Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Что может ребенок в 5 лет. Что должен знать и уметь ребенок в пять лет

Бытует мнение, что к шести – семи годам ребенок должен знать и уметь следующее:

знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать

дни недели;
иметь представления о природных и погодных явлениях;
знать основные цвета;
знать понятия «право-лево»;
знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
знать праздники;
уметь рассказать, чем он любит заниматься;
самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Интеллектуальное развитие
В этой области ребенок должен уметь

решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
находить лишний предмет в группе;
добавлять в группу недостающие предметы;
рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
группировать предметы по признаку и называть его;
восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слух, зрение, внимание, память, речь
Здесь дошкольнику нужно уметь:

находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
точно копировать простой узор;
описывать по памяти картинку;
запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
пересказать услышанный рассказ;
составлять рассказ по картинке

Основы математики
Перед поступлением в первый класс необходимо:

уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
знать понятия «больше-меньше-поровну»;
знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Чтение
Важно, чтобы ребенок:

отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
подбирал слова на заданную букву;
делил слово на слоги;
читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Навыки письма
Для успешного начала учебы в школе требуется:

правильно держать ручку и карандаш в руке;
проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
копировать с образца геометрические фигуры;
уметь продолжить штриховку рисунка;
уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Как проходит собеседование?

Собеседование обычно проводят завуч начальной школы, учитель начальных классов, психолог и логопед. В языковой школе может также присутствовать учитель иностранного языка.
Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя. «Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями.
Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место». Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест.

Какие вопросы могут задать на собеседовании? Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний.

Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий. Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке.
Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон…
Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку). Могут даже провести графический диктант.
Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?».
При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке.Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием. Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло.Какие документы необходимы перед поступлением в первый класс?1. Свидетельство о рождении ребенка и его ксерокопия.
2. Паспорт одного из родителей, куда вписан ребенок, и его ксерокопия.
3. Медицинская карта, оформленная и заверенная печатью поликлиники.
4. Ксерокопия медицинского полиса.
5. Заявление, которое пишется на месте, в школе.
6. Некоторые школы просят две фотографии ребенка размером 3×4.
Готов ли ваш ребенок к школе?

В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребенок младше – решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования.
Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе

Содержание статьи:

Когда ребенку исполняется 5 лет, в его жизни наступает новый этап. Это касается и физического, и психического, и интеллектуального развития. В этом возрасте дети развиваются очень стремительно. Родители не успевают и глазом моргнуть, как милый малыш превращается в дошкольника, в самостоятельную, вполне сформировавшуюся личность.

Главная задача сейчас - подготовить эту личность к школе так, что желание учиться у ребенка не пропало. Для этого необходимо опереться на те знания, умения и навыки, который ребенок накопил к пятилетнему возрасту и на особенности развития детей в 5 лет.

Что должен уметь ребенок в пять лет

Существуют некие нормы развития ребенка, соответствие которым говорит о том, что у ребенка в будущем не появятся проблемы в обучении и других сферах жизни. Прежде чем перейти к этим нормам необходимо ознакомиться с возрастными особенностями детей 5 лет.

В этот период малыш «бурлит» фантазиями и идеями, у него наступает пик творческого развития. Нестандартная логика, богатое воображение не раз будут удивлять родителей, для которых главная сейчас задача постараться не погасить зачатки его будущих талантов. У ребенка улучшается координация, увеличивается ловкость и сила. В эмоциональном плане малыш к этому возрасту тоже значительно вырастает. Он учится сдерживать свои эмоции, управлять ими. Конечно, это не всегда получается.

В 5 лет происходит четкое осознание своей половой принадлежности. И именно сейчас для мальчиков очень нужен папа, как пример, а девочкам - мама.

Интеллектуальное развитие также делает большой рывок, ну а нравственное в этот период зависит от окружения, поведения в семье и других факторов.

5 лет - это тот самый возраст, когда уже можно легко определить каким ребенок вырастет, каким он станет в будущем! Заниматься с ребенком в этот период очень увлекательно, он проявляет настоящую тягу к знаниям, интересуется практически всем на свете. Важно эту тягу не отбить.

