Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Что "умеет" новорожденный? Что делать ночью с беспокойным грудничком. Как проводить замеры малыша

Первый месяц жизни новорожденного (3-4 недели) называется «периодом новорожденности». Он начинается появлением малыша на свет и заканчивается возникновением у него первой улыбки. Какие основные умения закладываются в этот период? О чем нужно знать, чтобы не упустить возможности?

Новорожденный ребенок бодрствует лишь 20-30 минут (к концу первого года жизни это время увеличится до 3-3,5 часов!!!). 80% времени суток он спит. Просыпается малыш от голода или неприятных ощущений. Резкой границы между сном и бодрствованием еще нет. Движения ребенка хаотичны, ручки и ножки согнуты, так как мышцы-разгибатели еще не развиты. У новорожденного малыша нет даже возможности смотреть двумя глазами в одну точку, не говоря уже о возможности сообщить что-то окружающим.

Но у новорожденного ребенка уже есть огромный и очень важный опыт жизни в утробе мамы. Современные исследования убедительно доказывают, что околоплодные воды проводят звуки. Поэтому звуки материнского голоса становятся малышу близкими и родными еще до его рождения! И уже во внутриутробном развитии закладываются благоприятные предпосылки для развития речи. Вот почему важно, ЧТО слышит беременная женщина – музыку, добрые слова или что-то другое. И вот почему врачи, педагоги, психологи рекомендуют расширять слуховой опыт еще не родившегося малыша звуками природы, народной и классической музыки, игры на музыкальных инструментах. А с первых минут жизни советуют маме начать разговаривать с ребенком и петь ему простые песенки!

Исследования деятельности мозга новорожденных детей (Э.А. Александрян, Т.П. Хризман) установили, что младенец всегда выделяет голос матери среди всех других звуков. Этот голос вызывает у малышей активность сразу же двух анализаторов — зрительного и слухового. Причем новорожденный ребенок всегда предпочитает звуки человеческого голоса всем другим звукам. Поэтому именно мама должна петь ребенку колыбельные песенки, пестушки, потешки, разговаривать с ним, играть, забавлять. И чужой для ребенка голос диктора или певца с аудиодиска, какой бы это ни был профессиональный диктор или певец, никогда не сможет заменить малышу голос мамы, знакомый ему еще до рождения!

Основная задача периода новорожденности – задача адаптации малыша к окружающему миру. Но уже в этот период важно решить несколько задач развития ребенка, связанных с развитием у него зрительного и слухового анализаторов, с закладыванием основы для дальнейшего благополучного развития малыша.

Задачи развития в первый месяц жизни новорожденного.

Задача развития ребенка 1.

К 1 месяцу жизни научить малыша фиксировать взор на предмете, сосредотачиваться на нем. Одновременно формируется и умение сводить на одном предмете зрительные оси обоих глаз. Эта способность называется «конвергенция».

Задача развития ребенка 2.

Учить следить глазами за движением предмета в разных направлениях и в разном темпе – то замедленно, то побыстрее.

Задача развития ребенка 3.

К 1 месяцу жизни сформировать у ребенка умение прислушиваться к звукам.

Задача развития ребенка 4.

Научить малыша смотреть длительно на маму, когда она с ним разговаривает, сосредотачиваться на ее лице.

Мама должна пытаться поймать блуждающий рассеянный взгляд малыша, улыбнуться ему, погладить и начать разговаривать с ребенком!

Очень важно, чтобы с первых дней жизни новорожденного мама непрерывно разговаривала с малышом во время его бодрствования – купания, кормления, переодевания на прогулку, укладывания спать: «Давай снимем рубашечку. Вот как мы купаться будем. Ай, ты моя хорошая!», «Вот и Ирочка проснулась! Давай я тебе ручки поглажу, ножки поглажу. Сейчас я тебя покормлю» и т.д. Говорить следует нараспев, не спеша. Хорошо если мама малышу расскажет стишок или споет песенку. Не помните слова? Всегда можно написать слова на листок бумаги и прикрепить к стене над кроваткой. А еще – всегда можно додумать свои собственные слова, пусть наивные и не совсем в рифму, но зато идущие от души.В разговоре или песенке можно менять тембр голоса от высокого к низкому. Очень важно смотреть при этом в глаза ребенку, говорить с ласковой интонацией.

Задача развития ребенка 5.

Способствовать появлению к 1 месяцу первой осознанной улыбки в ответ на ласковый голос мамы.

Нужно отличать улыбку физиологическую и осмысленную. Физиологическая улыбка появляется уже в первые дни жизни малыша. Это просто растяжение мышц в состоянии сытости и комфорта. Она означает, что малышу хорошо. Но она еще никак не связана с мамой. Осмысленная же улыбка появляется примерно на четвертой неделе первого месяца жизни новорожденного. Вот как о ней пишет В. В. Ветрова – исследователь детского развития в раннем возрасте – в своем дневнике наблюдения за сыном:

«1 месяц 2 дня. Сегодня мы заметили явную улыбку, уже не связанную с ситуацией кормления. Мы показали ребенку погремушку… Играя с погремушкой, мы на все лады обращались к малышу с ласковыми словами, называли по имени…И вдруг увидели, как неловко поднялся уголок верхней губы, как стал растягиваться ротик, затем ребенок замер на мгновение и следом за этим обнажил свою беззубую челюсть. Это произошло так неожиданно, что мы сначала не поняли, что это – первая улыбка, вызванная общением, нашим воздействием и символизирующая определенный этап в развитии – окончание состояния новорожденности. Именно в этот день я впервые увидела у ребенка веселые глаза – для меня эта улыбка стала чем-то осмысленным, тогда как улыбка первая, физиологическая, протекала на фоне совершенно бессмысленного взгляда».

Какие игрушки нужны в первый месяц жизни новорожденного?

Новорожденный ребенок еще не умеет длительно смотреть на один предмет. Поэтому ему легче воспринимать предмет, когда в поле зрения отсутствуют другие отвлекающие его объекты. Поэтому для развития малыша полезнее показывать ему одну яркую игрушку, а не развешивать гирлянды разноцветных погремушек и движущиеся модули с ворохом фигурок. Гирлянды и модули понадобятся чуть позже, когда закончится период новорожденности.

На каком расстоянии нужно показывать новорожденному игрушку? На каком расстоянии ее подвешивать?

Нужно запомнить правило – до двух – двух с половиной месяцев игрушку надо показывать и вешать на расстоянии не ниже 50 см над грудью ребенка. Иначе можно спровоцировать у него косоглазие.

