОГИЕ МАМЫ, ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ! Поздравляем вас! Вы получили самый прекрасный подарок из всех возможных маленького, совершенно нового человечка. Ваш малыш удивительный, похожий на вас и в то же

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Картотека игр для налаживания контакта с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ. Составила воспитатель высшей квалификационной категории Замалетдинова Е.Ф. Источник: 1. Калинина Р.

Д/игра «Воздушные шары» Цель: познакомить детей с четырьмя цветами путем подбора по образцу. Называть четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый). Воспитатель сообщает детям, что они будут играть

1 месяц 1 1 Мгновенно реагирует на психолога 3 Удерживает голову 14 Улыбается в ответ на речь психолога 4 Удерживает голову в течение 3 секунд 19 Улыбается в ответ на улыбку психолога 5 Принимает более

1. Графические диктанты, ориентировка на листе бумаги (право, лево, верх, низ, правый верхний угол и т.д.) 2. Вырезание по контуру фигур из бумаги (плавное, без отрыва ножниц от бумаги) 3. Лабиринты и

«Сенсомоторная коррекция как средство формирования адаптивных возможностей ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС) к окружающей действительности» Подготовила: заведующий МБДОУ МО г. Краснодар

Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенка различать цвета» Многие родители знают, что ребенок к трем годам должен уметь различать цвета и знать их названия. Конечно, малыш в этом возрасте

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста Педагог-психолог МАДОУ «Лукоморье» Сидоркевич Лидия Викторовна Психическое развитие это необратимое, направленное, закономерное изменение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Базковская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена и рекомендована МС школы к утверждению Протокол 3 от 5.08.206 г. Руководитель МС Н. Д.

Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Помощники Буратино». Задачи приоритетной образовательной области: «Коммуникация»: формирование

Комплекс утренней гимнастики 1 (Без предметов) 1. «Погреем руки на солнышке». И.П.: ноги слегка расставить, руки за спину (на пояс). Руки вперед, поворачивать ладони вверх-вниз, сказать «горячо», спрятать

Подвижная игра незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки. При проведении подвижной игры создаются возможности, направленные

НОД: «Моя семья- моя радость» Цель: формировать у детей понятие «семья», закреплять первоначальные представления о родственных отношениях в семье. Развивать у детей стремление быть полноправным членом

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Детский сад «Колокольчик» деревни Коряково» Конспект интегрированной непрерывной непосредственно

Цель: Конспект открытого (занятия) НОД во 2 младшей группе по ознакомлению с окружающим на тему: «Моя семья» Введение понятия «семья»; воспитание любви и заботливого отношения к членам своей семьи. Задачи:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 79 КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА» КОНСПЕКТ занятия по математическому и сенсорному развитию в старшей группе на тему: «Сложение» Подготовила: воспитатель

Попробуйте провести простой эксперимент, попросив своих знакомых поднять правую руку. Его результаты будут весьма интересными. Если не половина, то треть тестируемых прежде чем поднять руку, сделают быстрое

«Петушок» (конспект занятия для родителей и детей 2-3 лет, посещающих ЦИПР (центр игровой поддержки ребёнка))

«Прилетели гули» Прилетели гули, Гули-голубочки. Сели на головку, На головку дочке. Ты, моя дочка, Помаши ладошкой. Кыш-кыш-кыш! Махать руками, как крылышками. Положить руки на голову. Махать кистями рук,

Программа индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ в начальной школе Цель: развивать у детей полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации

Графические диктанты (Рисование по клеточкам) Поступление в школу важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально,

Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста В зависимости от степени речевого нарушения вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению

«Прилетели гули» Прилетели гули, Гули-голубочки. Сели на головку, На головку дочке. Ты, моя дочка, Помаши ладошкой. Кыш-кыш-кыш! Махать руками, как крылышками. Положить руки на голову. Махать кистями рук

Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Гимназия 1538 (дошкольное отделение) Конспект занятия по развития речи в подготовительной к школе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 36 города Кузнецка (МБДОУ ЦРР ДС 36 г. Кузнецка) Конспект совместного детско-взрослого образовательного

Диагностика готовности к школе выпускников подготовительной и старшей групп ГКДОУ «ЦРРДС «Нальчик-20» (2013-2014 учебный год) Готовность к обучению в школе подразумевает такой уровень физического, психического