Физическое развитие ребенка в 5 лет

Пятилетние дети быстро растут, при этом не прибавляя в весе. Норма веса и роста в этом возрасте такова:

Нужно понимать, что значения усредненные. И когда какой-то из показателей отклоняется в ту или иную сторону, не стоит паниковать, ведь все индивидуально. Но если одолевают сомнения, то лучше показаться врачу и рассказать о своих тревогах.

О качестве физического развития говорят и двигательные навыки малыша. Он должен уметь:

Быстро бегать.

С легкостью стоять и прыгать на одной ноге.

Спрыгивать с возвышения в 20–30 см.

Лазать по гимнастической лесенке.

Сохранять равновесие.

Удерживать свой вес на канате (некоторые дети в этом возрасте умеют по нему забираться).

Подбрасывать мячик и ловить его.

Кидать мяч в цель и др.

Кроме того, он уже может смело осваивать двухколесный велосипед, лыжи, плавание, езду верхом и другие новые для него виды спорта и физические упражнения.

В это же время нужно уделять внимание развитию мелкой моторики у ребенка.

Мелкая моторика в 5 лет

Родителям, особенно если ребенок не посещает дошкольное учреждение, необходимо регулярно проводить занятия по развитию мелкой моторики. Пятилетний ребенок должен уметь:

1. Правильно держать ручку, кисточку и т. д.

2. Аккуратно раскрашивать рисунки.

3. Рисовать буквы, цифры и другие фигуры по образцу.

4. Лепить мелкие пластилиновые детали.

5. Завязывать и развязывать шнурки.

6. Работать с ножницами и т. п.

К пятилетнему возрасту малыш уже может самостоятельно нанизывать на тонкую нитку бусинки или пуговички, собирать сложные конструкторы, рисовать так, что легко можно определить изображенное. Его уже легко научить простым поделкам оригами, он без труда складывает пазлы.

Кроме всего прочего малыш 5 лет уже имеет элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены, знает правила поведения за столом, умеет застегивать молнию и пуговицы на одежде.

Для того чтобы данные навыки совершенствовались, не стоит ребенку без надобности помогать!

Умственное развитие пятилетнего ребенка

В пять лет интеллектуальное развитие выходит на первый план на фоне подготовки к школе. В тот период необходимы постоянные занятия для восполнения пробелов, если ребенок не знает того, что должен знать и для совершенствования знаний в различных сферах.

1. Математические знания . В пятилетнем возрасте ребенок должен обладать следующими математическими познаниями:

Знать арифметические знаки и для чего они нужны.

Использовать в речи порядковые и количественные числительные.

Сравнивать числа в пределах 10.

Выражать словами местоположение предмета по отношению к другим.

Знать основные геометрические фигуры, рисовать их и т. д.

2. Развитие речи у ребенка . В норме малыш должен:

Правильно произносить звуки (при наличии проблемы необходимы занятия с логопедом).

Говорить выразительно.

Составлять связный рассказ из собственной жизни и по картинке (5–6 предложений).

Легко запоминать поговорки, маленькие стихи, считалки.

Знать хотя бы 15 букв алфавита и т. д.

3. Знания об окружающем мире . В 5 лет ребенок должен знать:

Собственные, родителей, близких людей ФИО.

Свою половую принадлежность.

Название страны, свой адрес.

Возраст собственный и родителей.

Основные профессии и их особенности.

Место работы родителей.

Цвета и оттенки.

Времена года, времена суток, дни недели, их последовательность.

Название месяцев, последовательность.

Ребенок в пятилетнем возрасте должен понимать, что представляет собой живая и неживая природа, уметь обобщать предметы, находить среди группы предметов «лишний», объяснять выбор.

4. Развитие памяти и мышления . Память находится в состоянии перехода от непроизвольного к сознательному запоминанию. Для того чтобы свое развитие получила и смысловая память как раз самое время ребенку объяснять непонятные для него слова, встретившиеся в книгах или быту. В 5 лет ребенок может:

Заниматься одним делом от 10 до 15 минут не прерываясь.