Как учить ребенка следить взглядом за игрушкой?

Для этого нужен набор игрушек разного цвета (обязательно яркого) и разной формы без мелких деталей. Игрушки для проведения упражнений надо менять, чтобы они не надоедали малышу и вызывали его интерес.

Шаг 1. Ежедневно в течение одной — двух минут показывать малышу крупную (8-10см) игрушку, перемещая ее в разных направлениях. Можно приближать и удалять игрушку на расстояние от 50 до 70 см от глаз ребенка. Сначала младенец учится отслеживать горизонтальное движение игрушки. Когда у него это начнет получаться, начинают включать вертикальное движение игрушки. Постепенно скачкообразное слежение взглядом за игрушкой сменится плавным. Это означает, что развивается координация движений глаз.

Шаг 2. Когда малыш научится четко следить взглядом за игрушкой, надо учить его сосредотачивать взгляд на предмете. Для этого при перемещении игрушки ее периодически останавливают. И ребенок сосредотачивает не ней взгляд. После этого упражнения игрушку подвешивают в кроватку для рассматривания. И затем убирают. Но нет необходимости подвешивать игрушки в детскую коляску, в которой ребенок спит на воздухе.

Шаг 3. Покачивать подвешенную игрушку, чтобы малыш смог сосредоточить взгляд на крутящейся игрушке.

Что чувствует новорожденный ребенок?

Ответ на этот вопрос попыталась дать Вирджиния Сатир – известный психолог и психотерапевт в книге «Психотерапия семьи». От лица двухнедельного новорожденного она ведет свой рассказ так:

«Обычно мама с папой замечают, когда я плачу. Это хорошо, когда они знают, что мне плохо, не колет ли что-то в кроватке, не болит ли животик, нет ли у меня запора и не одиноко ли мне лежать. Они берут меня, качают, кормят, веселят. Я знаю: они хотят, чтобы мне стало лучше.

Очень плохо, что мы не говорим на одном языке. Порой мне кажется, они хотят, чтобы я замолчал, чтобы заняться какими-то своими делами. Они немножко покачают меня, будто я кошелка с овощами. Я догадываюсь, что у них есть другие дела. Иногда мне кажется, что я их раздражаю. Но я вовсе не хочу, чтобы так было. И не могу сообщить им, что это не так.

Мое тельце перестает болеть, когда меня трогают любящие люди. Им хорошо, и я знаю, что они действительно стараются понять меня. И я пытаюсь помочь им, как могу. Я плачу по-разному. Мне нравятся отчетливые, нежные и мелодичные голоса. Мне приятно, когда мама с папой смотрят на меня, особенно прямо в глаза».

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение 5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги,звуки, слова нараспев)

Мы увидели, как много дает первый месяц жизни новорожденного, и как он важен в дальнейшем развитии ребенка. Подробнее об играх, упражнениях с малышом, игрушках Вы можете прочитать в других статьях рубрики

Изменения в поведении малыша, отклонения от общепринятых норм очень пугают молодых родителей. Одним из критериев оценки правильного развития малыша является набор веса и объем съеденного молоко. Особенно это интересует бабушек, которые любят пухлые щечки. Порой под гнетом чужого мнения, а иногда и сами мамы чувствуют что ребенок мало ест. Причин у такого явления может быть множество, зачастую они зависят времени возникновения этого эффекта.

Почему плохо ест новорожденный?

Если проблемы с тем, чтобы накормить малыша возникли еще в роддоме, то это может быть:

  1. Неправильное прикладывание к груди. Это вам помогут исправить медсестры в роддоме или специалисты по грудному вскармливанию.
  2. Нехватка молока. Ребенок с жадностью сосет, но приливов недостаточно. В таких случаях помогает тактильный контакт с малышом, употребление заваренных семян укропа или другие лактационные препараты.
  3. Избыток молока, большой напор. Малыш может захлебываться и отказывается от груди. Тогда необходимо сцедить первый напор, ослабить его.
  4. Изменился вкус молока. Это возможно при употреблении новых продуктов с ярко выраженным вкусом (луч, чеснок, острая пища).
  5. Ребенку сложно сосать из-за врожденных патологий. Например, короткая уздечка. Такая проблема решается безболезненно хирургическим путем.

Что в подобных ситуациях делать?

Оставшееся в груди молоко можно сцедить и докармливать малыша с ложечки или шприцом (не забудьте снять иголку). И забудьте о строгом режиме вашего детства — кормите ребенка по требованию . Более частые кормления, даже небольшими порциями позволят хорошо набирать вес. И не забывайте о пользе ночных кормлений — они помогают при необходимости наладить лактацию и добрать суточную норму.

Если малыш на искусственном вскармливании, то смените смесь. Особенно это касается гипоаллергенных смесей, имеющих специфический привкус. Тем более с ростом приходит в порядок работа желудочно-кишечного тракта, что позволяет вводить кисломолочные смеси.

Отказ от еды с возрастом

Бывают случаи, когда груднички начинают меньше есть с возрастом. Выявить причину в таком случае точно может лишь педиатр.
  1. Колики. Съев лишь немного, малыш начинает плакать, выгибаться и отказываться от груди. Причиной могут быть боли, так называемые младенческие колики. Система пищеварения малыша абсолютно стерильна и только начинает адаптироваться к приему любой пиши, а ее продвижение по желудочно-кишечному тракту вызывает вздутие и боли. Колики может вызвать и воздух, который малыш заглатывает при кормлении. Поэтому проверьте, правильно ли он берет грудь или подержите ребенка вертикально, чтоб выпустить его. Для снятия колик перед кормлением детям дают укропную водичку или иные ветрогонные препараты.
  2. . Симптомы дисбактериоза схожи с коликами. Малыш начинает есть, но с криками бросает грудь. Поставить этот диагноз возможно лишь после получения результатов анализов. Обычно он появляется после лечения антибиотиками малыша или от мамы через грудное молоко. Сопровождается дисбактериоз изменением цвета стула с желтого на зеленый, появлением слизи.
  3. . Повышенное может случить причиной не только отказа от еды, но и привести к . Его можно установить, проведя УЗИ головного мозга. Также оно характеризуется пульсацией родничка.
  4. . Если малыш плачет во время еды и во рту есть белые пятна, а слизистая под ними воспалена, то это молочница. Заразиться ею малыш мог во время родов или потянув в рот грязную игрушку.
  5. . Ребенок голоден, но заложенный нос мешает ему кушать. Не паникуйте, просто промойте нос или закапайте детскими каплями. При необходимости промывать можно перед каждым кормлением.
  6. . Глотательный рефлекс усиливает боль в ушах. Убедиться в источнике боли можно нажав на козелок. В таком случае докармливайте малыша с ложечки.