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (игры дома для развития речи детей 2-4 лет) «Вместе с малышом» Подготовил: учитель-логопед МБДОУ 3 «Тополѐк» ст.фастовецкой Берлизова О.Н. 2016г. -Уважаемые родители, каждый

Александрина Б. 23.03.2013 года рождения Саша милая, очень обаятельная девочка. Позитивная, улыбчивая, с очень живой мимикой, за девочкой очень интересно наблюдать. Контактная, любит общение со взрослыми,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 «Рябинка» г. Котовска Тамбовской области Конспект встречи в адаптационной группе «Карапуз» «Любим мы лепить, играть, Строить,

Пальчиковая гимнастика (полезная информация для родителей) Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 46 «Игрушка» городского округа Тольятти (МБУ детский сад 46 «Игрушка») Доклад для родителей «Использование дидактических игр по

Составитель: педагог психолог Киретова Ю.В. Тема занятия «Путешествие по волшебной комнате» Цель: развитие эмоционально личностной сферы и процессов восприятия у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Нам нередко задают вопрос: в какие игры с детьми-аутистами можно поиграть? Ответ очевиден: в те же, в которые вы бы играли, будь перед вами обычный ребенок. Удивляет другой факт — вокруг нас есть люди, которых подобный ответ ставит в тупик. А знаете почему? Потому что пока еще не для всех очевиден ответ о том, как при аутизме вовлечь ребенка в совместную игру, совместное занятие, совместное событие. Вовлечь так, чтобы он реагировал, отвечал, присоединялся, подражал, выполнял определенные игровые действия или предлагал собственные. Иначе говоря, чтобы его поведение в совместной со взрослым игре напоминало игровое поведение обычного ребенка.

Что мешает обычным играм с детьми-аутистами?

  • игры на непосредственное взаимодействие,
  • игры с предметами,
  • сюжетные этюды и сюжетные игры,
  • игры по ролям, сюжетно-ролевые игры и игры с правилами (представляете, это уже не фантастика, дети с исходно тяжелыми формами аутизма к моменту выпуска из детского сада успевают дойти даже до таких уровней).

Как начать игру с детьми-аутистами и какую цель надо преследовать?

Все еще не решаетесь поверить? А вы не верьте. Возьмите и проверьте. Оцените текущее состояние ребенка , определите, над чем в первую очередь предстоит работать, учтите важное для его ситуации сочетание статики и динамики в разыгрывании (или обыгрывании) сюжета , и затейте веселую совместную игру — либо присоединившись к его любимым занятиям, либо предложив игру на основе его любимого занятия, либо предложив несколько игр и выбрав наиболее ему понравившиеся, либо… вариантов много. Как минимум потому, что аутизм многогранен.

Единственное, о чем следует помнить, это о том, что ваши игры с детьми-аутистами в любом случае должны оказаться совместными, а не скатиться на функциональные. Цель примитивной и, как правило, автономной функциональной игры, свойственной при аутизме, — получение сенсорного удовольствия. Вам же посредством эмоционального тонизирования, смыслового комментирования и физического тормошения предстоит помочь ребенку перешагнуть эту грань . С тем, чтобы игра начала отражать его опыт, доставлять удовольствие от общения с вами, раскрывать смысл окружающих предметов и явлений, передавать новые знания и осваивать новые модели поведения. То есть стала выполнять все те функции, которые она выполняет в играх обычных детей .

Сходите и посмотрите, во что могут играть дети с аутизмом, когда педагоги не стесняются действовать: https://youtu.be/rdhUVYJ5SdA

Кстати, согласно нашим источникам, результаты, отраженные в видео, в этом дошкольном учреждении «к сожалению, уже устарели». Оказывается, их игры с детьми-аутистами привели к «неожиданному» переходу дошколят на ролевую, сюжетно-ролевую игру, и положили начало освоению игр по правилам. Речь о случаях, когда взрослый не помогает детям выполнять игровые действия. Самостоятельность в их исполнении, вот к чему оказались «недостаточно готовы» педагоги. Одним словом, «зажигают» ребята! Вдохновляйтесь, дерзайте и играйте с удовольствием. Пусть у вас тоже все получится.

Игры с детьми-аутистами: что мешает, с чего начать, к чему стремиться?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!