Запоминать предметы, их расположение, определять «пропавший» или «новый».

Находить отличия.

Описывать события и рассказывать о том, что происходило вчера, сегодня, в другой день.

Легко запоминать иностранные слова, новые слова родного языка, значения слов.

Конечно, лучше всего ребенок будет запоминать то, что ему понравилось. Если что-то его вынудят выучить, то это он быстро забудет.

Психическое развитие ребенка в 5 лет

Психическое развитие ребенка 5 лет неразрывно связано с другими сферами. Впервые у него появляется желание быть как взрослый, понимая, что он - индивидуальность, возникают склонности к определенным занятиям (которые хорошо бы не проглядеть), формируются личность, характер, свои собственные интересы.

Сейчас малыш понимает, что он не «центр земли», и для него обретают смысл правила и нормы поведения.

В этот период на развитие личности ребенка влияют следующие факторы:

Воспитание.

Окружающая среда.

Наследственность.

С последним вряд ли что-то можно сделать и как-то изменить, то первые два фактора в руках родителей. И если ребенок с раннего детства привыкнет к хорошему общению и окружению, если взаимопонимание и уважение для него будут в этом возрасте нормой, то вряд ли в будущем у него в этом плане возникнут какие-либо отклонения.

Основные черты характера уже сформировались. В настоящее время наступил период затишья, один возрастной кризис закончился, другой еще не начался. С ребенком стало легко договориться, исчезли капризы, он стал больше прислушиваться к мнению родителей.

Почти всегда у малыша в пятилетнем возрасте хорошее настроение. Он радуется всему: встречам, новым игрушкам, открытиям. Появляются предпочтения в общении: ему может кто-то нравится, к кому-то он испытывает антипатию. Задача родителей в данном случае помогать своему ребенку контролировать эмоции, потому что он только этому учится, но у него не всегда получается.

Уже в 5 лет ребенок легко отличает плохой поступок от хорошего, может испытывать чувство справедливости, сострадания, милосердия. Он вдруг начинает заботиться обо всем живом, жалеть тех, кто брошен и одинок. Именно в этом возрасте дети часто приносят домой котят и щенков, подобранных на улице.

В 5 лет очень сильно воображение, вплоть до смешивания реальности с фантазиями, часто дети могут придумывать себе вымышленных друзей и общаться с ними. Родителям не нужно думать, что ребенок сошел с ума. Это своего рода этап становления, который обязательно нужно пройти для того чтобы малыш стал самостоятельным, инициативным, развивался в творческом плане. Очень скоро все встанет на свои места и воображение уже не будет таким бурным.

Если ребенок в 5 лет отстает в развитии

Если развитие ребенка по некоторым параметрам не соответствует возрасту, то здесь необходимо выяснить степень этого отставания, выявить насколько серьезны нарушения. В возрасте 5 лет все серьезные отклонения в основном уже известны, в этом периоде уже ничего не может удивить родителей.

Проблемы могут появиться:

В речевом развитии.

Способности запоминать.

Концентрации внимания.

Физическом развитии.

В отсутствии самостоятельности.

В случае выявления каких-либо отклонений родителям необходимо обратиться с ребенком к специалистам. Здесь могут помочь:

Логопед.

Детский психолог.

Психиатр.

Дефектолог.

Невролог.

Дети с серьезными проблемами в развитии обучаются в специальных коррекционных учебных заведениях, где к каждому ребенку имеется индивидуальный подход.

Некоторых родителей беспокоит, что ребенок в 5 лет писается ночью. Энурез может возникнуть в этом возрасте как симптом заболевания (от сахарного диабета до эпилепсии) или по причине психологической травмы (ссоры в доме, ревность, постоянные стрессы и т. д.). Помочь здесь способен только врач, который выявит причину и назначит лечение: медикаментозное, психотерапевтическое, физиотерапевтическое.