Это не обязательно болезнь

Меньше кушать могут и вполне здоровые детки . Детки с малым весом, особенно рожденные раньше срока во время еды очень устают, а соответственно засыпают на груди, съев немного. Но при попытках отнять ее, просыпаются и продолжают кушать. Такие кормления могут быть час и полтора. Но с возрастом они крепнут и становятся активнее, за счет чего насыщение приходит быстрее. Чтобы насытится, грудничку хватит и 10 минут.

В 4 месяца ребенок начинает активно познавать окружающий мир, и легко отвлекается на любые посторонние звуки, запахи. И если во время еды кто-то зашел, заиграла музыка или включился свет, то ребенок отвлечется и забудет о еде. Таких детей лучше кормить в отдельной комнате при приглушенном свете.

Также отказываться от еды могут малыши, когда у них режутся зубки. Боль в деснах уменьшает аппетит. Чтобы возобновить нормальный режим можно воспользоваться охлаждающими гелями для десен.

Иногда малыш не хочет, есть из-за настроения. Он недостаточно поспал или родители не носили на руках и грудничок расплакался и не в состоянии взять грудь. Сначала его следует успокоить, покачать, при необходимости дать подремать и снова предложить поесть.

Иногда, аппетит снижается после проведения профилактических прививок . Иммунитет пытается бороться с вирусом и малыш становиться сонным, пытается восстановить силы. Через пару дней все восстанавливается. Метеозависимые детки отказом от еды реагируют на изменение погоды.

В целом, если малыша ничего не беспокоит, он улыбается, играет, нормально прибавляет в весе, то и нет поводов для беспокойства. Изменения могут быть временными. Не стоит ребенка водить по врачам и думать, что что-то не так. Просто он по своей природе малоежка.

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Приблизительное время чтения: 12 минут

Вот и остались позади эти долгие девять месяцев ожиданий и томлений, сменившись страхами и опасениями скорых родов. Они также, согласно закономерности процесса, подошли к своему логическому завершению. И вот она новая жизнь делает свой первый вдох и издает свой первый крик, извещая мир о своем появлении. Это только начало долгого пути.

Только что родившегося кроху положат на живот или на грудь новоиспеченной мамочке и тут же заберут. И пока мама отходит от родового процесса, малышу предстоит пережить еще несколько стрессовых минут.

Девять месяцев малыш переживал все эмоции и впечатления вместе с мамой. Окружающий мир его касался косвенно. Он был защищен, находясь в тесном пространстве матки. В момент рождения ребенок сталкивается с внешним окружением. Далеко ему не знакомым и не понятным. Первые моменты - это адаптация к миру после родового процесса.

При рождении связь «мать - ребенок» не прерывается, а наоборот еще больше укрепляется. С первых моментов рождения младенец способен взаимодействовать с окружающим миром.

Он видит, слышит, ощущает боль, холод, тепло, реагирует на вкусовые изменения, запахи. Своим криком он привлекает внимание взрослых. При общении с нами взрослыми дети накапливают и совершенствуют свой опыт знакомства с окружающим миром.

Все только начинается

Сразу после рождения состояние крохи оценивается по шкале Апгар (оценивают цвет кожных покровов, пульс, мимика, рефлексы, тонус мышц и дыхание). Эту процедуру повторяют через 5 минут и вносят в мед карту новорожденного запись в виде дробного числа. Чем больше число, тем лучше показатели здоровья при рождении. И наоборот, низкие цифры говорят о затруднениях в жизнедеятельности.

Это отнюдь не последние неудобства, которые малыш испытает в ближайшее время. Его измерят (объем груди и головы, длина тела) и взвесят, а потом, в течение 12 часов привьют от вирусного гепатита, а в течение 7 дней от туберкулеза прививкой БЦЖ. Новый мир, который кажется любому взрослому человеку довольно безопасным, для малыша таковым не является. Скорее, наоборот, на смену уюту материнской утробы приходит среда, полная различных угроз. Лучше использовать любую возможность уберечь маленький неокрепший организм от дополнительного стресса и болезни.

Давай знакомиться

Без сомнения, все время беременности и в процессе родов мамочка часто задумывается и представляется своего малыша. И чаще всего эти представления имеют очень отдаленное отношение к действительности. Потому что новорожденный кроха всегда мнится румяным улыбающимся карапузом с бархатистой кожей и ясными глазками. На деле же зачастую все несколько иначе.

При первом взгляде на только что родившегося малютку может сложиться впечатление, что с ним что-то не в порядке: непропорционально большая голова странной формы, скрюченные ножки и ручки, длинные волосы или их полное отсутствие, неравномерный цвет кожи и прочее. Но не стоит из-за этого переживать, так как приведенное выше описание абсолютно нормально. Для человека, проведшего 9 месяцев в жидкой среде и не имеющего особого разнообразия поз и движений, этот кроха выглядит потрясающе.

Потребуется совсем немного времени, и к 1 месяцу малыш уже будет выглядеть как звезда детского глянца.

В первые дни жизни кожа малыша особенно чувствительна вследствие потери первородной смазки, поэтому обращаться с ней следует крайне бережно и осторожно. Лучше использовать для ухода специальные масла и кремы для новорожденных, которые можно приобрести в аптеке.

Становление режима

Первый вдох малыша – начало адаптации к миру. Множество стимулов, пятен, запахов, звуков, перепады температур… чтобы привыкнуть ко всему этому крохе требуется огромное количество энергии. Поэтому в течение первого месяца жизни он спит и учится бодрствовать. Если первая неделя – практически сплошной сон, то начиная со второй появляются малые и кратковременные периоды бодрствования, а дальше – больше. Но как бы то ни было 18 – 20 часов в сутки малыш наслаждается снами в «позе лягушки». Через каждые 2 – 3 часа новорожденный просыпается, чтобы перекусить. Однако даже в процессе приема пищи ему ничего не стоит заснуть или дремать в течение всего кормления. Иногда, чтобы стимулировать малыша к пище, его похлопывают по попке и вынимают сосок материнской груди из ротика, и снова вводят обратно. Иначе соня вполне может остаться голодным.

Становлением режима дня нужно начинать в течение этого 1 месяца, постепенно упорядочивая процесс кормления и пробуждения малыша и строго соблюдая временные интервалы между двумя этими процессами. Очень важно своевременно проводить необходимые гигиенические процедуры. Утренний туалет, который подразумевает умывание ребеночка, чистка носа и ушей, промывание глаз и пространства между пальчиками на ручках и ножках. Вечерний туалет, включающий в себя купание и процедуры ухода за нежной кожей новорожденного.