Подготовка к школе в 5 лет

5 лет - это тот самый возраст, когда необходимо начинать подготовку к школе. Поэтому родителям обязательно нужно заниматься с малышом, тем более, если он не посещает детский сад. При этом нужно учитывать, что непрерывно работать ребенок в одной сфере может не более 15 минут, поэтому занятия (и желательно в игровой форме) нужно строить в пределах этого времени.

Если малыш еще не знает ни одной буквы, сейчас самое время заняться алфавитом. Не знает цифр, именно сегодня можно путем различных развивающих игр для детей 5 лет исправить данную оплошность.

Элементарные математические навыки ребенок может получить при помощи палочек для счета, различных пособий с простыми задачками для дошкольников. Мамам и папам необходимо понимать, что насильно в голову ребенка ничего нельзя запихать. Как уже упоминалось, он просто быстро все позабудет. Поэтому обучать своего малыша нужно именно играя, чтобы ему было интересно познавать новое, благо в этом возрасте у него присутствует огромная тяга к знаниям.

Особое внимание желательно уделить творческому развитию. Любые способности, которые обычно начинают проявляться в этом возрасте, необходимо заметить и стараться развить. Можно рисовать с ребенком, лепить, складывать оригами, клеить аппликации. Все это очень пригодится ему в школе.

Хорошо также много читать, просить малыша пересказать услышанное, задавать вопросы по тексту, а затем помочь ему выделить главное и второстепенное, уловить суть и понять тему. Только без принуждения. Таким образом, у ребенка развивается не только речь, но и мышление.

И не нужно зацикливаться только на умственном развитии. Физическое тоже очень важно. Необходим комплексный подход, ребенок должен развиваться гармонично!

Вашему малышу исполнилось 5 лет, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс - занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

К 5 годам ребенок должен уметь:

Внимание.

  • Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Копировать в точности узор или движение.
  • Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки - хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей - сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта - положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», - подними руку и т.д.

Математика.

  • Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
  • Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  • Как пользоваться арифметическими знаками действий.
  • Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
  • Состав чисел первого десятка.
  • Прямой и обратный порядок числового ряда.
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Название текущего месяца, последовательность дней недели.

Память.

  • Запоминать 8-10 картинок.
  • Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся - над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
  • Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
  • Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
  • Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
  • Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
  • Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» - и т. д.
  • Определять последовательность событий.

Мышление.

  • Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
  • Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
  • Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
  • Складывать пазлы без посторонней помощи.

Мелкая моторика.

  • Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
  • Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
  • Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Развитие речи.

  • Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с, на и т. д.
  • Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха | меховая шапка и т.д.
  • Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
  • Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
  • Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
  • Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова. Делить слова на слоги (части).
  • Различать гласные и согласные буквы.
  • Определять, на какой слог падает ударение.
  • Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
  • Определять количество звуков и букв в слове.
  • Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

Окружающий мир.

  • Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.
  • Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
  • Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
  • Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
  • Отличать хищных животных от травоядных.
  • Отличать перелетных птиц от зимующих.
  • Отличать садовые цветы от полевых.
  • Отличать деревья от кустарников.
  • Называть все явления природы.

По мнению большинства педиатров и детских психологов, 5-6 лет – самый замечательный возраст у детей. Кризис 3 лет давно позади, а до кризиса 7 лет еще есть время на отдых. В этом возрасте детки почти полностью автономны, многое знают и умеют.

Малыши все еще тесно привязаны к маме, но основное время проводят в садике или во дворе со своими новыми друзьями. Однако мамы все равно переживают за своих малюток, и сейчас даже больше, чем обычно – школа ведь не за горами. Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет, к каким из аспектов развития нужно отнестись серьезнее? Давайте вместе узнаем ответы на эти вопросы!

Развитие ребенка в 5 лет

Малыш в 5 лет – довольно самостоятельная молодая особа. Что должен уметь ребенок в 5 лет, можно узнать из среднестатистических показателей развитиядеток в этот период.

Физические и бытовые навыки

Все физические навыки крохи ориентированы на три основные задачи:

  • скорость;
  • координация;
  • равновесие.


Если с ребенком регулярно занимались, к 5 годам малыш без труда:

  • катается на двухколесном велосипеде;
  • может ездить на самокате и даже роликах;
  • умеет плавать, хорошо задерживает дыхание и ныряет;
  • может выполнять действия в движении (вести мяч, перепрыгивать или оббегать лужи);
  • может прыгать в высоту и длину, скакать на одной ноге;
  • залезает по подвесной лестнице без помощи взрослого;
  • прыгает на скакалке;
  • ритмично двигается под музыку.


Помимо двигательных функций, совершенствуются бытовые навыки.

Ребенок без труда и напоминаний:

  • чистит зубы по утрам и перед сном;
  • моет руки перед едой;
  • заправляет постель;
  • наводит порядок на рабочем месте.
  • вытереть пыль;
  • пропылесосить свою комнату;
  • протереть полы;
  • вымыть посуду.
  • собирает игрушки;


А если за все действия и помощь маме по дому хвалить старательного малыша, он будет помогать вам с огромным удовольствием!

Общение и эмоции

У детей в 5 лет уже есть собственное личное пространство. Более того, уже сформировался круг общения, состоящий из родителей, близких родственников и друзей по садику и двору. Малыш даже делит всех людей по своим категориям:

  • родители;
  • бабушки-дедушки;
  • лучшие друзья;
  • просто друзья;
  • те, кто не нравятся малышу;
  • посторонние люди.

Малыш уже в полной мере способен выражать свои эмоции словами, объяснять причины своего счастья и плохого настроения. Кроха даже знакома (в своем понимании, конечно) с такими проявлениями чувств, как любовь и ненависть.


В 5 лет кроха может:

  • самостоятельно знакомиться с детками;
  • делиться и одалживать игрушки;
  • приводить другому ребенку доводы, почему эта игрушка нужна ему именно сейчас;
  • спорить с ровесниками и родителями по любому вопросу;
  • пытаться отстоять свою точку зрения;
  • сопереживать, если кому-то плохо, радоваться вместе с другим человеком;
  • понимать мамино настроение по одной интонации голоса.

Именно эмоциональному развитию и общению стоит уделять наибольшее внимание в развитии малыша. Это – отправной пункт его последующей социализации в новых коллективах – в школе, в университете, на работе.


Развитие мышления и речи

В 5 лет детки довольно смышленые. Хорошо развито понятие закономерностей, активно развивается логическое и критическое мышление. Многие дети в этот период с огромным удовольствием рисуют. Если показать ребенку в 5 лет, как правильно рисовать тот или иной предмет, он с удовольствием повторит и научится рисовать новый объект уже без вашей помощи.

К 5 годам ребенок должен уметь хотя бы половину из того, что потребуется ему в школе:

  • концентрировать внимание на одном занятии более 15 минут;
  • правильно держать ручку и карандаш, уметь орудовать кисточкой;
  • различать многие цвета и даже оттенки, называть их;
  • знать счет до 10 на пальцах, уметь показывать все цифры на картинках;
  • узнавать буквы на кубиках или в книжке-азбуке;
  • составлять паззл;
  • описывать увиденное на картинке;
  • знать многих животных и птиц, отличать домашнюю фауну от дикой;
  • знать хотя бы 5 разных деревьев, называть их по форме листочка.

В 5 лет детки хорошо говорят, используя при разговоре все части речи. Пользуются понятиями времени, числа, падежами. Единственные несовершенства разговора – возможные выпадения сонорных звуков. Но в 5 лет это еще не критично.


Это далеко не весь перечень «умелок» 5-летнего малыша. Главное – чтобы ребенок развивался, каждый день пополнял багаж знаний и совершенствовал свои навыки. Если кроха не научилась чему-то до 5 лет, у нее еще целый год перед школой, не стоит слишком переживать по этому поводу.