Первые азы общения

Ошибочно мнение, что новорождённый ничего не видит. К пятому дню жизни ребенок открывает глазки шире и немного, прерывисто пытается следить за объектом. Развивать этот навык необходимо яркими игрушками. У младенцев есть даже свое цветовое предпочтение. Часто их взор останавливается на определенном ярком цвете. Кто-то предпочитает яркий желтый, розовый, красный, а у кого-то любимый черный цвет.

Исследование

Были проведены исследования у младенцев 4-6 недель, им демонстрировали ленточки ярких и постельных тонов. Время фиксирования взора малышей проводили при помощи секундомера. Один из младенцев выбрал зеленый цвет, другой холодный розовый, третий отдал предпочтение голубому оттенку, а одна из девочек выбрала черный цвет.

После анализа итогов были сделаны выводы. Дети выбирали цвета в соответствии с цветом одежды их мам. Именно в такой цветовой гамме были одеты мамочки, после рождения малышей. С этими тонами связаны самые первые впечатления: кормление, убаюкивания на руках. Девочка, которая выбрала черный цвет, ассоциировала свой выбор с одеждой своего любящего и заботливого отца. Он носил черную морскую форму.

Поговори со мною мама

С первых дней жизни с малышом необходимо ласково общаться, благодаря этому он чувствует заботу. Чувство безопасности и нужности помогает правильно развиваться ребенку. Сейчас на современном рынке существует масса звуковых игрушек, однако они не могут заменить ласковый и родной голос мамы.

Совет:
Когда вы разговариваете с малышом, становитесь так, чтобы он видел ваше лицо. В этот период ребенок не только прислушивается, сосредотачивается, но и различает звуки речи, интонацию. Пытаются подражать, связывают ваш облик с характерной для вас интонацией, тембром голоса, ритмом речи.

Во время общения с взрослыми малыш знакомится со звуками, это необходимо в дальнейшем для становления речи. Гуление начинается со слогов, которые потом у ребенка связываются в слова, затем получаются предложения.

Ушки на макушке

Еще внутриутробно малыш начинает знакомиться со звуками. Психологи рекомендуют часто говорить, читать сказки, слушать музыку беременным. После рождения ребенок не утрачивает умение слышать.

При громких звуках он вздрагивает, при этом хаотично двигает ручками. Это является нормой, необходимо учитывать такой факт, исключать громкие звуки в присутствии крохи.

Категорически запрещается брань, ругань и повышенная тональность разговора возле младенца. Для благотворного развития нужно ставить ребенку приятную музыку, звуки природы, читать сказки, петь колыбельные песни.

Помните. Ребенку необходимо постоянное внимание, доброжелательность, забота для дальнейшего нормального психологического развития.

Рацион и результат

В первую неделю после рождения ребенок обычно малыш может потерять в весе до 300 грамм. Переживать по этому поводу не стоит. Этот процесс вполне закономерен, потому что в теле крохи есть избыток жидкости, и еще нет установленного режима питания. Вес стабилизируется уже на первой неделе жизни и, в норме, начнет увеличиваться.

На сегодняшний день, какого либо графика приема пищи для новорожденных нет. Их кормят по желанию крохи, которое возникает каждые 2 – 3 часа. Обычно это 6 – 8 кормлений в сутки, с перерывами в 5 часов ночью, это позволит заложить основу для режима питания крохи. В случае женщин, которые впервые стали мамами, специалисты рекомендуют прикладывать малыша к груди чаще, до 12 раз в сутки. Это позволит стимулировать лактацию естественно.

В процессе принятия пищи кроха получает не только молоко или питательную смесь, но и большое количество воздуха. Во избежание скопления лишних газов, после кормлении малыша нужно пару-тройку минут подержать столбиком, чтобы он срыгнул излишки воздуха.

Основным и, пожалуй, единственным источником питательных веществ для ребеночка служит материнское молоко. Такая еда позволяет пищеварительной системе запускаться плавно и равномерно. А следующий за кормлением сон, способствует энергичному развитию внутренних систем и активному росту малютки.

Сам процесс прикладывания ребеночка к груди – это таинство двоих, это процесс энергетического общения материи и ее чада. Поэтому, мамочке следует избегать стрессов и тревог, излишнего беспокойства. Ребенок остро чувствует состояние матери и реагирует отказом от еды и плачем, если мама расстроена или раздражена. Это может сказаться на массе тела малыша и его здоровье крайне негативно.

При соблюдении благоприятных условий, к 1 месяцу малыш наберет в весе от 600 до 800 граммов и заметно подрастет.

Как проводить замеры малыша:

Для измерения длины тела: положить на ровную поверхность так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ее.

Для измерения окружности головы: сантиметровая лента проходит по надбровным дугам и затылку.

Для измерения окружности груди: сантиметровая лента проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди - по нижним краям околососковых кружков.

Наравне с питанием новорожденного огромное значение имеют и его выделения. Стул малыша – индикатор работы маленького организма. Его в серьез оценивают врачи, и мамочке тоже придется в этом знании поднатореть.

В первые пару дней выделения малыша нельзя назвать оформленными. Они имеют жидкую и вязкую консистенцию и темно-зеленый цвет. Это меконий, результат переработки накопленных в утробе и захваченных при родах остатки клеток и веществ.

На смену меконию приходит переходный стул. Он кашеобразный и желтоватый по цвету. В нем могут присутствовать включения мекония, поэтому при виде зеленоватых включений паниковать не стоит, скоро это пройдет.

На исходе первой недели жизни у малыша устанавливается нормальный стул. Обычно он устанавливается на исходе первой недели жизни. С этого момента и до окончания периода новорожденности, то есть до 28 дней, стул ребенка в норме имеет однородную кашеобразную консистенцию, кисловатый запах и желтовато-коричневый цвет.

В зависимости от типа вскармливания характер стула может несколько различаться. Так, если малыш питается исключительно грудным молоком, то цвет его стула будет желтовато-золотистым, а сам стул мягким. В зависимости от количества приемов пищи кроха будет преподносить маме сюрпризы, обычно от 2 до 6 раз в день. Если по каким либо причинам кроха не может питаться материнским молоком, то испражняться он будет чуть реже, всего 3-4 раза в сутки, и его стул будет вязковатым и густым, коричневатого или светло-желтого цвета.