Развитие ребенка в 6 лет

В 6 лет основная задача мамы – научить ребенка всему тому, что он должен знать и уметь к первому походу в школу. Самое главное – малыш должен четко знать:

  • свою фамилию, имя и отчество;
  • имена и место работы родителей;
  • свой домашний адрес и дорогу до школы.

Физические и бытовые навыки

Малыш в возрасте шести лет:

  • активно бегает, меняет направление при беге, не сбавляя скорость;
  • умеет ездить на транспорте – велосипеде или самокате, роликах;
  • хорошо плавает и ныряет;
  • умеет делать зарядку, повторяя упражнения за взрослым;
  • играет в мяч (футбол, баскетбол);
  • занимается спортом (ходит в спортивную секцию).


К бытовым навыкам, освоенным крохой еще в 5 лет, прибавляются:

  • умение складывать и одевать ранец;
  • умение самостоятельно одеться и правильно завязать шнурки, повязать шарф;
  • умение обращаться с лоточками для перекуса, откручивать бутылочку с водой и плотно закручивать крышку, когда попил.

Также ребенка нужно научить следить за своим внешним видом и привить опрятность – вас ведь не будет в школе, чтобы заправить рубашку в брючки или поправить платьице.

Общение и эмоции

Детки в 6 лет без труда заводят новых друзей среди сверстников. Мальчишки и девчонки уже давно умеют:

  • выражать свои эмоции интонацией и громкостью речи, мимикой лица и жестами;
  • сопереживать чужим эмоциям;
  • выражать собственную точку зрения;
  • стоять на своем.

А еще малыш учится конфликтовать со сверстниками и искать выход из подобных стычек.

Важно! Не стоит запрещать малышу ругаться, лучше рассказать ему, как избежать конфликта или свести его на нет.

Развитие мышления и речи

Шестилетки – довольно смышленые малыши. Они уже умеют, или вовсю учатся:

  • писать первые палочки и крючки;
  • рисовать различные картинки;
  • ориентироваться в простых геометрических фигурах;
  • знать счет как минимум до 10, узнавать цифры на рисунках и пытаться их повторить;
  • знать буквы, учить алфавит.



Мышление крохи выходит на новый уровень – ребенок осмысливает информацию, запоминает то, что ему нравится или интересно, строит сложные логические цепочки. Кроха начинает интересоваться природой вещей и различных явлений.

Как морально подготовить ребенка к школе

Практически все, что должен знать ребенок перед школой, ему дадут в подготовительной группе детского сада. Задача родителей – подготовить малыша к новому периоду его жизни морально:

  1. Не перегружайте ребенка письмом или чтением – вы можете приглушить его желание учиться своей настойчивостью.
  2. Подталкивайте кроху к пользованию литературой – в школе книги станут основным источником получения информации, он должен быть к этому готов.
  3. Понаблюдайте за тем, как малыш ведет себя с другими детьми. Самое важное в школе – взаимодействие с коллективом, нужно научить малыша просить, делиться и мириться в случае ссоры.
  4. Играйте с малышом в развивающие игры на школьную тематику, проводите «уроки» – так малышу будет понятнее, что его ожидает в школе, он не будет напуган или шокирован после первых школьных будней.
  5. Отзывайтесь о школе хорошо. Ваше настроение передастся ребенку и «первый раз в первый класс» он пойдет с радостью.


  • Первое, что нужно привить ребенку перед школой – дисциплину. Ведь учительница не будет церемониться с неуправляемым малышом. Но делайте это аккуратно, в первую очередь разберитесь, —как правильно наказать ребенка— за его шалости.
  • В школе поощряют творчество. Ели у вашего ребенка есть тяга к искусству, есть смысл отправить его на курсы в изостудию. Там он найдет новых друзей и впервые попробует влиться в незнакомый коллектив в таком сознательном возрасте.
  • Не пускайте образование ребенка на самотек. Проводите с крохой , 6 лет. Так малыш будет равномерно развиваться, учиться вниманию и усидчивости, что очень поможет ему в школе.
  • Помните – когда ребенок сядет за школьную скамью, начнется новый серьезный период в его жизни. Занятия занятиями, но дайте крохе больше времени, чтобы он как следует наигрался.

Навыки ребенка в 5-6 лет – видео

В этом видео логопед рассказывает, как развивается речь детей в 5-6-летнем возрасте.

В этом ролике показано, как можно играть с детьми 5-6 лет.

В возрасте 5-6 лет малыши уже довольно самостоятельные и независимые маленькие люди. Совсем скоро они отправятся в свой первый класс грызть гранит науки. Самое лучшее, что вы можете сейчас для них сделать – уделять им как можно больше внимания, проявлять заботу, поддерживать крох во всех их начинаниях. Пройдет немножко времени, и вас разлучит школьный звонок.

Постарайтесь до этого дать своему ребенку как можно больше!

А сколько лет вашему малышу? Вы уже активно готовитесь к школе? Если у вас есть идеи игр для подготовки малыша к учебному процессу – поделитесь ими с нами в комментариях!

Всё зависит от того, в какую школу ваш малыш пойдет. В самой обычной, с заниженными требованиями при поступлении, ребёнку в первых классах может быть очень скучно и не интересно.

Перед тем как пойти в школу ребенок должен обладать элементарными знаниями, в этом ему должны помочь дошкольное образование и родители. Многие считают, что необходимо уже уметь читать, писать и считать, а некоторые школы предлагают даже сдавать экзамены будущим первоклашкам. Вопрос этот спорный и у каждой школы свое мнение на этот счет. Дошкольное образование дети получают совершенно разное, не существет одной единственно верной программы.

Что должен уметь ребенок перед школой.

1. Ребенок должен ориентироваться в окружающем мире, знать что такое день и ночь, правила поведения - здороваться при встрече и говорить до свидания, когда уходит, понимать что такое живая и неживая природа и так далее. В общем понимать окружающий его мир.

2. Знать как его зовут, какого он пола, знать по именам всех членов своей семьи и даже называть имена друзей. Называть адрес где он живет.

3. Ориентироваться пространстве направо, налево, высоко, низко, далеко, близко и т.д.

4. Речь у дошколенка должна быть осмысленной, стройными предложениями и законченной мыслью. Ребенок должен уметь пересказывать увиденное.

6. Дошкольник должен знать основные цвета и называть их, а так же отличать времена года, месяцы и дни недели.

7. Дошкольник должен уметь собирать легкие пазлы из нескольких фигур. Выполнять несложные логические игры для детей своего возраста.

Вот небольшой тест для выяснения способностей ребёнка.

Объясните ребенку задание и предложите выполнить его самостоятельно. Если он затрудняется, помогите ему, но ни в коем случае не делайте за него. Если ребенок не справляется, то вы будете знать над чем нужно поработать.

Математика - считать в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными, сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов двумя способами, выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам, ориентироваться на листе бумаги.

* Ребенку предлагают лист бумаги с разбросанными числами, надо найти по порядку все числа от одного до десяти, а затем в обратном порядке.

* Сосчитай числа от 1 до 10.

* Сравни числа 5 и 6. Какое число больше, а какое меньше? Что нужно сделать для того, чтобы уровнять эти числа.

* Сколько единиц прячется в числе 3, 7, 9.

* Какое число пропущено (на слух)?

1 2 3 4 5 7 8 9 10.

* Какие числа больше 5, но меньше 8?

* Найди и назови в окружающей тебя обстановке предметы круглой, треугольной, четырехугольной формы.

Развитие речи - правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно, поддерживать непринужденную беседу, составлять связные рассказы из 5-6 предложений.

* Назови слова наоборот.

Подушка мягкая, а стол …
Огонь горячий, а лед …
Слон большой, а мышка …
Река широкая, а ручеек…
Куст низкий, а дерево…
Буратино веселый, а Пьеро …

* Послушай скороговорки. Попробуй повторить их четко и внятно.
От топота копыт пыль по полю летит.
У маленькой Сани санки едут сами.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки.