Разглядывание стула крохи очень важный диагностический момент в отношении его здоровья. Новая среда и питание часто вызывают дисбактериоз и различные кишечные инфекции. Если испражнения малыша изменили свой запах с кисловатого на резко неприятный, стали неоднородными по плотности и цвету, следует бить тревогу и обращаться к врачу. В норме такого происходить не должно.

Пупочная ранка

После появления из утробы матери происходит его отсоединение. Пуповину, соединявшую их ранее обрезают и перевязывают. Из этого торчащего кусочка плоти образуется к концу первого месяца симпатичный маленький пупочек, при правильном уходе, конечно. А для него мамочке понадобится два раза в день проводить обработку пупочной ранки следующим образом:

  • Тщательно вымыть руки;
  • Взять кусочек стерильной ваты и намотать ее на спичку или зубочистку. Повторить данную процедуру трижды. В результате должно получиться три деревянные палочки с ватками на концах;
  • Смочить один из получившихся тампончиков в перекиси водорода и без давления осторожно обработать ранку;
  • Взять другую палочку и смочить в салициловом спирте. Снова протереть ранку, невзирая на активный протест со стороны малыша;
  • Третий тампон смочить в зеленке и повторить процедуру.

В результате правильного ухода через пару недель пупочная ранка должна стать узкой и сухой, без каких либо выделений и покраснения кожи на животике малютки. К концу 4 недели жизни она окончательно зарастет и пупочек крохи приобретет нормальный вид.

Водные процедуры

Купать ребеночка нужно начинать сразу после выписки из родильного дома, в тот же день. Отложить водные процедуры следует в том случае, если накануне или в этот же день малыша привили от туберкулеза.

Воду для купания малыша следует использовать кипяченую и приближенную по температуре к 37°С. Купать кроху следует через день, а 1 раз в неделю совершать купание с применением детской губки и 2 раза в неделю мыть голову, используя шампунь для новорожденных. Все остальные средства, используемые для купания должны также быть специальными детскими. Старайтесь вытащить ребенка из воды до того, как он плачем и криком вас об этом попросит. После, малыша следует вытереть промакивающими движениями и перейти к процедурам ухода.

Не следует купать ребенка, когда он может быть голоден, то есть, если после последнего приема пищи прошло более 1 часа.

Кожа новорожденного очень нежная и подвержена раздражениям и сухости. Поэтому кожу малыша обязательно нужно смазать детским кремом или маслом, особое внимание уделяя глубоким складочкам.

После каждого стула кроху необходимо подмывать с мылом под проточной водой. После этого кожу ягодичек обязательно смазать маслом или кремом.

Ноготки на 1 месяце ребеночку стричь не следует во избежание травм и последующих воспалений.

Дважды в день кроху нужно умывать. Для этого нужно взять два ватных тампончика и обмакнуть в кипяченую воду, после слегка отжать и одновременно протереть оба глазика по направлению от ушек к носику. Далее взять еще один ватный тампон. Также смочить и протереть все личико крохи.

Прогулки

По истечению 2 недель малыша можно вывозить на прогулки, продолжительность первой из которых должна быть не более 15 минут. Для первого «выхода в свет» следует выбрать подходящий день в погодном отношении. Лучше пренебречь гулянием, если на улице идет дождь или сильный снег, а также, если сильный мороз, смог или туман. В дальнейшем можно будет прохлаждаться в свое удовольствие, все приходит с опытом. На следующий день после первой прогулки время нахождения на воздухе составляет уже 30 минут. И так постепенно продолжительность прогулок увеличивается до 2 – 2,5 часов в день для прохладных сезонов, и неограниченно для теплых.

Не нужно наряжать малыша «как капусту», пытаясь уберечь его от простуды. Как раз постоянное перегревание и приводит к частым простудным заболеваниям у ребятишек. Ориентируйтесь на температуру ручек, если они теплые, значит и карапузу тепло. В случае с детьми принцип «холодного носа» не работает.

Пеленать, не пеленать

У многих родителей возникает сомнения, пеленать свое чадо или нет. Ответа категоричного никто не даст. Сегодня ведется масса споров о разумности данного метода. Многие психологи считают, что пеленание ограничивает познание маленького крохи внешнего мира. Что может привести к психологическим последствиям.

Хотя наши бабушки активно практиковали тугое пеленание, все младенцы при этом выглядели очень забавно, словно маленькие куколки. Доказано научными исследованиями, пеленание благотворно влияет на сон ребенка. Он меньше просыпается от хаотичных движений ручками. Так что в этом споре правых нет.

Чтобы найти золотую середину, многие педиатры рекомендуют комбинированное пеленание. Во время бодрствования ребенка оставлять в свободной одежке, а пеленать на время сна.

«Госпитализм» - педагогически запущенный младенец

Внешне ребенок может выглядеть совершенно здоровым, физически крепким. Если он получает мало внимания с рождения, эмоциональная сфера таких детей очень плохо развита.

Симптомы

Обычно таким синдромом страдают отказные младенцы. Такие детки редко плачут, редко улыбаются, почти ничем не интересуются. В дальнейшем вяло, и примитивно играют с игрушками, возникают проблемы с речью.

«Госпитализм» характеризуется задержкой психического развития. Психомоторные функции также нарушаются. В последующем у таких деток развивается апатия, постоянное сосание пальцев, кулачка. Таким образом, ребенок возмещает дефицит информации.

Как быть

У малышей желанных такая проблема не возникает. Материнская любовь, тепло, ласка главный стимул для лучшего развития навыков у младенца. У заботливой, любящей мамы никогда кроха не окажется с диагнозом «госпитализм». Потому как никогда не оставит свою кровиночку надолго без присмотра, не заставит долго плакать, найдет причину недовольства, забьет тревогу когда что-то не так.

Родители должны помнить, мозгу ребенка необходима информация из внешнего мира, для дальнейшего правильного развития. Эту потребность необходимо развивать с первых дней жизни. Постоянная коммуникация, яркие не раздражающие игрушки, приятная музыка.

Подводя итоги

По истечении 4 недель малыш перейдет из периода новорожденности на новый уровень в период младенчества, который продлится до 1 года. Впереди большой мир и долгая полная удивительных открытий жизнь. И не только для малютки, но и для родителей. Самое главное помнить, что каждый ребенок уникален и не повторим. Посему темпы его роста и развития также индивидуальны и особенны, они могут отличаться от общепринятых стандартов, и в этом нет ничего страшного. Если есть какие-либо предпосылки, нужно незамедлительно бежать к доктору. Если таковых нет, придумывать себе причины и следствия не нужно. Есть более важное и приятное занятие – быть просто мамой! Любите и берегите своих малышей!

Бессонные ночи пугают многих родителей. Некоторые мамы на собственном опыте узнали, что ребёнок может не спать не только ночью, но и днём: кроха просто засыпает на полчаса и снова просыпается. И такая ситуация может продолжаться, как минимум год после рождения. Взрослые жалуются: колики, зубки, проблемы с животиком, все это является причиной неспокойного сна. Но если младенец постоянно спит - это мечта. Однако врачи обращают внимание: бывают ситуации, когда длительный сон новорождённого в течение суток сигнализирует о проблеме. Поэтому родителям нужно быть внимательными, чтобы не пропустить тревожные звоночки. В каких случаях спокойный, долгий сон - радость, а в каких наоборот. Попробуем разобраться.

Как понять, что малыш спит больше нормы

Конечно, все родители хотят, чтобы кроха был здоров и счастлив, больше спал и меньше плакал. Поэтому если малыш спит достаточно долго, мама и папа не перестают радоваться. Но врачи объясняют, нужно научиться понимать: младенец просто соня, его ничего не беспокоит, поэтому он сладко спит, или у ребёнка нет сил и энергии для активного времяпровождения. Последняя ситуация обязательно должна насторожить взрослых.

Новорождённый младенец спит около 20 часов в сутки. Организм адаптируется к новому миру, окружающей среде. Органы и системы ребёнка настраиваются на работу: дыхание, переваривание пищи и т.д. Мозг, воспринимая и обрабатывая такое огромное количество информации, также нуждается в длительном отдыхе.

Однако стоит знать, что малыш обязательно должен просыпаться каждые 2,5 - 3,5 часа на кормление. Ведь организму требуются питательные вещества для полноценного развития и пополнения запасов энергии.

Сон очень важен для новорождённых малышей и детей первого года жизни

Медики рекомендуют родителям изучить информацию о нормах сна детей разного возраста. В этом случае им будет легче ориентироваться в той или иной ситуации. Ведь если для младенца первого месяца жизни двадцать часов сна в сутки - это норма, то для трёхмесячного крохи это может быть поводом для беспокойства.

Видео: важность сна для ребёнка

Таблица: нормы сна для детей в возрасте до года

В первый месяц после рождения ребёнок может просыпаться до 4–5 раз за ночь для того, чтобы поесть. Это нормально, т.к. молозиво в первые несколько дней, а затем молоко очень быстро усваиваются в желудке крохи и через несколько часов малыш опять голоден. Однако с налаживанием лактации устанавливается и определённый график кормления. Некоторые дети могут спать ночью пять - шесть часов подряд без пробуждения на перекус. И это также считается нормой, если:

  • малыш активен днём: стремиться выполнять разные физические упражнения, интересуется игрушками;
  • набирает вес согласно нормам;
  • показатели роста также соответствуют норме.

Видео: доктор Комаровский о нормах детского сна

Почему так: причины, по которым новорождённые и дети до года много спят

На первых и последующих плановых осмотрах, которые проходят раз в месяц для детей младше года и являются обязательными, педиатр обязательно измеряет рост малыша и взвешивает его. Также расспрашивает родителей о привычках крохи, его поведении во время бодрствования. На основании этого доктор делает вывод о здоровье и нормах развития младенца. Однако если родители заметили, что малыш теряет аппетит и плохо ест, вялый, постоянно сонный, неактивный - это повод немедленно обратиться к педиатру за консультацией.

Длительные и сложные роды

Не всегда родовая деятельность проходит так, как это задумано природой. В некоторых случаях роды начинаются раньше положенного срока или затягиваются. И тогда врачи вынуждены применять лекарственные препараты. Это могут быть обезболивающие средства, фармакологические препарат для стимуляции родовой деятельности и т.д. Мамы малышей, которые прошли через этот длительный и сложный процесс, часто отмечают, что в первые несколько дней кроха очень много спит. Это своеобразная реакция на действие медикаментов.

Некоторые препараты могут негативно повлиять на развитие сосательного рефлекса. Вследствие этого новорождённый не получает достаточно питательных веществ, мало ест и теряет силы. Недостаток энергии и сил является причиной того, что кроха постоянно спит и мало ест.

Если мама заметила, что малыш постоянно спит и практически не просыпается на кормление, необходимо обратиться к неонатологу или педиатру. Особенно это касается недоношенных детей: у них сосательный рефлекс слабо развит в первую очередь из-за неокрепшего организма.

Некоторые мамы паникуют, когда новорождённый теряет в весе: при выписке из роддома дети теряют около 10% от общей массы тела и это норма

Недостаток питательных элементов

Самой частой причиной долгого сна младенца является недоедание. Дело в том, что с момента рождения организм ребёнка начинает расти и развиваться. И это заметно каждый месяц, каждую неделю и даже день. Самый интенсивный рост детского организма происходит в первые двенадцать месяцев его жизни. Но для полноценного развития к ребёнку должны поступать необходимые витамины, минералы, белки, жиры и углеводы. И все это есть в материнском молоке или адаптированной детской смеси. Но чем меньше кроха ест, тем меньше полезных веществ и питательных элементов попадает в организм. И если такая ситуация продолжается несколько дней, у ребёнка просто не остаётся сил на активное времяпровождение, поэтому он постоянно спит.

Медики настаивают, что малыша лучше всего с рождения приучить к режиму дня, чтобы он знал, в какое время нужно есть, спать и играть. Доктор Комаровский настаивает, что гармоничное развитие ребёнка зависит от устоявшегося распорядка дня, когда мозг подаёт сигналы о необходимости поесть, поспать или погулять.

В первую очередь родителям необходимо определить, почему кроха отказывается от еды. На это могут повлиять разные причины:

  • ребёнок неправильно берёт грудь: у мамы может быть неправильное строение сосков, поэтому кроха не может захватить сосок так, как нужно. Вследствие этого кроха тратит огромное количество сил на то, чтобы добыть молоко, но ничего не происходит или питательной жидкости поступает в организм очень мало. В процессе сосания кроха выбивается из сил и засыпает голодным;

    Медики рекомендуют молодым мамам обязательно проконсультироваться с гинекологом, неонатологом или консультантом по грудному вскармливанию, которые покажут, как правильно прикладывать младенца к груди, чтобы он получал достаточное количество молока. В некоторых случаях хорошо помогают специальные накладки на соски.