* Назови слова во множественном числе правильно: например котенок - котята и т. д.
Поросенок - …
Жеребенок - …
Ягненок - …
Дерево - …
Дом - …
Стол - …
Тетрадь - …

* Послушай слова, на какой звук начинается каждое из этих слов?

Самолет, зима, цапля, шишка, жук, лимон, рыба, колесо.

* Дай характеристику этим предметам. Опиши их. Например: яблоко - это фрукт, круглое, зеленое, кислое; чашка - это посуда, фарфоровая, желтая, маленькая.
Лимон, морковь, молоко, огурец, ваза, диван, машина.

Мышление - определять последовательность событий, складывать разрезанную картинку из 9 частей, находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

* Ребенку предлагаются картинки с недостающими деталями (стол без одной ножки, и т. д.). Если ребенок сам догадается, чего не хватает на рисунках, у него развито мышление.

* Ребенку предлагается 4 картинки с одним лишним предметом (бананы, яблоко, груша, огурец). Следует правильно назвать лишний предмет, назвав все остальные обобщающим словом.

* «Нелепица». Рассмотри картинку. Что перепутал художник? Расскажи. Малыш должен самостоятельно найти все несоответствия и попытайся объяснить их.

* Подбери подходящие слова и закончи выражение правильно.

Огурец - это овощ, а яблоко - это -
На столе - скатерть, а на полу -
Учитель - в школе, а врач -
У человека - руки, а у медведя -

* Так бывает или нет? Скажи, какие фразы правильные, а какие нет? Объясни, почему?

Поезд лети по небу.
Волк бродит по лесу.
Яблоко соленое.
Человек вьет гнездо.
Кошка гуляет по крыше.
Лодка плывет по небу.

Память - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 мин., рассказывать наизусть несколько стихотворений, пересказывать близко к тексту прочитанное произведение, сравнивать два изображения по памяти

* ребенку предлагают рассмотреть картинки и запомнить, затем убрать картинки. Малыш должен вспомнить все, что было нарисовано. (Если он вспомнит не менее 6 картинок из 8 предложенных - у него хорошая память).
* Послушай слова, запомни их и повтори.

Кот, книга, самолет, цветок, лиса, дерево, зонт, ключ
* Послушай фразы. Постарайся их запомнить, а затем повтори каждую из них без ошибок.

* Послушай пары слов. Постарайся их запомнить.

Дождь - зонт Самолет - облако
Чашка - блюдце карандаш - тетрадь
Кошка - молоко лес - грибы
Птица - гнездо дом - окно

А теперь по первым словам в каждой паре постарайся вспомнить вторые.

Дождь - Самолет -
Чашка - карандаш -
Кошка - лес -
Птица - дом -

* Вспомни названия сказок, в которых встречаются эти слова.

Старик, старуха, колобок, волк, заяц, медведь, лиса.
Посадил, выросла, стал тянуть, тянет - потянет, позвал, вытянули.
Дед, баба, курочка, яичко, били - били, не разбили.

Внимание - выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 мин удерживать в поле зрения 6-7 предметов, находить 5-6 отличий между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить 4-5 пар одинаков предметов.

* Послушай слова. Постарайся их повторить без ошибок, в такой же последовательности, как они написаны в ряду, не пропуская ни одного слова. 1. Конь, гриб, корзина.
2. Петух, солнце, машина, тетрадь.
3. Крыша, пень, вода, свеча, школа.
4. Гора, птица, стол, часы, снег, мед.
* Если услышишь название игрушки - хлопни в ладоши.

Дерево, мячик, книга, яблоко, юла, сумка, роза, апельсин, погремушка, пирамидка, бабочка, цветок, солнце, кукла, трава, матрешка.

* Внимательно послушай текст, повтори его и ответь на вопросы.

Детям купили игрушки. Тане - куклу, Оле - мячик, Саше- машинку, Диме - кораблик. Кому что купили?

* Повтори числа в таком же порядке, не пропуская ни одного.

1, 3, 6
5, 1, 7, 2
7, 2, 4, 9


Дополнительно

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!