  • несоблюдение мамой диеты: не все женщины придерживаются мнения, что во время грудного вскармливания нужно ограничивать себя во многих продуктах питания. Однако стоит помнить, что некоторые продукты способны влиять на вкус грудного молока. Например, чеснок или лук делают молоко горьковатым. Конечно, кроха несколько раз попробовав такую еду будет от неё отказываться и, как следствие, недоедать;
  • неналаженная лактация: в первый месяц после рождения ребёнка организм женщины ещё не знает, сколько молока необходимо для питания младенца. У некоторых мам его так много, что кроха давится им в процессе кормления, поэтому отворачивается от груди и не хочет больше есть. У других молока катастрофически мало, поэтому малыш остаётся голодным;
  • болезнь младенца: самые распространённые причины - ринит и отит. С заложенным носом кроха не может дышать во время кормления, поэтому не может есть много, капризничает и отказывается от груди или бутылочки со смесью. Отит также доставляет неудобства крохе: боль в ухе не даёт сосредоточиться на процессе получения пищи;
  • физиологические особенности строения нёба: у некоторых детей врождённые патологии нёба. Поэтому ребёнок не может нормально сосать во время кормления.

Для того чтобы наладить режим питания, необходимо в первую очередь решить возникшие проблемы. Для этого лучше проконсультироваться с врачом, который даст необходимые рекомендации. В некоторых случаях у женщины не хватает молока и доктор советует перейти на смешанное вскармливание. Не стоит отказываться от такого варианта: недостаток питательных элементов может привести к дефициту массы тела. Это очень серьёзная ситуация, которая часто становится причиной отставания ребёнка в физическом и психологическом плане. Если малыш находится на искусственном вскармливании и отказывается от еды, стоит перейти на другую смесь. Однако самостоятельно такие вопросы решать не рекомендуется. Лучше прийти на приём к педиатру и посоветоваться с ним.

Сегодня на полках магазинов и аптек огромный выбор детского питания, смесей, который обогащены витаминами, минералами и пробиотиками. Возможно, у крохи непереносимость коровьего молока и ему подойдёт смесь на козьем молоке. Врач подскажет оптимальный вариант.

Обязательные прививки

Многие мамы отмечают, что после прививки ребёнок очень долго спит. Педиатры объясняют, что такая реакция организма является нормальной. Дело в том, что в ответ на вакцинацию у младенца может подняться температура, поэтому специалисты рекомендуют дать младенцу жаропонижающее средство. Такие лекарственные препараты обладают усыпляющим свойством. Поэтому если после прививки малыш спит дольше обычного, не стоит беспокоиться.

Проблемы первого года жизни: колики и прорезывание зубов

Без этого не обходится практически ни один ребёнок. Если колики могут обойти стороной некоторых детей, то зубки режутся у всех. Даже если организм младенца не реагирует на этот процесс повышением температуры, резкой болью в дёснах и ушах, все равно ночью малыш может неспокойно спать, часто просыпаться и просить грудь или соску. Именно в ночное время дискомфорт от прорезывания зубов доставляет ребёнку наибольший дискомфорт, поэтому его сон беспокойный, некрепкий, чаще поверхностный. Организм не успел как следует отдохнуть за ночь, поэтому днём кроха может спать дольше обычного. Это своеобразная компенсация за невысыпание ночью.

Такая ситуация является нормой, ведь организм пытается восстановить силы и укрепить иммунитет, который ослабляется на фоне физического дискомфорта от колик или прорезывания зубов.

Серьёзные болезни

Как бы родители ни хотели, чтобы их малыши всегда были здоровы, избежать заболеваний не всегда удаётся. В сезон простуд кроха может подхватить вирус гриппа или простыть. Ещё недостаточно окрепший желудочно-кишечный тракт не может в достаточной мере бороться с ротовирусом, а у новорождённых малышей часто диагностируют желтушку ещё в роддоме. Для борьбы с заболеванием ребёнку требуется много сил и энергии, поэтому кроха много спит. Врачи не перестают повторять, что сон для младенца - лучшее лекарство. Так организм быстрее восстанавливается после болезни.

Длительный сон во время и после перенесённого заболевания - нормальный физиологический процесс

Врачи обращают внимание родителей на необходимость достаточного питания младенца во время болезни. Особенно это касается ротавируса и отравления. Рвота и диарея могут привести к обезвоживанию, поэтому ребёнок должен получать достаточное количество жидкости: грудного молока, смеси и воды.

Также наладить процесс кормления важно и сразу после рождения. В первые дни жизни ребёнка из организма должен выводиться билирубин. Чтобы этот процесс протекал нормально, обязательно поступление достаточного количества жидкости во время кормления. Если младенец плохо ест, из-за недостатка жидкости концентрация билирубина в крови не уменьшается, а увеличивается, что и приводит к развитию физиологической желтушки.

Если у ребёнка высокая температура, рвота, диарея, хрипы во время сна - это повод срочно вызывать врача. Доктор оценит общее состояние крохи и назначит схему лечения. Не стоит рисковать здоровьем ребёнка и заниматься самолечением. Медики отмечают, что длительный сон во время или после болезни не должен вызывать беспокойства у родителей, если:

  • ребёнок нормально дышит во сне, нет хрипов и задержки дыхания;
  • температура тела не выше 37 градусов;
  • кожа младенца розоватого оттенка, не слишком красная, не бледная и не синюшная.

Внешние раздражители

У малышей ещё недостаточно окрепшая нервная система, поэтому дети очень чутко реагируют на ссоры между родителями, постоянную работу телевизора, яркое освещение и другие факторы. Организм как бы включает защитный режим, пытаясь абстрагироваться от этих раздражителей. Однако такой сон неспокойный, поверхностный, дети даже могут часто плакать или всхлипывать во время отдыха. В итоге организм не восстанавливает силы в достаточной мере и ребёнок продолжает спать длительное время.

Конечно, это не говорит о том, что малыша днём нужно укладывать в полностью тёмной комнате и в абсолютной тишине. Но родители должны создать оптимальные условия для спокойного детского сна: солнечный свет не должен светить прямо в глаза малышу, телевизор лучше выключить или сделать на минимальную громкость.

Родители должны организовать комфортные условия для отдыха малыша

Вызываем скорую: когда стоит беспокоиться

Конечно, в некоторых случаях длительный сон - вариант нормы, но родители должны постоянно следить за состоянием ребёнка. Ведь ухудшение возможно в любую минуту и главное - не упустить время. Медики выделяют несколько симптомов, при которых обязательна неотложная помощь младенцу:

  • ребёнок спит более 5 часов в одной позе и не просыпается;
  • резкое повышение температуры;
  • слизистые малыша сухие, кожа приобретает синий цвет;
  • кроха спит несколько часов подряд и плачет во сне, но не просыпается;
  • затруднённое дыхание или его задержка;
  • у малыша наблюдается редкое мочеиспускание: в сутки уходит менее пяти подгузников. Это говорит об обезвоживании организма.

Будить или не будить: вот в чём вопрос

Часто родители радуются, если их кроха долго спит и не капризничает. Однако стоит следить за временем, чтобы малыш не остался голодным, ведь каждое кормление очень важно для растущего организма. Медики отмечают, что ночью ребёнок может спать без пробуждения 6 часов, а днём - не более четырёх. Если кроха не просыпается по истечении этого временного промежутка, его рекомендуется разбудить и накормить. Как только ребёнок пополнит запас питательных веществ он может опять захотеть спать. Для новорождённых и грудничков это нормально.

Доктор Комаровский имеет свою точку зрения на этот счёт: каждый ребёнок развивается индивидуальными темпами, поэтому организм сам знает, сколько ему нужно времени для сна. Родителям не стоит будить малыша каждые три часа, чтобы покормить его. Но это правило действует только в том случае, если малыш полностью здоров, хорошо ест и набирает вес. В противном случае необходима консультация врача, который сможет определить причину столь длительного сна и объяснит родителям порядок действий.

Нередко возникают такие ситуации, когда малыш просто перепутал день с ночью: в светлое время суток ребёнок большую часть спит, а вот ночью наоборот. В этом случае доктор Комаровский настаивает, что малыша обязательно нужно будить в течение дня, активно проводить с ним время, чтобы к вечеру кроха устал и спокойно спал ночью. Как только организм перестроится на нормальный режим сна и бодрствования, малыш сам будет просыпаться в положенное время.

Видео: стоит ли будить ребёнка

Как правильно разбудить ребёнка

Будить младенца нужно спокойно и аккуратно, ведь кроха может испугаться и начать плакать. Такие стрессовые ситуации нам ни к чему. Специалисты настаивают, что будить кроху нужно в поверхностной фазе сна. Её легко определить по нескольким признакам:

  • у малыша немного подёргиваются веки, видно, как под ними двигаются глазные яблоки;
  • кроха может смеяться или похныкивать во сне, меняется мимика;
  • ноги и руки могут немного шевелиться;
  • младенец может выполнять сосательные движения губами.

В этом случае ребёнка можно разбудить. Каким способом это сделать, каждая мама решает самостоятельно. Некоторые дети быстро просыпаются, стоит родителям погладить их по спинке или руке, другие открывают глазки, чувствуя запах молока или смеси. Вот несколько способов, которые помогут разбудить соню:

  • начните менять подгузник;
  • если в помещении тепло, можно раскрыть младенца и начать раздевать его;
  • нежно помассируйте ручки или ножки малыша;
  • погладьте животик или спинку;
  • поднесите к губам бутылочку со смесью или грудь. Дети чувствуют запах молока мгновенно. Если малыш не просыпается, можно капнуть молоком на губки ребёнка;
  • пойте песенку или разговаривайте с младенцем.

Главное правило - действия не должны быть резкими и сопровождаться строгим и слишком громким голосом, чтобы малыш не испугался.

Что говорят родители

Мнения родителей по поводу длительного сна расходятся. Некоторые мамы и папы даже не подозревают, что столь долгий сон может сигнализировать о серьёзных проблемах со здоровьем крохи. Другие же считают, что младенца нужно будить каждые 2–3 часа для кормления, не зависимо от того, хочет кроха просыпаться или нет. Из опыта предыдущих поколений, многие мамы и папы сделали вывод, что длительный сон ребёнка может быть наследственным фактором, поэтому не стоит беспокоиться и будить малыша. Сегодня педиатры не настаивают на кормлении по часам для детей на грудном вскармливании, поэтому питание по требованию может предусматривать более длительные перерывы.

Но врачи рекомендуют не упускать из виду очевидные факты: если ребёнок мало ест и много спит, вялый, практически не интересуется окружающей остановкой, не реагирует на голос мамы или папы - это повод обратиться за помощью.

У меня так было с дочкой, была эпидуральная анестезия.Не уверена, что это её последствия, так как дочка вообще редко плакала в младенчестве и уже где-то месяцев с трёх спала всю ночь с 10 вечера до 6 утра. Первый месяц я вообще удивлялась её спокойствию, единственно что - мы потеряли немного в весе, так как я пыталась кормить по требованию - а она не требовала! Врач сказал - будить и кормить.

Мой первый месяц спал очень хорошо, просыпался поесть через 3–4 часа, ночью спал с 12 до 6 утра, мне и в голову не приходило, что это ненормально 🙂 Потом спать стал меньше, а ест все также 🙂 п.с. прибавки первые месяцы были 800–1000г

Мой удивительный «сплюн» был 🙂 Тоже поначалу советовали будить на кормление, но этот вариант не прошёл. Лет до 2-х спал 2 раза в день, причём часа по полтора-два.

Строю планы

https://deti.mail.ru/forum/zdorove/detskoe_zdorove/novorozhdennyj_podolgu_spit_normalno_li_jeto_stoit_li_budit/

Моя бывало и по 8 часов спала, и сын сейчас спит ночью 7 часов….мама говорит, я такая же была..видимо, наследственность

Анна

У меня всегда много спал.Ночью,правда,просыпался поесть.Но не плакал.поел и дальше спать.Лет до 4х днём спал по 3–4 часа.Сейчас (в шесть) в саду просыпается последний)). Но в периоды бодрствования всегда был достаточно активным,поэтому я не парилась.Ну любит поспать.Я тоже люблю,но нельзя((

anna antonova

https://deti.mail.ru/forum/zdorove/detskoe_zdorove/novorozhdennyj_podolgu_spit_normalno_li_jeto_stoit_li_budit/?page=2

Медики не перестают повторять, что каждый ребёнок индивидуален: кто-то спит больше, кто-то меньше. От здорового сна зависит не только отдых, но и полноценное развитие малыша. Ведь организм воспринимает так много нового и ему требуется время, чтобы обработать информацию и подготовиться к следующим открытиям. Но бывают ситуации, когда длительный сон опасен не только для здоровья младенца, но и для его жизни. Поэтому родителям необходимо тщательно следить за состоянием малыша каждый день. Если что-то беспокоит в поведении ребёнка, лучше обратиться к педиатру или неврологу. Не стоит заниматься самолечением и подвергать жизнь младенца опасности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!